Является ли повышение размера оплаты труда мерой профилактики формирования коррупционного поведения

Опубликовано: 16.05.2024

3. Организационно-управленческих причин коррупционной преступности.

2. Какой вид коррупции является «общественно приемлемой», принимаемой «по умолчанию» большинства членов российского общества:

2. Низовой (верно).

3. Укажите верное утверждение:

1. Большой процент коррупционеров из числа сотрудников ОВД ранее привлекались к дисциплинарной ответственности, часть из них - неоднократно (верно);

2. Между дисциплинарными проступками и коррупционным поведением сотрудников ОВД нет прямой зависимости.

4. Какой процент осужденных коррупционеров (согласно приведенному в тексте опросу) полагает, что понес справедливое наказание:

5. Обладают ли коррупционеры определенным набором личностных черт, отличающих их от законопослушных граждан:

2. Да, но только в отдельных случаях;

6. Отличается ли правовой статус полицейского-коррупционера от статуса других правонарушителей:

2. Да, но только в отдельных случаях;

7. Моральное покровительство руководителя ОВД своим родственниками близким людям, при котором выдвижение и назначение на должности в органах внутренних дел производятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю - это:

2. Непотизм (кумовство) (верно);

8. Согласно «Кодексу профессиональной этики сотрудников ОВД» нравственные обязательства сотрудника ОВД не позволяют ему заниматься:

1. Предпринимательской деятельностью (верно);

2. Педагогической деятельностью;

3. Благотворительной деятельностью;

9. Является ли повышение размера оплаты труда сотрудников мерой профилактики формирования у них коррупционного поведения:

10. Умышленное использование своих должностных полномочий и преимуществ вопреки интересам служебного долга, исходя из корыстной личной заинтересованности — это:

3. Злоупотребление властью (верно).

1. В каком нормативно-правовом акте закреплен стандарт антикоррупционного поведения сотрудника ОВД:

1. Конституция Российской Федерации

2. Закон Российской Федерации «О полиции»

3. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (верно)

4. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации

2. К основным факторам, оказывающим влияние на состояние коррумпированности сотрудников органов внутренних дел, не относятся:

2. Религиозные (верно)

3. Коррупционно опасным поведением считается:

1. Такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение (верно)

2. Такое действие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение




3. Такое действие сотрудника, которое создаёт условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение

4. Сотрудник может принимать или вручать подарки, если:

1. Это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто (верно)

2. Вручение ценного подарка сопровождается товарным чеком

3. Стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает размера его денежного оклада

5. Не относится к типу коррупционных правонарушений сотрудниками органов внутренних дел:

1. Протежирование незаконной деятельности

4. Занятие преподавательской деятельностью (верно)

6. Не относится к задачам по противодействию коррупции:

1. Защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (верно)

2. Формирование антикоррупционного общественного сознания

3. Обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях прямо предусмотренных нормативными правовыми актами

4. Предупреждение коррупционных правонарушений

7. Причинные факторы проявления коррупции в органах внутренних дел подразделяются:

1. Связанные с внешней средой и являющиеся следствием личного, внутреннего порядка (верно)

2. Связанные с внешней средой и являющиеся следствием общественного порядка

3. Связанные с профессиональной деятельностью средой и являющиеся следствием личного, внутреннего порядка

8. Причины коррумпированного поведения должностных лиц правоохранительных органов следует искать:

1. В объективных и в профессиональных детерминантах

2. В объективных и в личностных, субъективных детерминантах (верно)

3. В объективных и в моральных детерминантах

9. Коррупционно опасной является ситуация:

1. Любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации (верно)

2. Получение взятки

3. Получение взятки за действия, осуществляемые в связи с исполнением должностных полномочий

10. Не относится к профилактике коррупционно опасного поведения руководителя:

1. Глубокое и всестороннее изучение морально-психологических и деловых качеств кандидатов для назначения на должности руководящего состава, учёте соблюдения ими профессионально-этических правил и норм по прежнему месту службы

2. Проверка семейного положения кандидатов и поведения в быту (верно)

3. Изучение с руководителями всех уровней нравственных основ службы в органах внутренних дел, профессионально-этических правил и норм, выработке у них навыков антикоррупционного поведения

4. Воспитание у руководителей личной ответственности за состояние служебной дисциплины, законности и антикоррупционной защиты подчинённого личного состава

Аннотация:
Предметом данного исследования являются меры антикоррупционной профилактики, направленные на выявление и устранение причин и условий коррупционного поведения. Автором обосновывается необходимость разработки профилактических мероприятий в сфере противодействия коррупции, анализируется виды и группы профилактики и раскрывается ряд проблемных аспектов профилактической деятельности.


Проблема коррупции актуальна для многих стран мира от развивающихся до самых благополучных. Масштабы и уровень коррупционных отношений в конкретной стране зависят от различных факторов: культуры, истории, экономической и политической системы государства. Россия не является исключением, исторически, экономически и политически породившая коррупционные схемы от простого взяточничества до сложных схем личного обогащения.

Коррупция, порождая несправедливость и неравномерность в распределении общественных благ и издержек, является симптомом того, что государственный механизм не способен эффективно распределять общественные блага, и является порождением коррупционных практик в различных сферах жизнедеятельности. «В настоящее время необходимо совершенствовать административно-правовой режим минимизации коррупционных рисков в профессиональной деятельности государственных служащих» [2, С. 6].

Что следует понимать под коррупцией? В широком смысле коррупция — явление, которое затрагивает все сферы жизнедеятельности без исключения: сферу власти и управления, правоохранительную сферу, сферы здравоохранения и образования. В узком смысле коррупция - это злоупотребление публичным положением ради извлечения личной выгоды для себя или третьих лиц. Действия (бездействия) публичных лиц, связанные с ис¬пользованием полномочий, принятием решений, совершением действий ради получения выгоды вопреки законным интересам граждан, организаций, общества и государства, можно рассматривать либо как условие для возникновения коррупционных практик, либо как коррупционное поведение.

Принятие антикоррупционного законодательства в России — это начало реформ, в основе которых лежат коренные структурные преобразования, должные подорвать стимулы к коррупции. В настоящее время противодействие коррупции согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» [5, п. 2 ст. 1] рассматривается как деятельность, осуществляемая по трем направлениям: а) предупреждение коррупции (профилактика коррупции) - это выявление и последующее устранение причин коррупции; б) борьба с коррупцией - это выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений; в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Термин «противодействие коррупции» точно определяет необходимость применения в сфере публичного управления не только механизма реагирования на лиц, совершивших коррупционные правонарушения, но и ориентирует на создание механизма выявления и устранения причин и условий, способствующих возникновению и развитию коррупционных рисков в сфере публичного управления. При этом согласно ст. 3 данного закона одним из принципов противодействия коррупции является принцип приоритетного применения мер по профилактике.

В криминологической литературе встречается несколько точек зрения по вопросу о видах профилактики. Наиболее распространенным мнением является классификация профилактической деятельности на три вида: общая профилактика, специальная и индивидуальная. Применительно к антикоррупционной деятельности в сфере публичного управления выделим два вида профилактики: общую антикоррупционную профилактику и специальную.

Общая антикоррупционная профилактика - это комплекс неспецифических мер, непосредственно не направленных на причины и условия коррупции, но косвенно влияющих на пресечение коррупционного поведения. Например, меры, связанные с организацией предоставления государственных и муниципальных услуг, не являются собственно специальными антикоррупционными мерами, а рассматриваются как часть деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой по запросам заявителей. Однако некачественное оказание услуг может стать условием для возникновения коррупционной практики как на уровне разработки и утверждения административных регламентов, так и на уровне практики оказания публичных услуг. Поэтому меры по повышению качества оказания услуг можно рассматривать как общую профилактическую деятельность по формированию взаимодействия власти и граждан без коррупции.

Специальная профилактика — это комплекс мер, непосредственно ориентированных на причины и условия коррупции, и осуществляемых специализированными субъектами (например, подразделениями кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений; комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов).

В данном контексте интерес представляют механизмы, связанные со специальными профилактическими мерами, осуществляемыми в сфере публичного управления. Такие меры условно можно подразделить на следующие группы: кадровые; специально-предупредительные; материально-технические: правовые.

Кадровая профилактика заключается в создании условий, направленных на реализацию мер, связанных с тщательным отбором кадров, их моральной мотивации и материального стимулирования. В частности, к кадровым антикоррупционным профилактическим мероприятиям следует отнести: - совершенствование системы приема на публичную службу с учетом разработанных критериев и процедур отбора наиболее лучших; - установление стандартов и критериев поведения служащих на основе кодексов этики и предупреждения возникновения конфликта интересов; - проведение антикоррупционного обучения, консультирования, информирования в системе публичного управления и др.

Анализируя, например, систему отбора граждан на публичную службу, то следует отметить, что такие демократические принципы кадровой политики как равный доступ граждан на службу и конкурсный отбор кадров в сфере публичного управления известны достаточно давно, еще до времен борьбы с коррупцией. Данные принципы гарантируются и провозглашаются Конституцией Российской Федерацией и федеральными законами. Профилактический потенциал данных требований связан с тем, чтобы исключить прием на службу недостойных лиц и обеспечить отбор лучших кадров по профессиональным знаниям, деловым и морально-нравственным качествам. Тем не менее, на практике данные положения о конкурсе зачастую оставались и остаются декларативными, так как не обеспечиваются в реальности такими специальными антикоррупционными мерами как открытость и прозрачность процедуры отбора кадров; наличие объективных критериев отбора кадров путем компьютерного тестирования или иными подобными процедурами. «При таком положении дел не исключено наличие при¬знаков протекционизма и покровительства» [3, С.7]. Для устранения причин и условий возникновения коррупционных рисков в системе отбора на публичную службу необходимо анализировать риски для возникновения коррупционной практики и устанавливать объективные критерии оценки приема на службу.

К специально-предупредительным мерам следует отнести возложение на служащего запретов и ограничений, обязанностей и требований с целью предупреждения совершения коррупционных правонарушений. Необходимость таких антикоррупционных ограничений связана с тем, что эффективность исполнения любым служащим своих обязанностей, соблюдения требований и запретов влияет в целом на эффективность всего публичного управления. Например, такая специально-предупредительная мера как обязанность представлять служащими, их супругами и несовершеннолетними детьми сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о расходах, является условием, препятствующим для незаконного обогащения. С этой целью кадровыми службами создается база данных об имущественном положении служащих, которая станет вспомогательным инструментом для отслеживания источников доходов служащих.

Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающие государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает основы осуществления контроля за соответствием расходов отдельных категорий служащих, расходов супругов и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за последние три года, предшествующие совершению сделки; определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений о законности его получения. [6, ст. 1]. Профилактический потенциал таких имущественных ограничений для служащих связан: 1) с формированием нового типа чиновника, ответственного за свое имущественное положение; 2) с созданием процедуры отслеживания изменений имущественного положения чиновника; 3) с предотвращением конфликта интересов в сфере публичного управления.

Материально-технические мероприятия в сфере противодействия коррупции связаны с развитием электронных услуг для обеспечения взаимодействия между властными органами и гражданами, а также с созданием подразделов официальных сайтов органов публичного управления. Материально-технические мероприятия ориентированы на выполнение следующих профилактических задач: - обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных и муниципальных органов; - гарантирование доступности информации для граждан, не являющейся конфиденциальной; - повышение дисциплинированности и личной ответственности соответствующих публичных служащих.

Правовая профилактика коррупции связана с определением и разработкой многообразных методов и механизмов, устраняющих причины и условия для коррупционного поведения. Элементом правовой профилактики, в частности является проведение антикоррупционной экспертизы законотворчества. Такие меры позволяют четко регламентировать правовой статус чиновника всех уровней, разрабатывать и внедрять административные регламенты работы в сфере публичного управления.

Безусловно рассмотреть все профилактические мероприятия не представляется возможным в силу значительной содержательности и сложности механизмов противодействия коррупции. С одной стороны, профилактические мероприятия «. отличаются от наказания условиями их применения и только отчасти содержанием» [4, С. 193], но с другой стороны система профилактики требует более значительных затрат времени и ресурсов. Поэтому быстрая результативность и показательная профилактическая деятельность любыми способами не должна становиться основой антикоррупционной профилактической деятельности в системе публичного управления. Становление и развитие новых антикоррупционных подходов закономерно сталкивается и будет сталкиваться с многочисленными ошибками и недостатками, но «выбор курса на профилактику - единственно верное решение, если целью действительно является благо народа» [1, С.53].

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – «Минтруд России») опубликован ряд документов, посвященных вопросам предупреждения коррупции в организациях

Минтрудом России в целях предупреждения и борьбы с коррупцией в корпоративном секторе выпущены:

  • Информация «Меры по предупреждению коррупции в организациях»;
  • Памятка «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственности и стимулирование»

Напомним, что все организации, независимо от формы собственности, обязаны разрабатывать и принимать меры противодействия коррупции[1]. Данные документы изданы в связи с устареванием Методических рекомендаций Минтруда России от 2013 г. и направлены на создание единой методологической основы для оценки компаниями и правоприменительными органами внедряемых антикоррупционных мер.

В упомянутых документах подчеркивается важность разработки антикоррупционной политики и системы локальных нормативных актов по предупреждению коррупции в компаниях, а также содержатся детальные рекомендации по вопросам:

  • оценки коррупционных рисков;
  • предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов;
  • внедрения антикоррупционных стандартов в рамках принимаемых кодексов должностного поведения;
  • стимулирования соблюдения антикоррупционной политики работниками;
  • проведения проверки контрагентов, включая антикоррупционный аудит;
  • внутреннего контроля и ведению бухгалтерского учета;
  • взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами в целях противодействия коррупции.

Разработка и внедрение антикоррупционных положений в организациях способствует не только профилактике случаев коррупции с участием работников, но и позволяет снизить риски привлечения к ответственности как самой организации, так и ее руководства.

О чем подумать, что сделать

Помимо уголовной ответственности за коррупционные деяния, установлена административная ответственность за нарушение антикоррупционных требований. Прокурорские проверки организаций на предмет внедрения антикоррупционных мер приобрели массовый характер.

Напомним, что в случае выявления коррупционного правонарушения, выразившегося в незаконном вознаграждении от имени юридического лица, организациям грозит штраф в размере от 1 млн. до 100 млн. рублей и даже выше (ст. 19.28 КоАП). По данным Генеральной прокуратуры России, только за 2018 год сумма штрафов по данному основанию составила 691 млн. рублей. Штраф за незаконный прием на работу бывшего госслужащего может достигать 500 тыс. рублей на организацию и 50 тыс. рублей - на ответственное должностное лицо (ст. 19.29 КоАП).

Для международных корпораций существует также риск привлечения к ответственности на основании американского FCPA и британского The Bribery Act, санкции по которым могут превышать десятки миллионов долларов США.

Рекомендуем компаниям оценить коррупционные риски с учётом осуществляемых видов деятельности, чтобы избежать административной ответственности, в том числе в связи с нарушением формальных требований. В частности, представляется важным проанализировать и оценить возможные коррупционные риски в деятельности организации (составив карту коррупционных рисков), разработать и утвердить необходимые политики, направленные на предупреждение случаев коррупции, довести такие политики и правила до сведения работников.

Помощь консультантов

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают разносторонним опытом работы по вопросам внедрения мер антикоррупционного комплаенса в крупнейших компаниях, проведения антикоррупционных расследований, участия в сложных трудовых спорах.

Мы готовы оказать необходимую правовую поддержку при разработке и практическом внедрении необходимых антикоррупционных политик, локальных нормативных актов, политик по применению мер поощрения и мер ответственности к работникам при выполнении либо нарушении ими своих обязанностей в связи с предупреждением и недопущением коррупции.

[1] ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с учётом дополнений, внесённых Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 231-ФЗ.

2. Проведение не реже одного раза в год обсуждений практики применения антикоррупционного законодательства с государственными (муниципальными) служащими органа государственной власти и местного самоуправления.

3. Уведомление государственных (муниципальных) служащих органа государственной власти и местного самоуправления о возможности принять участие в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов по антикоррупционной тематике с использованием механизмов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

II. Активизация участия государственных и муниципальных служащих в работе структурных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий
1. Привлечение к участию в работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственных (муниципальных) служащих представителей структурных подразделений органа государственной власти и местного самоуправления.

2. Организация регулярной ротации, в рамках которой представитель структурного подразделения (за исключением подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения) входит в состав комиссии в течение одного года, после чего его место занимает представитель другого структурного подразделения.

3. Информирование государственных (муниципальных) служащих о дате предстоящего заседания комиссии и планируемых к рассмотрению на нем вопросах, а также способах направления в комиссию информации по данным вопросам.

III. Стимулирование государственных и муниципальных служащих к предоставлению информации об известных им случаях коррупционных правонарушений, нарушений требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов
1. Закрепление в локальном акте, устанавливающем порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к государственным (муниципальным) служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, механизмы защиты заявителей, в том числе предусмотренные пунктами 6 и 12 Методических рекомендаций о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений[1];

2. Разъяснение порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к государственным (муниципальным) служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, уделяя особое внимание предусмотренным механизмам защиты заявителей.
3. Доведение до сведения государственных (муниципальных) служащих, что они не только должны уведомлять представителя нанимателя (работодателя) об обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, но также могут предоставлять информацию обо всех ставших им известными фактах совершения коррупционных правонарушений вне зависимости от того, обращался ли к ним кто-то лично.
4. Закрепление в локальном акте, устанавливающем порядок и виды поощрения и награждения органа государственной власти и местного самоуправления, специального вида поощрения лицу, способствующему раскрытию правонарушения коррупционной направленности (благодарственное письмо, внесение в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства и др.).

IV. Просвещение государственных и муниципальных служащих по антикорруцпионной тематике и методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности государственных
и муниципальных служащих
1. Разработка памяток по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство государственных (муниципальных) служащих и предполагающих взаимодействие государственного (муниципального) служащего с органом государственной власти и местного самоуправления.

2. Организация в рамках проведения конкурсных процедур анкетирования, тестирования или иных методов оценки знания положений основ антикоррупционного законодательства.

3. Обеспечение организации различных видов учебных семинаров по вопросам противодействия коррупции:
- вводного семинара для граждан, впервые поступивших на государственную (муниципальную) службу;
- регулярных семинаров по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство государственных (муниципальных) служащих и предполагающих взаимодействие с органом государственной власти и местного самоуправления;
- специальных семинаров в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции, затрагивающих государственных (муниципальных) служащих.

4. Проведение регулярной работы по разъяснению исполнения требований антикоррупционного законодательства государственным (муниципальным) служащими, увольняющимися с государственной (муниципальной) службы, чьи должности входили в перечень, установленный Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

________________________________________
[1] Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений, разработаны Минздравсоцразвития России и письмом от 20 сентября 2010 г. № 7666-17 направлены в федеральные государственные органы для использования в работе.

2. Проведение не реже одного раза в год обсуждений практики применения антикоррупционного законодательства с государственными (муниципальными) служащими органа государственной власти и местного самоуправления.

3. Уведомление государственных (муниципальных) служащих органа государственной власти и местного самоуправления о возможности принять участие в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов по антикоррупционной тематике с использованием механизмов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

II. Активизация участия государственных и муниципальных служащих в работе структурных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий
1. Привлечение к участию в работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственных (муниципальных) служащих представителей структурных подразделений органа государственной власти и местного самоуправления.

2. Организация регулярной ротации, в рамках которой представитель структурного подразделения (за исключением подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения) входит в состав комиссии в течение одного года, после чего его место занимает представитель другого структурного подразделения.

3. Информирование государственных (муниципальных) служащих о дате предстоящего заседания комиссии и планируемых к рассмотрению на нем вопросах, а также способах направления в комиссию информации по данным вопросам.

III. Стимулирование государственных и муниципальных служащих к предоставлению информации об известных им случаях коррупционных правонарушений, нарушений требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов
1. Закрепление в локальном акте, устанавливающем порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к государственным (муниципальным) служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, механизмы защиты заявителей, в том числе предусмотренные пунктами 6 и 12 Методических рекомендаций о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений[1];

2. Разъяснение порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к государственным (муниципальным) служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, уделяя особое внимание предусмотренным механизмам защиты заявителей.
3. Доведение до сведения государственных (муниципальных) служащих, что они не только должны уведомлять представителя нанимателя (работодателя) об обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, но также могут предоставлять информацию обо всех ставших им известными фактах совершения коррупционных правонарушений вне зависимости от того, обращался ли к ним кто-то лично.
4. Закрепление в локальном акте, устанавливающем порядок и виды поощрения и награждения органа государственной власти и местного самоуправления, специального вида поощрения лицу, способствующему раскрытию правонарушения коррупционной направленности (благодарственное письмо, внесение в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства и др.).

IV. Просвещение государственных и муниципальных служащих по антикорруцпионной тематике и методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности государственных
и муниципальных служащих
1. Разработка памяток по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство государственных (муниципальных) служащих и предполагающих взаимодействие государственного (муниципального) служащего с органом государственной власти и местного самоуправления.

2. Организация в рамках проведения конкурсных процедур анкетирования, тестирования или иных методов оценки знания положений основ антикоррупционного законодательства.

3. Обеспечение организации различных видов учебных семинаров по вопросам противодействия коррупции:
- вводного семинара для граждан, впервые поступивших на государственную (муниципальную) службу;
- регулярных семинаров по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство государственных (муниципальных) служащих и предполагающих взаимодействие с органом государственной власти и местного самоуправления;
- специальных семинаров в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции, затрагивающих государственных (муниципальных) служащих.

4. Проведение регулярной работы по разъяснению исполнения требований антикоррупционного законодательства государственным (муниципальным) служащими, увольняющимися с государственной (муниципальной) службы, чьи должности входили в перечень, установленный Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

________________________________________
[1] Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений, разработаны Минздравсоцразвития России и письмом от 20 сентября 2010 г. № 7666-17 направлены в федеральные государственные органы для использования в работе.

Читайте также: