В чем заключается работа сми

Опубликовано: 17.09.2024

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

Виды СМИ.

К видам средств массовой информации относятся:

  • пресса (газеты, журналы);
  • книжные издательства;
  • агентства печати;
  • радиовещание;
  • телевидение;
  • кино-, видео-, звукозапись;
  • интернет.

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Функции СМИ.

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

  1. Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной).
  2. Функция формирования общественного мнения к различным явлениям любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения).
  3. Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей человека (например, передачи History Channel, которые, кстати, тоже могут содержать некоторую идеологическую составляющую).
  4. «Тиражирование» образцов поведения государственных органов, политиков, политических партий и других субъектов политической сферы.
  5. Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач. Пример – передачи и статьи на тему «Заплати налоги и живи спокойно», «Не выбрасывай мусор в лесу», «Не гоняй на дорогах» и т.д.
  6. Функция политического маркетинга - представляет из себя «продажу» политического товара (политических идей, политических программ кандидатов на выборах и т.д.).

Политика и СМИ.

Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

  1. Лень и не желание людей копаться в информации. По телевизору сказали, что Слободан Милошевич преступник и диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию?
  2. Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения. По телевизору сказали, что Панадол – эффективное средство от головной боли, но не сказали, что его состав идентичен Парацетамолу, который стоит во много раз дешевле.
  3. Некоторые люди осознанно идут на поводу рекламы или пропаганды. «В этом списке политических кандидатов я знаю только одного, потому что видел его на местном телеканале, значит проголосую за него». «Возьму эту зубную пасту, а не другую, потому что первую я видел в рекламе». Человек где-то глубоко понимает, что от этого средства пятна, как в рекламе, не исчезнут волшебным образом, и придется замачивать, стирать, оттирать, короче прилагать усилия, но он все равно купит его. Так же и в политике. Если реклама – двигатель торговли, то агитация – двигатель политики.
  4. Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке. Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны. Пример взят, как говорится, из жизни.

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.

Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).

Возможно, одна маленькая девочка из Цхинвала изменила общественное мнение западных стран в отношении России, когда в прямом эфире CNN на вопрос: «Кто стрелял по городу?», ответила «Грузия». Это было незапланированно, и это попытались замять, но не получилось.

Развитие отношений общество-СМИ-власть продолжается, и, к чему оно приведет, неизвестно. Поэтому пока что мы может только согласиться с Бальзаком, что средства массовой информации – это «четвертая власть» государства.

Средства массовой информации — понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

К основным видам СМИ относятся:

• радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;

• печать — словесное и графическое воздействие;

• кино — художественно-образное воздействие;

• телевидение — интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие;

• компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ

Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии. Телевидение позволяет обеспечивать «доставку на дом» готовой программы, репортажа в момент свершения события (маленький экран не давит, а незаметно решает свои задачи), домашний просмотр (отсутствует психологическая настроенность восприятия зрелища, которая есть в кинематографе) позволяет непроизвольно и естественно поглощать предлагаемую информацию.

Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес и пр.

• общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);

• воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).

• информационная (от лат. informatio — разъяснение): осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;

• обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора;

• художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;

• художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства — рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале;

• развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (музыка, кино и т.д.).

Раздел IV. Среда и формирование личности

Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и педагогикой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика — способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воздействия, а также условия, обеспечивающие эффективность использования различных программ.

Существует выражение «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения).

При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группы и их последствия. К таким теориям относятся:

• Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них очень похожие реакции. Практически такое влияние имеет место в определенных условиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположенность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач. Например, телевизионная программа с элементами насилия может усилить насильственные тенденции, уже существующие у соответствующей части зрителей; человек, имеющий склонность к противоправным действиям, смотря передачи, демонстрирующие подобные действия, может утвердиться в потребности их свершения и пр.




Тот факт, что эффекты телевидения не являются единообразными, не снижает их значимости. К примеру, даже если какая-то телепрограмма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 млн человек, то это влияние распространится на 4 тыс. зрителей!

• Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги). Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его основе лежит утверждение того, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становятся источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо, чтобы имело место:

1) наличие примера;

2) запоминание модели поведения;

3) осмысление действий;

5) реализация модели поведения.

• Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги). Увеличивающееся, многократное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени способствует постепенному изменению у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию способствует формированию (культивирует формирование) у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активноеприменение в процессе решения определенных политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр.

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ 213

• Теория социализации (теория социального развития). Благодаря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они становятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от 2 до 4 часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом социального развития. С помощью телевидения они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.

• Теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из важнейших задач, стоящих перед ними, — создание своей аудитории. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращается именно к тем из них, которые удовлетворяют их интересы, потребности, желания. Данный факт определяет направленность деятельности постановщиков информационных программ, старающихся создавать такие, которые максимально захватывали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой подачи, заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более тесном взаимодействии и т.д. Таким образом, формируется своя аудитория, на которую ориентируется канал.

Раздел IV. Среда и формирование личности

Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение и проявление активности. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:

• актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);

• настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации. Часто, учитывая важность этого фактора, информационные программы предусматривают постепенное вовлечение зрителя в потребление информации, рост интереса к ней, формирование у него необходимого настроя на восприятие именно той информации, которуюему «заготовили». Особенно это учитывается при решении пропагандистских задач;

• соответствие информации интересам, потребностям аудитории. В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления;

• эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно наблюдать при просмотре фильмов ужасов или комедий. Он усиливает и снижает фактор воздействия. За счет «взаимозаражения» люди в группе переживают более глубокие эмоции, но после прекращения информации в определенной степени легче вместе выходить из возникшего эмоционального состояния, особенно если в группе есть люди более сильные, способные его преодолевать.

Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации) и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрителем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и поступки;

• создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действительности. Чаще всего создается эффект реальности, используются «достоверные» факты, либо на фоне действительно достоверных подаются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эффект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, желание принять ее. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторритету: «он не может врать»;

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ

• идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Чело- век часто готов поверить правдоподобной информации, предлагаемой реально существующими людьми. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали. Данный факт используется в СМИ довольно часто, когда хотят как можно дольше удерживать зрительское внимание. С этой целью у героя, который выступает в роли идентифицирующей личности, возникает проблема, решение которой откладывается до следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее полную интересующую его информацию, вновь обращается к источнику. В качестве информатора выступает наиболее авторитетная для аудитории личность и пр.;

• напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом ее представления, создает у аудитории нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ. Такое явление основано на эмоциональном сопереживании зрителей вместе с героем фильма. Сюжет, основанный на сложном, исключительно трудном решении проблемы героя, вызывает у зрителей напряжение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение). Таким образом формируется нетерпеливое ожидание последующей встречи с героем, желание участвовать в решении его проблем. На этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.

Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способствуют достижению соответствующего результата воздействия на личность, группу (аудиторию) (См. табл. 1).

Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:

поведенческие последствия. Образдеятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ;

установочные последствия. При определенныхусловиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки;

когнитивные последствия. Под воздействием информации, представляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это находит отражение в их информированности, суждениях;

216 Раздел IV. Среда и формирование личности

Эффекты, используемые (создаваемые) СМИ Последствия влияния различных эффектов СМИ па аудиторию
Актуальность информации Интерес к информации, увлечение ею, осмысление, последующая востребованность, что усиливает ее влияние (действенность)
Соответствие информации интересам, потребностям аудитории Активное потребление информации, предлагаемой СМИ
Настрой зрителя на восприятие именно этой информации Ожидание именно этой информации и потребление ее в той интерпретации, которую представляют СМИ
Эмоциональная заразительность информационногосюжета Постепенное вовлечение в сюжет информации и сопереживание ему, что усиливает эффект воздействия на аудиторию
Эффект достоверности. Приближение предлагаемой информации к реальности, использование «достоверных» фактов, их максимальное приближение к естественности Формирование веры в предлагаемую информацию, принятие ее
Представление информации наиболее авторитетным для аудитории Авторитет лица действует на аудиторию внушающе. Человек верит авторитету: «Он не может врать»
Идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ Человек, видя жизненно реальные ситуации, нередко мысленно (виртуально) проживает предлагаемые сюжеты, что усиливает эффект воздействия. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали
Напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом её представления У аудитории возникает возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ

последствия, сказывающиеся на отношении человека креальной жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно интенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так называемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями, ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя комфортно;

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ

психологические последствия. При просмотре различных психологических триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека под воздействием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх и пр. Он долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия;

физиологические последствия. Информация, которая воспринимается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменениям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить. Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порнографии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохимические характеристики кожи, набухание пениса и пр. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения (см. табл. 2).

СМИ является средством массовой информации. В современном мире с этим понятием знаком даже ребенок. Социология представляет СМИ социальными институтами, которые сначала собирают информацию, потом обрабатывают, анализируют и максимально распространяют ее в обществе.

Политология рассматривает средства массовой информации как механизм, чтобы проводить политические игры, агитировать и вести политическую манипуляцию среди граждан.

Виды СМИ

Появление первого вида СМИ произошло еще в древние времена, тогда вестник выходил на центральную улицу для оглашения нового указа короля или для оповещения народах о последних событиях королевства.

Наряду с совершенствованием современных технологий, развивались и модернизировались СМИ. Такая классическая пресса как газеты, журналы и др. стала вытесняться сначала радио, потом телевидением, и, наконец, интернетом.

Закон о средствах массовой информации гласит, что к приоритетным средствам массовой информации относятся:

Печатные издания. Печатные СМИ, хотя и являются довольно устарелым видом средств массовой информации, продолжает существовать и даже развиваться. Это объясняется высоким уровнем доверия, доступностью для всех слоев населения, возможностью перечитать информацию, сохранить и передать другому.

Информационные агентства (к примеру, ТАСС) - оперативное получение свежей информации из любой точки Земли.

Радиоканалы. С помощью радио население получает информацию посредством аудио сообщений. Это очень удобно во время нахождения за рулем, можно прослушать последние новости, не отрываясь от вождения транспортного средства. Отсутствие сопровождающей картинки в этом случае расценивается и как преимущество, и как недостаток.

Телеканалы - этот вид СМИ выступает золотой серединой между радио и печатью. Информацию можно не только прочитать или услышать, но и просмотреть соответствующий ей видеоряд. Даже после появления интернета телевидение не теряет своих лидирующих позиций среди всех видов СМИ.

Интернет. Пока не каждый пользователь сети согласен с тем, что интернет можно выделить как самостоятельный вид СМИ, но, тем не менее, с каждым днем растет количество людей, которые за получение информации обращаются именно к глобальной сети. Здесь можно не только узнать новости, но и поучаствовать в их обсуждении, выразив свое мнение. Единственным существенным минусом является сомнительная достоверность информации. По интернет сети ходит множество непроверенных слухов.

Соцсети тоже являются своего рода СМИ, так как через публикации в своих профилях пользователи передают актуальные новости. Новостная лента наполнена интересными фактами. Это наиболее популярное СМИ для молодежи.

Функции СМИ

Исследователями были выделены главные функции СМИ:

Информационная ― сбор и передача населению информации о событиях действительности.

Регулятивная ― воздействует на принятые обществом стандарты поведения, формирует общественное мнение.

Нормативная ― формирование социальных ценностей и норм.

Просветительская ― донесение до аудитории важной информации о правах, обязанностях и возможностях.

Социального контроля ― формирование и корректировка социальной политики.

Политической социализации общества.

Эмоциональной разрядки ― уменьшение или снятие напряжения.

У всех этих функций имеются одни цели: просвещение граждан, помощь в формировании своего собственного взгляда на событие, развитие грамотности, предоставление народу возможности взаимодействовать с другими участниками социально-политических процессов.

Признаки СМИ

Средства массовой информации характеризуются следующими признаками:

многочисленность (не менее 1000 единиц выпускаемых печатных изданий);

цикличность, временной промежуток не должен превышать одного раза в год;

обязательность: один источник сигнала — много слушателей.

Средства массовой информации в России

Наиболее востребованным СМИ в России являются печатные издания, которых насчитывается более 27 тыс. штук, на втором месте радиоканалы, затем по популярности идет телевидение. Также популярны среди русского народа новостные интернет источники.

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом — интернет-блоги (кроме блогов, имеющих посещаемость больше 3000 посетителей в день), чаты, форумы, конференции.

С 1 августа 2014 года в России была введена обязательная регистрация блогеров, имеющих более 3-х тысяч подписчиков в сутки. Эти блогеры были приравнены в плане ответственности к СМИ. В 2015 г. таких блогеров, официально зарегистрировавших свой блог, было около 700.

Средства массовой информации в России являются механизмом для реализации политики государства и играют в политической жизни общества немаловажную роль. С помощью СМИ выстраиваются необходимые для власти общественные связи и отношения.

СМИ в мире

Во всех странах работа и популярность СМИ сильно отличается. К примеру, в США самым востребованным источником информации является телевидение. На втором месте информация из интернета. Список изданий все больше сокращается, все больше новостных агентств открывают свои интернет-каналы и сайты для того, чтобы не терять аудиторию.

В Европе прочные позиции среди СМИ занимают печатные издания, этому способствует их субсидирование государством. Все больше печатных изданий сокращают тираж. Например, в Великобритании, более 80% населения пользуются интернет-версиями печатных изданий, читая газеты в метро, на работе и дома с телефонов и компьютеров.

Интересные наблюдения среди печатных СМИ. Показатели читающего населения в Индии самые высокие — более 10 часов в неделю житель этой страны читает газеты и другую периодику, на втором месте среди читающих — Тайланд, на третьем — Китай. Россия — на седьмом месте. США и Великобритания не попали даже в десятку.



СМИ (средства массовой информации) – это совокупность периодических печатных изданий, теле-, радио-, видеопрограмм, а также иных форм периодического публичного распространения информации.

Сущность понятий «массовая коммуникация» и «СМИ»

Массовая коммуникация – это деятельность по сбору, обработке и распространению информации. В эту деятельность включены две составляющие:

  • СМИ, которые осуществляют технический процесс информации в массовое сознание;
  • Журналистика, которая собирает и обрабатывает информацию.

СМИ играют важную роль в СМК. Они являются основным средством и способом массовой коммуникации.

Информация – это средство осуществления коммуникации, она актуализируется в сознании индивида различными средствами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа СМИ: общее понятие, виды и функции 420 руб.
  • Реферат СМИ: общее понятие, виды и функции 240 руб.
  • Контрольная работа СМИ: общее понятие, виды и функции 230 руб.

Коммуникация предполагает наличие сознания. Смешение понятий коммуникации и информации обусловлено тем, что циркулирующая на всех общественных уровнях информация предполагает наличие сознания, как и все социальные процессы, связанные с деятельностью человека. функция воздействия на аудиторию принадлежит коммуникации. Коммуникация реализует эту функцию с помощью информации. но массовая коммуникация не является массово-информационной деятельностью ввиду того, что проявляется через массовую информацию. Поэтому использование понятия «средства массовой информации» для обозначения канала распространения информации корректно и правильно.

Выделяют следующие виды СМИ:

  • Печатные издания;
  • Радио;
  • Телевидение;
  • Интернет.

Основные функции СМИ

Средства массовой информации выполняют следующие основные функции:

  • Информационную,
  • Культурологическую,
  • Функцию социализации,
  • Развлекательную,
  • Экономическую и т.д.

Информационная функция является основной функцией СМИ. Она заключается в предоставлении актуальной информации о различных сферах деятельности – политической, деловой, юридической, научно-технической, медицинской и т.д. Информация, добываемая и передаваемая СМИ, включает в себя не только суховее, беспристрастное освещение фактов, но и их оценку, комментирование и анализ. На основе полученной информации граждане формируют мнение о деятельности государственных органов, партий и других политических институтов, о культурной, экономической жизни общества.

Культурологическая функция выполняет основную познавательную задачу. Она знакомит с достижениями искусства и культуры, способствует сохранению преемственности культуры, культурных традиций. СМИ позволяют людям знакомиться с особенностями различных культур, субкультур, что развивает эстетический вкус человека, способствует снятию социальной напряженности, взаимопониманию и способствует интеграции общества. С этой функцией СМИ связано понятии массовой культуры. Однако отношение к ней в плане социальной ценности является неоднозначным. С одной стороны, несомненна заслуга СМИ в стремлении познакомить с достижениями мирового искусства широкие массы. Но с другой стороны, довольно низкий художественный уровень программ развлекательного характера и неограниченные возможности их распространения воспитывают у потребителей массовой культуры дурной вкус.

Еще одна основная функция СМИ – функция социализации. Она означает усвоение человеком ценностей, норм и образцов поведения, принятых в обществе. Эта функция дает возможность личности адаптироваться к действительности. Проявляется социальная функция в сообщении аудитории знаний, которые способствуют адекватной оценке и упорядочиванию сведений, получаемых из средств массовой информации и других источников. Сопровождая человека на протяжении всей его жизни, масс-медиа в большой степени влияют на восприятие им информации. В связи с этим у людей может сформироваться и неверное восприятие действительности.

Латентные функции СМИ

Кроме основных функций, СМИ выполняют еще и латентные функции. К ним относятся:

  • Регулирующая функция,
  • Контролирующая,
  • Функция формирования общественного мнения,
  • Функция интеграции и артикуляции,
  • Мобилизационная функция.

Регулирующая функция имеет большой диапазон влияния на массовую аудиторию – с установления контактов и до контроля над обществом. Массовая коммуникация оказывает влияние на формирование общественного сознания личности и группы, формирование общественного мнения, создание социальных стереотипов. И здесь же заключаются возможности манипулирования общественным сознанием, управления им, осуществления функции социального контроля. СМИ, в отличие от государственных контролирующих органов, не могут применять экономические либо административные санкции в нарушителям, контроль с их стороны часто является не менее эффективным, так как СМИ дают ее только юридическую оценку лицам и событиям, но и моральную. Как правило, люди принимают социальные нормы поведения, эстетические принципы, этические требования, пропагандируемыми СМИ в качестве положительного стереотипа образа жизни, формы общения, стиля одежды и т.д.

С регулирующей функцией связана функция формирования общественного мнения о каких-либо событиях, социальных институтах, политической, экономической, культурной сферы жизни общества. например, у людей формируется мнение по вопросам, которые не находят непосредственного отражения в повседневном опыте – о других странах, политических деятелях, деятелях искусства и т.д.

СМИ выполняют функцию артикуляции общественных интересов, обеспечивают представителям общественных групп возможность выражать свое мнение, искать единомышленников, объединять, сплачивать их общностью убеждений и целей, формулировать свои интересы и представлять их.

Все рассмотренные функции СМИ объединяются мобилизационной функцией либо способствуют ее осуществлению.

Мобилизационная функция выражается в побуждении людей к каким-либо действиям. Но данная функция не воспринимается исключительно как положительная. Есть множество примеров отрицательного воздействия средств массовой информации.

Интригует, не правда ли? Неужели журналисты станут невостребованными? И как быть, если все-таки чувствуешь призвание к журналистике? Поговорим о требованиях к профессии журналиста, смежных профессиях, уровне зарплат и востребованности журналистов сегодня.

Профессия журналиста

Журналист - это человек, который создает новости. Журналисты формируют информационное поле, в котором мы с вами живем: слушаем утренние шоу по радио, днём читаем статьи и смотрим видеоролики в смартфоне, а вечером смотрим новостные передачи по телевизору.

Благодаря работе журналиста мы узнаем информацию за пределами своего круга общения – какой прогноз погоды на завтра, стоит ли покупать новый гаджет, что происходит в горячих точках планеты, кто стал президентом в нашей или соседней стране. Поэтому, определенно, без труда журналиста в мире наступила бы великая тишина и всеобщее незнание.



Журналистика как профессия известна с древности. И отношение к ней в обществе до сих пор очень неоднозначное. С одной стороны, свободная пресса обличает проблемы общества. "Журналист - это чистильщик улиц, работающий пером", - говорил Наполеон. "Я глубоко убежден, что, если вашей целью является изменение мира, журналистика - это самое действенное и быстрое оружие для этого", - считал Том Споппард, британский драматург. А с другой стороны, пресса никогда не бывает абсолютно свободна. Если не говорить о прямой цензуре, то все равно издания и тв-каналы не могут остаться независимыми. На них влияет мнение заказчика, который финансирует СМИ, или мнение выпускающего редактора, который формирует выпуск. "Авторы газетных колонок - это несостоявшиеся торговцы мелким галантерейным товаром. Родители вынудили их заняться более интеллигентной профессией, но врожденный талант все-таки пробивает себе дорогу", - саркастически говорит Карл Краус (австрийский писатель и публицист).

Какие бывают журналисты и что они делают

Журналист - это общее название для десятков различных профессий. Для создания новостей в журналах и на телевидении работает целая команда:

✔ Корреспондент/репортер работает на передовой: собирает сведения, берет интервью, получает и обрабатывает первичную информацию.
✔ Обозреватель/аналитик создаёт и готовит к выпуску обзоры, статьи, расследования, комментарии, аналитические интервью и т.д.
✔ Корректор - технический специалист, который устраняет ошибки в текстах.
✔ Редактор / главный редактор / выпускающий редактор - специалист, который отвечает за общую концепцию выпуска.
✔ Телерадиоведущий - представляет новости и ведет передачи в эфире.

При выпуске новостей журналистам не обойтись без представителей других творческих профессий: фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик, оператор, звукорежиссер.

Журналист может специализироваться на определенном жанре - на информационной, аналитической или творческой журналистике. А может работать в конкретной теме: политика, экономика и бизнес, спорт, глянец (мода и стиль), наука и техника. Чтобы представить разнообразие тематик, вспомните, что многие российские компании выпускают свои корпоративные газеты и журналы. Поэтому можно писать о еде, путешествиях или новинках кино, а можно о нефтяниках, кредитовании, производстве бумаги или грузовиков.


Что угрожает журналистике

Как вы понимаете, ей грозит далеко не роботизация, потому что написать хороший, вызывающий эмоции текст для человека может только человек. На традиционную печатную журналистику наступает интернет и социальные сети. Пост очевидца событий в twitter, а не статья в газете расскажет читателю о наводнении или флешмобе. Репортеры все меньше ездят в командировки, потому что можно просто посмотреть прямую трансляцию на youtube, которую ведут очевидцы происшествия. Популярные люди могут рассказывать о себе не только в интервью телеканалу, но и просто в своем Instagram. Журналист оказывается только посредником в передаче информации.

Неудивительно, что человек, с любовью относящийся к делу, всегда найдет возможность для самореализации. Стив Уотсон - журналист, публицист, который создавал бортовые журналы для разных авиакомпаний и всей душой любит печатные издания. Стив открыл Stack - сервис, который ежемесячно отправляет подписчикам новый неизвестный журнал. Каждый журнал Стив отбирает сам, путешествуя по миру. Он сам наслаждается изучением журналов и дарит радость таким же фанатам печатной продукции как он. "Я порой забываю, что в целом дела в индустрии печатных журналов идут, прямо скажем, не очень, - смеется Стив, - в моем уютном независимом углу все цветет и пахнет".



Смежные профессии

Развитие интернета и социальных сетей породило новые профессии, связанные с журналистикой. Компании осознают, что информация - это хороший способ продвижения своих товаров и услуг, а значит, нужны профессиональные писатели, которые умеют говорить с аудиторией на одном языке. Журналисты легко осваивают такие профессии, как:

Плюсы и минусы профессии журналиста

+ творческая разнообразная работа
+ новые знакомства и общение
- ненормированный график
- высокий уровень стресса и часто авральный режим работы


Какими качествами должен обладать хороший журналист

✎ Коммуникабельность
✎ Грамотная письменная и устная речь
✎ Эмоциональный интеллект
✎ Аналитический склад ума
✎ Умение анализировать большие объемы информации
✎ Толерантность
✎ Хороший внешний вид
✎ Энергичность
✎ Креативность

Где учиться

Самими сильными российскими вузам, которые готовят журналистов, считаются:
• МГУ им. М.В. Ломоносова (в Москве)
• НИУ ВШЭ (в Москве)
• МГИМО (в Москве)
• СПбГУ (в Санкт-Петербурге)
• УРФУ (в Екатеринбурге)

Чтобы поступить на журналистику после 11 класса, вам необходимо будет сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе, иностранному языку и, во многих вузах, творческий конкурс (ДВИ).

Где работать

• В издательствах
• В средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-издания
• На фрилансе
• Открыть свое медиа


Оплата труда (диапазон зарплат)

    ✔ Рядовой корреспондент получает от 35 до 60 тыс. рублей.
    ✔ Самые высокие зарплаты у главных редакторов и редакторов в финансовых изданиях - от 80 до 120 тыс. рублей.

И, что очень важно, востребованность журналистов относительно низкая. Количество вакансий "журналист" на апрель 2019 года на сайте Headhunter.ru - всего 605. Сравните с профессией SMM-менеджера - 3 641 вакансия. И оплата труда SMM-специалиста достигает 150 тыс. рублей, с учетом того, что он может одновременно вести несколько проектов.

Несмотря на это, унывать не стоит. Журналистика дает возможность работать в разных смежных специальностях с высокими зарплатами.

Что делать уже сейчас, чтобы стать журналистом

✔ Завести свой блог, влог и делиться с окружающими событиями и мыслями, которые вас волнуют.
✔ Вести школьные группы в соцсетях и писать статьи на школьный сайт.
✔ Изучить книги и блог Максима Ильяхова, "Писать легко" Ольги Соломатиной, "Универсальный журналист" Дэвида Рэндалла, "Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно" Ларри Кинга.
✔ Посмотреть интервью и видеоблоги Владимира Познера, Юрия Дудя, Леонида Парфенова, Евгения Савина.
✔ Изучить современные сервисы для журналистов, например, pressfeed.ru.
✔ Много читать. Выбирать литературу разных жанров, отмечая писательские удачи и неудачи.
✔ Выступать перед публикой при любом удобном случае.
✔ Посмотреть фильмы о писателях и журналистах: "Общество мертвых поэтов", "В центре внимания" (18+), "Плутовство", "Дьявол носит Прада" и т.д.

Попробовать себя в роли журналиста можно на SocialСмене этим летом (с 7 по 20 июля)

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Читайте также: