Причины профессиональной деформации врача

Опубликовано: 17.09.2024

Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Содержание работы

2. Общее представление о профессиональной деформации личности

3. Профессиональная деформация врача

4. Список литературы

Файлы: 1 файл

ком навыки проф деформ врача.doc

АО «Медицинский университет Астана»

Тема: «Профессиональная деформация врача»

Выполнил: Жумабаев А. Н.

Проверила: Есмуханова Г.М.

2. Общее представление о профессиональной деформации личности

3. Профессиональная деформация врача

4. Список литературы

Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества (ПВК) в противоположную сторону. Это способно приводить к молоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.

Общее представление о профессиональной деформации личности

Деформация личности профессиональная — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Например, профессиональная деформация учителя заключается в том, что на уроке он в определенный момент начинает искусственно, даже с некой параноидальной манией выискивать ошибки в работах учеников. Дома «деформированный» педагог начинает оценивать действия родственников, порой чересчур строго (мысленно измеряя все по 5-балльной шкале), анализирует приемлемость или неприемлемость действий незнакомых людей на улице, возмущается отсутствием культуры и т.п.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессионал ьном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.

Административный восторг — своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.

Выражение «административный восторг» впервые было употреблено в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского. Сам Фёдор Михайлович объяснял этот термин так: «Любое ничтожество волею судеб посаженное продавать пассажирам билеты в железнодорожной кассе тут же представляет себя большим начальником и уже не выдаёт билеты как ему положено по его ничтожной должности всем приходящим но и уже решает кому билет дать, а кому его не дать! И не продать билет такое ничтожество может уже просто потому, что ему не понравится лицо пассажира!».

Управленческая эрозия или «порча» властью — один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».

Руководители принимают все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает тем, кто занимает наивысшие должности. Это связано с тем, что в процессе реализации руководящих функций контроль (власть) над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие (см. Административный восторг). В этом случае человек не столько озабочен интересами дела, сколько стремиться к доминированию (господству). Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает ему полного удовлетворения. Наоборот, оно вызывает еще большее стремление контролировать других, влиять на них. Чем больше власти, тем сильнее тенденция к ее расширению.

«Испорченные» властью руководители становятся все более эгоцентрическими. Проблема сохранения и расширения властных полномочий становится для них важнейшей. Они постоянно расширяют сеть контролирующих или репрессивных средств. Желая оправдать свои шаги, могут создавать мифы о врагах и всяческих угрозах для организации. Возникновение и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства. Ей подвержены менеджеры, исповедующие как демократический, так и авторитарный стиль. Этот стиль, сначала эффективный, со временем может потерять свою практическую направленность и ценность. Новые условия часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления.

Испытанные методы реализации власти со временем становятся анахронизмом; схемы решений и средства контроля не дают ожидаемого эффекта. Руководители, которые хуже других приспосабливаются к новым условиям и настоятельно защищают старые методы руководства, принимают все худшие решения, все хуже осуществляют функции организации и реализации управления.

Основным методом профилактики управленческой эрозии является ротация (замена) на руководящих должностях. Поэтому во многих организациях определен максимальный срок выполнения руководящих функций. По прошествии какого-то времени, руководство поручается новым людям. Новые люди, как правило, демонстрируют большую инновационность, творчество и энтузиазм (см. также Деформация личности профессиональная).

Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид Профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию».

Психолог Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер (Маxer Е.) пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем Эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.

Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.).

Профессиональная деформация врача

Врачей часто считают циниками с черным юмором, для которых "нет ничего святого". Профессия врача предполагает огромную ответственность и постоянный стресс, поэтому профессиональная деформация - это своеобразный защитный механизм. Цинизм неосознанно переносится в личное общение, а вынужденное равнодушие к чужому горю и сдержанность эмоций переносятся на собственные проблемы и проблемы близких людей.

Профессиональная деформация врача заключается в том, что при обычном рукопожатии он мысленно оценивает Ваш пульс, степень влажности кожи и температуру тела. В нерабочей обстановке начинает прослеживать связь между внешним видом и возможными заболеваниями человека, возможно давать советы.

Врач обладает определенной властью над больными, следовательно, он тоже подвержен опасности деформации. По Йоресу власть следует использовать только в добрых целях. Профессиональная деформация развивается, как правило, постепенно из профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация является необходимой для медицинского работника. У врачей, медицинских сестер и у вспомогательного персонала, которые в начале своей профессиональной деятельности очень бурно переживали все события, тяжело влияющие на психику больных, например, страдания, смерть больных, операции, кровотечение, проявления психических заболевании и т. д., постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. В суровых драматических ситуациях, когда жизнь больного находится под угрозой, врач скорее всего научится анализировать и оценивать положение, делать заключения и действовать. Студенты-медики после нескольких часов или нескольких дней пребывания в секционном зале выходят из более или менее значительного психического потрясения, возникшего у них при первом посещении помещения, где находилось много человеческих трупов, и приступают к деловому изучению анатомии. Хотя определенная степень эмоциональной сопротивляемости необходима и понятна, все же в сознании врачей и медицинских работников навсегда должна сохраниться способность понимать больного как страдающего человека и мертвое тело как его последние останки, заслуживающие уважения. Это является необходимой составной частью не только человеческого, но и профессионального уровня врача. Профессор патологической анатомии медицинского факультета в Брно Нейман не допускал, чтобы кто-нибудь появлялся в прозекторской в головном уборе и вел себя так, что это можно было расценивать как неуважение к мертвым. Мы при­водим этот пример в качестве контраста с теми случаями, когда и живым больным не всегда оказывается соответствующее уважение и не всегда щадится их достоинство.

Поведение и некоторые выражения медицинских работников находятся на грани профессиональной адаптации и деформации. По Вондрачеку уже на грани с кощунством находятся сравнения, выражающие элементарные ассоциативные связи и используемые для описания секретов и экскретов, как например, «тифозный стул в виде горохового супа», «холерный стул в виде рисового супа» «гной в виде сметаны», «плевок в виде малинового желе», «моча в виде черного пива».

Профессиональная деформация – патологическое изменение личности вследствие тяжелых условий труда, выражающееся в потере интереса к работе и желания оставаться в профессии.

Это явление может случиться с любым специалистом, не только врачом. Например, когда говорят об офисных работниках, обычно называют это явление профессиональным выгоранием, которое вызвано чрезмерной нагрузкой и усталостью.

Термин стал широко употребим как раз в связи с ростом бизнес-активности – количество бизнесменов растет, они работают в постоянном стрессе, в условиях дедлайнов, что приводит к срывам и развитию патологий. Во многих странах это явление рассматривается как эпидемия.

Но если офисные работники – это относительно новое явление современного мира, врачи работали в тяжелых условиях всегда.

Чего ждут от врача окружающие?

Чего ждут от врача окружающие?

Любой врач, даже молодой и неопытный, в глазах родственников и знакомых уже эксперт. От него ждут знания по любому вопросу, хоть как-то связанному с медициной. Все спешат с ним поделиться своими проблемами и жалобами, ожидая мгновенного диагноза и исцеляющего лечения. Отказывать не хочется, и врач начинает воспринимать эти внеплановые консультации как норму и считает своим долгом ответить, где бы к нему не обратились - в гостях или на отдыхе, в спортзале или в магазине. И чем дольше человек в профессии, тем больше ожидают от него пациенты, коллеги, родственники и знакомые.
Не поддаться естественному желанию соответствовать ожиданиям помогают правила 5 «НЕ»:

  • Не ставить диагнозы в нерабочее время.
  • Не назначать лечение в нерабочее время - можно дать дружеский совет, к кому и куда обратиться – можно даже посоветовать прийти на прием к самому себе в рабочие часы.
  • Не произносить вслух поспешных выводов, исходя из услышанного.
  • Не давать оценочных заключений в отношении действий другого врача.
  • Не стараться помочь каждому.

Если люди будут знать, что у врача есть твердые принципы, от этого их уважение будет только выше, а врач сможет общаться в нерабочее время с людьми в свое удовольствие, не опасаясь быть втянутым во внеурочную и неоплачиваемую работу.

Как не опускать руки в трудных случаях?

Как не опускать руки в трудных случаях?

Отказ от безнадежных случаев – это второй признак профессиональной деформации. Врач за годы своей профессиональной деятельности понимает, что вылечить всех нельзя. У него «опускаются руки», когда он видит пациента, добиться значимого улучшения у которого, маловероятно. Это не обязательно должен быть смертельно больной человек. Такое отношение может сформироваться и к хроническому больному: «Я ничем не могу помочь этому пациенту – такова природа заболевания».
Пациенты чувствуют, когда врач от них «отказался», это снижает желание бороться с заболеванием и приводит к быстрому ухудшению состояния.

Каждый пациент и каждый клинический случай имеют свои уникальные особенности, и если врач будет стараться найти оптимальное решение в каждом конкретном случае, он чаще будет достигать цели и получать удовлетворение от своей работы.

Зачем и чему учиться?

Зачем и чему учиться?

Еще одна причина профессиональной деформации – остановка в профессиональном развитии. Это особенно характерно для узких специалистов. Небольшое разнообразие пациентов и методов терапии формирует впечатление, что расти уже некуда – врачу уже все известно в этой области. В результате постепенно пропадает интерес к работе, прием пациентов осуществляется «по накатанной».

На самом деле, постоянное развитие – это одна из важных потребностей личности. Причем, получать новые знания не обязательно в своей области. Можно изучать темы смежных специальностей, а можно развиваться в направлении, не связанном с медициной. Это может быть не только интересно для себя, но и полезно для работы.

  • Изучение иностранного языка дает возможность читать зарубежные публикации, смотреть выступления иностранных коллег на конгрессах и поддерживать свою квалификацию на современном уровне;
  • Изучение психологии помогает построить более эффективное общение с пациентами;
  • Увлечение спортом может дать подсказку, какие упражнения порекомендовать своим пациентам при том или ином заболевании;
  • Знакомство с ораторскими навыками может пригодиться при подготовке выступления на конференции, где будет возможность расширить круг своего профессионального общения.

Любое вложение в развитие личности приносит плоды и в той или иной мере защищает от профессиональной деформации.

Диагноз или человек?

Диагноз или человек?

В условиях нескончаемого потока пациентов, когда на каждый прием отведено очень мало времени, непросто сохранять человеческий подход к каждому. С годами у некоторых врачей вырабатывается собственный алгоритм приема, который доводится до автоматизма. В результате одно общение с пациентом становится неотличимо от другого, сливаясь в массу безликих серых будней врача.

Заподозрить развитие деформации можно, когда врач в пациенте вместо человека начинает видеть:

Как нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так нет двух абсолютно идентичных пациентов. Важно помнить, что каждый - это уникальный человек. Это поможет врачу не забывать о главной цели своей работы – избавлять людей от дискомфорта и страданий, повышать качество их жизни.

Чем отличается адаптация от деформации?

Чем отличается адаптация от деформации?

На самом деле профессиональная деформация – это патологическое развитие адаптации к профессии врача. Профессиональная адаптация – это нормальная реакция человека на новые условия работы. Без этого невозможно комфортно чувствовать себя в профессии.

Врачу приходится адаптироваться с первых дней обучения в медицинском институте. Занятия в анатомическом зале, посещения морга, перевязки в гнойной хирургии. Всё это в первый раз становится ударом для многих. Постепенно специалисты начинают видеть в этом не неприятные глазу картины, а источники полезной профессиональной информации. В процессе привыкания многие проходят через стадию бахвальства, рассказывая неподготовленным слушателям истории своего обучения как «страшилки». Это не является деформацией – это защитная реакция, часть процесса адаптации, помогающая человеку принять особенности своей профессии. Но такое бахвальство должно довольно быстро проходить.

Как же отличить друг от друга эти два процесса? Полезно периодически проверять – не превратилась ли профессиональная адаптация в деформацию, задавая себе проверочные вопросы:

  • Кто только что был у меня на приеме? Если врач может сказать о человеке что-то кроме диагноза (пол, возраст, внешность, одежда), значит, он всё еще видит в пациенте человека;
  • Что будет с пациентом в результате моих назначений? Если первые ответы, которые пришли в голову, «Он станет лучше себя чувствовать», «Он станет меньше страдать», значит, фокус врача еще не сместился с главной цели - улучшить жизнь пациентов.

Такие упражнения полезно делать периодически даже очень опытным, давно работающим врачам. Это поможет вовремя выявить первые признаки деформации и не дать ей разрушить интерес к профессии.

Нестеров А.В. Деформация личности в профессиональной деятельности врача судебно-медицинского эксперта, как ведущая проблема в комплексной оценке качества судебно-медицинской деятельности

библиографическое описание:
Деформация личности в профессиональной деятельности врача судебно-медицинского эксперта, как ведущая проблема в комплексной оценке качества судебно-медицинской деятельности / Нестеров А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2007. — №81. — С. 28-33.

код для вставки на форум:

Врач — это не просто профессия, а образ жизни. Чаще всего это означает, что не только на работе, но и дома врач систематически занимается самообразованием, анализирует и оценивает случаи из практики. В этом отношении специальность судебно-медицинского эксперта также не является исключением. Решая вопросы, поставленные перед экспертом судебно-следственными органами, и исследуя предоставляемую информацию и объекты, судебно-медицинский эксперт несет тяжелый груз ответственности за объективность и достоверность своего заключения, от которого, зачастую, зависит судьба человека. Со временем профессиональная деятельность судебно-медицинского эксперта откладывает отпечаток на самой личности и может привести к серьезным изменениям в психике, которые в психологии называются «профессиональной деформацией личности». Однако профессиональная деформация наблюдается не только у врачей, но и у большинства других профессий, чья работа связана с ежедневным общением с людьми.

  • - компетентность и профессионализм врача-специалиста, его способность квалифицированно и своевременно проводить в максимально доступном объеме исследования, исходя из конкретных условий обстановки;
  • - неотложность мероприятий по решению стоящих задач в максимально короткие сроки;
  • - преемственность в работе, предусматривающая соблюдение единого подхода в организации;
  • - этапность — соблюдение принципов работы эксперта в соответствии с целями и задачами;
  • - относительная простота и общедоступность выполнения используемых дополнительных методов исследований;
  • - надежность — формирование у врача-специалиста уверенности в правильном проведении мероприятий и танатометрических исследований с учетом степени достоверности и информативности используемых методов и приемов;
  • - индивидуальность подхода в выявлении признаков и их регистрации;
  • - объективность проводимых исследований, состоящая в использовании научно обоснованных и апробированных методик, приборов и инструментов при решении поставленных задач;
  • - законность, требующая, чтобы проводимые экспертом действия выполнялись с соблюдением и в точном соответствии с нормами уголовно-процессуального кодекса.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации, в том числе и у судебно-медицинского эксперта, является разделение труда и все более узкая специализация. Специализация, как известно, изменяет форму и методы организации, возникла в процессе развития науки и практики, подвинута серьезными социальными проблемами, позволяет выйти на более высокий, качественный уровень, проявляет возможности учебной и научной деятельности, решает проблему подготовки соответствующих кадров (специалистов). Однако излишняя «специализация», в связи с сужением профессионального кругозора эксперта, на практике зачастую не позволяет осуществлять очень важные этапы экспертизы — анализ и синтез имеющихся и полученных в процессе исследования данных. Соответственно — невозможным становится получить важные экспертные выводы. Кроме того, элементы «конвейерности» снижают профессиональный интерес эксперта к творческой работе, что, в свою очередь, отрицательно влияет на заинтересованность эксперта в повышении уровня профессиональной подготовки.

Изложенное свидетельствует об актуальности в практике судебно-медицинской экспертизы процесса комплексности экспертных исследований. Под этим понимается не только формулирование совместных методов, основанных на выводах других специалистов, но и единоличное выполнение комплексных исследований. Это, в свою очередь, также создает повышенные требования к судебно-медицинскому эксперту.

  • 1) должностная деформация, когда руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное;
  • 2) адаптивная деформация, когда происходит пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения;
  • 3) более глубокий уровень деформации у работника — это появление значительных и иногда носящих ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость;
  • 4) при крайней степени профессиональной деформации, которую называют уже профессиональной деградацией, личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то идет постоянный поиск своеобразных путей защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты является синдром «эмоционального выгорания». Основная причина синдрома выгорания — это несоответствие между личностью и выполняемой ей работой. Прежде всего, это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями, когда к личности предъявляют повышенные требования. Если для работника выполнять распоряжения начальника является делом чести, но он объективно не в состоянии это сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений с коллегами.

Как уже сказано, синдром эмоционального сгорания выступает как механизм психологической защиты в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

«Выгорание» — это отчасти функциональный стереотип, однако могут возникать его дисфункциональные следствия, когда данный синдром отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами. Изучая «выгорание» у профессионалов, психологи выяснили, что данное явление «инфекционно»: т.е., кто подвержен синдрому эмоционального сгорания, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

В симптомах «выгорания», можно подчеркнуть очевидную связь со стрессом.

При «эмоциональном сгорании» налицо все три фазы стресса.

Нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные случаи, требующие быстрого принятия определенного решения. Все это сопровождается следующими симптомами: «переживания психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворённости собой», «загнанности в клетку», «тревоги, депрессии». Истощение, характеризующееся оскуднением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: «эмоционального дефицита», «эмоциональной и личностной отстранённости», «психосоматических нарушений». Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист, а именно судебно-медицинский эксперт, окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения, обострение уже имеющихся соматических заболеваний и появление новых.

  • биологический (патогенная микрофлора, чужеродные белки);
  • физический (УФЛ, значительные перепады температуры, влажности и т.п.);
  • химический (токсины, яды и аллергены, потенциально присутствующие в биологических тканях);
  • социально-психологический и психический (психотравмирующие условия труда).

Как все вместе, так и каждый в отдельности, эти факторы способны вызывать различные патологические процессы в организме судебного медика, причем подчас настолько существенные, что их последствия по своей тяжести непредсказуемы. В зависимости от комбинации, количественной характеристики и продолжительности воздействия вредные и опасные факторы рабочей среды могут стать причиной острого или хронического заболевания, а также смертельного исхода.

Следовательно, в целом условия труда судебно-медицинского эксперта следует охарактеризовать как перманентно травмирующие с участием различных комбинаций неблагоприятных (повреждающих) факторов, а состояние здоровья определить как профессиональную хроническую комбинированную травму (различной степени выраженности у разных специалистов).

У некоторых ученых сложились весьма пессимистичные умозаключения относительно неизбежности синдрома «эмоционального выгорания» у профессионалов, чья работа связана с общением по типу «человек-человек». Они заявляют, что феномен возникнет непременно, это является только вопросом времени.

Несмотря на указанную позицию ряда ученых в психологии существуют рекомендации, которые могут предотвратить, ослабить или исключить феномен «эмоционального выгорания».

Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит, прежде всего, самому работнику.

Использование производственных перерывов. Для обеспечений психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

Овладение умениями и навыками саморегуляции, широкое использование методов планирования в своей профессиональной деятельности. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других бюро судебно-медицинской экспертизы, преподавателями кафедры судебной медицины институтов на циклах повышения квалификации или в процессе организации выездных циклов; взаимодействие с сотрудниками других служб и ведомств, для обмена информацией, планирования условий и путей взаимодействия при решении общих задач, например, в случаях ликвидаций последствий при ЧС, связанных с большим количеством жертв, взаимодействие с судебно-следственными органами при формулировании вопросов, объема и качества предоставляемой информации. Вообще, сотрудничество даёт судебно- медицинскому эксперту ощущение более широкого и целостного восприятия окружающей объективности, позволяет рассмотреть проблему с различных сторон, найти пути ее решения и правильного обоснования, что является одним из главных качеств эксперта-профессионала.

Эмоциональное общение. Когда эксперт анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с друг ими, вероятность «выгорания» значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы судебно-медицинские эксперты в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Это помогает найти разумное решение возникшей у него проблемы.

Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

В настоящее время у нас в стране и за рубежом наблюдается интенсификация исследовательских и научно-практических работ, посвященных проблемам методологии, методики и технических средств профессионального психологического отбора. Одной из основных категорий, лежащих в основе профессионального отбора, является проблема способностей и критериев их выявления.

С целью выявления синдрома эмоционального «выгорания» нами было проведено избирательное ориентировочное тестирование группы сотрудников ГУЗ «Бюро СМЭ» с различным стажем экспертной деятельности (от одного года до 10 лет). При этом ни в одном случае не было выявлено синдрома эмоционального выгорания. Во всех случаях были выявлены признаки эмоционального дефицита. У специалистов с небольшим стажем экспертной деятельности чаще, чем в другой группе, выявлены такие симптомы, как тревога, депрессия, переживание психотравмирующих обстоятельств. У сотрудников со стажем экспертной деятельности 10 лет и больше отмечались симптомы эмоционального дефицита, расширение сферы экономии эмоций, эмоциональной отстраненности. Необходимо заметить, что эти результаты являются лишь предварительными и в последующем нами будет проведено дальнейшее, более углубленное исследование с изучением как эмоционального, так и соматического статуса судебно-медицинских экспертов бюро СМЭ.

  • Судебно-медицинская деятельность и функциональные обязанности эксперта включают в себя практически только неблагоприятные и даже опасные для жизни и здоровья человека вредные факторы.
  • Условия труда судебно-медицинского эксперта можно охарактеризовать, в целом, как психотравмирующие, требующие повышенного внимания к профилактике и плановой реабилитации сотрудников бюро судебно-медицинской экспертизы.
  • Факторы рабочей среды судебно-медицинского эксперта способны вызывать различные патологические процессы в организме судебного медика, причем подчас настолько существенные, что их последствия по своей тяжести непредсказуемы. В связи с этим, необходим тщательный отбор сотрудников при приеме на работу, систематическое мониторирование за соматическим статусом судебно-медицинских экспертов, профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний или патологических состояний, связанных с трудовой деятельностью специалиста.
  • Специальность врача судебно-медицинского эксперта относится к категории врачебных специальностей, практическая деятельность которой связана с развитием различных проявлений хронического стресса и возникающим в связи с этим синдромом «эмоционального выгорания», как способа психологической защиты. Изучение данного синдрома у различных групп судебных медиков, отрицательно влияющего на исполнение ими своих служебных обязанностей, на сегодняшний день, является одной из актуальных проблем, решение которой позволит разработать методологию, методики и технические средства профессионального психологического отбора, способы и критерии оценки изменений личности судебно-медицинского эксперта на различных этапах его профессиональной деятельности.

похожие статьи

Редкая ошибка / Вонгродзский В.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М.: Изд-во Наркомздрава, 1928. — №8. — С. 116-119.

Важнейшее место в жизни человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность человека во многом задает вектор развития его личности. Научный и практический интерес к исследованию причин развития профессиональных деструкций субъекта труда обусловлен в первую очередь, кругом практических задач в области профессионального труда – повышении эффективности, результативности и качества труда, надежности деятельности и др. Профессиональная деструкция – это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. Возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессиональную позицию специалиста.

Интерес к проблеме профессиональных деструкций личности и деятельности возрос в последние годы (B.C. Агавелян, С.П. Безносов, С.А. Дружилов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.И. Рогов и др.). Однако работы названных авторов отличаются значительным разнообразием подходов и концептуальных схем изучения. Термины «деструкция» и «деформация» зачастую используются как синонимы, что создает понятийную неоднозначность данных
феноменов.

К наиболее общим факторам, инициирующим развитие профессиональных деструкций, исследователи относят: возрастные изменения, профессиональную усталость, профессиональные заболевания и кризисы (А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, напряженные условия труда, интенсивное общение с другими людьми (В.Д. Небылицин, С.П. Безносов, нововведения (А.В. Филиппов, многолетнее выполнение одной и той же деятельности (А.М. Новиков) и др.

В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющих как общую, так и специфическую природу. Наиболее глубокие негативные поражения личности работника свойственны профессиям типа «человек – человек».

Труд работников медицинских учреждений ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку. Кроме того, специфика деятельности диктует необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Именно поэтому медицинские работники находятся в группе риска, как специалисты, наиболее подверженные различным негативным деформациям
личности.

В своем исследовании мы предположили, что по мере выполнения профессиональных обязанностей у медицинских работников появляются профессиональные деструкции; профилактика профессиональных деструкций у медицинских работников будет протекать успешно если будет составлена программа, направленная на психологическое просвещение медицинских работников по проблеме профессиональных деструкций; снижение враждебности, агрессивности, личностной и ситуативной тревожности; развитие эмпатических способностей; обучением навыкам совладеющего поведения, снятия напряжения,
релаксации.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:

1. Профессиональные деструкции – это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

2. Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы: объективные, связанные с социально-профессиональной средой; субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. Причины профессиональной деформации: естественное стремление человека к снятию напряжения и облегчению психологической нагрузки; постоянная эксплуатация профессионально важных, востребованных качеств, которые с течением времени начинают доминировать; наличие определенного образца, профессиональных рамок, определенных требований, которые предъявляет профессия и которым человек должен соответствовать, в каких-то моментах даже «ломая» себя.

3. Специфика труда медицинских работников является одним из факторов, провоцирующих развитие профессиональных деструкций. Основными факторами, непосредственно влияющими на возникновение профессионального выгорания медработников являются: высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с людьми, в большинстве случаев имеющими различные заболевания; большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности межличностных контактов; высокая ответственность за результат общения с пациентами и коллегами; определенная зависимость от коллег и пациентов; необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и экспектации; частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем, конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием, несогласием и проявляющиеся в разных формах отказа от дальнейшего взаимодействия.

Исследование по изучению особенностей проявления профессиональных деструкций у медицинских работников было проведено на базе одной из больниц г. Тулы, выборку составили 35 работников медицинского учреждения, занимаемающие должность среднего медицинского персонала и врачей. Возраст испытуемых от 25
до 47 лет.

Для изучения особенностей проявления профессиональных деструкций у медицинских работников нами была составлена диагностическая программа, представленная следующими методиками – Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, Индивидуально-психологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО).

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1) по шкале «напряжение»у 20 % испытуемых в выборке фаза не сформировалась, 60 % испытуемых находятся в стадии формирования, у 20 % опрошенных уже сформировавшаяся фаза эмоционального выгорания. Для медицинских работников, находящихся в данной фазе, характерно нервное (тревожное) напряжение, которое служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

По шкале «резистенция»: в выборке отсутствуют испытуемые, у которых эта фаза сформировалась, у 70 % опрошенных эта фаза не сформировалась, а у 30 % медицинских работников, участвующих в исследовании фаза находится в стадии формирования. Работника данной категории перестают улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями, для них характерно экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. по шкале «истощение» у 10 % испытуемых эта фаза не сформировалась, у 60 % эта фаза находится в стадии формирования, у 30 % людей эта фаза уже сформировалась. Испытуемые данной категории характеризуются более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности. Возникает симптом «эмоционального дефицита».

По шкале «Рациональный канал» категорию с очень высоким уровнем проявления составили 40 % опрошенных. Для людей с высоким показателем характерна направленность внимания, восприятия и мышления на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. 20 % испытуемых – категория среднего и очень низкого показателя по данной шкале;

2) по шкале «Эмоциональный канал» у 60 % испытуемых имеют очень высокие показатели. Для них характерно умение входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать, эмоциональная отзывчивость. Испытуемые с очень низкими показателями по данной шкале в выборке отсутствуют; по шкале «Интуитивный канал» большая часть опрошенных – 60 % умеют предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Совершенно не проявляются данные свойства у 10 % медицинских работников; по шкале «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии» очень высокий уровень выявлен у 70 % людей. Для медицинских работников данной категории характерно уместное проявление любопытства к другой личности, поддержание личных контактов, низкий показатель по данной шкале- отсутствует; по шкале «Проникающая способность к эмпатии» очень высокий уровень наблюдается у 70 % респондентов. Для них характерно умение создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности в общении, в выборке 50 % испытуемых проявляют очень высокий уровень по шкале «Идентификация в эмпатии»;

3) большинство медицинских работников имеют высокий уровень тревожности.

4) по шкале «Физическая агрессия» у 40 % опрошенных наблюдается высокий уровень проявления физической агрессии, по шкале «Косвенная агрессия» у 70 % опрошенных наблюдается высокий показатель проявления косвенной агрессии, у 10 % наблюдается низкий показатель, по шкале «Раздражение» у 60 % испытуемых наблюдается высокий уровень раздражения, у 10 % низкий показатель, по шкале «Негативизм» у 50 % испытуемых наблюдается высокий показатель проявления негативизма, у 10 % низкий показатель, по шкале «Обида» у 6 0 % опрошенных наблюдается высокий показатель, у 20 % низкий уровень, по шкале «Подозрительность» у 50 % высокий показатель подозрительности, у 20 % низкий показатель, по шкале «Вербальная агрессия» у 70 % испытуемых высокий показатель проявления вербальной агрессии, у 10 % низкий, по шкале «Чувство вины» у 50 % опрошенных наблюдается высокий показатель проявления чувства вины, у 30 % низкий.

5) по шкале «Экстраверсия» у 60 % испытуемых наблюдается высокий показатель экстраверсии. Для людей с высоким показателем экстраверсии характерна обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность.

По шкале «Спонтанность» у 30 % людей высокий показатель. Для людей с высоким показателем спонтанности характерна непродуманность в высказываниях и поступках.

По шкале «Агрессивность» у 60 % людей высокий показатель, а у 60 % низкий. Для людей с высоким показателем агрессивности характерна активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов.

По шкале «Ригидность» у 60 % людей высокий показатель данной характеристики. Для людей с высоким показателем ригидности характерна инертность, тугоподвижность установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений.

4) По шкале «Интроверсия» у 30 % испытуемых высокий показатель. По шкале «Сензитивность» у 20 % испытуемых высокий показатель. По шкале «Тревожность» у 60 % людей высокий показатель. По шкале «Лабильность» у 80 % испытуемых высокий показатель.

Основываясь на выводах, сделанных по итогам изучения психологической литературы, проведенного нами в первой главе данной работы, а также результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа профилактики профессиональных деструкций у медицинских работников.

Цель программы: создание условий для снижения выраженности профессиональных деструкций у медицинских работников.

– психологическое просвещение медицинских работников по проблеме профессиональных деструкций;

– снижение враждебности, агрессивности, личностной и ситуативной тревожности;

– развитие эмпатических способностей;

– обучением навыкам совладеющего поведения, снятия напряжения, релаксации.

Форма работы: групповая. В качестве основы при разработке данной профилактической программы нами был использован групповой психологически тренинг. Групповой психологический тренинг является методом преднамеренного изменения человека, направленное на его личностное и профессиональное развитие и переоценку собственного эмоционального опыта в процессе группового взаимодействия.

Содержание – занятия состоят из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения. На занятии сотрудники сидят в кругу, ведущий стоит вместе с участниками. Форма занятий соответствует основным этапам занятий: вводная часть; основная тема; заключительная часть.

Частота и длительность встреч:

В данной программе 16 занятий, по 1 занятию в неделю.

В таблице представлена программа по профилактике профессиональных деструкций у медицинских работников.

Программа по профилактике профессиональных деструкций у медицинских работников

​​Речь идет о профессиональной деформации специалистов, занимающихся психологическим консультированием и психотерапией​, то есть о некоторых негативных последствиях, связанных с их профессиональными занятиями и выражающихся в субъективных или объективных изменениях их личности и характера.

Хочу сразу отделить понятие профессиональной деформации от так называемого "синдрома сгорания". Оба эти состояния связаны с работой консультанта в психологической службе. Различие заключается в том, что о "синдроме сгорания" принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию "Профессионал - Человек", можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.

"Я как профессионал" - часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей как носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности. "Я как человек" - более центральная ("своя") часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой "личной жизни". Пользуясь этими определениями, "синдром сгорания" можно представить как потерю контролирующей роли "Я профессионального" и внедрение "Я человеческого" в область профессиональной компетенции. На работе специалисты "по-человечески" устают и испытывают раздражение. Профессиональная деформация, напротив, представляется расширением господства "Я профессионального" в область деятельности "Я человеческого". Приходя домой, человек продолжает вести себя как специалист.

В профессиональной деформации можно предположить два компонента:

1. Изначальные склонности.

Еще до соприкосновения со своей будущей работой у человека уже есть черты характера и особенности личности, присущие представителям этой профессии. Они могут осознаваться их обладателем, приниматься как желательные и вызывать чувство гордости (например, желание помогать людям) или, напротив, быть неосознанными, подавляться и скрываться (например, интерес к частной жизни других людей).

2. Собственно профессиональная деформация.

Профессиональная деятельность развивает эти личностные особенности, очерчивает и рельефно выделяет их. Иногда (в случае с вытесненными и непринимаемыми чертами) профессиональная деятельность оправдывает их, дает им право на существование и проявление. Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они представляют собой "благоприятный" фон, почву, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия. Такая деформация начинается уже во время учебы, когда у студентов разрушаются обыденные установки и стереотипы и формируется профессиональная картина мира. Что же в этом плохого? Действительно, благодаря учебе и дальнейшей работе личность человека преображается, он приобретает массу коммуникативных навыков, начинает лучше понимать себя. Эти явно позитивные изменения описываются выражением "личностный рост", и о них не идет здесь речь. Нас же интересует профессиональная деформация, то есть нечто негативное, "ломающее" личность.

Отметим некоторые из таких относительно негативных последствий, которые обнаруживают себя в обыденной жизни и касаются в основном субъективной сферы человека - сферы отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

ОБЪЯСНЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ. Если в жизни человека что-нибудь случается, человек всегда находит для объяснения этого факта какую-нибудь психологическую причину. Возможно, в том, что произошло какое-то событие (например, кто-то простудился), действительно играют некоторую роль психологические причины, однако здесь речь идет о гиперинтерпретации, то есть о чрезмерном придавании значения психологическому фактору в объяснении самых разнообразных событий.

ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ В РАЦИОНАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПРОБЛЕМ. Овладение психолого-психотерапевтическим понятийным аппаратом и терминологией предоставляет большие возможности для конструирования оправданий на все случаи жизни. В отличие от предыдущего пункта, где имеет место "раздувание" психологического фактора, здесь речь идет о сочинении "разумных оснований" для своих поступков и удобных (успокоительных) объяснений поведения других людей.

ОБЕЗДВИЖИВАЮЩЕЕ, ЛИШАЮЩЕЕ СПОНТАННОСТИ САМОНАБЛЮДЕНИЕ. Знания, почерпнутые из многочисленных книг, описывающих какую-либо норму (физиологическую, психологическую, психическую и пр.) или другие идеализированные варианты бытия, призывают человека постоянно "отслеживать" за собой поведение, речь, мысли, эмоции с целью самодиагностики и "своевременной самокоррекции".

ГНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И НАВЫКОВ. Практически каждый специалист-психолог, даже находясь вне работы, чувствует на себе особую ответственность за психологическое состояние окружающих его людей. Если человек знает, как помочь другому, и у него есть такая физическая возможность, он начинает слышать внутри себя императив: "Ты должен бросить все свои дела и прийти на помощь!" Если же он по каким-то причинам не может этого сделать, то его голова заполняется самообвинениями, уничижающими оценками и самооправданиями. К этому же пункту относится и утверждение: "Я обязан вести себя так, чтобы не травмировать других", - которое обычно горячо поддерживается окружающими: "Ты же психолог - ты должен. "

КОМПЛЕКС "САПОЖНИКА БЕЗ САПОГ". Древнее выражение предписывает: Medice, cura te ipsum - "Врачу - исцелися сам". Медики уже не обращают на это внимание, зато у психологов и психотерапевтов работа над собой поставлена во главу угла самообразования. На официальном уровне это проявляется как "обязательное прохождение личной терапии", на персональном - в виде индивидуальных требований к себе типа: "У меня все должно быть хорошо. Я должен уметь справляться с конфликтами и неприятными эмоциями. Иначе какой же я тогда психолог, какое имею право консультировать других людей."

ПОИСК ЛЮДЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. Не всегда профессиональные навыки гнетут и являются помехой в личной жизни. Иногда человек испытывает удовольствие от своей "опытности", от переполнения знаниями о том, как помочь людям, и ищет поводы для того, чтобы их проявить на деле, например, в раздаче советов. В связи с этим пунктом вспоминается фрагмент из детского стихотворения Барто: "Санитарам не везет: есть и вата, есть и йод, не хватает пустяков - нет ни ран, ни синяков. Наконец нашлась работа и для Красного Креста! Наконец ушибся кто-то. Санитары, на места!."

ПОТЕРЯ СПОСОБНОСТИ УДИВЛЯТЬСЯ. За время своей работы практический психолог встречает тысячи различных житейских ситуаций, общается с огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является овладение этим потоком информации: ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим или подобным этому он уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИНИЗМ. Обилие тяжелых жизненных ситуаций, с которыми встречается практический психолог, развивает способность к "невовлечению" в их переживание, а точнее - способность отстраненно к ним относиться. Такой взгляд со стороны освобождает эти ситуации от эмоционального груза и позволяет выполнять с ними разные манипуляции, например, помещать их в другой контекст, наполнять другим эмоциональным содержанием (иногда очень веселым). Одни считают, что это - цинизм, подразумевая нечто неприемлемое для "воспитанного человека", другие считают, что это - защитная реакция, третьи считают это эффективной социальной стратегией, позволяющей "проще относиться к жизни".

Конечно же, мои размышления о профессиональной деформации не претендуют на объективность, они не подкреплены какими-либо экспериментальными исследованиями. Это лишь попытка обозначить тему, требующую более внимательного и серьезного подхода.

Читайте также: