Кто расписывает стены профессия

Опубликовано: 04.07.2024

Куратор направления Mural ([ˈmjuərəl] от англ. настенная живопись) агентства Mediaforce Яна Васкис о том, как граффити в офисе помогают компаниям раскрыть культурный код и наполнить рабочее пространство смыслом.

В октябре 2020 года в наше агентство пришли ребята из технологической компании МаксимаТелеком с интересной творческой задачей — оформить четыре этажа нового офиса компании, в который она переехали летом 2020 года.

МаксимаТелеком работает на рынке цифровых технологий для современных городов и транспорта, делая городскую среду технологичной и комфортной. Это нужно было донести в виде понятных и ярких образов, поэтому мы предложили тему «города будущего», где ритм жизни задают цифровые технологии.

Для работы над проектом мы выбрали семерых граффити-райтеров: Shozy, Lesha 167, Occultra, Nan, Tweso, Goon, Infra. Каждый из них создал эскизы, функционально и эстетически решающие задачу оформления пространства. При этом сюжет не повторяется по рисунку, но выстраивается в единую концепцию нового облика – «Города Будущего».

Lesha167 реализовал свое видение «Города Будущего» – встречу инопланетян и людей.

«Оформление офиса для нас – это культурный проект, — говорит Константин Хачатуров, исполнительный директор МаксимаТелеком. — Мы рассматриваем офис не только с точки зрения эстетики, функционального удобства и бытового комфорта сотрудников, но и как живую среду, которая влияет на находящихся в ней людей и ежедневно вдохновляет их. Стремление заглянуть за горизонт, сыграть на опережение, увидеть возможность там, где другие пройдут мимо – это часть нашей корпоративной культуры. Поэтому на старте проекта главной задачей мы видели формирование правильного контекста, в котором сотрудники и гости, находясь в офисе, чувствовали бы себя частью будущего».

«Полное понимание масштаба пришло уже в процессе создания граффити. 118 метров, оформленные с помощью кистей и маркеров – результат моей самой большой работы на этот момент».

Occultra. Распространенный у глобальных компаний стиль работы с упрощенными формами, приближенными к иконкам.

«Мы стараемся быть открытыми к работе как с начинающими художниками, так и с состоявшимися граффити-райтерами, — добавляет Яна Васкис. – Мы занимаем позицию проводника между довольно закрытым комьюнити граффити-художников и клиентом, инициируя необычные и интересные проекты. С одной стороны, мы предоставляем художникам максимально широкую возможность реализации самых нестандартных идей на всех этапах работы, с другой — работаем в балансе с ожиданиями клиента. Так заказчик получает авторскую работу, единственную в своем роде. А сами авторы не идут на компромисс с собственным вкусом и видением».

Nan. Работа с пространством не только инструментами граффити, но и в сотрудничестве с декораторами.

Mediaforce сотрудничает со стрит-арт художниками с 2017 года. Все началось с открытия нового направления Mural внутри агентства. Команда работает над проектами от и до — от привлечения клиентов до разработки визуальных концепций вместе с художниками.

Оформление пространств в технике граффити – городской тренд, нашедший применение не только в корпоративном мире. С помощью росписи можно оживить дизайн квартиры, сделать уникальным номер в отеле, обогатить городское пространство. Само же уличное искусство в России сейчас находится на пике популярности, а интерес к конкретным граффити-райтерам бьет все рекорды. Это подтверждает и Ken Bromley Art Supplies на основе данных Google в своей карте популярности художников.

Тем не менее в среде граффити-художников на локальном рынке все еще есть стереотипы вокруг сотрудничества с коммерческими клиентами. За рубежом бренды и райтеры уже давно делают коллаборации, создавая новый язык для общения с аудиторией. Практика агентств, специализирующихся на коммерческих граффити-проектах, существует уже не один год. А сами граффити в партнерстве с компаниями стали частью заработка художников.

Уметь создавать хорошее настроение людям, делая качественные росписи в интерьере – этому надо учиться. Профессия художника по росписи стен сегодня актуальна. Роспись стен в интерьере и экстерьере становится такой же реальностью, как наличие мебельной стенки с хрусталем у каждой приличной семьи в советское время.

Сменить стиль с пресловутых обоев в цветочек и мебельной стенки в интерьере, а также расписать стены в кафе, магазинах, увеличивая таким образом поток посетителей, поможет специалист по росписи стен.

Художник-монументалист – это звучит гордо. Именно так называется живописец, рисующий объемную картину на стене. Обучение стоит начать с примеров великих мастеров: Джованни Баттиста Тьеполо, Генрих Семирадский, Виктор Васнецов, Микеланджело - эти и другие художники работали в жанре монументального искусства.

Если вы решили нанять художника по росписи стен, надо спуститься с небес на землю и тщательно изучить вопрос. Некоторые подводные камни в заказе на роспись стен:

Бывают случаи, когда художник показывает чужие картины

В портфолио, который показывает приглашенный специалист, нет его собственных проектов. Такое может случиться и у частника, и у фирмы. В итоге вы выбираете совершенный, с вашей точки зрения, вариант росписи, а художник с ним не справляется.

Роспись на стене – это не покупка готовой картины, и поверить творцу с объемным портфолио можно только на слово.

Вариант проверки:


  • хорошо изучите компанию или репутацию частника, с которым собираетесь заключить договор. Предложите ему нарисовать эскиз самому непосредственно у вас дома. По идее, от художника по росписи стен требуется изготовить эскиз на всю стену. На практике это не выполняется: слишком дорого, и дополнительный расход краски и материалов. Обычно рисуется небольшой эскиз.
  • большее доверие вызывают те портфолио, где художник запечатлел свою работу поэтапно: эскиз, нанесение на стену, проработка деталей. Поскольку творческая работа связана с вдохновением, то некоторые мастера могут просто забыть сделать это. Однако это полезно для продвижения и дальнейшего диалога с заказчиком.

Историческая справка: заказчики великого Тьеполо, итальянские герцоги и архиепископы, подвергали его мастерство в молодости тщательной проверке. Поначалу сам художник учился у Веронезе и в его «портфолио» были эскизы его работ. Заказчиков же он в знак благодарности изображал в своих росписях.

Роспись стен может выполнить другой мастер

Увидеть вместо мастера подмастерье не хочется никому. После заключения договора, если вас устроил мастер, его репутация и отзывы о нем, на выполнение заказа могут явиться другие исполнители. Студенты различных художественных школ и училищ активно подвизаются у раскрученных мастеров. Обычно такая картина наблюдается в фирмах-скороспелках, где большая текучка кадров.

Вариант проверки:

Оговорите и пропишите в договоре кто будет исполнять заказ. Можно допустить разделение работ: основную роспись делает мастер, мелкие работы и декор – его ученики. Вы вправе требовать присутствия мастера и его контроля даже за второстепенными работами.

Торг после выполнения работ неуместен

Даже если вы заключили письменный договор по всем правилам, результат работы может вас не удовлетворить. Художник всегда может вам возразить: «Я так вижу». С творческими людьми порой возникают такие проблемы. Например, известный визажист и парикмахер Сергей Зверев мог внезапно сказать клиентке своей студии: «Извините, я вас сегодня не вижу». Мастер не мог выполнить каприз клиентки, а в другой назначенный день все получалось.

Вариант проверки:


  • все материальные вопросы надо решить до начала работы. Торг уместен вначале, перед заказом;
  • к договору обычно прикрепляется эскиз работы - росписи на стене;
  • полезно присутствовать время от времени, наблюдая работу мастера и его бригады. Конечно, не стоять при этом над душой и не надоедать: обидеть художника может каждый.

В выборе художника по росписи стен, как и в искусстве надо поймать золотую середину. Демпинговые цены фирм-однодневок не внушат доверия, но и не все готовы отвалить миллионы за роспись на стене в ванной. Обычно, мелкие заказы берут неохотно, как в жилых помещениях, так и в магазинах.

Вот примерные цены на услуги художников в одной из фирм:


  • Цены на роспись стен начинаются от 980 рублей за квадратный метр.
  • Минимальная стоимость заказа — всего 15 000 рублей.
  • Разработка эскизов - первые три бесплатно, для одной-двух стен.
  • Выезд специалиста на объект для консультации бесплатный.
  • Роспись потолка +25% к стоимости.
  • Расценки в каждой компании размещены в таблицу, но на большую площадь предоставляется скидка.

При этом для росписи доступны практически любые стили: античность, средневековье, барокко и рококо, Ренессанс, классицизм, ампир. Художники справятся также с французским Ар Нуво, модерном, градиентной росписью, поп-артом из синтетических цветов. Распишут лофт с применением многоцветных абстракций и объемной росписью.

На сайте строительного тендера также оживление: на момент просмотра в работе 6 заявок по росписи стен в интерьере дома и магазинах, граффити на заказ от 999 руб. за м². Минимальная цена заказа на граффити от 7 тыс.руб.

При этом в расчете цены всегда учитывается сложность росписи, площадь рисунка (чем больше объем, тем ниже цена) и особые условия:


  • рисование на высоте (необходим заказ строительных лесов),
  • срочность выполнения росписи, выполнение во внеурочное (ночное) время,
  • удаленность объекта от центра города.

Конечно, приглашать или нет художника по росписи стен – дело каждого, можно довольствоваться и напечатанными «фресками».


Как сказал Поль Сезанн, "Искусство, это уголок природы, видимый через определенный темперамент." Если в ваш дом войдет искусство рисования, он станет таким же уголком, милым для сердца и души.


Мечтой многих людей является совмещение творчества и заработка. На словах это действительно выглядит как мечта: вы занимаетесь тем, что любите, а взамен получаете деньги. Однако очень часто совмещение хобби и работы постепенно превращается в обычную работу, суть которой — получение финансов, а не самовыражение. С подобной проблемой столкнулся художник из Владивостока Захар. Он уже не первый год рисует не только на холсте, но и на стенах. Захар рассказал читателям журнала Reconomica , как устроен его бизнес, какие проблемы он испытывает и как их решает.

Как всё началось

Меня зовут Захар, мне 23 года, и я занимаюсь рисованием с самого детства. Мне всегда нравилось рисовать, но я никогда не думал, что буду зарабатывать этим себе на жизнь.

Около двух лет назад мой друг сообщил мне, что его знакомый занимается росписью стен. Меня это заинтересовало и я попросил нас познакомить, чтобы я вживую смог увидеть, как раскрашивают стены. Нет, я знал, что такое граффити, но тут было что-то другое, более академический рисунок. Таким образом я впервые попал на рабочее место, которым оказался частный детский сад, и удивился, насколько легко было рисовать на стене.

По ходу процесса я немного помогал моему новоиспеченному товарищу, и после этого он предложил мне работать вдвоём, а прибыль делить пополам.

роспись стен

Я знал, что такое граффити, но тут было что-то другое, более академический рисунок.

Наш бизнес

На следующий день мы разрисовали стену в детской комнате заказчика и за 9 часов работы получили 12 тысяч рублей. Около 2 тысяч ушло на покупку краски, маркеров и прочих принадлежностей, так как экономить на материале нельзя: стоит продешевить с красками — рисунок начнёт портиться уже через месяц. После этого мы стали совместно искать клиентов и как минимум один раз в неделю выезжали на заказ.

Где мы берем заказы

Клиентов можно искать разными способами. Мы делаем это через инстаграм, на втором месте, пожалуй, сарафанное радио.

Многие из наших клиентов узнают о нас от тех, с кем мы уже работали. Кто-то узнает после запроса в Google, всё-таки в нашем городе не так много художников по стенам, но и не так мало. Я знаю как минимум четырёх, и у всех хватает заказов. Это я к тому, что не бойтесь конкуренции, сейчас есть тренд на роспись стен.

Мы получаем заказы от разных людей, но чаще всего это две категории: молодые мамы и бизнесмены. Около 30 процентов наших заказов занимает роспись детских комнат, так что нарисовать персонажа из мультика на стене — это мой обычный рабочий день.

детская

Около 30 процентов наших заказов занимает роспись детских комнат.

Многие бизнесмены хотят выделиться и просят нас разрисовать фасад здания. Чаще всего к нам обращаются или кофейни, или салоны красоты.

Лично меня такой тренд радует, ведь куда приятнее смотреть на красивые разрисованные стены, чем на монотонные и одинаковые цвета, которые так присущи российским провинциальным городам. Летние кафе, в свою очередь, каждое лето обращаются к нам и нашим коллегам с заказом, ведь они конкурируют между собой за иностранных клиентов.

Самый большой наш проект

Самый большой наш проект — украшение стен подъезда элитного дома. Помимо сложности работы, нам мешало то, что многие люди подходили посмотреть, чем мы занимаемся.

За четыре этажных пролёта мы получили 40 тысяч рублей. Работа длилась три дня, после которых казалось, что я больше не возьму кисть в руки.

Однако уже спустя несколько дней я снова работал. Временная усталость только в первые недели была проблемой, после чего я привык к этой работе, так что дискомфорта у меня практически не бывает.

подъезд

Самый большой наш проект — украшение стен подъезда элитного дома.

Мои советы

Чтобы начать заниматься росписью стен, вы должны овладеть академическим рисунком. Я не говорю о каких-то сверхнавыках, просто нужно знать основы.

Любой рисунок сначала возникает на бумаге, а уже потом переносится на стену. Не нужно думать, что рисовать на стене сложнее.

Да, есть определенные тонкости, например рельефность поверхности. Постоянно устают руки, если нужно рисовать на большой высоте. Но, на самом деле, это не такие и проблемы, а всего лишь преграды, которые легко можно обойти.

Не стесняйтесь ставить большую цену

У меня есть совет для тех, кто собирается зарабатывать на жизнь таким образом — не стесняйтесь ставить большую цену.

Мне известен случай, как местная девушка согласилась расписать церковь изнутри за 120 тысяч рублей, после чего работала над стенами 8 месяцев практически ежедневно (точнее еженочно, так как работала она по ночам). Не бойтесь завысить цену, ведь очевидно, что когда человек обращается за подобными услугами, деньги у него есть. Мы рассчитываем цену, исходя из нескольких параметров:

  • требуемое время работы,
  • расходы на материалы,
  • сложность работы.

Если над стеной мы должны работать не более одного дня, то цена варьируется от 7 до 15 тысяч рублей. Хочу сказать, что с нами никогда не пытаются сторговаться — такие цены всех устраивают, так что в ближайшее время мы наверняка повысим стоимость наших услуг.

фасад

Многие бизнесмены хотят выделиться и просят нас разрисовать фасад здания.

Заключение

Мне нравится заниматься росписью стен. Помимо высокого дохода и малой траты времени, я совершенствую свои навыки художника, что, несомненно, намного важнее денег.

Помимо росписи стен, я преподаю рисование тем, кто не имеет возможности получать профессиональное образование — это приносит мне удовольствие. Конечно, я не могу сказать, что сумел прямо-таки совместить творчество и заработок, но я смог найти источник денег, который не заставляет меня злиться и ненавидеть себя, чему я очень рад.

Он никогда не учился в художественной школе. Его университетом стала улица, мольбертом — стены, а кистями — баллоны с автомобильной краской и краскопульт. Теперь заказчики стоят к нему в очереди, парень работает без выходных и праздников. В Краснодаре его знают и любят многие — за профессионализм, хороший вкус и чувство юмора. Саша Сингур, более известный под псевдонимом Maslo, рассказал Юга.ру о своем ремесле, которому его научила жизнь.

Когда ты решил, что хочешь заниматься граффити?

— Рисовать граффити начал «с нуля» в конце 2000 года, хотя этой культурой увлекался еще с 1994 года. Много рисовал на улицах, тренировался, копировал, изобретал. В общем, нарабатывал свой стиль, который до сих пор формируется — потому как конечной точки в развитии нет. Уличное рисование постепенно трансформировалось в коммерческую роспись. На начальной стадии заказов было не так уж и много, затем их появилось больше. Они разделились на интересные и не очень. Сейчас я могу себе позволить самостоятельно выбрать интересный мне заказ, потому что их стало достаточно для того, чтобы я мог так себя вести.

Кто крут в Краснодаре из уличных и коммерческих райтеров (художников граффити), как появилось это движение, кто был твоими учителями и как происходил процесс обучения?

В Москве это был Basket, Чуб, СЕ, Камар и Червяк из Rus Crew, а также ряд других художников. Там это происходило наиболее активно, бум хип-хоп-культуры ощущался гораздо быстрее, выше, сильнее, чем в любом другом городе.

В Краснодаре — Пиппен, Рашид, Митяй и Заяц. Учителем было время. и интернет!

Скоро ситуация изменится, сейчас властям стало интересно поработать с другими исполнителями. По этому поводу уже не раз собирались и обсуждали тему краснодарского мурализма.

Его работы хороши для масс, очень яркие и контрастные, он использует классическую подачу, работая на объемность. Цветастость и объемность изображения цепляет обычного человека, ему нравится. Но техника, смысл, манера, многие другие аспекты, которые понятны людям, работающим на более глубинном уровне в сфере творчества. На уровне Краснодара это норм, но выносить за пределы административного центра Кубани это творчество не стоит.

Он берет госзаказы, делает роспись на социальные темы, занимается волонтерской работой. Рисует в своей манере, которая мне не близка.

Куринов выбрал стиль, позволяющий максимально быстро понравиться публике. Своего рода поп-арт в граффити в своем стиле. К сожалению, это дорога не туда (для современного искусства, граффити, мурализма, стрит-арта — как хотите). Этот путь неплох для заработка, чтобы понравиться максимально большему количеству людей, по большей части не особо разбирающихся в данной сфере. Рисование фэнтези, особенно в его стиле, очень хорошо в это вписывается. Добавь много цвета, поиграй контрастами, сделай ставку на объемность. Что ни нарисуй в этом стиле — все зайдет массам на ура! Особенно в Краснодаре, где для нас это в диковинку.

Скорость и масштаб — главное, чем он гордится. Слышал, что он, мол, за три дня залил какое-то невообразимое количество квадратов. С такими темпами и на такой скорости можно не успеть заметить много чего интересного. Когда такие скорости имеют место, происходит прямая потеря качества, что явно наблюдается в его работах. Благодаря ему скоро стрит-арт станет олимпийским видом спорта. Райтеры будут соревноваться на время и на скорость заливать стенки урбана и пересекать финишную колючую проволоку.

Случались ли эксцессы во время акций по стрит-арту, сталкивался ли ты с непониманием или противодействием твоему стрит-арту?

— Столкновения и непонимание со стороны правоохранительных органов были, но всегда все расходились миром. Ключевой момент здесь — непонимание, дезинформация прежде всего. Если ты не вовлечен в процесс или культуру, ты будешь неверно ее воспринимать.

Человек должен испытывать удовольствие от того, чем занимается. Это прежде всего!

художник Саша Maslo

Чем отличается твой подход к коммерческой росписи от подхода к некоммерческой, к стрит-арту? Если бы за стрит-арт, за полностью свободное искусство, тебе платили так же, как за коммерцию, — ты бы хотел заниматься только им?

— Стрит-арт — это просто вышел и сделал, а коммерция — вышел, договорился, сделал. Так вот, в этом «договорился» сокрыто очень многое! Договорился и про деньги, и про время, и про условия, и про нюансы, и даже про идею и желания другого человека — заказчика. Ты делаешь не для себя, а кому-то за что-то. Для себя, возможно, ты бы этого не стал делать, но хотел бы сделать деньги. В этом фишка!

Кстати, работа за компьютером на уровне эскиза занимает 10, даже 5% времени от всего выполнения заказа. Все остальное — это hard work! Сам я не очень люблю эту эскизную часть, но без нее коммерцию сделать практически невозможно, приходится хоть что-то накидать для обсуждения. Некоторые заказчики требуют не только подробный эскиз, но и перенос его на стенку чуть ли не один в один. Главное в набросковой части — чтобы не получился эскиз ради эскиза. Есть нюансы, которые подгоняются непосредственно на стенке, отступления от эскиза тоже должны восприниматься заказчиками нормально, адекватно.

Помимо росписи на стенах я еще делаю графику, работаю маркерами по канвас-панели, это холст на картоне.

Если бы мне за мой стрит-арт платили больше, чем за коммерцию, то эти два понятия слились бы в одно. А по сути, это больше похоже на продажу холстов в рамках Краснодара: платить за мой стиль в чистом виде и полном объеме пока, к сожалению, мне не собираются.

Начало нулевых годов стало продолжением 90-х, очень своеобразные заказы попадались мне в это время. Платили бильярдными столами, обоями, декором, инструментом и прочей утварью — очень популярен был расчет за работу в формате баш на баш. Сейчас работа куда интереснее, зачастую между выполнением заказов практически нет перерывов.

В чем сложность работы с краснодарскими заказчиками, какие заказы тебе интересны, а какие — нет? Что обычно заказывают, часто ли встречаются заказчики, которые сами не знают, чего хотят? Кто вообще эти люди — те, кто решил, что им нужна роспись по стенам?

— Краснодарские заказчики бывают очень разные, но их объединяет одно — желание поторговаться, сделать дорого за дешево, и у них порой нехватка информации или неверные представления по различным вопросам искусства.

Не знают, чего хотят? Такое тоже встречается, но все реже. Это также вопрос информационного характера. Такая ситуация может быть в двух случаях: люди вообще не знают, каким способом и техническими средствами осуществляется творческий процесс, или же они разбираются в целом, но не понимают, «как лучше» сделать. Но это больше идет эскизная история. Такие люди, в свою очередь, делятся на тех, кто вообще не понимает, что хочет увидеть, и тех, которые достаточно ясно дают понять, что им нужно, на примерах — у них есть картинки, наброски, любая другая информация.

Кто эти люди? Наверное, те, для которых не чужда сфера творчества, эстетики и моды в конце концов. Те, кому небезразлично, будет ли он смотреть на обои или на эксклюзивную ручную работу.

Моя задача — давать свое видение. Некоторые приходят, дают готовое задание. Таких очень мало. В основном предлагаю я. Заказчик может предложить направление, а я — идеи по его реализации и развитию.

Если тебе будут подробно говорить, что делать, а ты будешь просто делать — это тупиковый путь. Даже в самых провальных в этом смысле заказах (потому что есть и такие, где лучше уже тогда сразу не браться) надо продвинуть что-то свое. Иначе по итогу выйдет плохо.

Кто твои конкуренты?

— Я не собираюсь соревноваться, поэтому соперник отсутствует. Я занимаю свою нишу — не совсем граффити и не совсем аэрография в том виде, как ее больше привыкли воспринимать, скорее это нечто между.

Классическая аэрография напрямую связана с росписью автомобилей. У людей очень четкая ассоциация с этой техникой росписи — это, мол, про машины история. Также аэрография применяется для росписи ноутбуков, небольших работ формата А4. А я делаю очень масштабные работы, большие объемы, это нетипично для аэрографии. Что важно, я работаю не аэрографом, а мини-краскопультом HVLP-системы. Использую в работе дисперсионные или водоэмульсионные краски. Это самая обычная краска для ремонтов, Caparol или Tikkurilla. Она меньше воняет, чем автоэмали и нитрокраска. Но и результат разный. Водоэмульсионка дает пастельные тона, мягкие переходы. Эмаль и нитрокраска позволяют делать контрастные, насыщенные, яркие работы.

Что в современных трендах росписи стен тебе кажется наиболее интересным и прогрессивным?

— Граффити, как и все остальное, развивается, приобретая новые формы и создавая тенденции. Это так называемый ньюскул. Современные тенденции — мурализм, бомбинг, тагинг, вандализм (нелегальное граффити). Могу отметить aryz, Tristan Eaton, cryptk, osgemeos, smitheone, nychos, lugosis и retna.

Сейчас модно рисовать небрежно, не чураясь потеков краски. Контурить и заливать ван лайн, то есть в одну линию.

А есть стайломаны — райтеры, рисующие исключительно свой стиль. Только авторский, не отклоняясь никуда! Аккуратисты, дотошно вылизывающие линии на своих шрифтах, ровняя и подрезая углы как под скотч. Педантами от граффити всегда были немцы — к примеру, TASSO и Mirko Reisser.

Роспись стен сродни ремеслу татуировщика. Тенденции в сюжетах становятся схожими, еще 3–4 года назад этого не было. Многие уличные райтеры, граффитчики делают сейчас эскизы для татуировок. Часто райтеры сами становятся тату-мастерами, привносят в это дело свой стиль, свою манеру.

Роспись на подземной парковке, ЧМР © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Роспись на подземной парковке, ЧМР © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Роспись на подземной парковке, ЧМР © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Подпись художника © Фото Елены Синеок, Юга.ру

На Западе легче подходят к росписи, к сюжетам, заказчики там так же и относятся к процессу. Подход такой: заказчик дает полную свободу творчества художнику, доверяет ему. Кроме того, там всегда идет плотная работа с брендами-спонсорами, это обычно производители одежды и краски.

Что ты думаешь по поводу взаимодействия с властями города в роли заказчика для стрит-арт-проектов?

— Изучение вопроса граффити и стрит-арта в целом, анализ отдельных его элементов, правильно поданная и усвоенная информация, свобода творчества, создание благодатной почвы, содействие и доверие художникам со стороны муниципалитета в роли заказчика — это ключ к успеху на пути к современному облику нашего города!

Финансирование необходимо для возникновения действительно привлекательного имиджа города. По-прежнему все делается на волонтерской основе — как и тогда, когда я еще начинал свой путь. Все за бесплатные баллончики и возможность легально порисовать — ну так не должно быть! Не говоря даже про страны Европы, но и в России проводятся мурал-акции по схеме: вознаграждение райтеров, то есть оплата их услуг, плюс еще какие-либо бонусы от управы — расходные материалы (банки, краски, валики, кисти) и плюс хорошие места, поверхности от муниципалитета. И что самое главное — не требовать и не ставить рамки в процессе создания эскиза, не давить на исполнителя, а дать ему полную свободу творчества. Конечно «чисто свой стиль» никто не даст сделать, да и утвердить эскиз все-таки придется, но выйти «на нейтралочку» всегда можно!

У райтера должно быть свое видение, отсюда, наверное, фраза: "Художник так видит". В это видение, наверное, входит все осмысление человеком того, что и как он делает, понимание субкультуры, в которой он находится, смысла (ради чего он это делает), стиля и манеры (как он общается со своим зрителем). Это все нас, райтеров, отличает друг от друга. Одни — попсовые, другие — андеграунд. Куринов — попсовый райтер однозначно, испортивший много фасадов в городе, как по мне. Но вот некоторые мои друзья и знакомые придерживаются другого мнения. Им нравится. Сколько людей, столько и мнений.

Я стайломан и больше склонен к андеграунду, я не позволяю себе делать вещи, которые делает он. Качество и стилистика существенно отличаются от его подхода, я уделяю больше внимания деталям, композиции. Для меня очень важно, чтобы в моем творчестве присутствовал источник, откуда это все пришло, — улица, немножко вальяжности, немножко этого нелегального антуража, соответствующей музычки. Люблю натуральность, трушность, люблю проработки, фишечки, линейность, аккуратность в детализации, но тут же — и небрежность, и потеки на фонах. Работы должны быть живыми, одушевленными! Такие рисунки получаются только у вдохновленного этой культурой человека.

Я знаю в городе людей, работы которых я бы с радостью увидел на стенах нашего города

художник Саша Maslo

Хорошо, что все такие разные, у каждого свой путь. На самом деле, смотреть надо за собой прежде всего, развиваться дальше. Хорошо, что есть спрэй-движуха в Краснодаре. И кто в ней присутствует сейчас, тот, стало быть, находится на своем месте. Образуется здоровая конкуренция, в Москве вон — райтер на райтере сидит, татуировщиком погоняет. Это позитивно сказывается на общем уровне. И общество постепенно привыкает к осознанию того, что граффити, стрит-арт — это неотъемлемая часть городского пейзажа.

Дизайн интерьера становится доступнее разным потребителям, однако всегда важно, чтобы клиент понимал сферу ответственности исполнителя — и с дизайнерами такое происходит не всегда. Рассмотрим семь важных профессий, которые вовлечены в сферу дизайна интерьера, а также инструменты и техники, которые использует каждый из этих специалистов.

Дизайнер интерьера

Дизайнер интерьера работает с общей концепцией интерьера: планировкой, конструкцией здания, расстановкой мебели, макетированием. Его главными профессиональными навыками и знаниями являются знание правил проектирования, основ рисунка и эргономики, способов зонирования пространства, современных отделочных материалов и технологий, законодательной базы по планировкам в своем регионе. Также он разбирается в сочетании цветов, правилах освещениях, стилях в дизайне и архитектуре.

Фото Vidette

Работа дизайнера — комплексная и общая. Он может создавать образ интерьера, создавать доски/коллажи настроения (мудборды). В России часто бывает, что дизайнер — это еще и инженер-проектировщик, декоратор и комплектовщик. Но в крупных фирмах и бюро эти специальности уже разделены.

Дизайнер интерьера пользуется, как правило, такими программами, как ArchiCAD или Revit с BIM-проектированием. Есть также Autodesk, Broderbund 3D, Data Becker 3D, Cadsoft Envisioneer, Bentley.

Для легкого моделирования на первоначальном этапе подходят SketchUp или Rhino, для 2D AutoCAD или 2D-модуль ArchiCAD. Для презентаций — Photoshop, Illustrator и InDesign.

Фото AdobeStock

Из мобильных приложений подходят Paper By 53 и Morpholio Trace для набросков, myPANTONE для создания гамм. Must-have — AutoCad 360 и Autodesk Formit и BIMX для ArchiCad, позволяющий открывать файлы из основных программ на мобильном телефоне.

Инженер-проектировщик

Проектировщик составляет документальную базу: планы, развертки отделки. Он же узаконивает перепланировку, проверяет ее легальность, учитывает практичную базу конструкции для реализации тех или иных решений.

Проектировщик создает техническую часть дизайн-проекта: обмерный план, экспликации помещений, план расстановки мебели, расположения сантехнических приборов, планы для дверей и окон, пола и потолка, план освещения и расположения розеток, теплого пола и развертки для отделки стен.

Фото Shutterstock

Проектировщик пользуется разными программами, например, ArchiCAD, Autocad, Sketchup, Photoshop, Kitchendraw, CorelDraw.

Архитектор

Архитектор чаще всего занимается проектами, связанными со строительством частных домов или общественных зданий. Например, при проектировании коттеджа, офисного здания или ресторана без него не обойтись. В проектах с реконструкциями (старое здание — в апартаменты с историей, завод — в лофты, особняк — в музей) архитектор выступает в роли главного консультанта по конструктивным особенностям.

Фото Shutterstock

Именно он решает, как отремонтировать стены, кровлю, просчитывает нагрузку на старые перекрытия, продумывает идеи для замены лестниц, учитывает особенности конструкции при перепланировке современного типа.

Архитектор пользуется Revit или ArchiCAD, SketchUp, Grasshopper и комплектом Adobe Suite. Для тех, кто работает и с ландшафтными проектами, подойдет Vectorworks.

Есть и более инновационные приложения, например, MAGICPLAN (создание планов), PLANIMETER (измерение на GPS), CONSTRUCTION MASTER PRO (калькулятор архитектора), SUN SEEKER (отслеживает движение солнца), SKETCHBOOK (рисование архитектурных набросков), UMAKE (из 2D в 3D), iRHINO 3D (просмотр 3D при работе в полях).

Градостроитель

Градостроитель, урбанист — это человек, который занимается комплексным проектированием общественных пространств. К архитектору, который проектирует крупное офисное здание или стадион, связывая его с инфраструктурой города, тоже может быть применен данный термин.

Фото softculture.cc

Градостроителю также нужны GIS-инструменты — QGIS или платный ArcGIS. При этом выбор между GIS и стандартными дизайнерскими CAD зависит от масштаба проекта и формата детализации. Имеются ввиду масштабы менее 1:10000 и более 1:10000. Архитектурный путь проектирования начинается с исследования местности, использования GIS для обработки собранных данных, графики карт и визуализации.

Фото softculture.cc

Еще один важный формат — виртуальная реальность VR. Это сложнотехнические инструменты на мощных движках, которые позволяют создавать интерактивные среды.

Декоратор

Декоратор работает с конкретными вещами: тканями и гардинами, текстилем и коврами, картинами, скульптурами и другими предметами искусства. Декоратор может вносить изменения по отделке: работать с лепниной, позолотой, декоративными деталями и панно, витражами и заниматься бытовым наполнением интерьера (к примеру, текстилем, посудой). Декоратор, в первую очередь, работает с конкретными поставщиками: каталогами, брошюрами и шоу-румами.

Фото havenly

Комплектовщик

Комплектовщик связывает идеи дизайнера с реальными позициями в каталогах брендов мебели, отделки, декора. Он составляет смету, которая будет уже точной, а не приблизительной, связывается с поставщиками, организует доставку, проводит исследование мебельного рынка. Большую часть времени комплектовщик работает с таблицами и списками, каталогами и брошюрами, а также интернет-магазинами.

Фото Shutterstock

Визуализатор

Визуализатор переводит работу дизайнера интерьера и инженера-проектировщика в 3D. Это новая специализация, которая имеет множество вариантов работы: иногда дизайнеры сами умеют работать с визуализацией, иногда в штате или на фрилансе у студии есть отдельный визуализатор.

Фото discover.therookies.co

Для проектов в Revit используются Corona + 3ds Max, для проектов в SketchUp или в Rhino используются V-Ray + SketchUp / Rhinoceros. Для работы с видео-презентациями пригодятся Adobe Premiere и Final Cut.

А что в других странах?

Профессии в других странах часто отличаются по функционалу, а также важному набору квалификаций. Некоторые вещи просто не нужны в той среде, тогда как других не существует в нашей.

Например, дизайнеры в России чаще всего работают с квартирами в новостройках, а в США, Австралии и Канаде — с домами постройки 1890–1960 годов. В некоторых странах, например, Швейцарии, Болгарии и Турции, а также странах Скандинавии квартиры в новостройках обычно продаются с готовым типовым ремонтом и кухонным гарнитуром, а в Италии и Австрии нового фонда вообще почти нет.

Интерьер кухни в Австралии. Фото: luxdeco.com

Интерьер кухни в Австралии. Фото: luxdeco.com

В США есть отдельная профессия — планировщик кухни. Там кухни — это более масштабные, комплексные и сложные проекты со средней площадью около 25 квадратных метров и многомодульными гарнитурами.

В архитектуре происходит то же самое. Например, в Европе очень много работ с архитектурным наследием и согласованием реконструкций зданий, находящихся под охраной государства как архитектурные памятники. Тогда как в России некоторые кварталы жилых домов строятся на колоссальной по размеру плоской территории (и в наше время — с замкнутой инфраструктурой), чего нельзя встретить практически нигде в Европе.

Что касается инструментария, то в США невероятно популярен ArchiCAD, а в Германии, Австрии и Швейцарии — Vectorworks. В Великобритании используется Maya, а не 3Ds Max.

Читайте также: