Что нужно знать при выборе профессии классный час презентация

Опубликовано: 01.07.2024

Цель: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

  1. Выявить уровень сформированности личных профессиональных планов, степень профессиональной готовности.
  2. Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда.
  3. Предоставить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.

Технические требования: используется мультимедийное сопровождение в виде презентации Power Point (приложение 1).

Во время входа учащихся в класс на экране стоит первый слайд презентации с названием темы: “выбор профессии – это серьёзно”.

I. Информационная часть.

Во время проведения классного часа с учениками важно обсудить, во-первых, основные правила выбора профессии с учётом существенных факторов; во-вторых, акцентировать внимание на необходимости осознанного подхода к ситуации выбора, на принятие ответственности за результаты выбора, в-третьих, показать необходимость самопознания, чтобы выбранная профессия (специальность, сфера деятельности) соответствовала индивидуальным особенностям человека.

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем, когда сегодняшние подростки начнут свой профессиональный путь, очень большое значение приобретут такие черты личности, как, например, готовность учиться, постоянно получать новые знания и умения, навыки общения, готовность трудиться, направленность на достижение результата, самостоятельность, ответственность и т.д.

Начать классный час можно со следующего:

Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем говорить о профессиях.

Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.

Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере политики и науке.

Требования, предъявляемые профессиями к человеку.

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию.

Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.

Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.

Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".

"Хочу" - (интересы и склонности).

Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.

Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

"Могу" - (способности, состояние здоровья).

Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

"Надо" - (потребности общества в кадрах).

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

Общая структура профессионального образования в области

Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, кокой уровень профессионального образования вы выбираете:

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.

Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.

При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.

Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.

Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях.

  • в справочниках для поступающих в учебные заведения;
  • в телефонных справочниках;
  • в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;
  • в рекламных объявлениях;
  • в библиотеках;
  • в ОППК;
  • в районных центрах занятости;
  • в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
  • при встречах с учащимися и выпускниками;
  • при личных посещениях учебных заведений.
  1. Проведение группового тестирования по методике мини-Голланда.
  2. Интерпретация результатов, беседа о типологии личности и сфер деятельности по Дж. Голланду.

Описание типов личности в теории ДЖ. Голланда

Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.

Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.

Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.

Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.

Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.

Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.

3. Беседа о типичных ошибках при выборе профессии.

  1. следование чужим советам, выбор за компанию;
  2. выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
  3. отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.

III. Профориентационные игры и упражнения, направленные на активизацию построения личного профессионального плана.

Формировать представление о разнообразных видах профессии в современном мире.

Задачи:

1) Расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии.

2) Актуализировать проблему выбора профессии;

3) Способствовать выявлению личных интересов и склонностей в профориентации в ходе опроса подростков.

4) помочь уч - ся сделать выводы: правильный выбор профессии - необходимое условие профессионального и социального роста личности; работа должна человеку нравиться, приносить радость.

Ход классного часа

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него душу,

то счастье само вас отыщет».

(Под тихую спокойную музыку начинается классный час)

Учитель: В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Выбор профессии – это очень актуально и наши ребята серьезно интересуются этой проблемой.

Рождается человек. И мир, многообразный и многотрудный, сложный и противоречивый, мятежный и прекрасный, принимает его, юного гражданина, надеясь видеть в нем созидателя, веря в него, как в творца будущего. Проходят годы, и мы подходим к возрасту самоопределения, возрасту, когда должны уже сознательно и уверенно ответить на поставленный вопрос — кем быть и каким быть?

Эпиграфом нашей встречи я взяла слова Константина Дмитриевича Ушинского, который говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». Справедливы ли эти слова? Если да, то почему? Спасибо, молодцы.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою?

Сколько из них мы себе более или менее представляем?

На что ориентироваться?

Учитель: Ребята, вы уже, конечно, догадались, что мы неспроста начали нашу встречу с разговора о профессиях. Это не случайно.

И в самом начале нашей встречи мне хотелось бы уточнить, а что вы знаете о разнообразном мире профессий, о современных профессиях и будущих. Для этого я предлагаю игру «Азбука профессий».

Я показываю вам какую - либо букву, а вы называете профессию, которая с этой буквы начинается.

А - (авиадиспетчер, адвокат, актер, аналитик, архитектор и др. );

Б - (банкир, бармен, библиотекарь, биолог, бортпроводник, брокер, букмекер и др. );

К - (каскадер, кинолог, кинорежиссер, крановщик, космонавт, косметолог, крупье, курьер и др. );

М - (маклер, маляр, маркетолог, массажист, машинист, менеджер, метеоролог и др. );

П - (педагог, пекарь, переводчик, повар, продавец, пожарный, портной, провизор, прокурор, психолог, и др. );

С - (садовник, стеклодув, санитар, секретарь, слесарь, социолог, спасатель, страховой агент и др. ).

Проблема выбора профессии очень серьёзна.

Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости.

Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.

Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий.

В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е. А. Климова.

Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

Человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ.

I. Человек - природа.

Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, геолог, овцевод, механизатор, тракторист).

Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек - техника.

Это могут быть пилоты, инженеры, технологи, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т. д. , использующие технические устройства.

3. Человек - человек.

Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей.

К такому типу профессий относятся юрист, учитель, врач, психолог, воспитатель, журналист, менеджер, официант, продавец…

4. Человек - знаковая система.

Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

Это программисты, бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, экономисты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах…

5. Человек - художественный образ.

Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Это профессии дизайнера, стилиста, режиссёра, актёра, диджея, художника, музыканта…

Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования.

Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются.

Если автоматизм управления автомобилем у 10 - летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто - то ради денег, кто - то по привычке, кто - то просто потому, что когда - то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору.

Прежде всего, надо считаться с физическими способностями.

По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности.

Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей.

Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т. е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

А сейчас вы услышите стихотворения, где последнее слово вы должны будете назвать сами.

Весь материал - смотрите архив.


-80%

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

«ТВОЙ выбор профессии – выбор будущего»

Социальный педагог-Беккер О.А.

Еще с детства мы все мечтаем кем стать во взрослой жизни, кто-то врачом или банкиром, а кто–то космонавтом или водителем.

Но для выбора профессии необходимо знать несколько важных критериев, что бы в будущем выбранная специальность не принесла разочарования. Профессия должна:

  • отвечать Вашим склонностям и возможностям;
  • интересовать и увлекать;
  • развивать способности и приносить пользу обществу;
  • давать надежду на трудоустройство.

Профессия - это занятие человека, требующее обучения и специальной подготовки.

Профессия требует иметь дополнительные навыки, знания и квалификацию.

Важным этапом в жизни каждого человека - выбор профессии.

Какие профессии существуют?

Выбор профессии- это процесс сложный и многоступенчатый, сталкиваться с которым человеку приходиться в течение жизни неоднократно.

Чем руководствоваться при ответе на вопросы

«Куда пойти учиться?»

Прежде всего, выбранная профессия должна отвечать Вашим интересам, склонностям и способностям.

Кроме того, эта профессия должна быть нужна обществу, востребована.

Цели урока занятости:

  • Информирование молодежи о состоянии и перспективах регионального рынка труда, тенденциях развития экономики.
  • Знакомство с востребованными на рынке труда профессиями.

3. Содействие обучающимся в выборе сферы профессиональной деятельности с учетом реального состояния регионального рынка труда.

Есть место, где «торгуют профессиями», а точнее — рабочими местами. Это рынок труда.

В целом рынок труда включает работников, работодателей и взаимоотношения между ними.

Работник - это человек, обладающий профессиональной квалификацией, возможностями, способностями и желанием трудиться и «продающий» свой труд работодателю за соответствующее вознаграждение.

Работодатель - это человек, имеющий финансовые и юридические возможности приобрести труд работника для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

На рынке труда действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу.

Как работает рынок труда

Спрос на труд – это потребность работодателей в рабочей силе.

Предложение труда – это совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу.

Спрос и предложение на труд зависят от

  • производительности труда,
  • состояния экономики,
  • численности населения,
  • уровня квалификации
  • и других факторов
  • Спрос на профессию отсутствует, т.е. отсутствуют заявки работодателей на эту профессию.
  • Спрос на профессию превышает предложение, т.е. число заявок от работодателей превышает число людей, желающих работать по этой профессии.
  • Предложение превышает спрос, т.е. количество желающих работать по профессии больше чем количество рабочих мест у работодателей.
  • Спрос равен предложению.

Существует 4 варианта соотношения между спросом и предложением на труд.

Преимущества на рынке труда имеют прежде всего работники высокой квалификации.Экономике области нужны молодые люди, готовые выполнять самые сложные виды работ

  • в промышленности,
  • строительстве,
  • сфере телекоммуникаций.

Стать таким специалистом можно, получив среднее профессиональное образование. Выпускники большинства техникумов и колледжей параллельно с получением среднего специального образования приобретают одну или несколько рабочих профессий.

Как гарантировать трудоустройство?

Рабочие профессии в промышленности

Востребованные профессии на рынке труда

Востребованные профессии на рынке труда

В сфере промышленного производства требуются, электрики, слесари-ремонтники, слесари механосборочных работ, токари, фрезеровщики;

В строительстве каменщики, маляры, штукатуры, отделочники, бетонщики, столяры, кровельщики, плиточники, облицовщики, стропальщики.

Профессии, востребованные на рынке труда

  • врач
  • фельдшер
  • медицинская сестра
  • акушерка
  • машинист
  • водитель автомобиля
  • водитель троллейбуса

Профессии, востребованные на рынке труда

  • продавец
  • менеджер по продажам
  • торговый представитель
  • кассир
  • повар

Торговля и общественное питание

  • ветеринарный врач
  • тракторист с/х пр-ва
  • водитель автомобиля

Промышленный сектор экономики

  • инженеры – конструкторы
  • инженеры-технологи
  • инженеры-строители
  • специалисты сервисного обслуживания
  • инженеры всех профилей
  • проектировщики
  • специалисты, обслуживающие оборудование

Перспективные высококвалифицированные кадры

Перспективные высококвалифицированные кадры

Промышленное и гражданское строительство

  • монтажники железобетонных и металлических конструкций
  • электросварщики
  • каменщики
  • отделочники
  • штукатуры-маляры
  • плиточники
  • инженеры-строители
  • инженеры-сантехники
  • инженеры-электрики

Телекоммуникационная сфера, сотовая связь,

Перспективные высококвалифицированные кадры

Огромную потребность в кадрах испытывает сфера информационных технологий: нужны программисты, менеджеры информационных проектов, специалисты в области информационной безопасности.

Развитием сотовой связи, интернет-технологий, кабельного и спутникового телевидения объясняется устойчивый высокий спрос на сотрудников телекоммуникационной сферы

  • менеджеры по продажам
  • торговые представители
  • маркетологи
  • продавцы
  • технологи
  • повара
  • кондитеры
  • врачи,
  • учителя,
  • педагоги,
  • воспитатели,
  • специалисты правоохранительных органов

Другие востребованные специалисты:

Существуют профессии, спрос на которые будет всегда:

Торговля и общественное питание

IT – специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения

Специалисты в области нанотехнологий

Специалисты в области биотехнологий

Специальности, связанные с сервисом

Специалисты в области медицины, фармацевтики

Специалисты в области биохимии, генетики

Востребованные профессии будущего

Высшего профессионального образования

Академии, университеты, институты

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

После того как вы определитесь с выбором профессии, вы задумаетесь о том, как ее получить, какое образовательное учреждение выбрать?

Среднего профессионального образования

Сейчас в России существует два уровня профессионального образования:

  • среднее профессиональное, которое можно получить в техникуме или колледже после 9 или 11 класса,
  • высшее профессиональное, для его получения необходимо закончить институт, академию, университет

Условия оптимального выбора профессии

Зона оптимального выбора профессии

Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, чтобы она была:

  • Интересна и привлекательна
  • Соответствовала вашим способностям
  • Пользуется спросом на рынка труда

Как правильно выбрать профессию?

Вероятно, вам знакома формула выбора профессии. Эта простая схема помогает действовать в ситуации выбора.

ХОЧУ: стремление личности (желание, интересы, склонности).

МОГУ: возможности личности (способности, состояние здоровья, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО: состояние рынка труда и структура экономики региона.

На пересечении этих зон находится оптимальный для вас профессиональный выбор

Основные правила выбора профессии

1.Изучи как можно больше профессий (читай литературу о профессиях, встречайся с представителями различных профессий, изучи профессиограммы профессий, соверши экскурсии на производство)

2.Изучи самого себя (интересы, склонности, увлечения, способности, состояние здоровья)

3.Выбери для себя профессию, изучи её подробно, посоветуйся с учителями, врачами, родителями, специалистами, получи консультацию в кабинете профориентации

4.Найди возможность практически попробовать свои силы в избранной профессии (выполнение трудовых операций по профессии, участие в работе профессиональных кружков, клубов, объединений)

5.Сравни свои знания о профессии с результатами практического знакомства с ней, сделай окончательный выбор

Неправильная оценка своих возможностей

Неосведомленность о мире профессий

Увлечение только внешней, частной стороной профессии

Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному

Неумение разобраться в своих склонностях, способностях

Выбор профессии под влиянием друзей

Влияние престижности профессии

Основные ошибки при выборе профессии

  • Отношение к выбору профессии как к окончательному и неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена характера деятельности и должностей. Будьте готовы к тому, что придется регулярно учиться - повышать квалификацию, осваивать смежные специальности.
  • Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию). Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
  • Родительское давление. Современный рынок труда меняется очень быстро, представления родителей о профессиях могут оказаться несоответствующими ситуации на рынке труда.
  • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Человек часто не представляет себе специфику той или иной профессии: содержание деятельности, условия труда, требования к уровню квалификации и т.п. При этом он обращается внимание только на то, что бросается в глаза при знакомстве с представителями профессии, например, известность, уровень доходов.

Ошибки, которые делают молодые люди, выбирая профессию.

5. Влияние престижности, популярности профессии. Престижность профессии может учитываться, но только после учета остальных факторов. Иначе вы можете оказаться непригодны к выполнению основных рабочих функций.

6. Неосведомлённость о мире профессий. Для успешного выбора профессии нужно владеть полной информацией о нескольких десятках, а лучше сотнях профессий.

7. Неправильная оценка своих возможностей, и склонностей. Перед тем как выбрать факультет и специальность, стоит попытаться реально оценить свои силы. Кроме того, существуют профессии, которые могут быть противопоказаны по состоянию здоровья..

Планирование Вашей будущей карьеры

1 этап - Выбор направления профессиональной деятельности

На этом этапе Вы собираете информацию, оцениваете свои интересы, способности и личностные особенности, советуетесь с близкими. Можно обратиться за помощью к профконсультанту. В центре занятости населения эта услуга оказывается бесплатно.

Центры занятости населения

2 этап - Выбор образовательной организации и получение профессионального образования

3 этап - трудоустройство, приобретение опыта работы, планирование карьеры.

Получили информацию о ситуации на рынке труда, об интересных и востребованных профессиях.

Вниманию учащихся предложена информация о направлениях работы службы занятости, спросе на рынке труда города, правилах выбора профессии..

В завершении сегодняшнего Урока занятости желаю Вам четко сформулировать цели, касающиеся профессионального выбора, просчитать шаги для их достижения и уверенно идти к этим целям, принимая помощь родителей, педагогов и специалистов.

Выбор профессии – серьезный и ответственный шаг в жизни человека.

Всегда помните, что окончательный выбор делаете именно вы и от вас зависит, каким он будет. Изучайте себя, познавайте мир профессий, знакомьтесь с образовательными организациями. Создавайте свое будущее сейчас.

logo

«Учитель года - 2019»

Пояснительная записка

5. Коммуникативные УУД. С их помощью ученики учатся слушать, понимая при этом речь других людей, оформлять в устной форме собственные мысли, следовать правилам общения и поведения.

Практическая работа организована в форме имитационной игры- викторины «Отгадай профессию по описанию» Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности.

Содержимое разработки

Классный час "Основы выбора профессии"

- привить интерес к различным видам деятельности, задуматься о своей будущей профессии

- о знакомить учащихся с технологией выбора профессии,

Задачи :

Эпиграф:

Ход занятия

Вступление : Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.

I.Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Учитель математики высшей категории, директор школы.

Токарь- универсал 6-го разряда, бригадир строительной бригады.

Повар-кондитер 6 -го разряда, заведующий столовой;
Назовите общие признаки специальностей профессии "токарь". Назовите отличительные признаки специальностей.
Выполним задания, которые помогут нам лучше ориентироваться в профессиях и специальностях (интерактивные задания):

- Выберите слова, которые обозначают профессии: ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, продавец книг, бульдозерист, парикмахер, водитель, кулинар, швея по пошиву верхней одежды, токарь-револьверщик.

- Выберите слова, которые обозначают специальности: токарь, хирург, шахтер, художник-конструктор, учитель музыки, судья, маляр, закройщик, токарь.

- К какой профессии относятся педиатр, стоматолог, хирург, терапевт?

ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы поняли, с егодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

Способы выбора профессии:

Какие способы выбора профессии вам известны?

1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.

Какие минусы этого способа выбора? На это может уйти половина человеческой жизни.

2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.

В каком случае возможен этот способ выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение.

В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека.

А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?).

http://club.cnews.ru/m/photos/get_image/original/3c60a8f2347fde1111cc387410bb38f5.jpg

Учитель: Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!

Сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека , что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Представители некоторых профессий у нас сегодня в гостях.

Им слово. (выступают гости)

Что необходимо для овладения какой-либо профессии?

Пословицы о труде.

-О труде сказано много хороших пословиц.

Сделал дело….(гуляй смело)

Что посеешь… (то и пожнешь)

Делу время… (потехе час)

Терпенье и труд…(все перетрут)

Семь раз отмерь…(один раз отрежь)

Практический блок Задание. Собрать поговорки:

Об этом говорится и во многих известных поговорках

Кашу маслом не испортишь. ( Повар)

Обратная дорога всегда короче. ( Шофер)

Учение образует ум, воспитание – нравы.(учитель)

Задания: Отгадки будем записывать по горизонтали. Можно предложить поучаствовать гостям.

( Загадки загадывают учащиеся и классный руководитель)

Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

И набойки на каблук – Тоже дело этих рук. (Сапожник)

1. Готовит вкусную еду. 2. Сочиняет музыку. 3. Лечит больных животных. 4. Пишет стихи. 5. Борется с огнем. 6. Проектирует дома и различные здания. 7. Управляет самолетом. 8. Мастер по прическам. 9. Играет роль в спектакле. 10. Лечит зубы. 11. Поддерживает чистоту улиц. 12. Возводит здания. 13. Изучает космическое пространство. 14. Управляет автомобилем. 15. Обучает животных выполнять команды. 16. Рисует картины. 17. Оберегает и заботится о диких животных 18. Занимается образованием детей. 19. Снимается в кино. 20. Управляет электричкой. 21. Работник магазина, стоящий за прилавком.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

Уч.Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!"

Уч.Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам".

Уч.А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему .

Главная причина кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе .

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

Уч. профессия должна быть интересной,

Уч. профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

Уч. профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Давайте подробнее на них остановимся: ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.

МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».

НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 50 000 профессий. Одни из них очень распространенные – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.

Итак, хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

могу - это все, что мне по силам, по способностям;

надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Для правильного выбора профессии необходимо определить: «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?» Но этого недостаточно.

Вы все хорошо знаете слова В. Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус», но их не следует понимать буквально, т.к. далеко не каждый человек пригоден для любого вида деятельности. Это только на первый взгляд кажется, что профессию выбирает человек. На деле профессия тоже выбирает человека, т.к. каждая профессия предъявляет особые требования к качествам личности работника и его состоянию здоровья.

Так, например, нам трудно представить себе воспитательницу детского сада грубой, злой, властной. Наоборот, нам всем знаком образ доброй, мягкой заботливой женщины.

Для правильного выбора профессии необходимо слияние 3-х факторов :

Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию?

Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».

Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере.

Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

Рассказ представителя ЦЗН о рынке труда нашего города и региона.

деятельность, требующая профессионального обучения,

деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

  1. Профессиональный гороскоп.

На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек. Слово астрологу.

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщ.

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщ

1 слайд

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». К.Д. Ушинский.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько

2 слайд

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться?

Азбука профессий

3 слайд

Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В наше

4 слайд

Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова.

Его классификация делит все профессии на 5 основных типов: Человек - природа

5 слайд

Его классификация делит все профессии на 5 основных типов: Человек - природа Человек - техника Человек - человек Человек - знаковая система Человек - художественный образ

Человек - природа

6 слайд

Человек - техника

7 слайд

Человек - человек

8 слайд

Человек - знаковая система

9 слайд

Человек - знаковая система

Человек - художественный образ

10 слайд

Человек - художественный образ

Приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельнос

11 слайд

Приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. 1. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. 2. Необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание. 3. Надо считаться с физическими способностями. 4. Ориентируясь в мире профессий, нужно решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя.

 Андеррайтер - штатный сотрудник страховой компании. Привлекает новых кли

12 слайд

Андеррайтер - штатный сотрудник страховой компании. Привлекает новых клиентов, составляет договоры, контролирует их выполнение, осуществляет необходимые действия при возникновении страхового случая.

Бренд-менеджер - это специалист по продвижению на рынок какой-либо марки то

13 слайд

Бренд-менеджер - это специалист по продвижению на рынок какой-либо марки товара или услуг.

Мерчендайзер - специалист в области розничной торговли. Занимается поставк

14 слайд

Мерчендайзер - специалист в области розничной торговли. Занимается поставками товара одной марки в розничную сеть, создавая тем самым свою базу потребителей этого товара.

«Если не знаешь, в какую сторону ты идешь, Ни один ветер не будет тебе попутн

15 слайд

«Если не знаешь, в какую сторону ты идешь, Ни один ветер не будет тебе попутным» Древний философ Луций Анней Сенека

Выбранный для просмотра документ кл. час-выбор профессии в современном мире.docx

Тема: « Выбор профессии в современном мире»

Цель : Формировать представление о разнообразных видах профессии в современном мире.

Задачи: 1) Расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии.

2) Актуализировать проблему выбора профессии;

3) Способствовать выявлению личных интересов и склонностей в профориентации в ходе опроса подростков.

4) помочь уч-ся сделать выводы: правильный выбор профессии - необходимое условие профессионального и социального роста личности; работа должна человеку нравиться, приносить радость.

Ход классного часа

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него душу,

то счастье само вас отыщет».

(Под тихую спокойную музыку начинается классный час)

Учитель: В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Выбор профессии – это очень актуально и наши ребята серьезно интересуются этой проблемой.

Рождается человек. И мир, многообразный и многотрудный, сложный и противоречивый, мятежный и прекрасный, принимает его, юного гражданина, надеясь видеть в нем созидателя, веря в него, как в творца будущего. Проходят годы, и мы подходим к возрасту самоопределения, возрасту, когда должны уже сознательно и уверенно ответить на поставленный вопрос — кем быть и каким быть?

Эпиграфом нашей встречи я взяла слова Константина Дмитриевича Ушинского , который говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». Справедливы ли эти слова? Если да, то почему? Спасибо, молодцы.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою?

Сколько из них мы себе более или менее представляем?

На что ориентироваться?

Учитель : Ребята, вы уже, конечно, догадались, что мы неспроста начали нашу встречу с разговора о профессиях. Это не случайно.

И в самом начале нашей встречи мне хотелось бы уточнить, а что вы знаете о разнообразном мире профессий, о современных профессиях и будущих. Для этого я предлагаю игру «Азбука профессий».

Я показываю вам какую-либо букву, а вы называете профессию, которая с этой буквы начинается.

А - (авиадиспетчер, адвокат, актер, аналитик, архитектор и др.);

Б - (банкир, бармен, библиотекарь, биолог, бортпроводник, брокер, букмекер и др.);

К - (каскадер, кинолог, кинорежиссер, крановщик, космонавт, косметолог, крупье, курьер и др.);

М - (маклер, маляр, маркетолог, массажист, машинист, менеджер, метеоролог и др.);

П - (педагог, пекарь, переводчик, повар, продавец, пожарный, портной, провизор, прокурор, психолог, и др.);

С - (садовник, стеклодув, санитар, секретарь, слесарь, социолог, спасатель, страховой агент и др.).

Проблема выбора профессии очень серьёзна.

Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости.

Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.

Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий.

В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова.

Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

Человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ.

Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, геолог, овцевод, механизатор, тракторист).

Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

Это могут быть пилоты, инженеры, технологи, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей.

К такому типу профессий относятся юрист, учитель, врач, психолог, воспитатель, журналист, менеджер, официант, продавец…

4. Человек - знаковая система.

Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

Это программисты, бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, экономисты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах…

5. Человек-художественный образ.

Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Это профессии дизайнера, стилиста, режиссёра, актёра, диджея, художника, музыканта…

Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования.

Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются.

Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору.

Прежде всего, надо считаться с физическими способностями.

По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности.

Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей.

Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

А сейчас вы услышите стихотворения, где последнее слово вы должны будете назвать сами.

1. Он клиента встретит в зале и расскажет о товаре.

Подберет и запакует, тонкости все растолкует.

Кто же этот молодец? Ну, конечно, ….(продавец)

2. Забот у сотрудников этих хватает: КамАЗ за КамАЗом они разгружают.

Ребята они, без сомненья, что надо! Кто это? Конечно…

3. На конях своих железных хоть пол области объездят.

В срок товары привезут, никогда не подведут.

Дорог и бездорожья повелители.

Прекрасные работники … (водители).

( «Андеррайтер» .) Чтобы выговорить это слово, нужно долго и упорно тренировать свою дикцию. Но зато как звучит! Сколько в этом загадки и авторитета! А на самом деле это обычный специалист по страхованию. Как правило, штатный сотрудник страховой компании. Привлекает новых клиентов, составляет договоры, контролирует их выполнение, осуществляет необходимые действия при возникновении страхового случая.

( «Бренд-менеджер») - очень модное слово на сегодняшний день. Скажи кому-нибудь, вряд ли кто поймет, но уважать начнут с удвоенной силой.

Суть работы состоит в том, чтобы обеспечить процветание, а в идеале - лидерство на рынке. Он должен иметь необходимые знания в области маркетинга, торговли. Выходит, что этот человек никто, иной, как представитель и разработчик какой – то торговой марки.

( «Мерчендайзер»). По-русски - специалист в области розничной торговли. Занимается поставками товара одной марки в розничную сеть, создавая тем самым свою базу потребителей этого товара. Основная его задача – поддержать положительный имидж своей фирмы, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже, дарит от имени фирмы сувениры.

Конкурс - Назови инструмент и расскажи о его назначении. Людям какой профессии нужен этот инструмент. ( Мастерок, лобзик, молоток, гаечный ключ и т.д.)

Ребята, скажите, что необходимо учитывать при выборе профессии?

Имеются ли медицинские противопоказания, относящиеся к какой-либо профессии? (водитель, строитель, пожарник и др.)

Подумайте, знания, каких школьных предметов необходимо при обучении профессиям:

А теперь мне хотелось бы побеседовать с нашими выпускниками, которые согласились побывать у нас в гостях и рассказать о себе.

Ребята, думаю, у вас есть к ним вопросы?

- Какую профессию вы получите?

- Сколько вам нужно учиться?

- Можно ли получить другие профессии в вашем учебном заведении?

- Предоставляется ли всем сельским общежитие?

- Все ли получают стипендию? И др.

Поблагодарим наших гостей и продолжим с вами наше мероприятие.

Как вы думаете, какие специалисты будут востребованы в будущем? Назовите профессии, которые всегда будут необходимы, нужны обществу.

Выбор профессии — одна из самых сложных жизненных задач, в решении которой каждый из нас должен проявить ответственность и самостоятельность.

Правильный выбор — необходимое условие профессионального и социального роста личности. Если человек любит свою профессию, переживает радость труда, творчески относится к ней, он имеет возможность проявить и развить в труде все свои способности, лучшие черты своего характера, совершенствовать свои знания и умения. И тогда труд на благо общества становится источником личного счастья.

Читайте также: