Зарплата заправщика самолетов какая

Опубликовано: 06.07.2024

Аэропорт – это не просто здание, в котором пассажиры ждут своей очереди на посадку. На самом деле он представляет собой целую систему, функционирование которой влияет на уровень обслуживания и безопасности пассажиров. Обслуживающий персонал более или менее крупного аэропорта состоит из нескольких тысяч людей различных специальностей и профессий.

зарплаты у работников аэропортов

Каждый из них выполняет свою работу, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно и безопасно, находясь в здании. Однако в вопросе того, какие зарплаты у работников аэропортов в 2020 году, нельзя сказать точную сумму, потому что она может отличаться в зависимости от должности и самого аэропорта.

Факторы, влияющие на зарплату

Ответ на вопрос, сколько зарабатывают сотрудники аэропортов в России, зависит от множества факторов. В первую очередь на заработок в аэропорту влияет специальность работника и его должность. И все же, с целью мотивации людей, приходящих на работу в аэропорт, администрация регулярно повышает оклад сотрудников. Это помогает им почувствовать себя нужными, а также более качественно и оперативно выполнять свои обязанности. Чем выше ответственность, которую несет тот или иной человек, тем выше у него доход. Можно сказать, что больше всего получают специалисты, которые проверяют работоспособность оборудования аэропорта, отвечают за техническое состояние систем всего комплекса, обеспечивают безопасность полетов и другие

Водитель, который работает непосредственно на территории аэропорта, может претендовать на 40-45 тысяч рублей. А вот зарплата инженера-эколога уже может достигать 70 тысяч в месяц. При чем такие оклады являются вполне реальными в столичных аэропортах. Однако всем известно, что в Москве зарплаты самые высокие в стране. Поэтому может возникнуть законный вопрос, сколько платят в аэропорту регионального города.

Здесь на первый план выходит деятельность этой структуры. Если аэропорт посещается как российскими, так и иностранными авиакомпаниями, ежедневно совершаются десятки авиарейсов, его посещают тысячи человек, то при устройстве на работу можно рассчитывать на достаточно высокую оплату. Инженеры и техники на определенных должностях вполне могут рассчитывать на зарплату от 30 тысяч, но тут решает специализация и занимаемый пост. Впрочем, очень редко месячная плата может превысить 50 тысяч рублей, независимо от профессии и должности. Рядовой персонал получает еще меньше.

Сколько платят авиадиспетчеру?

Зарплата диспетчера в аэропорту одна из самых высоких среди всего персонала. Несмотря на кажущуюся простоту работы, авиадиспетчер несет очень большую ответственность и выполняет достаточно большой объем работ.

зарплата диспетчера в аэропорту

В их задачи входит:

  • разработка ежедневных планов полетов;
  • согласование плана с остальными службами;
  • согласование плана с диспетчерами других аэропортов;
  • поддержание контакта с пилотами самолетов;
  • наблюдение за небом;
  • взаимодействие со всеми работниками взлетно-посадочной полосы.

Помимо этого, любой диспетчер постоянно отслеживает обстановку в воздухе. Делает он это с поправкой на погодные условия, время прилета и отлета самолетов и т.д. он находится на постоянной связи с коллегами и воздушными судами. Также он контролирует подготовку экипажа самолета к вылету.

Средняя заработная плата в аэропорту, которую получает авиадиспетчер в Москве, составляет около 130 тыс. рублей. В регионах эта сумма несколько ниже.

Помимо высокой заработной платы, авиадиспетчер вправе рассчитывать на хороший социальный пакет. По достижении пятилетнего стажа сотрудник диспетчерской службы имеет право полететь в любую страну мира совершенно бесплатно. Условия труда достаточно тяжелые, поэтому трудовая неделя редко превышает 36 часов. Также в графике их работы предусмотрен небольшой перерыв через каждые два часа.

Сколько получает грузчик?

Кажется, будто профессия грузчика не должна быть слишком высокооплачиваемой, однако это не всегда так. Зарплата грузчика в аэропорту должна быть намного выше, чем у остальных, работающих на подобной работе. Это связано с тем, что работники аэропорта работают при значительно большей загрузке, чем в других организациях. Им нужно успеть обработать сумки и чемоданы десятков тысяч человек в сутки. Доходит до того, что всего один грузчик может за смену перенести до 20 тонн багажа.

зарплата грузчика в аэропорту

В их обязанности входят следующие виды работ:

  • с ТСД сканером;
  • с помощью рохли;
  • на конвейере;
  • с документацией;
  • с терминалом;
  • упаковка и фасовка багажа.

В Москве чаще всего работают вахтовым методом с графиком каждый день или 6 через один. Смены предоставляются на выбор. Что касается вопроса, сколько получают в аэропорту, то здесь можно выделить диапазон оклада от 48 до 70 тысяч рублей в месяц, в зависимости от количества проделанной работы и участка, на котором она делалась.

Особенности работы в Шереметьево

Данный аэропорт является крупнейшим в стране. Это означает, что ему уделяется более пристальное внимание, чем остальным. Там работают десятки тысяч человек, обеспечивающих наилучшие условия для прибывающих и улетающих пассажиров. Зарплаты соответствуют его статусу и являются одними из самых высоких.

Для работников этой организации предоставляются очень выгодные условия, включающие:

  • ежемесячное премирование;
  • достойная оплата труда;
  • программы по организации зимнего и летнего отдыха для сотрудников и их семей;
  • организация транспортировки из районов с максимальной концентрацией сотрудников;
  • медицинское обслуживание на территории аэропорта;
  • оплата детского сада;
  • выплата материальной помощи при возникновении сложной жизненной ситуации.

При проявлении сотрудником больших способностей и инициативы, он получает возможность приобретения новых профессиональных знаний и карьерного роста.

Зарплаты в аэропорту Шереметьево имеют приблизительно следующие значения:

  • менеджер по продажам – 42,429 тысячи;
  • инженер – 58,112 тысяч;
  • врач – 16,884 тысяч;
  • фельдшер – 36 тысяч;
  • слесарь-ремонтник – 44 тысячи;
  • тракторист – 49,598 тысяч;
  • водитель с открытыми категориями В и С – 49,64 тысяч;
  • кладовщик – 35 тысяч;
  • разнорабочий – 38 тысяч;
  • упаковщик багажа – 50 тысяч;
  • уборщик самолетов – 37,2 тысячи.

Зарплаты в крупных аэропортах России

Кроме Шереметьево имеется еще три сопоставимых по размеру аэропорта: Внуково, Пулково, Домодедово. В каждом из них имеются свои особенности и условия работы, но зарплаты находятся на достаточно высоком уровне.

как устроиться на работу в аэропорт

Зарплаты в аэропорту Домодедово находятся на следующем уровне:

  • бухгалтер – 50 тысяч;
  • механик – 45 тысяч;
  • врач-терапевт – 85 тысяч;
  • эколог – 55 тысяч;
  • пожарный – 19,5 тысяч;
  • водитель с личным автомобилем – около 100 тысяч;
  • мойщик самолетов – 37,3 тысяч;
  • комплектовщик ужинов – 65 тысяч;
  • разнорабочий – 37,9 тысяч.

Зарплаты в аэропорту Внуково составляют:

  • авиатехник – 200 тысяч;
  • руководитель полетов – 82 тысячи;
  • командир воздушного судна – 650 тысяч;
  • главный бухгалтер – 70 тысяч;
  • старшая медсестра – 59 тысяч;
  • водитель-экспедитор – 71,25 тысяч;
  • инженер-технолог – 53,094 тысячи;
  • уборщик – 73 тысячи.

Зарплаты в аэропорту Пулково имеют следующий размер:

  • электрогазосварщик – 57,701 тысяч;
  • специалист по уборке – 42,220 тысячи;
  • оператор багажной системы – 49,658 тысяч;
  • врач скорой помощи – 71,140 тысяч;
  • специалист по обслуживанию воздушных судов – 71,4 тысячи;
  • слесарь очистных сооружений – 50,853 тысяч;
  • аэродромный рабочий – 42,111 тысячи;
  • инженер группы запчастей – 48,645 тысяч.

Что нужно сделать, чтобы устроиться на работу в аэропорт?

Перед тем как устроиться на работу в аэропорт, необходимо определиться с тем, на какую именно должность идти. В зависимости от этого в значительной степени могут меняться и требования к соискателю. Как минимум, для одних должностей обязательно наличие высшего образования, а для других – нет. Для лиц, в обязанности которых входит взаимодействие с пассажирами, обязательно знание английского языка хотя бы на разговорном уровне.

Чтобы получить возможность устроиться на работу, необходимо пройти собеседование, на котором могут задавать следующие вопросы:

  • образование;
  • опыт работы;
  • умения и навыки по конкретной должности;
  • общие темы для определения того, насколько соискатель разбирается в сфере, в которой он планирует работать.

Работа в аэропорту для женщин может заключаться в таких специальностях, как повар, мойщик посуды, официант, кондитер, работник по проверке документов, работник по досмотру багажа и т.д.

Работа в аэропорту для мужчин может найтись по следующим специальностям: бармен, охранник, контролер, грузчик, пилот, диспетчер и т.д.

5 самых высокооплачиваемых специальностей в авиации

В детстве многие мечтали стать космонавтами: преодолевать орбиту на космическом корабле, выходить в открытый космос, парить в невесомости. Однако для большинства эта мечта так и осталась в детских фантазиях и на страницах фантастических книг. А как быть взрослому, который все еще мечтает летать? Космос — недостижим, но есть небо.

В небо можно попасть, построив карьеру в авиации. Можно стать пилотом самолета, техником бортового оборудования или стюардессой. В этой статье мы поговорим о 5 самых высокооплачиваемых специальностей в авиации, узнаем сколько можно заработать и какие обязанности нужно выполнять в небе.

Специальность: пилот самолета

Средняя годовая зарплата: 6 800 000 руб.


Самая популярная специальность в авиации — пилот самолета. Эта специальность еще и самая высокооплачиваемая: средняя годовая зарплата составляет 6,8 млн руб. Конечно, чтобы зарабатывать такие деньги, от соискателя потребуются особые навыки и характеристики. Пилот должен пройти специальную подготовку, обязан быть стрессоустойчивым и иметь неординарные способности для быстрого выхода из чрезвычайных ситуаций. Сохранять спокойствие под давлением — одна из ключевых особенностей пилота самолета. В 2019 году пилоты должны быть технически подготовлены, чтобы разбираться в высокотехнологичных кабинах. И про коммуникабельность тоже не стоит забывать.

Согласно статистике Британской ассоциации пилотов авиалиний (BALPA), для лицензирования пилотов авиакомпаний (ATPL) может потребоваться от 1 года. За такое обучение потребуется оплатить немалое количество денег — свыше 6 млн руб. В этот период входит медобслуживание, 750 часов наземного обучения и 195 часов летной подготовки. И только после этого появляется возможность стать первым офицером. Но первый офицер — еще не пилот. Он должен отлетать 1500 часов для подачи заявки на вакансию пилота.

Путь не из простых, определенно. Но результат того стоит — в этом сомневаться не приходится.

Специальность: инженер аэрокосмических систем

Средняя годовая зарплата: 6 100 000 руб.


Проектировать аэрокосмические системы — сложная специализированная работа. В обязанности такого инженера входит работа в команде по проектированию, испытаниям, доработкам и обслуживанию воздушных судов и авионики в соответствии со спецификациями клиентов. Порог входа в такую профессию высокий. От соискателя потребуются научная степень бакалавра и магистра аэрокосмических наук, авионики или навигационной техники. Опытный квалифицированный специалист может зарабатывать ежегодно от 6 млн руб.

Помимо корочек что должен иметь при себе соискатель? Претенденту нужно думать о будущем в авиации — быть способных к поиску новаторских решений для текущих и будущих проблем. Конечно, за ним должны быть хорошие математические способности. Также стоит отметить необходимость иметь управленческие и коммуникативные навыки и умение использовать программы автоматизированного проектирования (CAD). Помимо технической работы инженера аэрокосмических систем ждет взаимодействие с клиентскими бюджетами и сводками.

Специальность: авиадиспетчер

Средняя годовая зарплата: 5 600 000 руб.


Самая конкурентная специальность в авиации — работа авиадиспетчером. Формальных требований к соискателям нет, но работодатель ожидает от кандидата ученую степень и готовность пройти длинный и трудный этап отбора. Отчасти сложность процесса отбора заключается в его длительности — до 3 лет. За обучение и найм в Британии отвечает Национальная служба воздушного движения. Сложный и конкурентный отбор возник не на пустом месте — авиадиспетчер претендует на среднегодовую зарплату в 5,6 млн руб.

Рабочее место диспетчера — диспетчерская вышка или специальный центр откуда он обязан следить за трафиком самолетов и держать авиалинии в безопасности. В обязанности авиадиспетчера входят отслеживание расстояний и направлений воздушных судов, поддержка связи с пилотами, а также наблюдение за наземным движением, взлетом и посадками. Хороший сотрудник такой профессии — человек с высокой концентрации и внимательностью к деталям. Главные инструменты таких сотрудников — средства радиолокации и радиосвязи.

Специальность: маршал авиации

Средняя годовая зарплата: 4 700 000 руб.


Поклонники Лиама Нисона наверняка помнят его роль в фильме «Воздушный маршал» (англ. Non-Stop). Там персонаж Лиама выполняет работу офицера безопасности на воздушном судне — именно так в идеале выглядит маршал авиации. Иногда таких специалистов еще называют небесными маршалами. Говорящее наименование — ведь они буквально берегут сохранность пассажиров во время полета, как ангелы-защитники.

В Великобритании такую работу выполняют полицейские, которые прошли интенсивные курсы подготовки. Маршал — одетый в штатское сотрудник безопасности, который обеспечивает безопасность полета и является первым рубежом защиты от террористических инцидентов. Еще одна обязанность — наземное наблюдение и обнаружение подозрительных действий в аэропорту.

Работа маршалом авиации сопряжена с высоким давлением и требует безукоризненного внимания к деталям. Но и зарплата тут соответствует — порядка 4,7 млн руб. ежегодно.

Специальность: авиамеханик

Средняя годовая зарплата: 3 800 000 руб.


Чтобы стать авиамехаником в Англии, кандидат обязан иметь ученую степень и пройти стажировку в авиакомпании-производителе самолетов, компании-операторе или инженерной компании. Важный аспект квалификации механиков в авиации — умение работать на самолетах разного типа или же специализироваться на конкретной узкой области. Специалисты этой профессии должны перманентно быть осведомлены о новинках и стандартах в отрасли.

Это далеко не полный список профессий в авиации с высокой зарплатой. Вот еще несколько направлений самореализации в сфере авиаперевозок со среднегодовой заработной платой:

Сотрудники Аэрофлота получают высокую зарплату и пользуются большим уважением. Какая зарплата у представителей различных профессий, обеспечивающих безопасность и бесперебойную работу аэропорта? Объективные данные – в этой статье.


Оклады топ-менеджеров

Общее вознаграждение членов правления «Аэрофлота» (12 человек) составляет 275 млн руб./месяц.

В эту сумму входят:

  • фиксированные оклады;
  • надбавки и премии;
  • льготы и бонусы;
  • компенсационные выплаты.

Каждый топ-менеджер получает примерно 54,5 млн руб. (S820120) в год. Средняя зарплата сотрудника – 300000 руб. (S4523) в месяц.


Руководящие работники зарабатывают:

  • руководитель управления маркетинга – 270000 (S4070);
  • начальник таможни – 150000 (S2261);
  • заместитель начальника – 78000 (S1176);
  • консультант SAP – S100/час.

Выручка рядовых сотрудников

Одна из ключевых профессий в аэропорту – диспетчер.

Специалисты высокого класса не имеют права на ошибку. Они отвечают за безопасность полетов, обладают массой современных знаний по воздушной навигации, метеорологии, средствам управления самолетами.

Средняя зарплата московских специалистов достигает 131580 руб. (S1984). Руководитель полетов получает 166050 (S2503).


Заработок диспетчеров в странах мира соответствует:

  • Польша – 1350 евро;
  • Латвия – 1790;
  • Франция – 6500;
  • Англия – 7100;
  • Германия – 7500;
  • Америка – 8000.

Москва

Работники Шереметьевского аэропорта зарабатывают:

  • уборщик самолетов – 37200 руб. (S560);
  • рабочие (руководство предоставляет питание и проживание) – 45000 (S680);
  • упаковщик багажа – 50000 (S754);
  • разнорабочие – 38000 (S573);
  • экипировщики – 37300 (S562);
  • кладовщик – 35000 (S528);
  • водитель категории В, С – 49640 (S748);
  • грузчик – 38806 (S585);
  • тракторист – 49598 (S748);
  • слесарь-ремонтник – 44000 (S603);
  • фельдшер – 36000 (S543);
  • врач – 16884 (S255);
  • инженер – 58112 (S876);
  • менеджер по продажам – 42429 (S640).


Прибыли сотрудников аэропорта в Домодедово:

Выручка коллег во Внуково:

  • оператор моечной установки – 37000 руб. (S558);
  • уборщик (с бесплатным проживанием) – 73000 (S1101);
  • инженер-технолог – 53094 (S800);
  • менеджеры – 48221 (S727);
  • HR специалисты – 47857 (S721);
  • строители – 46278 (S698);
  • обслуживающий персонал – 45670 (S689);
  • логистика/ВЭД/склад – 41663 (S628);
  • водитель экспедитор – 71250 (S1074);
  • ведущий инженер по спецоборудованию – 71000 (S1070);
  • инженер 1 категории – 63000 (S950);
  • контролер из отряда ФСБ – 50000 (S754);
  • электрик – 55000 (S829);
  • старшая медсестра – 59000 (S889);
  • главный бухгалтер – 70000 (S1055);
  • командир воздушного судна – 650000 (S9800);
  • руководитель полетов – 82000 (S1236);
  • авиатехник – 200000 (S3015).

Санкт-Петербург

В международном аэропорту Пулково зарабатывают:

  • инженер группы запчастей – 48645 (S793);
  • HR аналитик – 45000 (S678);
  • аэродромный рабочий – 42111 (S634);
  • слесарь по автоматике – 61603 (S929);
  • слесарь очистных сооружений – 50853 (S767);
  • агент отдела розыска багажа – 42970 (S648);
  • инспектор по досмотру – 54460 (S821);
  • специалист по обслуживанию воздушных судов – 71400 (S1076);
  • врач неотложной медицинской помощи – 71140 (S1072);
  • асфальтобетонщик – 38710 (S584);
  • оператор багажной системы – 49658 (S748,5);
  • специалист по уборке – 42220 (S636);
  • специалист по таможенным операциям – 50000 (S754);
  • электрогазосварщик – 57701 (S869).

Вакансии

В компанию «Аэрофлот» требуются:

  1. Диспетчер по организации пассажирских авиаперевозок. Оклад – 40000 руб. (S603).
  2. Авиатехник по планеру и двигателям. Жалованье – 80000 (S1260).
  3. Комплектовщик авиационной техники. Зарплата – 24000 (S362).


Арифметика заправки

За рулем 60-тонного ТЗА, или топливозаправщика аэродромного, Сергей Ахмин движется по перрону аэропорта. Сегодня в плане полетов рейс авиакомпании "Аэрофлот" в Нью-Йорк — он заберет наших соотечественников, не успевших вернуться в Россию из-за пандемии. В небе 400-местный Boeing 777-300ER проведет не менее девяти часов, поэтому для полета потребуется порядка 100 тонн топлива. Заправку воздушного судна будет производить самый большой топливозаправщик в парке "Газпромнефть-Аэро".


"Обычно я заправляю 6–7 самолетов за смену (12 часов), среднее время заправки составляет 20–30 минут. Но бывают и такие дальнемагистральные рейсы, как этот. Тогда заправку самолета осуществляют сразу несколько машин, около часа. Всего же на перроне у нас задействовано 25 топливозаправщиков.
В обычных условиях только наш авиатопливный комплекс заправляет в аэропорту более 200 рейсов в сутки. Работаем оперативно, профессия очень интересная".

Шереметьево — самый загруженный аэропорт в стране, пассажиропоток составляет около 50 миллионов человек в год. Воздушное судно одновременно могут готовить к вылету до 10 наземных служб. Вся работа по заправке самолета начинается с получения заявки от авиакомпании. Она поступает в коммерческую службу авиатопливного оператора, которая согласует заявку и направляет ее в производственный блок. Далее диспетчер выбирает топливозаправщик для обслуживания данного рейса и отправляет информацию водителю. Весь обмен данными происходит с помощью системы управления заправкой воздушных судов (СУЗВС).

Компания "Газпромнефть-Аэро" стала первым авиатопливным оператором в России, который внедрил автоматизированный коммерческий учет топлива и перешел на прямой метод динамических измерений массы при заправке воздушных судов. Новая цифровая система позволяет сократить время оборота первичных учетных данных и счетов-фактур, полностью контролировать расчет массы выданного топлива, заполнение первичной документации после заправки воздушного судна, соблюдение последовательности технологических операций. Компания планирует внедрить систему СУЗВС также в международных аэропортах Екатеринбурга, Новосибирска, Мурманска, Ульяновска, Читы и Саратова.


"На специальном мониторе в кабине ТЗА я получаю задание, в нем отражена вся актуальная информация: номер стоянки, тип и бортовой номер воздушного судна, название авиакомпании, рейс, пункт назначения и необходимое количество топлива для заправки самолета. Подтверждаю задание нажатием кнопки на сенсорном экране и отправляюсь к месту стоянки. Прибытие к самолету также подтверждаю через компьютер, после чего начинаю движение в зону его обслуживания. Заправка начнется только после того, как представитель авиакомпании визуально убедится в качестве топлива (это процедура аэродромного контроля) и даст разрешение. Во время заправки на электронном табло я вижу информацию о количестве авиатоплива, требуемого к заправке, значение производительности, объема и массы выдаваемого топлива в реальном времени. Это очень удобно.

После завершения процесса возвращаюсь в кабину, распечатываю расходный ордер и подписываю его с представителями авиакомпании. Раньше этот документ необходимо было заполнять вручную, уходило много времени и могли возникнуть ошибки. В Шереметьево сегодня более 40 авиакомпаний, с которыми мы работаем через новую систему; заправлено несколько десятков тысяч рейсов. Реальное время обслуживания воздушного судна при заправке сократилось на 10–15%. Мне кажется, это отличный результат!"


Безопасность в приоритете

Аэродромный топливозаправщик, которым мастерски управляет Сергей, — не просто автомобиль, а высокотехнологичный комплекс с множеством систем, обеспечивающих безопасность движения транспорта и безопасность самой заправки.

Система дорожного движения в аэропорту имеет свою специфику. Скорость для всех видов транспорта на перроне — не более 20 км в час. Контролировать выполнение требований БДД помогает цифровая система, установленная на всем, без исключения, транспорте "Газпромнефть-Аэро".

"Это очень полезная система. Она отслеживает не только скорость нашего перемещения, но и качество самого вождения: насколько плавно мы ускоряемся, тормозим, поворачиваем. Специальные датчики также показывают, пристегнут ли ремень безопасности, включены ли фары и проблесковые маячки. На водителях высокая ответственность — мы перевозим и заправляем топливо, поэтому безопасность на транспорте в приоритете. В плане маневренности и комфорта у нас отличные новые автомобили, они различаются только объемом цистерны. Я очень быстро адаптировался к ним после восьми лет работы дальнобойщиком".


В классификации Международной организации гражданской авиации (ICAO) все заправки делятся на три категории: рейсы сразу нескольких авиакомпаний водители "Газпромнефть-Аэро" в Шереметьево заправляют по высокой 2-й категории, без участия представителей авиаперевозчика. Водители ТЗА самостоятельно подсоединяют заправочный рукав к крылу самолета, распределяют топливо по бакам, выставляют данные об объеме закачки на информационном табло (щитке), которое расположено также в крыле самолета, и производят заправку. Экипаж рейса в это время выполняет другие предполетные процедуры. Каждая авиакомпания организует отдельное обучение водителей топливозаправщиков. Сегодня водители "Газпромнефть-Аэро" заправляют по 2-й категории восемь типов воздушных судов, включая самые современные лайнеры Airbus A350 и Boeing 787 Dreamliner.

"В работе мне особенно нравится динамика. Наша команда всегда рада новым авиакомпаниям и заправкам новых типов самолетов. Если получается попасть на первый рейс, считаю это большой личной удачей! В этом году так было с новым лайнером Airbus A350, который появился в парке "Аэрофлота". Я первым участвовал в его заправке, и это впечатления, которые останутся в памяти на всю жизнь".


Взлетная полоса

Свою профессию Сергей выбирал между "небом" и "землей". С дедушкой дальнобойщиком он объездил весь Советский Союз, а дядя летчик познакомил мальчишку с миром авиации.

Водить машину Сергей Ахмин научился уже в 13 лет. Едва дождавшись окончания школы, Сергей отправился в Институт внутренних войск МВД России на "автомобильный" факультет. Всерьез думал о летном училище, но все же выбрал Сухопутные войска. Официально сдал на права после четвертого курса, сразу открыл категории В, С и бронетехнику. "Факультет был автобронетанковый; как водителю-механику довелось водить БТР, БМП. Изучали устройство, вооружение, проходимость и вождение, даже делали марш-броски по дорогам общего пользования".

Сейчас Сергей офицер запаса. Два года отслужил в бригаде оперативного назначения Внутренних войск, но решил вернуться "на гражданку". В 2005 году он устроился на свою первую работу — дальнобойщиком на международные перевозки. Как водитель-экспедитор возил цветы из Голландии в Москву. Проводил в рейсах по две недели подряд, а в весенний сезон — и по два месяца. "У меня уже было двое маленьких детей, и когда встал серьезный выбор, я его сделал в пользу семьи: жить с супругой, водить детей в школу и на тренировки, желать им спокойной ночи".

Одноклассник подсказал, что в аэропорту Шереметьево начинает работу компания "Газпромнефть-Аэро", требуются водители. Сергей честно признается: приехал наобум. Заполнил анкету — нужна была категория Е, стаж вождения. Буквально через пару дней позвали на собеседование, а вскоре он прошел обучение и вышел на работу уже водителем аэродромного топливозаправщика.

ТЗК "Газпромнефть-Аэро" в Шереметьево — один из самых современных топливозаправочных комплексов в России и Восточной Европе — был введен в эксплуатацию в 2013 году. Комплекс обладает высшим статусом качества авиатопливообеспечения Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). За семь лет авиатопливный комплекс обеспечил заправку свыше 300 тысяч рейсов
65 иностранных и российских авиакомпаний. Предприятие выступает площадкой по апробации и внедрению лучших цифровых практик и технологий в авиатранспортной отрасли. На базе комплекса реализуется проект "Цифровой ТЗК", внедряются автоматизированные системы управления технологическими процессами и онлайн-учет движения нефтепродуктов на всех этапах.

В "особых условиях"

Как и все коллеги, сегодня на перроне Сергей работает в защитной маске и соблюдает социальную дистанцию. Также у водителей ТЗА есть специальные защитные костюмы из легких тканей, как у медиков. Их работники авиатопливного комплекса надевают, если предстоит заправка рейса, прибывающего из-за рубежа или из регионов с особым эпидемиологическим уровнем.



Работа? Призвание!

"Мы — универсальные водители, постоянно проходим обучение, стажируемся у разных авиакомпаний. Также я отучился на механика и замещаю коллег, если они в отпуске. В компании много инструментов для обучения, в том числе и дистанционных. Все зависит от личной инициативы и заинтересованности в своем развитии. При желании можно поступить на базовую кафедру компании в Ульяновском институте гражданской авиации и получить высшее образование в сфере авиатопливообеспечения. Наша работа — для людей. Отправляясь в путешествие на самолете, они могут быть спокойны и уверены, что их рейс был качественно подготовлен и пройдет с комфортом. Часто мы обслуживаем и "статусные" рейсы, как это было во время Олимпиады и чемпионата мира по футболу. И здесь от качества нашей работы зависел престиж уже не только компании, но и страны. Рад, что все прошло на самом высоком уровне".

Все водители "Газпромнефть-Аэро" каждый год участвуют в корпоративном конкурсе "Цель-100". В этот раз — почти 800 человек. Главная задача — на протяжении всего года находиться в "зеленой категории": не допустить ни одного нарушения ПДД за рулем служебной машины и получить высокую оценку качества вождения. Учитывается каждая поездка водителя. Сегодня Сергей уверенно идет к поставленной цели.

"Войти в двадцатку лучших водителей — это и престиж, и хорошая премия. От тебя не требуют невозможного: надо просто ответственно и качественно выполнять свою работу и быть внимательным. Конкурс проходит уже три года, и я вижу, как меняется сам подход водителей к управлению автомобилями, растет осознанность и умение предвидеть риски, а значит, повышается общий уровень безопасности на транспорте".

Мечты

Автомобильные путешествия и хоккей — два главных хобби Сергея. Любовь к зимнему виду спорта он привил и сыну. Одна из общих целей сегодня — попасть в профессиональную команду юниоров, возможно в "СКА" или "Авангард", и даже поучаствовать в крупнейшем детском хоккейном турнире "Кубок "Газпром нефти". А в путешествия Ахмины отправляются всей семьей — кроме сына у них подрастают две дочки.

Главная личная мечта нашего героя — "чтобы дети выросли достойными людьми и были счастливы". А в профессиональном плане — увидеть, как цифровые технологии и роботизация изменят работу аэропортов: "Роботы-заправщики, беспилотные автомобили, искусственный интеллект в системах управления аэропортовыми службами, да и сами самолеты будущего… Наша работа будет становиться все более интересной, мы на пороге невероятных перемен!"

Мы продолжаем публиковать рассказы наших читателей об их профессиях.

В этом выпуске опытом поделился пилот пассажирского самолета Михаил. Он рассказал, сколько времени и денег нужно, чтобы научиться управлять самолетом, когда начинается и заканчивается рабочий день пилота, что случится, если пассажиры не будут отключать мобильную связь при взлете, и какая зарплата у летчика.

Выбор профессии

В раннем детстве я говорил, что «хочу летать, как папа»: отец у меня военный летчик. Но когда попал в самолет в качестве пассажира — я учился в гимназии с углубленным немецким языком и нас иногда отправляли по обмену в Германию, — выяснилось, что я очень боюсь летать.

Однажды мы с классом возвращались из Франкфурта домой. Лайнер выехал на взлетную полосу — не знаю, что тогда произошло, но я вдруг понял, что обязательно должен стать пилотом. Поменял школу, чтобы больше времени уделять физике и математике, а затем поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации в Саратовской области.

При поступлении абитуриенты проходят серьезную медкомиссию. В пилоты не возьмут, если есть психические отклонения, лор-заболевания, проблемы с позвоночником и, конечно, зрением: острота должна быть не меньше 0,8. Раньше в пилоты брали только со стопроцентным, но потом норму смягчили. У военных летчиков еще более суровые требования.

длилось обучение на пилота гражданской авиации

Обучение длится 2 года 10 месяцев, у меня получилось чуть дольше — в районе трех лет. В училище мы не только изучали теорию, но и совершали полеты. Это и задержало мой выпуск: то погода плохая, то самолет сломался, то топлива не привезли.

Достаточно среднего специального. В России есть всего пять училищ гражданской авиации. И есть три университета — в Москве, Питере и Ульяновске, а также их филиалы, — которые позволяют получить высшее.

Я решил, что хочу окончить институт, и сейчас учусь на заочном отделении Ульяновского авиационного.

Место работы

Сразу после окончания училища я начал работать в одной из авиакомпаний-лоукостеров с базовым аэропортом в Москве. Она совершает как внутренние рейсы по России, так и международные.

Мне определенно повезло, потому что с трудоустройством у выпускников бывают разные ситуации. Иногда летчиков катастрофически не хватает и берут всех подряд, включая переученных штурманов и инженеров. А иногда персонала очень много и новых пилотов вообще не набирают.

Собеседование на должность пилота напоминает экзамен: задают вопросы по аэродинамике, метеорологии, навигации и другим дисциплинам. Также нужно предъявить сертификат о знании авиационного английского языка.

Я получал свой сертификат в Ульяновске, прошел двухмесячный курс обучения. Сейчас у меня четвертый уровень авиационного английского, который нужно подтверждать каждые три года. Без него тебя не возьмет на работу ни одна российская авиакомпания. Осенью планирую сдать экзамен на пятый уровень, подтверждать который надо раз в шесть лет. Максимальный уровень в авиационном английском — шестой. Это уже носитель языка.

Около миллиона рублей перевозчик тратит на то, чтобы научить каждого из нас управлять конкретным типом самолетов — это называется «переучка». За это летчик несколько лет выплачивает компенсацию из каждой зарплаты.

Сейчас в гражданских авиаперевозках есть два основных типа самолетов — «Боинг» и «Аэробус». «Аэробус» — более автоматизированный, здесь все подвластно компьютеру. А на «Боинге» — пилоту. Когда пришел в авиакомпанию, я даже не знал, на какой самолет меня будут переучивать. Оказалось, на «Боинг-737» — повезло, я всегда хотел летать на нем.

стоит научиться управлять конкретным типом самолета

Переучка проходит под руководством специалистов-инструкторов: ты изучаешь конструкцию своего типа самолетов, его основные характеристики, затем сдаешь экзамен по теории и переходишь к занятиям на тренажере. Тренажер — подвижная кабина, где пилоты-стажеры отрабатывают нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в полете. Он достаточно достоверно показан в фильме «Экипаж» с Данилой Козловским.

Свои тренажеры есть далеко не у всех перевозчиков, они очень дорогие. Наша арендует его у «Аэрофлота» или в Ульяновском авиационном институте. Большая часть того миллиона за обучение уходит как раз на аренду тренажера: на нем каждому стажеру необходимо «слетать» 10—12 раз.

Эвакуация самолета на воде отрабатывается в специальном бассейне: стажеры имитируют действия, которые необходимо выполнить при приводнении. Все эти этапы обязательно нужно пройти, потому что у каждого самолета свои особенности, а в случае аварийной ситуации ориентироваться надо быстро, практически на автомате.

Переучка заняла два месяца. Затем я выполнил четыре рейса, сидя позади пилотов: в кабине самолета для этого обычно есть одно или два специальных кресла. Во время этих полетов я просто наблюдал за тем, что делают пилоты, после чего меня закрепили за командиром-инструктором — с ним я отлетал 100 часов. При этом в кабине присутствовал еще один пилот, который сидел сзади и должен был помочь мне или командиру, если бы я не справился.

Часы налета — это условная единица, по которой определяется уровень квалификации пилота. Например, полет из Москвы в Казань — это 1,5 часа налета.

После 100 часов меня закрепили за обычным командиром, с которым я отлетал следующие 200. А потом допустили к полетам со всеми командирами авиакомпании согласно расписанию, то есть я начал работать наравне с остальными вторыми пилотами.

Суть работы

Многие спрашивают: «Ты летаешь за границу или только по России?»

Нет такого разделения. Если пилот получил сертификат о знании авиационного английского, то его будут ставить и на внутренние, и на внешние авиалинии. Для моего типа самолетов это могут быть как рейсы из Москвы в Мурманск или Иркутск, так и в Таиланд или Вьетнам. То, как часто я летаю за границу, зависит от сезона.

На советской технике самолетом управляли пять специалистов: командир и второй пилот вели самолет, штурман прокладывал маршрут, бортинженер следил за показаниями приборов, радист обеспечивал радиосвязь. Сейчас все эти обязанности — на командире и втором пилоте.

Управляют самолетом командир и второй пилот по очереди. Обычно во время полета в пункт назначения управление самолетом берет на себя командир, а во время обратного рейса я. Но может быть и наоборот.

Несмотря на то что некоторые из наших обязанностей совпадают, субординация всегда сохраняется. Командир — главный человек на борту самолета, и основная часть ответственности лежит на нем.

Пилот может летать по 80—90 часов в месяц. 80 часов — это саннорма для всех российских авиалиний. Чтобы летать по 90 часов, нужно подписать специальное соглашение, это так называемая продленная саннорма.

Я подписал согласие на продленную саннорму, но это вовсе не значит, что я каждый месяц летаю по 90 часов. Все зависит от сезона. В зимние месяцы у меня может выходить по 70—75 часов, потому что авиакомпания сокращает количество рейсов. Зато этим летом я все время летал по максимальной норме — по 87—89 часов.

Иногда у меня бывают длительные командировки — по две недели. Но на моем типе самолетов это редкость. Большинство командировок по 2—3 дня.

в месяц максимум может летать пилот

Выходные у пилота — это совершенно абстрактное понятие. Выходной может быть в понедельник или в среду. Или с понедельника по среду. Согласно норме, пилот должен отдыхать 42 часа, если он работал две ночи или шесть дней подряд, но такое напряженное расписание у нас бывает редко. Обычно я работаю 1—2 дня подряд, реже 3—4, а потом отдыхаю.

У меня пока нет семьи, но многие пилоты успешно совмещают карьеру и заботу о близких. По сути, это обычная работа, только график ненормированный.

Те, кто не любят авиацию и не хотят этим жить, в эту профессию не приходят — здесь не бывает случайных людей.

Конечно, как и в любой работе, есть непростые моменты. Например, ночные рейсы. Работать ночью приходится часто, и для меня это самое трудное: элементарно хочется спать.

Работа пилота подойдет тем, кому нравится быть в постоянном движении, посещать незнакомые места и встречаться с новыми людьми. Но также очень важно не бояться ответственности, уметь соблюдать субординацию и дисциплину.

Мне в этой профессии нравится то, что каждый полет индивидуален. Изменилась погода или садишься на незнакомый аэродром — все время приходится решать новые задачи.

Будни пилота гражданской авиации

Мой рабочий день может начинаться вечером, в обед или ночью. Посмотреть, когда и с кем я лечу, можно через интернет в специальной системе, где записан план моих полетов. На каждом рейсе — новый состав экипажа.

Я приезжаю в аэропорт за два часа до вылета. Прохожу в комнату предполетной подготовки, где встречаюсь с командиром и старшим бортпроводником, а также получаю документы.

Среди них задание на полет — откуда и куда летим, на каком самолете и в каком составе. Распечатка маршрута — в ней обозначены все точки, над которыми мы будем пролетать, с соответствующими высотами, силой ветра и другими характеристиками. И НОТАМ — документ, в котором указаны ограничения по аэропортам, временные или постоянные. Например, с 8 до 10 утра там ремонтируют взлетно-посадочную полосу.

Затем я прохожу обязательный медосмотр. Со мной такого не случалось, но бывает, что врач отстраняет пилота от полета, например из-за учащенного пульса или высокого давления. Тогда на смену вызывают резерв из гостиницы.

У нас есть «резервные» дежурства, дневные и ночные: с 9:00 до 21:00 или с 21:00 до 9:00 ты обязан находиться в гостинице на случай, если один из пилотов авиакомпании не будет допущен к полету. Не очень приятно, когда тебя вызывают на аэродром посреди ночи, но ты к этому готов, ведь это твое рабочее время.

После медосмотра пилоты идут к метеорологу, который рассказывает о погоде в аэропортах вылета и прибытия. Документ, где указаны метеорологические условия — ветер, видимость, температура, солнечность и так далее, пилоты берут с собой в самолет. Все данные представлены в виде длинной строки цифр и латинских букв, расшифровку которых пилоты обязаны знать. Посмотреть погоду по аэропорту в том виде, в каком ее получают пилоты, может любой желающий, просто набрав в поисковой строке в интернете TAF METAR.

После разговора с метеорологом я прохожу досмотр — точно так же, как и пассажиры, только для членов экипажа есть отдельный вход. Затем служебный автобус отвозит меня к самолету.

Перед полетом командир осматривает воздушное судно снаружи на предмет наличия дефектов, а я готовлю кабину к вылету: включаю приборы, проверяю их показания. Затем ввожу в компьютер данные по полету — маршрут, температуру, давление, высоты и скорости в различных точках. А также контролирую заправку самолета топливом.

Затем мы получаем доклад о готовности от бортпроводников и начинаем посадку пассажиров — их количество необходимо сверить по документам. Если все сходится, то мы закрываем двери и начинаем полет.

Если кто-то этого не сделает, самолет, конечно, не упадет, но включенная сеть может повлиять на радиосвязь или создать помехи электронному и навигационному оборудованию. Я с таким ни разу не сталкивался, но если это написано в правилах, значит, такое может быть. Полет на высоте 10 тысяч метров — и так не самый простой процесс. Вряд ли кто-нибудь стал бы придумывать лишние правила, чтобы усложнить его еще больше.

Взлет и посадка всегда выполняются вручную. После набора определенной высоты — для «Боинга-737» это 400 футов — можно включить автопилот. Но неправильно думать, что пилоты просто нажимают кнопку и занимаются своими делами. Мы постоянно контролируем работу: это все-таки машина, которая может отказать.

Иногда непилотирующий пилот ненадолго берет управление на себя, чтобы у пилотирующего была возможность заполнить документы. У второго пилота бумаг традиционно больше: документы о маршруте, количестве топлива, показаниях высотомеров и так далее. Но и командир обязан заполнить некоторые, например паспорт полетной информации и бортжурнал. Документы я уже воспринимаю как неотъемлемую часть полета.

В отличие от некоторых других авиакомпаний, в нашей во время полета пилотов кормят. На мой взгляд, еда хорошая: мясо, рыба, курица и разные гарниры. Меню стандартное, то же, что и у пассажиров. Раз в пять дней питание меняется.

После приземления рабочий день пилота не заканчивается. В большинстве случаев мы заправляем топливо, готовим самолет к новому рейсу и сразу летим обратно. Если речь идет о командировке и отправляться обратно не нужно, мы передаем самолет следующему экипажу или технику, а сами едем в гостиницу.

Я не могу сказать, что потерял интерес к новым городам и странам, бывая в них слишком часто. Правда, не всегда есть возможность посмотреть местные достопримечательности.

Если до следующего рейса всего 10 часов — это минимальное время, которое должно быть предоставлено пилоту для отдыха, — то я просто ем, сплю и занимаюсь спортом. Но если в командировке есть 1—2 свободных дня, стараюсь съездить куда-нибудь, посмотреть новую страну.

Я уже успел побывать в Армении, Греции, Индии, Таиланде, Турции, Тунисе и Вьетнаме. В самые длительные командировки летал в Арабские Эмираты. Там у меня получалось по 2—3 или даже 4 свободных дня, в течение которых я мог ездить на экскурсии. Особенно запомнилось сафари на джипах по пустыне.

В каждой стране стараюсь попробовать традиционные блюда. По-моему, это один из самых приятных и быстрых способов приобщиться к местной культуре. В Таиланде обязательно хожу не только в ресторан и на море, но и на тайский массаж. В общем, для каждой страны свой рецепт отдыха.

Зато потрясающими видами из окна лайнера пилоты могут наслаждаться почти каждый день. Иногда мы фотографируем красивый закат — точно так же, как и пассажиры. У меня на телефоне сохранилось несколько кадров. Наверное, такое не приедается.

Особенно меня поражают мощно-кучевые облака — удивительно красивые, но опасные для самолета. Внутри таких облаков активные осадки, сильные восходящие и нисходящие потоки воздуха, а значит, плохая видимость и высокая турбулентность. Эти облака окрашены на локаторе красным цветом, залетать в них запрещено. Я каждый раз восхищаюсь.

Кто отвечает за недолив топлива в самолет

Есть нештатная ситуация, с которой пилоты периодически сталкиваются: когда заправщики недолили топливо.

Дело в том, что заправщики в аэропортах измеряют количество топлива в литрах, а я, контролируя заправку самолета, в килограммах. Для того чтобы перевести килограммы в литры и сравнить, сколько залили по документам, а сколько по факту, я спрашиваю у заправщиков плотность топлива. Здесь некоторые из них мухлюют, сообщая неправильную плотность, чтобы не заливать 100—200 кг. Конечно, чтобы долететь до пункта назначения, топлива у самолета все равно хватит, его обычно заливают с запасом в 3000 кг, но мошенничество все же встречается.

Бороться с этим практически невозможно. Да это и не наша обязанность: в аэропортах есть специальные службы, которые должны этим заниматься. Второй пилот только заполняет документы, где указывает количество залитого топлива и плотность, которую ему сообщили заправщики.

запас топлива, с которым обычно заправляют самолет

Но это все-таки приучает внимательно относиться к процессу, тщательно заполнять бумаги, чтобы в случае выяснения обстоятельств у руководства не возникло ко мне вопросов.

Сколько зарабатывает пилот и как начисляется зарплата

Моя заработная плата — 230—350 тысяч рублей в месяц. Зарплата летчика состоит из оклада, налета и премии.

Оклад — сумма, которую гарантированно выплачивают каждый месяц. Его величина зависит от должности пилота и типа воздушного судна. Мой оклад сейчас составляет 90 000 рублей.

Налет рассчитывается по количеству часов, которые я отработал в месяц: за каждый час платят 2500 рублей. Начиная с 81-го часа полета каждый час стоит дороже — 5000—6000, то есть за 10 часов я могу заработать больше половины своего оклада.

платят за каждый час полета

Выплату за налет можно вообще не получить, если летаешь меньше 30 часов в месяц — например когда в компании кризис. Но, насколько я знаю, у российских пилотов сейчас такого не бывает, так как обстановка в гражданских авиаперевозках стабильная.

Некоторые пилоты хотят, чтобы им ставили в расписание больше часов, а я отношусь к этому философски. Больше летаешь — выше заработная плата, но меньше здоровья.

Премия — это дополнительные 40 000—50 000 рублей к зарплате, которые можно потерять за нарушения дисциплины или допущенные оплошности. Например, не сдал английский или не пришел на рейс без уважительной причины.

На что летчики тратят и не тратят зарплату

Сейчас у меня нет семьи, поэтому я живу в гостинице рядом с аэропортом, которую предоставляют сотрудникам, и не трачу зарплату на аренду жилья. В Москве это неплохая экономия.

30 000 рублей из зарплаты я ежемесячно выплачиваю авиакомпании в качестве компенсации за мое обучение.

ежемесячные выплаты авиакомпании за пройденное обучение

В гостинице пилотов кормят, поэтому на продукты уходит не больше 4 тысяч рублей в месяц. Бензин — около 5 тысяч рублей, в районе 6 тысяч — сходить в кино или в бар с друзьями. Разовое посещение спортзала при гостинице — 250 рублей, в месяц получается около 5 тысяч.

В каком-то месяце я могу потратиться на одежду, а в следующем вообще ничего не покупать. За брендовыми вещами не гоняюсь, просто беру то, что нравится и нужно в данный момент. На цену тоже смотрю: не вижу смысла платить заоблачные деньги, чтобы выглядеть круче или просто потому, что могу себе это позволить. В среднем в месяц на одежду трачу около 10 тысяч рублей.

Еще около 10—15 тысяч рублей в месяц уходит в командировках за границей на экскурсии, они стоят не меньше 3—4 тысяч каждая.

Я покупаю все, что мне нужно, но стараюсь не тратиться на ерунду.

Если вижу бюджетные продукты по акции, у которых все в порядке со сроком годности, то беру.

К своеобразным способам экономии могу отнести то, что пользуюсь картой Тинькофф-банка: нравится возможность получать кэшбэк со своих покупок.

Финансовые цели

Родители хотят строить дом, надо им помочь. Для начала поставил себе цель накопить на это миллион рублей, а дальше посмотрим. О собственной квартире еще не задумывался.

В будущем планирую инвестировать часть зарплаты и иметь пассивный доход, но пока отнести куда-то свои накопления мне тяжело чисто психологически. Скорее всего потому, что я не очень много знаю о способах инвестирования. Планирую разобраться.

Ступени в карьере пилота

То, насколько часто пилот меняет место работы, зависит от его темперамента и личных предпочтений. Где-то больше зарплата, где-то маршруты интереснее или проще график. Я не собираюсь переходить в другую авиакомпанию, а хотел бы расти в той, где работаю сейчас.

Сейчас я готовлюсь. Книг и документов, которые положено изучить командиру, очень много — иногда кажется, что прочитать их все практически невозможно.

Следующая ступень после должности командира — командир-инструктор. Затем идет разветвление: можно пойти в командно-летный состав — это руководящий персонал авиакомпании, или в летно-методический отдел, который занимается разработкой методических пособий и документации. Но так далеко я пока не загадываю.

Когда-нибудь я бы хотел получить опыт работы за границей. Например, во Вьетнаме — просто потому, что мне нравится Азия.

Читайте также: