Распространяется ли трудовое законодательство на судей

Опубликовано: 17.09.2024

Законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим Законом.
Комментарий к статье 22
1. Данная статья введена законодателем как новелла норм трудового законодательства (ТК РФ и специальных норм трудового права) и распространяется на судей тогда, когда в Законе РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с послед. изм. и дополн.) они не урегулированы.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
26 июня 1992 года
N 3132-1
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РСФСР 09.12.1971)
ЗАКОН РСФСР от 08.07.1981 N 976
"О СУДОУСТРОЙСТВЕ РСФСР"
"ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 24.06.1983)
ЗАКОН РФ от 28.11.1991 N 1948-1
"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N 2202-1
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ЗАКОН РФ от 26.06.1992 N 3132-1
"О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ЗАКОН РФ от 14.04.1993 N 4791-1
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ЗАКОН РФ от 27.04.1993 N 4866-1
"ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И
СВОБОДЫ ГРАЖДАН"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
"О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.12.1994 N 55-ФЗ
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СУДОВ И
ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ЮСТИЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.04.1995 N 45-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ СУДЕЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ"
(принят ГД ФС РФ 22.03.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 28.04.1995 N 1-ФКЗ
"ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.06.1995 N 91-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О
СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 19.05.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.08.1995 N 144-ФЗ
"ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.1996 N 6-ФЗ
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДЕЙ И РАБОТНИКОВ
АППАРАТОВ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.1996 N 150-ФЗ
"ОБ ОРУЖИИ"
(принят ГД ФС РФ 13.11.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
"О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.1998 N 188-ФЗ
"О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 11.11.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.02.1999 N 30-ФЗ
"О ФИНАНСИРОВАНИИ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 22.01.1999)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.1999 N 169-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 3 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 24.06.1999)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.06.2000 N 89-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 21 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О
СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 31.05.2000)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.05.2001 N 70-ФЗ
"ОБ АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 11.04.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 169-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О
СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 28.11.2001)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
"ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.03.2002 N 30-ФЗ
"ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 15.02.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ
"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 19.04.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.06.2002 N 76-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДЕЙ И РАБОТНИКОВ
АППАРАТОВ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 13.06.2002)
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 14.06.2002)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 14.04.1993 N 4792-1
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ
СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 13.05.1993 N 4960-1
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЯХ СУДЕЙ И
ПОЛОЖЕНИЯ О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ АТТЕСТАЦИИ СУДЕЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета Федерации ФС РФ от 15.11.1994 N 246-1 СФ
"О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ НА ВАКАНТНЫЕ МЕСТА СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗ ЧИСЛА КАНДИДАТУР, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ
ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 НОЯБРЯ 1994 ГОДА"
УКАЗ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288
"О МЕРАХ ПО ПРИВЕДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
СООТВЕТСТВИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
УКАЗ Президента РФ от 09.09.2000 N 1624
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ УДОСТОВЕРЕНИЯ СУДЬИ
СУДЬЯМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И СУДЬЯМ, НАЗНАЧАЕМЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
УКАЗ Президента РФ от 04.10.2001 N 1185
"О КОМИССИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ РАССМОТРЕНИЮ КАНДИДАТУР НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.1997 N 1575
"О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ СУДЬЯМ"
"КОДЕКС ЧЕСТИ СУДЬИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. Постановлением Совета судей РФ от 21.10.1993)
"ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ"
ОК 011-93
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 299)
"ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАЖА РАБОТЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ
ПРОФЕССИИ ДЛЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ"
(утв. Минюстом РФ N 10 (35)-5, Верховным Судом РФ, ВАС РФ
27.12.1996)
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 21.02.2002 N 61
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДОКУМЕНТА, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩЕГО ОБ ОТСУТСТВИИ
ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ НАЗНАЧЕНИЮ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.03.2002 N 3295)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета судей РФ от 26.12.2002 N 78
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ НАЗНАЧЕНИЮ НА
ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ"
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 01.12.1999
ПРИКАЗ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 31.05.1999
N 54
"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ КОМИССИЯХ ПО ПРИЕМУ
ЭКЗАМЕНА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ"
"ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО
ПОЖИЗНЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ СУДЬЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
И ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ"
(утв. ВАС РФ 05.08.1999, Верховным Судом РФ 17.08.1999)
"ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ КОМИССИЯХ ПО ПРИЕМУ
КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ"
(утв. Высшей Квалификационной Коллегией судей РФ 15.05.2002)
"ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ"
(Приняты в г. Милане 26.08.1985 - 06.09.1985)

Статья 11 ТК посвящена описанию аспектов использования трудового законодательства. Она описывает как область его применения, так и случаи, когда использование трудового права ограничено.

Статья 11 ТК РФ

Основные аспекты ст. 11 ТК

В вводном абзаце говорится, что законодательство в трудовой сфере и другие профильные акты могут использоваться не только для упорядочивания непосредственно трудовых взаимоотношений, но и в области личного труда, если это возможно по ТК или соответствующим ФЗ.

В следующем абзаце законодатели сочли необходимым специально подчеркнуть, что все наниматели в отношениях с сотрудниками по поводу трудовой деятельности обязаны ориентироваться на трудовое законодательство. Также указывается, что если отношения по вопросам личного труда первоначально возникли на базе гражданско-правового договора (ГПХ), но далее перешли в область трудовых взаимоотношений, то к ним применяются именно нормы трудового законодательства.

Отдельно указывается, что – если только иное не оговорено в ТК и соответствующих ФЗ, – в РФ трудовое законодательство применяется не только по отношению к россиянам, но также к:

  • лицам без гражданства;
  • гражданам других стран;
  • организациям, которые созданы с участием этих двух категорий;
  • международным и иностранным структурам.

В следующем абзаце специально оговаривается, что регулирование отношений по вопросам труда с отдельными категориями персонала проводится на базе действующего ТК. В состав этих групп включены:

  • руководители;
  • трудящиеся по совместительству;
  • женщины;
  • молодёжь;
  • лица с семейными обязанностями;
  • иные категории сотрудников.

Отдельно указывается, что к служащим госструктур и муниципальных органов трудовое право применяется с теми особенностями, которые упомянуты в соответствующих ФЗ.

В заключительном абзаце перечисляются те лица, на которых не распространяется трудовое законодательство (исключения допускаются, если они выступают в роли нанимателей или их представителей). К ним относятся лица:

  • находящиеся на военной службе;
  • состоящие в советах директоров (наблюдательных советах) организаций;
  • трудящиеся с использованием договоров ГПХ;
  • иные категории, если это оговорено в соответствующих ФЗ.

Итак, рассмотренная статья даёт исчерпывающий порядок применения ТК и тех ФЗ, которые ориентируются на область трудовых взаимоотношений.

Параметры применения ст. 11 ТК

Каков основной смысл ст. 11 ТК?

Она устанавливает, что сотрудники и их наниматели в действиях по трудовым взаимоотношениям по умолчанию попадают под нормы ТК и профильных нормативных актов. Т.е. их согласия в этом плане не требуется. Другое её важное положение – перечисление категорий, в отношении которых допускаются исключения в воздействии положений трудового права. К ним относятся военные, участники наблюдательных советов и т.д.

Каковы ограничения ст. 11 ТК, которые необходимо учитывать нанимателю?

В первую очередь её положения по отношению к мигрантам. Хотя она и устанавливает применимость на всей территории РФ положения трудового права, но оговаривает, что эта применимость ограничена специальными положениями ТК и ФЗ. Так, Соглашение между странами СНГ (ст. 5), введённое в действие в 1995 году с помощью ФЗ-47, указывает, что в ряде случаев с работниками-мигрантами могут быть прерваны трудовые отношения, и их можно выслать с территории страны. Об этом же говорит и принятый в 2002 году 115-ФЗ. Поэтому нанимающим мигрантов работодателям необходимо учитывать это обстоятельство.

Другое её ограничение – это оговорка о применимости трудового права, когда договора ГПХ по трудовым взаимодействиям утрачивают свою силу. Этот момент специально исследован в ст. 19.1 ТК.

Третье ограничение дано в её заключительной части, и касается военнослужащих и других отдельных категорий граждан. Их перечень носит открытый характер, устанавливая потенциальные ограничения трудового права по мере принятия специальных ФЗ.

Может ли применять трудовое законодательство к лицам, которые выведены из сферы действия трудового права (военнослужащие и другие подобные категории)?

Эта статья предусматривает два таких случая, когда эти лица попадают под трудовое законодательство:

  • если они являются нанимателями рабочей силы;
  • если они официально выступают представителями этих нанимателей.

Причём они должны выступать в таком качестве в порядке, предусмотренном в ТК.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Судебная практика и законодательство — ТК РФ. Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" представленными заявителем материалами не подтверждается применение судом в его конкретном деле статьи 134 ГПК Российской Федерации, частей четвертой - шестой и восьмой статьи 11 и статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 - 5 статьи 35 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а потому его жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что договоры гражданско-правового характера со штатными работниками не должны заключаться для выполнения (оказания) данными лицами тех работ (услуг), которые исполняются ими в рамках трудовых договоров. В соответствии со статьей 11 Кодекса суд вправе переквалифицировать гражданско-правовые отношения с работником в трудовые отношения, если в ходе рассмотрения дела будут обнаружены признаки трудовых отношений.

часть четвертую статьи 11, устанавливающую, что, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном данным Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

Понятие сферы действия является более широким, нежели сам предмет отрасли.

Сфера действия трудового законодательства

В качестве сферы действия необходимо понимать ту область, в которой применяется трудовое законодательство. Понятие сферы действия является более широким, нежели сам предмет отрасли.

Предметом права являются трудовые отношения и те, что тесно связаны с ними. Сфера действия охватывает и те отношения, которые возникают в процессе выполнения труда отдельными категориями лиц и обоснованы прямым законодательным указанием или аналогией.

Законодательство РФ, действующее в сфере труда, охватывает весь объем работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателями, а также работодателей, которые являются юридическими и физическими лицами.

В качестве работников необходимо понимать российских и иностранных граждан, а также и лиц, не имеющих гражданства. Применение правовых норм распространяется на те отношения, которые основаны на трудовых договорах. Факт существования трудовых отношений может подтверждаться и иным доказательством, помимо соглашения.

Прямое законодательное указание определяет распространение трудовых норм на:

  • участников производственного кооператива, которые трудоустроены, относительно охраны их труда, предоставления льгот и обеспечения социальным страхованием;
  • осужденных лиц, которые отбывают наказания, относительно норм времени работы, трудового вознаграждения, охраны их труда и привлечения к материальной ответственности;
  • тех лиц, которые проходят военную службу и осуществляют правоохранительную деятельность, относительно норм времени работы, предоставляемых льгот и охраны труда;
  • судей, работников прокуратуры, служащих муниципалитета.

Помимо действия ТК РФ, деятельность данной категории лиц регламентируется отдельными ФЗ, которые определяют дополнительные гарантии или отражают специфику работы. Отсутствие норм, требуемых для урегулирования конкретных отношений, является основанием для применения аналогии.

Не подпадает под сферу трудового права деятельность:

  • домохозяек;
  • лиц, ведущих индивидуальное предпринимательство;
  • лиц, осуществляющих частную практику;
  • участников творческих союзов;
  • адвокатов и их коллегий;
  • учащихся, в процессе получения знаний;
  • священнослужителей;
  • лиц, входящих в совет директоров, наблюдательные советы, за исключением тех с которыми заключены трудовые договоры.

Нормы трудового закона частично распространяются и на те отношения, которые возникают в результате заключения договоров гражданско-правового типа, предметом которых является выполнение определенного перечня работ или услуг.

Пределы действия ТЗ

Законодательство о труде имеет пределы в своем действии, которые ограничены критериями времени, пространства и круга лиц. Действие норм во времени требует точного установления даты начала и завершения действий, что говорит о четком определении границ, которые, как правило, устанавливаются органами власти и управления.

Положения Конституции, в части регламентирования социально-трудовых отношений, начинают действовать с даты опубликования, основанного на результатах голосования граждан. Такое событие имело место 12.12.1993 г. Тот объем законодательных актов, который действовал до принятия Конституции и продолжил свое действие после ее принятия, действует лишь в той части, которая не противоречит основному закону государства. Иные положения претерпели изменения или перестали использоваться.

Вступление в силу ФЗ осуществляется с той даты, которая установлена решением органа его принявшего.

Исключительные правила о порядке получения юридической силы имеют нормативные акты, принимаемые центральными органами госуправления. Такая дата находится в зависимости от ряда факторов, в том числе и от регистрации в органах Минюста. Такие акты, содержащие в себе речь о правах и свободах, а также законных интересах граждан, равно как и те, которые имеют межведомственный характер, помимо регистрации требуют официального опубликования, которое осуществляется в течении 10 дней после прохождения регистрационных процедур.

Те акты, в отношении которых государственная регистрация не проводилась, а равно те, которые не прошли публикацию, не несут в себе юридической силы, не могут стать причиной создания правовых последствий и регулировать правоотношения. На основании таких актов не могут разрешаться спорные ситуации, складывающиеся в сфере трудовых отношений.

Действие норм в пространстве напрямую связано с территориальными границами. Это означает, что российское трудовое законодательство действует в пределах России, распространяя свое воздействие на все организации и учреждения, а также физических лиц, которые имеют трудовые отношения.

Ни один из законодательных актов не отличается большей или меньшей силой, что означает их одинаковое действие в пределах любого субъекта. В тех случаях, когда расхождения отмечаются между ФЗ и законом отдельного субъекта Федерации, наивысшая юридическая сила будет установлена за ФЗ. В таком же порядке разрешается проблема коллизии норм, имеющих однотипный вид.

Некоторые нормативные акты федерального значения распространяют свое действие на часть территорий, которая может не совпадать, в том числе, и с территорией отдельного субъекта.

Примером может послужить трудовое законодательство, предусмотренное для работников, выполняющих свои функции в условиях Крайнего Севера, а также тех местностей, которые приравниваются к нему.

Действие локальных актов распространяется лишь в пределах конкретных организаций.

Для нормативных актов, регулирующих отношения между субъектами трудового права, характерно наличие критерия их действия в зависимости от категории работников.

Так, нормы общего характера, распространяют свое действие на весь состав наемных работников. Благодаря использованию специальных норм, регулируется деятельность отдельных работающих категорий, к которым можно отнести: женщин, подростков, работников с вредными или тяжелыми условиями работ.

Законодательные новшества представляют дополнительную категорию работников, в которую вошли иностранцы и лица, не имеющие определенного гражданства.

Локальные нормативные акты в пространстве

Для локальных нормативных актов характерно отсутствие временных ограничений. Исключения из данного правила также существуют. Примером могут послужить коллективные договора, которые вступают в силу с подписанием и ограничиваются сроком от 1 до 3 лет. Завершение этого срока является основанием для продолжения срока его действия до того момента, пока новый коллективный договор не будет заключен.

В тех случаях, когда руководство предприятия или организации сменяется, действие коллективного договора продолжается на протяжении 3 месяцев. Для иных нормативных соглашений предусмотрено другое правило, согласно которому момент вступления документа в силу определяется датой подписания.

Индивидуальный характер локальных актов говорит о том, что датой вступления их в силу является день подписания или дата, которая указана в самом акте, а равно и день отмены действия предыдущего акта.

Для трудового права характерно наличие правила, по которому принятые акты не наделяются обратной силой и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после их принятия. Только в тех случаях, когда об обратной силе имеется прямое указание в законе, применение правовой нормы на отношения, возникшие в прошлом, возможно.

Локальные нормативные акты действуют в пространстве на основании общего правила, что означает их действие в рамках тех предприятий и организаций, на которых они приняты.

Привлечение судьи к ответственности
неприкосновенность и иные особенности

Порядок привлечения судей к ответственности законом усложнен, поскольку государство предоставляет судье как носителю судебной власти иммунитет. В чем состоят судейская неприкосновенность и иные особенности ответственности судей?

Судьи являются одной из категорий государственных служащих, требующих повышенных гарантий защиты прав для поддержания авторитета судебной власти.
Основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности, одним из видов которой может быть досрочное прекращение полномочий судьи, должны отвечать конституционно-правовым гарантиям несменяемости и независимости судьи, а также самостоятельности судебной власти.

Уголовная ответственность - один из наиболее суровых видов наказания, к которым может быть привлечено то или иное лицо, так как ее последствия могут быть необратимыми. Необоснованное привлечение к уголовной ответственности может явиться попыткой воздействия на судью. В связи с этим федеральными законами предусматривается определенный порядок привлечения к уголовной ответственности судей.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ; в отношении судьи Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей; в отношении судьи иного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Схожий порядок установлен для привлечения судьи к административной ответственности.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Российский закон содержит императивный запрет на привлечение судьи к какой-либо ответственности за принятое им решение до вступления в силу приговора, устанавливающего виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного решения (ч. 2 ст. 16 Закона о статусе судей в РФ).

В отношении дисциплинарной ответственности закон сделал некоторое отступление, установив что за совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в РФ» и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: 1) замечания; 2) предупреждения; 3) досрочного прекращения полномочий судьи.

Существующее нормативно-правовое регулирование позволяет под понятием "дисциплинарный проступок судьи" понимать широкий спектр действий (бездействия) и проступков судьи как в ходе осуществления им правосудия (включая принятое по делу судебное решение), так и в служебной сфере, не связанной непосредственно с осуществлением правосудия, а также во внеслужебной деятельности (из постановления КС РФ от 20 июля 2011 года № 19-П).

При этом судебный акт, не признанный незаконным и необоснованным судом вышестоящей инстанции, по общему правилу не может являться основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Иные нарушения, не связанные с проверкой законности и обоснованности судебного акта (например, несоблюдение процессуальных сроков рассмотрения дела, очевидная небрежность при оформлении судебного акта и т.п.), также могут также свидетельствовать о факте совершения судьей дисциплинарного проступка.
Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права. *(1)

Невыполнение судьями любого из обязательств, ясно обозначенного в статусе, может вести к применению в отношении него санкции (наказания) только по решению (предложению, рекомендации) или с согласия судебной инстанции в рамках состязательной процедуры, при которой судья, чье дело рассматривается.*(2)

*(1) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей"
*(2) Европейская хартия о статусе судей, ноябрь 1998 г.


Неприкосновенность (судейский иммунитет)

В ст. 122 Конституции РФ закреплен один из основных элементов статуса судьи, важнейшая правовая гарантия его деятельности, - неприкосновенность судей.
По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности судьи в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности судебной власти, их самостоятельности и независимости. Положение о неприкосновенности распространяется на всех судей независимо от должности и на все сферы деятельности судьи при отправлении им правосудия независимо от вида, категории рассматриваемых дел (уголовных, гражданских и т. д.), а также касается и его внеслужебной деятельности на время нахождения его в этой должности.

Неприкосновенность - необходимое условие предотвращения какого-либо воздействия на судей, а также недопущения ущемления их прав при отправлении ими правосудия. Данное требование соответствует международно-правовым документам, которые предусматривают запрет ненадлежащего воздействия на судей.

Однако неприкосновенность судей не должна вести к нарушению принципов равенства всех перед законом и судом, неотвратимости ответственности за правонарушение и не может являться препятствием для привлечения судьи к ответственности.

Судьи, как и любые лица за совершение проступков несут установленную законом ответственность. Но закон установил особый порядок их привлечения к ответственности

Уже на стадии принятия решения о привлечении судьи к ответственности предусматривается определенная процедура, которая должна служить дополнительным "фильтром" для возможных ошибок и злоупотреблений в отношении данного судьи. По сути коллеги судьи решают давать согласие (разрешение) на его привлечение к ответственности либо отказать, тем самым освобождая судью от расследования и возможности установить истину.

"Судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции РФ) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (статья 22 Конституции РФ). Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления функции отправления правосудия. Усложненный по сравнению с обычным порядок возбуждения уголовного дела в отношении судей и привлечения их в качестве обвиняемых по уголовному делу выступает, однако, лишь в качестве одного из элементов процедурного механизма осуществления уголовного преследования в отношении судей и способа обеспечения их неприкосновенности и независимости. Он не предполагает ограждение судьи от ответственности в случае совершения им преступления. Иное приводило бы к искажению конституционного смысла судейского иммунитета, а также к нарушению конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью" (из Определения КС от 16 декабря 2004 г. № 394-О).

Речь идет об исключении из правила о равенстве всех перед законом и судом. Конечно, конституционное исключение о неприкосновенности судьи направлено на охрану основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность не является личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.

Только реализация института неприкосновенности предоставлена не независимому органу, а судейскому корпусу. Рассматривая неприкосновенность как неотъемлемую часть статуса судей, виден определенный дисбаланс в уравновешивании ветвей государственной власти:
судебная власть призвана осуществлять не только правосудие, но и исправлять ошибки исполнительной и законодательной властей, а ошибки судебной власти исправляються ею самостоятельно. Отчасти этим и объясняется, что институт ответственности судей работает не эффективно, что закон не стимулирует создание в судейском сообществе правовых условий, способствующих самоочищению от недостойных лиц.

Важным свойством судейского иммунитета является и то, что доказательства, полученные с нарушением положений пункта 1 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» о неприкосновенности судьи могут признаваться недопустимыми и не будут иметь юридической силы для привлечения судьи к ответственности.

Информация к размышлению


5.3. Любое лицо должно иметь возможность обратиться без соблюдения особых формальностей с жалобой на нарушения в системе осуществления правосудия, при этом дело должно рассматриваться в независимом учреждении. Это учреждение может, в случае если тщательное и внимательное рассмотрение дела бесспорно указывает на совершение судьей нарушения, упомянутого в пункте 5.1, обратиться в дисциплинарную инстанцию или, по меньшей мере, рекомендовать такое обращение тому органу власти, который обычно имеет, в соответствии со статусом, право на подобные обращения

// Европейская хартия о статусе судей, ноябрь 1998 г.

Материальная ответственность государства
возмещение вреда, причиненного при осуществлении правосудия

Применяя эту норму, суды полагают, что при отсутствии вступившего в законную силу приговора в отношении судьи иски к государству о возмещении вреда не подлежат удовлетворению.


Однако Конституционный Суд в своем постановлении от 25 января 2001 г. N 1-П по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобами граждан (еще 15 лет назад) указал на необходимость изменить редакцию данной статьи.

Конституционный Суд признал не противоречащим Конституции РФ положение, содержащееся в пункте 2 статьи 1070 ГК РФ, согласно которому вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу, поскольку на основании этого положения подлежит возмещению вред, причиненный в результате принятия незаконных судебных актов, разрешающих спор по существу.

Но данное положение, содержащееся в пункте 2 статьи 1070 ГК РФ, во взаимосвязи со статьями 6 и 41 Конвенции по защите прав человека и основных свобод, не может служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в иных случаях (а именно когда спор не разрешается по существу) в результате незаконных действий (или бездействия) суда (судьи), в том числе при нарушении разумных сроков судебного разбирательства, - если вина судьи установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением.
Таким образом, по вопросам, определяющим не материально-правовое (решение спора по существу), а процессуально-правовое положение сторон возмещение ущерба должно производиться, только правила до настоящего времени не определены, поскольку рекомендация Конституционного суда в законодательном порядке урегулировать основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), а также определить подведомственность и подсудность дел применительно к вышеуказанным случаям, не выполнены.

Уголовно ненаказуемые, но незаконные виновные действия (или бездействие) судьи в гражданском судопроизводстве (в том числе незаконное наложение судом ареста на имущество, нарушение разумных сроков судебного разбирательства, несвоевременное вручение лицу процессуальных документов, приведшее к пропуску сроков обжалования, неправомерная задержка исполнения) должны, исходя из положения пункта 2 статьи 1070 ГК РФ и во взаимосвязи с положениями статей 6 и 41 Конвенции по защите прав человека и основных свобод, рассматриваться как нарушение права на справедливое судебное разбирательство, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.

Правоприменитель (судья), реализуя свои полномочия, не может придавать положению пункта 2 статьи 1070 ГК РФ какое-либо иное значение, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в указанном постановлении от 25 января 2001 г. N 1-П.

Читайте также: