Являются ли работники мфц госслужащими

Опубликовано: 17.09.2024

Все чиновники в одном окне: сделает ли реформа МФЦ нашу жизнь проще

Взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется МФЦ без участия заявителя. Это значит, что можно будет подать все необходимые документы в одном месте, а не ходить по разным ведомствам. Сотрудники сами свяжутся с ответственными органами. Заявителя попросят показать только обязательные документы, которые обычно люди хранят дома. Все прочие справки соберут сами.

Многофункциональный центр не является технологическим проектом: он преобразует подход государственных служащих к работе с клиентами, а также предоставляет служащим все необходимые инструменты для качественной работы с заявителями. Создание МФЦ выводит на качественно новый уровень процесс предоставления населению государственных и муниципальных услуг.

Перейти к основному содержанию. Услуги Поиск услуг По органам По жизненным ситуациям. О центре. Обратная связь. Вопрос-Ответ Отзывы Опросы. Зачем нужен МФЦ? Каковы преимущества МФЦ? Офисы ТОСП. Анкета мониторинга по опросу заявителей услуг. Анкета оценки качества Контакт-Центра.

Все сообщения на тег – МФЦ

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Документы россиян хранятся в МФЦ в открытом доступе

Если вам хамят в МФЦ, необоснованно отказывают в оформлении документов или решении вопроса, гоняют за одинаковыми справками, то знайте: скоро это может дорого обойтись чиновникам и служащим. Если законопроект, предлагаемый Минфином, примут, за недобросовестное выполнение обязанностей госслужащий лишится месячного оклада.

Это быстро и бесплатно! При устройстве на новую работу такой сотрудник обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте службы. Это правило касается не всех служащих, а только тех, кто отвечает двум условиям:. Об этом говорится в части 2 статьи 12 Закона от 25 декабря г. Так, для федеральных государственных служащих перечень утвержден Указом Президента РФ от 18 мая г.

Для государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих соответствующие перечни разрабатывают и утверждают органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Такой порядок следует из положений и пунктов 1, 4 Указа Президента РФ от 21 июля г. Контакты Для того чтобы воспользоваться услугами МФЦ, вы можете посетить офис лично либо выяснить все вас интересующие вопросы по телефону или по электронной почте.

Контакты конкретного локального МФЦ, адреса следует искать непосредственно на сайте определенного центра. Вывод Многофункциональные центры — отличное решение, позволяющее существенно экономить собственное время и эмоциональные силы. Воспользуйтесь и вы упрощенной системой получения государственных услуг. Несомненно, вы почувствуете разницу.

А возможно, именно МФЦ сможет стать подходящим местом для вашего трудоустройства. Федеральными законами может быть предусмотрена иная организационно-правовая форма многофункционального центра; У вас не останется вопросов о образце стажировочного листа по охране труда после прочтения статьи по ссылке. Такой подход к делу не только позволяет гражданам лучше понять, как провести ту или иную операцию, но и способствует борьбе с халатностью или коррупцией;.

Обычно при обращении напрямую в отделение госслужб вам приходится ждать оказания услуги вплоть до её максимального срока. МФЦ же работает намного быстрее и вовремя уведомляет своих клиентов;. В целом с МФЦ несколько проще работать — в центре всегда есть консультанты, автоматы для оплаты госпошлин, стенды с инструкциями и полезной информацией и многое другое.

Дресс-код помог изменить мнение населения о том, что представляют собой государственные структуры. Какое образование нужно для работы в МФЦ?

Специальное обучение предоставляется непосредственно после трудоустройства. С чем это связано? Регулярно увеличивается количество услуг, которые оказываются центром, в них вносится множество изменений. Сотрудникам постоянно требуется быть в курсе происходящего. Работодатели могут ознакомиться с соответствующими перечнями должностей государственной или муниципальной службы на официальных сайтах органов федеральной или региональной государственной власти, а также органов местного самоуправления, в которых новый сотрудник ранее проходил службу.

Информацию о включении той или иной должности в перечни можно также получить по запросу в федеральных или региональных органах власти или местного самоуправления, в которых сотрудник ранее проходил службу. Это важно, потому что о заключении трудового договора с таким сотрудником работодатель должен сообщить по последнему месту службы. Обязательность уведомить может возникнуть и в том случае, если организация привлечет бывшего государственного или муниципального служащего выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовому договору.

За неуведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего или о заключении с ними гражданско-правового договора предусмотрена административная ответственность ч. Ответственность по статье При этом общий срок давности для привлечения к ответственности за нарушения в части уведомления о приеме на работу бывших госслужащих составляет 6 лет ч.

Это отмечают и суды, см. Каждый человек, проживающий в России, ежедневно сталкивается с ситуациями, для решения которых нужны справки, документы и многое другое. В этой статье мы расскажем вам, что такое МФЦ и какие операции он выполняет.

Органом государственной власти или органом местного самоуправления такие МФЦ не являются. Работники МФЦ не являются государственными или муниципальными служащими. Работа в МФЦ: отзывы сотрудников о руководстве, зарплате и режиме работы повышение качества и доступности государственных услуг; сокращение сроков предоставления услуг; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и межведомственной координации; повышение открытости и прозрачности для общества.

Функции центра Итак, МФЦ занимается реализацией следующих пунктов: Итак, многофункциональные центры становятся незаменимыми для граждан Российской Федерации.

Всех органов вместе взятых, от которых вы получаете гос. Это нереально! Ошибки в таких случаях неизбежны! Если что, прошу прощения! Нервные и переживательные граждане всегда были, есть и будут. За это время он набирается определенных знаний и навыков, которых требует работа в МФЦ.

Отзывы сотрудников также рассказывают, что в конце обучения придется пройти тестирование. Существует определенный проходной балл. Если вы его не наберете, то не сможете сохранить за собой рабочее место. Требования, которые руководство предъявляет к новым работникам, являются достаточно жесткими, однако описанный метод обучения во много раз качественнее и эффективнее предыдущего. Автор: Алла. Причем это не начальники и не руководители.

Придется текст разделить, не пропускает. Боже упаси идти работать в мфц. Тест о любимом празднике. Если пойти работать в орган власти СПб, то спустя планируемый срок наверняка будете получать не минималку по декрету, как пишут, а максимум. С 1 ноября этого года перечень услуг населению будет существенно расширен:. По пунктам объясню, почему ни за что и никогда я не вернусь туда обратно. Или как будет угодно начальнику: Например, в среду и в воскресенье-выходные.

Два дня по 12 часов отработали? На сл день спите, остался еще один день отдыха, Работники мфц. Здесь два подводных камня: Итог- скандал, твои испорченные нервы. Ибо убегают те, кто более менее не зависим! Она бывает раз в квартал. Здесь начинается самое интересное. В Как составить завещание на квартиру неделю перед. И обязательно что-нибудь пойдет не так!

Ну или какую-нибудь жалобу на тебя накатают Где ты сидишь после рабочей смены госслужащими 8 вечера и слушаешь тот бред, который тебе вообще не упал! До 10 вечера, например. А завтра снова на являются Да и куда расти, если выше тебя только звезды? Ее надо покупать, если не хочешь вспреть в синтетике, которую выдадут один раз. На деле можешь рассчитывать только на свой оклад, который гарантирован! Если может работать человек с другими знаниями госслужащими способностями?

Написанное относится к Москве. Советская гавань, работаем пол годазп 23 тысработа в принципе нравитсянапрягает белый верх, народу пока приходит не так много.

Премий пока не видели кроме как Нового года, рублей Вечно обещают, но на Раюотники ничего. Гость Девочки которые работают являютчя мфц подскажите пожалуйста где можно посмотреть вакансии?! Железнодорожный в ужасе от ЗП и от графика. Получаем копейки а работаем каждый день до Девочки а подскажите как вообще работать в мфц если нет опыта работы в подобной сфере.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной Схема нумерации лицевых счетов службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы. Конфиденциальная информация в любых ее формах и видах тщательно охраняется законом от несанкционированного доступа к ней посторонних лиц.

Поэтому последствия разглашения таких сведений более чем серьезны — вплоть до уголовной ответственности, которая в том числе выражается и в лишении свободы. Подробнее о том, что такое конфиденциальность и чем грозит ее нарушение, читайте в настоящей статье. Конфиденциальность информации — что это значит Виды конфиденциальной информации Работники мфц являются госслужащими за разглашение конфиденциальной информации Конфиденциальность информации: Подскажите, относятся ли люди, работающие в ОВД к госслужащим?

Работники мфц являются госслужащими. В Пенсионный- открытая вакансия,без конкурса,в штат. Работники мфц являются госслужащими собственно интересно- стОит ли стремиться Работники мфц являются госслужащими на госслужащего? Или в Пенсионном Проведение инвентаризации на предприятии неплохо? На мой взгляд ГС всегда лучше работы ГУ, но это лирика.

Резерв- это всего лишь резерв, это не вакансия. Если других вариантов нет — идите в ПФ, а там наберетесь опыта и тогда сможете претендовать на хорошую должность в ГС. Правда не менее 4 лет в общей сложности должен быть стад работы по специальности.

Специальность получают со дня выдачи диплома.

При устройстве на новую работу такой сотрудник обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте службы. Это правило касается не всех служащих, а только тех, кто отвечает двум условиям:.

Адреса, телефоны и режим работы центров можно найти на их официальных сайтах и на порталах государственных услуг каждого региона. Затем Вы можете поискать вакансии на сайте, но лучшим вариантом я считаю обратиться на прием к предполагаемому работодателю. На приеме Вы можете рассказать о вашей цели, о себе, заинтересовать предполагаемого работодателя. В других регионах структуры могут отличаться, но в любом случае, мы видим, что МФЦ — большая организация с разветвленной структурой и большим разнообразием вакансий и требуемых профессий.


Свыше 700 руководителей центров госуслуг за год прошли оценочные мероприятия в Университете Правительства Москвы. Из них 51% был рекомендован к зачислению в кадровый резерв. По каждому сотруднику был составлен письменный отчет с указанием уровня развития его компетенций, сильных и слабых сторон. Это поможет назначать на ключевые позиции кандидатов из внутреннего резерва с четким пониманием их потенциала и возможностями дальнейшего роста.

Проект по формированию кадрового резерва был запущен в феврале 2017 года и успешно реализован Центром кадровой диагностики Университета Правительства Москвы. Его цель — составить пул перспективных сотрудников, способствовать развитию потенциала руководящего состава центров «Мои документы».

«Формирование кадрового резерва необходимо прежде всего для снижения текучести кадров, повышения лояльности персонала к организации. Это помогает сохранять корпоративную культуру и транслировать ее новым сотрудникам. При наличии кадрового резерва становятся прозрачными карьерные перспективы работников, что дополнительно мотивирует их на дальнейшее развитие. Экономятся ресурсы на подбор, адаптацию и обучение новых работников. Вакансии занимают уже подготовленные специалисты, разделяющие миссию и ценности организации», — поясняет директор Центра кадровой диагностики Университета Правительства Москвы Ольга Жданова.


Отметим, что в столице сегодня работают 127 центров «Мои документы» во всех районах Москвы и один флагманский офис. Ежедневно 7000 сотрудников обрабатывают запросы 70 тысяч посетителей, предоставляя более 170 государственных услуг.


Перед тем, как приступить к оценке, в 2016 году провели не менее важную работу. Была разработана модель компетенций сотрудников центров госуслуг. В ней отражены личностные и деловые качества, а также навыки, необходимые для успешного выполнения рабочих задач. Кроме того, эта модель учитывает уникальную корпоративную культуру организации, основанную на миссии и системе ценностей.

Для разработки модели компетенций исследована деятельность центров госуслуг: изучены документы, регламентирующие работу сотрудников, а также стандарты обслуживания заявителей. Были проведены интервью с успешными руководителями. В результате наиболее значимые для эффективной работы качества и навыки вошли в модель компетенций центров госуслуг.


Как проходила оценка персонала для формирования кадрового резерва

Уже на основе модели компетенций в 2017 году была разработана процедура Центра оценки для руководителей районных МФЦ.

Начиная с февраля 2017 года было проведено 69 Центров оценки. В процедуру вошли следующие инструменты:

  • упражнения деловой игры, моделирующие элементы рабочих ситуаций, с которыми могут столкнуться руководители центров госуслуг: групповые дискуссии, парные ролевые игры («руководитель — подчиненный», «сотрудник — заявитель»), индивидуальные кейсы для решения управленческих задач;
  • тестирование: тест интеллектуальных способностей, личностный и мотивационный опросники;
  • индивидуальное интервью по оценке компетенций;
  • анкета-опросник о профессиональном развитии.

На Центре оценки участники оценки могли проявить:

  • личностные и деловые качества, необходимые во взаимодействии с клиентами, работе в условиях непрерывных изменений и многозадачности, стрессовых ситуациях;
  • знание и принятие особенностей корпоративной культуры организации (приоритет качественного сервиса, стремление постоянно повышать эффективность рабочих процессов, нацеленность на сотрудничество между работниками);
  • менеджерские навыки (умение транслировать приоритеты компании, прививать сотрудникам корпоративную культуру; способность эффективно внедрять изменения; умение оперативно перестраивать планы, перераспределять ресурсы; навыки мотивации и развития персонала; самостоятельность в принятии решений).


На первом этапе оценку прошли 255 руководителей и заместителей руководителей районных центров госуслуг. Из них 57% были рекомендованы к зачислению в кадровый резерв.

На втором этапе оценивались 458 начальников отделов и их заместителей. Из них 45% были рекомендованы к зачислению в кадровый резерв.

«По итогам оценки мы определили 4 категории резерва. Сотрудники в них отличаются по уровню развития управленческих компетенций, способностей и мотивационной готовности расти по карьерной лестнице. Такое деление позволяет эффективно использовать средства на развитие резерва, есть возможность делать это с учетом индивидуальных особенностей сотрудников», — рассказывает специалист по оценке персонала, руководитель проектов Центра кадровой диагностики и развития персонала Алина Хмара .

  • «Золотой резерв» . В него вошли руководители, которые в ближайшее время могут занять более высокие управленческие позиции, способны существенно повысить эффективность работы вверенного им подразделения, реализовывать новые, сложные проекты, обладают уровнем развития компетенций и потенциалом роста выше среднего либо высоким.
  • «Оперативный резерв» . Руководители будут способны занять вышестоящие позиции в перспективе 1–1,5 года после прохождения индивидуальных программ развития. Могут оперативно повысить собственную эффективность, расширить сферу своей ответственности и способны успешно решать более масштабные и сложные задачи. Обладают потенциалом роста выше среднего уровня.
  • «Перспективный резерв» . Включает в себя руководителей, которые будут способны занять вышестоящие позиции в перспективе 1,5–3 года после прохождения индивидуальных программ развития. Они могут со временем повысить собственную эффективность. Обладают чуть более низким уровнем развития компетенций по сравнению с сотрудниками «Оперативного резерва».
  • «Долгосрочный резерв» . В нем находятся руководители, которые способны повысить свою эффективность в долгосрочной перспективе 3–5 лет. Нуждаются в обязательном прохождении программ развития в области управленческих, деловых и корпоративных навыков.

По каждому участнику сформирован индивидуальный отчет, включающий рекомендации по развитию и совершенствованию деловых качеств.

Дальнейшая работа с центрами госуслуг

В 2018 г. на регулярной основе планируется проводить оценку вновь назначенных руководителей и начальников отделов районных центров госуслуг. Это позволит определять их управленческий потенциал, а также помогать в планировании их развития и карьерного роста.

Фото: Кристины Козулицыной и пресс-службы ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы».

МФЦ – это не только связующее звено между получателями государственных и муниципальных услуг и уполномоченными оказывать их органами. Это ещё и место трудоустройства большого количества специалистов, работающих по различным направлениям.

Можно много дискутировать насчёт того, насколько престижна и высокооплачиваема эта работа, сами работники МФЦ отзываются о ней по-разному. Если этот род деятельности привлекает, то можно заняться поиском работы на официальном сайте МФЦ «Мои документы» . В этом обзоре расскажем об особенностях трудоустройства в многофункциональных центрах.

  • 1 Как устроиться на работу в МФЦ
  • 2 Вакансии МФЦ
  • 3 Резюме на работу в МФЦ
  • 4 Плюсы и минусы работы в МФЦ
  • 5 Отзывы сотрудников о работе в МФЦ

Как устроиться на работу в МФЦ

Люди устраиваются на работу в МФЦ по-разному: одни ищут вакансии самостоятельно, другие приходят по рекомендациям знакомых. Второй вариант более предпочтителен, поскольку о месте трудоустройства можно получить информацию из первых рук, но далеко не у всех есть такая возможность.

Поэтому устроиться на работу в единый центр документов следует через поиск вакансий. Чтобы найти подходящую вакансию и попасть на работу в МФЦ «Мои документы», рекомендуем:

  1. Перейти по этой ссылке.
  2. Выбрать регион из списка.Выбор региона России для поиска работы в МФЦ
  3. Выбрать населённый пункт.Выбор необходимого города для работы в МФЦ
  4. Выбрать МФЦ и перейти на его сайт по ссылке.Переход по ссылке на сайт нужного МФЦ
  5. Найти раздел вакансий и ознакомиться с ними.Вакансии на сайте МФЦ

Для работы нужно знать специфику предмета деятельности в выбранном направлении, обладать необходимыми навыками и свойствами характера. Кроме того, следует быть готовым пройти тестирование на прием на работу в МФЦ.

  • выписки трех видов: полная информация об объекте недвижимости, выписка о характеристиках и правах, выписка о переходе прав;
  • срок выполнения – от 30 минут;
  • не нужно переплачивать за госпошлину (350-700 руб).

Вакансии МФЦ

Все вакансии в многофункциональном центре можно условно разделить на две группы – профильные и обеспечивающие, в зависимости от рода деятельности. К первым относятся следующие должности:

  • ведущие специалисты по предоставлению государственных услуг (основные обязанности ведущего специалиста МФЦ – первичная экспертиза и приём документов, консультирование заявителей, помощь в составлении заявлений);
  • диспетчеры (сортировка и комплектование поступивших документов для последующей передачи в уполномоченные органы, приём и сортировка документов для выдачи заявителям);
  • администраторы (контроль ситуации в зале приёма, обеспечение порядка, «разруливание» конфликтных ситуаций, оказание помощи заявителям в получении талонов электронной очереди и оплате госпошлин);
  • курьеры (транспортировка документов в органы, уполномоченные оказывать услуги, и обратно).

К обеспечивающим профессиям относятся программисты, системные администраторы, работники АХЧ (электрики, уборщицы, дворники, разнорабочие, охранники) и другие, деятельность которых направлена на поддержание работоспособности профильных подразделений.

На ключевые должности, прежде всего ведущих специалистов, приглашаются, как правило, люди со специальными знаниями и навыками, опытом работы, обладающие коммуникативными способностями и стрессоустойчивостью.

Так, при заполнении вакансии специалиста по приёму документов на регистрацию сделок с недвижимостью предпочтение будет отдаваться, скорее всего, соискателям, имеющим опыт работы в органах Росреестра или риелторских компаниях. На некоторые вакансии в МФЦ могут взять и без опыта работы.

Пример вакансии в МФЦ

Посмотреть свежие вакансии «Мои документы» можно на сайте конкретного МФЦ (в предыдущем разделе мы описали, как до них добраться). Как правило, в описании вакансии указываются:

  • должностные обязанности специалиста;
  • требования к соискателям.

Информацию о зарплате, скорее всего, соискатель сможет получить на собеседовании.

Если вакансия интересна, то откликнуться на неё можно, послав резюме указанным в описании вакансии способом, например, по электронной почте.

Резюме на работу в МФЦ

Устройство на работу предполагает собеседование соискателя с руководителем подразделения, в котором открыта вакансия. Кроме того, претенденту могут предложить заполнить анкету на работу в МФЦ и пройти тестирование. Но чтобы получить приглашение на собеседование, надо вызвать интерес работодателя, направив ему резюме.

Единой унифицированной формы резюме в природе не существует, однако в практике рекрутинга сложились определённые требования к этому документу, в котором должны быть отражены:

  • личные и контактные данные;
  • сведения об образовании;
  • опыт работы (информация о прошлом и текущем трудоустройстве);
  • профессиональные навыки и достижения;
  • личностные качества;
  • пожелания соискателя по режиму работы, уровню зарплаты и другие сведения.

Плюсы и минусы работы в МФЦ

Основные преимущества работы в МФЦ заключаются в следующем:

  • стабильная занятость, невысокая зависимость от экономической конъюнктуры;
  • официальное трудоустройство (белая зарплата, уплата налогов и сборов, исчисление стажа, оплачиваемый отпуск, больничные).

При этом следует иметь в виду, что работники МФЦ не являются госслужащими. Центры не входят в систему федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления, они являются посредниками между ними и заявителями, работая по принципу «одного окна».

Сотрудница в офисе "Мои документы"

К минусам трудоустройства в МФЦ относятся:

  • работа с людьми, что несёт в себе потенциальные риски возникновения конфликтных ситуаций и разборок с неадекватными заявителями;
  • высокие требования к специалистам по приёму документов в отношении образования и стажа работы по профилю деятельности.

В то же время для некоторых категорий сотрудников требования довольно умеренные, например, в МФЦ принимаются специалисты без высшего образования и опыта работы, если этого не требуют их должностные обязанности.

Отзывы сотрудников о работе в МФЦ

Отзывы сотрудников о зарплате и условиях труда в МФЦ в целом неоднозначные. Как и на любой работе, в этой сфере есть свои достоинства и недостатки. Среди плюсов в отзывах тех, кто работал в МФЦ, отмечаются:

  • официальное оформление;
  • стабильно работники МФЦ получают заработную плату;
  • навыки работы с людьми могут оказаться полезными на другом месте работы и в целом в жизни.

Отзывы о работе в МФЦ

В качестве проблем сотрудники МФЦ указывают высокую нагрузку и большой объём информации, который надо «переваривать», что особенно непросто делать новым сотрудникам. Кроме того, попасть «с улицы» на работу в МФЦ довольно сложно, желательно иметь связи.

Нашли ошибку? Выделите, пожалуйста, фрагмент с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter.

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее - бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:

раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).

Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.

2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

- менее двух лет - требуется сообщить в десятидневный срок;

- более двух лет - сообщать о заключении трудового договора не требуется.

3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

В письме должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, бывшего служащего (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии).

После запрета на предпринимательскую деятельность, о котором мы писали в предыдущей публикации, вторым существенным запретом для госслужащих в области инвестиций, является запрет открывать и иметь иностранные счета и запрет на владение и пользование иностранными финансовыми инструментами. В этой статье мы попытаемся дать ответ на вопрос на кого и при каких условиях распространяется данный запрет, а также какие объекты для инвестиций являются запрещенными для госслужащих: что является иностранным финансовым инструментом (ИФИ), а что нет.

Внимание, по данным МинТруда, ПИФ и БПИФ, инвестирующие в иностранные ценные бумаги, так же попадают под ограничение.

Нормативная база

Запрет на иностранные счета для чиновников установлен в 2013 году с принятием закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ с говорящим названием: «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон о запрете). Кроме собственно этого закона, на сегодняшний день положения о запрете на иностранные счета и ИФИ содержатся в законах «О государственной гражданской службе» (Закон о госсужбе) и «О противодействии коррупции» (Закон о борьбе с коррупцией).

Кому Запрещено?

Запрет на иностранные счета и ИФИ для госслужащих не абсолютный. Их запрещено иметь только тем должностным лицам, которые указаны в утвержденных перечнях и списках. Таким образом, запрет распространяется только на тех служащих, которые (или порядок определения которых) указаны в нормативных актах: законах и подзаконных актах, принятых на основании и в развитии положений этих законов.

Единого перечня госслужащих, попадающих под запрет, не существует - перечни раскиданы по многочисленным нормативным актам. Их текст составлен достаточно сложно, списки и перечни должностных лиц многоуровневые и содержат многочисленные перекрестные ссылки, обозначения должностей часто носят общий характер. Все это затрудняет анализ нормативных документов и их понимание не-юристами и делает сложным получение ответа на вопрос, попадает ли конкретный служащий соответствующего ведомства под этот запрет или нет. Давайте попробуем разобраться в терминологии и выработать алгоритм нахождения ясности в данном вопросе.

  1. Закон о запрете определяет два главных критерия отнесения госслужащих к категории попадающих под запрет:
    • Принятие по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и (или)
    • Участие в подготовке таких решений.
  2. На основе данных критериев Закон о запрете и Закон о противодействии коррупции распространяют запрет на:
    1. Высшие должности федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Мы приводили данный список в статье Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности, здесь же только упомянем, что список не исчерпывающий, подробнее см. пункт III ниже.
    2. Депутатов муниципальных районов и городских округов.
    3. Супругов и несовершеннолетних детей указанных лиц. (Таким образом бывшие супруги и совершеннолетние дети под такой запрет не попадают).
    4. Иных лиц, в случаях, указанных в федеральных законах.
      Такие иные случаи установлены отдельными федеральными законами и касаются следующих категорий госслужащих (включая супругов и несовершеннолетних детей):
      • Членов Правительства РФ (Закон о правительстве)
      • Членов Совета Федерации и Госдумы (Закон о статусе члена СФ и ГД)
      • Судей (Закон о статусе судей)
      • Лиц, замещающих государственные должности субъектов федерации (Закон об органах власти субъектов Российской Федерации)
      • Сотрудников органов ФСБ (Закон о ФСБ)
      • Cлужащих органов внешней разведки (Закон о внешней разведке)

    В свободном доступе такой «Перечень перечней» сложно найти. Мы подготовили его специально для этой статьи.

    Хотя список таких должностей отдельный для каждого ведомства, можно выделить общие закономерности: во-первых, в перечни включены должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные к высшей группе должностей (включая руководителей); и, во-вторых, в перечни включены лица занимающие должности, исполнение обязанностей которым предусматривает допуск к сведениям особой важности.

    1. Перечень, установленный ч.1 Ст. 2 Закона о Запрете и аналогичной по содержанию ч.1 Ст. 7.1 Закона о борьбе с коррупцией
    2. Случаи запретов, установленные отдельными федеральными законами
    3. Ведомственные перечни, утвержденные актом министерства/ведомства/службы или субъекта федерации

    Можно с уверенностью сказать, что, если госслужащий занимает высшую и/или руководящую должность в своем ведомстве, а также если ему/ей оформлен доступ к сведениям особой важности, то скорее всего такая должность в одном из перечней присутствует и запрет на иностранные активы на него / нее распространяется.

    Если же должности ни в одном перечне не нашлось, перед тем как открывать иностранный счет или покупать ИФИ, стоит проверить трудовой договор и должностную инструкцию (регламент), а также иные доступные служебные документы (положения, руководства и т.д.) на предмет полномочий такого лица по принятию и участию в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.

    Что такое иностранный финансовый инструмент?

    Если с банковскими счетами все было понятно еще в 2013 с принятием Закона о запрете, то определения «иностранного финансового инструмента» Закон о запрете, в его первоначальной редакции, не содержал. Такой ясности не было вплоть до 2017 года, когда определение ИФИ было включено в Закон о запрете. Давайте посмотрим, чем именно запрещено владеть госслужащим по Закону о запрете:

    I. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и/или иностранных структур без образования юридического лица

    a. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты

    Согласно Закону о запрете, в данную категорию входят ценные бумаги, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен код ISIN .

    ISIN код представляет собой 12-разрядный буквенно-цифровой код, при этом первые 2 разряда кода составляет префикса – двухбуквенного кода страны для России – RU.

    Таким образом, согласно Закону о запрете, любые ценные бумаги и финансовые инструменты с первыми буквами кода ISIN, отличными от RU, будут являться ИФИ и, следовательно, запрещенными для госслужащих. Более подробно прочитать про ISIN код, а также проверить любую соответствующую бумагу можно на сайте Национального расчетного депозитария www.isin.ru .

    Несложно сделать вывод, что любые акции, облигации и ЕТ F иностранных компаний (включая торгующиеся на российских биржах) попадают под запрет, равно как и еврооблигации, ADR и GDR российский компаний.

    Исключение составляют российские депозитарные расписки. Дело в том, что согласно установленным правилам, депозитарным распискам присваиваются коды ISIN тех стран, в которых находятся организации, выпустившие эти расписки. Именно поэтому ADR / GDR российских эмитентов, будучи выпущенными иностранными банками-депозитариями, имеют иностранный ISIN код (и, соответственно, являются ИФИ). Однако в случае, когда российские депозитарные расписки (РДР) на иностранные бумаги выпускает российская организация, таким распискам присваивается российский ISIN код и такие РДР будут считаться российским финансовым инструментом, доступным для приобретения госслужащими без нарушения Закона о запрете.

    К сожалению, в настоящее время данная возможность существует лишь теоретически. На отечественном рынке была представлена лишь одна РДР, выпущенная в 2010 г. на акции United Company RUSAL Plc. (зарегистрированной на о. Джерси) Российским депозитарным банком был Сбербанк России и он же выпускал РДР Русала, однако данная программа была закрыта в 2017 году. Информацию о других РДР нам найти не удалось. Похоже, что РДР Русала была первой, и пока единственной, российской депозитарной распиской. Интересно, что при закрытии программы РДР были конвертированы в акции UC Rusal Plc ., т.е. из российских финансовых инструментов превратились в ИФИ.

    b. Нерезиденты и иностранные структуры без образования юридического лица

    Закон о запрете определяет «нерезидентов» путем отсылки к Закону о валютном контроле. Таким образом, речь идет о ценных бумагах и финансовых инструментах, выпущенных иностранными компаниями. В свою очередь «иностранные структуры без образования юридического лица» Закон о запрете определяет путем отсылки к Налоговому Кодексу. Последний определяет их как «организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров». Под указанное определение попадают фонды, партнерства, товарищества, трасты и иные формы осуществления коллективных инвестиций и/или доверительного управления за рубежом.

    II. Доли участия, паи в уставных капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения, которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица

    Аналогично запрету на владение акциями, Закон о запрете ограничивает для госслужащих владение долями в иностранных обществах с ограниченной ответственностью и аналогичных образованиях, а равно как участие (паями или другим образом) в имуществе структуры без образования юридического лица. Это положение ставит своей целью наложение запрета на инвестиционные фонды, существующие в виде партнерств.

    III. Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами (ПФИ), одной из сторон которого являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

    ПФИ определяются Законом о рынке ценных бумаг и включают в себя (кроме договора репо) такие виды как опционный, фьючерсный, форвардный и своп-договор. Любые такие договоры, где стороной выступает иностранная организация, вне зависимости от базисного актива, являются запрещенными для госслужащих.

    IV. Доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителем и (или) бенефициаром которого является госслужащий, подпадающий под запрет

    Запрету доверительное управление имуществом в соответствии с иностранным законодательством лишает российских госслужащих возможности использовать институт траста, распространенный в зарубежных странах.

    Необходимо отметить, что кроме иностранного доверительного управления, Закон о запрете также запрещает любое (в том числе созданное по законодательству России) доверительное управление, если оно предусматривает инвестирование в ИФИ (п.3 ст.3 Закона о запрете). По-видимому, такое владение расценивается Законом о запрете как косвенное, которое тоже запрещено (см. ниже.)

    V. Договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

    VI. Кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями

    Запрет на косвенное владение. Неочевидные случаи

    Изменения 2017 года в Закон о запрете расширили запрет на владение иностранными активами не только на прямое, но и на «косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами» (ч. 3 ст. 1 Закона о запрете).

    На наш взгляд запрет на косвенное использование иностранных финансовых инструментов имеет наиболее серьезное значение для определения объектов для инвестиций, доступных для госслужащих. Мы позволим себе не согласиться с часто встречающимся утверждением, что запрет на косвенное владение означает запрет на владение бывшими супругами, совершеннолетними детьми, друзьями, партнерами и т.д. По нашему мнению, все эти лица являются по отношению к госслужащему «третьими лицами», т.е. чужими людьми. Даже если такие лица фактически являются хранителями иностранных финансовых активов государственного служащего, формально (т.е. документально) такие лица и их активы не имеют никакого отношения к государственному служащему. Очевидно, что «в случае необходимости» на практике у многих чиновников наверняка найдутся доверенные лица: родители, братья и сестры, родственники по боковым линиям и линии супруга, а также взрослые дети. Документально доказать связь такого владения с госслужащим возможно лишь в рамках возбужденного уголовного дела (или доследственной проверки), где доказательствами могут являться свидетельские показания. При этом показания должны давать как раз такие доверенные лица и/или сам госслужащий, что будет явно не в их интересах. Представляется, что вне рамок уголовного дела доказать такое владение крайне проблематично. Многочисленные примеры успешного зарубежного бизнеса совершеннолетних детей высших госслужащих, а также примеры массовых разводов супругов среди госслужащих (например, депутатов Госдумы) перед декларационными кампаниями являются, но нашему мнению, лучшим примером подтверждения данного тезиса.

    В этой связи мы считаем, что запрет на косвенное владение связан, прежде всего с опосредованным владением иностранными активами самим госслужащим.

    I. Накопительное страхование жизни

    Хотя ни в Законе о запрете, ни в Законах о госслужбе и о борьбе с коррупцией, накопительное страхование не упоминается, с принятием в 2017 году поправок в Закон о запрете, уточнивших понятие ИФИ, мы склоняемся к мнению, что скорее всего правоприменительная практика пойдет по пути признания накопительного страхования, предоставляемого иностранными страховыми компаниями, иностранным финансовым инструментом. Так что несмотря на отсутствия прямого и явного запрета, зарубежное накопительное страхование представляется спорным инвестиционным инструментом для госслужащего.

    Данный тезис подтверждает недавний случай , когда прокуратура признала нарушением Закона о запрете договора договор инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) «Смартполис» с компанией «Сбербанк Страхование жизни», денежные средства по которому могли использоваться покупки фьючерсов на золото на Лондонской фондовой бирже. Если прокуратура считает нарушением «использование денежных средств по сделкам с иностранными компаниями», в рамках договора страхования с российской компанией, что же тогда можно сказать об иностранных?!

    Хотя по данному случаю ряд экспертов считают важным фактором, выбирал ли страхователь при заключении договора привязку к иностранным активам, в которые будет инвестировать страховая компания часть их инвестиций, такой критерий в Законе о запрете не указан. Поэтому мы согласимся с утверждением РБК, что «фактически любой госслужащий, попадающий под ФЗ № 79, может быть под угрозой.»

    II. Доверительное управление

    Доверительное управление, учрежденное по законодательству иностранного государства прямо запрещено. А как быть с доверительным управлением, учрежденным по праву Российской Федерации? Может ли управляющий по такому ДУ, учрежденному в интересах госслужащего инвестировать в ИФИ?

    Ответ на этот вопрос может дать часть 3 ст. 3 Закона о запрете, которая предписывает в течение трех месяцев со дня вступления его в силу (закон о Запрете был принят в мае 2013 года; соответственно срок был установлен до августа 2013 г.) прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает лицо, которому адресован установленный данным Законом запрет. При неисполнении этого предписания лица, замещающие (занимающие) государственные должности (иные лица), исходя из ч. 1 статьи 3 указанного обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться.

    Из указанного положения можно сделать вывод, что инвестирование в иностранные активы даже через ДУ будет признаваться косвенным владением, а следовательно, быть запрещенным для госслужащих.

    III. Криптовалюты

    В недавних комментариях к статье Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности уже обсуждался данный вопрос. Хотя с тех пор МинФин успел выпустить проект закона о криптовалютах, который имеет все шансы быть принятым в 2018 году, на сегодняшний день (февраль 2018 года), формально в законодательстве Российской Федерации не закреплено такое понятие как криптовалюта/ виртуальная валюта. В нескольких письмах и разъяснениях на тему виртуальных валют МинФин, Росфинмониторинг и Банк России предупреждают о высоких рисках при работе с данным видом активов. Судя по данным письмам, в целом отношение нашего государства к криптовалютам недоверчивое и настороженное. При этом что такое криптовалюта, до конца никто не понимает. «Правовое определение криптовалют, а также их сущность в законодательстве Российской Федерации не определены.» — Письмо МинФина от 2.10.2017 г.

    В декабре 2017 г. Минтруд выпустил рекомендации по предоставлению сведений о доходах и имуществе чиновников и членов их семей за 2017 г. В п. 55 данных рекомендаций, указано что «Формой справки не предусмотрено указание товаров, услуг, полученных в натуральной форме, а также виртуальных валют.» Указанное означает, что в справке о доходах за 2017 год чиновникам не нужно будет указывать виртуальные валюты.

    Так что, на сегодняшний, учитывая отсутствие определения криптовалюты как таковой, прямого запрета на проведение российскими гражданами, включая любых госслужащих, операций с использованием криптовалюты законодательство Российской Федерации не содержит. Как указано выше, дополнительный бонус для госслужащих заключается в том, что отчитываться по вложениям в криптовалютам в этом цикле (т.е. за 2017 год) не нужно.

    Сколько продлится такая «свобода» – сказать сложно. Учитывая поручение Президента урегулировать данный вопрос и выпущенный МинФином проект закона «О цифровых финансовых активах», можно предположить, что в случае его принятия вопрос с владением криптовалютой (а значит и ограничениями, и отчетностью госслужащих по такому владению) может быть урегулирован уже в этом году.

    Читайте также: