Что такое 5 декрет

Опубликовано: 17.09.2024

В прошлое воскресенье министр труда и соцзащиты Ирина Костевич заявила, что декретный отпуск на три года — это «очень дорогое удовольствие». Она привела в пример размер пособия на ребенка, которое больше минимальной зарплаты. На самом деле чиновники давно уже намекают, что отпуск по уходу за ребенком в Беларуси все же придется сокращать. Onliner.by попробовал разобраться, реально ли сейчас это сделать и какие есть проблемы.

Каким декрет был раньше?

Отпуск по уходу за ребенком в Беларуси не всегда был три года. К примеру, в начале 1980-х декрет длился 6 месяцев. Потом его увеличили до 1,5 года, благодаря чему страна получила всплеск рождаемости в 1982—1984-х. Позже добавился неоплачиваемый период, еще 1,5 года к отпуску.

Самый большой эффект дало увеличение отпуска с 6 месяцев до 1,5 года. А после того как с 1991-го весь период стал оплачиваемым, такой эффективности уже не было. Из-за развала Союза и экономических проблем рождаемость падала, последствия Чернобыля тормозили реализацию репродуктивных установок. Люди не то чтобы не хотели рожать — они откладывали это дело на потом.

Сейчас в детские сады не всегда легко попасть, а вот в советский период в Беларуси была достаточно хорошая дошкольная инфраструктура, существовала система ведомственных садов и яслей при заводах и государственных предприятиях.


До 1991-го было 1,5 года оплачиваемого декретного отпуска и еще 1,5 неоплачиваемого. Потом из-за последствий аварии на ЧАЭС было принято решение, что оплачиваемыми должны быть все три года — из расчета, что это поможет людям и благоприятно скажется на их здоровье.

И вот уже 30 лет Беларусь существует с трехлетним оплачиваемым отпуском по уходу за ребенком. Каких-то глобальных изменений в этом вопросе не было.

Какие варианты сокращения декретного отпуска предлагали власти?

В конце ноября Александр Лукашенко сказал, что он «считает важным обсудить также возможность сокращения отпуска по уходу за ребенком, который в Беларуси сейчас длится до достижения детьми трех лет и является одним из самых продолжительных в мире».

Через три недели министр труда и соцзащиты Ирина Костевич даже предложила возможные варианты: оставить три года, из них только два оплачиваемых, либо два года для всех, три — для многодетных.

Еще через пару недель появилась новость: декретный отпуск сокращать не будут. Тем не менее напомним: в 2015 году говорили, что повышения пенсионного возраста не будет, но в 2017-м началась полноценная пенсионная реформа. А ведь пенсионеры получают деньги там же, где и декретницы — в фонде соцзащиты, который уже несколько лет испытывает финансовый стресс и требует дотаций.

Во сколько Беларуси обходится трехлетний декретный отпуск?

Главная проблема, по которой встает вопрос о сокращении декретного отпуска, — нехватка денег в фонде соцзащиты. Судите сами: если в 2014-м бюджет давал фонду 1,5% от всех поступлений, то на этот год запланировано уже 8,5%.


Практически каждый «житель» этого условного города не работает на условиях полной занятости и получает ежемесячное пособие от государства: 472 рубля на первого и 670 на второго и последующих детей. В этом году на пособия декретницам запланировано потратить 1,5 миллиарда рублей.

Какой может быть эффект от сокращения?

В 2019 году эксперты BEROC Катерина Борнукова и Дмитрий Крук подсчитывали экономический эффект от сокращения декретного отпуска с трех до двух лет. Он составит примерно 2,7% ВВП. Почему? Потому что женщины, сидя дома с детьми, не вносят никакого вклада в экономику, и сокращение декретного отпуска уменьшило бы эти потери.

Мамы в декрете: яслей нет, няня стоит около $200 в неделю

Исследовательский центр ИПМ совместно с BEROC в 2020 году провел опрос, согласно которому 80% опрошенных считают три года оптимальными для декретного отпуска. 72% опрошенных провели в отпуске по уходу за ребенком все три года. А вот те, кто вышел раньше, сделали это по финансовым причинам.

Между тем почти 11% опрошенных готовы на два года декретного отпуска с повышенным пособием, еще 10% колеблются, так как не полностью уверены в таком варианте. Мы спросили у двух мам, которые были в декретном отпуске, как они оценивают возможность его сокращения?

Татьяна была в декретных отпусках трижды. Из первого вышла на работу, когда ребенку исполнился год. В последующие два раза так не поступала и воспользовалась возможностью побыть с детьми до их 3-летнего возраста.


— Из первого декрета я вышла, когда ребенку был год. У меня получилось это сделать, потому что моя зарплата позволяла нанять няню и еще у меня оставались деньги на жизнь.

А няня, между прочим, берет $3,5 в час (выходит почти $200 в неделю при 8-часовом рабочем дне. — Прим. Onliner).

Татьяна, как мама троих детей, скептически относится к идее, что ребенка можно отдать в сад в 2-летнем возрасте:

— Думаю, очень маленьких детей отдают в сад те родители, которые попали в безвыходную ситуацию.

А тут предлагают оставить этих маленьких цыплят в саду в два года. Вот говорят, что за границей декрет длится три месяца, но там зарплата позволяет маме нанять няню. Мама ходит на работу, с малышом сидит няня.


Также многодетная мама считает, что пособие является важной финансовой поддержкой семьи.

— Когда заканчивается декретный отпуск, то заканчиваются и выплаты, становится сложнее. Благо меня поддерживает муж. А что делать, если мама одна воспитывает детей, ее декрет закончился, а ребенок не готов пойти в сад? — говорит Татьяна и делает акцент, что далеко не каждый работодатель рад видеть у себя маму двоих-троих детей.

«Очень сложно через 3—5 лет декрета вернуться в свою сферу»

Похожая точка зрения у Дарьи, которая уходила в декрет дважды:

— Кто бы что ни доказывал, считаю, что до трех лет ребенок не готов к детскому саду. Одно дело — оставить малыша на несколько часов с бабушкой или няней, другое — полноценно с утра до вечера водить его в сад, когда он ничего не понимает, его психика незрелая. Поэтому я считаю, что должны оставаться три года декретного отпуска.


При этом Дарья говорит, что на маме ребенка длительный декрет не всегда сказывается положительно.

— Очень сложно через 3—5 лет декрета вернуться в свою сферу. Фактически на работе придется начинать с нуля, даже если ранее был опыт, — объясняет она. — Поэтому считаю, что мама должна работать уже сразу после родов, только это должно быть ограничено по времени — час-два в день.

— Для этого нужно задействовать помощниц в виде бабушек или нянь. У нас есть стереотип, что женщина должна сидеть с ребенком и при этом все успевать: нести на себе весь быт и не унывать в декрете. Так не получится.

Нам с мужем сначала помогали бабушки, а потом мы взяли няню, которая приходила раз или два в неделю и очень меня разгружала.

Эксперт: «Многие дети уже в два года готовы идти в сад, но у нас не хватает инфраструктуры для таких малышей»

Ведущий специалист исследовательского центра ИПМ по социальным исследованиям Наталья Щербина отмечает, что вопрос о сокращении декретного отпуска назрел. Более того, женщины, которые находятся в декретном отпуске три года, потом сталкиваются с проблемами квалификации.

Наталья обращает внимание: если женщина до декрета потратила пять лет на образование, получила какой-то опыт работы до рождения ребенка и за три года потеряла квалификацию или профессиональные навыки — это не может не повлиять на будущие доходы женщины и всей семьи. Быстро нагнать свои вынужденные «убытки» получается не у всех, ведь и после декрета у нас в основном женщины продолжают заниматься детьми.

Из-за этого восполнить профессиональные потери и потери в заработке достаточно сложно, пока дети находятся в дошкольном возрасте. Таким образом, накопленный женщинами капитал — учеба, опыт работы — размывается за такой длительный период, — отмечает эксперт.

Еще одна неявная проблема — финансовые сложности в случае развода. По статистике, в Беларуси распадается каждая вторая пара. А дети чаще остаются с матерями, и тогда зарплата женщин становится основным доходом для таких неполных семей.

— Соответственно, если у женщины были потери во время отпуска по уходу за ребенком и семья стала неполной, наверстать упущенное станет еще сложнее. Такая семья может попасть в уязвимое финансовое положение. Это тоже отражает статистика — мы видим, что в неполных семьях детская бедность растет, — говорит Наталья.


Согласно данным на 2018 год, в сельской местности среди всех бедных домохозяйств, где есть дети до трех лет, 12,2% составляют семьи, где не работает женщина. Доля бедных домохозяйств, где работают оба родителя, составляет только 5,7%.

По идее, сокращение декретного отпуска в какой-то степени помогло бы решить эти проблемы. Но есть препятствия. И самое главное — отсутствие инфраструктуры. В Беларуси не развита система яслей, а услуги няни или частных детских садов, как уже упоминалось, стоят довольно дорого. И позволить их себе сможет далеко не каждая семья. Поэтому многие женщины просто вынуждены находиться в декрете все три года.

— Как показывает статистика, в среднем у нас отправляют детей в сады в возрасте 2,6 года. Многие дети уже в 2 года готовы идти в сад, но у нас не хватает инфраструктуры для таких малышей. Наши опросы показали, что особые проблемы с садами есть в больших городах, — отмечает специалист.

Сколько длится декретный отпуск у наших соседей?

Россия

Отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет. Пособие по уходу выплачивается до достижения ребенком возраста полутора лет, по общему правилу оно составляет 40% от среднего заработка человека, ухаживающего за ребенком. То есть человеку со средней зарплатой по Беларуси начислили бы примерно 550 белорусских рублей.

Украина

Оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком длится три года. Далее имеется возможность оформить неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в возрасте до шести лет по медицинским показаниям — в связи с частыми болезнями ребенка (работодатель обязан сохранить место за своим сотрудником). Сумма декретных не меняется несколько лет, она составляет 41 280 гривен, это около 3800 белорусских рублей. Около 10 000 гривен — примерно 900 белорусских рублей — выплачивают сразу, оставшуюся часть разбивают на три года.

Польша

Отпуск по беременности и родам зависит от количества рожденных детей, минимальная его продолжительность составляет 20 недель, пособие в этот период составит 100% зарплаты матери. Отпуск по уходу за ребенком также зависит от количества единовременно рожденных детей и составляет 32 недели при рождении одного ребенка и 34 — при рождении нескольких. Данный отпуск можно разделить на части и использовать до достижения ребенком возраста шести лет. В этот период пособие составит 60% зарплаты. Кроме того, существует так называемый отцовский отпуск, который составляет 14 недель.

Литва

Максимальный срок отпуска по уходу за ребенком составляет три года, однако на третий год пособие уже не выплачивается. Размер пособия зависит от периода его получения и зарплаты того, кто оформлен в отпуске. Можно получать пособие на протяжении двух лет, и тогда в первый год будут платить 54,31% вашей зарплаты и 31,03% во второй год. При получении пособия в течение одного года ежемесячная выплата составит 77,58% от зарплаты.

Латвия

Так называемое родительское пособие можно получать до достижения ребенком одного года (оно составит 60% от зарплаты) либо полутора лет (43,75% зарплаты). Далее выплата пособия в размере 70 евро продолжается до 18-летия ребенка.

Какие есть варианты решения проблемы?

В соседней России в декретном отпуске можно провести три года, но оплачиваются лишь первые полтора. При этом пособие привязано к средней зарплате матерей, которую они получали до декрета.

— Если зарплата была высокая, то есть определенные выгоды. Если низкая и выходит низкое пособие, то женщины стараются выйти на работу раньше, — говорит Наталья.


В Беларуси этот рынок не развит. Нет спроса на услуги нянь или детских садов, и стоит это достаточно дорого.

— То, что у нас есть, — это эксклюзивные варианты. Их мало, они дорогие. Клиентский сегмент здесь не меняется десятилетиями — это достаточно обеспеченные люди. Частные детские сады больше всего представлены в Минске и Минской области. К примеру, в Могилеве только один частный детский сад. В принципе, а почему их должно быть много, если у нас три года можно сидеть с детьми? — добавляет эксперт.

Наталья приводит в пример Литву, опытом которой можно было бы воспользоваться. Там существует вариант государственной поддержки, когда расходы на содержание частного сада частник делит вместе с государством, ведь и государство заинтересовано в том, чтобы куда-то пристроить детей.

В Вильнюсе есть проблемы с садами в некоторых микрорайонах, и когда родители согласны водить ребенка в частный детский сад, то какую-то часть оплаты городские власти компенсируют.

Частник все сделает сам, а государство поддержит спрос субсидиями. Это в интересах и семей, и властей.

— Я не думаю, что отправка всех на работу на год раньше и экономия на пособиях — это конструктивное решение проблемы сокращающихся ресурсов, особенно в условиях драматического падения рождаемости, — полагает Наталья. — Но если целью нашей семейной политики станет создание благоприятных условий для семей с детьми и предоставление семьям максимально широких возможностей для совмещения рождения детей с профессиональными обязанностями, мы сможем рассчитывать как на активную занятость женщин, так и на увеличение рождаемости.

По словам Натальи, государство в конечном счете получит свою выгоду. Часть женщин выйдет на работу раньше, они начнут делать отчисления в ФСЗН. Это бонус для государства.


Если привязать размер пособия по уходу за ребенком к периоду выплат, семьи смогут рассчитывать на бóльшие выплаты в случае менее продолжительного отпуска. Бонусом для семьи в таком случае будет возможность выбора подходящих вариантов отпуска по уходу за ребенком. При этом эксперт добавляет, что если уж менять схему декретных отпусков, то важно подготовиться и предложить различные варианты:

— Развить систему государственной поддержки частных дошкольных услуг, чтобы они были разнообразными, на любой вкус и кошелек. Тогда сокращение отпуска по уходу за ребенком не будет вызывать социального отторжения, не будут создаваться проблемы для семей.

Зачем создавать семьям проблемы, чтобы они еще и отложили желание родить ребенка? Ни у кого нет такой цели, мы хотим, чтобы дети рождались. Поэтому надо держать ухо востро, искать варианты, что можно сделать быстро и что будет востребовано семьями.

А если ничего не менять?

— Конечно, можно оставить конфигурацию декретного отпуска без изменений, тем более что вроде всех все устраивает. Но мы видим, что три года отпуска по уходу за ребенком — это роскошь, которая не оказывает положительного эффекта на рождаемость, ведь та продолжает снижаться, — говорит Наталья.

— Мы предполагаем, что ресурсы ФСЗН ограничены и ставятся задачи по их оптимизации. Сейчас у нас есть уникальная возможность что-то поменять практически безболезненно для рождаемости (ведь она и так снижается), а благодаря новым решениям — и максимально безболезненно для семей. Вариативность отпуска по уходу за ребенком даст семьям возможность максимально быстро адаптироваться к новым условиям, — заключает эксперт.

Документ направлен на искоренение бесхозяйственности, укрепление производственно-технологической, трудовой и исполнительской дисциплины, а также пресечение фактов трудоустройства недобросовестных руководителей на новую руководящую должность.

Так, на руководителей организаций государственной и частной форм собственности Декретом возлагается персональная ответственность за обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, надлежащее содержание зданий, помещений и оборудования, соблюдение условий труда работников. При несоблюдении требований руководитель будет привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Данные дополнительные критерии оценки работы руководителя будут учитываться при его аттестации и при принятии решения о продлении с ним контракта.

Одновременно с установлением ответственности руководителей предусматривается наделение их дополнительными правами, позволяющими обеспечить надлежащую производственную и трудовую дисциплину, оперативную реализацию принимаемых управленческих решений. В частности, руководители организаций получат право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив работника не менее чем за 7 календарных дней (в настоящее время установлен месячный срок предупреждения). Уменьшение срока предупреждения позволит более оперативно изменять условия труда работников (например, режим рабочего времени или систему оплаты труда), а значит более быстро реагировать на изменение конъюнктурных и внешних факторов.

Руководитель сможет применять к работникам, нарушившим дисциплину, в качестве самостоятельной меры дисциплинарного взыскания депремирование на срок до двенадцати месяцев (по действующим правилам мерами дисциплинарного взыскания являются замечание, выговор и увольнение). Введение материального вида дисциплинарного взыскания позволит более гибко реагировать на допущенные работником нарушения, повысить трудовую дисциплину и будет являться более действенной мерой дисциплинарного воздействия, чем выговор и замечание. Применяться депремирование будет в отношении уже назначенных премий.

Руководитель организации также сможет незамедлительно отстранять работников от работы в случае совершения ими дисциплинарных проступков, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба. Эта мера позволит оперативно пресечь любое нарушение дисциплины и, следовательно, не оплачивать период, в течение которого работник был отстранен от работы.

Руководитель получит право увольнять работников, допустивших нарушение дисциплины, повлекшее причинение организации ущерба в размере, превышающем три среднемесячные заработные платы по республике (с одновременным уведомлением профсоюза). Введение этого основания увольнения позволит повысить дисциплину труда и бережное отношение работников к вверенным средствам производства. Размер причиненного ущерба, который будет являться основанием для увольнения, достаточно высокий и сегодня составляет порядка Br19 млн. Возможность увольнения работника по этому основанию является правом руководителя, а не его обязанностью.

Также руководитель организации сможет удерживать из заработной платы работника в счет возмещения ущерба, причиненного по вине работника, до трех его среднемесячных зарплат без подачи иска в суд (в настоящее время наниматель вправе удерживать ущерб в размере одной среднемесячной зарплаты). Это предоставит нанимателю более гибкий инструментарий возмещения убытков от нанесенного работником вреда, сэкономит временные и финансовые издержки. При этом за работником сохраняется право обжаловать принятое нанимателем решение в судебном порядке.

Руководитель вправе будет устанавливать работнику, не допускающему нарушений дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли.

В Декрете закрепляется перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, в соответствии с которыми трудовые договоры (контракты) могут быть расторгнуты руководителем до истечения срока их действия. Перечень является исчерпывающим и включает все существующие в законодательстве основания увольнения, связанные с ненадлежащим выполнением трудовых обязанностей.

За сокрытие дискредитирующего основания увольнения работника (например, увольнение «по соглашению сторон» работника, устроившего пьянку на рабочем месте) руководители будут привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Документом также вводятся запреты и ограничения при назначении на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам.

В частности, устанавливается запрет назначения на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства, Правительства, облисполкомов (Мингорисполкома), районных, городских исполкомов, местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет со дня такого увольнения.

Назначение таких лиц (в течение пяти лет после увольнения по дискредитирующим обстоятельствам) на иные руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности будет осуществляться с согласия районного, городского исполкома, местной администрации. Такое согласование будет осуществляться на основании информации о кандидате, в том числе представления мотивированного ходатайства организации и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние пять лет.

За нарушение предусмотренного Декретом порядка назначения на руководящие должности, отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристик руководители будут привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. При этом лицо, назначенное на должность с нарушением требований Декрета, будет подлежать безусловному увольнению в связи с нарушением установленных правил приема на работу.

Вводимые документом требования будут распространяться на работников и руководителей как государственных, так и частных организаций.

В целях повышения эффективности хозяйствования, обеспечения надлежащих условий труда в организациях государственной и частной форм собственности, повышения качества продукции (работ, услуг), совершенствования работы по подбору и расстановке руководящих кадров и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:

1. Считать обеспечение производственно-технологической*, исполнительской и трудовой дисциплины, содержания производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями, надлежащих условий труда работников одними из основных критериев оценки работы руководителей организаций государственной и частной форм собственности (далее – руководители организаций).

2. Определить, что при аттестации руководителей организаций или при продлении либо заключении с ними контрактов на новый срок лица, уполномоченные на принятие соответствующих решений, обязаны проводить оценку соблюдения руководителем организации критериев, определенных в пункте 1 настоящего Декрета, и учитывать их при принятии кадровых решений. При этом оценка соблюдения названных критериев оформляется документально и хранится в личном деле руководителя организации.

3. Предоставить руководителям организаций право:

3.1. устанавливать в соответствии с законодательством, локальными нормативными правовыми актами, а также решением собственника имущества организации или уполномоченного им органа работникам, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли, средств от приносящей доходы деятельности, остающихся в распоряжении организаций после уплаты обязательных платежей в бюджет;

3.2 изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за семь календарных дней;

3.3. применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев;

3.4. незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба;

3.5. расторгать трудовой договор (контракт) с работником, допустившим нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшее причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь. При этом указанное действие (бездействие) работника признается грубым нарушением трудовых обязанностей, а увольнение по данному основанию производится с одновременным уведомлением (в день увольнения) соответствующего профсоюза;

3.6. удерживать из заработной платы работника по распоряжению нанимателя ущерб, причиненный нанимателю по вине работника, в размере до трех его среднемесячных заработных плат. При этом при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в том числе по исполнительным документам, общий размер всех удержаний) не может превышать 50 процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами.

4. Установить, что:

4.1. руководители организаций под свою персональную ответственность обязаны обеспечить:

производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину;

содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями;

надлежащие условия труда работников;

закрепление в должностных (рабочих) инструкциях работников
с учетом специфики их трудовых функций обязанности по соблюдению технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг), а также по поддержанию чистоты и порядка на территории организации и непосредственно на рабочем месте работника;

4.2. грубым нарушением трудовых обязанностей, влекущим безусловное привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности, признаются:

необеспечение выполнения им требований, предусмотренных в абзацах втором – четвертом подпункта 4.1 настоящего пункта;

сокрытие (подмена) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий;

иные противоправные действия (бездействие) руководителя организации, установленные законодательными актами.

5. Меры дисциплинарной ответственности, установленные настоящим Декретом и иными законодательными актами, могут применяться к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, правомочными органами (руководителями) самостоятельно или по письменному требованию:

5.1. государственного органа (организации) – в отношении работников органов и организаций, подчиненных или входящих в состав (систему) этого государственного органа (организации);

5.2. облисполкома или Минского горисполкома – в отношении работников организаций государственной и частной форм собственности, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

5.3. иного уполномоченного в соответствии с законодательством на проведение проверок государственного органа (организации).

6. Трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по следующим основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения (далее – дискредитирующие обстоятельства):

6.1. неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;

6.2. однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей:

прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;

нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;

иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с настоящим Декретом и иными законодательными актами;

6.3. вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

6.4. совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;

6.5. совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

6.6. направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий;

6.7. разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ;

6.8. причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда;

6.9. сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;

6.10. нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий;

6.11. неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц;

6.12. незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц;

6.13. неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;

6.14. неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер
к устранению указанных в них нарушений;

6.15. нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;

6.16. несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой;

6.17. разглашение государственным служащим сведений, составляющих государственные секреты;

6.18. грубое нарушение государственным служащим должностных обязанностей;

6.19. совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

6.20. лишение судом государственного служащего права занимать государственную должность в течение определенного времени;

6.21. представление государственным служащим заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

6.22. непредставление государственным служащим декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

6.23. наличие у государственного служащего непогашенной или неснятой судимости;

6.24. виновные деяния, которые в соответствии с законодательными актами о прохождении военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля явились основанием для увольнения с военной службы (службы).

7. До увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам наниматель обязан провести проверку допущенных им нарушений, результаты которой оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника. При этом указанные акты (служебные записки) и объяснения подлежат хранению в организации не менее пяти лет.

8. Не допускается назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, райисполкомов, горисполкомов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет после такого увольнения, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

9. Назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности** в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения, кроме предусмотренных в пункте 8 настоящего Декрета, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г.Минска (города областного подчинения) (далее – председатель исполкома), на территории которого расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.

Согласование назначения осуществляется на основании мотивированного ходатайства организации и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние пять лет.

Согласование назначения (отказ в согласовании) осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления в местный исполнительный и распорядительный орган документов, указанных в части второй настоящего пункта.

Отказ председателя исполкома в согласовании назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность может быть в трехмесячный срок обжалован в Администрацию Президента Республики Беларусь.

Президентом Республики Беларусь в отдельных случаях может определяться иной порядок назначения на руководящие должности.

10. Назначение лица на должность с нарушением требований, предусмотренных в пункте 8 и частях первой и второй пункта 9 настоящего Декрета, является основанием для увольнения этого лица в связи с нарушением установленных правил приема на работу.

11. Наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

12. Нарушение предусмотренного настоящим Декретом порядка назначения на должность, выдача кандидатам на руководящую должность характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристик влечет привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей.

13. Совету Министров Республики Беларусь разъяснять вопросы применения настоящего Декрета.

14. Совету Министров Республики Беларусь, Национальному центру законодательства и правовых исследований, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить приведение законодательства в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации.

15. Контроль за реализацией настоящего Декрета возложить на Комитет государственного контроля, Совет Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком.

16. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2015 г.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

* Для целей настоящего Декрета под производственно-технологической дисциплиной понимается соблюдение установленных технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственногопроцесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг), а также обеспечение требований по рациональному использованию сырья, материальных и человеческих ресурсов.

** Для целей настоящего Декрета под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.


Другие
наши издания

Рубрики в номере

Рубрика «Судебная практика»

К.И. Кеник, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕКРЕТА № 5

Целью издания Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5), как указано в преамбуле, является повышение эффективности хозяйствования, обеспечение надлежащих условий труда в организациях государственной и частной форм собственности, повышение качества продукции (работ, услуг), совершенствование работы по подбору и расстановке руководящих кадров.

Декретом № 5 предусмотрено повышение ответственности руководителей организаций и установлено, что необеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, надлежащих условий труда работников, содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений не в соответствии с установленными требованиями является грубым нарушением руководителем трудовых обязанностей и влечет обязательное привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности.

Под производственно-технологической дисциплиной понимается соблюдение установленных технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг), а также обеспечение требований по рациональному использованию сырья, материальных и человеческих ресурсов.

В целях выполнения предъявляемых к руководителям организаций требований их полномочия значительно расширены. Так, руководителям предоставлено право:

  1. устанавливать работникам, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера за счет прибыли или средств от приносящей доходы деятельности, остающихся в распоряжении организаций после уплаты обязательных платежей в бюджет (подп. 3.1 п. 3 Декрета № 5);
  2. изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за семь календарных дней (подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5). Напомним: ранее минимальный срок предупреждения составлял один месяц. При этом порядок изменения существенных условий труда работника сохраняется прежним;
  3. применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев (подп. 3.3 п. 3 Декрета № 5);
  4. незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба (подп. 3.4 п. 3 Декрета № 5);
  5. производить увольнение работника в случае нарушения производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, повлекшего причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь (подп. 3.5 п. 3 Декрета № 5);
  6. удерживать из заработной платы работника причиненный нанимателю ущерб в размере до трех его среднемесячных заработных плат. При этом при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в том числе по исполнительным документам, общий размер всех удержаний) не может превышать 50 процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами (подп. 3.6 п. 3 Декрета № 5).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (193), февраль 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

В прошлое воскресенье министр труда и соцзащиты Ирина Костевич заявила, что декретный отпуск на три года — это «очень дорогое удовольствие». Она привела в пример размер пособия на ребенка, которое больше минимальной зарплаты. На самом деле чиновники давно уже намекают, что отпуск по уходу за ребенком в Беларуси все же придется сокращать. Onliner.by попробовал разобраться, реально ли сейчас это сделать и какие есть проблемы.

Каким декрет был раньше?

Отпуск по уходу за ребенком в Беларуси не всегда был три года. К примеру, в начале 1980-х декрет длился 6 месяцев. Потом его увеличили до 1,5 года, благодаря чему страна получила всплеск рождаемости в 1982—1984-х. Позже добавился неоплачиваемый период, еще 1,5 года к отпуску.

Самый большой эффект дало увеличение отпуска с 6 месяцев до 1,5 года. А после того как с 1991-го весь период стал оплачиваемым, такой эффективности уже не было. Из-за развала Союза и экономических проблем рождаемость падала, последствия Чернобыля тормозили реализацию репродуктивных установок. Люди не то чтобы не хотели рожать — они откладывали это дело на потом.

Сейчас в детские сады не всегда легко попасть, а вот в советский период в Беларуси была достаточно хорошая дошкольная инфраструктура, существовала система ведомственных садов и яслей при заводах и государственных предприятиях.


До 1991-го было 1,5 года оплачиваемого декретного отпуска и еще 1,5 неоплачиваемого. Потом из-за последствий аварии на ЧАЭС было принято решение, что оплачиваемыми должны быть все три года — из расчета, что это поможет людям и благоприятно скажется на их здоровье.

И вот уже 30 лет Беларусь существует с трехлетним оплачиваемым отпуском по уходу за ребенком. Каких-то глобальных изменений в этом вопросе не было.

Какие варианты сокращения декретного отпуска предлагали власти?

В конце ноября Александр Лукашенко сказал, что он «считает важным обсудить также возможность сокращения отпуска по уходу за ребенком, который в Беларуси сейчас длится до достижения детьми трех лет и является одним из самых продолжительных в мире».

Через три недели министр труда и соцзащиты Ирина Костевич даже предложила возможные варианты: оставить три года, из них только два оплачиваемых, либо два года для всех, три — для многодетных.

Еще через пару недель появилась новость: декретный отпуск сокращать не будут. Тем не менее напомним: в 2015 году говорили, что повышения пенсионного возраста не будет, но в 2017-м началась полноценная пенсионная реформа. А ведь пенсионеры получают деньги там же, где и декретницы — в фонде соцзащиты, который уже несколько лет испытывает финансовый стресс и требует дотаций.

Во сколько Беларуси обходится трехлетний декретный отпуск?

Главная проблема, по которой встает вопрос о сокращении декретного отпуска, — нехватка денег в фонде соцзащиты. Судите сами: если в 2014-м бюджет давал фонду 1,5% от всех поступлений, то на этот год запланировано уже 8,5%.


Практически каждый «житель» этого условного города не работает на условиях полной занятости и получает ежемесячное пособие от государства: 472 рубля на первого и 670 на второго и последующих детей. В этом году на пособия декретницам запланировано потратить 1,5 миллиарда рублей.

Какой может быть эффект от сокращения?

В 2019 году эксперты BEROC Катерина Борнукова и Дмитрий Крук подсчитывали экономический эффект от сокращения декретного отпуска с трех до двух лет. Он составит примерно 2,7% ВВП. Почему? Потому что женщины, сидя дома с детьми, не вносят никакого вклада в экономику, и сокращение декретного отпуска уменьшило бы эти потери.

Мамы в декрете: яслей нет, няня стоит около $200 в неделю

Исследовательский центр ИПМ совместно с BEROC в 2020 году провел опрос, согласно которому 80% опрошенных считают три года оптимальными для декретного отпуска. 72% опрошенных провели в отпуске по уходу за ребенком все три года. А вот те, кто вышел раньше, сделали это по финансовым причинам.

Между тем почти 11% опрошенных готовы на два года декретного отпуска с повышенным пособием, еще 10% колеблются, так как не полностью уверены в таком варианте. Мы спросили у двух мам, которые были в декретном отпуске, как они оценивают возможность его сокращения?

Татьяна была в декретных отпусках трижды. Из первого вышла на работу, когда ребенку исполнился год. В последующие два раза так не поступала и воспользовалась возможностью побыть с детьми до их 3-летнего возраста.


— Из первого декрета я вышла, когда ребенку был год. У меня получилось это сделать, потому что моя зарплата позволяла нанять няню и еще у меня оставались деньги на жизнь.

А няня, между прочим, берет $3,5 в час (выходит почти $200 в неделю при 8-часовом рабочем дне. — Прим. Onliner).

Татьяна, как мама троих детей, скептически относится к идее, что ребенка можно отдать в сад в 2-летнем возрасте:

— Думаю, очень маленьких детей отдают в сад те родители, которые попали в безвыходную ситуацию.

А тут предлагают оставить этих маленьких цыплят в саду в два года. Вот говорят, что за границей декрет длится три месяца, но там зарплата позволяет маме нанять няню. Мама ходит на работу, с малышом сидит няня.


Также многодетная мама считает, что пособие является важной финансовой поддержкой семьи.

— Когда заканчивается декретный отпуск, то заканчиваются и выплаты, становится сложнее. Благо меня поддерживает муж. А что делать, если мама одна воспитывает детей, ее декрет закончился, а ребенок не готов пойти в сад? — говорит Татьяна и делает акцент, что далеко не каждый работодатель рад видеть у себя маму двоих-троих детей.

«Очень сложно через 3—5 лет декрета вернуться в свою сферу»

Похожая точка зрения у Дарьи, которая уходила в декрет дважды:

— Кто бы что ни доказывал, считаю, что до трех лет ребенок не готов к детскому саду. Одно дело — оставить малыша на несколько часов с бабушкой или няней, другое — полноценно с утра до вечера водить его в сад, когда он ничего не понимает, его психика незрелая. Поэтому я считаю, что должны оставаться три года декретного отпуска.


При этом Дарья говорит, что на маме ребенка длительный декрет не всегда сказывается положительно.

— Очень сложно через 3—5 лет декрета вернуться в свою сферу. Фактически на работе придется начинать с нуля, даже если ранее был опыт, — объясняет она. — Поэтому считаю, что мама должна работать уже сразу после родов, только это должно быть ограничено по времени — час-два в день.

— Для этого нужно задействовать помощниц в виде бабушек или нянь. У нас есть стереотип, что женщина должна сидеть с ребенком и при этом все успевать: нести на себе весь быт и не унывать в декрете. Так не получится.

Нам с мужем сначала помогали бабушки, а потом мы взяли няню, которая приходила раз или два в неделю и очень меня разгружала.

Эксперт: «Многие дети уже в два года готовы идти в сад, но у нас не хватает инфраструктуры для таких малышей»

Ведущий специалист исследовательского центра ИПМ по социальным исследованиям Наталья Щербина отмечает, что вопрос о сокращении декретного отпуска назрел. Более того, женщины, которые находятся в декретном отпуске три года, потом сталкиваются с проблемами квалификации.

Наталья обращает внимание: если женщина до декрета потратила пять лет на образование, получила какой-то опыт работы до рождения ребенка и за три года потеряла квалификацию или профессиональные навыки — это не может не повлиять на будущие доходы женщины и всей семьи. Быстро нагнать свои вынужденные «убытки» получается не у всех, ведь и после декрета у нас в основном женщины продолжают заниматься детьми.

Из-за этого восполнить профессиональные потери и потери в заработке достаточно сложно, пока дети находятся в дошкольном возрасте. Таким образом, накопленный женщинами капитал — учеба, опыт работы — размывается за такой длительный период, — отмечает эксперт.

Еще одна неявная проблема — финансовые сложности в случае развода. По статистике, в Беларуси распадается каждая вторая пара. А дети чаще остаются с матерями, и тогда зарплата женщин становится основным доходом для таких неполных семей.

— Соответственно, если у женщины были потери во время отпуска по уходу за ребенком и семья стала неполной, наверстать упущенное станет еще сложнее. Такая семья может попасть в уязвимое финансовое положение. Это тоже отражает статистика — мы видим, что в неполных семьях детская бедность растет, — говорит Наталья.


Согласно данным на 2018 год, в сельской местности среди всех бедных домохозяйств, где есть дети до трех лет, 12,2% составляют семьи, где не работает женщина. Доля бедных домохозяйств, где работают оба родителя, составляет только 5,7%.

По идее, сокращение декретного отпуска в какой-то степени помогло бы решить эти проблемы. Но есть препятствия. И самое главное — отсутствие инфраструктуры. В Беларуси не развита система яслей, а услуги няни или частных детских садов, как уже упоминалось, стоят довольно дорого. И позволить их себе сможет далеко не каждая семья. Поэтому многие женщины просто вынуждены находиться в декрете все три года.

— Как показывает статистика, в среднем у нас отправляют детей в сады в возрасте 2,6 года. Многие дети уже в 2 года готовы идти в сад, но у нас не хватает инфраструктуры для таких малышей. Наши опросы показали, что особые проблемы с садами есть в больших городах, — отмечает специалист.

Сколько длится декретный отпуск у наших соседей?

Россия

Отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет. Пособие по уходу выплачивается до достижения ребенком возраста полутора лет, по общему правилу оно составляет 40% от среднего заработка человека, ухаживающего за ребенком. То есть человеку со средней зарплатой по Беларуси начислили бы примерно 550 белорусских рублей.

Украина

Оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком длится три года. Далее имеется возможность оформить неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в возрасте до шести лет по медицинским показаниям — в связи с частыми болезнями ребенка (работодатель обязан сохранить место за своим сотрудником). Сумма декретных не меняется несколько лет, она составляет 41 280 гривен, это около 3800 белорусских рублей. Около 10 000 гривен — примерно 900 белорусских рублей — выплачивают сразу, оставшуюся часть разбивают на три года.

Польша

Отпуск по беременности и родам зависит от количества рожденных детей, минимальная его продолжительность составляет 20 недель, пособие в этот период составит 100% зарплаты матери. Отпуск по уходу за ребенком также зависит от количества единовременно рожденных детей и составляет 32 недели при рождении одного ребенка и 34 — при рождении нескольких. Данный отпуск можно разделить на части и использовать до достижения ребенком возраста шести лет. В этот период пособие составит 60% зарплаты. Кроме того, существует так называемый отцовский отпуск, который составляет 14 недель.

Литва

Максимальный срок отпуска по уходу за ребенком составляет три года, однако на третий год пособие уже не выплачивается. Размер пособия зависит от периода его получения и зарплаты того, кто оформлен в отпуске. Можно получать пособие на протяжении двух лет, и тогда в первый год будут платить 54,31% вашей зарплаты и 31,03% во второй год. При получении пособия в течение одного года ежемесячная выплата составит 77,58% от зарплаты.

Латвия

Так называемое родительское пособие можно получать до достижения ребенком одного года (оно составит 60% от зарплаты) либо полутора лет (43,75% зарплаты). Далее выплата пособия в размере 70 евро продолжается до 18-летия ребенка.

Какие есть варианты решения проблемы?

В соседней России в декретном отпуске можно провести три года, но оплачиваются лишь первые полтора. При этом пособие привязано к средней зарплате матерей, которую они получали до декрета.

— Если зарплата была высокая, то есть определенные выгоды. Если низкая и выходит низкое пособие, то женщины стараются выйти на работу раньше, — говорит Наталья.


В Беларуси этот рынок не развит. Нет спроса на услуги нянь или детских садов, и стоит это достаточно дорого.

— То, что у нас есть, — это эксклюзивные варианты. Их мало, они дорогие. Клиентский сегмент здесь не меняется десятилетиями — это достаточно обеспеченные люди. Частные детские сады больше всего представлены в Минске и Минской области. К примеру, в Могилеве только один частный детский сад. В принципе, а почему их должно быть много, если у нас три года можно сидеть с детьми? — добавляет эксперт.

Наталья приводит в пример Литву, опытом которой можно было бы воспользоваться. Там существует вариант государственной поддержки, когда расходы на содержание частного сада частник делит вместе с государством, ведь и государство заинтересовано в том, чтобы куда-то пристроить детей.

В Вильнюсе есть проблемы с садами в некоторых микрорайонах, и когда родители согласны водить ребенка в частный детский сад, то какую-то часть оплаты городские власти компенсируют.

Частник все сделает сам, а государство поддержит спрос субсидиями. Это в интересах и семей, и властей.

— Я не думаю, что отправка всех на работу на год раньше и экономия на пособиях — это конструктивное решение проблемы сокращающихся ресурсов, особенно в условиях драматического падения рождаемости, — полагает Наталья. — Но если целью нашей семейной политики станет создание благоприятных условий для семей с детьми и предоставление семьям максимально широких возможностей для совмещения рождения детей с профессиональными обязанностями, мы сможем рассчитывать как на активную занятость женщин, так и на увеличение рождаемости.

По словам Натальи, государство в конечном счете получит свою выгоду. Часть женщин выйдет на работу раньше, они начнут делать отчисления в ФСЗН. Это бонус для государства.


Если привязать размер пособия по уходу за ребенком к периоду выплат, семьи смогут рассчитывать на бóльшие выплаты в случае менее продолжительного отпуска. Бонусом для семьи в таком случае будет возможность выбора подходящих вариантов отпуска по уходу за ребенком. При этом эксперт добавляет, что если уж менять схему декретных отпусков, то важно подготовиться и предложить различные варианты:

— Развить систему государственной поддержки частных дошкольных услуг, чтобы они были разнообразными, на любой вкус и кошелек. Тогда сокращение отпуска по уходу за ребенком не будет вызывать социального отторжения, не будут создаваться проблемы для семей.

Зачем создавать семьям проблемы, чтобы они еще и отложили желание родить ребенка? Ни у кого нет такой цели, мы хотим, чтобы дети рождались. Поэтому надо держать ухо востро, искать варианты, что можно сделать быстро и что будет востребовано семьями.

А если ничего не менять?

— Конечно, можно оставить конфигурацию декретного отпуска без изменений, тем более что вроде всех все устраивает. Но мы видим, что три года отпуска по уходу за ребенком — это роскошь, которая не оказывает положительного эффекта на рождаемость, ведь та продолжает снижаться, — говорит Наталья.

— Мы предполагаем, что ресурсы ФСЗН ограничены и ставятся задачи по их оптимизации. Сейчас у нас есть уникальная возможность что-то поменять практически безболезненно для рождаемости (ведь она и так снижается), а благодаря новым решениям — и максимально безболезненно для семей. Вариативность отпуска по уходу за ребенком даст семьям возможность максимально быстро адаптироваться к новым условиям, — заключает эксперт.

Читайте также: