Что такое паспорт профессии

Опубликовано: 03.07.2024

Еще на этапе поступления абитуриент встречает непонятные шифры, цифры, сокращения и записи напротив выбираемых профилей подготовки. Большинство из индивидов не вникает в суть и не уточняет, что обозначают цифры, почему специализации именуют немного иначе, а не так, как их называют в «народе». Для них главное - успеть подать документы, пройти конкурсный отбор и поступить в желаемый Вуз на выбранный профиль, в остальном они разберутся «по ходу» или это прояснится непосредственно в ВУЗе.

Каждая специальность имеет свой паспорт и учитывается в специальной номенклатуре. Эти документы «удостоверяют» будущую образовательную программу и помогаю разобраться: чему будет обучен студент. Сегодня мы расскажем об этих понятиях.

Что это такое?

Выбор специальности – самый сложный этап в жизни каждого человека. Порой не просто подобрать подходящий для себя профиль, а выбрать его из ряда себе подобных, смежных – еще сложнее. С данной проблемой сталкивается каждый индивид. По статистике, более трети студентов выбирают свой «профессиональный путь» неверно, но осознают это, будучи на выпускных курсах. Лишь 15% абитуриентов успевают вовремя «сменить курс» и перевестись на иной профиль или перепоступить.

В научной и образовательной деятельности для разграничения ряда отраслей и направлений подготовки были созданы уникальные учетные «списки», именуемые номенклатурой специальности.

Кем утверждается номенклатура специальностей?

Утверждение номенклатур и паспортов специальностей

Номенклатура специальностей включает в себя распределение всевозможных профилей по отраслям наук, научным областям. В этом списке не просто перечисляется перечень профилей, но и для каждого из них создается специальный шифр и паспорт. Шифр представлен в виде числовой записи, притом каждая из цифр имеет собственное значение: область наук, раздел науки, направление подготовки, специальность и пр.

Паспорт специальности представляет собой конкретизацию направлений подготовки с уточнением дисциплин, которые будут изучаться студентами или аспирантами. Также здесь возможно перечисление смежных профилей, схожих по содержанию, назначению и пр.

Номенклатура и паспорта специальностей подвергаются корректировке, исходя из текущих потребностей рынка труда, системы образования (особенно на фоне последних реформ) и пр. Этим занимается ВАК и Минобрнауки. В большинстве случаев перемены затрагивают предметный состав (дисциплины которые должны изучаться), виды аттестаций и их количество (контрольные, курсовые работы и пр.), требования к аттестационной комиссии и т.д.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Состав и структура паспорта специальности

Паспорт специальности включает в себя несколько составляющих элементов:

  • Шифр, который представляет собой шестизначный числовой код. В нем закодировано наименование специализации;
  • Формула – здесь конкретизируется основополагающая дисциплина. Делается это в текстовой форме;
  • Область исследования предполагает описание разделов науки, в рамках которых аспирант или выпускник может выполнять исследование. Это своего рода «ограничитель» возможностей учащегося и компетентности аттестационной комиссии: какие научные области доступны для освоения, проведения исследования и пр.;
  • Отрасль науки согласно критериям ВАК. Данная часть паспорта специальность конкретизирует, в какой раздел науки включается профиль (то есть определенное направление, ориентир): химия, биология, физика и пр.
  • Смежные дисциплины с отражением их шифров.

Паспорт специальности позволяет определить: что именно будет изучать аспирант, какими исследованиями заниматься, какие требования к ним предъявляются и пр.

Зачем нужна номенклатура и паспорт специальностей?

Указанные категории не играют существенной рои в повседневной жизни людей, дипломированных и практикующих специалистов. Работодатели и сами выпускники ВУЗов обращают внимание лишь на наличие документа об образовании, присвоенную квалификацию, освоенную специальность (преимущественно на наименование).

Для чего нужна номенклатура и паспорт специальностей

Для чего создали паспорт специальностей?

Номенклатура и паспорт специальностей привычен и важен в основном для научной и образовательной отрасли. С их помощью упрощается оформление документов, а также подбор экспертов в аттестационные органы, которые компетентны в конкретной области и имеют «допуск» к аттестации новоиспеченных специалистов.

При утверждении Диссовета для защиты кандидатской или докторской диссертации ВАК ориентируется преимущественно на паспорт специальности, по которой аспирант намерен аттестовываться.

Номенклатура специальностей действует в каждом ВУЗе, СУЗе, притом она может отличаться в зависимости от тех направлений, подготовкой которых образовательное заведение занимается, имеет соответствующее разрешение (аккредитацию). Образовательная программа по одним и тем же профилям в разных высших учебных центрах может отличаться, но она обязательно должна учитывать требовании ВАК и все нормативы, содержащиеся в паспорте специальности.

Учимся расшифровывать код специализации

Давайте наглядно разбираться, что означает каждый элемент в шифре специальности.

Выполняя дипломный проект или диссертацию на титульном листе выпускник пишет не просто наименование специальности, но и ее шифр. Числовой код необходим преимущественно аттестационной комиссии, которая после защиты будет готовить пакет документов для Минборазования или ВАК.

Рассмотрим обозначение шифра на конкретном примере: 01.04.08 «Физика и химия плазмы».

Как расшифровать код специальности?

Образец расшифровки специальности

Как мы видим шифр представляет собой не просто набор цифр в определенной последовательности, но и их разграничение точками. Данная мера необходима для упрощения расшифровки «числовой аббревиатуры». Каждая пара (или иное количество цифр), ограниченная знаком препинания, несет определенный смысл.

В нашем примере шифр выглядит 01.04.08.

Первая пара цифр 01 – обозначает, что выбранное аспирантом направление относится к физико-математическим наукам.

04 – отражает ключевое направление подготовки основополагающую научную область, в рамках которой действует выпускники. В данном случае это «Физика».

08 – это отдельная отрасль науки, ее звено, в рамках которого специализируется автор исследования. В нашем случае уточняется, что он работает не рамках физики, а конкретной физика плазмы.

Важно отметить, что доминирующая роль паспорта специальности и ее шифру отводится во время обучения в аспирантуре, на защите кандидатской диссертации. Благодаря шифру аттестовывают соискателя исключительно компетентные в данной области наук эксперты.

Именно поэтому у некоторых исследователей возникают сложности в части выбора компетентного Диссовета. Данный орган редко имеет в своем составе квалифицированных экспертов в самых разных областях. В большинстве случаев Диссовет занимается аттестацией по определенным направлениям (например, юридические, медицинские, технические, экономические и иные науки). Поэтому в числе членов Диссовета будут доминировать эксперты конкретной научной среды.

Такой подход позволяет производить экспертизу научных и иных трудов более качественно. В связи с этим опытные аспиранты и ученые перед выбором специальности рекомендуют уточнять, где действует подходящий для защиты Диссовет, чтобы в дальнейшем жизнь выпускника не осложнялась поисками аттестационного органа. Лучше всего выбирать тот ВУЗ, при котором диссертационный совет функционирует, но если его нет, то необходимо найти ближайшее и подходящее по всем параметрам ведомство.

Где можно найти паспорт специальности, номенклатуру специальностей?

Учебные заведения не обязаны размещать информацию об указанных категориях на своей официальном странице или в документах для поступающих. Все необходимые данные о них можно найти в открытом доступе на портале Министерства образования и науки РФ. На сегодняшний день существует 23 направления подготовки, каждый из которых включает в себя конкретные программы образования (профили). Каждый ВУЗ самостоятельно определяет, какие именно вступительные испытания будут проводиться на каждый профиль или факультет.

Поступление в аспирантуру же предполагает прохождение экзаменов по философии английскому языку и профильному предмету (аналогично кандидатскому минимуму).

Паспорт научных специальностей ВАК

Вначале написания диссертации, аспиранту необходимо выбрать научную специальность. От нее будет зависеть куда именно ему придется обращаться для того чтобы защитить свою работу и, как следствие, получить ученую степень. Выбрать ее корректно не всегда легко - исследование может находиться на пересечении разных направлений, либо принадлежать нескольким номерам из списка.

Научная специальность по классификации ВАК РФ: последние изменения

Для того чтобы избежать путаницы, в октябре 2017 года, была утверждена номенклатура ВАК. Согласно Приказу N 1027 было выпущено приложение.

В нем изменилось следующее:

  • «Экология» с номером 03.00.08 заменили на «Экологию (по отраслям)».
  • Группу кодов 03.00.10, 03.00.11, 03.00.12, 03.00.13, 03.00.14 заменили на группу 03.02.10, 03.02.11, 03.00.12, 03.00.13, 03.00.14 соответственно.
  • Специальности 05.02.00 дополнили номером 05.02.18.
  • 05.16.00 дополнили 05.16.09.
  • После строки 09.00.14 "Теология" добавили код 26.00.00 "Теология" и 26.00.01 "Теология" со следующей группой узких направленностей: "философские", "исторические", "педагогические", "социологические", "культурологические".

Подробнее ознакомится с приложением к приказу, в котором отражены изменения и поправки, можно здесь.

Как определить шифр своей специальности

Паспортом высшей аттестационной комиссии полностью определяется научная или техническая сфера, в которой работал аспирант. Список паспорта охватывает следующий перечень:

  1. Коды, идентифицирующие выбранную дисциплину.
  2. Формульные отображения.
  3. Области исследований.
  4. Науки, включающие в себя дисциплины. К примеру - экономика, философские науки, химия.
  5. Смежные направления (перечень).

Шифр высшей аттестационной комиссии состоит из 6 цифр. Попарно эти цифры имеют следующие значения:

  1. Кодировка названия науки (философия, история, политика и т.д.);
  2. Направленность в рамках науки (математика, механика, астрофизика и т.д.);
  3. Узкая направленность (хирургия, кардиология, физика высоких энергий);

Сайт Мин. образования и науки содержит список всех дисциплин ВАК. Всего существует 23 направления. В трудных случаях, вы можете изучить паспорта здесь.





Приведем наглядный пример шифрования:

10 - филология;
01 - литературоведение;
08 - текстология.

Ученый, который собирается написать диссертацию по онкологии, однозначно сначала выбирает отрасль – медицинские науки (первая пара цифр – 14), а вот затем уже ему необходимо хорошо задуматься. Если работа проводится по клинической медицине, то онкологии будет соответствовать код 14.01.12. Если в рамках онкологических болезней исследуется химиотерапия, то код - 14.03.07, если работа посвящена реабилитации и восстановительной медицине, то код – 14.03.11, а если изучается технология получения лекарственных препаратов, то и направление исследования будет фармакология, и код – 14.04.01.

Список специальностей ВАК

Наименование групп научных специальностей, наименование научной специальности

Наименование отраслей науки, по которым присуждается ученая степень

Вещественный, комплексный и функциональный анализ

Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление

паспорт специальности вак

Паспорт специальности ВАК

Написание и успешная защита любой диссертации невозможны без правильного подбора кода научной специальности. Соискатель должен в обязательно ознакомиться с Паспортом научных специальностей высшей аттестационной комиссии.

Далеко не во всех имеющихся в современной науке областях и направлениях возможны исследования, которые можно взять за основу докторской/кандидатской диссертации. Поэтому следует заранее внимательно изучить этот важный документ – Паспорт специальностей ВАК.

Что такое паспорт специальности ВАК

Для упрощения системы оформления диссертационных документов, а также для быстрого поиска уже готовой работы в огромной массе научных трудов Высшая аттестационная комиссия создала специальный шифр, с помощью которого кодируется специальность. Все коды специальностей утверждены специальным приказом ВАК и собраны в единый классификатор, который и называется Паспорт специальностей ВАК. Структурно этот документ состоит из нескольких элементов:

  • Шифр. Представляет собой цифровую кодировку и название специальности.
  • Формула. Словесное описание специальности.
  • Область исследования. Обозначение направлений, по которым идут исследования.
  • Отрасль науки. Их может быть несколько в том случае, когда изыскания проводятся на стыке нескольких дисциплин.
  • Смежные направления.

специальности вак

Последние изменения в номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени

Обновление номенклатуры специальностей происходило уже несколько раз, но в ближайшее время ожидается весьма существенное изменение списка. Рабочая группа ВАК подготовила новый проект номенклатуры научных специальностей и предложила его полный вариант для обсуждения на рабочем заседании ВАК в июне 2020 года.

Необходимость реформирования списка специальностей обусловлена не только желанием привести сегмент научных исследований в соответствие с реалиями современной науки. ВАК намерена задать векторы развития российской науки на ближайшее время, сохраняя при этом ее самобытность и вековые научные традиции. Новый Паспорт специальностей ВАК должен повысить мотивацию молодых исследователей, а также привлечь в Россию исследователей других стран.

Среди нововведений интерес вызывает и возможное включение зарубежных ученых в состав диссертационных советов.

Основные планируемые изменения, касающиеся самих научных специальностей, сводятся к следующему:

  • сохраняется тенденция по «укрупнению» научных специальностей;
  • поддерживаются междисциплинарные исследования;
  • слишком узкие сегменты исследований не будут выделяться в отдельные научные специальности.

Новый проект еще только обсуждается и пока не утвержден, если он пройдет, это во многом изменит работу диссертационных советов.

Как определить шифр специальности

Основная сложность, которая поджидает соискателей при оформлении паспорта специальности на диссертацию, заключается в правильном выборе шифра специальности.

Шифр представляет собой комбинацию из 6 цифр, соединенных попарно (ХХ.ХХ.ХХ). Первая пара цифр обозначает научную отрасль (именно по ней и будет присуждена научная степень). Вторая пара цифр – кодировка направления исследования, третья пара – узкая специальность в рамках этого направления.

Например, ученый, который собирается написать диссертацию по онкологии, однозначно сначала выбирает отрасль – медицинские науки (первая пара цифр – 14), а вот затем уже ему необходимо хорошо задуматься. Если работа проводится по клинической медицине, то онкологии будет соответствовать код 14.01.12. Если в рамках онкологических болезней исследуется химиотерапия, то код - 14.03.07, если работа посвящена реабилитации и восстановительной медицине, то код – 14.03.11, а если изучается технология получения лекарственных препаратов, то и направление исследования будет фармакология, и код – 14.04.01. При успешной защите диссертации, исследователю будет присвоена ученая степень по медицинским наукам.

Подводных камней при выборе кода специальности множество. Зачастую соискатели просят помощи у своих коллег и научных руководителей при его выборе, поскольку цена ошибки слишком велика. Нередки ситуации, когда только эксперт ВАК может правильно выбрать паспорт специальности.

pasporta-nauchnyh-specialnostej-vak

Ошибки соискателей при определении специальностей

Ориентируясь на выбранный соискателем код специальности, диссертационный совет формирует экспертную комиссию для защиты диссертации. В том случае, когда соискатель допускает ошибку при составлении кода специальности и само исследование не соответствует ему, совет может просто не допустить диссертацию к защите.

Одна из самых распространенных ошибок, которую допускают соискатели при выборе кода специальности, вытекает из желания упростить процесс защиты. Соискатель, выполняя работу, которая находится на стыке двух и более специальностей, включает в код только одну из них, поскольку защиту сложной научной работы должно предварять рассмотрение в экспертном совете по каждой заявленной специальности. Сложности, которые возникают в этом случае у экспертов единственной специальности, заявленной соискателем, дают право диссертационному совету отклонить работу без допуска к защите. Отсюда следует: ни в коем случае нельзя пренебрегать вариантом составления диссертации на стыке дисциплин.

Еще одна частая ошибка является следствием поверхностного изучения Паспорта специальностей. Слишком уверенный в себе соискатель выставляет код своей специальности, не обратив внимания, что специфика его исследований может вывести его изыскания к результатам, которые зашифрованы в соседней дисциплине. К примеру, составляя диссертацию по системному анализу, управлению и обработке информации (код – 05.13.01), молодой ученый может обнаружить, что основная часть его работы посвящена более узкому направлению – методы и системы защиты информации, информационная (код – 05.13.19).

Не стоит пренебрежительно относиться к этому, казалось бы, формальному моменту – выбор кода дисциплины исследования. Ошибка в выборе правильного варианта может дорого обойтись соискателю, чаще всего она ведет за собой отказ экспертной комиссии в защите диссертации.

Профессиография — это технологии изучения, опи­сания и проектирования профессий с учетом психо­физиологических, психологических и социаль­но-экономических требований, предъявляемых про­фессиональной деятельностью к работнику.

Результаты профессиографирования оформляют­ся в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы являет­ся психограмма — характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста. Пси­хограмма — психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

• комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;

• целенаправленного составления профессиограм­мы, подчиненного достижению конкретной практи­ческой цели;

• типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;

• реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

• учета перспектив профессионального роста и карьеры;

• надежности, предполагающей описание про­фессий в экстремальных и нестандартных условиях;

• научности (профессиограмма должна разраба­тываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов)[29].

В зависимости от целей профессиографии проек­тируются различные профессиограммы. В профессиоведческой литературе представлены информацион­ные, диагностические, прогностические, методиче­ские профессиограммы[30]. Для предмета нашего изу­чения важное значение приобретают образователь­но ориентированные и проспектированные профес­сиограммы. Рассмотрим их.

Образовательно ориентированное профессиографирование. В основу данного вида профессиографирования положена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфиче­ских признаков. Исследователи образовательно ори­ентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профессиограмм 1 .

Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализа­цию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профес­сиональной и социальной компетентности в зависи­мости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуе­мого уровня квалификации.

Блок «Паспорт профессии» включает краткие све­дения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, на­значении профессии и уровне профессионального образования.

Блок «Основной объект (сфера) профессии» содер­жит сведения о типе профессии: «человек — природа», «человек —человек», «человек —техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.

Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых от­ношений к предмету профессии.

Блок «Предметно-профессиональная компетент­ность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой пред­ставляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит ре­зультат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получе­ния результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учи­тываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.

Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности лич­ности:

• развитие мыслительного потенциала;

• возможности саморегуляции и саморазвития личности;

• направленность личности на «стратегию успеха»;

• гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.

В профессиограмме предусматриваются и вопро­сы экологической, правовой и экономической куль­туры.

Блок «Специальные психофизиологические требова­ния» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.

Каждый блок состоит из модулей, модуль — из модульных элементов, а последние - из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными органи­зационно-содержательными единицами, соответст­вующими определенным компонентам профессио­нальной деятельности.

Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:

• наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);

• уровень профессиональной подготовки;

• параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);

• степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту);

• критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).

Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснован­ного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества под­готовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.

Проспектированное профессиографирование, Данный вид профессиографирования отражает динамику профессионального развития специалиста и про­фессионала.

Система профессионального образования в Рос­сии основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям мо­лодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого по­ложения обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования.

Основываясь на концепции профессионального ста­новления личности, мы разработали модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение — проектиро­вание профессионального роста специалиста, область применения — аттестация персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости.

Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность дан­ного подхода заключается в проектировании про­фессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления: оптации, профессио­нального образования (подготовки), профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мас­терства.

На каждой стадии приводятся следующие струк­турные составляющие деятельности:

• конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами;

• профессиональные действия, направляемые тактическими целями;

• способы осуществления действий в конкрет­ных условиях и оценка их результативности.

Эти структурные компоненты деятельности явля­ются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функ­ций приводит к развитию основных подструктур лич­ности специалиста: профессиональной направленно­сти, профессиональной компетентности, профессио­нально важных качеств и психофизиологических свойств.

Приведем схему проспектированной профессиограммы,

/. Паспорт профессии:

• тип профессии и ее отраслевая принадлеж­ность;

• уровень образования и ступени (категории) квалификации;

• смежные специальности и профессии;

2. Подготовка кадров:

• форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;

• уровень получаемой квалификации;

• перспективы профессионального роста и карьеры;

3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:

• конкретные виды деятельности;

• типовые профессиональные задачи;

4. Проспектированная психограмма на каждой ста­дии профессионального становления:

• основные подструктуры субъекта деятельности:

- профессионально важные качества (ключевые квалификации);

- профессионально значимые психофизиологические свойства;

• психологическая характеристика каждой подструктуры личности.

5. Санитарно-гигиенические условия труда:

• сенсомоторная и перцептивная сферы;

Области применения рассмотренных профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирова­ние карьеры, образование и повышение квалифика­ции.

Профессиография является действенным средст­вом обобщения исследований деятельности и субъ­екта труда для решения широкого круга практико-ориентированных задач психологии профессио­нального образования.

Образовательно ориентированная профессиогра­фия может быть использована в следующих областях деятельности:

• определение содержания профессионального образования и разработка образовательно-программ­ной документации;

• проектирование технологий профессионально­го обучения, воспитания и развития обучаемых, определение оптимальной организации учебно-производственной среды, конструирование технико-технологических и информационных средств обучения и контроля его результатов, а также отбора и разработки методов диагностики профессиональной подготовленности;

• осуществление профессионального консульти­рования и профотбора оптантов;

• аттестация профессионально-педагогических работников образовательных учреждений, лице­нзирование и сертификация учебных программ;

• проектирование новых учебных профессий, специальностей и специализаций;

Проспектированное профессиографирование целесообразно использовать при проектировании непрерывного профессионального образования, определении содержания и технологии повышения квалификации и переквалификации. Проспектированные профессиограммы являются норматив­ной базой для осуществления мониторинга про­фессионального развития, разработки психологи­ческого сопровождения профессионального ста­новления, роста и карьеры личности специалиста.

Проведение 18.02.2020 г. лекции - «Большая тройка» к 75-летию Крымской (Ялтинской) конференции стран антигитлеровской коалиции

tit
18 февраля 2020 г. в рамках исторического лектория в Российской таможенной академии для студентов очной формы обучения была проведена тематическая лекция «Большая тройка». Лекция была посвящена 75 годовщине Крымской (Ялтинской) конференции лидеров трех держав: СССР, США, Великобритании.

Во вступительном слове заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, доктор исторических наук, профессор Александр Тимофеевич Климович отметил, что дух и буква Ялтинской конференции на многие десятилетия обеспечили мир народам земли. Основы мирового порядка, заложенные руководителями правительств держав – глав антигитлеровской коалиции, претерпели сегодня значительные изменения. Но лидеры «Большой тройки» продемонстрировали нечто большее: они показали, что стремление к миру должно быть выше личных амбиций и интересов отдельных государств. Ответственность политиков за судьбы человечества, определяющая дух Ялты является необходимым условием сохранения мира в новой политической ситуации.

С лекцией перед студентами выступил доцент кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат социологических наук Александр Владиславович Бычков. Он рассказал о событиях предшествующих этой конференции, о целях которые преследовали делегации СССР, США и Великобритании на этой конференции. Подробно Александр Владиславович остановился на вопросах, которые обсуждали лидеры трех держав и на решениях которые были приняты по итогам конференции. Подводя итоги конференции он отметил, что результаты Ялтинской конференции 1945 года неоднозначны. Встреча в Крыму была пиком в отношениях стран-победителей фашизма, но не стала фундаментом для их сотрудничества. Её решения были основаны не на взаимном согласии, а на соотношении силы, в первую очередь, военной. Заинтересованность западных стран в СССР как военном союзнике заставила их идти в 1945 году на многие компромиссы. Крымские соглашения не предотвратили раскола Европы и мира, не остановили холодную войну и гонку вооружений. Но Ялтинская, а затем Потсдамская конференции заложили основу нового миропорядка. Благодаря механизму, заложенному в ООН, человечеству вновь и вновь преодолевает опасность мировой войны.

В завершении студентам был продемонстрированы документальные кадры о Крымской конференции 1945 года.

Новые поступления литературы в библиотечно-информационный центр

Уважаемые коллеги и студенты Российской таможенной академии!

Издания из бюллетеня вы можете увидеть на выставках, организованных на втором этаже библиотечного корпуса: «Новые поступления» - напротив к. 211Б (Абонемент) и «Новинки периодики» - в к. 202Б (Читальный зал книг).




25 мая 2021 г. обучающиеся Академии встретились с ветеранами таможенной службы.

25 мая в киноконцертном зале Российской таможенной академии (далее - Академия) состоялась встреча обучающихся Академии с заместителем Председателя Всероссийского Союза ветеранов таможенной службы – Председателем совета ветеранов центрального аппарата ФТС России, генерал-лейтенантом таможенной службы в отставке В.П. Кудрявцевым и заместителем Председателя Совета ветеранов таможенной службы центрального аппарата ФТС России «Почетным таможенником Российской Федерации», полковником таможенной службы в отставке Г.Е. Андреевым.

На встрече присутствовал А.М. Кузьменко, заместитель декана экономического факультета (по социально-воспитательной работе), председатель Совета регионального отделения Всероссийского Союза ветеранов таможенной службы Академии.

Имея богатый практический опыт работы в таможенных органах, участники встречи рассказали об этапах становления таможенной службы в Российской Федерации, о ветеранах таможенной службы, в том числе, прошедших Великую Отечественную войну, об организации таможенной службы в годы войны. О современном состоянии и перспективах развития таможенной службы в Российской Федерации.

В беседе с обучающимися особое внимание были уделено вопросам сохранения таможенных традиций и важности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, любви к Родине и достойному служению Отечеству.

В завершении встречи, обучающиеся Академии тепло поблагодарили ветеранов таможенной службы за выступление, А.М. Кузьменко вручил гостям памятные подарки.

После мероприятия обучающиеся Академии признались, что эта встреча стала для них очень полезной и познавательной, а полученные наставления и рассказы ветеранов таможенной службы заставили испытать чувство гордости за выбранную профессию.

Проведение Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы взаимодействия таможенных органов в современных условиях»

Институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации Российской таможенной академии приглашает принять участие во Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы взаимодействия таможенных органов в современных условиях».

На конференции планируется обсудить следующие вопросы:

- автоматизация деятельности таможенных органов;

- результаты работы центров электронного декларирования;

- создание и внедрение централизованной версии системы таможенного оформления товаров;

- таможни фактического контроля: роль и место в современной системе таможенных органов;

- разграничение полномочий между электронными таможнями и таможнями фактического контроля, центрами электронного декларирования и таможенными постами фактического контроля;

- реализация системы управления рисками в таможнях фактического контроля;

- разграничение контрольных функций между электронными таможнями и таможнями фактического контроля по направлениям обеспечения соблюдения запретов и ограничений, валютного контроля, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

- организация таможенного контроля после выпуска товаров в условиях изменения структуры таможенных органов и особенностях взаимодействия региональных электронных таможен и таможен фактического контроля.

Конференция состоится по адресу: Комсомольский проспект, д. 4, г. Люберцы, Московская обл., 140009, Российская таможенная академия.

Дата и время проведения: 3 июня 2021. с 10.00 до 13.00.

Форма участия: очно, аудитория 627 В, учебно-лабораторный корпус
№ 2 или в видеорежиме с применением дистанционных технологий.

- до 20.05.2021 г. - заявку на участие (форма заявки прилагается);

- до 01.06.2021 г. - презентации выступлений.

После получения заявки на Ваш электронный адрес оргкомитетом будет выслана электронная ссылка на подключение к видеоконференции.

Адрес организационного комитета и редакционной коллегии:

Комсомольский проспект, д. 4, г. Люберцы, Московская обл., 140009, Российская таможенная академия, институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации.

Дополнительную информацию о проведении конференции можно получить по телефонам:

8(495)503-76-18, ведомственный 55-20-69, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript – институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации (Сухарева Ирина Владимировна);

8(495)503-77-45, ведомственный 55-20-71, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript – институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации (Кузнецова Ирина Валентиновна).

на участие во Всероссийской научно-практической конференции

«Актуальные вопросы взаимодействия таможенных органов в современных условиях»

Фамилия, имя, отчество (полностью) ________________________

Ученая степень, ученое звание, специальное

Место работы (наименование таможенного

органа, подразделения) ________________________

Контактная информация (телефон, адрес

электронной почты) ________________________

(очное/в видеорежиме) ________________________

Фактическое выступление с докладом (да/нет) ____________________

Название доклада (выступления) ________________________

В период с 17 по 21 мая 2021 года представители Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии провели обучение операторов ИДК Государственной таможенной службы при Правительстве Киргизской Республики

В соответствии с решением Руководителя ФТС России В.И. Булавина о проведении мероприятий, направленных на реализацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об оказании технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу от 31 марта 2015 года, представители Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии – заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики, аккредитованный эксперт по учебным курсам ВТамО д.т.н., доцент П.Н. Афонин и заведующий лабораторией применения ИДК В.А. Зубов в период с 17 по 21 мая 2021 года провели обучение операторов по работе с ИДК российского производства СТ-6035 на базе таможни «Нарын» и находящегося в регионе ее деятельности автомобильного пункта пропуска «Торугарт».

В ходе обучения были сформированы компетенции по применению принятых в международной практике обеспечения безопасности цепи поставок методов анализа рентгеноскопических изображений, полученных с использованием ИДК. Проведены практические занятия с функционирующим на пункте пропуска «Торугарт» ИДК СТ-6035, в ходе которых в оперативном режиме выявлены объекты, обладающие признаками нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза в части недостоверности заявляемых сведений о товаре.

Методическую базу обучения составили учебные пособия и монографии, подготовленные под руководством и непосредственном участии начальника Российской таможенной академии, генерал-майора таможенной службы, д.э.н., профессора В.Б. Мантусова по применению ИДК и цифровизации фактического таможенного контроля, а также результаты соответствующих научных исследований, выполненных на базе кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии.

Новацией проведенного курса обучения явилось применение ежедневного индивидуального on-line тестирования обучающихся на основе android технологий, доступ к которому осуществлялся с персональных смартфонов, что позволило выявить объективный прирост знаниевой составляющей по сравнению с базовым уровнем более, чем в 3 раза.

Читайте также: