Что за профессия тапер

Опубликовано: 01.07.2024

Мы уже не можем представить кино без музыки, её отсутствие может вызвать сильное ощущение дискомфорта. Неуютно чувствовали себя и зрители первых фильмов – согласитесь, смотреть кино в гробовой тишине достаточно странно. Потому показ фильмов очень скоро начали сопровождать живой музыкой. Её мог играть оркестр или органист, но чаще всего это был тапёр, играющий на фортепиано. Именно с ним прочно ассоциируется немое кино.

Название происходит от французского слова «taper», что означает «хлопать» или «стучать». Многие тапёры действительно просто стучали по клавишам. Впрочем, в этой профессии были и свои виртуозы. Например, композиторы Дмитрий Шостакович и Джордж Баланчин, в юности подрабатывавшие тапёрами, вряд ли просто бренчали по пианино.

Считается, что профессия тапёра зародилась благодаря предприимчивому хозяину кинотеатра, который нанял пианиста для аккомпанемента кино. Есть и другая версия: поначалу музыканты просто заглушали треск плёнки в киноаппарате – или шум улицы, потому что многие первые кинотеатры были простыми передвижными шатрами.

Так или иначе, быстро зародилась новая индустрия, а в кинотеатры потянулись желающие стать тапёрами (среди них, кстати, было много женщин). Ведь они были в определённой степени свободны, могли не просто импровизировать, а играть то, что им хочется. Главное – чтобы музыка подходила к фильму.

"Тапёры – голоса немого кино"

Впрочем, так считали романтично настроенные личности. Опытные тапёры были уверены в том, что постоянная необходимость день напролёт играть одну композицию за другой не даёт проявить себя и вовсе убивает интерес к настоящей музыке. Такая работа – именно работа, а не творчество, – говорили профессионалы, подходит тем, кто ещё только учится и не выработал свою манеру игры.

Тем не менее, от тапёров определённо требовалось мастерство. Ведь им приходилось, играя мелодию, следить за фильмом и быстро реагировать на малейшую перемену в настроении повествования. А в первые годы, когда техника была ещё несовершенной, кинолента часто «зависала» или ускорялась, и тогда музыканты должны были переключиться ещё быстрее, чтобы не вызвать недовольство зрителей.

Для тапёров открывались даже специальные школы и агентства. Правда, подобные школы, как правило, отправляли энтузиастов в кинотеатры, которые платили совсем мало. Здесь была своя конкуренция, и нередко пианисты стремились скорее показать своё мастерство и впечатлить владельцев кинотеатров, нежели аккомпанировать происходящему на экране.

"Шерлок младший" (1924)

Никаких стандартов музыки для фильмов не было. Поначалу тапёры опирались на водевили, музыкальные комедии и популярные песни. Нередко для аккомпанемента выбирали уже существующие композиции, но чаще всё же на ходу придумывали свои собственные (и, к сожалению, редко их записывали).

Вскоре тапёры почти перестали использовать уже существующую музыку. Исключение составляли только популярные мелодии и песни – их использовали в рекламных целях. Иногда песни писали специально для фильма – они звучали в романтической или кульминационной сцене. Эти песни затем выпускали на пластинках – тоже для рекламы.

Тапёр должен был уметь играть любую музыку. Марш требовался для новостей, фокстрот или водевиль – для комедии, отрывки из оперы, интермеццо и увертюры – для драмы, вальсы – для мелодрамы.

Как правило, тапёры импровизировали, а вот для оркестров музыку писали заранее. Впрочем, в 1910-х специально для пианистов начали выпускать сборники композиций, подходящих для разных жанров или сцен. Например, погоня сопровождалась быстрой музыкой, имитирующей стук копыт или сердца, а шторм в море – «Бурным вечером на берегу» из «Пер Гюнта».

Со временем киностудии начали выпускать сборники, предназначенные для конкретных лент. Обычно в таких сборниках над нотами для определённого момента указывались титры из фильма. Тапёр должен был следить за происходящим на экране. Как только появлялись указанные титры, он переходил к новой мелодии, подходящей для сцены. Подобные сборники просуществовали до 1931 года, когда звуковое кино окончательно победило немое.

Один сеанс состоял из нескольких фильмов разной длины и новостных роликов, которые назывались «Gazette». За одну такую программу музыкантам приходилось играть по 30-50 композиций.

Нередко аккомпанировать приходилось, не зная, о чём фильм. В основном тапёры готовили пару первых аккордов и уже отталкивались от них, следя за повествованием. Одновременно они продумывали мотивы и темы для персонажей и событий, на которые затем опирались в дальнейшем.

"Тапёры – голоса немого кино"

Но бывало и так, что один и тот же фильм тапёры «озвучивали» по-разному, что, несомненно, меняло восприятие происходящего. Потому некоторые режиссёры, особенно авангардисты, даже вовсе запрещали тапёрам играть. Они считали, что немое кино нужно смотреть в тишине, и никак иначе.

А затем пришло звуковое кино, и профессия тапёра, просуществовавшая чуть больше тридцати лет, стала исчезать. Ещё до появления звука некоторые кинотеатры начали использовать граммофоны, патефоны и даже автоматические пианино вместо живых музыкантов, а к тридцатым годам надобность в тапёрах и вовсе отпала. Разве что кое-где пианисты ещё продолжали наигрывать мелодии во время показа новостей.

Но в последние годы ремесло тапёра стало возрождаться. По всему миру всё чаще устраивают показы немого кино в сопровождении оркестра или фортепиано. В Москве недавно даже открылся «Тапёрский клуб». Некоторые из современных тапёров, следуя традиции, импровизируют, но теперь у их коллег есть целые библиотеки подходящих мелодий.

В наше время тапёры подходят к делу, пожалуй, более ответственно, чем сто лет назад. Они буквально изучают фильм – смотрят его как зрители, затем встают на место режиссёра и сценариста, чтобы лучше всего передать происходящее на экране. Но главное – эти энтузиасты стремятся не просто аккомпанировать фильму, а передать свою любовь к старому кинозрителям, погрузить их в атмосферу вековой давности – и, кажется, у них это неплохо получается.

В России эта профессия получила распространение в начале XVIII века. В 1718 году Петр I издал указ «Об освещении улиц Санкт-Петербурга», а через пять лет на улицах города находилось уже шесть сотен фонарей, обслуживаемых 64 фонарщиками. В годы правления Екатерины II появилась первая команда фонарщиков, состоящая из солдат-рекрутов. Позднее она перешла в ведение одного из департаментов полиции.

Фонарщик за работой.

В Российской империи XIX века фонарщиками часто становились бывшие военнослужащие. Они могли работать и днем, и ночью, отличались дисциплинированностью, выносливостью, а главное – были способны постоять за себя в ночных стычках с хулиганами или ворами. Обязанность фонарщика заключалась в том, чтобы за час обойти десятки фонарей, заливая в них конопляное масло и поправляя фитили. Ходили слухи, что некоторые фонарщики недобросовестно несут службу: часть конопляного масла они забирают себе, поэтому фонари источают слабый свет и в целом горят недолго. Со временем масло заменили керосином.

У работников были лестницы или длинные шесты, помогавшие дотянуться до фонаря, а также набор инструментов. Даже после изобретения А.Н. Лодыгиным лампы накаливания и появления электрических фонарей (1873 г.), профессия не исчезла – включать их все равно приходилось вручную. Труд фонарщиков перестал быть востребованным после изобретения автоматического режима зажигания в 30-х годах ХХ века.

Памятник фонарщику в Санкт-Петербурге.

В наши дни во многих городах можно найти памятники фонарщикам как дань ушедшей в прошлое профессии. Один из таких памятников находится на Одесской улице в Санкт-Петербурге – как раз на том месте, где зажгли первый электрический фонарь.

Модистка

Женская профессия, связанная с миром моды, появилась во Франции в XVIII веке. Модистки занимались созданием головных уборов и украшений к ним, пошивом накидок, вуалей, платков и домашних платьев. Старый предмет гардероба они могли перекроить заново, добавить аксессуаров и превратить в настоящее произведение искусства. Широкую известность модистки приобрели благодаря искусно созданным ими дамским шляпкам. Каждая модель, изготовленная вручную, была единственной в своем роде. Самые востребованные представительницы этой профессии могли позволить себе держать до ста работников в подчинении и открывать собственные мастерские.

Модели шляп в журнале «Модистка». 1892 г., №2.

Модели шляп в журнале «Модистка». 1892 г., №2.

В Российской империи профессия модистки начала набирать популярность с 1800-х годов. Женщины объединялись в специализированные сообщества, открывали школы модисток, делились навыками. В конце XIX века деятельность модисток стала освещаться в периодической печати. В Петербурге выходили прообразы будущих глянцевых журналов, среди которых – «Вестник моды» и «Модистка» с иллюстрациями шляп и украшений в виде брошей, лент, перьев и драгоценных камней.

Труд модисток оставался актуальным на протяжении всего XIX и первой половины XX века, а затем сошел на нет из-за перемен в устройстве модной индустрии и смены тенденций. Создание изысканных шляп сейчас – удел дизайнеров.

Тапер

В эпоху немых фильмов единственным звуковым сопровождением того, что происходит на экране, была игра на пианино. Занимался ею человек канувшей в лету профессии – тапер. На самом деле таперы появились даже раньше, чем кинематограф. Они работали на балах, званых ужинах и прочих светских мероприятиях. Само слово tapeur – французское, и переводится как «хлопать» или «бить». С возникновением кинематографа профессия тапера приобрела широкую популярность и оставалась таковой в течение минимум тридцати лет. Многие попытки снять звуковые фильмы были безуспешными, и в таперах кинематографисты видели единственное спасение. Уже тогда стало ясно, что смотреть картину в полной тишине – сомнительное удовольствие.

Просмотр немого фильма. 1920 г.

Интересно, что самую широкую известность профессия тапера приобрела именно в Российской империи. В 1910-е гг. на территории страны количество кинотеатров (их тогда называли «синематографами») исчислялось тысячами, а зрителей – десятками миллионов в год. Кинематограф, как новый вид искусства, был негативно воспринят театральным сообществом, справедливо опасавшимся конкуренции. Режиссерам, актерам, писателям-сценаристам и таперам не рекомендовали уходить из театра в кино.

Тех, кто, невзирая на критику, делал по-своему, нередко презирали. Работа тапера считалась недостойной квалифицированного пианиста, хотя и требовала немалой самоотдачи. Таперы выполняли свои обязанности по 7-10 часов в сутки без перерыва, сидя в душном помещении без окон. Играли они в темноте, чтобы не отвлекать внимание зрителей от экрана. Разумеется, далеко не каждый пианист мог с достоинством принять такие условия.

Существовала градация таперов. Менее талантливые играли по специальным нотным заготовкам – кинотекам, в то время как самые одаренные назывались «пианистами-иллюстраторами» и самостоятельно подбирали музыкальное сопровождение для каждого эпизода в фильме. Можно считать их создателями первых саундтреков для кинолент. Жалование таперов «высшей категории» составляло около 150 рублей в месяц.

Труд таперов оставался востребованным и в Советской России. В 1920-е годы стали открываться курсы «музыкальной киноиллюстрации», продолжавшие существовать даже после появления первых звуковых фильмов. И все же постепенно потребность кинематографистов в таперах исчезла. Эту профессию, как и многие другие, вытеснили современные технологии, однако она не пропала бесследно. Уже в наши дни становится модным организовывать просмотры старых фильмов на большом экране в сопровождении живой музыки, а значит – ремесло таперов получило второй шанс.

Ловчий и сокольничий

Ловчий – профессия, существовавшая на Руси с XI века. В «Поучении детям» киевского князя Владимира Мономаха указано, что ловчие специализировались на разных видах охоты, а также обладали властными полномочиями. Сокольники, рыболовы, подледники и псари свободно выполняли свою работу на территории княжества и даже могли требовать от местных жителей участия в охоте. С XIII века в документах встречаются упоминания о ловчей пошлине, существовавшей и позднее, в период возвышения Московского княжества. Свидетельством этого являются, в частности, монеты XIV века с отчеканенным на них изображением человека, держащего на правой руке сокола. С 1569 года понятия «ловчий» и «сокольничий» стали подразумевать под собой не только род деятельности, но и придворный чин.

Русский сокольничий XVII века.

Последним сокольничим в истории России был Гавриил Григорьевич Пушкин, современник Михаила Федоровича – первого правителя из династии Романовых, а также предок А.С. Пушкина и один из героев трагедии «Борис Годунов». Во второй половине XVII века профессия стала называться несколько иначе – сокольник. Она приобрела большую популярность и ассоциировалась с высоким статусом: ведь царь Алексей Михайлович являлся большим любителем охоты с хищными птицами. Сокольники обязаны были заботиться о птицах, воспитывать и обучать их. Монарх собственноручно составил свод правил для сокольников, награждал их поместьями и вотчинами.

Профессия сокольника, так же, как и соколиная охота, исчезла в годы правления Петра I. Бывшие хранители птиц пополнили ряды гвардии – Семеновского и Преображенского полков.

Человек-будильник

В XIX веке ряд европейских стран охватила промышленная революция. Ее порождением стал рабочий класс: люди, чей распорядок дня предполагал ранние подъемы и посменный труд. Профессия человека-будильника, получившая наибольшее распространение в Великобритании и Ирландии, появилась именно в это время и в этой среде. Привычные сегодня механические будильники в те годы не были ни дешевыми, ни надежными. Задача человека-будильника заключалась в том, чтобы заставить рабочего проснуться в нужное время и убедиться в том, что он действительно поднялся с постели. Так происходило вплоть до 20-х годов прошлого века.

Человек-будильник.

Человек-будильник использовал небольшую дубинку, чтобы стучать в двери своих клиентов, и легкую длинную палку – чтобы доставать до окон спален, обычно расположенных на верхних этажах. Он не покидал свое «рабочее место», пока человек не показывался в поле его зрения. За выполнение подобных обязанностей человек-будильник получал несколько пенсов (примерно 80 копеек по современному курсу).

Большинство людей, выполнявших работу человека-будильника, проживали в крупных промышленных городах Великобритании – например, Манчестере. Настоящим спасением они были для рабочих, трудившихся в ночную смену и обязанных уже в три часа ночи приступать к своим делам. Некоторые представители этой профессии использовали довольно изобретательные методы, чтобы разбудить рабочих. Вместо тяжелых палок они, к примеру, носили с собой подобия маленьких самодельных ружей, из которых стреляли по окнам горохом.

По мере того как механические будильники сделались более доступными и наводнили рынок, диковинная профессия стала терять свои позиции. Теперь о былом существовании человека-будильника можно узнать из сохранившегося британского фольклора или классических произведений – например, романа Чарльза Диккенса «Большие надежды», один из героев которого впадал в неподдельную ярость от того, что его слишком активно будят.

Кто такой тапер? Это представитель профессии, утратившей свою актуальность с появлением звукового кино. «Тапер», краткое содержание которого изложено в статье, является историей вымышленной. Но вселяющей надежду на то, что талант и усердие никогда не останутся без внимания.

Итак, кто такой тапер? И почему Александр Куприн именно так назвал свое небольшое произведение?

кто такой тапер

Неблагодарный труд

Таперы в России пользовались большим спросом. На вопрос о том, кто такой тапер, ответ знал каждый ребенок из дворянской семьи. На праздниках и различных увеселительных мероприятиях представители этой профессии осуществляли музыкальное сопровождение.

Требования к таперам были невысоки. Они не оканчивали консерваторию. Знания музыкальной грамоты порою оставляли желать лучшего. Ведь таперы играли не на концертах классической музыки. Они всего лишь создавали фон.

Герои рассказа

Действующие лица произведения «Тапер» – члены семьи Рудневых. В их доме нередко проводятся праздники. Причем поводом для увеселений может служить спонтанное желание главы семейства. Рудневы гостеприимны. Глава уважаемого семейства – Аркадий Николаевич – гурман, игрок и неудачливый предприниматель.

Однажды при организации очередного семейного праздника, на котором ожидается немало гостей, забывают пригласить музыкантов. Аркадий Николаевич отправляет за тапером. Горничная, выполняющая указание хозяина, исчезает на добрых три часа. Младшая дочь – непоседливая Тина – с нетерпением ждет музыканта. Ведь вечер вот-вот должен начаться, а тапера все нет.

тапер краткое

Юный музыкант

Удивление дочерей Руднева невозможно описать. Горничная наконец-то возвращается, но сопровождает ее отнюдь не опытный музыкант, а мальчик в гимназической шинели. Юного тапера зовут Юрий Азагаров. Разве сможет этот отрок обеспечить музыкальное сопровождение?

Самородок

Когда Юрий садится за рояль и начинает играть, удивление присутствующих сменяется восторгом. В доме Рудневых раздаются пассажи Шопена, звуки бетховенских сонат, рапсодии Листа. Игра реалиста соответствует уровню самого одаренного студента музыкальной консерватории. Аркадий Николаевич понимает, что перед ним настоящий самородок.

Рубинштейн

Вдруг хозяин дома куда-то исчезает. А спустя час возвращается в сопровождении важного господина. Гость Руднева внимательно слушает игру гимназиста. Юрий немало смущен вниманием человека с надменным взором. К тому же незнакомец просит сыграть еще раз рапсодию. Постепенно выражение лица важного гостя смягчается, в его глазах появляется одобрение. Юрий между тем играет, как никогда. Его пальцы обретают исключительную послушность и гибкость.

Гость снова исчезает. А вскоре к музыканту подходит Аркадий Николаевич, отдает конверт с деньгами и отправляет в переднюю одеваться. Оказалось, что важным господином, перед которым Азагаров так робел, является не кто иной, как великий композитор Рубинштейн. Судьба Юрия предопределена. Он поступает в ученики к выдающемуся музыканту.

куприн тапер содержание

Кто такой тапер? Это непрофессиональный музыкант, дилетант. Человек, имеющий лишь косвенное отношение к настоящему искусству. Однако другой оттенок приобретает это слово после прочтения рассказа, который написал Александр Куприн. «Тапер», содержание которого вкратце изложено в статье, – история о талантливом музыканте, который мог бы до последних дней своей жизни зарабатывать на хлеб исполнением полек и кадрилей. Но участие доброго человека изменило его жизнь.

В концовке рассказа автор говорит о том, что гимназист-тапер - нынче всемирно знаменитый пианист. Но о вечере в доме Рудневых и встрече с Антоном Григорьевичем Рубинштейном, пожалуй, никогда не забудет.

21 июля в парке Музеон стартует второй сезон проекта "Советское кино и музыкальный авангард". Каждый вторник в кинотеатре парка будут показывать советские немые фильмы двадцатых годов, саундтреками к которым будут живые выступления музыкантов-экспериментаторов в диапазоне от электроники и электроакустики до джаза.

Надо сказать, что "переозвучка" - или по-английски rescoring - немых кинофильмов стал в последнее время весьма популярным видом искусства. Причин тому много: и мультидисциплинарность, поиском которой сейчас все активно заняты, и легитимация современных экспериментальных жанров через связь с авангардной традицией. Если говорить об электронике, то таким образом музыканты еще и решают одним махом проблему незрелищности своих концертов. Немое кино, в свою очередь, получает таким образом совершенно нового зрителя, так что союз этот даёт еще и образовательный эффект.

По случаю запуска проекта в Музеоне мы решили провести ревизию проектов, в которых фильмы подвергались переозвучке и выбрать среди них десятку самых ярких.

Метрополис (Германия, 1927, режиссер Фриц Ланг)
Музыка: Джорджо Мородер (Giorgio Moroder) (1984)

Человек с киноаппаратом (СССР, 1929, режиссер Дзига Вертов)
Музыка: The Cinematic Orchestra (2003)

Броненосец Потемкин (СССР, 1925, режиссер Сергей Эйзенштейн)
Музыка: Pet Shop Boys (2005)

Советский авангард двадцатых годов вдохновлял музыкантов чаще, чем другие течения в кинематографе, но фильмы Сергея Эйзенштейна стоят особняком даже в этом ряду. У "Броненосца" только в СССР было как минимум четыре версии звуковой дорожки. Сначала фильм вышел в прокат с музыкой Бетховена, год спустя альтернативный саундтрек написал композитор Эдмунд Майзель (его версия примечательна обилием шумовых фрагментов). В 1950-м к повторному прокату фильма новую музыку написал Николай Крюков, затем в 1976-м фильм был отреставрирован, и в этой копии использовались уже фрагменты симфоний Дмитрия Шостаковича. В 2000-е за озвучку фильма также брался Майкл Найман, а одна из самых необычных версий саундтрека создана британским дуэтом Pet Shop Boys, большими ценителями русской культуры вообще и советского авангарда в частности. Премьера, где электронике в исполнении PSB аккомпанировал дрезденский симфонический оркестр, прошла на Трафальгарской площади в Лондоне.

Кинофильм трудной судьбы, увидевший свет только в конце семидесятых, планировался как дебют советских режиссеров в Голливуде. Однако Эйзенштейну и Александрову не удалось договориться с продюсерами о сценарии и вместо первоначально задуманного проекта возник новый, картина о жизни Мексики. Отсняв огромное количество материала, Эйзенштейн и Александров не получили финансирование на дальнейшую работу и материал лёг на полку в Соединенных Штатах. В СССР плёнки попали только в семидесятые, и работу над фильмом спустя почти 50 лет Григорий Александров заканчивал в одиночестве. Альтернативный саундтрек к этому фильму записали францунские пост-рокеры NLF3, которые советским авангардом интересовались давно и серьезно. Неудивительно, что на предложение выступить в Москве французы откликнулись с радостью. Живое исполнение "Que Viva Mexico" с показом фильма в большом зале кинотеатра "35мм" стало, пожалуй, самым ярким моментом фестиваля "Авант 2006".

Цвет граната (СССР, 1968, режиссер Сергей Параджанов)
Музыка: Николас Хаар (Nicolas Jaar) (2015)

Дом на Трубной (СССР, 1928, режиссер Борис Барнет)
Музыка: Алексей Айги и ансамбль 4:33 (1997)

Путешествие на Луну / "Le Voyage Dans La Lune" (Франция, 1902, режиссер Жорж Мельес)
Музыка: Air (2012)

Робокоп (США, 1987, режиссер Пол Верховен)
Музыка: Pinch & Bass Clef (2013)

Драйв (США, 2011, режиссер Николас Виндинг Рефн)
Музыка: Chvrches, Джон Хопкинс (Jon Hopkins), Bring Me The Horizon, The 1975, Foals, Эрик Придс (Erik Prydz) и другие (2014)

Самая экстравагантная акция по созданию неканонического саундтрека была предпринята в 2014-м лондонской станцией Radio One, а кураторами проекта выступил радиоведущий Зейн Лоу (Zane Lowe). По случаю телепремьеры фильма, собственный саундтрек к "Драйву" записала целая команда звезд. И хотя оригинальная звуковая дорожка Клиффа Матринаса (Cliff Martinez) уже успела стать классикой, альтернативной версией, кажется, тоже остались довольны все, включая создателей фильма.

(франц. tapeur, от taper - хлопать, стучать, играть на удар. инструментах, играть слишком громко, бренчать на рояле).
1) Музыкант, преим. пианист, играющий за плату на танц. вечерах и балах, в танцклассах, гимнастич. залах и др. Характерные особенности исполнит. манеры Т. определены прикладным, не художеств. характером исполняемой музыки.
2) В переносном смысле - механично играющий пианист.
3) Пианист-иллюстратор, сопровождающий немые фильмы.
Первоначально игра Т. была скорее компонентом демонстрации (в т. ч. заглушала шум работающего киноаппарата), а не содержания фильма. По мере эволюции кинематографа функции Т. усложнялись и трансформировались. Киноиллюстратор должен был владеть иск-вом импровизации, обладать умением расположить муз. материал соответственно стилистич. и психологич. характеристике кинодействия. В больших кинотеатрах Т. нередко играл в сопровождении инстр. ансамбля или с оркестром под упр. кинодирижёра. С целью подготовки киноиллюстраторов (Т.) создавались спец. курсы, напр. Гос. курсы киномузыки по подготовке пианистов, киноиллюстраторов и орк. компиляторов (1927, Москва); издавались спец. "Кинотеки" - сб-ки небольших пьес, пригодных для иллюстрации определ. фрагментов фильма. Впоследствии эти пьесы, число к-рых во всём мире достигло неск. тысяч, были каталогизированы в соответствии с эпизодами, к-рые они иллюстрировали. Для синхронизации исполнения киноиллюстратора (и кинодирижёра) были сконструированы синопюпитр и муз. хронометр (ритмоном, 1926) - аппарат, в к-ром в определённом (регулируемом) темпе движется партитура либо ритмич. или мелодич. строчка исполняемой музыки.
С развитием звукозаписи, появлением звукового кино (1928) и распространением в быту звуковоспроизводящей аппаратуры (фонограф, патефон, граммофон и др.) профессия Т. почти исчезла.

Литература: Н. С., Музыка в кинотеатре, "Советский экран", 1925, No 12; Бугославский С., Mессман В., Музыка и кино. Принципы и методы киномузыки. Опыт киномузыкальной композиции, М., 1926; Шостакович Д., О музыке к "Новому Вавилону", "Советский экран", 1929, No 11; Первые московские государственные курсы киномузыки по подготовке пианистов, киноиллюстраторов и оркестровых компиляторов, в кн.: Киносправочник, М.-Л., 1929, с. 343-45; Zamecnik J. S., Sam fox moving picture music. Volumes of piano music for silent film accompanists, N. Y., 1913; Trystan L., Kino i muzyka, "Kinema", 1922, No 24; Erdmann H., Веcce D., Brav L., Allgemeines Handbuch der Film-Musik, B.-Lichterfelde - Lpz., 1927 (рус. пер. - Эрдман Г., Бечче Д., Брав Л., Музыка фильма. Пособие по киномузыке, М., 1930); London К., Film music, L., 1936 (рус. пер. - Лондон К., Музыка фильма, М.-Л., 1937, с. 23-54); Manvе11 R., The film and the public, Harmondsworth, 1955 (рус. пер. - Mэнвелл Р., Кино и зритель, М., 1957, гл.: Музыка и немые фильмы, с. 45-48); Lissa Z., Estetyka muzyki filmowej, Kr., 1964 (рус. пер. - Лиссa З., Эстетика киномузыки, М., 1970, с. 33-35); Kracauer S., Theory of film, N. Y. - Oxf., 1965 (рус. пер. - Кракауэр З., Природа фильма, М., 1974, с. 189-90).

Смотреть значение Тапёр в других словарях

Тапёр — тапёра, м. (фр. tapeur). Пианист, играющий за плату на танцовальных вечерах.
Толковый словарь Ушакова

Тапёр М. — 1. Музыкант, за плату играющий на танцевальных вечерах. 2. Пианист, в эпоху немого кино игрой сопровождавший демонстрацию фильма.
Толковый словарь Ефремовой

Тапер — -а; м. [франц. tapeur] Музыкант (пианист, баянист и т.п.), игравший за плату в ресторанах, на танцевальных вечерах. Т. в кино (сопровождавший немые фильмы игрой на фортепиано).
◁ Тапёрша, -и; ж. Разг.
Толковый словарь Кузнецова

Тапёр — — хлопать, стучать, бренчать на рояле — пианист, сопровождавший танцы на балах и показ немых кинофильмов.
Исторический словарь

ТАПЁР — ТАПЁР, -а, м. Музыкант, играющий в небольших ресторанах, на танцевальных вечерах. Т. в кино (сопровождающий немые фильмы игрой на фортепьяно). || ж. таперша, -и (разг.). || прил. таперский, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Читайте также: