В чем заключается работа поездного диспетчера

Опубликовано: 17.09.2024

диспетчер железнодорожной станции

Диспетчера по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте по праву можно назвать «командиром». Ведь кто, как не он, уверенно управляет работой станции. Это он руководит многими подразделениями на железной дороге. И от его умения, внимания, опыта, расторопности и коммуникабельности зависит безопасность и слаженность всех без исключения направлений железнодорожной ветки. Не зря англичане называют человека на этой должности регулировщиком или распорядителем движения.

Система диспетчерского руководства

Управлять железнодорожными процессами весьма сложно. Поэтому и существует в диспетчерской службе многоуровневая система управления. На первой ступени иерархической лестницы стоит поездной диспетчер , под командованием которого находится определенная часть железной дороги со станциями, путями, стрелками, ветками.

На больших узловых и сортировочных станциях работает маневровый диспетчер, который принимает и формирует десятки составов. Он получает данные со станций, составляет план расформирования и отправляет вагоны по дальнейшим адресам.

Человек, сидящий за пультом, очень напряженно работает, ведь его главное задание — соблюдение графика маневров и их абсолютная безопасность. В подчинении у диспетчеров находится несколько подразделений, обслуживающих железнодорожные объекты.

Требования к работе

    Диспетчер — это высококлассный специалист, грамотный и ответственный. Круг обязанностей, которые он должен выполнять, весьма внушителен и серьезен. Диспетчер обязан:
  • - организовать рациональный график движения составов с учетом координации работ всех подчиненных структур;
  • - организовать прием и отправку поездного состава, грузовые работы, формирование составов, пассажирские передвижения;
  • - контролировать планы перевозок;
  • - формировать вагонопотоки и организовывать маршруты;
  • - умело составлять планы работ с поездами и грузами;
  • - грамотно нормировать необходимое количество локомотивов, передвижения на вверенном участке;
  • - обеспечивать качество и контроль эксплуатационных, поездных и грузовых служб;
  • - следить за содержанием локомотивного парка;
  • - формировать и пропускать утяжеленные и удлиненные составы;
  • - обеспечивать рациональное пользование транспортом;
  • - совершенствовать и оптимально автоматизировать диспетчерское управление.

Положительные стороны профессии

Работа диспетчера всегда востребована и, несомненно, престижна. Она стабильна, ведь железные дороги были, есть и будут, а значит, и диспетчеры всегда нужны. Немалый стимул в получении этой профессии – достаточно высокие зарплаты.

Отрицательные стороны

На диспетчера возложена огромная ответственность, легкомысленному и невнимательному человеку в этой профессии не место. Определенные трудности несет и посменный график — придется работать и в выходные, и в праздничные дни. Хотя для многих людей посменная работа не является недостатком, а, наоборот, удобна и желательна.

Профессиональные качества диспетчера

    Человек, желающий работать диспетчером, должен обладать незаурядными качествами — человеческими и профессиональными. Как человек, он должен быть:
  • - весьма ответственным;
  • - уравновешенным;
  • - командным игроком (уметь работать в одной команде с сослуживцами и подчиненными).
    К рабочим качествам требования тоже достаточно серьезные:
  • - умение быстро реагировать на ситуации;
  • - способность грамотной организации работы своего коллектива;
  • - перспективное мышление (нужно уметь предугадывать скрытый смысл ситуации и предотвращать ее нежелательные последствия);
  • - хорошие аналитические способности;
  • - умение обходиться без контроля, быть достаточно самостоятельным работником;
  • - способность принять ответственное и взвешенное решение быстро;
  • - готовность грамотно и четко действовать по инструкциям;
  • - умение систематизировать и анализировать полученную информацию;
  • - умение в сложной ситуации и при недостатке времени нестандартно и быстро решить возникшую проблему;
  • - стремление повышать свои профессиональные навыки и знания.

Очевидно, что работа диспетчера — непростая. Даже в век новых технологий, когда создаются всевозможные автоматизированные линии, машины и роботы, человек на посту диспетчера остается незаменим. Для получения этой должности недостаточно колледжа, здесь необходимо высшее образование по профилю и стаж работы, связанной с перевозками.

Железная дорога с детства любима и влечет к себе мальчишек и девчонок. Да и многие взрослые люди с удовольствием путешествуют в поездах, вдыхая запахи перронов и слушая гудки паровозов. Железная дорога — это огромный и живой механизм, состоящий из множества «винтиков». И один такой «винтик» — диспетчер, «разводящий», к которому стекается вся информация о передвижениях поездов, а он умело рассылает их в разные стороны по железнодорожным путям до станций назначения.

от 14 сентября 2005 года N 1508р

В целях повышения эффективности управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности движения поездов:

2. Начальникам железных дорог в двухмесячный срок привести нормативные документы железных дорог и должностные инструкции работников железных дорог, функции которых связаны с диспетчерским управлением движением поездов, в соответствие с Положением, утвержденным настоящим распоряжением.

Вице-президент ОАО "РЖД"
С.В.Козырев

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 14 сентября 2005 года N 1508р

Положение
о диспетчерском управлении
движением поездов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и структуру диспетчерского управления движением поездов, функции диспетчерского персонала по управлению движением поездов.

1.2. Настоящее Положение распространяется на диспетчерский персонал Центра управления перевозками - структурного подразделения ОАО "РЖД" дорожных центров управления перевозками железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" (далее - ДЦУП), диспетчерских центров управления местной работой отделов перевозок отделений железных дорог (далее - ЦУМР), железнодорожных станций (далее - станция).

1.3. Диспетчерское управление движением поездов основывается на:

- принципе управления движением поездов на обслуживаемом участке (полигоне) одним диспетчером;

- строгом выполнении технологических норм и нормативов, содержащихся в графике движения поездов, плане формирования поездов, технологических процессах и техническом нормировании эксплуатационной работы;

- обеспечении безопасности движения поездов.

1.4. Диспетчерский персонал на всех уровнях управления принимает решения на основе графика движения поездов и плана формирования поездов с учетом эксплуатационной обстановки: колебаний объемов перевозок и загрузки технических устройств, распределения тяговых и погрузочных ресурсов на больших территориях, отказов технических средств, плановых и внеплановых перерывов в движении, задержек поездов на стыках с железными дорогами соседних государств и пунктах перегрузки на другие виды транспорта.

Движением поездов на диспетчерском участке руководит единолично поездной диспетчер.

1.5. Оптимальная протяженность диспетчерских участков и полигонов управления, а также уровень загрузки поездных и дорожныхдиспетчеров определяются начальником железной дороги по установленным ОАО "РЖД" методикам.

2. Цели и задачи диспетчерского
управления

2.1. Целями диспетчерского управления движением поездов являются обеспечение бесперебойной перевозки пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте общего пользования, оптимизация использования пропускной способности инфраструктуры железных дорог, тяговых и погрузочных ресурсов, организация движения поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов при безусловном обеспечении безопасности движения поездов.

2.2. Диспетчерское управление движением поездов предусматривает:

- концентрацию функций организации и управления перевозочным процессом по всей вертикали управления перевозками от Центра управления перевозками до станций;

- организацию поездной работы единым парком поездных локомотивов на удлиненных полигонах обращения, охватывающих участки нескольких железных дорог;

- унификацию веса и длины грузовых поездов на основных направлениях;

- заблаговременное планирование предстоящей работы;

- создание оптимальных условий для эксплуатационной работы;

- планирование, непрерывный контроль за выполнением графика движения и плана формирования поездов, плановых заданий по объемным и качественным показателям поездной иместной работы.

2.3. Задачами диспетчерского управления движением поездов являются:

- организация работы единой диспетчерской смены, локомотивных бригад, работников, связанных с движением поездов, по выполнению сменно-суточных планов и заданий эксплуатационной работы;

- обеспечение выполнения графика движения пассажирских, поездов дальнего, местного и пригородного сообщения (далее - пассажирские поезда) и грузовых поездов;

- организация беспрепятственного приема и сдачи поездов по стыковки и пунктам железных дорог и отделений железных дорог;

- обеспечение соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения поездов и охране труда, техническо-распорядительных актов и технологических процессов работы станций, а также единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций их примыкания;

- своевременное предоставление плановых "окон" для строительно-монтажных работ, ремонта и текущего содержания технических устройств;

- эффективное использование локомотивных бригад;

- контроль за содержанием и использованием эксплуатируемого парка локомотивов;

- регулирование погрузочных ресурсов;

- организация местной работы;

- контроль за пропуском поездных формирований перевозчиков грузов железнодорожным транспортом, за работой парка собственных и арендованных вагонов, за использованием вагонов, принадлежащих железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии;

- принятие оперативных мер по ликвидации нарушений движения поездов, обеспечение своевременного пропуска хозяйственных и восстановительных поездов.

2.4. Диспетчерский персонал ДЦУП и ЦУМР участвует в работе по контролю за соблюдением требований безопасности движения поездов, в том числе посредством проведения проверок на обслуживаемых участках и в районах управления железной дороги с выездом на станции, в локомотивные депо, а дорожные, поездные и локомотивные диспетчеры - с проездом в кабине машиниста поездного локомотива или моторвагонного подвижного состава.

Количество выездов дорожного диспетчера (по району управления) и поездного диспетчера с проверками на станции и в ЦУМР обслуживаемого района (участка) устанавливается в зависимости от его удаленности от ДЦУП: в пределах 3 часов проезда на поезде в одном направлении - не реже 1 раза в месяц, свыше 3 часов - 1 раз в квартал. Дорожный диспетчер (по направлению), дорожный локомотивный диспетчер, дорожный локомотивный диспетчер района управления и дорожный диспетчер по пассажирским перевозкам проводят проверки соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения при сопровождении пассажирских поездов в кабине машиниста не реже 1 раза в квартал. Кроме того, дорожные локомотивные диспетчеры и локомотивные диспетчеры (районов) один раз в месяц, а поездные диспетчеры - один раз в квартал принимают участие в производственных совещаниях с локомотивными бригадами, проводимыми в локомотивных депо обслуживаемых участков железной дороги.

Проверки проводятся по графику, разрабатываемому ежеквартально начальником ДЦУП и утверждаемому заместителем начальника железной дороги по перевозкам, а в отделениях железных дорог - соответственно начальником отдела перевозок и начальником отделения железной дороги.

Нормативы затрат труда диспетчеров ДЦУП корректируются с учетом фактической затраты времени на проведение проверок в соответствии с утвержденным графиком.

2.5. Контроль за работой диспетчерского персонала ДЦУП и оказание помощи его руководству в организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и выполнению требований нормативных документов осуществляет старший ревизор службы перевозок (по диспетчерскому центру), непосредственно подчиненный заместителю начальника железной дороги по перевозкам.

Функции старшего ревизора службы перевозок (по диспетчерскому центру) определены Положением о ревизорах хозяйства перевозок, утвержденным МПС России 21.06.2002 N ЦД-928.

3. Центр управления перевозками - структурное
подразделение ОАО "РЖД" (ЦУП)

3.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железных дорогах ОАО "РЖД" в целом осуществляет диспетчерский персонал Центра управления перевозками (далее - ЦУП), находящегося в непосредственном подчинении Департамента управления перевозками.

3.2. Работу диспетчерской смены ЦУП возглавляет главный диспетчер, который координирует работу диспетчеров по управлению перевозками на курируемых направлениях железных дорог, диспетчерского персонала департаментов и управлений ОАО "РЖД" (руководителей диспетчерских смен ДЦУП, перевозчиков пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте, компаний - операторов подвижного состава. В диспетчерскую смену ЦУП входят: главный диспетчер, диспетчер по управлению перевозками, диспетчер по регулированию локомотивного парка, диспетчер по регулированию вагонного парка, диспетчер по организации грузовой работы, диспетчер по управлению специальными перевозками, диспетчер по контролю за проведением "окон".

3.3. В соответствии с положением о ЦУП, утвержденным ОАО "РЖД" 15.04.2004 N 296, диспетчерская смена осуществляет следующие функции:

- контроль за выполнением железными дорогами графика движения пассажирских и грузовых поездов;

- организация и контроль продвижения вагонопотоков на основе нормативов плана формирования поездов;

- организация выполнения технических норм эксплутационной работы;

- контроль за работой ДЦУП в соответствии с планами поездной и местной работы на железных дорогах и заданиями ЦУП, включая регулировочные мероприятия по недопущению встречного порожнего пробега однородного подвижного состава, рациональному использованию взаимозаменяемых типов вагонов в условиях дефицита одних типов и избытка других;

- организация работы парка поездных локомотивов на основных направлениях железных дорог, разработка мероприятий по недопущению эксплуатации локомотивов на незакрепленных участках их обращения, нарушений режима труда и отдыха локомотивных бригад;

- организация своевременного подвода поездов к портам, а при необходимости перераспределение направления грузовых потоков по согласованию с Центром фирменного транспортного обслуживания - структурным подразделением ОАО "РЖД" и портами;

- контроль за работой кольцевых маршрутов с целью сохранения их целостности на всем пути следования как в порожнем, так и в груженом состоянии;

- организация работы с гружеными и порожними грузовыми вагонами, принадлежащими железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии;

- контроль за перевозками негабаритных и тяжеловесных, а также специальных и воинских грузов;

- анализ выполнения оперативных планов железных дорог (в целом и по каждой в отдельности) по обеспечению погрузки, организации выгрузки вагонов, выполнения графика движения и плана формирования поездов, плана передачи поездов между железными дорогами по обеспечению железных дорог погрузочными ресурсами (соответствующими типами подвижного состава);

- контроль обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах ОАО "РЖД".

3.4. Диспетчерская смена ЦУП взаимодействует с подразделениями ЦУП и аппарата управления ОАО "РЖД", связанными с организацией перевозочного процесса, по следующим вопросам:

- обеспечение бесперебойного перевозочного процесса и обеспечение безопасности движения поездов;

- эксплуатация технических средств и устройств, в т.ч.восстановление нормального режима их функционирования при сбоях и отказах;

- согласование предоставления "окон" для выполнения ремонтных и строительно-монтажных работ на пути, контактной сети и сооружениях, устройствах сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения;

- принятие оперативных мер по ликвидации затруднений в эксплуатционной работе, организации восстановления движения поездов в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях, обеспечение первоочередного пропуска пассажирских поездов или направление их кружностью в соответствии с решением Департамента дальних пассажирских перевозок;

- информирование в режиме реального времени диспетчерского персонала причастных департаментов и управлений ОАО "РЖД" о затруднениях в пропуске поездов из-за отказов в работе технических средств и нарушений безопасности движения поездов.

3.5. Перечень функций диспетчерского персонала ЦУП приведен в приложении 1.

4. Дорожный центр управления
перевозками

4.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железной дороге осуществляет единая диспетчерская смена ДЦУП.

В соответствии с Типовыми штатными расписаниями службы перевозок железной дороги и отдела перевозок отделения железной дороги, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 23.04.2004 N 1953р, в диспетчерскую смену ДЦУП входят: старший дорожный диспетчер (руководитель смены), диспетчер дорожный (по направлениям), диспетчер дорожный локомотивный, диспетчер дорожный по регулированию вагонного парка, диспетчер дорожный по пассажирским перевозкам, инженер сменный по организации грузовой работы.

Диспетчерские участки железной дороги объединяются в районы управления ДЦУП, количество которых определяет начальник железной дороги в зависимости от объема эксплуатационной работы. В диспетчерскую смену района управления ДЦУП, возглавляемую диспетчером дорожным (по району управления), входят диспетчера поездные, диспетчер локомотивный (района), диспетчер по регулированию вагонного парка (района).

4.2. Диспетчерская смена ДЦУП в оперативном режиме осуществляет следующие функции:

- выполнение технического и сменно-суточного планов, производственных заданий руководства железной дороги;

- оперативное руководство эксплуатационной работой железной дороги, отделений железной дороги и станций;

- обеспечение беспрепятственного пропуска поездов, их передачи по стыковым станциям железной дороги;

- выполнение заданий по сдаче порожних вагонов в регулировку;

- контроль за планированием поездообразования, своевременным обеспечением поездов локомотивами и локомотивными бригадами;

- создание оптимальных условий работы на выделенных станциях, контроль за выполнением заданных показателей их работы;

девушки диспетчера за компьютером

Диспетчером ж/д станции является специалист, который осуществляет единоличное руководство движением поездов на вверенном ему участке.

Содержание:

История профессии

Данная профессия появилась одновременно с возникновением сети железных дорог. В 1884 году мир увидела телефонная сеть регулирования движения железнодорожного транспорта. До этого руководство движения поездов осуществлялось с помощью специально обученных сигнальщиков, которые находились возле ж/д путей через конкретные промежутки.

Новый виток в развитии железнодорожной диспетчеризации случился в 1949 году, когда была разработана система диспетчерского контроля. Диспетчер не мог управлять сигналами и стрелками непосредственно со своего рабочего места, но в целом контроль обеспечивался. Таким образом, удавалось существенно увеличить пропускную способность на различных участках железных дорог.

Особенности профессии

Деятельность диспетчера ж/д станции целенаправленна на обеспечение беспрепятственного движения поездов, а также ― создание безопасных условий для успешного выполнения плановых работ на участке, согласно с графиком движения железнодорожного транспорта и оперативным планом.

Профессия диспетчер ж/д станции противопоказана людям с заболеваниями зрения, сердечно-сосудистой и нервной системы.

Претендент на должность обязан обладать быстротой реакции, ведь при возникновении непредвиденных ситуаций от его указаний будут зависеть жизнь и здоровье многих людей.

Обязанности

В должностные обязанности специалиста входит следующее:

  • организация и руководство маневровой работой по формированию/расформированию составов;
  • ответственность за подачу местных вагонов и контроль над сотрудниками, что обеспечивают чистоту в них;
  • реализация регулировочных заданий, что касаются отправки пустых вагонов;
  • информирование исполнителей о плане и порядке проведения работ;
  • введение в известность сотрудников станции о наличии на путях вагонов с грузами особых категорий;
  • координация работы маневровых районов, подъездных путей, сортировочных устройств, а также ― станционного технологического центра по обработке поездной информации и транспортировочной документации;
  • внесение необходимых правок в сортировочный лист;
  • установление очередности расформирования составов и подготовки транспортировочной документации на уже сформированные составы;
  • способствование своевременной выставке составов в парк отправления;
  • контроль над соблюдением технических норм пребывания вагонов на станции;
  • координирование деятельности комплексной бригады смены и оценка качества проделанной работы каждым из ее членов;
  • обращение в дорожный вычислительный центр для получения данных о разложении составов по прибытии, наличии составов и вагонов на путях или иной необходимой информации;
  • ведение графика выполнения маневровой работы и анализ реализации сменных заданий маневровыми бригадами;
  • разработка плана работы станции по 4-6 часовым периодам;
  • руководство единой сменой станции;
  • контроль над соблюдением правил безопасности движения и маневровой работы работниками смены, а также ― проведение инструктажа по ТБ;
  • контроль над соблюдением трудовой и технологической дисциплины в рабочее время.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать диспетчер:

  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • усидчивость;
  • внимательность;
  • четкая дикция;
  • работоспособность;
  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность;
  • организованность;
  • наблюдательность.

Навыки и знания

Специалист обязан знать методические и нормативные документы в своей сфере, график движения поездов, показатели и технические параметры эксплуатационной работы подъездного пути. Дополнительно, не обойтись без умения пользоваться устройствами диспетчерской сигнализации.

Перспективы и карьера

Диспетчер ж/д станции ― это одна из многочисленных железнодорожных профессий. Прилагая усилия и совершенствуя навыки, специалист вправе претендовать на должность начальника смены.

Обучение

Профессия диспетчер ж/д станции предусматривает наличие диплома по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

1.1. Поездной диспетчер относится к категории специалистов .

1.2. На должность поездного диспетчера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 3 лет.

1.3. Поездной диспетчер назначается на должность и освобождается от нее руководителем предприятия и непосредственно подчиняется [вписать нужное].

1.4. Поездной диспетчер должен знать:

- Правила технической эксплуатации железных дорог;

- Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;

- Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;

- Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;

- Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

- правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках по железным дорогам;

- распоряжения и указания руководства управления железной дороги, отделения железной дороги;

- методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации движения поездов;

- график движения поездов и план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков, схемы, профиль путей, техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций участка;

- работу устройств диспетчерской централизации;

- правила работы на ПЭВМ;

- показатели и технические нормы эксплуатационной работы;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии;

- Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;

- основы экономики и управления производством;

- Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;

- Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;

1.5. Во время отсутствия поездного диспетчера (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

Должностные обязанности

2.1. Руководит движением поездов на обслуживаемом (диспетчерском) участке.

2.2. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов, эффективное использование технических средств, вагонного парка и локомотивов.

2.3. Оценивает и прогнозирует положение на участке, планирует и организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов.

2.4. Следит за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и негабаритными грузами поездов и другими поездами.

2.5. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов.

2.6. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов.

2.7. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках, оборудованных диспетчерской централизацией.

2.8. Получает на ЭВМ информацию о движении поездов и локомотивов по участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений станциями.

2.9. Дает указания дежурным по станциям по организации движения поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов (путей), о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на однопутное, об отправлении поездов по неправильному пути и др.

2.10. Обеспечивает своевременность предоставления "окон", принимает меры по организации, аварийно-восстановительных работ и своевременному устранению неисправностей технических устройств и оборудования.

2.11. Ведет график исполненного движения поездов и другую установленную документацию, регистрирует приказы в журнале диспетчерских указаний.

2.12. Руководит работой единой смены диспетчерского участка.

Права

Поездной диспетчер имеет право:

3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.

3.2. Получать от специалистов структурных подразделений предприятия информацию, связанную с вопросами своей деятельности.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

Ответственность

Поездной диспетчер несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

Общий каталог описания должностей тут: Список типовых должностей!


Из Википедии, бесплатной энциклопедии


Никто, кроме поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов.

Содержание

Цель работы поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов и местной работы на участке в соответствии с графиком движения поездов и оперативным планом, а также в соблюдении максимального уровня безопасности движения.

Для контактов поездного диспетчера с исполнителями используются различные виды связи. Указания по движению поездов дежурным по станциям передаются по специальной селекторной (избирательной) телефонной связи. Она позволяет вызвать любой включённый в линию пункт отдельно, а также несколько (групповой вызов) или все пункты (циркулярный вызов). Для контактов поездного диспетчера с машинистами движущихся поездов используется радиосвязь, однако на практике, большинство приказов машинистам (например, приказ на нагон или на повышение участковой скорости) передаётся через дежурных по станциям.

На многих участках, оборудованных автоблокировкой, рабочее место ДНЦ при первом упоминании аббревиатуры следует указывать ее расшифровку оснащается устройствами диспетчерского контроля в виде табло, на котором изображена схема участка и промежуточных станций. Специальная световая индикация сигнализирует о показании сигналов и о фактическом занятии поездами блок-участков и путей на станциях.

О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля.

Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58.

Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.


Также на графике исполненного движения указываются:

  • номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов;
  • время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка;
  • данные об использовании локомотивов;
  • данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток;
  • занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях;
  • снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов;
  • действующие предупреждения, требующие снижения скорости;
  • движение поездов по неправильному пути;
  • закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение.

Можно разделить на активные и пассивные:

Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

Диспетчерская централизация позволяет резко повысить эффективность труда, которая объединяет в одной системе автоблокировку на перегонах, электрическую централизацию на станциях и устройства телеуправления стрелками и сигналами. Она позволяет отказаться от дежурных по станциям за счёт передачи их функций по управлению стрелками и сигналами поездному диспетчеру. В необходимых случаях (при неисправности технических средств, резком увеличении маневровой работы) станция может переводится на резервное управление. При этом стрелками и сигналами управляет дежурный по станции либо начальник станции. ДЦ освобождает диспетчера от основной массы переговоров, однако загружает его непосредственным управлением стрелками и сигналами.

На электрифицированных участках диспетчер должен учитывать условия электроснабжения. Чтобы обеспечить нормальное напряжение в контактной сети, необходимо пропускать поезда с установленными по графику интервалами. Нельзя допускать следование тяжеловесных и соединённых поездов пакетами (друг за другом с выдерживанием только лишь межпоездного интервала). О выпуске таких поездов ДНЦ должен заблаговременно известить энергодиспетчера.

Работа железнодорожного транспорта подчинена трём законам (по убывающей степени важности):

  • Обеспечение безопасности движения поездов
  • График движения поездов
  • План формирования

Читайте также: