Сколько часов у зам директора в школе

Опубликовано: 17.09.2024

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее - медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее - норма часов учебной (преподавательской) работы).

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 2 июня 2019 г. - Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. N 234

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.

2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 - 2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 - 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

* Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

Сколько у зама директора входит в нагрузку учебных часов

Учебная нагрузка завуча

  1. Вопрос №2517663

Работаю заместителем директора по воспитательной . Веду 9 часов. Вышестоящее начальство запрещает вести часы завучам.

Есть законные основания для этого. Спасибо.

Учебная нагрузка директора школы: норма рабочего времени 36 часов в неделю?

Нет, такая норма не применяется. Продолжительность рабочего времени директора школы не может быть больше 40 часов в неделю.

Такая дополнительная работа не является совместительством и выполняется в пределах рабочего времени по основной работе. Обоснование Нормальная продолжительность рабочего времени директора школы не может превышать 40 часов в неделю ( ТК РФ). Из рекомендации Определение и изменение учебной нагрузки лиц, замещающих должности педагогических работников по совместительству, а также путем замещения таких должностей наряду с работой, определенной трудовым договором (в том числе руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их заместителями, другими работниками наряду со своей основной работой), осуществляется в соответствии с главами I – IV и VI Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее – Порядок), утв.

Сколько часов в неделю может преподавать заместитель директора в школе?


Размер доплаты за совмещение будет зависеть напрямую от объема учебной нагрузки , установленной заместителю руководителя. Совмещать в одно и то же время две должности эффективно и в полном объеме невозможно.

Объем нагрузки должен определяться соглашением работника

Здравствуйте, 1 ставка завуча и 13 часов нагрузки разрешается ли это?

Сокращение учебной нагрузки

На практике возникают различные ситуации, когда администрация образовательной организации сообщает педагогическому работнику о том, что его учебная нагрузка сокращается.


Должности заместителя директора школы и их максимальный объем учебной нагрузки

Штатную численность должностей заместителей директора школы образовательная организация определяет самостоятельно. Объем учебной нагрузки заместителя определяется дополнительным соглашением к трудовому договору и не ограничивается верхним пределом.

Обоснование К компетенции образовательного учреждения относится установление штатного расписания ( Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Штатную численность работников учреждения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления. Работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности работников. Рассчитать нормы численности должностей заместителей

Чем регламентируется преподавательская деятельность заместителя директора школы?



Сколько часов может вести завуч школы по закону

Или нужно их прибавлять к 40 часам и отрабатывать 49 часов рабочего времени.

(т.е. нужно отрабатывать 40 ч.асов) С уважением.

Гражданская инициатива

Новый приказ Минобра о нагрузке педагогов.


Комментарий юристаАвтор: 10 марта вступил в силу приказ Минобрнауки РФ № 1601

«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

(Текст прилагается к статье).Ранее действовавший аналогичный приказ (№2075 от 24.12.2010) утратил свою силу.

Публикуем комментарий к документу, подготовленный юридической службой независимого профсоюза работников образования Череповца. Новый нормативный акт имеет ряд принципиальных отличий от предшествовавшего приказа. Отличие, которое есть уже в названии, говорит о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.

Совмещение регулируется нормами статьи 60.2 Трудового кодекса РФ и в отличие от совместительства не имеет каких-либо существенных ограничений. Трудовое законодательство не устанавливает запрет на выполнение директором школы (или его заместителем) дополнительной педагогической работы. При этом необходимо учитывать следующее.

1. Совмещение — это дополнительная работа, которая выполняется в рамках основной работы, т. е. «в ущерб» главной трудовой функции. Поэтому предельные значения работы по совмещению устанавливаются исходя из здравого смысла и принципов эффективности, целесообразности, результативности.

2. Совмещение влечёт изменение условий трудового договора, т.°е. оно возможно только по соглашению сторон трудового договора: работника и работодателя. Таким образом, работник (в том числе заместитель директора школы) не вправе в одностороннем порядке требовать предоставления ему дополнительной работы — директор школы может отказать, учитывая интересы школы.

3. Нормативные акты не устанавливают ограничения по объёму педагогической работы, которая может быть поручена в порядке совмещения. Поскольку руководящие работники выполняют обязанности по должности учителя, то установленная для учителей норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы распространяется и на руководящих работников. Следовательно, учебная нагрузка руководящих работников школы при выполнении дополнительной работы по должности учителя не должна превышать 18 часов в неделю.

Косвенное ограничение максимальной нагрузки при совмещении имеется в постановлении Минтруда России от 30.06.2003 N 41 (далее — Постановление N 41). Этот документ не использует понятие «совмещение»; но указывает, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объёме более 300 часов в год является совместительством, т.°е. в этом случае требуется заключить отдельный трудовой договор. Отсюда можно сделать вывод: нагрузка до 300 часов — это совмещение.

4. Пункты 1–3 относятся к директору школы с учётом того, что фактический работодатель для руководителя образовательного учреждения — это руководитель учредителя (начальник департамента образования, районного отдела образования и т.°п.).

Кроме того, существует совместное письмо Минобрнауки РФ N АФ-947 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» (далее по тексту — письмо N 96). Пусть вас не смущает указанный год (2005): этот документ не отменён и до сих пор применяется судами при рассмотрении трудовых споров.

В соответствии с приложением к письму N 96 «предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется собственником имущества учреждения либо уполномоченным собственником лицом (органом), а других работников, ведущих её помимо основной работы (включая заместителей руководителя), — самим образовательным учреждением» (абзац шестой пункта 2.7)(*).

ВЫВОДЫ:
- директор школы и его заместители имеют право на дополнительную работу в рамках основной работы;
- условия выполнения дополнительной работы (совмещения) устанавливаются дополнительным соглашением к трудовому договору;
- учебная нагрузка по должности учителя не должна превышать 18 часов в неделю; нагрузка на условиях почасовой оплаты в рамках основной работы не может превышать 300 часов в год;
- директор школы вправе отказать своим заместителям в предоставлении учебной нагрузки;
- руководитель органа управления образованием вправе отказать директору школу в предоставлении учебной нагрузки.

(*) Пункт 2.11 приложения к Письму N 96 устанавливает минимальный объём учебной нагрузки для директоров:
- начальных общеобразовательных учреждений с количеством обучающихся до 50 человек;
- вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с количеством учащихся до 80 (в городах и рабочих посёлках — до 100 человек).

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926).

Министр А. Фурсенко

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю - старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю - преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год - преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю - учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

24 часа в неделю - музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю - воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

30 часов в неделю:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

36 часов в неделю - воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Начнем с того, что должности «завуча» в школе уже не существует, есть должность «заместитель директора». Но по старой памяти мы можем называть человека, который выполняет огромный объем работы, завучем и не станем считать это ошибкой. Итак, легко ли работать замом?

О дин заместитель директора в школе не воин

Заместителей директора даже в небольшой школе обычно несколько, это заместитель директора по АХР (или завхоз), заместитель директора по УВР (учебно-воспитательной работе, отдельно может быть по начальной школе и по средней и старшей школе), заместитель директора по ВР (воспитательной работе), заместитель директора по НМР (научно-методической работе, здесь же может быть по информатизации и инновационной работе), могут быть обозначены в наименовании должности и другие направления работы.

Самое главное, что у каждого завуча есть свои направления работы, свой круг ответственности. А в целом – это профессиональная административная команда во главе с директором школы ( в идеале именно профессиональная, именно команда ).

Без режима адаптации

На самом деле работы у заместителей директора очень много, особенно той, которую надо было сделать вчера, а распоряжение по выполнению пришло сегодня вечером. И если с учителей пытаются снять избыточную отчетность, то у администрации школы отчетность ежегодно увеличивается. Особенно это заметно в период подготовки к очередной плановой проверке.

И никто не даст вам времени на раскачку, на адаптацию к увеличившейся нагрузке. Настоящая административная работа у завучей начинается после 15-16 часов, когда расходятся дети и учителя, в школе становится спокойнее и тише. До этого времени дверь завучей не закрывается, потому что ежеминутно возникают ситуации, которые требуют личного участия. И потому «посидеть спокойно, выполнить запланированные дела» не получается. Потом начинается бесконечная работа за компьютером ( отчеты, программы, справки, списки, расписания, замещения, табель учета рабочего времени ), которая чаще всего плавно переходит в работу перед сном уже дома.

В этой работе мало творчества, в ней совсем ничего нет от педагогики в прямом смысле этого слова. А потому часто именно эта рутинная работа и делает завуча несчастливым в работе человеком. Но бывает иначе.

Авторитет

Авторитет в глазах учителей не возникает самостоятельно, не идет бонусом вместе с назначением. Этот авторитет надо заработать, выстрадать. А без него ничего не получится.

Вот как от медсестры зависит в полной мере физическое и психическое здоровье пациента, так и заместителя директора зависит общий настрой коллектива. Если медсестра перепутает назначения врача, здоровье человека заметно ухудшится, так и если человек, работающий на должности зама, не обладает нужными душевными качествами, тактичностью, профессиональными знаниями, то не получится слаженной работы. В школе работают такие разные учителя, разного возраста, типа темперамента, разных взглядов на жизнь, но с каждым нужно найти общий язык, к каждому найти подход.

Завуч=методист?

Есть мнение, что тот, кто работает заместителем директора по УВР, должен быть очень серьезно методически подкован. В обязанности зама входит посещение уроков педагогов, то есть завуч должен быть профи и в преподавании английского, и физики, и физкультуры и проч.и проч… Но это невозможно.

Есть какие-то основные, общеметодические рекомендации, на которые можно опираться, но «фишки» предмета останутся за кадром. Потому завуч должен уметь доверять педагогам, слышать и понимать их доводы. Но быть наставником у молодых специалистов завуч обязательно должен.

Работа с родителями и детьми

Наверно, стоило бы разделить эти направления работы, уж такие они объемные.

Родители делятся на два типа: те, кто приходят решить проблему, готовые к диалогу, и те, кто приходит «поорать». И завуч здесь должен умело вести разговор, вступаясь за своего учителя, защищая школу, при этом быть справедливым и решить вопрос, с которым пришел человек. То есть завуч должен уметь вести конфликтный диалог, быть психологом, обладать крепкой нервной системой. Или опытом. Тут уж как кому повезет.

Именно к завучу ведут обнаглевших детей, потерявших контроль над своими эмоциями, не желающих учиться или хотя бы ходить в школу. Многие действительно считают ( или надеются? ), что у завуча есть в кармане волшебная палочка, он ею взмахнет, и ребенок перестанет быть запущенным хулиганом. Но то ли палочка не работает, то ли завуч не профи…

Читайте также: