Является ли шоколадка взяткой для госслужащих

Опубликовано: 17.09.2024

Подарок или взятка

Получение взятки, согласно правовым нормам статьи 290 УК РФ, является преступным деянием и выражается в принятии чиновником государственной организации непосредственно от взяткодателя или от человека, выполняющего посреднические услуги в передаче материальных ценностей в любом виде или оказании разного рода услуг за оговоренную деятельность (бездеятельность) вне правового поля к выгоде гражданина, давшего взятку, когда оговоренная деятельность (бездеятельность) является служебной обязанностью чиновника, либо он по своей должности имеет возможность содействовать оговоренной деятельности (бездеятельности), или оказывающий попустительство (покровительство) взяткодателю в силу своего служебного положения.

За дачу взятки непосредственно взяткодателем или через посредника чиновнику иной страны или чиновнику международной организации также назначается уголовная ответственность согласно правовым нормам ст. 291 УК и посреднику согласно правовым нормам ст.291.1 УК России.

Основные отличия между получением взятки (по 290 УК РФ) и подарка

Ограничения указанной статьи не касаются подарков, являющихся частью официального протокола и командировок, связанных со служебной деятельностью.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что подарок и взятка, вне зависимости от стоимости и вида, в котором они выражаются, в соответствии со статьями 290 УК РФ и ст. 575 УК России регламентируют различные действия. Кроме того, подобные подарки являются собственностью государства и оформляются соответствующим актом госорганом – местом службы чиновника, которому предоставляется возможность выкупить у государства подаренный ему предмет.

Кто не может быть дарителем

Лицо, желающее сделать подарок, не должно зависеть от одариваемого чиновника в должностном плане, в лечении, в воспитании или содержании.

Безвозмездность считается основным признаком, отличающим подарок от взятки, так как лицо, делающее подарок, не старается получить за него какую-нибудь выгоду, нужную дарителю деятельность (бездеятельность) от чиновника или служащего, обладающего должностными полномочиями.

Подарок может преподноситься чиновнику в знак благодарности за его профессиональные, моральные или нравственные качества, которые не привязаны к деятельности (бездеятельности) в рамках его должностных обязанностей.

Основное отличие взятки от подарка заключается в мотивах, инициирующих одно или другое действие. Базовым признаком в таких ситуациях является не выгода или стоимость материальных ценностей, а морально-этическая сторона, за что вручена и принята взятка или подарок. Когда у чиновника или служащего, получившего подарок, возникает ответственность выполнить какие-либо действия в рамках своих должностных обязанностей, подарок должен оцениваться как взятка (290 УК РФ).

Когда дача взятки становится оконченным противоправным деянием

В судебной практике дача взятки становится оконченным противоправным деянием даже тогда, когда чиновник получил только часть предлагаемых взяткодателем материальных ценностей (например, на его банковский счет была перечислена часть суммы от общего размера взятки). Не играет никакой роли успел или не успел взяткополучатель воспользоваться полученными средствами.

Оконченным преступным деянием считается указанная выше ситуация, сложившаяся во время проведения оперативных или следственных мероприятий, независимо от того, когда была изъята полученная чиновником взятка (сразу после ее получения или через некоторое время).

В обстоятельствах, когда взятка выражается в получении имущественных ценностей, преступное деяние переходит в категорию оконченного преступного деяния после того как чиновник, являющийся взяткополучателем, начал деятельность (бездеятельность), направленную на получение взяткодателем выгоды (например, передачи ему имущественных ценностей, возврат или уничтожение расписки по долгу и т.д.).

В ситуации, когда чиновник отказался брать взятку, попытка ее передачи взяткодателем квалифицируется как покушение на преступное деяние в соответствии с правовыми нормами статей 291 УК и 291.1.

Нереализованное по каким-либо причинам обещание взяткодателя незаконно передать чиновнику вознаграждение в любой форме за оговоренную деятельность или бездеятельность в рамках его должностных полномочий квалифицируется как подготовка к передаче взятки и, если ее размер превышает 10000 рублей, она квалифицируется по ст. 291 УК (ч.3-ч.5) и ст.30 (ч.1). Если размер взятки меньше указанной суммы, то согласно смыслу статьи 291 УК (ч.2) и ст.30 (ч.2) за такое деяние ответственность не налагается.

Обобщая вышесказанное, можно говорить, что квалификация преступного деяния как дача взятки (ст. 291 УК) в качестве оконченного преступного деяния основывается на установлении факта того, что чиновник взял хотя бы часть ее.

Ситуации, в которых взятка является оконченным преступлением

Вопрос брал или не брал государственный чиновник или служащий взятку в каждом отдельном случае должен решаться из сложивших в конкретной ситуации обстоятельств. Принята взятка госслужащим или нет, может определяться не только непосредственным взятием материальной ценности в руки или тем, что лицо, дающее взятку, положило ее в ящик стола и т.п., но и характером поведения госслужащего, свидетельствующего о том, что взятка принята даже в тех случаях, когда взяткополучатель непосредственно в руки взятку не получал.

Примером таких случаев может быть ситуация, когда взяткодатель положил деньги на сиденье служебного автомобиля ГИБДД, а инспектор в ответ отпускает нарушителя правил дорожного движения без составления протокола о нарушении или взяткодатель положил конверт с деньгами на стол чиновника, а тот, не прикасаясь к нему, принимает нужное для лица, давшего взятку решение и т.д.

Доказывая факт получения взятки (ст.290 УК РФ) или ее неприятия, сотрудникам правоохранительных органов следует комплексно оценивать сложившуюся ситуацию (разговор, жесты, мимику) и особенности поведения сторон преступного деяния до, в момент и после получения взятки.

Действия адвоката в деле о даче и получении взятки

В следственной и судебной практике ежедневно расследуется и рассматривается большое количество дел, касающихся дачи и получения взяток в виде денег, иных материальных ценностей и оказания услуг. Профессиональный адвокат по делу о взятке в СПб всегда старается добиться благоприятного исхода расследования и судебного процесса в отношении своего клиента. Поэтому он заинтересован в сборе необходимой и достоверной доказательной базы, правильной подготовке и подаче материалов в суд, в соблюдении всех правовых норм во время судебного разбирательства.

В круг вопросов, решаемых адвокатом при ведении дела о взятках, входят указанные ниже.

  • Отслеживание и проверка достоверных доказательств, касающихся причастности подопечного к делу о взятке.
  • Проверка обстоятельств по факту совершенного преступного деяния.
  • Установление признаков, указывающих на преступный характер деяния. Нередко встречаются ситуации, в которых в действиях подозреваемого в даче взятки отсутствует состав преступления и их следует относить к иным категориям правонарушений.
  • Переквалификация дела о взятках на статью, предполагающую меньшее по тяжести наказание.
  • Принятие мер по опровержению отягчающих и поиску смягчающих обстоятельств в деле.
  • Установление того, что суд имеет необходимое основание для принятия обвинительного решения.
  • Определение того, что тяжесть назначенного судом наказания соответствует тяжести вменяемого клиенту преступного деяния.

Заключение

Чтобы не стать подозреваемым в деле о даче взятки, не следует дарить подарки учителям, врачам и государственным служащим. Лучше обойтись цветами. Доказательствами, что сделан подарок, а не дана взятка, являются отсутствие договоренностей, спонтанность действий и стоимость подарка, не превышающая установленную законом сумму.


Версия в формате PDF

№ 14 от 1 октября 2010 г.

1-я страница

  • Явление в разрезе

: ВИЗИТка :

: встречи коллег :

: наши люди :

: юбилей :

: мир, в котором мы живем :

: открытый вход :

: багаж шансов :

: СФУ — спорт :

: культурное пространство :

: студенческая территория :

:: УЖ-блог

Явление в разрезе

Тема борьбы с коррупцией, этим бичом современного общества, обсуждается на всех уровнях — от СМИ до президента страны. Предлагаем нашим читателям своеобразный ликбез: разберём суть понятий «коррупция», «выгода» и др.

Так как в России всё продажно, то и экзамен сделался новой отраслию промышленности для профессоров. Он походит на плохую таможенную заставу, в которую старые инвалиды пропускают за деньги тех, кто не умели проехать стороной. А.С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин уже давно не наш современник, но как актуальны его слова и в XXI веке. В декабре 2007 общественности был представлен доклад ЮНЕСКО о ситуации в образовании, где утверждается, что взяточничество и коррупция наносят ущерб учебным заведениям во всём мире. По словам Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, «коррупция приняла такой размах, что её вред выражается не только в миллиардных убытках, но и в подрыве жизненно важных начинаний по достижению цели «Образования для всех». Под вопросом стоит будущее нашей молодёжи. Бездействие может повлечь за собой катастрофические последствия». С господином Мацуурой трудно не согласиться. Коррупция в системе образования стала действительно проблемой мирового масштаба и требует принятия решительных мер по её выявлению и устранению.
А есть ли коррупция в нашем вузе? И если есть, то каковы её масштабы и что нужно делать для того, чтобы предотвратить её вредоносное распространение? Ответы на эти сложные вопросы попытается найти Антикоррупционный студенческий клуб СФУ при содействии Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности. Но, прежде всего, нужно определить, что же это за явление такое «коррупция»?

Что такое коррупция и кто такие коррупционеры?

Древние латиняне отразили суть коррупции в простом и кратком высказывании: «Du ut facies» — «Даю, чтобы сделать». Нельзя не отметить, что даже на уровне международного сообщества общепризнанное определение коррупции так и не выработано. В главном антикоррупционном документе — Конвенции ООН против коррупции — понятия коррупции не содержится, а приводится лишь перечень деяний, отнесённых к числу коррупционных. Российский законодатель, невзирая на мировые сложности в определении коррупции, сформулировал в законе «О противодействии коррупции» следующее понятие: «Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Научное сообщество, анализируя международное и российское законодательство, пришло к выводу, что коррупцию всё же следует понимать шире, чем предложил федеральный законодатель. Коррупция — это использование лицом своего публичного статуса вопреки интересам общества и государства для извлечения выгоды, как для себя, так и для других лиц, а также предоставление такой выгоды лицу, имеющему публичный статус, лично или через посредников, а также посредничество в указанных деяниях.

Для начала уточним, какие же лица обладают публичным (должностным) статусом в системе образования. Современный вуз — это сложное хозяйство, в котором нужно закупать оборудование, строить, ремонтировать, размещать и выполнять заказы… Поэтому потенциальными коррупционерами могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции: от руководителей до завхозов, если, конечно, они будут торговать своим влиянием, «обменивать» свои полномочия на мелкие и крупные подачки в виде денег, подарков, услуг.

Но всё-таки главные направления деятельности вуза — образовательное и научное. А потому основным предметом коррупции здесь выступают образовательные услуги, которые овеществлены в виде бюджетного места, завышенной оценки в зачётке, неправомерной выдачи диплома и пр. Потенциальные коррупционеры в этой сфере — все должностные лица, которые принимают юридически значимые решения о зачислении (отчислении), о выдаче дипломов, о принятии экзамена или зачёта, защите курсовой, производственной практики и пр. Соответственно это и преподаватели, и работники деканатов, и методисты, то есть все те, кто уполномочен принимать то или иное юридически значимое решение в сфере образовательных услуг.

Купля-продажа зачётов, оценок, дипломов — традиционная форма коррупции в системе образования. В настоящее время получили распространение и другие. Например, осуществление преподавателями репетиторства у своих же студентов или вынуждение студентов приобретать научные труды преподавателя. Такие формы злоупотребления своим должностным положением также относятся к числу коррупционных.

Официальные данные свидетельствуют, что практика, когда студенты собирают деньги в обмен на зачёты или экзамены в системе высшего образования, стала достаточно распространённой.


В ходе проведения Департаментом экономической безопасности МВД России операции «Образование – 2009» выявлено в два раза больше преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, по сравнению с результатами аналогичной операции, которая проводилась в предыдущем году. Общая сумма выявленных взяток составила 22,6 млн руб. Средний размер взятки — около 20 тысяч рублей. В период проведения операции выявлено 928 лиц, которые подозреваются либо обвиняются в совершении преступлений коррупционной направленности.

Такие данные оптимизма не вселяют. При этом не следует забывать о том, что значимая часть преступлений, совершённых коррупционерами — сотрудниками вуза, осталась латентной, т.е. не выявленной правоохранительными органами.

В коррупционных отношениях, чаще всего, есть две стороны — «берущая» и «дающая». Россияне традиционно снисходительны к «дающим». Между тем незаконную выгоду получают и те, и другие; и те, и другие приносят вред. Иными словами, абитуриенты, студенты и их родители, которые предоставляют деньги или услуги в обмен на высокую оценку, с точки зрения действующего законодательства — самые что ни на есть настоящие коррупционеры. Поскольку уголовной ответственности подлежат не только взяточники, но и взяткодатели.

К сожалению, как дающие, так и берущие, заботясь о сиюминутной выгоде, редко задумаются о последствиях. Так, купленный зачёт или экзамен приводит к отсутствию у студента тех знаний, которые могут потребоваться в его дальнейшей трудовой деятельности. Наверное, не очень приятно читать безграмотные и некомпетентные статьи, например, журналиста, получившего диплом по схеме купли-продажи. Но статья вряд ли угрожает нашей жизни. Ситуация меняется, если по такой же схеме приобрёл диплом врач скорой помощи или хирург, архитектор или судья. Массовое воспроизводство дипломированных специалистов без необходимых знаний приводит не только к разрушению нашей образовательной системы, но и неспособности российского общества ответить вызову мирового научно-технического прогресса. Мы сами формируем наше будущее. А будущее, как известно, за молодыми.

Шоколадка – это не взятка?

Второй ключевой момент в понимании сущности коррупции — это определение «выгоды». В наших головах сложился стереотип, в соответствии с которым состав коррупционных правонарушений образует только имущественная выгода: деньги или что-нибудь овеществлённое, типа борзых щенков. Именно такое понимание выгоды пытается закрепить приведённое выше определение из закона «О противодействии коррупции». Однако системное толкование действующего законодательства и международных документов позволяет сделать однозначный вывод, что к коррупционным проявлениям следует относить незаконные действия, посредством которых извлекается и неимущественная выгода. Как следует из разъяснений Пленума Верховного суда РФ, к неимущественной выгоде можно отнести карьерный рост, обеспечение интересов семьи, искажение действительного положения вещей, получение взаимной услуги, заручение поддержкой в решении какого-либо вопроса, сокрытие некомпетентности и т.п.

Зарубежные исследователи отмечают, что для российской коррупции характерен обмен услугами, который принято называть словом «блат». Но подавляющее большинство наших сограждан не видят в этом явлении ничего предосудительного. Сегодня я, используя статус проректора или преподавателя, помогу твоему сыну при поступлении в вуз или в получении зачёта, а завтра ты устроишь моего родственника в больницу или посодействуешь благоустройству университета. Как говорится, «ты — мне, я — тебе, и все довольны». Тем не менее, такие действия не афишируются, потому как стороны прекрасно осознают, что недовольные есть. Это прежде всего те способные абитуриенты, которые в результате такой сделки не получили бюджетные места. И, наоборот, должностные лица в результате «джентльменского» обмена не совсем праведно получили услуги, которые, в конечном счёте, имеют денежное выражение: с одной стороны — стоимость обучения, а с другой — стоимость благоустройства. Кстати, карьерный рост также ведёт к прирастанию зарплаты.

Естественно, никто из совершающих вышеописанные действия не считает себя коррупционером. Для оправдания всегда находятся благовидные поводы: хорошие отношения, обеспечение поддержки университету. Но хотелось бы обратить внимание, что для признания деяния коррупционным не имеет значения, извлекало ли должностное лицо выгоду для себя, для третьих лиц или для учреждения. Несколько лет назад начальник ГИБДД г. Дивногорска помимо положенного штрафа предлагал нарушителям оказать «спонсорскую помощь» и перечислить на специальный счёт определённую сумму денег, которые впоследствии использовались для ремонта и содержания служебных помещений. «Заботливый» начальник осуждён по ч. 1 ст. 286 УК РФ на 2 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.

Очень часто взятка маскируется под подарок. Традиционным в некоторых вузах считается преподнесение подарков преподавателям. И даже не столько по общенациональным праздникам и дням рождения, сколько руководствуясь знаменитой фразой: «Экзамен для меня всегда праздник!».
А какой же праздник без подарка! И конфеты, и цветы, и коньяк, да и праздничный стол можно накрыть. На дверях некоторых кабинетов висит табличка «Шоколадка — это не взятка». Но действительно ли это так? Или даже шоколадка может быть взяткой? Согласно Гражданскому кодексу по договору дарения даритель безвозмездно передаёт другой стороне вещь в собственность (ст. 572). Однако при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор дарением не признаётся. Соответственно, подарком будет признана только такая передача имущества, которая сделана добровольно и без встречного предоставления чего-либо. Иначе говоря, преподнесение студентом сотруднику вуза шоколадки, коробки конфет, цветов и прочего не должно предполагать никаких ответных действий со стороны сотрудника. В противном случае такой договор дарения считается ничтожным.

Важно отметить, что Гражданским кодексом установлен запрет на дарение подарков работникам образовательных организаций гражданами, находящимися в этих организациях на воспитании, супругами и родственниками этих граждан. Исключение из этого правила составляют только обычные подарки стоимостью не более 3000 рублей (ч.2 ст. 575). Но из этого вовсе не следует, что ограничивая размер обычного подарка, законодатель провёл Китайскую стену между подарком и взяткой, и теперь можно смело дарить и принимать подарки до 3000 рублей. Уголовный кодекс не предусматривает минимального размера взятки, поэтому таковой можно считать имущество, работы или услуги любой стоимости. Таким образом, в ситуации, когда преподаватель и студент отчётливо понимают, что подарок в виде шоколадки является обязательным условием сдачи зачёта, то имеет место не договор дарения в пределах разрешённой стоимости подарка, а элементарное взяточничество.

Мы далеки от мысли, что всякий подарок — это завуалированная взятка. Мы также не призываем в каждом конкретном случае проводить проверку и начинать репрессии. Но давайте хотя бы спрашивать себя: а получили бы мы этот подарок, если бы не наше должностное положение? Вручили бы мы этот подарок, если бы не наличие определённых полномочий у одаряемого?

Да, шоколадка — это, чаще всего, не взятка. Но за что её дают? Ведь и без шоколадки можно выполнять свои обязанности добросовестно. Или нельзя?

Самое печальное, что к таким подаркам можно привыкнуть и считать их не исключением из правила, а правилом. Иначе говоря: нет шоколадки — нет работы! А можно, объевшись сладкого, захотеть получить в подарок что-нибудь ещё.

Есть коррупция противоправная, а есть аморальная. Первая нарушает правовые нормы, вторая — нормы общечеловеческой морали или корпоративные этические нормы. В нашем храме науки не должно быть места ни противоправной, ни аморальной коррупции. И как сказал Президент РФ Д.А. Медведев, «коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной».

Недавно я оформлял право собственности на квартиру и меня отлично проконсультировали. Сам удивился: сделали ксерокопии, все объяснили, рассказали, где платить госпошлину, и потом приняли второй раз без очереди. Я готовился к бюрократии, проволочкам и коррупции, а все оказалось просто и приятно.

Хочу поблагодарить этого человека за хорошую работу. Думаю подарить коньяк пятилетней выдержки. Или лучше деньгами? Не посчитают ли это взяткой? Как дарить подарки чиновникам, учителям и врачам, чтобы не подставить человека и не нарушить закон?

Если хотите отблагодарить чиновника за хорошую работу, врача за лечение, а директора школы за организацию учебы, нужно знать, как дарить. Иначе подарок могут посчитать взяткой. Это преступление — могут обвинить обоих, а наказание будет строгим.

Как отличить взятку от подарка

Взятка отличается от подарка тем, что ее дают не просто так, а за что-то . Подарок всегда безвозмездный. Взятка — это подкуп или вознаграждение за какие-то действия, определенное поведение или под воздействием вымогательства.

Взяткой могут посчитать любую сумму, имущество или услугу — даже триста рублей и коробку конфет. У взятки нет минимальной суммы. Вот из-за каких признаков подарок могут посчитать взяткой.

  1. Это подарок должностному лицу. Должностное лицо — не любой сотрудник государственной или муниципальной организации. Согласно п. 3—5 пост. Пленума ВС № 19, к ним относят представителей власти и чиновников, которые руководят трудовым коллективом или распоряжаются деньгами и имуществом организации. Если чиновник занимает пост депутата, судьи, увольняет и нанимает сотрудников, решает, кого премировать, а кого наказать, он должностное лицо.
  2. Взамен госслужащий сделает или не сделает что-то в пользу взяткодателя. Например, согласится не проводить проверку или, наоборот, проведет, но не обнаружит нарушение, хотя оно есть.
  3. Действия, о которых просит взяткодатель, относятся к служебным полномочиям должностного лица, или он может повлиять на решение. К примеру, директор школы давит на учителей, чтобы те поставили оценки повыше конкретному ученику, или руководитель налоговой назначает на должность зама за взятку.

Если эти условия совпали, но подарок отдали не самому сотруднику Росреестра или директору школы, а третьему лицу по их указанию, подарок тоже посчитают взяткой. К примеру, чиновник сам не стал брать подарок, а предложил подарить его своей жене.

За взятки наказывают обе стороны: и того, кто пытался дать, и того, кто возьмет. Даже если чиновник не возьмет взятку и сообщит об этом начальству, накажут того, кто предлагал.

Если что-то дарите учителю, врачу, директору школы, сотруднику Росреестра или налоговой, запомните главное правило: взамен нельзя ничего просить. Не должно быть даже намеков.

Для квалификации взятки нужны определенные условия. Но даже если получение денег, коньяка, микроволновки или украшений не получится квалифицировать как взятку, это можно подвести под другую статью УК : основания найдутся. И госслужащие это прекрасно знают.

Как тогда дарить подарки чиновникам

Не все подарки являются взяткой. Это может быть искреннее желание отблагодарить человека не за конкретную помощь, а просто за хорошую работу или внимательное отношение. Или поздравить с праздником. Подарки дарить можно, но с учетом ограничений.

Вот какие правила стоит соблюдать, если хотите подарить подарок должностному лицу или сотруднику госучреждения.

Выберите подарок не дороже 3000 рублей. Можно дарить деньгами, вещами или услугами. Главное, чтобы подарок не стоил дороже трех тысяч. Но если денежный подарок учителю на выпускной еще можно оправдать, то конверт с деньгами для сотрудника Росреестра будет выглядеть по меньшей мере странно.

Подарки дороже 3000 рублей чиновникам, учителям и врачам получать нельзя. Если чиновник возьмет такой подарок, он обязан его сдать организации, в которой работает.

Чтобы забрать подарок дороже трех тысяч себе, чиновнику придется выкупить его у государства. Иначе он останется в собственности государства, его буду продавать с торгов или отдадут на благотворительность. Ваши старания только усложнят всем жизнь.

Приложите чек к подарку. Допустим, вы все-таки решили подарить коньяк, чайник или тостер и купили его за 2800 рублей, а в другом магазине он стоит 3050 рублей. Если чека не будет, цену определят по рыночной стоимости. Лучше сразу показать, что вы не вышли за рамки закона.

Чек поможет и в том случае, если чиновник сдаст подарок, как этого требует закон.

Не просите ничего взамен. Если решили сделать подарок, просто отдайте его и ни на что не намекайте ни устно, ни письменно. Лучше всего сделать это к празднику: поздравить и пожелать что-то приятное и от души. Так будет меньше подозрений, что вы что-то хотите в ответ на подарок. Поздравлять не запрещено.

Спросите разрешения и не настаивайте. Если подарок не хотят брать, не уговаривайте и не пытайтесь оставить его ненароком в кабинете. В каждой организации свои нюансы, не стоит подставлять человека и заставлять его нарушать внутренние инструкции или требования закона. Ваши действия могут посчитать провокацией, и желание отблагодарить превратится для всех в большую проблему.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.


- Согласно закону «О борьбе с коррупцией» государственный служащий не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, - разъяснил начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Игорь ГРЕЙБО. - Но если госслужащему во время протокольного или иного официального мероприятия преподнесут сувенир на сумму не более 5 базовых величин (1 млн 50 тыс. рублей), его можно оставить для личного пользования. В случае если стоимость презента дороже, он передается в доход государства по решению специально созданной комиссии по месту работы госслужащего. О любом подарке, полученном с нарушением законодательства, госслужащие должны письменно сообщить по месту своей работы и безвозмездно сдать полученное либо возместить его стоимость. Такой же алгоритм действий предусмотрен, если имущество с нарушением законодательства получают близкие родственники должностного или приравненного к нему лица, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство.

Почет и уважение

Читатель «АиФ» Владимир не на шутку озадачен тем, не будет ли расцениваться как взятка подарок, преподнесенный им в день рождения другу, который работает директором школы. «Кроме того, могут ли родители без опасений поздравлять учителей традиционным букетом цветов и коробкой конфет на День учителя, другие праздники? Это же обычный жест признательности, но не подкуп и тем более не взятка!»

Безусловно, до абсурда можно довести любую идею и в дружбе с директором школы как должностным лицом усмотреть корыстные намерения. С другой стороны, преподаватель тоже может рассматриваться как должностное лицо, когда, например, принимает экзамен, и преподнесенный ему накануне презент можно трактовать как взятку.

Игорь Грейбо на вопросы читателя дал исчерпывающий ответ:

- Определенные проблемы возникают в практике применения ст. 546 Гражданского кодекса, согласно которой не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины, работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан. Специфика состоит в том, что некоторые из указанных работников при исполнении своих основных служебных обязанностей являются государственными должностными лицами, а при выполнении некоторых профессиональных функций такого статуса не имеют. Другие при исполнении своих основных служебных обязанностей не являются государственными должностными лицами, а при реализации некоторых специальных полномочий приобретают такой статус. Например, основная функция врача - оказание медицинской помощи пациенту в период его медицинского наблюдения и лечения в организации здравоохранения, а преподавателя - обучение и воспитание обучающихся, содействие овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей. Выполняя эти сугубо профессиональные функции, врачи и преподаватели государственными должностными лицами не являются.

Однако у некоторых врачей есть специальные полномочия на совершение юридически значимых действий - выдавать больничные листки, а у преподавателей - принимать зачеты и экзамены по результатам обучения. В момент реализации этих полномочий врачи и преподаватели становятся государственными должностными лицами, либо лицами, приравненными к ним. Некоторые работники лечебных и воспитательных учреждений, наоборот, при исполнении своих основных служебных обязанностей являются государственными должностными лицами, например заведующий отделением больницы или директор школы. Однако когда эти же работники выполняют функции врача или преподавателя, статус государственного должностного лица на них не распространяется.

Из вышеизложенного следует, что работники лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений при исполнении обязанностей государственных должностных лиц вправе:

- принимать подарки на условиях, предусмотренных 37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (сувениры при проведении протокольных и официальных мероприятий);

- получать подарки в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 546 ГК в случаях, когда подарки вручаются им не в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица, от граждан, находящихся в соответствующих учреждениях на лечении, содержании или воспитании, супругов и родственников этих граждан.

Например, подарок от пациента врачу за высокий профессионализм при оказании медицинской помощи, доброту и внимательность, подарок от учащихся преподавателю - за профессионально и интересно организованный процесс обучения.

Таким образом, в отличие от подарка, взятка передается должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий

Находятся вне сферы регулирования антикоррупционного законодательства и не запрещены случаи вручения государственному должностному лицу подарков не в связи с его служебным положением, а как обычному рядовому гражданину в силу сложившихся личных взаимоотношений (как родственнику, супругу, другу, товарищу, коллеге и т.п.).

Однако если одаряемое лицо осознает, что даритель хотя и находится с ним в личных взаимоотношениях, но вручает подарок в ожидании от него каких-либо действий по службе, оно не имеет права принимать подарок и обязано от него отказаться. К примеру, если работник индивидуально вручает своему руководителю подарок ко дню рождения (профессиональному празднику и т.п.), ожидая в дальнейшем покровительства по службе, создания льготных условий для работы и сокрытия возможных в будущем дисциплинарных проступков, и руководителю это достоверно известно, руководитель должен отказаться от принятия такого подарка.

В спорных ситуациях руководителям следует избегать получения индивидуальных подарков от отдельных подчиненных работников по случаю различных праздничных (торжественных и т.п.) событий. В то же время не будет противоречить законодательству принятие руководителями по случаю таких событий подарков от коллектива организации, ее структурного и обособленного подразделения (коллективные подарки).

В работе некоторых организаций, в том числе государственных органов, сложилась порочная практика, когда руководителям этих организаций и другим должностным лицам ко дню рождения, профессиональному празднику и другим подобным событиям подарки вручают подчиненные, подконтрольные (поднадзорные) организации либо работники этих организаций от своего имени. В ряде случаев такие подарки доставляются прямо на рабочее место должностных лиц и включают в себя не только цветы, но и другие материальные ценности, стоимость которых явно выходит за пределы разумного. Такие подарки, как правило, вручаются не в связи со сложившимися хорошими личными взаимоотношениями дарителей и одаряемых, а за совершение одаряемыми каких-либо действий (бездействие) в интересах дарителей, в том числе общее покровительство и благоприятное расположение в будущем. В результате такими подарками фактически вуалируется подкуп должностных лиц, о чем сами должностные лица прекрасно осведомлены.

Поэтому государственным должностным лицам следует воздерживаться от принятия подарков в связи с праздничными и другими событиями личного характера от подчиненных, подконтрольных (поднадзорных) организаций и их работников, за исключением символических знаков внимания в пределах общепринятых норм вежливости (например, букет цветов).

Когда подарок (сувенир) получен с нарушениями

Термин «сувенир» в законодательстве не определен. На практике под сувениром в основном понимают художественное произведение, которое напоминает о месте пребывания (страна, город, исторический центр, выставка, премьера и др.) и праздничных датах (красный день календаря, день рождения, открытие объекта, юбилей людей и компаний, исторических событий и др.). Кроме того, сейчас широко используется понятие делового сувенира - преимущественно небольшой вещи, которая создает имидж компании и бренда, поддерживает корпоративный стиль, работает на увеличение продаж, используется в рекламных акциях.

Цель сувенирной продукции, как правило, заключается не в передаче полезных свойств товара, а в распространении среди неопределенного круга лиц информации, которая изображается непосредственно на сувенире (логотип организации, ее наименование и / или дата образования, наименование торговой марки, государственная символика, наименование страны, населенного пункта либо региона, изображение национального орнамента на календарях, ручках, пакетах, блокнотах, ежедневниках, зажигалках, значках, бутылках, предметах посуды, изделиях народных промыслов (ремесел), миниатюрах выпускаемой продукции и т.п.).

Ни при каких условиях государственные должностные лица не вправе принимать подарки в виде:

  • наличных и безналичных денежных средств;
  • входных билетов на культурно-массовые мероприятия (спектакли, концерты, спортивные и клубные мероприятия и т.п.);
  • телефонных карточек, проездных билетов и жетонов;
  • абонементов на посещение физкультурно-оздоровительных заведений;
  • различных льгот при совершении сделок (беспроцентные или льготные кредиты, индивидуальные скидки на товары и т.п.);
  • бесплатного проживания в гостинице, на даче;
  • выплаты несоразмерно высоких авторских вознаграждений, вознаграждений за преподавательскую деятельность и т.п.;
  • оплаты расходов в ресторанах, кафе, столовых, клубах, других развлекательных заведениях;
  • оплаты отдыха в санаториях, профилакториях, домах отдыха;
  • оплаты туристических поездок;
  • оплаты расходов на лечение и обучение;
  • назначения наследником путем упоминания в завещании;
  • оказания сексуальных услуг;
  • предметов, которые явно не относятся к сувенирной продукции (бытовая техника, мебель, ювелирные украшения, транспортные средства и др.).

Термины «протокольное мероприятие» и «иное официальное мероприятие» в законодательстве также не определяются.

На практике протокольное мероприятие - это разнообразные государственные приемы, связанные с официальными событиями, организуемые по линии различных государственных органов, а также связанные с повседневной деятельностью Министерства иностранных дел Республики Беларусь (дипломатические приемы, деловые встречи и другие текущие визиты, возложение венков, дипломатические клубы и т.п.). Такие мероприятия проводятся по специальным регламентам в специальных помещениях.

Ужин или прием в процессе протокольных мероприятий проводятся не для того, чтобы хорошо отдохнуть в приятной компании, а для реализации определенных целей, поставленных организаторами протокольного мероприятия.

Иные официальные мероприятия - это любые проводимые в установленном порядке мероприятия, связанные с деятельностью организации: совещания, заседания, симпозиумы, коллегии, официальные встречи, выставки, благотворительные мероприятия, презентации, юбилеи, мероприятия по случаю памятных дат, государственных и профессиональных праздников, закладка основания здания, введение в строй строительных объектов и т.п. Предполагается, что получение сувениров на протокольных и иных официальных мероприятиях в силу открытой и заформализованной процедуры их подготовки и проведения (издание распоряжения о проведении мероприятия, утверждение плана мероприятия и сметы расходов, документальное оформление приобретения подарков и составление отчета об их использовании и т.п.) в основном исключает возможность получения под видом сувениров взяток.

Законодатель четко определил, что государственным должностным лицам разрешено принимать на протокольных и иных официальных мероприятиях сувениры только в качестве подарков. С учетом изложенного государственные должностные лица вправе принимать только такие сувениры, которые вручаются им как лицам, занимающим определенные должности и в силу служебных полномочий участвующим в протокольных и иных официальных мероприятиях, но не за совершение каких-либо действий (бездействие) по службе.

Важно также понимать, что ни вид, ни стоимость подарка никак не влияют на юридическую квалификацию действий дарителя и одаряемого. Такие действия независимо от вида и стоимости подарка будут расцениваться как совершенные в рамках гражданско-правовой сделки дарения. Стоимость подарка в виде сувенира имеет значение только для решения вопроса о возможности обращения государственным служащим такого подарка в свою собственность. Поэтому действия государственного служащего по присвоению подарка в виде сувенира стоимостью свыше пяти базовых величин, полученного в связи исполнением служебных обязанностей на протокольном и ином официальном мероприятии, не являются криминальными и не превращают полученный сувенир во взятку. Однако такие действия будут являться незаконными по причине нарушения условия правомерности принятия сувенира - превышения допустимого размера его стоимости.

Незаконными, но не криминальными, будут также действия государственного должностного лица по принятию подарков, которые:

  • не являются сувенирами, хотя и получены на протокольных и иных официальных мероприятиях;
  • являются сувенирами, но получены не на протокольных и иных официальных мероприятиях;
  • не являются сувенирами и получены не на протокольных и иных официальных мероприятиях.

В соответствии с Постановлением Совета Министров №45 государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано письменно в виде заявления уведомлять государственный орган, иную организацию, в которых указанные лица проходят службу или осуществляют трудовую деятельность, обо всех случаях получения имущества с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей и безвозмездно сдавать его по месту службы (работы).

Одновременно с подачей заявления государственное должностное или приравненное к нему лицо в присутствии названного уполномоченного должностного лица передает имущество на хранение материально ответственному лицу в порядке, установленном руководителем государственного органа или иной организации. При этом оформляется акт о приеме-передаче имущества в трех экземплярах. Один экземпляр передается лицу, сдавшему имущество на хранение, второй экземпляр - материально ответственному лицу, принявшему имущество на хранение, третий экземпляр - уполномоченному должностному лицу.

Подарок, предназначенный для организации и полученный ее представителем, подлежит постановке на учет в этой организации в порядке, установленном законодательстве.

Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица.

СПРАВКА

Взятка - это выгода имущественного характера, предоставляемая должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий. Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.).

Термин «подарки» в законодательстве не определен. На практике под подарками, как правило, понимаются подарки, дарение которых является устоявшейся общепринятой традицией (цветы, конфеты, сувениры и т.п.).

В соответствии с ч. 4 ст. 11 УК не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.

Не влияет на квалификацию действий (бездействия) взяткополучателя и взяткодателя и момент передачи взятки - передается она до или после совершения действий (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц (взятка-подкуп или взятка-благодарность).

Если под видом подарка фактически передается взятка за использование должностным лицом своего должностного положения в интересах лица, вручившего подарок, или представляемых им лиц, такие действия будут квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за взяточничество, независимо от размера предоставленного вознаграждения.

Статья 430 УК Республики Беларусь говорит о том, что получение взятки – это принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением.

Речь идет о покровительстве или попустительстве по службе, благоприятном решении вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.

Получается, во-первых, получатель взятки – это не всегда должностное лицо. Во-вторых, данное лицо принимает материальные ценности или выгоды именно в обмен на действие (бездействие), напрямую связанное с его служебными обязанностями.

Подарок же – совсем другое дело: здесь не важна должность его получателя, а сам факт дарения не предусматривает каких-либо ответных действий со стороны одариваемого.

Фото: Александр ЧУГУЕВ, из архива «ВБ», носит иллюстративный характер.
Фото: Александр ЧУГУЕВ, из архива «ВБ», носит иллюстративный характер.

Признаки подарка и взятки

Приведем простой пример: студент отблагодарил педагога коробкой конфет за то, что педагог по заранее имевшейся договоренности завысил ему оценку при сдаче экзамена. Это взятка. Если же студент дарит коробку конфет педагогу без всяких договоренностей, за то, что тот в течении курса проявлял профессионализм и хорошо относился к студенту, адекватно оценивал его знания на экзамене, то это будет просто жест благодарности.

Минимальный размер взятки законом не установлен, поэтому ее размер не влияет на признание деяния преступным. Уголовная ответственность лишь усиливается при крупном или особо крупном размере взятки. Так, что, если при передаче материальных ценностей или оказания услуг имеются перечисленные выше признаки, то и несколько рублей могут считаться взяткой.

Не имеет значения также время, когда взятка преподносится. На практике зачастую имеют место случаи, когда взятки должностным лицам специально передаются в виде подарков на праздники (Новый год, день рождения и др.). Однако при квалификации данных действий правоохранительные органы всегда исходят из мотивов такого «подарка». И если его вручение обусловлено благоприятным решением одаряемым должностным лицом каких-либо вопросов, входящих в его компетенцию, то это уже не подарок, а взятка.

Еще одна ситуация: начальнику от коллектива на день рождения или профессиональный праздник подчиненным работником дарится дорогой подарок. Будет ли данная ситуация считаться взяткой?

Стоит отметить, что подобные подарки могут предусматривать желание дарителя увидеть в будущем от одаряемого лица какую-нибудь ответную реакцию: например, в виде получения премии, или отпуска в июле, а не в январе, или чего-то подобного. То есть как раз то самое «покровительство по службе», о котором говорится в ст.430 УК Республики Беларусь.

Фото pixabay.
Фото pixabay.

Подарки на госслужбе – вещь запрещенная

Руководящим работникам, тем более находящимся на государственной службе, вообще никаких подарков принимать нельзя. Это закреплено в ст. 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Она, в частности, устанавливает, что государственное должностное лицо не вправе принимать подарки, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Это же касается и супругов государственных должностных лиц, их близких родственников и свойственников, совместно проживающих с ними.

Законом Республики Беларусь «О государственной службе» предусмотрено ограничение и по стоимости так называемых «протокольных» сувениров. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства.

Из всего изложенного можно сделать следующий вывод: если одаряемое лицо осознает, что даритель вручает подарок в ожидании от него каких-либо действий по службе, то оно не имеет права принимать такой «подарок» и обязано от него отказаться.

Как не оказаться взяточником?

Ответ прост – не брать. Не стоит забывать, что за получение взятки уголовный закон предусматривает строгую уголовную ответственность, вплоть до 15 лет лишения свободы.

Читайте также: