Что такое образ профессии

Опубликовано: 02.10.2024

В [1] мы подробно изложили разработанный Т.П. Зинченко и А.А. Фрумкиным методический подход к решению задач профессиональной психодиагностики. Продуктивность и корректность подхода уже не вызывает сомнений и доказана целым рядом практических работ, реализацией пакета прикладных программ «Автоматизация психологического обеспечения», действующего в ряде предприятий и организаций различных отраслей. В данной статье изложен еще один аспект применения разработанного метода.

Кажется очевидным, что, чем лучше и точнее представляет человек смысл и суть своей профессии, тем выше эффективность деятельности, естественно, при условии соответствия его психофизиологических возможностей требованиям данной профессии. И тем не менее этот факт требует экспериментального подтверждения. Существующие в профессиональной психодиагностике методы не дают возможности объективно количественно подтвердить вышеуказанное предположение. Разработанный нами метод решения задач профессиональной психодиагностики позволяет решить и эту задачу. Более того, будучи доказанным, факт корреляции адекватности представлений о своей профессии с успешностью деятельности может служить способом, и достаточно корректным, экспресс - профотбора и экспресс - профориентации.

Опишем кратко экспериментальное исследование, проведенное с использованием нашей методики в одном из агентств по продаже недвижимости. В эксперименте участвовали 30 человек. Каждому из них был предложен Опросник, разработанный нами для построения идеального портрета (профиля) профессии.

Инструкция к Опроснику не менялась, так что каждый из испытуемых строил свой образ профессии. Кроме того, администрация агентства предоставила в наше распоряжение следующую информацию:

  • фамилии пяти самых успешных и давно работающих в агентстве сотрудников (агентов по продаже недвижимости);
  • ранжированный список с оценкой успешности (по 5-балльной шкале) остальных 25 человек.

Примечание. Информация с ранжированным списком была для нас закрыта до окончания исследования, т.е. до предоставления нами результатов исследования.

Дальнейший алгоритм проведения исследования был следующим.

  1. По результатам работы с Опросником выделенных 5 человек был построен идеальный портрет профессии.
  2. По результатам работы с Опросником остальных 25 человек был построен «образ профессии» (представление о своей профессии) каждого испытуемого, т.е. определена номенклатура и необходимый уровень выраженности психофизиологических свойств, значимых для данной профессии, с их точки зрения. Таким образом, мы получили идеальный профиль профессии и 25 «профилей-образов» агентов по продаже недвижимости, участвующих в эксперименте.
  3. Используя известный в математике метод оценки адекватности кривых (метод Хэмминга), а именно этот метод мы используем при оценке степени пригодности претендентов на занимаемую должность или профессию - задача профотбора, - мы определили меру адекватности «образа профессии» каждого агента ее идеальному профилю. Другими словами, если высказанное в начале статьи предположение верно, то полученный список должен коррелировать с ранжированным списком испытуемых с точки зрения успешности их деятельности.
  4. Располагая двумя списками - списком, составленным администрацией, и списком, полученным нами, мы провели корреляционный анализ с использованием методов непараметрической статистики.

Данные математической обработки показали практически полную идентичность двух списков, за исключением двух фамилий. Причем данные по этим двум агентам настолько разнились в представленных списках (агент «А» в нашем списке - 1-е место, в списке администрации - последнее; агент «Б» в нашем списке - последнее место, в списке администрации - 1-е), что, несмотря на, казалось бы, незначительное расхождение (два человека из тридцати), мы заинтересовались этим фактом. После детального анализа ситуации совместно с администрацией агентства и самими испытуемыми вырисовалась следующая картина.

Агент «А» - мужчина 60 лет, военный пенсионер, стаж работы в агентстве один год. За все время работы практически не совершил ни одной сделки. В частной беседе выяснились следующие обстоятельства: приличная пенсия, нормальная ситуация в семье, есть свободное время (дача и какое-либо хобби отсутствуют) и хочется чем-то заняться. Большой материальной заинтересованности нет, свое пребывание в агентстве рассматривает как своеобразный клуб, где можно встретиться с людьми, поговорить, выпить кофе и т.д. Если получится сделка - хорошо, а нет - тоже ничего страшного. Таким образом, у агента, прекрасно понимающего суть профессии, ее особенности и тонкости, нет достаточной мотивации к работе. Кроме того, можно предположить, что по своим психофизиологическим и личностным особенностям он не отвечает требованиям профессии. Данное предположение частично подтвердилось на основании бесед с сослуживцами.

Агент «Б» - одинокая женщина, около 40 лет, стаж работы в агентстве два года, на иждивении больной сын и старая мать, коммунальная квартира и отсутствие других источников финансирования. Огромное желание улучшить свои жилищные условия и накопить немного денег. Таким образом, при практически полном отсутствии конкретного представления о требованиях профессии уровень личной заинтересованности (мотивации) в результатах таков, что за два неполных года она практически полностью выполнила поставленные перед собой задачи. При этом неоднократно обращалась к невропатологу, дважды госпитализировалась на почве нервных срывов и т.д. Вот та цена, которую платит специалист, пусть даже успешный, за неадекватность своих представлений о профессии, которой он занят. Через некоторое время агент «Б» из агентства ушла и устроилась секретарем - референтом в одну из фирм.

Перспективы исследования мы видим в следующем:

  • по построенному идеальному профилю специальности подобрать диагностические методики для получения психофизиологического портрета специалиста;
  • сравнив реальный психофизиологический портрет каждого из специалистов с идеальным профилем, получить ранжированный список с позиции их соответствия.

Предположительно он должен повторить полученные в настоящем исследовании результаты и, тем самым, еще раз подтвердить первоначальную гипотезу. В этом случае разработанный подход может быть использован для экспресс-профориентации лиц, выбирающих будущую профессию: оптант строит образ профессии, который затем сравнивается с имеющимися в базе идеальными профилями профессий. Те из них, которые наиболее близки к образу профессии оптанта, и будут для него наиболее подходящими. Однако такое решение существует на уровне «хочу» и требует обязательного подтверждения на уровне «могу». Для этого по нескольким наиболее подходящим профессиям подбирается комплексная батарея диагностических методик, оптант проходит тестирование, и полученный реальный психологический портрет сравнивается с выбранными ранее специальностями. При совпадении принимается решение «хочет и может», при несовпадении - принимается решение «хочет, но не может» В этом случае реальный портрет сравнивается с идеальными профилями имеющихся в базе профессий и подбирается одна или несколько подходящих специальностей. Очевидно, что такой подход более корректен, чем «карта интересов» или любая модификация опросника Е.А. Климова, использующиеся как базовые в любом центре профориентации. Предлагаемая нами технология решения задачи профориентации и ее методическое обеспечение позволяют объективно и конкретно (вплоть до названия специальности) помочь оптанту принять жизненно важное решение.

Еще один аспект возможного использования разработанного подхода. Он позволяет использовать Опросник в качестве инструмента для диагностики уровня притязаний испытуемого. Поясним это на примере. Нами проводились экспериментальные исследования с учащимися старших классов одной из школ г. Санкт-Петербурга. Учащимся был роздан Опросник со следующей инструкцией «Отвечая на вопросы, представьте себе, какие требования к свойствам человека должна предъявлять профессия, которой Вы хотели бы заниматься. Не обязательно называть эту профессию конкретно. Важно определить свойства, которыми Вы должны обладать, чтобы соответствовать данной профессии». Построенный по ответам образ профессии оказался объективным показателем уровня притязаний каждого из опрошенных. В некоторых профилях уровень значимости большинства свойств, а их 54, был на уровне от 2 до 3 баллов (предельное значение уровня значимости -3 балла), в других - уровень значимости практически всех свойств не превышал 1 балла (уровень «желательно» см. [1]). Иначе говоря, построенный оптантом образ профессии может служить достаточно объективным индикатором его уровня притязаний. Дополнительным результатом исследования явились данные, свидетельствующие о том, что учащиеся старших классов, выбравшие конкретную профессию, зачастую имеют о ней неадекватные представления, т.е. плохо представляют себе, какие требования эта профессия будет к ним предъявлять. Такой Выбор профессии нельзя считать осознанным. Необходимые коррективы можно внести, продемонстрировав оптанту эталонный портрет выбранной им профессии и построенный им образ этой профессии.

Таким образом, предлагаемый подход может найти применение в центрах занятости и при решении задачи профориентации старших школьников.

Вопрос о содержании образа психолога в сознании студентов-психологов является важным аспектом мониторинга процесса и результата профессионального образования и профессионального становления, основанием для прогноза профессионального поведения и качества профессиональной деятельности.

Образ профессии

Образ профессии

Понятие "образ профессии" является содержательным, так, по мнению А.Н. Леонтьева, путь решения проблемы исследования любого образа идет от внешнего объективного мира к ощущению, восприятию, образу [1]. В психологической науке образ – это субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образ профессии представляет собой субъективное восприятие человеком объект труда (профессиональную деятельность) и его субъект (профессионала). Образ профессии строится на принципе комплексного изучения конкретной профессии с социальной, психологической, физиологической, экономической и производственно-технической сторон.

В процессе вузовского обучения у будущих психологов формируется образ профессии. Он базируется на Я – реальное и Я – идеальное в будущей профессиональной деятельности. В процессе вузовского обучения возможны деформация представлений о будущей профессии. Она происходит по причине разочарования в психологии. Как следствие снижается интерес к учебе. Происходит изменения в сфере профессионально-ролевых представлений будущих психологов.

Все эти изменения связанные с формированием образа профессии состоят из следующих важных компонентов:

  • когнитивный – содержит знания о выбранной профессии, о профессиональной деятельности, о профессионале, представления о себе как профессионале;
  • эмоциональный – предполагает принятие или непринятие себя как профессионала, отношение к себе как к профессионалу, к своей профессии, удовлетворенность своей профессиональной деятельности.

Исследование образа профессии ведется по различным направлениям, чаще всего, изучается образ в той или иной профессии, условия и факторы его формирования.

Образ профессии изучается достаточно давно. Прежде всего, следует рассмотреть саму трактовка данного термина в психологической литературе.

Данный термин привлекал внимание таких авторов как Е.А. Климов, А.М. Сосновская, С.В. Зиброва и др. Так Е.А. Климов рассматривает образ профессии как наличие адекватной системы субъективно интерпретированных ценностных представлений специалиста на основе собственно профессиональных знаний. С.В. Зиброва под образом профессии понимает внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса, с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности – с другой. А.М. Сосновская в своем исследовании образ профессии определяет как представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней [2].

Изучив подходы к трактовке образа профессии, следует резюмировать следующее: образ профессии – это представления человека о выбранной профессии и его отношение к ней, которые содержат в себе субъективные представления специалиста, знания о конкретной профессии, профессионально-важные качества личности, профессиональное общение.

Эволюцию образа профессии

Эволюцию образа профессии у будущих психологов изучала Н.В. Курбет. По её мнению существуют три стадии формирования образа профессии. Они отражены на рисунке ниже.

Стадии формирования образа профессии

Стадии формирования образа профессии

Н.В. Курбет считает, что развитие образа профессии зависит от следующих акмеологических условий:

  • организационных (создание профессиональнопедагогической среды в учебных учреждениях как основы профессионального развития личности и развития совершенного уровня образа профессии у студентов);
  • социально-психологических (востребованность обществом специалистов, обладающих способностью к саморазвитию, воспитание готовности у студентов к личностно-профессиональному развитию);
  • технологических (диагностика и оценка индивидуальной динамики личностно-профессионального развития молодого человека, формирование системы профессиональных ЗУН) [3].

Также наличие определенных условий в процессе формирования образа профессии показано в работе Е.Ф. Платаш. Автор указывает, что для формирования образа профессии экономических специальностей необходимо соблюдение следующих организационно-педагогических условий:

  1. установочно-целевых
  2. логико-структурных
  3. инструментально-технологических
  4. диагностико-результативных.

Следовательно, правильное соблюдение перечисленных условий способствует формированию и развитию образу профессии у студентов.

Изучая особенности образа профессии у будущих психологов, формирование образа профессии можно рассматривать в качестве процесса целенаправленного и организованного изучения особенностей профессии психолог, усвоение модели специалиста психолога, овладение некоторыми профессиональными умениями, необходимыми им для успешной профессиональной деятельности.

А.И Донцов считает, что, говоря о профессии психолога, следует учитывать тот факт, что сама личность психолога выступает в качестве одного из основных инструментов его работы.

А.И Донцов утверждает, что формирование профессионального мировоззрения студентов-психологов, имеет черты внутренней противоречивости, эклектизма, "стереотипизированности".

Г.Ю. Любимова указывает на то, что имеющийся образ профессиональной деятельности у студентов часто диффузен, неструктурирован и во многом нереалистичен. Значительную роль здесь играет неясное представление студентов о характере и содержании деятельности психолога, а также мифологизированное представление о психологии и психологах, существующее в обществе.

Для многих студентов психология – это, прежде всего, прикладная наука. Проблемы, относимые к предмету психологии личности, социальной и клинической психологии, воспринимаются студентами-психологами как более доступные, близкие и личностно значимые. В качестве главного качества личности психолога выступает коммуникативная компетентность. Интеллект психолога упоминается студентами намного реже, не говоря уже о таких профессионально значимых личностных качествах, как развитое самосознание и хорошая рефлексия.

Чаще всего упоминаются следующие качества личности психолога: талантливый, душевный, активный, сильный, открытый, доступный, включенный, демократичный, радостный, оптимист. Эти данные свидетельствуют о том, что облик психолога в глазах самих будущих психлогов вполне соответствует обыденным преставлениям о нем, отражает стереотипы массового сознания, в соответствии с которыми наиболее важными качествами психолога выступают умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность добиваться поставленной цели, эмоциональная стабильность [4]

Для изучения формирование образа профессии у будущих психологов используют не одну, несколько методик. Ниже приведены самые актуальные методики:

Методики формирования навыков

Методики изучения формирования профессиональных навыков

Cформированный образ профессии обеспечивает студентам полное и четкое представление о выбранной сфере деятельности, повышенный интерес к ней, осознание своего личностного потенциала, пути профессионального развития, возможность карьерного роста после окончания вуза. Итак, теперь можно следующие выводы:

  • образ профессии – это представления человека о своей работе, профессиональной деятельности и о себе как профессионале;
  • проблема формирования образа профессии изучена недостаточно, это выражается в отсутствии единого подхода к процессу формирования образа профессии у студентов;
  • формирование образа профессии психолога предполагает процесс целенаправленного и организованного изучения особенностей профессии психолог, усвоение модели специалиста психолога, овладение некоторыми профессиональными умениями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

Образ профессии психолога в процессе обучения в вузе начинает активно формироваться, развиваться и совершенствоваться. Необходимо отметить, что на начальном этапе обучения, образ профессии сформирован не достаточно, для того, чтобы студенты успешно освоили выбранную ими профессию.

Вопросы, связанные с выбором профессии, с профессиональным самоопределением и становлением, самореализацией личности приобрели в настоящее время особую значимость, так как сегодня общество выдвигает новые требования к человеку — способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость, возможность осуществлять свободный выбор. Одним из необходимых условий выбора профессии и становление профессионала является осознанное выделение реальных связей характеристик профессиональной деятельности, формирования образа профессии как регулирующего компонента освоения профессии.

Л.М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что «важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей.» [4]

Значение субъективного образа профессии и труда, как целесообразной регуляции и саморегуляции трудовой деятельности отмечал Е.А. Климов.

С.В. Зиброва исследует образ профессии, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности - с другой стороны.

Образ профессии содержит в себе мотивирующий, индивидуальный и субъективный компонент образа себя и фрагментов мира.

Одними из интегральных компонентов образа профессии, по нашему мнению, являются стили человека.

В.С. Мерлин отмечал, что стиль отражает «взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи».

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что образ профессии строится на основании когнитивных стилей, стилей мышления, общения, деятельности, как интегральных показателей требований профессии и личностных особенностей.

Для проверки нашей гипотезы мы использовали методику репертуарных решеток Келли. Выбор профессии для оценки осуществлялся индивидуально. Респонденты выбирали несколько профессий, которые им нравятся и несколько профессий, которые им не нравятся. Выделение конструктов производилось методом триад. В эксперименте участвовали 35 студентов юридической, психологической и морской специальностей. Студенты выбрали свои специальности и дополнительно профессии бухгалтера, экономиста, дизайнера, актера, военного, математика, программиста, химика. Использовалась оценочная решетка. Проводился факторный анализ общей матрицы оценок с последующим варимакс вращением факторов.

Выделено семь факторов:. «инновационность - рутинность», «доверчивость - скептицизм», «широта – узость», «вербальное мышление – образное мышление», «неопределенность – стабильность», «консерватизм - радикализм», «импульсивность – погруженность в себя».

Несложно заметить, что в образе профессии представлены характеристики, которые могут быть отнесены как к особенностям профессий, так и к личностным качествам. Однако, факторы «широта – узость», «импульсивность – погруженность в себя», «вербальное мышление – образное мышление» и «неопределенность – стабильность» являются когнитивными стилями; «консерватизм - радикализм» и «инновационность - рутинность» являются стилями постановки и решения проблем.

Заключение

Таким образом, нами были изучены особенности системной организации метафоры профессии в процессе ее становления, и выявлены статистические и качественные различия в восприятии студентов своей будущей профессии в зависимости от этапа обучения.

Студенты, формируя образ профессии, пользуются конструктами, фактически являющимися характеристиками когнитивных стилей. Студентки как очного, так и заочного отделений не имеют иллюзорных представлений по поводу высокооплачиваемости своей будущей профессии. Еще одной общей тенденцией является то, что студенты не связывают образы «Я сейчас» и «Я в будущей профессии» с образом «мои родители», то есть профессиональная идентификация не опирается на реальную модель, какой мог бы выступать образ жизни родителей.

Список литературы

1. Леонтьев Д.А. (2008) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности, 2-е изд. – М.: Смысл

2. Петренко В.Ф. (2008) Методология экспериментальной психосематнтики // Вопросы психологии, №2.

3. Петренко В.Ф. (2005) Основы психосемантики. – СПб.: Питер.

4. Петренко В.Ф, Митина О.В. (2007) Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ

5. Шмелев Г.А. (2002) Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигма анализа данных // Вопросы психологии, №5.

6. Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии. – Дисс. …канд. психол. наук. – Красноярск, 2008.

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008.

8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 2006.

9. Психологическое сопровождение выбора профессии./ Л.М. Митиной. – М., 2008.

10. Холодная М..А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004.


Володина, К. А. Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода / К. А. Володина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12439/ (дата обращения: 27.05.2021).

В статье рассмотрены особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании. Проанализирована проблема формирования образа профессии в рамках компетентностного подхода.

Ключевые слова:компетентностный подход, образ профессии, формирование.

Развитие профессиональной сферы в условиях современного общества происходит быстрее, чем меняется содержание профессиональной подготовки будущих специалистов. Это и определяет требования, предъявляемые к выпускникам вузов, которые должны быть компетентными в рамках своего профессионального профиля, конкурентоспособными на рынке труда, а также владеть профессиональными навыками и умениями, знаниями в смежных областях деятельности, обладать профессионально-важными качествами, стремиться к постоянному профессиональному росту и развитию. Из этого следует, что профессиональная подготовка специалиста должна предполагает перестройку всего учебно-воспитательного процесса.

Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в результате которого происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования — это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях [2].

И. А. Зимняя указывает три причины, которые свидетельствуют о необходимости введения компетентностного подхода: общеевропейская и мировая тенденции интеграции, смена образовательной парадигмы, директивы и предписания [4].

На современном этапе развития система профессионального образования характеризуется переходом от квалификационной модели подготовки специалистов к компетентностной. Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя, Б. Д. Эльконин, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, М. А. Чошанов и др.) отметили, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовать их в своей профессиональной деятельности.

Рассмотрим основные отличия компетентностного подхода:

1) образовательный результат «компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования — подготовке специалиста, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию;

2) в нем соединяются интеллектуальная, навыковая и эмоционально-ценностная составляющие образования, что отвечает представлениям о содержании образования;

3) «компетентность» выпускника, заложенная в образовательных стандартах, неминуемо повлечет за собой существенное изменение не только в содержании образования, но и в способах его освоения, а значит, в организации образовательного процесса в целом;

4) данный подход обладает интегративностью, объединяя в единое целое соответствующие умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности, и личностные качества [6].

Категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности образовательного процесса, в котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения) [1].

Как считает А. В. Хуторский, компетентностный подход выражается в следующем:

- освоение на высоком уровне содержания предметной области, связанной со сферой предполагаемой профессиональной деятельности;

- овладение способами деятельности (начальные профессиональные навыки и умения), необходимыми для успешной социализации в начале трудовой деятельности по специальности [10].

Таким образом, компетентностный подход предполагает смещение приоритетов от определенного уровня профессиональных знаний, умений, навыков к совокупности различных компетенций, обеспечивающих профессиональное развитие и успешную адаптацию в условиях современного общества.

Внедрение компетентностного подхода в систему профессиональной подготовки обеспечивает достижение цели гуманитарного образования, которая предполагает не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей, что составляет основу профессиональной позиции.

Как отмечает О. Д. Дячкин, если обратиться к задачам профилированного обучения в вузе, то оно должно не просто формировать высококачественные профессионально-ориентированные знания и умения, но и обеспечивать студенту осознанное выделение реальной связи характеристик образа будущей профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости [3].

Проблема образа профессии освещена в исследованиях С. В. Зибровой, Е. А. Бодякшиной, И. В. Дурмановой, В. В. Овсянниковой, М. Н. Рыбниковой, Н. В. Курбет, Е. Ф. Платаш, В. Д. Брагиной, Т. А. Верняевой, Г. С. Помаз и др., где изучается проблема образа профессии, исходя из специфики трудовой деятельности.

Авторы рассматривают образ профессии как: систему, состоящую из взаимодополняющих компонентов (Е. А. Климов, А. А. Гопкало, Е. Ф. Платаш); некое образование, формирующееся в процессе профессионального становления и развития (С. В. Зиброва, М. Н. Рыбникова); представления человека о своей профессии (А. М. Сосновская, Н. В. Курбет).

Образ профессии — это представления человек о выбранной профессии и его отношение к ней, которые содержат в себе субъективные представления специалиста, знания о конкретной профессии, отношение к ней, профессионально-важные качества личности, профессиональное общение.

Содержание понятия «образ профессии» составляют такие признаки, как совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую (общественная значимость профессии, перспектива профессионального и социального роста), производственно-техническую (продолжительность рабочего дня и отпуска, условия работы, характер нервно-психической напряженности в работе), производственно-педагогическую (тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности) и социально-психологическую (система требований к узкоспециальным, нравственным и организационным качествам) стороны профессии. Можно утверждать, что человек «нашел свое место», когда он представляет, где и кем будет работать, что от него требуется [9].

Под образом профессии мы понимаем совокупность представлений человека о профессиональной деятельности и о себе как профессионале, включающая в себя взаимодополняющие компоненты, которые отражают знания о профессии, отношение к ней, к себе как профессионалу, профессиональную позицию личности и стремление стать профессионалом.

Одной из главных задач авторы определяют изучение компонентного состава образа профессии.

Структура образа профессии определена такими компонентами как когнитивный (Н. В. Курбет, Е. Ф. Платаш), мотивационный (М. Н. Рыбникова, Е. Ф. Платаш), творческий, эмоциональный, социальный (Ю. П. Солодовников, Н. В. Курбет).

В исследовании С. В. Зибровой структура образа профессии имеет несколько иной акцент и включает в себя цели профессиональной деятельности, средства, используемые специалистом в этой области и ее специфическую предметную область. Разнообразие предложенных структурных компонентов образа профессии позволяет рассмотреть его с различных сторон, выявить его особенности.

Важным моментом при изучении образа профессии является процесс его формирование, исследование которого представлено в работах Б. Ф. Ломова, Н. Н. Курбет, М. Н. Рыбниковой, О. Д. Дячкина, Е.Ф Платаш и др.

Установлено, что формировать образ профессии у студентов необходимо в процессе профессионального обучения, так как в процессе формирования образа профессии индивид начинает представлять, кем и как он будет работать, возникает некий иерархический процесс, последовательность операций, план реализации профессионального образа.

Яркость, насыщенность, полнота и реалистичность образа профессии у студентов позволит им более успешно справляться с трудными условиями в процессе обучения, а в будущем более эффективно выполнять профессиональную деятельность [7].

Формирование образа профессии заключается в объединении различных сведений о профессии воедино, установлении их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов [3].

По мнению Е. Ф. Платаш, при формировании образа профессии важное место занимает профессиограмма специалиста, которая включает в себя сводку сведений (технических, технологических, санитарно-гигиенических, психологических, психофизиологических) о характерных признаках процесса труда, его условиях и организации.

В исследовании М. Н. Рыбниковой, формирование образа профессии является динамическим процессом, реализующимся через механизмы профессионального становления и идентификации образа «Я сам» субъектов с «образом идеалом» при наличии у работников определенной мотивационной направленности и соответствующего уровня профессионально важных качеств [8].

Основное наполнение образ профессии приобретает на стадии профессионального обучения. В это время происходит целенаправленное освоение системы знаний, практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности, формирование целостных представлений о данной профессиональной общности, развитие и наполнение предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности, формирование профессиональной пригодности к обучению профессии (ближняя цель) и к реальной практической деятельности (отдаленная цель) на основе развития профессионально важных качеств и профессионально ориентированных структур личности. Целенаправленное формирование образа профессии у студентов будет способствовать достижению главной цели политики в области высшего образования — повышению качества выпускаемых специалистов [5].

О. Д. Дячкин считает, что формирование образа профессии у студентов включает в себя процессы наполнения личностным смыслом определенных объективных свойств, характеризующих род занятий, которые приобретают для него внутреннее значение. При формировании образа профессии происходит преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания [3].

Таким образом, формирование образа профессии у студентов необходимо начинать на первых этапах профессионального обучения для того, чтобы повысить уровень знаний о получаемой профессии, сформировать положительное отношение к ней, развить личность профессионала.

Сформированный образ профессии обеспечивает студентам полное и четкое представление о выбранной профессии, повышенный интерес к ней, осознание своего личностного потенциала, пути профессионального развития, возможность карьерного роста после окончания вуза.

1. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании /А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–12.htm. (дата обращения: 25.08.2014).

2. Букреева, И. А., Евченко И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева, И. А. Евченко // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 309–312.

3. Дячкин, О. Д. Образ профессии в системе целей профессионального образования / О. Д. Дячкин // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 7. — С.20–22.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.

5. Зритнева, Е. И. К вопросу о формировании образа профессии у студентов / Е. И. Зритнева, Е. Ф. Платаш // Материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2008год. Том 2. Общественные науки. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. — 208 с.

6. Королькова, С. А. Компетентностный подход в профессиональном обучении / С. А. Королькова // Вестник ВолГУ, 2008–2009. — Серия 6. — Вып. 11. — С. 29–33.

7. Курбет, Н. Н. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. Н. Курбет. — М., 2007.

8. Рыбникова, М. Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Н. Рыбникова. — М., 2008.

9. Тимченко, И. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебн. пособие для ст-тов пед. учеб. завед. / И. Н. Тимченко. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1997. — 144 с.

10. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.

В статье представлены результаты исследования динамики образа профессии у студентов технических специальностей, различающихся по уровню креативности как черте личности, и находящихся на разных этапах обучения. Особенности становления профессионального самоопределения студентов проявляются также в особенностях образа, обнаруженных в исследовании.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, креативность, образ профессии.

Bolliger L.V., Yurkova M.G.

Candidate of psychological humanities, candidate of pedagogical humanities, Irkutsk state technological university

PROFESSION IMAGE DYNEMICS OF STUDENTS

Abstract

The article presents the study of profession image development. The research was made with students of different technical specialties and stages of education. The results shows the connection characteristics of the profession image with on the one hand the level of creation as an individual trait and on the other hand with a stage of education.

Keywords: professional self-determination, creation, image of profession.

В быстроменяющихся условиях современного рынка труда социальной важным фактором собственного профессионального становления студентов, на наш взгляд, является способность к гибкому восприятию реальности и профессиональной перспективы. Среди индивидуальных особенностей человека, которые способствуют быстрому и адекватному развитию профессионального самосознания, выделяют креативность (интеллектуальную и личностную), которая влияет на скорость и качество развития студента как будущего профессионала.

Образ профессии в процессе обучения студентов в вузе можно рассматривать в качестве ключевого компонента их профессионального самосознания. В данной работе нам хотелось бы выявить, каким образом креативность как индивидуальная особенность определяет динамику образа профессии у студентов на разных этапах профессиональной подготовки.

Психологи утверждают, что развитие креативности качественно меняет личность человека. Это положение позволяет связать креативность с развитием личности и интеллекта. В нашем исследовании мы опирались на концепцию креативности Т. Любарта [2] и его соратников, которую он назвал многофакторным подходом. Согласно данному подходу креативность основывается на особом сочетании таких индивидуальных факторов как умственные способности, личностные черты и средовые факторы. Каждому человеку свойственно особое сочетание этих факторов, поэтому можно говорить о креативности как характеристике индивидуальности. Такое уникальное сочетание образует творческий потенциал субъекта.

Что касается понятия «образ профессии», то, не смотря на то, что практически все исследователи сходятся в утверждении, что он является частью образа мира, все таки существуют нюансы в трактовке понятия «образ профессии» у различных ученых. В наших исследованиях мы рассматривали образ профессии, как часть образа мира и определяли формирование образа профессии как процесс, который предполагает:

Критерием законченности формирования образа профессии является успешность профессиональной деятельности [1], который мы разложили на три компонента.

Когнитивный компонент демонстрирует знание о профессиональной деятельности, представление о себе как о профессионале, определение своего места в профессии, способность предвидеть будущее, планировать и структурировать деятельность.

Эмоционально-оценочный компонент определяется уровнями самооценки и притязаний, позитивным отношением к себе, профессии и профессионалу, ценностными ориентациями, мотивацией, адекватным выбором профессии соответственно склонностям.

Уровень творческого компонента зависит от творческого потенциала, способности к саморегуляции, саморазвитию, самосовершенствованию.

В исследовании, которое было нами проведено, приняли участие студенты Иркутского государственного технического университета, будущие инженеры-нефтяники и строители. Возраст испытуемых варьировался в диапазоне от 17 до 25 лет, это студенты 1, 3 и 5 курсов. Работа с ребятами этих курсов обусловлена рядом причин.

Во-первых, на начальном этапе обучения студенты имеют зачастую лишь первичное представление о профессии. К тому же на первом курсе сильно выражены процессы адаптации к вузовскому обучению. Помимо этого, студенты нынешнего 1 курса получат высшее образование на уровне бакалавриата, тогда как респонденты с 3 и 5 курсов получают подготовку по программе специалитета, что может усилить различия в выраженности образа профессии.

Во-вторых, на следующем этапе обучения (3 курс) у студентов данных специальностей уже есть опыт нескольких серьезных производственных практик, где они получают возможность полнее познакомиться с профессией. К тому же, учебные дисциплины все больше приобретают профильный характер, что ведет к коррекции профессионального образа и ценностного отношения к профессии.

В-третьих, к концу обучения перед выходом на преддипломную практику (5 курс) будущие специалисты представляют себе не только особенности профессиональной деятельности и круг своих обязанностей, но и, почти всегда, будущее место работы. Следовательно, зная о своей профессии почти все, они решают главную в отношении нее ценностную проблему: хотят ли они работать по профессии или, получив диплом, начнут заново осуществлять профессиональное самоопределение.

Заметим, что в исследование включены были студенты тех профессий, которые на сегодняшний день востребованы, и проблема трудоустройства перед ними не стоит. Поэтому особенно интересны те изменения образа профессии, которые возможно отследить на данном этапе профессионального становления.

В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: ассоциативный эксперимент для выявления области сознания индивида, связанного с ключевым словом «профессия» для дальнейшего психосемантического анализа и описание когнитивного компонента «образа профессии»; метод фокус-группы, выявляющий поведенческий компонент «образа профессии»; метод семантического дифференциала, позволивший получить количественные характеристики эмоционального отношения испытуемого к понятию «образ профессии»; методика «Определение уровня креативности» Е.П. Ильина предназначена для определения уровня креативности и выявления отношений испытуемых к творчеству, а так же к его процессу и результату

После обработки данных были выделены контрастные группы респондентов с низким и высоким уровнем креативности на каждом курсе. Таким образом, для исследования связи уровня креативности будущего специалиста и образа профессии у него были составлены 6 групп студентов. Всего 190 молодых респондентов. Средний уровень креативности был выявлен у большинства первокурсников, а среди студентов 3 и 5 курсов такой уровень примерно у половины. Также интересно и то, что на 1 курсе число студентов с низким уровнем креативности больше, чем с высоким, среди пятикурсников тенденция меняется, и студентов с высокой креативностью становится больше, чем с низкой. Можно предположить, что действует «естественный отбор»: индивидам с низкой креативностью сложнее адаптироваться к системе вузовского обучения, которое требует достаточной интенсивности умственной деятельности. Следует отметить, что девушки всей выборки имеют, в основном, средний уровень креативности. Поэтому в дальнейшем мы не будем обращать внимание на гендерные различия, тем более, что по другим методикам девушки и юноши показывают сходные результаты.

Во время ассоциативного эксперимента участникам предлагалось выстроить ассоциативный ряд на ключевое слово «моя профессия». При проведении фокус-группы участникам предстояло ответить на ряд вопросов и обсудить полученную информацию: Каким образом Вы пришли в эту профессию? В чем Вы видите ценность Вашей специальности? Устраивает ли Вас статус Вашей профессии в обществе? Каковы Ваши главные планы на будущее? и т.д. Контент-анализ высказываний позволил выделить 6 групп ценностей: материальные ценности; профессиональная компетентность: навыки и мастерство; перспективы и власть; ценности здоровья и жизни; семейные ценности: влияние профессии на благополучие семьи; ответственность за будущее; личностный рост. Следует отметить, что устойчивый высший ранг среди ценностей занимает материальный аспект профессии у всех студентов, вне зависимости от курса. Это логично, так как выбранная профессия позволит создать хорошую материальную базу личной и семейной жизни.

Анализ процессов обсуждения позволил сделать вывод о том, что чем старше группа студентов, тем более дифференцированно понимание содержания когнитивного компонента, тем реалистичнее предлагаемые примеры. То есть когнитивный компонент образа на разных этапах обучения имеет как сходство (в основном, качественное), так и различия (на пути дифференциации и углубления содержания).

Для психосемантического анализа были выделены следующие понятия:

Профессия и Мастерство (профессиональные компоненты); Я и Будущее (личностные компоненты); Успех, Деньги, Творчество (компоненты направленности). Все данные понятия встретились как в ассоциативном эксперименте, так и в фокус-группах. Мы посчитали, что с помощью этого списка можно исследовать эмотивный и частично поведенческий компоненты образа профессии.

Для сравнения динамики образа профессии с 1-го по 5-й курсы этого были использованы средние по группам значения факторов семантического дифференциала: оценка, сила, активность. Необходимо отметить, что характер изменений образа профессии имеет гораздо больше различий, чем сходств как по разным компонентам: профессиональный, личностный и компонент направленности, так и по самой динамике. Есть различия даже внутри каждого компонента.

Профессиональный компонент образа представлен двумя понятиями: Профессия и Мастерство (рис.1).

Примечание: факторы СД (семантического дифференциала): О – оценка, С – сила, А – активность: Г1 – группы студентов с низким уровнем креативности; Г2 – группы студентов с высоким уровнем креативности; П – понятие «Профессия»; М – понятие «Мастерство»;

17-05-2019 16-17-03

В группах респондентов с низким креативным потенциалом фактор силы (С) ниже факторов оценки (О) и активности (А), причем по компоненту Профессия это выражено более ярко, чем по компоненту Мастерство. Следовательно, эти студенты недооценивают влияние образа на себя. Показатели фактора активности (А) говорят о том, что профессия воспринимается как требующая усилий больше, чем она того заслуживает, в начале и конце обучения. В группе высококреативных студентов значения факторов более ровные, хотя на 1 курсе идет явная переоценка профессии как таковой (самые высокие значения), а на старших курсах – все факторы выравнены. Это говорит о большей психологической сбалансированности образа у данных студентов.

Что касается образа «Мастерства», то у первокурсников с высоким уровнем креативности он более положителен и сбалансирован, чем у их сокурсников из другой группы. В группах 3 курса различается только фактор силы (С). Следовательно, оценка мастерства стала одинаковой, но ее влияние в группе высококреативных студентов выше, чем у ребят с невысоким уровнем креативности, т.е. они более значимо воспринимают роль мастерства в образе.

На последнем курсе обучения образ профессии становится более похожим в обеих группах, но изменяется динамика внутри образа. Он становится более сбалансированным. Респондентами с высоким уровнем креативности мастерство оценивается как более стимулирующее личную активность. Таким образом, динамика профессионального компонента различна в группах с разным уровнем креативности.

Личностный компонент образа также представлен двумя понятиями: Я и Будущее (рис.2).

Сравнение позволяет отметить, что самооценка у студентов с высоким уровнем креативности, в целом, выше, но менее сбалансирована, чем у их менее креативных сокурсников, у которых образ Я практически совпадает в начале и конце обучения. Достаточное снижение на 3 курсе в группе студентов с невысоким уровнем креативности и некоторое падение этого показателя у ребят этого курса с высокими показателями творческого потенциала, позволяет нам говорить о некотором кризисе «середины обучения». При этом «падение» не сказывается на активности. Возможно, наблюдается некоторая усталость или 3 курс достаточно труден по изучаемым дисциплинам и требует большей отдачи.

17-05-2019 16-18-48

Примечание: факторы СД (семантического дифференциала): О – оценка, С – сила, А – активность; Г1 – группы студентов с низким уровнем креативности; Г2 – группы студентов с высоким уровнем креативности; Я – понятие «Я»; Б – понятие «Будущее»;

Восприятие будущего более стабильно и мало изменчиво в группе студентов со сниженным уровнем креативности. У высокотворческих студентов наиболее стабильный образ дальнейшей профессиональной жизни на 5 курсе, он совпадает по двум факторам (О и С) с образом будущего со студентами 1 курса. Это говорит, в целом об адекватных ожиданиях студентов, как в начале, так и в конце обучения.

Таким образом, личностный компонент образа профессии обладает своей динамикой, отличающейся в группах с разной креативностью, что говорит о психологических различиях между субъектами с разной степенью креативности в формировании профессиональной идентичности.

Последний компонент образа профессии – это направленность. Поскольку в данный компонент мы включили три понятия: Деньги, Успех и

Творчество. Результаты представлены на параллельных схемах (рис.3).

Внутри каждой схемы первая группа графиков принадлежит студентам 1 курса, вторая – 3-му курсу, третья – 5-му.

Как видно из рисунка, у первокурсников с высоким уровнем креативности все составляющие (деньги, успех, творчество) факторы оценки расположены близко друг к другу, т.е. они значимы в равной степени. Это значит, что эти студенты на данном этапе не зацикливаются на материальном аспекте профессии, предпочитая реализовываться в общественном и творческом аспектах студенческой жизни.

Примечание: факторы СД (семантического дифференциала): О – оценка, С – сила, А – активность; 1 группа – 1 курс, 2 группа – 3 курс, 3 группа – 5 курс.

17-05-2019 16-22-48

Среди высоко креативных респондентов 3 курса (вторая группа графиков) социальный компонент считается менее важным, чем материальный и творческий. По-видимому, эти ребята начинают подрабатывать в рамках профессиональной деятельности, и эта деятельность становится настолько значимой, что понижает значимость общественных дел и мероприятий. Их сокурсников с невысокой степенью креативности знакомство с особенностями профессии, видимо, убеждают студентов в необходимости собственного развития себя как профессионала.

Картина результатов студентов 5 курса показывает (третья группа графиков), что у ребят с высокими показателями креативности все три компонента сбалансированы, они признали значимость и денег, и успеха, и творчества. Такой образ можно назвать психологически зрелым.

У выпускников ВУЗа с невысоким уровнем креативности социальный и материальный аспекты уравновесились и стали более значимыми, чем на ранних курсах. Творческий аспект оказался менее значим. По-видимому, они психологически не приняли для себя важность собственного личностного и профессионального роста и отражение творчества в инженерной деятельности. Такой образ профессии недостаточно профессионально зрелый. С другой стороны, возможно, эти студенты осознали свои, в какой-то степени, ограниченные возможности и оценили все достаточно реалистично.

Таким образом, проведенный анализ показал психосемантические различия образа профессии у студентов разных этапов подготовки и разного уровня креативности. Необходимо отметить выявленное различие: у студентов с низким уровнем креативности преобладает материальный аспект направленности образа профессии, у их антагонистов – духовный, несмотря на сложную динамику компонентов образа на разных этапах обучения. Следовательно, можно говорить о влиянии и креативности и этапа обучения на формирование образа профессии.

Читайте также: