Работа далеко от дома плюсы и минусы

Опубликовано: 17.09.2024

Работа рядом с домом: плюсы и минусы

Работа рядом с домом — один из главных трендов последних лет. Об этом сегодня говорят многие HR-специалисты Москвы, это доказывают и результаты опроса, проведённого нашим сервисом. И если раньше работу рядом с домом искал линейный персонал, то сейчас о ней мечтают и специалисты, и менеджеры среднего звена. Почему все больше компаний подбирает персонал из ближайших районов города и чем для работодателя плох «слишком удаленный» сотрудник?

Недавно мой знакомый, владелец собственного бизнеса, пожаловался на свой персонал. Трое его лучших продавцов, почему-то стали часто отсутствовать за прилавком, становились неприветливы с покупателями. Все было совсем иначе буквально еще полгода назад, персонал прекрасно работал, все трое были «продавцами месяца».Теперь же желание работать полностью иссякло. Я посоветовал коллеге не увольнять человека, а сначала выяснить, что происходит.

1. Простая усталость

Оказалось все просто. Зарплата для линейного персонала в компании была чуть выше, чем по рынку. И сотрудники магазина часто приезжали издалека, к примеру, один из трех продавцов ездил в Москву из Солнечногорска. На дорогу до офиса в центре Москвы ему требовалось минимум 2,5 часа, а если он ехал на машине, поездка на работу или обратно могла растянуться и на 5 часов. Вставать ему приходилось в 6 утра, а ложиться часто заполночь. Человек, естественно, начал уставать. Можно было бы просто сократить присутствие специалиста в офисе и предложив частично работать из дома. Если бы дело ограничилось простой усталостью. Но ситуация оказалась сложнее: из-за того, что человек тратил на дорогу до офиса слишком много времени, он заработал классическое «эмоциональное выгорание».

2. Профессиональное выгорание

По данным американского Национального института проблем здоровья и профессиональной безопасности (NIOSH), от проблем, связанных с профессиональным выгоранием, в мире страдает больше 35 млн человек. Британская консалтинговая группа My Voice, подсчитала, что компании туманного Альбиона тратят на компенсации сотрудникам, «выгоревшим» на работе, около 13 млн. фунтов стерлингов. «Эмоциональное выгорание» — не просто усталость, которая проходит после выходных или отпуска, к выгоранию приводит постоянное и высокое психологическое напряжение. Изнурительная ежедневная дорога на работу и обратно - жертва, на которую сотрудник иногда идет, не решаясь даже сообщить работодателю о проблеме, охваченный внутренней паникой и чувством своей невостребованности на рынке труда, а также боязнью потерять свое, как ему казалось, единственное хорошо оплачиваемое рабочее место.

Лучший способ предотвращения подобных ситуаций для руководителя —внимательно относиться к ценному работнику и реагировать на первые признаки его эмоционального выгорания. Если он для вас важен, надо продемонстрировать ему это, к примеру, предложить ему иной рабочий график.

3. «Текучка» персонала

Не секрет, что для большого количества отраслей в России характерна текучка кадров. Особенно для ритейла, здесь ротация персонала может достигать и сотни процентов в год. Зарплаты тут невысоки, а работа не из легких. Именно поэтому, например, сеть «Перекресток» уже давно начала, рекламируя свои вакансии, упирать на выгоды местоположения — «работа рядом с домом, удобная для женщин с детьми». Наш опрос соискателей в сфере ритейла показал, что удаленность места работы от места жительства стала одной из основных причин ухода со старого места и поиска нового. А согласно нашему опросу работодателей, ориентированность компании на поиск работников, проживающих рядом, и соответствующий подбор кадров, способны снизить ротацию кадров примерно на 10-15%. Для линейного персонала в сфере ритейла сегодня важным фактором и мотиватором становится баланс работы и личной жизни.

4. Неэффективная работа

Если в 2000-ом году, по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, работник в России в среднем проводил на рабочем месте примерно 7,7 часов в день, то в 2016 году, согласно данным центра трудовых исследований Высшей школы экономики, мы работали в среднем уже 9 часов в день (45 часов в неделю). И хотим мы или нет, но дорога от дома до рабочего места отнимает у нас способность работать эффективно. Согласно исследованию, которое провели специалисты Мельбурнского университета, при трудовой деятельности, которая требует эффективной работы мозга более 8 часов в день, то есть более 40 часов в неделю — мозговая активность работника значительно снижается. Если же к нашим 45 рабочим часам добавить еще минимум 2, а то и 4 часа в день, проведенные в пробках, можно себе представить, насколько снижается эффективность работы персонала.

5. Постоянные опоздания

Они - существенный минус и постоянный спутник сотрудников, живущих далеко от работы, на который указали в нашем опросе работодатели. В дороге случаются задержки: то «электричка не пришла», то «застрял в пробке». Но интересно, что и к работникам, проживающим рядом с офисом, тратящим на дорогу не более 30-40 минут, у работодателей тоже есть претензии. Ответы на наш вопрос «считать ли проживание работника поблизости плюсом или минусом», полученные от специалистов по HR, разделились. Большинство, 60%, полагают, что проживание рядом — это безусловный плюс, ведь человек будет реже опаздывать (и, кстати, сможет задерживаться на работе в случае необходимости). Не согласны 40% опрошенных. «Многие из тех, кто устраиваются рядом с домом, сосредоточены на домашних делах, а уверенность, что от дома до работы они добегут очень быстро, позволяет им не торопиться. Отсюда и опоздания», — объяснял HR-специалист крупной производственной компании.

Но даже если проблему опозданий работа рядом с домом и не решает, от ситуации, когда работник живет недалеко от офиса, плюсов для работодателя все же больше, чем минусов. И один из главных плюсов — такой: как показал наш опрос, чтобы не тратить попусту драгоценное время жизни в пробках и транспорте, многие кандидаты готовы согласиться на меньшую зарплату.

Работа рядом с домом -- один из главных трендов последних лет. Об этом сегодня говорят многие HR-специалисты Москвы, это доказывают и результаты опроса, проведенного сервисом для поиска работы Worki. И если раньше работу рядом с домом искал линейный персонал, то сейчас о ней мечтают и специалисты, и менеджеры среднего звена. Почему все больше компаний подбирает персонал из ближайших районов города и чем для работодателя плох слишком “удаленный” сотрудник?

Недавно мой знакомый, владелец собственного бизнеса, пожаловался на свой персонал. Его трое его лучших продавцов, почему-то стали часто отсутствовать за прилавком, становились неприветливы с покупателями. Все было совсем иначе буквально еще полгода назад, персонал прекрасно работал, все трое были “продавцами месяца”. Теперь же желание работать полностью иссякло. Я посоветовал коллеге не увольнять человека, а сначала выяснить, что происходит.

1. Простая усталость

Оказалось все просто. Зарплата для линейного персонала в компании была чуть выше, чем по рынку. И сотрудники магазина часто приезжали издалека, к примеру, один из трех продавцов ездил в Москву из Солнечногорска. На дорогу до офиса в центре Москвы ему требовалось минимум 2,5 часа, а если он ехал на машине, поездка на работу или обратно могла растянуться и на 5 часов. Вставать ему приходилось в 6 утра, а ложиться часто заполночь. Человек, естественно, начал уставать. Можно было бы просто сократить присутствие специалиста в офисе и предложив частично работать из дома. Если бы дело ограничилось простой усталостью. Но ситуация оказалась сложнее: из-за того, что человек тратил на дорогу до офиса слишком много времени, он заработал классическое «эмоциональное выгорание».

2. Профессиональное выгорание

По данным американского Национального института проблем здоровья и профессиональной безопасности (NIOSH), от проблем, связанных с профессиональным выгоранием, в мире страдает больше 35 млн человек. Британская консалтинговая группа My Voice, подсчитала, что компании туманного Альбиона тратят на компенсации сотрудникам, “выгоревшим” на работе, около 13 млн. фунтов стерлингов. «Эмоциональное выгорание» -- не просто усталость, которая проходит после выходных или отпуска, к выгоранию приводит постоянное и высокое психологическое напряжение. Изнурительная ежедневная дорога на работу и обратно -- жертва, на которую сотрудник иногда идет, не решаясь даже сообщить работодателю о проблеме, охваченный внутренней паникой и чувством своей невостребованности на рынке труда, а также боязнью потерять свое, как ему казалось, единственное хорошо оплачиваемое рабочее место.

Лучший способ предотвращения подобных ситуаций для руководителя -- внимательно относиться к ценному работнику и реагировать на первые признаки его эмоционального выгорания. Если он для вас важен, надо продемонстрировать ему это, к примеру, предложить ему иной рабочий график.

3. «Текучка» персонала

Не секрет, что для большого количества отраслей в России характерна текучка кадров. Особенно для ритейла, здесь ротация персонала может достигать и сотни процентов в год. Зарплаты тут невысоки, а работа не из легких. Именно поэтому, например, сеть «Перекресток» уже давно начала, рекламируя свои вакансии, упирать на выгоды местоположения -- «работа рядом с домом, удобная для женщин с детьми». Наш опрос соискателей в сфере ритейла показал, что удаленность места работы от места жительства стала одной из основных причин ухода со старого места и поиска нового. А согласно нашему опросу работодателей, ориентированность компании на поиск работников, проживающих рядом, и соответствующий подбор кадров, способны снизить ротацию кадров примерно на 10-15%. Для линейного персонала в сфере ритейла сегодня важным фактором и мотиватором становится баланс работы и личной жизни.

4. Неэффективная работа

Если в 2000-ом году, по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, работник в России в среднем проводил на рабочем месте примерно 7,7 часов в день, то в 2016 году, согласно данным центра трудовых исследований Высшей школы экономики, мы работали в среднем уже 9 часов в день (45 часов в неделю). И хотим мы или нет, но дорога от дома до рабочего места отнимает у нас способность работать эффективно. Согласно исследованию, которое провели специалисты Мельбурнского университета, при трудовой деятельности, которая требует эффективной работы мозга более 8 часов в день, то есть более 40 часов в неделю — мозговая активность работника значительно снижается. Если же к нашим 45 рабочим часам добавить еще минимум 2, а то и 4 часа в день, проведенные в пробках, можно себе представить, насколько снижается эффективность работы персонала.

5. Постоянные опоздания

Они -- существенный минус и постоянный спутник сотрудников, живущих далеко от работы, на который указали в нашем опросе работодатели. В дороге случаются задержки: то «электричка не пришла», то «застрял в пробке». Но интересно, что и к работникам, проживающим рядом с офисом, тратящим на дорогу не более 30-40 минут, у работодателей тоже есть претензии. Ответы на наш вопрос “считать ли проживание работника поблизости плюсом или минусом”, полученные от специалистов по HR, разделились. Большинство, 60%, полагают, что проживание рядом -- это безусловный плюс, ведь человек будет реже опаздывать (и, кстати, сможет задерживаться на работе в случае необходимости). Не согласны 40% опрошенных. «Многие из тех, кто устраиваются рядом с домом, сосредоточены на домашних делах, а уверенность, что от дома до работы они добегут очень быстро, позволяет им не торопиться. Отсюда и опоздания», -- объяснял HR-специалист крупной производственной компании.

Но даже если проблему опозданий работа рядом с домом и не решает, от ситуации, когда работник живет недалеко от офиса, плюсов для работодателя все же больше, чем минусов. И один из главных плюсов -- такой: как показал наш опрос, чтобы не тратить попусту драгоценное время жизни в пробках и транспорте, многие кандидаты готовы согласиться на меньшую зарплату.

В жизни человека практически ежедневно стоит вопрос выбора, причем это касается не только мелочей, но и серьезных обстоятельств. Пожалуй, у большинства сознательного населения нашей страны выбор хотя бы однажды касался вопроса трудоустройства.

Какие параметры являются для российского работника интересными и оптимальными, а какие – просто нереализуемыми. На что ориентируется потенциальный работник, ведь при выборе места трудовой деятельности учитывается целый комплекс немаловажных факторов. Собственно, об одном из таких элементов мы и поговорим. Речь идет о том, влияет ли близость работы в вопросах трудоустройства и что по этому поводу думают наши соотечественники.

Не секрет, что работать рядом с домом – мечта миллионов, таящая в себе массу положительных моментов. К их числу можно отнести экономию времени и средств, потраченных на дорогу до работы и обратно, возможность поспать немного больше и даже бегать на обед домой. Но является ли данный фактор решающим в выборе работы?

Сразу нужно отметить, что близость дома к рабочему месту не входит в социальный пакет, но при этом является для россиян немаловажным фактором. Это подтверждают данные социологического опроса, проведенного в ноябре Службой исследований HeadHunter. Так, каждый третий житель нашей страны проживает рядом с работой, тратя на дорогу не более получаса. В частности, 20% добираются до работы за 20 минут, а 10% и вовсе тратят на это не более 15 минут.

Почти треть опрошенных (29%) признались, что специально искали работу поближе к дому. А 12%, трудоустроившись, переселились поближе к месту работы, купив или сняв в этом районе квартиру. Здесь нужно подчеркнуть, что большинство желающих проживать в одном районе с работой являются начинающими специалистами и работниками невысоких должностей. Гораздо реже это присуще людям, занимающим топовые должностные позиции.

Итак, непосредственная близость работы и дома не является серьезным фактором при трудоустройстве и не рассматривается соискателями как весомое преимущество. Так, 39% респондентов поделились, что при возможности приобретут жилье в удобном для них районе, не основываясь при этом на размещение места работы. А 41% и вовсе негативно отреагировали на подобную затею. Кстати, в число противников в основном вошли топ-менеджеры.

79% опрошенных, проживающих рядом с работой, поделились, что не видят в этом факторе никаких недостатков, подчеркивая при этом его достоинства. К числу последних респонденты отнесли наименьшую трату на дорогу и возможность «выигранное» время посвящать семье и себе любимому. Причем половина из них – 31% – считает преимуществом возможность реже пользоваться общественным транспортом и метро в час-пик и тем самым экономить не только на времени, но и на проездных. Этот фактор даже приподнимает настроение перед рабочим днем у 23% респондентов.

Нередко люди, проживающие в непосредственной близости к работе, высказываются, что этот факт позволяет им подольше спать и даже высыпаться. В качестве еще одного преимущества может послужить возможность быстро оказаться дома в случае форс-мажора, колеблющегося от коммунальных происшествий до ситуаций с оставленными дома несовершеннолетними детьми.

Однако при всей положительности указанного фактора нашлись и его недостатки. Так, 11% назвали чрезмерную леность, 7% пожаловались, что им чаще приходится выходить на работу в выходные дни и в случаях крайней необходимости. Некоторые из россиян (2%) считают, что близость работы и дома их расслабила и они чаще стали опаздывать, и, как следствие, их чаще стали штрафовать.

Итак, большинство опрошенных готово тратить на дорогу от 5 минут до часа, однако, есть и такие, кто согласен тратить на «дорожные путешествия» больше указанного времени. К примеру, 69% работников с легкостью потратят на путь до работы 2 часа, 44% готовы провести в дороге к месту работы 3 часа, а 36% – даже свыше этого, причем это только в одну строну. Основным из стимулов столь длительных «скитаний» стали следующие факторы – высокооплачиваемая и интересная работа, а также возможность карьерного роста и перспектива на будущее в целом.

Исследования неоднократно показывали, что долгий путь из дома на работу негативно сказывается на нашем настроении, психическом здоровье и продуктивности. Но не все могут выбрать работу поближе или работать на удаленке. Однако есть несколько способов сделать так, чтобы дорога в офис приносила вам меньше страданий.

Каждый бывал в такой ситуации — вроде бы дорога в офис должна занимать всего 45 минут, но каждый день путь на работу отнимает у вас гораздо больше времени. То на дороге случится авария и вы попадете в пробку, то ваша электричка сломается, и все в таком духе. В итоге с учетом возможных задержек вам приходится выходить из дома пораньше — и следовательно ложиться раньше спать, чтобы подняться в нужное время. А в пути вы смотрите на часы и паникуете при первом виде красного сигнала светофора.

Множество исследований утверждает, что долгий путь на работу негативно влияет на продуктивность, уровень удовлетворенности жизнью, а также на физическое и психическое состояние.

  • Исследование 2017 года Университета Западной Англии обнаружило, что «каждая дополнительная минута в пути уменьшает степень удовлетворенности работой и отдыхом, а также ухудшает психическое здоровье».
  • В 2017 году консалтинговая компания в сфере человеческих ресурсов Mercer провела исследование и выяснила, что у тех, кто долго добирается на работу, выше шансы возникновения депрессии, беспокойства о финансах, стресса и ожирения. А еще у них меньше возможностей каждую ночь получать семь часов сна.
  • В 2019 году в Австралии было проведено исследование, которое показало, что сотрудники, которым приходится долго добираться на работу, чаще берут незапланированные отгулы. А люди, которым не так далеко ехать до офиса, обычно более «расслабленные, спокойные, оживленные и продуктивные».

Разумеется, бывают случаи, когда долгий путь на работу — это неизбежное зло. Но иногда мы сами виноваты в том, что выбрали такие условия. Вопрос, стоят ли они того?


В 2017 году издание Harvard Business Review опубликовало статью, в которой ученые обсуждали результаты исследования, участники которого должны были выбрать один из двух вариантов работы:

  • На первой работе вы бы получали $67 тысяч в год, но вам приходилось бы ехать в офис 50 минут.
  • На второй зарплата была $64 тысячи в год, а путь на работу занимал 20 минут.

84% участников выбрали первый вариант, выразив желание каждый день тратить час — 250 часов в год — на дорогу в обмен на какие-то $3000. «То есть за потраченное на дорогу время они будут получать всего $12 — меньше половины часовой оплаты их рабочего времени!», — пишут исследователи.

Ученые пришли к выводу, что люди не способны оценить, какой ценой для их физиологического, психологического и эмоционального состояния обходится долгий путь на работу. Так что если вы живете слишком далеко от офиса, стоит задуматься, стоит ли ваша работа того.

Если вы никак не можете отказаться от таких условий, есть способы снизить стресс в дороге и повысить свою продуктивность.

Настройте себя на рабочий лад

Исследователи советуют морально готовиться к смене ролей. Дома вы выполняете одну роль — родителя, партнера, соседа по комнате. На работе у вас уже совершенно другая роль. Исследователи Harvard Business School обнаружили, что люди, которые морально готовятся в пути к исполнению новой роли, реже страдают от негативного влияния долгой дороги на работу.

Найдите альтернативу вождению

Из всех способов добираться на работу вождение вызывает больше всего стресса. Если у вас есть возможность выбирать между автомобилем и метро/такси, то поездка на общественном транспорте поможет вам сохранить продуктивность и нервы.


Разговоры в пути облегчат дорогу

Исследования говорят, что дорога на работу воспринимается легче, если в пути вы с кем-нибудь общаетесь.

Разумеется, не каждому хватит смелости заговорить с незнакомцем в общественном транспорте. В таком случае можете договориться с кем-нибудь из коллег и ездить на работу вместе. Можете спросить у знакомых, не ездят ли они по утрам в тот же район, где вы работаете.

Выработайте утренние привычки

Бихевиорист Франческа Джино выяснила, что люди, у которых есть привычка делать что-нибудь по дороге на работу, например, проверять утренние новости, испытывают больше энтузиазма к работе, больше ей довольны и ощущают меньше стресса.

Такой подход подкрепляет исследование, которое утверждает, что некоторым людям нравится ездить на работу. В 2001 году Транспортный центр Калифорнийского университета провел опрос, который показал, что идеальное время пути в офис составляет 16 минут.

Работодателям на заметку

О том, сколько времени занимает дорога в офис, должны думать не только сотрудники, которым приходится ездить на работу, но и их начальство.

Помните о том, как негативно сказывается на продуктивности долгий путь на работу. Чтобы снизить уровень стресса позволяйте своим сотрудникам иногда работать из дома. Некоторые компании даже предлагают ежегодные бонусы работникам, которые специально переехали поближе к офису, или же в первую очередь смотрят на место проживания кандидата при найме.

Сейчас работаю в 15 минутах хотьбы от дома, но работодатель мягко говоря меня не устраивает, никакого соблюдения ТК, но работа мне нравится.
Есть возможность попасть в самую наверно крупную гос организацию в России, в которой и зарплата будет повыше и полное соблюдение ТК, но вот ездить на работу придется часа два в один конец.
Стаж работы в моей должности почти 10 лет в трех организациях, с одной стороны хочется найти надежного работодателя и остаться там на долго, но очень сильно пугает удаленность работы от дома, по 3-4 часа тратить на дорогу каждый день тяжело.

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Wolf 12 августа 2010 в 10:23

Смотритель 12 августа 2010 в 10:25

Дмитрий (автор темы) 12 августа 2010 в 10:28

Lightning 12 августа 2010 в 10:29

Дмитрий (автор темы) 12 августа 2010 в 10:29

тетя Фатя 12 августа 2010 в 10:31

Wolf 12 августа 2010 в 10:35

Смотритель 12 августа 2010 в 10:47

molli 12 августа 2010 в 10:51

Wolf 12 августа 2010 в 10:57

Эдуард 12 августа 2010 в 11:11

Мне было очень интересно, кто-же катается на "синих" (скоростных) эликтричках, где стоимость билета превышает "стандартную" в 2-3 раза, причём в основном "катающиеся" из очень далёких городов. Оказалось просто: это специалисты, люди, которые уважают свой труд, развиваются в больших компаниях, а не сгнивают у подмоскальных рукоблудителей. У этих жлобов, Вам сначала придётся пожертвовать ТК, дальше временем (выходные-проходные, сверх графика), дальше зарплатой (премиями, штрафами), при этом этом выжаты будете похуже лимона.
Основываясь на собственной практике, могу сказать, что в лягушатнике почеловечнее отношение, повыше оплата, уверенный карьерный рост, вобщем условия такие, что на дорогу тратится больше энергии, чем на работу. И если доход позволит "кататься" на "синих", то это будет сравни поездке на автобусе по городу, почти никакого напряга.
Тут выбор мне кажется прост, или гниение в лени, или рост в активной жизни. Я не активист, но 4 часа в сутки на дорогу нормально.
ПыСы. Мой совет - забудьте про подмаскальных рукоблудителей, кроме как пыжится эти больше ничего не умеют.

ПыПыСы. Молль, Вы как всегда на высоте, просто красавица.

Dolina 12 августа 2010 в 11:13

дмитрий к 12 августа 2010 в 11:19

Wolf 12 августа 2010 в 11:23

Смотритель 12 августа 2010 в 11:28

Дмитрий (автор темы) 12 августа 2010 в 11:31

Жена сразу сказала что против долгих моих поездок на работу.

Скорей всего придется ждать хорошее место поближе к дому. Но опять же присутствует страх попасть к ненадежному работодателю, а прыгать с места на место уже не хочется.

Wolf 12 августа 2010 в 11:38

Дмитрий (автор темы) 12 августа 2010 в 11:40

lexx 12 августа 2010 в 11:45

Wolf 12 августа 2010 в 11:51

Дмитрий (автор темы) 12 августа 2010 в 11:51

lexx 12 августа 2010 в 12:01

Наташа 12 августа 2010 в 15:45

Sunny 12 августа 2010 в 21:58

Дмитрий, вообще тема удаленности реально одна из самых болезненных, НО!! надо смотреть не на сиюминутную прибыль, а на долгосрочную перспективу, тем более, если Вы уже СЕЙЧАС четко обозначили свою позицию, что работодадатель, мягко, говоря Вас не устраивает, а дальше неизвестность. Годы идут и со временем тема возраста поднимается все чаще. Могу сказать однозначно: статус госслужащего стоит затраченных усилий, а если речь идет еще и о достойной з/п, да еще работа нравится и тд и тп, то это просто великолепно. И самое главное, Вы будете уверены в своем положении, тем более, у Вас ребенок, а в этом случае это еще и дополнителые льготы, и еще дополнительные связи(. ), и тд. в общем, смотрите на перспективу. Ничто не сравнится с уровнем недовольства своей работы, особенно это болезненно воспринимается мужчинами. Вы ведь не зря накопили такой стаж, чтобы размениваться и терпеть! и потом, вас ведь насильно не заставляют работать до смерти, подвернется достойна работа ближе к дому - уйдете, какие проблемы?) .

Сама трачу на дорогу утром 1,5 ч и вечером от 1,5-2,5 ч, конечно, тяжело, но если соблюдать режим, то все реально). если б я была мужчиной, однозначно пошла бы. Пока берут и ждут))
Удачи Вам)

Верчик 12 августа 2010 в 23:24

Только зарегистрированные пользователи могут отвечать в темах форума.

Читайте также: