Плюсы работы в сельской школе

Опубликовано: 15.05.2024

Данный материал подготовила учительница руского языка и литературы из сельской школы в Казахстане. Возможно, он будет сильно отличаться от того, что нам рассказала бы преподаватель, скажем, математики, столичного лицея, зато этот текст прекрасно передает другую проблему: что значит быть педагогом.

Как я стала учителем в сельской школе

Меня зовут Комарова Елена Константиновна, мне 31 год, из них 9 лет я проработала учителем русского языка и литературы в сельской школе. Живу я в Казахстане, но у меня много знакомых работают в российских школах, потому могу сказать, что образование в этих двух странах, как и проблемы, связанные с образованием, в принципе похожи. Как я уже сказала, я работаю в обычной сельской малокомплектной школе, где количество детей в классах не превышает цифру двенадцать.

рабочее место учителя

Педагогическое образование

Уж не знаю, в награду или в наказание, но судьба распорядилась так, что я стала учителем. Я никогда не мечтала об этой профессии, в юношеском возрасте мною владела мечта стать журналистом, но в последнюю минуту я испугалась творческого экзамена и подала документы на филологический факультет. О чем я впоследствии ни разу не пожалела. Мне очень повезло с преподавательским составом, это были преподаватели еще той, советской закалки, ответственные, честные и трудолюбивые. Стоит ли говорить, какое образование по качеству я получила! И сразу же по программе «С дипломом в село» я попала в, теперь уже ставшую родной, среднюю школу имени Горького.

Педагоги

Легко ли быть учителем?

Говорить об особенностях профессии можно бесконечно, но, с другой стороны, кто же не знает, кто такой учитель? В жизни каждого человека есть свой родной и любимый учитель, чьи уроки вспоминаются с благодарностью долгие годы. Наставник, путеводитель, поддержка и опора, просто друг – именно таким представляют себе дети идеального учителя. К сожалению, на сегодняшний день в учительской профессии очень много случайных людей, что негативно сказывается на престиже педагога. Мне очень часто приходится слышать не очень лестные отзывы о каком-либо учителе, но я все-таки верю, что разумное, доброе и светлое, которое призван сеять учитель, все-таки восторжествует.

10 ключевых качеств хорошего педагога

Про того или иного педагога часто можно услышать «учитель от Бога». И неважно, речь идет о молодом специалисте или об учителе с огромным стажем педагогической деятельности за плечами.

Праздник в школе

Личностные характеристики

Ведь дети и родители чаще всего отдают свои симпатии педагогам, обладающим следующими личностными качествами:

  1. Любовь к детям. Очень точно и емко по этому вопросу высказался русский академик В. Ключевский : «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Дети остро чувствуют отношение учителя к ним, доказано, что без любви к детям невозможно достичь успеха в педагогической профессии.
  2. Высокие нравственные идеалы. Порядочность, честность, справедливость – эти качества педагог прививает ученикам на каждом уроке, каждую минуту общения с детьми. Быть примером для своих учеников, идеалом, к которому нужно тянуться – на этом должны строиться доверительные отношения в классе.
  3. Оптимизм. Вера в ребенка при любой жизненной ситуации, поддержка его в счастливые и трудные моменты жизни – одно из главных условий воспитания полноценной личности.
  4. Коммуникативные способности также являются важной составляющей личности педагога. В воспитании и обучении многое зависит от умения найти общий язык с каждым ребенком, подобрать ключик к сердцу каждой, даже самой сложной личности.
  5. Творческие способности. Среди учителей всегда наиболее популярен тот, кто без стеснения вместе с детьми выступает на сцене, увлекает учениками новыми идеями, зажигает их своим творческим потенциалом.

Профессиональные качества

В отличие от личностных качеств профессиональные не даны природой. Эти компетенции как главное условие роста педагогического мастерства необходимо развивать в процессе самообразования.

  1. Понимание собственной значимости в профессии, ответственности, в первую очередь, перед обществом за воспитание подрастающего поколения. Также сюда относятся педагогические этика и такт, дисциплинированность, толерантность.
  2. Теоретическое знание своего предмета, знание методик и технологий, умение стимулировать учащихся к поиску знаний.
  3. Организаторские способности – это умение организовать учебный процесс, внеурочную деятельность, умело распределить ролевые принадлежности в коллективе.
  4. Исследовательские качества предусматривают изучение ребенка, его личностных качеств, его внутреннего мира, особенности взаимоотношений в коллективе. Отсюда вытекает умение решать личные и коллективные проблемы.
  5. Способность к самоанализу. Очень важно уметь анализировать результаты собственной деятельности, собственного поведения. Самоанализ и самопознание помогут в дальнейшем избегать ошибок и совершенствовать свою педагогическую культуру.

Таким образом, очевидно, что обладая вышеперечисленными качествами, педагог может с успехом реализоваться в профессиональной деятельности.

Одиннадцатое качество, делающее педагога великим

школьный театр

Эти утверждения являются решающими в гуманистической педагогике, начало которой положил чешский священник и педагог Я.А. Каменский , а впоследствии ее идеи развивали известные деятели Я. Корчак , В. Сухомлинский , А. Макаренко , Ш. Амонашвили и многие другие. В их трудах ребенок сравнивается с солнцем, которое может погаснуть, с цветком, за которым нужно с любовью и заботой ухаживать. Идеи этих педагогов-реформаторов о том, как любить детей, как стать ребенку другом, стали прочной основой современной педагогики.

Можно утверждать, что любовь к детям – это главное условие профессиональной успешности любого педагога. Почему же многие ученые, а прежде всего сами дети ставят это личностное качество учителя выше его профессиональных компетенций ? Потому что только любящий человек может вызвать ответную любовь к себе и при таких условиях можно построить отношения, основанные на доверии, сотрудничестве и поддержке.

Первая работа в школе, или начало карьеры учителя

школьница

Итак, представим себе, что есть молодой выпускник ВУЗа, обладающий всеми перечисленными качествами. Где лучше ему начать свою трудовую деятельность? По моему мнению, лучше сельской школы места не найти.

Программы поддержки молодых специалистов

У нас в Казахстане есть прекрасная государственная программа «С дипломом в село», благодаря которой молодой учитель будет трудоустроен, получит безвозмездно подъемные – небольшую материальную помощь, если перевести в рубли, то выходит примерно 20 тысяч.

Немного, но на обустройство хватит. Также по этой программе можно взять беспроцентный кредит на приобретение жилья. Я сама в свое время приобрела дом, основным условием этой программы является необходимость отработать на одном рабочем месте пять лет. Кажется, срок долгий, но на самом деле время пролетает незаметно. Через пять лет жилье можно продать. Согласитесь, неплохое вложение. А за пять лет, как правило, многие обзаводятся семьями и оседают на месте.

Что по деньгам? Ставка учителя на селе

учителя проверяют работы

Как я уже сказала, сельская школа – это отличная стартовая площадка для карьеры учителя. Во-первых, вакантные места есть всегда. Во-вторых, будет оказана поддержка государства, о которой я упомянула выше. В-третьих, в нашей стране к зарплате идет еще надбавка 30% сельских, а в некоторых регионах единовременные выплаты на приобретение топлива – угля или дров.

Таким образом, молодой специалист, не имея категории и стажа, будет получать примерно 10 тысяч рублей. В Казахстане это совсем другие деньги, нежели в России. Со временем зарплата будет, естественно, расти. Для сравнения, у меня, учителя второй категории с 9-летним стажем сейчас зарплата в рублях примерно 35 тысяч.

Из чего складывается зарплата учителя

Моя зарплата складывается из оплаты часов, которые я веду в неделю, проверки тетрадей и классного руководства. Также мне оплачиваются категория и стаж.

От редакции: В России зарплаты молодых учителей ненамного выше. Ставка, в основном, зависит от количества часов, но для расчета конечной зарплаты на руки используется огромное количество параметров: категория, часы проверки письменных работ, тип класса, наличие административной работы и т.д.. Мы нашли отзывы сельских учителей в прессе, они утверждают, что реально получают 13-24 тысячи рублей на 2017 год. Вы можете также ознакомиться с калькулятором ставки учителя, разработанном для сайта одной из российских общеобразовательных школ.

При шестидневной рабочей неделе учительский отпуск составляет 56 календарных дней. Отпуск полностью оплачивается. Если говорить о премиях, то тут, к сожалению, все зависит от районного бюджета. Общаясь со многими коллегами из других районов и областей, я знаю, что им выплачивается премия к государственным праздникам. Я ни разу премию еще не получала.

Плюсы и минусы работы в школе

выпускной в Казахстане

При всех недостатках профессии, о которых я еще расскажу, трудовой процесс очень насыщенный и творческий. Учитель – это не профессия, это образ жизни. И это правда. Ты каждый день должен учить и учиться сам. Без этого невозможно быть на одной волне с учениками.

Повышение квалификации

Тем более, в век новых технологий все стремительно идет вперед, в том числе и образование. То, что было новым пять лет назад, может быть сегодня уже неактуальным. Постоянные курсы повышения квалификации, постоянное общение с коллегами, обмен опытом, посещение семинаров – без этого жизнь учителя остановится. Конечно, не все довольны условиями, в которых приходится работать.

Например, в 2014 году мне пришлось проходить обучение в условиях обновления содержания образования по Программе Кэмбриджского Университета. Это обучение длилось три месяца. Не каждый муж будет доволен столь долгой командировкой супруги. Не каждый учитель найдет, куда определить маленьких детей. Но при всем при этом, курсы, действительно, многое дали для самообразования и профессионального совершенствования. Потому каждый молодой учитель должен реально понимать, что профессия педагога – это многогранная творческая профессия, требующая постоянного обучения.

Плюсы

учитель и ученики на субботнике

Человеку, который всей душой любит свое дело, никогда не надоест эта профессия, потому как плюсов у нее много:

  • постоянное профессиональное развитие;
  • возможность реализоваться творчески;
  • хорошая зарплата плюс полный социальный пакет;
  • умственный труд, как известно, престижнее физического;
  • довольно продолжительный отпуск всегда приходится на лето;
  • и, самое главное, искренняя благодарность учеников.

Минусы

школьники

Минусы профессии тоже имеются и порой они заставляют плакать даже самого опытного учителя:

  1. Очень много бумажной работы – огромное количество папок. Работа с одаренными и со слабоуспевающими детьми, взаимопосещение уроков, подготовка к экзаменам, классное руководство, олимпиады и внеклассная работа, открытые уроки и мастер-классы – это всего лишь минимум папок, который должен иметь и систематически вести учитель. Кроме того, каждую четверть предусмотрены отчеты по всем этим направлениям. Среди учителей бытует шутка, что дети мешают им в учебном процессе. Во многих школах уже давно введены электронные дневники и журналы, но почему-то забыли отменить бумажные. Вот и ведется в школах этакая «двойная бухгалтерия» и не дай бог оценки в трех ресурсах не совпадут.
  2. Постоянные проверки. Кто только нас не проверяет! Администрации школы, района, области, финансовая полиция, санэпидемстанция и многие-многие другие. Смешно, но все комиссии считают, что документация в идеальном состоянии – показатель хорошего качества знаний в школе. А то, что бумажная работа забрала время, предназначенное для детей, об этом никто не думает.
  3. Бесплатная нагрузка. При хорошей зарплате учителя обременены еще и общественными поручениями: подворные обходы, руководство всевозможными школьными обществами, ремонт класса и благоустройство школьного участка. За это никто не платит. Плюс ко всему этому учитель обязан оформить подписку на полгода на государственные печатные издания. Зачем, если у меня дома высокоскоростной интернет.

Но в целом, если учитель действительно учитель по призванию, а не по диплому, то на все эти минусы закрываются глаза, потому как двигает учителем, в первую очередь, любовь к детям и своему делу. Потому хочется обратиться ко всем тем, кто выбрал ту благородную профессию: не думайте, что путь учителя легок и прост. Нет, он сложен и тернист, но каждый учитель знает, что впереди его ждет результат: благодарные ученики, которые несут память о своем учителе сквозь года.

Быть учителем трудно, но без учителя нет будущего. Это хорошо понимали и в Советском Союзе, когда перед учителем снимали шляпу кланялись, и сейчас.

Есть такое мнение, что если в селе нет своей школы, то скоро не будет и села. Ещё недавно найти кадры для работы в сельских школах было практически невозможно. Сейчас ситуация меняется. «В нашей педагогической семье прибавилось учителей», - с гордостью говорят в поселковых администрациях.

Мы узнали, что привлекает и что отпугивает молодых учителей в сельских школах, с какими трудностями они сталкиваются на работе, уважаема ли сейчас профессия педагога и не только.

Три компьютера на школу

Анне Тарасовой 23 года. В 2016 году она окончила ВолГУ, выучившись на филолога, и отправилась работать в сельскую школу учителем начальных классов.

«После выпускного поехала работать в Терсинскую СОШ, расположенную в селе Терса в Еланском районе. Почему именно туда? Потому что сама родом оттуда, а ещё там остались жить родители, всё родное. В учителя пошла потому, что меня вдохновила педагогическая практика в вузе, - рассказывает Анна. - Большой плюс сельских школ - низкая наполняемость классов. В моём было всего 15 человек, это очень удобно, к каждому можно найти подход, всех опросить во время урока, не так долго проверять тетради».

Дети у Анны были непростые, но, как она рассказывает, интересные. Большая часть коллег - педагоги в возрасте. «Ещё пять человек были чуть старше 30 лет. А совсем молодых, как я, всего двое, кстати, все мы в своё время учились в этой школе и просто вернулись туда после вуза, а вот приезжих не было вообще. Коллеги все знакомые, многие - мои учителя. С одной стороны, это здорово, есть помощь, но есть и минус - ты всегда для них ученик, а хочется тоже почувствовать себя взрослым педагогом», - вспоминает Анна.

Непросто и с техническим оснащением, ремонтом, конечно, учителям хотелось бы большего, но в школе Анны было три компьютера, пара ноутбуков и проекторов. Ещё недавно не мечтали и об этом.
В прошлом году в области была полностью решена проблема тёплых туалетов - теперь они есть в каждой школе. По большой федеральной программе отремонтировали и большую часть сельских школьных спортзалов.

Зарплата в сельских школах, как считает Анна, приемлемая для нашего региона. «Были даже премии, которые зависели от твоих успехов на работе», - поясняет Анна.

На работу за 50 километров

Наталья работает в районной школе, которая считается ресурсным центром. «Она у нас поновее, чем остальные школы и довольно оснащённая - к примеру, все начальные классы занимаются в кабинетах с интерактивными досками. Вообще в этом плане работать на селе сложнее, чем в городе, не везде есть интернет. Педагогам приходится больше проявлять себя творчески, чтобы дать детям больше знаний, восполнить отсутствие техники. Со школьниками на селе легче, у них горят глаза, они стремятся учиться. Часто в сельских школах учат до 9-го класса, а 10-11-й класс они учатся у нас, переезжают ради этого, живут у родственников», - рассказывает Наталья.

Молодых учителей у неё в школе мало. Средний возраст её коллег - 45-50 лет. Молодых, т.е. тех, кому ещё нет 35 лет, трое. «Уже два года в наш район не приезжало ни одного нового молодого педагога. Большой дефицит кадров - у нас есть 70-летняя учительница химии, которая преподает в трёх школах, потому что «химиков» очень мало. Есть у нас молодой учитель, который ездит на работу из другого посёлка - 50 километров в одну сторону, это очень тяжело», - рассказывает Наталья.

Да, трудно, да непросто, но что-то же движет молодыми выпускниками педагогических вузов, когда они идут преподавать в школу.

Так, Анну Тарасову привлекала возможность творчески проявить себя. «А ещё что-то придумать интересное для урока и общение с детьми. Здорово видеть, когда у них получается чему-то научиться», - отмечает девушка.

Помощь молодым учителям

Всего в регионе работает 39 тысяч педагогов. Из них почти 19 тысяч - в школах.

«На повышение уровня профессионального мастерства и помощь педагогам направлены ежегодные конкурсы «Учитель года», «Педагогический дебют», «Педагог-психолог года», «Лучший педагог дополнительного образования». Больше 10 лет есть грантовая поддержка молодых педагогов: ежегодно лучшим учителям региона вручается грант Президента Российской Федерации и премия губернатора Волгоградской области», - рассказали в областном комитете образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области.

А накануне нового года в регионе состоялся III Межрегиональный образовательный профсоюзный форум молодых педагогов «Ступени роста». На протяжении двух дней для участников из Республики Калмыкия, Краснодарского края, Астраханской и Волгоградской области проходили мастер-классы, дискуссии и интерактивные лекции. Участниками мероприятия стали 270 представителей сферы образования Южного федерального округа. Участие в форуме приняли и 150 сельских молодых учителей.

Обеспечение школ молодыми кадрами - в первую очередь задача муниципального района. Там, где глава активный, будет и школа сильная, и молодые педагоги преподавать. Существует программа целевого набора, по которой ребята, отучившись в Волгоградском социально-педагогическом университете, после окончания вуза возвращаются обратно в свой район уже молодыми специалистами.

«Сегодня целевой набор - это эффективный инструмент закрепления кадров. Особенно он актуален для сельских территорий, - отмечают в пресс-службе ВГСПУ. - На сегодняшний день он очень востребован. По данным на 1 июня 2018 года, вуз получил заявки на выпускников от 61 организации.

При том, что учредителем утверждено 32 места для целевого приема ВГСПУ по направлению подготовки «Педагогическое образование». Наибольшее количество заявок на обучение специалистов по целевому набору поступило из Калачёвского, Новониколаевского и Клетского районов».

В минувшем году абитуриенты-целевики чаще всего поступали учиться на такие профили подготовки, как «Начальное образование», «Английский язык. Немецкий язык», «Биология, химия», «История, обществознание», «Русский язык. Литература». Вуз принял на эти направления 32 человека. Кстати, в 2016-2017 годах направления на работу по окончании обучения в университете получил 61 выпускник. Количество целевых мест в вузе определяет Мин­обрнауки РФ.

Кстати

На что могут претендовать молодые педагоги в сельской местности:
- единовременное пособие в размере 15,5 тысяч рублей при объёме нагрузки не менее полставки по занимаемой должности;
- доплата в размере 25%;
- компенсация оплаты жилого помещения и коммунальных услуг;
- ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке), причём молодым специалистам, окончившим вуз с отличием, повышенная надбавка составляет 1550 рублей.

По региональному закону «О государственных социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих посёлках Волгоградской области»
Материал подготовлен в рамках проекта «Новый день»

С 2020 года в России работает программа «Земский учитель».

Молодым учителям выплачивают миллион рублей при условии, что они отработают пять лет в сельской школе. В этой статье я расскажу, как устроиться в школу, получить деньги и какие есть подводные камни в программе.

Законодательная база

На федеральном уровне есть методические рекомендации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Регионы на основе этих методических рекомендаций приняли свои правовые акты. Вот, например, порядки предоставления компенсационной выплаты учителям в Нижегородской области, а вот — в Республике Карелии.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Условия предоставления выплаты

Выплату учитель получит, если устроится на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа или в город с населением до 50 тысяч человек.

Чтобы получить выплату, учитель должен:

  1. Быть не старше 55 лет на дату подачи документов.
  2. Иметь среднее профессиональное или высшее педагогическое образование и соответствовать требованиям к педагогическим работникам: например, не быть судимым за ряд преступлений, подходить по состоянию здоровья. Формально работать учителем на момент подачи документов не обязательно, хотя очень часто в регионах устанавливают это требование.
  3. Устроиться в школу на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку.
  4. Взять на себя обязательство отработать в школе 5 лет на этой должности с такой же нагрузкой.

Декретный отпуск могут зачесть в пятилетний срок отработки по решению властей области. Но большинство регионов так не делают.

Если учитель уволится из школы раньше, чем через пять лет, он обязан вернуть полученный миллион в полном объеме независимо от того, сколько лет он уже отработал.

Где придется работать

Список вакансий в школах регионы формируют до конца года, предшествующего году отбора, и отправляют данные на официальный сайт программы «Земский учитель».

В разделе «Банк вакансий» нужно выбрать регион, школу и предмет, который готовы вести.

Подать документы на получение выплаты можно только в школу, которая находится на определенном минимальном расстоянии от текущего места жительства или работы учителя. Например, в Ленинградской области это минимум 200 км, в Омской области — 100 км.

Это правило ввели, чтобы избежать ситуаций, когда учитель увольняется и подает документы в свою же или соседнюю школу, но уже с правом получения выплаты.

Сельские школы в основном выглядят так: типовые советские здания, детей с каждым годом становится все меньше, но школы в соседних деревнях объединяют, и учеников возят автобусами. За 18 часов в неделю зарплата будет около 15 000 Р . В богатых регионах зарплата выше. Например, средняя зарплата учителя в Тюменской области составляет 26 205 Р .

Взять больше часов, как в городе, получится не всегда: просто нет такого количества классов и детей. Зато зачастую в сельских школах не хватает учителей по другим предметам, поэтому можно совмещать. Например, учитель физкультуры может взять ведение нескольких секций, ОФП и спецзанятия для детей с инвалидностью. Еще можно взять классное руководство, за которое из федерального бюджета платят 5000 Р , плюс есть региональная доплата.

Коллектив сельских школ в основном состоит из женщин пенсионного и предпенсионного возраста, за исключением учителей физкультуры и труда.

Занятия проходят в первую смену и заканчиваются примерно к обеду. После школы надо готовиться к урокам на следующий день и проверять тетради. У молодых учителей это занимает много времени.

Июль и август — это гарантированный отпуск, во время которого можно уехать домой.

При переезде местные власти, как правило, стараются помочь с жильем, например могут предоставить служебное жилье или порекомендовать съемное. Скорее всего, это будет деревенский дом. Иногда даже подселяют к семьям местных жителей, дети которых выросли и уехали в город.

Как и куда подать документы

Нужно зарегистрироваться на федеральном портале «Земский учитель» и подать электронную заявку.

Чтобы устроиться на вакантную должность, учителю необходимо пройти конкурсный отбор. Ежегодно Министерство просвещения выделяет регионам деньги на выплаты сельским учителям.

Например, Омской области в 2021 году выделены 10 млн рублей, следовательно, число вакансий с правом на выплату — 10. Но количество вакансий в сельских школах обычно гораздо больше. Поэтому на уровне области власти устанавливают список вакансий, где положена выплата, и на эти вакансии объявляют конкурс. На оставшиеся вакансии устроиться тоже можно, но миллиона не получить.

Сельский учитель может неплохо получать за счет совмещения

Подать заявку и участвовать в конкурсе по программе «Земский учитель» несложно. Учитель может подавать заявки в несколько регионов — хоть сразу во все. Я подавала в четыре области, которые поближе к дому. У меня шестеро детей, и хотя старшие уже студенты и живут в других городах, далеко ехать мне не хотелось. В двух регионах я победила. Я заранее посмотрела на школы в интернете, потом лично съездила в оба региона. Выбрала Вологодскую область и сейчас работаю учителем начальных классов в школе поселка Чебсара Шекснинского района Вологодской области.

К сожалению, случилась проблема с жильем: мне обещали служебную квартиру, но сейчас мы снимаем за свои деньги трешку. Оказалось, что большие муниципальные квартиры в непригодном состоянии, а в однокомнатную мы не можем заехать по закону, потому что мы многодетная семья и не проходим нормы по метражу на человека. И администрация школы, и администрация поселения об этой проблеме знают, мы вместе пытаемся найти варианты, ищем какое-то решение.

Платят в Вологодской области больше, чем в Кировской. Многие учителя, которые участвуют в программе, берут дополнительную нагрузку: совмещают ставки, чтобы получать больше. В сельских школах большой дефицит кадров, и земский учитель может стать еще, например, замом по воспитательной работе или педагогом-психологом.

Участники программы создали паблик во «Вконтакте», где делятся впечатлениями и консультируют новичков. Это очень полезная группа, там обсуждают условия, зарплаты, инфраструктуру, проблемы с жильем. Я сама там отвечаю на вопросы, если есть время.

Большая загвоздка программы в том, что люди боятся сообщать своему руководству об участии в ней. Один из критериев — подтвердить, что вы работающий педагог. И когда нужно делать копию трудовой книжки, брать выписки приказов, естественно, в твоей школе возникают вопросы. Тут все по-разному действуют: одни раскрывают все карты директору, другие придумывают отговорки. Страшно ведь проиграть, и потом на тебя будут в своей же школе показывать: вот он не прошел. Поэтому к конкурсу нужно готовиться еще и морально. Быть готовым и к большим переменам, и к тому, что может не получиться.

Документы на конкурс подаются в структуру власти или учреждение, которое отвечает за сферу образования в регионе. Например, в Омской области это казенное учреждение «Региональный информационно-аналитический центр системы образования», а в Республике Карелии — государственное учреждение «Карельский институт развития образования».

Обычно у кандидатов просят такие документы:

  1. Заявление.
  2. Копию паспорта.
  3. Копию диплома.
  4. Копию документа об установлении первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».
  5. Заверенную работодателем или нотариусом копию трудовой книжки.
  6. Копию ИНН.
  7. Копию СНИЛС (выписки из ПФР).
  8. Согласие на обработку персональных данных.
  9. Согласие о готовности к переезду в сельские населенные пункты либо города с населением до 50 тысяч человек.
  10. Банковские реквизиты.

Дополнительно можно представить любые документы. Рекомендую приложить все бумаги, которые подтверждают достижения в педагогической или научной деятельности. Это могут быть сертификаты о повышении квалификации и прохождении профессиональной переподготовки, присвоении категории или ученой степени.

Если учитель подает заявку на вакантную должность в школу, в которой в свое время учился, то следует приложить копию аттестата. Ниже объясню, почему это повысит шансы пройти конкурсный отбор.

Организаторы конкурса также попросят учителя указать, куда он хочет потратить миллион. Эта информация ни к чему не обязывает, она необходима государству для статистики.

При сдаче документов попросите, чтобы вам выдали документ с указанием даты и времени, когда принят пакет документов. Это поможет в спорных ситуациях. Например, в случае если вы наберете одинаковое количество баллов с другим претендентом на вакансию, при прочих равных победит тот, кто раньше сдал документы.

Как проходит конкурсный отбор

Конкурс проводится в четыре этапа.

Первый этап: прием документов, регистрация претендентов. Этот этап проходит примерно с 10 января по 15 апреля ежегодно. Каждый регион вправе устанавливать свои сроки. Отслеживать информацию нужно в начале года на сайте регионального департамента образования или на сайте «Земский учитель». В начале года там появляется перечень вакантных должностей с указанием срока приема документов.

Среди критериев оценки документов, например, уровень квалификации учителя, наличие ученой степени, право преподавать смежные предметы, учительский стаж. Дополнительные баллы можно получить, если учитель устраивается в школу, из которой сам выпустился. Списки критериев незначительно отличаются по регионам.

Критерии оценки в Новосибирской областиPDF, 115 КБ

Во многих регионах дополнительные 10 баллов получают учителя, которые готовы ехать в школу за 200 км от областного центра. Еще 5 баллов можно получить, если учитель готов устроиться на вакансию, которая свободна больше 3 лет.

Третий этап: определение победителей. Итоги конкурса подводят, как правило, с 1 по 15 мая.

Кажется, что не может быть причины выбрать работу в сельской школе, а не место учителя в городе. Но завуч средней школы села Лесное Бийского района Алтайского края Славяна Николаева так не считает и работает здесь уже 12 лет. Она рассказала о том, почему в сельской школе нет буллинга, а учителя соглашаются на зарплату в 14 тысяч рублей, и чем помогают картонные стены.

Село Лесное находится в живописном месте на берегу Катуни и входит в туристический маршрут малого «Золотого кольца Алтая». В Лесном 2008 жителей, а в школе — 200 учеников. Кроме школы есть ещё база отдыха, церковь Святителя Макария, дом культуры, амбулатория и магазины. Славяна Николаева работает в «Лесной СОШ», и ей это очень нравится.

Почему я осталась работать в сельской школе

У нас хорошая школа. На самом деле, и сельские, и городские учебные заведения очень похожи, но отличие и достоинство именно нашей школы — камерность: 200 учеников и 16 учителей, поэтому нам легче решать управленческие вопросы. Классы маленькие: в самом большом — 26 человек, а в старших вообще по 7-10 учеников, то есть получаются почти индивидуальные занятия. Главное, что меня держит в этой школе, — семейность. Она распространяется и на учеников, и на коллег. В нашем коллективе мне комфортно, а с детьми интересно.

Я не планировала здесь задерживаться: решила поработать годик после окончания института, когда поступала в аспирантуру

Но с ней не вышло, а со школой сложилось. Я живу на окраине города, поэтому ездить в село на работу мне близко. В центр города по пробкам я добиралась бы столько же времени.

Первые 2—3 года я вела только биологию. Потом ушёл учитель географии, и я стала преподавать оба предмета, образование это позволяло. У меня была хорошая загруженность, но когда через семь лет работы бывший завуч стала директором, меня позвали на освободившееся место. Сейчас у меня 15 часов в неделю плюс полная ставка завуча. Конечно, это большая нагрузка, многозадачная работа, которая постоянно требует переключения с одного на другое.


Пока я её выдерживаю, но в перспективе хотелось бы уйти обратно в преподавание. Только это будет связано с существенной потерей в заработной плате, чего мне, конечно, не хочется.

В селе все всё друг про друга знают. В этом есть и негативная сторона: учитель всегда на виду, у всех есть мнение, как правильно учить и воспитывать. Но зато, когда ты делишься в учительской, как такой-то ребёнок себя сегодня вёл, тебе подскажут-расскажут, что творится у него в семье, в каких условиях он живёт и развивается. Учитывая услышанное, начинаешь относиться к ученику гораздо человечнее. Думаю, что в городских школах этого добиться сложнее, люди гораздо меньше общаются между собой, живут более замкнуто.

Как профессиональный стандарт педагога может навредить

Большинство наших учителей родились в селе, после учёбы домой вернулись и работают. Есть трое городских, это молодые учительницы, они пришли к нам по федеральной программе «Молодой специалист на селе». По этой программе они единоразово получают 200 тысяч рублей и должны отработать минимум три года. Для молодых учителей сумма значительная, поэтому они идут в школу на зарплату в 14 тысяч. Но в основном у нас возрастной коллектив.

Это проблема не потому, о чём вы сразу подумаете. Хотя с использованием гаджетов, конечно, не всё гладко. Пять лет назад, когда я стала завучем, приучала всю школу к электронной рассылке, чтобы не разносить бумаги по кабинетам. Сейчас основной техникой умеют пользоваться все педагоги.

Сложность в другом. В образовании постоянные реформы, ужесточилась система аттестации. Профессиональный стандарт педагога включает длинный перечень требований: тут и использование в урочной деятельности ИКТ-компетентности (информационно-коммуникативные технологии), и ведение внеурочной деятельности, и знание иностранного языка. Требования хорошие, правильные, но на практике слабо подкреплённые зарплатой и системой курсов повышения квалификации педагогов.


Я как завуч смотрю за коллегами и понимаю, что всё это может привести к одному: пенсионеры скажут, что за те деньги, которые мне платят, и с той нагрузкой, которую на меня взвалили, тянуться за новыми стандартами я как-то не хочу. Спасибо, до свидания, я на пенсию.

Почему учителя вынуждены брать полторы-две ставки

Кадровая проблема возникает постоянно. Самые болевые точки — учителя иностранного языка и химии. Химику проще пойти работать лаборантом, зарплата выше и работа спокойнее. У преподавателей иностранных языков тоже есть куда устроиться, кроме средней школы. Периодически ищем учителя физкультуры, надолго они у нас не задерживаются, к сожалению. Если учитель информатики вдруг решит уйти, то отыскать нового будет непросто.

Один учитель ведёт, как правило, несколько предметов — это в сельских школах вынужденная мера и следствие политики государства. Достойная средняя зарплата, которую мы должны обеспечить учителю, возможна только в результате работы на полторы-две ставки.

Есть устоявшиеся сочетания предметов: историк ведёт обществознание, физик — математику, я — биологию и географию. В плохие периоды, когда, к примеру, у нас нет учителя ИЗО, мировую художественную культуру ведёт тоже историк, предметы отчасти близки. Случаев, чтобы физрук вёл ИЗО или литератор биологию, у нас пока не было. Но наша школа ещё не так далеко, а находись мы в глухих деревнях в сотне километров от города, куда учитель и за 200 тысяч вряд ли поедет, соглашались бы и на такие варианты, наверное.

Не знаю, плакать или смеяться, но был случай, когда учитель говорил, что Монголии как государства сейчас не существует. Раньше было, а теперь нет

Вот эта история и есть палка о двух концах для маленькой сельской школы. С одной стороны — гибкий индивидуальный подход к ребёнку и к семье. А с другой, когда 30 лет подряд ты в одной школе, в окружении одного и того же социума преподаёшь одно и то же, то невольно возникает зашоренность, которую сам можешь и не заметить.

Меня спасает то, что я здесь только работаю, а живу в другом месте, и ещё я стараюсь много путешествовать. Но в городской школе, где много учителей, у ученика явно больше шансов узнать, что Монголия всё-таки есть.

Как составить себе идеальное расписание

Завуч может многое. Он может направлять и изменять образовательный процесс в школе. Проблема только в том, что один в поле не воин. Но если у тебя есть группа единомышленников, ты можешь горы свернуть. К сожалению, учителя сильно завалены текучкой и для них любая оптимизация, которая сегодня требует усилий, а завтра принесёт облегчение, — это просто лишняя нагрузка.


Я делаю то, на что хватает моего личного ресурса: в меру возможностей организую методическую работу, мотивирую коллег на обобщение и развитие собственного опыта, создаю условия для внедрения новых педтехнологий, повышения качества подготовки к экзаменам. Выполняю всю текущую работу — от составления расписания и его корректировки, если кто-то заболел или ушёл на курсы, до аттестации педагогов и итоговой аттестации школьников.

Поэтому я себе составила идеальное расписание. Два дня в неделю я работаю учителем. Сначала я веду семь уроков, а после обеда готовлюсь с детьми к экзаменам. А в понедельник-среду-пятницу работаю завучем. Для детей в эти дни меня нет.

Почему дети жаждут халявы

У сельских детей тоже очень замкнутый социум, и у большинства нет чётких ориентиров и желаний. В среднем по больнице так: мама-папа живут же на 12 тысяч, значит, и я проживу. И ещё очень велико желание халявы.

— Что ты будешь делать после школы?

— А я в армии отслужу и в охране буду сидеть, вон мой дядя сидит, ничего не делает деньги получает. Буду в компьютерные игры играть!

Землю от усердия рыть и куда-то стремиться большинство не хотят. Я им всем говорю — уезжайте, пробуйте, дерзайте! Поступайте куда-нибудь, вы всегда успеете вернуться в родной дом. Рассказываю из своего опыта путешествий, как живут люди в других городах, странах. Но интернет рисует такую глянцевую картинку, она возникает по одному клику — и ребята хотят как там, красиво, празднично и без усилий.

9 причин, почему сельские школы могут быть даже лучше городских

У меня были редкие исключения среди детей, которые скреблись наверх, и мы с ними много добивались. Одна девочка из совсем простой, не очень благополучной семьи много работала, мы с ней участвовали в конкурсах по экологии, по биологии. Я наблюдала, как у ребёнка постепенно расширялся кругозор. Девочка в итоге побывала и в «Артеке», и в «Океане», увидела страну. Она сейчас учится на биолога. Хотя я ей и говорю: «А кем ты будешь работать? Ты когда-нибудь видела, что требуются биологи?». Но ребёнок учится, ей нравится — наверное, это результаты и моей работы. Мне от такого осознания хорошо, надеюсь, она найдёт себя потом в профессии.

Как родители настраивают детей на высшее образование

У нас село, которое не пашет и не сеет. В своё время здесь был совхоз-миллионер, где разводили пушных зверей, и когда в селе были деньги, то они в школу вкладывались тоже. У нас до сих пор панели снизу обшиты кожзаменителем, а сверху гобеленом. Столовая оформлена как кафе: столы лакированные, зеркала. Сейчас всё обветшало, но отремонтировать средств нет. Зверосовхоз обанкротился, как ни удивительно это в регионе, где зимой столько народу в шубах.

В общем, у нас на селе дети не знают, как капуста растёт, не все конечно, но многие. Спрашиваю:

— А вы маме её сажать помогаете?

— Нет, мама всё сама делает.

Многие родители хотят оградить детей от сельскохозяйственного труда, от труда домашнего. Не совсем понятно, зачем, это не очень здоровая ситуация, но она есть. Родители настраивают детей на высшее образование.


Пришла ко мне девочка сдавать ЕГЭ по биологии. Проверяю её уровень, и мы с ней убеждаемся, что знаний для ЕГЭ не хватает. Почему же выбрала биологию? Оказывается, девочка хочет в актрисы, а мама сказала: «Что угодно, любое высшее, только не театр!». Тогда она решила учиться на психолога, а туда нужна биология. Уточняю: «Так ты психологом хочешь быть? Консультировать, на приёме сидеть?». Вроде не хочет этого. Тогда зачем туда поступать, объясните?

То же и с 10 классом. Мы честно говорим родителям, что вашему ребёнку лучше бы в училище. Получит специальность и будет счастливо жить и работать. Но родители не согласны отправлять ребёнка в город ездить и учиться на рабочую специальность. Пусть, говорят, ещё два года посидит. И сидит, что ж поделать.

Почему в сельской школе нельзя скрыть конфликты

Если я как завуч пришла к другому учителю на урок, то он будет отличным! Но что происходит за закрытыми дверями класса — как отследишь? Помню свой шок, когда я узнала (тогда я ещё не была завучем), что одна учительница начальных классов требовала от детей: если ученик у доски хорошо отвечает, класс должен поднимать всем большой палец вверх, типа «Во!» а если плохо, то опускать вниз и гудеть «У-у-у!».

Я представляла, как стою на месте этого ученика перед классом и 20 одноклассников со своих мест мне «У-у-у!» и палец вниз. Да я после этого и к доске выходить не стала бы!

В нашей школе, конечно, в кабинетах нет видеокамер, но уловить, где дымом запахло, где пожар разгорается, и отчасти контролировать ситуацию проще, чем в городе: коллектив маленький, скрыть конфликты трудно.

То же и с буллингом. Я, допустим, сижу за закрытой дверью, но стены у нас картонные, пока дети на перемене стоят и разговаривают, я всё слышу, хочу того или нет. Если под моей дверью кто-то шёпотом говорит: «Деньги есть?», — я тут же выйду и спрошу: «Тебе сколько дать-то? И на какие цели?».

У нас есть, конечно, дети, которые могут деньги вымогать, других обижать, но они постоянно на глазах, вся школа знает, чего от них ждать.

Как бороться с телефонами на уроках

Кто-то из коллег на форуме поднял вопрос, как вы боретесь с телефонами? Я себя поймала на мысли, что с телефонами давно не сражаюсь. Моя точка зрения: проблема с телефонами и вообще с дисциплиной возникает, когда детям на уроке делать нечего. Стало скучно — полез в телефон.

К тому же я такой учитель, у которого дети дышат на уроке через раз. Меня из поколения в поколение «передают», как строгую учительницу. Я в 5 классе очень сильно закручиваю дисциплинарные гайки, а потом по чуть-чуть отпускаю, и дети вообще не безобразничают у меня. Я стараюсь планировать урок так, чтобы ребята всегда были чем-то заняты: или мы читаем учебник, или пишем, или обсуждаем. У них постоянно есть работа.


Когда молодые коллеги начинают читать детям лекции, я смотрю на планы их уроков и спрашиваю: вот деятельность учителя, её вижу, а что дети делают? Если учитель объясняет материал, а дети должны молча слушать, так не пойдёт. Они должны что-то делать: конспектировать, превращать текст в таблицу и таблицу в текст, и так далее. Это всё, конечно, зависит от заинтересованности учителя предметом. Если дети видят, что я готовилась к уроку, я перед ними честна и могу требовать строго.

А про телефоны — их, конечно, можно включать в учебный процесс. Я иногда говорю: это слово смотрите в словаре, при этом я разрешаю поискать в интернете, но предупреждаю, что в словаре может получиться быстрее. Школьный WI-FI, если его раскинуть на всех, будет работать очень медленно. В своих телефонах ребята тоже не всегда находят сеть, к тому же, у кого-то смартфон, а у кого-то ещё кнопочная Nokia. Да и оплачен ли этот смартфон — вопрос. В общем, гаджеты мало что меняют в школьном процессе.

Мне вообще не близка точка зрения, что сто лет назад дети были такие, а сейчас — другие. Мне кажется, дети всегда одинаковые

А вот мои способы преподавания меняются. В первые годы мне казалось: очень важно выучить, что есть рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, что есть клетка растительная и животная, и так далее. Но когда мне дети задают вопросы, для чего им это знать, я отвечаю, что мы учимся, чтобы развивать мозги, образовывать новые нейронные связи. Я убеждаю их, что нейронные связи пригодятся каждому — станет ли ребнок сантехником или будет новым Билом Гейтсом. Вот такие общие вещи — формулировать вопросы, составлять план, анализировать текст — для меня стали важнее узких знаний по предмету.

Заранее извиняюсь за грубость и бранные слова. Сегодня я хотела бы расковырять свою любимую рану и излить её содержимое. Эта кровоточащая рана зовётся системой образования Российской Федерации.

Мне 21 год, 2 из которых я посвятила работе в школе и, к слову, продолжаю работать в ней до сих пор. И мне есть, что сказать.

С вашего позволения начну издалека.

ЧАСТЬ I. Выбор жизненного пути

Думаю, эта история знакома многим, кто работал/работает в сфере образования.

Я всегда была максималистом, сколько себя помню. В моей сознательной жизни не было ни дня, когда я бы не подумала о том, каким образом мне принести пользу обществу. С большЕй жестокостью эти мысли начали терроризировать меня в 9 классе, когда передо мной встал выбор: идти в 10-11 классы или учиться в рамках СПО. Откровенно говоря, выбор вариантов, куда бы я могла податься, просто сносил мне крышу. Я умела многое: рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, писать стихи. Увлекало меня почти всё: история, биология, география, физика (прости господи). После долгих размышлений я всё-таки подала свои документы в пед.колледж.

Почему я это сделала? В 15 лет меня привлекали следующие перспективы:

1. Работа с людьми;

2. Социальный статус;

4. Официальное трудоустройство;

4. 56-дневный отпуск (+ каникулы)

5. Недолгая продолжительность рабочего дня.

ЧАСТЬ II. Пед. колледж

Закончила я пед.колледж с одной тройкой (тупые математички, как я вас ненавижу), получила диплом и, дура, обрадовалась тому, что я наконец пойду работать в школу.

ЧАСТЬ III. Опыт работы в сельской школе

Рванула я вся такая идейная искать работу в начальных классах города N. Давайте вместе со мной споём короткую песенку про собеседования в школу!

Вы точно в нашу школу?

О, боже, не смешите.

На буквы три весёлых

Без опыта идите.

Отказов всех не сосчитать.

В итоге мне предложили работу в сельской школе. По специальности УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ с 5 по 9 классы. Без исторического образования. Конечно, я согласилась. Люблю историю. Ну, отработала я в сельской школе 2 года. Сейчас я с теплом вспоминаю эти дни, хотя на тот момент это время мне казалось просто адом. Материально-техническое обеспечение в деревенских школах начинается степпером и заканчивается проводным интернетом с очень медленной скоростью. Медленнее тянулись только мои будни в этой школе.

Страничка для любознательных:

Немного расскажу про мой перечень обязанностей в сельской школе. На меня повесили электронный журнал, часть административной работы (заполнение отчётов в кривых программах, написанных слепыми программистами с синдромом Дауна), школьный сайт, онлайн-конкурсы и ещё кучу других предметов (информатику, английский как второй иностранный). Казалось, что я сойду с ума. К тому же, в деревне у меня напрочь отсутствовал круг общения. Я просто сгорала от одиночества. Апатия и нервные срывы менялись местами, и всё это в итоге превратилось в перманентную депрессию, которая пожирает меня до сих пор. Я взяла себя в руки и написала заявление на увольнение по собственному желанию.

Далее я пошла работать в городскую школу. В надежде, что там мне будет легче.

Часть IV. Городская школа

По поводу бумажной волокиты, думаю, говорить не стоит. Всё по-прежнему: отчёты, КТП, эл.журналы, заявления на кружки, заявления на внеурочку, заявления на заявления, заявления на заявления на заявления. Весь день уходит на то, чтобы выбраться из тонн этих бумаг. И, вот, ты вылез! Но устал. И лёг спать, чтобы завтра продолжить делать то же самое. За три копейки.

Короче, отрабатываю этот год и валю на все четыре стороны. Мне всё равно, где я буду работать. Главное, чтобы не в школе. Из идейного и увлечённого всем в этом мире человека я превратилась в овоща. Ни желаний, ни идей, ни жизни. Все дни слились в одно серое пятно. О самообразовании и говорить не стоит. Выходные мои уходят на школьную документацию. Из всех желаний у меня осталось только одно — это крепкий сон.

Читайте также: