Кто из граждан может быть заинтересован в повышении ставок налога на доходы физических лиц

Опубликовано: 26.04.2024


Этот обзор будет полезно прочитать и новичкам, и уже опытным специалистам.

Историческая справка

У налога на доходы физических лиц очень богатая история. Не будем углубляться в те времена, когда с простого люда собирались дань или подати. Хотя, вероятно, именно такие сборы можно считать прародителями современного подоходного налога.

Первыми в мире ввели подоходный налог англичане. Однако Англии потребовалось более сорока лет (1798-1842 гг.) для того, чтобы налог стал постоянным и занял свое почетное место среди других. Американцам потребовалось и того более, внедрение НДФЛ в налоговую систему страны заняло полвека (1862-1913 гг.), а Франция пыталась ввести подоходный налог на протяжении почти семидесяти лет (1848-1914 гг.). Рекордсменом по срокам внедрения подоходного налога стала наша страна, у нас эта история длилась почти сто лет (1812-1916 гг.).

В начале XIX века, а точнее 11 февраля 1812 года был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов». По своей сути это был временный сбор с доходов помещиков. Ставки были установлены прогрессивным способом, возрастая на 1% каждый раз при увеличении дохода на 2 000 рублей. Контроля со стороны государства за правильностью исчисления и уплаты налога не было. В тот период времени подоходный налог можно считать "скорее добровольным приношением, основанным на гражданской чести, нежели принудительным налогом, основанным на гражданской обязанности« (Алексеенко М.М. Подоходный налог и условия его применения. Харьков, 1885

До отмены крепостного права вопрос о подоходно).м налоге в России более не поднимался.

В период реформ 60-х годов XIX века комиссия, созданная при Министерстве финансов, попыталась ввести подоходный налог, однако проект так и не был реализован.

В 1905 году проект закона о подоходном налоге был рассмотрен на уровне правительства. Законопроект обсуждался, дописывался и переписывался более 10 (!) лет.

Наконец, 6 апреля 1916 года на представленном Законе «О государственном подоходном налоге» императором Николаем II была собственноручно наложена краткая резолюция: «Быть по сему». С этого начинался новый этап налогообложения доходов населения в России, однако события 1917 года так и не дали в полной мере реализовать нормы этого закона.

Закон «О государственном подоходном налоге» является основой законодательства о подоходном налогообложении физических лиц, многие его положения актуальны и в настоящее время.

В период с 1916 по 1990 гг. в нашей стране произошло много событий, которые серьезно отразились на системе налогообложения в целом. Например, в 1926 году было устранено деление подоходного налога на основной и дополнительный. В 20-е и 30-е годы менялась шкала ставок налога и росла нагрузка на лиц, получающих нетрудовые доходы.

В годы Великой Отечественной Войны был введен специальный военный налог. Плательщиками военного налога были все граждане, достигшие 18-летнего возраста, независимо от наличия источников доходов. После окончания войны государство отменило этот налог.

В годы тяжелейшей войны государство ввело чрезвычайный налог («налог на бездетность»), который изначально был временным, однако благополучно просуществовал вплоть до 90-х. Налогоплательщиками являлись холостяки, одинокие и малосемейные граждане СССР, таким способом государство поддерживало многодетные семьи.

С моей точки зрения, следующим этапом становления подоходного налога в нашей стране стало принятие Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990г. (вступил в силу 1 июля 1990 г.). В новом законе были прописаны одинаковые условия налогообложения доходов, как от предпринимательской деятельности, так и от доходов в виде заработной платы и была законодательно закреплена система вычетов из доходов.

В советские времена было введено и закреплено понятие «налоговый агент», многие установленные тогда льготы по подоходному налогу действуют и сейчас.

Но основным законодателем современного подоходного налогообложения я считаю Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (введен в действие с 1 января 1992 г.). Новый закон определил годовой период исчисления подоходного налога со всех категорий плательщиков (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР) и установил единый подход к системе льгот и прогрессивной шкалы ставок.

Закон претерпел многочисленные правки в части налоговых ставок и льгот и просуществовал почти 10 лет вплоть до принятия в 2000 году второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В НК РФ была внесена глава 23 «Налог на доходы физических лиц». Хочу обратить ваше внимание — ранее налог назывался по-иному.

Наше время

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего кодекса (ст. 210 НК РФ).

Основная налоговая ставка в течение уже довольно длительного периода времени — 13 %. Плоская шкала была введена для повышения собираемости налога. Предполагалось, что люди с большим доходом будут декларировать доходы целиком, а работодатели с «серыми» зарплатами выйдут из тени.

Дискуссии по поводу увеличения ставки налога не прекращались никогда. В 2010 году в Госдуму поступили законопроекты о введении прогрессивной шкалы. Однако депутаты не поддержали инициативу, и законопроект был отклонен. А в июне 2013 года Президент России Владимир Путин заявлял, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века». В свою очередь, законодатели прогнозировали увеличение ставки НДФЛ не ранее 2018 года. В феврале 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в одном из своих интервью сказал, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Но в своем очередном обращении к гражданам России 23 июня 2020 года Владимир Путин предложил ввести повышенную ставку налога на доходы физлиц в размере 15%. Обложению по повышенной ставке подлежала только та часть годового дохода, которая превысит 5 млн. рублей. И с 1 января 2021 года вступили в действие соответствующие изменения в ст.224 Налогового Кодекса РФ.

В большинстве стран мира действует прогрессивная ставка налога — чем выше годовой доход, тем выше ставка. Например, в Австралии размер налога на доходы физических лиц может достигать 47%, а в Великобритании до 40%. Установленные в нашей стране ставки НДФЛ — одни из самых низких в мире. "Задача хорошего пастуха стричь своих овец, а не сдирать с них кожу« (Сергеев В. С. Принципат Тиберия // Вестник древней истории). Однако есть страны, где подоходного налога нет вовсе. Среди «счастливчиков» Объединенные Арабские Эмираты, Монако и Саудовская Аравия, а также Бахрейн, Кувейт, Оман и Катар.

Ставки

Налоговым кодексом установлено пять видов ставок по НДФЛ: 9, 13, 15, 30, 35%. Размер ставки налога зависит от вида дохода и получателя (налоговый/неналоговый резидент).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Ставку 9% используют при определении налога со следующих доходов налоговых резидентов:

  • проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам участия, выданным до 1 января 2007 года.

Ставку 15% применяют к доходам физических лиц-нерезидентов, если они получают выплаты в виде дивидендов от российских организаций. Рассчитывает, удерживает и уплачивает НДФЛ налоговый агент. Уменьшить базу для расчета НДФЛ на суммы поступивших налоговому агенту дивидендов нельзя.

Однако не всегда нерезиденты применяют эту ставку. Поскольку международные договоры об избежании двойного налогообложения имеют приоритет над российским законодательством, то применять нужно их нормы. Впрочем, сейчас Россия ведет активные и довольно успешные переговоры с зарубежными партнерами по поводу изменения условий договоров об избежании двойного налогообложения. В частности, с Кипром, Мальтой и Люксембургом договориться удалось, и большая часть доходов будет облагаться налогом по единой ставке в 15%. А вот достичь согласия с Нидерландами не получилось и договор с этой страной денонсируется.

Ставку 30% применяют к доходам по ценным бумагам, кроме дивидендов, которые выпустили российские организации, в следующих случаях:

  • доходы по ценным бумагам учитывают на счете депо иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя или на счете депо депозитарных программ;
  • получатель дохода не предоставил налоговому агенту информацию в соответствии с требованиями ст. 214.6 кодекса.

Исключения закреплены в пункте 8 статьи 214.6 НК РФ. Также ставку НДФЛ 30% применяют к доходам нерезидентов. Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют (п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 226 НК).

Самая высокая ставка налога 35% (п. 2 ст. 224 НК). Применяется для налогообложения доходов резидентов (любые выигрыши и призы, полученные в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, а так же суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ). Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные.

С 21 мая 2021 года вступают в силу изменения законодательства, предусматривающие возможность получения гражданами вычетов по НДФЛ за предыдущий налоговый период в сокращенные сроки без необходимости направления в налоговые органы декларации 3-НДФЛ и подтверждающих документов. Изменения внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Информация по применению упрощенного порядка размещена на сайте ФНС в разделе «Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ». Впрочем, налоговые вычеты — серьезная и объемная тема, ее следует обсуждать отдельно.

В настоящее время НДФЛ является (после налога на добавленную стоимость) основной доходной частью бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В таблице приведены статистические данные, которые говорят сами за себя.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.

Прежде всего хочу поздравить всех российских налогоплательщиков с появлением мотивировочной части постановления окружного суда по делу "Кузбассконсервмолоко". С вынесением этого постановления благополучно завершилось самое первое и потому знаковое дело о налоговой реконструкции при применении ст. 54.1 НК РФ, которое мы обсудили сразу после появления решения суда первой инстанции. В отличие от апелляционного суда кассация не стала твердить бессмысленную мантру "ах новелла-новелла, новелла-новелла. ", хотя ее постановление в мотивировочной части менее содержательно, чем решение первой инстанции, и по существу ничего нового не содержит.

Вели дело юристы даже не регионального управления, а центрального аппарата налоговой службы. Не помогло им первое и пока последнее письменное разъяснение налогового законодательства, подписанное самим министром финансов, ставшее в начале этого года предметом повышенного внимания общественности. Вряд ли поможет и жалоба в Верховный суд, если все же сподобятся подать. Надеюсь, что ФНС сделает правильные выводы и учтет их при подготовке очередного письма о применении 54.1.

Впрочем, ближе к теме. 8 июля по итогам состоявшегося ранее (23 июня) обращения к гражданам России Президент поручил Правительству к 24 июля обеспечить внесение в налоговое законодательство изменений, касающихся «установления налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 15 процентов в отношении превышающей 5 млн. рублей в год части дохода физического лица, определив при этом виды доходов, к которым применяется указанная налоговая ставка».

К этому же сроку, согласно президентскому поручению, Правительство должно обеспечить внесение в Налоговый кодекс изменений в части «предоставления физическим лицам – налоговым резидентам Российской Федерации права уплачивать налог на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, в фиксированном размере 5 млн. рублей без декларирования таких доходов».

Специалисты и неспециалисты гадают, что бы значили эти поручения. Совсем скоро все станет понятно, потому что дата определена, скорей всего, сроком завершения весенней сессии Госдумы, а это значит, что уже на следующей неделе мы увидим, как в один из принятых в первом чтении налоговых законопроектов вносится внушительный пакет поправок ко второму чтению, позволяющий «обеспечить» выполнение высочайшего поручения. Например, в законопроект о введении люфта для УСН, который почему-то относят к помощи МСП. Так принимался антиковидный 102-ФЗ от 01.04.2020, да и многие другие законы тоже.

Погадаем и мы в эти купальные дни о том, что суждено российскому налогоплательщику.

Вызывает антирес (нет, не технический прогресс – о нем мы уже подробно так поговорили) указание Президента на то, что при введении в законодательство 15-процентной ставки надо определить виды доходов, к которым она будет применяться. Но тут мы гадать не будем, лучше просто помечтаем.

Как известно, страховыми взносами облагаются выплаты, связанные с оплатой труда работников, а также доходы индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, от их деятельности. Обложение таких выплат и доходов страховыми взносами в совокупности с обложением этих же сумм налогом на доходы физических лиц создает чрезвычайно высокую налоговую нагрузку: чтобы работодателю выдать сотруднику 100 рублей на руки, 50 рублей налогами надо отдать государству.

А что, если повышенная ставка будет применяться только к «нетрудовым» доходам – таким как дивиденды, проценты по вкладам и тому подобные доходы с капитала? То есть к таким доходам, которые у источника выплаты или их получателя не облагаются помимо НДФЛ еще и страховыми взносами. Если так, то это многое меняет, господа!

КИКи в поручении не упоминаются, налоговая индульгенция по цене 5 млн руб. годовых обещана российским налоговым резидентам – физлицам в отношении доходов, полученных от источников за рубежом, причем без необходимости декларировать такие доходы. По всей видимости, это "спецрежим" для тех, кто имеет доходные активы и/или развивает бизнес за рубежом. Дотянуться до этих доходов государство по-прежнему не может: ни контроль КИКов, ни обмен информацией не помогают, издержки слишком велики, а процедуры утомительны.

Те, кто с помощью офшорных схем снижает нагрузку на дивиденды от российских предприятий, заплатит 15% сразу при выплате на Кипр и другие подобные транзитные юрисдикции. Ну а для тех, кто благоразумно выбрал более респектабельную юрисдикцию, остается призрак фактического получателя доходов.

Вроде все логично и красиво. И даже оригинально: в Англии, Италии и так далее есть что-то подобное для нерезидентов (статус non domicile), а у нас придумали то же для резидентов делать.

Все хорошо, если бы не одно но: чаще всего активы за рубежом приобретены на выведенные из России без уплаты (или почти без уплаты) налогов капиталы. Вот вам и еще одна амнистия от государства!

А если не выводили через офшоры, пытаясь доморощенными способами экономить, например, дробя бизнес, а потом вложили сэкономленное здесь же в производство, никаких поблажек. Почему? «Потому что можем взять».

По мнению Президента, заменив сложную отчетность по КИКам твердым разовым платежом, "мы дадим стимул к развитию современного, ответственного бизнеса, причем именно в российской юрисдикции". То есть заплатил государству такую своего рода пошлину и можешь считать, что ведешь бизнес в российской юрисдикции, то есть под защитой российского государства? Интересные времена наступают.

С другой стороны, если граждане на улицах маски все равно не носят, лучше отменить городской маскарад, чтоб не подрывать авторитет власти, уж какой есть.

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения главы 23 НК. Теперь с доходов, превысивших 5 млн рублей, НДФЛ надо платить по ставке 15 %. Расскажем, кого это касается, как посчитать налог по новым правилам и как платить НДФЛ по повышенной ставке.

Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ

Изменения в главу 23 НК РФ внёс Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ. Согласно новой редакции, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (ст. 224 НК РФ):

  • 13 % — если сумма налоговых баз за налоговый период равна или меньше 5 млн рублей.
  • 650 тыс. рублей и 15 % от суммы налоговых баз, превышающей 5 млн рублей, — если сумма налоговых баз за налоговый период составляет более 5 млн рублей.

Новую ставку применяют все налоговые агенты, от которых физлица получают доходы (п. 1 ст. 226 НК РФ): российские организации и ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ

Налоговые базы, к которым применяется прогрессивная налоговая ставка, мы собрали в таблице. Для резидентов и не резидентов РФ перечень доходов отличается (п. 2.1 ст. 210 НК РФ, абз. 3-7, 9 п. 3 ст. 224 НК РФ).

  • доходы от долевого участия (в том числе дивиденды, выплаченные иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отражёнными в налоговой декларации в составе доходов);
  • доходы в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей;
  • доходы от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
  • операции РЕПО, объект которых ценные бумаги;
  • операции займа ценными бумагами;
  • доходы участников инвестиционного товарищества;
  • операции с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;
  • доходы в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в т. ч. фиксированной прибыли);
  • иные доходы, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ — основная налоговая база, к которой относятся зарплата, премии, отпускные и т.п.
  • от трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента;
  • от трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста;
  • от трудовой деятельности участниками госпрограммы по добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей;
  • от трудовых обязанностей членов экипажей судов, плавающих под флагом РФ;
  • от трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ;
  • в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ.

* Не применяется данная ставка к доходам резидентов РФ, облагаемым по ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ.

Каждая из перечисленных баз определяется в отношении доходов физического лица — налогового резидента РФ отдельно. Это общее правило, которое закреплено налоговым кодексом (п.2.статьи 210). К каждому доходу применяются разные вычеты и получается своя база. Совокупность всех баз будут сравнивать с 5 млн рублей с 2023 года. А в 2021 и 2022 гг. с 5 млн будут сравнивать каждую базу самостоятельно.

Таким образом, с 1 января 2021 года введена повышенная ставка НДФЛ в размере 15 % в отношении совокупности всех налогооблагаемых доходов физического лица — налогового резидента РФ, превышающих за налоговый период 5 млн рублей.

Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году

В отношении доходов, полученных в 2021 и 2022 году, налоговые ставки, установленные п. 1 и п. 3.1 ст. 224 НК РФ, применяются к каждой налоговой базе отдельно (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Это значит, что если совокупность всех налоговых баз за 2021 год превышает 5 млн рублей, а каждая база в отдельности не достигла этого размера, то ставка 15 % к доходам физлица не применяется.

Пример

Зарплата Михаила 300 000 рублей. За 12 месяцев 2021 года база составляет 3 600 000 рублей. Это основная налоговая база. Дополнительно в марте ему выплачены дивиденды в размере 2 500 000 рублей.

Сумма баз за налоговый период равна 6,1 млн рублей, что превышает 5 млн рублей. Но каждая база в отдельности меньше 5 млн рублей, поэтому ставка 15 % в этом случае не применяется. НДФЛ с доходов Михаила удержат по ставке 13 % и с зарплаты, и с дивидендов.

Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей

НДФЛ надо исчислять на дату фактического получения дохода. Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Это применимо ко всем доходам, начисленным физлицу за налоговый период, если в отношении них действует прогрессивная ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы текущего года.

При исчислении суммы налога не нужно учитывать доходы, которые налогоплательщик получил от других налоговых агентов.

Пример

Директору ООО ежемесячно выплачивается зарплата 700 000 рублей. Вычеты не предоставляются.
Для расчёта НДФЛ за каждый месяц надо определить налоговую базу нарастающим итогом с начала налогового периода. В зависимости от размера базы, к ней применяется прогрессивная ставка налога и зачитывается налог, удержанный в предыдущие месяцы.

  • Январь. Налоговая база — 700 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей (700 000 × 13 %).
  • Февраль. Налоговая база за 2 месяца — 1 400 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей ((700 000 + 700 000) × 13 % – 91 000 (НДФЛ за январь)).
  • Март. Налоговая база — 2 100 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей, (700 000 × 3 × 13% – 182 000 (НДФЛ за январь и февраль).

Расчёт налога с апреля по июль будет аналогичным. Каждый месяц бухгалтер ООО будет удерживать из зарплаты директора 91 000 рублей и перечислять ему 609 000 рублей.

С августа налоговая база превысит 5 млн рублей и составит 5 600 000 рублей (700 000 рублей × 8 месяцев). Теперь к базе, превышающей 5 млн рублей, будет применяться ставка 15 %. Вот как это работает.

  • Август. Налоговая база — 5 600 000 рублей, НДФЛ — 103 000 рублей (650 000 + (5 600 000 — 5 000 000) × 15 % – 637 000).
  • Сентябрь. Налоговая база — 6 300 000 рублей, НДФЛ — 105 000 рублей (650 000 + (6 300 000 — 5 000 000) × 15 % – 740 000).

За октябрь-декабрь налог нужно будет рассчитывать в таком же порядке. В каждом из месяцев удержанный с зарплаты НДФЛ составит 105 000 рублей, а директор получит на счёт 595 000 рублей.

Общая сумма НДФЛ за год равна 1 160 000 рублей, из которых 510 000 рублей составляет налог, исчисленный по ставке 15% с суммы дохода, превышающей 5 млн рублей. Для сравнения: если бы прогрессивной ставки не было, за год заплатили бы НДФЛ на сумму 1 092 000 рублей.

Как платить НДФЛ с 2021 года

Если на момент уплаты исчисленная и удержанная у физлица сумма НДФЛ превысила 650 000 рублей с начала года, — платите налог в следующем порядке (п. 7 ст. 226 НК РФ):

  • отдельно уплатите по ставке 13 % сумму НДФЛ в части, не превышающей 650 тыс. рублей, которая относится к части налоговой базы до 5 млн рублей включительно;
  • отдельно уплатите по ставке 15 % часть суммы НДФЛ, превышающую 650 тыс. рублей, относящуюся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей.

При уплате налога по ставке 15 % в платежном документе укажите КБК 182 1 01 02080 01 1000 110 (Приказ Минфина РФ от 12.10.2020 № 236Н).

Доходы, превышающие 5 млн рублей, и НДФЛ по ставке 15 % подлежат отражению в отдельных разделах 6-НДФЛ. Подробнее об этом мы рассказали в статье «Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Самые важные статьи на почту раз в месяц

Галина, там ведь дальше написано, что с 5 млн будут сравнивать совокупность баз с 2023 года. А то что каждая база определяется отдельно, закреплено, как общее правило, налоговым кодексом. Вот как как написано в статье 210:
"2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
2.1. Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации ОТДЕЛЬНО: (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

1) налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

2) налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

3) налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

4) налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

5) налоговая база по операциям займа ценными бумагами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

6) налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

7) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

8) налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

9) налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе - основная налоговая база). (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ) "

То есть, налоговые базы вычисляются всегда отдельно, а вот сравнивать с 5 млн в 2021-2022 надо каждую базу, а с 2023 совокупность баз.
Ошибка в формулировке есть, но не в том что базы определяются отдельно, а в том что " . начнёт действовать с 2023 года. " - оно уже действует.
Исправим текст. Спасибо за замечание.

С 2021 года в России появится прогрессивная шкала налогообложения доходов. Это значит, что с ростом дохода будет увеличиваться ставка НДФЛ. При доходах более 5 000 000 Р в год она составит 15% с суммы превышения. Новая ставка коснется не всех доходов, есть исключения. А для 2021 и 2022 годов действуют переходные правила.

Вот кому придется платить больше и куда должны пойти эти деньги.

Для какого налога повышается ставка

Ставка повышается для налога на доходы физических лиц, НДФЛ. Это тот налог, что удерживают из зарплаты, платят при продаже имущества и возвращают с помощью вычетов.

Обычная ставка для НДФЛ — 13%. Это для большинства доходов резидентов. Налог с материальной выгоды или призов может составить 35%, с процентов по облигациям с ипотечным покрытием — 9%. А нерезиденты платят НДФЛ по ставке 15% с дивидендов, 30% — с других доходов и 13% — в некоторых случаях, например если они граждане ЕАЭС или высококвалифицированные специалисты.

Повышение ставки касается того НДФЛ, что начисляется по ставке 13% с обычных доходов, например зарплат или подработок на общей системе.

Каких доходов касается повышение ставки

В налоговом кодексе появилось новое понятие: совокупность налоговых баз. Это те виды доходов, что учитываются при расчете превышения. В общем порядке пороговое значение в 5 000 000 Р применяется именно к совокупности налоговых баз, а не к каждому доходу отдельно. Но в 2021 и 2022 годах применяется особое правило.

Для резидентов в совокупность налоговых баз войдут такие доходы:

  1. Основная налоговая база — например зарплата и вознаграждение по гражданско-правовым договорам, а также доход ИП на ОСНО.
  2. От долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые признаны в декларации.
  3. В виде выигрышей в азартных играх и лотереях.
  4. По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
  5. По операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги.
  6. По операциям займа ценных бумаг.
  7. По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС.
  8. Полученные участниками инвестиционного товарищества.
  9. В виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании.

Перечень доходов для нерезидентов содержится в п. 2.2 ст. 210 НК РФ в редакции 2021 года. В отличие от резидентов, в их доходах будет учитываться продажа имущества и подарки.

Считать эти базы нужно отдельно.

Как считать НДФЛ по новым правилам

С 2021 года к одним и тем же доходам нужно применять две ставки НДФЛ:

  1. если доход за год меньше или равен 5 000 000 Р — 13%;
  2. если доход больше 5 000 000 Р за год — 650 000 Р плюс 15% с суммы превышения.

То есть повышение ставки касается не всей суммы дохода, а только превышения.

А если доход за год меньше 5 000 000 Р , то вообще ничего не меняется. Под действие закона попадут только те, кто зарабатывает больше 417 тысяч в месяц. В России таких людей совсем немного: по разным оценкам, около 1%. Хотя было бы здорово, если бы больше россиян зарабатывали такие суммы — и тогда пусть даже их коснулось бы повышение ставки.

Например, Егор зарабатывает 80 000 Р в месяц. В год — 960 000 Р . Повышение ставки его не касается.

Анна зарабатывает 250 000 Р . Ее доход за год — 3 000 000 Р . Ставка НДФЛ для Анны составит 13%, как обычно.

Виктор зарабатывает 430 000 Р в месяц. Это 5 160 000 Р в год. Его доход превышает 5 млн, поэтому НДФЛ надо считать так: 650 000 Р + (5 160 000 Р − 5 000 000 Р ) × 15% = 674 000 Р .

Без повышения ставки Виктор заплатил бы 670 800 Р , то есть повышение НДФЛ при зарплате 430 000 Р в месяц составит 3200 Р за год, или 267 Р в месяц.

В 2021 и 2022 годах для расчета превышения налоговыми агентами будет учитываться не совокупность налоговых баз, а каждая отдельно. При соблюдении лимита по каждой из них повышенная ставка не применяется. С этой формулировкой не все понятно. Например, сможет ли налоговая потом сама начислить НДФЛ по повышеной ставке, если совокупность баз окажется больше 5 млн рублей? Эта формулировка может означать, что налоговым агентам немного упростят расчеты, а доплачивать налог все равно придется на основании уведомлений. Но доначислений по ставке 15% в таком случае вполне может и не быть, потому что ничего в законе на это не указывает. Пока разъяснения на этот счет ясности не внесли.

При расчете налоговой базы будут учитываться вычеты. То есть к доходу сначала применят вычеты на детей, за лечение, покупку квартиры или расходы по бизнесу ИП, а уже потом сравнят налоговую базу с 5 000 000 Р . Например, если зарплата за год составит 6 000 000 Р , но в том же году есть право на вычет в размере 2 000 000 Р при покупке жилья, налоговая база будет меньше лимита — и ставка не повысится.

Считать налог в основном будут налоговые агенты — те организации и ИП, что должны удерживать НДФЛ при выплате дохода. Чаще всего это работодатели, иногда доход нужно декларировать самим. Каждый налоговый агент сможет учесть только свою часть доходов, а не общую сумму. Зарплата на одном месте работы может быть меньше 5 000 000 Р , а на нескольких — больше.

Многих граждан в нашей стране волнует вопрос о том, какие суммы переводов на банковские карты могут заинтересовать налоговую инспекцию. Огромное количество людей ежедневно переводят деньги, ведь пользоваться картами удобно, но этот доход не облагается налогами, и он может быть расценен как доход от нелегальной трудовой деятельности.

Налоговая может заинтересоваться в том случае, если ваши расходы не соответствуют заявленным расходом. Например, официально безработный гражданин неожиданно получает переводы на крупные суммы денег, имеет дорогую машину и квартиру. Информация об объектах движимого и недвижимого имущества, зарегистрированных на граждан приходит в налоговую службы и по этим объектам потом в ФНС определяется налог на имущество физических лиц.

Также в налоговую службу информацию о гражданах может направлять служба Финансового мониторинга, если проводятся денежные операции на счетах свыше шестисот тысяч рублей.

Внимание банков и налоговой инспекции может привлечь следующее:

  • Поступление денежных средств, в которых отправитель указывает то, что поступает оплата за какие-то услуги либо товары. На основании этого можно считать, что гражданин ведет незарегистрированную и незаконную предпринимательскую деятельность, и банк может заблокировать счет физического лица без права его дальнейшей разблокировки;
  • Постоянное поступление на счет физического лица денежных средств кроме официального перевода оплаты труда;
  • Частые поступления денег на карту от одного лица или нескольких лиц, снятие денег с карты постоянно и в течение одного операционного дня;
  • Наличие признаков так называемых транзитных переводов, когда одно лицо сразу после зачисления денег переводит их другому лицу без каких-либо комментариев;
  • В ряде других случаев, обозначенных перечнем законодательства Российской Федерации.

Ошибочно думать, что блокируют банки счета и налоговая обращает внимание только при больших транзакциях. Заинтересовать налоговые органы могут и небольшие транзакции, которые попадают под нарушение норм действующего законодательства.

Контроль за финансовыми операциями россиян уже начался ?!

В последнее время Центральный банк России разрабатывает и внедряет разнообразные правила и указания как для государственных, так и для коммерческих банковских организаций. Содержат письма и официальные предложения от ЦБ России преследуют только одну цель и это отслеживание всех переводов, с целью выявления незаконных переводов денежных средств.

В нашей стране возможность переводу денежных средств с дебетовой карты на карту в нашей стране появилась всего лишь пару лет назад и люди во всех городах стали активно пользоваться ей, игнорируя наличные деньги. Например, в Сбербанке было осуществлено переводов более, чем на 37 миллиардов рублей и сделаны они были физическими лицами. Представители ведущих банков России утверждают то, что физические лица не только активно открывают банковские счета, но и пользуются ими для безналичной оплаты товаров и услуг.

Но для таких граждан подобные перечисления являются налогооблагаемым доходом (согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации) и именно эти граждане не торопятся уплачивать налоги с полученных доходов. По общему правилу, если гражданин, получивший доход, является резидентом РФ, то он должен уплатить НДФЛ с полученной суммы в размере 13% процентов. Нерезиденты платят налог в размере тридцати процентов.

Что говорит налоговая служба ?!

Еще с прошлого 2018 года ходили слухи о вводимом с первого июля 2018 года контроле о поступлениях денежных средств на дебетовые карты физических лиц. Некоторые новостные порталы опубликовали эту новость, но при этом без официального подтверждения. Что говорит на этот счет законодательство нашего государства? Вообще контроль за движениями денег и операциями, связанными с продажей или покупкой гражданами движимого и недвижимого имущества осуществляется налоговой службой и банковскими организациями уже давно.

По мнению юристов, специализирующихся на налоговых правонарушениях интерес ФНС может быть выявлен случайно или в ходе налоговой проверки. В свою очередь, представители ФНС отмечают, что массовая проверка всех физических лиц на предмет получения ими незадекларированного дохода пока не проводится. Но, как известно, в случае получения информации, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в отношении физических лиц (ст. 89 НК РФ). Поэтому пока можно не переживать, так как каких-то законодательных норм, жестко регламентирующих транзакции граждан не имеется.

Также представители Федеральной налоговой службы обращают внимание на то, что сведения о движении денежных средств по счету налогоплательщика не являются однозначным доказательством получения дохода налогоплательщиком. А выписка банковской организации о движении денежных средств по расчетному счету не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров или услуг и это просто не доказуемо.

Тем не менее в группе риска люди, получающие неофициальный доход или самозанятые граждане. Это риелторы, фрилансеры, люди получающие доходы в качестве рантье. На основании 86 статьи Налогового кодекса Российской Федерации представители налоговой службы могут запрашивать при необходимости сведения от банков о состоянии счетов, если лицо не является ИП или юридическим лицом. Судебная практика в нашей стране по привлечению физических лиц к ответственности за неуплату налога в подобных ситуациях и доначисления НДФЛ не развита, поскольку у налоговых органов просто нет механизмов обнаружения фактов получения гражданами таких доходов. Безналичные переводы между физическими лицами разрешены, и банки по своей воле не обязаны уведомлять налоговую о каждом платеже каждого своего клиента.

Читайте также: