Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте что за профессия

Опубликовано: 02.07.2024

Выпускники 9 классов поступают на первый курс и обучаются по очной форме 3 года 10 месяцев. Выпускники 11 классов обучаются 2 года 10 месяцев.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ



Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

Техник готовится к следующим видам деятельности:

Каких специалистов мы готовим?

В большое число интересных и увлекательных специальностей, имеющихся на железнодорожном транспорте, входят специалисты по автоматике и телемеханике, которые сооружают автоблокировку, диспетчерскую и электрическую централизацию, а также обеспечивают их надежную работу.



Комплекс технических средств железнодорожной автоматики принято называть устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). С момента, когда прозвучал первый сигнал звукового рожка и поднялся первый сигнальный шар, минуло два века. На смену им пришли сначала семафоры, а потом светофоры. О том, что железная дорога немыслима без сигналов, теперь известно каждому. В настоящее время на железной дороге широко применяют различные средства автоматического и телемеханического управления стрелками и сигналами, которые обеспечивают безопасную доставку пассажиров и грузов до мест их назначения.

Сигнализация – единая система сигналов и технических средств для передачи сигналов. К устройствам сигнализации относятся сигнальные приборы, при помощи которых передают на поезда приказы и извещения о запрещении или разрешении движения, ограничении скорости и т.п.

27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)

Централизация — комплекс технических средств для управления стрелками и светофорами на станциях или участках из одного пункта (центра) управлении, используемый с целью улучшения организации и обеспечении безопасности движения поездов.

27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)

Блокировка – система автоматики, обеспечивающая разграничение движения поездов по перегону таким образом, чтобы между поездами было расстояние, необходимое для соблюдения условий безопасности (устройства блокировки не допускают открытия сигнала до тех пор, пока участок пути занят другим поездом).

27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)

Техник-электромеханик должен уметь выполнять техническое обслуживание и ремонт вышеуказанных устройств, быстро и грамотно выявлять и устранять возникающие неполадки и повреждения.

После окончания техникума выпускников ждут в дистанциях, в проектных организациях и дорожных исследовательских лабораториях, расположенных в районах Московской железной дороги.

Наши выпускники работают в следующих должностях:

  • электромеханик СЦБ (системы централизации и блокировки);
  • электромонтер СЦБ (систем централизации и блокировки).
  • электромеханиками в дорожных лабораториях автоматики и телемеханики,
  • техниками в проектных организациях (ГТСС и др.).

После приобретения опыта работы могут занимать должности старшего электромеханика, начальника-участка и др.

Выпускники успешно работают в организациях, связанных с обслуживанием и ремонтом аппаратуры связи, занимаются проектированием, строительством и техническим обслуживанием устройств не только железнодорожном транспорте, но и в других структурах. Службы СЦБ (сигнализации, централизации и блокировок) — это структурные подразделения метрополитенов и железных дорог, в ответственность которых входят задачи обеспечения беспрерывной работы систем организации и безопасности движения поездов.

Работники службы СЦБ считаются элитой железнодорожного транспорта, недаром в их гимне есть такие строки:

Вокзалы, стрелки, блок-участки Привычно связаны в судьбе. Не гонятся за лёгким счастьем Гвардейцы службы СЦБ. Когда работа на пределе И сердце рвётся из груди — Не забывай, на самом деле, Ты СЦБист, ты впереди!

Эта специальность относится к профессиям, связанным с безопасностью движения поездов, поэтому требования к состоянию здоровья абитуриентов достаточно высоки.

ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Общеобразовательные учебные дисциплины

  • Русский язык
  • Литература
  • Иностранный язык
  • История
  • Физическая культура
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Химия
  • Обществознание (включая экономику и право)
  • Биология
  • География
  • Экология
  • Астрономия
  • Математика
  • Информатика
  • Физика

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

  • Физическая культура
  • Основы философии
  • История
  • Иностранный язык
  • Основы права

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

  • Прикладная математика
  • Компьютерное моделирование
  • Экология на железнодорожном транспорте

Профессиональный учебный цикл

Общепрофессиональные дисциплины

  • Безопасность жизнедеятельности
  • Электротехническое черчение
  • Электротехника
  • Общий курс железных дорог
  • Электронная техника
  • Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Экономика организации
  • Охрана труда
  • Электрические измерения
  • Цифровая схемотехника
  • Транспортная безопасность

Профессиональные модули

ПМ.01 Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики

  • Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики.
  • Теоретические основы построения и эксплуатации перегонных систем железнодорожной автоматики.
  • Теоретические основы построения и эксплуатации микропроцессорных и диагностических систем автоматики

ПМ.02 Техническое обслуживание устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ)

  • Основы технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ

ПМ.03 Организация и проведение ремонта и регулировки устройств и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ)

  • Технология ремонтно — регулировочных работ устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Учебная практика

Производственная практика (по профилю специальности)

На данной специальности уделяется много времени изучению устройств и приборов автоматики, телемеханики и связи, которые являются одним из важных элементов технического вооружения железнодорожного транспорта. Весь учебный материал увязан с вопросами охраны труда и техники безопасности.

В ходе практических и лабораторных занятий обучающиеся получают навыки использования электромонтажного оборудования и специальных инструментов, работы с электрическими схемами и технической документацией, обеспечивающие самостоятельное выполнение курсового и дипломного проектирования.







Большое внимание уделяется формированию практических навыков в процессе прохождения различных видов практик, как в кабинетах-лабораториях, так и на предприятиях железнодорожного транспорта. Учебная практика проходит на втором курсе в учебных мастерских, на четвертом курсе — в лабораториях техникума. По окончании третьего курса студенты направляются на практику по профилю специальности — работают на объектах Тульского отделения Московской железной дороги и получают рабочую профессию «монтер СЦБ 4-го разряда». Заканчивается практическое обучение по специальности 27.02.03 преддипломной практикой. Теоретические и практические навыки студенты приобретают в оснащенных кабинетах и лабораториях. Отделение располагает 15 кабинетами и 8 лабораториями. Во всех аудиториях отделения имеются ПЭВМ и мультимедийная техника, современная нормативная и техническая документация. Лаборатории оснащены электронной и микропроцессорной техникой, аппаратами управления, релейным оборудованием. Все это нужно для того, чтобы каждый студент еще до выхода на производство мог иметь представление о своей будущей профессии. В целях получения студентами практических навыков по содержанию и эксплуатации стрелочных переводов, светофоров, путевых коробок на территории техникума оборудован учебный полигон, который широко используется для проведения различных типов занятий.

Дипломные проекты выполняются по различным темам под руководством штатных преподавателей профессиональных модулей и дисциплин и руководителей дипломного проектирования с производства. В рамках дипломного проекта студенты самостоятельно изготавливают действующие устройства, макеты, компьютерные обучающие программы и видеофильмы.

В целях поддержки одаренной молодёжи лучшим студентам, победителям конкурсов, предоставляют гранты на разработку реальных дипломных проектов по заказу Узловской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Тульского отделения Московской железной дороги для развития материальной базы технического кабинета ШЧ-26 .

После успешного завершения государственной итоговой аттестации в торжественной обстановке выпускникам вручают дипломы.

Выпускник, освоивший основную образовательную программу техникума по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожный транспорт), может продолжить обучение в ПГУПС, МГУПС (МИИТ) по специальности Автоматика, телемеханика и связь на ж.д. транспорте. Отделение гордится своими выпускниками. Большинство из них посвятило себя железной дороге, работе в службе СЦБ.

220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
перегонные системы железнодорожной автоматики и телемеханики;
станционные системы железнодорожной автоматики и телемеханики;
технология обслуживания устройств СЦБ и систем ЖАТ;
микропроцессорные и диагностические системы железнодорожной автоматики;
приборы и устройства СЦБ, железнодорожной автоматики и телемеханики;
техническая документация;
первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:
Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики.
Техническое обслуживание устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).
Организация и проведение ремонта и регулировки устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Техник, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Техник, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики.
Анализировать работу станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики по принципиальным схемам.
Определять и устранять отказы в работе станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики.
Выполнять требования по эксплуатации станционных, перегонных микропроцессорных и диагностических систем автоматики.
Техническое обслуживание устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).
Обеспечивать техническое обслуживание устройств СЦБ и систем ЖАТ.
Выполнять работы по техническому обслуживанию устройств электропитания систем железнодорожной автоматики.
Выполнять работы по техническому обслуживанию линий железнодорожной автоматики.
Организовывать работу по обслуживанию, монтажу и наладке систем железнодорожной автоматики.
Определять экономическую эффективность применения устройств автоматики и методов их обслуживания.
Выполнять требования технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения.
Составлять и анализировать монтажные схемы устройств СЦБ и ЖАТ по принципиальным схемам.
Организация и проведение ремонта и регулировки устройств и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).
Производить разборку, сборку и регулировку приборов и устройств СЦБ.
Измерять и анализировать параметры приборов и устройств СЦБ.
Регулировать и проверять работу устройств и приборов СЦБ.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.


Добрый день, уважаемая редакция. Меня зову Виктор. Я хочу связать свою жизнь с железной дорогой. Также мне нравится техника. Думаю, я хочу изу­чить специальность «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». Расскажите о ней, пожалуйста. Спасибо!

Специальность «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» связана с разработкой технических решений, систем и средств изготовления, эксплуатации, технического содержания и ремонта устройств автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются устройства автоматики, телемеханики и связи станций, перегонов железнодорожного, промышленного транспорта и метрополитенов.

Подготовка специалистов по данной специальности предполагает формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения в области проектирования отдельных элементов и систем железнодорожной автоматики и телемеханики, связи и информационно­-управляющих систем; монтажа, наладки и испытания объектов систем железнодорожной автоматики и телемеханики, связи и информационно-­управляющих систем; управления технологическими процессами при обслуживании устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики, связи и информационно-­управляющих систем и др.

Требования к профессиональным компетенциям по видам деятельности:

  • осуществлять выбор оптимальных режимов работы электро-технологических установок, и трансформаторов для повышения технико-­экономических показателей режимов их работы;
  • содействовать на практике применению микропроцессорных систем в устройствах железнодорожной автоматики, телемеханики и связи;
  • организовывать техническое обслуживание, ремонт и бесперебойную работу устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи в соответствии с требованиями инструкций, утвержденной технической документации, технологических карт и технических указаний;
  • адаптировать средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда, используемые в системах, железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, к системам сбора, обработки и передачи информации;
  • ставить задачу и обоснованно выбирать методы и критерии защиты систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи от перенапряжений;
  • обоснованно организовывать решение инженерных задач по использованию систем автоматической идентификации подвижного состава железнодорожного транспорта.
  • разрабатывать проектную документацию устройств и давать оценку функциональным узлам систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи с точки зрения влияния безопасности и надежности функционирования и др.
  • проводить электромонтажные работы электротехнических устройств и аппаратуры систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи в соответствии с правилами и нормами;
  • обеспечивать своевременный и качественный контроль за производством электромонтажных работ в устройствах железнодорожной автоматики, телемеханики и связи;
  • подбирать соответствующее оборудование, аппаратуру, приборы и инструменты и использовать их при проведении наладочных работ систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.
  • осуществлять современными системами диагностирование и мониторинг состояния систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, а также обеспечивать необходимые технологии проведения ремонтов;
  • вести необходимую технологическую документацию по ремонту;
  • выявлять причины отказов систем и элементов устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, вести их учет, разрабатывать предложения по их предупреждению.
  • выбирать оптимальную структуру устройств и систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи на основе современных математических методов моделирования;
  • оценивать электромагнитную совместимость систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи и др.
  • разрабатывать новые системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи с использованием современных микропроцессорных технологий;
  • применять методы анализа и организации внедрения инноваций.

Сферой профессиональной деятельности специалистов являются предприятия и организации Белорусской железной дороги различных организационно­-правовых форм, осуществляющие хозяйственную деятельность по техническому обслуживанию и ремонту устройств автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте; структурные подразделения Белорусской железной дороги, осуществляющие хозяйственную деятельность по эксплуатации средств автоматики и телемеханики в пределах определенного участка; предприятия и организации организационно­-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт автоматики и телемеханики.

Специальность можно получить в УО «Белорусский государственный университет транспорта».

Здравствуйте! Меня зовут Алена. Недавно я заинтересовалась дизайном и познакомилась с профессией декоратора. Я хочу узнать, чем занимается такой специалист. Спасибо за ответ!

Декоратор – специалист по убранству, украшению зданий, помещений. Художник, занимающийся художественным оформлением театральных постановок, съемок, представлений средствами живописи, графики, архитектуры, освещения и постановочной техники.

Он разрабатывает художественно­конструкторские проекты, оформляет интерьеры помещений, на основе эскизов других художников делает театральные декорации, создает уникальный облик помещения.

Часто профессия декоратора представляется аналогичной профессии дизайнера, однако это не так. Деятельность декоратора связана с созданием элитного интерьера из эксклюзивных материалов, дизайнерская же направлена на массовое производство. В задачи дизайнера входит переосмысление геометрии пространства, а в задачи декоратора – наполнение его уникальным содержанием.

Функциональные обязанности декоратора заключаются в следующем:

  • разработка художественно-­конструкторских проектов и технической документации;
  • создание стилевых, цветовых коллажей;
  • подборка материалов, мебели, текстиля, светильников, аксессуаров;
  • оформление выставочных стендов, магазинов, шоу­румов, торговых залов;
  • разработка планов, чертежей и эскизов проектов декораций;
  • участие в составлении смет, распределении выделенного бюджета;
  • участие в конструкторских и отделочных работах;
  • авторский надзор и контроль за сроками исполнения декораций;
  • непосредственное проведение оформительских работ в помещениях;
  • помощь в подготовке к выставкам, фотосессиям и рекламным мероприятиям.

Декоратор должен обладать нестандартным творческим мышлением, обширными знаниями современных материалов, тенденций, истории стиля, традиций оформления интерьеров. При отделке интерьеров декоратор часто выступает не только как художник, но и как прораб. Осуществляя профессиональную деятельность индивидуально, ему необходимы знания в области коммерческой деятельности и юриспруденции. Кроме того, успех профессии зависит от умения выстроить отношения с заказчиком, что требует учета его психологических особенностей, умения убеждать и находить компромиссы.

Добрый день. Меня зовут Руслан. В школе я услышал про специальность «Проектирование и производство программно-­управляемых электронных средств», узнал, над чем работает такой специалист, но не знаю, где и кем он трудится. Пожалуйста, расскажите о его сфере деятельности. Заранее спасибо за ответ.

«Проектирование и производство программно­-управляемых электронных средств» – это многопрофильная специальность, связанная с компьютерным проектированием конструкций и технологии производства современных изделий электроники, программным управлением сложным микропроцессорным оборудованием и созданием гибких автоматизированных производств.

Подготовка специалиста по данной специальности предполагает формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения по проведению системного анализа и определение требований к программно­-управляемым электронным средствам (ПУЭС); компьютерному проектированию электронных модулей и электронных средств в целом; разработке программного обеспечения для электронных средств и систем управления технологическим оборудованием производства электронных средств; монтажу, наладке, испытанию и ремонту электронных средств; технической эксплуатации ПУЭС и технологического оборудования; тестированию и сопровождению программного обеспечения электронных средств и технологического оборудования и др.

Выпускники специальности получают квалификацию «инженер-­электроник­-программист». На рабочем месте они выполняют проектно-­конструкторские и производственные работы на промышленных предприятиях и фирмах, работают в научных подразделениях предприятий и проектных организаций, в отраслевых, ведомственных и академических научно-­исследовательских институтах, в высших и средних специальных учебных заведениях. Такие специалисты обычно занимают должность инженера, специалиста по сопровождению/тестированию программного обеспечения.

Кафедра основана в 1963 г. в результате разделения кафедры "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте" на две кафедры — "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" и "Радиотехника и электросвязь".

Первым заведующим кафедрой был выдающийся ученый в области систем железнодорожной автоматики (СЦБ), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат государственных премий, доктор технических наук, профессор Брылеев Аркадий Михайлович. Становление кафедры, как одного из значительных педагогических и научных коллективов, происходило под его непосредственным руководством. Профессор Брылеев A.M. руководил кафедрой с 1963 по 1985 гг. Начиная с 1986г., кафедрой заведует заслуженный деятель науки и техники РСФСР, академик Академии транспорта, доктор технических наук, профессор Лисенков Виктор Михайлович.

Кафедра является выпускающей по специальности "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте", в том числе по специализациям "Автоматика и телемеханика", "Микропроцессорные системы обеспечения безопасности движения поездов", «Безопасность технологических процессов и производств». В соответствие с решением коллегии МПС РФ разработаны учебные планы и методическое обеспечение для подготовки специалистов по специализации «Управление технологическими процессами на сортировочных станциях». Кроме того, кафедра участвует в подготовке инженеров по специальностям "Системы передачи информации", "Системы спутниковой связи", а также в подготовке специалистов, обучающихся на факультетах "Управление процессами перевозок", "Экономика транспорта", "Повышение квалификации".

Подготовка инженеров по специальности "Микроэлектронные системы обеспечения безопасности движения поездов" производится с 1983 г. Эта специализация была открыта по предложению проф. Лисенкова В.М., который разработал первый учебный план и под чьим руководством были разработаны рабочие планы по профилирующим дисциплинам этой специализации.

В состав кафедры входят учебные лаборатории "Автоматика и телемеханика на перегонах", "Станционные системы автоматики и телемеханики", "Линейные электрические цепи", "Основы автоматики и телемеханики", "Специальные измерения в системах автоматики и телемеханики", "Вычислительная техника"; научно-исследовательская лаборатория "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте"; научно-исследовательская группа "Испытательная лаборатория технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики по требованиям электромагнитной совместимости" (руководитель канд. техн. наук, доц. Щербина Е.Г.).

Профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный штат кафедры включает 31 чел., в том числе 5 профессоров, д-ров техн. наук, 15 доцентов, канд. техн. наук, одного старшего преподавателя, двух ассистентов и трех человек учебно-вспомогательного штата.

Сотрудниками кафедры издано 25 учебников, 5 учебных пособий и более 200 методических указаний. Профессора и доценты кафедры разработали десятки оригинальных циклов лекций по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Большая методическая работа выполнялась под руководством профессора Брылеева А.М. Будучи известным теоретиком в области рельсовых цепей, он насыщает свои лекции новейшими результатами, полученными в этой области науки. Доцент Казаков А.А. является автором многочисленных учебников по станционным и перегонным устройствам автоматики и телемеханики, которыми пользуются студенты на протяжении десятилетий. Им лично и в соавторстве написано 10 учебников, многие из которых претерпели многократные переиздания. Профессор Лисенков В.М. разработал курс лекций по дисциплине "Безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте", где впервые изложены основы количественной теории безопасности движения поездов, профессор Шелухин В.И. является одним из авторов первого учебника "Каналообразующие устройства железнодорожной телемеханики и связи" (1994 г.). Преподаватели кафедры создали и ряд других оригинальных учебных и методических материалов.

За весь период своей деятельности кафедра подготовила около 5000 специалистов в области СЦБ. Выпускники кафедры работают на железных дорогах и в центральном аппарате ОАО РЖД, в научно-исследовательских организациях и на заводах, в проектных организациях и в высших учебных заведениях. Хорошая базовая подготовка в области автоматики, телемеханики, связи и вычислительной техники позволяет выпускникам кафедры успешно работать не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях народного хозяйства — в радиотехнической и электротехнической промышленности, в промышленности средств связи, оборонной и др. Большую помощь оказала кафедра в подготовке специалистов для других стран — Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Китая, Кореи, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, Чехии, Словакии и др.

Высокий уровень профессиональной подготовки выпускников кафедры в значительной степени обусловливается тем, что фундаментом учебного процесса всегда были научные исследования, активно проводимые профессорско-преподавательским составом кафедры, сотрудниками научно-исследовательской и испытательной лабораторий.

Научные исследования, выполняемые сотрудниками кафедры, направлены на создание более совершенных технических средств систем управления движением поездов на магистральном железнодорожном транспорте, на железных дорогах промышленных предприятий, на метрополитенах, а также систем управления движением скоростных трамваев и экипажей на магнитной подвеске.

Профессором Брылеевым A.M. создана школа в области теории рельсовых цепей, являющаяся базой комплексной автоматизации интервального регулирования движения поездов. К представителям этой школы относятся преподаватели кафедры: д-р. техн. наук, проф. Кравцов Ю.А., кандидаты технических наук, доценты Степенский Б.М., Зенкович Ю.И., Брылеева Е.А., Кузнецов B.C., Акопов Г.А., Мухин Л.В. Этой группой ученых получен ряд важных научных результатов, которые использованы при совершенствовании систем интервального регулирования.

Фундаментальное значение имеют, в частности, уравнения распространения тока в рельсовой линии в контрольном режиме, выведенные с учетом проводимости верхнего слоя балласта и шпал. Результаты измерений первичных параметров рельсовых линий в соответствии с разработанными методиками позволяют адекватно отражать условия работы рельсовых цепей в контрольном режиме в зависимости от типа шпал и балласта. Важное практическое значение для повышения безопасности движения поездов имеют результаты теоретических исследований контрольного режима с учетом взаимного влияния рельсовых цепей, в том числе через третьи цепи. Существенный вклад внесен в развитие теории шунтового режима: разработаны методы анализа фазочувствительных рельсовых цепей, в том числе и при комплексном сопротивлении поездного шунта, методы расчета места минимальной шунтовой чувствительности и влияния подключений к рельсам внешних заземлений. Разработаны теоретические основы анализа и синтеза рельсовых цепей без изолирующих стыков. Рассмотрены все аспекты работы бесстыковых рельсовых цепей с токовым и потенциальным приемниками с учетом зон дополнительного шунтирования. Разработаны вопросы теории анализа и синтеза рельсовых цепей с учетом разброса параметров аппаратуры, влияния на работу рельсовых цепей гармонических составляющих тягового тока при электрической тяге и тока электрохимического эффекта на участках с автономной тягой. Разработан ряд новых технических решений в области координатных систем интервального регулирования, автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры, рельсовых цепей с пассивным элементом контроля ответвления, рельсовых цепей для станций с ненадежным энергоснабжением, автоблокировки для участков с повышенным влиянием электрохимического эффекта, рельсовых цепей с малогабаритными фазочувствительными реле типа Ф-2, технических средств управления огнями светофора с двухнитевыми лампами и др. Результаты ряда теоретических и прикладных исследований являются общепризнанными и используются проектными и конструкторскими организациями, дистанциями сигнализации и связи железных дорог.

Другое важное направление научных исследований кафедры включает работы по созданию систем интервального регулирования нового поколения, а именно, систем автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) и автоматической блокировки (АБ). Это направление исследований инициировалось работами проф. Лисенкова В.М. по разработке методов обеспечения безопасности микроэлектронных аппаратных средств систем АЛС и АБ. Им были разработаны методы парирования опасных отказов аппаратных средств микроэлектронной системы АЛС, которые показали возможность и целесообразность перевода систем этого класса на современную технологическую базу — микроэлектронную. Кроме того, им доказана необходимость использования в системах АЛС каналов с многократной фазоразностной модуляцией вместо многоканальных частотных систем. Его предложения послужили основой для получения "прорывного" достижения в области АЛС. Долгие годы специалистами многих организаций безуспешно решалась задача увеличения значности системы с трех до шестнадцати при приемлемо малых габаритах и низкой энергоемкости. Предложенные проф. Лисенковым В.М. решения позволили увеличить объем передаваемых сообщений по непрерывному каналу с шириной полосы рабочих частот 16 Гц с трех до 256 при значительном сокращении габаритов аппаратуры и ее материало- и энергоемкости.

МИИТ в лице кафедры "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" являлся головной организацией по созданию первых в стране микроэлектронных систем АЛС, а именно, систем АЛС-ЕН и АЛСЕ-САУТ. В создание этих систем большой вклад внесли сотрудники кафедры и НИЛ д-р техн. наук, проф. Лисенков В.М. (руководитель разработок), канд. техн наук Казимов Г.А., канд. техн. наук Шалягин Д.В., Петрухин B.C., Бестемьянов П.Ф., Вековищев А.В., Бесков А.Б., Врубель Д.В. При реализации системы АЛС-ЕН П.Ф. Бестемьянов предложил техническую реализацию устройства обнаружения опасных отказов и перевода системы в защитное состояние; А.В. Вековищев разработал новый тип кода — модифицированный код Бауэра; Д.В. Шалягин разработал алгоритм обработки сигналов в локомотивных приемниках; Г.А. Казимов внес существенный вклад в разработку алгоритма и программного обеспечения системы АЛСЕ-САУТ, которая прошла успешные испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТа.

Сотрудники кафедры работали в тесном сотрудничестве со специалистами ВНИИЖА, которые оказали решающее влияние на успешность испытаний головных образцов и на организацию серийного производства системы АЛС-ЕН. В результате разработана система АЛС-ЕН, существенно превосходящая по своим параметрам все известные системы АЛС данного класса, в том числе и зарубежных фирм. Система АЛС-ЕН принята в качестве типовой для всей сети российских железных дорог.

Создание системы АЛС-ЕН не было бы возможным без решительной поддержки предложений проф. Лисенкова В.М. и его сотрудников со стороны руководства ЦШ МПС и, прежде всего, его руководителя, а впоследствии зам. министра, канд. техн. наук Аркатова B.C.

В результате работ по созданию систем АЛС-ЕН и АЛСЕ-САУТ были отработаны методы технической реализации микроэлектронной, в том числе микропроцессорной аппаратуры, удовлетворяющие требованиям обеспечения безопасности движения поездов, рациональные методы модуляции сигналов и кодирования информации, а также, что более важно, подготовлены кадры работников, способные создавать системы обеспечения безопасности движения поездов нового поколения. Все это послужило базой для создания систем другого функционального назначения, а именно, систем АБ, систем диспетчерского управления (ДЦ) и систем автоматической регулировки скорости поездов метрополитена (АРС). В настоящее время на кафедре ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по этим трем направлениям.

Доцент Лодыгин Г.С. и профессор Бестемьянов П.Ф. разработали принципы построения и методы технической реализации микроэлектронной системы АРС-Е для регулирования скоростей электропоездов метрополитенов с двумя трактами передачи информации. В одном из трактов использована несущая 2800 Гц, двукратная фазоразностная модуляция и модифицированные коды Бауэра. Во втором тракте, резервном, использовано частотное кодирование информации с несущими на частотах 75; 25; 175; 225; 275 Гц. В системе впервые реализовано автоматическое прицельное снижение скорости поезда с учетом реальных динамических характеристик подвижного состава и параметров пути.

Под руководством д-ра техн. наук, проф. Шалягина Д.В. при активном участии канд. техн. наук, доцента Камнева В.А. на кафедре была начата разработка системы диспетчерского управления нового поколения ДЦ "Диалог". Система построена на базе микропроцессорной техники и функционально включает в себя современную систему телемеханики с дуплексным и полудуплексным каналами высокоскоростного обмена информацией между центральным постом и линейными пунктами.

Существенный вклад в развитие средств горочной автоматизации внесли д-р. техн. наук, проф. Шелухин В.И. и возглавляемая им группа преподавателей и аспирантов кафедры, а также специалистов других организаций в составе д-ра. техн. наук, проф. Шелухина В.И., канд. техн. наук Кернова Ю.П., канд. техн. наук Парилова В.А., канд. техн. наук, доцента Малышева И.Н., аспирантов Смычка М.А. и Симонян К.Р. Совместно с коллективами разработчиков ВНИИЖА, ГТСС, Лосиноостровского ЭТЗ им. Дзержинского, НПО "Исток" разработаны и внедрены на сети железных дорог России и стран СНГ радиотехнические датчики РТД-С, которые исключают перевод стрелок под движущимися вагонами, а также многофункциональный радиолокационный измеритель РИС-ВЗ-МФД. Разработана система динамического контроля заполнения сортировочных путей и адаптивная система управления прицельным торможением отцепов на горке. Создан тренажер для обучения горочных операторов. Разработана теория информационно-измерительных датчиков и систем, в которых использован принцип ближней и сверхближней радиолокации большеразмерных объектов, адаптивного управления в условиях априорной неопределенности параметров контролируемых объектов.

Под руководством доц. Лодыгина Г.С. разработана система интервального регулирования движения скоростных трамваев, отличающаяся использованием нового способа формирования и передачи информации от напольных устройств к подвижному составу посредством неравновесных частотных кодовых комбинаций. Комплекс автоматических устройств интервального регулирования, включающий подсистемы АЛС-АРС и автоблокировки с рельсовыми цепями без изолирующих стыков, внедрен на линии скоростного трамвая в г. Волгоград. За оригинальность технических решений и высокий экономический эффект доц. Лодыгину Г.С. в 1986 г. присвоено звание лауреата премии Совета министров СССР.

Под руководством канд. техн. наук, доц. Цыбули Н.А. и при активном участии канд. техн. наук, доц. Барышева Ю.А., канд. техн. наук, доц. Табунщикова А.К. разработан и внедрен на подъездных железнодорожных путях ряда промышленных предприятий технический комплекс автоматизации маневровых операций. Применение этого комплекса позволило усовершенствовать технологию производства маневров на внутрипроизводственных железнодорожных линиях. Под руководством доц. Табунщикова А.К. и при активном участии канд. техн. наук Барышева Ю.А. с 1977 г. ведутся работы по созданию системы интервального регулирования движения поездов на магнитной подвеске. Сотрудниками кафедры разработаны принципы построения и методы технической реализации этой системы.

Канд. техн. наук Лызловым М.С. и асс. Лызловым И.С. разработаны и исследованы аппаратные средства защитных участков с использованием параметрических генераторов и мостовых схем.

В конце 60-х и начале 70-х годов в научно-исследовательской лаборатории кафедры проводились широкие теоретические и экспериментальные исследования характеристик линий индуктивной связи (ЛИС) и систем интервального регулирования с ЛИС. Работы проводились под руководством проф. Лисенкова В.М. Большой вклад в разработку теоретических вопросов ЛИС и систем интервального регулирования с М-линиями внесли канд. техн. наук Сахнин А.А. и инженер Гордон Б.М. Этой группой сотрудников НИЛ были разработаны принципы построения и методы технической реализации систем передачи информации с М-линиями для систем интервального регулирования движения поездов на метрополитенах и систем управления движением поездов на промышленных предприятиях.

Исследования по созданию системы телеуправления горочными локомотивами при реализации режима попутного надвига и разработку технических средств на элементах со средней степенью интеграции и ЛИС проводились группой преподавателей кафедры в составе Казакова А.А., Кравцова Ю.А., Лисенкова В.М., СахнинаА.А., Гордона Б.М., Бо-ровковаЮ.Г., Табунщикова А.К., Архипова Е.В., Барышева Ю.А., аспирантов Микули-каФ.П., Васина В.К.

Большие опытно-конструкторские разработки проводились также по созданию системы установки маневровых маршрутов с локомотивов, оборудованных ЛИС, на крупных станциях промышленного железнодорожного транспорта. Разработки осуществлялись под руководством канд. техн. наук Косенкова Н.С. группой сотрудников кафедры в составе канд. техн. наук Казакова А.А., канд. техн. наук Шалягина Д.В., канд. техн наук Архипова Е.В., канд. техн. наук Табунщикова А.К., инженера Любимова А.В., Барышева Ю.А., Казакова Е.А.

В эти же годы большие работы по созданию систем интервального регулирования движения поездов с использованием радиоканалов велись под руководством Дмитренко И.Е. Профессор, д-р. техн. наук Дмитренко И.Е. внес существенный вклад в развитие теории и техники систем диагностики железнодорожных устройств автоматики и телемеханики.

В последние годы сформированы новые направления научной деятельности сотрудников кафедры. Так, научная работа докторанта Бочкова К.А. в области электромагнитной совместимости (ЭМС) систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) инициировала создание при кафедре в 1994 г. испытательной лаборатории, первым руководителем которой назначен доцент Щербина Е.Г. В 1994 г. под руководством профессора Лисенкова В.М. разработана отраслевая программа по решению проблемы ЭМС систем железнодорожной автоматики и телемеханики, создан комплекс технических средств для испытания систем ЖАТ. В этих работах активное участие принимали доценты Щербина Е.Г. и Бестемьянов П.Ф. Данное направление работ имеет исключительно важное значение для успешного внедрения микроэлектронной аппаратуры нового поколения систем ЖАТ в практику железных дорог.

Другим новым направлением научных исследований кафедры является разработка количественных основ теории безопасности перевозочного процесса. Основные положения этой теории были впервые сформулированы проф. Лисенковым В.М. Им, одним из первых, сформулирована точка зрения на безопасность, как на самостоятельное свойство, для отображения которого должен быть введен отдельный количественный показатель. Им предложены количественные показатели безопасности движения и рисков потерь. Впервые показана аналитическая взаимосвязь между показателями надежности и безопасности технических средств транспортных систем. Дана классификация методов обеспечения безопасности технических средств, а, именно, выделены три группы методов: прочностные, структурные и парирования опасных отказов.

Железнодорожная автоматика и телемеханика
Железнодорожная автоматика и телемеханика занимается решением задач обеспечения и регулирования безопасного движения транспорта и определенной пропускной способности дорог благодаря средствам и методам телемеханического и автоматического воздействия.

Главные составляющие технических элементов железнодорожной автоматики и телемеханики представлены сооружениями и механизмами сигнализации, централизации и блокировки. В свою очередь данные устройства и средства представлены путевой блокировкой, электрожезловой управляющей системой, централизацией стрелок и сигналов, элементами регулировки движения транспорта, диспетчерской централизацией, автоматическим диспетчерским контролированием и ограждающими установками на железнодорожных переездах.

Как правило, система автоматики занимается регулировкой, контролированием и управлением объектов в том случае, когда между ними небольшое расстояние. В случае, когда между объектами значительное расстояние, то используется система телемеханики . Железнодорожная автоматика и телемеханика делится на два класса: устройства автоматики и телемеханики на станции и перегоне.

Первая группа представлена автоматической блокировкой, локомотивной автоматической сигнализацией, путевой полуавтоматической блокировкой, системой диспетчерского контроля и автоматической переездной сигнализацией. Вторая группа представлена электрической и диспетчерской централизацией, комплексом механизмов горочной автоматики и т. д.

Железнодорожная автоматика и телемеханика

Установки путевой блокировки – это главные технические средства, которые регулируют и обеспечивают безопасность следования составов по промежуточной станции и перегону. Термин путевая блокировка подразумевает под собой систему элементов автоматики и телемеханики, с помощью которой организовывается такое движение, при котором занятие поездом определенного отрезка дороги регулируется с применением постоянных сигналов, например, светофоров или семафоров.

Разрешение занимать поездом определенный участка железной дороги, который ограждается постоянным сигналом, определяется открытым (разрешающим) состоянием сигнала постоянного. Когда определенный отрезок дороги занят поездом, он закрывается постоянным сигналом, который получает закрытое состояние.

Во время нахождения поезда на отрезке железной дороги возможность осуществить открытие сигнала постоянного, который ограждает данный участок пути, исключается благодаря замыкающим установкам путевой блокировки. Данные элементы блокируют (электрическим и механическим способом) в закрытом состоянии постоянный сигнал до тех пор, пока не подастся информация, что поезд освободил ограждаемый отрезок дороги.

Такую информацию постоянный сигнал получает автоматически благодаря воздействию поезда на механизмы, которые контролируют проследование поезда по определенному участку пути. Таким образом, каждый огражденный отрезок дороги может иметь только один состав.

Такая автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте может быть полуавтоматической, когда управление происходит с участием человека, и полностью автоматической, человек не задействован. Эти устройства применяют, как при одностороннем движении, так и при двустороннем.

автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте

Электрожезловая система нашла свое применение в регулировании следования транспорта по перегонам, которые имеют двустороннее движение. Разрешение занимать перегон имеют те поезда, у которых машинист обладает жезлом данного перегона. Этот жезл машинисту выдает дежурный по станции отправления, а дежурный по станции прибытия забирает его.

Каждая станция, ограничивающая перегон, оснащена жезловыми аппаратами, которые электрически связаны между собой. Два аппарата, относящиеся к одному перегону, имеют общее число жезлов четное, как правило, от 20 до 30, при этом изъятие жезла из аппарата возможно только при четном количестве в двух аппаратах.

Дежурный по прибытию, когда получает жезл, отправляет в аппарат станции отправления электрический ток, вращая рукоятку индикатора. Таким образом, разрешает занимать поезду перегон. Жезловая система полностью исключает возможность одновременного отправления на перегон двух поездов. Линии, где движение интенсивное, оснащены автоблокировкой.

Основными техническими элементами регулирования и создания безопасного движения поездов, которые передвигаются в пределах железнодорожных станций, являются устройства централизации сигналов и стрелок . С их помощью из одного пункта (пост централизации) происходит управление сигналами и стрелками.

В зависимости от энергии, которая применяется для перевода стрелок, существует механическая централизация , в которой применяется мускульная сила человека для перевода сигналов и стрелок. Еще существует механическая централизация, в которой применяются гидравлические или электропневматические приводы. Также существует электрическая централизация с электроприводами и соответствующими схемами.

Железнодорожная горочная автоматика и телемеханика обладает техническими элементами, способными повышать перерабатывающее умение сортировочных горок. Эти средства представлены устройствами регулировки скорости скатывания вагонов и устройствами автоматической централизации стрелок.

Существует возможность дополнения указанных средств устройствами, которые автоматически задают скорость роспуска составов, а также действуют сообща с элементами автоматического телеуправления горочным локомотивом.

Автоматическая регулировка представлена:

• Устройствами, которые автоматически регулируют движение транспорта в пределах одного участка – автодиспетчер;

• Устройствами, которые автоматически регулируют режимы ведения каждого поезда относительно графика следования – автомашинист;

• Устройствами, которые обеспечивают автоматическое снижение скорости транспорта при его сближении с преградой – автоматика безопасности.

Вся современная автоматика безопасности взаимодействует с устройствами автоматической локомотивной сигнализации, которая автоматически в кабину управления локомотива передает информацию, соответствующую указателям путевых сигналов или относительно состояния участка дороги, лежащего впереди. Автоматическая локомотивная сигнализация в сочетании с автоматикой безопасности называется сигнальной авторегулировкой.

Диспетчерская железной дороги

В диспетчерскую централизацию входят устройства электрической централизации и автоблокировка. Диспетчерская централизация управляет сигналами и стрелками раздельных пунктов железнодорожного отрезка у диспетчера поезда, а регулировка движения поездов по перегонам выполняется автоблокировкой.

Диспетчерский контроль следования поездов представлен системой, которая автоматически снабжает участкового диспетчера поезда информацией о следовании транспорта на участке, про указания светофоров и состоянии промежуточных путей станций. На диспетчерском посту установлена светосхема табло, которая и отражает место расположения поездов и состояние светофоров.

Ограждающие элементы железнодорожных переездов представляются комплексом приборов и оборудования, которые устанавливаются на участках пересечения автомобильных и железных дорог в одном уровне. Данные устройства способны автоматически управлять движущимся поездом, при этом запрещается движение автомобильного транспорта через переезд во время приближения поезда.

Автоматика и телемеханика на транспорте повышает пропускную способность железнодорожных станций и безопасность следования транспорта, а также способствует лучшему использованию подвижного состава. Автоматика телемеханика и связь дают возможность в достижении высоких показателей работы транспорта.

Относительно научно-исследовательских работ, которые направлены на дальнейшее развитие железнодорожной автоматики и телемеханики, то актуальные работы представлены в оптической сигнализации, интервальном регулировании движения транспорта. А также широко развивается область экономического эффекта от применения устройств автоматики и телемеханики в разных эксплуатационных условиях.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Читайте также: