Что такое нетиповые должности

Опубликовано: 25.04.2024

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые по указанному Закону, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, включающего оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому или специальному званию, присвоенному ко дню увольнения со службы и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

Согласно части первой статьи 49 названного Закона и постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно пересматриваются пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.

Во исполнение Федеральных законов от 19 июня 2011 года № 247-ФЗ и от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года № 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и от 5 декабря 2011 года № 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту" с 1 января 2012 года установлены оклады по типовым должностям военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Должностные оклады по типовым должностям сотрудников ГПС МЧС России определены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий".

Что касается других (нетиповых) должностей, то установление по ним должностных окладов возложено указанными постановлениями на руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Должностные оклады с 1 января 2012 года установлены следующими приказами:

приказ МВД России от 1 декабря 2011 года № 1191 - в отношении сотрудников органов внутренних дел Центрального аппарата МВД России и непосредственно подчиненных ему подразделений;

приказ МВД России от 1 декабря 2011 года № 1192 – в отношении лиц рядового и начальствующего состава, проходящих службу в подразделениях органов внутренних дел;

приказ МВД России от 19 декабря 2011 года № 1267 – в отношении военнослужащих внутренних войск;

приказ ГФС России от 29 ноября 2011 года № 378 – в отношении сотрудников ГФС России;

приказ ФМС России от 19 декабря 2011 года № 522 – в отношении сотрудников ФМС России;

приказ МЧС России от 19 декабря 2011 года № 762 – в отношении сотрудников ГПС МЧС России.

При назначении пенсии оклады в денежных аттестатах проверяются сотрудниками пенсионных подразделений по приказам, действующим на дату увольнения сотрудника или военнослужащего со службы.

В случае если занимаемые военнослужащими внутренних войск и сотрудниками органов внутренних дел должности упразднены, оклады по ним устанавливаются Комиссиями по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, создаваемые в соответствии с приказом МВД России от 27 мая 2005 года № 418. Главным критерием для тарификации упраздненной должности является получаемый на день увольнения должностной оклад.

Пример: На день увольнения со службы (апрель 2003г.) Иванов А.В. занимал должность начальника финансовой части районного отдела внутренних дел и согласно денежному аттестату ему выплачивался оклад в размере 1720 рублей, который был установлен по этой должности согласно приложению № 10 к приказу МВД России от 4 сентября 2002 года № 850.

Как видно из указанного приказа, аналогичный оклад был установлен и начальнику смены дежурной части РОВД.

Учитывая изложенное, Иванову А.В. для пересчета пенсии с 1 января 2012 года должен применяться оклад по 20 тарифному разряду, который установлен по должности начальника смены дежурной части РОВД.

Для определения окладов по должности в случае невозможности их установления комиссионно в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, размеры должностных окладов для назначения и перерасчета пенсий уволенным со службы сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск по упраздненным штатным должностям определяются комиссией МВД России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России (далее – Комиссия МВД России) по запросам МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации в ФЭД МВД России. В запросе обязательно указываются должность, звание, дата увольнения, должностной оклад на день увольнения. Сокращения в названии должности не допускаются. Запросы, в которых отсутствуют необходимые данные, не рассматриваются.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, прибывающим на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из государств, с которыми заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, пенсии, исчисляются исходя из сумм денежного довольствия, установленного законодательством Российской Федерации для соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел России при аналогичном служебном положении и прочих равных условиях.

Таким образом, пенсионерам из числа сотрудников центральных аппаратов МВД государств – участников Содружества Независимых Государств, уволенным после 1 февраля 1993 года (дата вступление в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941) для назначения и перерасчета пенсий в Российской Федерации применяются должностные оклады, установленные для сотрудников Центрального аппарата МВД России, которые запрашиваются в ФЭД МВД России. Лицам начальствующего состава, проходившим службу в названных подразделениях государств – участников СНГ до указанной даты, оклады устанавливаются по аналогичным должностям в аппаратах МВД республик, входящих в состав Российской Федерации с численностью населения более 2,5 миллионов человек (кроме должностей, по которым Комиссией МВД России ранее принимались решения). По должностям в остальных подразделениях территориальных органов внутренних дел других государств устанавливаются оклады по аналогичным должностям в органах внутренних дел.

Размеры окладов военнослужащих внутренних войск зависят от тарифных разрядов, установленных в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Тарифные разряды по воинским должностям, подлежащим комплектованию солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами с 1 января 2012 года не изменились, в связи с чем, оклады по ним определяются по приказу МВД России от 19 декабря 2012 года № 1267 в зависимости от уже установленных им тарифных разрядов.

Пример: Прапорщик на день увольнения со службы занимал должность контролера, которая тарифицировалась по 5 разряду, уволен в 1994 году. По приказу МВД России от 19 декабря 2011 года № 1267 для перерасчета ему пенсии с 1 января 2012 года следует применять оклад по 5 тарифному разряду в размере 15000 рублей.

При перерасчете пенсии с 1 января 2012 года военнослужащим, исполнявшим на день увольнения воинские должности, подлежащие замещению офицерами и не имевшим воинских званий офицеров, в денежное довольствие для исчисления пенсий, как и ранее, следует включать оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями.

Также при тарификации окладов военнослужащим внутренних войск следует обращать внимание на совмещенные должности.

Во внутренних войсках допускается совмещение воинских должностей (не более двух). При этом военно-учетная специальность устанавливается по основной воинской должности, которая указывается в штате первой, а воинское звание и тарифный разряд – по высшей категории.

Таким образом, при тарификации совмещенной должности, оклад применяется по той должности, которая имеет высший статус.

По приказу МЧС России от 19 декабря 2012 года № 762 устанавливаются оклады сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России.

Что касается сотрудников органов внутренних дел, проходивших службу в ГПС МВД России и в учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД России, то оклады по занимаемым ими должностям установлены Комиссией МВД России (протоколы № 1 – 2011 года и № 1 – 2012 года).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года № 878 при пересмотре с 1 января 2012 года размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью устанавливаются применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Во исполнение названного постановления Комиссией МВД России (протокол от 29 декабря 2011 года № 1) все должности бывших налоговых полицейских, состоящих на пенсионном обеспечении в МВД России протарифицированы по аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел.


Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно.

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

8. Научный сотрудник

3. Ведущий научный сотрудник

4. Главный научный сотрудник

11. Старший преподаватель

13. Старший научный сотрудник

7. Младший научный сотрудник

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Ведущий научный сотрудник

Главный научный сотрудник

Зам. генерального директора

Зам. главного редактора

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

Младший научный сотрудник

Руководитель (заведующий, начальник) группы

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

Старший научный сотрудник

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность - тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени:

1. Кандидат наук — первична. Например, кандидат медицинских наук - канд.мед.наук - к.м.н.

2. Доктор наук — более высокая . Наприме, доктор биологический наук - докт.биол.наук - д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием "диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук" или "диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук". Кроме того, эту диссертацию ещё требуется "защитить" в специально отведённом месте - Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации - это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр - по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с "незаконченным высшим", но защитивший свою дипломную работу, за что и получает "степень" бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр - в недавнем прошлом - это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР ("выпускная квалификационная работа") и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться "магистром". И будет эта работа называться "магистерская диссертация", подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень - это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

"Доктор философии" или "пи-эйч-ди" (PhD) - популярная зарубежом степень, по научному весу - это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня - нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил.

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) - хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е. защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)

Есть ещё система учёных степеней за "профессиональную", а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества - исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая "почётная степень" доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений - за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней. Так, различают звания по специальности и по кафедре. Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания — и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Итак, звания «доцент» или «профессор» подкрепляеются официальными аттестатами . Чисто должностные наименования «доцент» или «профессор» , не связаны с официальным присвоением такого же учёного звания.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью. Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания.

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания — аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК, точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

На третьем уровне уже возникло столько негосударственных, общественных академий, а в них « общественных » академиков и членов-корреспондентов, что сосчитать их нелегко. Но в этих « академиях » государственную академическую стипендию не платят вообще, а даже, наоборот, чтобы стать их участником, надо вносить вступительный взнос - как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента или действительного члена такой негосударственной общественной Академии .

Похожие « общественные академии » довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков », имеющих красивые «фантики », с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус.


В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации ‎ и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 30, ст. 4532) п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить:
перечень нетиповых должностей старшего начальствующего состава ‎ в центральном аппарате Федеральной службы исполнения наказаний и соответствующих им специальных званий (приложение № 1);
перечень нетиповых должностей среднего и старшего начальствующего состава в учреждениях, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний и соответствующих им специальных званий ‎ (приложение № 2);
перечень нетиповых должностей среднего и старшего начальствующего состава в образовательных организациях и научно-исследовательских организациях Федеральной службы исполнения наказаний и соответствующих им специальных званий (приложение № 3);
перечень нетиповых должностей среднего и старшего начальствующего состава в следственных изоляторах центрального подчинения Федеральной службы исполнения наказаний и соответствующих им специальных званий ‎ (приложение № 4);
перечень нетиповых должностей среднего и старшего начальствующего состава в Главном управлении по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных подразделениях Главного управления по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний, и соответствующих ‎ им специальных званий (приложение № 5);
перечень нетиповых должностей среднего и старшего начальствующего состава в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний и соответствующих им специальных званий (приложение № 6);
перечень нетиповых должностей среднего и старшего начальствующего состава в учреждениях, непосредственно подчиненных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний и соответствующих им специальных званий (приложение № 7);
перечень нетиповых должностей среднего и старшего начальствующего состава в медико-санитарных частях Федеральной службы исполнения наказаний и соответствующих им специальных званий (приложение № 8);
перечень нетиповых должностей среднего и старшего начальствующего состава в исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и соответствующих им специальных званий (приложение № 9);
перечень нетиповых должностей среднего и старшего начальствующего состава в исправительных центрах и соответствующих им специальных званий (приложение № 10);
перечень нетиповых должностей среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительных инспекциях и соответствующих им специальных званий (приложение № 11);
перечень нетиповых должностей младшего начальствующего состава в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и соответствующих им специальных званий (приложение № 12).
2. Установить, что:
наименования нетиповых должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующие им специальные звания в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации должны соответствовать наименованиям должностей и соответствующих им специальных званий, включенных в утвержденные перечни;
допускается двойное наименование должности начальствующего состава, при этом специальное звание устанавливается по первой части такой должности.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 17.04.2018 № 70 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий» (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2018, регистрационный № 50896).
4. Федеральной службе исполнения наказаний (А.П. Калашников) привести правовые акты ФСИН России в соответствие с настоящим приказом.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на статс-секретаря – заместителя Министра В.В. Федорова.

Судебная коллегия рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе К.А.М. на решение Советского районного суда г. Рязани от 15 января 2007 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований К.А.М. к Военному комиссариату Рязанской области, Министерству обороны РФ о признании права на пенсию, исходя из 23 тарифного разряда, и взыскании судебных расходов - отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения К.А.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Военного комиссариата Рязанской области С.Л.М., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

К.А.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ МО РФ N 245 имеет дату 28.06.2002, а не 02.10.2003.

В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил военную службу в воинском звании подполковника в должности начальника службы РАВ (ракетно-артиллерийского вооружения) 33 Мотострелковой дивизии 2 Армейского корпуса Дальневосточного военного округа. Приказом Главнокомандующего сухопутных войск СССР от 23.07.1969 N 0891 он уволен в отставку по состоянию здоровья. После увольнения ему была назначена пенсия, исходя из занимаемой на момент увольнения должности. В последующем ответчиком была произведена тарификация этой должности, в результате которой ей был присвоен 19 тарифный разряд и она оказалась приравненной к должности начальника отделения артиллерии мотострелкового (танкового) полка, поскольку именно такой тарифный разряд установлен для этой должности приказом МО РФ от 02.10.2003 N 245. Считает данные действия ответчика неправомерными, т.к. занимаемая им должность подлежала замещению офицерами в воинском звании до полковника включительно и приравнивалась к должности командира мотострелкового (танкового) полка, что согласно вышеуказанному приказу МО РФ соответствует 23 тарифному разряду. Занижение ответчиком положенного тарифного разряда привело к уменьшению размера получаемой пенсии и нарушению права на получение пенсии в положенном размере. В связи с чем просил признать за ним право на получение пенсии, исходя из 23 тарифного разряда.

Впоследствии истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил основания иска и просил признать за ним право на получение пенсии, исходя из 23 тарифного разряда на основании приказа МО РФ N 33 от 05.02.2005, поскольку приказ МО РФ от 02.10.2003 N 245, на который он ранее ссылался, не действует, а также просил взыскать расходы на оплату услуг представителя в

размере 6000 рублей.

Определением суда от 20.10.2006 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.

Суд в удовлетворении исковых требований отказал, постановив указанное решение.

В кассационной жалобе К.А.М. просит решение отменить, поскольку суд неправильно применил неопубликованный Приказ МО РФ от 31.12.2003. Кроме того, суд не учел, что пенсия должна исчисляться исходя из должностного оклада, соответствующего 23 тарифному разряду на основании того, что к занимаемой им перед увольнением воинской должности начальника службы ракетного и артиллерийского вооружения мотострелковой дивизии наиболее близкой является должность командира мотострелкового (танкового) полка, соответствующая 23 тарифному разряду.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что К.А.М. проходил военную службу и на момент увольнения со службы занимал должность начальника службы ракетного и артиллерийского вооружения 33 Мотострелковой дивизии.

Приказом Главнокомандующего сухопутными войсками по личному составу от 23.07.1969 N 0891 он был уволен с действительной военной службы по болезни. С указанного времени истец является пенсионером МО РФ и имеет право на получение пенсии, которую ему выплачивает Военный комиссариат Рязанской области в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“.

Разрешая исковые требования, суд правильно принял во внимание положения статьи 43 Закона N 4468-1, о том, что пенсии, назначаемые бывшим военнослужащим, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В силу ст. 49 Закона N 4468-1 предусмотрено, что пенсии бывшим военнослужащим, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру, в том числе при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из того, что последующий перерасчет пенсии К.А.М. и изменение ее размера были связаны с реализацией Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот“ и Указов Президента РФ от 4 марта 2002 г. N 249 “О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих“ и N 537 от 1 июня 2002 г. “О денежном довольствии военнослужащих“ и произведены без нарушений требований указанных нормативных актов.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 N 462 во исполнение Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот“ и Указов Президента Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 249 “О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих“ и от 1 июня 2002 г. N 537 “О денежном довольствии военнослужащих“ установлены новые должностные оклады по типовым должностям военнослужащих, проходящих военную службу. При этом на Министерство обороны РФ была возложена обязанность при установлении указанных окладов руководствоваться едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. N 537 для типовых воинских должностей.

В Приложении N 1 к приказу министра обороны от 28.06.2002 N 245 “О денежном довольствии военнослужащих“, изданному во исполнение вышеуказанных нормативных актов, дан перечень типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с указанием тарифных разрядов и окладов по этим должностям, в котором отсутствует должность “начальник службы ракетного и артиллерийского вооружения мотострелковой дивизии“, которую занимал истец до увольнения с военной службы, следовательно, указанная должность относится к нетиповым воинским должностям, что стороной истца не оспаривалось.

С принятием нового приказа МО РФ от 05.02.2005 N 33 “Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих“ приказ МО РФ от 28.06.2002 N 245 утратил силу и был утвержден новый перечень типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с указанием тарифных разрядов и окладов по этим должностям, в котором занимаемая истцом должность на момент увольнения с военной службы также не предусмотрена.

Тарификация и установление окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих производились на основании указания заместителя министра обороны РФ от 22.07.2002 N 180/21/195 Главным финансово-экономическим управлением МО РФ. В связи с чем пенсия К.А.М. была переназначена из 19 тарифного разряда до проведения тарификации в установленном порядке. В дальнейшем Военный комиссариат Рязанской области в соответствии с указаниями заместителя МО РФ направил в Главное финансово-экономическое управление списки пенсионеров, занимавших до увольнения из ВС РФ нетиповые должности, для тарификации в соответствии с действующим законодательством.

Суд первой инстанции обоснованно указал в решении суда, что занимаемая Корчагиным А.М. на момент увольнения должность относится к нетиповым, поэтому тарификации и установление окладов производились по ним приказами министра обороны.

Согласно письму Главного ФЭУ МО РФ от 22.12.2006 N 180/8/669 приказом МО РФ от 31 декабря 2003 г. “Об установлении окладов (тарифных разрядов) по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами“ должность “начальник службы ракетного и артиллерийского вооружения“ тарифицирована по 19 разряду.

Такие выводы суда подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Доводы кассационной жалобы приводились истцом и его представителем в судебном заседании. Им дана надлежащая оценка в решении суда. Указанные доводы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Советского районного суда г. Рязани от 15 января 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К.А.М. - без удовлетворения.

С другой стороны, это стабильный комплекс обязанностей и прав, правовое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы организации. Установление таких комплексов — средство разделения труда, административной деятельности.

Должность — это, образно говоря, персональное служебное место, которое может быть занятым или вакантным.

Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются:

• ее название и целевое назначение;

• порядок учреждения, преобразования, ликвидации;

• место в служебной иерархии;

• порядок замещения должности и освобождение от нее;

• ее содержание — комплекс обязанностей и прав. Она включается в штатное расписание.

В статусе должности можно выделить три блока: целевой, организационный (название, порядок, учреждение и т. д.) и содержательный (компетенция).

Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Подобно драматургу, определяющему содержание роли, которую будет играть актер, автор правовых формулировок определяет социальную роль лица, вступившего в должность.

Организационная структура аппарата представляет собой структуру формализованных «социальных позиций», юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли (должности) — нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служащего. Должность как юридически формализованная роль актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменение личных свойств служащего не ведет к изменению должности, формальной структуры, но может отразиться на неформальной.

Безусловно, свойства отдельных лиц, конкретные взаимоотношения в коллективе вносят коррективы (и порой весьма существенные) в формальные структуры. Влияние неформальных связей тем больше, чем меньше подразделение аппарата. Большое влияние на структуру подразделения оказывают качества руководителя, стиль его работы. В связи с изложенным можно различать формальный и неформальный статус служащего, занимающего конкретную должность.

Статус должности как синтез ее организационно-правового положения состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая часть регламентирует должностной оклад и иные личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и иных отраслей права.

Должность — это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия, то есть действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему необходимые условия для выполнения обязанностей.

Наукой управления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их соответствие друг другу. Если прав мало, то служащий не сможет выполнить обязанности; если прав больше, чем необходимо для осуществления обязанностей, это приводит к злоупотреблениям. И в обоих случаях нарушения баланса обязанностей и прав возникает безответственность.

Служебные права являются средствами выполнения обязанностей по службе, а значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении невластных субъектов — это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т. д.). Но если рассматривать их с позиций интереса системы (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать и т. д., это его служебные обязанности. Поэтому служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием — полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью.

Что же касается еще одного компонента должности — личных прав, то их набор таков, чтобы стимулировать добросовестное выполнение служащим порученного ему дела. Но здесь необходимо учитывать, во-первых, возможности организации, а во-вторых, не забывать о социальной справедливости, не допускать чрезмерного выделения служащих из общей массы работающих. Решать вопросы о социальном положении, например, государственных служащих, необходимо в тесной увязке с тем, как живет страна, ее граждане.

В соответствии с существующими типами службы все должности можно разбить на должности в:

По содержанию осуществляемой деятельности все должности и всех занимающих их служащих принято делить на:

• руководителей структурных единиц (администраторов);

Большое значение для юридической практики имеет деление должностей по объему полномочий на должности должностных лиц и иных служащих.

Определение понятия должностного лица необходимо прежде всего для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности работников за служебные правонарушения. Известно, что в УК РШ есть специальные статьи, по которым к уголовной ответственности (за халатность, взяточничество и др.) могут привлекаться только должностные лица. В административном праве около 150 составов предусматривают ответственность только должностных лиц, а во многих статьях такой признак является квалифицирующим. Поэтому задача науки состоит в том, чтобы четко определить круг лиц, которые могут привлекаться к ответственности как должностные лица.

Понятие «должностное лицо» многократно используется в Конституции России. Так, в ст. 41 говорится об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. «Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд», — сказано в ст. 46 Конституции.

К сожалению, единого определения понятия «должностное лицо» ни в федеральном законодательстве, ни в юридической науке нет, хотя используется оно и в конституционном, и в административном, и в уголовном, и в других отраслях права. Но определенные шаги к конкретизации определения этого понятия уже предприняты. Например, в ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2] сказано, что в этом законе под должностным лицом местного самоуправления понимается «выборное, либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления. ».

В соответствии со ст. 97 Устава (Основного закона) Саратовской области к должностным лицам из числа государственных служащих относятся руководители государственных органов и структурных подразделений, их штатные заместители, а также лица, осуществляющие исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Отличное от этого определение содержится в ст. 10 Закона «О государственной службе Новгородской области»: «Должностными лицами органов государственной власти Новгородской области признаются лица, постоянно, временно или по специальному поручению выполняющие функции представителей государственной власти области, а равно организационно-распорядительные, контрольно-ревизионные, хозяйственно-управленческие или информационные функции».

Очевидно, что все эти определения рассчитаны лишь на отдельные группы, но не на всех должностных лиц.

Было бы полезно выработать единое для всех отраслей права определение. Оно должно быть базовым, а в отдельных отраслях в него могут вноситься некоторые коррективы.

В УК РФ есть глава 30, которая носит такое название: «Преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (ст. 285— 293). Статьями этой главы предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление, превышение, присвоение должностных полномочий, получение взятки должностным лицом, за совершенный им служебный подлог, за его халатность.

Кого уголовное право считает должностным лицом? В ст. 285 УК РШ сказано: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. »

Нетрудно заметить, что УК РФ к должностным лицам относит не только государственных и муниципальных служащих, но и часть служащих государственных и муниципальных учреждений.

Это определение не распространяется на руководящих работников частных коммерческих и некоммерческих организаций, государственных и муниципальных предприятий. Но как сказано в самом начале примечания к ст. 285, такое узкое понимание должностного лица признается «в статьях настоящей главы» (т. е. главы 30 УК РФ). Это понятие должностного лица не должно использоваться при применении норм административного, финансового, экологического права.

В УК РФ имеется глава 23 «Преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (ст. 201—204). На основании статей этой главы за злоупотребление полномочиями, за превышение полномочий, за коммерческий подкуп (аналог взятки) к ответственности могут привлекаться граждане, которых УК называет «лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях».

В ст. 201 сказано: «Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации в статьях настоящей главы признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением».

Оба приведенных выше определения однозначно определяют содержание деятельности обеих групп лиц: «выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (обязанностей)».

Представляется, что авторы соответствующих понятий нашли не лучший выход, создав новое понятие. Лучше было бы сказать о должностных лицах государственных органов и должностных лицах коммерческих организаций.

Во многих правовых актах в понятие «должностное лицо» вложено более широкое содержание, чем в УК РФ. Например, в Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» сказано: «Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправильными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что у судов не возникает сомнений в том, что закон обеспечивает судебную защиту прав граждан от неправомерных действий должностных лиц всех организаций: государственных, муниципальных, частных.

В административном праве существует более широкое понимание должностного лица, хотя прямо общее определение не закреплено ни одной нормой. Так, ст. 288 ТК РФ установлена ответственность «должностных лиц и иных работников предприятий, учреждений, организаций» за нарушение таможенных правил. Очевидно, что лиц, «выполняющих управленческие функции» на предприятиях, в коммерческих организациях, ТК РФ однозначно относит к должностным лицам.

В ст. 94 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» говорится об обязанностях «руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностных лицах (работниках) этих организаций». Существует большое число правовых норм, из которых очевидно, что в административном праве к должностным лицам относят руководящих работников государственных, муниципальных, частных органов, учреждений, предприятий.

Понятие «лицо, выполняющее управленческие функции» федеральному административному праву неизвестно. И когда устанавливается административная ответственность должностных лиц за нарушение экологических, противопожарных, таможенных и иных правил, то имеются в виду лица, занимающие соответствующие должности в государственных, муниципальных, частных организациях.

Из многочисленных определений, предложенных учеными, наиболее удачным представляется такое: «Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические действия». Эта категория служащих может быть уполномочена совершать служебные юридические действия, то есть такие, которые совершаются в интересах организаций, влекут юридические последствия для организаций, в которых они занимают должности.

Именно потому, что должностные лица наделены более широкими правами, чем другие работники, могут действовать от имени организации внутри ее или вовне, от них требуется более внимательное, компетентное отношение к своим обязанностям, и закон устанавливает повышенную ответственность за правонарушения, совершенные ими в связи с выполнением служебных обязанностей.

Довольно распространено в науке административного права мнение, что различие между должностными лицами и иными служащими в том, что первые имеют властные (распорядительные) полномочия, а вторые — нет.

В ст. 9 Закона г. Москвы об условиях пребывания в Москве иностранцев содержится такое определение: «Должностное лицо — руководитель, служащий, сотрудник или работник организации, обладающий властными полномочиями (курсив мой. — Д.Б.)».

В качестве одного из рабочих вариантов следовало бы обсудить и предложенное уголовным правом определение и считать должностными лицами тех, кто выполняет управленческие функции.

Должностных лиц следует поделить на руководителей и представителей власти. Первые наделены линейной властью в отношении подчиненных, круг которых строго определен. А представителями власти являются служащие, которые наделены властными полномочиями публичного характера, распорядительной властью в отношении многих лиц и организаций, организационно им не подчиненных. Представители власти обладают функциональной властью вне рамок организаций, в которых они работают, и в отношении граждан и организаций, которые не являются в том числе их клиентами. Следует учесть, что нередко руководители (например, органов ОВД, государственных инспекций) наделены и правами представителей власти.

Читайте также: