Как попасть в префектуру на работу

Опубликовано: 17.09.2024

Госслужба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в рамках исполнения полномочий и функций государственных органов.

Отличительная черта госслужбы заключается в масштабе выполняемой государственными служащими работы – их труд направлен на удовлетворение интересов и потребностей граждан, на решение задач, стоящих перед целыми отраслями (здравоохранение, транспортная система, образование), а не отдельно взятой компании. Таких сложных, разноплановых, амбициозных и интересных проектов, а значит и возможностей для профессионального и личностного роста, вам не предложит ни одна компания!

В сфере государственной службы, как и в коммерческом секторе, работают представители самых разных профессий: юристы, финансисты, строители, медики, IT-специалисты и многие другие.

Как поступить на государственную гражданскую службу города Москвы

Мы хотим видеть в нашей команде активных и увлеченных людей, которые смогут применить свои профессиональные знания и умения для решения актуальных задач, стоящих перед столицей. Если вы горите желанием помогать Москве развиваться и совершенствоваться, регистрируйтесь на Карьерном портале Правительства Москвы. Здесь вы найдёте информацию о вакансиях и конкурсах, объявленных в органах исполнительной власти города Москвы.

Мы рекомендуем вам заполнить и поддерживать в актуальном состоянии резюме, а также следить за обновлениями Карьерного портала и при появлении вакансий, соответствующих вашему профессиональному опыту, функциональным и отраслевым профилям служебной деятельности, направлять отклик и принимать участие в объявленном конкурсе.

Регистрируясь на Карьерном портале Правительства Москвы, вы получаете возможность самостоятельно управлять своей карьерой!

Поступление на государственную гражданскую службу проходит в основном по результатам конкурса на замещение должности государственной гражданской службы.

Конкурс заключается в оценке соответствия ваших профессиональных знаний и умений квалификационным требованиям, предъявляемым к конкретной должности:

  • уровень образования
  • стаж работы по специальности или стаж гражданской службы (государственной службы иных видов)
  • знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Поступить на государственную службу можно также без конкурса, если:

  • вы уже включены в кадровый резерв, сформированный на конкурсной основе
  • вы претендуете на должность категорий «Руководители» и «Помощники (советники)» с ограниченным сроком полномочий
  • речь идет о должности категории «Руководители», назначение и освобождение от которой осуществляется Мэром Москвы
  • с вами заключается срочный служебный контракт (для должностей гражданской службы категорий «Специалисты» и «Обеспечивающие специалисты»)
  • вас назначают на должность, которая относится к группе младших должностей гражданской службы
  • должность предполагает при исполнении должностных обязанностей использование сведений, составляющих государственную тайну (согласно перечню должностей, утвержденному правовым актом государственного органа).

Окончательное решение о назначении кандидата на вакантную должность остается на усмотрение представителя нанимателя.

Информация о конкурсах на вакансии и включению в кадровый резерв госслужбы города Москвы, а также о вакансиях без прохождения конкурса публикуется на Карьерном портале Правительства Москвы и сайтах органов исполнительной власти города.

Что такое квалификационные требования

Квалификационные требования - это набор профессиональных знаний и конкретных навыков, которые необходимы для эффективной работы сотрудника на занимаемой им должности. Квалификационные требования предъявляются к любой профессиональной деятельности, и госслужба - не исключение.

Перечень квалификационных требований зависит от категории и группы должностей.

Требования, предъявляемые к образованию:

категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы - наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры;

категории "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы - наличие высшего образования;

категория «Обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы – наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки для замещения должностей гражданской службы не предъявляются.

Кроме того, должность определяет перечень профессиональных знаний и компетенций, необходимых для исполнения сотрудником своих основных задач и функций. Другими словами, на должность главного специалиста по юридическим вопросам идеальным кандидатом будет человек с юридическим образованием, имеющий практический опыт представления организации в судах различных инстанций и владеющий навыками работы с правовыми базами данных.

Можно ли поступить на госслужбу без опыта работы

Ключевые компетенции госслужащего Правительства Москвы

Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков и моделей поведения, которые обеспечивают достижение эффективного результата в конкретной профессиональной или управленческой деятельности госслужащего Правительства Москвы.

5 ключевых компетенций госслужащих Правительства Москвы.

Профессионализм – высокий профессионализм характеризуется способностью госслужащего отлично разбираться в своей сфере, глубоким пониманием узкопрофессиональных вопросов своей области, способностью профессионально проконсультировать по широкому кругу вопросов в рамках своих полномочий.

Правосознание – данная компетенция включает в себя уважение и соблюдение закона, норм, правил, выполнение взятых на себя обязательств, эффективное устранение конфликтов интересов в рамках своей компетенции, четкое исполнение антикоррупционных мероприятий.

Коммуникация – навыки эффективного публичного выступления; способность четко и ясно излагать мысли с учетом особенностей аудитории или конкретного собеседника, открытость и доброжелательность в общении, способность улаживать конфликты, умение аргументировано доказывать свою позицию, убеждать других в своем мнении.

Результативность – высокая результативность обеспечивается за счет умения формулировать цели и механизмы их достижения, добиваться выполнения поставленных задач, способности мыслить в категориях ключевых показателей эффективности (КПЭ), готовности постоянно внедрять механизмы совершенствования работы, ставить перед собой «высокую планку».

Управление (для должностей категории «Руководители») – навыки управления, среди которых: умение четко формулировать подчиненным цели и задачи и эффективно контролировать их исполнение, способность координировать работу сотрудников, навыки мотивации и развития подчиненных, навыки управления ресурсами своего подразделения; готовность брать на себя ответственность и риски за все, что происходит в подразделении.

Представитель нанимателя

Как попасть на стажировку в Правительство Москвы

Для участия в программе стажировки в Правительстве Москвы необходимо подать заявку на Карьерном портале Правительства Москвы, а затем пройти все этапы конкурсного отбора:

1 волна: отбор на стажировку через «Летнюю карьерную школу»:

- Первый тур: подача заявки на «Летнюю карьерную школу» через Карьерный портал Правительства Москвы;

- Полуфинал: видеоинтервью и онлайн-тестирование;

- Финал: участие в Летней карьерной школе и онлайн интервью;

- выход на стажировку 6 октября.

Волна 2 — общий конкурс:

- Первый тур: подача заявки на стажировку через Карьерный портал Правительства Москвы;

- Полуфинал: видеоинтервью и онлайн-тестирование;

- Финал: деловая игра и онлайн интервью;

- выход на стажировку 8 декабря.

Как пройти практику в Аппарате Мэра и Правительства Москвы или в органах исполнительной власти города Москвы

  • специальность, по которой вы обучаетесь
  • характер практики
  • продолжительность практики
  • даты ее начала и завершения.

Практика проходит на основе договора между вузом и Аппаратом Мэра и Правительства Москвы или органом исполнительной власти города Москвы.

Какие социальные гарантии есть у госслужащих

В соцпакете государственных служащих есть все социальные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ - оплачиваемые отпуска, больничные листы и пр. Плюс к этому у госслужащих есть ряд других социальных гарантий:

  • ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска
  • бесплатная или льготная путевка в санаторий (на курорт)
  • выплаты к отпуску: материальная помощь, компенсация за неиспользованную путевку .

Возрастные ограничения для госслужащих

Поступить на госслужбу можно с 18 лет и работать на благо города вплоть до 60 лет. Другими словами, впервые устроиться на государственную службу не могут люди в возрасте 60 лет и старше. Такие возрастные рамки установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 25.1).

По решению представителя нанимателя срок гражданской службы может быть продлен - но только гражданскому служащему, на условиях срочного служебного контракта и до момента достижения им возраста 65 лет.

Москва … как много в этом звуке для сердца русского слилось! – слова Александра Сергеевича актуальны и в 21 веке. Москва – это центр экономики и общественно-политической жизни России. И это современный и очень красивый город. С реформами Собянина за последние годы Москва стала одним из красивейших городов Европы. Возможно, даже самым красивым, чистым и удобным. Все это заслуга людей, которые в нем живут, и которые каждый день работают над улучшением жизни столицы – сотрудников правительства Москвы. В нашей статье мы расскажем, что представляет собой правительство Москвы, как и на каких условиях в нем работают люди, и как туда можно устроиться.

мэрия москвы вакансии трудоустройство тесты

правительство Москвы персонал вакансии

Условия работы в правительстве Москвы

Как и на любом крупном предприятии условия на конкретных местах в правительстве Москвы могут сильно различаться. Чаще всего условия зависят от конкретного руководителя департамента, отдела или управы – какой человек и его требования, такие и его команда, и требования к ее работе. Довольно сложно сделать обобщение и выдать список плюсов и минусов для такой большой структуры. Но мы попытаемся. Просим не судить строго, если мы где-то незначительно ошиблись, и писать нам об этом в комментариях.

Зарплаты в правительстве Москвы

На 2021 год госслужащий правительства Москвы зарабатывает в среднем 100-110 тысяч рублей в месяц. Из них только 40-45% составляет оклад, а 55-60% — премия. Иногда и больше – нередко премии в несколько раз выше оклада. Поэтому не стоит грустить, если вы видите в объявлении о вакансии в правительство Москвы цифру зарплаты в 35-40 тысяч рублей. Обычно указывается только оклад. В правительстве Москвы есть целый ряд способов как при небольшом окладе получать 110-120 тысяч и больше. В подведомственных организациях зачастую зарплаты еще выше.

Кроме зарплаты иных материальных или нематериальных бонусов чаще всего не бывает. Но с определенного уровня руководители получают право на ведомственную машину с шофером, иногда для иногородних сотрудников ведомства оплачивают аренду квартиры в Москве.

Достаточно широко в правительстве Москвы организуются праздники и корпоративы. Обычно это подразумевает аренду хорошего ресторана в городе или в Подмосковье с широкими гуляниями.

Попробуем свести в список основные плюсы и минусы работы в мэрии Москвы для рядового сотрудника. Повторимся, чаще всего они складываются из того, какой конкретный руководитель в том или ином отделе. У профессиональных руководителей, которые заботятся о своих подчиненных, и люди довольны своими условиями. А у непрофессиональных или не заботящихся о сотрудниках – люди, соответственно, недовольны.

Плюсы

  • уровень оплаты выше среднего по Москве;
  • хороший коллектив, в котором принято помогать друг другу;
  • чаще всего – компетентные и лояльные руководители;
  • интересная и важная работа, нужная людям и городу;
  • четкие перспективы карьерного роста и продвижения;
  • более высокая по сравнению с частным сектором стабильность трудоустройства;
  • хорошая строка в резюме;
  • престиж работы в такой организации.

Минусы

Повторимся, не всегда и не везде, но бывает:

Список минусов получился длиннее, чем плюсов. Однако не все из них и не всегда могут встретиться в каждом отделе и департаменте. Надо отметить, что за последние годы скорость изменений в правительстве Москвы сильно увеличилась. С каждым годом количество некомпетентных и лишних людей в Московской мэрии снижается, а появляется все больше умных и способных людей. Сотрудники правительства Москвы действительно работают, чтобы сделать жизнь в городе лучше. Если раньше в мэрию шли за теплым непыльным местечком, то сейчас люди работают и видят результаты этой работы. Деньги и ресурсы стали распределяться значительно эффективнее. Неэффективные процессы постепенно уходят в прошлое. И условия работы в правительстве Москвы становятся лучше с каждым годом.

мэрия москвы вакансии трудоустройство тесты

Как устроиться на работу в правительство Москвы

Вакансии в мэрию Москвы можно найти как на официальном сайте города talent.mos.ru/vacancies, так и на HH.ru hh.ru/employer/895945

Есть три основных способа как устроиться на работу в правительство Москвы:

  • пройти стажировку в Московской мэрии;
  • пройти конкурс на замещение вакантной должности;
  • стать победителем или финалистом конкурса Лидеры России.

Первый способ ориентирован на молодых соискателей, хотя доступен практически всем. Второй – на соискателей с опытом работы в гос управлении. А третий – не дает никаких первоначальных гарантий, но открывает наиболее широкие возможности. Кратко рассмотрим их все.

Стажировка в правительстве Москвы

Московское правительство предлагает сразу несколько вариантов карьерных стажировок. На наш взгляд это самый простой способ попасть на работу в мэрию Москвы. Однако это совсем не означает, что это сам по себе простой способ – отбор стажеров подразумевает 4 этапа отсева. Кроме того, после стажировки вы не получите сразу предложение о работе, а только попадете в карьерных резерв. Это тоже многого стоит, но все же это еще не гарантия трудоустройства. Хотя, как говорят многие, часто сразу следует предложение о работе.

Этапы отбора на стажировки в правительство Москвы включают следующие испытания:

  • анализ резюме и анкеты;
  • тесты на интеллект;
  • видеоинтервью;
  • собеседование.

На 1 место в стажировке претендует до 90 человек. Поэтому, если вы хотите стать стажером, придется хорошо подготовиться ко всем этапам.

правительство Москвы карьерная стажировка карьерная школа

Длительность стажировки составляет 6 месяцев. За ее время стажер получает зарплату. По состоянию на 2021 год это 43 тысячи рублей при занятости на полный рабочий день и 24 тысячи при занятости на пол дня – для студентов. Больше информации по стажировкам в правительстве Москвы смотрите на карьерном портале https://talent.mos.ru/internships/

Конкурс на замещение вакантной должности

Те же этапы, что мы описали выше, используются и на всех других путях трудоустройства в мэрию Москвы. Но для соискателей на вакансии, где требуется опыт, проводится довольно сложное и длительное профессиональное тестирование. Не всем удается его пройти. В среднем, конкурс на 1 вакантное место в правительство Москвы достигает 60 человек на место.

Стать победителем или финалистом конкурса Лидеры России

С 2017 года мэрия Москвы плотно сотрудничает с организаторами конкурса Лидеры России. Сотрудничество заключается в обмене тестами и кейсами, а также наймом отличившихся участников конкурса Лидеры России. С 2018 по 2021 год большое число финалистов и победителей этого конкурса получили приглашения в различные ведомства в том числе в правительство Москвы.

Мы считаем, что этот способ получить работу в Московской мэрии самый сложный, но также самый интересный и перспективный. Ведь финалисты и победители конкурса Лидеры России – это кандидаты на руководящие позиции. И если для рядового сотрудника рост до руководящей должности может занимать десятилетия, то конкурс Лидеры России предлагает стремительный карьерный рост, недоступный иными путями.

Все о конкурсе, тестах Лидеры России, советы по подготовке и истории успеха мы изложили в наших статьях:

Ирина Кугуелова — наш сооснователь — стала победителем конкурса Лидеры России 2020. После победы в течение полугода она получила предложение о работе в Министерстве Финансов РФ и повышение у текущего работодателя. Читайте ее отзыв: Суперфинал конкурса Лидеры России 2020: отзыв финалиста и победителя

Этапы отбора соискателей на вакансии мэрии Москвы

Какой из данных путей вы бы не выбрали, от вас потребуется составить грамотное резюме, пройти тесты на интеллектуальные способности, а затем собеседование.

Мы уже писали о том, как составить грамотное резюме и сопроводительное письмо. Читайте об этом в наших статьях.

Если вы претендуете на должность старшего специалиста или руководителя в правительство Москвы, то стоит знать, что в первую очередь при устройстве на эти позиции рассматриваются кандидаты из кадрового резерва. Это кандидаты, которые каким-либо способом уже заявлялись на вакансии в правительство Москвы, но по какой-то причине не получили работу с первой попытки. Также в кадровом резерве Московской мэрии числятся все кандидаты, прошедшие стажировку, и кандидаты от конкурса Лидеры России.

Тесты в правительство Москвы

По нашим данным, правительство Москвы пользуется услугами тестовой компании SHL для оценки интеллектуальных способностей и профессиональных навыков соискателей на офисные и управленческие должности.

Тестирование включает 2 обязательных раздела: тесты на интеллект (числовые и вербальные тесты) и личностный опросник.

Вербальный тест представляет собой короткие отрывки текста и утверждение, относящееся к каждому отрывку. Задание вербального теста SHL потребует от вас быстро оценить, является ли утверждение истинным, ложным или неопределимым на основе текста.

В данной статье мы не будем приводить примеры всех тестов в правительство Москвы. Читайте больше о тестах CEB SHL в нашей отдельной статье:

Подробнее о числовых, вербальных и абстрактно-логических тестах с примерами смотрите в наших статьях:

Последний, но не менее важный этап тестирования в мэрию Москвы – это личностный опросник. Это набор утверждений, из которых вы должны выбрать те, которые вам подходят и те, которые вам не подходят. Ниже вы найдете пример вопроса их опросника OPQ32 от компании SHL для ТМХ.

opq32 личностный опросник

При кажущейся простоте вопросов личностного опросника он таит немало подводных камней. Читайте наши статьи про опросники и как их проходить:

На HRLider вы сможете увидеть примерные вопросы данного опросника и пройти полную подготовку ко всем тестам в правительство Москвы.

Собеседование в правительство Москвы

В ходе собеседования при устройстве в мэрию Москвы вам следует ожидать вопросов, касающихся вашего опыта и ваших компетенций, таких как умение налаживать сотрудничество с коллегами, частным бизнесом, избирателями и жителями города, навыки решения проблем и достижения результата.

Часто в ходе собеседования просят рассказать о примерах, когда вы решали какие-то конкретные задачи и достигали результата. В таких ответах мы рекомендуем использовать модель STAR – situation (ситуация), task (задача), action (действие), result (результат).

Для подготовки к собеседованию читайте наши статьи о тактиках грамотного собеседования:

правительство Москвы карьерная стажировка карьерная школа

Правительство Москвы – это крупная сложная структура по управлению крупнейшим мегаполисом России. Устроившись на работу в мэрию Москвы, вы найдете интересные проекты, дружную команду коллег, достойную зарплату и ясные перспективы роста.

Если вы хотите работать в правительстве Москвы, мы рекомендуем хорошо подготовиться к отборочным тестам и собеседованию. На HRLider вы найдете все нужные материалы для подготовки. Гарантируйте свой успех – подготовьтесь!

alt="Самое нелепое собеседование или как я устроилась на работу в правительство Москвы." />
Всем известно, что чтобы получить ту или иную работу, Вам нужно удачно пройти собеседование у непосредственного работодателя. Правил поведения, ведения разговора, даже правил, что одеть и какой сделать макияж сотни. Интернет пестрит статьями, что же Вам нужно сказать, как себя показать, как сидеть, куда смотреть и т.д. Людей, приходящих на собеседование можно условно поделить на две категории. Первая, - это те, которые сами «пробивают себе путь», доказывая своими знаниями, квалификацией и опытом работы то, что они достойны, занять ту или иную должность. Вторая, - это те, которые имеют (или не имеют) опять же знания, квалификацию и опыт, но помимо этого имеют «рекомендацию», так сказать некое покровительство. Вопрос о том, кто как эту рекомендацию зарабатывает, совершенно с «другой оперы». Но все же, чтобы Вы не подумали превратно, объяснюсь сразу. С моим настоящим работодателем я была знакома еще в то время, когда он занимал совершенно другую должность. Знакомство наше носило сугубо деловой характер, он оказывал мне поддержку и содействие в трудовом споре, который я инициировала на предыдущем месте работы, втянув в него добрую часть своего коллектива. Так получилось, что мне предстоял переезд, и мой, так сказать «покровитель», оценив мои личностные качества, сказал, что ему такие люди нужны.

Прошло два года, я переехала в Москву, и решила, что нужно воспользоваться данным шансом. Позвонив, я узнала, что «мой покровитель» теперь занимает совершенно другую должность, но в содействии моего трудоустройства мне не отказали. Это уже радовало, а мне оставалось ждать звонка.

Через месяц раздался звонок, меня пригласили на собеседование – назвав только адрес и фамилию интервьюера. Первым делом, что я сделала – это забила данный адрес в поисковую систему Яндекс в раздел карты. Яндекс ответил, что в здании по этому адресу расположено «Федеральное агентство рыболовства России». Честно, я опешила! Я ведь про рыболовство ну совершенно ничего не знала. «Что же я буду говорить на собеседовании?» - думала я. Причем, я недоумевала, почему О.В. (мой покровитель) порекомендовал меня именно в ту область, которая является одной из самых коррумпированных в стране (!). Но, как говорится «хозяин – барин». Я очень хорошо помнила фразу Воланда из «Мастера и Маргариты» - «никогда не просите ничего у «сильных» мира сего, сами увидят, сами дадут».

Дело осталось за малым, - за двадцать четыре часа узнать максимально всю информацию о рыболовстве. Начала я с нормативной базы, а закончила классификацией рыбопромысловых судов. В голове по полочкам стали укладываться названия видов рыб, территориальных управлений, основное положение о деятельности агентства. К середине ночи, я просто не выдержала такого объема информации и уснула. Снился мне мой папа, плывущий на каком-то списанном сейнере, красная икра и море…

Утром, проснувшись, я учла все замечания к одежде и макияжу. Надев строгий костюм, сделав неброский макияж и взяв с собой груду распечатанных страниц о рыболовстве, я тронулась на собеседование. Всю дорогу, мне не давали покоя два навязчивых вопроса: первый, - почему все-таки О.В. – занимавший должность в организации, можно так сказать, специализирующейся по вопросам труда (а весь мой опыт как раз таки был из этой «оперы») порекомендовал меня в рыболовство. И второй, - кто такие анодромные и катодромные рыбы, термин, который я не успела просмотреть, встречался в некоторых законопроектах, регламентирующих рыболовство.

Оставшуюся половину пути я отвечала на предполагаемый вопрос – «А почему Вы хотите здесь работать?» Отдать должное, я привела сама для себя сотню аргументов – почему я хочу работать в Федеральном агентстве по рыболовству. Первое, почему я, вообще хочу работать(?), здесь причин было больше. Во – вторых, почему в федеральном агентстве(?), ну здесь все более чем прозаично. В-третьих, почему рыболовство (?) – тут можно «петь» все, что угодно, вплоть до того – что стать океанологом – моя детская мечта не осуществилась… и т.д.

Психологически настраиваясь на победу (все- таки меня порекомендовали, то есть я уже в выигрыше) я подходила к указанному мне зданию. Вот она табличка – «Федеральное агентство по рыболовству РФ»! И тут я замечаю, что рядом висит другая, на которой написано название той организации, которую и возглавлял О.В. Сказать, что я опешила, это ничего не сказать – в голове все еще плавали рыбы, а собеседование предстояло на совершенно другую тему (!).

Я зашла в кабинет к Начальнику одного из управлений, которому меня поручили «прособеседовать». Первый вопрос, такой логичный, кстати, последовал незамедлительно – «Почему Вы хотите у нас работать?» Я могла битый час рассуждать, почему я хочу работать в рыболовстве… Я ответила откровенно: «Если бы Вы меня спросили, почему я хочу работать в федеральном агентстве рыболовства, я бы ответила. А вот почему я хочу работать у Вас, не знаю.» Я рассказала ему свою нелепую ошибку, как я готовилась к другому собеседованию. Его это видимо не очень то развеселило, он, вообще смотрел на меня как на полоумную. Причем реакция была мне вполне понятной и оправданной, что говорить – кому нужен специалист, который даже не знает, куда пришел. В итоге собеседование прошло – под лозунгом – «ни о чем толковом». Я попрощалась и ушла. Приехав домой, я первым делом посмотрела, что же это за рыбы такие – анодромные? Так вот это те рыбы, которые на нерест заходят в реки.

Осадок у меня остался, понятно, что впечатление я произвела диаметрально противоположное – но так смеяться над собой, я кажется, никогда в жизни не смеялась, как после этого собеседования. Выставила я себя не в лучшем свете, даже костюм с макияжем не спас. Потом, представила, как этот Начальник управления отчитывается по проведенному со мной собеседованию перед О.В. и говорит: «Ну, тупая…». Короче, мной было принято решение, побеседовать с О.В. лично. Вопрос о моем трудоустройстве решен, подходит к концу испытательный срок, а это история навсегда сохранится в моей памяти, как смешное приключение.

И я столько знаю о рыболовстве, рыбе, судах, квотах на вылов, что в любой момент могу претендовать на вакансию в их Федеральном агентстве.

Есть мнение, что процессы подбора сотрудников, построения кадровой структуры и управления на госслужбе довольно «неповоротливы» и имеют мало общего с бизнесом. На самом деле, ситуация сильно меняется, и в лучшую сторону: чтобы повышать эффективность, государственные структуры перенимают лучшие бизнес-практики. О том, как это произошло конкретно в правительстве Москвы, как удалось произвести там кадровую реформу и «омолодить» коллектив, а также о том, каким должен быть современный чиновник, рассказала руководитель управления государственной службы и кадров правительства Москвы Александра Александрова. Правительство Москвы — очень большая структура. В городе работает порядка 23 тысяч госслужащих, в аппарате мэра — порядка 500 человек. Глава города Сергей Собянин поставил перед своим аппаратом задачу обновить команду и собрать такую, которая была бы способна выполнять все поставленные цели (порой довольно масштабные). Для этого была разработана целая комплексная стратегия. Состав правительства по сравнению с 2010 годом сильно изменился: сейчас здесь работает гораздо больше молодежи (4 года назад молодых специалистов было 20%, сегодня в аппарате мэра их порядка 40%, а в целом по Москве — около 29%). Средний возраст чиновника в ведомстве — 41 год. Этот возраст считается самым продуктивным — люди готовы вкладываться в работу и имеют хороший опыт. В правительстве работает больше женщин, однако на управляющих должностях доминируют мужчины (впрочем, в последнее время тренд меняется — женщин там становится больше). Портрет сотрудника ведомства меняется с годами — по словам Александры Александровой, средний возраст чиновника несколько лет назад был другим. Каким же образом удается производить изменения? Практически все проекты, разработанные для этих изменений, связаны с применением бизнес-технологий.

Руководителей высшего звена набирают с помощью специализированных хедхантинговых компаний, а также в правительстве создается собственная база данных «лучших по профессии» — необходимо знакомиться с лучшими профессионалами из разных отраслей, отмечает Александра Александрова. Для подбора массового персонала использовать услуги кадровых агентств достаточно дорого, поэтому применяются и собственные инструменты. В правительстве Москвы проводят конкурсы: один из самых популярных проектов в этой области — открытый конкурс на должности глав управ. Благодаря ему был сформирован резерв на эту позицию — причем был сформирован максимально открыто, чего никогда не делали чиновники.

Почему возникла необходимость выхода на открытый рынок? Сергей Собянин ввел правило: нельзя занимать должность главы управы дольше, чем семь лет подряд. Следовательно, на большинстве позиций возникла ротация (а у каждого главы управы есть еще и заместитель). В правительстве разработали прозрачные показатели эффективности, попросили жителей районов оценивать чиновников — работать стало сложнее. Поэтому было принято решение выйти на открытый рынок, провести большой конкурс. Смысл его состоял в том, что любой человек мог подать заявку на должность: зайти на карьерный портал правительства Москвы, написать эссе, снять видео и рассказать, почему он хочет работать в ведомстве. Был сформирован совет по кадровой политике при мэре, и совет отбирал людей. Все кандидаты прошли через центр оценки, на третьем — заключительном — этапе они решали кейсы, знакомые всем жителям города (например, часть жителей дома хочет построить во дворе детскую площадку, другая часть — парковку, и кандидат должен был разобраться, какое решение правильнее принять и как примирить жителей между собой). В кадровый резерв вошли 124 человека, сегодня 56 из них назначены на должности. Эта «скамейка запасных», отметила Александра Александрова, — один из важнейших инструментов.

Как попасть на работу в правительство?

По словам Александры Александровой, все происходит ровно так же, как при приеме на работу в любую компанию. На карьерном портале правительства публикуются все актуальные вакансии — каждая властная структура обязана делать это. Процедуры отбора такие же, как в бизнесе: уже никого не заставляют заполнять специальные формы, нести на первом этапе справки о здоровье от всех врачей, заполнять от руки длинные анкеты с объяснениями, был ли кандидат и его родственники за границей и когда в последний раз. От кандидата требуется прислать простое резюме — и начать процесс собеседования. На карьерном сайте правительства было опубликовано уже более 1800 вакансий. Раньше эта информация была закрытой, не было ресурса, где можно было бы изучить список открытых позиций, а сейчас этот источник стал обязательным. Работать в правительстве могут не только москвичи — обязательным условием является только российское гражданство.

Отклик со стороны кандидатов велик: в течение недели на одну опубликованную вакансию присылают минимум 60 резюме. Зарплата, отмечает Александра Александрова, адекватна рынку: средний ее размер в правительстве — 72 тысячи рублей. Базовая компенсация главы управы — 70 тысяч рублей, по итогам работы они получают премии (квартальная премия в среднем по городу составляет 30% от зарплаты и зависит от результата, а еще несколько лет назад, например, премия равнялась 10% зарплаты и выплачивалась к праздникам). Оклады регламентируются законодательством, а вот система начисления премий сейчас изменилась: руководители органов исполнительной власти довольно свободно управляют фондом оплаты труда и имеют возможность оставлять у себя в департаменте только эффективных сотрудников и платить им больше. Если нужно нанять более «дорогого» человека, то руководитель может и это. Сейчас обычному специалисту можно выплатить премию больше, чем начальнику отдела, если специалист вел какой-то важный проект с более значимым результатом.

Естественно, привлекает специалистов не только зарплата, но интересные задачи — возможность реализовывать масштабные проекты, которым в бизнесе нет аналогов. «Нет второй Москвы, нет другой возможности решить транспортную проблему такого уровня. Это профессиональный вызов, и если люди ориентированы на профессиональный рост, тогда им стоит идти работать к нам», — говорит Александра Александрова. Особенно, по ее словам, менять город к лучшему хотят молодые люди. Правительство Москвы — привлекательный работодатель еще и из-за возможности быстрого карьерного роста: повышение после программы стажировки можно получить уже в первые полгода работы.

Что касается рассмотрения кандидатур, то, в первую очередь, в правительстве обращают внимание на профессионализм: у специалиста должна быть успешная карьера. «У человека, с которым ничего не происходит 3-5 лет, у которого нет никаких достижений, нам не интересен. Человек, который не может сформулировать собственные достижения, не является для нас желаемым кандидатом», — подчеркивает Александра Александрова. Также для чиновника важна ориентированность на результат. «Часто о чиновниках говорят, что это люди „про процесс“. Для нас важно привлекать людей, которые могут добиваться результата, которые способны показывать его даже в стрессовых и быстро меняющихся условиях», — говорит эксперт. Третья компетенция — коммуникации (с коллегами, с жителями и т. д.). И, как отметила Александра Александрова, при рассмотрении резюме обязательно изучается «публичный шлейф» человека, то, что пишут о нем журналисты. В отличие от бизнеса, роль чиновника всегда публичная, и он должен быть к этому готов, поэтому важна его репутация. Хобби кандидата не слишком интересует, однако если, например, человек увлекается спортом и добивается там явных результатов, то это будет только плюсом для него.

Центр оценки кандидатов и работа с жителями

Через центр оценки проходят все, кто хочет работать в правительстве, он работает на базе Московского городского университета управления. «Важно, — отмечает Александра Александрова, — Что центр оценки выравнивает возможности всех кандидатов, не имеет значения, пришли они по рекомендации другого чиновника или с открытого рынка». Эту практику в ведомстве считают крайне полезной, поскольку она помогает выбирать самых лучших специалистов.

В центре оценки работают эксперты, привлеченные из бизнеса, они не являются госслужащими. Их задача — оценивать людей максимально объективно, причем не только кандидатов, но и уже работающих специалистов. Модель оценки довольно простая — три цвета, как в светофоре. Зеленый — сотрудник, обладающий потенциалом, в которого правительство будет серьезно вкладываться. Желтый — сотрудник, находящийся на своем месте. Если человек получает красный цвет, то нужно серьезно задуматься, на месте ли он, может ли он улучшить свои показатели за какой-то конкретный период.

Что касается других качеств, которые жители Москвы хотят видеть у госслужащих, — это ориентированность на жителей (или, говоря языком бизнеса, клиентоориентированность). Три-четыре года назад редкий глава управы думал, что житель — его главный клиент. Сейчас эта идеология развивается, а клиентоориентированности, взаимодействию с жителями и пониманию их потребностей, разрешению конфликтных ситуаций чиновников в правительстве учат. И что особенно важно — госслужащих учат отвечать жителям города понятным языком, а не канцелярским чиновничьим. В образовательной программе уже приняли участие более 600 человек.

Стажировки в правительстве

Другой кадровый проект, который в ведомстве очень любят, называется «Стажировка в правительстве Москвы». Он работает уже четвертый год подряд. Через контакты с вузами и студенческими сообществами правительство приглашает студентов и молодых специалистов на годичную стажировку. В течение этого года у стажеров есть возможность поработать в нескольких подразделениях — минимум в трех-четырех (стажер, прошедший отбор, может выбирать их сам — журналисты, к примеру, могут посмотреть, как работает пресс-служба мэра, как формируется PR-политика, как она реализуется на практике, например, в управе или в округе; можно поработать в департаменте или пресс-центре). Конкурс здесь — 20 человек на место.

Что дал этот проект? Во-первых, команда существенно «омолодилась». Во-вторых, молодые люди стали получать предложения о работе от трех или четырех руководителей департаментов. Они борются за таланты, более внимательно относятся к молодым специалистам.

Портрет современного чиновника

Самый продуктивный возраст госслужащего, отмечает Александра Александрова, — 35-43 года. Человек уже наработал профессиональный опыт, заработал денег в бизнесе (у него уже есть квартира — он взял ипотеку и, скорее всего, ее выплатил, так что вопрос именно зарабатывания денег не стоит во главе угла) и готов к профессиональной реализации. Он современен, амбициозен, он хочет делать лучшие уникальные проекты в стране — в противном случае он остался бы в бизнесе, который сейчас отнюдь не всегда предлагает такие вызовы. Сейчас невозможно найти такую новую отрасль, которая перевернет мир. Это должны быть очень смелые люди, готовые принимать решения (иногда жесткие и непопулярные), анализировать их последствия. В бизнесе решения принимаются почти всегда с учетом возможной прибыли, а на госслужбе среди ключевых требований — социальные последствия. Поэтому людям, переходящим из бизнеса, нужна адаптация (хотя они и очень интересны правительству Москвы).

В соответствии с частью 2 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) и согласно статье 32 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) приоритетными направлениями формирования кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) и муниципальной службы являются подготовка кадров, формирование кадрового резерва и его эффективное использование, а также применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую и муниципальную службу и ее прохождении.

На реализацию указанных приоритетных направлений формирования кадрового состава в государственных органах и органах местного самоуправления направлены мероприятия по привлечению молодежи на гражданскую и муниципальную службу.

В целях обеспечения формирования комплексной системы привлечения кадров на гражданскую и муниципальную службу посредством профессиональной ориентации и отбора молодежи из числа студентов и выпускников образовательных организаций Минтрудом России разработаны Методические рекомендации по вопросам организации практики студентов образовательных организаций и стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования на государственной гражданской и муниципальной службе (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации направлены на обеспечение взаимодействия федеральных государственных органов (центральных аппаратов и территориальных органов), государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с профильными образовательными организациями, их студентами и выпускниками по вопросам привлечения перспективных молодых кадров на гражданскую и муниципальную службу.

Ожидаемыми результатами реализации Методических рекомендаций являются:

  • привлечение на гражданскую и муниципальную службу перспективных молодых кадров;
  • формирование позитивного имиджа государственных органов и органов местного самоуправления;
  • повышение престижа и привлекательности гражданской и муниципальной службы, что будет способствовать большему притоку кадров;
  • обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с образовательными организациями (в том числе в целях обеспечения практико-ориентированности образовательных программ и профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих);
  • профессиональная ориентация молодых кадров и обеспечение получения ими прикладных знаний и умений;
  • реализация студентами и выпускниками образовательных организаций проектов, в которых заинтересованы государственные органы и органы местного самоуправления;
  • обеспечение личностного и профессионального роста государственных гражданских и муниципальных служащих, являющихся руководителями практики и(или) стажировки, наставниками;
  • выявление талантливой молодежи, формирование молодежного экспертного совета и кадрового актива;
  • пополнение кадрового резерва, предусмотренного статьей 64 Федерального закона № 79-ФЗ и статьей 33 Федерального закона № 25-ФЗ, лучшими кандидатами для замещения должностей гражданской и муниципальной службы;
  • трудоустройство и обеспечение востребованности кадрового потенциала перспективных выпускников образовательных организаций, проявивших свои способности в рамках прохождения практики и(или) стажировки.

В целях оказания государственным органам содействия в реализации мероприятий по привлечению кадров на гражданскую службу Минтрудом России разработана Примерная брошюра для поступающих на государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее – примерная брошюра).

Примерная брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений государственных органов по вопросам государственной службы и кадров. Примерная брошюра также может быть использована студентами и выпускниками образовательных организаций, а также лицами, желающими поступить на гражданскую службу.

Примерная брошюра содержит информацию о системе государственной власти Российской Федерации, основные положения законодательства Российской Федерации о гражданской службе, включая вопросы поступления на гражданскую службу, правового положения (статуса) государственного гражданского служащего. Кроме того, в приложении к примерной брошюре представлена информация о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года.

Примерная брошюра является ориентиром для формирования брошюр и иных информационных материалов государственных органов (буклеты, информационно-графические материалы и т.п.), предназначенных для студентов и выпускников образовательных организаций, а также иных лиц, заинтересованных в поступлении на гражданскую и муниципальную службу.

Читайте также: