Профсоюз в школе что это такое

Опубликовано: 17.09.2024


Школа, кажется, сама часто не понимает, зачем нужно школьное самоуправление. Должны ли вообще ученики решать какие-то вещи, которые могут напрямую коснуться учебного процесса. Блогер Анастасия Дурягина считает, что педагогам надо прислушаться к тому, чего хотят сами дети.

Этот год какой-то особенный, урожайный на события в школах по всей стране. Очень радуюсь за ребят, которые выигрывают олимпиады по разным дисциплинам, представляют честь нашей страны. А есть заметки в СМИ, которые огорчают, потому что после остаётся неприятное впечатление о современной школе, системе и об учителях.

Вот совсем недавно пронеслась новость о том, что ученик 10 класса создал профсоюз школьников и выдвигает требования для учителей и школы. Как оказалось, мой ученик с ним в одном классе — он поделился со мной своими впечатлениями обо том, что уже произошло. Как Леонид Шайдуров провел собрание старшеклассников, что после этого директор № 622 гимназии тут же отреагировала: вызвала к себе маму ученика, которая работает учителем в этой же гимназии, самого инициатора всех событий и других старшеклассников.

Что такое профсоюз, вы знаете? Профсоюз — это добровольное объединение граждан. Создавать профсоюзы могут граждане, достигшие 14–летнего возраста и осуществляющие трудовую деятельность. Согласие на создание профсоюза или на его ликвидацию не требуется. Вступление в профсоюз — дело сугубо добровольное, как и выход из него. Нет ограничений и по количеству профсоюзов в организации. Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по территориальному, отраслевому, любому другому признаку, учитывающему профессиональную специфику.

Ассоциации профсоюзов могут сотрудничать с профсоюзами других государств, в т. ч. вступать в международные профсоюзные объединения. Деятельность профсоюзов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.96 (далее законом «О профсоюзах»), Трудовым Кодексом РФ.

Так в чём же дело? Ученики требовали, чтобы школа перестала нарушать «регламент проверки знаний и очередности уроков»: не ставила больше трёх контрольных, самостоятельных или проверочных работ в один день, а также не более двух повторяющихся подряд уроков. По словам Шайдурова, эти правила регулярно нарушались.

Также школьники хотели, чтобы школа устранила «совет старост» и меньше контролировала внешний вид учеников, например, не обращала внимания на серёжки или цвет волос. При этом члены профсоюза не требовали отмены школьной формы. Этот профсоюз «Ученик» планирует защищать права школьников.

Прогрессивные и толерантные. За что стоит полюбить современных подростков

Во многих школах Москвы и Санкт-Петербурга есть советы старшеклассников. Что это такое? Совет старшеклассников — высший исполнительный и координирующий орган ученического самоуправления. Все решения Совет принимает коллегиально, представители от 9-11 классов, входящие в Совет, имеют равные права.

  • Цель: Совет старшеклассников создается с целью привлечения учащихся старших классов к организации к управлению учебной и досуговой деятельности школьников.
  • Задачи: Оказание помощи школьникам в раскрытии и реализации их способностей, содействие в успешном решение вопросов всестороннего развития личности, формирование у учащихся навыков самопознания и самовоспитания, активной жизненной позиции, чувства коллективизма, ответственности, сознательной дисциплины. Состав Совета старшеклассников: членами являются учащиеся 9-11 классов, возглавляет Совет председатель.
  • Члены совета старшеклассников выбираются открытым голосованием на ученической конференции в начале учебного года сроком на один год. Председатель, заместитель председателя и секретарь избираются на заседании Совета старшеклассников из числа членов совета.

Возможно, что Совет Старшеклассников не поддержал инициативного Леонида. И он решил действовать сам.

Кажется, что всё просто. Обычные просьбы ребят, реагируя на которые администрация гимназии действует в рамках образовательного закона. Конфликт неизбежен.

Почему так получается? Дети, которые идут в выпускные классы (9-11), постоянно находятся под давлением предстоящих ОГЭ и ЕГЭ, учителя тоже загнаны в рамки и должны успевать проводить подготовку и вести уроки (согласно учебному плану). Заложниками становятся обе стороны.

Как быть? Чтобы школьники были услышаны, нужно проводить каждую четверть не родительские собрания, а собрание учеников, родителей и учителей. Только трёхстороннее освещение проблем школьной жизни поможет всем нам оценить реальную ситуацию в школе. Ведь законопроекты существуют на бумаге, и они реально могут идти в разрез со сложившимися ситуациями в современной школе.

Мальчику пять за смелость, ведь это первый случай, когда так открыто заговорили о правах школьниках, не так ли? Теперь о своей идее Леонид рассказывает на радиостанциях и телеканалах. В школе не захотели услышать школьника, теперь будет слушать вся страна.

Многие люди сталкиваются с данным термином в своей жизни, но немногие понимают, что такое профсоюз, и зачем он нужен. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе и понять, как профсоюз может помочь в жизни работников.

что такое профсоюз и зачем он нужен

Что такое профсоюз, и зачем он нужен?

Профсоюз - это объединение работников, которые связаны своими профессиональными интересами по роду деятельности. Это общественная организация, которая создается с целью защиты прав (социальных, экономических и трудовых) всех членов, которые входят в эту организацию. Существуют профсоюзы работников образования, медицины, культуры и т. д.

А теперь более подробно. Как только человек устраивается на предприятие, то по факту он нанимается к работодателю с целью выполнения определенной работы. Учитывая специфику трудовых отношений между работником и работодателем, работник находится в подчинении и обязуется выполнять требования работодателя. Но даже в том случае, если он сталкивается с незаконными или несправедливыми действиями по отношению к себе, он не может применить меры воздействия на свое руководство. А вот у руководителя есть такие возможности: он может оштрафовать работника, уволить его или как минимум вынести выговор. По сути, подчиненные поодиночке представляют собой никому не нужные "винтики" механизма, и защитить их некому .

профсоюзный билет

Конечно, служащий имеет возможность и право обратиться в суд, Рострудинспекцию или прокуратуру с заявлением, однако для этого необходимо знать процессуальное законодательство, что позволит грамотно составить заявление. Но даже в том случае, если законность удастся восстановить, работодатель обязательно попробует избавиться от строптивого работника, в результате чего наемный служащий все равно пострадает.

Роль профсоюза

И вот здесь вступает в игру профсоюз, который состоит из конкретных работников. Он частично снимает правовые обязанности с каждого из них, перекладывая их на себя. Профсоюз защищает права своих членов в случае их нарушения, поддерживает интересы работников. Членство подтверждает документ - профсоюзный билет.

Если обычного сотрудника работодатель может легко уволить, то вряд ли он рискнет связываться со своим подчиненным, который состоит в профсоюзе. Работники объединяются в профильные организации с целью добиваться справедливости по отношению к себе и восстановления своих прав. Если работник в профсоюзе не состоит, тогда ему придется самостоятельно бегать по всем возможным инстанциям, инициируя решения спорных вопросов в свою пользу, и его шансы на успех в этом деле крайне малы .

Председатель организации занимается организационными вопросами и часто выступает парламентарием в переговорах с руководством фирмы.

профсоюз работников образования

Теперь вы понимаете, что такое профсоюз, и зачем он нужен. Однако среди работодателей и даже сотрудников есть мнение, что помощи от профсоюза не дождаться, и что любая борьба против работодателя закончится победой последнего. Но существует много примеров, когда хорошо организованный профсоюз добивался выполнения требований. Если приводить аналогии, то данную организацию можно сравнить с армией: как армия готова отражать нападение противника, так и хорошо организованный профсоюз способен защищать интересы своих членов. Только с такими союзами трудящихся работодатели вынуждены считаться. Однако для того, чтобы профсоюз был действительно сильным и эффективным, каждый сотрудник, вступивший в организацию, должен принимать участие в его жизни.

Профсоюз как инструмент защиты прав служащих

Если рассуждать очень грубо, то каждое предприятие состоит из двух субъектов: работодателя и наемных работников. Первый нанимает персонал, ставя перед ним конкретную задачу. Его основная цель - добиться максимальной прибыльности предприятия. А для этого руководитель иногда прибегает ко всевозможным способам снижения заработной платы своих сотрудников. Иногда менеджеры злоупотребляют своими полномочиями, устанавливая разные непредусмотренные договором штрафы и хитрые системы оплаты труда. Некоторые работодатели вообще наглеют, заставляя сотрудников выходить в выходные или заниматься делами, которые не входят в их обязанности.

Работники в таких случаях могут добиться решения своих проблем, обращаясь в профсоюз, в котором, объединенные одним интересом, участники помогают друг другу, причем весьма эффективно .

профсоюз взносы

Об отсутствии пользы профсоюзов

Несмотря на это многие работники пытаются узнавать, зачем вступать в профсоюз. Справедливости ради стоит отметить, что не все профсоюзы одинаково хороши. Некоторые не оказывают настоящую помощь вступившим в их сообщество работникам, и пользы от них нет никакой. К сожалению, подобных организаций сегодня существует множество. Часто встречаются профсоюзы работников образования и студентов, которые практической и юридической помощи не оказывают. У этих организаций не хватает ни ресурсов, ни полномочий для ведения подобной деятельности. У многих участников сообщества тогда возникает вполне резонный вопрос о том, чем занимается председатель профсоюза такого рода. Впрочем, иногда они могут предложить путевки в какой-нибудь санаторий по небольшой скидке или подарок на Новый год. Следует отметить, что часто приближенным к руководству профсоюзной организации участникам председатель организации может предоставить дополнительные льготы и поощрения. При этом за профсоюзный билет приходится платить всем, что сводит реальную пользу такой организации к минимуму. В крупных сообществах трудящихся состоит огромное количество рабочих, за каждого из них организация получает отчисления. В рамках одной транзакции это очень малые деньги, однако в сумме платежи составляют довольно внушительный бюджет.

Профсоюзы для работников и управляющих

Многие работодатели не заинтересованы платить в профсоюз взносы для присоединения к этой организации. Они считают, что сообщество будет только мешать, хотя на самом деле оно в первую очередь заинтересовано в стабильной работе компании. По сути, это социальный партнер, который помогает при возникновении производственных или социальных проблем у трудящихся на предприятии людей.

зачем вступать в профсоюз

Профсоюз нужен работнику?

Вступив в него, он получает право:

  1. Бесплатно получать юридическую помощь по вопросам, связанным с его работой.
  2. Получать экономические и социальные льготы и нормы, которые предусмотрены в коллективном договоре и официальном законодательстве.
  3. На профессиональную защиту в случае применения к нему несправедливых действий, включая увольнение.
  4. На правовую защиту профсоюзом в суде.
  5. На помощь специалистов профсоюза по вопросам оплаты и своевременной выдачи зарплаты.
  6. На защиту интересов по улучшению условий труда на рабочем месте.
  7. На дополнительное страхование от возможных производственных травм.
  8. На бесплатное пользование спортивным и культурным инвентарем.
  9. На помощь при получении путевки на отдых по льготе.

Работники должны помнить о том, что если они не являются членами профсоюза, то они лишают себя его помощи. Таким образом, они остаются один на один со своим работодателем, и если тот нарушит какой-либо пункт договора, то добиваться справедливости придется самостоятельно.

Что дает профсоюзный билет работодателю?

  1. Поддержка компетентного органа при решении личных и социальных вопросов работников.
  2. Работодатель получает партнера для достижения лучших производственных результатов и воспитания у сотрудников трудовой дисциплины.
  3. Практическую помощь при возникновении вопросов, связанных с охраной труда или соблюдением трудовой дисциплины.

Любой дальновидный предприниматель должен быть заинтересован в работе профсоюза, который окажет помощь в контроле охраны труда и обеспечении безопасных условий работы.

председатель профсоюза чем занимается

Заключение

Профсоюзы зародились 100 лет тому назад, и тогда целью этой организации было решение насущных проблем рабочих того времени:

  • несправедливая оплата труда;
  • штрафы за различные нарушения;
  • проблемы социального характера;
  • низкая безопасность на предприятии.

Сегодня роль этой организации осталась таковой лишь в теории. К сожалению, многие современные союзы рабочих не оказывают серьезной помощи, взимая с участников тем не менее взносы. Тем самым они не дают ответа на вопрос о том, что такое профсоюз и зачем он нужен, нивелируя сам факт существования собственной организации. Путевки по скидке и подарки на Новый год - это не та цель, ради которой следует вступать в ее ряды. Но профсоюзы старой школы остались, и они действительно заботятся о работниках, которые в них вступили.

Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; ЗАЩИТА ПРАВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ; ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ; ПРОФСОЮЗНЫЙ ЛИДЕР; НЕФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПОЛНОМОЧИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ; TRADE UNIONS; EDUCATIONAL INSTITUTION; PROTECTION OF THE RIGHTS OF WORKERS OF EDUCATION; FISCAL FUNCTION; TRADE UNION LEADER; FUNCTIONAL ORGANIZATION; EMPLOYMENT LAW; POWERS OF TRADE UNION ORGANIZATIONS.

Профессиональные союзы — исторически сложившаяся форма организации объединения работников различных трудовых коллективов. Как неотъемлемая часть трудовых отношений они являются разнообразной и многоуровневой организацией взаимоотношений. Это наиболее многочисленная общественная организация.

Профессиональные объединения входят в политической системы общества. Это особенная общественная организация, имеющая свои цели, задачи и функции, содержащиеся в их уставах.

Главные задачи профсоюзов входят в их функции — представление интересов и защиты прав работников в профессиональной деятельности.

Создавать профсоюзы могут граждане, достигшие 14–летнего возраста и осуществляющие трудовую деятельность. Согласие на создание профсоюза или на его ликвидацию не требуется. Также, исключительно на добровольной основе, происходит вступление в профсоюз и выход из него [1].

В начале 80-х годов профессиональные объединения имели огромную популярность среди учителей. Профессиональные союзы активно охраняли права и интересы учителей, заботились об их здоровье и материальном благополучии. Давали путевки в оздоровительные организации бесплатно или со скидкой, помогали с жильем, разрешали трудовые споры, следили за начислением пенсии в полном объеме для тех, кто ушел на пенсию. Учителя не задумывались о том, вступать в профсоюз или нет.

На сегодняшний день многое изменилось. Сегодня школьная профсоюзная организация зачастую выполняет фискальную функцию: сбор средств на юбилеи, похороны, праздники и так далее. Каковы же права и обязанности профсоюзной организации и почему в настоящее время деятельность профсоюзов сводится на нет. Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений [2]. Права профсоюзов не могут быть ограничены. Первичные профсоюзные организации представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от членства.

Членство в профессиональном союзе личное решение каждого. В настоящее время часть коллектива в школе откололось от профсоюза. Работники уверены, что их принадлежность к профсоюзной организации никак не улучшит их материальное положение, здоровье и размер пенсии.

Проводя опрос в образовательных организациях нашего района, были сделаны следующие выводы: количество членов профсоюза в разных коллективах колеблется от 60% до 80%, на вопрос как часто вы обращаетесь в профсоюз за помощью 50% не обращались ни разу с момента вступления в данную организацию, 33% последний раз обращались около 3-5 лет назад, остальные 17% затруднялись ответить.

В противоречивость изначальных назначений профсоюзы сегодня работают в угоду администрации, которая часто ущемляет интересы учителей, заручаясь поддержкой профсоюзного лидера. Он не имеет возможности оказывать влияние на хозяйственную деятельность школы, распределение учебной нагрузки, соблюдение графика отпусков, нарушение размера выплаты заработной платы, повышающих коэффициентов, надбавок и так далее.

Ранее профсоюзным лидером выбирали личность грамотную, знающую законодательство, относящееся к деятельности профессиональных организаций, имеющую твердые жизненные установки и обладающую необходимыми задатками и качествами лидера, способного добиваться поставленных целей. Сегодня эту должность занимают те, кто приближен к администрации школы, те, кто меньше всего погружен в целесообразности данной организации и значении ее для коллектива.

Многие учителя, даже те, кто является членами профсоюза, считают ее нефункциональной организацией, не имеющей юридической силы, и никак не способной помочь ее члену. Во многих образовательных организация профсоюзы уже изжили себя и прекратили свое существование. В тех школах, где они сохранились, в своем составе имеют в основном молодежь и пенсионеров. Молодёжь вступает в профсоюз с целью влиться в коллектив, а те, кто собирается на заслуженный отдых, по привычке возлагают на эту организацию надежды на то, что та в свою очередь окажет содействие и помощь при начислении пенсии работнику. Оставшаяся категория учителей (те, кто имеет стаж работы от 8 до 20 лет) привыкли самостоятельно разрешать трудовые споры и надеяться только на себя.

Данное положение вещей связано с тем, что для профсоюзов изменилась сегодняшняя реальность их функционирования, что оказало влияние на цели, способы и методы их работы. В работе профсоюзных объединений появились забастовки, система коллективного договора, акции протестов. В Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на создание общественных объединений и на сегодня таковых в учебных заведениях общего среднего образования великое множество. Например: школа молодых педагогов, методические объединения по отраслям наук, объединение учителей дополнительного образования, классных руководителей и т.д. Но все же профсоюзу в данном перечне отводится особенная роль, профсоюзная организация имеет иную направленность деятельности, правовую особенность и ту значимость которую она играет в функционировании коллектива школы.

Профсоюзная организация в школе создается для того, чтобы осуществить основные задачи по защите трудовых прав учителей и других работников в конкретном коллективе образовательной организации.

Значение данной организации заключается в том, что с помощью нее работники образовательных организаций могут выстраивать взаимоотношения с работодателями, защищать свои права, взаимодействовать с органами местной власти и управлением образования. Учителя с помощью профсоюза могут выдвигать требования и надеяться на то, что их проблемы, предложения, трудности будут услышаны и решены.

Урегулирование работы профсоюзов с точки зрения закона в Российском государстве содержится в трудовом праве, 43 Международных конвенциях, в трехстах законодательных актах. На местном уровне документами, определяющими работу профсоюзного объединения, являются устав, коллективный договор, приказы, распоряжения руководителя образовательной организации и так далее.

Полномочия профсоюзных организаций. Всемирное сообщество осмыслило значимость профсоюзов в начале 60-х годов XX века. Доклад «Профсоюзные права и их связь с гражданскими свободами», принятый в 1969 году в Женеве на 53 сессии Международной конференции определил значимость профсоюзного движения. Основанием для этого считалось появившееся иное мышление личности и изменение законодательства [3].

За полутора вековой период профсоюзные движения развились от нелегальных объединений до организации, деятельность которой закреплена законом. Профессиональные объединения стали частью политической системы. Соответственно изменилось и их правовое положение.

Права профсоюзов можно разделить на три группы.

Первая – общие права. В Законе РФ «Об общественных объединениях» прописаны основные права профсоюзов: беспрепятственно тиражировать информацию о своей работе; принимать участие в разработке документов принимаемых органами управления; организовывать разного вида мероприятия по выражению воли трудящихся; издавать печатную продукцию; осуществлять защиту прав членов Профсоюза в органах управления и объединениях; выполнять свои задачи, которые предусмотрены законом об общественных объединениях; выступать с предложениями вопросам, касающихся жизни общества, озвучивать предложения в органы государственной власти; участвовать в предвыборных мероприятиях [4].

Вторая – особенные права. В соответствии с ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Прописываются права на: представление интересов и защиту трудовых прав работников; оказание помощи безработным; организация коллегиальных собраний, участие в составлении и внедрении нормативно-правовых актах организаций и соблюдении всех правил при их выполнением; рассмотрение трудовых споров и вынесение решений по ним; взаимодействие с другими уровнями осуществления государственной и местной власти; участие в политической и общественной жизни общества; право на получение полной информации по трудовым вопросам; участие в проведении и получении образования или повышения уровня квалификации членов профсоюза; выполнение контроля профсоюзного лидера за соблюдением законодательства о труде; осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды; социальную защиту работников; на защиту интересов работников в органах по разбирательству трудовых споров [1].

Несмотря на то, что условия работы профсоюза изменились, изменилось отношение к нему как к органу, способному защитить права педагогов, все же профсоюз продолжает существовать, а значит есть надежда на то, что он станет своеобразным тылом для каждого работника образования по значимым вопросам касающимся трудовой деятельности каждого из них.

Статус профсоюзаИтак, профсоюзы, их объединения действуют на основании самостоятельно разработанных и утвержденных ими уставов, содержащих положения, которые указаны в статье 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Закон о профсоюзах).

Первичные профсоюзные организации действуют на основании положений, принятых профсоюзами в соответствии с их уставами, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы и их объединения, а также первичные профсоюзные организации могут получить статус юридического лица, зарегистрировавшись в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, с учетом специального порядка, предусмотренного Законом о профсоюзах.

Однако они имеют право осуществлять деятельность и без государственной регистрации, не приобретая статуса юридического лица. Об этом сказано в статье 8 Закона о профсоюзах.

Социальное партнерствоСтатьей 23 Трудового кодекса РФ определено следующее. Под социальным партнерством в сфере труда понимается система взаимоотношений между работниками или представителями работников, работодателями или представителями работодателей, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно статье 27 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство возможно в следующих формах:

- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и по заключению коллективных договоров;
- взаимные консультации и переговоры по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (то есть помогают совершенствовать трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права);
- участие работников или их представителей в управлении организацией;
- участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Профсоюзы и их объединения могут быть представителями работников в социальном партнерстве (ст. 29 Трудового кодекса РФ).

ЧТО ТАКОЕ ПРОФСОЮЗ?

Для ответа на данный вопрос обратимся к нормативным актам. Закон о профсоюзах дает следующие определения:

- профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов;

- первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации, независимо от форм собственности и подчиненности действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

- территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.
Можно выделить две основные функции профсоюзных образований:

- представление интересов работников в отношениях с работодателями;

- защита трудовых прав и законных интересов работников.
Полномочия профсоюзовОсновные полномочия профсоюзов закреплены в главе 2 Закона о профсоюзах. Данный закон предоставляет равные права всем профсоюзам. Среди полномочий, которыми наделяет профсоюзы законодательство, можно выделить следующие:

- защита социально-трудовых прав работников, в том числе посредством обращения в органы, рассматривающие трудовые споры;
- ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров или соглашений, контроль за их исполнением;
- контроль за соблюдением работодателем законодательства о труде;
- получение информации от работодателя, органов государственной власти и местного самоуправления по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться собственными способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Важной составляющей деятельности профсоюзов является участие в установлении и изменении условий труда, определении режимов рабочего времени и т. д.

Для контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзам разрешено создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзные инспекторы труда беспрепятственно посещают организации, в которых работают члены данного профсоюза, независимо от форм собственности и подчиненности. Это мероприятие необходимо для проведения проверок соблюдения работодателями условий коллективного договора или соглашения.

КОГДА МНЕНИЕ ПРОФСОЮЗА НЕОБХОДИМО

Формы материального поощрения, размеры окладов, а также нормы труда устанавливаются работодателями по согласованию с профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах или соглашениях.
В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе как по просьбе членов профсоюза или других работников, так и по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

А нарушения трудовых прав и законных интересов работников со стороны работодателей, как известно, могут быть самыми различными - это и незаконное увольнение, и несоблюдение установленного порядка увольнения, требование о выполнении работы, не предусмотренной трудовым договором, нарушение режима труда, невыплата заработной платы, и многое другое.

Если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации. Их результаты оформляются протоколом. При недостижении общего согласия работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение. В свою очередь профорганизация может обратиться с заявлением о помощи в защите трудовых интересов в органы, рассматривающие трудовые споры. А за работодателем остается право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия, когда за ним сохраняется место работы (должность).
Обращение в профсоюзИ все-таки как и в какой форме обратиться за поддержкой в профессиональный союз?

В уставе, положении, внутренних документах профсоюзных организаций может быть предусмотрен особый порядок обращения членов профсоюза или других работников для защиты своих трудовых и иных, связанных с ними, прав и интересов. Если же конкретного порядка в данных документах не содержится, тогда работник должен использовать письменную форму обращения в профсоюз (он приводит фактические обстоятельства дела и прилагает подтверждающие документы).
Привилегии, предусмотренные для участников профсоюзаРаботникам образования необходимо учитывать, что членство в профсоюзе может не только гарантировать представление и защиту их интересов, но и дает возможность получения различных выгод. Это, например, отдых в пансионате или санатории по льготной цене, отправка детей в оздоровительные лагеря с частичной оплатой стоимости путевки и т. д.
В целом профсоюзы наделены законодателем значительными правами, и работникам образования нужно в полной мере пользоваться этим. По мнению автора, педагогам имеет смысл становиться членами профсоюзов и прибегать к их помощи в случае неправомерных действий администрации образовательных учреждений.
РАБОТНИКИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЧЛЕНАМИ ПРОФСОЮЗА.

. тоже имеют право на защиту своих трудовых прав, так как, согласно статье 30 Трудового кодекса РФ, первичным профсоюзным организациям и их органам дано право представлять на локальном уровне не только членов соответствующего профсоюза, но и всех остальных работников.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №1, январь 2010 г.

Профсоюз в школе. На страже интересов учителя

О том, как работают учителя в современных столичных образовательных комплексах, а также о работе профсоюза как общественного механизма регулирования отношений и защиты прав педагога, в интервью корреспонденту Информационного центра правительства Москвы Наталье Голубевой рассказали первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Михаил Юрьевич Тихонов и председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Марина Алексеевна Иванова.

Н. Г.: Объединение школ в образовательные центры - многофакторный процесс. Если рассматривать его со стороны педагогического коллектива, как ощущает себя учитель при объединении и как быстро адаптируется к новым условиям? Как минимизировать конфликтные ситуации при объединении образовательных учреждений?

М. Т.: Объединение коллективов - дело достаточно сложное, потому что у каждого свои традиции и предпочтения. Сегодня мы видим, что у нас есть замечательные примеры, когда состоявшиеся комплексы не утратили ничего доброго и традиционного, что было до объединения в образовательных заведениях. И даже многое приобрели за счет консолидации ресурсов. Однако есть комплексы, которые потрясают различного рода конфликты. Это происходит, когда нарушается привычная связь людей и сложившихся отношений. В этой связи существуют некоторые общественные инструменты и механизмы, которые могут минимизировать конфликтные ситуации и компенсировать риски, возникающие при такого рода объединениях образовательных организаций. Среди таких механизмов я вижу блок полномочий и практических дел первичной профсоюзной организации образовательного комплекса.

Это неформальная роль проф-союза в структуре и системе отношений нового большого образовательного комплекса, который включил в себя несколько педагогических коллективов.

Н. Г.: Марина Алексеевна, расскажите про формальную роль проф-союзной организации в образовательном учреждении.

М. И.: У профсоюза, кроме неформального основания иметь свое влияние в коллективе, есть и формальное - законодательство, которое определяет полномочия проф-союзной организации.

Первичная профсоюзная организация действительно может многое. Другое дело - насколько она этим пользуется. То, о чем говорит Михаил Юрьевич, включает в первую очередь инструменты, которыми должна владеть профсоюзная организация, но с другой стороны, это зависит и от позиции руководителя.

Профсоюз следит за тем, каким образом будет построен трудовой распорядок, каким образом будет построена система стимулирующих выплат, какие критерии будут приняты для того, чтобы оценить того или иного учителя. А это самое главное и сложное.

Проверять, как выполняется трудовое законодательство со стороны руководителя - это тоже полномочия профсоюза.

Н. Г.: Какая самая главная функция профсоюзной организации?

М. И.: Главная функция проф-союза - представительская. Это представительский орган педагогического коллектива в школе.

Н. Г.: Каким образом первичная профсоюзная организация должна взаимодействовать с руководителем образовательного учреждения? Насколько этот процесс важен?

М. И.: Это движение двустороннее. Профсоюзная организация стремится что-то отрегулировать, установить какие-то основания для лучшего продвижения сотрудников, например оплаты труда или установление каких-то дополнительных гарантий для работников. Директор в свою очередь должен не только организовать этот процесс, но и активно участвовать в нем. Директор, как правило, имеет управленческую команду, в которой должен быть председатель профсоюзной организации, способный разговаривать на равных.

М. Т.: Сейчас коллектив образовательного комплекса соизмерим с коллективом средней величины предприятия. Это может быть 300 и более человек. А этот коллектив из одной точки, только приказом одного лица, уже не управляется. Под "руководителем" мы подразумеваем управленческую команду, которая имеет необходимое число специалистов в области методики преподавания, финансов, права, торгов и конкурентной политики, инфраструктуры и поддержания в исправности всего комплекса, а также в области трудовых отношений. Квалифицированный руководитель будет стараться поддерживать роль представительных органов коллектива для баланса и сохранения внутреннего мира, а также для понимания всеми членами коллектива системы традиций и ценностей.

Важно, чтобы могли конструктивно взаимодействовать первое лицо образовательного комплекса и представитель коллектива в лице председателя профсоюзной организации.

Н. Г.: Какой главный механизм реализации прав профсоюза в образовательном учреждении?

М. И.: Начнем с того, что по соглашению, которое заключено с Департаментом образования, наш профсоюз работников народного образования и науки признан представителем трудовых коллективов.

Таким образом, потребности и предложения трудового коллектива могут быть выражены через решения профсоюзной организации и через те документы, которые она принимает. Главным документом или инструментом в этом вопросе является коллективный договор. В нем определяются те или иные гарантии педагогов и многие аспекты внутренней жизни коллектива.

Н. Г.: Расскажите, пожалуйста, что фиксируется в коллективном договоре?

М. И.: При реорганизации любое образовательное учреждение испытывает недостаток в коллективном договоре. Люди понимают, что надо ввести общую согласованную систему измерений во всем. Коллективные договоры очень важны, в них отмечены и регулируются правила внутренней жизни коллектива. Мы недавно сделали модельный макет коллективного договора. Но он не может быть использован в каждом учебном учреждении, потому что с учетом особенностей нужно вносить свои нюансы и дополнительные условия. Мы задали некий вектор, набор тем, которые должны быть внесены в договор. В образце 30 раз упомянуто, что данное положение, или документ, вводится с учетом мнения профсоюза, и 16 раз отмечено, что это вводится на основе локальных нормативных актов. Образец договора носит рекомендательный характер.

М. Т.: Сейчас идет период подготовки и заключения в образовательных комплексах коллективных договоров или внесения изменений в ранее заключенные. Начался учебный год, и мы надеемся, что до конца текущего года эти коллективные договоры будут подготовлены и заключены.

Н. Г.: Какие возможности появились у педагогов после объединения образовательных учреждений в комплексы?

М. И.: У комплекса увеличился бюджет, а значит, появилось больше возможностей его использования. Увеличение количества классов позволяет открывать профильные классы. Помимо этого, создаются большие методические объединения, где можно распространять и обмениваться опытом в любой форме, что способствует профессиональному росту. Это связано и с аттестацией педагогических кадров. По итогам работы методического объединения и аттестации можно определить, как человеку повышать свою квалификацию.

У нас есть школы, в которых работают много молодых учителей. Можно создать совет молодых педагогов в школе. В хороших комплексах все упомянутые мною моменты как раз реализованы. При этом руководители понимают, как работать с коллективом, и они вместе с председателем профсоюзной организации усиливают свою проф-союзную организацию.

Н. Г.: Какие самые распространенные проблемы и вопросы возникают у учителей, с которыми они обращаются в профсоюз?

М. И.: Самые сложные вопросы связаны с двумя моментами. Первый - это режим рабочего времени учителя, а второй момент - это система оплаты труда. В частности, вопрос о стимулирующих выплатах.

Н. Г.: Каким образом получается решить и уладить конфликтные ситуации?

М. И.: Чаще всего ситуации с оплатой труда мы разбираем и ликвидируем совместно с Департаментом образования. В первую очередь путем переговоров. Мы выходим в коллектив, смотрим, что там произошло, затем проверяем документы, консультируем и таким образом помогаем решить проблему. И потом проверяем, как она решена. Также мы обязательно работаем с руководителем, потому что это очень важно, ведь в основном локальные акты оформляются приказами. В конкретных ситуациях, когда кому-то недоплатили, мы тоже разбираемся.

Н. Г.: Расскажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы вертикаль решения вопросов от школы до Департамента образования действовала быстрее и эффективнее?

М. Т.: Для того чтобы решение вопросов от школы до Департамента проходило быстрее и эффективнее, мы должны действовать в паре с профсоюзом.

Я могу назвать целый ряд позиций, по которым, без преувеличения, мы с профсоюзом имеем одинаковую точку зрения и действуем солидарно:

- обучение и профессиональная переподготовка кадров;

- решения социальных вопросов, среди которых есть жилищный.

Н. Г.: Можно ли сказать, что с внедрением информационных технологий в образовательный процесс у учителей появилась новая, более сложная роль в современной школе?

М. И.: Понятно, что сейчас деятельность педагогического работника, и особенно учителя, очень усложнилась. К педагогам предъявляются совершенно другие требования. У нас есть федеральные государственные стандарты, а также стандарт профессиональной деятельности учителя. Безусловно, с приходом современных технологий в школы роль учителя усложняется. И эта новая роль очень непроста.

М. Т.: Есть ошибочное мнение, что компьютеры облегчают работу учителя. Ничего подобного, процесс обучения усложняется. Для того чтобы подготовиться к уроку, учителю необходимо привлечь все информационные ресурсы и заменить доску и мел на электронную интерактивную образовательную среду. В этом и есть новая роль учителя, которая предполагает более сложную подготовку и адаптацию. А если учитель этого не может, возникает риск стать неинтересным для детей.

Н. Г.: Здесь встает вопрос о конкурентности за места в школах. Существует ли сегодня конкуренция между учителями?

Н. Г.: Сколько работников столичной системы образования являются членами профсоюза?

М. И.: 72% работников системы образования Москвы являются членами профсоюза. Это высокий показатель. Для нас принципиально важно сознательное вхождение педагогов в профсоюз.

Н. Г.: Как вы считаете, нуждается ли профсоюзный орган в дополнительном развитии и усилении?

М. Т.: Обе структуры (Департамент образования и профсоюз) заинтересованы в усилении роли проф-союзной организации. Она должна объединять как можно больше людей, чьи интересы реально представляет. При этом организация не должна быть карманной и исключительно соглашательской. В этом нет никакого смысла, потому что тогда разрушается баланс, который держит внутреннее равновесие всего коллектива.

М. И.: Дело в том, что наша задача - усиливать роль профсоюзных организаций, а значит, увеличить их численность. Сформулируем это как обоюдное желание.

Читайте также: