Можно ли не возмещать больничный из фсс а зачесть в счет взносов в 2020

Опубликовано: 17.09.2024

Добрый день.
Возможно ли при уплате страховых взносов в ФСС за текущий месяц-сентябрь в размере например 17 000 руб. учесть сумму превышения по расходам в ФСС РФ (сумма превышения 190 000 руб.) за предыдущий месяц-август? И соответственно не платить взносы за сентябрь, так как сумма превышения расходов гораздо больше начисленных взносов нарастающим итогом.

И возможно ли данную сумму превышения - 190 000руб. также учесть при оплате взносов за октябрь, ноябрь, декабрь (то есть не платить взносы) и т.д. до того момента, пока сумма превышения по расходам нарастающим итогом не окажется меньше суммы начисленных взносов нарастающим итогом?

Уточнение, 19 сентября 2019
В течение 2018 года с января по июль - организация уплачивала страховые взносы в ФСС РФ, хотя уже в январе превышение расходов было на сумму 194898 руб. С августа организация не платила взносы в ФСС РФ, на основании того, что была сумма превышения за предыдущие периоды. На конец 2018 года сложилась сумма превышения расходов над начисленными взносами в размере 233000 руб. Данную сумму расходов возместил ФСС РФ. Но так как организация платила за этот же период, с января по июль, взносы (хотя превышение расходов было уже в январе 2018г.) в налоговой сложилась переплата по взносам как раз на сумму данных перечислений. Имеет ли право организация вернуть эту переплату?

Согласно п. 2 ст. 431 НК РФ:
2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 431 НК РФ:
9. Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Следовательно, при наличии превышения расходов на оплату пособий работникам над размером начисленных страховых взносов в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, организация (ИП) имеет право на зачет указанного превышения в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством до конца текущего года или на возмещение (возврат) указанного превышения из средств ФСС.

В случае зачета превышения – организация (ИП) просто не уплачивает начисленные страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В случае возмещения превышения – организация (ИП) представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, перечисленные в п. 3 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ:
1. Заявление
Форма заявления рекомендована Письмом ФСС РФ от 07.12.2016 N 02-09-11/04-03-27029
2. Справка-расчет и расшифровка расходов
Форма справки-расчета и форма расшифровки расходов рекомендованы Письмом ФСС РФ от 07.12.2016 N 02-09-11/04-03-27029
3. Копии документов, указанных в п. 3 Перечня документов, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н, если ИП применяет тарифы страховых взносов в размере 0% в соответствии со ст. 427 НК РФ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На 01.01.2020 за Фондом социального страхования образовалась задолженность перед страхователем за счет превышения расходов (выплата пособий по больничным листам, в связи с материнством у страхователя превысила начисленные страховые взносы) по четырем производственным отделениям (ПО) филиала из восьми.
С 01.01.2020 Оренбургская область перешла на "прямые выплаты" пособий от ФСС. Одновременно с этим филиал на 01.01.2020 снял с учета в налоговых органах в качестве плательщиков страховых взносов производственные отделения. У части производственных отделений на 01.01.2020 была дебиторская задолженность ФСС (четыре ПО), у части (четыре ПО) - кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность погашена производственными отделениями в январе 2020 года. Дебиторская задолженность налоговым органом в 1 квартале 2020 года в лицевом счете перенесена на КПП филиала. В целом по филиалу сумма начисленных страховых взносов превышает сумму расходов за счет средств ФСС.
Какие существуют законодательно установленные способы возврата задолженности, числящейся за Фондом, страхователю, кроме как подача заявления в ФСС и представление первичных документов? Возможно ли обратиться в налоговый орган (ИФНС) за возвратом такой задолженности? Возможно ли обратиться в налоговый орган за зачетом излишне уплаченных страховых взносов за 2019 год в целом по филиалу или по производственному отделению, имевшему дебиторскую задолженность на 01.01.2020?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку переплата по обособленному подразделению образовалась в результате превышения произведенных оргнанизацией расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование над суммой начисленных страховых взносов по данному виду страхования, организации следует обратиться за возмещением в территориальный орган ФСС РФ.
Организация имеет право представить в налоговый орган заявление о зачете переплаты по страховым взносам за 2019 год в счет предстоящих платежей по данному виду страхования в случае, если уплата производилась платежными поручениями.

Обоснование вывода:
Законодательством и иными нормативно-правовыми актами не урегулированы особенности перехода на "прямые выплаты" страхового возмещения по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ВНиМ). Поэтому при зачете и возврате переплаты по страховым взносам на ВНиМ, образовавшейся на момент перехода региона на "прямые выплаты", действуют общеустановленные правила, установленные НК РФ и Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
По общему правилу, установленному в п. 1.1 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченных страховых взносов может быть зачтена в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Если же по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на ВНиМ (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС РФ в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов, то на основании п. 9 ст. 431 НК РФ полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на ВНиМ на основании полученного от территориального органа ФСС РФ подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС РФ в соответствии с порядком, установленным Законом.
Согласно официальным разъяснениям предметом регулирования статьи 78 НК РФ является зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафа, и указанная статья не определяет порядок зачета сумм превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на ВНиМ в счет начисленных страховых взносов по данному виду страхования, который регулируется главой 34 "Страховые взносы" НК РФ.
При этом отмечается, что зачет расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ в счет предстоящих платежей по страховым взносам по данному виду страхования в соответствии с п. 9 ст. 431 НК РФ производится налоговым органом без представления плательщиком страховых взносов заявления на осуществление указанного зачета, предусмотренного ст. 78 НК РФ (письмо Минфина России от 16.05.2017 N 03-15-07/29348, направлено ФНС России для использования в работе инспекциям письмом от 31.05.2017 N ГД-4-8/10264).
В п. 2 письма ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@ также разъясняется, что случай, указанный в п. 9 ст. 431 НК РФ, касается превышения расходов по социальному страхованию на обязательное социальное страхование на ВНиМ по итогам отчетного (расчетного) периода. Внутри отчетного периода действует правило п. 2 ст. 431 НК РФ о том, что сумма взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования.
Следовательно, зачет по п. 9 ст. 431 НК РФ возможен как по итогам отчетных периодов, так и по итогам года.
При переходе региона на прямые выплаты зачетная система выплаты пособий по ВНиМ, предусмотренная п. 2 ст. 431 НК РФ, не применяется. Плательщики страховых взносов обязаны производить уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на ВНиМ в полном объеме без уменьшения на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения. То есть произведенные расходы за счет средств ФСС РФ последний раз отражаются в отчетности за период, предшествующий переходу на систему "прямых выплат" (в рассматриваемой ситуации - за 2019 год).
При этом в общем случае если по итогам периода, предшествующего дате перехода региона на "прямые выплаты", у плательщика страховых взносов по данным РСВ сформировалось превышение расходов над суммой начисленных страховых взносов, задолженность может быть зачтена страхователю налоговым органом в счет предстоящих платежей или возмещена территориальными органами ФСС по его заявлению.
Аналогичные разъяснения даны, в частности, в информации от 11.03.2020, размещенной на официальном сайте ФНС России по Удмурдской Республике по адресу: https://www.nalog.ru/rn18/news/tax_doc_news/9664067/. При этом обращается внимание, что в случае зачета суммы превышения произведенных расходов в счет предстоящих платежей плательщику страховых взносов необходимо ежемесячно контролировать сумму имеющегося перерасхода в целях недопущения формирования задолженности по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Заметим, что в случае обращения за возмещением в территориальное отделение ФСС РФ фонд выделяет организации необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления организацией всех необходимых документов, перечень которых утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н (ч. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ). В случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения предъявленных требований Фонд принимает решение об отказе в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (ч. 3.1 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
При рассмотрении обращения страхователя территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки (ч. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ)*(1).
Камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения проводятся в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) (ч. 1 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Таким образом, срок камеральной проверки может достигать трех месяцев, решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Представление в налоговую инспекцию расчета по страховым взносам с заявленными вычетами также предполагает проведение камеральной налоговой проверки на основании ст. 88 НК РФ. При этом проверка правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения ВНиМ проводится территориальными органами ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Данные РСВ об исчисленных страховых взносах и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом в соответствующий территориальный орган ФСС РФ для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения (п. 16 ст. 431 НК РФ). В свою очередь, территориальный орган ФСС РФ на основании поступивших от налогового органа сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в РСВ, вправе провести камеральную и (или) выездную проверки страхователя (ч. 2 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с Соглашением об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования РФ от 30.11.2016 N ММВ-23-11/27@/02-11-13/06-5262П ФСС в рамках межведомственного взаимодействия направляет в ФНС:
- информацию о подтверждении заявленных страхователем расходов;
- решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за текущие периоды. Напомним, что ФСС РФ имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если они произведены страхователем с нарушением законодательства РФ (пп. 4 п. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ и пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования");
- решение о выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Из приведенных норм следует, что налоговая инспекция после камеральной проверки уже должна располагать информацией о произведенных организацией расходах на выплату пособий и платежах за 2019 год, что позволяет произвести зачет образовавшейся переплаты в счет будущей уплаты взносов по ВНиМ в соответствии с п. 9 ст. 431 НК РФ.
При этом проведение такого зачета не исключает право ФСС РФ самостоятельно назначить проведение выездной проверки по расходам организации на выплату страхового возмещения на основании ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ.
Обратите внимание, что нормы п.п. 2, 8, 9 и 16 ст. 431 НК РФ утрачивают силу с 01.01.2021 (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ), что, по нашему мнению, исключает возможность зачета налоговым органом имеющейся переплаты в счет платежей в 2021 году по данному основанию.
В анализируемой ситуации также следует учитывать, что в случае лишения обособленного подразделения общества полномочий по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц УФНС России осуществляет перенос сальдовых остатков по страховым взносам указанного обособленного подразделения в КРСБ головной организации (письмо ФНС России от 19.11.2019 N БС-4-11/23547@).
При этом наличие переплаты по обособленному подразделению платежными поручениями в общем случае позволяет организации обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о зачете/возврате излишне уплаченной суммы (в порядке ст. 78 НК РФ) либо уточнить платежи (п. 7 ст. 45 НК РФ) в течение трех лет*(2).
Однако в рассматриваемой ситуации сумма задолженности фонда не является излишне уплаченными страховыми взносами, а является суммой расходов на выплату страхового обеспечения, заявленная налогоплательщиком в отчетности и указанная в КРСБ налогоплательщика инспекцией как органом, администрирующим данный вид обязательств с 01.01.2017.
Поэтому, как правило, налоговые органы отказывают в возврате/зачете такого рода переплаты в порядке ст. 78 НК РФ в связи с неподтверждением переплаты территориальными органами ФСС РФ в рамках проверки (то есть на основании представленных в ФСС РФ документов), в том числе аргументируя тем, что возмещение расходов производит территориальный орган ФСС РФ (решения АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2020 по делу N А56-56870/2020, от 25.08.2020 по делу N А56-36506/2020, от 27.02.2020 по делу N А56-110281/2019).
В таком случае полагаем, что организации следует обратиться за возмещением понесенных расходов в территориальное отделение ФСС РФ.
Официальных разъяснений по аналогичным ситуациям нами не обнаружено. Рекомендуем также обратиться за соответствующими разъяснениями в ФНС России и (или) в налоговый орган по месту постановки на учет.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Как рассчитать и уплатить страховые взносы по обособленным подразделениям организации?
- Энциклопедия решений. Уточнение платежа по налогу и страховым взносам;
- Энциклопедия решений. Ошибки при заполнении платежного поручения на перечисление налогов и сборов;
- Энциклопедия решений. Зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

25 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 7 ст. 3, ч. 1 ст. 6 Проекта федерального закона N 1062568-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" предполагается, что ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ утратит силу с 01.01.2021. При этом на основании ч. 5 ст. 6 названного Проекта предполагается, что проверки правильности произведенных страхователями расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2021, в том числе при обращении страхователя за возмещением произведенных расходов, осуществляются территориальными органами страховщика в порядке, действовавшем до вступления в силу данного Федерального закона.
*(2) Смотрите Вопрос: 13 июня отдала больничный (ушла в декрет). Прошел месяц, выплату не произвели. Что предпринять в данном случае? (ответ Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, июль 2017 г.)
*(3) Смотрите Вопрос: Обособленные подразделения организации до 01.01.2017 не должны были самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы. Обособленные подразделения (филиалы) в соответствии с положениями о филиалах и до 01.01.2017 были уполномочены на начисление заработной платы. Однако до 01.01.2017 в связи с отсутствием у обособленного подразделения счетов в банках общество формировало отчетность в ПФР одним отчетом (без разбивки по филиалам). С 01.01.2017 отчетность формируется по филиалам. Правомерны ли действия ФСС РФ в части отказа в возмещении расходов обособленных подразделений и требование представления расчетов по страховым взносам централизованно? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2017 г.)

Хотя с 01.01.2017 взносы на ВНиМ вы уплачиваете в ИФНС, проверять правильность назначения и выплаты пособий за счет этих взносов по-прежнему будет отделение ФСС. Результаты проверок оно будет направлять в инспекцию. За возмещением пособий вы, как и ранее, будете обращаться в отделение ФСС, но документы придется представлять новые.

Без подтверждения ФСС зачесть пособия в счет взносов на ВНиМ нельзя?

Сумму взносов на ВНиМ можно уменьшить на выплаченные пособия по болезни и в связи с материнством <1>. Зачет пособий в счет предстоящих платежей по взносам возможен с разрешения ФСС <2>.

Из-за этой нормы бухгалтеры забеспокоились, не придется ли им уплачивать взносы на ВНиМ в полной сумме до тех пор, пока ФСС не подтвердит сумму пособий. Например, за январь начислено 50 000 руб. взносов на ВНиМ и выплачено 30 000 руб. пособий. Какую сумму взносов нужно уплатить по сроку 15.02.2017: 20 000 руб. (то есть за минусом пособий) или же 50 000 руб.?

Специалист ФНС успокоил, что все остается так же, как в 2016 г.

Порядок зачета пособий в счет уплаты взносов в 2017 г.

ПАВЛЕНКО Светлана Петровна,Государственный советник РФ 2 класса

- Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством превышает общую сумму начисленных взносов по этому виду страхования, полученная разница подлежит <2>:

- или зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по ВНиМ на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов за соответствующий расчетный (отчетный) период;

- или возмещению территориальным органом ФСС в соответствии с порядком, установленным Законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Такой зачет/возмещение касаются превышения расходов по пособиям по итогам отчетного (расчетного) периода <3>. А внутри отчетного периода действует такое правило: сумма взносов на ВНиМ уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату пособий по этому виду страхования <4>.

Когда расходы на выплату пособий превысят сумму взносов на ВНиМ после окончания отчетного периода, плательщик также сможет зачесть указанную разницу в счет предстоящих платежей по страховым взносам, поскольку подтверждение Фондом расходов после направления налоговыми органами расчетов по страховым взносам будет происходить в короткие сроки.

Автоматический зачет пособий в счет уплаты взносов на ВНиМ следует также из новой формы расчета по страховым взносам и из Порядка ее заполнения.

В разделе 1 расчета нельзя одновременно заполнить <5>:

- строку 110 "Сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период";

- строку 120 "Сумма превышения расходов над исчисленными страховыми взносами за расчетный (отчетный) период".

А показатель каждой из этих строк рассчитывают как разницу между начисленными взносами и выплаченными пособиями <6>.

Как зачитывать пособия в 2017 г.

Сначала вы сдаете в ИФНС расчет по взносам.

Затем инспекция передает в ваше отделение ФСС приложения 2-4 к разделу 1 расчета с данными по начисленным взносам на ВНиМ и выплаченным пособиям <7>. На это у инспекции 5 рабочих дней со дня получения расчета в электронной форме и 10 рабочих дней - на бумаге <8>.

ФСС в течение максимум 3 месяцев проведет камеральную проверку по правилам, прописанным в Законе N 125-ФЗ <9>.

Если Фонд нарушений не обнаружит, для вас вся процедура пройдет незаметно. Отделение ФСС подтвердит расходы, сообщит об этом в ИФНС, и налоговики проведут зачет <10>.

Иначе отделение ФСС составит акт и вручит его вам. Если вы не будете его оспаривать, Фонд вынесет решение о непринятии к зачету расходов на выплату пособий.

Решение он направит вам в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения. А его копию - в ИФНС в течение 3 рабочих дней со дня вступления решения в силу <11>.

Инспекция, в свою очередь, выставит вам требование об уплате недоимки по взносам на ВНиМ. Взыскивать ее она будет по тем же правилам, что и налоги <12>.

Как возмещать пособия в 2017 г.

Если у вас по итогам квартала или месяца внутри квартала сумма пособий превысила сумму начисленных взносов на ВНиМ, вы по-прежнему можете попросить вернуть разницу деньгами, обратившись в отделение ФСС <13>. Для этого вам нужно представить в Фонд обновленный комплект документов <14>:

- заявление о выделении средств на выплату пособий;

- справку-расчет. Хотя это и новый документ, заполнить его просто. Выглядит он как таблица 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" старого расчета 4-ФСС (который вы сдаете в свое отделение ФСС за 2016 г.) <15>;

- расшифровку "социальных" расходов.

Этот документ - копия таблицы 2 раздела 1 старого расчета 4-ФСС <15>. В расшифровке надо расписать расходы по каждому виду выплаченного пособия: количество дней выплаты, число случаев, сумму;

- документы, подтверждающие расходы: листки нетрудоспособности, справки о рождении детей и др.

Как видим, в 2017 г. форму 4-ФСС заменила справка-расчет. Ее представляют при обращении за выделением средств за периоды начиная с 1 января 2017 г. <16>

Но какой документ подается, если работник принес листок нетрудоспособности, в котором период болезни начался в 2016 г., а закончился в 2017 г.?

Например, работник болел с 26.12.2016 по 05.01.2017 и представил больничный лист в бухгалтерию 09.01.2017. Пособие ему начислили и выплатили в январе.

Или другой пример: работница с 14.11.2016 находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Но ежемесячное пособие по уходу ей не выплачивали, поскольку не было справки с места работы отца ребенка о том, что пособие ему не назначалось. Справку работница представила в феврале 2017 г. И в этом же месяце ей выплатили пособие по уходу за период с ноября 2016 г. по февраль 2017 г.

"Переходные" положения нам разъяснили в ФСС.

Порядок представления документов для возмещения пособия.

ОРЛОВА Маргарита Анатольевна, Руководитель Департамента администрирования страховых взносов ФСС РФ.

- Если страхователь назначает и выплачивает пособие в 2017 г. и хочет получить возмещение от ФСС до окончания квартала, ему надо будет представить справку-расчет. Даже в том случае, если период, за который начисляется пособие, частично приходится на 2016 г.

Если же страхователь начислил и выплатил пособие в 2016 г., при обращении за возмещением средств в 2017 г. ему надо будет представить расчет по форме 4-ФСС.

Поэтому в вышеуказанных ситуациях надо представить справку-расчет.

Получив комплект документов, отделение ФСС может <17>:

- либо в течение 10 календарных дней перечислить вам деньги;

- либо назначить камеральную проверку.

Результатом проверки может быть <18>:

- или решение о выделении средств, если с документами все в порядке. Тогда отделение ФСС направит решение вам, а копию - в ИФНС;

- или решение об отказе в выделении средств, если нашлись ошибки. Решение вам направят в течение 3 дней со дня его принятия.

Что делать с излишком пособий по состоянию на 31 декабря

Если на 31 декабря 2016 г. у вас образовалось превышение пособий над взносами на ВНиМ, эту сумму можно только вернуть на свой счет <19>. Зачесть излишек в счет уплаты взносов на 2017 г. нельзя.

С 2017 г. такого ограничения нет. Если у вас на 31.12.2017 расходы на выплату пособий превысят начисленные взносы на ВНиМ, то разницу вы сможете зачесть в счет уплаты взносов в 2018 г. <20>

Конечно, вариант возврата денег из ФСС тоже остается <20>.

Уменьшать начисленные взносы на ВНиМ на выплаченные пособия можно будет до 2020 г. включительно <21>. Это время дано регионам для перехода к выплате всех пособий напрямую из ФСС, а не работодателями. Начиная с июля 2017 г. и по 2019 г. к проекту будут подключать по 13 новых регионов ежегодно - всего 39 субъектов РФ <22>.

<1> п. 2 ст. 431 НК РФ

<2> п. 9 ст. 431 НК РФ

<3> п. 9 ст. 431 НК РФ

<4> п. 2 ст. 431 НК РФ

<5> п. 5.21 Порядка, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@

<6> п. 2 ст. 431 НК РФ; пп. 5.17-5.21 Порядка, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@

<7> п. 16 ст. 431 НК РФ; Порядок, утв. ФНС N ММВ-23-1/11@, Правлением ФСС N 02-11-10/06-3098П 22.07.2016

<8> п. 16 ст. 431, п. 6 ст. 6.1 НК РФ

<9> п. 8 ст. 431 НК РФ; ч. 1, 1.1 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006

N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ); п. 2 ст. 26.15 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<10> пп. 8, 9 ст. 431 НК РФ

<11> ч. 4, 5 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ

<12> ч. 6 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ

<13> ч. 2, 2.1 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ

<14> ч. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ; пп. 1, 2.1, 3 Перечня, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 04.12.2009 N 951н; Письмо ФСС от 07.12.2016 N 02-09-11/04-03-27029

<15> утв. Приказом ФСС от 26.02.2015 N 59

<16> п. 2.1 Перечня, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 04.12.2009 N 951н

<17> ч. 3, 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ

<18> ч. 4.1, 5 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ

<19> ч. 2.1 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (утратил силу с 01.01.2017); Письмо ФСС от 14.07.2016 N 02-09-14/15-02-11878


Для возмещения расходов из ФСС в 2021 году работодателю приходится представить в фонд определенный комплект документов. Что входит в этот комплект и как набор передаваемых документов различается в зависимости от вида пособия? Какие расходы возмещает ФСС, а какие уже нет в связи с переходом на прямые выплаты. Почему фонд отказывается признавать отдельные выплаты работодателей пособиями? Ответы вы найдете в статье.

Обращение в ФСС за возмещением

Обращаться за возмещением средств из ФСС в 2021 году (как и в предыдущие периоды) работодателю необходимо в то отделение фонда, где он зарегистрирован как страхователь. Однако с 2021 года к пилотному проекту ФСС по прямым выплатам присоединились все регионы России, поэтому ФСС возмещает теперь только некоторые виды пособий. Какие виды пособий и выплат можно возместить:

  • пособие на погребение
  • оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом

Остальные пособия выплачивает ФСС напрямую застрахованному лицу. В 2021 году можно также получить возмещение расходов, произведенных в 2020 году.

Необходимые документы

На рисунке ниже приведен перечень документов, которые должен подготовить и представить в фонд работодатель:

Возмещение расходов из ФСС в 2019 году

К числу дополнительных относятся документы, подтверждающие правильность расчета пособий и обоснованность их выплаты в зависимости от вида пособия: листки нетрудоспособности, свидетельства о рождении детей, справки о постановке на учет беременных в медучреждениях, справки, расчеты и др. Представляются в ФСС заверенные копии документов или их оригиналы (по запросу при проведении проверки специалистами фонда).

Наборы документов по отдельным случаям возмещения

Для каждого вида пособия, по которому работодатель планирует получить возмещение в ФСС, дополнительно к заявлению, справке-расчету и расшифровке расходов следует подготовить и представить в ФСС специальный набор документов. Рассмотрим их.

Возмещение по больничным листам

Периоды нетрудоспособности оплачиваются совместно ФСС и компанией. На работодателе лежит обязанность по оплате первых трех дней болезни, оплата остальных дней — обязанность фонда. Возмещение расходов ФСС производит работодателю за период с четвертого дня болезни сотрудника после получения и проверки следующих дополнительных документов:

Возмещение расходов из ФСС в 2019 году

Так выглядит набор дополнительных документов для возмещения больничного в ФСС и в 2021 году.

Напоминаем, в 2021 году можно возместить расходы, понесенные ДО 01.01.2021 года.

Возмещение пособия по БиР (беременности и родам)

Набор дополнительных документов для возмещения пособия по беременности и родам включает:

Возмещение расходов из ФСС в 2019 году

Возмещение детских пособий

Для возмещения пособия по уходу за ребенком до 1,5 года в фонд необходимо представить следующий набор документов:

  • документ о рождении/усыновлении ребенка;
  • документы о рождении/усыновлении предыдущих детей;
  • справка с места работы второго родителя о том, что данное пособие им получено не было;
  • документ, подтверждающий статус одинокого родителя;
  • заявление сотрудника в адрес работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (его обычно пишут мамы, но имеют на это право и другие члены семьи);
  • приказ о предоставлении сотруднику отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 года.

При необходимости инспекторы могут запросить и другие документы, которые работодателю надо будет представить.

Возмещение пособия на погребение

Пилотный проект не коснулся данного пособия, поэтому оно и в 2021 году выплачивается работодателем. Пособие на погребение выплачивается родственникам умершего (погибшего) работника. Набор дополнительных документов для возмещения из ФСС в 2021 году такого пособия включает:

  • справку о смерти из ЗАГСа;
  • копию свидетельства о смерти;
  • заявление о назначении пособия.

Данное пособие будет выплачивать на основании полученной справки о смерти работодатель. С заявлением и копией справки последнему необходимо обратиться в Фонд соцстраха, который в течение двух дней с момента принятия решения о выплате пособия перечислит денежные средства на расчетный счет работодателя.

Возмещение расходов работодателя на оплату четырех выходных дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами

Это пособие также прошло мимо пилотного проекта, его выплачивает работодатель. Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами утверждены постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048.

В число дополнительных документов, представляемых в ФСС, входят:

Возмещение расходов из ФСС в 2019 году

Сроки возврата денег из ФСС

Как только работодатель подготовит необходимые документы и представит их в фонд, начинается отсчет срока, в течение которого ФСС должен возместить пособие. Закон отводит на эту процедуру 10 календарных дней (ч. 3 ст. 4.6 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Но, как правило, после получения документов от страхователя инспекторы фонды проводят камеральную проверку, которая должна выявить, имеет ли право организация (или ИП) на возмещение расходов по страховым случаям.

Если ФСС решит провести проверку, то принятие решения о выделении средств работодателю будет отложено до ее окончания. Срок сдвигается:

  • на 3 месяца при камеральной проверке;
  • 2 месяца при выездной проверке.

Такие сроки установлены п. 2 ст. 26.15, п. 9 ст. 26.16 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, ч. 1 ст. 4.7 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Как ФСС снижает суммы к зачету и возмещению

Рассчитывать на возмещение из ФСС пособий работодатель может не всегда. Фонд нередко не признает пособиями выплаченные суммы. Большинство судебных разбирательств касаются спорных (по мнению фонда) детских пособий. Расскажем о них на примерах из судебной практики.

Пример 1

Компания выплачивала пособие по уходу за ребенком бабушкам, которые трудились на условиях неполного рабочего дня. При этом бабушки проживали отдельно от детей, а мамы не работали и фактически именно они ухаживали за своими детьми.

ФСС не признал выплаченные суммы пособиями, а суд его поддержал (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.08.2019 № Ф10-2645/2019 по делу № А54-5101/2018).

Пример 2

Работодатель выплачивал пособие по уходу отцу ребенка. Сотрудник работал в режиме неполного рабочего времени. При этом мать ребенка в этот период нигде не работала.

ФСС и судьи пришли к выводу, что сокращение времени на 1 час не позволяло отцу ребенка полноценно осуществлять уход. В итоге выплаченные суммы не являются пособиями, а признаются дополнительным вознаграждением за счет работодателя (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2019 по делу № А76-29523/2018).

Пример 3

Предметом спора между ФСС и работодателем стало пособие по уходу за ребенком, которое выплачивалось матери, работающей на условиях сокращенного рабочего дня. Однако на этот раз суд поддержал работодателя (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2019 № Ф09-3862/19 по делу № А76-39929/2018).

Аргументами для судей послужили следующие обстоятельства: получателем пособия была мать-одиночка, и доказательств того, что за ребенком присматривал кто-то другой (кроме нее самой) представлено не было. Фактически отработанное время в период получения пособия составило 69%, утрата заработка — 14%.

Пример 4

Сотрудницу, получающую пособие по уходу за ребенком и работающую в условиях укороченного рабочего дня, отправили в командировку на 4 дня. ФСС посчитал, что в период командировки женщина не могла осуществлять уход за ребенком, то есть утратила право на пособие.

Однако судьи всех инстанций, включая ВС РФ, с таким подходом не согласились. По их мнению, в таких обстоятельствах (при кратковременной служебной поездке) нельзя считать, что родительский уход прекращен. Об отсутствии ухода можно говорить, когда командировка длится более месяца (определение ВС РФ от 02.08.2019 № 309-ЭС19-12197).

Из приведенных примеров можно сделать вывод, что выплата пособия по уходу за ребенком в условиях, когда его получатель трудится на условиях неполного рабочего времени, практически всегда вызывает претензии контролеров из ФСС. В суде от части претензий работодателям удается отбиться благодаря тому, что обстоятельства каждого случая рассматриваются отдельно с учетом всех нюансов.

Чтобы в 2021 году получить возмещение из ФСС расходов, понесенных в 2020 году, работодателю необходимо представить в фонд письменное заявление, справку-расчет, расшифровку расходов и дополнительные документы в зависимости от вида пособия или выплаты. Срок возмещения по закону составляет 10 календарных дней, но может продлеваться, если специалисты фонда примут решение о проведении проверки.

С 2021 года на всей территории Российской Федерации реализован проект «Прямые выплаты». Работодатели больше не производят выплату большинства пособий. Все пособия застрахованным лицам напрямую платит фонд на основании представленных страхователем документов.


И. И. Греченко
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

Вопросы по поводу прямых выплат.

Были произведены расходы на выплаты больничного по беременности и родам в этом году. Они существенно превысили страховые взносы. Соответственно на следующий год остается некая сумма, которую мы сейчас засчитываем в счет страховых выплат.

Можно ли продолжать ее засчитывать или обязательно нужно вернуть деньги?

Ответ

Ответ составлен с учетом изменений с 01.01.2021.

С 01 января 2021 года зачет невозможен.

2020 год становится последним, когда работодатели-страхователи из субъектов РФ, не попавших в число регионов, которые принимают участие в пилотном проекте, продолжают осуществлять выплаты страхового обеспечения по ОСС на случай ВНиМ. Со следующего года такие выплаты на всей территории РФ будут производиться исключительно территориальными органами ФСС РФ.

Таким образом, норма НК, которой предусмотрено, что сумма страховых взносов на обязательное соцстрахование уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения, действует до 31 декабря 2020 года.

Обоснование

С 01.01.2021 зачет в рассматриваемой ситуации невозможен.

В настоящее время пунктом 2 ст. 431 Налогового кодекса установлено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 9 ст. 431 НК РФ предусмотрено: если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Таким образом, первая норма позволяет работодателям-страховщикам уменьшить величину страховых взносов на ОСС на случай ВНиМ на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.

Разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС РФ в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) над общей суммой исчисленных страховых взносов на ОСС на случай ВНиМ согласно второй норме:

  • налоговиками на основании полученного от территориального органа ФСС РФ подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период засчитывается в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования или
  • возмещается территориальными органами ФСС РФ в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

С 1 января 2021 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ вышеуказанные нормы упраздняются. 2020 год становится последним, когда работодатели-страхователи из субъектов РФ, не попавших в число регионов, которые принимают участие в пилотном проекте, продолжают осуществлять выплаты страхового обеспечения по ОСС на случай ВНиМ. Со следующего года такие выплаты на всей территории РФ будут производиться исключительно территориальными органами ФСС РФ.

Таким образом, норма НК, которой предусмотрено, что сумма страховых взносов на обязательное соцстрахование уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения, действует до 31 декабря 2020 года.


И. И. Греченко
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Читайте также: