Что за профессия эковожатый

Опубликовано: 01.07.2024


Мировые экологические проблемы волнуют подростков: начиная с активности на мировой арене 17-летней Греты Тунберг, уже нареченной «голосом своего поколения» и символом экопротеста, и заканчивая выступлениями молодых ребят на международных саммитах, форумах и демонстрациях, указывающих на климатические изменения и загрязнение окружающей среды.

Современные подростки больше не считают себя недостаточно взрослыми и влиятельными, чтобы менять мир. «Мы не собираемся ждать 5, 10, 20 лет, чтобы предпринимать действия, которые мы хотим видеть. Мы не будущее этого мира, мы — настоящее, мы действуем сейчас. Мы больше не ждем», — заявил в январе 2020 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе 17-летний активист из Пуэрто-Рико Сальвадор Гомес Колон. Несмотря на то что многие единомышленники Сальвадора, как и он сам, еще не достигли возраста, дающего право голосовать, их деятельность задает повестку дня мировым СМИ и заставляет реагировать политиков самого высокого ранга. Молодым людям дают слово, и они этим пользуются: ведут блоги, запускают собственные проекты, участвуют в конференциях TED, организуют экодвижения и устраивают «зеленые» акции.

Хотя «эффект Греты» не мог не повлиять на рост экологической осведомленности молодых людей по всему миру, эту тенденцию психологи и социологи присваивают в целом всему поколению Z (родившемуся, по разным теориям, примерно с конца 1990-х). Современные дети и подростки очень просоциальны, и все, что касается вопросов равенства, прав и свобод человека, защиты окружающей среды для них чрезвычайно важно. Среди основных страхов «зетов» и в России, и за рубежом экологические вызовы занимают первое место. Существует даже отдельный феномен — «экологическая тревожность», которую испытывает молодое поколение, осознавая масштаб угрозы.

Фото:Kirsty Wigglesworth / AP

Экотревожность — хронический страх перед экологической катастрофой. Возникает у людей, которые обеспокоены экологическим кризисом и состоянием окружающей среды. Возможные симптомы: приступы паники, потеря аппетита, раздражительность, навязчивые мысли и бессонница. При этом получать экологическое образование современные подростки не спешат — они хотят стать IT-специалистами или инфлюэнсерами в Instagram или YouTube. Хотя последнее не исключает получения средств от экопросветительской деятельности: многие блогеры, распространяющие идеи zero waste и экологического сознания, зарабатывают на своих аккаунтах. Правда, профессионалов, обладающих какими-либо фундаментальными знаниями в этой сфере, среди них практически нет.

Как обстоит дело с экообразованием в школах?

«Зеленое» образование должно начинаться в школе: оно закладывает основы экологического воспитания и помогает использовать знания из социальных и естественных наук для защиты окружающей среды.

Российские стандарты среднего и общего образования в этой области есть. Они учитывают приоритеты мирового сообщества и повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года (принятой Генассамблеей ООН в 2015 году). Но в «зеленом» движении России ЭКА считают, что этого недостаточно.

Эльвира Зинатуллина, руководитель проекта Экокласс.рф движения ЭКА:

Главная проблема педагогов — нехватка актуальных методических и дидактических материалов. Информация об экологических проблемах в учебниках не соответствует современной обстановке в мире. У учителей и школьников нет понимания масштаба проблем, они не знают, что можно сделать для их решения на разных уровнях, в том числе на уровне каждого человека. Поэтому перед учителями встает непростая задача: у них нет достаточных знаний, чтобы самим готовить качественные экологические занятия. Времени на то, чтобы делать интересные для школьников уроки, у них тоже нет.

Сейчас стали появляться ресурсы, которые помогают учителям в вопросах экопросвещения. К примеру, на Экокласс.рф педагоги могут стать участниками программы «Зеленые школы России» и получить инструкции по проведению и внедрению экологических мероприятий и практик, а также доступ к 30 бесплатным готовым урокам и играм на различные темы: сбережение воды, сохранение лесов и биоразнообразие, раздельный сбор отходов, экологичный образ жизни, изменение климата, новые технологии для экологии и другие. Задача подобных уроков — донести до школьников масштаб проблем, рассказать об эффективных способах их решения и научить полезным повседневным привычкам.

Востребованные экопрофессии будущего и где им учиться

Мария Рамзаева, автор и редактор Атласа новых профессий 3.0:

В 21 веке экологическое мышление — надпрофессиональный навык. Оно должно быть не только у специалистов-экологов, но и у всех, в любой деятельности — от профессиональной до бытовой.

Забота об окружающей среде — уже часть государственной политики, компании становятся экологически ответственными. Поэтому в будущем экопрофессии будут востребованы во всех сферах жизни человека — от добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства до туризма и индустрии моды.

Вот лишь несколько «зеленых» профессий, которые будут востребованы в будущем:

Экоаналитики в узких сферах

  • Кто: фармакологические, сельскохозяйственные, портовые экологи, экоаналитики в строительстве, добывающих отраслях и т.д.
  • Что делают: следят за экологической безопасностью на производствах и объектах, относящихся к группе риска; прогнозируют возможные угрозы и предотвращают их, снижают производственные отходы.

Специалисты- экологи

  • Кто: профессионалы внутри компаний, которые хотят стать экологически ответственными.
  • Что делают: помогают снизить негативное влияние производств.

Специалисты по уменьшению экологического следа

  • Кто: менеджер zero waste, архитектор энергонулевых домов, эколог-логист, специалист по рециклингу.
  • Что делают: снижают нагрузку на окружающую среду, уменьшают количество отходов и вредных выбросов.

Экопроповедники

  • Кто: экопродюсер, эковожатый, куратор осознанного экотуризма.
  • Что делают: помогают сделать экологическое мышление частью обыденной жизни каждого человека; вдохновляют на заботу об окружающей среде.

Специалисты по восстановлению экосистем

  • Кто: биоремедиатор, архитектор возобновления экосистем, ветеринар-реабилитолог.
  • Что делают: восстанавливают почву и растительный мир, помогают животным, пострадавшим вследствие экологических катастроф, исправляют последствия уже нанесенного вреда экологии.

Фото:РБК Тренды

Существующие программы классических и онлайн-университетов и школ предлагают как уже привычные направления (например, «промышленная экология» и «рациональное природопользование»), так и необычные («сити-фермерство» и «экоурбанистика»). Сложность с получением новых профессий в том, что непосредственно им пока практически нигде не учат. Но это не значит, что к ним нельзя подготовиться.

«Если вы хотите заниматься экологическими проблемами, но пока не решили, какими, подойдут программы «экология», «экология и природопользование», которые есть во многих вузах, — поясняет редактор Атласа новых профессий 3.0 Мария Рамзаева. — Если определились, то и здесь можно подобрать близкую специализацию. Например, тому же будущему эковожатому подойдет специальность «экологический туризм», а портовому экологу — «комплексное использование и охрана водных ресурсов».


Карьерные перспективы

Несмотря на повышенное внимание к проблеме, в России экопрофессии пока не фигурируют в списках самых востребованных и привлекательных. Но необходимость в таких специалистах постепенно растет. В среднем рост числа вакансий для экологов в России составляет 8% в квартал.

Мария Игнатова, руководитель службы исследований платформы онлайн-рекрутинга hh.ru:

Топ-10 сфер, в которых публикуется больше всего вакансий экологов:

  • строительство, недвижимость, эксплуатация, проектирование;
  • услуги для бизнеса;
  • добывающая отрасль;
  • розничная торговля;
  • продукты питания;
  • нефть и газ;
  • металлургия, металлообработка;
  • энергетика;
  • перевозки, логистика, внешнеэкономическая деятельность;
  • промышленное оборудование, техника, станки и комплектующие.

При этом количество резюме соискателей-экологов на протяжении трех лет остается почти неизменным.

Кого сейчас ищут на HeadHunter:

  1. менеджеров по экологической безопасности, экологическому развитию;
  2. экологов-инженеров, проектировщиков;
  3. менеджеров по продажам экологических услуг;
  4. специалистов по охране труда.

Активизм — это выход?

Современных, отвечающих вызовам времени профилей в вузах пока недостаточно. Возможно, поэтому молодежь видит больше возможностей помочь планете конкретными действиями — демонстрациями, проектами и участием в конференциях.

Ждать, пока образовательные структуры подстроятся под новые реалии, можно долго, а активные действия требуются уже сейчас. Активная жизненная позиция и общественная деятельность не мешает в будущем получить нужную профессию, когда спрос будет более оформлен, а вузы научатся готовить необходимых специалистов.

То, что сейчас об экологии заговорили так активно, не в последнюю очередь заслуга молодого поколения, и это действительно работает — пока о проблеме говорят, ее сложно игнорировать.

Вы из тех, кто заставляет всю семью собирать батарейки и сортировать мусор? Вас беспокоит глобальное потепление и экологические катастрофы? Электрические машины и солнечные панели кажутся вам гениальными изобретениями? Возможно, вам подойдет экологическая профессия.

В этой статье:

Чем занимаются люди экологических профессий?

Эколог — это специалист, работа которого напрямую связана с окружающей средой. Он может работать в частной компании в нефтегазовой, промышленной или строительной отрасли, на заводе, в консалтинговой компании, в государственных надзорных учреждениях и в некоммерческих организациях, занимающихся защитой природы.

У экологов несколько основных задач:

  • изучать окружающую среду;
  • анализировать собранные данные;
  • оценивать экологическую ситуацию в городе, в стране, в мире;
  • отслеживать, как состояние окружающей среды меняется под влиянием человека;
  • определять, какие проблемы в окружающей среде возникают из-за деятельности людей;
  • устранять проблемы в окружающее среде, разрабатывая разные меры: законы, предписания, экологические проекты и т.д.

Экологические профессии сейчас и в будущем

Интересно, что сейчас профессия эколога ассоциируется в первую очередь с экологическими проблемами: с загрязнением воздуха и воды, с глобальным потеплением, с истощением природных ресурсов и т.д. Однако изначально экология — наука о том, как живые организмы взаимодействуют между собой и с окружающей средой. Слово «экология» переводится с древнегреческого как «учение о доме».

Хорошему экологу надо:

  • разбираться в химии, биологии, физике, географии, математике;
  • знать экологическое законодательство, нормативные документы;
  • уметь анализировать разную информацию;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • уметь общаться с разными людьми и убеждать их;
  • быть внимательным и ответственным;
  • оставаться объективным в любой ситуации и не изменять своим принципам.

Пригодится и знание иностранных языков — английского как минимум.

Плюсы и минусы работы экологом

Если вы думаете о том, чтобы стать экологом, обязательно учтите все положительные и отрицательные стороны профессии.

У экологических профессий есть немало плюсов:

  • со временем профессия будет становиться все более востребованной;
  • вместе с востребованностью будут расти зарплаты;
  • вам надо будет постоянно учиться и держать руку на пульсе, а значит ваш кругозор будет расширяться;
  • у вас появится много знакомств и связей в разных сферах: от гос. учреждений до частных компаний;
  • вы будете много путешествовать как по миру, так и по родной стране;
  • вы будете делать по-настоящему полезное дело: заботиться о благополучии планеты, а значит и всех ее жителей.

Но стоит помнить и о минусах:

  • пока это не очень популярная профессия в России;
  • с этим связана и достаточно низкая средняя заработная плата в России:

Экологические профессии сейчас и в будущем

Максимальная средняя зарплата эколога в России в 2020 году — чуть больше 50 тысяч рублей по данным портала Trud.com на декабрь 2020

  • на вас будет лежать много ответственности;
  • вам придется работать с бумагами;
  • какие-то задачи вы, возможно, будете решать в опасных для здоровья условиях.

Топ-10 профессий будущего в экологии

Несмотря на то, что пока профессия эколога не очень популярна в России, некоторые компании все же ищут себе специалистов в этой области. Один из самых распространенных запросов — инженер-эколог:

Экологические профессии сейчас и в будущем

На HeadHunter открыто больше 200 вакансий на должность инженера-эколога

А в будущем возникнет еще больше новых экологических профессий. Мы подобрали для вас 10 самых интересных, отобрав их из каталога всероссийского проекта «Проектория» и из «Атласа новых профессий», разработанного в Сколково вместе с WWF:

Козлова Т.А.

. Сегодня в современном мире важно формирование экологического мировоззрения, потому как экологически безграмотное поведение является причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. У ребят воспитывают чувство сопереживания к происходящему с природными ресурсами, пониманию того, что ее нужно беречь и охранять, но не формируются представления об экологических профессиях, необходимых в современном обществе. В этот период уже необходимо знакомить детей с экологическими профессиями будущего, показать значимость для общества, раскрыть в доступной форме основные трудовые действия, развивать познавательный интерес к данным профессиям.

ВложениеРазмер
pedagogicheskiy_proekt.docx 26.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Ознакомление с экологическими профессиями будущего: парковый эколог, треш – дизайнер, эковожатый»

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, педагоги ДОУ, родители, социальные партнеры.

Вид проекта: познавательный, информационный

В дошкольном возрасте у детей формируются первичные представления об окружающей природе, о представителях флоры и фауны, о водных, воздушных и земельных ресурсах. Через игровую и непосредственно – образовательную деятельность детей подводят к тому, что планета Земля – это уникальный «живой» организм. Сегодня в современном мире важно формирование экологического мировоззрения, потому как экологически безграмотное поведение является причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. У ребят воспитывают чувство сопереживания к происходящему с природными ресурсами, пониманию того, что ее нужно беречь и охранять, но не формируются представления об экологических профессиях, необходимых в современном обществе. В этот период уже необходимо знакомить детей с экологическими профессиями будущего, показать значимость для общества, раскрыть в доступной форме основные трудовые действия, развивать познавательный интерес к данным профессиям. Эти знания, умения и трудовые навыки должны стать основой для формирования человека с новым экологическим мировоззрением, способным осознавать свои действия в окружающей среде, умении жить в гармонии с природой.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения и интереса к экологическим профессиям будущего. Приобщение к ценностям труда и профессиональной деятельности человека. Воспитание экологического сознания, экологической культуры.

  • Способствовать расширению представлений об экологических профессиях будущего и их значимости в жизни общества;
  • Создать поэтапную систему для формирования представлений о трудовой деятельности, совершаемой людьми данных профессии с составлением перспективных планов работы
  • Развивать познавательные, коммуникативные навыки;
  • Воспитывать бережное отношение к результатам труда людей экологических профессий;
  • Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей данных профессий
  • Воспитывать осознанно – правильное отношение к природе, её многообразии.

У детей формируются первоначальные представления об экологических профессиях, их значении и необходимости в современном обществе. Организованна работа клуба «Эковожатых», «Мастерской треш – дизайнера», «зеленой лаборатории» паркового эколога, целью которых является знакомство с экологическими профессиями будущего. Создается возможность раскрыть индивидуальные творческие, организационные, коммуникативные способности. Расширяются и развиваются знания трудовых навыках и умений людей данных профессий. Отражают представление о профессии в практической и игровой деятельности, развивается познавательный интерес.

Выросла активность и заинтересованность родителей в участии в образовательном процессе

Педагогами пополнена методическая библиотека, разработаны перспективные планы, конспекты занятий и мероприятий.

Появились новые социальные партнеры детского сада по профориентации.

Материально – техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголки природы в группах;

- мини – центры для опытно – экспериментальной деятельности в группах;

- экологическая тропа на территории детского учреждения;

- огород на территории и на окне;

- зимний сад в помещении детского учреждения;

1 – этап проекта – подготовительный.

На этом этапе сформированы цели и задачи проекта, разработка плана реализации проекта; осуществление работаы по подборке методической литературы, наглядно – дидактического материала; конспектов непосредственно – образовательной деятельностий.

2 – этап проекта – основной

Включает в себя совместную деятельность педагогов, родителей детей, социальных партнеров.

Профессии будущего: новые и перспективные

Основная часть новых и/или перспективных профессий на российском рынке труда сейчас появляется в ИТ-сфере. И это не только общероссийский тренд, но и общемировой. Достаточно большое количество таких профессий зарождается в медицине, а также в психологии.

Развитие новых технологий, рынка электронных устройств, растущая потребность в знаниях в области компьютерной техники, бизнеса и аналитики, появление новых объектов для исследования (например, виртуальные миры, big data, облачные технологии), появление новых языков программирования, растущая значимость пользователя как главного потребителя сайтов компаний приводит к появлению новых профессий в ИТ-отрасли.

«Локомотивом» роста популярности медицинской сферы является бесконечная гонка за победой над старением и болезнями. Вопросы рождаемости и смертности также очень актуальны. Активное внедрение новых технологий меняет всю систему лечения и диагностику заболеваний. В ближайшем будущем появятся или будут набирать полярность много профессий, относящихся к медицинской отрасли, в частности в фармацевтике, которая менее подчинена государству, в отличие от рынка медицинских услуг. К тому же фармацевтический рынок сейчас переживает бум, связанный с попаданием на рынок огромного количества иностранных лекарственных препаратов. А это значит, что сфера нуждается в специалистах, разбирающихся в маркетинге как одном из главных элементов бизнес-процесса любой компании.

Проблемы в общении между людьми из-за развития интернет-коммуникаций, ускоряющийся ритм жизни, синдром «усталого человека», возникновение конфликтов из-за растущего уровня эмоциональности, а также примеры зарубежных стран постепенно делают в России популярной сферу психологии и HR. В связи с необходимостью создания благоприятной рабочей атмосферы в коллективе все чаще будут появляться профессии в области мотивации и адаптации персонала.

Многообещающей отраслью являются биотехнологии. Эта сфера будет служить своего рода «мостиком» между отраслями, что спровоцирует появление новых, междисциплинарных отраслей.

В ближайшее время ожидается бум в развитии экологической сферы. Хотя профессия эколога является достаточно старой, интерес к этой сфере будет связан с необходимостью решать проблему вредных выбросов, утилизации и переработки отходов, восстановления биосистем, изменения образа жизни, направленного на защиту окружающей среды. Также профессии этой сферы могут быть популярны из-за растущих требований по созданию экологически чистых продуктов со стороны государства.

Космическая сфера — еще одна отрасль, в которой должен произойти новый виток в развитии. Наличие инвестиций, инноваций в производстве летательных аппаратов, дальнейшее изучение вопросов жизни на других планетах спровоцирует появление новых профессий. К этой сфере можно отнести и изучение климата как одного из перспективных направлений для появления новых профессий.

Потребность в педагогах и специалистах в сфере образования будет увеличиваться с каждым годом. Педагогика массово уйдет в онлайн, что повлечет за собой развитие нового направления сферы образования.

По-прежнему будет расти спрос на качественных инженеров различных специализаций, особенно в производственной сфере. Оптимизация различных процессов, появление инновационных разработок и технологий в производстве автоматически спровоцируют спрос на новых специалистов.

Исчерпаемость существующих природных ресурсов станет причиной поиска новых, альтернативных. Благодаря чему в добыче сырья также проявятся новые профессии.

Катализатором к развитию маркетинга и рекламы станет SMM и цифровой маркетинг. Потребность в продвижении бренда, вывод новых продуктов на рынок, увеличение продаж, улучшение имиджа, а также уход бизнеса в онлайн и необходимость более тщательного исследования конкурентов приводит к появлению новых профессий в этой сфере.

Новый этап в развитии рынка труда ждет строительную и архитектурную сферу. В первую очередь это связано с новым трендом — градостроительством.

Развитие науки будет связано с квантовой физикой, математическим моделированием и кибернетикой, также будет расти спрос на специалистов в лингвистике (особенно на специалистов по восточной группе языков).

Необходимость управления постоянно растущими транспортными потоками приведет к популярности профессий в логистической сфере.

Конечно, невозможно охватить все новые и/или перспективные профессии. Получившийся в исследовании список не является окончательным. Однако в нем представлены те профессии, которые отражают будущее развитие.

Рынок труда меняется постоянно: одни профессии теряют актуальность, другие появляются. До 2030 года, по прогнозам экспертов, больше 50 профессий уйдут в прошлое и на их месте появится почти 200 новых! Невостребованными станут бухгалтеры, турагенты, нотариусы… Такие динамичные и серьезные изменения напугают кого угодно и особенно родителей, которым только предстоит помочь детям в выборе профессии.

Обнаружить интерес к той или иной сфере можно у ребенка уже в начальных классах, после этого останется только помочь ему раскрыть свой потенциал и выбрать конкретную профессию в качестве ориентира.

Основываясь на Атласе профессий будущего, который подготовили бизнес-школа «Сколково» и Агентство стратегических инициатив, мы выбрали пять специальностей будущего для мальчиков с самыми разными интересами.

Эковожатый

Люди становятся более ответственными. В частности, они задумываются о том, как их жизнедеятельность влияет на окружающую среду и как минимизировать негативные последствия. Все чаще проявляют инициативу не только крупные организации, но и просто неравнодушные жители планеты. Для того чтобы их труды были продуктивными и не уходили в пустоту, им нужно объединяться друг с другом и действовать организованно.

В этом им и будут помогать эковожатые — специалисты, координирующие действия борцов за экологию, подсказывающие им, где их помощь нужнее всего и где можно встретить единомышленников. Эта специальность относится к социологии, но еще требует масштабных знаний в географии и экологии, а также организаторских навыков.

Родителям, решившим предложить будущее эковожатого своему ребенку, стоит обращать внимание на его интерес к устройству нашей планеты и ее благополучию.

Вдохновляйте его интересными документальными и художественными фильмами по теме. Объясните ему термин «устойчивое развитие» и расскажите, почему это важно.

Ну а тренировать в ребенке управленца в период начальных классов можно и на детской площадке, и на школьных мероприятиях. Достаточно доверять ему ответственные дела. Например, проследить за младшим братом или помочь в организации праздника для всего класса.

Архитектор живых систем

Проблема защиты окружающей среды перед человечеством стоит довольно остро. И поэтому все активнее растет спрос на специалистов самого разного профиля, помогающих решить эту проблему.

И если общительные ребята с явными организаторскими способностями могут в будущем стать эковожатыми, то дети, проявляющие глубокий интерес к научной стороне вопроса, возможно, станут одними из первых архитекторов живых систем.

Это профессионалы, которые создают технологии замкнутого цикла. Они будут разрабатывать проекты городских ферм, системы переработки мусора и так далее.

Создание живых систем относится к биотехнологии — стремительно развивающейся отрасли, которая, как ожидается, сильно повлияет на будущее медицины, энергетики, городского и сельского хозяйства.

Чтобы ее освоить, нужно обладать знаниями в химии и биологии.

К этим предметам дети часто проявляют мало интереса: они кажутся скучными и сложными. Эти дисциплины вводят только в 8-м классе, хотя с азами можно знакомить детей намного раньше, даже в начальных классах. Главное — подать знания интересно.

Вы можете попробовать провести простые эксперименты в домашних условиях, а можете обратиться к дополнительному образованию. Например, на занятиях «Мира исследователей Henkel» дети, подобно настоящим ученым, проводят опыты и делают свои первые открытия. Все уроки проходят в игровой форме, ребята учатся выдвигать гипотезы, продумывать ход действий, чтобы их проверить, и анализировать результаты, то есть делать все то, чем и занимаются биотехнологи.

Science-художник

Как будет выглядеть искусство в будущем? Будет ли в нем место для искусства? Эти вопросы волнуют артистов разного профиля уже на протяжении нескольких веков. Тем не менее искусство никуда не исчезает, а его роль в нашей жизни только растет. Оно лишь постепенно видоизменяется, получая новые формы и обогащаясь новыми жанрами. И одно из последних его воплощений — science-art. Как следует из названия, это симбиоз науки и искусства.

Science-художники создают объекты искусства с использованием последних научных достижений и открытий.

Если ребенок проявляет интерес к миру искусства или даже ходит в художественную или музыкальную школу, покажите ему, что мир науки не менее увлекателен и прекрасен! Здесь тоже могут помочь эксперименты в домашних условиях — особое внимание уделяйте зрелищным опытам, которые впечатлят юного артиста. Например, попробуйте приготовить неньютоновскую жидкость.

Но не стоит забывать и о другой стороне вопроса — ходите по выставкам и на тематические события в своем городе, ищите нескучные материалы по истории искусств и посещайте необычные перформансы современных художников.

Читайте также: