С чего начать работу классного руководителя в 5 классе по фгос

Опубликовано: 17.09.2024


Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.

Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.

Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:

  • Могу ли я и хочу нести ответственность за жизнь и здоровье ребёнка?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему интересоваться проблемами ребёнка, его увлечениями и интересами и не относиться к ним снисходительно?
  • Могу ли я и хочу контролировать свои эмоции и всегда относиться непредвзято и спокойно к любым проявлениям детей?
  • Могу ли я и хочу защищать свои личные и профессиональные границы от детей, родителей, коллег?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему увлечь детей, быть для них интересным?
  • Могу ли я и хочу организовывать для детей внеучебное пространство: игры, экскурсии, походы, поездки?
  • Могу ли я и хочу всегда при любых обстоятельствах быть справедливым к каждому ребёнку по отдельности и ко всему классу в целом?

Конечно же, это далеко не все вопросы, но достаточно вам ответить хотя бы на один вопрос «нет», и, скорее всего, вас ждёт профессиональное выгорание. Не зря вопросы «могу» и «хочу» идут в паре. Если вас спросят, можете ли вы вкрутить лампочку или приготовить обед на 15 персон, прочитать Моби Дика или «Тихий Дон», вы, скорее всего, ответите: «Могу». Но хотите ли вы этого по-настоящему? Может, и да, но для одного работа с детьми — истинное удовольствие и даже почти не работа, а для другого — сизифов труд.

Для того чтобы понять, действительно ли вы чего-то хотите, вам поможет другой вопрос — зачем? Зачем (или для чего?) мне это нужно? Если вы отвечаете на него так, что вам понятна выгода (и речь совсем не о деньгах) каждого вашего «хочу», только тогда смело берите классное руководство, и вы не пожалеете ни на минуту.

Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.

1. Соблюдайте личные и профессиональные границы

Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.

Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.

Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера

Если вы не обозначите рамки вашего общения, то сообщения в мессенджер могут приходить без преувеличения круглые сутки семь дней в неделю. Конечно, родители делают это не для того, чтобы вас позлить. Просто у большинства из них тоже есть работа, и детьми они начинают заниматься в тот момент, когда вы свою работу заканчиваете. Создайте для родителей правила общения, например:

  • Звоните и пишите с 08:00 до 17:00;
  • После этого времени пишите, только если случилось что-то срочное;
  • К срочному не относится вопрос о домашних заданиях, уточнение расписания и прочее, а только то, что касается жизни и здоровья ребёнка;
  • Если у вас возник вопрос в выходные, то напишите его на почту, но будьте готовы к тому, что я отвечу на него в будни.

Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.

2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали

Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.

Начнём с правил:

  • Правило одного микрофона — в классе говорит только один человек, неважно, ученик или учитель.
  • Правило уважения — нельзя оскорблять другого человека, смеяться над ним, перебивать его, брать чужие вещи без разрешения.
  • Правило времени — чётко соблюдать временные рамки, не опаздывать на урок, приём пищи и другие мероприятия класса. Важно, чтобы учитель также вовремя отпускал детей с урока и сам соблюдал все временные рамки.
  • Правило улицы и помещения — на улице можно бегать, прыгать, кричать. В помещении этого делать нельзя из соображений безопасности.

Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.

Теперь про алгоритмы:

  • В сложной ситуации никогда не кричи и не оскорбляй другого.
  • Если ты понимаешь, что сейчас вы ни о чём не договоритесь, уйди в другое место, затем постарайся вернуться к разговору.
  • Перед любой игрой убедись, что вы договорились о правилах и все поняли их одинаково.
  • Если тебе не нравится, как твой одноклассник поступает по отношению к тебе, скажи ему об этом.
  • Если у тебя не получается решить свою проблему самостоятельно, обратись к классному руководителю.
  • Если ты плохо себя почувствовал или ударился, поранился, сразу же обращайся к классному руководителю.
  • Если тебя что-то беспокоит, если ты считаешь, что сверстник или взрослый обошлись с тобой несправедливо, ты всегда можешь обратиться к классному руководителю или любому другому взрослому в школе, которому доверяешь.

Недостаточно просто озвучить детям правила, нужно всё время с ними об этом говорить, напоминать, объяснять последствия их нарушений: «Видишь, ты ударил Колю, теперь ваш конфликт — не только твоя ответственность, но и моя, и ваших родителей. Кроме того, сейчас вы оба в плохом настроении. Скажи, как бы ты мог поступить иначе в следующий раз?» Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать, но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Тем более дети с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.

3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка

Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.

Welcome и good bye party, или как нужно встречать и провожать новых учеников

Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.

4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями

5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий

Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.

Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.

6. Признавайте свою вину и просите прощения

Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.

Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки

Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.

7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции

Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.

5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей

Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.

8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми

Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.

9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям

Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.

10. Играйте с детьми

Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.

11. Шутите!

Один мой ученик очень чётко ответил на вопрос, чем травля отличается от шутки: «Над шуткой смеются все без исключения, а когда кого-то травят, то смеются только обидчики». Соблюдайте это правило и не бойтесь шутить вместе с детьми, над ними и над собой, но только так, чтобы не нарушать ничьих границ и не выходить за рамки ваших компетенций. Когда дети видят, что вы можете отнестись с юмором к себе или к какой-либо ситуации, они начинают проще относиться и к своим собственным проявлениям. Относиться к себе и к ситуации, в которой мы находимся, с юмором — это то, чего не хватает нашим педагогам, а зря, ведь это почти панацея от профессионального выгорания.

12. Избегайте рутины

Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.

13. Не живите только работой и не жалейте себя

Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:

  • «У меня нет времени на семью!»
  • «Сначала уроки, потом классное руководство, уношу тетрадки домой, не высыпаюсь!»
  • «У меня в классе сложные дети, я схожу от них с ума!»

Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.

Мне бы очень хотелось, чтобы в школе не работали выгоревшие люди, но я понимаю, как сложно этого избежать. Мы можем сколько угодно пенять на недостатки системы образования, внутренней политики, «неправильных» детей, Луну в Сатурне, но это ничего не изменит. По-настоящему что-то поменять и растить поколение счастливых и свободных детей только в наших с вами силах. Для этого нужна самая малость — самому быть счастливым и свободным!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Несмотря на все реформы, которые происходят в образовании, воспитательному процессу в школе уделяется достаточно серьезное внимание. Воспитание в классном коллективе направлено на развитие духовности, творчества, нравственности школьников.

папка классного руководителя 5 класса

Особенности воспитания по ФГОС

Для того чтобы подобная деятельность стала результативной, была разработана папка воспитательной работы классного руководителя 5 класса. Физически здоровую личность сформировать сложно, в классе должны быть доверительные отношения между учениками и учителем. ФГОС предполагает формирование не только общеучебных навыков, но и уважения между школьниками.

Что должно быть в папке у педагога?

Для работы с родителями предполагается красочное оформление папки классного руководителя 5 класса. В нее педагог вкладывает фотографии, копии детских дипломов и грамот, чтобы следить за развитием не только отдельного ребенка, но и ростом всего классного коллектива. Помимо наглядных материалов, папка классного руководителя 5 класса по ФГОС содержит и определенный перечень документов.

Документы классного руководителя 5 класса

В комплекте должно быть учебное расписание пятиклассников, а также распечатка всех школьных звонков. Кроме того, воспитательная папка классного руководителя 5 класса содержит информацию о тех кружках, дополнительных факультативах, секциях, которые посещают его воспитанники. ФГОС предполагает указание расписания всех дополнительных секций, музыкальных и спортивных школ, клубов.

Правила работы

У преподавателя должны быть правила, согласно которым в данном образовательном учреждении организуется учебный и воспитательный процесс. Рабочая папка классного руководителя 5 класса должна включать и Устав данной школы.

Обязательным считается и ведение всех инструктажей с обучающимися по правилам пожарной безопасности, поведения во время экскурсий, на дорогах, во время весенних паводков, на тонком льду и т. д. Любая рабочая папка классного руководителя (5 класс, ФГОС) имеет лист посещаемости, питания, а также проверки дневников обучающихся. В качестве дополнительного материала классный руководитель вкладывает в журнал класса и справки о результатах административных проверок, проводимых руководством школы.

папка классного руководителя 5 класса по фгос

Совместно с детским психологом создаются психолого-педагогические характеристики на каждого отдельного ученика, их также должна содержать типичная папка классного руководителя 5 класса по ФГОС. Лист здоровья классный руководитель ведет вместе с медицинским работником школы. Информацию об увлечениях и интересах школьников можно оформлять в виде презентаций, видео фрагментов, фотографий – выбор за самим воспитателем. Желательно, чтобы папка классного руководителя 5 класса содержала и информацию об активе, родительском комитете, общественных поручениях, которые выполняют пятиклассники.

воспитательная папка классного руководителя 5 класса

Также папка классного руководителя 5 класса предполагает описание индивидуальной работы, проводимой с отдельными воспитанниками, а также запись всех уроков, пропущенных пятиклассниками без уважительной причины. В качестве дополнительного материала классный руководитель может вложить в папку также информацию о родителях, сценарии воспитательных мероприятий, проведенных во вверенном классе. В обязательном порядке папка классного руководителя 5 класса включает четвертное планирование воспитательной деятельности, а также перспективное годичное планирование работы преподавателя.

Советы педагогу-воспитателю

Основная функция, которую обязан выполнять по ФГОС классный руководитель, – это формирование благоприятных условий для защиты ребенка, роста его физических сил, развития духовного и умственного потенциала.

Как классный руководитель может защитить учеников?

Под защитой ребенка подразумевается не просто оказание пятикласснику конкретной помощи для решения проблем по укреплению здоровья, установлению отношений со сверстниками, родителями, но и создание возможности раскрыть свои лучшие качества, продемонстрировать за годы обучения в школе свои способности. Именно подобные функции новые стандарты образования выделяют в качестве основополагающих задач современного классного руководителя.

оформление папки классного руководителя 5 класса

Благодаря планомерной работе преподавателя школьники не просто занимаются физической культурой, они узнают от воспитателя правила и значение здорового образа жизни. Для того чтобы вести подобную работу, педагог обязан владеть всеми особенностями детской физиологии, иметь представление о психологических особенностях каждого возраста, разбираться в признаках физиологического расстройства, способах их своевременного устранения.

Об особенностях индивидуальной работы классного воспитателя

Заполненной папка классного руководителя 5 класса считается в том случае, если в ней есть информация о работе за год по изучению состояния здоровья каждого ребенка, а также указание всех особенностей физического состояния отдельного школьника. Чтобы изучать прогресс по здоровью, классный руководитель призывает на помощь медицинского работника данного образовательного учреждения. Вместе они заполняют «листки здоровья», отмечают в них хронические, а также патологические болезни школьников, пишут те рекомендации, которые дает детский врач.

Психолог также незаменим для полноценного воспитательного процесса. При его поддержке классный руководитель организует разнообразные психологические тестирования, выявляет вместе с психологом особенности характера, темперамента своих воспитанников, иные специфические черты личности ребенка. То наблюдение, которое осуществляет педагог за поведением пятиклассников, также содержит папка классного руководителя 5 класса. Образец оформления преподаватель демонстрирует родителям, чтобы вместе в конце года они могли подвести некоторые итоги развития ребенка.

Особенности работы с коллективом класса

Педагог оказывает посильную помощь врачам, ведь ФГОС предполагает ежегодную диспансеризацию учащихся. Классный руководитель готовит и проводит разнообразные беседы, тематикой которых является профилактика разных заболеваний, соблюдение правил личной гигиены, разработка режима дня, методики расслабления. Во время внеклассных мероприятий обязательно 5-10 минут отводится на проведение небольших физических пауз, как того требуют образовательные стандарты нового поколения.

рабочая папка классного руководителя по фгос

В обязанности современного классного руководителя входит и разъяснение физиологических и социальных последствий детской наркомании. Педагог систематически приглашает в класс врача-нарколога, вместе с ребятами смотрит учебные фильмы, обсуждает их. Для сплочения коллектива совместно с родителями обучающихся наставник организует внеклассные экскурсии, походы, игры, спортивные и интеллектуальные соревнования и конкурсы.

Варианты общения

Тот наставник, который заинтересован в том, чтобы его воспитанники развивались во внешкольной среде, сам постоянно совершенствует свою коммуникативную культуру. Данный навык подразумевает умение воспринимать объективно других людей, проводить собственную адекватную самооценку (самоанализ), владеть своей речью. Только тот педагог, который занимается саморазвитием, будет интересен в общении детям, станет для них надежным другом. ФГОС предполагает серьезную работу патриотического направления преподавателя с учениками, развитие у детей общечеловеческих качеств: нравственности, сострадания.

После того как педагог выяснит особенности развития каждого ребенка, наметит карту индивидуального роста, в свои планы он должен «посвятить» психолога, медика, родителей. Только при работе «единой команды» взрослых будет достигнут конечный результат, предполагаемый ФГОС нового поколения. То есть ребенок получит всестороннее развитие, станет полноценным членом общества, будет приносить своей стране реальную помощь.

Формы работы по ФГОС в классе

Преследуя такую цель, как формирование у школьников коммуникативной культуры, наставник обязан создавать психологический комфортный климат внутри коллектива. Сделать это можно различными способами.

В результате многочисленных совместных (коллективных) школьных дел: творческих проектов, походов, конкурсов.

Подобные мероприятия должны планироваться всем классным коллективом. Чем большее число учеников примет в них участие, тем результативнее, с точки зрения создания микроклимата в классе, будут подобные мероприятия.

рабочая папка классного руководителя 5 класса

Практические занятия по этикету. При организации таких практикумов школьники смогут знакомиться с правилам общения с противоположным полом. Занятия помогут ребенку узнать нормы поведения в обществе, научиться ими пользоваться.

Дискуссии и беседы. Такие формы классный воспитатель применяет для совершенствования речевой культуры своих воспитанников.

Тренинги лучше организовывать совместно с школьным психологом.

Образовательные стандарты нового поколения ставят перед школой серьезные задачи. Классный наставник обязан быть не просто хорошим учителем, ему приходится быть детским психологом, воспитателем и доктором одновременно. Для этого в первую очередь нужно любить детей, уважать их тайны, желание самоутвердиться.

Советы родителям

Классный руководитель, работающий по ФГОС, на собраниях готовит для родителей своих подопечных беседы, предлагает полезные советы и рекомендации.

  • Общение с детьми не должно быть менее 3-4 часов в день, причем 1-2 часа желательно заниматься совместной деятельностью, например, готовить обед или ужин.
  • На детей нельзя кричать, ребенок должен воспринимать спокойный тон родителей.
  • Наказание не является способом воспитания, постоянные запреты вызывают у детей страх и ненависть к родителям.

папка классного руководителя 5 класса образец

Заключение

Только недавно отзвенел последний звонок, отшумел выпускной вечер и вот опять пятиклашки. Надо начинать все заново, планировать воспитательную работу, разрабатывать тематику классных часов, цикл экскурсий, т. е. проводить целенаправленную работу, чтобы установилась та незримая связь между учителем и учениками, которая поможет им в течении следующих 7 лет быть одним целым, понимать и чувствовать друг друга, поможет каждому ребенку реализовать свои силы и способности.

С чего же начать? Что любят все дети, на почве чего найти взаимопонимание? Я решила, что это животные. Поэтому первый блок воспитательных мероприятий посвящен животным. В сентябре мы с ребятами ездили на экскурсию в зоопарк. Цель поездки: поближе познакомиться с ребятами, пообщаться с ними в неформальной обстановке, посмотреть, как они передвигаются группами, как реагируют на замечания учителя и, конечно же, понаблюдать за ними при их общении друг с другом.

Почему я выбрала зоопарк? Во-первых, ребятам интересна эта экскурсия, все дети любят животных, во-вторых, зоопарк такое место, где не потеряешься и можно больше внимания уделить общению с ребятами.

После поездки в зоопарк я предложила ребятам провести классный час “Мои домашние животные”. Учащимся было предложено принести в школу своих питомцев, фильм о них или фотографии. Надо отметить, что животные есть у большинства ребят в классе. Я попросила выступающих подготовить дома небольшой рассказ о своем маленьком друге: как он появился у тебя, что он любит, какие смешные истории с ним связаны и т.п. На мой призыв откликнулось более половины учащихся. В результате на классный час принесли 2 собак, 3 кошек, крысу и множество фотографий. Когда ребята начинали рассказывать о своих питомцах, то остановить их было сложно, помимо заготовленных рассказов на ходу вспоминались еще случаи, в результате, рассказывать свои истории захотели и те ребята, которые ничего не принесли. Классный час имел колоссальный успех, я же в свою очередь узнала о своих пятиклашках много нового, просто наблюдая за ними, слушая их.

По окончании классного часа мне был задан вопрос: “А какой классный час будет в следующий раз?”, на что я ответила, что следующий классный час называется “Моя любимая игрушка”. Ребята получили задание: принести свою любимую игрушку, рассказать о ней. С нетерпением все ждали следующей недели. С самого утра в класс стали заглядывать ребята и показывать свои игрушки, среди них преобладали мягкие игрушки, но были и машинки, пистолеты, куклы. Игрушка для ребенка – это их маленькая ценность, для многих – их друг. Рассказы ребят были очень разные. Кто-то подготовился основательно и разыгрывал маленькие спектакли, как правило, у таких ребят игрушка была потрепанная, видно, что он часто играет в нее , возможно, спит с ней. У другого ребенка, наоборот, игрушка новая, красивая и рассказ наигранный. Ребята с удовольствием показывали друг другу свои сокровища, а те, кто ничего не принес, смотрели с завистью. После знакомства с игрушками ребятам было дано задание: пусть твоя игрушка расскажет о своем хозяине.

Вот тут начинается самое интересное, что же рассказать о себе, какой я? Для многих ребят задание оказалось очень сложным. Зато для классного руководителя эти маленькие истории представляют большой интерес. Попробуйте сами рассказать о себе, это трудно.

Последнее мероприятие в этом цикле – посещение театра зверей Дурова. После поездки в театр мы проводим классный час по итогам поездки. Всегда находятся моменты в поведении учащихся, на которые следует обратить внимание ребят. Поэтому возникает следующий цикл классных часов “Как правильно себя вести и как правильно одеваться при посещении общественных мест”.

Для подготовки этих классных часов я разбиваю ребят на группы. Каждая группа получает задание, например, “Поведение в театре”. Ребята должны составить памятку и показать сценку-загадку о том, как правильно одеваться и как себя вести в театре. Весь материал, конечно же, анализируется, а после каждой поездки подводятся итоги.

Помимо этих классных часов проводятся и другие мероприятия: анкетирование “Сведения об учащихся”, социометрия, беседы по ПДД, терроризму , школьному травматизму и другие.

Следующий цикл мероприятий – это экскурсии. Здесь я учитываю возраст учащихся, школьную программу, кроме этого, у каждого человека есть свои любимые места. Заканчивается 1 четверть двухдневной экскурсией по Золотому кольцу России, например, Суздаль-Владимир. На 2 четверть были запланированы экскурсии в литературный музей имени А. С. Пушкина и в музей истории Москвы.

Обычно в начале декабря мы проводим мероприятия, посвященные разгрому фашистов под Москвой. Поэтому в свой план работы я включила классный час по этой теме, запланировав провести его в детской библиотеке. Начинался классный час с просмотра отрывка художественного фильма “Повесть о настоящем человеке”.

На одном из первых классных часов мы с ребятами договорились, что будем активно участвовать во всех мероприятиях, причем по возможности в полном составе. В 5 классе такие обязательства принимать можно, они легко выполнимы, т. к. в этом возрасте все дети активны, у них еще много свободного времени. Мы с вами знаем, что проблема организации свободного времени с каждым годом приобретает все большую остроту. А ведь именно внеурочные мероприятия способствуют развитию творческих способностей учащихся, укрепляют интерес учащихся к школе.

Традиционно, когда я беру 5 класс, то ставлю с ними сказку “Вредный минус”, которую мы показываем для ребят начальной школы. Ребята всегда с удовольствием участвуют в этом спектакле. Другим мероприятием, в котором приняли участие 80% учащихся, стал конкурс поделок и новогодних игрушек. Думаю, это хороший результат.

С самого начала работы с классом я стараюсь ввести традиции, которые будут положительно влиять на формирование мировоззрения ребенка. Например, ведение классного фотоальбома и создание видеотеки наших дел, поздравление ребят с днем рождения, 8 марта и 23 февраля. В конце четверти мы выявляем учащихся, которые получили наибольшее количество 5 и поздравляем их, также мы обязательно подводим итоги работы тех ребят, которые имели постоянные поручения. Ребята дают оценку каждому из них и она бывает очень жесткой. На следующую четверть мы переизбираем руководящий состав.

Особое внимание я уделяю работе с родителями, т. к. они главные наши с вами помощники в деле воспитания ребенка. На 1 родительском собрании я сразу знакомлю их с основными требованиями: еженедельная проверка и подпись дневников, помощь детям в организации классных мероприятий, посещение экскурсий в 5 классе обязательно для всех детей без исключения.

Мы выбираем ответственных за организацию экскурсий, поездок в театр, за поздравление детей с днем рождения и т. п.

На 2 собрании мы говорим уже о роли общения в жизни школьника. Для этого перед собранием я провожу анкету, которая содержит вопросы:

1. Нравится ли тебе рассказывать родителям о прожитом дне?
2. Всегда ли родители выслушивают тебя до конца?
3. С кем в семье ты чаще делишься секретами?
4. Какие праздники в семье ты любишь?
5. Что бы ты хотел изменить в своей семье?

На собрании обсуждаем итоги анкетирования, кроме того я вывешиваю социометрию на доске (с разрешения детей) и обязательно показываю видеофильмы о наших общих делах. Это я буду делать и на всех остальных собраниях.

Хочется отметить, что к концу 1-го полугодия итоги работы уже чувствуются. Дети слышат меня, реагируют на замечания, откликаются на просьбы, призывы, они активны и, думаю, им комфортно в классе, а значит, первый шаг к достижению цели воспитательной работы сделан. А цель поставлена такая: формирование творческой личности учащегося, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива ; воспитание человека, уважающего живущих рядом людей и любящего свою Родину.

Особенности перехода школьников из начальной школы в среднее звено

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогом начальной школы.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики пятиклассника. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шутливыми, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные нарушения в той или иной форме характерны примерно для 70-82 % школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что может затруднить адаптацию к средней школе?

Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учитель литературы хвалит за собственное мнение и т. п.

Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностями речи, стилю преподавания каждого учителя.

Трудности, возникающие у детей при переходе в среднее звено, могут быть связаны с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одинаковости: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы - они бегают по школе, исследуют «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», выросшего, того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику - очень значимый момент для его развития, укрепление его чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Учебные трудности пятиклассников

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальной школе, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.

У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа, синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти. Пятый класс - благоприятное время для преодоления этих недостатков, так как пятиклассники очень интересуются способами развития внимания, памяти, мышления, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они ценят в себе и других.

Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элементов соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.

Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания. Однако слишком сильные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, скандалах. В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, агрессией, тревожностью и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развивать у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

Коряга (психологическая сказка)

Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были в удивительном беспорядке - вперемежку большие и маленькие, короткие и длинные. И была у них такая игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.

Среди ровных и стройных бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесал - она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки, да подровнять задоринки?».

Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она, наконец, уснула.

Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Ее кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижав их друг к другу. И закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок.

И плот отправился в далекое плавание, в новые неизведанные земли.

Комментарий. Сказка может быть использована как элемент индивидуальной беседы в работе с детьми, отвергаемыми сверстниками, не умеющими общаться, ребенок через сказку обретает возможность осознать свои переживания, отдельные психологические характеристики. Психологическая сказка нацелена на личностное развитие ребенка, путем осознания им своих особенностей, отношения к самому себе, к миру, к другим людям. Помогает активизировать внутренний потенциал ребенка для позитивного изменения этих отношений.

Мониторинг адаптации пятиклассников в средней школе. Встреча

(Методика получения обратной связи)

Учитель. Ребята, я прошу вас ответить на некоторые вопросы. Они будут касаться вашей учебы. Причем мы будем сравнивать, как это было, когда вы учились в начальной школе, и теперь, в 5 классе. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать с помощью рисунков. Вы будете заполнять клетки таблицы рисунками и отвечать таким образом на мои вопросы.

Некоторые предметы вы изучали в 4 классе и продолжаете изучать их сейчас. Но вы выросли и в чем-то изменились. Изменилось ли ваше отношение к этим предметам, или оно осталось прежним?

Графа 1. Как ты относился к этому предмету в 4 классе?

Если любил - нарисуй солнышко.

Если относился равнодушно - нарисуй елочку.

Если не любил - нарисуй тучку.

Графа 2. Как ты относишься к этому предмету сейчас?

Если любишь - нарисуй солнышко.

Если относишься равнодушно - нарисуй елочку.

Если не любишь - нарисуй тучку.

Графа 3. Некоторые ребята очень рады тому, что стали большими, познакомились с новыми учителями. Многие из вас уже успели полюбить своих учителей, а некоторые - еще, быть может, нет. Всякое бывает. Одним ребятам учитель кажется добрым, а другим - не очень. Кому-то он кажется суровым, а кому-то - сердитым. Как, по-твоему, к тебе относится учитель?

Если хорошо - нарисуй солнышко.

Если ни хорошо, ни плохо - нарисуй елочку.

Если плохо - нарисуй тучку.

Графа 4. Очень хочется узнать, как вы чувствуете себя на уроках, о чем вы думаете. Как ты чувствуешь себя на уроке?

Если на уроке ты чувствуешь себя хорошо, спокойно - нарисуй солнышко.

Если на уроке ты чувствуешь себя не всегда спокойно - нарисуй елочку.

Если на уроке ты всегда волнуешься - нарисуй тучку.

Графа 5. Вы, конечно, изменились, повзрослели. Очень хочется узнать, что вы думали о себе раньше. Что думаете сейчас. Как вы к себе относитесь?

Если думал, что умный - нарисуй солнышко.

Если думал, что не очень умный - нарисуй елочку.

Если думал, что совсем не умный - нарисуй тучку.

Графа 6. Изменилось ли твое мнение о себе сейчас, в 5 классе?

Если думаешь, что умный - нарисуй солнышко.

Если думаешь, что не очень умный - нарисуй елочку.

Если думаешь, что совсем не умный - нарисуй тучку.

Графа 7. Вспомни, как ты относился к себе, когда учился в 4 классе

Если ты считал себя хорошим - нарисуй солнышко.

Если считал себя не очень хорошим - нарисуй елочку.

Если ты считал себя плохим - нарисуй тучку.

Графа 8. А как ты относишься к себе сейчас, в 5 классе?

Если считаешь себя хорошим - нарисуй солнышко.

Если считаешь себя не очень хорошим - нарисуй елочку.

Если ты считаешь себя плохим - нарисуй тучку.

Ребята, спасибо вам за ваши ответы, за ваши рисунки и теплые слова. Я желаю вам всего хорошего, приходите в гости к своим первым учителям, они будут рады видеть вас.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются:

  1. дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники»,
  2. уроки, как правило, проходят в разных кабинетах,
  3. расписание уроков постоянно меняется, становится «плавающим»,
  4. возрастают нагрузки на психику ученика,
  5. школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований со стороны разных учителей,
  6. на каждом уроке необходимо приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов. У некоторых детей зависимость от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей..

С чего начать работу с будущими пятиклассниками?

  1. Следует заранее, ещё в 4 классе познакомиться с детьми (посмотреть их работу на уроках, поведение на переменах, их участие во внеклассных мероприятиях и т.д.), пообщаться с классным руководителем по поводу успехов и трудностей, возникающих при работе с учащимися.
  2. Необходимо в конце 4 класса посетить родительское собрание с целью знакомства с будущими родителями, на котором целесообразно будет рассказать не только о себе, но и познакомить родителей с тем, что их ожидает в следующем году:

- какие учителя будут работать,

- какой кабинет будет классным, что необходимо сделать заранее для успешного начала работы в следующем году,

- какой будет школьная форма у учащихся класса,

- какие школьные принадлежности понадобятся в следующем году (следует заранее обойти учителей и узнать, какие тетради, карты, учебники и пособия понадобятся).

- как спланировать День Знаний (оформление кабинета, поздравление детей, поездка куда-либо 1 сентября и т.д.)

3. Уместным будет провести на этом собрании анкетирование родителей (см. Приложение №1).

4. Чтобы работа в 5 классе началась успешно, лучше в летний период посетить квартиры учащихся, о чём заранее предупредить родителей на собрании.

Работа классного руководителя пятиклассников 1 сентября.

  1. Чтобы сэкономить время на классном часе, лучше заранее напечатать список учителей класса, примерное расписание уроков на неделюи вклеить их в дневник.
  2. Обязательно познакомить детей с расположением кабинетов в школе, Вашим рабочим кабинетом.
  3. Не забудьте показать учащимся стенд с расписанием уроков, покажите особенности работы с ним, вместе с детьми запишите расписание уроков в дневник на следующий день.
  4. Покажите детям место, где они будут раздеваться, расскажите правила поведения в раздевалках.
  5. Узнайте заранее стоимость обедов в школьной столовой, объясните особенности питания детей в 5 классе (на какой перемене, за каким столом и т.д.)
  6. Напомните детям о школьной форме, сменной обуви.
  7. Лучше с 1 сентября составить список посадочных мест детей (это поможет частично запомнить детей уже на классном часе).

Работа классного руководителя в первые дни нового учебного года

Читайте также: