Сколько дней отпуск у воспитателя детского сада в беларуси

Опубликовано: 07.05.2024

Дошкольное образование в Республике Беларусь не является обязательным.
У родителей есть право выбора: водить ребенка в учреждение дошкольного образования или самостоятельно заниматься его всесторонним развитием.
Если решение принято в пользу учреждение образования, то и посещать его нужно в соответствии с определенными правилами. Так, объективной причиной для пропусков является та, которую можно подтвердить документально:
болезнь, нахождение на домашнем режиме, трудовой отпуск одного из родителей. Что касается отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, эта причина не может быть основанием для регулярных прогулов. Иначе встает вопрос о необходимости детского сада как такового.

Проблема посещаемости учреждения дошкольного образования стоит достаточно остро. Ежедневно в учреждения района не приходят более 30% малышей. И только часть из них по уважительной причине. В то же самое время, в районе существует нехватка мест в учреждение дошкольного образования шаговой доступности. Еще одна важная составляющая – экономическая. Расчет расходов ведется исходя из количества детей в группах. Родители же оплачивают только питание.

Подпунктом 5.6 пункта 5 статьи 79 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года № 243-З определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин на занятиях в течение учебного года. Законодательством Республики Беларусь не установлен исчерпывающий перечень уважительных причин, по которым ребенок может отсутствовать в учреждении дошкольного учреждения и за ним будет сохранено место в этом учреждении. Руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника в учреждении дошкольного образования уважительными. Решение о сохранении места воспитанника в учреждении дошкольного образования принимается в интересах детей. В случае возникновения разногласий этот вопрос решается отделом (управлением) образования, спорта и туризма, на территории которого находится учреждение дошкольного образования, которое посещает ребенок.

Относительно пропусков учреждений дошкольного образования Брестского района есть одно основное правило: решение в любом случае принимается в пользу ребенка, каждый случай рассматривается индивидуально. Однако у малыша есть все основания не посещать учреждение дошкольного образования в течение 90 летних дней, но по заявлению родителей. Летние месяцы официально предоставляются ребенку для оздоровления. Если у вас есть необходимость оставлять малыша дома сверх разрешенного времени, следует подойти к руководителю учреждения дошкольного образования и оговорить все моменты.

На практике уважительными причинами признаются такие обстоятельства, которые объективно препятствуют законным представителям воспитанника (родителям) привести своего ребенка в учреждение дошкольного образования, например:
• болезнь ребенка или его нахождение на санаторном лечении; нахождение ребенка на домашнем режиме;
• карантин; наличие листка временной нетрудоспособности у законных представителей воспитанника (родителей);
• отпуск законных представителей воспитанника (родителей) или близких родственников; служебная командировка законных представителей воспитанника (родителей); выходные дни законных представителей воспитанника (родителей), в том числе при скользящем графике работы, при предоставлении дополнительного свободного от работы дня в неделю матерям в соответствии со статьей 265 Трудового кодекса Республики Беларусь;
• простой организации (подразделения), в которой работают законные представители воспитанника (родители); временная потеря работы по независящим обстоятельствам законными представителями воспитанника (родителями);
• летний оздоровительный период (до 90 дней);
• каникулы;
• предписания санитарно¬эпидемиологической службы о закрытии учреждения дошкольного образования;
• наступление чрезвычайных обстоятельств, в том числе временная приостановка работы транспорта; непредвиденные семейные обстоятельства (переезд, смерть или болезнь близких родственников и др.); заявление законных представителей воспитанника (родителей) и др.

Каждый ребенок уникален и наша общая задача – найти индивидуальный подход к каждому!

В каком случае может посещать учреждение дошкольного образования ребенок, достигший 6 - летнего возраста?

В соответствии со статьей 144 Кодекса Республики Беларусь об образовании срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.
Таким образом, ребенок, достигший возраста 6 лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том учреждении дошкольного образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность),
воспитанником которого он является.

Предусмотрены ли льготы для внеочередного зачисления детей из многодетных семей, детей, воспитывающихся в неполных семьях в учреждения дошкольного образования?

Действующим законодательством ни для одной из категорий семей не предусмотрены льготы на внеочередное определение детей в учреждения дошкольного образования.

Какие требования предъявляются к приёму воспитанников в детский сад?

1. Первичный прием воспитанников в дошкольное учреждение осуществляется по предоставлению справки о состоянии здоровья ребенка, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
2. Ежедневно проводиться утренний прием детей, предусматривающий опрос воспитателями родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр медицинскому работнику, который осуществляет допуск ребёнка в группу.
3. Выявленные в течение дня больные воспитанники должны быть изолированы от здоровых воспитанников в медицинский изолятор до прихода родителей или госпитализации.
4. После перенесенного заболевания родители должны предоставлять справку от врача.
5. Воспитанник должен приходить в группу дошкольного учреждения чистым и опрятно одетым, иметь сменную обувь, белье, спортивную форму.

Что необходимо приобрести родителям в детский сад к новому учебному году (поступая в дошкольное учреждение)?

Поступление в детский сад – начало совершенно нового этапа в жизни ребёнка. Существует множество аспектов психологической и физической подготовки малышей к этому событию. Но, помимо всего прочего, следует также выяснить, что нужно ребенку в детский сад. В современных садиках уже есть всё необходимое для детей: посуда, постельное бельё, средства гигиены и т. п., поэтому основной упор следует сделать на покупку необходимой одежды.
Все вещи, которые вы купите для своего ребёнка, должны соответствовать нескольким требованиям. Прежде всего, обратите внимание на то, насколько легко они расстёгиваются и застёгиваются, снимаются и надеваются. К примеру, если завязывание шнурков для малыша пока что представляется сложной задачей, лучше сделать выбор в пользу обуви с липучками. А вместо одежды с молнией можно приобрести ту, которая застёгивается с помощью удобных кнопочек. Продумав эти моменты, вы облегчите задачу и самому ребёнку, и его воспитателям. Думая о том, что нужно ребенку в детский сад, обязательно убедитесь, что в купленных вещах ему удобно. Никакой предмет гардероба не должен причинять малышу дискомфорт, натирать, мешать, ограничивать движения. Также учтите, что, находясь в садике, ребенок, скорее всего, будет часто пачкать свои вещи. Пятна краски, еды, уличной грязи легко отстирываются далеко не со всех тканей, не говоря уже о том, что после многократных стирок почти все предметы гардероба теряют свой первоначальный вид. Поэтому предпочтительно, чтобы вся одежда была изготовлена из тканей, которые легко стираются. И, конечно же, она всегда должна быть чистой и выглаженной.

Перейдем к списку того, что нужно ребенку в детский сад:

-несколько маечек и трусиков на смену (особенно в период приучения к горшку);
-2-3 пары колготок (если в помещении садика жарко, можно вместо них взять носочки);
-для мальчиков: майка или футболка, свитер, водолазка, бриджи или шорты на резинке;
-для девочек: 2-3 юбочки и кофточки либо же платья;
-обувь (как уже было сказано, лучше всего подойдут модели на липучках);
-спортивная форма для занятий физкультурой;
-варежки на резинках (в холодное время года).

Вся одежда детей в детском саду должна соответствовать указанным выше требованиям. Также, говоря о том, что нужно ребенку в детский сад,
стоит упомянуть необходимость приобрести предметы индивидуальной гигиены: расчёску, резинки и заколки для девочек, упаковки влажных и сухих салфеток и т. д.

Для игровых занятий воспитаннику дошкольного учреждения необходимо принести:
– карандаши цветные;
– пастель 24 цветов;
– фломастеры;
– краски;
– розетки прозрачные для краски;
– кисти, подставки для кистей;
– салфетки для обсушивания кистей;
– баночки пластмассовые для промывания ворса кистей;
– палитру;
– губки для смывания краски с палитры;
– мелки;
– бумагу белую и цветную;
– пластилин;
– стеки;
– ножницы с тупыми концами;
– файлы;
– подносы для обрезков бумаги;
– картон;
– розетки для клея;
– салфетки;
– пластины (клеенки) для работы с клеем
(постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 24.09.2007 г. № 50 (в редакции от 04.11.2009 г.)).

По действующему законодательству финансирование расходов на содержание учреждений дошкольного образования осуществляется за счет средств местных бюджетов, в том числе приобретение моющих средств и предметов личной гигиены.

Что можно, а что нельзя приносить в детский сад?

В учреждение дошкольного образования запрещено приносить из дома:
— Любые лекарственные препараты, витамины, так как учреждение дошкольного образования могут посещать только здоровые дети, воспитанники с признаками заболевания изолируются до прихода родителей. Принесенные ребенком лекарства, витамины могут стать причиной отравления других детей
— Продукты питания (фрукты, сырки, чипсы, конфеты, жевательную резинку и др.) Внимательно проверяйте, что именно Ваш ребенок несет в детский сад! Помните, что детям свойственно угощать друг друга тайно принесенными сладостями - это может стать причиной аллергической реакции, пищевого отравления, инфекционного заболевания. Так же ребенок может во время игры, бега подавиться конфетой или жевательной резинкой.
— Мягкие игрушки. В учреждении дошкольного образования на основании Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений дошкольного образования» запрещено использование мягких игрушек.
— Дорогостоящие игрушки. Учреждение дошкольного образования не несет ответственности за сохранность дорогостоящих игрушек, ценных вещей (золотых украшения, мобильных телефонов) у детей дошкольного возраста.
— Косметические средства. Запрещено приносить различные косметические средства - детскую туалетную воду, лак для ногтей и др. Дети, играя между собой, могут испортить одежду себе или окружающим. Так же, косметические средства могут вызывать аллергическую реакцию у других детей.
— Опасные предметы. Часто дети в тайне от родителей приносят в детский сад гвозди, куски проволоки, зажигалки и др. Это все может быть причиной травмы ребенка.

Информацию подготовила методист Государственного учебно-методического учреждения "Брестский районный учебно-методический кабинет" С.И.Ярмушевич 17.07.2017

Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581 в приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

к постановлению Правительства РФ

от 1 октября 2002 г. N 724

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам

С изменениями и дополнениями от:

29 ноября 2003 г., 11 мая 2007 г., 18 августа 2008 г., 16 июля 2009 г., 21 мая 2012 г.

ГАРАНТ:

См. Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска работников, замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (календарных дней)

Наименование должностей педагогических работников

Общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; дошкольные образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; дошкольные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа; образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

директора (заведующие), их заместители; преподаватели - организаторы основ безопасности жизнедеятельности; старшие вожатые; учителя; преподаватели; учителя-логопеды; учителя-дефектологи; воспитатели; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; концертмейстеры; инструкторы по труду и по физкультуре; педагоги-психологи; педагоги дополнительного образования; классные воспитатели; музыкальные руководители; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты

Межшкольные учебные комбинаты; учебно-производственные мастерские

директора, их заместители; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; учителя; педагоги-психологи; мастера производственного обучения; методисты

Дошкольные образовательные учреждения

заведующие, их заместители; воспитатели; музыкальные руководители; инструкторы по физкультуре; педагоги-психологи; социальные педагоги; педагоги дополнительного образования

Образовательные учреждения дополнительного образования детей

директора, их заместители; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; педагоги дополнительного образования; вожатые; воспитатели; концертмейстеры; культорганизаторы; тренеры-преподаватели; инструкторы-методисты; педагоги-психологи; социальные педагоги; педагоги-организаторы, методисты

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования

директора, их заместители; старшие мастера; преподаватели; преподаватели - организаторы основ безопасности жизнедеятельности; руководители физического воспитания; воспитатели; педагоги дополнительного образования; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; заведующие производственной практикой; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; педагоги-психологи; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты; концертмейстеры

Образовательные учреждения высшего профессионального образования и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

ректоры (директора); первые проректоры; проректоры (заместители директора); директора (заведующие) филиалов образовательных учреждений; профессорско-преподавательский состав; воспитатели; методисты; концертмейстеры; педагоги-психологи; заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными подразделениями; руководители (заведующие) производственной практикой; ученые секретари; педагоги дополнительного образования

Учебные, учебно-методические, методические кабинеты (центры)

директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами и другими структурными подразделениями; методисты; педагоги-психологи

Психологические службы системы образования

директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами (лабораториями); педагоги-психологи; учителя-дефектологи; учителя-логопеды

Учреждения здравоохранения; организации социального обслуживания

заведующие педагогической частью; учителя; учителя-дефектологи; логопеды; воспитатели; музыкальные руководители; педагоги дополнительного образования; инструкторы по физкультуре; мастера производственного обучения; старшие вожатые; социальные педагоги; педагоги-организаторы; педагоги-психологи; учителя-логопеды; методисты; инструкторы-методисты; инструкторы по труду

Другие организации, осуществляющие образовательный процесс

педагоги-организаторы; социальные педагоги; воспитатели; педагоги дополнительного образования; методисты; мастера производственного обучения

1. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью, указанной в пунктах 1-5, предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

2. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней для следующих педагогических работников:

воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений;

педагогических работников, указанных в пункте 1 и работающих в музыкальных школах, художественных школах и других школах искусств;

педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы.

3. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной настоящим документом продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием "старший" или "главный".

5. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. N 502 примечание дополнено пунктом 6

6. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования, работающим в структурных подразделениях этих учреждений, реализующих соответственно общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, в должностях, указанных в пунктах 1 и 5 настоящего приложения.

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Лауреат конкурса «Персона года»

Лауреат конкурса «Персона года»
Лауреат конкурса «Персона года»

Первый рабочий год с 10.10.2007 по 09.10.2008 отработан.
Второй рабочий год — фактически отработано 272 из 365 (осталось доработать 93 дня после выхода из д/о)
в т.ч.
с 10.10.2008 по 18.02.2009=132 дней
с 22.03.2011 по 08.08.2011=140 дней
с 23.05.2014 по 23 августа 2014 =93 (9+30+31+23)

Второй рабочий год с 10.10.2008 по 23.08.2014.
Третий рабочий год с 24.08.2014 по 23.08.2015

С 10.10.2007 по 25.01.2008 трудовой отпуск=43 дня (42+1)
С 26.01.2008 по 03.06.2011 трудовой отпуск=31 день(30+1)
С 04.06.2011 по настоящее время трудовой отпуск=43 дня (42+1).

Вопросы:
1.Как рассчитать сколько дней трудового отпуска осталось предоставить за первый рабочий год с 10.10.2007 по 09.10.2008. (если уже использовано 21 к.д.)
2.Сколько дней трудового отпуска положено за второй рабочий год с 10.10.2008 по 23.08.2014.

Вот все, что касается нормативки и комментариев.
Основной документ по отпускам для воспитателей Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. №100 "О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней"

Должность относится к
10. Учреждения дошкольного образования (кроме санаторных яслей-садов и санаторных детских садов, указанных в пункте 3 настоящей графы), учреждения общего среднего образования (при реализации образовательной программы дошкольного образования), обособленные и структурные подразделения (при реализации образовательной программы дошкольного образования) иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность

заведующие, заместители заведующих по основной деятельности, воспитатели-методисты, воспитатели, музыкальные руководители, руководители физического воспитания
[url=http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=c20800100&p2=]http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=c20800100&p2=[/url]

1.До 26.01.2008 отпуск воспитателя=42.

2.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. №100 "О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней" ВСТУПИЛО В СИЛУ 26.01.2008, Отпуск 30 дней Первоначальный вариант
Следовательно, с 26.01.2008 по 03.06.2011- Отпуск 30 дней

к Закону Республики Беларусь от 20.07.2007 № 272-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь».
Предоставление трудовых отпусков работникам с 1 января 2009 года

Абзацем четвертым ст.2 Закона РБ от 20.07.2007 № 272-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» предусмотрено, что трудовые отпуска (их части), не использованные работниками за предыдущие периоды работы (прошлое время - рабочие годы, завершившиеся до 26 января 2008 г.), предоставляются работникам в натуральном выражении или по договоренности с нанимателем либо заменяются денежной компенсацией до 31 декабря 2008 г. в соответствии с законодательством о труде, действовавшим до вступления в силу данного Закона. Это значит, что наниматель в течение 2008 г. обязан предоставить работникам трудовые отпуска (их части), не использованные ими за прошлые рабочие годы (отработанные до 26 января 2008 г.), в натуральном виде или по просьбе работника заменить их денежной компенсацией по нормам законодательства о труде, действовавшим до 26 января 2008 г.
С 1 января 2009 г. при предоставлении работникам трудовых отпусков (их частей) за прошлое время прежнее законодательство о труде прекращает свое действие и не применяется.
Вместе с тем отпуска работников, не использованные за прошлое время, «не пропадают»: они должны быть предоставлены работникам в силу требований ст.170 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) в 2009 г., но продолжительность их будет исчисляться по новому законодательству о труде - в соответствии с редакцией ТК, действующей с 26 января 2008 г.
Пример 1
Если у работника за рабочий год с 15 января 2007 г. по 14 января 2008 г. не использован трудовой отпуск полностью, то с 1 января 2009 г. он предоставляется продолжительностью 24 календарных дня - основной отпуск, а также следующие дополнительные отпуска (при наличии права на них):
- дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (по результатам аттестации рабочих мест (до 21 календарного дня));
- дополнительный отпуск за счет собственных средств нанимателя за ненормированный рабочий день (до 7 календарных дней);
- дополнительный отпуск за счет собственных средств нанимателя за продолжительный стаж работы (до 3 календарных дней).
Работникам, работающим по контракту, предоставляется также дополнительный поощрительный отпуск (до 5 календарных дней).

Аналогично будут решаться вопросы и при замене трудового отпуска денежной компенсацией. Замена не использованных работником за прошлое время трудовых отпусков (трудового отпуска) с 1 января 2009 г. будет осуществляться по новой редакции ст.161 ТК, согласно которой замена трудового отпуска денежной компенсацией осуществляется в части, превышающей 21 календарный день, - 21 календарный день отпуска работник должен использовать в натуре. При этом нужно помнить об ограничениях, установленных частью второй ст.161 ТК.
Справочно
В соответствии с частью второй ст.161 ТК не допускается замена денежной компенсацией отпусков, предоставляемых авансом, беременным женщинам, работникам, признанным инвалидами, работникам моложе 18 лет и работникам за работу в зонах радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы.

Если работник не использовал за прошлое время часть трудового отпуска, то ее продолжительность следует определять как разницу между продолжительностью трудового отпуска, предоставляемого работнику с 1 января 2009 г., и частью трудового отпуска, которую он уже использовал за предыдущий период (рабочий год, завершившийся до 26 января 2008 г.).
Пример 2
Работник за 2006/2007 рабочий год из трудового отпуска продолжительностью 30 календарных дней использовал 18 календарных дней, т.е. осталась не использованной в 2008 г. часть трудового отпуска продолжительностью 12 календарных дней.
С 26 января 2008 г. продолжительность трудового отпуска у работника составляет 28 календарных дней. Следовательно, с 1 января 2009 г. ему будет предоставлена оставшаяся часть трудового отпуска продолжительностью 10 календарных дней (28 - 18 = 10).
С учетом того, что трудовой отпуск работнику за 2007/2008 рабочий год рассчитывается пропорционально отработанному времени с учетом нового законодательства о труде, вступившего в силу с 26 января 2008 г., не использованная работником часть трудового отпуска за 2007/2008 рабочий год не пересчитывается, а предоставляется после 1 января 2009 г. с учетом уже произведенного расчета продолжительности трудового отпуска пропорционально отработанному времени относительно 26 января 2008 г.

По-иному следует решать вопрос при отзыве работника из отпуска.
Отзыв из трудового отпуска регулируется частью второй ст.174 ТК и предполагает перерыв в использовании трудового отпуска (его части) по инициативе нанимателя с согласия работника. Отзыв из отпуска оформляется приказом об отзыве работника из отпуска.
В соответствии с частью третьей ст.174 ТК не использованная в связи с отзывом часть отпуска по договоренности между работником и нанимателем по желанию работника может быть присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
При желании присоединить неиспользованную часть отпуска к отпуску за следующий рабочий год она будет предоставляться вместе с отпуском в следующем рабочем году согласно графику трудовых отпусков.
В этом случае в приказе на отзыв работника из отпуска указывается продолжительность неиспользованной части отпуска в календарных днях.
При этом следует учитывать требования части третьей ст.170 ТК о том, что в текущем рабочем году использованная часть отпуска должна быть не менее 14 календарных дней, т.е. наниматель может отзывать работника из трудового отпуска с таким расчетом, чтобы в текущем рабочем году работник в обязательном порядке использовал в натуральном виде не менее 14 календарных дней отпуска.
В приказе об отзыве работника из отпуска оговаривается предоставление неиспользованной части отпуска работника (по его желанию) вместе с его отпуском в следующем рабочем году и указывается конкретная продолжительность этой неиспользованной части. В новом рабочем году продолжительность этой неиспользованной части отпуска не пересчитывается.
Пример 3
Работнику в ноябре 2008 г. предоставлен не использованный им за 2006/2007 рабочий год трудовой отпуск продолжительностью 32 календарных дня. По прошествии 15 календарных дней нахождения в отпуске в связи с производственной необходимостью с согласия работника наниматель отзывает его из отпуска. По желанию работника в приказе об отзыве из отпуска указано, что оставшаяся неиспользованная часть отпуска продолжительностью 17 календарных дней будет ему предоставлена вместе с его трудовым отпуском в следующем рабочем году (28 календарных дней) согласно графику трудовых отпусков. Это означает, что в 2009 г. работнику будет предоставлена не использованная им в связи с отзывом часть отпуска - 17 календарных дней - вместе с его трудовым отпуском за 2008/2009 рабочий год продолжительностью 28 календарных дней.

Валентина Масловская, заместитель начальника юридического управления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Как известно, в соответствии с нормами, внесенными в Трудовой кодекс РБ (далее - ТК) Законом РБ от 20.07.2007 № 272-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон), существенно изменились правила, порядок предоставления, продолжительность трудовых отпусков. Определенные сложности у бухгалтеров вызывал расчет продолжительности и оплаты отпуска в 2008 г. Согласно абзацу четвертому ст.2 Закона трудовые отпуска (их части), право на которые у работников возникло, но не было реализовано до вступления в силу Закона, предоставляются (компенсируются) полностью или пропорционально отработанному времени до 31 декабря 2008 г. в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона.

Таким образом, наниматель в течение 2008 г. должен соблюсти нормы, содержащиеся в абзаце четвертом ст.2 Закона, т.е. предоставить трудовой отпуск работнику либо в натуральном выражении, либо заменить его по просьбе работника денежной компенсацией по тем нормам законодательства о труде, которые действовали до 26 января 2008 г., если до указанной даты у работника был полностью выработан рабочий год.

С 3 ноября 2008 г. воспитателю-методисту дошкольного воспитательного учреждения предоставляется отпуск за период работы с 1 сентября 2006 г. по 31 августа 2007 г. Продолжительность такого отпуска должна быть рассчитана исходя из норм трудового законодательства, действующего до вступления в силу Закона.

При предоставлении работнику неиспользованных им трудовых отпусков (их частей) за прошлое время (например, рабочие 2005/2006, 2006/2007 гг.) после 31 декабря 2008 г. трудовые отпуска (их части) будут рассчитываться только по новым нормам Закона.

Воспитатель учреждения образования, обеспечивающего получение дошкольного образования, за 2006/2007 рабочий год имел право на предоставление основного удлиненного отпуска продолжительностью 42 календарных дня. В 2007 г. он использовал 22 календарных дня отпуска, оставшаяся часть отпуска составляет 20 календарных дней. С 26 января 2008 г. у работника продолжительность трудового отпуска изменилась и составляет 30 календарных дней. В случае неиспользования им до конца 2008 г. оставшейся части трудового отпуска (20 календарных дней) после 1 января 2009 г. ему будет предоставлена часть трудового отпуска продолжительностью 8 календарных дней (30 - 22 = 8) с учетом использования им ранее 22 календарных дней отпуска.

При неиспользовании работником полного трудового отпуска за прошлое время основной отпуск будет предоставляться продолжительностью 24 календарных дня вместо 21, дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда будут предоставляться по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день и продолжительный стаж работы могут быть предоставлены продолжительностью до 7 календарных дней и до 3 календарных дней соответственно за счет средств нанимателя. Замене денежной компенсацией будет подлежать часть отпуска (основного и дополнительного), превышающая 21 календарный день, за исключением ограничений, установленных частью второй ст.161 ТК.

Следует отметить, что, несмотря на увеличение продолжительности основного отпуска, суммарная продолжительность трудового отпуска с учетом уменьшения продолжительности дополнительных отпусков может уменьшиться в 2009 г. Следовательно, во исполнение ст.2 Закона и во избежание негативных последствий для работника и нанимателя необходимо использовать трудовые отпуска за прошлые рабочие годы до конца 2008 г.

Трудовые отпуска за 2007/2008 рабочий год в случае их непредоставления до 31 декабря 2008 г. после 1 января 2009 г. должны быть пересчитаны и предоставлены по нормам действующего законодательства.

Неиспользованные (оставшиеся) части трудовых отпусков за 2007/2008 рабочий год в 2009 г. должны предоставляться с учетом произведенного расчета продолжительности трудового отпуска пропорционально отработанному времени относительно 26 января 2008 г.

Татьяна Рахубо, главный юрисконсульт отдела трудового законодательства юридического управления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Рахубо Т. Продолжительность отпуска отдельных категорий педагогических работников увеличена (Комментарий к постановлению Со­вета Министров РБ от 31.05.2011 № 679)
Отпуск увеличен на 12 календарных дней

С 30 до 42 календарных дней изменена продолжительность трудового отпуска педагогическим работникам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (кроме специальных дошкольных учреждений (групп), санаторных дошкольных учреждений (групп) для детей, больных туберкулезом, и санаторных дошкольных учреждений (групп) для детей, перенесших онкогематологические заболевания). Такие изменения предусмотрены постановлением Совета Министров РБ от 31.05.2011 № 679 "О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 100" (далее – постановление № 679).

Продолжительность трудового отпуска увеличена для следующих педагогических работников вышеназванных учреждений: заведующие,заместители заведующих по основной деятельности, воспитатели-методисты, воспитатели, музыкальные руководители, руководители физического воспитания.

Законодательство о труде не имеет обратной силы

Постановление № 679 вступило в силу 4 июня 2011 г.

Действие законодательства о труде во времени определено ст. 9 Трудового кодекса РБ (далее – ТК). Так, законодательство о труде не имеет обратной силы, его применяют к отношениям, возникшим после вступления его в силу, если иное не предусмотрено этим законодательством.

Если трудовые отношения возникли до вступления в силу актов законодательства о труде, то такие акты применяют к правам и обязанностям, возникшим после вступления их в силу.

Значит, если трудовые отношения между нанимателем и работником возникли до вступления в силу постановления № 679 (до 4 июня 2011 г.), основной трудовой отпуск вышеперечисленным педагогическим работникам следовало предоставить продолжительностью 42 календарных дня при предоставлении отпуска с 4 июня 2011 г.

Поскольку в постановлении № 679 отсутствует норма, позволяющая предоставлять трудовой отпуск за текущий рабочий год пропорционально времени, отработанному до и после вступления этого постановления, необходимо применять следующий порядок предоставления отпусков.

При предоставлении трудовых отпусков указанной категории педагогических работников за текущий рабочий год их продолжительность следует исчислять в зависимости от даты предоставления трудового отпуска (даты начала отпуска):

– если дата начала трудового отпуска приходится на дату до 4 июня 2011 г., его продолжительность нужно исчислять в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 24.01.2008 № 100, с дополнениями от 08.08.2008 (30 календарных дней);

– если дата начала трудового отпуска приходится на дату начиная с 4 июня 2011 г., его продолжительность следует исчислять согласно постановлению № 679 (42 календарных дня);

– при разделении трудового отпуска на части его продолжительность исчисляют в соответствии с продолжительностью, установленной на дату начала первой части отпуска.

При предоставлении педагогическим работникам неиспользованных трудовых отпусков за прошлые рабочие годы их продолжительность определяют в аналогичном порядке.


Мой вариант ответа.
Исходя из комментария № 3.
При предоставлении трудовых отпусков указанной категории педагогических работников за текущий рабочий год их продолжительность следует исчислять в зависимости от даты предоставления трудового отпуска (даты начала отпуска):

– если дата начала трудового отпуска приходится на дату до 4 июня 2011 г., его продолжительность нужно исчислять в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 24.01.2008 № 100, с дополнениями от 08.08.2008 (30 календарных дней);

– если дата начала трудового отпуска приходится на дату начиная с 4 июня 2011 г., его продолжительность следует исчислять согласно постановлению № 679 (42 календарных дня);

– при разделении трудового отпуска на части его продолжительность исчисляют в соответствии с продолжительностью, установленной на дату начала первой части отпуска.

При предоставлении педагогическим работникам неиспользованных трудовых отпусков за прошлые рабочие годы их продолжительность определяют в аналогичном порядке.

Получается, что если если з0а первый рабочий год уже частично использован, то считать нужно от продолжительности, установленной на дату начала первой части отпуска, т.е. от 43 дней. И тогда выходит, что от первого отпуска осталось 43-21=22 дня. Отпуск за второй рабочий год - будет взят после 04.06.2011, поэтому продолжительность его=43 дня.
Итого максимально работница может пойти в отпуск после выхода из д/о на 65 дней.

Смущают изменения с 26.08.2009. Как они в этой ситуации влияют на порядок исчисления?

Отдельным категориям педагогических работников помимо ежегодных удлиненных оплачиваемых отпусков могут предоставляться дополнительные отпуска. О том, кому и на каких основаниях предоставляется такой отпуск, – в статье.

Работникам образовательных учреждений, как и иным категориям специалистов, помимо основного отпуска может быть предоставлен дополнительный отпуск (ст. 116 Трудового кодекса РФ). Причем общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска увеличивается на дни дополнительного отпуска.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:

– занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

– имеющими особый характер работы;

– с ненормированным рабочим днем;

– работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

– в других случаях.

Образовательные организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия их предоставления прописывают в коллективных договорах или локальных нормативных актах, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Кроме ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, специалистам, которые трудятся в районах Крайнего Севера, положены дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня. А лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 16 календарных дней. При этом общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях (ст. 321 Трудового кодекса РФ).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В частности, на работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ст. 117 Трудового кодекса РФ). При этом продолжительность такого отпуска должна быть не менее семи календарных дней (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870).

Применительно к учреждениям образования это основание для предоставления дополнительного отпуска касается помощников воспитателей в детских садах, яслях-садах, дошкольных группах детских домов и школ-интернатов, которые непосредственно обслуживают умственно отсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики и детей, больных туберкулезом (в учреждениях просвещения – для детей с малыми и затихающими формами туберкулеза). Поскольку эти должности введены вместо нянь, то указанным работникам должны предоставляться дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, предусмотренные для нянь этих учреждений пунктами 55 и 14 раздела «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22). Такое разъяснение приведено в письме Минпроса СССР от 5 февраля 1987 г. № 9-М.

>|Ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению организации при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 Трудового кодекса РФ).|<

Он прописывается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Помните, такой отпуск не может быть менее трех календарных дней. Если учреждение бюджетное, то в зависимости от источника его финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или местный бюджет) порядок и условия предоставления такого отпуска устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Например, постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее – Правила). По нашему мнению, они применимы и для иных организаций.

Правила предоставления отпуска

Длительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий. При этом необходимо вести учет времени, фактически отработанного каждым специалистом в условиях ненормированного рабочего дня (п. 3 Правил). Причем право на дополнительный отпуск возникает у специалиста независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня (п. 4 Правил). Если же такой отпуск не предоставляется, переработка компенсируется с письменного согласия работника как сверхурочная работа.

Дополнительный отпуск суммируется с иными оплачиваемыми отпусками. В случае его переноса либо неиспользования, а также увольнения право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Причем отмечено, что дополнительные отпуска, предоставляемые работникам с ненормированным рабочим днем, оплачиваются в пределах фонда оплаты труда (п. 7 Правил).

Согласно пункту 2 Правил, в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включены:

– руководящий, технический и хозяйственный персонал;

– работники, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;

– специалисты, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;

– специалисты, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

А в письме Минвуза СССР от 10 июля 1980 г. № 26 приведен более конкретный перечень работников, которым может быть установлен ненормированный рабочий день. К таким работникам в том числе относятся:

– начальники главных управлений (управлений) и их заместители;

– главные специалисты (главные инспекторы, методисты, экономисты и др.);

– главные бухгалтеры и их заместители, бухгалтеры, ревизоры, кассиры;

– проректоры и их заместители (кроме проректоров по учебной и научной работе);

– директора (заведующие) филиалами, учебно-консультационными пунктами и их заместители;

– помощники ректоров и проректоров по административно-хозяйственной работе;

– руководители кружков учебных заведений;

– заместители заведующего кафедрой по научно-исследовательской работе;

– заведующие ординатурой и интернатурой;

– заведующие курсами по подготовке к поступлению в учебное заведение.

Согласно письму № 26, работникам в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время может предоставляться дополнительный отпуск продолжительностью до 12 рабочих дней. Отметим, что в переводе на календарные дни это составит 14 дней.

>|Поскольку в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования шестидневная рабочая неделя, то 12 рабочих дней в переводе на календарные дни составят 14 дней.|<

Конкретную продолжительность дополнительного отпуска учебные заведения определяют сами. При этом, как мы уже сказали, отпуск за работу с ненормированным рабочим днем не должен быть менее трех календарных дней.

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.


Другие
наши издания

Рубрики в номере

Рубрика «Специалисты разъясняют. Прямая телефонная линия»

К.И. Кеник, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь

Работник до 26 января 2008 г. имел право на отпуск в связи с обучением продолжительностью до 30 календарных дней в году, после января 2008 г. имеет право на отпуск продолжительностью до 20 календарных дней. Какой продолжительности должен быть отпуск на время весенней сессии, если работник в октябре 2007 г. использовал отпуск продолжительностью 15 календарных дней?

В соответствии со ст. 216 Трудового кодекса Республики Беларусь отпуск в связи с обучением предоставляется в учебном году, т.е. за период с 1 сентября по 30 июня.

В данном случае при предоставлении отпуска в связи с обучением будет применяться принцип пропорциональности. Первую часть учебного отпуска работник получил на условиях ранее действовавшего законодательства — половину полагавшегося отпуска. При предоставлении учебного отпуска после 26 января 2008 г. ему следует предоставить половину установленного ст. 216 ТК в действующей редакции отпуска, т.е. 10 календарных дней.

Какая продолжительность отпуска в связи с обучением на период сдачи государственных экзаменов в июне 2008 г.?

Отпуск для сдачи государственных экзаменов следует предоставлять продолжительностью 20 календарных дней (ст. 216 ТК).

Какова продолжительность трудового отпуска директорам школ, заведующим детскими садами, воспитателям и методистам детских садов?

Перечни организаций и должностей, а также категорий работников с продолжительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предоставления и конкретная продолжительность этого отпуска устанавливаются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (ч. 2 ст. 155 ТК).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» (далее — постановление № 100) утвержден Перечень организаций и должностей педагогических работников, продолжительность основного отпуска которых составляет более 24 календарных дней (Приложение 1), а также Перечень категорий работников, продолжительность основного отпуска которых составляет более 24 календарных дней (Приложение 2).

Педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, в том числе директорам общеобразовательных учреждений установлена продолжительность основного отпуска 56 календарных дней; работникам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (заведующие, воспитатели, воспитатели­методисты, музыкальные руководители и др.), — 30 календарных дней. Воспитателям учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально­технического образования, воспитателям высших учебных заведений также установлен отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Продолжительность отпусков других педагогических работников указана в Приложении 1 к постановлению.

Рабочий год у работника с 1 января по 31 декабря 2007 г. Отпуск за этот рабочий год предоставляется в апреле 2008 г. На сколько частей его можно разделить и за какое количество дней можно получить денежную компенсацию?

Трудовые отпуска (их части), право на которые возникло, но не было реа­лизовано до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон), предоставляются (компенсируются) полностью или пропорционально отработанному времени до 31 декабря 2008 г. в соответствии с законодательством, действовавшим до 26 января 2008 г. (ст. 2 Закона).

Это означает, что в случае наличия у работника неиспользованных трудовых отпусков за прошлое время (например, за 2005–2006, 2006–2007 рабочие годы) работник в течение всего 2008 года может реализовать свое право на предоставление трудового отпуска реально или по договоренности с нанимателем заменить трудовой отпуск денежной компенсацией по законодательству о труде, действовавшему до 26 января 2008 г. При этом будут действовать и правила предоставления трудовых отпусков за прошлое время. Работник должен использовать реально не менее 7 календарных дней за каждый рабочий год. За остальные дни отпуска, превышающие 7 календарных дней, по соглашению сторон может выплачиваться денежная компенсация. Подлежит реальному использованию также дополнительный отпуск за вредные условия труда. Отпуска за прошлое время могут быть разделены на несколько частей.

Утрачивает ли работник право на отпуска за прошлое время, если он по каким­то причинам не использовал их в 2008 г.?

Трудовые отпуска (их части), право на которые возникло, но не было реа­лизовано до вступления в силу Закона, предоставляются (компенсируются) полностью или пропорционально отработанному времени до 31 декабря 2008 г. в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона (ст. 2 Закона).

Наниматель обязан предоставить эти отпуска, а работник обязан их использовать. Порядок их предоставления должен быть установлен по соглашению сторон, а замена отпуска денежной компенсацией — по правилам, действовавшим до 26 января 2008 г. Если же работник отказывается от использования отпуска, то наниматель может применить правила, содержащиеся в ст. 173 ТК, согласно которым, если отпуск предоставлен с соблюдением установленного порядка, но работник отказывается использовать отпуск в определенный для него срок без законных оснований, наниматель вправе отказать работнику в переносе отпуска и не выплачивать денежную коменсацию за неиспользованный отпуск. Если же работник не использовал причитающийся ему отпуск по уважительной причине, например, женщина находится в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, то право на отпуск не пропадет, отпуск будет предоставлен после выхода на работу.

В коллективном договоре организации указано, что оплачиваемый отпуск в связи с обучением предоставляется работникам, которые обучаются по специальностям, в которых имеется потребность для данной организации. Обязан ли наниматель оплачивать отпуск в связи с обучением работникам, обучающимся за счет собственных средств, и работникам, обучающимся в вузах Российской Федерации, после вступления в силу изменений и дополнений в Трудовой кодекс, если в коллективный договор изменения не вносились?

Наниматель обязан предоставлять работникам оплачиваемый отпуск в связи с обучением, если они обучаются в учреждении образования, обеспечивающем получение среднего специального и высшего образования, в вечерней или заочной форме получения образования по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами (на подготовку специалистов, коллективным или трудовым) (ст. 214 ТК).

Это означает, что если работник обучается по направлению либо заявке нанимателя либо в соответствии с заключенным с ним договором на подготовку или если в коллективном договоре организации или в трудовом договоре с конкретным работником установлено условие об оплате учебного отпуска, то предоставление учебного отпуска при получении первого высшего образования является обязанностью нанимателя, причем с оплатой этого отпуска.

При получении среднего специального, высшего и послевузовского образования, в вечерней или заочной форме получения образования, при отсутствии направления (заявки) нанимателя, договора на подготовку специалистов либо иных оснований, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре, а также при получении второго и последующего среднего специального, высшего образования предоставление учебного отпуска без сохранения заработной платы является правом, а не обязанностью нанимателя. Это означает, что такой отпуск по просьбе работника наниматель может предоставить, а может и отказать в предоставлении.

В данном случае в коллективном договоре организации условием предоставления оплачиваемого учебного отпуска является обучение по специальностям, в которых имеется потребность нанимателя. Следовательно, в данной организации главным критерием для решения вопроса о предоставлении оплачиваемого учебного отпуска будет определение потребности в соответствующих кадрах данной организации. Например, разный подход может иметь место при предоставлении отпуска работникам, работающим в строительной организации, которые обучаются по строи­тельным специальностям или по другой, например, педагогической специальности. Здесь оценивать потребность в специальностях будет наниматель, и от этого будет зависеть предоставление отпуска.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (87), апрель 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Читайте также: