В чем заключается работа психолога в реабилитационном центре

Опубликовано: 17.09.2024

Горецкая Татьяна Сергеевна

Знакомство с родителями. Установление контакта с ребенком.

Диагностика уровня развития познавательной и сенсорно-перцептивной сферы несовершеннолетних (восприятие, внимание, память, мышление).

Диагностика сформированности эмоционально-волевой сферы и личностной сферы.

Определение общего психического состояния ребенка.

Определение представлений о себе и своей семье. Диагностика семейных взаимоотношений и разрешению конфликтных ситуаций.

Определение основных черт характера, типа темперамента.

Психодиагностика суицидального риска.

Диагностика интересов и способностей школьников (1-4 классы).

Диагностика способностей и склонностей младших подростков.

Диагностика профессиональных намерений учащихся 7-9 классов, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с требованиями выбираемой профессии.

Диагностика профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов.

Диагностика личностных особенностей детей и подростков «С помощью мини-игрушек».

Занятия по коррекции познавательной сферы, развитию познавательной активности, обогащению сенсорного опыта.

Занятия по коррекции, эмоционально-волевой сферы, поведения, агрессии, снижению личностной тревожности; развитию социального интеллекта; формированию умений и навыков эффективного взаимодействия с социальным окружением и развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Занятия по коррекции страхов, тревожности, замкнутости, развитию мотивационно - потребностной сферы, повышению уверенности в себе посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, песочной терапии, музыкотерапии.

Занятия по повышению активности и самостоятельности; смягчение эмоционального дискомфорта; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных агрессивностью, повышенной возбудимостью, тревожной мнительностью.

Занятия по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании и табакокурения .

Коррекция профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов.

Занятия по профилактике суицидального риска.

Коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Коррекция личностных особенностей детей и подростков «С помощью мини-игрушек».

Психологическое просвещение, повышение психологической культуры педагогов. Целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога и педагогов.

Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Работа по запросу.

Преподавательская и культурно-просветительская деятельность. (Индивидуальные и групповые профилактические занятия и беседы с несовершеннолетними)

Реализация курсов занятий по пропаганде ЗОЖ по возрастным группам

Наблюдение за сохранением положительного микроклимата в учебно-воспитательном процессе.

Консультативно-просветительская работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций; о казание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Консультации для педагогов:

  • По результатам диагностической работы;
  • По заполнению карт наблюдения и написанию характеристик;
  • снижению уровня тревожности, агрессивности несовершеннолетних;
  • по вопросам межличностных отношений «ученик-ученик, ученик-учитель»;
  • по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми;
  • по способам и методам изучения личности ребёнка;
  • по предупреждению возможных социально-психологических проблем;
  • по созданию благоприятного психологического климата;
  • по выявлению детей группы риска;
  • разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу.

Консультации для родителей

Психологическое просвещение, повышение психологической культуры родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам:

  • по результатам психологической диагностики;
  • по вопросам межличностных отношений в семье;
  • по вопросам возрастных особенностей развития детей; на создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения несовершеннолетних на каждом возрастном этапе;
  • по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;
  • по вопросам личностно-профессионального самоопределения подростков;
  • обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень;
  • предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации;
  • на формирование у родителей потребности в психологических знаниях; желания использовать их в интересах собственного развития;
  • на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
  • рекомендации родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.

Консультации для несовершеннолетних:

- по вопросам межличностных отношений в семье и школе;

-школьные проблемы: трудности усвоения материла;

-конфликты с педагогами;

-несчастная любовь, сложности и трудности в отношениях;

-по вопросам жизненного и профессионального самоопределения;

-по определению дальнейшего профессионального обучения в связи с его дифференциацией.

Применение цифровых образовательных ресурсов.

Информационные технологии применяются во всех сферах деятельности психолога, особенно в проектировочной деятельности. Огромный объем работ по сбору, анализу, систематизации данных, их четкой статистике, установлению коэффициента корреляции осуществляется с помощью ИТ, и те опросники и тесты, статистические выкладки, которыми оперирует современный психолог во многом заслуга ИТ. Повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования.

Сейчас в глобальной сети интернет в общем доступе находится огромное количество специализированной литературы, психологических тестов, которые можно пройти в режиме он-лайн. И все эти ресурсы могут быть использованы психологами в целях повышения квалификации и саморазвития, для оформления наглядной информации для памяток и буклетов, подготовке к родительским собраниям и педагогическим советам.

danilova.ru - большое число презентаций для коррекции и развития детей: цвета, формы, длины, парные предметы, свойства предметов, противоположности, к сказкам.

  • school-collection.edu.ru –единая коллекция ЦОРов.
  • portalschool.ru – российский образовательный портал.
  • pedlib.ru - педагогическая библиотека, постоянно пополняющееся собрание литературы по всем наукам, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей.
  • psycheya.ru – библиотека статей, текстов по психологии.
  • psychology.net.ru – новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов.
  • psihologu.info - энциклопедия школьного психолога, психологические игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.
  • psylesson.ru - уроки психологии в школе с 1 по 11 классы. К каждому уроку прописаны: цель, задачи, ход урока, вывод, контрольные вопросы и домашнее задание.
  • psygorodok.org.ua - психологические методики на внимание, память, мышление и эмоциональную сферу личности.
  • org.ua - психологические методики, игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.
  • effecton.ru – большая коллекция тестов.
  • invalid-detstva.ru - описание проблем, возникающих у детей, материалы для выступлений перед учителями и родителями.
  • ikprao.ru - сетевое издание по коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал.
  • http:www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование».
  • collection.edu.ru - сборник методических разработок для школы на российском образовательном портале Министерства образования и науки российской федерации.
  • festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Использование мультимедийных средств

- ноутбук - наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим. С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг, предложив не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу.

- мультимедийные презентации, слайд-шоу - удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка; широко используются во всех направлениях деятельности психолога;

- интерактивная доска с проектором - используется в организации образовательного процесса, индивидуальной и подгрупповой коррекционно- развивающей работы, а так же для проведения презентаций на семинарах и тренингах. Интерактивный проектор позволяет использовать поверхность доски в интерактивном режиме.

- СД фильмы - кинотерапия и кино-видеотерапия позволяют формировать и развивать эстетические и этические чувства, потребности, ценности, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; помогают анализу и проработке собственной жизненной ситуации через посредника, то есть киноперсонажа: главного или второстепенного, реального или символического, одушевлённого или неодушевлённого, психологичеси близкого или чужого, психологически комфортного или дискомфортного. Снимает сложности, возникающие при проведении социально-психологического тренинга на собственно личностном материале, поскольку обсуждаются проблемы киноперсонажей, а не их личные в коммуникативных ролях «Я – наблюдатель», «Я – другой», «Я – объективный наблюдатель за собой и другими».

В просветительской деятельности психолога информационные технологии делают работу более интересной и продуктивной.

Автор: Голованова Елена Ивановна

Организация: ГКУ СРЦ «Алтуфьево»

Населенный пункт: г. Москва

В социально-реабилитационный центр для иногородних несовершеннолетних поступают дети и подростки в возрасте от 3 до 17 лет. Причины поступления несовершеннолетних разнообразны. Самая распространенная из них, выявление сотрудниками полиции ребенка на территории г. Москвы, как безнадзорного. Попадая в условия реабилитационного центра детям на протяжении всего периода пребывания оказываются комплексные социально-реабилитационные услуги. Одна из таких услуг - психологическая реабилитация несовершеннолетнего.

Основные цели психолога в социальной сфере по оказанию услуг несовершеннолетним: а) адаптация несовершеннолетних к условиям центра, б) оказание психологической помощи актуальной для несовершеннолетнего, в) формирование мотивации к процессу обучения, г) коррекция детско-родительских отношений, д) актуализация психологических ресурсов для дальнейшего личностного развития, восстановление нарушенного процесса социализации.

Основным приоритетом работы психолога в социальной сфере является защита интересов ребенка при решении всех вопросов, связанных с его нынешней жизнедеятельностью и последующей адаптацией, реабилитацией и дальнейшим устройством.

Алгоритм работы психолога в социальной сфере по оказанию услуг несовершеннолетним:

1. Первичная психологическая диагностика.

Выявление актуального психологического состояния несовершеннолетнего, применение профессиональных диагностических тестов и методик для определения имеющихся трудностей с целью планирования дальнейшей психокоррекционной работы.

Диагностический инструментарий подбирается индивидуально для каждого ребенка, согласно возрасту и психологическому запросу, т.е. причине согласно которой он оказался в г. Москве без сопровождения взрослых и как следствие в реабилитационном центре.

Например, если мы говорим о подростке, который ушел из дома по причине ссор с родителями, актуальной будет подбор методик для диагностики детско-родительских отношений. Если речь идет о ребенке дошкольного возраста, которого бросили или потеряли родители, актуальной будет диагностика эмоционального состояния (детские страхи, стрессовое состояние, уровень тревожности и т.д.).

2. Результаты полученного диагностического исследования позволяют разработать индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего.

Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего представляет собой документ, включающий в себя реализацию комплексной работы разных специалистов по конкретному ребенку или подростку: психолог в социальной сфере, специалист по социальной работе, медицинский работник, специалист по реабилитационной работе. Реабилитационная работа психолога в социальной сфере отражает деятельность согласно трём основным блокам: психологическое сопровождение в период адаптации, социально-психологическая диагностика несовершеннолетнего, социально-психологическая реабилитация несовершеннолетнего. В каждом блоке психологом в социальной сфере указываются п ричины трудной жизненной ситуации (причины и условия), необходимые для проведения мероприятия (перечень занятий планируемый психологом для проведения), сроки реализации и ожидаемый результат. Согласно индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего проводится дальнейшая коррекционная работа.

3. Индивидуальные консультации с воспитанниками центра, чаще проводятся с детьми подросткового возраста. Психолог в социальной сфере консультирует несовершеннолетних по имеющимся проблемам. Специалист данной области помогает устранить сомнения по имеющимся трудностям, утвердиться в правильной позиции, прояснить ситуацию недопонимания со сверстниками и взрослыми, помочь посмотреть на проблемную ситуацию с разных точек зрения, оказать консультативную помощь при выборе той или иной профессии.

Психолог в социальной сфере проводит индивидуальное консультирование как родителей детей, проживающих на территории г. Москвы, их законных представителей так и специалистов центра по повышению эффективности воспитательного процесса. Даёт рекомендации.

4. Психологическая коррекция проводится согласно индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего. Индивидуально-коррекционные занятия проводятся по выявленным на этапе диагностики психологическим трудностям.

5. Групповые формы работы. Психолог в социальной сфере проводит психотренинговые занятия, релаксацию, ролевые игры. Групповая форма работы в условиях реабилитационного центра направлена на снятие психоэмоционального напряжения, психологическую разгрузку. Тренинговые занятия предполагают развитие социального интеллекта, чувствительности, формирование ролевого поведения, снятие коммуникативных барьеров, овладение эффективными приемами межличностного взаимодействия, профилактику отклоняющегося поведения. С детьми дошкольного возраста проводится сказкотерапия.

В своей работе психолог в социальной сфере наиболее часто сталкивается со следующими проблемами детей дошкольного возраста: педагогическая и социальная запущенность, низкий уровень познавательных процессов и мелкой моторики пальцев рук, эмоциональные нарушения, связанные с разрывом привязанности с родителями.

Самыми распространенными проблемами подростков реабилитационного центра являются: нарушения социальной адаптации, самовольные уходы из дома из-за конфликтов с родителями или кого-то из членов семьи, низкая учебная мотивация, низкая самооценка, неуверенность в себе, педагогическая запущенность, неумение выстраивать конструктивные взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень волевой регуляции.

  • случаи отказов приёмных родителей от опеки над несовершеннолетним на территории г. Москвы, ребенка, имеющего постоянную регистрацию или прописку в другом регионе. Психолог в социальной сфере прорабатывает негативное эмоциональное состояние, связанное с разрывом привязанности к бывшему опекуну, так же участвует в ситуации, когда ребёнка отдают под опеку, тестирует и консультирует будущих родителей и опекунов, дает рекомендации.

Одним из направлений деятельности психолога в социальной сфере в условиях реабилитационного центра является работа со студентами институтов и колледжей. Студенты проходят практику в реабилитационном центре для иногородних несовершеннолетних. Психолог в социальной сфере является наставником студентов, помогает изучить концепцию работы центра, сформировать выборку детей соответствующей возрастной категории для практики согласно выбранной теме практической работы. Психолог в социальной сфере консультирует студентов об особенностях несовершеннолетних центра и возможности проведения практических занятий в соответствии с выбранной темой для определенной выборки детей, рекомендует более эффективные способы взаимодействия с детьми. Психолог в социальной сфере пишет отзывы на студентов, прошедших практику в центре. Описывает дисциплинированность и ответственность студентов при выполнении практических заданий спецподготовки, оценивает успешность в практических заданиях, полноту и глубину рефлексии психологического анализа проведенной студентами практической части своей работы.

Психолог в социальной сфере проводит с отдельными группами студентов однократно посетившими центр разовые лекции– просвещение. С группами студентов проводятся лекции ознакомительного характера, дается информация об особенностях работы специалистов центра, направлениях реабилитационной работы, согласно целям и задачам проводимой деятельности.

Психолог в социальной сфере выполняет социально значимую работу, необходимую для построения современного толерантного общества. Данная деятельность является необходимой для дальнейшей адаптации и социализации воспитанников и их семей.

После трагических событий в театральном комплексе на Дубровке («Норд-Ост») стало очевидным, что жители столицы нуждаются в доступной и бесплатной психологической помощи. 18 марта 2003 года Правительство Москвы вынесло постановление о создании Московской службы психологической помощи населению. Теракт в феврале 2004 года на станции метро Автозаводская, а также обрушение купола «Трансвальпарка» еще раз подтвердили актуальность решения Московского правительства. Специалисты Службы оказывали экстренную психологическую помощь людям на месте чрезвычайных событий, в дальнейшем пострадавшие и участники ликвидации последствий драматических событий, обратившиеся в Службу, могли пройти комплексную психологическую реабилитацию.

На данный момент Московская служба психологической помощи населению представляет собой развитую сеть, включающую в себя центр службы, который находиться рядом с метро «Текстильщики», а также филиалы, которые располагаются в Юго-Восточном, Южном, Юго-Западном, Западном, Северо-Западном, Северном, и Восточном административных округах. В этом году планируется открытие новых филиалов в Северо-Восточном административном округе и в Зеленограде. Кроме этого, с осени 2006 года работает круглосуточный телефон неотложной психологической помощи 051, по которому любой житель Москвы может получить консультацию. Также есть услуга он-лайн консультирования. На сайте http://www.msph.ru/ работает Интернет-консультарий, где любой человек может задать вопрос или попросить о помощи.

Основные услуги, предоставляемые Московской службой психологической помощи населению:

1. Психологическое консультирование. В рамках данного вида деятельности оказывается психологическая помощь и поддержка по следующим направлениям:

  • семейное и супружеское консультирование (развод; изменение обстоятельств жизни; взаимное непонимание представителей разных поколений в семье; выбор спутника жизни и построение гармоничной семьи)
  • индивидуальное консультирование (консультирование в сложных жизненных ситуациях, перенесенных утратах, переживаниях, связанных с жизненным кризисом или трудностями в общении, содействие в саморазвитии и самосовершенствовании личности)
  • психокоррекция детско-родительских отношений (взаимоотношения с детьми, сложности в развитии и учебе детей, подростковые проблемы)
  • психологическое консультирование по вопросам построения карьеры и профессиональной ориентации

2. Психологическая диагностика, осуществляемая с помощью специальных компьютерных методик. В рамках диагностики можно определить:

  • личностные особенности
  • коммуникативные способности
  • структуру интеллекта
  • профориентацию

3. Групповые формы работы:

  • тренинги, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникации
  • тренинги родительской эффективности
  • обучение основам саморегуляции
  • «женские тренинги», направленные на повышение уверенности в себе
  • клубные встречи по проблемам внутрисемейных взаимоотношений, детско-родительских отношений и личностного роста.

4. Экстренная психологическая помощь. Специалисты оказывают экстренную психологическую помощь лицам, находящимся в различных травматических кризисных состояниях (переживание утраты близких, травматическое состояние после перенесенного насилия).

5. И, наконец, последнее направление деятельности службы – это психологическая реабилитация. Комплексная реабилитация, проводимая в Московской службе психологической помощи населению, является одним из основных направлений деятельности службы. За три года работы отдела реабилитации психокоррекцию в этом отделе прошли более чем 2000 клиентов.

Комплексная реабилитация проводится с целью нормализации психофизиологического состояния клиентов, снятия стресса, напряжения, хронической усталости и т.д. В зависимости от показаний специалистами отдела подбирается индивидуальный курс реабилитации, который может включать в себя следующие процедуры:

  • Вибромассаж, осуществляемый с помощью вибромассажных кресел, имеющих различные режимы работы.
  • Аудиовизуальная стимуляция, осуществляемая с помощью приборов Voyager, Mind eye’s.
  • Музыкотерапия.

Клиентами отдела реабилитации являются люди, обратившиеся в МСПП, прошедшие консультацию у психолога и имеющие определенные показания к реабилитации. Как наиболее часто встречающиеся можно отметить следующие проблемы наших клиентов: депрессивные и тревожные состояния, хроническая усталость, посттравматический синдром и пр.

Стандартный курс реабилитации составляет от 6 до 10 процедур длительностью 60 мин. Частота сеансов может варьироваться от 1 до 3 раз в неделю. Однако каждый курс реабилитации определяется индивидуально, в зависимости от состояния клиента. Как пример, можно привести следующий случай:

В октябре 2006 года в службу обратилась клиентка, 68 лет. Поводом к обращению послужила смерть сына, к которому клиентка была очень привязана. Ее состояние можно было охарактеризовать как крайне возбужденное, она постоянно плакала, не могла поверить в его смерть. Ей был предложен курс реабилитации, который включал Транскраниальную электростимуляцию, 4 раза в неделю, на протяжении месяца. По истечении данного срока состояние клиентки улучшилось, она стала более спокойна. Естественно, что его даже условно нельзя назвать «нормальным», поскольку она все еще переживала по поводу смерти сына. Однако она отмечала, что стала реже плакать, могла контролировать приступы плача, начала осознавать, что надо жить дальше, стала общаться с внуком, с которым не могла даже видеться сразу после смерти сына.

Комплексная реабилитация является эффективным способом работы с данной проблематикой. Однако необходимо отметить, что она не является заменой собственно психологической работы. Наибольший эффект достигается при совместной и параллельной работе психологов и сотрудников отдела реабилитации. Научно – практические разработки сотрудников МСПП, посвященные анализу случаев из практики, говорят о значительных улучшениях психоэмоционального состояния клиентов, которые достигаются именно при совместной работе психологов и сотрудников отдела реабилитации. Как иллюстрацию этого утверждения хотелось бы привести анализ одного случая:

В сентябре 2005 года в Службу обратилась женщина 35 лет за психологической помощью по поводу своего состояния в связи со сложными семейными обстоятельствами. В ходе первичной консультации состояние клиентки было резко возбужденным, лабильным, речь сбивчивая, эмоциональная, громкая. Клиентка часто плакала, либо сдерживала слезы. Свое состояние и переживания за последние два года называла «большой душевной болью». Со слов клиентки она стала отмечать быстро прогрессирующее ухудшение общего состояния, которое выражалось в сильной астенизации, истощаемости, депрессивном состоянии.

Учитывая особенности поведения, реагирования и физиологические изменения, психологом была рекомендована консультация специалиста отдела реабилитации. Индивидуальные консультации, проводимые сотрудниками отдела реабилитации, также имеют определенную специфику. Беседа, помимо выяснения запроса на работу и проблемы клиента, включает в себя определение показаний и противопоказаний к реабилитации. Составляется четкий курс реабилитационных мероприятий, а именно – какие процедуры будет включать в себя реабилитация, количество, продолжительность и периодичность сеансов.

Клиентке был назначен стандартный курс реабилитации, который проводился параллельно с работой психолога. До и после реабилитации оценивалась реактивная и личностная тревожность по методике Спилбергера.

Спустя две недели, после прохождения 5 сеансов психологической реабилитации состояние клиентки стало более уравновешенным. Она более четко излагала свою проблемную ситуацию, дифференцируя при этом субъективные затруднения и объективные трудности. В ходе второй консультации состояние клиентки позволило осознанно рассматривать варианты разрешения проблемной ситуации. Также работа специалиста была направлена на помощь клиентке в осознании ресурсов и ее реальных возможностей.

Третья (последняя) консультация проходила через месяц после первого обращения женщины в Службу и завершения полного курса -10 сеансов. Общее психофизическое состояние клиентки стабилизировалось. Она описывала его, как «чувство уверенности; твердости и легкости мысли, собранности, ощущение жизненной силы». Клиентка приняла для себя решение, каким образом она будет выстраивать свои отношения с мужем. «Эта четкость дает мне спокойствие», - сказала клиентка в конце работы.

Отмечалась положительная динамика и со стороны психофизического состояния ШРТ 56 снизилась до 33, ШЛТ с 62 до 51.

Этот случай иллюстрирует эффективность применение комплексной психологической и реабилитационной помощи.

Работа психолога в данном подразделении диктует и определенный минимум профессионально важных качеств, необходимых для эффективной работы. Это наличие как психологических навыков и умений в области психологического консультирования, так и минимум медицинских знаний и знаний в области клинической психологии. Однако, в связи с тем, что реабилитация проводиться именно в психологической службе, на первый план выходит психологическая специфика реабилитационных мероприятий. Наличие психологов в структуре отдела реабилитации позволяет взглянуть на проводимые мероприятия именно с психологической, а не только с медицинской точки зрения.

В частности, одной из принципиально важных психологических особенностей является самооценка клиентом своего состояния и эффективности реабилитации для решения его конкретной проблемы. Для выяснения психологического состояния клиентам предлагаются для заполнения методики самооценки тревожности Шихана, а также личностной и реактивной тревожности Спилбергера. Клиент заполняет их до и после прохождения курса реабилитации. Однако с недавнего времени помимо указанных выше методик клиенты по окончанию курса реабилитации заполняют так называемую «анкету обратной связи». Она включает в себя вопросы относительно эффективности реабилитации для самого клиента, а также дает возможность высказать критику и пожелания к реабилитационным мероприятиям. Ее текст следующий:

Уважаемый клиент отдела реабилитации! Ответив на предложенные вопросы, Вы поможете сделать нашу работу лучше.

I. Насколько оправдались Ваши ожидания: оцените по пятибалльной шкале 1 2 3 4 5, где 1 – совсем не оправдались, 5 – полностью оправдались.
II. Насколько реабилитация помогла Вам?
а) Совершенно не помогла
б) Скорее не помогла, чем помогла
в) Скорее помогла, чем не помогла
г) Полностью помогла
III. Что больше всего Вам понравилось в реабилитации?
IV. Было ли что – то, что Вам не понравилось в реабилитации?
V. Ваши пожелания:….

Эта анкета позволяет получать непосредственную обратную связь о состоянии клиента, которую он дает сам, анализируя свое состояние. На наш взгляд, такой метод оценки состояния клиентов является крайне эффективным и необходимым дополнением к оценке с помощью методик Шихана и Спилбергера.

В заключении можно сделать вывод, что реабилитационные мероприятия являются эффективным способом коррекции и нормализации психофизиологического состояния клиентов, находящихся в состоянии стресса, хронической усталости, переживающих острое горе. Психологическая работа, которая ведется в рамках данного направления, является необходимым дополнением собственно реабилитационной работы и позволяет осуществлять комплексную помощь клиентам Московской службы психологической помощи.

Для помощи детям в нашем Центре работают 4 психолога. У каждого из них своя возрастная группа, которую он ведет от поступления до выбытия.

Не только физическое, но и эмоционально-духовное здоровье требует к себе пристального внимания. Когда душа находится в гармонии, когда все происходящее вокруг радует, то общаться и строить отношения с окружающим миром очень легко.

Каждый психолог наблюдает, как правило, одну и ту же ситуацию. Ребенок, поступая в Центр, испытывает дезадаптацию, испуг, скучает по привычным (пусть и не всегда безопасным) условиям жизни. Каждому несовершеннолетнему оказывается помощь в стабилизации психо-эмоционального состояния. Мы успокаиваем ребенка, помогаем ему познакомиться с окружающими детьми и педагогами, рассказываем о Центре и интересных событиях, которые были и будут, и стараемся максимально быстро найти деятельность, в которой ребенок чувствовал бы себя уверенным и успешным, не жалея при этом похвалы и добрых слов. В большинстве своем, дети поступают, как правило, депривированные, поэтому мы также стараемся снизить уровень тактильной и эмоциональной депривации.

Позже, в доверительных беседах, при диагностике и т. д., мы узнаем каждого ребенка, помогаем пережить и скорректировать его страхи, психотравмы, боль и горе.

Проблему ребёнка можно сравнить с айсбергом - на поверхности видимые причины, а внутри – глубинные (личностные, семейные). И здесь, конечно, очень нужны услуги психолога.

Мы придаем огромное значение выявлению скрытых чувств и переживаний у детей, чтобы последующая психокоррекционная работа, привела к быстрому и стойкому результату, оказала полноценную помощь ребёнку и его семье.

Чаще всего это такие психические расстройства,как:

• ПТСР (посттравматические стрессовые расстройства);

• Аффективные и тревожные расстройства;

• Суицид и суицидальное поведение;

• Зависимое поведение (алкоголизм, наркомания, нехимические формы зависимости);

• Расстройства сексуального поведения;

Тяжелые и длительные травмы вызывают нарушения личностного развития, нарушения межличностных отношений (в том числе супружеских и родительских) во взрослом возрасте. Как видим, полученная в детском возрасте психотравма, часто приводит к психотравматическим расстройствам, а жертвы детского насилия, в будущем, могут сами стать обидчиками. Наиболее распространенными формами травматизации детей является насилие и запущенность. Для каждого ребенка выбираются способы и методы коррекции, наиболее подходящие для его личностного развития.

Для оказания помощи детям каждый специалист разрабатывает программу социально-психолого-педагогического сопровождения.

В такой программе должны быть следующие психолого-педагогические установки:

• признание ярко выраженной индивидуальности каждого ребенка, вера в его силы и возможности, опора на лучшие качества его личности;

• последовательная замена внешних регулятивов поведения ребенка (запреты, наказания, административные «нажимы») на внутренние (мотивы, интересы, потребности несовершеннолетнего, его природное стремление стать «автором самого себя» и др.);

• запуск внутренних механизмов саморазвития ребенка, его способности к самопознанию, саморегуляции, самоисправлению, саморазвитию и др. ;

• оказание конкретной помощи в обретении ребенком смысла своей жизни, конкретных и реально достигаемых жизненных перспектив.

Реабилитационная работа с несовершеннолетнимив учреждении строится по следующим основным этапам:

1. Подготовительный. Сюда входит сбор информации (знакомство с ребенком, наблюдение, установление контакта и доверительного тона общения); обследование и социальная диагностика физического и психического состояния.

2. Организационный (анализ информации, выявление потребностей, проблем, возможностей). Разработка программы индивидуальной работы.

3. Практический (непосредственно реабилитационная деятельность, реализация программы).

4. Итоговый (анализ и оценка полученных результатов, обратная связь).

Исходя из индивидуального плана работы, мы двигаемся в выбранном направлении, которое считаем наиболее уместным для каждого конкретного ребенка.

Среди основных причин обращения несовершеннолетних к психологу в Центреможно выделить следующие:

- проблемы в личной сфере, обиды, одиночество, непонимание, внутренняя боль;

- конфликты в семье, развод, алкоголизм родителей;

- повышение качества жизни путем познания самого себя;

- повышение самооценки, уверенности в своих силах;

- борьба с тревогами, фобиями, депрессиями;

- возрастные кризисы и периодические конфликты;

- трудности в детско-родительских отношениях;

- сложности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и т. д. ;

- потеря близкого, насилие, переживание горя.

Психолог может помочь пройти через сложнейшие жизненные ситуации, найти в себе потенциал для того, чтобы двигаться дальше. Он подскажет, как лучше поступить, одновременно прислушиваясь к уникальным потребностям и ценностям своего клиента.

На консультациях у психолога ребенок сам принимает активное участие в происходящем. Несовершеннолетний познает и исследует собственные житейские трудности, пытается выразить свои чувства и мысли для их дальнейшего анализа. Психолог, в свою очередь, показывает и учит тому, как выражать эмоции, и как их прорабатывать.

Иногда ребенок заявляет одну проблему, которая его беспокоит (страшные сны, тревога, беспокойство и т. п., но это лишь следствие, а причина кроется в совершенно ином. Порой бывает, что во время консультации у ребенка происходит катарсис, и тогда сразу необходимо стабилизировать психо-эмоциональное состояние, снять стресс и продолжать консультационную работу.

Трудности, с которыми может столкнуться психолог в консультационной работе – это нежелание подростка быть откровенным, позиционирование себя как «жертвы», наглость, хамство, потребительская позиция, позиция «всезнайки», нежелание продолжать работу и т. д.

В услуге социально-психологического патронажа каждый психолог проводит консультации и беседы, в которых раскрывает психологические особенности возрастного периода несовершеннолетнего, результаты психодиагностического обследования, приемлемые и действенные методы воспитания и способы, которые улучшат взаимодействие с ребенком. Обязательным условием посещения семьи является также раздаточный материал (памятки, буклеты, рекомендации, подобранные для ситуации в каждой конкретной семье. (Например, «Воспитание без наказания», «Влияние родительского примера на развитие личности подростка», «Материнская деривация и ее влияние на дальнейшую жизнь ребенка», «Воспитание любовью», «Ошибки, которые допускают родители в воспитании ребенка», и т. д.)

В проведении социально- психологического патронажа у психологамогут возникнуть следующие трудности: невозможность установления контакта (отсутствие кого-либо дома, алкогольное опьянение, нежелание идти на контакт и т. д., невозможность определения потребности или запроса клиента, нежелание идти на компромисс и т. п.

При психологической диагностике у психологов на вооружении масса различных методик. Это и проективные методики («Дом, дерево, человек», «Кактус», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Домики страха» и т. д., тестовые методики (Адаптированный подростковый опросник Шмишека, Методика «Определение типа темперамента» (Б. С. Волков, Н. В. Волкова, «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, Опросник для определения вида одиночества (С. Г. Корчагина, диагностика личностной и реактивной тревожности Спилбергера- Ханина, профориентационные диагностики Климова, Соломина, Карта интересов, самооценка психических состояний Айзенка, методика «Незаконченные предложения», тест Люшера и т. д.).

В основном,трудности в диагностической работе возникают следующие: психологическая закрытость ребенка, нежелание рисовать что-либо, недостоверность результатов.

Услугу «Оказание психологической помощи для решения личностных и межличностных проблем клиентов»можно разделить на два этапа: индивидуальная работа и групповая.

К индивидуальной работе следует отнести коррекционную деятельность. Это индивидуальные занятия, в рамках программы педагога-психолога «Аистенок», «Солнце в ладошке», «Я познаю себя сам», «Школа трех «Я», индивидуальные беседы, упражнения, подобранные для каждого конкретного ребенка.

Психолого-педагогическаякоррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. д.).

2. Актуализация всех источников нравственного опыта детей (учебная, общественно полезная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями).

3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей несовершеннолетних.

Также, в соответствии с знаниями психолога, ведется психотерапевтическая деятельность (арт-терапия, сказкотерапия, гештальт- терапия, гипнотерапия, песочная терапия, мандалы и т. д.).

Психопрофилактическая и психогигиеническая деятельность присутствует не только в индивидуальном виде работы, но и в групповом.

Групповая работа строится следующим образом: в соответствии с календарно – тематическим планом педагога-психолога, ежемесячно составляется перспективный план групповых занятий на месяц. Все занятия разработаны в соответствии с возрастными особенностями несовершеннолетних и включают в себя несколько блоков, направленных не только на изучение внешнего, но и, в первую очередь, внутреннего мира подростков.

Групповая работа состоит из следующих занятий: диспуты, беседы, ролевые игры, круглые столы, тренинги с элементами игровой терапии, релаксации, медитации, арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, гипнотерапии, гештальт-терапии, психогимнастики.

Данный вид занятий полезен тем, что несовершеннолетний видит себя частью группы, учится уверенно высказывать свою точку зрения и корректно отстаивать свою позицию. Часто можно заметить динамику участия в групповых занятиях. Сначала ребенок придерживается созерцательной позиции, потом начинает периодически высказываться по теме, позже активно участвует в групповых занятиях или даже просит помочь в их проведении. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю с каждой группой.

Трудности, с которыми мы сталкиваемся в групповой работе –это:

- нежелание работать в группе,

- отсутствие контакта с группой у несовершеннолетнего,

- наличие конфликта или личной неприязни между участниками одной группы.

В последнем случае психологи нашего Центра проводят медиацию и разрешение межличностных конфликтов. Взаимодействуя с окружающими, у ребенка, с укреплением его личностной позиции и развитием лидерских качеств, могут возникать конфликты на разной почве. В данных ситуациях психолог прививает навыки эмпатии, рефлексии, анализа, показывая приемлемые способы решения конфликтов и дальнейшего их исключения.

Психологи нашего Центра также помогают детям в снятии стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, а также выведение детей из состояния посттравматического стресса. Это экстренная психологическая помощь. Данный вид деятельности обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование воспитанников, содействует в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из критического состояния.

При помощи психолога происходит и коррекция детско-родительских отношений. Семья- это первое, куда попадает человек родившись. Именно в семье, в первую очередь, развивается личность ребенка. Вырастая, каждый человек, с временем, строит свою семью. Каждому хочется семейного тепла, взаимопонимания, любви, уюта, спокойствия. Одним словом, семейного счастья. Но, в силу различных обстоятельств (педагогической несостоятельности, асоциального образа жизни, стресса или нежелания, родители не хотят принять, понять или услышать своих детей. В подростковом возрасте (и даже раньше, дети «платят» тем же. Не желая выполнять правила и обязанности. Мы проводим занятия, направленные на то, чтобы дети и родители услышали друг друга, поняли, простили.

Трудности, с которыми сталкивается психологв коррекции детско-родительских отношений следующие: нежелание/невозможность приезда родителей, нежелание идти на компромиссы, агрессия, психологическое давление на ребенка, несоблюдение правил встречи.

В обязанности педагога-психолога входит также разработка информационных материалов. При выбытии ребенка, при различных консультациях родителей или детей, каждый специалист старается подкрепить свои слова памяткой, буклетом или рекомендациями по индивидуально выбранной теме, которые позволят не забыть важную информацию.

Конечно, работа педагога-психолога СРЦН трудна и требует от специалиста полной отдачи, но, взамен мы получаем счастливые улыбки детей, видим, как они меняются день ото дня в лучшую сторону, развиваются как личность и член общества, приобретая уверенность в себе и знания. Психолог помогает пройти через сложнейшие жизненные ситуации, найти в себе потенциал для того, чтобы двигаться дальше. Он подскажет, как лучше поступить, одновременно прислушиваясь к уникальным потребностям и ценностям каждого ребенка.

«Гимнастика для ума» для детей школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
«Гимнастика для ума» для детей школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Гимнастика для умаБесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела.

День матери в социально-реабилитационном центре «Ковчег»
День матери в социально-реабилитационном центре «Ковчег» День матери - это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям,.

Роль методической службы в формировании коммуникативной культуры педагога в ДОУ Доклад: «Роль методической службы в формировании коммуникативной культуры педагога в ДОУ» Общение выступает необходимым условием жизни.

Информационный час в реабилитационном центре для несовершеннолетних «1 декабря — Всемирный день борьбы со Спидом»
Информационный час в реабилитационном центре для несовершеннолетних «1 декабря — Всемирный день борьбы со Спидом» (информационно – познавательный час) Цель: привлечь внимание воспитанников к проблеме СПИДа; учиться относиться к своей жизни и жизни близких.

Методическая тема: «Роль сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников».
Методическая тема: «Роль сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников». Цель: Формирование социально-личностной позиции детей дошкольного возраста по средством сказки. Задачи: 1. Провести анализ научно-методической.

Модель методической службы ДОУ Слайд 1 Модель методической службы МБДОУ д/с № 5 Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного.

Отчет по самообразованию. Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников В этом году я взяла тему по самообразованию: «Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных.

Профориентация несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационных центров Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Как вы думаете, когда человек начинает «примеривать» на себя.

Родительское собрание с презентацией «Роль социально-эмоциональной сферы дошкольников по средствам игр». Родительское собрание в подготовительной группе «Роль социально- эмоциональной сферы дошкольников по средствам игр». Вольберг Алла Тема:.

Занятие для несовершеннолетних «Становись увереннее» "Становись увереннее" Задачи: Поговорить о неуверенности в себе и ее причинах. Обучать детей находить способы преодоления неуверенности.

Важной составной частью работы психолога в учреждениях психиатрического профиля является его участие в реабилитационных мероприятиях. В ряде психиатрических клиник они проводятся в специальных реабилитационных центрах, комплексах, отделениях восстановительной терапии.

Содержание и объем работы психолога в реабилитационных подразделениях обусловлены конкретным содержанием реабилитационных программ, в которых медикаментозная терапия, психотерапия, психологическое воздействие и формирование социально-трудовых навыков составляют единое целое и способствуют конечной цели - возвращению больного в общество.

Итогом реабилитации должна явиться перестройка структуры личности больного. Это конечная цель всех реабилитационных программ. Важным их элементом являются современные модели терапии занятостью, одним из вариантов которой на более поздних этапах реабилитации является трудовая терапия. Тактика трудовой терапии на каждом этапе реабилитации варьирует и разрабатывается совместными усилиями специалистов. В состав бригады в настоящее время входят врач-психиатр, врач-психотерапевт, клинический психолог, специалист по социальной работе, специалист по трудотерапии, а также инструкторы по труду, социальные работники, медицинские сестры. На заключительных этапах реабилитации - этапах так называемой пробной социализации - актуализируется влияние производственных коллективов, общежитий для лиц, утративших социальные связи, клубов бывших пациентов.

На первом, медицинском, этапе реабилитации реализуются психосоциальные методы воздействия в сочетании с лечебными программами, в том числе с применением биологических методов лечения. Этот этап чаще осуществляется в условиях стационарных (терапевтических) отделений.

Совместные усилия психолога и других участников терапевтической бригады направлены в первую очередь на профилактику явлений «госпитализма», ограничений во взаимоотношении пациента с социальным окружением, на сохранение и восстановление социального функционирования пациента.

На данном этапе психолог проводит обследование больного при выходе его из острого состояния, используя экспериментально-психологические методы, метод динамического наблюдения - для изучения характера участия пациента в лечебных и социально-реабилитационных мероприятиях, изучает анамнез, в том числе и профессиональный, знакомится с характером семейно-супружеских отношений. Проводится «первый срез» личности больного, выявляются нарушенные и сохранные стороны личности, интересы, сфера потребностей и структура мотивации, система отношений, познавательные возможности. Разрабатывается индивидуальная программа реабилитации с учетом клинической картины, культурного уровня, интересов, личностных особенностей, профессиональных навыков, достижений и предпочтений.

Основное воздействие на этом этапе работы - медицинское, поэтому психолог уделяет особое внимание осознанному участию пациента в процессе терапии. Формы трудотерапии и терапии занятостью на этом этапе носят менее дифференцированный характер, хотя их значение трудно переоценить, поскольку раннее включение пациента в терапию занятости и трудовую терапию способствует предупреждению психологических эффектов его изоляции, формирования рентных установок и деструкций социально-культурного мировосприятия у пациента. Наблюдение за пациентом на этом этапе реабилитации позволяет охарактеризовать внепрофессиональные параметры деятельности больного: общую активность, критичность, устойчивость внимания и характеристики мотивационной сферы.

Психокоррекционная деятельность психолога включает в себя поведенческий тренинг в сочетании с реализацией несложных социально-ориентированных заданий, одним из воздействий которых является эмоциональная поддержка и демонстрация успеха для исключения негативных эмоций в процессе терапии занятостью и трудовой терапии.

Главным психологическим критерием успешного завершения первого этапа реабилитации считается появление у пациента положительного эмоционального отношения к общению с другими пациентами, к терапии занятостью и трудовой терапии.

Второй этап реабилитации проводится на базе лечебно-трудовых мастерских и в рамках «производственного труда». Основной задачей является возвращение больного к организованному профессиональному труду и подготовка его к самостоятельной жизни.

Трудовая терапия и терапия занятостью на этом этапе предусматривает формирование критического отношения к себе и своим возможностям, социально-трудовой оценки своей личности, установок, целей и отношений. Восстанавливается способность к сотрудничеству, постановке личностных задач, формирование трудовой перспективы.

Совместно с другими специалистами бригады, в том числе со специалистами по трудовой терапии, клинический психолог разрабатывает рекомендации по профессиональной переориентации пациента, в соответствии с его личностными и функциональными возможностями, профессиональной подготовкой и жизненным опытом.

Мероприятия по профессиональной переориентации должны учитывать данные клинико-психологического обследования пациента, динамику его социально-трудового восстановления, в которых отражается не только степень сохранности трудовых установок и интересов, критичность, структура внутренней картины болезни, но также понимание пациентом показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности на том или ином уровне, его личностную активность.

На данном этапе реабилитации результаты экспериментально-психологического обследования пациента дополняются сведениями о его работе в условиях лечебно-трудовых мастерских, участии в социотерапевтических мероприятиях, терапии занятостью, об отношении семьи к перспективам трудовой деятельности, о ресурсах профессиональной и социальной поддержки пациента. Анализ содержания структуры и динамики мотивов деятельности пациента нацелен на переход этой деятельности к сознательно регулируемой.

Индивидуальная программа реабилитации включает психокоррекционные мероприятия, предусматривающие ориентацию пациента на адекватные социальные отношения и профессиональную деятельность.

Главным психологическим критерием успешного завершения второго этапа реабилитации считают появление у пациента устойчивой потребности в межперсональном общении, осознание и принятие им плана трудового устройства, осознание необходимости включения в трудовую деятельность.

Третий этап реабилитации (заключительный) предполагает проведение комплекса мер, направленных на включение пациента в самостоятельную жизнь и самостоятельный труд в индивидуально созданных или обычных условиях профессиональной деятельности.

Для решения этой задачи, особенно при заболеваниях, сопровождающихся значительными изменениями личности и снижением возможностей социально-трудовой адаптации, предусматривается создание специальных общежитий для проживания пациентов, выписанных из психиатрических стационаров и лишенных возможности самостоятельного проживания и трудового устройства. Для бывших пациентов психиатрических клиник и инвалидов по психическим расстройствам предусматривается организация специальных рабочих мест.

Психолог и реабилитационная бригада выступают в ряде случаев в качестве посредника между больным и его обычным социальным и профессиональным окружением. Через активное участие в общении и труде жизнь и деятельность каждого пациента приобретают социально значимый характер.

Для обеспечения этого процесса психолог проводит психологический анализ участия пациента в социальной и профессиональной деятельности, учитывает индивидуальные профессиональные усилия, способствует установлению оптимального баланса возможностей пациента и требований к нему со стороны социального окружения. Для дальнейшего формирования у пациента устойчивой профессиональной мотивации психолог привлекает социальное и профессиональное его окружение; осуществляет тренинг психологических навыков, необходимых в профессиональной деятельности и межперсональном взаимодействии, используя богатый арсенал современных поведенческих и коммуникативно-ориентированных приемов психологического воздействия.

В комплексе мотивов жизнедеятельности материальная заинтересованность используется для развития системы мотивации, формирование целей, направленных не только на социальную адаптацию, но и социальную успешность. Для реализации плана реабилитации клинический психолог привлекает арсенал средств экзистенциальной психологии и психотерапии, позволяющих последовательно учитывать важнейшие сферы человеческой уникальности; возможности самоактуализации, партнерства, чувственных и близких отношений.

Важное значение имеет формирование (восстановление) эстетической мотивации профессиональной деятельности. Во взаимодействии с пациентом психолог стимулирует проявления его творчества и инициативы.

Еще одной стороной более полной социально-трудовой адаптации пациента является работа по изменению общественного мнения о нем у здорового микросоциального окружения. Психологический аспект этой проблемы предусматривает целенаправленную работу с окружением пациента по изменению системы доминирующих житейских отношений и преодолению предрассудков в отношении психических расстройств и психически больного человека. На конкретных примерах разъясняются характер поведения и особенности личностного реагирования пациента, подчеркиваются возможные ресурсы ближайшего окружения пациента в его социальной поддержке.

Таким образом, к практическим задачам деятельности клинического психолога в реабилитационном центре или отделении относятся:

- экспериментально-психологическое обследование пациентов в целях дифференциальной диагностики, прогноза и разработки перспектив терапии и социально-трудовой реабилитации;

- экспериментально-психологическое обследование с целью объективизации динамики психологической составляющей состояния пациента для учета предпосылок эффективности социально-трудовой реабилитации;

- экспериментально-психологическое обследование с целью оценки степени и структуры нарушений психического функционирования при проведении социально-трудовой реабилитации;

- психологический анализ особенностей семейной жизни;

- проведение психокоррекционных мероприятий для реализации лечебно-реабилитационных режимов на различных этапах реабилитационного процесса, направленных на профилактику психологических последствий перенесенного психического расстройства, преодоление изоляции, явлений госпитализма, развитие навыков взаимодействия, целеполагания, формирования жизненной перспективы;

- психологическое воздействие с целью оптимизации семейно-супружеских отношений;

- психологическая работа с микросоциальным окружением пациента на различных этапах реабилитации;

- формирование и актуализация социально-трудовых возможностей с их осознанием пациентом, выбор направления социальной и профессиональной адаптации.

Читайте также: