Что за должность мнс

Опубликовано: 04.07.2024

Должностные инструкции для любой категории сотрудников должны утверждаться и согласовываться с руководством. Каждая инструкция должна соответствовать законодательству РФ, а также нормативным актам, которые регламентируют трудовые отношения в компании.

Научные сотрудники являются структурными единицами государственных организаций. Чаще всего их деятельность связана с разработкой и внедрением, а также изучением явлений, событий, процессов, происходящих вокруг. Для того чтобы стать научным сотрудником, необходимо подходить по ряду параметров и квалификационных требований, которые предъявляются к кандидатам на данную степень.

Понятие

Людей, которые заняты научной деятельностью на предприятиях, в вузах, НИИ, называют общим понятием «научный сотрудник». Такие сотрудники не являются руководителями подразделений. Почти все они имеют ученые степени и звания, каждый получил высшее образование. Нередко вовлекаются в научный и педагогический процесс, однако основная часть их деятельности связана с изучениями и исследованиями. По результатам своей работы научные сотрудники должны публиковать печатные издания, в которых освещаются их исследования и достижения.

Младшему сотруднику необходимо издавать не менее 1 статьи в год. Для перехода на степень выше нужно повышать количество публикаций.

Младший научный сотрудник - первая ступень, с которой начинается карьера в мире науки. Согласно утвержденной иерархии, в России градация выглядит так:

  1. Младший научный сотрудник.
  2. Научный сотрудник.
  3. Старший.
  4. Ведущий.
  5. Главный.

Самая высокая позиция у главного научного сотрудника.

Чтобы лучше понимать, кто такой младший научный сотрудник и как им стать, необходимо ознакомиться с квалификационными требованиями и обязанностями, которые указываются в должностной инструкции.

Общие положения

Относится младший научный сотрудник к категории специалистов. Назначается на занимаемую должность, согласно действующему законодательству РФ, приказом вышестоящего руководства (руководителя организации). Все положения и постановления, касающиеся его работы, должны соответствовать законодательству РФ.

младший научный сотрудник

Для того чтобы получить назначение на данную позицию, необходимо иметь высшее профессиональное образование, а также опыт работы по специальности от 3 лет. Если есть ученая степень, окончена аспирантура или проходится стажировка, то требования к стажу работы не предъявляются. Если есть рекомендации совета вуза или факультета, то на должность могут назначить выпускника, который получил опыт работы во время учебы.

Необходимые знания

Для качественного выполнения работы каждый сотрудник должен обладать набором теоретических и практических знаний и навыков. Сфера науки сложна и многогранна, поэтому требования, выдвигаемые в ней, жестче и объемнее, чем в других отраслях. Младший научный сотрудник обязан знать:

  • цели проводимых исследований, а также задачи, которые ставятся в начале исследования;
  • отечественные и иностранные разработки, связанные с темой проводимого исследования;
  • современные средства и методы, которые используются в исследованиях;
  • способы обработки и анализа информации, особенно средства электронного анализа данных;
  • основы организации труда и трудового законодательства;
  • правила и нормы ОТ и ТБ.

В своей деятельности научный сотрудник должен руководствоваться правилами внутреннего распорядка, приказами или распоряжениями руководства организации и своего непосредственного руководителя, должностной инструкцией, правилами ОТ и ТБ, санитарии и противопожарной безопасности.

Должностные обязанности

Должностная инструкция младшего научного сотрудника содержит четкий перечень обязанностей, которые необходимо выполнять во время трудовой деятельности.

стажер младшего научного сотрудника

Основные положения соответствующего документа:

  • под руководством выполняет исследования и разработки согласно этапам проведения исследования темы, в работе опирается на утвержденные и согласованные методики;
  • принимает участие в проведении экспериментов, наблюдает и измеряет результаты исследований, описывает их и формулирует выводы;
  • исследует зарубежную литературу по вопросам, связанным с исследованиями, изучает литературу;
  • подготавливает различные отчеты по теме исследований или отдельным этапам;
  • принимает участие во внедрении результатов исследований и разработок.

младший научный сотрудник москва

Требования к знаниям музейного работника

Необходимо понимать, что в зависимости от того, в какой отрасли работает сотрудник, будут изменяться требования и обязанности. Например, младший научный сотрудник музея должен знать:

  • нормативно-правовые акты и законы РФ по вопросам, касающимся сохранения, а также развития наследия РФ;
  • законы, которые регламентируют деятельность музеев;
  • порядок, в котором организуются работы по хранению, учету, публикации, изучению, обеспечению сохранности музейных коллекций и предметов;
  • законодательство, касающееся авторских прав;
  • правила, в соответствии с которыми описываются музейные экспонаты;
  • порядок организации проведения экспертизы музейных предметов и культурных ценностей;
  • требования, которые предъявляют к выдаче музейных предметов в постоянное или временное пользование;
  • порядок, в котором ведется Государственный каталог Музейного фонда;
  • состояние, в котором находится современная наука в области музейной деятельности;
  • порядок, в котором оформляются, осуществляются, планируются научно-исследовательские работы;
  • методические и нормативные документы, которые регулируют моменты обеспечения безопасности фондов музея;
  • основы законодательства о труде;
  • правила личной гигиены и общей санитарии;
  • правила ОТ и ТБ, противопожарной защиты.

Обязанности

Занимая позицию в научном секторе, сотруднику приходится охватывать большой круг разнообразных дел, непосредственно относящихся к его работе.

обязанности младшего научного сотрудника

Обязанности младшего научного сотрудника включают в себя:

  • осуществление научной и исследовательской работы соответственно целям, задачам и предметам деятельности по утвержденным заранее планам проведения научно-исследовательских мероприятий;
  • разработку планов проведения выставок и экспозиций;
  • осуществление подготовки публикаций;
  • участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, научных экспедициях;
  • подготовку и планирование научной деятельности, подготовку и сдачу отчетности.

Права

Часто встречается ситуация, когда сотрудник знает только свои обязанности, но не владеет информацией о том, какие права у него есть. Младший научный сотрудник, квалификационные требования которого перечислены выше, имеет право:

  • на получение от руководства компании или организации помощи в исполнении его прямых обязанностей;
  • повышение своей квалификации;
  • ознакомление с проектами руководства по вопросам, которые касаются его прямой деятельности;
  • предлагать решение вопросов и задач своему непосредственному руководству;
  • получать информацию, которая необходима для работы, от коллег.

Ответственность

Оценивая ответственность, которую несут сотрудники, к примеру, НИИ, следует заметить, что ее уровень не особо зависит от уровня должности. Стажер младшего научного сотрудника, как и главный научный сотрудник, несет ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение своих обязанностей.

младший научный сотрудник музея

  • за некачественное исполнение или неисполнение должностных обязанностей;
  • совершение в процессе работы правонарушений или любых других нарушений законодательства;
  • причинение ущерба материального или морального;
  • правонарушения, которые связаны с нарушением правил распорядка, противопожарной безопасности, ТЮ и ОТ, которые установлены и приняты в организации.

Особенности работы

Должность младшего научного сотрудника не предполагает длительных командировок или переработок. Предусматривается стандартный восьмичасовой рабочий день или другой график, согласованный с Трудовым законодательством. Периодически могут возникать ситуации, когда необходимы служебные командировки. Учитывая уровень должности, командировки чаще всего назначают местного значения.

должность младший научный сотрудник

В рамках таких поездок перед сотрудником ставится задача провести исследование на территории другой организации, получить обмен опытом, проинформировать о разработках или произвести любое другое мероприятие, согласованное и утвержденное руководством организации.

Оплата труда

Предъявляемые требования к младшему научному сотруднику предполагают достойный уровень оплаты труда. Однако существует множество подводных камней, которые необходимо знать. Младший научный сотрудник в Российской Федерации зарабатывает от 18 000 до 20 000 руб. Это средние показатели по стране. Зарплата младшего научного сотрудника напрямую зависит от того, есть ли печатные публикации, какое их количество и какие их темы.

младший научный сотрудник квалификационные требования

Набольшее количество сотрудников сферы науки сосредоточено в Московской и Ленинградской областях.

Во многих отраслях требуется младший научный сотрудник. Москва, как и прежде, лидер по всем направлениям. По количеству вакансий и предложений на одного человека столица занимает первое место.

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые при составлении штатного расписания.

Основные определения¶

Категории должностей, связанных с научным процессом¶

Должности научных работников¶

Должности научных работников — руководителей¶

Должности научно-технических работников¶

Должности работников сферы научного обслуживания¶

Категории должностей, связанных с педагогическим процессом в образовательных учреждениях высшего образования¶

Должности профессорско-преподавательского состава¶

Должности профессорско-преподавательского состава — руководителей¶

Должности административно-управленческого персонала¶

Должности административно-управленческого персонала — руководителей¶

Должности учебно-вспомогательного персонала¶

Научные работники¶

Существуют два близких по звучанию понятия: научные сотрудники и научные работники.

Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:

  • главный;
  • ведущий;
  • старший;
  • младший.

Второе понятие включает, помимо перечисленных, еще целый ряд должностей. Согласно закону «О науке и государственной научно-технической политике» (ФЗ от 23.08.1996 N 127, ред. от 23.05.2016), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Другого, более четкого определения данного понятия, в нормативных документах не существует. Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н (ред. от 19.12.2008), помимо научных сотрудников, к научным работникам относятся ещё государственные эксперты по интеллектуальной собственности разного ранга. В то же время, согласно постановлению Президиума РАН № 196 от 25.03.2008, в этот перечень входят стажер-исследователь (инженер-исследователь, старший лаборант с высшим образованием), учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.

Помимо научных работников, 127-ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания. Первые определены как граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Ко вторым относят граждан, обеспечивающих создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Эта группа достаточно размыта, сюда могут входить как лица занимающие различные должности в административном аппарате, так и категория прочего обслуживающего персонала.

В качестве модифицирующей характеристики в производных должностях здесь также используются I и II категории. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «младший» и «старший» не применяется.

  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности II категории;
  • младший научный сотрудник
  • техническим архивом;
  • чертежно-копировальным бюро;
  • лабораторией (компьютерного и фото-, кинооборудования, оргтехники, средств связи)
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности I категории;
  • научный сотрудник;
  • старший научный сотрудник
  • аспирантурой;
  • отделом научно-технической информации
  • ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • ведущий научный сотрудник,
  • научно- исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (лаборатории, отделения);
  • бригады (группы)
  • главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • главный научный сотрудник,
  • научно-исследовательским отделом;
  • конструкторским отделом;
  • экспертным отделом;
  • ученый секретарь

КУ — квалификационный уровень

В последней редакции ЕКС в разделе, включающем научных работников, нет четкого разделения на категории должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Скорее всего, это связано с тем, что должности заведующих научно-исследовательским отделом, лабораторий и пр. могут быть отнесены не только к категории руководителей, но специалистов (в данном случае, научных работников). В итоге можно сделать вывод, что особенности квалификационных требований к должностям работников, связанных с научно-педагогическим процессом, определяются отдельными положениями о соответствующих должностях, разрабатываемыми Учеными советами организаций.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью, условного института РАН, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 298 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, главный инженер и главный научный сотрудник находятся на одном уровне, а инженер I категории — между старшим и ведущим научным сотрудником.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Рис. 298 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории научных работников или работников сферы научного обслуживания. Научно-технические работники, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

На следующей схеме показана упрощенная структура условного института РАН ( Рис. 299 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Дирекция института (на схеме условно названо «Институт РАН»). Но иерархическая связь его с остальными подразделениями зависит от рассматриваемого бизнес-процесса. Например, Центр коллективного пользования в приведенном примере — структура, созданная на базе данного института, но помимо исследований проводимых самим институтом, там ведутся работы и работниками других организаций. Следовательно, график работы Центра будет утверждать директор института, а тематику НИР — некий внешний орган. Аналогично, секретариат Учёного совета подчиняется непосредственно Учёному совету. На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных институтов. Однако целью ее составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с научным процессом.

Упрощенная структура условного института РАН

Рис. 299 Упрощенная структура условного института РАН

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела ( Рис. 300 ) включает заведующего отделом и главного научного сотрудника. В структуру отдела, входят три лаборатории со своим штатом сотрудников. Если в названии должности работника присутствуют модифицирующие характеристики «старший», «ведущий» или «главный», то согласно ЕКС, работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Такая должность может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Поскольку главный научный сотрудник по уровню иерархии стоит выше, чем заведующий лабораторией, он входит непосредственно в штат отдела, а не лаборатории. При этом, он может руководить научной работой сотрудников нескольких лабораторий. Но административные функции он не выполняет — это является прерогативой заведующих отделом и лабораторий. Помимо главного научного сотрудника, непосредственно в штат отдела могут входить и сотрудники другого уровня. В этом случае они также будут подчиняться непосредственно заведующему отделом.

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Рис. 300 Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Штатный состав научно-исследовательской лаборатории, в приведенном примере, включает, помимо заведующего лабораторией, несколько научных работников разного уровня от стажера исследователя до ведущего научного сотрудника, а также несколько лаборантов-исследователей, в качестве научно-вспомогательного персонала. Количество штатных единиц НР и НВП зависит от объема задач, стоящих перед лабораторией и текущей ситуации, определяемой объемом финансирования и наличием специалистов в кадровом резерве.

В штате секретариата Учёного совета института ( Рис. 301 -1) состоят учёный секретарь (научный работник) и несколько единиц научно-вспомогательного персонала от инспектора до инспектора I категории. Аналогичный штатный состав имеют отделы ( Рис. 301 -2) аспирантуры и научно-технической информации ( Рис. 301 -3), возглавляемые заведующими отделами.

Пример штатного состава прочих отделов

Рис. 301 Пример штатного состава прочих отделов:

  1. Секретариат Учёного совета института.
  2. Отдел аспирантуры.
  3. Отдел научно-технической информации.
  4. Центр коллективного пользования.
  5. Эксплуатационный отдел.

В штате центра коллективного пользования ( Рис. 301 -4), помимо заведующего центром (научный работник), состоят несколько единиц научно-вспомогательного персонала — инженеров-исследователей разных категорий, относящихся к научно-техническим работникам, а также техники, относящиеся к работникам сферы научного обслуживания.

Штатный состав эксплуатационного отдела ( Рис. 301 -5) целиком относится к работникам сферы научного обслуживания. Сюда входят заведующий отделом, инженеры разных категорий и техники. Все, кроме заведующего отделом (административно-управленческий персонал), относятся к категории прочего обслуживающего персонала.

Педагогические работники¶

Должности работников образовательных организаций разного уровня описываются в разделах ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ N 761н от 26.08.2010, ред. от 31.05.2011) и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н). В последнем из этих разделов приведены следующие должности руководителей:

  • ректор;
  • президент;
  • проректор;
  • руководитель структурного подразделения;
  • заведующий отделом аспирантуры;
  • советник при ректорате;
  • ученый секретарь совета ВУЗа;
  • ученый секретарь совета факультета;
  • заведующий отделом практики;
  • помощник ректора (проректора).

Должности профессорско-преподавательского состава:

  • ассистент;
  • преподаватель;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор;
  • заведующий кафедрой;
  • декан факультета (директор института).

Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала:

  • диспетчер факультета;
  • тьютор;
  • специалист по учебно-методической работе;
  • учебный мастер.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом, условной образовательной организации высшего образования, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 302 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, заведующий кафедрой и заместитель декана находятся на одном уровне, а тот же заведующий кафедрой — между доцентом и профессором.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Рис. 302 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории профессорско-преподавательского состава или административно-управленческого персонала. Учебно-вспомогательный персонал, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

При сравнении должностей профессорско-преподавательского состава и должностей научных работников, можно предложить следующее соотнесение: младший научный сотрудник соответствует по иерархическому уровню ассистенту, а главный — профессору.

На следующей схеме показана упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования ( Рис. 303 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Ректорат (на схеме условно названо «Образовательная организации высшего образования»). На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных ВУЗов. Однако целью её составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с образовательным процессом.

Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

Рис. 303 Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

В приведенном примере штатного состава ректората ( Рис. 304 ), помимо ректора, есть еще два руководящих работника — проректора по учебной и научной работе, возглавляющие соответствующие управления. Помимо этого, в непосредственном подчинении ректора находится президент, штат советников и помощников, которые входят в административно-управленческий персонал, но не относятся к категории руководителей. В штат ректората входят также помощники проректора, которые подчиняются своему проректору и также относятся к административно-управленческому персоналу.

Пример штатного состава ректората

Рис. 304 Пример штатного состава ректората:

  1. Управление по учебной работе.
  2. Управление по научной работе.

В непосредственном подчинении проректора находятся начальники отделов, входящих в структуру его управления. Проректору по учебной работе подчиняются также деканы факультетов.

Штатный состав отделов входящих в структуру управлений ВУЗа принципиально ничем не отличается от состава аналогичных отделов института РАН, как и состав секретариатов Учёных советов.

Факультет возглавляет декан ( Рис. 305 ). В штатный состав деканата входят его заместители, а также ряд инспекторов разных категорий. Как правило, в сферу ответственности каждого из заместителей декана входит один или несколько студенческих курсов. В непосредственном подчинении декана находятся также заведующие кафедр факультета. Декан, его заместители и заведующие кафедр относятся к категории руководителей. Однако, декан и заведующие кафедр относятся также к категории профессорско-преподавательского состава, а заместители декана, как и инспектора деканата — административно-управленческого персонала.

Пример штатного состава факультета

Рис. 305 Пример штатного состава факультета:

В штатное расписание кафедры входит ряд должностей профессорско-преподавательского состава: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель и ассистент. А также должности учебно-вспомогательного состава: учебный мастер, старший лаборант и лаборант. На тех кафедрах, в учебном процессе которых используется сложное оборудование, в этой категории может встречаться должность техник.

Рассмотренные примеры организационных структур научного и образовательного учреждения, на практике носят смешанный характер. Особенно это касается крупных университетов. Часто в составе такой образовательной организации (несмотря на название, включающее ФГБОУ ВО) находятся, помимо факультетов, еще и НИИ или другие обособленные научные подразделения. Также в структуру кафедр бывают включены исследовательские лаборатории. В научных учреждениях должности профессорско-преподавательского состава вводятся, как правило, при наличии реальных условий для осуществления образовательной деятельности (например, ВУЗов соответствующего профиля в месте расположения учреждения, наличия базовых кафедр и т.п.).

Квалификационные требования и трудовые функции

младшего научного сотрудника

лаборатории инфекционных вирусов

I . Общие положения

1.1. На должность младшего научного сотрудника принимается лицо, имеющее высшее
профессиональное образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет. При
наличии ученой степени, окончания аспирантуры и прохождения стажировки - без
предъявления требований к стажу работы. При наличии рекомендаций советов высших
учебных заведений - могут быть назначены в порядке исключения выпускники высших
учебных заведений, получившие опыт работы в период обучения.

1.2. Принятие на должность младшего научного сотрудника и увольнение с нее
производится приказом директора учреждения по представлению заведующего
лабораторией.

1.3 Во время отсутствия младшего научного сотрудника его обязанности и права возлагаются в установленном порядке на должностное лицо, назначенное приказом директора учреждения по представлению заведующего лабораторией, который несёт полную ответственность за их надлежащее исполнение.

1.4 Младший научный сотрудник должен знать:

- Цели и задачи проводимых исследований и разработок, отечественную и зарубежную
информацию по этим исследованиям и разработкам: вопросы общей и частной
вирусологии, вирусные инфекции человека и лабораторных приматов, методы
лабораторной диагностики;

- Правила работы на лабораторных приборах и оборудовании (боксы биологической безопасности, иммуноферментный анализатор, ПЦР-амплификатор, прибор для электрофореза, центрифуги, автоклавы, сушильные шкафы, термостаты, дистилляторы и т.д).

- Современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации, в том числе с применением электронно-вычислительной техники (знание методов статистики);

- Основы трудового законодательства и организации труда;

- Правила и нормы охраны труда. Инструкцию по технике безопасности в лаборатории инфекционных вирусов (работа с возбудителями вирусных инфекций 3-4 группы патогенности), правила пожарной безопасности и др

1.5.В своей деятельности младший научный сотрудник руководствуется:

- законодательными и нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

- положением об лаборатории;

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями директора учреждения;

- настоящей должностной инструкцией.

1.6. Младший научный сотрудник подчиняется непосредственно заведующему лабораторией.

II . Должностные функции

Проведение научных исследований и разработку по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем, осуществление сложных экспериментов. Сбор, обработка и анализ результатов экспериментов и наблюдений. Участие в составлении планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов. Составление отчетов (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию).Участие во внедрении результатов исследований и разработок. Под руководством ответственного исполнителя проведение научных исследований по отдельным разделам в соответствии с утвержденным планом.

III. Должностные обязанности

Младший научный сотрудник обязан:

3.1. Проводить научные исследования и разработки по отдельным разделам (этапам,
заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным
руководителем, осуществляет сложные эксперименты и наблюдения.

3.2. Собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научную литературу отечественных и зарубежных авторов, результаты экспериментов и наблюдений.

3.3. Участвовать в составлении планов и методических программ исследований и
разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов.

3.4. Составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию).

3.5. Участвовать во внедрении результатов исследований и разработок.

3.6. Под руководством ответственного исполнителя проводить научные исследования по отдельным разделам в соответствии с утвержденным планом.

3.7. Владеть в соответствии с поставленными задачами вирусологическими, серологическими (ИФА, РТГА, РПГА) и молекулярно-генетическими (ПЦР) методами исследования и постоянно осваивать новые методы и методики.

3.8. Обучать прикрепленных к нему старших лаборантов и лаборантов-исследователей методам, используемым в лаборатории.

3.9. Постоянно вести протокольную документацию по выполняемому разделу работы.

3.10. Осуществлять взятие инфекционного материала от больных обезьян, находящихся в изоляторах и от погибших животных - на вскрытии в прозекторской, а также у экспериментальных животных.

3.11. Проводить первичную обработку инфекционного материала лично, либо контролировать проведение данного раздела работы старшим лаборантом или лаборантом-исследователем.

3.12. Участвует в выполнении экспериментов, проводить лабораторные исследования, связанные с вирусами III - IY патогенности (опасности) осуществлять измерения формулировать выводы.

3.13. Постоянно повышать научные знания, изучать отечественную и зарубежную литературу по исследуемой тематике, реферирует статьи.

3.14. Отчитываться о ходе научно-исследовательской работы руководителю и на лабораторных конференциях.

3.15. Составлять отчеты (разделы отчета) по научно-исследовательской теме или ее разделу.

3.16. Под руководством и при согласовании с научным руководителем оформлять результаты своей научной работы в виде статей и тезисов, докладывать их на научных конференциях.

3.17. Выполнять поручения руководителя, связанные с общими потребностями лаборатории.

Младший научный сотрудник имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы служащих; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

4.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от подразделений учреждения и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

V . Ответственность

Младший научный сотрудник несет ответственность в случаях:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности -в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Всем россиянам памятны события, ознаменовавшие начало административной реформы. Президент взял курс на оптимизацию структуры федеральных органов государственной власти. Первым нормативным элементом данной реформы стал Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ №314). В соответствии с абзацем вторым пункта 15 Указа № 314 МНС России подлежит преобразованию в Федеральную налоговую службу. Необходимо отметить, что абзацем вторым пункта 26 Указа № 314 предусмотрено, что изменения, касающиеся МНС России, вступают в силу после вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Таким "соответствующим" федеральным законом стал Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Закон №58-ФЗ). Закон был опубликован в "Российской газете" 01.07.2002 и с этой даты основная часть документа вступила в силу, его отдельные положения, предусматривающие внесение изменений и дополнений в НК РФ - по истечении месяца (то есть с 02.08.2004 года).

Таким образом, с 02.08.2004 года можно утверждать, что Закон №58-ФЗ в полном объеме вступил в силу (за исключением п. 4 ст. 65, который применяется с 1 января 2005 года). С учетом требований Указа №314 и Закона №58-ФЗ с 02.08.2004 года МНС России считается преобразованным в Федеральную налоговую службу. Однако, как показала жизнь, ничего не изменилось.

Что влечет за собой преобразование МНС России?

Процесс преобразования органа государственной власти интересен с правовой точки зрения в двух аспектах - гражданско-правовом и административно-правовом. Гражданско-правовой аспект для налогоплательщиков может быть интересен только в преломлении данной проблемы в рамках арбитражного или гражданского судопроизводства. В соответствии со статьей 44 АПК РФ, сторонами по делу являются организации и физические лица. Статья 48 АПК РФ, устанавливая правила процессуального правопреемства, указывает, что при реорганизации юридического лица стороной по делу становится правопреемник реорганизуемого лица. В соответствии со статьей 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица к правопреемнику переходят права и обязанности в соответствии с передаточным актом. Таким образом, вопросы преобразования МНС России не могут не сказаться на процессуальном положении налоговых органов.

Однако более интересный вопрос - административно-правовое правопреемство МНС России. Как показала практика, налогоплательщики в августе покорно и привычно отчитались в "родных" налоговых инспекциях, кто-то был оштрафован "своей" инспекцией, кто-то с ней судится.

Давайте попробуем оценить статус МНС России (ФНС России в настоящий момент).

Как было отмечено выше, с 02.08.2004 года МНС России преобразовано в ФНС России, в связи с чем административные полномочия МНС России должны перейти к новому органу (это подсказывает логика и сущность процесса преобразования). Сразу хотелось бы пресечь разговоры о том, что преобразование МНС России в ФНС России это только "смена вывески". Пунктом 18 Указа № 314 предусмотрено, что изменения в системе федеральных органов исполнительной власти производятся без проведения организационно-штатных мероприятий и без переназначения сотрудников только в отношении органов, которые Указом № 314 были переименованы или которым был придан новый статус. МНС России Указом № 314 не отнесено ни к первым, ни ко вторым.

Особо хочется обратить внимание, что Закон № 58-ФЗ внес в том числе изменения и дополнения в статью 2 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах), вследствие чего статья 2 данного закона стала звучать следующим образом: "единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов". Аналогичное положение с 02.08.2004 года мы наблюдаем и в статье 9 НК РФ (а также и во всех иных статьях НК РФ), предусматривающей включение в состав участников налоговых правоотношений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (не МНС России!). Таким образом, с 02.08.2004 года МНС России перестало быть налоговым органом (МНС России вообще перестало быть органом государственной власти), то есть органом, действующим от имени государства в рамках НК РФ, со всеми вытекающими отсюда юрисдикционными последствиями для данного органа (любое деяние МНС России или его территориального органа, выступающих в качестве налоговых органов, является незаконным, поскольку совершено при отсутствии законно установленных полномочий). К тому же с момента преобразования должностные лица МНС России также утрачивают соответствующий статус.

Однако само МНС России Закон № 58-ФЗ видимо нисколько не смущает, поскольку 10.08.2004 года МНС России издает Приказ № САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками". Еще более любопытный факт - лицо, подписавшее данный Приказ - исполняющий обязанности Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.Э. Сердюков (справочно - Распоряжением Правительства РФ от 27.07.2004 № 999-р А.Э. Сердюков назначен на должность руководителя ФНС России и одновременно освобожден от ранее занимаемой должности исполняющего обязанности Министра РФ по налогам и сборам).

В итоге складывается очень интересная ситуация - полномочия по контролю и надзору в области налогов и сборов реализует преобразованный орган, о котором как о налоговом органе после вступления в силу Закона № 58-ФЗ не осталось упоминаний в законодательных актах РФ; нормативные правовые акты от имени МНС России подписывает лицо, освобожденное от должности руководителя органа; мероприятия налогового контроля осуществляют лица, утратившие соответствующий статус в связи с преобразованием органа государственной власти. Ни странно ли?

Вроде бы напрашивается вывод, что с 02.08.2004 года полномочия налогового органа должны реализовываться ФНС России и еe территориальными органами. Однако и здесь не все гладко.

Как было отмечено выше, в рамках Закона о налоговых органах и НК РФ (и иных законодательных актов РФ) в состав налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы. С 02.08.2004 года создана ФНС России, руководителем назначен А.Э. Сердюков, Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2004 № 1024-р ФНС России переподчинены территориальные органы преобразованного МНС России. Таким образом, складывается впечатление, что созданы все необходимые условия для функционирования "нового" налогового органа - ФНС России.

Одна очень большая проблема состоит в следующем - кто решил (на основании какого нормативного правового акта), что ФНС России является тем самым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, о котором упоминает НК РФ, регламентируя взаимоотношения государства и налогоплательщиков? До настоящего момента Положение о ФНС России не утверждено, поэтому определение круга полномочий и реализация своих потенциальных полномочий ФНС России представляется невозможными (точнее - незаконными).

Всем россиянам памятны события, ознаменовавшие начало административной реформы. Президент взял курс на оптимизацию структуры федеральных органов государственной власти. Первым нормативным элементом данной реформы стал Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ №314). В соответствии с абзацем вторым пункта 15 Указа № 314 МНС России подлежит преобразованию в Федеральную налоговую службу. Необходимо отметить, что абзацем вторым пункта 26 Указа № 314 предусмотрено, что изменения, касающиеся МНС России, вступают в силу после вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Таким "соответствующим" федеральным законом стал Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Закон №58-ФЗ). Закон был опубликован в "Российской газете" 01.07.2002 и с этой даты основная часть документа вступила в силу, его отдельные положения, предусматривающие внесение изменений и дополнений в НК РФ - по истечении месяца (то есть с 02.08.2004 года).

Таким образом, с 02.08.2004 года можно утверждать, что Закон №58-ФЗ в полном объеме вступил в силу (за исключением п. 4 ст. 65, который применяется с 1 января 2005 года). С учетом требований Указа №314 и Закона №58-ФЗ с 02.08.2004 года МНС России считается преобразованным в Федеральную налоговую службу. Однако, как показала жизнь, ничего не изменилось.

Что влечет за собой преобразование МНС России?

Процесс преобразования органа государственной власти интересен с правовой точки зрения в двух аспектах - гражданско-правовом и административно-правовом. Гражданско-правовой аспект для налогоплательщиков может быть интересен только в преломлении данной проблемы в рамках арбитражного или гражданского судопроизводства. В соответствии со статьей 44 АПК РФ, сторонами по делу являются организации и физические лица. Статья 48 АПК РФ, устанавливая правила процессуального правопреемства, указывает, что при реорганизации юридического лица стороной по делу становится правопреемник реорганизуемого лица. В соответствии со статьей 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица к правопреемнику переходят права и обязанности в соответствии с передаточным актом. Таким образом, вопросы преобразования МНС России не могут не сказаться на процессуальном положении налоговых органов.

Однако более интересный вопрос - административно-правовое правопреемство МНС России. Как показала практика, налогоплательщики в августе покорно и привычно отчитались в "родных" налоговых инспекциях, кто-то был оштрафован "своей" инспекцией, кто-то с ней судится.

Давайте попробуем оценить статус МНС России (ФНС России в настоящий момент).

Как было отмечено выше, с 02.08.2004 года МНС России преобразовано в ФНС России, в связи с чем административные полномочия МНС России должны перейти к новому органу (это подсказывает логика и сущность процесса преобразования). Сразу хотелось бы пресечь разговоры о том, что преобразование МНС России в ФНС России это только "смена вывески". Пунктом 18 Указа № 314 предусмотрено, что изменения в системе федеральных органов исполнительной власти производятся без проведения организационно-штатных мероприятий и без переназначения сотрудников только в отношении органов, которые Указом № 314 были переименованы или которым был придан новый статус. МНС России Указом № 314 не отнесено ни к первым, ни ко вторым.

Особо хочется обратить внимание, что Закон № 58-ФЗ внес в том числе изменения и дополнения в статью 2 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах), вследствие чего статья 2 данного закона стала звучать следующим образом: "единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов". Аналогичное положение с 02.08.2004 года мы наблюдаем и в статье 9 НК РФ (а также и во всех иных статьях НК РФ), предусматривающей включение в состав участников налоговых правоотношений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (не МНС России!). Таким образом, с 02.08.2004 года МНС России перестало быть налоговым органом (МНС России вообще перестало быть органом государственной власти), то есть органом, действующим от имени государства в рамках НК РФ, со всеми вытекающими отсюда юрисдикционными последствиями для данного органа (любое деяние МНС России или его территориального органа, выступающих в качестве налоговых органов, является незаконным, поскольку совершено при отсутствии законно установленных полномочий). К тому же с момента преобразования должностные лица МНС России также утрачивают соответствующий статус.

Однако само МНС России Закон № 58-ФЗ видимо нисколько не смущает, поскольку 10.08.2004 года МНС России издает Приказ № САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками". Еще более любопытный факт - лицо, подписавшее данный Приказ - исполняющий обязанности Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.Э. Сердюков (справочно - Распоряжением Правительства РФ от 27.07.2004 № 999-р А.Э. Сердюков назначен на должность руководителя ФНС России и одновременно освобожден от ранее занимаемой должности исполняющего обязанности Министра РФ по налогам и сборам).

В итоге складывается очень интересная ситуация - полномочия по контролю и надзору в области налогов и сборов реализует преобразованный орган, о котором как о налоговом органе после вступления в силу Закона № 58-ФЗ не осталось упоминаний в законодательных актах РФ; нормативные правовые акты от имени МНС России подписывает лицо, освобожденное от должности руководителя органа; мероприятия налогового контроля осуществляют лица, утратившие соответствующий статус в связи с преобразованием органа государственной власти. Ни странно ли?

Вроде бы напрашивается вывод, что с 02.08.2004 года полномочия налогового органа должны реализовываться ФНС России и еe территориальными органами. Однако и здесь не все гладко.

Как было отмечено выше, в рамках Закона о налоговых органах и НК РФ (и иных законодательных актов РФ) в состав налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы. С 02.08.2004 года создана ФНС России, руководителем назначен А.Э. Сердюков, Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2004 № 1024-р ФНС России переподчинены территориальные органы преобразованного МНС России. Таким образом, складывается впечатление, что созданы все необходимые условия для функционирования "нового" налогового органа - ФНС России.

Одна очень большая проблема состоит в следующем - кто решил (на основании какого нормативного правового акта), что ФНС России является тем самым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, о котором упоминает НК РФ, регламентируя взаимоотношения государства и налогоплательщиков? До настоящего момента Положение о ФНС России не утверждено, поэтому определение круга полномочий и реализация своих потенциальных полномочий ФНС России представляется невозможными (точнее - незаконными).

Читайте также: