Работа в гаи плюсы и минусы

Опубликовано: 17.09.2024

Задумавшись о работе в сфере безопасности, имеет смысл начать с должности инспектора ГИБДД: где ещё можно лучше проверить свою стрессоустойчивость и выносливость?

Инспектор ГИБДД является служащим МВД Российской Федерации, ответственным за безопасность движения на дорогах и профилактическую работу с водителями и пешеходами.

История профессии

До появления автомобиля дорожная ситуация не требовала специальной регулировки: в каждом государстве существовали самые общие правила движения для повозок разного типа. Ситуация изменилась с появлением автомобиля. К концу XIX века движение на дорогах и на улицах резко интенсифицировалось. Чтобы избежать травмирования и гибели людей, а также порчи имущества, правила дорожного движения усложнялись, применялись различные технические средства (семафоры, дорожная разметка и др.). Однако без вмешательства человека, наделенного правами контроля, было не обойтись.

Важным шагом было создание в 1936 году в СССР Госавтоинспекции НКВД (ГАИ). Правда, в те времена инспекция больше заботилась о том, чтобы государственный транспорт использовался по назначению, нежели о безопасности водителей и пешеходов на дорогах. С развитием техники, ростом ее количества и видов полномочия инспекции расширялись. ГИБДД (Государственной инспекцией безопасности дорожного движения) ГАИ стала после реорганизации в 1998 году.

Описание и характеристика профессии

Главная задача, выполняемая инспекторомГИБДД, – обеспечение неукоснительного соблюдения правил дорожного движения всеми его участниками. Цель – порядок на дорогах, предотвращение аварий и профилактика нарушений ПДД.

Инспектор может трудиться в различных подразделениях, входящих в структуру ведомства: в дорожно-патрульной службе, в службе дорожной инспекции, в службе технического контроля, в экзаменационно-регистрационных подразделениях, в отделениях по розыску автомобильного транспорта.

Рассмотрим плюсы данной профессии:

  • неплохая гарантированная государством заработная плата;
  • возможность построить карьеру;
  • учитывая особенности начисления трудового стажа с коэффициентом 1,5, есть возможность выйти на пенсию уже к 45 годам и заняться другой деятельностью;
  • ряд льгот;

Но в работе инспектора ГИБДД есть и существенные минусы:

  • физически тяжелый труд на посту в плохую погоду;
  • большое количество дежурств, в том числе в праздники и в выходные;
  • постоянное воздействие на организм загрязненного выхлопными газами воздуха возле дорог и автострад;
  • частые конфликты с нарушителями ПДД, повышенная эмоциональная нагрузка;
  • негативное отношение значительной части водителей к сотрудникам ГИБДД.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы полноценно выполнять свои обязанности, претенденту на должность инспектора Госавтоинспекции необходимо иметь соответствующие знания и навыки. Итак, какое образование должен иметь будущий инспектор?

Базовое обучение – среднее специальное для низших должностей и балакавриат по специальности "организация и безопасность движения" – для руководящих. Профессия "инспектор ГИБДД" также доступна для лиц с юридическим образованием.

Лучше всего для обучения и последующей работы в органах ГИБДД выбирать вузы, в которых производится профессиональное обучение по профилю "транспорт". Среди наиболее востребованных в регионах высших учебных заведений можно отметить

  • Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону), факультет транспорта, сервиса и эксплуатации,
  • Нижегородский государственный технический университет, институт транспортных систем,
  • Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, факультет управления,
  • Волгоградский государственный технический университет, факультет автомобильного транспорта,

Также есть возможность пройти курс обучения в Московской средней специальной школе полиции МВД России.

Профессиональные обязанности

Что же конкретно должен делать инспектор Госавтоинспекции на своем рабочем месте? Должностная инструкция предусматривает такие задачи:

  • регулирование транспортных потоков на дорогах;
  • проверку документов владельцев автотранспорта (технического паспорта и водительских прав);
  • осмотр перевозимого багажа или груза;
  • предупреждение ситуаций, которые могут привести к авариям;
  • осмотр места ДТП и выяснение его причин;
  • проверку состояния водителя на наличие в его организме токсических, наркотических веществ или алкоголя;
  • участие в розыске угнанных автомобилей;
  • просветительскую и профилактическую работу с водителями.

Кроме того, в процессе работы инспектор может привлекаться к выполнению других заданий по обеспечению безопасности на дорогах, в том числе во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и т.п.

Кому подходит

Наиболее подходящей эта профессия является для мужчин в возрасте 20-30 лет, несудимых и обладающих такими качествами, как стрессоустойчивость, физическая выносливость, скорость реакции в экстремальных ситуациях, умение работать с людьми, внимание и хорошая память. Для женщин эта работа, как правило, слишком трудна, хотя законодательных препятствий нет.

Инспектор ГИБДД является государственным служащим, поэтому чтобы им стать, нужно соответствовать определенным требованиям:

  • возраст от 18 до 40 лет;
  • высшее или среднее специальное образование;
  • прохождение службы в армии для мужчин;
  • крепкое здоровье и хорошая физическая подготовка;

Кроме того, необходимы водительские права категорий А, В и С.

Также можно получить должность сотрудника ГИБДД уволенным сотрудникам органов внутренних дел, однако здесь есть возрастные ограничения:

  • для должностей от лейтенанта до майора (включительно) – до 45 лет;
  • для полковников – до 50 лет;
  • для генерал-майоров – до 55 лет;
  • для генерал-полковников – до 60 лет.

Документы кандидатам следует подавать в кадровые отделы соответствующих государственных органов.

Зарплата инспектора ГИБДД

Что касается уровня заработной платы, то здесь многое зависит от места работы. Так, в столице или Московской области можно зарабатывать до 40-50 тысяч рублей в месяц, в крупных региональных центрах – 30-35 тысяч рублей, а в небольших городах в провинции зарплата может колебаться в пределах от 10 до 25 тысяч рублей.

Также имеют значение звание, выслуга лет, участие в особо ответственных или опасных операциях, премии и поощрения. Но при этом суммарно все надбавки не могут быть больше должностного оклада.

Кроме того, сотрудникам ГИБДД по закону положен ряд льгот: путевки в санатории, льготы по оплате коммунальных услуг, первоочередное устройство детей в детсады и т.д.

Как построить карьеру

Подняться по карьерной лестнице в этой сфере вполне реально. Однако нужно понимать, что сразу на высокую должность попасть практически нереально, придется несколько лет поработать на нижних уровнях и постепенно проходить все ступени в органах ГИБДД. Если человек стал инспектором, профессионально выполняет свои обязанности, продолжает учиться и демонстрирует высокие лидерские и организационные качества, то шансы быть замеченным и продвинутым выше достаточно высоки.

Перспективы профессии

Ежегодно учебные заведения выпускают большое количество специалистов данного направления, однако спрос на них есть постоянно. Во многом это вызвано текучкой кадров, кроме того, уровень автомобилизации страны, и без того высокий, все более повышается. Поэтому профессия инспектора ГИБДД остается востребованной.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия инспектор гибдд подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Для работы инспектором ДПС нужно получить профессиональное высшее образование или среднетехническое. Подготовку сотрудника ГИБДД (раньше ГАИ) проводят в Москве в средней специальной школе полиции МВД России. Приветствуется автодорожный институт, юридическая академия или инженерная специальность. Если у кандидата на должность нет специального профессионального образования, при приёме на работу в отделение он пройдёт обязательные подготовительные курсы.

Будущему работнику предъявляются такие требования:

  • отсутствие судимостей;
  • российское гражданство;
  • возраст от 18 лет;
  • пройденная срочная служба в армии (военная кафедра);
  • наличие ВУ с открытыми категориями В и С;
  • отменное здоровье и физическая подготовка;
  • стажировка по специальности.

Личные качества

Кроме образования, будущий гаишник должен обладать определёнными чертами характера. По роду службы патрульному приходится много общаться с разными людьми. Поэтому нужные качества — это, прежде всего, коммуникабельность и сдержанность. Кроме этого, инспектор ДПС, как ещё называют гаишника, должен обладать такими навыками и чертами:

  • высокая концентрация внимания;
  • умение переключаться с одной задачи на другую;
  • хорошая зрительная память;
  • быстрота реакции;
  • находчивость, умение анализировать и просчитывать ситуацию;
  • честность и принципиальность;
  • ответственность и дисциплинированность.

Обязанности и задачи инспектора ДПС

Основная задача — заниматься обеспечением безопасности дорожного движения. Безусловно, гаишник должен знать ПДД и без запинки цитировать их нарушителю. Безошибочно назвать сумму штрафа или возможное административное наказание за нарушение. Прямые задачи, закреплённые за должностью:

  • регулировка движения;
  • предупреждение аварийных ситуаций;
  • проверка технических документов на авто и водительских прав;
  • осмотр места ДТП и выяснение всех сопутствующих обстоятельств;
  • проведение освидетельствования водителя ТС в медучреждении на наличие наркотических средств или алкоголя в крови;
  • участие в розыске автонарушителя или угнанных транспортных средств;
  • проверка перевозимых грузов.

Место работы и карьерный рост

Сотрудник может устроиться в дорожно-патрульную службу, заниматься непосредственно патрулированием по дорогам и обеспечивать порядок и безопасность дорожного движения. По распределению инспектор может попасть в муниципальный или областной, окружной департамент безопасности на дорогах, чтобы обеспечивать правила парковки, осуществлять эвакуацию автомобилей-нарушителей и составлять админпротокол. В обязанности входит проверка покрытия дорог, составление карты аварийных участков и осуществление контроля по ремонту.

Также можно работать в отделении розыска угнанных ТС или подозреваемых в преступлении. Осуществлять контроль технического соответствия автомобилей, заниматься регистрационно-экзаменационной деятельностью.

Повышение в должности возможно при наличии соответствующего образования и звания. Карьерный рост начинается со звания лейтенанта, полученного в армии, на военной кафедре гражданского вуза или по окончании вуза МВД.

Зарплата инспектора ГИБДД в столице равна примерно 50 тысячам рублей, на периферии — от 10 до 25 тысяч, в областных центрах около 40 тысяч рублей.

Плюсы и минусы работы

С развитием автомобилестроения и ростом транспортных средств на дорогах, работники ДПС (стали востребованной профессией. Поскольку работа связана с некоторой опасностью, особенно это касается патрульных служб, то девушкам, женщинам она не подходит. Но, согласно букве закона, получить эту работу имеет право любой гражданин, соответствующий требованиям должности, невзирая на половую принадлежность. Не принимается во внимание вероисповедание, национальность (не путать с гражданством) и социальный статус. Молодым людям желающим освоить профессию желательно знать её преимущества и недостатки.

Плюсы работы

Государственный служащий всегда вовремя получает зарплату. Стимулом для работы служит её размер: по сравнению с гражданскими профессиями достаточно высокий. Кроме того, сумма оплаты труда своевременно индексируется государством. Сотрудник имеет возможность карьерного роста, соответственно повышения зарплаты, согласно званию и занимаемой должности.

Предусмотрен выход на пенсию по выслуге лет в 45-летнем возрасте. Ежегодный оплачиваемый отпуск от 35 дней. Кроме этого, работники ДПС вправе рассчитывать на социальные гарантии и льготы.

Минусы профессии

Работа в структуре МВД может быть опасна. Сотрудникам дорожной инспекции приходится останавливать автомобили, находящиеся в розыске. Преступник за рулём может быть не просто неадекватен, но и опасен, вооружён. Гаишник выходит на работу и находится на посту в любую погоду, время года. Ливень, метель или 40-градусная жара не являются уважительной причиной отсутствия на рабочем месте. Сотрудникам автоинспекции приходится выходить на дежурства в выходные и праздничные дни.

Будущий работник ГИБДД должен взвесить все за и против. Профессия тесно связана с ежедневным общением с людьми разного характера. При этом инспектор обязан быть терпеливым и вежливым.


Работа в ДПС, безусловно, сложна и морально, и физически. Редко какой водитель рад ситуации, когда его останавливает инспектор госавтоинспекции даже для банальной проверки документов. Но если вы хотите видеть себя в будущем сотрудником ДПС, то этот материал для вас. В статье мы разберем условия приема на работу, требования к сотрудникам, к имеющемуся у них образованию. Обратим внимание читателя и на актуальные по новому Административному регламенту должностные права и обязанности данного работника.

Буква закона

Для начала обратимся к российскому законодательству, регулирующему непосредственно прием на работу будущих сотрудников ДПС.

Правом работы в ГИБДД сегодня обладают граждане Российской Федерации возраста 18-40 лет. Половая, религиозная и национальная принадлежность по закону не играет ключевой роли в отборе кандидатов на должность. Точно также здесь не имеет значение должностное, имущественное, социальное положение гражданина, а также факт его членства в общественных организациях. Вопрос взглядов, убеждений кандидата на должность также не должен рассматриваться при приеме его на работу в ГИБДД.


Важное при отборе кандидатов

Если вы видите себя сотрудником ДПС, то определяющим при приеме на работу будет следующее: достойно проходить службу вам должны позволять деловые, личные и нравственные качества. Большое значение имеет и ваш уровень образования, и состояние здоровья.

Обратим внимание и на следующее: если вы еще несовершеннолетнее лицо, но в будущем хотите стать сотрудником ДПС, то при наличии среднего образования уже можете начать профессиональное обучение в этом направлении.

Для бывших сотрудников органов

Рассмотрим и такой вариант. Вы уволились из органов внутренних дел. Но вновь хотите приступить к службе в роли сотрудника ДПС. В таком случае законодательство несколько расширяет для вас допустимые возрастные рамки:

- Звание от младшего лейтенанта до подполковника - максимум 45 лет.

- Звание полковника - 50 лет.

- Звание генерал-майора - 55 лет.

- Звание генерал-полковника - 60 лет.

Здесь, конечно, имеются ввиду руководящие должности, а не работа рядовым инспектором.


Необходимое образование

Инспектор ДПС является специалистом. Поэтому у кандидата на должность обязательно должно быть среднее специальное или высшее профессиональное образование. Естественно, котироваться будет диплом, выданный учебным заведением, имеющим государственную аккредитацию.


Требования к кандидату на должность

Кроме всего перечисленного, действуют следующие требования к кандидату на должность:

- Прохождение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

- Наличие водительских прав категории В и С. Это необходимое условие для отправления сотрудника в рейды.

- Опыт специальной стажировки.

Об этом нужно помнить.

Хоть это не указывается в официальных документах, но при поступлении на работу тут нужны определенные качества характера. Первое время вам, скорее всего, придется работать на улице - с обычными водителями, нарушителями ПДД и пострадавшими. От вашего умения гибко взаимодействовать с этими лицами, уходить от прямых конфликтов, не грубо, но твердо настаивать на букве закона зависит успешность службы в ДПС. И, возможно, продвижение на руководящие посты.


Кому будет отказано?

Как мы с вами уже убедились, на службу в ДПС возьмут не каждого гражданина. Вот несколько частых случаев, по которым кандидатам на должность отказывали:

- По решению суда гражданин был признан полностью или частично недееспособным.

- Гражданин имеет/имел судимость.

- Когда-либо кандидат на должность был привлечен к административной ответственности.

- Не имеются водительские права категории В.

- Гражданин не проходил срочную службу в рядах Российской Армии.


Теперь перейдем уже непосредственно к службе. Обязанности сотрудника ДПС перечислены в Административном регламенте МВД. Его актуальная версия принята в 2009 году (приказ № 185).

Документ вводит следующие должностные обязанности инспектора ДПС:

1. При общении с участниками ДД сотрудник обязательно должен быть тактичным, вежливым, и объективным. В любых ситуациях он сохраняет выдержку и спокойствие.

2. По отношению к участника ДД допустиво только обращение на "Вы".

3. Все требования и замечания излагаются сотрудником в понятной и убедительной форме. Он должен стараться изъясняться так, чтобы его слова не были восприняты двояко или ложно.

4. При обращении к участнику дорожного движения обязанность ДПС-инспектора заключается и в том, что он должен представиться: назвать должность, звание, фамилию, имя и отчество. Далее - лаконично сообщить цель и причину своего обращения.

6. Если требуется ограничить права и свободы того или иного гражданина, сотрудник ДПС обязательно разъясняет как повод, так и причину такого ограничения, поясняет права и обязанности гражданина в подобной ситуации.

7. Сотрудники обязательно соблюдают порядок получения доказательств нарушения. Несоблюдение его говорит о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно.

8. Суть совершенного нарушения разъясняется информативно и ясно, убедительно, со ссылкой на определенные пункты ПДД и иных нормативных актов, действующих в РФ.

9. При проведении проверки документов граждан обязанность сотрудника ГИБДД - обращаться с бумагами аккуратно, не делать в них пометок.

10. Если к сотруднику обратился гражданин за получением справки, то инспектор должен разъяснить лишь специфику проезда, особенности маршрута следования, подсказать местоположение медучреждений, отделений полиции и госавтоинспекции. Также он сообщает телефоны, по которым можно получить информацию по поводу задержанных транспортных средств, местоположении стоянок, на которые отправляют эти ТС.

11. При возникновении конфликта, а также по требованию участников ДД, обязанность инспектора ГИБДД - сообщить порядок обжалования его действий гражданами.

12. При возникновении спорной ситуации с участником ДД инспектор обязан сообщить ему контакты дежурного ГИБДД или иного вышестоящего должностного лица.


Права сотрудника

Перейдем теперь к правам инспектора ГИБДД. В частности, это его правомочия в отношении остановки транспортного средства на автомагистрали. Они действуют в случаях:

1. Визуально или с использованием специальных технических средств было установлено нарушение ПДД.

2. У инспектора есть данные (ориентировка, информация от дежурного, участников ДД, других нарядов, визуально зафиксированные обстоятельства), которые свидетельствуют о причастности водителя или пассажиров ТС к совершению ДТП, правонарушения или преступления.

3. Наличие у сотрудника ДПС данных, свидетельствующих, что конкретный автомобиль использовался для совершения противоправных действий, находится в розыске.

4. Необходимо опросить водителя и пассажиров ТС об обстоятельствах совершения ДТП, преступления, правонарушения, свидетелями, очевидцами которого они являлись, являются.

5. Необходимость привлечения участника ДД в качестве понятого.

6. Для каких-либо неотложных служебных целей необходимо использовать транспортное средство остановленного водителя.

7. Необходимость запрещения или временного ограничения движения транспортных средств на определенном участке трассы.

8. При необходимости обеспечения беспрепятственного и безопасного проезда автосредств специального назначения.

9. Требование оказания от водителей содействия в беспрепятственном следовании к месту происшествия ТС специального назначения - скорой медпомощи, аварийных, спасательных служб, отрядов оперативного реагирования и проч.


10. Необходимость привлечения как водителя, так и пассажиров остановленного ТС к оказанию помощи сотрудникам полиции, другим участникам дорожного движения.

11. Проведение на основании соответствующих распорядительных актов специальных мероприятий по предупреждению ДТП, снижению вреда их последствий в целях охраны здоровья, жизни, имущества граждан, а также защиты их интересов и законных прав, интересов всего общества и государства.

12. Остановка по причине того, что ТС создает опасность для других участников дорожного движения (из-за неисправности, неправильной установки каких-либо агрегатов).

13. Остановка для обеспечения безопасности самого водителя - на дальнейшем участке трассы ведутся ремонтные работы, дорога повреждена последствиями стихийного бедствия, техногенными, производственными авариями, пожарами, утечкой опасных веществ, последствиями иных чрезвычайных обстоятельств.

14. Проверка документации на право пользования и владения данным ТС, документов на авто и перевозимые грузы.

15. Проверка документов водителя и пассажиров, если есть основание подозревать их в совершении преступления, правонарушения и проч.

Инспектор ДПС - безусловно, сложная работа. Не просто быть сотрудником ГИБДД, обязанности, с которыми вы могли ознакомиться в статье, это подтверждают. Поэтому к кандидату на должность предъявляются соответствующие серьезные требования.

Фото «Из-за таких, как ты, страна в ж. е». Как устроена работа гаишников

У гаишника в народном фольклоре не самый положительный образ. В каждом инспекторе граждане видят потенциального взяточника и источник проблем. В то же время без них дорожное движение превратится в хаос. Истина как обычно где-то посередине.

Anews выяснил, почему у них не получается «брать как раньше», как вас могут заставить быть свидетелем и что может случиться, если пойти против начальства.

«Не работа, а СЛУЖБА»

В зной и мороз дышать дорожной пылью, стоять в пробках и выезжать на бесконечные аварии — работа специфическая, но люди по какой-то причине продолжают ей заниматься. Главными плюсами своей работы инспекторы ГИБДД считают социальные гарантии и стабильность:

«Отпуск 40 дней, оплата проезда к месту отпуска, зарплата+премии: слухи о том, что ГИБДД на зарплату не живет преувеличены — если ты с улицы пришел и тебя знать никто не знает, то будешь работать первый год-два именно на з/п».

«Стабильная з/п, мощная социалка, отпуск, полнейший соц. пакет и вообще все стабильно. ГИБДД не обанкротится через месяц и сотрудников на улицу не повыкидывает. Плюс ранняя пенсия», — рассказывают они на форумах.

В то же время гаишники жалуются на ненормированный график и что перестают «принадлежать себе»:

«Это все-таки не работа, а СЛУЖБА. На ней ты не принадлежишь сам себе на 100%. Могут посреди ночи поднять "по тревоге". Когда все с детьми отдыхают в праздники, ходят на елки, салюты — ты стоишь на улице палкой машешь, так как в праздничные дни обычно "усиление". Ну и в ГАИ нельзя просто поработать какое-то время, потом уйти, потом вернуться, "искать себя" как на обычных офисных работах — если уж устроился, значит, "подарил" себя государству всерьез и надолго».

«Брать как раньше не удается»

В 1990-х и ранних 2000-х гаишник был персонажем народных анекдотов, берущим взятки и безбедно живущим за их счет. Но если верить экспертам, в последние годы технический прогресс и ужесточение законов омрачили существование сотрудников ГИБДД.

Как рассказал «Коммерсанту» координатор движения «Общество синих ведерок»Петр Шкуматов: «Если еще лет пять назад каждый водитель сталкивался с недвусмысленным предложением инспектора ДПС, то сегодня сам инспектор взятку не попросит. Связано это в первую очередь с распространением аудио- и видеозаписывающих устройств. Во-вторых, начали проходить публичные процессы: раньше об уголовном преследовании сотрудника ГИБДД знали только его сослуживцы, теперь это все широко освещается в СМИ. Боятся брать».

Это подтвердил и другой собеседник издания — инспектор ДПС, пожелавший сохранить анонимность: «Брать как раньше не удается, а дураков, которые за 40 тыс. руб. под дождем будут пробки разруливать, нет — лучше в тепле сидеть». «Брать как раньше» гаишникам мешает еще и то обстоятельство, чтооплата мелких штрафов «на месте» теперь не оправдана. Раньше нарушителю для его погашения нужно было ждать очереди в Сбербанке, затем везти квитанцию в отдел ГИБДД. Сегодня отследить и оплатить все можно в несколько кликов онлайн. Дача взятки никак не ускорит этот процесс — он и так достаточно быстрый.

«Водитель должен уехать от тебя довольный»

Сказать, что поборы среди сотрудников ДПС окончательно ушли в прошлое, тоже нельзя. Ездить пьяными россияне пока не перестали, а платить штраф в размере 30 тысяч и терять права на 1,5 - 2 года никто не хочет. Когда водитель дует в штатный алкотестер и он фиксирует положительный результат, инспектор вынужден сразу начать оформление. Для таких случаев некоторые гаишники используют свой подкрученный прибор, показывающий допустимые промилле. Водитель повинуется и платит.

Сами сотрудники ГИБДД рассказывают, что выживаемость в профессии зависит от умения договариваться:

«Если ты с улицы и без блата, то поставят на землю и будешь ишачить от проверки до проверки, как честный гибдэдэшник для отчетов. Поймают на 1000 рублей — осудят, как главного коррупционера страны и покажут по всем новостям, что из-за таких, как ты страна в ж. е. Если будешь работать более-менее сносно и будешь договариваться с верхними, то разрешат брать, закрывая глаза, но с откатом».

«Нас еще в 1990-х старые гаишники научили главному принципу: "водитель должен уехать от тебя довольный". Ты задержал человека не за надуманное, а очевидное нарушение. Честно описал возможные последствия. И ничего вымогать не надо, человек сам уговаривает тебя решить проблему. Ты соглашаешься, делая одолжение. Тогда он отдает тебе деньги с благодарностью и опасности впоследствии ни для тебя, ни для твоих коллег не представляет», — вспоминает Петр Шкуматов.

«Николай Степаныч» и другие хитрости

Если на дороге случается авария, вокруг обычно скапливается много случайных людей. Особенно много зевак, если авария с жертвами. Гаишникам это даже удобно, когда они ищут свидетелей ДТП. Но давать показания обычно никто не хочет: одни боятся, другим жалко тратить время. Тогда сотрудник ГИБДД может попросить предъявить паспорт и убрать в карман, пока не получит показаний.

Еще в присутствии участников ДТП гаишники могут обращаться друг к другу по вымышленным именам и отчествам. Водитель запомнит некого Николая Степаныча, которого на самом деле не было в экипаже, оформилявшем аварию.

Иногда гаишники любят прятать видеофиксаторы в неожиданных местах.



«Отрицательный отбор»


В комедийной передаче « Наша Раша » был гаишник, который принципиально не брал взяток, и чья семья жила впроголодь. Встречаются ли такие в реальной жизни?

«У меня кум и года не выдержал, слишком честный для такой работы. И со своей честностью встал поперек горла тем, кто работать не хотел работать честно. В общем, говорит, что травля началась серьезная. Стали всех собак на него вешать, докапываться к мелочам. Так называемый отрицательный отбор в действии», — рассказал пользователь форума ГИБДД.

И все же недавняя нашумевшая история доказала, что как минимум один «честный гаишник» все-таки существует. По крайней мере, именно так журналисты окрестили рядового сотрудника ГИБДД Андрея Ласкина из Нижневартовска. Правда, чтобы заслужить это неофициальное звание, ему пришлось пройти через все круги российского бюрократического ада.

Летом 2016 года Ласкин составил рапорт на двух пьяных граждан — полицейского и врача местного аэропорта, отвечающего за допуск пилотов к полетам. Когда Ласкин передал протоколы, обнаружилось, что дальше кабинетов руководства они не ушли — ни одного из водителей не лишили прав. Узнав об этом, сотрудник обратился к главе МВД, генеральному прокурору и президенту. Не дождавшись ответа, он обнародовал историю в СМИ. Вскоре инспектора уволили «за поступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел».


Кадр из видео Андрея Ласкина на сайте “Одноклассники”. Показания алкотестера в четыре раза превысили предельно допустимую погрешность

Восстанавливать должность пришлось через суд. После всех тяжб журналисты дали Андрею Ляскину прозвище «самый честный гаишник». Вернувшись на работу, инспектор подумывал об уходе на пенсию, объясняя, что «с такими командирами работать не хочется».

«Погодите пару минут, пиво допью»

Одни автовладельцы жалуются, что их постоянно останавливают сотрудники ДПС, а другие общаются с ними не чаще одного раза в год. Среди водителей даже ходит байка, будто авто определенной модели тормозят чаще, чем другие. Такое возможно, если поступила ориентировка, что правонарушители находятся, например, в черном «мерседесе». Тогда инспекторы действительно будут обращать повышенное внимание на машины указанных параметров.

В штатном режиме сотрудники ДПС могут остановить для проверки документов автомобили с ярко выраженным «тюнингом», например, с «глухо» затонированными стеклами. Вызвать подозрения могут и автомобили с номерами государств, граничащих с Россией. «Дело в том, что их приобретают иностранные граждане и пригоняют к нам с оформлением временного ввоза. Срок действия этого документа истекает, но машины очень часто продолжают эксплуатироваться — уже нелегально» , — рассказал «РИА Новостям» бывший инспектор ДПС Александр Кисняшкин. Также Кисняшкин признался, что в выходные постовые тщательнее присматриваются к дорогим иномаркам и машинам с блатными номерами. Состоятельные люди часто позволяют себе сесть за руль, до конца не протрезвев.. Когда опустится стекло, нужно сразу вдохнуть воздух из салона. Если есть сомнения, предложить водителю проехать на медицинское освидетельствование.

Вождением в нетрезвом виде грешат не только владельцы дорогих авто. Однажды Александр остановил «Газель», водитель которой выпивал прямо за рулем. На просьбу сотрудника выйти из машины, он ответил: «Погодите пару минут, пиво допью».

Еще у инспекторов могут вызвать интерес дешевые отечественные автомобили типа «Жигулей». На них нередко передвигаются иностранные граждане, имеющие проблемы с регистрацией или представители криминального мира. В случае чего такую машину не жалко бросить где-нибудь и сжечь, чтобы замести следы преступления.

Инспекторы ГИБДД работают в Дорожно-Постовой Службе. Следят за тем, чтобы водители соблюдали Правила Дорожного Движения. Не нарушали их. Наказывают тех водителей, которые не соблюдают ПДД. А также выполняют другие служебные обязанности.

Мы расскажем о том, как стать инспектором ГИБДД. Поведаем о том, что нужно для освоения специальности. А также о перспективах работы по этому направлению.

Чем занимаются инспекторы ГИБДД?


Главная задача, которая стоит перед инспектором - следить, чтобы все водители четко следовали ПДД. Не устраивали во время езды беспорядок. Не совершали действий, которые могут привести к авариям. А также не нарушали правила, прописанные в ПДД.

Где может работать инспектор?

Сотрудники ГИБДД могут самостоятельно выбрать направление деятельности. Они могут работать в:

  1. ДПС. Нести службу на постах. Останавливать нарушителей ПДД. Взыскивать с них штрафы.
  2. В дорожной инспекции. Проводить Технический Контроль за различными средствами передвижения.
  3. Областных отделениях ГАИ. Принимать экзамены на права.
  4. Специальных подразделениях, которые ищут пропавшие, угнанные машины.

И огромном количестве других подразделений.

Преимущества профессии

У профессии инспектора ГИБДД есть ряд важных преимуществ:

  1. Стабильная заработная плата и социальный пакет. Деньги инспекторам ГИБДД выплачиваются вовремя. При добросовестном выполнении обязанностей, они будут обеспечены работой на всю жизнь.
  2. Большие возможности для продвижения по карьерной лестнице. Через десять лет инспектор может стать генералом. И занять должность начальника области. Или даже страны.
  3. Один год службы считается так, будто бы специалист отработал 18 месяцев. Соответственно, инспектор ГИБДД может уйти на пенсию значительно раньше, чем представители других профессий. В возрасте всего 45 лет. При наступлении этого периода, сотрудник может либо остаться работать в ГИБДД. Либо начать заниматься какой-либо другой деятельностью.
  4. Возможность служить родине. И наполнять казну своего государства за счет выписанных штрафов. Инспектор ГИБДД - довольно благородная профессия.

Недостатки профессии


Помимо плюсов, эта специальность обладает и некоторыми минусами:

  1. Трудиться придется очень тяжело. Инспектору предстоит стоять на посту круглый год. Даже при дожде и снегопаде. Причем, не несколько часов. А целый день. В конкретные часы несения службы.
  2. Дежурство могут поставить на выходной день. Безусловно, в этом случае сотруднику ГИБДД дадут дополнительный выходной. Однако, в конкретный праздничный день он будет работать, пока все отдыхают. Например, сотрудника ГИБДД могут заставить стоять на посту в Новый Год.
  3. Рутинная работа. Целыми днями стоять на одном месте и выписывать штрафы - не очень веселое времяпрепровождение. Некоторым рутина подобного вида не придется по душе.
  4. Инспектору предстоит работать рядом с дорогами. Соответственно, воздух в этой местности будет сильно загрязнен. За счет выхлопных газов. Организм инспектора будет подвергаться негативному воздействию.
  5. Инспектору предстоит коммуницировать с огромным количеством людей, которые нарушили Правила Дорожного Движения. Как с хорошими, понимающими, так и с конфликтными. Соответственно, неприятных ситуациях в работе специалисту не избежать. Подросток должен быть максимально стрессоустойчивым для этой работы. В противном случае, он сломается при общении с неприятными водителями.
  6. По неизвестной причине водители негативно относятся к сотрудникам ГИБДД. Подростку предстоит терпеть презрение с их стороны.

Как выучиться на инспектора ДПС?

Также, при выборе университета подростку, обращайте внимание на транспортные ВУЗы. В названии специальности должно присутствовать слово "транспорт". В этом случае образование подойдет для дальнейшего трудоустройства в ГИБДД. А еще, стать инспектором сможет выпускник, который закончил университет и получил диплом юриста.

Помимо этого, на инспекторов ГИБДД учат в школе полиции, которая расположена в Москве. И работает при Министерстве Внутренних Дел.

Обязанности, которые есть у инспектора ДПС


Инспектор ГИБДД имеет ряд обязанностей. Он должен:

  1. Следить за потоком автомобилей в городе.
  2. Проверять документы у людей, которые ездят за рулем автомобилей. В частности, техпаспорт на машину. И водительское удостоверение, дающее право на управление транспортным средством.
  3. Осматривать, какой багаж расположен в салоне автомобиля. А также просить водителя показать груз.
  4. Не допускать ситуаций, в рамках которых может случиться то или иное ДТП.
  5. Останавливать водителей, которые ведут себя на дороге странно. Проверять, не находятся ли они в состоянии алкогольного опьянения. Не принимали ли они наркотические вещества.
  6. Осматривать ту область дороги, на которой произошло ДТП. Выяснять, почему случилась авария.
  7. Искать машины, которые были угнаны злоумышленниками. Или пропали по неизвестным причинам.
  8. Вести учебную деятельность. Рассказывать водителям о правилах дорожного движения. А также о нововведениях в ПДД.

Также, работа сотрудников ГИБДД особенно важна в том случае, если на регион обрушилось какое-либо стихийное бедствие. В этом случае специалисты должны сделать все для того, чтобы на дорогах не образовался хаос.

Для кого подойдет профессия инспектора ГИБДД?


Работать в этой сфере рекомендуется молодым людям в возрасте от двадцати до тридцати лет. Это самое оптимальное время для того, чтобы начать работу в ГАИ. Также, у соискателя должен быть ряд важных навыков.

Подросток должен быть стрессоустойчивым. Выносливым как в физическом, так и в моральном плане. Он должен уметь быстро реагировать в разных ситуациях. Уметь общаться с разными людьми. Понимать, как привлечь их к ответственности.

Также, сотрудник ДПС должен уметь хорошо водить автомобиль. В том числе, и экстремально. Это понадобится специалисту для того, чтобы, в случае чрезвычайной ситуации, организовать погоню за преступником. И догнать его. При этом, для поступления на службу нужно уметь управлять разными видами транспортных средств. Теми, которые принадлежат к категориям А, В, С.

Требования к инспекторам ГИБДД

Чтобы стать инспектором, подросток должен соответствовать по параметрам следующим характеристикам:

  1. Быть не младше восемнадцати, и не старше сорока лет.
  2. Закончить университет. Или ССУЗ.
  3. В обязательном порядке отслужить в армии.
  4. Обладать хорошими физическими показателями тела. Уметь много отжиматься. Выполнять различные упражнения и многое другое.

Сколько платят инспекторам ГИБДД?


Заработная плата инспекторов ГИБДД может быть как высокой, так и низкой. На ее уровень влияет огромное количество факторов. Самый главный из которых - место, где инспектор проходит службу.

Например, в Москве и близлежащих городах сотрудникам ГИБДД в среднем платят около сорока-пятидесяти тысяч рублей. В регионах зарплата колеблется на уровне тридцати-тридцати пяти тысяч рублей. В маленьких городках она может быть еще меньше. И составлять от десяти до двадцати пяти тысяч.

На уровень заработной платы влияют и следующие факторы:

  1. Сколько лет служит инспектор.
  2. Какое звание он имеет.
  3. Участвовал ли он в стратегически важных спецоперациях.

За это дают специальные премии и надбавки. Их размер может составлять сумму традиционного оклада инспектора. Например, если в месяц сотрудник МВД получает 50.000 рублей, то максимальная сумма его надбавок может составить еще 50.000 рублей. Соответственно, в месяц он может получать 100.000 рублей.

Читайте также: