Почему у учителей маленькая зарплата

Опубликовано: 17.09.2024

По факту зарплата у учителей становится с каждым годом меньше

Учителям должны выплачиваться стимулирующие, но говорят, денег нет

Фото: Артём Ленц / NGS24.RU

Красноярские учителя пожаловались на низкие зарплаты майских указов

Сегодня майским указам Владимира Путина исполняется . Согласно документам, зарплата учителей в России должна быть на уровне средней зарплаты по региону. Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» опубликовал доклад. Из него следует, что власти выполнили указы лишь формально с помощью манипуляций с официальной статистикой.

Согласно исследованию профсоюза, только в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге учителя получают зарплаты более 50 тысяч рублей. В 26% регионов заработные платы учителей (педагогических работников организаций общего образования) оставались в среднем менее 30 тысяч рублей. Еще в 43,5% регионов — более 30 тысяч, но менее 40 тысяч рублей. По официальным данным Росстата, средняя зарплата учителя в Красноярском крае составляет рублей.

Редакция NGS24.RU связалась с учителями из Красноярска и районов края, чтобы узнать о реальных доходах педагогов и о том, как на них повлияли майские указы.

Андрей (имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.), педагогический стаж — , высшая категория, Красноярск, гимназия, преподаватель физкультуры:

— Моя зарплата формируется из оклада ( в неделю), классного руководства, оплаты внеклассных занятий (), руководство МО (методическое объединение в школе). Также есть стимулирующие выплаты — если, к примеру, воспитанники занимают призовые места на соревнованиях и олимпиадах.

Теперь по цифрам. Одна ставка — это , соответственно, чтобы более-менее хватало на жизнь, учителя работают на двух ставках. Окладная часть — это , то есть одна ставка. Классное руководство — это путинские от края, на них накручивается северный и районный коэффициент, которые идут из стимулирующих выплат. Стимулирующие выплачиваются за работу сверх своего функционала: допустим, сейчас детей повезу на эстафету, за это что-то из стимулирующих придет, если будет результат — еще придет. Если считать зарплатой все деньги, которые я получаю, это около 50 тысяч рублей выходит.

Но могу и другую историю рассказать. Ставка у нас , за это время молодой учитель будет получать минимальный размер оплаты труда — что-то около 19 тысяч. Так вот, чтобы молодой работник получил эту сумму, школа должна доплатить из стимулирующих. Потому что ниже платить нельзя по закону. Но, если этот же учитель будет работать , он будет получать те же , но без стимулирующих выплат. Вопрос: зачем работать больше за те же деньги? Мне когда рассказали это в бухгалтерии, я был шокирован.

Когда только ввели майские указы, чувствовалось, что зарплата вроде как поднялась, но при всём при этом незначительно. Учитель поднимает свой заработок за счет дополнительной работы. Эти же это академические часы, но чтобы качественно подготовить урок, нужно к одному академическому часу прибавить час подготовки. То есть это базовый минимум для качественного преподавания, но для нас это вторая ставка — мы же не можем работать в неделю.

Есть у нас школы в городе, где стимулирующий фонд уже закончился, а учебный год только начался. Деньги тратятся на дотягивание учителей до уровня МРОТ, и в этих школах учителя стимулирующих выплат не получают. И, что бы ты ни делал, ты будешь получать столько же, сколько и твой коллега-бездельник.

Юлия (имя изменено), педагогический стаж — 24 года, первая категория, Канск, учитель математики:

— У меня зарплата гораздо ниже средней по региону — она формируется из часов, времени на проверки тетради, стимулирующих выплат, которые не дают, ссылаясь на то, что нет денег. В среднем на руки я получаю рублей. В неделю я работаю .

Раз в полгода у нас происходит повышение зарплаты на 6%, это повышение берется из стимулирующего фонда. То есть зарплата чуть-чуть увеличивается. А потом нам говорят, что раз деньги из стимулирующего фонда взяли, то доплату за баллы нам уже не дадут. Я веду углубленную математику, мне положено начислять по два балла, но, как правило, этого не происходит. В апреле были деньги — мне выплатили за один стимулирующий балл . И это всё.

По факту зарплата у нас становится меньше. назад у меня было меньше часов и было классное руководство — я получала около 40. Сейчас у меня больше часов, но получаю рублей. У кого зарплата? Не знаю, я таких людей не встречала.

Тамара, педагогический стаж — , высшая категория, Дивногорск, учитель биологии:

— Когда только появилась идея майских указов, она казалась очень классной. Учителя получали хорошую надбавку за то, что делали сверх своей работы, получали стимулирующие баллы за походы учителей с детьми в поход, в театр, за победы на олимпиадах. Потом начали повышать основную часть зарплаты из наших стимулирующих выплат. Я так поняла, что денег больше не дали, а заработный фонд расширили за счет стимулирующих, при этом сами стимулирующие уменьшили.

В неделю я работаю , классное руководство у меня есть, это позволяет получать зарплату выше — чуть выше рублей. Но при этом у меня помимо классного руководства — две ставки, есть все существующие регалии и постоянная работа с олимпиадниками, которые должны добавлять зарплату, но они ничего не добавляют. Я просто знаю, что за это должно платиться больше, как раньше, но не платится. Зарплата растет, премии убирают.


В России всё время заявляют о том, что необходимо повышать зарплаты бюджетникам, особенно на региональном уровне. Говорят-говорят, проводят госпрограммы и даже выделяют какие-то деньги. Но почему-то сами работники государственных учреждений всё никак не чувствуют положительных изменений, а рассказы о средних зарплатах работниц роддома в Башкирии по региону вызывают дружный смех на весь Интернет. Да-да, я сейчас говорю про вот это видео.

Обычные бюджетники никогда не могли похвастаться высокими зарплатами, но в последние годы ситуация стала поистине удручающей. Чтобы обеспечить себе минимально возможный уровень жизни, работникам приходится брать две а иногда даже три ставки, и нагрузка по ним становится всё больше.

Как же стало возможным, что квалифицированным медикам, учителям, преподавателям и воспитателям платят зарплаты на уровне МРОТ и даже ниже? Оказалось, что причина подобного положения дел кроется даже не в коррупции, а в нескольких важных законах, принятие которых прошло настолько бесшумно, что общественность их даже не заметила. Да и как их заметишь, когда за день в Госдуму поступают десятки новых законопроектов.

Правозащитница Ирина Канторович, выступив на съезде Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», приоткрыла завесу тайны и рассказала, почему бюджетникам настолько мало платят.

Ольга Голодец свидетельствует о том, что у нас в России наблюдается «уникальное явление – работающие бедные». Только у нас в стране такое явление есть. Мой тезис таков: «Это уникальное явление породили уникальные же законы, принятые 7-12 лет назад, и эти законы противоречат мировой практике»

Ирина Канторович

И вот перечень этих законов:


1. В 2007 году оклады разрешили делать меньше МРОТ

В 2007 году, согласно части 2 статьи 2 ФЗ от 20.04.2007 № 54-ФЗ, в статью 133 ТК РФ были внесены изменения. В части 4 данной статьи утратила силу фраза о том, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы не могут быть ниже МРОТ.

Ещё интереснее ситуация у тех, кто работает на Севере.

Практика установления окладов ниже МРОТ привела, в частности, к тому, что работники регионов с особыми климатическими условиями (районов Севера и т.п.) законно получают зарплату, равную МРОТ, составной частью которой являются территориальные надбавки.

Ирина Канторович


2. В 2007 году МРОТ по определению перестал быть оплатой труда неквалифицированного работника

Тот же самый Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ полностью уничтожил определение МРОТ.

Раньше в статье 129 ТК РФ определение МРОТ звучало так: плата за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Поправками это определение попросту убрали. Теперь в Трудовом кодексе не встретить определение того, что же такое МРОТ. Говорится лишь об обязательности его уплаты и размере. Таким образом, этот закон подготовил почву для того, чтобы высококвалифицированным гражданам с высшим образованием начали платить зарплаты размером с МРОТ.


3. В 2011 году ликвидировали Единую тарифную сетку

Раньше в России действовали единые тарифные сетки (ЕТС). Они устанавливались для работников бюджетных организаций.


По ЕТС оклад составлял основную часть зарплаты. У квалифицированного работника он был в разы больше действующего на тот момент МРОТ. Зарплата равнялась окладу, и это не вызывало социального напряжения.

Таким образом установление ставок окладов стало лишь правом, а не обязанностью Правительства. Увы, до сих пор они этим правом не воспользовались.

Затем базовые должностные оклады стали назначать муниципальные власти. В результате базовые должностные оклады стали ниже МРОТ во многих регионах страны.

При этом бюджетное учреждение самостоятельно утверждает и размер окладов, и размер надбавок, согласно статье 144 ТК РФ.

Размеры окладов не могут быть ниже тех, что установлены на муниципальном уровне, однако и без того низкие на муниципальном уровне ставки фактически и выплачиваются работникам. Редко где предусмотрены надбавки сверх них.

Например, согласно п.1.6 Постановления Губернатора Владимирской области от 30 июля 2008 года N 544 (с изменениями на 24 декабря 2018 года), актуальный базовый оклад работников профессорско-преподавательского состава 7350 рублей. Ознакомиться с документом и другими ставками можно здесь.


5. Бюджетным учреждениям разрешили оставлять неиспользованные деньги себе

Ещё один гвоздь в крышку гроба адекватных зарплат забили в 2010 году. Частью 17 ст. 30 83-ФЗ было установлено, что учреждение может оставлять себе на будущее не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленным из государственного бюджета.

В свою очередь, региональные законы предписывают, как распоряжаться сэкономленными деньгами. Например, это прописано в законодательстве г. Москвы.

Экономия по фонду оплаты труда, включая начисления на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера», то есть на премии. (п.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП.)

Таким образом, если до 2010 года бюджетные учреждения ещё пытались использовать все выделенные средства на ремонт, закупку техники или на повышение зарплат всего персонала, то после 2010 года ситуация стала развиваться совершенно в другом русле. Руководство стало выписывать себе премии.

Вот такие меры последовательно принимались в России. Ознакомиться с выступлением Ирины Конторович можно на её страничке на YouTube.

alt="Педагоги шутят: На одну ставку есть нечего, на две - некогда. Фото: ТАСС" />
Педагоги шутят: На одну ставку есть нечего, на две - некогда. Фото: ТАСС

На какой оклад может рассчитывать молодой учитель после вуза? Как получилось, что гарантированная часть зарплаты педагога в ряде регионов оказалась ниже МРОТ? Почему в крупном региональном центре учителям доплачивают всего 1700 рублей в месяц за классное руководство?

Получите, распишитесь

Оклад учителя в Воронежской области - 10 200 рублей. Педагоги шутят: "На одну ставку есть нечего, на две - некогда". Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… По сути, полноценная рабочая неделя.

- Понятно, что за счет различных доплат и работы не на одну ставку зарплата большинства педагогов будет превышать МРОТ. Тем не менее есть учителя, которые получают зарплату на уровне минималки. Особенно много педагогов с зарплатой уборщицы среди начинающих специалистов, работающих на одну ставку, - отмечают в областном профсоюзе. - Практически у каждого учителя сегодня есть дополнительный приработок, репетиторство. А в сельской местности это еще и подсобное хозяйство.

Средний возраст педагогов в Воронеже - 48 лет, в области - 52 года. В минувшем учебном году в школы региона пришли более 400 молодых педагогов, но большинство трудоустроилось в Воронеже. Ни одного молодого учителя в 2018 году не приехало в Нововоронеж и шесть сельских районов. Почему? Низкие зарплаты отпугивают молодых специалистов. И это несмотря на то что несколько лет назад областной профсоюз добился надбавки к их зарплате. В первые пять лет работы им увеличивают оклад на 20-30 процентов в зависимости от того, трудятся они в городе или в селе и от "качества" диплома (отличником быть выгоднее). При этом опытный учитель вынужден добирать достойную для жизни сумму дополнительной работой.

Баллы решают все

Средняя зарплата учителя в Мордовии - 23 000 рублей. Она состоит из оклада (ставка, полторы или две, в зависимости от нагрузки), доплат за категорию, за классное руководство и общественные нагрузки (руководитель методического объединения, секретарь педсовета и т.д.). А еще есть баллы фонда стимулирования.


- В конце месяца каждый учитель заполняет и сдает таблицу, в которую записывает то, что он сделал. За каждое действие начисляются баллы. Затем эти отчеты обсуждаются на совете, в который входят руководители методических объединений учителей-предметников, администрация школы и директор, - рассказал "РГ" педагог высшей категории, который попросил не называть своего имени. - Но зачастую решение о присвоении тому или иному учителю стимулирующих выплат принимает лично директор. С какими бы то ни было нормативными актами, устанавливающими размер и количество надбавок, учителей не знакомят.

"Классная" надбавка

На днях пермские учителя написали обращение к губернатору края Максиму Решетникову. Педагоги просят повысить оплату за классное руководство с 1700 до 5000 рублей. По мнению учителей, нагрузки на "классных" выросли, а финансово это не поддерживается. Они должны следить за психологическим состоянием учеников, заполнять по нескольку раз в четверть множество форм и отчетов. И это при том, что заработная плата педагогов в Пермском крае не увеличивается несколько лет.

Фото: iStock

- Учитель получает в среднем тридцать тысяч рублей, - говорит председатель пермской краевой организации профсоюза образования Зоя Галайда. При этом разница в оплате труда между сельскими и городскими педагогами может достигать тех же 30 тысяч рублей. Дело в том, что в Пермском крае действует до сих пор формула "ученико-час", то есть зарплата зависит от количества учащихся. А в сельских школах их гораздо меньше, чем в городских.

- Мы боремся за то, чтобы эта формула была отменена, и в Прикамье были введены единые ставки окладов по должностям и профессиям, - отмечает Галайда.

Но есть и плюсы. Молодые педагоги могут рассчитывать на миллион рублей для покупки жилья, если они уезжают в сельскую местность. В 2019 году на эти цели в Пермском крае выделено 40 миллионов рублей. Из них 18 уже распределены. Остальные деньги молодые учителя также получат в июле.

Семейный подряд

Средняя зарплата педагогов в Калмыкии - 23 495 рублей. Но, конечно, учителя без стажа получают гораздо меньше. Поэтому молодых педагогов, переезжающих в село, поддерживают приличной единовременной выплатой. Уже известны случаи, когда после окончания вуза на работу в село отправляются супружеские пары. Оба педагога - и муж, и жена - получают по сто тысяч рублей.

- Когда я брал справки в бухгалтерии, вся моя годовая зарплата как раз и оказалась около 100 тысяч рублей. Поэтому подъемные в таком же объеме - это ощутимая помощь для семейного бюджета, - рассказал "РГ" 24-летний Давыд Шургучиев. - Наших с супругой 200 тысяч рублей, наверное, хватило бы на небольшой старенький домик без удобств или на первоначальный взнос по ипотеке. Но мы решили на эти деньги купить машину. Все-таки жить в селе без своего транспорта трудно.

Молодые учителя работают в Садовской средней школе № 1, где учатся 216 детей. Давыд Шургучиев преподает историю и географию, а также ведет классное руководство у седьмого класса. Его 22-летняя супруга Амелия - преподаватель русского и калмыцкого языков, но сейчас она находится в декрете: у пары недавно родился третий ребенок.

Очередь к компьютеру

Средняя зарплата в Оренбуржье - а именно этому показателю должен соответствовать заработок учителя - составляет 29 866 рублей. Согласно официальным отчетам, все в порядке. А как на самом деле?

- В нашей школе учитель, работающий на полную ставку, получает от 16 тысяч, если говорить о молодых педагогах, до 20 тысяч рублей - у более опытных коллег, - говорит директор школы поселка Восточный, победитель Всероссийского конкурса "Педагогический дебют-2019" Антон Ляпин. - Рекомендованное Министерством просвещения РФ соотношение оклада и стимулирующих выплат у нас 70/30 соблюдается. При этом роста зарплаты в последние четыре года не чувствуется. А вот нагрузка выросла в разы. К примеру, мы дублируем одни и те же сведения в бумажный документ и электронный. А если учесть, что у нас в поселке вообще нет интернета и несколько педагогов вынуждены занимать очередь к единственному компьютеру, то понятно, что времени на это уходит очень много. Это очень большая проблема.

"Учитель не должен думать о зарплате, которую рассчитывают, жонглируя ставками и поощрительной частью. Должен быть раз и навсегда закреплен в школе справедливый и понятный механизм, который позволяет нашим коллегам чувствовать себя достойно в материальном плане. Еще в 2017 году вместе с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений мы направили рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов должно гарантированно ид ти на ставки и оклады и только 30 процентов - на различные надбавки, - рассказала министр просвещения Ольга Васильева. - Однако такая пропорция не соблюдается в большинстве регионов. Доходит до того, что гарантированная часть составляет около 10 процентов. Жалобы доходят из Дагестана, Карелии, Томской области, Приморского, Пермского и Краснодарского краев. Нужно наводить в субъектах порядок по оплате труда".

Михаил Авдеенко, зампредседателя Общероссийского профсоюза образования:

- Мы уже более 10 лет выступаем с требованием к правительству об установлении единых минимальных базовых ставок и окладов для всех учителей. Сейчас у нас нет ни того ни другого - с тех пор, как 13 лет назад была отменена единая тарифная сетка. Все регионы начисляют зарплату по-разному. Кто-то платит по принципу "ученико-час", кто-то - в зависимости от квалификации педагога, кто-то заключает базовый трудовой договор.

Мы проводили мониторинг минимальных окладов учителей по всей России. В Центральном федеральном округе минимальная ставка учителя в Рязанской области - 4500 рублей, притом что средняя зарплата там же - 33 551 рубль. Максимальная базовая ставка по ЦФО в Тульской области - 10 216 рублей при средней зарплате в 35104 рубля.

В Южном федеральном округе минимальная ставка в Республике Адыгея - 6371 рублей, максимальная - 11 595 рублей в Краснодарском крае. В Приволжском федеральном округе минимальная ставка в Чувашии - 5481 рублей. Максимум мы отметили в Татарстане - 14 236 рублей. То есть разброс в минимальных окладах идет от 3-4 тысяч рублей до 12-14 тысяч рублей в разных регионах. И также же разброс в 5-6 раз мы отмечаем в реальных зарплатах педагогов.

Сколько будет получать молодой учитель, который не имеет ни опыта, ни сильной нагрузки после вуза? Возьмем Смоленскую область - здесь такой молодой специалист будет получать ровно МРОТ, то есть 11 280 рублей. Именно на эту сумму он может рассчитывать. Понятно, что ни один нормальный прагматично настроенный молодой человек не придет работать на такие условия.

И поэтому в Смоленской области сегодня прогнозируется огромный дефицит кадров. Сейчас они еще держатся на том, что работают многие пенсионеры с большой нагрузкой, то есть ведут более 30 уроков в неделю. Они вынуждены добирать эти ставки, чтобы хоть как-то прожить.

Понятно, что в Татарстане или Московской области для молодых специалистов условия будут лучше. В некоторых регионах им полагаются единовременные выплаты от 10 тысяч до 150 тысяч рублей. Но в целом единых подходов в поддержке молодых педагогов на федеральном уровне практически нет. На наш взгляд, минимальный размер оклада за работу на одну ставку должен быть не меньше МРОТ. При этом зарплата учителей должна быть повышена со 100 до 150 процентов от средней по региону. Это наши основные требования к правительству.

Молодые учителя боятся идти в школу из-за избыточной отчетности и неопределенности с зарплатой, заявила министр просвещения Ольга Васильева на парламентском часе о мерах по повышению качества образования в Госдуме. Ее слова подтвердили и сами молодые учителя, и представители субъектов, и депутаты. Они добавили, что средняя зарплата педагога в регионах порой едва превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), из-за чего приходится работать на полторы-две ставки. В ответ министр возмутилась, что на местах не выполняют поручение председателя Правительства о соотношении базовой и стимулирующей части оплаты труда. Министерство просвещения, Минтруда и Минфин свою работу уже сделали, дело – за регионами, следовало из слов Васильевой. Подробности – в материале Накануне.RU.

Только 70% поступающих в педагогические вузы получают дипломы, и лишь половина из них "доходит до школьного класса", сообщила министр просвещения.

"Молодые учителя просто боятся идти в школу. Почему? Ответы разные: вопрос об оплате, вопрос об отчетности и другие вопросы", – сказала Ольга Васильева.

В результате стране не хватает 10% учителей. От дефицита кадров страдают Оренбургская, Курганская, Кемеровская, Магаданская, Омская области, Еврейская автономная области и Чукотка.

Как правило, в этих условиях учителя вынуждены работать на 1,5-1,78 ставки – вести непрофильные для себя предметы.

"Считаю недопустимой ситуацию, когда учителя физической культуры читают информатику. Очевидно, что качество образования в большинстве случаев снижается", — заявила Ольга Васильева, отметив, что на сегодняшний день информатику ведут 306 учителей физической культуры.

Ольга Васильева, Парламентские слушания о повышении качества образования в Госдуме(2019)|Фото: Госдума РФ

Нормальной ставкой, при которой учитель полноценно работает и развивается, в Минпросе считают 1,2 ставки.

Но позволить себе такую "роскошь" могут единичные регионы.

"Вызывают тревоги поступающие жалобы на низкую заработную плату. Еще в 2017 г. вместе с трехсторонней комиссией мы установили, что заработная плата назначается в соотношении 70% - гарантированная часть и 30% - стимулирующая, однако такая пропорция не соблюдается в регионах. Доходит до того, что гарантированная часть составляет порядка 10%. Жалобы доходят из Дагестана, Карелии, Томской области, Приморского края, Пермского и Краснодарского края. Нужно наводить в субъектах порядок по оплате труда", – заявила Ольга Васильева.

Парламентские слушания о повышении качества образования(2019)|Фото: Госдума РФ

Точные цифры назвала председатель комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Татьяна Бодрова, чем вызвала откровенное недовольство министра просвещения.

"Вы поставили совершенно правильную проблему – чтобы базовая часть зарплаты составляла 70% по отношению к стимулирующей. Но мы все понимаем, что в большинстве регионов базовая ставка учителя составляет 5-8 тыс., что в полтора раза меньше МРОТ. Не считаете ли вы, что вместе с Министерством труда, Министерством финансов нужно проработать вопрос, чтобы базовая ставка учителя была выше МРОТ, тогда будет легче довести зарплату педагога до средней по региону? Потому что сейчас приходится либо увеличивать количество ставок, либо увеличивать стимулирующие выплаты", – сказала она.

Министр поинтересовалась, в скольких школах Самарской области выполняется поручение Правительства о соотношении гарантированной и стимулирующей частей оплаты труда учителя. Самарский депутат не смогла ответить.

"У нас ставка 1,7 у учителей, а базовый оклад – 8 тыс. руб.", – сказала Бодрова.

Ольга Васильева, Парламентские слушания о повышении качества образования в Госдуме(2019)|Фото: Госдума РФ

"Не надо сейчас творить мифы, если бы у вас 50% выполняли школ, была бы одна история, 70% – другая история. Отвечая на ваш вопрос: мы сели с Минтрудом уже в прошлую пятницу работать над этим вопросом, но вы не можете мне сказать, сколько школ выполняет это поручение", – резко ответила Васильева и менторским тоном предложила собеседнице "сесть на место и посчитать" школы, выполняющие соотношение по зарплате.

Учительская нагрузка высчитывается по четырем направлениям в зависимости от количества часов, стажа, внеурочной работы, дополнительных функций, поэтому точной привязки зарплаты к объему работы педагога нет, пояснила Васильева.

"Получается, что учителя на территории России нагружены по-разному. Может быть ставка 1,78 и исходя из этого регион отчитывается о зарплате учителей, а в Мордовии, например, ставка 1,1 – разница очень большая. Мы хотим, чтобы база – 70% – была гарантирована. В Мордовии нагрузка дает учителю совершенствоваться, а при ставке 1,78 разговор о профессиональном росте вести уже затруднительнее", – сказала министр.

Олег Смолин, Парламентские слушания о повышении качества образования в Госдуме(2019)|Фото: Госдума РФ

"На одну ставку есть нечего, а на две – некогда", – вспомнил "шутку" учителей, работающих на полторы ставки, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

"Уважаемая Ольга Юрьевна, когда мы сообщаем учителям официальную информацию о том, сколько они получают, они крайне удивляются официальной статистике, – заявил депутат. – Средняя нагрузка учителя, согласно исследованиям ОНФ в 2016 г., была 28 уроков в неделю, то есть более полутора ставки. По данным РАНХиГС, в 2018 г. количество учителей, которые работают на две ставки, превысило 13%. Как учитель по первой специальности, я хочу сказать, что нормально работать в такой ситуации невозможно. Либо ты нормально не живешь, либо не даешь детям то, что должен дать, профессиональное выгорание при такой ситуации неизбежно".

Парламентские слушания о повышении качества образования в Госдуме(2019)|Фото: Госдума РФ

Не смог нормально жить, работая учителем, и молодой педагог из Омска Степан Кошкарев, окончивший педагогический университет с красным дипломом. Он рассказал, что получал 19 тыс. 500 руб. в первый год своей работы в школе при нагрузке 27 часов в неделю и пяти часах "внеурочки". На второй год нагрузка снизилась до 24 часов, а зарплата – до 12 тыс. 500 руб.

"На третий год я не остался, я покинул сферу образования, поскольку уровень дохода и социальный статус учителя меня не удовлетворял. Я молодой человек, который хочет создать семью и думает о том, как обеспечить для нее достойный уровень жизни. Но с теми финансовыми условиями, которые предлагаются в школе, я не могу найти ответа, как это сделать. Спустя год работы в СМИ, где доход был выше, я все же вернулся в образование, потому что мне важно содержание моего труда, потому что учителей не хватает", – выступил Степан Кошкарев.

Парламентские слушания о повышении качества образования в Госдуме(2019)|Фото: Госдума РФ

Оклад учителя в Омской области, названной министром просвещения в числе регионов с дефицитом кадров, составляет 8 тыс. 543 руб. при МРОТ в 8 тыс. 480 руб., заявил учитель.

"Мне больно от того, что я вижу, что труд педагога не оценен. Заработная плата – это индекс ценности труда. Учителя, чтобы как-то выжить, берут слишком много уроков, несутся с урока на урок, заполняют тучи отчетов, а все свободное время, если оно остается, посвящают своим ученикам. В таком угаре теряется ориентир на личность ребенка, развивается озлобленность на всех участников учебного процесса. Труд учителя оплачивается ниже, чем неквалифицированный труд продавца в магазине", – добавил молодой специалист.

Сейчас омский учитель ведет 25 уроков в неделю и семь часов "внеурочных" занятий и получает зарплату в 20 тыс. 500 руб.

"В нашем регионе рост доходов учителей был за счет роста нагрузки. За шесть лет оклады были проиндексированы лишь однажды на 5%", – заключил он.

«На ставку есть нечего, на две — некогда» — такая горькая поговорка ходит среди учителей.

Да и Госдума осеннюю сессию начнёт с рассмотрения законопроекта об установлении зарплат учителей не ниже двойной величины прожиточного минимума. Пока же педагоги довольствуются более чем скромными заработками.

«Требуются, требуются. »

«На ставку есть нечего, на две — некогда» — такая горькая поговорка ходит среди учителей. Об этой проблеме педагоги уже не просто говорят — кричат на всю страну.

Или нечего, или некогда

На июньской «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным зачитали обращение орловской учительницы, зарплата которой, по её заверению, составляет 10 000 руб. Она учитель высшей категории, но получает копейки.

Сергей Рукшин.

«Вы говорите о зарплате в 10 000, нужно проверить. Мы довели МРОТ до прожиточного минимума — 11 280 руб., и поэтому регионы не имеют права платить меньшую сумму», — сказал тогда Владимир Путин. По окончании «Прямой линии» губернатор Орловской обл. Андрей Клычков сообщил, что дал ряд поручений по её итогам.

Согласно данным Орёлстата, средняя зарплата педработников общего образования по региону в I квартале 2019 г. составила 29 000 руб., у работников дополнительного образования — 24 000 руб. А что на деле? О том, сколько получают педагоги допобразования, рассказала учительница Валентина Игнатьева, которая, как и многие орловцы, смотрела ту «Прямую линию». «Человеку не имеют права платить меньше суммы МРОТ. Это что означает? — возмущается Валентина. — Учителя сравняли с дворником? Я ничего не имею против дворников, но надо помнить, что это низкоквалифицированный труд. Да и аттестовываться им каждые несколько лет не нужно».

Она в профессии уже более 17 лет. Преподавала в Орловском университете, последние несколько лет работает в детской школе искусств. «Ставка преподавателя в школе за первую категорию — 10 340 руб., за высшую — около 11 000. До МРОТ действительно ежемесячно доплачивают, но только по одной ставке. В результате мы имеем ровно минималку и не более того», — рассказала преподаватель.

Но чиновников, по её мнению, это нисколько не волнует. Они отчитываются о зарплате исходя из общих цифр, а стало быть, считают зарплату за полторы, две и более ставки. Обычному учителю, чтобы заработать больше 20 000 руб., о которых говорят чиновники, надо работать на три ставки.

Нажимите для увеличения

Ситуация близка к катастрофе

В школах Владивостока проблема дефицита кадров — первоочередная. На официальном уровне озвучивается довольно приличная средняя зарплата педагогов, но достигается она увеличенной нагрузкой. Многие педагоги не выдерживают и уходят. 12 600 руб. — средний оклад учителя школы по Приморскому краю. У педагога высшей категории с 50-летним опытом работы — 15 750 руб. при норме 18 часов в неделю.

— Не хватает учителей русского языка, математики, английского, — рассказывает директор школы № 52 Владивостока Елена Дмитриенко. — В группе директоров школ города каждый день только и пишем: «Требуется, требуется. » Ситуация близка к катастрофе. Учителям опытным, квалифицированным гораздо комфортнее работать индивидуально, чем с переполненными классами. И они уходят в репетиторство, которое оплачивается гораздо лучше — и безо всяких учебных программ, тематических планирований, нервотрёпки, налогов. В столице учитель начальных классов может заработать 120 000, у нас — в пределах 30 000. Педагоги берут нагрузку по 35 и более часов в неделю, девять уроков ежедневно! Учителя говорят, что обедают они на большой перемене. А на глоток чая порой времени просто нет.


Эксперты прогнозируют: когда история станет обязательной для сдачи на ЕГЭ, педагоги-историки также убегут из школ в репетиторство. А чиновники тем временем сократили доплату за классное руководство в 1,5 раза. Не были заложены в бюджет и средства на поощрение учителей за хорошую работу, за внеклассную деятельность.

Учителя превращаются в нищих — утверждает директор псковской школы-интерната Лидия Овсякова. Даже у неё, руководителя, зарплата — 23 800 руб. Все надбавки, которые она получала несколько лет назад, — за звание заслуженного учителя, отличника народного образования, за привлечение помощи спонсоров и пр., — сняли. Что уж говорить про рядового учителя.

«8500 руб. — ставка педагога, — делится Лидия Викторовна. — Мы „добираем“ хотя бы до „минималки“ в 11 000 руб.: это проверка тетрадей, классное руководство. Раньше компенсирующие выплаты (работа с трудными детьми в интернате) составляла 25% от оклада, теперь только 10%. Обидно!»

Чтобы получать 20 000 руб., педагог должен жить в школе в прямом смысле: работать на 1,5–2 ставки и совмещать должность воспитателя, находясь на работе до отбоя детей.

«Молодёжь на эти деньги не заманишь, — сетует директор. — Сейчас у меня масса вакансий — 5 воспитателей и 3 учителя».

Молодёжь не заманишь не только из-за низкой зарплаты. «Когда учишься, строишь планы, как будешь работать. Но после первой же практики почти у всех как отрезает», — делится Светлана А., всего один год выдержавшая в псковской школе. — Да, до «минималки» мне доплачивали, на следующий год обещали 1,5 ставки. Но я просто не выдержала. Достучаться до современных детей сложно, мне было очень трудно с моими пятиклассниками. Уже не говорю о родителях, которые ещё менее адекватны, чем дети, и по мнению которых учитель имеет одни обязанности«.

Гладко только на бумаге

В марте 2019 г. учителям одной из школ Усолья-Сибирского, что в 1,5 часах езды от Иркутска, подняли оклад почти на 1,5 тыс. руб. Педагоги обрадовались, но каково было их удивление, когда на руки они получили такую же зарплату, как и прежде.

Ярослав Михалев: Урок – это 40 минут, которые вы и еще 30 человек проживаете вместе. Это маленькая жизнь, в течение которой мы учимся строить взаимоотношения.

Выяснилось, что оклады подняли, оплату за классное руководство и заведование кабинетами тоже, но стимулирующие выплаты уменьшились. А в один месяц вообще свелись к нулю. Так что на бумаге всё гладко — зарплаты учителей растут, а по факту за сделанную работу они получили даже меньше.

Как ни удивительно, но даже внутри Иркутской обл. педагоги за одну и ту же работу получают по-разному: в школах, которые подчиняются непосредственно министерству образования региона, оклад педагога — 7983 руб., а во многих муниципальных учреждениях — всего 6600 руб.

— 18 126 руб. — таков заработок молодого педагога юга области, — подсчитывает глава Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентина Федосеева. — У него ещё нет ни квалификационной категории, ни наград. А работать, чтобы получить эти деньги, он должен 31 час в неделю. И это только уроки! А ещё проверка тетрадей и подготовка к занятиям. Стоимость часа работы у такого педагога — при колоссальной нагрузке — очень маленькая: всего 91 руб. Мы как-то интересовались, сколько стоит в среднем час у кассира в супермаркете. И, честно говоря, не удивились результату: 150 руб. Нужны ещё какие-то объяснения?

Одним — жильё, другим — миллион

Некоторые регионы сами придумывают программы поддержки.

— Такие конкурсы должны поспособствовать тому, чтобы больше молодых учителей ехало работать в село, — надеется представитель областной организации профсоюза работников народного образования и науки Людмила Дорохова.

Детям интересно решать нестандартные задачи, а у учителей зачастую просто не хватает времени их ставить

В Приморье в бюджет 2019 г. заложили 246 млн руб., они пойдут в том числе и на единовременные выплаты педагогам от 250 до 440 тыс. руб. Также установлена 50%-ная компенсация расходов за наём жилья и 25% стоимости путёвки в санаторий. Ежемесячные денежные выплаты предусмотрели для молодых специалистов и их наставников — 10 тыс. и 5 тыс. руб. соответственно.

В г. Саянске Иркутской обл., где живут всего 40 тыс. чел., уже несколько лет проводят конкурс «Учитель года», победителю вручают автомобиль. А молодых специалистов обеспечивают жильём. В 2018 г. ключи от квартир получили 8 педагогов. Заселили их в многоквартирный трёхэтажный дом. Раньше в нём располагалось городское управление образования, но его переоборудовали под жилой дом для коллег-учителей.

Но лучше всего с проблемами низких доходов научились справляться в школах столицы. За последние несколько лет московское образование совершило ощутимый качественный рывок — это касается и современных технологий, и оборудования, которым оснащают школы, и доходов педагогов.

Унижение зарплатой

В советские времена зарплата у учителя была меньше, чем у рабочего на заводе. Спустя десятилетия в стране сменился строй, а вот ситуация в лучшую сторону не изменилась. Требований к учителям всё больше, а оплата труда нередко унизительная.

Директорская воля


Мы привыкли кивать на недостаток финансирования: мол, дадут больше денег из бюджета на образование, и проблема решится. Но не всё так просто. «Ситуация с экономикой образования в России не очень хорошая, но не критическая, — считает директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Клячко. — РФ тратит 3,6% ВВП на образование. С одной стороны, это очень немного, учитывая, что средние расходы на образование по Евросоюзу — 4,5–4,6% ВВП. И если в нашей стране финансирование поднимется до этого уровня, то и ситуация с зарплатами в образовании улучшится. С другой стороны, скажем, Япония тратит 3,2% ВВП, Италия — примерно как и мы: 3,6%. В этом году в нашей стране, возможно, цифра возрастёт до 3,8–3,9%, поскольку есть профицит бюджета и стартовали национальные проекты в образовании».


Однако, каковы бы ни были суммы, важно тратить их с умом. А вот здесь есть проблемы. «Не очень эффективно организуется учебный процесс, — продолжает Т. Клячко. — Учителя задавлены бюрократической работой в виде написания программ, планов, домашних заданий на год вперёд. В итоге вместо того чтобы учить детей, учителя пишут бумажки». Ещё одна «дыра», в которую уплывают немалые деньги, — это система повышения квалификации педагогов. Зачастую курсы эти педагоги проходят просто для галочки, но при этом дают неплохой заработок немалой армии наставников. Тогда как у самого учителя оклад официально до сих пор ниже МРОТ. Да, существуют доплаты и надбавки, но. «Директор школы распределяет эти надбавки, как он считает нужным, — объясняет Клячко. — Например, прибавляет зарплату молодым учителям, чтобы удержать их в школе. Другой, наоборот, больше платит учителям со стажем. Либо урезает зарплаты учителям пенсионного возраста, аргументируя это тем, что они ещё и пенсию получают, а молодёжь — только зарплату. Где-то выясняется, что директор даёт „своим“, а тем, кто ему возражает или просто не нравится, зажимает. Хуже того, многие руководители не считают нужным честно объяснить педагогам, чем вызвана их политика распределения доплат».

Лучшие уходят

Да, в официальных отчётах фигурируют вполне красивые цифры зарплат учителей. Но это всего лишь средние показатели. Из чего они складываются? Из того, что на Камчатке зарплата 112 тыс. руб., в Ивановской обл. — 29 тыс., а где-то — ещё ниже. Ситуация в регионах очень разная. В среднем же всё хорошо: 45 тыс. руб. в месяц для школьного педагога вполне приемлемый заработок. А конкретный человек приходит и говорит: мне на жизнь не хватает. В итоге учитель трудится на 1,5–2 ставки, к которым ещё прилагаются «добровольно-принудительные» обязанности в виде проведения конкурсов, олимпиад, классных часов и т. д.

«В отношении учителей государство убеждено, что оно должно действовать как бизнесмен: то есть стремиться выжать из наёмных работников (в данном случае — учителей) как можно больше и при этом заплатить им как можно меньше, — убеждён доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадим Квачев. — В итоге время работы и нагрузка у педагогов растут, а зарплата при этом не увеличивается. Учителей поставили в такие условия, что им приходится либо увольняться и менять работу, либо работать на износ, чтобы прокормить себя. Ни для кого не секрет, что даже в бюджетной сфере с безусловно белыми зарплатами и социальными отчислениями трудовые конфликты разрешаются неформально: недовольного или неудобного работника запросто могут «попросить» написать заявление об увольнении «по собственному желанию».

Каков же выход? «Развитие экономики, — уверена Татьяна Клячко. — Есть глубинная зависимость всех аспектов от экономики, которой мы часто пытаемся пренебрегать. Когда у учителя голова забита бытовыми проблемами, то быть хорошим педагогом уже сложно, каким бы замечательным человеком он ни был. С другой стороны, необходимо обучение как директоров школ, так и самих учителей. Нужно давать людям возможности для роста и развития. Когда молодёжи говорят, что у неё большие перспективы, но в реальности они сталкиваются с иным, кто после этого пойдёт работать в школу?»

К сожалению, уравнять всех и платить учителям во всех регионах одинаково никогда не получится. «Региональные различия есть во всех странах, — объясняет Т. Клячко. — В Нью-Йорке средняя заработная плата учителя — 90 тыс. долл. в год, а в Оклахоме — 50 тыс. Чем богаче регион или город, тем больше он даст денег учителям». Уравнять нельзя, но можно сделать оплату труда учителей хотя бы справедливой. «Мало кто помнит, что первый указ первого Президента России Ельцина касался именно образования, — продолжает Клячко. — Он тогда заявил, что зарплату учителя поднимут до 100% средней по промышленности, самой высокой тогда».

Те обещания так и остались на бумаге. Зато рынок репетиторских и прочих образовательных услуг растёт как на дрожжах. Немало учителей, как правило лучшие кадры, из школ уходят — не только в репетиторы, но и просто в частный бизнес, ведь в крупных компаниях образовательные, информационные технологии сейчас очень востребованы.


Мешает решению проблем и слишком оптимистичный взгляд власти на ситуацию. Когда руководителю докладывают, что в системе всё хорошо, можно успокоиться и ничего не делать. Докапываться до реального положения дел и глубинных причин никто не хочет. И в итоге получают искажённую картину происходящего. От чего страдают и учителя, и дети.

Сколько получают учителя в Европе?

В Европе профессия учителя относится к одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых.

Учителя немецких государственных школ — высокооплачиваемая профессия. Уровень оплаты их труда зависит от типа школы (начальная, общая, гимназия, профучилище и др.), статуса самого учителя (госслужащий или работает по найму) и стажа. Помимо того зарплаты учителей различаются в разных федеральных землях Германии. К примеру, в начальной школе в Баварии учитель на старте своей карьеры получает 3520 евро в месяц до вычета налогов, отчислений в медстрах и т. д. (255 тыс. руб.), а жалованье учителя с 20-летним стажем — 4119 евро (299 тыс. руб.).

Читайте также: