Что включает в себя обучение рабочих основных профессий

Опубликовано: 01.07.2024

приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

приказом Ростехнадзора от 29.01.07 года N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-20-2007).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Подготовка рабочих основных профессий проводится в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности по основным программ профессионального обучения в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности

Рег. № 448 от 18.09.2017 г., выданная Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики бессрочно.

Программы профессионального обучения для рабочих основных профессий разработаны преподавателями ЧУ ДПО «Учебный центр» в соответствии с учетом квалификационных требований, а также требований профессиональных стандартов.

Программы профессионального обучения предусматривают теоретическое и производственное обучение, которое осуществляется в учебной группе высококвалифицированными инженерно-техническими работниками с большим педагогическим стажем работы, аттестованными в установленном порядке.

Учебные занятия проводятся в учебных классах, оборудованных плакатами, техническими средствами обучения, с применением презентаций, программных средств обучения, обучающиеся обеспечиваются научно-технической, справочной, учебной литературой, печатными пособиями в качестве раздаточного материала.

В ЧУ ДПО «Учебный центр» проводится подготовка по следующим программам профессионального обучения:

д ля рабочих основных профессий, обслуживающих объекты химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности:

оператор технологических установок

оператор заправочных станций

для рабочих основных профессий, обслуживающих системы газораспределения и газопотребления:

слесарь по обслуживанию и ремонту газового оборудования

персонал, обслуживающий тепловые энергоустановки и тепловые сети

для рабочих основных профессий, обслуживающих оборудование, работающее под давлением:

машинист компрессорных установок (с правом обслуживания сосудов, работающих под давлением)

персонал, обслуживающий сосуды, работающие под давлением

персонал, обслуживающий трубопроводы пара и горячей воды

для рабочих основных профессий, обслуживающих подъемные сооружения:

машинист крана (крановщик)

машинист автомобильного подъёмника (вышки)

машинист (крановщик) башенного крана

машинист (крановщик) мостового (козлового) крана

машинист крана пневмоколесного и гусеничного

машинист крана автомобильного

оператор (машинист) крана-манипулятора

электромеханики по лифтам

электромонтёр по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования грузоподъёмных кранов

слесарь по техническому обслуживанию и ремонту ГПМ

для рабочих основных профессий, занятых сварочным производством:

для рабочих других профессий:

электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

машинист дробильно-помольно-сортировочных механизмов

По окончании подготовки (переподготовки, повышения квалификации) у рабочих основных профессий проводится итоговый экзамен по проверке теоретических знаний и практических навыков обучающихся. По результатам экзамена, на основании протокола экзаменационной комиссии, обучаемому присваивается квалификация (профессия), разряд и выдается протокол проверки знаний и выдается свидетельство о профессии рабочего.

ПОДГОТОВКАИ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Рабочие основных профессий организаций, осуществляющих строительство, эксплуатацию, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, должны проходить подготовку и проверку знаний по безопасности труда.

Перед проверкой знаний организуются занятия, лекции, семинары, консультации по безопасным методам и приемам выполнения работ в объеме квалификационных требований, а также в объеме требований производственных инструкций и/или инструкций для данной профессии.

Перечень программ для подготовки к проверке знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ:

персонал, обслуживающий тепловые энергоустановки и тепловые сети

персонал, обслуживающий сосуды, работающие под давлением

персонал, обслуживающий трубопроводы пара и горячей воды

Проверка знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ проводится не реже одного раза в 12 месяцев. Лицам, успешно прошедшим проверку знаний выдается соответствующее удостоверение для допуска к ведению конкретных работ на объекте и протокол проверки знаний, а при повторной проверке знаний делается отметка в удостоверении или выдается вкладыш к удостоверению о повторной проверке знаний.

1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регламентирует различные виды профессионального обучения рабочих открытого акционерногообщества ХХХХХХХХХХХХХ ) (далее Общество) на производстве. Положение направлено на предоставление персоналу Общества возможности получения знаний и навыков (специальных, углубленных и пр.), необходимых для повышения качества производимой продукции, работ и оказываемых услуг, освоения новых видов деятельности, а также создания в Обществе надежного кадрового резерва.
1.2.Обучение рабочих на производстве включает в себя следующие формы обучения: подготовка новых рабочих, переподготовка (обучение вторым и смежным профессиям), повышение квалификации.
1.3.Ответственность за целенаправленность, планомерность осуществления производственного обучения и подготовку кадрового резерва возлагается на отдел кадров предприятия и начальника механосборочного цеха.
1.4.Ответственность за соблюдение обучающимся правил по охране труда возлагается на его непосредственного руководителя и инженера по охране труда.

2. Подготовка новых рабочих
2.1. Подготовка новых рабочих (начальное профессиональное образование на производстве) - это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии, с целью получения ими квалификации по любому из направлений производственно-хозяйственной деятельности Общества.
Подготовка новых рабочих проводится из числа лиц, вновь принятых на работу по ученическому договору (ст. 199 ТК РФ).
2.2.Обучение организуется непосредственно в структурных подразделениях специалистом отдела профессионального развития персонала, который обеспечивает необходимую методическую помощь, сбор, контроль за оформлением и хранение документов (Листок учета теоретического обучения рабочих путем индивидуальных консультаций, Дневник учета производственного обучения, Заключение на пробную квалификационную работу, Протокол заседания квалификационной комиссии)
Процесс обучения проходит под руководством инструктора по обучению (из числа начальников цехов, участков, мастеров), наставника производственного обучения (из числа высококвалифицированных рабочих), назначаемых приказом по Обществу. К обучению привлекаются профильные специалисты в качестве консультантов теоретического обучения.
2.3.Для производственного обучения в структурном подразделении выделяют рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инструментами и материалами.
2.4.Обучение осуществляется индивидуально или в учебных группах. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, получая консультации у инструктора и консультантов теоретического обучения; производственное обучение организуется индивидуально на рабочем месте под руководством неосвобожденного от основной работы наставника производственного обучения.
При групповом обучении: теоретический курс изучается в учебной группе; производственное обучение организуется аналогично индивидуальной подготовке.
2.5.Теоретическое и производственное обучение осуществляется в пределах рабочего времени, согласно учебным планам и программе по соответствующей профессии.
Программы обучения по конкретным профессиям утверждаются генеральным директором по представлению отдела кадров, согласованному с руководителями структурных подразделений.
Сроки обучения устанавливаются распоряжением генерального директора, исходя из программы обучения, специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной образовательной и специальной подготовки, профессионального опыта, но не могут быть более 6 месяцев.
2.6. По окончании производственного обучения обучающийся должен выполнить квалификационную пробную работу.
В качестве квалификационных пробных работ для обучающихся должны подбираться работы, соответствующие по своей сложности квалификационному разряду, предусмотренному квалификационной характеристикой, позволяющие выявить в какой мере экзаменуемый освоил технологию выпускаемой продукцию, овладел навыками по своей профессии (специальности), достиг требуемой производительности труда (выполнение норм времени, выработки) и обеспечивает выполнение технических требований производства работ.
При подборе квалификационных пробных работ следует исходить из того, что продолжительность их выполнения должна быть не более одной смены, а нормы времени (или нормы выработки) должны соответствовать сменным заданиям в данном производственном подразделении.
Перед выполнением квалификационных пробных работ мастер участка должен принять меры для обеспечения каждого экзаменуемого соответствующим рабочим местом, отвечающим требованиям техники безопасности, необходимыми материалами, исправными приспособлениями, инструментами, а также технологической документацией и чертежами (если это необходимо).
Экзаменуемым, не выполнившим пробную работу по независящим от него причинам, выполнение пробной работы назначается вторично.
По результатам выполненной квалификационной пробной работы и определения уровня квалификации, оформляется заключение о сдаче квалификационной (пробной) работы.
2.7.По окончании срока обучения, после успешного выполнения квалификационной пробной работы, работник сдает экзамен действующей в Обществе квалификационной комиссии на присвоение ему рабочей специальности (квалификационного разряда). Результаты экзамена по обучению на производстве заносятся в протокол квалификационной комиссии о присвоении рабочему профессии, разряда.
2.8.При успешной сдаче экзамена, на основании протокола квалификационной комиссии, отдел кадров готовит приказ о присвоении работнику определенной профессии, квалификационного разряда. Квалификационный разряд считается присвоенным с момента подписания об этом приказа генеральным директором Общества.

3. Переподготовка рабочих (обучение вторым и смежным профессиям)
3.1. Переподготовкарабочих (обучениевторымисмежнымпрофессиям) - это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой или расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых в связи с сокращением рабочих мест и других изменений, а также изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства.
3.2.Учебные планы и программы для обучения рабочих вторым и смежным профессиям, сроки обучения утверждаются генеральным директором по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям и разрядам. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.
Формы переподготовки рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

4. Повышение квалификации
4.1. Повышениеквалификации - профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии и присвоении более высокого разряда.
4.2.Организуются следующие формы повышения квалификации рабочих на производстве: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; повышение квалификационного разряда.
Производственно-техническиекурсы создаются для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства.
Курсыцелевогоназначения создаются для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, научной организации труда, а также вопросов повышения качества выпускаемой продукции.
Повышениеквалификационногоразряда - это обучение рабочих с целью повышения квалификационного разряда по соответствующей профессии.
4.3.Программа, дата и место проведения курсов утверждаются распоряжением генерального директора по представлению руководителей структурных подразделений.
Занятия на курсах проводятся в учебных группах численностью от 10 человек на собственной производственной базе, силами профильных специалистов. Комплектование групп осуществляется, как правило, рабочими одной или родственными профессиями либо в соответствии с тематической направленностью курсов.
С целью определения эффективности обучения в соответствии со стандартом "Персонал. Подготовка и повышение квалификации" преподавателю курсов рекомендовано проведение опроса слушателей до и после окончания обучения.
4.4.Учебные планы и программы для повышения квалификационного разряда рабочих, сроки обучения утверждаются распоряжением генерального директора по персоналу по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам по соответствующим профессиям и разрядам. Формы обучения аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

5. Оплата за обучение рабочих на производстве.
5.1.Наставнику производственного обучения выплачивается ежемесячная надбавка в размере_______% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в течение всего периода обучения. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере % месячного оклада в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на "отлично". Если квалификационный экзамен сданы на "хорошо" или "удовлетворительно" дополнительная единовременная надбавка составляет _________% месячного оклада.
5.2.Консультантам теоретического обучения оплата за проведенные занятия производится из расчета __________ руб./час, согласно листу учета теоретического обучения рабочего. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере___________% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на "отлично" или___________% месячного оклада при сдаче пробной работы и квалификационного экзамена на "хорошо" или "удовлетворительно".
5.3.Оплата за обучение рабочих осуществляется на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, согласованной с отделом профессионального развития персонала. Основанием для оплаты является лист учета теоретического обучения рабочего и протокол квалификационной комиссии.


Обучение и проверка знаний работников рабочих профессий

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125 ФЗ устанавливает обязательные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, а также профессиональных заболеваний работников при исполнении им его трудовых обязанностей. К тому же, если компания насчитывает более пятидесяти сотрудников, то в необходимо ввести в штат лицо, ответственное за охрану труда – специалиста по охране труда. Все эти знания могут пройти мимо, если вовремя не проведены обучение и проверка знаний работников рабочих профессий.

Обучение и проверка знаний работников рабочих профессий

Обучение по охране труда согласно ст. 214, ч1. ст. 225 ТК РФ должны проходить как руководитель, так специалисты и работники рабочих профессий, о последних мы сегодня и поговорим. Кстати, если Вас также заинтересовал процесс обучения по охране труда, то создайте новую вкладку с этой статьёй, чтобы потом с ней ознакомиться.

Кто подлежит проверке?

Проверке знаний требований охраны труда подлежат ВСЕ работники организации, независимо от специфики их деятельности. Время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен выполнять свои трудовые обязанности, является рабочим временем (ст. 91 ТК РФ), то есть работодатель не имеет права привлекать работника к прохождению проверки знаний требований ОТ в выходной или праздничный день, исключительным случаем может быть письменное согласие работника на проверку знаний в выходной день. Если работник не пройдет обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда в установленное время, то в силу ст. 76 и ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан отстранить его от работы.

Организация обучения работников рабочих профессий

Порядок обучения работников рабочих профессий

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения устанавливаются работодателем в соответствии с нормативными актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Такое обучение работодатель может проводить как собственными силами, так и с привлечением специализированных учебных заведений (организаций). Мы как раз являемся экспертами в этой области, так что Вы всегда можете напрямую обратиться к нам за помощью.

Кто проверяет знания охраны труда?

Проверяет знания специально созданная комиссия по охране труда внутри компании, это могут быть руководитель организации, его заместители, технический директор, главный инженер, специалисты по охране труда, лица, отвечающие за состояние охраны труда, которые прошли обучение по охране труда в специальных учебных центрах. Кстати, вы знаете без какого документа обучение по охране труда невозможно? А мы знаем и расскажем Вам более подробно об этом документе в этой статье.

После прохождения обучения такие специалисты и руководители имеют право обучать работников и проверять знания охраны труда работников, не отвечающих за организацию работы по охране труда. Комиссия по проверке знаний создается приказом руководителя организации и должна состоять минимум их трёх человек.

Обязанности членов комиссии по охране труда:

  • разработка программы обучения по охране труда работников рабочих профессий;
  • проводить вводный инструктаж по охране труда со всеми работниками, кто устраивается на работу, командированными, стажерами и пр.;
  • организовывать обучение по охране труда работников организации и ее руководителя по утвержденному графику;
  • участвовать в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Создание комиссии по охране труда:

После того, как Руководитель организации или уполномоченное им лицо выбрало членов комиссии, необходимо подтвердить это документально, а именно:

  • создать и утвердить приказ об организации охраны труда;
  • создать и утвердить приказ о возложении обязанностей ответственного по охране труда на одного из специалистов;
  • разработать положение об охране труда;
  • разработать должностные инструкции работников службы охраны труда;
  • утвердить перечень профессий и должностей, проходящих обучение и проверку знаний по охране труда и пр.

Это весьма трудоемкий процесс, и вероятность допустить ошибки в документах или вовсе разработать не те документы достаточно высока, поэтому рекомендуем доверить все заботы нашей организации.

Продолжительность обучения по охране труда работников рабочих профессий

На основании Приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 153 от «21» июня 2003 года «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных» продолжительность обучения по охране труда должна быть не менее 40 часов. Однако работодатель своим локальным документом может установить иную продолжительность обучения (в том числе – различную для отдельных категорий работников), которая будет отличаться от общепринятой. Важно при этом учитывать как специфику производственной деятельности предприятия, так и требования к уровню компетентности для конкретной профессии.

Обучение и проверка знаний работников по охране труда. Сроки

Порядок, форма, периодичность и продолжительность как обучения по ОТ, так и проверки знаний требований ОТ работников рабочих профессий устанавливает работодатель для конкретных видов работ. Если нормативными документами не определены иные сроки, то периодическое обучение и проверка знаний требований охраны труда для работников рабочих профессий проводятся не реже чем 1 раз в 3 года. Все работники рабочих профессий проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим не реже чем 1 раз в год.

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

Согласно пункту 8 Федерального закона № 116-ФЗ, если в организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов осуществляется работодателем в соответствии с требованиями статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации, а также отдельными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Проверка знаний рабочих проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводятся в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы. Допуск к самостоятельной работе оформляется распорядительным документом организации.

Полезная статья по теме от 06.2019:

Вопрос от 16.05.2019:

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Согласно пункту 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 [новый документ], проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводятся в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдаётся удостоверение на право самостоятельной работы.

Пунктом 150 «б» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 [новый документ], определено, что эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путём организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта. В этих целях должен быть обеспечен установленный порядок аттестации (специалисты) и допуска к самостоятельной работе (персонал) с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены.

На основании изложенного организация, эксплуатирующая ПС, должна самостоятельно определить порядок и сроки хранения протоколов аттестации специалистов и проверки знаний персонала.

Нормативно-правовыми актами в области энергетики не установлены сроки хранения журналов проверки знаний правил и норм в электроустановках.

Вместе с тем в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утверждённым приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, зарегистрированным в Минюсте России 08.09.2010 № 18380, документы об обучении работников технике безопасности и протоколы аттестации по технике безопасности хранятся 5 лет.

Вопрос от 17.01.2019:

Ответ: В соответствии с пунктом 18 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 [новый документ] (далее - Положение), аттестационные комиссии поднадзорных организаций создаются приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав аттестационной комиссии организации включаются руководители и главные специалисты организации, руководители и начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности, представители аварийно-спасательных служб и другие высококвалифицированные специалисты. Возглавляет комиссию один из руководителей.

Исходя из норм пункта 20 Положения, в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию руководители и члены аттестационных комиссий организаций.

Согласно пункту 26 «Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, проверка знаний стропальщиков проводится в комиссии организации, состав комиссии определяется приказом по организации.

Вопрос от 14.12.2017:

Ответ: Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:

Для рабочих, в том числе и операторов котельной, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в этих организациях, производственные инструкции, на основании квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и/или профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, а также с учетом особенностей технологических процессов конкретного производства.

Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по технике безопасности рабочие проходят проверку знаний производственных инструкций и не должны проходить обучение по промышленной безопасности.

Вопрос от 20.11.2017:

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

Периодическая аттестация специалистов проводится не реже одного раза в пять лет, если другие сроки не предусмотрены иными нормативными правовыми актами.

Проверка знаний у рабочих должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев в соответствии с квалификационными требованиями производственных инструкций и/или инструкции по данной профессии.

Вопрос от 08.11.2017:

Ответ: Управление Ростехнадзора сообщает.

Пунктом 3 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года N 37 [новый документ] предусмотрено, что если для отдельных категорий рабочих основных профессий нормативными правовыми актами установлены дополнительные требования к обучению и контролю знаний по безопасности, то применяются также требования, предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

Требованиями пункта 227 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116 [новый документ] профессиональное обучение и итоговую аттестацию рабочих с присвоением квалификации должны проводить в образовательных организациях, а также на курсах, специально создаваемых эксплуатирующими организациями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования.

Вопрос от 03.05.2016:

Ответ: Требования главы II«Профессиональное обучение рабочих основных профессий» [новый документ] исключены приказом Ростехнадзора от 30 июня 2015 года № 251, соответственно Ростехнадзором не установлены требования по профессиональному обучению рабочих.

Лицензионные требования и перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ профессионального обучения: профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по профессиям рабочих установлены постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [новый документ].

Вопрос от 09.12.2015:

Ответ: Специалисты Управления государственной службы и кадров Ростехнадзора ответили на данные вопросы.

В целях приведения Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37 [новый документ], в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» издан приказ Ростехнадзора от 30.06.2015 № 251 «О внесении изменений в Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённое приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37», в том числе касающийся отмены необходимости согласования программ профессионального обучения и присутствия в составе квалификационной комиссии представителя территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Данный приказ зарегистрирован Минюстом России 27.07.2015 (регистрационный № 38208) и вступил в силу 10.08.2015.

На основании изложенного обучение и проверка знаний по рабочим профессиям осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Учебные программы самостоятельно разрабатываются организацией, занимающейся подготовкой, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, а также дополняются соответствующими требованиями по мере выхода новых нормативных правовых документов.

Вопрос от 21.07.2015:

Ответ: Профессиональное обучение рабочих является образовательной деятельностью по основным программам профессионального обучения. Правила осуществления этой деятельности регламентированы Приказом Министерства образования и науки от 18.04.2013 г. № 292, зарегистрированным Минюстом России 15.05.2013 (регистрационный номер 28395) [новый документ], утвердившим «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

В соответствии с требованиями пункта 13 этого Порядка [новый документ] «лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего». Выдача иного документа организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не предусмотрено.

Данное обстоятельство не противоречит требованиям пункта 11 РД 03-20-2007 [новый документ], в соответствии с которыми удостоверение о допуске к самостоятельной работе выдается лицам, успешно сдавшим в установленном порядке экзамены по ведению конкретных работ на опасном производственном объекте. Этот порядок установлен требованиями пункта 26 РД 03-20-2007 [новый документ].

Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций. Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.

Таким образом, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные программы профессионального обучения (профессиональная подготовка по профессиям рабочих, переподготовка рабочих, повышение квалификации рабочих), вправе по результатам обучения выдавать только квалификационный документ (свидетельство). Удостоверение о допуске к самостоятельной работе на опасном производственном объекте выдается комиссией эксплуатирующей организации.

Вопрос от 21.07.2015:

Ответ: Порядок организации обучения и проверки знаний по безопасности рабочих основных профессий организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций), осуществляющих эксплуатацию опасного производственного объекта установлен Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-20-2007), утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2007, рег. № 9133) [новый документ].

В соответствии с п. 7 РД 03-20-2007 [новый документ] подготовка рабочих осуществляется по программам профессионального обучения для рабочих основных профессий в соответствии с квалификационными требованиями для каждого разряда конкретной профессии и установленным сроком обучения. Программы профессионального обучения предусматривают теоретическое и производственное обучение. Согласно п. 11 РД 03-20-2007 [новый документ] по окончании обучения проводится итоговый экзамен по проверке теоретических знаний и практических навыков обучающихся. По результатам экзамена на основании протокола квалификационной комиссии обучаемому присваивается квалификация (профессия), разряд и выдается свидетельство. Квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, проводящей обучение. В состав квалификационной комиссии не включаются лица, проводившие обучение.

Обучение рабочих на допуск к обслуживанию оборудования действующим законодательством не предусмотрено.

Допуск рабочих к самостоятельной работе оформляется приказом по организации, в которой работает допускаемый, после проведения проверки знаний производственных инструкций и (или) инструкций для конкретных профессий.

Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.

На правах рекламы:

Наш учебный центр осуществляет обучение рабочих основных профессий практически по всем отраслям ОПО. Обращайтесь


Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail:

По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.

Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.

Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.

В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.

От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.


Профессиональное образование как система

Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.

Прежде чем перейти к системе профессионального образования в России, давайте рассмотрим в целом уровни образования в РФ.

Российское образование делится на:

У общего и профессионального образования есть уровни:

дошкольное (детский сад);

начальное общее (1-4 классы);

основное общее (5-9 классы);

среднее общее (10-11 классы).

среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);

высшее (вузы, институты, академии):

подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:

дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);

дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).

Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:

профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.

В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото

Таким образом, систему профессионального образования составляют:

среднее профессиональное образование (СПО);

высшее образование (ВО);

дополнительное профессиональное образование (ДПО);

профессиональное обучение (ПО).

Профессиональная подготовка взрослых

По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.

Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.

Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.


Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.

В процессе задействованы две стороны:

тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;

тот, кто проходит обучение, — слушатель.

Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).

При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.

Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.

Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).

Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:

69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;

10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;

8% — профессиональное обучение;

6% — тренинги по психологии и эзотерике;

3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;

2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;

2% — сайты по рукоделию и разным хобби.

О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.

Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.

ДПО и ПО: отличия

В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:

дополнительное профессиональное образование (ДПО);

профессиональное обучение (ПО).

Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:

Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Профессиональное обучение (ПО)

Какая статья Закона «Об образовании» регламентирует обучение

Каких работников готовят

Подготовка работников, занятых преимущественно умственным трудом (специалисты, руководители).

Подготовка рабочих, которые производят продукцию и обслуживают оборудование, и некоторых служащих.

Обучить можно только тем профессиям, которые указаны в Перечне.

Программы подготовки

  • Переподготовка (не менее 250 часов)
  • Повышение квалификации (не менее 16 часов)

Обычно повышать квалификацию необходимо не менее 1 раза в 3-5 лет, но есть специалисты (например, бухгалтеры), которые делают это ежегодно.

  • Подготовка (если до этого не было профессии)
  • Переподготовка (если есть профессия)
  • Повышение квалификации

Количество часов обучения не регламентировано.

Кто может обучаться

Те, у кого есть среднее профессиональное и (или) высшее образование

Нет требований к уровню образования

Как обучаться

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность

  • В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  • В учебных центрах профессиональной квалификации
  • На производстве
  • В форме самообразования

Итоговая аттестация

Форму итоговой аттестации организация устанавливает самостоятельно

  • теоретической части;
  • практической части.

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.

Документ об образовании

  • Диплом о профессиональной переподготовке
  • Удостоверение о повышении квалификации

Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего,

где указывается, что слушатель освоил программу профессионального обучения (не уточняется, подготовка это, переподготовка или повышение квалификации), а также указывается присвоенная квалификация и разряд (если есть).

У документов ДПО и ПО нет государственного образца, как, например, у диплома о высшем образовании. Организация сама устанавливает вид бланка, поэтому часто пишут «выдается документ об образовании установленного образца».

Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.

Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.

Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).


Тенденции профессионального образования

Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:

обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;

повышения пенсионного возраста;

низкого престижа рабочих специальностей;

роста рынка онлайн-образования;

устаревания отдельных профессий.

Что здесь важно?

Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.

Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.

В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.

Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).

В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.

В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.

По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:

Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год

Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год

IT — 2,2 млрд руб. в год

Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год

Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.

Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).


Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото

К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).

Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.

Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!

Читайте также: