Берлиоз кто по профессии

Опубликовано: 30.06.2024

Когда мы говорим о романе Булгакова «Мастер и Маргарита», то, наряду с множественными фразами главных героев, практически сразу вспоминается цитата из романа о второстепенном персонаже Аннушке и ее разлитом масле. Эта случайность повлекла за собой трагическое событие – смерть председателя МАССОЛИТа Михаила Александровича Берлиоза.

Мастер и Маргарита

После прочтения первых глав романа создается ощущение, что Берлиоз – второстепенный персонаж, но это не так. Активно действует он только в первых главах романа, а потом появляется только в заключительной части – на балу у Воланда и то, сначала в виде безмолвной головы, потом – кубка. Несмотря на кратковременность действия, исходя из его значения, Берлиоза можно прировнять к главным героям.

Значение фамилии и имени Берлиоза

Наличие в романе множества образов, символов, аллюзий дает право говорить о том, что у председателя МАССОЛИТа не случайно оказалась такая фамилия. На протяжении всего романа Михаила Александровича постоянно путают с композитором-однофамильцем. Это становится прозаичной отсылкой автора.

Итак, Берлиоз-композитор – реально существующий человек. Французский композитор, член института Франции, живший в ХІХ веке, стал автором некоторых новых понятий, терминов в музыке, он не ограничивался исключительно написанием музыкальных произведений, но и часто выступал в роли музыкального критика.

Мастер и Маргарита

Берлиоз ненавидел процесс написание статей – это занимало слишком много времени и не оставляло ничего для написания музыки, но при этом, следует отметить, что он проявил себя толковым аналитиком, к его мнению прислушивались, а публикации всегда были предметом интереса. Умер он в одиночестве (его родные умерли раньше него) в возрасте 65 лет.

Объединяет персонажа Булгакова с Берлиозом- композитором критическая деятельность (Берлиоз занимает важную для развития литературы да и искусства в целом должность – его мнение может изменить ход культурного развития, с его мнением считаются) и, как не странно, Россия. Дело в том, что однофамилец Михаила Александровича в 1842 году побывал в России, лично познакомился с Николаем І и с успехом дал несколько концертов.

Реального Берлиоза звали Гектор. Как видим, автор не стал подбирать имя своему персонажу похожее на это, а взял привычное для русского гражданина.

Дело в том, что так звали брата императора Николая ІІ, отказавшегося от права на престол, которое перешло к нему после брата. Незадолго после этого отказа произошло убийство царской семьи и абсолютная смена режима и власти в целом. Другими словами, общество отказалось от старых принципов и перешло к новым. Этот факт очень важен для понимания Берлиоза как целостного персонажа. Михаил Александрович Берлиоз жил в «двух эпохах». Он, хоть и смутно, но помнит рассказы старших родственников о жизни до становления нового порядка, осознает, важность религии в жизни человека, не с точки зрения теории религиоведения, а с практической, лишенной всяких научных постулатов и знаний, стороны. При этом Берлиоз живет среди «новых» людей, поэтому он поменял свои взгляды, мировоззрение, отказался от старых принципов простых людей, которыми руководствовались его предки. В романе образ Берлиоза – это связующее звено между прошлым и настоящим. Однако в имени Берлиоза Булгаковым скрыта и доля сатиры – его имя переводится, как «подобный Богу».

Причина смерти Берлиоза

Именно благодаря смерти Берлиоза Бездомный смог встретиться с мастером, который помог ему избавится от стереотипного мышления.

Следующим предлогом для смерти Берлиоза было еще и то, что для полноценного функционирования нового общества, отрицающего принципы предыдущего поколения, необходимо было попрощаться с любыми воспоминаниями о старом ладе. Берлиоз принял новый строй, но у него, несмотря ни на что, всегда присутствовала тень сомнения о правильности его действий и высказываний.

Эпизод из романа "Мастер и Маргарита"

Возможно, что некоторые фразы были сказаны председателем МАССОЛИТа по шаблону, а не исходя из его убеждений. Иными словами, он говорил то, что было принято, то, что он должен был сказать в той или иной ситуации, а не потому, что так думал на самом деле. Абсолютной уверенности в таких его действиях Булгаков не дает, указывая на это только намеками, все же, вероятность того, что это действие возможно – велика.

Берлиоз погибает не благородно – его смерть пугающая и будоражащая умы. Почему Булгаков выбрал именно такой неприглядный способ попрощаться со своим героем – вопрос открытый.

Гипотетически существует велика вероятность того, что это было заслуженным наказанием за то, что Берлиоз лукавил и не говорил то, что на самом деле думал, подавлял творческий потенциал талантливых литераторов и преподносил на пьедестал бездарные произведения и их авторов.

Внешность и черты характера

За этим занятием мы и находим Михаила Александровича. Весной на Патриарших прудах он ведет оживленную беседу с поэтом Иваном Бездомным о теме его поэмы и о том, как нужно было бы изобразить в произведении главного героя. Утолив жажду «теплой абрикосовой» они сели на скамейку под липами. Иван Бездомный написал поэму об Иисусе Христе.

Своего героя он изобразил в возвеличенном стиле, что неприемлемо для идеологии современного поколения. Михаил Александрович обсуждает этот факт и наталкивает поэта на мысль, что такое изображение неприемлимо. Бездомному нужно было высмеять факт рождения и жизни Иисуса, показать, что верования в это абсурдны и алогичны, а он вместо этого возвеличил своего персонажа. Чувство страха охватывает председателя МАССОЛИТа – его встреча с Воландом не была случайностью, а спланированным действием. Это подтверждается тем, что такое удручающее состояние было только у Берлиоза.

Иван Бездомный, который также был атеистом, ничего не ощутил. Да и тот факт, что Берлиоз был не единственных атеистом в Москве, но единственным пострадавшим в такой мере от рук шайки Воланда, а дело о его смерти хоть приняло масштабное распространение, но его спор об атеизме нигде не всплывал, позволяет утверждать, что причина гибели Берлиоза заключалась не только в его атеизме, ибо то, что эта смерть была показательной для остальных атеистов ошибочно. Они не могли понять своей ошибки, так как ее никто им не указал – все так и остались при мысли, что виной тому сущая случайность.

И вот появляется Воланд – некая доля смущения овладела Берлиозом – он теряется в догадках кто этот гражданин иностранный шпион или просто сумасшедший. И не зря, не каждый день увидишь человека лично видевшего прокуратора Иудеи Понтия Пилата, да и, собственно, спор о существовании Бога и Дьявола для того общества был сам по себе странен. Михаил Александрович человек умный. Он был очень умным, в своей речи умело использовал цитаты из работ историков разного времени. Поэтому сначала пытался вести полноценный разговор с иностранцем, но, чем дольше длилась беседа, тем больше Берлиоз, в отличие от Ивана, убеждался в том, что здесь что-то не так. Тревога и беспокойство овладели им. Берлиоз «человек не только начитанный, но и очень хитрый». Он старается не показывать истинных чувств, ведет себя с Воландом сдержано, не выходит за рамки приличия, вежливости и этикета, но несмотря ни на что, пытается узнать как можно больше информации. В ходе разговора можно заметить, что Берлиоз имеет глубокие знания в области христианства, читал основные тексты, связанные с этой религией. Фактически получается так, что спор о существовании высших над человеком сил – это спор Берлиоза и Воланда, Иван Бездомный изредка включается в ход дискуссии и то, в основном, не для того, чтобы привести аргументы, а просто выразить свои эмоции.

Берлиоз решается позвонить в специальные службы, чтобы уведомить их о невменяемом иностранце. Неожиданное пророчество о собственной смерти окончательно выбивает из колеи Михаила Александровича, он торопится, наталкивается на Коровьева и окончательно поддается панике, но все равно пытается совладать с эмоциями. По инерции Михаил Александрович хватается за поручень, но в порыве беспокойства, он оглядывается вокруг себя, наспутает на пролитое масло и попадает под колеса трамвая. Анализируя эту ситуацию, можно отметить, что его смерть не такая уж и случайность: сначала Воланд приводит Берлиоза в чувство тревожности, под влиянием которого он путается в ногах и спотыкается, затем невесть откуда взявшийся Коровьев добавляет страстей. Да и тот факт, что трагедия произошла, несмотря на то, что Берлиоз дожидался, когда проедет трамвай и даже держался, указывает на предопределенность этого события.

Дальнейшая встреча с Берлиозом, осуществляется в конце повествования. Он удосужился чести побывать на балу у Воланда. Что правда это качается только его головы, ловко украденной Бегемотом из гроба в день похорон. Отсылки на то, что только атеизм привел Берлиоза к гибели, нет, он по желанию дьявола зависает между миром мертвых и живых – отойти к мертвым он не может, так как его голова превращена в бокал, но и в мире живых ему теперь места нет.

Следственно, образ Михаила Александровича Берлиоза занимает важное место в романе, с его помощью автор показывает нам две нравственных эпохи: прошлое и настоящие. Берлиоз довольно далек от молодого поколения своими взглядами и привычками, хотя и придерживается основных принципов. Он должен уступить место настоящему и будущему, позволить ему развиваться своим путем. Берлиоз – человек умный, образованный, но свой ум и знания направляет в ненужную сторону и скорее всего, именно этот факт (как может человек, обладающий энциклопедическими знаниями в вопросе религии, не видеть очевидного), а не его атеизм ( другие атеисты за свои убеждения не пострадали – они бестолковы в этом вопросе и просто повторяют то, что им вдолбили) вызывают бешенство и злость Воланда. Работа Берлиоза по поощрению бездарности в литературе и продвижению стереотипного мышления становится еще одной причиной для смерти. Поэтому его гибель была закономерной и логичной.

Второстепенный персонаж в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Литератор, редактор толстого художественного журнала, председатель правления МАССОЛИТа, атеист. В результате встречи с дьяволом на Патриарших прудах в Москве пострадал из-за атеистических убеждений — попал под трамвай.

История происхождения

Образ Михаила Александровича Берлиоза, влиятельного человека в московском литературном сообществе, руководителя писательской организации, вероятно, списан Булгаковым с кого-то из советских идеологов того времени.

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков

Прототипом персонажа может оказаться Леопольд Авербах – основатель Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), или дипломат Федор Раскольников, или публицист и журналист Михаил Кольцов. Мог быть прототипом Берлиоза Владимир Блюм — театральный критик и журналист, который публиковал рецензии в центральных газетах «Известия» и «Правда», а мог и Демьян Бедный, знаменитый пролетарский поэт.

Фамилией Михаил Александрович Берлиоз обязан французскому композитору XIX века Гектору Берлиозу. Этот выбор сделан Булгаковым не случайно. Некоторые музыкальные произведения Гектора Берлиоза тематически пересекаются с сюжетными линиями романа «Мастер и Маргарита». Например, третья часть «Фантастической симфонии», которая носит название «Сон в ночь шабаша».

«Мастер и Маргарита»

Берлиоз выглядит как человек маленького роста, темноволосый и лысоватый, лет сорока, упитанный и аккуратно выбритый, носит массивные очки в черной роговой оправе. По убеждениям Берлиоз атеист. Герой начитан, хорошо образован и не верит в бога и дьявола, чем гордится. Собственное отношение к христианской религии персонаж пытается привить молодому поэту Ивану Бездомному.

Берлиоз, Воланд и Иван Бездомный

Берлиоз, Воланд и Иван Бездомный

В начале произведения Берлиоз прогуливается с Бездомным по Патриаршим прудам в Москве и делится с молодым коллегой воззрениями на религиозные вопросы и на то, как те должно отражать в литературе. За этой беседой парочку литераторов застает Воланд, который расспрашивает Берлиоза и, выслушав мнение, что человек сам управляется с собственной судьбой, тут же предсказывает Берлиозу скорую гибель. Что и происходит немедленно — Берлиозу отрезает голову трамваем.

Позже читатель видит отрезанную, но живую голову Берлиоза на балу Сатаны, где Воланд превращает эту голову в чашу и пьет из нее вино. Такая судьба постигает Берлиоза из-за того, что тот не верил в бессмертие души и считал, что со смертью для человека все заканчивается. Так и стало — лично для персонажа.

Кот Бегемот

Кот Бегемот

Берлиоз — второстепенный персонаж романа, и биография героя детально не прописана. Известно, что Берлиоз жил на Большой Садовой, в доме номер 302 бис, в коммунальной квартире за номером 50. В этой квартире герою принадлежали три комнаты. Там же после гибели литератора поселился Воланд со свитой, так что квартира прослыла «нехорошей». Позже член этой свиты кот Бегемот устраивает в бывшей квартире Берлиоза пожар, из-за чего сгорает дом.

У Берлиоза была жена, которая сбежала с неким балетмейстером в Харьков, а детей не было. Единственным родственником, который претендовал на жилплощадь покойного Берлиоза, оказался дядя из Киева по фамилии Поплавский. В остальном вплоть до рокового вечера все у героя было неплохо. Отменное здоровье Берлиоза не доставляло персонажу проблем, дела профессиональные шли хорошо. Персонаж был неплохо обеспечен и держал домработницу.

Экранизации

Берлиоз как второстепенный персонаж фигурирует в части экранизаций романа «Мастер и Маргарита», но далеко не во всех. Персонаж появляется в итало-югославской экранизации 1972 года «Il Maestro e Margherita», где эту роль исполнил актер из Югославии Фабиян Совагович.

Актер Фабиян Совагович

Актер Фабиян Совагович

Музыку к фильму написал знаменитый итальянский кинокомпозитор Эннио Морриконе, известный миру по саундтреку к фильму «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, за который Морриконе получил «Оскар».

Михаил Данилов в образе Берлиоза

Михаил Данилов в образе Берлиоза

В российской экранизации 1994 года режиссера Юрия Кары роль Берлиоза исполнил актер Михаил Данилов, а озвучил Сергей Юрский. Эта роль стала последней в актерской карьере Данилова.

Александр Адабашьян в образе Берлиоза

Александр Адабашьян в образе Берлиоза

В телесериале «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, который вышел на экраны в 2005 году, роль Берлиоза сыграл актер Александр Адабашьян. Интересно, что Адабашьян на двадцать лет старше собственного персонажа, которому по книге должно быть сорок лет. Внешность актера также не совпадает с книжным обликом героя, поскольку булгаковский Берлиоз лыс.

Берлиоз – один из самых интересных персонажей в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно он становится первой жертвой действий Воланда в Москве 30-х гг.

Характеристика

У Берлиоза была неприглядная и даже неприятная внешность: он был «маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе».

Для Берлиоза важно его положение в обществе. Он делает все, чтобы показать свое подчинение власти. Идеология для героя – все. Партийные указания превыше всего. Ведь таким образом он получает многое. К примеру, Берлиоз за заслуги в литературе имеет дачу в Перелыгине.

Душа, внутренние качества человека не важны для Берлиоза. Этот образ бесчувственен, для него важны только материальные блага.

Председатель МАССОЛИТа

Берлиоз Михаил Александрович в «Мастере и Маргарите» выполняет важную функцию относительно авторского замысла. М. А. Булгаков высказывает свое отношение к литературному кругу того времени. Он высмеивает МАССОЛИТ (Мастерская социалистической литературы). Данную аббревиатуру писатель дал по аналогии с Мастерской коммунистической драматургии (МАСТКОМДРАМ), существовавшей в реальности. Здесь же автор отсылает читателя и к аббревиатурам РАПП, МАПП и к другим аббревиатурам, которые касались идеологии коммунистов.

Писатель показывает, что Берлиоз, который был непосредственным представителем МАССОЛИТа, живет так, как это было необходимо власти. Он не руководствовался своими взглядами и убеждениями, он говорит то, что было принято в обществе того времени.

И именно такие люди были в центре внимания. Берлиоз был довольно важным человеком в литературных кругах. И хотя его постоянно путают с композитором Берлиозом (который существовал в реальности), имя его было постоянно на слуху. Берлиоз определял литературную политику в Москве. А значит, там царили бездарные писатели и поэты. Литераторы, подобные Мастеру, были непригодны для власти. Задачей Берлиоза становится подчинить всю литературу новой власти. Именно поэтому с Мастером шла ожесточенная борьба, его произведения имели антипартийный характер.

Берлиоз, самостоятельно не занимаясь писательством, учит молодых литераторов, как правильно писать произведения. Именно в такой момент, когда Берлиоз критикует произведение Ивана Бездомного о Христе, персонаж встречается с Воландом. И знакомство с ним для Берлиоза было определяющим и трагичным.

Причины смерти

Берлиоз является некой переходной стадией между прошлым и настоящим. Он не принадлежит ни той эпохе, ни этой. Поэтому смерть его была необходима в повествовании.

Согласно роману, Воланд наказывает Берлиоза за то, что он не верит в существование в Бога. Однако не только это становится причиной гибели героя.

Берлиоз говорит Воланду: «В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге». Эта фраза доказывает факт того, что Берлиоз действует по шаблону, который дала народу власть. М. А. Булгаков пытается показать, что это неправильно.

При разговоре с Воландом не только Берлиоз отмечает, что он атеист, но и Иван Бездомный. Почему же только Берлиоз был наказан смертью?

Связано это с положением Берлиоза в обществе. Он был председателем МАССОЛИТа, организации, которую высмеивает М. А. Булгаков. Берлиоз – довольно умный и образованный человек, однако не пользуется своим умом в повседневной жизни. Он занимается не тем, он занимается продвижением совершенно бездарной литературы, которая была выгодна для власти. Это стереотипное и шаблонное мышление, которое навязывалось со стороны государства, также послужило причиной смерти Берлиоза.

Гибель героя была не случайностью, а преднамеренным действием, которое меняет мировоззрение многих героев, в частности Ивана Бездомного, который из ученика Берлиоза превращается в историка, бросив писать никчемные стихи.

Одним из весьма интересных персонажей романа Михаила Булгакова (Мастер и Маргарита), является Берлиоз. Читатель знакомится с персонажем уже с самых первых страниц этого грандиозного романа. Это происходит на Патриарших, где Берлиоз и поэт Бездомный заводят весьма интересную беседу. Несмотря на то, что он был второстепенным персонажем, он играет очень важную и даже можно сказать большую роль в данном произведении. Михаил, так звали Берлиоза, критиковал произведение поэта Бездомного, тем самым он вызвал большое негодование со стороны юного талантливого писателя.

Внешность Берлиоза была не броской, обычный, ни чем не приметный мужчина, невысокого роста, к тому же немного полноват. Он тщательно старался прикрыть свою лысину, одевая, шляпы, с широченными полями. Ходил он обычно в костюмах, классического цвета, по внешности был интеллигентом.

Проживал этот персонаж в коммунальной квартире в самом центре Москвы. Квартира у него была просторная, и находилась довольно-таки в приличном состоянии. К сожалению у Берлиоза не было ни детей ни жены, он был абсолютно одинок. Официально в браке он состоял, но его дорогая супруга предпочла ему балетмейстера. Родных, которые находились бы по близости, у него тоже не имелось. Единственный человек, который был рядом с ним практически каждый день, была его домработница. Ее звали Груня, именно она тянула на своих хрупких женских плечах весь дом.

Михаил, был не только литератором в одном из Московских журналов, но и числился председателем ассоциации литераторов. Практически все его коллеги относились к нему с большим уважением.

Берлиоз стал первым персонажем произведения, который попал под руки Воланда. Произошло это именно в тот момент, когда они беседовали об Иисусе Христе с писателем Бездомным. Как рас в этот момент появился иностранец. Именно он предсказал Михаилу смерть от колес поезда. После его кончины, Воланд полностью пользовался его квартирой как своей. Именно в этой квартире Воланд приводил в реальность свои могущественные, коварные планы. Благодаря этому квартира приобрела для себя невыносимо страшную репутацию.

Автор произведения особо не выделял этого персонажа, но его история захватывает дух читателя. Особое чувство страха и жалости вызывает кончина Берлиоза, такой страшной и жестокой смерти не заслуживает даже самый плохой герой любого иного произведения.

2 вариант

Михаил Александрович Берлиоз – персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», который был первым наказан Воландом. Берлиоз погиб в самом начале романа, попав под трамвай, как и предсказал ему незадолго до этого Воланд.

Берлиоз погиб в расцвете лет. Портрет Берлиоза, данный в первом же абзаце романа, позволяет увидеть человека успешного, сытого и довольного жизнью. Он был чиновником новой советской формации, делом его службы была литература. Несмотря на то, что сам он был начитан на уровне энциклопедии, это не мешало ему редактировать художественный журнал и вершить судьбы современных литераторов. МАССОЛИТ, литературная ассоциация, давала ему возможность легко получать жизненные благ - занимать несколько комнат в квартире в центре Москвы на улице Садовой, дачу в литераторском поселке Перелыгино на Клязьме, ездить на воды и иметь домработницу.

Будучи генералом от литературы Берлиоз держится снисходительно-покровительственно с Иваном Бездомным, достаточно самоуверенно с Воландом. Он привык к тому, что все в его жизни налажено и распланировано, никаких необыкновенных явлений не происходит. Именно поэтому он, ничего не опасаясь начинает общаться с Воландом, который его даже заинтересовал в начале разговора. Сам Берлиоз в этой беседе на Патриарших прудах позиционирует себя как атеиста, утверждает, что всем на земле, включая собственную жизнь, управляет человек. Воланд доказывает Берлиозу ошибочность его взглядов, мистическим образом отправляя его под трамвай, где Берлиоз никак не предполагал оказаться в этот майский вечер.

Посмертная судьба Берлиоза оказалась менее удачной, чем земная. Сначала его ругали собратья по литературному цеху, дожидавшиеся его для проведения заседания, на которое он по понятным причинам не явился. Погибнув такой страшной смертью, Берлиоз еще и оказался «обокраденным покойником», так как из его гроба была украдена его голова. Это было дело рук помощников Воланда: у того на предмет использования головы Берлиоза были свои планы.

Читатель узнает из главы 23, что Воланд с Берлиозом, точнее с его головой, на балу продолжил беседу, незаконченную на Патриарших прудах из-за того, что председатель МАССОЛИТа побежал звонить в бюро иностранцев, чтобы донести на подозрительного, по его мнению, консультанта. Теорию Берлиоза о том, что после смерти человека ждет небытие, Воланд называет солидной и остроумной. Ей он противопоставляет другую: каждому будет дано по его вере.

Так как Берлиоз не верил ни в Бога, ни в Дьявола, по своей вере, точнее ее отсутствию, он получил в итоге небытие. А его голову Воланд превратил в чашу на золотой ножке, чтобы выпить из нее за главную утверждаемую им ценность – за бытие.

Булгаков неслучайно отправляет на смерть именно этого героя романа, другим в ходе действия отдав менее жестокие наказания от Сатаны. Берлиоз – функционер, олицетворявший для писателя тех «литературных генералов», которые в свое время ему не давали работать, всячески его травили и преследовали.

Сочинение Берлиоз в произведении Мастер и Маргарита

В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила. Но, конечно, его образ ещё много раз упомянут в романе – его похороны, похищение его головы, превращение его черепа в чашу.

Сам Михаил был важным и весьма самодовольным, как и многие москвичи в романе, человеком. Он возглавлял важную литературную организацию, считал, что играет важнейшую роль в этой жизни, что всё знает. Он взялся даже спорить с самим дьяволом Воландом, хотя и не зная, кто пред ним, о могуществе человека, об Иисусе. Он смеялся над аргументами ученого Воланда, что человек ничем особо не может распоряжаться, так как ничего не знает о своей судьбе. Ивану Бездомному он убедительно до этого доказывал, что образ богочеловека существует во всех культурах… Умничал, в общем. Показывал своё неверие.

Впрочем, нельзя отказать ему в интеллигентности, спор с иностранцем он вёл аккуратно, сдерживал возмущенного Ивана. Конечно, он не поверил в предсказания Воланда, а поспешил на собрание, которому не суждено было состояться.

Берлиоз – функционер, о котором особенно никто не жалеет. Все лишь удивляются и ужасаются странным обстоятельствам его смерти. Он плохо влияет на молодого «поэта» Ивана, но и на других тоже. Получается, что он гасит в них веру, убеждает отказаться от творческой свободы за материальные блага. Действует не хуже самого Воланда! Выполняет его работу…

Если о портрете, то персонаж этот был вполне себе функционер – упитанный и лысый. У него был приличный костюм, очки и шляпа. Ещё он был небольшого роста. У него была квартира, в которой и поселился после его смерти Воланд со свитой.

Самое страшное, что Берлиоза заставили увидеть, что существуют потусторонние силы, в которых он не верил. На балу Воланд оживил его голову… В глазах Михаила было страдание. И хозяин бала отправил его душу в «ничто», раз уж Михаил ни во что не верил.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Франц Кафка писал свой «Приговор» повинуясь импульсу, наитию. Как будто, одурманенный, не мог не писать и «Приговор» родился за одну только ночь.

В «Петербургских повестях» автор попытался раскрыть и показать весьма глубокую и интересную тему, которые он включил в свой единый сборник. Также, стоит сказать о том, что он попытался раскрыть тематику, связанную с непростым существованием

Один из двух главных героев сказки, сын мельника, вырос в семье, где он был младшим ребенком. Двое старших сыновей мельника, родных братьев главного героя, получили от отца приличное наследство

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - сатирическое произведение, высмеивающее нравы светского общества начала 19 века. В нем раскрывается намечающийся конфликт прогрессивного и консервативного дворянства

Куприн Александр Иванович написал одно из самых трогательных и полных чувств любви произведений, которое назвал «Куст сирени». В нём он повествует о паре Веры и Николая.

Михаил Александрович Берлиоз — персонаж романа «Мастер и Маргарита». Характеристика образа Берлиоза показывает типичного советского человека той поры, изображённого в негативных чертах.

Кто такой Берлиоз

Михаил Александрович Берлиоз — человек примерно сорока лет, темноволосый, немного лысоватый, упитанный, небольшого роста. Он — литератор, председатель общества МАССОЛИТ.

Берлиоз — ярко выраженный атеист, чем и гордится. К неверию в бога он приучает и других персонажей, в том числе поэта Бездомного. Для верующего (хоть и «своеобразно» верующего) Булгакова атеизм Берлиоза является одним из негативных признаков, что и подчёркивается в произведении.

При этом Берлиоз — человек, вполне успешно устроившийся в советской системе. В то время, как многие люди страдают от «квартирных» проблем, проживают в коммуналках и бараках, у Берлиоза хорошая трёхкомнатная квартира. Эта квартира, в конце концов, оказывается «нехорошей» — в ней начинают происходить всякие несуразные и загадочные вещи.

Берлиоз — человек начитанный и образованный. При этом он очень любит спорить; любой разговор он превратит в дискуссию, которая может затянуться на несколько часов. Берлиоз красноречив, придерживается хороших манер, не нарушает закон и любит порядок, у него нет вредных привычек. То есть чисто внешне это вполне образцовый человек, однако, его внутренняя сущность совсем другая.

Неоднократно московского литератора Берлиоза путают с его однофамильцем — классическим французским композитором. В романе есть и другой похожий персонаж — Стравинский, который тоже является атеистом, и которого путают с композитором-однофамильцем.

Встреча Берлиоза и Воланда

Михаил Берлиоз однажды встретился с незнакомцем, которым был Воланд. По своему обыкновению, Берлиоз начал дискуссию о религии, боге, дьяволе и потустороннем мире. Воланд попытался переубедить его, однако тот не поддавался и гнул свою линию. Тогда «повелитель тьмы» решил его наказать. Он предрёк ему скорую смерть, что и произошло — Берлиоз поскользнулся на пролитом масле и попал под трамвай, который отрезал ему голову. Во время «мистического бала» Воланд пьёт из головы Берлиоза вино.

В этом примере отчётливо видно своеобразие булгаковского «князя тьмы». Воланд выступает здесь фактически в роли Иисуса Христа, наказывая грешника за его неверие в бога, а также за ложь, лицемерие и прочие «нравственные» грехи.

«Нехорошая квартира»

Особое значение в романе имеет московская квартира, расположенная по адресу: улица Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. В этой квартире начинают происходить странные явления, прежде всего загадочные исчезновения людей. Несмотря на это, в квартиру заселяются Берлиоз и Степан Лиходеев — директор Варьете. После них в этой квартире появляются Воланд и его свита, которые устраивают в ней «бал сатаны».

По-видимому, обитатели этой квартиры были настолько «черны», что сами привлекли в неё «нечистую силу». Последний хозяин квартиры Берлиоз особенно приглянулся Воланду как объект для наказания.

Прототипы Берлиоза

Как и у других персонажей романа «Мастер и Маргарита», у Берлиоза были свои прототипы в реальной жизни. В качестве такого прототипа наиболее часто называют Леопольда Авербаха — советского литератора, который вначале был вполне «официальным», а потом поссорился со Сталиным и был расстрелян. Леопольд Авербах был в довольно натянутых отношениях с Булгаковым. Не жаловал он вообще всех писателей, которых считал «попутчиками» в советской литературе, — он отказывал им в «революционности».

Ещё один возможный прототип — пролетарский поэт Ефим Придворов, известный как Демьян Бедный. Правда, на этого литератора указывает имя (точнее, псевдоним) другого персонаж романа — Ивана Бездомного; однако сам Бездомный был не похож на Демьяна Бедного по характеру, а вот Берлиоз — другое дело. Демьян Бедный тоже попал в опалу и поссорился со Сталиным, как и Авербах. «Вождь» осудил поэта за «фальшивое» настроение в его поздних стихах, за «клевету» на СССР, его культуру и прошлое. До этого Демьян Бедный, плохой и неумелый стихотворец, считался одним из главных советских поэтов, часто издавался и пользовался всеми благами жизни. Правда, Демьян Бедный не был расстрелян, а умер своей смертью от тяжёлой болезни.

Заключение

Михаил Берлиоз, будучи второстепенным персонажем романа «Мастер и Маргарита», играет в нём особую роль. Образ Берлиоза был для Булгакова символом всей советской официозной культуры — бездарной, циничной и фальшивой, но превознесённой из-за своей верности коммунистическому режиму и лично товарищу Сталину. Берлиоз, будучи этаким «советским буржуем» и решительно отвергая веру в бога, был справедливо наказан Воландом.

Читайте также: