Работа преподавателем в вузе плюсы и минусы

Опубликовано: 17.09.2024

Преподаватель университета проводит занятия для студентов и занимается научно-исследовательской деятельностью. Для того, чтобы начать работать в этой должности, необходимо окончить магистратуру.

Преподаватель университета проводит лекции, семинарские и лабораторные занятия, принимает экзамены и зачеты, занимается научно-исследовательской деятельностью в рамках специализации вуза. Хотя эта работа относится к разряду педагогической, она отличается от работы учителя в школе. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой преподаватель университета?

Преподавателем университета может стать недавний студент, окончивший магистратуру. От такого специалиста требуется глубокое знание и понимание своего предмета, равно как и умение завлечь аудиторию, удержать ее внимание, пробудить интерес к своему предмету.


Особенности профессии

Эта профессия отличается тем, что у нее нет конкретной специализации. Занять вакансию преподавателя университета можно по любому профильному предмету в зависимости от того факультета, на котором учился студент. Можно преподавать философию, начертательную графику, схемотехнику, психологию – это один из вариантов развития карьеры абсолютно в любой отрасли. Обязанности преподавателя университета обычно следующие:

  1. Подготовка учебного материала для лекций, семинаров и лабораторных занятий.
  2. Использование современных технологий при проведении занятий различного формата.
  3. Мотивация студентов к учебе, развитие у них навыков и умений для успешного освоения дисциплины.
  4. Прием практических, контрольных, курсовых работ, зачетов и экзаменов.
  5. Заполнение документации, формирование учебных планов.
  6. Курирование студентов во время прохождения ими производственной практики.
  7. Ведение научно-исследовательской деятельности.

Не во всех вузах есть достаточная материальная база для проведения масштабных исследований, поэтому последняя обязанность может быть представлена в них в разной степени.

Плюсы и минусы профессии преподаватель университета

Плюсы

  1. Высокий социальный статус.
  2. Возможность заниматься научной деятельностью.
  3. Возможность путешествовать, принимать участие в зарубежных и международных мероприятиях.
  4. Возможность получать научные гранты.

Минусы

  1. Не всегда нормированный рабочий день.
  2. Психологические нагрузки (пусть и не настолько большие, как у учителя, работающего с детьми).
  3. Не всегда высокий уровень доходов.


Важные личные качества

Преподавателю университета нужно прекрасно разбираться в своем предмете и обладать соответствующими способностями (например, аналитическим мышлением для точных наук, развитым воображением – для предметов из сферы искусств, и так далее). Также он должен знать психологию обучения, уметь понятно и систематизировано излагать информацию, обладать определенной харизмой, чтобы студенты с удовольствием ходили на его занятия, и хорошей дикцией. Не помешает умение концентрироваться и выполнять монотонный труд, поскольку эта профессия неизбежно связана с заполнением большого количества документов. Для ведения научно-исследовательской деятельности важна также пытливость ума и способность находить нестандартные решения.

Обучение на преподавателя университета

Как уже было отмечено, в эту профессию приходят после прохождения магистратуры (или сразу, или спустя некоторое время). Как таковой специальности по обучению на преподавателя университета в вузах нет, это вариант профессионального развития для тех, кто хочет заниматься наукой и преподавательской деятельностью больше, чем работать непосредственно по специальности. Хотя достаточно часто преподаватели совмещают чтение лекций, проведение практических занятий с работой по своему профилю, либо начинают преподавательскую карьеру после успеха на основном поприще.

Место работы

Преподаватель университета работает в вузе. В зависимости от предмета, он также может подрабатывать репетиторством, проводя индивидуальные занятия (в том числе, по подготовке к поступлению).

Зарплата преподавателя университета

Уровень доходов преподавателя в вузе во многом зависит от престижности учебного заведения, стоимости обучения в нем, широты проводимой в нем научно-исследовательской деятельности. А также от уровня профессионализма и статуса преподавателя, величины ставки, в рамках которой он работает.

Зарплата на 19.05.2021


Карьерный рост

Преподаватель – это первый статус в карьерной лестнице специалистов, решивших посвятить себя науке. Далее следует должность ассистента, у которого есть диплом специалиста или магистра (и годовой стаж работы преподавателем). Затем сотрудник становится старшим преподавателем (этой должности соответствует трехлетний стаж или степень кандидата наук). По окончании аспирантуры и при наличии статуса кандидата наук специалист становится доцентом, а при получении степени доктора наук и пятилетнем опыте работы в вузе – профессором. Переход между ступенями карьерной лестницы, как правило, занимает достаточно много времени и сопровождается написанием публикаций, научных трудов. Чем выше статус – тем больше обязанностей может выполнять специалист, и тем более высокую зарплату он может получать.

Преподаватель вуза – это всегда его вчерашний студент, но, несмотря на молодость и отсутствие опыта, даже ассистент должен быть на голову выше тех, кто собрался в аудитории для занятий.

Чтобы преподавание в вузе стало профессией, мало знать свой предмет на отлично. Нужно уметь передать свои знания и заинтересовать студентов даже такими малопривлекательными для большинства дисциплинами, как сопромат или начертательная геометрия.

Преподавание в вузе – это высшая ступень педагогического мастерства и ответственная работа. Для занятия должности на кафедре в университете необходима хорошая профессиональная подготовка. Обладатель диплома бакалавра не сможет учить студентов высшего учебного заведения – право стать преподавателем в вузе имеют специалисты, окончившие как минимум магистратуру.

История

Педагогической деятельностью люди занимались с давних времен. Учителя были в Древней Греции и Риме, Египте и Вавилоне. Первые университеты были созданы в IX–XI столетиях в Фесе, Салерно, Болонье, Париже. Однако в современном виде высшие учебные заведения начали появляться с XII–XIII века (Оксфорд, Кембридж, Неаполь, Саламанка).

В этих учреждениях под руководством опытных ученых и практиков студенты обучались различным прикладным наукам, самыми популярными среди них были богословие, философия, медицина, юриспруденция. Профессорами и преподавателями вузов становились самые талантливые мыслители своего времени, которые занимались исследовательской деятельностью, развивая науку.

Какие должности существуют в высших учебных заведениях

В отличие от школьного учителя, которому для начала работы достаточно окончить институт или университет, преподавателю вуза, чтобы занять свое место в иерархии, придется изрядно попотеть. Для продвижения на каждую из должностей необходимо соответствовать ряду условий.

  • Ассистент. Это профессиональный сотрудник кафедры, имеющий диплом магистра или специалиста и не меньше года занимающийся преподавательской деятельностью. После окончания аспирантуры наличия опыта не требуют. Такой работник консультирует студентов, проводит с ними лабораторные, практические и семинарские занятия, оказывает помощь профессорам и доцентам при приеме зачетов и экзаменов. Нередко в ассистенты приглашают хорошо зарекомендовавших себя выпускников университета.
  • Старший преподаватель. Это более высокий уровень, для соответствия которому претенденту нужно иметь не менее 3 лет стажа работы в вузе или ученую степень кандидата наук. Он проводит практические занятия, имеет право разрабатывать учебные пособия и методические материалы, а также читать лекции.
  • Доцент. Чтобы претендовать на эту должность, необходимо окончить аспирантуру, быть кандидатом наук, участвовать в различных научных мероприятиях (симпозиумах, конференциях), иметь свои труды, писать статьи, руководить аспирантами.
  • Профессор. Получив ученую степень доктора наук, имея 5 лет работы в системе высшего образования, опубликовав ряд монографий и научных статей в российских и зарубежных рецензируемых журналах, можно претендовать на должность профессора университета. Это высшая ступень иерархии, которая достигается только долгими годами упорной работы.

Только талантливые, трудолюбивые и целеустремленные люди способны пройти весь этот путь. При этом не нужно забывать и о ежедневной рутинной работе в университетских аудиториях и библиотеках.

Как устроиться на работу в вуз

Вкратце алгоритм, по которому становятся преподавателем в университете, может выглядеть так:

  • Выбор вуза по душе, окончание бакалавриата, затем магистратуры. При этом желательно учиться хорошо, демонстрировать способности в избранной специальности, вести активную исследовательскую деятельность.
  • Поступление в аспирантуру. Неплохой вариант – работать ассистентом на кафедре того же вуза. После того как соискатель защитил диссертацию и стал кандидатом наук, при наличии вакансии он может быть назначен старшим преподавателем. В противном случае нужно или ждать своего шанса или подыскивать для себя другое место трудоустройства.
  • Защита кандидатской диссертации, за которой следует присуждение степени доцента университетским ученым советом. Большинство преподавателей останавливается на этом рубеже. Самые упорные поступают в докторантуру, где в течение нескольких лет пишут, а затем защищают диссертацию. И все это для того, чтобы получить звание доктора наук, открывающее путь к профессорской должности.

Найти место в вузе бывает непросто, очень многое зависит от его расположения и уровня престижа. Нередко в региональных университетах готовы взять на работу сотрудника, только вчера защитившего диплом. В столичных же высших учебных заведениях открытия вакантной должности приходится ждать годами.

Обязанности на работе

Каждый педагог в университете или институте обучает студентов одной или нескольким академическим дисциплинам. В обязанности преподавателя входит:

  • подготовка учебного материала по предмету на год, семестр и каждое занятие;
  • проведение занятий со слушателями в разных форматах (лекции, лабораторные работы, семинары) с использованием самых эффективных и современных методов обучения;
  • мотивация студентов к познавательной деятельности и формирование у них необходимых навыков, умений и знаний по изучаемой дисциплине;
  • контроль успеваемости учеников;
  • подготовка методических материалов, участие в модернизации образовательных программ;
  • прием контрольных и практических работ, экзаменов и зачетов.

Кроме основной деятельности преподаватель руководит дополнительными секциями, факультативами, консультирует слушателей в индивидуальном порядке. Обязательным условием является научная работа и приобщение к ней студентов. Но у большинства российских вузов отсутствует необходимая база для глубокой научно-исследовательской работы, нет помещений, оборудования, сырья и т. д. Зачастую сотрудник приобретает требуемые элементы за свои деньги.

Учебная нагрузка педагога университета ограничена 900 часами в год, она регулируется администрацией вуза в каждом конкретном случае и может быть уменьшена за счет увеличения времени на научную деятельность. По трудовому законодательству рабочая неделя составляет не больше 36 часов.

Для кого подходит

Преподавать в университете может человек, который в совершенстве владеет своим предметом, увлечен им и постоянно профессионально развивается. Он обязан быть на голову выше по знаниям, чем все студенты, присутствующие в аудитории. Это вопрос авторитета как самого работника, так и учебного заведения. Если преподаватель найдет контакт с учащимися, то результаты его деятельности очень скоро станут заметны, в противном случае слушатели будут просто ждать окончания лекции.

Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, знакомиться с новинками в своей области знаний, ответственно подходить к подготовке к каждому занятию.

Среди необходимых личных качеств можно выделить:

  • ответственность и трудолюбие;
  • увлеченность своим делом;
  • коммуникабельность, умение найти контакт с аудиторией и изложить материал в интересной и доступной форме;
  • тягу к научной и творческой деятельности;
  • активную жизненную позицию;
  • усидчивость и сосредоточенность;
  • уважительное отношение к своим студентам и коллегам;
  • четкую и ясную речь;
  • терпение и хладнокровие.

Хороший преподаватель всегда ищет разные возможности повысить уровень знаний своих студентов. Приветствуется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки начинаний можно привлекать российские или иностранные гранты.

Сколько получают

Заработная плата педагогов в российских университетах – это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15–17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23–30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30–45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.

Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.

Как построить карьеру

Перспективы продвижения по карьерной лестнице у преподавателя вуза есть, но они тесно связаны с его профессиональным ростом. Так, доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор – деканом факультета, проректором или даже ректором университета. На этих должностях можно получать доход от 100 до 300 тысяч рублей. Но чтобы реально претендовать на них, одного таланта и способностей мало, нужны еще связи.

Перспективы профессии

Преподавателем в вузе быть престижно, а интеллектуальная среда стимулирует к постоянному саморазвитию. Однако материальная сторона вопроса отпугивает от работы в системе высшего образования многих талантливых людей.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия преподаватель вуза подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

преподаватель вуза читает лекцию

Преподаватель в вузе – это специалист, который проводит семинарские и лабораторные занятия в группах, оказывает помощь лектору в приеме зачетов и экзаменов у учащихся высших учебных заведений. Чтобы работать на этой должности кандидат должен иметь высшее профессиональное образование и преподавательский стаж.

О профессии «преподаватель в вузе»

Профессия «преподаватель в вузе» считается престижной и уважаемой. Данная специальность предоставляет возможности карьерного роста до старшего преподавателя или профессора при наличии ученой степени и стажа работы в качестве преподавателя.

Чтобы работать в этой должности кандидат должен соответствовать квалификационным требованиям, обладать специальными навыками и умениями, глубокими знаниями своего предмета и пр. Профессиональные обязанности педагога обширны: преподаватель ведет семинары, участвует в различных (в том числе международного масштаба) мероприятиях, публикуется в научных изданиях и пр.

Профессиональные обязанности преподавателя

Профессиональная нагрузка преподавателей вузов зависит от их специализации и определяется самостоятельно администрацией вуза. Однако недельная рабочая нагрузка не должна быть выше 36 часов. Если педагог занимается научной работой, профессиональная нагрузка может быть сокращена.

В обязанности педагога вуза входят:

проведение лабораторных и семинарских занятий;

помощь лектору при приеме зачетов, экзаменов, тестировании и пр. (подготовка вопросов, тестов);

написание исследовательских трудов;

участие в написании методичек, учебных пособий и пр.;

участие в мероприятиях, конференциях и т.д.

Основная деятельность преподавателя вуза направлена на обучение студентов профильному предмету. При этом главная задача современного педагога состоит в том, чтобы вызвать у учащихся желание к самообразованию и освоению новых знаний.

Требования к работнику высшего учебного заведения

В зависимости от специализации педагога и его должностных функций и полномочий определяются требования к кандидату на должность. Преподаватель в вузе должен иметь:

высшее профессиональное образование;

опыт работы в должности педагога;

знание государственных образовательных стандартов;

глубокие знания предмета по своей специальности, желание совершенствоваться и расти профессионально;

стремление знать последние новости в сфере образования;

знание основ педагогики, психологии;

знание методик обучения студентов и пр.

Преподаватель в вузе должен стремиться к самообразованию, узнавать о современных методиках и исследованиях (по своей специализации), поддерживать контакт со студентами (отвечать на их вопросы, направлять, поощрять и т.д.).

Как стать преподавателем вуза

Чтобы получить должность в высшем учебном заведении, необходимо как минимум обладать высшим профессиональным образованием по специальности (бакалавр и магистратура). Очень часто в преподавание на должность ассистентов кафедры приглашают бывших студентов. Однако для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице понадобится также поступление в аспирантуру и активное занятие научной деятельностью. Следующие ступени можно будет занять только при наличии кандидатской степени.

Карьера в преподавании строится по определенной схеме: сначала должность ассистента, затем преподавателя. После защиты диссертации можно получить звание доцента. Следующая ступень – лектор (или старший преподаватель). Наконец, высшей ступенью становится звание профессора.

Во всех случаях обязательными являются два фактора:

стаж преподавательской работы;

наличие ученой степени.

Так, для доцента обязательны – кандидатское звание, наличие научных публикаций, преподавательский стаж от трех лет.

Для старшего преподавателя также нужен стаж более трех лет и ученая степень.

Профессор в обязательном порядке – доктор наук с педагогическим стажем в вузе более 5 лет.

Будучи доцентом также можно претендовать на место заведующего кафедрой, профессор может стать либо деканом факультета, либо занять место ректора.

Таким образом работать преподавателем в вузе и сделать карьеру могут как мужчины, так и женщины. Важны только высшее образование, педагогический стаж работы, обладать определенными личностными качествами и т.д.

Личностные качества преподавателя

Для преподавателя вуза важны несколько качеств, необходимых для работы.

К таковым относятся:

    самообладание, стрессоустойчивость;

умение находить общий язык с разными типами собеседников;

организаторские и лидерские способности;

грамотная письменная и устная речь;

развитые внимание, память, аналитическое мышление и пр.

Востребованность специальности

Несмотря на большее количество ежегодно выпускающихся студентов-педагогов, данная специальность является распространенной и востребованной. Больше шансов получить хорошую должность есть у тех студентов, кто окончил магистратуру и аспирантуру, принимал участие в конференциях, показал себя за время учебы как целеустремленного и ответственного учащегося.

Средняя заработная плата преподавателя вуза

Средняя зарплата преподавателя вуза по России составляет 25 тыс. руб. В Москве и Санкт-Петербурге она достигает 30-40 тыс. руб. Стоит иметь в виду, что уровень заработной платы зависит от места работы, должностных обязанностей педагога и пр.

Преподаватели вузов ценят в своей профессии, в первую очередь, ее творческий характер и возможности самореализации. Для них важно, чтобы работа отвечала их интересам и образованию. Они ожидают и профессионального роста. Значимость этих критериев выросла за последние годы, отмечается в публикации ВШЭ «Трудовые стратегии преподавателей вузов», которая представляет собой выпуск № 12 за 2015 год Мониторинга экономики образования.

Социальные бонусы преподавания – гибкий график работы, независимость и длинный отпуск – наоборот, потеряли несколько «очков». Тем не менее, эти критерии остаются значимыми для педагогов. Определенной «магией» обладает и само место работы: теплый климат в коллективе, высокая репутация учебного заведения, его научные возможности, отношения с руководством.

При этом «рекрутировать» преподавателя в другую профессию, например, клерка в крупной компании, – с более жестким графиком, однообразием труда и отсутствием самостоятельности – может только высокая зарплата, примерно 100 тысяч рублей в месяц. Таким образом, вузовские педагоги согласны променять все плюсы своей профессии только на действительно большие, по нынешним временам, деньги. Решающими же остаются нематериальные мотивы преподавательской профессии.

Самореализация в приоритете

Основные мотивы выбора профессии преподавателя вуза не изменились по сравнению с 2010 годом, показал всероссийский опрос педагогов высшей школы (рис. 1). Так, почти для 70% респондентов необходимо, чтобы работа была творческой, интересной, для 44% – чтобы она соответствовала их склонностям и образованию. Почти треть – 32% – высоко ценят перспективы профессионального роста, а 30% «голосуют» за общение с молодежью. Актуальность этих критериев, общий знаменатель которых – самореализация, подросла за последние четыре-пять лет.

Другая группа факторов – «социальные бонусы» (они связаны с режимом работы, продолжительностью отпуска, возможностями самостоятельной работы) – немного потеряли в значимости. В 2014 году их отметили как приоритетные от пятой части до четверти опрошенных.

Рисунок 1. Факторы привлекательности труда преподавателя вуза (в процентах от численности ответивших).


Источник: Мониторинг экономики образования, выпуск 12 за 2015 год.

Менее существенными информанты считают высокий престиж профессии (притом его значимость подросла с 7 до 10%), возможность подработки, стабильность работы и достойный уровень зарплаты.

Таким образом, моральные стимулы преподавания преобладают над материальными, подчеркивается в публикации.

Сила бренда в действии

Важным аспектом мотивации труда педагога оказывается и конкретное рабочее место. Для респондентов значимы климат в коллективе, график работы, хорошие взаимоотношения с руководством и репутация вуза.

Причем абсолютным лидером оказалась теплая атмосфера в коллективе: за нее «проголосовали» 68% опрошенных (рис.2). Этот критерий подрос почти на 4 процентных пункта по сравнению с 2010 годом. На 10% увеличилась значимость высокой репутации университета – до 42% в 2014 году. Укрепили позиции и условия труда на рабочем месте и высокий научный потенциал коллектива (по 26% в 2014 году).

Рисунок 2. Факторы привлекательности работы в избранном вузе (в процентах от численности ответивших).


Более четверти опрошенных полагают, что для их вуза характерны хорошие отношения сотрудников с руководством. Каждый пятый особо выделил учебные программы и хороший контингент студентов.

В зависимости от типа мотивации педагогов вузов можно разделить на четыре группы. Первая группа – 30% опрошенных – ориентированы на карьеру. Почти для всех из них приоритетны престиж учебного заведения и творческий характер работы. Около половины акцентируют возможности профессионального роста и немалые научные резервы коллектива.

Вторая группа – 26% – сфокусирована на досуге. Более 80% считают важным нежесткий график работы в целом и удобный график в данном вузе, около половины ценят резервы свободного времени.

Третья группа – 27% – стремится достичь комфорта. Для двух третей ее состава принципиально важно соответствие работы их склонностям, треть подчеркивает хорошие отношения с руководством, четверть – благоприятные условия труда.

Четвертая группа – 17% – любит общаться с молодежью.

Вторичная занятость преподавателей уменьшилась

В 2014 году официально подрабатывали внутри учебного заведения почти половина преподавателей вузов. Чаще всего это занятость на программах дополнительного образования (22%), хозрасчетных научно-исследовательских работах (14%) и подготовительных курсах (8%).

Больше половины всех педагогов имели дополнительную работу помимо преподавания в вузе. При этом их доля сократилась с 67% в 2006 году до 56% в 2014 году.

В целом вторичная занятость профессуры уменьшилась с 2010 года во всех сферах, наиболее существенно – в 2013-2014 годах по ряду направлений (рис.3).

В первую очередь это коснулось преподавания. Доля преподающих в других государственных вузах сократилась с 2010 года с 23% до 15%, в негосударственных – с 14% до 6%, на других программах – с 14% до 9%, на подготовительных курсах – с 7% до 3% и пр. Упала и доля тех, кто занимался редактированием, реферированием и написанием книг (с 16% до 10%).

Рисунок 3. Структура вторичной занятости штатных преподавателей вузов (в процентах от численности ответивших).


По «портфелю» подработок респондентов можно разделить на четыре группы. Первая (23% опрошенных) и вторая (31%) группы ориентированы на преподавание в качестве подработки. Но при этом в первой группе 31% трудятся в других госвузах, 46% - в других негосударственных, 66% - на каких-либо еще образовательных программах. То есть преподавание этой группы респондентов можно назвать «диверсифицированным».

Во второй же группе, напротив, наблюдается «централизация»: большая ее часть преподает в государственных вузах, меньшая – занимается репетиторством. При этом в обеих группах мало распространено занятие научными исследованиями в качестве второй работы.

Третья (18% опрошенных) и четвертая (28%) группы ориентированы как раз на научную работу. Но третья, в отличие от четвертой группы, писала на платной основе книги и статьи. В третьей группе также довольно активно практикуется преподавание.

Доля желающих сменить работу снизилась

Намерение сменить работу свидетельствует о недовольстве ею. С 34% в 2006 году до 19,8% в 2014 году снизилась доля преподавателей, которые хотели бы поменять место работы или перестать работать вообще. Среди штатных преподавателей доля таких респондентов в принципе меньше. За 2010 – 2014 годы она сократилась с 22% до 18%. Это показывает, что привлекательность работы преподавателя вуза выросла.

Среди желающих сменить место работы увеличилась определенность: в 2010 году не знали, куда перейти, 19%, а в 2014 году – 15%. «Среди остальных наиболее велика доля тех, кто хотел бы уйти на преподавание в другом государственном вузе, – отмечается в статье. – Она выросла с 16% в 2010 году до 21% в 2014 году, что также подтверждает рост привлекательности профессии».

Педагоги готовы стать клерками только за большие деньги

Требования к зарплате, которая заставила бы преподавателя перейти на нетворческое рабочее место - например, место клерка в крупной компании (когда труд регламентирован по времени, степени автономии и разнообразию и предполагает иерархические отношения), растут (рис.4). Чтобы «перевербовать» педагога вуза в офисную сферу, в 2006 году необходимо было предложить 46 тысяч рублей, а в 2014 году – 102 тысяч рублей.

Это означает, что зарплата преподавателей растет, и для того, чтобы при поиске места сработал в первую очередь материальный стимул, нужна все большая сумма. Впрочем, если сделать расчеты в реальных ценах, с учетом индекса потребительских цен, то эта сумма почти не изменилась за 2010 – 2014 годы.

Ясно, что представления о стоимости рутинной работы в Москве и регионах намного различаются. «Цена» перехода к однообразному офисному труду для жителей столицы – примерно 160 тысяч рублей, для регионов – около 84 тысяч рублей.

Рисунок 4. Уровень зарплаты, при которой педагоги вузов согласились бы перейти на нетворческую работу (среднее, тыс. руб., номинальные значения).


«Запросы преподавателей зависят от их нынешних заработков, – подчеркивается в статье. – Чем они выше, тем большую сумму нужно предложить, чтобы «сманить» сотрудника на нетворческую работу».

Преподаватель ВУЗа - очень престижная профессия. Она предоставляет возможности для карьерного роста. А также является интересной. Поскольку преподаватель получает деньги за то, что занимается любимым делом. Учит своему предмету студентов.

Мы расскажем о профессии преподавателя в университете. Рассмотрим все ее особенности. А также поведаем, как освоить профессию.

Что нужно преподавателю?


Потенциальный преподаватель должен идеально разбираться в дисциплине, которую он преподает. Также, учитель должен обладать достаточными коммуникативными знаниями. Для того, чтобы увлечь студентов определенной дисциплиной. Даже если она является очень узконаправленной.

Работать преподавателем в университете нужно ответственным людям. Сюда попадают только лучшие педагоги. Чтобы трудоустроиться в ВУЗ, необходимо обладать достаточными навыками для преподавания. А также дипломом об окончании университета. Как минимум, магистерским.

Должности преподавателей университетов

Чтобы дойти до вершины карьерной лестницы в университете, подростку недостаточно будет только лишь закончить магистратуру. После поступления на работу, ему придется усердно трудиться. Постепенно взбираясь по карьерной лестнице. По одной ступеньке.

В университете есть несколько должностей. Все они идут по следующей иерархии:

  1. Ассистент. Это самый младший сотрудник преподавательского состава университета. Он является профессиональным педагогом, который окончил либо магистратуру, либо специалитет. Ассистент должен иметь стаж работы преподавателем от 12 месяцев. Если подросток отправится сначала на аспирантуру, то сможет сразу устроиться на работу в университет. Без набора одного года опыта. Ассистент имеет минимальные преподавательские обязанности. Он проводит консультации для различных групп студентов. Организовывает лабораторные и практические работы. Проводит семинары, а также помогает более старшим преподавателям принимать различные виды зачетов и экзаменов. Очень часто преподавать на кафедре берут бывших студентов, которые закончили университет на хорошие оценки. И проявили себя ответственными людьми во время обучения.
  2. Старший преподаватель. Чтобы занять эту должность, ассистенту нужно потрудиться. Необходимо иметь опыт работы в университете минимум три года. Либо, преподаватель может получить кандидата наук. В этом случае он тоже может претендовать на получение должности. Старший преподаватель может организовывать различные практики, лабораторные работы. Он может создавать свои собственные книги и материалы. Также, старший преподаватель может проводить лекции. Принимать зачеты и экзамены.
  3. Доцент. Чтобы стать преподавателем этого уровня, необходимо соблюсти несколько требований. Кандидат на должность должен иметь диплом об окончании аспирантуры. Иметь степень кандидата наук. Регулярно принимать участие в мероприятиях научного типа (например, в различных конференциях, а также симпозиумах). А еще, специалист этого спектра должен в обязательном порядке писать различные научные работы, книги. Также, в обязанности доцента входит руководство аспирантами.
  4. Профессор. Чтобы получить эту должность, специалисту нужно возыметь степень доктора определенных наук. Отработать минимум пять лет в университете. Выложить в соответсвующие журналы несколько различных видов монографий, а также научных статей. Причем, не только в российские журналы, но и в заграничные. Также, важно, чтобы эти источники были авторитетными, и являлись рецензируемыми. Доцент является крайней и самой высокой должностью иерархии университета. Дослужиться до нее можно только упорным трудом. А также регулярными публикациями огромного количества работ.

Работа преподавателем университета подойдет далеко не для всех. Стать профессором могут только те люди, которые любят свою работу. Которым нравится преподавать. И которые готовы посвящать работе в университете все свое свободное время.

Как пойти работать в университет?


Чтобы стать преподавателем университета, подростку предстоит пройти через следующий путь:

  1. Сначала подростку нужно выбрать университет, в котором он хочет учиться и работать. Здесь ему необходимо закончить бакалавриат. А после этого магистратуру. Во время учебы важно показывать хорошие оценки. Проявлять себя с лучшей стороны по специальности, которую он выбрал. А также активно заниматься различными видами исследовательской деятельности.
  2. После окончания магистратуры подростку предстоит поступить в аспирантуру. Или устроиться на работу ассистентом на своей родной кафедре. После этого тинейджер сможет защитить свою диссертацию. Получить звание кандидата наук. Если будут свободные места, то его могут повысить. Подросток получит звание старшего преподавателя. И сможет развиваться по карьерной лестнице дальше.
  3. Защита кандидатской диссертации. Это следующий этап, через который придется пройти юному преподавателю. Когда он защитит диссертацию, то университет соберет ученый совет. В его задачи входит принятие решения по поводу того, назначать тинейджера доцентом или нет. Огромное количество преподавателей останавливаются на этом шаге. И не идут учиться дальше, чтобы получить статус профессора. Если тинейджер все же захочет последнее звание, то он может пойти учиться в докторантуру. На протяжении последующих нескольких лет преподавателю предстоит регулярно писать диссертацию. А затем, в конце, защитить ее. Благодаря этому, у юного преподавателя открывается возможность стать профессором.

В одни университеты очень легко устроиться. А в другие довольно сложно. Все зависит от того, где расположен университет. Насколько престижным он является.

Например, в регионах устроиться в университет очень просто. Вакансии в ВУЗах появляются часто. А, например, устроиться на работу в МГУ будет сложно. Там свободных мест практически нет. Да и повышаться в звании там тяжело. Нет гарантий того, чтобы свободные места будут даже на должность старшего преподавателя. Банального повышения может понадобиться ждать годами. Далеко не каждый преподаватель готов пойти на такое.

Какие обязанности есть у преподавателей?


Преподаватель университета имеет ряд обязанностей. Он должен:

  1. Готовить огромное количество специализированных учебных материалов. Делает он это не только на одну пару, но и на весь семестр, а иногда даже и год.
  2. Организовывать пары, которые будут проводиться в разных видах. Чередовать лекции с практиками, а также лабораторными. Периодически нужно организовывать семинары и контрольные работы. При этом, важно использовать актуальные методики для обучения студентов.
  3. Подталкивать студентов к тому, чтобы они самостоятельно углублялись в определенный предмет. Старались изучать его.
  4. Следить за оценками студентов. За тем, понимают ли они конкретный материал. Хорошо ли усваивают его.
  5. Заниматься подготовкой различных видов материалов, в которых прописываются методики работы со студентами. Улучшение имеющихся программ по образованию для тех или иных студентов.
  6. Заниматься организацией и проведением различных видов аттестации. Начиная от семинаров и контрольных, заканчивая зачетами и экзаменами.

Каждый преподаватель университета получает учебную нагрузку, которая равна девяти сотням часам в один учебный год. Каждый университет может сам регулировать нагрузку. Однако, преподаватель должен работать в университете не больше тридцати шести часов в неделю. Его права защищены с помощью трудового законодательства.

Уровень зарплаты


Зарплата у преподавателей в университетах довольно низкая. Средний ее уровень составляет около пятнадцати тысяч рублей в месяц. В городах-миллионниках она может держаться на уровне тридцати тысяч в месяц. Профессорам платят от тридцати до сорока пяти тысяч рублей. А еще, сотрудникам ВУЗа могут выдавать различные премии и дополнительные выплаты. Это будет возможно только в том случае, если у университета есть хорошее финансирование.

Читайте также: