Социологи опросили работодателей страны z респондентам задавали вопросы о том какие качества

Опубликовано: 17.09.2024

Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие — да, верно.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны — да, верно.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей — да, верно.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице — нет, неверно.

5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу — нет, неверно.

В стране П. в ходе социологических опросов, проведённых в 2005 и 2010 годах, предлагалось ответить на следующий вопрос: «Как Вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты были занесены в таблицу.

Какой вывод можно сделать на основании полученных данных?

1) Доля граждан, вынужденных работать не по специальности, снизилась.

2) Доля граждан, чья занятость соответствует полученной специальности, не изменилась.

3) Количество респондентов, удовлетворённых своим материальным положением, повысилось.

4) Уровень безработицы существенно повысился.

5) Доля респондентов, ищущих работу по своей специальности, несколько сократилась.

1) Доля граждан, вынужденных работать не по специальности, снизилась — нет, неверно, наоборот, повысилась.

2) Доля граждан, чья занятость соответствует полученной специальности, не изменилась — нет, неверно, изменилась.

3) Количество респондентов, удовлетворённых своим материальным положением, повысилось — да, верно.

4) Уровень безработицы существенно повысился — нет, неверно, такой вывод сделать нельзя.

5) Доля респондентов, ищущих работу по своей специальности, несколько сократилась — да, верно.

С начала 2000-х гг. в странах Z и Y проводились реформы государственной власти. Социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан обеих стран. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, должна ли деятельность парламента контролироваться правительством?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z половина опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством.

2) В стране Z доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, меньше доли тех, кто не интересуются политикой вообще.

3) В стране Y около трети опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством.

4) В стране Y доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, больше доли тех, кто считают, что деятельность парламента должна в некоторой степени контролироваться правительством.

5) Доля тех, кто не интересуются политикой, в стране Y ниже, чем в стране Z.

1) В стране Z половина опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством — да, верно, половина равна 50%.

2) В стране Z доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, меньше доли тех, кто не интересуются политикой вообще — нет, неверно.

3) В стране Y около трети опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством — да, верно, около трети — 30%.

4) В стране Y доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, больше доли тех, кто считают, что деятельность парламента должна в некоторой степени контролироваться правительством — дa, верно, это высший показатель на схеме.

5) Доля тех, кто не интересуются политикой, в стране Y ниже, чем в стране Z — нет, неверно.

Как первое может быть верно? всего 60% опрошено, 50% уж точно не половина тогда. Так же и 3.

При анализе общее число опрошенных равняется всегда 100%. Здесь видна только часть схемы.

Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.

2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.

3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.

4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.

5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.

1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий — нет, неверно.

2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий — да, верно, 50%.

3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга — да, верно, 40 больше 30.

4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе — да, верно, по 5%.

5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей — нет, неверно.

1 Подготовка к ЕГЭ Графики, диаграммы, таблицы

2 С7. Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?» Сформулируйте вывод о результатах опроса. Выскажите 3 предположения о причинах подобного отношения граждан к чтению газет.

3 Результаты опроса показаны в диаграмме в процентах от общего числа участников. 1 – читаю 2 и более газет 2 – читаю 1 газету 3 – не могу сказать, что читаю регулярно 4 – затрудняюсь ответить

4 Ответ: 1) вывод: более половины опрошенных не читают газеты регулярно приблизительно каждый четвёртый читает регулярно одну газету, и чуть более 10% опрошенных читают регулярно две и более газет; 2) предположения: - основную информацию о ситуации в стране и мире опрошенные граждане могут получать из др. СМИ; - большинство опрошенных граждан безразличны к информации о текущих событиях в стране и в мире; - газеты представляют одностороннюю информацию, которая может быть не интересной большинству опрошенных граждан (и др.).

5 А18. Социологи на протяжении нескольких лет наблюдали отношение граждан страны Z к теленовостям. Они предлагали гражданам ответить на вопрос: «Как часто вы смотрите телевизионные новости?» Результаты опроса приведены ниже.

6 Какой вывод можно сделать на основе данных опроса? 1) Смотрели теленовости каждый день наибольшее число опрошенных в 2006 и 2008 гг. 2) Интерес граждан к теленовостям сокращался на протяжении 2004 – 2008 гг. 3) Смотрели теленовости 1 -2 раза в неделю меньше опрошенных в 2004 – 2008 гг., чем реже 1 раза в неделю. 4) Смотрели теленовости раза в неделю около половины опрошенных в 2006 и 2008 гг.

7 А14. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в РФ, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» (Опрос 2004 г., 1600 чел.) Данные приведены в %.

8 Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы? 1) Более половины опрошенных оправдывают забастовку как крайнюю меру. 2) Каждый пятый из опрошенных думает, что забастовка – нормальный способ решения проблем. 3) Каждый третий опрошенный считает, что забастовками ничего нельзя добиться. 4) Каждый двадцатый опрошенный полагает, что забастовки в нашей стране недопустимы.

10 Проанализируйте данные опроса и выберите верное утверждение. 1) Мало кто из 5-классников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира. 2) В 5 классе большая, чем в 10, доля учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими. 3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5. 4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является продолжение образования.

11 А5. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют, по-вашему мнению, способности человека?» Результаты опроса представлены (в % от общего числа участников) в гистограмме.

12 Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение. 1) Доля опрошенных, считающих, что способности определяются природой, с возрастом уменьшается. 2) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились ответить на вопрос. 3) Процент людей, уверенных, что окружение определяет способности человека, с возрастом уменьшается. 4) Около четверти опрошенных в обеих группах считают, что природные задатки могут быть не востребованы человеком.

13 А23. Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «Школьник без спроса взял из открытой сумки одноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно. Хозяин телефона не узнал об этом. Совершил ли школьник, взявший телефон, правонарушение?» Результаты выполнения задачи (в % от общего числа учащихся класса) приведены в диаграммах.

14 Проанализируйте результаты выполнения задачи и выберите верное утверждение. 1) Доля учащихся, связывающих правонарушение с причинением материального ущерба, в 9 «Б» больше, чем в 9 «А». 2) Доля учащихся, считающих, что действия школьника являются правонарушением, в 9 «А» больше, чем в 9 «Б». 3) Около четверти учащихся каждого класса уверены, что действия школьника не являются правонарушением. 4) Большинство учащихся обоих классов не знают признаков правонарушения.

15 А14. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что вам важнее всего в молодости?» Полученные результаты в % представлены в виде гистограммы.

16 Какой вывод можно сделать на основании данных гистограммы? 1) Респонденты в возрасте 18 – 24 лет считают, что в молодости жизнь в своё удовольствие предпочтительнее, чем создание семьи. 2) Респонденты в возрасте 25 – 39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и сделать карьеру. 3) Респонденты в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – сделать карьеру. 4) Респонденты в возрасте 40 – 54 лет считают, что в молодости создание семьи предпочтительнее, чем карьера.

17 А18. В стране Z по инициативе большинства граждан произошёл переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Социологи опросили граждан страны по вопросу: «В чём вы видите преимущества мажоритарной системы?» Полученные результаты (в % от общего числа участников опроса) представлены в графической форме.

18 Какой вывод может быть сделан на основании данных опроса? 1) Около половины опрошенных отметили, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах. 2) Каждый четвёртый опрошенный считает ответственность депутатов перед избирателями преимуществом мажоритарной системы. 3) Считают, что мажоритарная система исключит дискриминацию малых партий, больше опрошенных, чем тех, кто отмечает рост разнообразия политических идей в парламенте. 4) Отметили, что при мажоритарной системе большее число граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько тех, кто считает, что данная система больше учитывает интересы общества.

20 Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.

21 Ответ: 1) выводы: а) о влиянии выборов на жизнь граждан: мнение опрошенных разделилось: приблизительно одинаковые группы (20-27%) признали влияние на свою жизнь президентских выборов и органов местного самоуправления, а также высказали мнение, что выборы никак не влияют на их жизнь; б) о влиянии выборов на жизнь страны: более половины опрошенных признали определяющее влияние президентских выборов на жизнь страны (и др.); 2) объяснения отличия: решение многих повседневных проблем граждан связано с органами местного самоуправления, поэтому иногие отметили их значение; поскольку президент страны определяет основные направления внешней и внутренней политики, его влияние на судьбы страны было признано большинством граждан (и др.).

22 А14. Социологи опросили совершеннолетних жителей города Z. Им задавали вопрос: «Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения социальных конфликтов?» Результаты опроса (в %) представлены в графической форме.

23 Проанализируйте результаты опроса. Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы? 1) Более половины опрошенных считают, что посредничество государства необходимо для разрешения конфликта. 2) Абсолютное большинство опрошенных не считают уступку эффективным средством разрешения конфликтов. 3) Больше опрошенных считают эффективным длительное противоборство в конфликте, чем отказ всех конфликтующих сторон от взаимных претензий. 4) Меньше опрошенных считают эффективным «замораживание» конфликта, чем уступку одной из сторон конфликта.

24 С7. Социологи страны Z изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую тысячу зарегистрированных браков: Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Z. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.

25 Ответ: 1) вывод Ответ: 1) вывод: в стране Z в гг. резко увеличилось количество разводов, что свидетельствует о кризисе института брака; 2) предположения: - страна переживает экономический кризис; - общество стало намного терпимее относиться к разводу как к способу решения проблем семьи; - у части населения вступление в брак не было осмысленным и продуманным шагом (и др.).

26 С7. На графике показано изменение уровня безработицы среди различных групп населения страны Z в 2004 – 2008 гг. Используя данные графика, определите, какая тенденция наблюдается в 2004 – 2008 гг. на рынке труда страны Z. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.

27 Ответ: 1) тенденция: существенный рост безработицы среди всех групп трудоспособного населения; 2) предположения: - ситуация экономического кризиса; - трудоспособные граждане страны Z не выдерживают конкуренцию с зарубежными работниками, приехавшими в страну (трудовыми эмигрантами); - структурная перестройка экономики страны Z (и др.).

28 А14. В ходе социологического опроса, проводившегося в 2005 г., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте начинается старость?» Полученные данные представлены в таблице. Старость начинается в возрасте Число выбравших это мнение (в %) мужчинженщин 25 – 39 лет – Затрудняюсь ответить 67 Среднее значение возраста старости 57 лет 59 лет

29 Какой вывод можно сделать на основании приведённых в таблице данных? 1) Четвёртая часть опрошенных женщин считает, что старость наступает в возрасте 65 – 90 лет. 2) Средние оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин значительно расходятся. 3) Менее трети опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40 – 59 лет. 4) Большинство опрошенных (независимо от пола) оценивают наступление старости в диапазоне 65 – 90 лет.

31 Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы? 1) Более половины россиян не смогли определить своё отношение к проблеме. 2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворённых качеством образования. 3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остаётся неудовлетворительным. 4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.

1 Подготовка к ЕГЭ Графики, диаграммы, таблицы

2 С7. Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?» Сформулируйте вывод о результатах опроса. Выскажите 3 предположения о причинах подобного отношения граждан к чтению газет.

3 Результаты опроса показаны в диаграмме в процентах от общего числа участников. 1 – читаю 2 и более газет 2 – читаю 1 газету 3 – не могу сказать, что читаю регулярно 4 – затрудняюсь ответить

4 Ответ: 1) вывод: более половины опрошенных не читают газеты регулярно приблизительно каждый четвёртый читает регулярно одну газету, и чуть более 10% опрошенных читают регулярно две и более газет; 2) предположения: - основную информацию о ситуации в стране и мире опрошенные граждане могут получать из др. СМИ; - большинство опрошенных граждан безразличны к информации о текущих событиях в стране и в мире; - газеты представляют одностороннюю информацию, которая может быть не интересной большинству опрошенных граждан (и др.).

5 А18. Социологи на протяжении нескольких лет наблюдали отношение граждан страны Z к теленовостям. Они предлагали гражданам ответить на вопрос: «Как часто вы смотрите телевизионные новости?» Результаты опроса приведены ниже.

6 Какой вывод можно сделать на основе данных опроса? 1) Смотрели теленовости каждый день наибольшее число опрошенных в 2006 и 2008 гг. 2) Интерес граждан к теленовостям сокращался на протяжении 2004 – 2008 гг. 3) Смотрели теленовости 1 -2 раза в неделю меньше опрошенных в 2004 – 2008 гг., чем реже 1 раза в неделю. 4) Смотрели теленовости раза в неделю около половины опрошенных в 2006 и 2008 гг.

7 А14. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в РФ, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» (Опрос 2004 г., 1600 чел.) Данные приведены в %.

8 Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы? 1) Более половины опрошенных оправдывают забастовку как крайнюю меру. 2) Каждый пятый из опрошенных думает, что забастовка – нормальный способ решения проблем. 3) Каждый третий опрошенный считает, что забастовками ничего нельзя добиться. 4) Каждый двадцатый опрошенный полагает, что забастовки в нашей стране недопустимы.

10 Проанализируйте данные опроса и выберите верное утверждение. 1) Мало кто из 5-классников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира. 2) В 5 классе большая, чем в 10, доля учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими. 3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5. 4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является продолжение образования.

11 А5. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют, по-вашему мнению, способности человека?» Результаты опроса представлены (в % от общего числа участников) в гистограмме.

12 Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение. 1) Доля опрошенных, считающих, что способности определяются природой, с возрастом уменьшается. 2) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились ответить на вопрос. 3) Процент людей, уверенных, что окружение определяет способности человека, с возрастом уменьшается. 4) Около четверти опрошенных в обеих группах считают, что природные задатки могут быть не востребованы человеком.

13 А23. Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «Школьник без спроса взял из открытой сумки одноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно. Хозяин телефона не узнал об этом. Совершил ли школьник, взявший телефон, правонарушение?» Результаты выполнения задачи (в % от общего числа учащихся класса) приведены в диаграммах.

14 Проанализируйте результаты выполнения задачи и выберите верное утверждение. 1) Доля учащихся, связывающих правонарушение с причинением материального ущерба, в 9 «Б» больше, чем в 9 «А». 2) Доля учащихся, считающих, что действия школьника являются правонарушением, в 9 «А» больше, чем в 9 «Б». 3) Около четверти учащихся каждого класса уверены, что действия школьника не являются правонарушением. 4) Большинство учащихся обоих классов не знают признаков правонарушения.

15 А14. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что вам важнее всего в молодости?» Полученные результаты в % представлены в виде гистограммы.

16 Какой вывод можно сделать на основании данных гистограммы? 1) Респонденты в возрасте 18 – 24 лет считают, что в молодости жизнь в своё удовольствие предпочтительнее, чем создание семьи. 2) Респонденты в возрасте 25 – 39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и сделать карьеру. 3) Респонденты в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – сделать карьеру. 4) Респонденты в возрасте 40 – 54 лет считают, что в молодости создание семьи предпочтительнее, чем карьера.

17 А18. В стране Z по инициативе большинства граждан произошёл переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Социологи опросили граждан страны по вопросу: «В чём вы видите преимущества мажоритарной системы?» Полученные результаты (в % от общего числа участников опроса) представлены в графической форме.

18 Какой вывод может быть сделан на основании данных опроса? 1) Около половины опрошенных отметили, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах. 2) Каждый четвёртый опрошенный считает ответственность депутатов перед избирателями преимуществом мажоритарной системы. 3) Считают, что мажоритарная система исключит дискриминацию малых партий, больше опрошенных, чем тех, кто отмечает рост разнообразия политических идей в парламенте. 4) Отметили, что при мажоритарной системе большее число граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько тех, кто считает, что данная система больше учитывает интересы общества.

20 Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.

21 Ответ: 1) выводы: а) о влиянии выборов на жизнь граждан: мнение опрошенных разделилось: приблизительно одинаковые группы (20-27%) признали влияние на свою жизнь президентских выборов и органов местного самоуправления, а также высказали мнение, что выборы никак не влияют на их жизнь; б) о влиянии выборов на жизнь страны: более половины опрошенных признали определяющее влияние президентских выборов на жизнь страны (и др.); 2) объяснения отличия: решение многих повседневных проблем граждан связано с органами местного самоуправления, поэтому иногие отметили их значение; поскольку президент страны определяет основные направления внешней и внутренней политики, его влияние на судьбы страны было признано большинством граждан (и др.).

22 А14. Социологи опросили совершеннолетних жителей города Z. Им задавали вопрос: «Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения социальных конфликтов?» Результаты опроса (в %) представлены в графической форме.

23 Проанализируйте результаты опроса. Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы? 1) Более половины опрошенных считают, что посредничество государства необходимо для разрешения конфликта. 2) Абсолютное большинство опрошенных не считают уступку эффективным средством разрешения конфликтов. 3) Больше опрошенных считают эффективным длительное противоборство в конфликте, чем отказ всех конфликтующих сторон от взаимных претензий. 4) Меньше опрошенных считают эффективным «замораживание» конфликта, чем уступку одной из сторон конфликта.

24 С7. Социологи страны Z изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую тысячу зарегистрированных браков: Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Z. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.

25 Ответ: 1) вывод Ответ: 1) вывод: в стране Z в гг. резко увеличилось количество разводов, что свидетельствует о кризисе института брака; 2) предположения: - страна переживает экономический кризис; - общество стало намного терпимее относиться к разводу как к способу решения проблем семьи; - у части населения вступление в брак не было осмысленным и продуманным шагом (и др.).

26 С7. На графике показано изменение уровня безработицы среди различных групп населения страны Z в 2004 – 2008 гг. Используя данные графика, определите, какая тенденция наблюдается в 2004 – 2008 гг. на рынке труда страны Z. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.

27 Ответ: 1) тенденция: существенный рост безработицы среди всех групп трудоспособного населения; 2) предположения: - ситуация экономического кризиса; - трудоспособные граждане страны Z не выдерживают конкуренцию с зарубежными работниками, приехавшими в страну (трудовыми эмигрантами); - структурная перестройка экономики страны Z (и др.).

28 А14. В ходе социологического опроса, проводившегося в 2005 г., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте начинается старость?» Полученные данные представлены в таблице. Старость начинается в возрасте Число выбравших это мнение (в %) мужчинженщин 25 – 39 лет – Затрудняюсь ответить 67 Среднее значение возраста старости 57 лет 59 лет

29 Какой вывод можно сделать на основании приведённых в таблице данных? 1) Четвёртая часть опрошенных женщин считает, что старость наступает в возрасте 65 – 90 лет. 2) Средние оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин значительно расходятся. 3) Менее трети опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40 – 59 лет. 4) Большинство опрошенных (независимо от пола) оценивают наступление старости в диапазоне 65 – 90 лет.

31 Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы? 1) Более половины россиян не смогли определить своё отношение к проблеме. 2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворённых качеством образования. 3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остаётся неудовлетворительным. 4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.

Что требуют в задании?

В самом задании вам дается статистический источник, представленный в виде таблицы или диаграммы. Еще есть небольшой текст, описывающий, что за данные приведены в задании. Условие задания звучит так: «Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие». Не пугайтесь: в конце статьи мы разберем реальное задание, и вы легко будете разбираться в таких формулировках!

Хочешь еще больше лайфхаков
для сдачи обществознания?

Раскрываем все секреты на пробном уроке

Алгоритм

Задание на статистический источник весьма объемное и сложное. Поэтому с каждым из своих учеников я делюсь алгоритмом, который позволяет минимизировать ошибки и время, потраченное на задание. Теперь я расскажу его и вам!

Наш алгоритм работы начинается с того, что из условия задания мы должны чётко (1) зафиксировать вопрос, который задавался респондентам для того, чтобы чётко понимать по какой тематике проводился социологический опрос.

Затем мы (2) изучаем легенду и оси графика/информацию на диаграмме/в таблице. Это позволит точно понять, с какую информацию нам необходимо проанализировать.

Далее начинается наша основная работа: (3) формулируем вывод о черте сходства (под цифрой 1) и затем (4) формулируем предположение о том, что чем могло быть вызвано подобное сходство.

Теперь наша работа продолжается по похожей логике, но уже для различий в результатах социологического опроса: (5) формулируем вывод о том о сути различия (под цифрой 2) и затем (6) формулируем предположение о том, чем могли быть вызваны подобные различия.

В конце (7) проверяем ответ, ещё раз сопоставив его с данными из условия задания.

Таким образом, наш алгоритм по работе с заданием №12 будет выглядит следующим образом:

12 задание ОГЭ по обществознанию: алгоритм

Как записывать ответ?

12 задание ОГЭ по обществознаниями оценивается экспертами. Поэтому для нас важно не только корректно сформулировать свой ответ, но ещё и структурировано его записать. Эксперт не станет разбираться в вашем ответе и искать необходимые элементы! Если хотите получить все 4 балла, обязательно сохраните этот шаблон, который напомнит записать в ответ все важные моменты.

Рекомендации по работе с заданием

Как я и обещала в самом начале статьи, дам вам три рекомендации по работе с 12 заданием.

1) Учитываем особенность задания

Для этого задания необходимо умение анализировать информацию и делать выводы. Только теоретических знаний недостаточно. Еще важно очень внимательно изучать статистический источник — из-за невнимательности легко потерять баллы.

2) Что такое выводы и предположения?

Давайте раз и навсегда зафиксируем, чем отличаются выводы от предположений.

Делая предположения, вы должны опираться на предполагаемые факты социальной действительности. Порассуждайте о вероятных социальных, экономических, политических явлениях и процессах — или о различиях в жизненном опыте и ценностях респондентов. Это сильно помогает моим ученикам.

3) Что чаще всего придется анализировать?

Чаще всего на экзамене попадаются социологические опросы по следующим тематикам:

Разбираем пример

Давайте посмотрим на реальное задание и вместе решим его.

Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Ответ:

1) Сходство. И юноши, и девушки в наименьшей степени ответили, что они не стали бы безвозмездно принимать участие в деятельности общественной организации.

Предположение. Это можно объяснить тем, что и юноши, и девушки страны Z являются общественно активными гражданами.

2) Различие. Юноши на 10% больше, чем девушки стали бы безвозмездно принимать участие в политических партиях и движениях.

Предположение. Это можер объяснить тем, что юноши страны Z видят для себя больше выгоды или пользы в безвозмездном участии в политических партиях и движениях, так как в дальнейших собираются строить карьеру в этой области чаще, чем девушки.


Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся.
Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) способ: уход из конфликтной ситуации;
2) объяснение, например: такой способ не является эффективным, потому что не устранена причина конфликта и сохраняется угроза его дальнейшего обострения, к тому же участники тяжело переживают сложившуюся ситуацию;
3) наиболее эффективный способ: обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мотивы каждой из сторон, прийти к компромиссу и наладить отношения.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальный конфликт”.


Социологическая наука считает, что связь семьи и общества является двусторонней. Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, приведите три обоснования справедливости данного утверждения.


Правильный ответ может содержать обоснования:
1) общество в лице государства помогает семье, выплачивая социальные пособия (по уходу за ребенком и др.);
2) семья является институтом первичной социализации, готовя подрастающего человека к жизни в обществе;
3) семья играет важнейшую функцию воспроизводства членов общества.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Семья”.


В первой половине 90-х годов ХХ века в России возникло огромное количество вещевых рынков, на которых продавцами работали врачи, учителя, бывшие директора школ и т.д. Бюджетники, которые при советской власти относились к слою профессионалов, имевших среднее и высшее образование, превратились в так называемых челноков. Правда, надо отметить, что некоторым из них позднее удалось вырваться из этой среды и стать вполне успешными предпринимателями не только среднего, но и высшего звена. О каком социальном явлении пер,вой половины 90-х годов ХХ века идет здесь речь? Назовите два на правления этого явления и приведите по одному примеру из имеющих ся в тексте, иллюстрирующих эти направления.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названо явление: социальная мобильность;
2) два направления:
— вертикальная нисходящая;
— вертикальная восходящая.
3) приведены примеры:
а) нисходящая — на вещевых рынках продавцами работают врачи, учителя, быв шие директора школ и т.д.
или — бюджетники, которые при советской власти относились к слою профессионалов, имевших среднее и высшее образование, превратились в так называемых челноков;
б) восходящая — некоторым челнокам удалось вырваться из этой среды и стать вполне успешными предпринимателями не только среднего, но и выс шего звена.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальная мобильность”.


Семья Кошкиных состоит из шести человек: Константин, Екатерина и двое их сыновей и родители Константина. Екатерина ведет домашнее хозяйство. Константин и его мать работают по найму, отец Константина — предприниматель, он владеет сетью автосервисов, дети учатся в школе. Средства расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных и коммунальных расходов, обслуживание двух личных автомобилей. К какому типу (в зависимости от численности) можно отнести эту семью? Kaкyю функцию семьи иллюстрирует этот пример? Каковы два типа источников дохода семейного бюджета семьи Кошкиных? (Для каждого из них укажите факт из условия задачи, на основании которого Вы смогли это установить.) Какие ещё функции выполняет семья? (Назовите любые две функции.)

Правильный ответ должен содеожать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: расширенная/многопоколенная;
2) ответ на второй вопрос: хозяйственно-экономическую (или экономическую, или хозяйственную, или бытовую, или хозяйственно-бытовую);
3) ответ на третий вопрос:
— заработная плата (Константин и его мать работают по найму);
— прибыль фирмы (отец Константина — предприниматель, он владеет сетью автосервисов);
4) ответ на четвертый вопрос:
— рождение;
— воспитание детей;
— организация досуга.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Семья”.


Социологические службы страны Z проводили опрос молодых граждан о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. 72% опрошенных считают, что молодым трудно добиться успеха в жизни, реализовать себя, в первую очередь — из-за безработицы и бедности. 15% называют в этой связи собственную инертность и отсутствие целеустремлённости. По какому критерию выделяется такая социальная общность, как молодёжь? Какиие общие черты характерны для представителей молодёжи? (Укажите любые три черты.) Как Вы Думаете, опрошенные объясняют свои nроблемы прежде всего объективными или субъективными обстоятельствами? Поясните свой ответ. Что такое безработица?


1) ответ на вопрос — по демографическому критерию;
2) ответ на второй вопрос: приходится решать задачи
— выбора профессии;
— своего места в жизни;
— выбора спутника жизни и создания семьи;
— достижение экономической независимости и социально ответственного поведения;
— выработки мировоззрения и жизненных ценностей;
3) ответ на третий вопрос с пояснением: объективными, так как большинство в качестве причин называют безработицу и бедность;
4) ответ на четвертый вопрос: наличие в стране тредоспособных граждан, которые желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Молодежь как социальная группа”.


К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодёжи? Приведите два любых других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что приведённый пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции;
2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:
— примеры экономических и политических союзов: Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский союз (ЕС), Организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;
— примеры международных культурных центров: Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Межнациональные отношения”.


После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учёбы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?


В ответе должны быть ухазаны следующие элементы:
1) процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность;
2) факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус;
3) дано общее социологическое название этих факторов: каналы (лифты) социальной мобильности.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Социальная мобильность”.

Читайте также: