Является ли работодатель оператором персональных данных

Опубликовано: 13.05.2024

1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие "персональные данные, разрешенные для распространения". Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – "общедоступные персональные данные". Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.

Рассмотрим новые правила работы с персданными подробнее.

Для распространения данных нужно получить новое согласие

Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ – письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.

Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на распространение его персональных данных (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Согласие на распространение может быть предоставлено оператору персональных данных (п. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • например, непосредственно на бумаге с личной подписью (это можно сделать уже сейчас);
  • через информационную систему Роскомнадзора (эта возможность будет реализована только с 1 июля 2021 года).

Уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обработку персональных данных, разрешенных для распространения, не нужно (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Содержание согласия на распространение персональных данных

Требования к содержанию нового согласия на распространение персональных данных устанавливаются Роскомнадзором (п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). На данный момент документ еще не утвержден, он находится на этапе общественного обсуждения, а текст проекта доступен на портале проектов нормативных актов.

Из текста проекта следует, что новое согласие на распространение персданных должно содержать:

  • Ф. И. О. субъекта персональных данных;
  • контактную информацию субъекта персональных данных (телефон, электронная почта или почтовый адрес);
  • наименование или Ф. И. О. и адрес оператора, получающего согласие;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие или обработка которых запрещена;
  • условия разрешения и запрета обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие;
  • сведения об информационных ресурсах оператора, посредством которых они будут предоставлены неограниченному кругу лиц (например, адрес сайта).

Субъект персональных данных наделен правом самостоятельно выбирать, какие именно персональные данные и на каких условиях может распространять оператор, получивший к ним доступ. Это правило закреплено в п. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Например, он может разрешить опубликовать только его фото и Ф. И. О., а дату рождения запретить публиковать. Либо он может разрешить передачу персональных данных третьим лицам, но только при условии, что они являются сотрудниками той же компании, в которой работает он сам.

Установленные субъектом персональных данных запреты и условия их обработки не действуют, когда их обработка осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Например, несмотря на запрет, оператор может передать персональные данные в налоговую, ПФР, военкомат, полицию, следственный комитет и т. д.

Если в согласии прямо не указано, что субъект персональных данных не установил запреты и условия обработки персданных, их не следует передавать неограниченному кругу лиц (ч. 5 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Нельзя распространять общедоступные персональные данные без согласия

Если субъект персональных данных самостоятельно разместил в общедоступном месте (например, в соцсетях) свои персональные данные, взять их оттуда для дальнейшей обработки и распространения не получится. Дело в том, что теперь это прямо запрещено законом. Каждое лицо, обрабатывающее или распространяющее размещенные самим субъектом персональные данные, должно доказать законность их обработки. Таким образом, даже в этом случае понадобится письменное согласие субъекта персданных на обработку и/или распространение его персональных данных (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Раньше такие персональные данные считались общедоступными, не нужно было получать дополнительное согласие на их распространение.

Третьи лица должны быть оповещены о запретах и условиях обработки персональных данных

Получив согласие на распространение персональных данных, содержащее условия или запреты на их обработку, оператор должен опубликовать информацию о таких условиях или запретах. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней (п. 10 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Где именно должна быть опубликована такая информация, в законе не уточняется, однако логично предположить, что она должна быть доступна в том же месте, где опубликованы персональные данные (например, на той же веб-странице, на которой размещены фото и Ф. И. О. гражданина).

Субъект может отозвать согласие на распространение персональных данных

Оператор персональных данных обязан прекратить распространение (передачу, предоставление, доступ) персональных данных по требованию субъекта персданных. Для этого гражданин должен написать заявление об отзыве согласия на их распространение. В таком заявлении должны быть указаны (п. 12 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • Ф. И. О.;
  • контакты (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых должна быть прекращена.

Прекратить распространение нужно в течение трех рабочих дней с момента получения заявления. В противном случае субъект персональных данных вправе обратиться в суд с этим же требованием (п. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Работодателям придется соблюдать новые правила в полном объеме

Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.

Что касается передачи персональных данных работника в банк с целью оформления зарплатной карты, полагаем, что передавать такие сведения в банк без согласия работника можно только в исключительных случаях, а именно:

  • когда договор заключается непосредственно между банком и работником;
  • когда у работодателя есть доверенность на представление интересов работника в банке;
  • когда выплата зарплат на банковскую карту работника предусмотрена коллективным договором.

Об этом мы писали здесь. Но даже в перечисленных случаях во избежание возможных разногласий рекомендуется получить предварительное согласие работника на распространение его персональных данных.

Нужно ли переоформлять согласие на обработку персональных данных, полученное до 1 марта 2021 года?

В законе нет норм, которые обязывали бы операторов персданных переоформлять полученные ранее согласия на обработку их персональных данных, оформленных по старым правилам. Но рекомендуется это сделать во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов. Если нужно передать персональные данные другим лицам или опубликовать их в открытом доступе, целесообразно оформить согласие на их распространение с учетом перечисленных выше правил. Сделать это следует еще и потому, что с 27 марта 2021 года вдвое увеличены штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных. Подробнее об этом читайте здесь.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Согласно ст. 3 Закона N 152-ФЗ оператор персональных данных - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку таких данных, а также определяющие цели их обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с данными.

Общим признаком оператора персональных данных для всех организаций является обработка персональных данных работников. Организации, оказывающие услуги населению, обрабатывают еще и персональные данные клиентов. То есть, по сути, операторами персональных данных являются все без исключения организации.

Однако не все операторы должны исполнять требования Закона N 152-ФЗ в полном объеме. Так, не все операторы должны исполнять обязанность по уведомлению уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных согласно ст. 22 Закона N 152-ФЗ. Исключения, в частности, установлены для организаций, осуществляющих обработку персональных данных:

обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если они не распространяются, не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими объединением или организацией, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

сделанных субъектом персональных данных общедоступными;

включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством РФ о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Все остальные операторы такие уведомления направляют, после чего включаются в реестр операторов.

Обратите внимание! Сведения об операторе, содержащиеся в реестре, являются общедоступными. Они размещаются для ознакомления на официальном сайте и портале персональных данных Роскомнадзора.

Соответственно, организации, не подающие уведомления, в реестр операторов не включаются.

Что же касается обязанности по составлению Политики и других локальных документов, здесь исключений никаких не установлено. Соответственно документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных, должен быть в каждой организации.

Причем если организация осуществляет сбор персональных данных граждан с использованием Интернета (регистрация на сайте, форма обратной связи, куда необходимо внести персональные данные), этот документ должен быть размещен на сайте организации. К таким организациям, в первую очередь, относятся интернет-магазины, социальные сети и другие сайты, государственные и муниципальные органы, а также медицинские учреждения, образовательные организации, налоговые и другие регистрирующие органы, организации в сфере социальных услуг, банки, турагентства. Это могут быть и просто организации, которые проводят конкурсы на занятие определенных должностей и на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить анкету.

Если органы контроля установят, что оператор не опубликовал или не обеспечил иным образом неограниченный доступ к своей Политике или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, организация будет оштрафована в соответствии с ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающей штраф для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., а для юридических - от 15 000 до 30 000 руб.

К сведению. В целях ограничения доступа к информации в сети "Интернет", обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных". Формирует данный реестр Роскомнадзор (ст. 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").


<<
Что это за документ?

>>
Рекомендации по составлению Политики
Содержание
Политика оператора персональных данных (В.В. Данилова, журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Работодатель, принимая на работу нового сотрудника, запрашивает у него согласие на обработку персональных данных.

Сегодня разберем, что такое персональные данные, какой правовой режим устанавливается в отношении персональных данных и какие обязанности возникают у работодателя.

Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) устанавливает особенности защиты, а также хранения, использования и передачи персональных данных работника в Главе 14 «Защита персональных данных работника». Правила работы с персональными данными содержатся в Федеральном законе «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Под персональными данными понимаетсялюбая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Т.е. персональными данными является огромное количество информации, позволяющей идентифицировать человека, начиная от даты рождения, фамилии, имени, отчества, и заканчивая информацией о расовой, национальной принадлежности человека, его политических взглядах.

Можно привести примерный перечень персональных данных работника:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • адрес места регистрации/места жительства;
  • сведения, содержащиеся в документах, предоставляемых при трудоустройстве: паспорте, трудовой книжке, документе об образовании, свидетельстве о государственном пенсионном страховании;
  • сведения о трудовом (страховом) стаже;
  • сведения о привлечении работника к материальной ответственности;
  • сведения о состоянии здоровья и результатах медицинского обследования работника;
  • любые иные сведения, позволяющие определить работника.

В терминах Закона № 152-ФЗ организация-работодатель является оператором персональных данных, так как организует и осуществляет обработку персональных данных, а также совершает иные действия с персональными данными.

Источник получения персональных данных

Если персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных.

Работа с персональными данными

Однако из данного правила имеются исключения. В частности, допускается обработка персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Данное правило распространяется и на стороны трудового договора, то есть работника и работодателя.

Из сказанного следует, если работодатель получает от работника, хранит и передает лишь ту информацию, которая необходима для исполнения трудового договора, получение согласия работника на такие действия не требуется.

Возникает большое количество вопросов относительно контактных данных работника, ведь отсутствие такой информации не влечет невозможность исполнения трудового договора. Согласно статье 65 ТК РФ предоставление каких-либо документов с контактными данными не требуется. Поэтому, если работодатель желает получить такого рода информацию (а также иную информацию, неполучение которой не влечет невозможность исполнения договора), ему необходимо получить на это согласие работника.

Между тем, даже если у работника не берется согласие на обработку персональных данных, в целях соблюдения положений статьи 86 ТК РФ работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Статьей 88 ТК РФ установлены требования к передаче персональных данных работника.

Так, работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника и в иных предусмотренных законодательством случаях.

  • в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ;
  • в банковские организации, открывающие и обслуживающие банковские карты для начисления заработной платы в случаях:
  • когда договор на выпуск банковской карты заключался напрямую с работником и в его тексте предусмотрены положения, предусматривающие передачу работодателем персональных данных работника;
  • наличия у работодателя доверенности на представление интересов работника;
  • когда соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре

Доступ к персональным данным работника должен быть разрешен только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

Защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты обеспечивается работодателем за счет собственных средств.

Отдельные вопросы порядка работы с персональными данными

Интересна позиция Роструда при оформлении пропусков для доступа к месту работы, которые представляют собой копию паспорта работника. Так, на сайте Роструда был задан вопрос, нарушает ли положение о защите персональных данных предъявление такого рода пропуска сотрудникам охранной организации (то есть третьему лицу). По мнению Роструда, оформление такого рода пропусков и обязание работников предъявлять такие пропуска сторонней организации возможно только с письменного согласия работника.

Необходимо отметить, что в случае хранения в личном деле каких-либо документов, касающихся родственников работников (например, копия свидетельства о рождении ребенка для получения вычета, копии свидетельства о заключении брака, др.), работодатель должен получить согласие на обработку персональных данных либо от совершеннолетних членов семьи, либо от самого работника, как полномочного представителя своих несовершеннолетних детей.

Кроме того, в целях соблюдения положений законодательства о персональных данных, не допускается издание одного приказа, например, о переводе нескольких работников на новые должности, так как такой приказ будет нарушать конфиденциальность персональных данных: в приказ включается информация о заработной плате каждого работника, а такие сведения не подлежат разглашению третьим лицам.

Многих работодателей интересует вопрос о возможности ведения видеонаблюдения на территории организации и необходимости получения согласия работников. Из статьи 22 ТК РФ вытекает право работодателя осуществлять контроль за трудовой деятельностью работников. Формы такого контроля законодательством не установлены. Они закрепляются локальными нормативными актами, действующими в организации. Следовательно, для введения системы видеонаблюдения работодателю необходимо издать соответствующий локальный нормативный акт, с которым ознакомить работников.

При осуществлении контроля работодатель обязан соблюдать конституционные права граждан, а также требования законодательства о защите персональных данных работников.

Ответственность за нарушения в сфере обработки персональных данных

Частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ выделен самостоятельный состав правонарушения, который образует обработка персональных данных без письменного согласия их субъекта (работника) либо обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в письменное согласие. Должностному лицу компании-работодателя грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а организации — от 15 000 до 75 000 рублей.

О персональных данных

Вопрос: Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций?

Ответ: Уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» данная функция возложена на Роскомнадзор.

Вопрос: Кто может являться оператором персональных данных?

Ответ: В соответствии п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

Вопрос: В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 6. Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

1.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 25.11.2009 N 266-ФЗ)

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Вопрос: Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону? Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?

Ответ: При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных является файл электронной цифровой подписи.

Кроме того, предложения оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта.

Таким образом, субъект персональных данных, акцептируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.

Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

Вопрос: Вправе ли кредитная организация обрабатывать персональные данные физических лиц, получивших отказ в предоставлении кредита? Возможно ли хранить формы анкет-заявок на получение кредита в формате цифровых копий?

Ответ: Персональные данные субъектов персональных данных, полученные кредитной организацией при рассмотрении заявок на получение кредита, в случае отрицательного решения кредитной организации, подлежат уничтожению в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Обращаем Ваше внимание, что типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, могут храниться в формате цифровых копий при соблюдении требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Вопрос: В соответствии со ст. 22 Федерального Закона «О персональных данных» Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи. Оператор осуществляет обработку лишь тех персональных данных, которые он вправе обрабатывать без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку. Однако оператор по ошибке направил уведомление в уполномоченный орган. Каким образом оператор может отозвать свое уведомление и попросить исключить его из реестра операторов? Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги "Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных" не предусматривает случаи исключения оператора из реестра в случае ошибочного направления уведомления.

Ответ: Существующий сегодня Административный регламент предусматривает исчерпывающий перечень оснований для исключения Оператора из Реестра, и действительно, такое основание как ошибочное направление уведомления им не предусмотрено. Административный регламент в этой части требует изменений, однако решение о внесении таких изменений будет приниматься Роскомнадзором.

Тем не менее, возникает вопрос, почему Оператор хочет исключиться из реестра. В среде операторского сообщества существует мнение, что организации, находящиеся в реестре, подлежат обязательно проверке уполномоченным органом, хотя на деле мы большее внимание уделяем тем организациям, кого нет в реестре, и учитываем этот факт при составлении плана проверок. Факт нахождения в реестре говорит о добропорядочности оператора и о прозрачности его деятельности. Многие жалобы начинаются со слов, что некого оператора нет в реестре, и далее звучит просьба его проверить. Поэтому, прежде чем исключаться из реестра, советую хорошенько подумать, а если ещё не внесены в реестр и имеются какие-то сомнения о необходимости подачи соответствующего уведомления, рекомендую сомнения оставить и уведомление подать, от этого больше плюсов, чем минусов.

Вопрос: Является ли обработкой персональных данных поступление телефонных звонков с целью проведения телефонных опросов граждан?

Ответ: Согласно, ст. 3 Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца. Осуществление же телефонного опроса без указания на фамилию, имя, отчество, дату рождения, адреса места жительства субъекта персональных данных и.т.д., само по себе подразумевает анонимность данного мероприятия и не является обработкой персональных данных какого либо конкретного субъекта персональных данных.

Вопрос: Является ли обработкой персональных данных поступления СМС сообщений и телефонных звонков с предложениями рекламного или информационного характера?

Ответ: Согласно, ст. 3 Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца. Вопросы, связанные с поступлением сообщений (звонков) рекламного характера (предоставления услуг), входят в компетенцию органа, осуществляющего государственный контроль по вопросам распространения рекламы в сетях электросвязи, Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Для прекращения дальнейшего использования номера телефона в рекламных целях (в частности, распространения рекламы в сетях электросвязи), целесообразно обратиться в ФАС. Рассмотрение обращений граждан, поступивших в ФАС, осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12.

Если компания собирает персональные данные клиентов через сайт или отправляет данные сотрудников в банк для зарплатного проекта, она должна подать уведомление в Роскомнадзор и зарегистрироваться как оператор персональных данных. Но иногда компании думают, что лучше не привлекать внимание ведомства и не подавать уведомление. Они ведь и раньше собирали данные, а уведомление подают только сейчас. Точно придет проверка, и придется платить штраф.

Отсиживаться рискованнее, чем подать уведомление. Об этом рассказывает эксперт по персональным данным Максим Лагутин.

Максим Лагутин

Кто относится к операторам персональных данных

Оператор персональных данных — компании и физлица, которые собирают, хранят и обрабатывают персональные данные. Например, собирают электронные адреса для рассылки или просят покупателей оставить имя и телефон для заказа в интернет-магазине. Дословно в законе так:

Збагойно: 152-ФЗ — в «Деле»


Персональные данные — это любые данные о человеке, по которым его можно определить. Например:

  • электронная почта;
  • телефон,
  • имя и фамилия;
  • дата рождения;
  • адрес;
  • ссылка на сайт.

Ник без других данных не считается персональными данными, по нему нельзя определить человека.

С геопозицией и куками ситуация спорная. Формально сами по себе они не считаются персональными данными. Например, только по геопозиции трудно определить, кто находится в этой точке. В реальности Роскомнадзор в 2016—2017 годах разработал рекомендации по обработке этих данных и начал проводить проверки.

«МГТС» продавала данные своих клиентов другим компаниям:

  • временные метки;
  • деперсонализированный идентификатор useid;
  • адреса страниц, к которым было обращение;
  • адреса, с которых был переход;
  • информацию о браузере и устройстве, с которого был запрос;
  • IP-адрес.

По сути это были куки — данные о том, какие страницы посещают клиенты. По этим данным компании показывали клиентам нужную рекламу. Согласия от клиентов у «МГТС» на обработку данных не было. Компания думала, что куки не считаются персональными данными, поэтому согласие на них не нужно.

Суд с компанией не согласился и назначил штраф 30 000 рублей.

Мы рекомендуем перестраховываться и считать куки и геопозицию персональными данными. Особенно если компания вместе с этими данными получает другую личную информацию о клиентах, например имя, телефон, электронную почту.

Роскомнадзор считает, что компания становится оператором персональных данных в тот момент, когда начинает обрабатывать данные. Подала компания уведомление об этом или нет — роли не играет. Как только один человек заполнил форму обратной связи на сайте — компания стала оператором персональных данных. Такой же позиции придерживаются суды.

Данные из социальных сетей

По закону компания не должна подавать уведомление в Роскомнадзор, если использует общедоступные данные. Например, если берет телефон и имя человека из телефонного справочника. Справочник уже получил согласие от человека разместить данные о нем, поэтому второй раз спрашивать не надо.

Номинально информацию с открытых страниц в социальных сетях можно считать общедоступной. Казалось бы, человек зарегистрировался в соцсети, сам открыл доступ к своим имени и телефону. Значит, данные можно брать. В оферте с пользователями Вконтакте есть пункт о том, что данные могут быть доступны другим пользователям интернета:


В реальности мало кто читает оферту. Поэтому Роскомнадзор говорит, что данные из соцсетей можно обрабатывать, если человек дал на это согласие.

В 2017 году ВКонтакте подал в суд на компанию «Double Data» и «Национальное бюро кредитных историй». Они брали информацию из открытых профилей пользователей, оценивали их кредитную историю и продавали информацию банкам.

Социальная сеть просила взыскать с компаний по одному рублю. «Вконтакте» выиграл суд.

Получается, данные в соцсетях не считаются общедоступными. Нельзя просто взять телефоны пользователей и начать им продавать пылесосы-роботы. В этом деле соцсеть хотела обратить внимание на проблему, поэтому иск был на рубль. Но в другом деле пользователь может подать в суд на компанию на миллион или два.

Наш совет — получать от клиентов разрешение, чтобы использовать открытые данные из социальных сетей. Например, при регистрации в интернет-магазине с данными Вконтакте можно показывать такое сообщение:

«Для регистрации мы будем использовать открытые данные с вашей страницы Вконтакте: имя, электронную почту, телефон. Если согласны с этим, нажмите на кнопку „Далее“».

Если пользователь согласится, то претензий к компании не будет.

Когда уведомление не нужно

По закону есть исключения, когда компания обрабатывает данные, но не становится оператором персональных данных:

    обрабатывает только данные сотрудников, которые нужны по закону и не передает их кому-то еще без согласия сотрудника. Например, заполняет приказ о приеме на работу и карточку сотрудника и хранит их в сейфе.

Если бухгалтер хочет передать данные сотрудника в банк для зарплатного проекта, компания становится оператором персональных данных и должна получить согласие сотрудника;

Получается, обрабатывают персональные данные практически все компании, поэтому им нужно подать уведомление в Роскомнадзор. Исключение — парикмахерские в поселке или продавцы мяса на рынке.

Проверка Роскомнадзора

Мы знаем компании, которые обрабатывают персональные данные и боятся подавать уведомление. Они думают, что раз раньше обрабатывали данные без уведомления, то нарушали закон и получат штраф. Они и правда нарушали закон, но это не значит, что Роскомнадзор сразу придет с проверкой.

В реестре Роскомнадзора 380 тысяч компаний, и цифра постоянно растет:


Проверить все компании из списка Роскомнадзор не может. По нашим наблюдениям проверки чаще всего приходят к компаниям, которые пытаются затаиться и не подают уведомление. Это Роскомнадзор подтвердил летом на Дне открытых дверей.

Проверка приходит не сразу. Сначала Роскомнадзор присылает письмо с просьбой объяснить, почему компания собирает данные и не регистрируетя как оператор. Не ответить на такое письмо — повод для проверки.

Сотрудники ведомства могут заметить сайт компании в интернете, проверить всех продавцов электроники или выбрать какой-то еще способ. Был случай, когда в Астрахани оштрафовали все компании на букву А. которые обрабатывали персональные данные и не подали уведомление.

Роскомнадзор чаще всего обращает внимание на компании, которые используют персональные данные для:

  • устройства сотрудников на работу и оформления им страховых полисов или зарплатных проектов;
  • карт лояльности;
  • рекламных рассылок;
  • оказания услуг;
  • регистрации на сайтах;
  • звонков потенциальным клиентам.

Поэтому мы рекомендуем подать уведомление в Роскомнадзор всем компаниям, у которых есть сайт с формой регистрации или подпиской на рассылку. Штраф за обработку персональных данных без уведомления — 5000 рублей. Дополнительно к этому Роскомнадзор может заблокировать сайт или приостановить деятельность компании, но это редкие меры.

Если Роскомнадзор придет с проверкой, он может обнаружить, что компания неправильно обрабатывает персональные данные, штраф может быть до 75 000 рублей.

Читайте также: