Специалист может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. № 667н “О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)”

В соответствии с подпунктом 4.1 плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 29, ст. 4165), и пунктом 13 комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 14, ст. 1682), приказываю:

1. Установить, что ведение реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности) (далее - реестр), его актуализация и размещение на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) осуществляется ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России по образцу согласно приложению.

В целях упорядочения информации о профессиональных стандартах (видах профессиональной деятельности) ведение реестра осуществлять на основе классификации профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) по областям профессиональной деятельности и кодирования профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности).

2. Рекомендовать разработчикам и пользователям профессиональных стандартов использовать реестр при решении задач идентификации профессиональных стандартов, анализа полноты охвата профессиональными стандартами областей и видов профессиональной деятельности.

3. Включению в реестр подлежат профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России в установленном порядке, в 10-дневный срок после их государственной регистрации Минюстом России.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации K.Ю. Ельцову.

Министр М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 ноября 2014 г.

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 29 сентября 2014 г. № 667н

Реестр
профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности)

№ п/п Регистрационный номер профессионального стандарта Код профессионального стандарта Область профессиональной деятельности Вид профессиональной деятельности Наименование профессионального стандарта Приказ Минтруда России Регистрационный номер Минюста России Дата введения в действие Письмо в Минобрнауки России
номер дата номер дата номер дата
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1. Ведение реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности) (далее - реестр) осуществляется на основе классификации профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) по областям профессиональной деятельности согласно таблице.

Наименования и коды областей профессиональной деятельности

Код Наименование области профессиональной деятельности
01 Образование
02 Здравоохранение
03 Социальное обслуживание
04 Культура, искусство
05 Физическая культура и спорт
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии
07 Административно-управленческая и офисная деятельность
08 Финансы и экономика
09 Юриспруденция
10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн
11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия
12 Обеспечение безопасности
13 Сельское хозяйство
14 Лесное хозяйство, охота
15 Рыбоводство и рыболовство
16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
17 Транспорт
18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых
19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа
20 Электроэнергетика
21 Легкая и текстильная промышленность
22 Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака
23 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство
24 Атомная промышленность
25 Ракетно-космическая промышленность
26 Химическое, химико-технологическое производство
27 Металлургическое производство
28 Производство машин и оборудования
29 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
30 Судостроение
31 Автомобилестроение
32 Авиастроение
33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)
40* Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

* Разрыв между номерами кодов 33 и 40 является техническим и предназначен для обеспечения возможности пополнения реестра (перечня).

2. Кодирование профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) и заполнение графы 3 реестра осуществляется в соответствии с 2-фасетной кодовой комбинацией. Структура кодового обозначения включает 2 группы цифровых десятичных знаков и имеет вид: ХХ.ХХХ, где:

первые два знака - код области профессиональной деятельности;

следующие три знака - код вида профессиональной деятельности (профессионального стандарта в рамках области профессиональной деятельности).

Например, 01.001 - код профессионального стандарта, относящегося к области профессиональной деятельности «Образование» и виду профессиональной деятельности 001.

3. Графы 2 «Регистрационный номер профессионального стандарта», 3 «Код профессионального стандарта», 5 «Вид профессиональной деятельности» и 6 «Наименование профессионального стандарта» заполняются в соответствии с данными, содержащимися в соответствующих графах раздела «I. Общие сведения» профессионального стандарта.

4. В графе 4 «Область профессиональной деятельности» указывается наименование области профессиональной деятельности в соответствии с таблицей, предусмотренной пунктом 1 настоящих примечаний.

5. В графе 11 «Дата введения в действие» указывается дата введения профессионального стандарта в действие в соответствии с приказом Минтруда России. При введении профессионального стандарта в действие с момента издания приказа Минтруда России в данной графе ставится прочерк.

6. В графах 7 и 8 «Приказ Минтруда России», 9 и 10 «Регистрационный номер Минюста России», 12 и 13 «Письмо в Минобрнауки России» указываются реквизиты соответствующих документов.

7. Реестр размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru)

Обзор документа

Согласно документу реестр профстандартов (перечень видов деятельности) размещается на специализированном сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru). Там же его ведут и актуализируют.

Приведен образец реестра. Его ведут на основе классификации профстандартов (видов деятельности) по областям и кодирования.

В реестр включаются профстандарты в 10-дневный срок после их госрегистрации в Минюсте России.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе – одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.

Специалист таможенного дела подготовлен к профессиональной организационно-управленческой, экономической, внешнеэкономической, правоохранительной и научно-исследовательской деятельности в таможенных органах, организациях, федеральных и региональных органах управления, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Он выполняет сложные работы, связанные с реализацией единой таможенной политики российской федерации; осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области таможенного дела, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, валютного регулирования; совершенствованием таможенной правоприменительной практики; обеспечением своевременного полного внесения в федеральный бюджет таможенных и иных платежей; с разработкой и принятием мер по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере таможенного дела.

Тип и класс профессии
Специалист таможенного дела относится к типу: «Человек – Человек», он ориентирован на общение и взаимодействие с людьми (контроль, проверка, наблюдение), также «Человек-техника» (работа с компьютерными техническими средствами, средствами связи, средствами таможенного контроля, средствами специального назначения), также «Человек-природа» (работа со специальными обученными служебными собаками).
Профессия «Специалист таможенного дела» относится к классу «исполнительских», так как она связана с исполнением законодательства в области таможенного дела, с выполнением работ, направленных на осуществление функций федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, с исполнением должностных инструкций, что требует организованности и умения исполнять конкретные задачи.

  • организационно-управленческой;
  • экономической;
  • внешнеэкономической;
  • правоохранительной;
  • информационно-аналитической.
  • нормативно-правовые акты РФ, а также нормы международного права и международные договоры РФ, регулирующие таможенное дело;
  • традиционные и инновационные технологии таможенного оформления и таможенного контроля;
  • порядок учета наличия и движения товаров и транспортных средств по российским коммуникациям;
  • мировую практику дистанционного заключения контрактов и контроля грузопотоков;
  • экономику таможенного дела;
  • современные методы управления;
  • гражданское, административное и уголовное материальное и процессуальное законодательство;
  • тактические и технические приемы расследования преступлений и административных правонарушений в сфере таможенного дела;
  • правила и приемы государственной и служебной тайны.
  • применять законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере таможенного дела;
  • обеспечивать законность при осуществлении таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств;
  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу;
  • вскрывать факты правонарушений в сфере таможенного дела и правильно их квалифицировать;
  • принимать правовые решения при выполнении своих должностных обязанностей и осуществлять иные служебные действия в строгом соответствии с действующим законодательством.
  • самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности;
  • понимать экономические процессы, происходящие в обществе, и анализировать тенденции развития российской и мировой экономики;
  • анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики;
  • совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень;
  • владеть культурой взаимоотношений, взаимопонимания и сотрудничества, предотвращать конфликтные ситуации, уважительно относиться к окружающим;
  • иметь способность к длительной концентрации внимания;
  • быть эмоционально устойчивым, ответственным, исполнительным.
  • заболевания нервной системы;
  • психические заболевания;
  • нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
  • алкогольно-наркотическая зависимость.

Пути получения профессии
Получить профессию можно в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» и в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» («Таможенное дело» - ТЭИ, ЮИ).

Области применения профессии
Специалист таможенного дела может работать в структурных подразделениях таможенных органов (региональных таможенных управлениях, таможнях, таможенных постах), в силовых структурах, в коммерческих организациях, в некоммерческих организациях, занимающихся таможенным делом.

Перспективы карьерного роста
Специалист таможенного дела должен хорошо ориентироваться в области юриспруденции, экономики, финансов.
Профессиональный рост специалиста таможенного дела связан с освоением новых приемов и способов работы, постоянным обновлением знаний и т.п.

1. Презентация профессии
Охрана труда возникла одновременно с возникновением трудовой деятельности человека. История государственного управления охраны труда в России начинается с 18 века. Сегодня государственный контроль и надзор над соблюдением требований охраны труда осуществляется Федеральной Инспекцией труда при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).
Специалист по охране труда - специалист, который занимается охраной человеческого труда в различных видах деятельности, осуществляет контроль и обеспечение охраны жизнедеятельности человека.
Системы охраны труда постоянно развиваются, создавая условия для повышения безопасности деятельности человека в процессе внедрения новых технологий, и создания новых образцов продукции. Специалист по охране труда постоянно отслеживает внедрение новых технологий, сопровождая их соответствующими мерами по охране труда.
В своей работе специалист по охране труда опирается на Трудовой Кодекс РФ и другие действующие нормативные документы РФ, на методические материалы по охране труда (инструкции и плакаты по охране труда для соответствующих специальностей, прочие наглядные пособия).
В рамках своих служебных обязанностей, специалист по охране труда на промышленных предприятиях осуществляет контроль над соблюдением законодательства, инструкций, правил и норм по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, над предоставлением работникам установленных льгот по условиям труда. Участвует в создании безопасных и здоровых условий труда, в разработке и внедрении в производство рекомендаций научно-исследовательских институтов и лабораторий по научной организации труда.
Большая часть работы специалиста по охране труда связана с нормативными документами. Он готовит правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по пожарной безопасности, создает инструкции по охране труда для каждой должности и т.д.
Преимущества профессии: социальная значимость профессии, важность для других людей.
Ограничения профессии: повышенная ответственность профессии.

2. Тип и класс профессии
Профессия специалиста по охране труда относится к типу «Человек - Природа», так как связана с изучением и взаимодействием с природой, требует высокого уровня наблюдательности, внимательности.
Так же она относится к типам «Человек - Техника», она связана с взаимодействием с техническими устройствами и «Человек – Знак», так как в ней много работы со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами.
Профессия специалиста по охране труда относится к классу «эвристических», она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Специалист по охране труда осуществляет контроль над соблюдением на предприятии законодательства, инструкций, правил и норм по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, за предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда.
Он проверяет техническое состояние оборудования на соответствие его требованиям техники безопасности, контролирует работу вентиляционных систем, предохранительных приспособлений и защитных устройств, своевременность проведения испытаний, проверок и правильность эксплуатации паровых котлов, баллонов для сжатых газов, кранов, подъемников и другого оборудования, соблюдение графиков замеров воздушной среды, производственного шума, вибрации и др.
Специалист по охране труда проводит инструктажи работников предприятия, аттестацию и сертификацию рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда, участвует в расследовании причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В его задачи также входит контроль над организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
По результатам проделанной работы специалист ведет отчетность по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.

4. Условия труда
Специалист по охране труда может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций, либо производственные условия. Работа происходит преимущественно сидя или в движении, с использованием компьютера. Как правило, это активная деятельность, связанная с командировками, выездами и встречами с людьми.
Специалист по охране труда достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, ограничен нормами и требованиями законодательства.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии специалиста по охране труда необходимы базовые знания по юриспруденции, трудовому законодательству.
Квалифицированный специалист по охране труда должен знать:

  • законодательство, инструкции, правила и нормы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии;
  • основы организации труда и управления;
  • устройство и правила эксплуатации производственного оборудования и средств защиты;
  • правила внутреннего трудового распорядка предприятия и т.п.
  • диагностировать техническое состояние оборудования и средств защиты на соответствие его требованиям техники безопасности;
  • оформлять документацию по охране труда и технике безопасности, проводить инструктаж сотрудников;
  • проводить аттестацию и сертификацию рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда и т.п.
  • склонность к работе с информацией;
  • развитые логические способности;
  • развитые математические способности;
  • склонность к работе в сфере общения;
  • эмоциональная устойчивость;
  • грамотная, четкая, выразительная и понятная речь;
  • концентрация, устойчивость и распределение внимания;
  • оперативная и долговременная память;
  • зрительная память;
  • ответственность.
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервной системы;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • органов слуха и зрения;
  • кожные и аллергические заболевания;
  • физические ограничения (ограничения подвижности).

При наличии этих заболеваний работа по профессии специалиста по охране труда может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.

8. Пути получения профессии
Профессия специалиста по охране труда требует получения высшего профессионального образования, либо среднего профессионального образования с получением последующего стажа работы (от 3 лет).
Профессия специалиста по охране труда для некоторых людей может быть базовой, для других – способом переквалифицироваться из смежных профессий.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Специалисты по охране труда могут работать в таких организациях и сферах, как:

  • любые государственные и коммерческие производственные предприятия;
  • органы контроля и т.п.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития специалиста по охране труда:
Специализация и освоение смежных областей
Специалист по охране труда может специализироваться на различных видах производства, видах охраны и контроля и т.п.
Также человек с профессией специалиста по охране труда может осваивать смежные специализации, такие как: юрист, инженер - технолог, инспектор отдела кадров и т.п.
Управленческий путь развития
В данном случае человек может руководить отделом по охране труда, возглавить департамент и т.п.
В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать управленческие умения, осваивать такие профессии, как: менеджер.

11. Родственные профессии
Специалист по защите информации, инженер-технолог

Объектом профессиональной деятельности специалиста является психические процессы, свойства и состояния человека, предметом их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную, экспертную и консультативную, учебно-воспитательную, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую.

Педагогика и психология. Квалификация: Педагог-психолог.

Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей.

540600 Педагогика. Квалификация: Бакалавр педагогики.

Выпускник, получивший (степень) квалификацию бакалавра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями.

Выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к проектированию педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой.

Деятельность бакалавра направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности; способами проектирования и осуществления психолого-педагогической поддержки; способами исследовательской деятельности.

030300 Психология. Бакалавр психологии.

Объектом профессиональной деятельности бакалавра являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками бакалавр готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

040400 Социальная работа.

Задачи профессиональной деятельности бакалавров

а) социально-практическая: участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации; оказание социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам и др.




б) исследовательская: прогнозирование, проектирование, моделирование и экспертная оценка социальных процессов и явлений в области социальной работы; участие в выявлении, формулировке и разрешении профессионально-ориентированной научной проблемы и др.

в) организационно-управленческая: координация деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите; участие в организационно-административной работе в подразделениях социальных учреждений и служб и др.

г) проектная: участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики; разработка социальных проектов для работы с конкретным случаем в трудных жизненных ситуациях и др.

В области воспитания целями ВПО при подготовке бакалавров являются: формирование высоких нравственных качеств и чувств обучающихся: гражданственности и патриотизма, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, коммуникативности, повышение их общей и профессиональной культуры.

Целями основных образовательных программ бакалавриата являются: подготовка в области гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных наук; приобретение знаний, умений, освоение компетенций, способствующих его высокой конкурентоспособности и успешности на рынке труда в соответствующей области профессиональной деятельности и т.д.

050400 Психолого-педагогическое образование

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

образование (общее, коррекционное, инклюзивное);

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

индивидуально-личностное развитие обучающихся;

психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;

психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;

педагогическая деятельность в дошкольном образовании;

педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

Общие для всех видов профессиональной деятельности:

реализация на практике прав ребенка;

создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;

участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;

повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;

участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

использование здоровье сберегающих технологий в профессиональной деятельности;

использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

систематическое повышение своего профессионального мастерства;

соблюдение норм профессиональной этики;

повышение собственного общекультурного уровня;

соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:

проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании:

проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;

проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение;

проведение занятий с обучающимися по утвержденным рекомендованным коррекционным программам;

работа с педагогами и родителями с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи здоровых детей и детей с ОВЗ.

В области социально-педагогической деятельности:

осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов;

организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;

организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;

выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;

формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда;

организация посредничества между обучающимися и социальными институтами.

В области педагогической деятельности в дошкольном образовании:

осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;

создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;

работа по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательном учреждении.

В области педагогической деятельности на начальной ступени общего образования:

реализация в учебном процессе образовательных программ начального общего образования с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;

создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;

интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности;

взаимодействие с педагогами, администрацией образовательного учреждения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм;

формирование у обучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к освоению образовательной программы основного общего образования.

Одним из важнейших для вас моментов является определение в стандарте возможных видов вашей профессиональной деятельности. Вот как указано в стандарте:

"При овладении программой специалист по документоведению и документационному обеспечению управления может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

Рассмотрим эти виды деятельности. Об их появлении и развитии было рассказано в предыдущей главе по истории профессии.

Организационно-управленческая. Вдумайтесь сначала в слово - организационная. Оно означает, что вы организуете работу; а теперь вдумайтесь в слово управленческая - вы управляете деятельностью каких-то других людей. Следовательно, организационно-управленческая деятельность предполагает, что вы руководите работой службы документационного обеспечения управления в целом или каким-то отдельным участком работы по документационному обеспечению управления. При этом, закончив вуз, вы организуете работу на научных основах, зная передовые методики и лучшие методы работы. А если вы будете работать секретарем-референтом небольшой фирмы, то на вас будут возложены все функции по информационно-документационному обеспечению управленческой деятельности фирмы и в одном лице вы должны организовать и обеспечить полностью этот участок работы.

Оргпроектная. Это, пожалуй, работа, требующая наивысшей квалификации. Оргпроектанты, придя в организацию, изучают постановку документационного обеспечения управленческой деятельности на данный момент. Проанализировав собранные данные, выявляют слабые стороны, то есть те участки, которые нуждаются в совершенствовании. Для того чтобы провести оценку существующего порядка постановки делопроизводства надо хорошо знать, как наилучшим образом делопроизводство должно быть поставлено. Как бы знать эталоны, с которыми вы сравниваете. Кроме того, требуются безупречные знания законодательных, нормативных и методических документов, в которых отражены проблемы документирования и организации документационного обеспечения управления. Сравнивая существующие положения и зная, как наилучшим образом этот участок или вид работы должен быть, организован, делают предложения о направлениях совершенствования ДОУ. Если организация эти предложения принимает, оргпроектанты разрабатывают детально конкретные участки работы. Сегодня это делается с использованием компьютерной техники и специального программного обеспечения. Принятые новые технологии закрепляются в соответствующих документах - инструкциях, правилах. Обычно работу по оргпроектированию завершает целый пакет разработанных организационных и нормативно-методических документов. К группе оргпроектантов, если предполагается внедрение новых компьютерных программ, подключается программист. Документоведы, занимающиеся оргпроектной деятельностью, должны постоянно быть в курсе всех новейших компьютерных программ по документационному обеспечению управления и знать фирмы, занимающиеся их разработкой и внедрением. Это позволит им, разрабатывая оргпроект, подобрать программу, которая будет экономична и наиболее соответствовать потребностям и особенностям конкретной организации, в которой они ведут работу.

Аналитическая деятельность. Этот вид деятельности основан на применении анализа. Аналитиком может выступить специалист, умеющий хорошо анализировать, имеющий склонность к аналитическому мышлению. Аналитическая деятельность является частью оргпроектных работ. Собрать исходный материал - это одна задача, а суметь его проанализировать, систематизировав и сопоставив, - другая, и это умеет делать не каждый. Аналитический вид деятельности в разной степени используется во всех видах работ. Например, при составлении справок с анализом работы структурного подразделения и т.д.

Исследовательская деятельность. В нее составной частью входит и аналитическая, так как всякое научное исследование предполагает сбор исходных данных и их анализ. Исследовательской деятельностью занимаются научно-исследовательские институты, сектора, отделы. Первым научно-исследовательским институтом был Институт техники управления. Сегодня головным в документоведческих исследованиях является Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Федеральной архивной службы России. Этот институт разрабатывал стандарты на организационно-распорядительную документацию, на термины и определения в области делопроизводства, все нормативно-методические документы по организации документационного обеспечения управления: Государственную систему документационного обеспечения управления (ГСДОУ); Типовую инструкцию по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти; Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения; Методические рекомендации по оформлению документов на основе требований государственных стандартов и многие другие.




Вся практическая работа по постановке делопроизводства базируется на научных разработках этого института. Но в своей профессиональной деятельности вы будете опираться и на научные разработки Института труда, составляющего квалификационные характеристики специалистов. Они регламентируют содержание выполняемых функций работников, способствуют обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37).

На основании этих типовых квалификационных характеристик вам придется составлять должностные инструкции на каждого конкретного работника службы делопроизводства. Чтобы составить типовую квалификационную характеристику, научные работники анализируют и сопоставляют работу многих специалистов, выполняющих одни и те же обязанности.

Одно из направлений научной деятельности документоведов - унификация систем документации. Оно тесно связано с деятельностью Всероссийского научно-исследовательского института классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИКИ) Госстандарта России.

Научно-исследовательская работа всегда служит основой для совершенствования любого направления деятельности. Однако к этому виду деятельности надо иметь склонность, и он требует дальнейшего обучения в аспирантуре.

Педагогическая деятельность. Выпускник может преподавать документоведческие дисциплины в школах, лицеях, во всех учреждениях начального профессионального образования, техникумах, вузах. В лицеях и школах, как правило, изучается делопроизводство и секретарское дело. В техникумах готовятся специалисты по делопроизводству со средним специальным образованием. И, наконец, специалистов высшей квалификации по документоведению и документационному обеспечению управления готовят многие вузы страны. Сегодня педагогических кадров не хватает на каждом уровне подготовки. Конечно, преподавателей для вузов готовят из выпускников - документоведов через аспирантуру.

Консультационный вид деятельности раскрывает себя в самом названии. В последнее десятилетие появились фирмы, специализирующиеся на консультационных (консалтинговых) услугах. В них работают и документоведы, ведущие консультации по всем аспектам проблем, связанных с информационно-документационным обеспечением деятельности организации, особенно на базе внедрения компьютерных технологий.

Специальность документоведение и ДОУ, как уже указывалось выше, относится к разделу междисциплинарных специальностей. Поэтому документоведу легко адаптироваться путем специализации к другим видам профессиональной деятельности, связанной с разными видами информационно-документационных систем и с информационными технологиями. Например, уже сегодня вузы ведут специализации:

· Документирование деятельности кадровой службы (делопроизводство в кадровой службе);

· Проектирование информационно-документационных систем управления;

· Информационно-документационное обеспечение маркетинговой деятельности;

· Информационные технологии документационного обеспечения управления;

· Организация нормативно-правового информационного обеспечения управления;

· Документирование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и другие.

И, конечно, все выпускники - документоведы, освоившие основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 032001- 65 «Документоведение и документационное обеспечение управления» имеют возможность при желании продолжать свое образование в аспирантуре.

С переходом на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру, подготовка специалистов по документационному обеспечению управления будет проходить в рамках направления "Документоведение и архивоведение" на основе разработанных в настоящее время стандартов третьего поколения и основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Контрольные вопросы:

1. Какими документами устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты?

2. Для чего предназначены государственные образовательные стандарты?

3. Квалификационная характеристика документоведа?

4. Федеральный и национально-региональный компоненты образовательного стандарта?

5. Циклы государственных образовательных программ?

6. Что должен знать выпускник, окончив вуз?

7. Что должен уметь выпускник, окончив вуз?

8. Чем должен владеть выпускник, окончив вуз?

9. Учебная, производственная и преддипломная практики. Организация и проведение?

Читайте также: