Работа массовки плюсы и минусы

Опубликовано: 17.09.2024

Профессия актер массовых сцен (АМС)

Участие в массовке не требует актерского образования или опыта, при этом позволяет взглянуть на мир кино и ТВ изнутри. Увидеть, как снимаются киноленты, что происходит за кадром и как на самом деле выглядит работа в телеиндустрии.

С другой стороны, карьера многих известных актеров начиналась со съемок в массовке. Эта работа помогает получить связи, а в случае везения – попасть в поле зрения режиссера, который, оценив ваш талант, может предложить и более существенные роли в кино.

Кто такой актер массовки и чем он занимается?

Как правило, актеры массовки набираются из обычных людей. Важно обладать нужным типажом и желанием сниматься в кино или телепередаче. Например, для съемок батальных сцен могут искать мужчин определенного возраста.

Задачи у актеров массовых сцен обычно простые. Например, при съемке в кафе или ресторане изобразить обычного посетителя или официанта. В съемках телепередач – играть роль зрителя в зале. Иногда нужно пройтись на заднем плане или просто стоять в толпе таких же актеров массовых сцен (сокращенно их называют АМС).

Более сложные задания – сняться в групповой сцене или произнести реплику. Иногда режиссер замечает у кого-то из массовки актерский талант или фактурную внешность, и предлагает сыграть небольшую роль. Таких АМС называют эпизодниками, т.е. людьми, которые появились в эпизоде. Стать эпизодником – большая удача, так как с подобных съемок может начаться большая карьера в кино.

В различных ток-шоу на телевидении актеры массовки играют роли постаноновочных героев.

Сколько платят актерам массовых сцен?

Зарплата или иными словами гонорар массовки зависит от продолжительности съемок, вида съемок (кино или телепередача), требований к актерам и ряда других параметров, включая время года. Например, за съемку на улице в зимний период можно получить больше, чем летом.

Полный съемочный день длится 12 часов. За него актер массовых сцен обычно получает от 600 до 1000 рублей. При работе в ночную смену – до 3000-3500 руб. За произнесение реплики могут доплатить 1000 руб., а за исполнение эпизодической роли платят около 7000-8000 руб. за съемочный день. Подробно о том, сколько платят актерам массовых сцен, можно прочитать в статье, как попасть в массовку.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • Можно посмотреть изнанку кино и ТВ-индустрии.
  • Работа не сложная и не напряженная. Обычно 90% времени массовка отдыхает и никак не задействована в съемках.
  • На первых порах сниматься в массовке интересно.
  • Для многих актеров такие съемки стали первым шагом в карьере.
  • Для участия в массовке не требуется образование или опыт.
  • Можно работать в свободное время, использовать съемки как подработку.
  • Если повезет, можно познакомиться с известным актером, сделать селфи или получить автограф.

Много предложений и вакансий в данной сфере, особенно в Москве.

Минусы:

  • Длинный съемочный день (до 12 часов).
  • Не всегда есть удобства на съемочной площадке (включая туалет).
  • Не всегда актеров массовки кормят, поэтому перекус лучше захватить с собой.

Небольшая оплата по меркам крупных городов, где обычно проводятся съемки.

Как стать актером массовой сцены?

Мы разобрались, кто такой актер массовки и чем он занимается, сколько ему платят за съемку в кино или телепередачах. Если вас заинтересовала данная работа, пора узнать, где искать вакансии в массовку.

В интернете есть специальные сайты, список которых будет ниже в статье, где специальные люди – бригадиры – набирают актеров массовых сцен или иначе АМС. Как правило, такие сайты представляют собой форумы, где публикуются вакансии. Вам нужно находить подходящие объявления и оставлять в них свои отклики. В ответах необходимо разместить свое имя и фамилию, возраст, рост, вес, 2-3 фотографии (лицо и в полный рост), а также контактные данные (номер телефона).

Если вы подходите для работы, с вами связываются и назначают место и время встречи, где будут собираться все актеры для съемки массовой сцены. Оплата происходит после съемок. Обязательно заключается договор, в котором берется согласие на использование вашего образа в кино. Поэтому на съемки нужно идти с паспортом.

Подробнее о том, как стать актером в массовке, рекомендую прочитать в статье про съемки в массовых сценах. Там этот процесс описан в деталях.

Где искать вакансии для актеров массовки?

Вакансий работы в массовке очень много, особенно в Москве, где идет работа над большинством передач, фильмов и рекламных роликов. Если вам интересны такие вакансии, ищите их на следующих сайтах:

Вакансии актера массовки в Москве: как не ошибиться с выбором? | telepropusk - изображение 1

Кто не мечтает стать звездой киноэкрана? Если такие люди есть, их очень мало. И в основном все стремятся хотя бы поучаствовать в съемках фильма, рекламы или телепередачи, не говоря уже о получении главных ролей. Как же попасть на такую работу, например, не имея образования и опыта? Ответ прост – сняться актером массовки. Для этого нужно лишь следить за новыми вакансиями, которых в Москве предостаточно.

Достойно ли оплачивают труд актеров массовки? Какие достоинства и недостатки такой занятости? Может ли она быть профессией? Давайте разбираться. Ответы основаны на опыте постоянных участников массовых сцен.

С чего начать поиски вакансии актера массовки?

Традиционно есть три пути, по которым можно пойти в поисках работы. Искать вакансии можно на специализированных сайтах, форумах, а также по объявлениям в прессе. Сюда же можно отнести еще один вариант – рекомендации знакомых. Для этого нужно уже иметь опыт общения с людьми из круга кинематографистов, телевизионщиков, рекламных агентств и пр.

Сайты и форумы

Самый простой пример – форум massovki.net. Именно здесь можно найти объявления от настоящих работодателей. Они ищут начинающих и опытных актеров. Последние могут разместить на сайте свои резюме.

Нужно учесть, что все-таки основные события, для которых нужны актеры массовки, проходят в Москве. Организаторы форума предусмотрели довольно много категорий, которые понятны даже новичкам. Если неспешно просмотреть темы, как правило, всегда можно найти свежие предложения. Откликаться стоит только на те вакансии, для которых вы точно подходите.

Есть и другие альтернативные ресурсы, пользующиеся популярностью не только в России, но и в некоторых странах СНГ (не забываем, что фильмы могут сниматься где угодно):

    ; ; (съемки телешоу).

Другие дело – социальные сети. Бывалые актеры не рекомендуют связываться с такими сомнительными источниками информации. И если хочется попробовать, делать это нужно очень внимательно, так как часты случаи мошенничества.

Объявления в газетах, журналах

Такой подход используется все реже, однако еще есть издания, в которых можно найти объявления о наборе актеров. Динамичность интернет-среды поспособствовала тому, что многие вопросы о трудоустройстве в телевизионной или кинематографической среде решаются в режиме онлайн.

Выбираем: подработка или полноценная работа?

С такой дилеммой часто сталкиваются те, кто уже «вошел во вкус». Давайте разберемся в преимуществах и недостатках каждого варианта.

Достоинства и недостатки съемок в массовке для подработки

Вакансии актера массовки в Москве: как не ошибиться с выбором? | telepropusk - изображение 2

Итак, плюсы:

  • неплохой заработок;
  • возможность проявить талант и устроить карьеру;
  • расширение круга общения (во время пауз в съемках есть время для знакомства с новыми людьми);
  • большую часть времени занимает отдых (приходится ждать смены декораций и т. д.);
  • посещение увлекательных мест, участие в интересных событиях (например, в костюме для съемок исторического фильма можно сделать оригинальные фотографии);
  • отсутствие графика работы (можно учиться, работать в другом месте).

Теперь о минусах. Не всегда получается соответствовать заявленным параметрам: пол, вес, рост и пр. Это, как и высокая конкуренция, уменьшает шансы быть постоянно занятым делом.

Чем больше людей снимается в массовой сцене, тем тяжелее, меньше комфорта. Для получения гонорара придется подождать и хорошенько потерпеть, пока дойдет очередь.

Часто случаются переработки или отмены съемок, что может нарушить планы или сказаться на размере платы. К тому же не всегда бригадирам удобно рассчитываться, так как часто они получают наличные крупными купюрами, что усложняет и замедляет процесс расчета.

Съемки могут проходить при неблагоприятных условиях (ночью, зимой на улице и т. д.). Часто приходится часами ждать, что порой невыносимо. Рядом может не оказаться еды, питья, условий и пр.

Достоинства и недостатки съемок в массовке для полноценной работы

Сюда можно отнести почти все плюсы и минусы съемок в массовке для подработки. Нужно добавить, что даже при наличии хорошо оплачиваемых вакансий зарабатывать, будучи актером массовки на постоянной основе, очень сложно. Это почти невозможно, если говорить о соотношении потраченного времени и полученной прибыли.

К тому же съемка – своеобразный процесс, который требует сосредоточенности, умения терпеть и ждать, исполнительности. При этом полноценный отдых и питание зачастую отсутствуют. В итоге участие в массовках, как правило, остается хорошим источником для пополнения карманных денег, а для большего нужно развиваться, стремиться к более качественному участию в кино, сериалах или других проектах.

Почему стоит попробовать сняться в массовке?

С финансовой частью этого дела мы определились. Зачем же тогда пробовать сниматься в массовке? Многие расценивают такой подход отличным началом актерской карьеры. Обычно условная пирамида карьерного роста выглядит в этом случае так:

  • массовка – группа участников (зачастую непрофессионалов);
  • статист – отдельный участник массовки;
  • эпизодник – актер, получивший небольшую, но отдельную роль;
  • герой второго плана – актер, играющий важную роль в развитии сюжета;
  • главная роль – вершина условной пирамиды.

Если нет опыта, актерство в массовых сценах – хороший шанс обучаться, общаться в профессиональном кругу, впитывать особенности съемочного процесса, да еще и получать за это деньги.

Есть много примеров среди современных актеров, которые начинали подобным образом: Леонардо Ди Каприо, Орландо Блум, Джулия Робертс, Кира Найтли, Сергей Безруков и другие. Возможно, стоит попробовать и вам.

Массовка - отличная подработка для школьников и студентов. Для того, чтобы устроиться в нее, не нужно высшее образование. А зарплату здесь платят сразу после каждой смены. На руки.

Мы расскажем о том, что такое массовка. Поведаем, как в ней работать. А также рассмотрим уровень заработной платы актеров подобного плана.

Что представляет собой массовка?


Массовкой называют огромное количество людей, которые задействованы во время запечатления массовых сцен. Актеры подобного плана могут участвовать в фильмах, сериалах, телешоу. И даже на обычных выставках/конференциях (да, иногда прооплаченную массовку приглашают и на них).

Также, актер подобного плана может сыграть роль не только в сцене с огромным количеством людей. Он может стать эпизодическим персонажем. И сыграть роль в каком-либо сериале, фильме.

В целом, массовка - очень удобный способ для старта карьеры в кино. Однако, большинство людей идут сюда только для того, чтобы заработать легкие деньги!

Уровень зарплаты у массовки

Людей, которые участвуют в массовке, называют Актерами массовых сцен. Они не имеют абсолютно никакого опыта в актерской игре. И образования. Соответственно, получают небольшое количество средств за участие. Им платят всего четыреста-восемьсот рублей за одну смену (которая может длиться около двенадцати часов).

Как можно увеличить свою зарплату?

Если подросток хочет увеличить свою зарплату за участие в массовке, он должен соответствовать определенным требованиям режиссера. В частности, он должен подходить ему по типажу. А также соответствовать ряду важных данных. Например, иметь конкретный тип волос, телосложение, вес и так далее. Физические требования к актеру могут предъявляться любые. За соответствие им массовка получает обычно от восемьсот до двух тысяч рублей.

Часто подобные требования выдвигаются режиссерами во время создания музыкальных клипов. Или разнообразных многосерийных фильмов.

За дополнительные действия актер массовки может получить более высокий гонорар


Бывают и такие статисты, которые отличаются от других актеров массовки. Они выполняют дополнительную работу. За что получают больше денег. Примерно на 30-50%, чем обычный участник массовки.

Дополнительные средства временному сотруднику могут платить в том случае, если:

  1. Актеру массовки нужно задать во время шоу определенный вопрос гостю. Или произнести какую-либо реплику.
  2. На определенном актере массовки регулярно останавливается камера. И его чаще остальных людей показывают на экране.
  3. Актер массовки имеет особую, индивидуальную задачу, которую перед ним поставил режиссер.

Некоторые статисты могут зарабатывать и по 4.000 рублей

Этот уровень оплаты считается высоким. Зарабатывать по 4.000 рублей за смену могут актеры, которые играют трупов в криминальных сериалах/фильмах. А также персонажи, которым приходится догола раздеваться в определенной сцене.

Об эпизодических актерах

Есть и эпизодические актеры. Они, как вы могли догадаться по названию, играют только в конкретных сценах сериала или фильма. Эта работа очень схожа с настоящим актерством.

Для того, чтобы сэкономить на найме профессионалов, режиссеры ищут массовку. А затем выбирают из нее некоторых наиболее артистичных людей. И приглашают их для того, чтобы они снялись в фильме отдельно от всех.

За роль, сыгранную в сцене определенного фильма или сериала, актерам платят довольно много. Около 10.000 рублей с сутки.

Также, эпизодическими персонажами принято называть и тех актеров, которые играют в узконаправленных сериалах. Тех, которые снимаются в судебной тематике. А также в медицинской. За участие в подобных сценах актеру платят от трех до семи тысяч рублей.

Предупреждение


Подростку нужно понимать, что когда передача или сериал с его участием попадет в сеть, в ближайшее время участвовать в массовке он не сможет. Перед следующей работой в кино ему нужно подождать примерно полгода. Это правило относится исключительно к сериалам и фильмам. Участвовать в съемах различных передач и шоу для телевидения можно хоть каждый день.

Особенности участия в съемках для несовершеннолетних

Если подростку еще нет восемнадцати и он хочет принять участие в сериале/фильме, то в обязательном порядке должен взять с собой родителей. Они должны сопровождать его. И подписывать все соответствующие разрешения на съемку. Если же подросток будет участвовать в обычных массовках по съемке шоу, то он может приходить на них самостоятельно. Присутствие родителей не требуется.

Сколько можно зарабатывать на массовке в месяц?

Если работать каждый день и участвовать в разных видах деятельности (и в шоу-программах, и в эпизодах сериалов/фильмов), то можно зарабатывать большую сумму. Около шестидесяти тысяч рублей. И выше.

О массовке для кино


Ранее мы рассмотрели массовку для сериалов и телепередач. Теперь давайте остановимся на той, которая предназначена для кино и других постановочных мероприятий. Существуют профессии, в рамках которых массовку приглашают для съемок разнообразных фильмов. Как художественных, так и документальных.

Помимо этого, массовку могут нанимать для:

  1. Проведения масштабных реконструкций определенных событий.
  2. Организации сюжетов в передачах по телевидению.
  3. Участия в разнообразных клипах для музыкантов.

За один съемочный день актер подобной массовки получает от восьмисот до двух тысяч рублей. При этом, смена может быть абсолютно любой по длине. Как короткой (около 2 часов), так и длинной. Около 10-12-ти.

Также, актерам этого плана могут выплачивать гонорары за разные виды дополнительной работы. Деньги могут даваться за изначальную примерку на себе одежды и выступление в кадре (во время съемки). А также за проведение репетиции с дальнейшими съемками.

Какие требования предъявляются к актерам массовки?

Вне зависимости от того, в массовке планирует играть человек или в определенном эпизоде, к нему может предъявляться ряд требований. В частности, у актера массовки:

  1. Нежелательно присутствие татуировок на теле.
  2. Должен быть определенный рост, а также телосложение и масса тела.
  3. Должна быть определенная длина волос, подходящая для роли.
  4. Желательно присутствие дополнительных навыков. Хорошо, если актер массовки будет уметь танцевать. Пластично двигаться. Жонглировать и так далее.

В Москве очень много возможностей для того, чтобы принимать участие в массовке. Любой желающий может попробовать себя в ней. И заработать легкие деньги.

В регионах же профессия статиста не очень развита. В массовку там практически не нанимают. Поэтому на большие заработки там рассчитывать не приходится.

Где искать работу в массовке?


Существует огромное количество сайтов, на которых дают объявления о наборе массовки. Один из самых крупнейших - портал под названием massovki.net. Здесь публикуют информацию о поиске актеров. А также разнообразных моделей. Сайт рассчитан на поиск актеров для Москвы и Санкт-Петербурга.

На портале могут работать и взрослые, и подростки. Здесь выкладывают огромное количество вакансий. Как в кино, так и в сериалы. А еще, у подростка появляется возможность попробовать себя в массовке телепередачи.

Обратить внимание стоит и на портал под названием vsekastingi.ru. Здесь публикуют временные вакансии для всех представителей творческих профессий. Начиная от актеров, танцоров, а также моделей, заканчивая техническими сотрудниками. Визажистами, костюмерами и так далее.

Остановитесь и на группе ВКонтакте по ссылке vk.com/massovkiru. Здесь тоже публикуют объявления о наборе людей на работу в массовку.

Рекомендации по поиску работы

Когда подросток будет оставлять заявки на участие в массовке, он должен придерживаться следующих рекомендаций:

Как всё устроено: Актёр массовки

На телевидении массовка нужна для записи программ с живой аудиторией — это «разговорные» программы в студии, ток-шоу и, конечно, телеигры. Кто-то парится и действительно приглашает на передачу желающих и интересующихся. Но представьте, для каждой программы нужно специально отобрать людей, скоординировать их, посадить и рассказать, что делать. Куда проще взять тех, кто этим занимается постоянно и знает, как нужно работать.

База лиц


Моя карьера началась с того, что мы очень красиво смотрелись с моей собакой — Цезарем. Он никогда не носил поводок — я просто клала ему руку на холку, и он становился абсолютно послушным. И вот идём мы с ним по городу, а навстречу человек с фотоаппаратом. Сфотографировал, а после спросил, не хотим ли мы участвовать в съёмках фильма. Я согласилась, и нас зарегистрировали в общей базе лиц.

Мне сразу предложили сняться в массовке для одного болгарского фильма. На это ушло два-три дня — я просто стояла в толпе, по сюжету мы изображали людей, выпивающих в баре. Следующего фильма можно было ждать долго, но мне предложили пойти поработать в массовку на телевидении. В итоге за пять лет я участвовала в съёмках 11 фильмов и 9 телевизионных проектов в России, Украине и Болгарии.

Это один из путей, когда вам просто везёт и вас замечают. Но обычно у киностудий есть базы лиц, куда за определённую плату (порядка 2 000 рублей) может попасть любой. За эти деньги вам сделают пару фотографий и внесут в список. И всё: сидите и ждите, пока позвонят и пригласят сниматься. Объявления о наборе нередко можно встретить в газетах — многие киношники всё ещё считают это самым действенным способом подбора статистов. С телевидением всё немного проще. Объявления о поиске массовки часто появляются на сайтах телеканалов. Звонишь, приходишь или прямо по телефону записываешься. Там твоё фото никому не интересно. Главное, чтобы ты был похож на человека, умел хлопать в ладоши и улыбаться.

Работа и оплата

Один рабочий день на телевидении стоит 300-500 рублей. Это может быть один прямой эфир или запись трёх-пяти программ. День работы в кино стоит дороже —700-900 рублей. Эту сумму могут удвоить, если ты задействован в сцене с главными героями и от тебя требуется минимальная актёрская игра. А если повезло и дали эпизодическую роль, то за один съёмочный день в среднем заработаешь 3 000–4 000 рублей.

Мы, конечно, массовка, но отношение к нам со стороны режиссёров и продюсеров часто огорчает. Несколько лет назад я участвовала в съёмках фильма The Code. Сцена: деловой приём, нарядный зал, на всех красивые костюмы. У меня платье с голой спиной. А на съёмочной площадке дикий холод. Вот мы уже стоим в стоп-кадре, готовы записывать, и тут съёмочная группа начинает перетаскивать обогреватели к режиссёру: толстая американка замёрзла. Режиссёра согрели, все готовы снимать — и тут я разворачиваюсь и ухожу греться. Они, конечно, удивились и пытались кричать, но это была не первая сцена, половину уже отсняли, и я находилась на фоне у главных героев уже в нескольких планах. Потому им пришлось ждать. Режиссёр с русской стороны дал мне свою куртку, вернул на площадку, всё досняли. Мы распрощались навсегда, но через неделю меня попросили вернуться, так как часть планов не удалась. Не извинились, но зарплату подняли вдвое.


Трудовой день

Большинство телепрограмм записывают с утра. Вам звонит специалист по подбору статистов и уточняет, сможете ли вы приехать. Если да — оговариваются место работы и условия. Уже на площадке координатор собирает статистов и бегло вводит их в курс дела. Инструктаж минимальный: «Снимаем это. Сидеть здесь. Хлопать тут. Вопросы не задавать». На некоторых студиях (например, в Останкино) в ожидании подработки постоянно дежурит группа людей. Если продюсеру срочно понадобилось записать программу — он выходит в коридор и забирает с собой столько людей, сколько нужно.

Каждая съёмка, независимо от времени суток, начинается с еды. Всем участникам выдают по скромному сэндвичу и наливают кофейный напиток (назвать эту жижу иначе язык не поворачивается). Если это кино, то дальше предстоят неизменные очереди — к гримёру, парикмахеру, костюмеру, за едой, опять. Кто-то уже на этом этапе психует и уходит. Только один грим всех участников обычно занимает три-пять часов. Но большинство терпит. Уйдёшь — будь уверен, больше не позовут.

На телевидении тебя могут попросить прийти в одежде определённых цветов, в кино костюм важен всегда. Если снимают что-то специальное — зовут на примерку и выдают реквизит. Если съёмка простая, говорят, что тебе нужно надеть. Мы снимали для одного фильма сцену на кладбище. По телефону сказали одеться в тёмное. Все пришли в чёрном. Съёмку отложили на день. Объяснили, что так во Франции не бывает. Тёмные цвета — синий, серый, коричневый, может, но чёрный —нет. Люди переоделись, пришли на следующий день — картинка действительно сильно изменилась. Только тогда начали снимать.

Съёмки

Продюсер или режиссёр никогда не выбирают для своего проекта массовку определённой категории. Вроде «мне бабушек» или «мне молодых побольше». Мы — фон. Никто не обращает внимания, что за люди сидят в зале.

В студии массовку произвольно рассаживают по местам. В ток-шоу первые пару рядов оставляют пустыми: потом приходит режиссёр и вместе с координатором выбирает, кто займёт эти места. Обычно это кто-то посимпатичнее, или «старые знакомые», в которых все уверены. Во время записи статисты должны сидеть, смотреть и слушать. Иногда реагировать на происходящее, но это уже верх мастерства. Главное — не болтать и не спать. Первое мешает участникам, а второе заметно на картинке. На некоторых телеиграх можно подсказывать участникам, а на передачах — задавать эксперту вопрос из зала. Это упрощает задачу «не заснуть». В один день могут записывать от трёх до шести выпусков программы, поэтому в перерывах людей пересаживают. Но тут нет никакой системы — чаще просто дают команду пересесть и люди начинают бродить.

Контингент

Для прямых эфиров обычно нужно не более 50 человек. На запись игры могут позвать и 200. Публика там подбирается очень разная. Есть студенты, которые не щёлкают клювом — им нужны деньги и у них есть время. Садятся на задние ряды, втыкают наушники, открывают на коленях ноутбук и работают, учатся. Есть скучающие пенсионеры — они приходят скорее для разнообразия, чтобы занять свой день. Есть и те, кто идёт ради развлечения, чтобы не сидеть дома в выходные и как-то разнообразить досуг. Можно посмотреть на ведущих и деньги дополнительные получить. Но большая часть массовки люди несчастные. Они приходят туда именно ради этих 300 рублей и сэндвича, только этим и живут. Их легко отличить от всех прочих по испугу в глазах, они боятся не туда посмотреть, что-то не то сказать или сделать. И постоянно боятся, что их выгонят или уволят.

Среди них, кстати, есть ещё одна очень маленькая группа. Она же самая конфликтная. Зачастую это неудавшиеся актёры и бывшие сотрудники телеканалов. Они сразу проявляют лидерские качества и пытаются вести всех за собой, а потом начинают строить остальных. Телевизионщикам это по-своему выгодно – помощники для контроля толпы. Своя чёткая иерархия есть на записи почти каждой программы. Это как пастух, собаки и овцы.

Для работы в кино обычно отбор более осознанный. Тебя выбирают по фото, потом могут пригласить и посмотреть лично. Если не подойдёшь — дают 100 рублей на проезд и отправляют домой. Всё строго.

Киномассовку на инструктаже отдельно предупреждают: к главным героям с фотоаппаратами и за автографами не соваться. Однажды я работала на съёмках, где был задействован Морган Фриман. Так вот, когда он пришёл, был очень удивлён, что никто как будто его не узнаёт и автографы не просит. Смеётся, спрашивает, почему так. А его никто не понимает: с английским мало кто дружит. Потом, конечно, я с ним и сфотографировалась, и поболтала, и рассказала, почему его так холодно приняли. Посмеялись.


Массовка в кино — это чаще всего люди, которые когда-то были связаны с кинопроизводством. Особенно в Болгарии, где в какой-то момент рухнула огромная киноиндустрия. Те, кто работал когда-то на производстве (операторами или в технической службе), знают, как себя вести и что делать, потому их выгоднее приглашать.

Хотя и тут бывают исключения. Один раз, на съёмках в Софии, нужно было много статистов для сцены с толпой миллионеров. Киношники собрали всех бездомных одного района. Вычесали, вымыли, приодели. И получились вполне респектабельные люди. Зачем? Дёшево. И у них требования гораздо меньше, и их легко найти: в Болгарии тепло, и почти весь год на улицах много бродяг. Кстати, потом я видела некоторых из них — они нашли работу, и жизнь их изменилась.

Конфликты

Реальные конфликты случаются редко. Как правило, это или драки в зале, или недопонимания со съёмочной группой. Дерутся обычно женщины и по пустякам. Мужики там спокойные, а тётки могут сцепиться. Причины всегда восхищают — на ногу наступила, громко хлопала, слишком большой цветок на грудь повесила. Откуда, вы думаете, в ток-шоу вроде «Окон» берут дерущихся персонажей? Отлавливают в зале самых конфликтных и «выводят на большую сцену».

Проблемы со съёмочной группой обычно возникают из-за микрофонов. Герои ток-шоу регулярно роняют петлички в туалеты, а те, кто сидит в зале, роняют микрофон на пол. Техники иногда не выдерживают и через всю студию могут заорать: «Руками держи, дура!» Ну а «дуры» в ответ могут и не промолчать. Как правило, любые конфликты на ТВ приводят к окончанию рабочего дня для сотрудника. Тебя просто просят удалиться. И не важно, кто прав: людям надо работать. Если у тебя некрасивое лицо или ты плохо одет — просто пересадят назад. Если много вертишься — закроют тёткой потолще. Но если открываешь рот — можешь сразу собирать вещи.

На съёмке передачи «Кто хочет стать миллионером» рядом со мной сидела пожилая дама. Тихо зашла, села в зал и всё было хорошо, пока не началась игра. Какой бы ответ ни давал участник, она начинала причитать: «Нет. Ну нет же! Ну неправильно! Вот дурак, ну неправильно!» Поначалу тихо, а потом всё громче и громче. Удалиться её попросили только к концу игры первого участника, когда она уже рыдала практически на весь зал.

Поработав пять лет в кино и на телевидении, я поняла, что главное для актёра массовки — не быть роботом. Нужно вести себя естественно. Если снимают похороны и рядом надрывается рыдающая героиня, стоять и пялиться перед собой — не выигрышный вариант. Нужно реагировать на то, что происходит вокруг. И не надо смотреть в камеру. Даже на телевидении. Это очевидно, казалось бы, но мало кому это удаётся сделать. Приходит с опытом, как и понимание, что с собой всегда стоит брать тапочки: ноги устают невыносимо.

Анна Боклер поговорила с людьми, которые подрабатывают актерами в массовке или зрителями в телешоу — о том, чем они занимаются в обычной жизни, атмосфере на площадке и заработках.

Анастасия, редактор

Если ты не кайфуешь от просмотра ток-шоу, то работа получается достаточно муторной. За съемочный день делали три часовые передачи, на съемку каждой уходило три — пять часов. Реклама спонсорских товаров, по сути не имеющих отношения к конкретному выпуску (элитная мультиварка или крем от трещин на коже), должна была записываться строго по тексту и без лишнего шума, поэтому иногда на нее уходило больше 20 дублей. Конечно, все уставали, и к середине съемок ведущие уже больше напоминали своих «двойников» из стендап-шоу — с головной болью и неконтролируемой агрессией в сторону зрительного зала.

График и оплата плохо соизмеримы. Платили от тысячи до двух за 12-часовую смену без питания, отпускали иногда после закрытия метро. То есть ты добираешься домой на такси за свой счет и остатка хватает зайти в «Макдоналдс». Помню, в какой-то день люди массово стали просить остановить съемку, так как не успевали уже и на электричку, несколько человек просто выбежали из зала и, по-моему, им даже не заплатили. Ходили слухи и про обратное: кто-то до начала съемок мог выкупать у актеров массовки номерки по цене трети съемочного дня, отпускать их домой, а после съемок обналичивать сразу четыре-пять номерков у разных контролеров. Конечно, такое запрещалось, но толком и не отслеживалось.

Из неочевидных для зрителя вещей — я могу заметить съемку трех-четырех выпусков за один день. Понятно, что мы, герои массовки, никак не переодевались в течение дня, но должны были все пересаживаться на разные ряды. Мне кажется, при просмотре это всё равно немного палевно. Кстати, я никаких передач с собой так и не посмотрела — просто не было это интересно.

Меня шокировало, что многие люди с интересом смотрели всю передачу и хлопали без напоминаний. Во время перерыва ко мне подошла в буфете одна бабушка, заметила, что я новенькая, спросила, что я знаю про передачу. Она, в общем, достаточно тщетно пыталась меня экзаменовать — я видела это шоу первый раз. Сказала, что сама не пропускает выпусков уже много лет, что, живя в России, надо знать этот пласт культуры. Если бы не окончание перерыва, мне кажется, мы бы поругались.

В общем, я старалась думать о чем-то своем во время съемок и от всего происходящего отключаться. И всё же часами делать вид, что внимательно смотришь, как соорудить ванночку для ног, было утомительно. Правда, была опция чуть развеяться и подработать внутри самого шоу. Во время перерыва набирали добровольцев, кто должен был заучить небольшую историю о «своей проблеме» и рассказать ее тут же, в студии. За такой крупный план доплачивали от 200 до 500 рублей, и ты, соглашаясь, никогда не мог знать заранее, насколько пикантная история тебе достанется. Я отсиживалась в зале и не рисковала. Ну а в целом воспринимала массовку как работу-работу, получить свои пару тысяч и покутить на выходных. Какого-то беспокойства, что увидят друзья, бывшие одноклассники, у меня не было: ну да, я снялась в этом странном шоу, выполнила свои обязанности по договору, но это же не означает, что такие передачи мне интересно смотреть. Так что не думаю, что кто-то из близкого окружения меня бы мог осудить.

Естественно, перед каждыми съемками мы подписывали договор о неразглашении, там был отмечен запрет обсуждать всё происходящее в процессе съемочного дня с третьими лицами на протяжении энного количества лет, но, так как все ставили подпись в гардеробе, вешая свободной рукой пальто, не думаю, что это очень серьезно.

Где-то через месяц нашла подработку на танцевальном шоу, там платили даже чуть меньше, но всё окупалось подвозкой от метро и горизонтальной атмосферой. Ведущие подбадривали всех, а не только приглашенных звезд, говорили: «Классно, что мы все здесь, сейчас сделаем крутое шоу!» Ощущение, что ты не исполняешь роль фона, а тоже помогаешь делать классный проект, было очень ценным. Ну и минимальный кофе-брейк — это тоже про уважение. В принципе, когда тебе 17, вполне можно веселиться, пока танцуешь восемь часов в партере и смотришь модное шоу.

На такие программы часто приходят рекрутеры, фотографируют и приглашают на другие проекты, если подходишь по типажу. Так я попала на съемки презентации самолета. В отличие от шоу, там уже требовались люди определенной внешности и выбор одежды был ограничен двумя светлыми оттенками. На месте ходила гример с одним на всех блеском для губ и добавляла яркости лицам. Но эти съемки запомнились как наиболее комфортные: лучше платили, был свой кофе-пойнт, компания собралась одного возраста и мы классно тусили в перерывах. Мы все играли пассажиров новой модели самолета, некоторым доставались полуактерские задания: изобразить диалог, конфликт, влюбленно смотреть друг на друга. Вообще там было действительно интересно. Я долго прогуливала гонорар, а потом устроилась работать в издательство. На этом с массовками всё закончилось.

Из этого опыта я забрала с собой умение ценить другие условия труда — при которых ты можешь себя обеспечивать, не работая до двух ночи без еды и отдыха. Еще со мной навсегда осталась мантра, что в самом крайнем случае, если что-то случится, я приду на ток-шоу, получу свои две тысячи и куплю еды. Всё-таки в большинстве передач совсем нет критериев отбора для актеров массовки.

Михаил Стригин, артист цирка

Для меня кино и цирк — две стороны одной купюры, которой расплачиваюсь за все удовольствия жизни, и я ни на что ее не разменяю. Последние лет восемь берусь за самые разные съемки: массовки, рекламу, роли второго плана. Во-первых, это дает мне возможность посмотреть, как люди выступают вне цирка; во-вторых, набравшись опыта, я надеюсь со временем получить профессию в киноиндустрии — в цирке чаще всё-таки не работают до старости.

Читайте также: