Работа в ано плюсы и минусы

Опубликовано: 17.09.2024

Автономная некоммерческая организация создается физическими и/или юр.лицами на добровольных началах. Она не имеет членства и является некоммерческой. Однако не исключается право заниматься и предпринимательством для получения прибыли.

Виды деятельности АНО: законодательная база

Определение сфер деятельности автономной некоммерческой организации приводится в ФЗ №7.

Виды деятельности для Автономной некоммерческой организации

Исчерпывающий перечень сфер деятельности такой компании не определен. В законе указаны только основные виды:

  • здравоохранение;
  • право;
  • образование, просвещение;
  • наука;
  • культура;
  • физкультура;
  • спортивные занятия.

Основная цель создания АНО – предоставление услуг гражданам и юридическим лицам в описанных сферах. Они могут оказываться как на бесплатной, так и на платной основе. Поэтому автономная организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но только при условии ее соответствия заявленным целям (т.е. в тех же самых сферах деятельности).

Примерами автономный организаций могут быть:

  • образовательные центры;
  • клиники;
  • пансионаты;
  • физкультурные и спортивные центры;
  • спортклубы
  • компании, оказывающие юридические консультации и услуги и мн. др.

Порядок образования и регистрации автономной некоммерческой организации

Существует 2 пути образования автономной некоммерческой организации:

  1. Внесение добровольных взносов частных лиц, компаний, органов власти.
  2. Реорганизация ранее созданного юридического лица.

Учредителями могут стать как граждане и коммерческие компании, так и государство в лице федеральных, региональных органов власти или органов местного самоуправления. Организация создается за счет добровольных взносов ее учредителей – одного или нескольких. Эти имущественные взносы становятся собственностью компании и остаются ею вплоть до ликвидации. При этом учредители не отвечают по обязательствам учреждения, равно как и наоборот.

Порядок создания АНО выглядит так:

  1. Учредители проводят собрание, на котором принимают соответствующее решение и выносят постановление.
  2. В течение 3 месяцев с момента этого решения они собират все необходимые документы для регистрации АНО.
  3. Разрабатывают и утверждают Устав. В нем указывают данные об учреждении (название, местонахождение), цель, вид его деятельности, порядок формирования и управления имуществом и другие существенные сведения.
  4. Подают документы для регистрации в ЕГРЮЛ и другие ведомства.
  5. Формируют имущественные взносы, которые переходят в собственность АНО.

Для регистрации необходимо предоставить:

  • заявление о создании организации;
  • паспорта всех учредителей;
  • выписки из ЕГРЮЛ на всех учредителей (если они являются юрлицами);
  • паспорт руководителя АНО;
  • адрес организации;
  • перечень ОКВЭД;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины (сегодня она составляет 4000 рублей).

При необходимости предоставляют и другие документы – например, справки от противопожарной инспекции, налоговой службы, Роспотребнадзора и т.п.

Обязанность надзора за деятельностью АНО возлагается на самих учредителей. Они могут контролировать работу компании как лично, так и с помощью поднадзорного органа, ревизионной комиссии или аудитора, приглашенного со стороны.

Плюсы и минусы АНО

Основные преимущества и недостатки автономной некоммерческой организации по сравнению с коммерческой описаны в таблице.

организация коммерческая некоммерческая
сфера деятельности любая предусмотренная в законодательстве; коммерческая детяельность должна соответствовать поставленным целям
получение прибыли любыми не запрещенными законом способами
распределение прибыли между участнкиами компании она должна направляться на достижение целей организации*
ответственность учредителей по обязательствам компании имеется, в соответствии с размером взноса отсутствует

* Однако это не исключает возможности получения дохода учредителями и сотрудниками компании в виде зарплаты, в том числе премий и т.п.

Создавая бизнес, предприниматель выбирает для регистрации одну из организационно-правовых форм (ООО, ПАО, НАО). В отдельных случаях вести бизнес проще в качестве ИП, а такой вид правового формата, как некоммерческие организации (НКО), предприниматели не рассматривают. Целью предприятий этого типа не является деятельность с целью получения дохода, однако стоит знать, что НКО используются и для ведения некоторых сфер бизнеса. В нашем материале мы рассмотрим недостатки и преимущества некоммерческих организаций.

Коротко о главном

Компании некоммерческого типа существуют как независимые юридические объекты. Таким предприятиям разрешается формировать материальную базу, образованную посредством пожертвований, взносов, вкладов. Поступившие средства компания использует для выплат задолженностей по обязательствам и реализации целей учредителей. Деятельность НКО направлена на благотворительность, социальные потребности граждан, поддержку научных разработок, политические и религиозные сферы (ст. 50 ГК РФ).

Выделяют два основных вида НКО:

  • Корпоративные (основатели организаций участвуют в жизни компании, объединяются в членства).
  • Унитарные (основатели не являются их участниками).

К корпоративным компаниям относятся:

  • Крестьянские хозяйства.
  • Этнические общины.
  • Общественные союзы.
  • Кооперативы производственного и потребительского направления.
  • Товарищества владельцев жилых площадей.

К унитарным организациям причисляются муниципальные учреждения, общественные организации, благотворительные фонды, религиозные и правовые сообщества.

Недостатки

Компании, зарегистрированные как НКО, пользуются льготами, установленными государством. Однако есть очевидные минусы организаций такого типа:

  • Деятельность компании должна четко соответствовать целям, прописанным во внутренних документах.
  • Официальная регистрация проходит в сложной форме: для каждого вида компании некоммерческого направления собирается индивидуальный пакет документов. составляются с учетом главных целей создания компании.
  • Заявитель несет ответственность за достоверность информации о задачах и направлении компании, указанной при регистрации.
  • Пункты документов проверяются регистрирующей инстанцией при Минюсте, а при малейших несоответствиях в регистрации отказывают.
  • Проверка документации в Минюсте занимает 2 недели.

Достоинства

Одновременно с мероприятиями социального характера НКО могут вести коммерческую деятельность для достижения поставленных задач (если это прописано в учредительных документах компании). Например, НКО может заниматься образовательной деятельностью (платные курсы), предоставлять юридические или управленческие услуги, производить печатные издания или выпускать обучающие программы. Участники НКО, официально работающие в компании, состоят с ней в трудовых отношениях и получают зарплату.

Получается, что в некоторых случаях НКО имеет практически равные условия существования с коммерческими организациями. В дополнение такие организации пользуются государственными льготами, в чем и состоят главные плюсы образования НКО:

  • Компании некоммерческого образца не имеют уставного капитала и могут не иметь собственного имущества.
  • Ответственностью по обязательствам компании не облагаются участники НКО.
  • НКО могут воспользоваться переходом на УСН. представляется в упрощенном виде – раз в год сдается бухгалтерский баланс, отчет о доходах и убытках, документы об использовании целевых средств в соответствии с Законом 129-ФЗ РФ.
  • Компания не сдает в составе годовой отчетности приложения к бухгалтерскому балансу и отчеты об изменениях капитала.
  • Средства, поступившие из бюджета, пожертвования, взносы, паевые вклады НКО не облагаются налогом (ст. 251 НК РФ).
  • Имущество, переходящее НКО как наследство, не облагается налогом на прибыль.

Заключение

При определении правовой формы для регистрации компании предприниматель должен рассматривать НКО наравне с традиционными форматами создания компаний. Если цели создания организации соответствуют правилам образования некоммерческой структуры, бизнесмену будет выгодно сформировать НКО и пользоваться льготами, предусмотренными государством.

При образовании некоммерческой организации следует внимательно подходить к разработке внутренних документов. В учредительной документации должен прописываться порядок формирования имущества в виде взносов, пожертвований, целевое использование этих средств. Также четко разграничивается предпринимательская и уставная деятельность НКО. Если эти пункты разработаны неправильно или упущены, льготы государства и преимущества НКО перед коммерческими структурами могут обернуться существенными минусами.

Школа

Учредителями такой организации могут быть как физические, так и юридические лица. Законодательство устанавливает за АНО некоммерческий статус деятельности. Это значит, что учредители не ориентируются на получение прибыли при создании организации.

Граждане объединяются в организацию для реализации целей, поставленных в сферах здравоохранения, культуры, спорта, благотворительности и защиты прав граждан. Такие объединения могут заниматься коммерческой деятельностью, только если она направлена на реализацию задач, поставленных организацией.

В качестве примера автономных некоммерческих организаций можно назвать частные детские сады и школы, клиники и больницы, клубы и кружки по интересам, спортивные школы и благотворительные общества.

Государство поощрительно относится к открытию и функционированию некоммерческих организаций, предоставляя им право льготного налогообложения.

Особенности деятельности

Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.

Основные их особенности таковы:

  1. Учредители, предоставившие своё имущество некоммерческой организации, утрачивают право на владение этим имуществом, оно становится собственностью АНО.
  2. Учредители не несут ответственности по обязательствам, созданной ими организации, и организация, в свою очередь, не несет ответственности за учредителей.
  3. Надзор за деятельностью некоммерческой организацией осуществляют её учредители на основании Устава организации. Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях.
  4. Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
  5. Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек). Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.

Устав

Статья 28 ФЗ №7 закрепляет за Уставом автономных некоммерческих организаций право определять нормы системы управления любой автономной некоммерческой организацией.

Устав должен раскрывать структуру этой системы, права и обязанности каждой из её ветвей, компетенцию и механизм взаимодействия отдельных её звеньев.

Устав регламентирует перечень прав и обязанностей учредителей организации, их поле ответственности, формы отчётности.

Один из разделов Устава содержит формулировку целей и задач, которые ставит перед собой организация. Документом закрепляется порядок управления организацией: основные структурные звенья, направление их деятельности и компетенции.

Каким образом учредители могут реализовывать свои права и обязанности совершать надзор за деятельностью организации?

Законодательство не детализирует решение этого вопроса, передавая всю ответственность учредителям.

Те же, в свою очередь, могут организовать надзор, избрав один из предлагаемых вариантов:

  1. Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
  2. Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
  3. Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
  4. Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.

Решение о создании Автономной некоммерческой организации принимает учредитель (учредители), а вот разрешение на регистрацию АНО или запрет регистрации — этот вопрос лежит в ведении федерального органа исполнительной власти.

Для регистрации АНО нужно подготовить такие документы:

  • заявление о намерении создать автономную некоммерческую организацию;
  • копии паспортов учредителей, если учредители – физические лица, или выписку из ЕГРЮЛ – если учредителями являются юридические лица;
  • копию паспорта будущего руководителя АНО;
  • перечень ОКВЭД;
  • сведения о месте нахождения организации;
  • квитанцию об уплате госпошлины;

Срок регистрации АНО – до 30 дней. Размер госпошлины – 4000 рублей. Стоимость услуги регистрации – 15000 рублей.

Ликвидация

При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.

При добровольном, непринудительном прекращении деятельности АНО нужно поставить в известность управление Минюста, налоговые службы, территориальные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Этапы процедуры ликвидации:

  1. Создание учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации АНО, ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации.
  2. В СМИ размещается объявление о ликвидации некоммерческой организации.
  3. Составление бухгалтером промежуточного баланса, отражающего наличие долгов и должников, уплате всех налогов с отметкой налоговой службы.
  4. Работа с кредиторами, погашение всех задолженностей.

После этого отводится 2 месяца для подготовки ликвидационной документации.

Документы для ликвидации:

  • заявление о государственной регистрации АНО;
  • выписка из протокола общего собрания учредителей АНО с информацией о ликвидации;
  • промежуточный баланс;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • паспортные данные учредителей;
  • копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об изменениях;
  • подтверждение, опубликования в СМИ объявления о ликвидации;
  • документ, подтверждающий факт уничтожения печати;

По окончании этапа подготовки документации, пакет подаётся в государственные органы, уполномоченные вести дела по ликвидации некоммерческих организаций. После этого следует ожидать решения о ликвидации.

Преимущества и недостатки некоммерческих организаций

Земля в руках

При формировании учредительных документов АНО следует внимательно отнестись к декларированию некоторых нюансов некоммерческой деятельности: разграничение уставной и коммерческой деятельности, порядок создания имущества с помощью членских и целевых взносов учредителей, статьи использования этих поступлений. Нескрупулезное отношение к регламентированию этих вопросов в Уставе организации может «плюсы» льготного налогообложения превратить в «минусы».

Проанализируем преимущества и недостатки некоммерческих организаций в сравнении с коммерческими по некоторым направлениям:

В 2016—2019 годах я был начальником муниципального отдела по работе с общественностью в одном из регионов. В числе прочего занимался сотрудничеством с некоммерческими организациями — НКО.

Я ушел из чиновников, а сейчас состою сразу в двух местных экологических НКО. Я помогаю им взаимодействовать с властью, вести отчетность и получать гранты. В этой статье я расскажу, как устроены такие организации, где и для чего они могут взять деньги.

Что такое НКО и чем они занимаются

Если несколько человек хотят заниматься каким-то общественно полезным делом, они могут объединиться и создать некоммерческую организацию. С точки зрения закона, НКО — это юридическое лицо, которое должно иметь свой устав и отчетность. Отмечу, что юрлица тоже могут создать НКО: например, некоммерческое партнерство или ассоциацию.

Главное отличие такой организации от коммерческой фирмы в том, что НКО создают не для заработка, а чтобы делать добрые дела: помогать бездомным, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия и даже продвигать какую-то религию. Юридически Русская православная церковь — это тоже некоммерческая организация.

Составить полный перечень всех направлений работы некоммерческих организаций невозможно: общественная жизнь и потребности людей могут быть самыми разными. Например, НКО «Друзья океана» занимается защитой морских животных, а объединение «Космопоиск» ищет инопланетные цивилизации.

Не все юридические организации, которые создали не ради заработка, относят к НКО. Садоводческие и огородоводческие товарищества, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы и политические партии — это тоже общественные организации, которые работают не для прибыли. Но по закону они не попадают под определение НКО.

Как зарегистрировать НКО

Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.

Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.

Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».

Целей может быть несколько, но лучше, если они будут каким-то образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если же организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.

Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.

Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.

Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных “Цапля”».

Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.

Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.

В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:

  1. Заявление о государственной регистрации юридического лица. Форма есть на сайте Минюста.
  2. Устав в трех экземплярах. Примеров в интернете много, хороший образец есть на сайте «Регфорум-ру».
  3. Протокол учредительного собрания или решение единственного учредителя в двух экземплярах. Его можно написать в свободной форме.
  4. Квитанцию об оплате госпошлины в 4000 Р за регистрацию юрлица. Реквизиты можно узнать в местном отделении Минюста.

Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.

По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 28 календарных дней, религиозных организаций — за 6 месяцев, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок составляет 12 рабочих дней.

Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО: ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть ли ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.

Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она отличается для разных организационно-правовых форм НКО.

Отчеты в Минюст

Общественные организации сдают два отчета. Первый — уведомление о продолжении деятельности, в котором необходимо указать название руководящего органа организации, место его нахождения и сведения о руководителях. Второй — отчет о финансировании из иностранных источников по утвержденной министерством форме.

Сам я с работой организаций, которые получают финансирование из-за рубежа , не сталкивался, но слышал от коллег, что сдать отчет для такой НКО — большая проблема. Государство проверяет все очень дотошно. Если поступлений из-за границы нет, то везде надо просто поставить нули.

Религиозные организации должны сдавать специальный отчет в Минюст, где надо указать виды деятельности и способы формирования имущества.

Прочие НКО без иностранного участия с годовым доходом меньше 3 млн рублей должны также предоставить два документа: уведомление о продолжении деятельности и уведомление об отсутствии иностранного финансирования. Строгих форм нет, все можно сдать в произвольном виде.

Прочие НКО с годовым доходом более 3 млн рублей или с иностранным участием сдают два отчета:

  1. Отчет о деятельности и составе руководящих органов. Сюда можно просто переписать из устава виды деятельности, которыми занималась НКО в отчетном году, и простым языком рассказать о реализованных проектах. Форма есть на сайте Минюста.
  2. Отчет о расходах. В нем придется указать, откуда организация брала деньги в течение года: оказывала услуги, что-то продавала или сдавала в аренду, получала пожертвования. Здесь же надо детально расписать все расходы. Форма отчета также размещена на сайте Минюста.

Если в отчетах обнаружат ошибку или вы их не предоставите, могут оштрафовать: физлицо — на 100—300 Р , должностное лицо — на 300—500 Р , юрлицо — на 3000—5000 Р .

Несмотря на то что для небольших НКО отчеты не вызывают особых трудностей, иногда они все же бывают. Если возникнут сложности, советую обратиться в ресурсный центр в вашем городе или к юристам. Например, ассоциация «Юристы за гражданское общество» может бесплатно помочь консультацией.

Отчеты в налоговую

НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.

Чтобы перейти на УСН, в организации должно работать меньше 100 сотрудников, а годовой доход не должен превышать 150 млн рублей. Кроме того, нельзя пользоваться упрощенной системой, если больше 25% учредителей организации — другие юридические лица.

При расчете налоговой базы НКО могут не учитывать некоторые виды доходов. Например, членские взносы, пожертвования, гранты. Полный список перечислен в статье 251 налогового кодекса.

Если в отчетности обнаружат ошибку или вы ее не предоставите, это грозит штрафом: для граждан — от 100 до 300 Р , для должностных лиц — от 300 до 500 Р .

Где НКО может найти деньги

Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, где-то брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.

Деньги и другое имущество, например недвижимость, мебель или ценные бумаги, НКО могут получать от членских взносов, продажи товаров или услуг, пожертвований, грантов, а также из местных бюджетов.

Если с пожертвованиями, предпринимательством и членскими взносами все понятно, то с грантами, в том числе государственными, немного сложнее.

Кто может получить помощь от государства

Для того чтобы претендовать на бюджетные деньги, организация должна соответствовать нескольким требованиям. Главное — быть социально ориентированной организацией. В эту категорию попадают только те НКО, у которых в уставе прописаны определенные виды деятельности.

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита. К этому типу относят общества инвалидов, хосписы или организации, которые помогают незащищенным категориям граждан: например, центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию-нет».

Центр «Насилию-нет» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать

Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и других катастроф. Такие организации могут обучать правильно себя вести во время землетрясения или при пожаре.

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Самая известная подобная НКО — Красный Крест.

Охрана окружающей среды и защита животных. Это не только крупные НКО вроде Всемирного фонда дикой природы, но и мелкие экологические организации и приюты для животных. Например, сочинская НКО «Дельфа» занимается спасением черноморских дельфинов.

Охрана объектов исторического, культурного или природоохранного значения. К примеру, в Татарстане работает Объединенная природоохранная дружина имени Фаи Мухамадеевой.

Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, деятельность по защите прав и свобод человека. В Воронеже работает Центр защиты прав СМИ, который консультирует журналистов и представляет их интересы в судах.

Благотворительность и волонтерство. Как правило, подобной работой занимаются различные фонды, которые собирают деньги на лечение или организовывают добровольцев для социальных проектов. Например, фонд «Вера», который помогает хосписам.

Образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт. В эту категорию попадают всевозможные кружки, спортивные секции и даже театры. Московский театр мюзикла — тоже НКО.

Борьба с коррупцией. Самая известная такая организация — Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. В России она признана иностранным агентом.

Развитие межнационального сотрудничества, а также сохранение и защита культуры, языков и традиций народов России. Сюда относят все национальные организации, общины и диаспоры.

Патриотическое воспитание — это различные союзы ветеранов, военные клубы и даже просто краеведческие кружки.

Поиск воинских захоронений и установление имен погибших и пропавших без вести — такие поисковые отряды, которые ищут и перезахоранивают солдат времен Великой Отечественной войны, есть практически в каждом регионе.

Профилактика и тушение пожаров — это, например, добровольческие дружины. Самая известная организация — Всероссийское добровольческое пожарное общество.

Адаптация и интеграция мигрантов — эти организации помогают приезжим с жильем и работой, обучают языку, оказывают правовую помощь. В Москве такой деятельностью занимается комитет «Гражданское содействие».

Увековечение памяти жертв политических репрессий. Такие организации изучают архивные документы, собирают информацию о репрессированных, публикуют ее, устанавливают мемориальные таблички и памятники. Самая известная подобная НКО в России — «Мемориал». Она относится к иностранным агентам.

Международный Мемориал внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать

Как государство помогает НКО

Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает какую-то социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.

Например, в Перми НКО могут получить субсидии от местной администрации на военно-патриотическую подготовку, проведение семинаров и фестивалей и даже на празднование Первомая.

Иногда можно получить субсидию на покупку имущества, необходимого НКО. Я помогал обществу слепых получить деньги на мебель. Субсидию провели как социально значимый проект: за новым столом члены устроили серию чаепитий. Один шахматный клуб закупил наборы шахмат для проведения турниров. Соревнования прошли, а шахматы остались у клуба.

Кроме субсидий, из муниципальных и региональных бюджетов можно получать и федеральные гранты. Самый крупный грантодатель в России — Фонд президентских грантов. Требования к участникам суровые: заявку оценивают независимо друг от друга сразу несколько экспертов, форма сметы для конкурсных проектов очень сложная, а в случае победы фонд получает право контролировать расчетный счет НКО и все имущество, приобретенное за счет гранта.

Зато объем возможных субсидий в разы больше, чем можно получить от муниципалитета. Формально размер гранта не ограничен, но для новичков и небольших организаций, планирующих реализовать проект в пределах одного поселка или города, лучше просить не больше 500 тысяч рублей. Критерии оценки проектов от НКО на такие суммы менее жесткие, чем для тех, кто хочет миллионы.

Кроме Фонда президентских грантов, деньги на конкурсной основе выделяют и другие организации. Православные НКО могут подать заявку на грант в фонд «Соработничество», популяризаторы русского языка — в «Русский мир», экологи — в российское отделение Всемирного фонда дикой природы. Недавно Фонд Владимира Потанина объявил конкурс на поддержку НКО, работающих с социально незащищенными и уязвимыми группами людей в условиях распространения коронавируса.

По своему опыту знаю, что обычно чиновники заинтересованы в том, чтобы НКО участвовали в грантовых конкурсах. Количество заявок от каждого муниципалитета в Фонд президентских грантов — один из критериев оценки работы администрации с гражданами. На языке чиновников это называется конструктивной общественной повесткой. Если из города не было ни одной заявки, значит, мэрия не работает с общественностью. Поэтому муниципалитеты и региональные администрации периодически устраивают семинары для НКО, где рассказывают, как правильно оформить заявку на грант, на что обращают внимание эксперты Фонда, как отчитываться за полученные деньги.

О чем нужно помнить, если НКО выдали бюджетные деньги

Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.

Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но из-за ошибки налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.

Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.

Сначала читать, потом подписывать

Соблюдать сроки отчетности по грантам и субсидиям: из-за просрочки в один день могут потребовать вернуть все деньги, хотя они уже потрачены.

Сохранять все чеки и договоры. Неиспользованные средства придется вернуть в бюджет, а если на какую-то вещь нет чека, то государство сочтет, что вы ничего не покупали.

Трижды подумать, прежде чем получать гранты или пожертвования из-за границы. Это не запрещено, но такая НКО автоматически получает статус иностранного агента. Это влечет за собой массу неприятных последствий: например, организации придется везде указывать, что она иностранный агент. А еще к таким НКО предъявляют жесткие требования по ежегодной отчетности, которую надо сдавать в Минюст.

Ассоциация «Юристы за гражданское общество» провела исследование и выяснила, что содержание такой НКО обходится дороже в среднем на 273 тысячи рублей в год. Это деньги, которые организация тратит на подготовку всех требуемых Минюстом документов. Кроме того, если обычную НКО могут в течение года не проверять вообще, то иностранного агента ждут постоянные визиты контролеров.

Это унитарная, не предоставляющая членства организация, учрежденная при помощи имущественных вкладов.

Основополагающие особенности указываются в статье 123.24. ГК РФ. Помимо этого, юридические аспекты регламентируются 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Рассмотрим возникающие вопросы и некоторые особенности юридического статуса этой разновидности объединений.

Понятие автономной некоммерческой организации

Статья 50 ГК РФ регламентирует возможность регистрации объединений, ведущих некоммерческую деятельность, в организационной форме автономных.

Автономная некоммерческая организация – это:

  • унитарная;
  • не предоставляющая членства или участия в ней;
  • учрежденная при помощи имущественных вкладов добровольного характера от физических или юридических лиц;
  • основанная для оказания услуг образовательной, социальной, культурной, научной специфики и прочих разновидностей услуг некоммерческого характера.

Признаки автономной некоммерческой организации

Существует несколько главных нюансов, признаков и характерных особенностей, отличающих рассматриваемый вид учреждений от иных:

  • унитарное;
  • отсутствие возможности членства;
  • основание производится посредством вкладов в материальном эквиваленте от физических или юридических лиц;
  • цели осуществляемой деятельности обязательно должны носить исключительно некоммерческую специфику;
  • создание может быть произведено одним лицом;
  • имущество, передача которого была осуществлена учредителями, отходит в собственность самого учреждения;
  • учредители не располагают правами на имущество, отданное в распоряжение организации;
  • учредители не несут рисков по материальным обязательствам предприятия;
  • организация, в свою очередь, не несет рисков по задолженности учредителей перед третьими лицами.

Статья 65.1. ГК РФ разделяет понятия корпоративных и унитарных объединений. По положениям Кодекса, унитарными считаются предприятия, в которых учредителям не предоставляется членство.

Ранее мы отметили, что автономная некоммерческая организация является унитарной, соответственно выделим ее основные отличия от корпоративной:

  • учредители не становятся членами;
  • учредители не располагают заинтересованностью в осуществлении управления деятельностью компании, так как унитарное учреждение заблаговременно наделяется требуемым имуществом, в отличие от корпоративных, где учредителям требуется осуществлять взносы и быть заинтересованными в извлечении прибыли;
  • считаются организациями, не приносящими прибыль.

Требования к содержанию устава автономной некоммерческой организации

Главные требования к уставу указываются в части 2 статьи 123.24. ГК РФ.

Положения статьи регламентируют наличие в типовом уставе следующих сведений:

  • название учреждения, обязательно с включением словосочетания “автономная некоммерческая организация”;
  • местоположение;
  • предмет, цели осуществляемой деятельности;
  • состав, порядок формирования и особенности компетенции органов управления;
  • другая информация, установленная законом.

Права учредителей автономной некоммерческой организации на использование оказываемых ею услуг

И ГК РФ, и 7-ФЗ содержат идентичные нормативные нюансы касательно имеющихся у учредителей прав на пользование услугами, которые предоставляются автономной организацией.

Положения законов гласят:

  • учредители имеют право на использование услуг, производимых автономной организацией;
  • право возникает, если использование осуществляется на принципах равноправия с третьими лицами.

Специальные правила по поводу возможности осуществления автономной некоммерческой организацией предпринимательской деятельности

В части 2 статьи 10 ФЗ № 7 указано, что рассматриваемые учреждения имеют право ведения такой деятельности, если она не противоречит задачам и целям, для реализации которых было основано предприятие.

В части 5 статьи 123.24. ГК РФ также регламентируется правовая возможность автономных объединений принимать участие в деятельности, имеющей предпринимательскую основу.

При этом указываются следующие особенности:

  • право на ведение данного вида деятельности возникает в случаях, если таковая необходима для реализации целей, определенных в момент создания учреждения;
  • предпринимательская деятельность должна иметь соответствие целям и задачам и не противоречить им;
  • автономная организация имеет возможность учреждать хозяйственные общества для ведения деятельности предпринимательского характера;
  • автономное учреждение располагает правом принимать непосредственное участие в ведении деятельности созданных хозяйственных обществ.

Таким образом, положения Кодекса расширяют особые правила и вводят возможность по созданию автономными объединениями хозяйственных обществ.

Однако часть 4 статьи 50 ГК РФ гласит, что любое некоммерческое учреждение может вести деятельность, которая приносит доход, если:

  • данная возможность предусматривается уставом;
  • деятельность будет способствовать реализации целей, определенных при создании учреждения;
  • деятельность соответствует целям, определенным в уставе, и не противоречит им.

Поскольку статья 50 ГК РФ не определяет для некоммерческих компаний права на ведение деятельности, имеющей предпринимательскую основу (а лишь той, которая приносит доход), статья 123.24. выделяет специализированные правила для автономных объединений по осуществлению именно данного вида деятельности.

Ограничения по преобразованию автономной некоммерческой организации

Часть 7 статьи 123.24. ГК РФ определяет некоторые запреты, накладываемые на возможность преобразования автономной организации в иные формы.

Вследствие того, что автономная организация является унитарной и, одновременно, некоммерческой, преобразование не может быть осуществлено в правовую форму корпорации или коммерческой организации.

Нормативными положениями данной статьи устанавливается лишь одна разновидность правовой формы, в которую может быть произведено преобразование автономного учреждения – это фонд.

Решение о преобразовании принимают учредители объединения.

Правовое положение автономных некоммерческих организаций

Основополагающие аспекты юридического статуса регламентируются ГК РФ. Регулирующие нормы, не установленные Кодексом, определяются 7-ФЗ.

Основные нормативные положения такого закона не могут находиться в противоречиях с Кодексом по отношению к автономным организациям.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Размещение рекламы сторонних организаций на сайте АНО

Добрый день!\r\nЦель создания АНО: Предоставление услуг в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Правомерно ли размещать рекламу сторонних организаций на майте АНО? Спасибо!

Для консультации недостаточно предоставленной информации. Уточните, пожалуйста, какого плана рекламу вы размещаете - социальная реклама, коммерческая? оплачивается ли данная реклама или нет?

При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.

Договор на оказание услуг

Добрый день. АНО подготовки по баскетболу. Оказывает платные платные занятия детям. На основании какого документа производят ежемесячную оплату родители? Договор на оказание услуг? Можно по договору-оферты размещенному на соц.странички нко?

Автономные некоммерческие организации обязаны руководствоваться Правилами оказания платных образовательных услуг http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150870/787c9b4a646442bc81331710afc929ddd78ea280/. Нормы п. 13 данного документа обязывают заключать договор при наличии возможности предоставить потребителю образовательную услугу. Контроль за соблюдением всех требований этих Правил возложен на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) (п. 26 Правил оказания платных образовательных услуг). Т.е. без договора на оказание услуг вам не обойтись.

Могу ли я в данном случае разместить договор оферты в соцсети на странице АНО?

Как было написано ранее, это должен быть договор на оказание услуг, подписанный двумя сторонами, а не договор-оферты.

Автономная не коммерческая организация.

То есть, если в Частном учреждении НКО учредитель несёт субсидиарную ответственность по долгам/обязательствам, то в Автономной некоммерческой организации учредители такой ответственности не несут, - верно? Тогда как решается вопрос в случае возвращения долгов?

2) Исходить следует из первого пункта, ибо АНО отвечает по своим долгам только своим имуществом.

автономная некоммерческая организация, ведущая платную образовательную деятельность

Добрый день. Мне предложили заключить договор на прохождение сертификационного курса по специальности в АНО, договор с которой я заключаю через 3е лицо, являющееся представителем по доверенности. Насколько велик риск мошенничества в таком случае и как защититься при неисполнении договора такой АНО?

Добрый день! Риски велики. Договор может заключаться с лицом, который наделен соответствующими полномочиями на представление интересов юридического лица. Это может быть доверенность, от юридического лица, подписанная директором или нотариально оформленная доверенность. Если вы не проверите эти моменты, то данный договор может быть признан недействительным. Вообще, очень много мошенников этим пользуются. Совет — покажите документы толковым юристам, в вашем городе, они укажут на все риски от данной сделки.

Отпуск а автономной некоммерческой организации

Директор АНО в 2018 году сократила всем работникам отпуск до 14 дней. Законно ли это и на каких основаниях возможно?каким образом вернуть обратно эти 14 дней?И всем ли работникам любой автономной некоммерческой организации будет увеличиваться отпуск за стаж?

Добрый день, Анастасия. В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Таким образом, если продолжительность отпуска прописана в вашем трудовом договоре, работодатель не вправе в одностороннем порядке сократить ее. В силу ст. 5 и ст. 8 Трудового кодекса РФ положения коллективных договоров или соглашений, а также локальных нормативных актов, регулирующие условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающие по сравнению с законодательством о дополнительных отпусках положение работников (например, установление меньшей, чем в соответствующем законодательном акте, продолжительности дополнительного отпуска), не должны применяться (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г., № 2, «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Согласно ст. 116 ТК РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер труда, работникам с ненормированным рабочим днем, а также работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При этом если работник имеет право на дополнительные отпуска по нескольким основаниям (как в данном случае — за работу во вредных условиях и за работу в районе Крайнего Севера), то отпуска предоставляют по всем основаниям. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г., № 870, «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», установлена минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, — не менее 7 календарных дней. В соответствии со ст. 321 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 16 календарных дней. Таким образом, действия вашего работодателя незаконны и вы имеете право обжаловать их в установленном порядке.

Читайте также: