Является ли сотрудником уис курсант 4 курса

Опубликовано: 17.09.2024

Экономический, культурный и социальный прогресс современного общества обеспечивается рядом факторов, наиважнейшим из которых является образование. Оно должно служить обеспечению адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества. От системы образования напрямую зависит формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала, способного адекватно реагировать на вызовы современности 3.

Динамично меняющаяся социальная действительность требует от системы образования формирования у обучающихся высокой адаптированности как к самому процессу обучения в образовательных организациях высшего образования, так и к последующей профессиональной деятельности. Очевидна необходимость поиска индивидуальных подходов к формированию адаптационных способностей личности в системе образования, поиска оптимальных путей адаптации к образовательному процессу и условиям социума. В системе правоохранительных органов России сегодня создана система профессионального образования сотрудников, которая не имеет аналогов в мире. Она включает в себя свыше 90 образовательных учреждений разных видов начиная с довузовской подготовки граждан в кадетских корпусах и заканчивая послевузовским профессиональным образованием научно-педагогических кадров, которое осуществляется в адъюнктурах и докторантурах образовательных и научно-исследовательских учреждений правоохранительных органов России. Непрерывно совершенствуется и структура ведомственного образования ФСИН России [4; 5].

Актуализируя проблему адаптации к системе ведомственного образования и условиям конкретного вуза ФСИН России вновь принятых на обучение курсантов, мы видим, что возрастает значение педагогической поддержки этого процесса на начальном этапе обучения в ведомственных образовательных организациях и этапе первоначальной подготовки в загородных учебных центрах. Особенно сложно проходит адаптация девушек к условиям, практически идентичным условиям прохождения службы в Вооруженных силах. Если юноши в ходе обучения в школах в некоторой степени готовятся к таким условиям службы, то для девушек адаптация к ним подчас превращается в непосильную задачу. Особую сложность представляют процессы изменения системы ценностных ориентаций, формирование новых межличностных отношений с сослуживцами – «одногруппниками» как женского, так и мужского пола, ограничение возможности общения с близкими родственниками, высокие дисциплинарные требования и др.

Результаты исследования

Анализ современных научных исследований дает основания утверждать, что проблема адаптации курсантов рассматривается с психофизиологических, социально-психологических и психолого-педагогических позиций. Так, Н.Н. Ивашко в своих исследованиях центральной категорией в теории адаптации предлагает считать взаимодействие, предполагающее взаимное влияние объектов друг на друга. Она считает, что «…взаимодействие играет ключевую роль в адаптационных процессах» [6] и определяет адаптацию как «…процесс и результат взаимодействия курсантов с образовательной средой, выражающийся в интериоризации ими норм, правил, требований и ожиданий образовательной среды, в переходе личности [7] из зоны актуального в зону потенциального развития, который является своеобразным микроциклом развития» [8]. Проблемы адаптации в контексте учебной деятельности в образовательных организациях силовых структур в целом, и Федеральной службы исполнения наказаний в частности, рассматриваются в научной литературе с трех основных позиций: как проблемы адаптации личности в целом, как проблемы формирования учебной адаптации курсантов, с точки зрения создания различных типологий адаптированности курсантов [9].

П.Ю. Аксенова использует стадийный подход и рассматривает этапы адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: «начальным звеном в процессе адаптации курсантов к новым условиям вузовского обучения является "реакция первичного ответа", возникающая в результате появления новых для него параметров воздействующей образовательной среды (новая система образования, контроля и требований к курсантам, изменение стиля учебной деятельности, специфические особенности учебно-служебной деятельности и др.) [10]. Это многоуровневая реакция. Затем курсанты начинают привыкать к условиям обучения, включаются индивидуальные психологические программы регулирования взаимодействия с вузом, которые определяются жизненным опытом и личностными особенностями курсантов» [11]. При этом в уже имеющихся научных исследованиях практически не выделяется гендерный аспект этой проблемы, хотя очевидно, что курсантами ведомственных образовательных организаций сегодня становятся не только мужчины, но и девушки, в отношении которых процессы адаптации к условиям обучения изучены недостаточно, не выделены специфические особенности этого процесса, не определены педагогические условия его благоприятного и эффективного протекания.

Очевидно, что при поступлении в ведомственный вуз силовых структур к бывшему ученику школы начинают предъявлять требования, которых нет в школах и даже в «гражданских» образовательных организациях. Они определены спецификой и особенностями обучения в ведомственных вузах. Главной специфической особенностью адаптации курсантов к условиям обучения в ведомственных образовательных организациях силовых структур является наличие ведомственной специфики, условий, приближенных к условиям прохождения военной службы. Все это приводит к трудностям адаптации курсантов, имеющих за своими плечами только опыт обучения в школах, где личностное становление и профессиональное самоопределение проходило в принципиально отличающихся условиях. Адаптация к условиям обучения в Академии ФСИН России может рассматриваться как общее универсальное явление, но в то же время является процессом взаимодействия социума и отдельной личности. Особенности адаптации к условиям обучения в Академии ФСИН России обуславливаются профессиональной спецификой образовательных организаций, содержанием учебно-воспитательного процесса, нормами и требованиями профессорско-преподавательского состава, руководства учебно-строевыми подразделениями, спецификой несения службы [12].

Проведенное нами анкетирование курсантов первого курса юридического и экономического факультетов Академии ФСИН России показало, что в начале обучения в образовательных организациях ФСИН России курсанты (как юноши, так и девушки) испытывают определенные затруднения. Среди называемых причин затруднений в учебной деятельности, помимо затруднений, связанных с изменением режима дня, большой загруженностью по линии несения службы в различных нарядах, недостаточностью времени, отведенного на самоподготовку, условий проживания на казарменном положении, курсанты свои трудности связывают с отсутствием познавательной самостоятельности, недостаточной мотивированностью на учебную и будущую профессиональную деятельность, трудностями вхождения в курсантский коллектив (учебную группу), значительными отличиями в содержании и организации учебного процесса в сравнении со школьным обучением. Среди называемых причин также в 75% анкет присутствует констатация трудностей адаптации к учебному процессу Академии ФСИН России. При этом одновременно курсанты (как юноши, так и девушки) признают наличие трудностей самооценки, самосознания себя как будущего офицера-профессионала, сотрудника уголовно-исполнительной системы.

В Академии ФСИН России создаются определенные педагогические условия для преодоления вышеназванных трудностей адаптации, введен институт индивидуального наставничества, когда за каждым офицером закрепляются курсанты, которые получают возможность в ходе личного контакта, регулярных встреч с наставником обозначать и решать возникающие проблемы в адаптации как к учебной деятельности, так и коллективу учебной группы. Эта педагогическая находка особенно действенна в отношении курсантов первого курса, которые при проживании в общежитиях казарменного типа не имеют возможности обсуждать возникающие проблемы со своими родными и близкими.

Этот и другие педагогические подходы (системный, личностный, деятельностный, диалогический, аксиологический, этнопедагогический и антропологический), применяемые в образовательно-воспитательном процессе Академии ФСИН России, позволяют нам получать значимые позитивные изменения адаптированности курсантов и оперативно решать возникающие в процессе адаптации проблемы.

Обратимся теперь к проведенным нами исследованиям, направленным на выявление трудностей и создание условий для успешной адаптации девушек-курсанток к условиям обучения в Академии ФСИН России. Очевидно, что определенные трудности адаптации курсантов первого курса могут быть выявлены только в ходе экспериментальной работы, с обязательным анализом, широким обсуждением полученных результатов, поиском эффективных мер, способствующих преодолению выявленных трудностей адаптации курсантов. Наряду с общими особенностями адаптации мы ставили себе целью выявление и учет специфических особенностей, характерных для курсантов-девушек. В исследовании принимали участие курсанты 1 курса. Результаты одного из этапов нашей экспериментальной работы приведены в таблице.

Сравнительная характеристика факторов, влияющих на адаптацию курсантов к обучению в Академии ФСИН России

Факторы, способствующие возникновению затруднений в адаптации к образовательному процессу

В соответствии с частью 20 статьи 36 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 30, ст. 4532) и пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2012, N 14, ст. 1615), приказываю:

Порядок зачисления сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (приложение N 1);

Порядок нахождения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы Рудого А.А.

приказом ФСИН России

от 3 февраля 2020 г. N 47

ЗАЧИСЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАСПОРЯЖЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Порядок определяет процедуру зачисления сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - сотрудники) в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС).

2. Сотрудники зачисляются в распоряжение: ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, учреждений, подведомственных территориальным органам ФСИН России (далее - учреждения или органы УИС).

3. Зачисление сотрудников в распоряжение учреждения или органа УИС (далее - зачисление в распоряжение) допускается в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 36 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон), и осуществляется независимо от нахождения сотрудника в отпуске, командировке, освобождения от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью или отсутствия на службе по иным причинам.

4. Сотрудники зачисляются в распоряжение приказом руководителя (начальника) учреждения или органа УИС, имеющего право назначения сотрудников на замещаемую ими должность (далее - уполномоченный руководитель), с одновременным освобождением от замещаемой должности, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.

5. Сотрудники, замещавшие должности высшего начальствующего состава в УИС, зачисляются в распоряжение приказом директора ФСИН России после освобождения их от должности Президентом Российской Федерации.

Сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, зачисляются в распоряжение приказом директора ФСИН России по окончании срока прикомандирования.

Сотрудники, служба в УИС которых была приостановлена, зачисляются в распоряжение учреждений и органов УИС, в которых они проходили службу непосредственно перед ее приостановлением, приказом руководителя (начальника) учреждения или органа УИС, издавшего приказ о приостановлении сотрудником службы в УИС, после окончания приостановления сотрудником службы в УИС.

Курсанты, слушатели, адъюнкты и докторанты образовательной организации высшего образования ФСИН России или научной организации ФСИН России (далее - образовательная организация), окончившие очное обучение или отчисленные до окончания обучения (далее - лица, окончившие обучение или отчисленные до окончания обучения), освобождаются от замещаемых должностей, отчисляются из образовательной организации в связи с окончанием обучения или по иным основаниям и направляются к месту дальнейшего прохождения службы в соответствующее учреждение или орган УИС приказом руководителя (начальника) образовательной организации, как правило, с предоставлением отпуска по окончании образовательной организации.

Со дня прибытия к месту дальнейшего прохождения службы лица, окончившие обучение или отчисленные до окончания обучения приказом начальника соответствующего учреждения или органа УИС, назначаются на должность либо для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или ее прекращения зачисляются в распоряжение.

До назначения лиц, окончивших обучение или отчисленных до окончания обучения на должность либо зачисления в распоряжение, у них сохраняются служебные отношения с образовательной организацией.

6. Приказ об освобождении от должности и зачислении сотрудника в распоряжение также может быть издан вышестоящим руководителем (начальником).

7. В приказе о зачислении сотрудника в распоряжение указываются:

основание, предусмотренное частью 10 статьи 36 Федерального закона для зачисления в распоряжение;

дата зачисления в распоряжение (если дата зачисления в распоряжение в приказе не определена, то датой зачисления в распоряжение является дата издания соответствующего приказа);

сведения о составе денежного довольствия в период нахождения в распоряжении учреждения или органа УИС в соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7608; 2019, N 40, ст. 5488);

наименование учреждения или органа УИС, в которое сотрудник зачисляется в распоряжение;

руководитель (начальник), наделенный полномочиями давать сотруднику поручения (далее - руководитель, уполномоченный давать поручения).

В приказе об освобождении от должности и зачислении сотрудника в распоряжение на него может возлагаться обязанность по передаче дел по должности и устанавливаться срок для исполнения этой обязанности.

8. Сотрудник, зачисленный в распоряжение, должен быть ознакомлен с приказом о зачислении в распоряжение в течение пяти рабочих дней со дня его издания или со дня поступления в учреждение или орган УИС по месту службы сотрудника.

При отказе сотрудника, зачисленного в распоряжение, от ознакомления с приказом составляется акт об отказе сотрудника от ознакомления с приказом о зачислении в распоряжение. В случае отсутствия сотрудника, зачисленного в распоряжение, на службе приказ (выписка из приказа) направляется сотруднику заказным почтовым отправлением в адрес места его жительства (пребывания), указанный в личном деле, на следующий рабочий день после истечения установленного в настоящем пункте срока для ознакомления.

9. При ознакомлении сотрудника с приказом (выпиской из приказа) о зачислении в распоряжение руководитель (начальник) этого учреждения или органа УИС, руководитель, уполномоченный давать поручения, или по его поручению другой сотрудник устно разъясняет ему порядок и особенности прохождения службы во время нахождения в распоряжении, права, обязанности и социальные гарантии. Одновременно до сотрудника доводится в письменном виде уведомление о возможном увольнении по пункту 11 части 2 статьи 84 Федерального закона (в связи с сокращением должности в УИС, замещаемой сотрудником, при отсутствии возможности перемещения по службе либо при отказе сотрудника от перемещения по службе) либо по пункту 12 части 2 статьи 84 Федерального закона (в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа УИС). При необходимости для проведения указанных мероприятий с сотрудником, зачисленным в распоряжение, могут привлекаться представители кадрового, юридического и других подразделений.

приказом ФСИН России

от 3 февраля 2020 г. N 47

НАХОЖДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАСПОРЯЖЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Порядок определяет процедуру нахождения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - сотрудники) в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС).

2. Сотрудники могут находиться в распоряжении: ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, учреждений, подведомственных территориальным органам ФСИН России (далее - учреждения или органы УИС), в течение сроков, установленных частью 11 статьи 36 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон). В срок нахождения сотрудника в распоряжении не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске, предусмотренные Федеральным законом.

3. В период нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа УИС руководителем (начальником) учреждения или органа УИС и руководителем, уполномоченным давать сотруднику поручения (далее - руководитель, уполномоченный давать поручения), совместно с кадровым подразделением учреждения или органа УИС проводятся мероприятия по переводу сотрудника на иную должность либо увольнению его со службы в УИС.

4. Сотруднику, зачисленному в распоряжение по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 7 - 9 части 10 статьи 36 Федерального закона, не менее двух раз должны предлагаться подлежащие комплектованию вакантные должности в учреждении или органе УИС, обязанности по которым он может выполнять с учетом уровня его образования и квалификации, стажа службы (выслуги лет) в УИС или стажа (опыта) работы по специальности, а также состояния здоровья и имеющегося допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в соответствии с перечнем вакантных должностей, предлагаемых для назначения (приложение к настоящему Порядку).

5. Согласие сотрудника с назначением на предложенную вакантную должность оформляется рапортом, поданным им не позднее чем за пять рабочих дней до дня окончания нахождения его в распоряжении.

6. В случае непредставления сотрудником рапорта в срок, установленный пунктом 5 настоящего Порядка, руководитель (начальник) учреждения или органа УИС, имеющий право назначения сотрудника на замещаемую им должность (далее - уполномоченный руководитель), в соответствии с частью 18 статьи 36 Федерального закона решает вопрос о расторжении с ним контракта о службе в УИС и об увольнении со службы в УИС в соответствии со статьей 84 Федерального закона.

7. Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ уполномоченного руководителя о назначении сотрудника на должность, его переводе на службу в другое учреждение или орган УИС, зачислении для обучения на очное отделение, в адъюнктуру, докторантуру образовательной организации высшего образования ФСИН России или научной организации ФСИН России, прикомандировании к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, зачислении в распоряжение по иному основанию, а также о приостановлении службы в УИС либо увольнении со службы в УИС.

Итак, дорогой читатель, если ты не знаком с тюремными жаргонами, воровскими понятиями и вообще не слышал о «культуре АУЕ», то многое из написанного покажется бредом из мира фантастики. Но все, что я здесь скажу, я когда-то видел сам и в чём-то принимал участие.

Маленькие химические лаборатории, «петухи», АУЕ — как работают российские тюрьмы

Начало

Еще во время срочной службы я знал, что в местную колонию постоянно идёт набор новых кадров. Тяжёлые условия труда и специфическая деятельность не привлекает молодые кадры – приходящие на собеседование молодые, как правило, не справляются с предварительным отбором. Обстановка вокруг такова, что из-за низкого культурного развития в посёлке, как и в целом по области, преобладает идеология АУЕ.

В это время шла та самая знаменитая реформа Уголовно-исполнительной системы (УИС). Высокопоставленные чины делили государственные деньги, а исправительные учреждения из-за низкого финансирования не могли найти средств даже на оплату коммунальных услуг. Нашумел случай Александра Реймера – бывшего директора ФСИН, осуждённого за мошенничество и в итоге отправленного в места не столь отдаленные. Реймер с подельниками украли более двух миллиардов рублей средств, предназначенных на приобретение ручных браслетов для отслеживания осуждённых, отбывающих наказание в домашних условиях. На момент написания статьи решался вопрос об освобождении Реймера по УДО.

После демобилизации я позвонил в колонию и вскоре успешно прошёл собеседование. Пообещали хорошую зарплату, стабильный график, оплачиваемые в двойном размере переработки и праздничные.

После успешного прохождения медкомиссии заключил контракт с УФСИН на три года. Поступил на службу в Отдел Безопасности в должность младшего инспектора (это те сотрудники, которые непосредственно работают со спецконтингентом). Выдали форму, провели инструктаж.

Передо мной открылась печальная картина. На 700 человек осуждённых смена состояла всего из нескольких сотрудников. Коллеги рассказали про службу – переработки и праздничные никто не оплачивает, отгулы не дают. Если, не дай бог, возьмёшь больничный, то начальство накинется – позже я в этом убедился.

Пройдя «стакан» (КПП – помещение, где сотрудники и посетители показывают свои документы, проходят досмотр), я вошёл на территорию «зоны».

Сразу ощутил тяжесть атмосферы: даже запах у «зоны» свой, он отпечатался в моей памяти навсегда. Одномоментно почувствовал на себе сотни любопытных и злобных взглядов, которые не сулили для меня ничего хорошего. Ведь и правда, человек чувствует, когда на него смотрят семьсот пар глаз. Мне стало не по себе. Несмотря на это, долгое время я работал на «зоне» беззащитным. Специальные средства не выдаются стажёрам.

Коллеги на месте ознакомили меня с порядком применения специальных средств и физической силы, а также с Правилами Внутреннего Распорядка (ПВР). ПВР – правовой акт, который регламентирует все правила, нормы поведения осуждённых, и который они обязаны соблюдать. Мы же были обязаны знать и требовать беспрекословного выполнения осуждёнными ПВР.

По первоначальной договорённости я должен был работать пятидневный график по 8 часов, а не посуточно, но правила в колонии таковы, что стажёр тоже дежурит сутками из-за катастрофической нехватки кадров.

В ходе инструктажа опытные сотрудники провели меня по территории, показали все ограждения, возможные места побега, подкопа и рывка. Так я узнал о воровских «понятиях»: ни в коем случае нельзя доверять осуждённым.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

Знакомство с «понятиями»

Для меня был проведён мини-экскурс о социальном разделении осуждённых на касты внутри уголовного мира. Объяснили, кто такие чёрные, или блатные. Чёрные (блатные) – осуждённые, категорически отказавшиеся сотрудничать с администрацией колонии, строго соблюдающие «воровские понятия». Эти люди противодействуют администрации колонии, занимаются провокацией в отношении администрации и постоянно нарушают ПВР, в общем, типичные маргиналы. Таких ещё называют «отрицалово».

За частые нарушения на таких лиц сотрудниками ИУ составляется рапорт о нарушении ПВР, чёрных часто отправляют в ШИЗО – штрафной изолятор или «кича» на блатном жаргоне. ШИЗО – помещение для отбывания наказания за постоянные нарушения. В каком-то смысле ШИЗО – это тюрьма внутри тюрьмы, и порядки там соответствующие.

Также существуют ПКТ и ЕПКТ (помещения камерного типа) – там условия отбывания ещё жёстче. В ПКТ изолируют самых опасных нарушителей на длительное время для изоляции от остальных осуждённых. Ещё был ОСУОН – отряд строгого отбывания наказания. Там отбывают осуждённые за терроризм, экстремизм, склонные к побегу и самые злостные нарушители режима, закона и порядка.

Кроме чёрных, есть «красные» или, как их называют блатные, – «козлы». Красные или козлы – это осуждённые, которые подписали документ о сотрудничестве с администрацией ИУ и работают официально или не официально, получая за это зарплату, которая облагается налогом, или же определенные снисхождения со стороны сотрудников.

Последняя каста, самая униженная, бесправная внутри уголовного мира – осуждённые с низким социальным статусом, на блатном жаргоне – «обиженные» или «петухи». Эти люди заняты самой грязной работой – уборкой всей колонии, очисткой туалетов, канализаций, иных отходов жизнедеятельности. На их плечах лежит обязанность сексуально удовлетворять других осуждённых, но, как правило, не бесплатно. Прошу заметить, не все обиженные занимаются таким промыслом, а только единицы – как правило, они гомосексуальны. Ко всем представителям обиженных в тюрьме нельзя ни прикасаться, ни садиться или стоять с ними рядом. Категорически запрещено дотрагиваться до их вещей или принимать от них что-либо. В общем, как я узнал чуть позже, эта колония считается «чёрной», то есть администрация не справляется со своими обязанностями и «зоной» управляют те самые блатные.

Посещая режимные помещения – ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и ОСУОН, – обратил внимание на затертые надписи на стенах и зданиях: Режим, Закон, Порядок.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

Как стажируют молодых

Стажировка длилась три месяца, и служба медом мне не показалась.

Суточные дежурства – это отвратительный график полтора суток через полтора. На службе 25-30 часов, в оставшееся время трёхсуточного цикла – отдыхаешь. Из-за сильного дефицита кадров на меня возложили обязанности полноценного сотрудника, но за зарплату стажера, а она не доходила и до 14 тысяч за полный отработанный месяц.

За 3 месяца я достаточно насмотрелся на бардак и беспредел внутри колонии. Младших сотрудников прессует начальство: лишают премий, проводят «разборы полетов». Начальник всегда прав; если подчинённый провинился, после бессонных суток тащится на ковер к начальству. Каждый день конфликты с осуждёнными, провокации с их стороны и никакой защиты со стороны руководства. Начальники ссылаются на то, что сам виноват.

Однажды на меня напала группа осуждённых. Оборонялся. Начальник снова отчитал как школьника за разбитое окно.

Три месяца стажировки закончились, и меня отправили на двухмесячную первоначальную подготовку в учебный центр. Случился первый серьезный конфуз – работодатель не выплатил командировочные. После выяснения причин пообещали, что в течение учебы все оплатят. Командировочных так и не дождался. Бухгалтерия благополучно потеряла мои бумаги.

Знающие коллеги, с давних пор служащие в колонии, поведали, что есть некий фонд, куда все работники в добровольно-принудительном порядке каждый месяц вносили средства для оказания помощи сотрудникам колонии, столкнувшимся с жизненными трудностями. Однако если сотрудник обращался, деньги никто не выплачивал. На эти средства оплачивались огромные долги учреждения.

Прошла учеба, меня аттестовали. Теперь я настоящий, полноценный сотрудник, знающий НПА, регламентирующие мою работу, и ПВР. Мне выдали ПР-73 (или просто «дубинку»), баллончик с газом «Резеда», наручники и видеорегистратор «Дозор». Не успел я вернуться к себе на службу, как меня снова отправили в командировку в другую колонию – в населенный пункт, где разруха и криминогенная обстановка была ещё хуже, чем в моем городке. И опять не сразу выплатили командировочные, ссылаясь, что денег нет (где-то я это уже слышал).

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

А как дела на других «зонах»?

На месте дислокации поселили в общежитие для сотрудников. Условия спартанские: протекающая крыша, идёт дождь – предметы, лежащие на полу, как кораблики, плавали по комнате. Еду приготовить трудно, а бесплатно никто не кормил. В общем, по-русски, как мы любим говорить. От нового места службы я был в ещё большем удивлении. Разруха, беспредел, бардак. Моя родная «зона» показалась мне вполне законопослушной. В командировку приехали коллеги из других колоний, в том числе тюремный спецназ для наведения порядка. Порядок им навести не дали.

В штабе нас проинструктировали, в чем заключается наша задача. Рассказываю и вам. В эту колонию московское управление ФСИН влило огромные деньги в рамках реформы УИС. Были потрачены миллионы рублей на этот объект местного, а судя по вложениям, и всероссийского достояния. Вопрос, зачем в далёкой глубинке управление потратило столько денег? Может быть, для того чтобы вороватому начальству потом легче сиделось на этой «зоне». Достаточно прочитать в интернете, сколько высокопоставленных чинов этой прогнившей системы было осуждено на тюремные сроки.

Когда мы прибыли на территорию «зоны», взору открылось «прекрасное» зрелище. Основное ограждение разобрано для замены, вместо него только маскировочное – из прогнивших досок с колючей проволокой. Инструменты, стройматериалы лежали без присмотра, и их воровали зэки. Оптокабель в бараках лежал без присмотра, камеры видеонаблюдения, современные замки и инструменты находились в открытом доступе, растаскиваемые администрацией и зэками. Так исчезали сотни тысяч рублей, вложенных в обновление учреждения.

Администрация, с целью избежать больших хищений со стороны осуждённых, беспорядков и ещё хуже – побегов, шла на сговор с лидерами группировок внутри колонии. По некоторой информации от местных сотрудников, на «зону» регулярно завозили женщин с низкой социальной ответственностью. На территории объекта свободно распространялись наркотические, психотропные вещества и алкоголь работавшими там гастарбайтерами из бывших южных республик СССР. Работы по строительству и благоустройству колонии велись без соблюдения правил охраны труда. Никто строителей не контролировал.

Мы проводили обыски в помещениях, на рабочих объектах, пресекали попытки осуждённых заниматься распространением запрещённых предметов, но нам противодействовали сами работники, объясняя, что не нужно провоцировать осуждённых. В конце концов мы опустили руки. Бессмысленно что-то делать, когда начальство запрещает, несмотря на законы, инструкции и правила исполнять свои обязанности.

За все время спецназ заходил на территорию колонии один раз для так называемой Акции Устрашения.

Отработав последние командировочные дни, я попрощался с коллегами и вернулся домой.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

Служба дома

Отдохнув немного, я вернулся на службу в свою колонию. Вновь бардак, беспредел, пресс с двух сторон, конфликты, обыски в отрядах, сопровождение зэков по всей колонии, смены по 27-30 часов, неоплачиваемые переработки.

Отгулов мне не давали, сколько ни просил. Однажды написал рапорт на предоставление отгула, принёс на подпись начальнику отдела. Он прочитал и, смотря мне в глаза, разорвал лист. После каждой смены с нами должны были работать психологи для релаксации после работы. Никто этим не озаботился. Главным психологом была жена заместителя начальника колонии, за два года она выросла в звании со старшего лейтенанта до майора. Сами понимаете, почему руководство спускало все с рук вспомогательным службам.

После близкого знакомства со спецификой службы я понял и узнал многое. Узнал, в том числе, о «не за что» осужденных лицах. Только эти лица насиловали, разбойничали и убивали. Запомните, если человек осуждён по статье за убийство, изнасилование или разбой, то в 99,9% случаев он это совершил.

Но я знал, что есть немало сотрудников, которые проносили запрещённые предметы.

На «зоне» я понял – если человек постоянно говорит, что он честный, принципиальный и добропорядочный, то, скорее всего, он таковым не является.

Я много раз участвовал в обысках, мы с ног на голову переворачивали отрядные бараки. Что только не находили: от самых последних моделей телефонов и ноутбуков до наркотиков и алкоголя.

Сколько раз я видел, как при попустительстве начальников осуждённые переводились из режимных помещений в общие отряды на «сходки» для решения своих дел. Насколько беспомощен рядовой сотрудник – тот самый маленький человек, на чьих плечах лежит вся эта система, гнилая махина! Я был тем самым маленьким человеком. Видел коррупцию, произвол начальства. Знаю, что руководство брало взятки, но ничего сделать не мог. Элементарно боялся сообщать в специальные органы, чтобы не лишиться места работы. Ведь все куплено! И вы поймите – это не в пределах одной лишь колонии или тюрьмы. Так везде. Такова система.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

Исправляет ли исправительная система?

В наше время российская пенитенциарная система представляет собой пережиток советской, но подстроенная под реалии нашего времени.

В отличие от «тоталитарного совка», в «обновлённой демократической России» нет трудовых лагерей, абсолютное большинство осуждённых категорически отказываются работать, но при этом бесплатно и полноценно питается. Так как, согласно статье 4 ТК РФ, принудительный труд запрещён, в том числе в тюрьмах и колониях, то обеспечение бандитов лежит на плечах налогоплательщиков.

Вот я думаю, что осуждённый, который не работает – обуза для государства (не берём в расчёт инвалидов, подростков, малолетних детей и стариков).

Несмотря на лишения, питание на «зоне» налажено так, что в детских домах и во многих школах детишки могут позавидовать.

Согласно отчету УФСИН, один осуждённый обходится в сумму около 60 тысяч рублей в год, а по данным на конец 2019 года, количество осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы, составило около 560 тысяч, не считая детей, живущих с матерями в женских колониях и подростков в воспитательных колониях. Умножьте эти числа друг на друга и получите восьмизначную сумму.
А если прибавить к этому вещевое довольствие, обслуживание различных объектов досуга?

Всё – за счёт трудового человека.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

А теперь, уважаемый читатель, подумай, кто тебя накормит, оденет, обеспечит всем необходимым? Никто. Ты работаешь, чтобы прокормить себя, свою семью и их. В колониях все бесплатно: медицина, питание, одежда, гигиена и досуг. Хочешь, в церковь иди, хочешь, кино смотри на хорошем современном телевизоре с кабельным ТВ. Вот где наступил коммунизм. Пусть и в очень извращённой форме.

Между тем, когда-то осуждённые самостоятельно обеспечивали свои колонии и даже принимали участие в строительстве Беломорканала, Куйбышевской ГЭС, строили заводы, прокладывали железнодорожные магистрали, автодороги, добывали уголь, лес, золото, принимали активное участие в индустриализации в предвоенные годы и в восстановлении страны после Великой Отечественной Войны. За это зеки получали достойную зарплату, а тем, кто работал в тяжёлых условиях, доплачивали надбавки, например 25% в северных условиях. Отбывающие наказание люди тоже принимали участие в строительстве социализма, а не паразитировали на теле Советского государства.

Нынешняя российская пенитенциарная система не является исправительной, несмотря на своё красивое название. Она погрязла в коррупции и кумовстве. Обязательно один начальник – родственник или друг другого высокопоставленного шефа. Все факты нарушения трудового законодательства тщательно скрываются. Знаю случаи, когда сотрудники коллективно писали письмо на имя директора ФСИН с жалобой на недостойную оплату труда. Вместо повышения, работников лишили премий. Писали в прокуратуру и трудовую инспекцию, везде отписки. Как говорится, «рука руку моет».

Работа в учреждениях поставлена так, что вместо исправительной работы с осуждёнными сотрудники занимаются отчетностью. Начальник отряда, приходя на работу в 9 утра, 8 часов занимается бумажной волокитой и потом, как правило, за свой счёт идёт работать непосредственно с осуждёнными. Домой возвращается поздно вечером или вообще ночью. За переработанные часы никто в этой системе не платит. Считаю, что это все и есть причины отсталости нашей уголовно-исполнительной системы.

Российская зона. Фотографии Ольги Салий

Как я увольнялся из УИС и судился с УФСИН

Отслужив три года, я попросил перевод на другую должность – отказ. В конечном счёте решил уволиться. Перед увольнением обратился к юристу и подал в суд на УФСИН. Нарушив статью 140 ТК, УФСИН не выплатил мне заработную плату, компенсацию за невзятый отпуск и ещё некоторые выплаты, положенные внутренними приказами. Только во время судебных тяжб, длившихся месяц, мне вернули положенную сумму.

Судебное дело выиграл и был этим горд, я одержал маленькую победу над огромной системой. Невыплаченные командировочные, о которых я рассказывал ранее, выплатили только через год, после повторного суда с УФСИН, где я снова одержал победу. Из-за отсутствия нужного опыта совершил много ошибок, но какие, я узнал только после суда.

Вишневецкий А.
Фотографии взяты из интернета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Статья 17. Право поступления на службу в уголовно-исполнительной системе.

1. На службу в уголовно-исполнительной системе вправе поступать граждане не моложе 18 лет (за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи) независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.

2. Зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме в должности курсанта является поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе. В образовательные организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет, но не моложе 16 лет на дату зачисления.

3. Предельный возраст поступления на службу в уголовно-исполнительной системе устанавливается:

1) для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе - 40 лет;

2) для поступления в образовательные организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме по программам бакалавриата и программам специалитета в должности курсанта - 25 лет.

4. Возрастные ограничения для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе граждан, ранее проходивших службу в уголовно-исполнительной системе или в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, установленными статьей 91 настоящего Федерального закона.

5. Гражданин не может быть принят на службу в уголовно-исполнительной системе в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 9 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он:

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествующего дню поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, подвергался в судебном порядке административным наказаниям за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в уголовно-исполнительной системе), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу в уголовно-исполнительной системе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

5) не согласен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) не дал письменного согласия на обработку своих персональных данных в целях изучения возможности приема его на службу в уголовно-исполнительной системе.

6. Граждане, поступающие на службу в уголовно-исполнительной системе, проходят в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, психофизиологические исследования, тестирование, направленные на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

7. Иные ограничения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, могут быть установлены только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Статья 18. Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе.

1. Для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе гражданин лично представляет в учреждение или орган уголовно-исполнительной системы:

1) заявление с просьбой о поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе (на обучение в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы) по форме, установленной федеральным органом уголовно-исполнительной системы (далее - заявление);

2) паспорт гражданина Российской Федерации;

3) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации;

4) собственноручно написанную автобиографию;

5) документы об образовании и (или) о квалификации;

6) документы воинского учета - для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу;

7) трудовую книжку, за исключением случая, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые либо если трудовая книжка утрачена, или заверенную работодателем копию трудовой книжки, если гражданин на момент представления документов работает;

8) уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

9) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством Российской Федерации;

10) согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений;

11) согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в уголовно-исполнительной системе;

12) сведения, предусмотренные статьей 20.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

2. Документы, не указанные в части 1 настоящей статьи, представляются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Документы, указанные в пунктах 2 и 5 - 8 части 1 настоящей статьи, после заверения их копий уполномоченным должностным лицом возвращаются гражданину в день их представления.

4. Порядок приема документов для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе и перечень должностных лиц, имеющих право принимать указанные документы, утверждаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Статья 19. Рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, и принятие по ним решений.

1. Перечень уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, и принятия по ним решений, утверждается федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

2. Уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.

3. Срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен уполномоченным руководителем на срок до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина.

4. По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в уголовно-исполнительной системе, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленных на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:

1) заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;

2) допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в уголовно-исполнительной системе;

3) заключить с гражданином контракт без условия об испытании;

5) отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в уголовно-исполнительной системе, приеме на службу в уголовно-исполнительной системе или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме.

5. О принятом в соответствии с частью 4 настоящей статьи решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.

6. Порядок проведения проверок, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Статья 24. Испытание при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе.

1. Для гражданина, поступающего на службу в уголовно-исполнительной системе, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в уголовно-исполнительной системе, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 11 и 12 настоящей статьи.

2. По результатам прохождения испытания на основании ходатайства непосредственного руководителя (начальника) срок испытания может быть сокращен.

3. Сотрудник, проходящий испытание, назначается на соответствующую должность в уголовно-исполнительной системе без присвоения ему специального звания, исполняет служебные обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в уголовно-исполнительной системе и условиями контракта.

4. Сотруднику, проходящему испытание, не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Сотрудника, проходящего испытание, запрещается привлекать к участию в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.

5. Сотрудник, проходящий испытание, наряду с исполнением обязанностей по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников, назначенного приказом уполномоченного руководителя. Порядок организации индивидуального обучения сотрудника, проходящего испытание, изучения его личных и деловых качеств и порядок оценки результатов индивидуального обучения сотрудника, проходящего испытание, устанавливаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

6. Не позднее чем за 14 дней до окончания срока испытания непосредственный руководитель (начальник) сотрудника, проходящего испытание, подготавливает заключение в письменной форме об исполнении им служебных обязанностей в период испытания (далее - заключение). Заключение после ознакомления с ним сотрудника, проходящего испытание, представляется на утверждение соответствующему уполномоченному руководителю.

7. Заключение должно содержать один из следующих выводов:

1) о признании сотрудника, проходящего испытание, выдержавшим испытание;

2) о признании сотрудника, проходящего испытание, не выдержавшим испытания.

8. На основании заключения уполномоченный руководитель не позднее чем за три дня до окончания срока испытания принимает одно из следующих решений:

1) о присвоении сотруднику, выдержавшему испытание, специального звания;

2) о расторжении с сотрудником, не выдержавшим испытания, контракта и увольнении его со службы в уголовно-исполнительной системе.

9. Сотруднику, проходящему испытание, в срок испытания не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и другие периоды, когда он фактически не исполнял служебные обязанности. В указанных случаях срок окончания испытания устанавливается с учетом периодов временной нетрудоспособности сотрудника, проходящего испытание, а также времени его отсутствия на службе по иным уважительным причинам и оформляется правовым актом уполномоченного руководителя.

10. Срок испытания засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе.

11. Испытание не устанавливается:

1) для граждан, назначаемых на должности высшего начальствующего состава;

2) для граждан, поступающих в образовательные организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме;

3) для граждан, назначаемых на должности по результатам конкурса.

12. По решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя испытание может не устанавливаться для граждан, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий.

Библиографическая ссылка на статью:
Пантелеев В.А. Негативные факторы, влияющие на сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или оружия // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25910 (дата обращения: 17.05.2021).

К личности сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее –УИС), предъявляются определенные требования. Это необходимо для того, чтобы в случае необходимости он (она) действовал правомерно, в соответствии с законодательством. Необходимыми качествами, показателями профессионализма сотрудника являются: навыки и умения: применять физическую силу; грамотно обращаться со специальными средствами, табельным оружием и готовность вести огонь на поражение.

Для детализации психологических аспектов, включенных в процесс несения службы с оружием, необходима опора на структуру деятельности, в рамках которой специалист – субъект деятельности реализует свои профессиональные задачи.

Исследование деятельности в рамках системного подхода предполагает выделение предмета, средств и условий в которых она протекает и которые рассматриваются для того чтобы понять процессы, состояния и свойства субъекта деятельности.

С.Л. Рубинштейн [1] под деятельностью понимает сознательную и целенаправленную активность субъекта, состоящую из ряда актов действий или поступков. Через деятельность человек реализует свои цели, формирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности.

Выбор перечисленных подходов обусловлен их максимальной содержательностью в части определения структурных элементов, лежащих в основе успешности профессионала: создание необходимых условий деятельности; четкое понимание предмета деятельности; зависимость результатов деятельности от процессов, состояний, свойств, мотивов субъекта деятельности, степени овладения им средствами реализации; четкое представление о необходимых действиях и операциях.

Таким образом, психологический аспект, определяющий характер готовности специалиста к любой деятельности, в полном объеме зависит от условий, в которых эта деятельность протекает. Особые условия, о которых идет речь, когда мы анализируем службу сотрудника УИС, предъявляют дополнительные требования к личности профессионала. Эти условия продиктованы как ведомственными нормативными правовыми актами, так и специфическими условиями труда, включающими экстремальные факторы. Говоря о ведомственных актах, мы в первую очередь должны иметь в виду ряд регулируемых ими ограничений в служебной деятельности сотрудников: запреты на сон, отправление естественных надобностей, приём пищи и другое, что существенно усложняет протекание процессов жизнедеятельности у сотрудников и формирует психическую напряженность. Кроме перечисленных факторов, уместно обозначить такие экстремальные факторы, как монотонность, рассогласование ритма сна и бодрствования, нарушение суточной периодичности, условия лимита и дефицита времени для принятия решения, угроза для жизни со стороны преступного контингента.

К параметрам, увеличивающим степень экстремальности служебной деятельности например сотрудников подразделений охраны ФСИН России, относятся розыск и задержание лиц, совершивших побег из исправительного учреждения (далее – ИУ), пресечение (ликвидация) массовых беспорядков, отражение нападения на охраняемый объект, обезвреживание преступников, захвативших заложников, и др. Данная специфика деятельности дополняется стресс-факторами опасности, внезапности, неопределенности, новизны, средств и способов реализации деятельности в экстремальных условиях [2].

Исследуя перечисленные факторы как один из аспектов деятельности, целесообразно оценить психологические аспекты личности, способные обеспечить успешность профессионала. В первую очередь, учитывая особый характер условий, к данным требованиям должны быть отнесены параметры стрессоустойчивости, высокие адаптационные возможности сниженный порог к воздействию экстремальных факторов.

Средством труда сотрудника отделов охраны, конвоирования является оружие. Служба с оружием и постоянная готовность применить его на поражение наполняет служебную деятельность дополнительным стрессогенным содержанием.

На современном этапе развития российского законодательства разработано большое количество нормативно правовых актов, регламентирующих порядок действий с огнестрельным оружием. Данная форма деятельности предусмотрена Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными от 30.08.1955, Кодексом поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17.12.1979, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказание в виде лишения свободы», Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральным Законом «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ, Инструкцией по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и др.

Однако остается большое количество параметров рассматриваемой деятельности, которые отдаются на откуп человеческому фактору. Об этом свидетельствуют предусмотренные ограничения, связанные с применением огнестрельного оружия, которые выражаются в следующих формулировках: «пределы необходимого противодействия» [3], «только в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными или не дают каких-либо надежд на достижение намеченного результата», «сводить к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений» [4], «предупредить о намерении использования оружия, предоставив нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований», «если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные настоящей статьёй основания для его применения» [5].

Таким образом, в ситуации применения оружия сотрудник всегда делает осознанный выбор причинения вреда другому человеку. Это решение, несмотря на имеющуюся нормативную базу, носит субъективный характер, поскольку юридически обозначенные ситуации его использования в ряде случаев имеют размытую формулировку. Такие понятия как «соразмерность», «достаточность», требование «насколько это возможно, использовать ненасильственные средства», «причиненный вред должен быть ровно таким, чтобы предотвратить или пресечь какие-либо деяния», применение оружия в случае «отсутствия надежды на достижение намеченного результата», не предполагает внятных инструкций, в каждой конкретной ситуации подразумевают субъективную оценку происходящего профессионалом. При этом «надлежащее исполнение или неисполнение обязанности, злоупотребление полномочиями, превышение власти всегда является нарушением определённого нормативного акта и влечет за собой правовые последствия, вплоть до уголовной ответственности» [6].

Таким образом, правовой аспект применения оружия в отдельных ситуациях нарушает базовую потребность специалиста в безопасности и формирует чувство неуверенности в совершаемых профессиональных действиях, а в отдельных случаях – страх перед использованием оружия.

Знание сотрудником законодательной базы, с одной стороны, дает уверенность в действиях, с другой – является источником сомнений и неуверенности в правильной классификации сложившейся обстановки, что может снижать эффективность его служебной деятельности. Данные предложения находят частичный отклик на практике. Из бесед с сотрудниками отдела охраны следует, что препятствием для эффективного использования оружия для сотрудника являются опасения за юридические последствия данного действия. Проведенное сотрудниками НИИ ФСИН России в 2009 году исследование, в котором приняли участие 2000 сотрудников подразделений охраны и конвоирования, показало, что более 30% отпрошенных считают действующую нормативную базу несовершенной, и требующей уточнения и изменения в части расширения объема прав и полномочий сотрудников [7].

Таким образом, четкое представление о границах своей компетенции и способность принять решение в условиях дефицита времени являются одним из ведущих требований к деятельности сотрудника УИС, что потенциально усиливает профессиональную нагрузку и увеличивает стрессовую составляющую служебной деятельности. Помимо стрессоустойчивости, специфика деятельности, связанной с использованием оружия актуализирует такие психологические особенности личности сотрудника, как оперативность мышления, решительность, умеренная склонность к риску с выраженными показателями осторожности, низкие показатели тревожности, преобладание интеллектуального контроля над эмоциональными реакциями.

Наряду с условиями и средствами деятельности ключевыми параметрами, определяющими успешность, являются мотивы, цели, представления о будущем результате, о средствах его достижениях.

Уровень сформированности мотивации и целеполагания находит свое отражение в готовности специалиста к определенным профессиональным действиям, что, в свою очередь, предопределяет успешность в достижении результата. Здесь актуальность приобретает рассмотрение понятия готовности к профессиональной деятельности, в целом и деятельности связанной с применением оружия, в частности. Введение данного понятия в сферу базовых психологических аспектов характеристики сотрудника, несущего службу с оружием, позволит существенно расширить представление о необходимых для данного вида деятельности личностных особенностях.

Обзор литературных источников показывает, что структура психологической готовности имеет динамический характер и её сущность может быть раскрыта только с учетом структурных компонентов. Среди компонентов психологической готовности выделяются следующие личностные характеристики:

1) мотивационные – потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности , стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

2) познавательные (ориентационные, оценочные, когнитивные) – понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка её значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки;

3) эмоционально-волевые – чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление, управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни;

4) поведенческие (операционные) – четкое усвоение алгоритма действий, необходимых для выполнения задачи.

В экстремальных ситуациях психологическая готовность – обязательное условие для осуществления деятельности, предпосылка достижения профессионального мастерства. Наличие психологической готовности к деятельности выполняет функцию, предохраняющую от стресса, формируя вектор активности, избирательность и предрасположенность к определенному образу действия [8]. Формирование перехода потенциальных возможностей в реальные достижения – одна из ведущих функций психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях.

Ситуация неопределенности (необходимость применения оружия может возникнуть, а может и не возникнуть) на фоне усложненных условий служебной деятельности, характеризующих работу сотрудника, предъявляет особые требования к уровню психологической готовности. В данном контексте устойчивость психологической готовности будет зависеть от следующих личностных особенностей: способности к оперативности мышления; высокой переключаемости внимания; закрепленного на уровне знаний, умений, навыков алгоритма действий в профессионально значимой ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях, когда от сотрудника УИС требуется применить физическую силу, специальные средства или оружие он находится в состоянии, когда на него воздействует множество факторов, которые необходимо учесть, что замедляет скорость принятия решения, а иногда способно привести к ошибке. На наш взгляд фактором, который негативным образом сказывается на сотрудниках, является размытость формулировок предложенных законодателем. Таких как: «пределы необходимого противодействия», «только в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными или не дают каких-либо надежд на достижение намеченного результата», «сводить к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений», «предупредить о намерении использования оружия, предоставив нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований», «если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные настоящей статьёй основания для его применения».

Читайте также: