Входит ли в рабочее время педагогических работников научная творческая и исследовательская работа

Опубликовано: 03.10.2024

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных в зависимости от сферы ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Работа учителей – непростой труд, имеющий свою специфику. Регулируется он отдельной главой Трудового кодекса РФ и целым рядом законов и подзаконных актов. Рабочему времени педагогов эти документы уделяют особенно много внимания: это связано с тем, что в отличие от остальных работников, у учителей в этом вопросе есть свои нюансы.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Прежде всего следует отметить, что преподавателям установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ, п. 1 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Это значит, что для учителя именно нормой будет отработка не больше 36 часов за полную рабочую неделю. Уменьшения оплаты труда при этом не происходит.

На самом деле некоторые педагогические должности предполагают еще меньшую продолжительность рабочего времени. Это установлено Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Это основной документ, определяющий, сколько должен работать преподаватель.

Структура рабочего времени учителей

Следующий момент, касающийся рабочего времени учителей, – это его неоднородность. Законодательно учтено, что в течение рабочего дня часть времени будет отдано учебной (преподавательской) нагрузке, а часть – чему-то еще. Примерный перечень видов такой деятельности для педагогов есть в ч. 6 ст. 47 № 273-ФЗ, он открытый, т. е. кроме перечисленного, в конкретном образовательном учреждении по определенной должности может быть предусмотрен еще какой-то функционал для педагога. Или может не быть чего-то, что есть в этом перечне – это опционная деятельность учителя, она устанавливается трудовым договором и должностной инструкцией, но основной деятельностью, конечно, является непосредственно преподавательская или учебная.

Сейчас в законодательных актах чаще встречается словосочетание «преподавательская деятельность» (нагрузка). Однако наряду с ним употребляется и прежний термин «учебная нагрузка» (деятельность). Он же используется в ТК РФ.

Понятие учебной нагрузки важно еще и потому, что именно по ней устанавливается ставка заработной платы. Поэтому закон обязывает прописывать в трудовом договоре каждого преподавателя не только общее рабочее время, но и нормы часов педагогической работы, которые будут привязаны к окладу. Кстати, изменять просто так, по собственному желанию, величину учебной нагрузки работодатель не может: все вопросы, связанные с изменением и верхним пределом преподавательской деятельности решает только Минобрнауки России (ч. 2 ст. 333 ТК РФ).

Таким образом, говоря о рабочем времени и трудовых обязанностях учителей, следует выделить несколько ключевых моментов.

Во-первых, само рабочее время, которое у педагогических работников имеет сокращенную продолжительность: не более 36 часов в неделю, а часто меньше. Точную продолжительность можно узнать в Приказе № 1601.

Во-вторых, важным понятием является преподавательская (учебная) нагрузка, которая включается в рабочее время наряду с другими видами работы, но играет определяющую роль.

И, в-третьих, понятие нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. Этот термин подразумевает, что главным при определении размера оплаты труда преподавателя является не норма рабочего времени, как в большинстве случаев, а норма учебной нагрузки.

Учебную нагрузку для преподавателей устанавливает все тот же Приказ № 1601. Для различных преподавательских должностей норма учебной нагрузки может составлять 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю. А преподавателям образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального и среднего профессионального образования, норма установлена в 720 часов в год.

Из приведенного примера видно, что предусмотренная учебная нагрузка меньше общего установленного рабочего времени. Это связано с тем, что преподавателю нужно выполнять еще и другие обязанности, о которых написано выше. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в течение рабочей недели или учебного года устанавливается в локальном нормативном акте образовательной организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

В каких часах считать

Следует отметить еще такой факт. Редко когда разговор об учебном процессе обходится без уточнения, в академических или астрономических часах определяется объем нагрузки. В Приказе № 1601 сказано, что для официальных подсчетов учебную нагрузку устанавливают в астрономических часах, причем в нее входят и сами уроки, и короткие перерывы между ними.

Перерывы

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательной организации с учетом утвержденных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 2.2 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

В отношении обеденных перерывов для преподавателей существует специальная норма. Как сказано в п. 1.5 Приказа № 536, для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи вместе с учениками, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Работа сверх нормы и меньше нормы

В Приказе № 1601 оговариваются случаи работы сверх установленной нормы учебной нагрузки. Такая работа допускается только с согласия педагогов и оплачивается исходя из размера ставки заработной платы пропорционально фактически выполненному объему работы. Однако следует помнить, что по этому правилу перевыполнение нормы по учебной нагрузке оплачивается только в рамках рабочего времени. В случае если переработки преподавателя выйдут за установленную норму рабочего времени, они будут оплачиваться уже по общему правилу ст. 152 ТК РФ как сверхурочная работа.

Таким образом, нормы учебной нагрузки в реальности могут быть выше – такой вариант предусмотрен Приказом № 1601. Но в некоторых случаях они могут быть и ниже. Как указано в Рекомендациях об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (приложение к Письму Минобрнауки России № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки России № 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году»), объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Следует помнить, что объем преподавательской нагрузки на следующий учебный год должен быть определен до окончания текущего учебного года и ухода работников в отпуск. У учителей, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы, как правило, сохраняются ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. В течение учебного года выполнение преподавательской работы регулируется расписанием занятий.

Итак, если в отношении рабочего времени педагогов законодатель установил только максимальную норму, то учебная нагрузка расписана и нормирована довольно подробно. А вот про остальной функционал учителей в законодательстве ничего толком не сказано, кроме того, что помимо непосредственно преподавательских обязанностей у них могут быть и другие.

Ни по видам, ни по количеству часов иная работа педагогов не регламентирована. Представляется, что она может регулироваться графиками и планами работы, в том числе личными планами учителей, – в рамках рабочего времени.

При этом часть неучебной работы преподавателей может быть оплачена отдельно: выполнение некоторых дополнительно возложенных на педагогов обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, сопровождается дополнительной оплатой труда (п. 2.3 Приказа № 536). В общеобразовательных школах к таким оплачиваемым обязанностям относятся классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.

Рабочие каникулы

Еще одна особенность рабочего времени учителей связана с упоминавшимся выше понятием учебного года. Для образовательного процесса это определяющий фактор: в соответствии с ним составляются все методики, учебные планы, нагрузки и т. д. В нашей стране новый учебный год традиционно начинается 1 сентября, отделяют один учебный год от другого длинные летние каникулы. Кроме того, в течение самого учебного года в зависимости от типа и режима образовательного учреждения предусмотрены периоды, когда учебная работа не ведется (четвертные каникулы в школах, периоды сессий в вузах и т. д.).

Следует помнить, что все каникулярные периоды, если они не совпадают с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками учителей, являются для них рабочим временем (п. 4.1 Приказа № 536).

В каникулярное время, когда учебной нагрузки у преподавателей нет, они могут заниматься педагогической, методической, организационной работой, связанной с реализацией образовательной программы, то есть выполнять те самые дополнительные обязанности. При этом их выполнение в каникулы должно происходить в пределах нормируемой части рабочего времени – установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы). Режим рабочего времени сотрудников образовательного учреждения в каникулярный период регулируется локальными актами и графиками работ с указанием их характера (Пример 3).

Резюме

Рабочее время педагогов включает в себя преподавательскую нагрузку и иную связанную с обучением работу. Перевыполнение учебной нагрузки в рамках рабочего времени оплачивается пропорционально переработке, исходя из размера ставки. Переработки за пределами нормы рабочего времени – по правилу ст. 152 ТК РФ.

б) нет, так как перечисленная работа носит не обязательный, инициативный характер и не входит должностные обязанности педагогического работника.

74. Какими нормативными актами определяется режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность?

а) локальными актами учреждения;

б) Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

в) коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

75. Согласно статьи 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники несут ответственность за:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами;

б) неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, при прохождении ими аттестации;

в) неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.


76. С какой целью проводится аттестация педагогических работников?

а) с целью самообразования;

б) в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям;

в) в целях установления квалификационной категории педагогических работников.

77. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются:

78. На что направлено дошкольное образование?

а) на формирование общей культуры, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
б) на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

в) на присмотр и уход за ребенком.

79. Образовательные программы дошкольного образования направлены на:

а) разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

б) достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;

в) разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

80. С какого возраста может начинаться получение дошкольного образования в образовательных организациях:

а) по достижении детьми возраста двух месяцев;

б) с трех летнего возраста;

в) по желанию родителей (законных представителей).

81. В конституции Российской Федерации образованию посвящена статья:

82. Конституцией Российской федерации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируется общедоступность и бесплатность образования:

б) Основного общего.

в) Среднего профессионального.

г) Общего среднего.

83. Согласно конституции РФ обязательным образованием является:

б) Основное общее.

в) Среднее профессиональное.

г) Общее среднее.

84. Принципы обучения – это

а) приемы работы по организации процесса обучения;

б) тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий;

в) базовые идеи теории обучения;

г) средства народной педагогики и современного педагогического процесса.

85. Педагогическая технология – это:

а) набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями;

б) инструментарий достижения цели обучения;

в) совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки;

г) устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

86. Контроль результатов обучения – это:

а) проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций;

б) ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения;

в) система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме;

г) механизм проверки только знаний учащихся.

87. Социализация личности – это:

а) адаптивность, активность;

в) освоение нравственных ценностей социума;

г) все вышеперечисленное.

88. Современное традиционное обучение, как технология, опирается на

а) педагогику требований;

б) педагогику сотрудничества;

в) православную педагогику;

г) школу творчества И.П. Волкова.

89. Согласно Л.С. Выготскому, ведущая роль в развитии психики школьника принадлежит

90. С точки зрения психологии процесс воспитания – это:

а) процесс развития интеллектуальной сферы ребенка;

б) составная часть процесса обучения;

в) ведущая профессиональная функция педагогов;

г) процесс развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.

91. Принцип организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой называется принципом

92. К внутренним критериям сформированности навыка относят

а) повышение скорости выполнения задания;

б) повышение самостоятельности при выполнении задания;

в) снижение числа ошибок при выполнении задания;

г) отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания.

93. К методам проведения социальных исследований относятся:

Педагогический работник, согласно закону «Об образовании», — лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Чтобы иметь право работать педагогом, необходимо получить среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Стандарты в настоящее время утверждены для большинства школьных должностей. До запланированного перехода на новые профессиональные стандарты можно пользоваться приказом Минздравсоцразвития России от 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Должности в новых профессиональных стандартах:

Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Решатель юридических проблем: скорая правовая помощь на все случаи жизни. 7-е издание

Академические права и свободы педагога

Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).

Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.

Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).

Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).

Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.

Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.

Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.

Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.

Право на участие в управлении образовательной организацией.

Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.

Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).

Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).

Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).

Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Трудовые права и социальные гарантии педагога

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Право на дополнительное профобразование не реже чем один раз в три года.

Право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.

Право на длительный отпуск сроком до одного года.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Право на предоставление вне очереди жилых помещений.

Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Обязанности педагога

Обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой.

Соблюдать устав образовательной организации и правила внутреннего трудового распорядка.

Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений.

Развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности.

Применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания.

Систематически повышать свой профессиональный уровень.

Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры.

Проходить обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ.

Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Распределение времени педагога

Деятельность педагога включает работу: учебную и воспитательную, индивидуальную, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, по ведению мониторинга и иную, предусмотренную должностными обязанностями. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели устанавливается локальными нормативными актами школы. Нормируемая часть работы преподавателей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе большую перемену для учеников первого класса.

Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных учреждениях в соответствии процедурой, установленной уставом. В подавляющем большинстве случаев расписание занятий утверждает директор. К другой части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности.

Самостоятельно регулируются:

Подготовка к организации и работе по обучению и воспитанию.

Участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ).

Изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников.

Другие способы регулирования времени педагога:

Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.

Правила внутреннего трудового распорядка. Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или в бумажной форме, а также организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) учеников.

Планы и графики, утверждаемые локальными нормативными актами в порядке, установленном трудовым законодательством. Выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических и методических советах и проведением родительских собраний.

Графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами, коллективным договором. Выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ (включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности). В локальном нормативном акте, коллективном договоре указываются порядок и условия выполнения.

Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Сборник нормативно-правовых материалов. Сборник. Изд.2

Каникулярное время также используется для дополнительного профессионального образования. Режим педагогов, принятых в образовательную организацию в период летних каникул, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов в неделю, установленной за ставку заработной платы. Периоды отмены и приостановки занятий для учеников в отдельных классах или во всей школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считаются рабочим временем, при этом педагоги привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для времени каникул.

Законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав педагогических работников

Постановление Правительства России от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 г. № 644 «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года».

Постановление Правительства России от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“».

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Как уже отмечалось в предыдущем материале «Правовой статус педагогических работников образовательных учреждений в РФ», академическая свобода является важным условием эффективного развития системы образования.

Академические права и обязанности педагогических работников в РФ урегулированы частью 3 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Академические права и свободы педагогических работников не могут быть безграничными:

они должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, а также требований законодательства РФ, норм профессиональной этики педагогических работников;

такие нормы могут быть закреплены в локальных нормативных актах образовательных учреждений.

В соответствии с частью 3 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Кратко рассмотрим особенности каждого из этих академических прав и свобод, которыми пользуются педагогические работники.

Право 1: Свобода педагогического работника в преподавании, свободном выражении своего мнения, свобода педагогического работника от вмешательства в его профессиональную деятельность

В данном случае речь идет о возможности педагогического работника:

самостоятельно, без вмешательства со стороны администрации образовательного учреждения осуществлять планирование занятий с обучающимися и проводить занятия таким образом, каким педагогический работник считает наилучшим с учетом особенностей контингента обучающихся, уровня их подготовленности и способностей;

вместе с тем, педагогический работник ограничен образовательной программой, и в выражении своего мнения – законодательством РФ;

в целях обеспечения свободы от вмешательства в профессиональную деятельность в образовательных учреждениях может запрещаться присутствие на уроках или других занятиях педагога без разрешения администрации образовательной организации, входить в группу во время проведения занятий.

Согласно Рекомендации ЮНЕСКО (специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки культуры) от 5 октября 1966 г. «О положении учителей», направленной в адрес правительств государств-участников ООН, контроль за работой педагогических работников следует организовать таким образом, чтобы при этом не ограничивать их академические свободы и инициативу.

Право 2: Свобода педагогического работника в выборе и использовании педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания

Право педагогического работника на выбор форм, средств, методов педагогической работы тесным образом связано с первым правом:

  • и обеспечивает реализацию возможностей педагогических работников максимально эффективно организовать образовательный процесс с учетом поставленных задач и достижения результатов обучения и воспитания.

Это право корреспондирует с Рекомендацией ЮНЕСКО, где подчеркивается, что поскольку педагогические работники обладают компетенцией в оценке учебных пособий и методов обучения, наиболее подходящих для своих учащихся, то именно они должны играть главную роль:

при выборе и приспособлении учебных материалов,

отборе учебников и методов преподавания в рамках утвержденных программ.

Педагогические работники должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными, в том числе и для оценки успеваемости обучающихся.

Право 3: Право педагогического работника на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Данное право педагогического работника ограничивается:

  • пределами реализуемой образовательной программы.

Вместе с тем, оно может быть в более полном объеме реализовано на этапе разработки данной программы:

в частности, педагогический работник может принять в подготовке проекта непосредственное участие;

кроме того, возможна разработка и публикация педагогическим работником учебных, учебно-методических материалов.

При реализации данного права педагогического работника должны учитываться положения статьи 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Право 4: Право педагогического работника на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании

Данное право педагогического работника ограничивается реализуемой образовательной программой:

в случае, если образовательное учреждение реализует программы общего образования, существуют жесткие ограничения, установленные частью 4 статьи 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ;

организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, выбирают:

учебники только из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию,

а учебные пособия - исключительно выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию.

Таким образом, право педагогического работника на выбор учебников и учебных пособий опосредовано: педагогический работник может выбирать только из списка, утвержденного образовательным учреждением.

Право 5: Право педагогического работника на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ

Поскольку ограничения и оговорки в отношении академических прав (свобод) педагогического работника в первую очередь связаны с реализуемой образовательной программой:

данное право является ключевым правом педагогических работников;

оно реализуется в порядке, принятом в конкретных образовательных учреждениях организациях, как правило, путем участия в работе коллегиальных органов управления, в полномочия которых входит обсуждение, выработка рекомендаций по любым составляющим частям образовательной программы, или утверждение соответствующих документов.

Право 6: Право педагогического работника на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций

Современное образование основано на научных достижениях и немыслимо без осуществления научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, экспериментальной деятельности, внедрения и использования педагогическим работником результатов такой деятельности в учебном и воспитательном процессе.

Право 7: Право педагогического работника на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами,

  • а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательного учреждения, к информационно телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.

Данное право обеспечивает доступность информации, необходимой педагогическим работникам для профессиональной деятельности и развития и служит целям обеспечения благоприятных условий осуществления педагогами образовательной деятельности. Однако его реализация зависит от порядка, принятого на локальном уровне в образовательном учреждении.

Право 8: Право педагогического работника на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательного учреждения,

в порядке, установленном законодательством РФ или локальными нормативными актами.

Данное право педагогических работников прописано в Законе об образовании, однако реализуется оно при условии закрепления порядка его реализации нормативным правовым актом либо локальным нормативным актом.

Оно также служит целям обеспечения благоприятных условий осуществления педагогическими работниками образовательной деятельности.

Право 9: Право педагогического работника на участие в управлении образовательным учреждением,

в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этого учреждения.

Указанное право педагогического работника существенным образом зависит в своем содержании от устава образовательного учреждения, который и должен определять порядок формирования и компетенцию коллегиальных органов управления

Право 10: Право педагогического работника на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательного учреждения,

в том числе через органы управления и общественные организации.

Порядок реализации данного права зависит от сложившихся практик в образовательном учреждении.

Право 11: Право педагогических работников на объединение в общественные профессиональные организации

в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Реализация данного права урегулирована гражданским законодательством.

Право 12: Право педагогического работника на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Указанное право обеспечивает возможность досудебной защиты прав педагогического работника.

Право 13: Право педагогического работника на защиту профессиональной чести и достоинства,

на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Указанное право направлено на защиту прав и интересов педагогического работника.

Читайте также: