В чем заключается работа социального психолога

Опубликовано: 17.09.2024

Работа социального психолога – это работа с группами людей. Она может быть направлена на их исследование, равно как и на оказание помощи членам коллектива.

Социальный психолог специализируется на изучении различных групп: малых, крупных, рабочих коллективов, населения региона, спортивных команд и т.п. Его интересуют феномены, возникающие и протекающие в этих группах, закономерности их развития, способы управления ими, а также социометрия, прогнозирование, психодиагностика и многое другое. Работа относится к разряду «человек – человек». Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Социальная психология потому и получила такое название, что специализируется на изучении социума, а заодно способов его менять, управлять им, помогать людям успешно функционировать в его рамках. Социальный психолог неплохо разбирается во всех отраслях психологии, но в первую очередь специализируется именно на работе с коллективами, на алгоритмах возникающих и протекающих в них процессов, на правила и принципы их жизни.


Особенности профессии

Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов. Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе. Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:

  • Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
  • Мониторинг психологической безопасности участников группы.
  • Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
  • Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
  • Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
  • Разработка и реализация тренинговых программ, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
  • Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
  • Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.

Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная, общественно полезная профессия.
  2. Активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая особую значимость в контексте глобализации.
  3. Возможность помогать людям.
  4. Возможность использовать профессиональные знания в собственной жизни.

Минусы

  1. Быстрое профессиональное выгорание при постоянной работе с социально уязвимыми категориями населения.
  2. Невысокая заработная плата.
  3. Высокая ответственность за состояние подопечных.

Важные личные качества

Для социального психолога важен аналитический склад ума примерно в той же степени, как и способности к эмпатии. Также подобный специалист должен быть ответственным, трудолюбивым, терпеливым, готовым к постоянному пополнению багажа своих знаний, к разработке нестандартных решений для заданных проблем. Не помешает ему и умение абстрагироваться от ситуаций своих подопечных, не принимать их слишком близко к сердцу.

Обучение на социального психолога

Чтобы стать социальным психологом, нужно получить высшее образование по общему профилю «Психология», его код - 37.03.01. Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и иностранному языку либо математике (на усмотрение вуза). Некоторые высшие образовательные учреждения в качестве третьего предмета выбирают обществознание. Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной. В первом случае диплом бакалавра студенты получают за 4 года, в остальных – за 5 лет.

Методические рекомендации по организации труда психолога в социозащитном учреждении из практики деятельности. Содержит описание основных направлений работы психолога в социозащитном учреждении, требования к оформлению рабочего места психолога, морально-этические принципы работы психолога, продолжительность рабочего времени психолога по различным видам деятельности

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendacii_psihologam.doc 130.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ:

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Методические рекомендации из практики деятельности

в системе социальной защиты населения

Раздел 1. Организационно – методические основы

социально-психо логической службы

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психоло гическое про свещение

Распространение психологических знаний среди населения, с целью повышения его психологической культуры

-Формирование у на селения представлений о непосредственной связи между понятиями успешная жизненная перспектива и психо логия. - Формирование у населения запроса на психологические услуги. - Освещении актуальных социально-психологических проблем общества, с представлением основных подходов по их решению. - Обеспечение насе ления информацией по психологическим проблемам личности. -Формирование у населения психологически грамотной, комплексной оценки существующей действительности

Лекции, беседы, семинары, клубы общения, тематические выставки психологической литературы, выступления в СМИ

Данное направление должно иметь систематизированные, структурированные контакты психолога с населением, ориентированные на повышение мотивации обращения за помощью к специалисту и выполнением полученных рекомендаций. Информационный материал для аудитории желательно сопровождать иллюстрациями из практики (приведенные примеры должны гарантировать сохранение анонимного характера обра щения клиента) и раскрывать востребованные, актуальные для аудитории вопросы

Психологи ческая про филактика

Целенаправленная, систематизиро ванная совместная работа психолога, социального работ ника, направленная на сохранение, укрепление и повы шение психологи ческого здоровья населения

Наблюдение, лектории, тренинги (диффе ренцированные по проблемам и возрастным данным участников)

- Предупреждение возможных социально-психологических и пси хологических проблем среди широких слоев населения.

- Выявление среди населения групп риска (зависимость от ПАВ, созависимость, инва лидность и т.д.).

-Создание благоприятного эмоционально-психо логического климата как среди сотрудников учреждения МСЗ, так и среди группы людей, находящихся на соци ально-психологической реабилитации в нем

Психоло гическая диагностика

Процесс выявления, измерения и оценки индивидуально-психологических и индивидуально-пси хофизиологических особенностей личности с помо щью специали зированных , научно-обоснованных методов, приемов , технологий

- Выявление причин возникновения про блем в жизнедеятель ности индивида.

- Определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задейство ваны в ходе коррекционной работы.

- Выявление индиви дуальных интересов , склонностей человека для обеспечения конструктивного само определения, самореа лизации и интеграции в общество

В осуществление данного направления необходимо руководствоваться только научно обоснованными, ап робированными методиками и технологиями. Использова ние психодиагностики психо логом возможно при наличии профессиональных знаний о ее методах и условий их правильного применения

Психоло гическая коррекция

Целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами, оказание специфической помощи, с целью обеспечения полно ценного развития и функционирования индивида

- в закрытой естественной группе (семья, сотрудники и т.д.)

- в открытой группе для клиен тов со сходными проблемами

- смешанная форма (индиви дуально-груп повая) - тематические психологические тренинги

- Восстановление целостности личности и баланса ее психодинамических сил.

- Исправление возник ших социальных, пси хологических проблем, возникших в процессе жизнедеятельности индивида.

- Модификация поведения индивида за счет обогащения и изменения среды и научения его новым, социально-приемле мым, конструктивным формам поведения

Адекватное использование возможностей тренинга предполагает наличие: лич ного опыта участия в группах и специальной подготовки ведущего (тренера)

Психоло гическое консультиро вание

Оказание конк ретной помощи, обратившемуся пси хически здоровому индивиду, в осоз нании им природы его затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,характером межличностных отношений

-Оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим способам психологи ческой помощи.

- Оказание профес сиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы.

- Оказание эмоцио нальной поддержки и внимания к пережива ниям клиента.

- Расширение сознания и повышение психологической ком петентности клиента.

- Достижение клиентом состояния психологического комфорта и сохранения психологического здоровья.

- Повышение стрес совой и кризисной устойчивости.

- Коррекция наруше ний адаптации и лич ностных дисгармоний.

-Мобилизация скрытых психологичес ких ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.

- Повышение личной ответственности клиента за ход их собственной жизни

Индивидуальная консультация и групповая

Начинающим консультантам необходимо иметь четкое определение процесса кон сультирования и профессии консультанта. В психологи ческом консультировании психолог может опираться на различные научные теории и методические подходы (гештальттералия, групповая терапия, бихевиоризм - социальное научение и др.) Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи. Консультанты рабо тают наиболее эффективно тогда, когда им удается развить у своих клиентов способность конструктивно помогать самому себе после окончания консультирования

Социально-психоло гическая реабили тация

Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе

- Гармонизация эмо ционального состояния клиента.

- Коррекция комму никативной сферы клиента.

- Восстановление положительного восприятия жизни, самого себя, семьи, общества.

- Расширение позитивного социального опыта клиента.

- Восстановление социальных навыков, обеспечивающих про дуктивное функциони рование в окружающей среде.

- Восстановление за щитных сил организма, укрепление активной личностной позиции.

- Формирование уверенности и моти вации к преодолению трудностей

Беседы. кон сультирование, клубы, тренинги, группы подде ржки, творческие мастерские и др.

Направления, способы и методы по осуществлению мероприятий социально-пси хологической реабилитации зависят как от конкретных категорий граждан (инвали ды, несовершеннолетие, пожилые, взрослые с семейными и супружескими проблемами и т.д.), так и от тематики социально-психологической проблемы • алкоголизм, наркомания, насилие, одиночество, потеря работы, супружеская дисгармония и др.).

Для инвалидов соци ально-психологическая реабилитация заключается в восстановлении (формирова нии) способности инвалида выполнять различные со циальные роли(семейные, профессиональные и др.) и иметь возможность быть реально включенным в раз личные сферы социальных отношений и жизнедеятель ности общества

Социально-психоло гический патронат

Целостная динами ческая, комплексная система адресной социально-психоло гической поддержки и помощи: семье, детям, отдельному гражданину, нахо дящихся в трудных и опасных для них самих и окружаю щих ситуациях. (Осуществляется в рамках деятель ности социально-психологической службы.)

- Определение характера стоящей про блемы и возможностей ее решения.

- Содействие в установлении контакта с клиентом.

- Подготовка необхо димой сопроводитель ной документации.

- Создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности, в резуль тате эффективного выполнения отдельным индивидом или семьей своих основных функций.

- Осуществление психологического сопровождения клиента в процессе патроната.

- Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистами. - Отслеживание результатов взаимодейс твия клиента с другими специалистами

Патронаж (индивидуальная деятельность специалиста, направленная на оказание конк ретной помощи и поддержки клиен ту, призванную мобилизовать и повысить его адаптационные возможности); групповая работа (Работа с группой детей, семьями, алкоголиками и т.д.)

Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает психолога перспективным видением проблем клиентов, нацели вает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации.

Практика всегда дифферен цирована и зависит от сущес тва проблемы, ее масштабов и места действия. Поддержка и помощь (научная база, технологические приемы и методы) выбираются исходя из имеющейся проблемы клиента и органически сочетаются с основными составляющими социаль ного патроната (контролем, социально-психологическим воздействием, социальной помощью и поддержкой).

Отношения специалиста с клиентом патроната строятся в основном на «субъект - объектной» основе и опираются на принципы гуманизма, уважение к личности и жизненному опыту клиента, учет его потенциальных возможностей и лучших качеств.

Совместная работа протекает в духе равноправного и четко структурированного сотруд ничества с акцентом на стимулирование и поддержа ние внутренних и внешних ресурсов клиента.

Мероприятия осуществляют ся по заранее определен ному плану (в порядке, обусловленном договорными отношениями)

Срочная пси хологическая помощь по телефону

Экстренная психологическая по мощи и поддержка разным группам населения в случае критических, кри зисных состояний, конфликтных ситуаций

- Психологическая поддержка клиента.

- Мобилизация интеллектуальных, духовных и физических сил клиента в целях снятия эмоциональной остроты, преодоле ния им кризисного состояния, смены характерного для этого состояния переживания одиночества чувством общности с другими людьми, повышение самооценки, восста новления контроля над травмирующей ситуацией

Специфичность телефонного консультирования заключа ется в создании атмосферы эмпатии и принятии або нента, в умении чувствовать его состояние, при этом консультанту необходимо сохранять высокую степень рефлективности, контроля как за состоянием абонента, так и за своим собственным. Консультант должен владеть техниками психологической защиты от тех негативных переживаний, с которыми к нему обращаются абоненты

1.1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПСИХОЛОГА.

Для эффективной работы практическому психологу требуется отдельный кабинет и помещение для групповых занятий или совмещенный кабинет размером 5 м г 6 м.

Совмещенный кабинет практического психолога должен быть рассчитан на 13-15 посадочных мест. В совмещенном кабинете со гласно предусмотренной работе оборудуются следующие зоны: для индивидуального консультирования, тренинговая, для психологи ческой разгрузки, хранения архива, обработки психодиагностичес ких данных, методической работы и т.п.

Стены кабинета окрашиваются в светлые тона. Исключен фио летовый цвет. Ограничиваются в использовании красный, оранже вый, желтый, а также блестящие краски и обои, которые возбужда ют центральную нервную систему.

По возможности кабинет комплектуется персональным ком пьютером, аудио-, видео-аппаратурой, формируется фонд психо диагностических методик, а также коррекционных и реабилитаци онных программ, допускается установка телефона, приобретаются закрывающиеся шкафы (сейф) для хранения психологической ин формации и документов конфиденциального характера.

В помещениях для психологической работы (не кабинете пси холога) могут быть размещены информационно-методические ма териалы: «советы дня» - рекомендации для клиентов (родителей, детей, супругов и т.п.), коллег (воспитателей, социальных педаго гов и специалистов по социальной работе); «почтовый ящик» пси холога (для вопросов психологу); сменные тематические стенды по актуальным вопросам возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологии; информация о проводимых психологи ческих мероприятиях (учебных семинарах, тренингах, коррекци онных занятиях и т.п.).

Общие принципы организации рабочего пространства в кабинете психолога:

• пространство должно быть визуально разделено по рабочим зонам;

• должна быть обеспечена безопасность клиента — физическая и психологическая;

• рабочее место должно соответствовать санитарно-гигиени ческим нормам: освещенности, чистоты воздуха, звукоизоля ции;

• никакой личной информации (фотографии родных и т.п.):

• клиенту может быть предложен стул или кресло (для релакса ционных программ глубокие мягкие кресла);

• наличие красок, цветных карандашей, бумаги, в т.ч. цветной пластилин.

• одежды психолога и макияж рекомендуется соизмерять с со циальным статусом и материальным положением клиентов. Не рекомендуется преобладание черного цвета в одежде.

Оснащение рабочего кабинета психолога содержит следующие блоки:

• документацию, планирующую его деятельность:

• документацию, отражающую итоги психодиагностических исследований и мероприятий по оказанию психологической помощи;

• программное, аппаратурное и инструментальное обеспечение коррекционно-реабилитационной работы;

• программное и инструментальное обеспечение релаксацион ных, тонизирующих, обучающих и других тренингов;

• компьютерные базы данных о методах психологической диа гностики, коррекции, реабилитации, профилактики и кон сультирования (в соответствии с особенностями работы дан ного учреждения);

• компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;

• библиотеку, картотеку, видео- и аудиотеку.

В кабинете детского психолога дополнительно должны быть:

• для игр: кубики, пирамиды и т.п.,

• большая мягкая игрушка, на которой ребенок может отреаги ровать свою агрессию.

Профстандарт социального псхолога

Психолог в социальной сфере оказывает психологическую помощь людям разных возрастов и социальных групп, которые оказались в сложной кризисной ситуации.

На приём к социальному психологу направляют детей из приёмных семей, мигрантов и беженцев, людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, и многих других, кому требуется помощь в адаптации и социализации.

Безусловно, работа с подобными категориями граждан требует определенного уровня компетентности от специалиста. В частности, профстандарт "Психолог в социальной сфере" выдвигает определенные требования к образованию и обучению социальных психологов.

Общая информация о профстандарте социального психолога

Профессиональный стандарт 03.008 "Психолог в социальной сфере" утвержден Приказом Министерством труда России от 18.11.2013 N 682н.

Профстандарт социального психолога был введен как основа для анализа и реформирования психологического образования и для регулирования трудовых отношений в социальной сфере.

С января 2015 года все работодатели при формировании должностных инструкций и аттестации социальных психологов должны учитывать требования этого профстандарта.

Какая информация содержится в профессиональном стандарте

В этом документе сформулированы основная цель деятельности, трудовые функции, необходимые знания и умения, требования к образованию и обучению социального психолога.

Основная цель деятельности – профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц, психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья).

Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту

Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю.

Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране.

Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога.

Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации.

В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах.

К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.

Трудовые функции психолога в социальной сфере по профстандарту

Трудовая функция

Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)

Трудовые действия

Необходимые умения

Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам

Социальная психология, психология малых групп

Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия

Методология командной работы

Обучение и психологическая подготовка специалистов межведомственной команды

Психология управления, организационная психология

Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды

Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств

Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам

Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств

Техники эффективной коммуникации со специалистами

Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т. д.)

Трудовая функция

Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Психология кризисных состояний

Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей

Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты

Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных

Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения

Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений

Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды

Подготовка сообщений и публикаций для СМИ по результатам мониторинга

Современные направления молодежных движений

Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Трудовая функция

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников

Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)

Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе

Психология зависимости, аддикций, девиантология

Групповое и индивидуальное консультирование клиентов

Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Трудовая функция

Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам)

Трудовые действия

Необходимые умения

Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки

Методология проведения тренингов

Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов

Возрастная психология, геронтология

Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни

Психология воспитания и педагогики

Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов

Цели, задачи и функции организаций социальной сферы

Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде

Психология беженцев, мигрантов, маргиналов

Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания

Технологии работы с разными социальными группами

Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов

Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем

Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ

Трудовая функция

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам

Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.)

Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам

Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров

Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.)

Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.)

Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов

Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере

Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом

Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии

Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы

Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации

Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам

Трудовая функция

Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)

Трудовые действия

Необходимые умения

Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями

Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей

Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи

Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)

Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей

Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях

Подготовка детей к устройству в замещающую семью

Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Компетенции социального психолога по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые функции, социальный психолог должен обладать знаниями по следующим темам:

  • Особенности работы психолога в социальной сфере;
  • Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);
  • Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);
  • Формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды для оказания комплексной психологической помощи клиентам и социальным группам;
  • Особенности развития личности и групп в системе межличностных и общественных отношений;
  • Особенности и виды отклоняющегося поведения. Понятие отклоняющегося развития;
  • Построение процесса психологической помощи различным категориям пострадавших в кризисных и чрезвычайных ситуациях;
  • Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
  • Особенности психологического консультирования личности с отклоняющимся поведением;
  • Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения;
  • Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы.


Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

В АБиУС действует программа профессиональной переподготовки «Социальная психология» для желающих получить знания и навыки в области социальной психологии. Программа соответствует требованиям профстандарта «Психолог в социальной сфере».

Обучение по программе позволит профессионально осуществлять организацию и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп.

Срок обучения – 282 ак.ч. (2 месяца).

Выдаваемый документ – диплом о профессиональной переподготовке.

Диплом о переподготовке психолога в социальной сфере

Преимущества обучения в АБиУС для социальных психологов

Методические рекомендации по организации труда психолога в социозащитном учреждении из практики деятельности. Содержит описание основных направлений работы психолога в социозащитном учреждении, требования к оформлению рабочего места психолога, морально-этические принципы работы психолога, продолжительность рабочего времени психолога по различным видам деятельности

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendacii_psihologam.doc 130.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ:

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Методические рекомендации из практики деятельности

в системе социальной защиты населения

Раздел 1. Организационно – методические основы

социально-психо логической службы

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психоло гическое про свещение

Распространение психологических знаний среди населения, с целью повышения его психологической культуры

-Формирование у на селения представлений о непосредственной связи между понятиями успешная жизненная перспектива и психо логия. - Формирование у населения запроса на психологические услуги. - Освещении актуальных социально-психологических проблем общества, с представлением основных подходов по их решению. - Обеспечение насе ления информацией по психологическим проблемам личности. -Формирование у населения психологически грамотной, комплексной оценки существующей действительности

Лекции, беседы, семинары, клубы общения, тематические выставки психологической литературы, выступления в СМИ

Данное направление должно иметь систематизированные, структурированные контакты психолога с населением, ориентированные на повышение мотивации обращения за помощью к специалисту и выполнением полученных рекомендаций. Информационный материал для аудитории желательно сопровождать иллюстрациями из практики (приведенные примеры должны гарантировать сохранение анонимного характера обра щения клиента) и раскрывать востребованные, актуальные для аудитории вопросы

Психологи ческая про филактика

Целенаправленная, систематизиро ванная совместная работа психолога, социального работ ника, направленная на сохранение, укрепление и повы шение психологи ческого здоровья населения

Наблюдение, лектории, тренинги (диффе ренцированные по проблемам и возрастным данным участников)

- Предупреждение возможных социально-психологических и пси хологических проблем среди широких слоев населения.

- Выявление среди населения групп риска (зависимость от ПАВ, созависимость, инва лидность и т.д.).

-Создание благоприятного эмоционально-психо логического климата как среди сотрудников учреждения МСЗ, так и среди группы людей, находящихся на соци ально-психологической реабилитации в нем

Психоло гическая диагностика

Процесс выявления, измерения и оценки индивидуально-психологических и индивидуально-пси хофизиологических особенностей личности с помо щью специали зированных , научно-обоснованных методов, приемов , технологий

- Выявление причин возникновения про блем в жизнедеятель ности индивида.

- Определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задейство ваны в ходе коррекционной работы.

- Выявление индиви дуальных интересов , склонностей человека для обеспечения конструктивного само определения, самореа лизации и интеграции в общество

В осуществление данного направления необходимо руководствоваться только научно обоснованными, ап робированными методиками и технологиями. Использова ние психодиагностики психо логом возможно при наличии профессиональных знаний о ее методах и условий их правильного применения

Психоло гическая коррекция

Целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами, оказание специфической помощи, с целью обеспечения полно ценного развития и функционирования индивида

- в закрытой естественной группе (семья, сотрудники и т.д.)

- в открытой группе для клиен тов со сходными проблемами

- смешанная форма (индиви дуально-груп повая) - тематические психологические тренинги

- Восстановление целостности личности и баланса ее психодинамических сил.

- Исправление возник ших социальных, пси хологических проблем, возникших в процессе жизнедеятельности индивида.

- Модификация поведения индивида за счет обогащения и изменения среды и научения его новым, социально-приемле мым, конструктивным формам поведения

Адекватное использование возможностей тренинга предполагает наличие: лич ного опыта участия в группах и специальной подготовки ведущего (тренера)

Психоло гическое консультиро вание

Оказание конк ретной помощи, обратившемуся пси хически здоровому индивиду, в осоз нании им природы его затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,характером межличностных отношений

-Оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим способам психологи ческой помощи.

- Оказание профес сиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы.

- Оказание эмоцио нальной поддержки и внимания к пережива ниям клиента.

- Расширение сознания и повышение психологической ком петентности клиента.

- Достижение клиентом состояния психологического комфорта и сохранения психологического здоровья.

- Повышение стрес совой и кризисной устойчивости.

- Коррекция наруше ний адаптации и лич ностных дисгармоний.

-Мобилизация скрытых психологичес ких ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.

- Повышение личной ответственности клиента за ход их собственной жизни

Индивидуальная консультация и групповая

Начинающим консультантам необходимо иметь четкое определение процесса кон сультирования и профессии консультанта. В психологи ческом консультировании психолог может опираться на различные научные теории и методические подходы (гештальттералия, групповая терапия, бихевиоризм - социальное научение и др.) Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи. Консультанты рабо тают наиболее эффективно тогда, когда им удается развить у своих клиентов способность конструктивно помогать самому себе после окончания консультирования

Социально-психоло гическая реабили тация

Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе

- Гармонизация эмо ционального состояния клиента.

- Коррекция комму никативной сферы клиента.

- Восстановление положительного восприятия жизни, самого себя, семьи, общества.

- Расширение позитивного социального опыта клиента.

- Восстановление социальных навыков, обеспечивающих про дуктивное функциони рование в окружающей среде.

- Восстановление за щитных сил организма, укрепление активной личностной позиции.

- Формирование уверенности и моти вации к преодолению трудностей

Беседы. кон сультирование, клубы, тренинги, группы подде ржки, творческие мастерские и др.

Направления, способы и методы по осуществлению мероприятий социально-пси хологической реабилитации зависят как от конкретных категорий граждан (инвали ды, несовершеннолетие, пожилые, взрослые с семейными и супружескими проблемами и т.д.), так и от тематики социально-психологической проблемы • алкоголизм, наркомания, насилие, одиночество, потеря работы, супружеская дисгармония и др.).

Для инвалидов соци ально-психологическая реабилитация заключается в восстановлении (формирова нии) способности инвалида выполнять различные со циальные роли(семейные, профессиональные и др.) и иметь возможность быть реально включенным в раз личные сферы социальных отношений и жизнедеятель ности общества

Социально-психоло гический патронат

Целостная динами ческая, комплексная система адресной социально-психоло гической поддержки и помощи: семье, детям, отдельному гражданину, нахо дящихся в трудных и опасных для них самих и окружаю щих ситуациях. (Осуществляется в рамках деятель ности социально-психологической службы.)

- Определение характера стоящей про блемы и возможностей ее решения.

- Содействие в установлении контакта с клиентом.

- Подготовка необхо димой сопроводитель ной документации.

- Создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности, в резуль тате эффективного выполнения отдельным индивидом или семьей своих основных функций.

- Осуществление психологического сопровождения клиента в процессе патроната.

- Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистами. - Отслеживание результатов взаимодейс твия клиента с другими специалистами

Патронаж (индивидуальная деятельность специалиста, направленная на оказание конк ретной помощи и поддержки клиен ту, призванную мобилизовать и повысить его адаптационные возможности); групповая работа (Работа с группой детей, семьями, алкоголиками и т.д.)

Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает психолога перспективным видением проблем клиентов, нацели вает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации.

Практика всегда дифферен цирована и зависит от сущес тва проблемы, ее масштабов и места действия. Поддержка и помощь (научная база, технологические приемы и методы) выбираются исходя из имеющейся проблемы клиента и органически сочетаются с основными составляющими социаль ного патроната (контролем, социально-психологическим воздействием, социальной помощью и поддержкой).

Отношения специалиста с клиентом патроната строятся в основном на «субъект - объектной» основе и опираются на принципы гуманизма, уважение к личности и жизненному опыту клиента, учет его потенциальных возможностей и лучших качеств.

Совместная работа протекает в духе равноправного и четко структурированного сотруд ничества с акцентом на стимулирование и поддержа ние внутренних и внешних ресурсов клиента.

Мероприятия осуществляют ся по заранее определен ному плану (в порядке, обусловленном договорными отношениями)

Срочная пси хологическая помощь по телефону

Экстренная психологическая по мощи и поддержка разным группам населения в случае критических, кри зисных состояний, конфликтных ситуаций

- Психологическая поддержка клиента.

- Мобилизация интеллектуальных, духовных и физических сил клиента в целях снятия эмоциональной остроты, преодоле ния им кризисного состояния, смены характерного для этого состояния переживания одиночества чувством общности с другими людьми, повышение самооценки, восста новления контроля над травмирующей ситуацией

Специфичность телефонного консультирования заключа ется в создании атмосферы эмпатии и принятии або нента, в умении чувствовать его состояние, при этом консультанту необходимо сохранять высокую степень рефлективности, контроля как за состоянием абонента, так и за своим собственным. Консультант должен владеть техниками психологической защиты от тех негативных переживаний, с которыми к нему обращаются абоненты

1.1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПСИХОЛОГА.

Для эффективной работы практическому психологу требуется отдельный кабинет и помещение для групповых занятий или совмещенный кабинет размером 5 м г 6 м.

Совмещенный кабинет практического психолога должен быть рассчитан на 13-15 посадочных мест. В совмещенном кабинете со гласно предусмотренной работе оборудуются следующие зоны: для индивидуального консультирования, тренинговая, для психологи ческой разгрузки, хранения архива, обработки психодиагностичес ких данных, методической работы и т.п.

Стены кабинета окрашиваются в светлые тона. Исключен фио летовый цвет. Ограничиваются в использовании красный, оранже вый, желтый, а также блестящие краски и обои, которые возбужда ют центральную нервную систему.

По возможности кабинет комплектуется персональным ком пьютером, аудио-, видео-аппаратурой, формируется фонд психо диагностических методик, а также коррекционных и реабилитаци онных программ, допускается установка телефона, приобретаются закрывающиеся шкафы (сейф) для хранения психологической ин формации и документов конфиденциального характера.

В помещениях для психологической работы (не кабинете пси холога) могут быть размещены информационно-методические ма териалы: «советы дня» - рекомендации для клиентов (родителей, детей, супругов и т.п.), коллег (воспитателей, социальных педаго гов и специалистов по социальной работе); «почтовый ящик» пси холога (для вопросов психологу); сменные тематические стенды по актуальным вопросам возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологии; информация о проводимых психологи ческих мероприятиях (учебных семинарах, тренингах, коррекци онных занятиях и т.п.).

Общие принципы организации рабочего пространства в кабинете психолога:

• пространство должно быть визуально разделено по рабочим зонам;

• должна быть обеспечена безопасность клиента — физическая и психологическая;

• рабочее место должно соответствовать санитарно-гигиени ческим нормам: освещенности, чистоты воздуха, звукоизоля ции;

• никакой личной информации (фотографии родных и т.п.):

• клиенту может быть предложен стул или кресло (для релакса ционных программ глубокие мягкие кресла);

• наличие красок, цветных карандашей, бумаги, в т.ч. цветной пластилин.

• одежды психолога и макияж рекомендуется соизмерять с со циальным статусом и материальным положением клиентов. Не рекомендуется преобладание черного цвета в одежде.

Оснащение рабочего кабинета психолога содержит следующие блоки:

• документацию, планирующую его деятельность:

• документацию, отражающую итоги психодиагностических исследований и мероприятий по оказанию психологической помощи;

• программное, аппаратурное и инструментальное обеспечение коррекционно-реабилитационной работы;

• программное и инструментальное обеспечение релаксацион ных, тонизирующих, обучающих и других тренингов;

• компьютерные базы данных о методах психологической диа гностики, коррекции, реабилитации, профилактики и кон сультирования (в соответствии с особенностями работы дан ного учреждения);

• компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;

• библиотеку, картотеку, видео- и аудиотеку.

В кабинете детского психолога дополнительно должны быть:

• для игр: кубики, пирамиды и т.п.,

• большая мягкая игрушка, на которой ребенок может отреаги ровать свою агрессию.

В различных учреждениях социальной сферы профессиональная деятельность психолога предусматривает довольно ограниченный набор предоставляемых услуг и, соответственно, специфика используемых методов и форм работы сужается до конкретной направленности. Однако психологам, работающим в отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних, требуется привлекать в свою работу весь спектр профессиональных навыков. Это объясняется тем, что взаимодействие с получателями социальных услуг происходит постоянно в течении рабочей недели, а чаще всего неоднократно в течении рабочего дня. Это взаимодействие предусматривает не только целевое оказание социально-психологической услуги, согласно ранее разработанному плану, но и экстренное оказание психологической помощи.

В Государственном областном автономном учреждении социального обслуживания населения «Полярнинский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН») функционирует такое структурное подразделение как отделение социальной реабилитации несовершеннолетних, состоящие из двух групп: группа дневного пребывания детей-инвалидов, и группа круглосуточного пребывания несовершеннолетних. Группа дневного пребывания осуществляет оказание услуг семьям с детьми-инвалидами, детям-инвалидам, несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья. Группа круглосуточного пребывания предназначена для полустационарного социального обслуживания в условиях временного приюта несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации. Зачисление несовершеннолетних в отделение социальной реабилитации обусловлено наличием трудной жизненной ситуации и, в большинстве случаев, связано с нарушением социальной адаптации.

Работа психолога отделения социальной реабилитации несовершеннолетних регламентируются такими документами, как: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018), Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52888-2013, ГОСТ Р 52142-2013, ГОСТ Р 52143-2013, Профессиональный стандарт № 682н «Психолог в социальной сфере» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 г., Должностная инструкция № 22 психолога отделения социальной реабилитации несовершеннолетних ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» от 01.06.2016 г.

Группа дневного пребывания

Приоритетным направлением работы психолога в группе дневного пребывания детей-инвалидов является коррекционно-развивающая деятельность. Занятия психолога направлены на оптимальную реализацию психического и социального потенциала, мобилизацию внутренних ресурсов детей-инвалидов для полной (по возможности) или частичной интеграции в обществе. Социально-психологическая адаптация является совокупностью развития коммуникативных навыков, навыков эффективного поведения в социуме, стремления к познанию окружающего мира, а также принятию себя и своего заболевания.

Одним из важных аспектов деятельности психолога в группе дневного пребывания детей-инвалидов является работа с родителями и законными представителями несовершеннолетних. Для повышения реабилитационного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов, психологом ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» была разработана и апробирована технология «Созвездие», которая реализуется с января 2016 года (Приложение № 1).

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

Работа по технологии строится по трем направлениям: психотерапевтическое, социально-тренинговое, консультативное. И включает в себя 4 занятия в неделю по 20-25 минут. Родители принимают участие во всех трех направлениях, а дети задействованы только в психотерапевтическом. В каждом направлении используются свои методы и техники, через которые достигается положительный результат применения технологии в реабилитационном процессе (Приложение № 2).

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

Работа по технологии происходит беспрерывно, длительно и не нарушает общий процесс реабилитации. Благодаря данным мероприятиям достигается положительный эффект повышения потенциала семьи, раскрытие внутренних ресурсов для социализации и интеграции в обществе, в том числе для укрепления связи между образовательным учреждением и родителями (Приложение № 3).

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

В работе с детьми-инвалидами, для достижения поставленных целей и задач, психолог использует совокупность современных и эффективных психологических методов, средств и технологий; песочная и игровая терапия, арт-терапия и сказкотерапия, занятия в сенсорной комнате, нейропсихологическая коррекция, глинотерапия, дыхательная гимнастика. Также, психологом используются авторские методики Научно-производственный фирмы «Амалтея»:

  1. Методика диагностики и коррекции конструктивной деятельности авт. Вялых О.А., Студия«ВиЭль», СПБ, 2015, НПФ «Амалтея».

Целевая аудитория: дети-инвалиды от 5 лет.

Цель: развитие конструктивной и целенаправленной деятельности.

По результатам итоговой диагностики отмечается улучшение в развитии невербальных форм

мышления у 60 % детей (9 человек из 15), повышение усвоения пространственных взаимоотношений отмечено у 26% детей (4 человека из 15), последовательное формирование

недостающих элементов конструктивной деятельности отмечается у 33% детей (5 человек из 15).

  1. Методика развития и коррекции пространственного мышления «Игры с тенями» авт.Вялых О.А., Студия «ВиЭль», СПБ, 2015, НПФ «Амалтея».

Целевая аудитория: дети-инвалиды от 3 лет.

Цель: развитие и коррекция пространственного мышления.

По результатам итоговой диагностики отмечается улучшение в усвоении сложных пространственных сенсорных эталонов, развитие пространственного мышления и психомоторики,

формирование регулятивного компонента интеллектуальной деятельности и способности к сложному анализу у 60 % детей (9 человек из 15).

Комплекс перечисленных методов и технологий помогает в развитии интеллектуально-познавательной, речевой, коммуникативной и личностной сферы ребенка, стабилизирует эмоциональное состояние и осуществляет коррекцию нежелательного поведения.

Группа круглосуточного пребывания

Как правило, зачисление ребенка в группу круглосуточного пребывания обусловлено трудной жизненной ситуацией, ситуацией социально-опасного положения и в большинстве случаев сопряжено с нарушениями социализации. Зачастую, в процессе психодиагностики выявляются различные нарушения эмоционально-личностной и поведенческой сферы, высокий уровень тревожности, наличие страхов, агрессивность, низкий уровень развития коммуникативных и бытовых навыков, низкая мотивация к учебе и труду, сниженный уровень самооценки. В большинстве случаев наблюдается подрыв детско-родительских отношений.

Для стабилизация социально-психологического статуса несовершеннолетнего, работа психолога в группе круглосуточного пребывания строится из нескольких приоритетных направлений: психодиагностическое, психокоррекционное, психопрофилактическое и консультативное.

Направления деятельности психолога

Исследование характера, темперамента, акцентуаций личности, психического развития;

Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития,

Выявление риска склонности к суицидальному поведению, употреблению ПАВ, воровству,

Выявление наличия девиаций поведения.

Стабилизация психоэмоционального состояния,

Коррекция коммуникативной, познавательной сферы,

Расширение позитивного опыта общения,

Укрепление личностной позиции,

Формирование уверенности, повышение самооценки,

Коррекция социальных и психологических отклонений,

Обучение несовершеннолетних новым, социально-приемлемым способам выражения отрицательных эмоций,

Обучение конструктивным формам поведения,

Выявление несовершеннолетних, склонных к различным формам суицидального поведения,

Выявление несовершеннолетних, оказавшихся в системе «буллинга»,

Оказание выявленным группам экстренной психологической помощи,

Для достижения поставленных целей в каждом из направлений психологом применяются эффективные методы и техники, которые повышают результативность общей социально-реабилитационной работы. Помимо этих методов, для психокорреционного и психопрофилактического направления психологом ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» были разработаны технологии, которые уже показали эффективность их применения.

В группе круглосуточного пребывания в рамках психопрофилактической работы психолог проводит тренинги, лекции и беседы не только с несовершеннолетними, но и с их родителями, законными представителями.

Для индивидуальной работы используется авторская программа «Сталкер» комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста, ВиЭль, СПБ 2016г.

Для групповой работы психологом ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» в рамках профилактики наркозависимости среди несовершеннолетних разработан проект «Поколение Z – мы выбираем жить!» (Приложение № 4).

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

Основная коррекционная деятельность осуществляется в блоке «Реализация». Практическая работа в этом блоке строится на трех последовательных этапах и позволяет затронуть большую часть аспектов подростковой среды (Приложение № 5, Приложение № 6).

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

Социально-психологическое сопровождение подразумевает под собой тесное сотрудничество не только с ребенком, но и с его законными представителями. Продуктивное сотрудничество является совокупностью таких форм работы, как: психологическое просвещение, консультирование, выдача письменных и устных рекомендаций, тренинги по восстановлению детско-родительских отношений, эмоциональная поддержка.

Для решения поставленных задач социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего, психологу необходимо постоянное взаимодействие с родителями. Однако не всегда родители готовы идти навстречу своему ребенку, в силу личностных особенностей характера, по причине сильной занятости на работе, или же недобросовестности выполнения своих родительских обязанностей. Случается, что при зачислении «сложного» ребенка-девианта в группу круглосуточного проживания, родители перекладывают обязанности по воспитанию ребенка на сотрудников учреждения. Именно поэтому важно сформировать у родителей мотивацию к совместной работе.

Технология психолога «Навстречу друг другу» была разработана в рамках профилактики социального сиротства и безнадзорности, апробирована и внедрена в работу. Целью технологии является профилактика социального сиротства, посредством коррекции детско-родительских отношений. Ведущими задачами выступают: повышение сензитивности родителей к их детям, выработка у родителей адекватного представления о возможностях и потребностях ребенка, психологическое просвещение родителей и их детей, реорганизация арсенала средств общения у родителей и их детей, обучение детей и родителей приемлемым способам выражать негативные эмоций, формирование у детей и родителей мотивации на преобразование взаимоотношений.

Осуществляя коррекционную деятельность, мы минимизируем вероятность рецидива внутрисемейного конфликта, тем самым предупреждая возможность возникновения условий для распада семьи.

Таким образом, профессиональная деятельность психолога подразумевает под собой целый ряд обязанностей, техник, методов и форм работы, направленных на оказание социально-психологической помощи в рамках общего реабилитационного процесса. Благодаря индивидуальному подходу, а также широкому спектру программ и технологий в большинстве случаев наблюдается положительная динамика по стабилизации и нормализации социально-психологического статуса несовершеннолетнего.

Читайте также: