Что значит анализ профессий

Опубликовано: 03.10.2024

Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия":
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой "отпечаток" на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился "хорошо зарабатывать" за свой труд, а кто-то даже не стремится к тому, обнаруживая иные "радости" в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых "доходов").
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал. Применительно к некоторым сферам, например, к психологии, можно заметить, что вся история психологии (и философии) - это непрекращающиеся попытки понять, что же такое "психика", и как, с помощью какого "метода" ее лучше исследовать и развивать.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный результат труда - это не производимые товары, а "сам человек в его общественных отношениях").
4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово "профессия" восходит к латинскому profiteri - "говорить публично". "Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии", - отмечает Е.А. Климов.

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную "миссию") в общественной системе, а не просто выполнять работу "по инструкции".

Можно выделить следующие основные характеристики профессии:

это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

- это общественно-полезная деятельность;

- это деятельность, предполагающая специальную подготовку;

- это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);

- это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная "визитная карточка");

3. Профессионально важные качества для группы профессий «человек-техника».

В настоящее время насчитывается свыше 50 тысяч профессий и эта цифра не остается неизменной. Мир профессий динамичен, появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий помогает их классификация, предложенная профессором МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Климовым, и построенная по четырем признакам:

- орудия (средства) труда;

По предмету труда профессии делятся на пять типов:

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА, ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА, ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ .

Профессии, относящиеся к категории “ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА” в качестве предмета труда имеют технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Профессионально важные качества для этой группы профессий: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.
Цель труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.

Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Примеры профессий: наладчик, автослесарь, водитель, радиомонтажник, инженер-конструктор, швея-мотористка.

4. Профессионально важные качества для группы профессий «человек-человек».

В настоящее время насчитывается свыше 50 тысяч профессий и эта цифра не остается неизменной. Мир профессий динамичен, появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий помогает их классификация, предложенная профессором МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Климовым, и построенная по четырем признакам:

- орудия (средства) труда;

По предмету труда профессии делятся на пять типов:

ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Профессии относящиеся к категории “ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК”:

Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т.д.).

Профессионально важные качества: высокие моральные качества, доброжелательность, вежливость, психологическая сдержанность, воспитанность, выдержка.

Цель труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Примеры профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод.

5. Профессионально важные качества для группы профессий «человек-знак».

В настоящее время насчитывается свыше 50 тысяч профессий и эта цифра не остается неизменной. Мир профессий динамичен, появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий помогает их классификация, предложенная профессором МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Климовым, и построенная по четырем признакам:

орудия (средства) труда;

По предмету труда профессии делятся на пять типов:

ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Профессии относящиеся к категории “ЧЕЛОВЕК - ЗНАК”:

Предмет труда:условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.
Профессионально важные качества: дисциплинированность, пунктуальность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устойчивое концентрированное внимание, способность оперировать представлениями.
Цель труда: разбираться проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.
Орудия труда:ручные, автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.
Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная ответственность.
Примеры профессий:технический редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, программист, экономист, кассир, лингвист, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стенографист, телефонист.

6. Профессионально важные качества для группы профессий «человек-художественный образ».

В настоящее время насчитывается свыше 50 тысяч профессий и эта цифра не остается неизменной. Мир профессий динамичен, появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий помогает их классификация, предложенная профессором МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Климовым, и построенная по четырем признакам:

орудия (средства) труда;

По предмету труда профессии делятся на пять типов:

ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Профессии относящиеся к категории “ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ”:

Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.
Профессионально важные качества : впечатлительность, эмоциональность, трудоспособность, оперирование средствами эстетического воздействия, художественные способности.
Цель труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.
Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Примеры профессий: художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, ювелир, актер, гравер, реставратор, цветовод-декоратор, живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню”.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Рассмотрение системы действий, необходимых обществу и дающих человеку возможность существования и развития. Анализ их характеристик. Обзор целей и задач профессиональной деятельности. Изучение психологических аспектов. Принципы формирования личности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.04.2016
Размер файла 17,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

1. Анализ понятия профессия

2. Профессиональная деятельность и ее характеристика

Список использованной литературы

Введение

В данном реферате представлен категориальный анализ социального явления профессия. Дана характеристика профессионального сознания как субъективной составляющей профессии, продемонстрирован механизм объективного перехода профессионального сознания в профессиональную деятельность.

Ключевые слова: профессия, профессиональная деятельность, профессионализм.

Понятия «профессионал», «профессионализм» широко употребляются в современной научной, общественно-политической и обыденной лексике. Истинно научное понимание человека в наши дни означает раскрытие его гуманистической сущности, его способности к «прыжку» в новую цивилизацию, для осуществления которого, как справедливо отмечает современный мыслитель А.С. Капто, у человека есть две мощные опоры: профессионализм в той сфере трудовой деятельности, которой человек посвятил всю свою трудовую жизнь, и его гуманистические нравственные качества.

Основным объектом психологии труда является профессиональная деятельность. Изучение же субъекта труда будет зависеть от того, какое значение вкладывается в термины «профессиональная деятельность», «профессия», «специальность», «должность» и т.п. Психология труда должна определить специфику объекта своих исследований, так как профессиональная деятельность изучается и другими науками. В частности, Е.А. Климов отмечает, что «в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии». Решение любой практической задачи в области психологии труда основывается на понимании особенностей конкретной профессиональной ситуации, содержания выполняемой человеком трудовой деятельности.

Цель этой работы дать представление о характере профессиональной деятельности и анализировать понятие профессия.

1. Анализ понятия профессия

Профессия - это разновидность деятельности, необходимая для общества и дающая человеку возможность существования и развития.

Близкими по предметному полю к категории «профессия» являются понятия «карьера» и «специальность». Причем, понятие «карьера» отражает профессиональную динамику в обществе, а понятие «специальность» - внутреннюю структурированность профессиональной деятельности. В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов профессионального развития человека в основных сферах жизни (главным образом, в трудовой сфере), включающая динамику социально-экономического положения, статусно-ролевые характеристики, формы социальной активности в трудовой деятельности.

Исходной категорией для понятий «профессионал» и «профессионализм» является категория «профессия». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается множество толкований термина «профессия» (лат. professio - основное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), который определяется как «основной род занятий трудовой деятельности»; «специальность. отдельная отрасль науки, техники, мастерства»; «сфера знаний, деятельности, работы»; «служба как источник заработка, качество, способ исполнения»; «обязанность. круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения»; «карьера. путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения». Подобное разнообразие в трактовке, безусловно, свидетельствует не только о богатстве русского языка, но и отражает многоаспектность самого общественного явления.

Большинство определений профессии содержит пять основных характеристик. Во-первых, профессия представляет собой относительно длительное, автономное, а не кратковременное выполнение определенной деятельности. Во-вторых, это деятельность, требующая специального образования и умения. В-третьих, профессиональная деятельность приводит к определенному профессиональному поведению как в рамках определенных профессий, так и вне их. В-четвертых, выполнение профессиональной деятельности приводит к формированию профессионального интереса, который часто осуществляется через профессиональные объединения и предписания представителям определенных профессий (на основе чего и возникают нормы профессиональной морали и обычаев). В-пятых, стремление представителя одной профессии по отношению к представителям других профессий проявить особый статус как в смысле организации, так и общественном смысле, что приводит к идентификации индивида с профессией, к которой он принадлежит.

Социальный смысл профессии, с нашей точки зрения, состоит в том, что представитель той или иной профессии должен соответствовать предъявляемым к нему обществом требованиям, носящим и специфически-личностный, и общий социальный характер. Профессия как социальное явление существует через конкретную реальную деятельность людей, владеющих соответствующими способами действий, способных выполнять свои профессиональные функции, то есть достигать некоторых объективных целей, стоящих перед ними как специалистами определенного профиля.

2. Профессиональная деятельность и ее характеристика

Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам, работающим в той или иной сфере. Цель и задачи профессиональной деятельности вытекают из соответствующих ценностных систем, находящихся в основе данной профессии. При этом профессиональные ценности, с одной стороны, являются конкретизацией общественных ценностей, т.е. отражают нравственные ориентиры и предпочтения всего общества в данный момент его развития; - с другой стороны, профессиональные ценности существуют в рамках определенной профессии и играют роль регулятивного механизма конкретной профессиональной деятельности. Взаимодействие между профессиональными группами и обществом осуществляется следующим образом: профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание.

В современной литературе профессиональная деятельность чаще всего определяется как вид трудовой деятельности, или вид труда, возникающий вследствие профессионального дифференцирования человеческого труда. Отсюда содержание профессиональной деятельности работника предстает как содержание его функций, выполняемых в соответствии с разделением труда, причем, процесс профессионального труда состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих вещных и личностных компонентов.

Профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление. Наиболее актуальны следующие аспекты профессиональной деятельности:

1) Экономический аспект - характеризуется с позиций квалификации, оплаты, хозяйственной отрасли, функций и условий труда, а также форм подготовки, сроков, необходимых для получения профессиональной подготовки и т.д. С экономической точки зрения, содержание профессиональной деятельности интерпретируется в зависимости от использования технических средств - автоматизированных, механизированных, ручных. личность профессиональный деятельность

2) Социологический аспект основывается на анализе профессиональной деятельности с точки зрения вида труда, уровня его оплаты, престижности того или иного вида профессиональной деятельности, его влияния на социальную структуру общества.

3) Психологический аспект профессиональной деятельности включает в себя выделение следующего круга проблем: взаимодействие техники и человека, общение работников в процессе труда, исследование психологических качеств, которыми должен обладать представитель той или иной профессии и других психологических явлений, возникающих в процессе профессиональной деятельности человека.

4) В основе этического аспекта лежит сфера нравственных отношений людей в процессе профессиональной деятельности, их моральные и ценностные установки, поведенческие ориентиры, нравственно-этические критерии поступков, совершаемых в ходе реализации своих профессиональных обязанностей.

Как отмечает Е.М. Иванова, профессиональная деятельность - это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему, интегрирующим или систематизирующим компонентом которого является субъект труда, и именно он определяет качества системы. «Техническое совершенствование трудового процесса, которое происходит постоянно, вносит серьезные изменения в организационную структуру профессиональной деятельности человека. Изменяются орудия труда, технологический режим, профессиональные задачи, взаимосвязь работников трудового коллектива, нормы выработки и т.д. Объективные изменения конкретного трудового процесса и профессиональной подготовленности специалиста, а также личностные установки, потребности, интересы, индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности человека».

Влияние профессиональной деятельности на развитие личности настолько велико, что некоторые авторы полагают, что объем понятия «профессиональная деятельность» значительно шире, чем понятия «трудовая деятельность», и именно последнюю следует считать одной из форм профессиональной активности человека - трудовая деятельность есть «только часть, хотя и важнейшая, многообразных форм активности профессии, направленной не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самое себя»

Несомненно, профессиональная деятельность человека направлена не только на предмет труда. В ходе профессиональной деятельности, протекающей в определенных социально-экономических условиях, под воздействием предметной, материальной и социальной среды формируется личность человека, складывается особый профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, нормами деятельности и общения, чертами характера и другими психологическими и социальными особенностями. Однако утверждение о полной включенности предметного поля понятия «трудовая деятельность» в содержание категории «профессиональная деятельность» представляется нам неверным. Достаточно отметить, что трудовая деятельность не связана лишь с профессиональной активностью человека. Вне профессиональная трудовая деятельность человека многообразна и так же, как и профессиональная деятельность, существенным образом влияет на формирование и развитие личности.

Попытку синтезировать психологические аспекты изучения профессиональной деятельности предпринял В.Д. Шадриков, создав схему «Психологической системы деятельности». Он выделил следующие основные функциональные блоки данной системы:

1) мотивы профессиональной деятельности;

2) цели профессиональной деятельности;

3) программа деятельности;

4) информационные основы деятельности;

5) принятие решения;

6) подсистемы профессионально значимых качеств.

По мнению исследователя, именно мотивационный блок в системе профессиональной деятельности наиболее подвижен и является определяющим: «. на всем пути профессионализации наблюдаются существенные изменения в мотивационной сфере. Критическими моментами в генезисе мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности».

Внешняя характеристика профессиональной деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности. Предмет труда - это совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует. Средства труда - совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда - система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Заключение

Взаимодействие между субъектом-носителем профессии и предметом его профессиональной деятельности достаточно сложно. С одной стороны, под воздействием изменений в общественном разделении труда, факторов современного технического процесса претерпевают изменения существующие профессии, а с ними изменяется и структура личности специалиста; с другой стороны, человек как активный субъект сам созидает и преобразует предметное поле своей профессиональной деятельности и тем самым созидает новые профессии. В специальной литературе еще в начале XX в. уделялось внимание идее формирования профессии как специальной деятельности сообразно личным качествам человека. Например, О. Липманн развивал мысль Панненборга, установившего факт формирования художником своей профессии в соответствии с собственной индивидуальностью. Данный феномен Липманн распространил на процесс профессиональной деятельности в целом: «Дело в том, что можно различно понимать и выполнять одну и ту же профессию, например врача, и, в зависимости от склада индивидуальности, то одно, то другое качество будет представляться в одном случае необходимым, в другом - существенным, а иногда - безразличным».

Субъектом профессиональной деятельности, как уже было отмечено выше, выступает личность, обладающая необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и реализующая их в ходе предметного преобразования окружающего мира. В исследовательской литературе носитель профессии характеризуется как «профессионал» или «специалист».

Список использованной литературы

1. Капто А.С. Профессиональная этика. Ч.1. - М.: 1997. - С 4.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: 1990. - С. 777.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: 1988. -С. 10.

4. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. - Алма-Ата: 1990. - С. 89

5. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: 1987. - С. 76.

6. Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. - Киев: 1986. - С. 75.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретический анализ социально-психологических установок и факторов формирования их в юношеском возрасте. Стереотипы и предрассудки. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. Теоретические аспекты детско-родительских отношений.

дипломная работа [3,3 M], добавлен 15.12.2009

Пути формирования специалистов профессии "менеджер культуры". Портрет современного менеджера: темперамент, характер. Способности, навыки и умения менеджера культуры. Психологические аспекты профессии на примере управления галереей "арт-кафе Сафо".

курсовая работа [41,3 K], добавлен 19.09.2011

Особенности профессиональной направленности личности, её составляющие, факторы и условия формирования, методы изучения. Анализ отношения обучающихся к учебной деятельности и выбранной профессии, ее характеристика по разным основаниям классификации.

курсовая работа [94,4 K], добавлен 09.07.2010

Изучение психических свойств и интегральных характеристик психологических особенностей, необходимых для работы охранником. Основы психологической подготовки охранника и приемы психической саморегуляции в профессиональной деятельности специалиста охраны.

дипломная работа [329,2 K], добавлен 30.04.2012

Изучение социально-психологических аспектов оказания взаимопомощи в профессиональной группе барменов. Исследование применения активных методов обучения персонала. Анализ динамики образования стихийно-образованной и профессионально подготовленной команды.

Игра «Угадай профессию» основана на использовании схемы анализа профессии, которая в свою очередь опирается на известную «формулу профессии», разработанную Е.А. Климовым. В последней выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности.

Типы — по предмету труда: природа — П; техника — Т; человек — Ч; знаковые системы — З; художественный образ — Х.

Классы — по целям труда: гностические — Г; преобразовательные — П; изыскательные — И.

Отделы — по средствам труда: ручные — Р; механические — М; автоматические — А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также теоретические средства — Ф.

Группы — по условиям труда: бытовой микроклимат — Б; открытый воздух — О; необычные условия — Н; моральная ответственность — М; экстремальные условия — Э.

Например, с помощью «формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию «повар»: предмет труда — природа (П) и художественный образ (Х), цели труда — преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда — ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда — необычные (Н).
К сожалению, при практическом использовании «формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возникают недоразумения. Например, при анализе профессии «токарь» ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» Ответ «техника» его не устраивает, так как он тут же возражает: «У токаря техника — это средство труда, а что является предметом, из «формулы» непонятно».
Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А. Климовым вариант «формулы». Здесь представлена «Схема анализа профессии».

ХОД ИГРЫ

Сначала детям предлагается рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии. Быстро обнаруживается, что они ее вроде бы знают, но объяснить, в чем состоят ее особенности, не могут (им нужны конкретные вопросы). Тогда преподаватель предлагает рассмотреть схему анализа профессий, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии.
Преподаватель предлагает переписать эту схему в тетрадь (на это уходит примерно 35–40 минут).
После этого все делятся на пары (можно играть и втроем). Каждый загадывает профессию (а еще лучше — конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом участники попарно обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (возможны три попытки).
Обращаем внимание, что кодировать профессию следует только словами, как это показано в примере (во второй колонке таблицы). Если кодировать профессию номерами характеристик, то при отгадывании возникают сложности и игра может не получиться.

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук

Спонсор публикации статьи: медицинская лаборатория ЗАО «Лаборатории ЦИР» предлагает услуги по диагностике и проведению анализов участия ауто- и аллоиммунных факторов в нарушении репродуктивной функции у женщин и мужчин. В широкий спектр услуг лаборатории входят общий анализ мочи и крови, ЭКГ, гемостазиограмма, серологическая диагностика инфекций, обследование перед ЭКО, и многое другое. Большой опыт работы, современное оборудование и профессионализм врачей лаборатории обеспечат выполнение работ, соответствующих самым высоким стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предложением и ценами на предоставляемые услуги можно на сайте медицинской лаборатории ЗАО «Лаборатории ЦИР», который располагается по адресу www.cirlab.ru

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИИ

Предмет труда

1 — природа (животные, растения)
2 — материалы и заготовки
3 — дети
4 — взрослые
5 — техника
6 — знаковые системы (тексты, информация в компьютерах и т.п.)
7 — художественный образ

Цель труда

1 — контроль, оценка, диагноз
2 — преобразовательная
3 — изобретательная
4 — транспортирование
5 — обслуживание
6 — собственное развитие

Средства труда

1 — ручные и простые приспособления
2 — механические
3 — автоматические
4 — функциональные (речь, мимика, зрение, слух)
5 — теоретические (знания, способы мышления)
6 — переносные или стационарные средства

Условия труда

1 — бытовой микроклимат
2 — большие помещения с людьми
3 — обычный производственный цех
4 — необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
5 — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
6 — работа на открытом воздухе
7 — домашний кабинет, лаборатория, мастерская

Характер подвижности в труде

1 — преимущественно сидя
2 — преимущественно стоя
3 — множество разнообразных движений
4 — длительная ходьба
5 — вынужденные статичные позы
6 — высокая избирательная подвижность определенных групп мышц

Характер общения в труде

1 — минимальное общение (индивидуальный труд)
2 — клиенты, посетители
3 — постоянный коллектив
4 — работа с аудиторией
5 — выраженная дисциплина, субординация в труде
6 — небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

Ответственность в труде

1 — материальная
2 — моральная
3 — за жизнь и здоровье людей
4 — невыраженная ответственность

Особенности труда

1 — возможность работы по совместительству знаменитости
2 — большая официальная зарплата
3 — льготы
4 — «соблазны» (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации)
5 — престижные отношения
6 — встречи со знаменитостями
7 — частые загранкомандировки
8 — командировки по стране
9 — завершенный результат труда (можно полюбоваться)
10 — высокий престиж профессии
11 — явно выраженная общественная полезность труда

Типичные трудности и неприятности

1 — нервное напряжение
2 — профзаболевания
3 — распространены мат и сквернословие
4 — повышенный риск судимости
5 — невысокий престиж работы
6 — маленькая зарплата
7 — общественно презираемый (осуждаемый) труд

Минимальный уровень образования

1 — без специального образования (после школы)
2 — краткосрочные курсы
3 — начальное профессиональное образование (СПТУ)
4 — среднее профессиональное образование (техникум)
5 — высшее профессиональное образование (вуз):

— незаконченное высшее
— бакалавриат
— магистратура

6 — ученая степень (аспирантура, академия)
7 — дополнительное профессиональное образование

Рассмотрение системы действий, необходимых обществу и дающих человеку возможность существования и развития. Анализ их характеристик. Обзор целей и задач профессиональной деятельности. Изучение психологических аспектов. Принципы формирования личности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.04.2016
Размер файла 17,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

1. Анализ понятия профессия

2. Профессиональная деятельность и ее характеристика

Список использованной литературы

Введение

В данном реферате представлен категориальный анализ социального явления профессия. Дана характеристика профессионального сознания как субъективной составляющей профессии, продемонстрирован механизм объективного перехода профессионального сознания в профессиональную деятельность.

Ключевые слова: профессия, профессиональная деятельность, профессионализм.

Понятия «профессионал», «профессионализм» широко употребляются в современной научной, общественно-политической и обыденной лексике. Истинно научное понимание человека в наши дни означает раскрытие его гуманистической сущности, его способности к «прыжку» в новую цивилизацию, для осуществления которого, как справедливо отмечает современный мыслитель А.С. Капто, у человека есть две мощные опоры: профессионализм в той сфере трудовой деятельности, которой человек посвятил всю свою трудовую жизнь, и его гуманистические нравственные качества.

Основным объектом психологии труда является профессиональная деятельность. Изучение же субъекта труда будет зависеть от того, какое значение вкладывается в термины «профессиональная деятельность», «профессия», «специальность», «должность» и т.п. Психология труда должна определить специфику объекта своих исследований, так как профессиональная деятельность изучается и другими науками. В частности, Е.А. Климов отмечает, что «в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии». Решение любой практической задачи в области психологии труда основывается на понимании особенностей конкретной профессиональной ситуации, содержания выполняемой человеком трудовой деятельности.

Цель этой работы дать представление о характере профессиональной деятельности и анализировать понятие профессия.

1. Анализ понятия профессия

Профессия - это разновидность деятельности, необходимая для общества и дающая человеку возможность существования и развития.

Близкими по предметному полю к категории «профессия» являются понятия «карьера» и «специальность». Причем, понятие «карьера» отражает профессиональную динамику в обществе, а понятие «специальность» - внутреннюю структурированность профессиональной деятельности. В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов профессионального развития человека в основных сферах жизни (главным образом, в трудовой сфере), включающая динамику социально-экономического положения, статусно-ролевые характеристики, формы социальной активности в трудовой деятельности.

Исходной категорией для понятий «профессионал» и «профессионализм» является категория «профессия». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается множество толкований термина «профессия» (лат. professio - основное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), который определяется как «основной род занятий трудовой деятельности»; «специальность. отдельная отрасль науки, техники, мастерства»; «сфера знаний, деятельности, работы»; «служба как источник заработка, качество, способ исполнения»; «обязанность. круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения»; «карьера. путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения». Подобное разнообразие в трактовке, безусловно, свидетельствует не только о богатстве русского языка, но и отражает многоаспектность самого общественного явления.

Большинство определений профессии содержит пять основных характеристик. Во-первых, профессия представляет собой относительно длительное, автономное, а не кратковременное выполнение определенной деятельности. Во-вторых, это деятельность, требующая специального образования и умения. В-третьих, профессиональная деятельность приводит к определенному профессиональному поведению как в рамках определенных профессий, так и вне их. В-четвертых, выполнение профессиональной деятельности приводит к формированию профессионального интереса, который часто осуществляется через профессиональные объединения и предписания представителям определенных профессий (на основе чего и возникают нормы профессиональной морали и обычаев). В-пятых, стремление представителя одной профессии по отношению к представителям других профессий проявить особый статус как в смысле организации, так и общественном смысле, что приводит к идентификации индивида с профессией, к которой он принадлежит.

Социальный смысл профессии, с нашей точки зрения, состоит в том, что представитель той или иной профессии должен соответствовать предъявляемым к нему обществом требованиям, носящим и специфически-личностный, и общий социальный характер. Профессия как социальное явление существует через конкретную реальную деятельность людей, владеющих соответствующими способами действий, способных выполнять свои профессиональные функции, то есть достигать некоторых объективных целей, стоящих перед ними как специалистами определенного профиля.

2. Профессиональная деятельность и ее характеристика

Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам, работающим в той или иной сфере. Цель и задачи профессиональной деятельности вытекают из соответствующих ценностных систем, находящихся в основе данной профессии. При этом профессиональные ценности, с одной стороны, являются конкретизацией общественных ценностей, т.е. отражают нравственные ориентиры и предпочтения всего общества в данный момент его развития; - с другой стороны, профессиональные ценности существуют в рамках определенной профессии и играют роль регулятивного механизма конкретной профессиональной деятельности. Взаимодействие между профессиональными группами и обществом осуществляется следующим образом: профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание.

В современной литературе профессиональная деятельность чаще всего определяется как вид трудовой деятельности, или вид труда, возникающий вследствие профессионального дифференцирования человеческого труда. Отсюда содержание профессиональной деятельности работника предстает как содержание его функций, выполняемых в соответствии с разделением труда, причем, процесс профессионального труда состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих вещных и личностных компонентов.

Профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление. Наиболее актуальны следующие аспекты профессиональной деятельности:

1) Экономический аспект - характеризуется с позиций квалификации, оплаты, хозяйственной отрасли, функций и условий труда, а также форм подготовки, сроков, необходимых для получения профессиональной подготовки и т.д. С экономической точки зрения, содержание профессиональной деятельности интерпретируется в зависимости от использования технических средств - автоматизированных, механизированных, ручных. личность профессиональный деятельность

2) Социологический аспект основывается на анализе профессиональной деятельности с точки зрения вида труда, уровня его оплаты, престижности того или иного вида профессиональной деятельности, его влияния на социальную структуру общества.

3) Психологический аспект профессиональной деятельности включает в себя выделение следующего круга проблем: взаимодействие техники и человека, общение работников в процессе труда, исследование психологических качеств, которыми должен обладать представитель той или иной профессии и других психологических явлений, возникающих в процессе профессиональной деятельности человека.

4) В основе этического аспекта лежит сфера нравственных отношений людей в процессе профессиональной деятельности, их моральные и ценностные установки, поведенческие ориентиры, нравственно-этические критерии поступков, совершаемых в ходе реализации своих профессиональных обязанностей.

Как отмечает Е.М. Иванова, профессиональная деятельность - это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему, интегрирующим или систематизирующим компонентом которого является субъект труда, и именно он определяет качества системы. «Техническое совершенствование трудового процесса, которое происходит постоянно, вносит серьезные изменения в организационную структуру профессиональной деятельности человека. Изменяются орудия труда, технологический режим, профессиональные задачи, взаимосвязь работников трудового коллектива, нормы выработки и т.д. Объективные изменения конкретного трудового процесса и профессиональной подготовленности специалиста, а также личностные установки, потребности, интересы, индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности человека».

Влияние профессиональной деятельности на развитие личности настолько велико, что некоторые авторы полагают, что объем понятия «профессиональная деятельность» значительно шире, чем понятия «трудовая деятельность», и именно последнюю следует считать одной из форм профессиональной активности человека - трудовая деятельность есть «только часть, хотя и важнейшая, многообразных форм активности профессии, направленной не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самое себя»

Несомненно, профессиональная деятельность человека направлена не только на предмет труда. В ходе профессиональной деятельности, протекающей в определенных социально-экономических условиях, под воздействием предметной, материальной и социальной среды формируется личность человека, складывается особый профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, нормами деятельности и общения, чертами характера и другими психологическими и социальными особенностями. Однако утверждение о полной включенности предметного поля понятия «трудовая деятельность» в содержание категории «профессиональная деятельность» представляется нам неверным. Достаточно отметить, что трудовая деятельность не связана лишь с профессиональной активностью человека. Вне профессиональная трудовая деятельность человека многообразна и так же, как и профессиональная деятельность, существенным образом влияет на формирование и развитие личности.

Попытку синтезировать психологические аспекты изучения профессиональной деятельности предпринял В.Д. Шадриков, создав схему «Психологической системы деятельности». Он выделил следующие основные функциональные блоки данной системы:

1) мотивы профессиональной деятельности;

2) цели профессиональной деятельности;

3) программа деятельности;

4) информационные основы деятельности;

5) принятие решения;

6) подсистемы профессионально значимых качеств.

По мнению исследователя, именно мотивационный блок в системе профессиональной деятельности наиболее подвижен и является определяющим: «. на всем пути профессионализации наблюдаются существенные изменения в мотивационной сфере. Критическими моментами в генезисе мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности».

Внешняя характеристика профессиональной деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности. Предмет труда - это совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует. Средства труда - совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда - система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Заключение

Взаимодействие между субъектом-носителем профессии и предметом его профессиональной деятельности достаточно сложно. С одной стороны, под воздействием изменений в общественном разделении труда, факторов современного технического процесса претерпевают изменения существующие профессии, а с ними изменяется и структура личности специалиста; с другой стороны, человек как активный субъект сам созидает и преобразует предметное поле своей профессиональной деятельности и тем самым созидает новые профессии. В специальной литературе еще в начале XX в. уделялось внимание идее формирования профессии как специальной деятельности сообразно личным качествам человека. Например, О. Липманн развивал мысль Панненборга, установившего факт формирования художником своей профессии в соответствии с собственной индивидуальностью. Данный феномен Липманн распространил на процесс профессиональной деятельности в целом: «Дело в том, что можно различно понимать и выполнять одну и ту же профессию, например врача, и, в зависимости от склада индивидуальности, то одно, то другое качество будет представляться в одном случае необходимым, в другом - существенным, а иногда - безразличным».

Субъектом профессиональной деятельности, как уже было отмечено выше, выступает личность, обладающая необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и реализующая их в ходе предметного преобразования окружающего мира. В исследовательской литературе носитель профессии характеризуется как «профессионал» или «специалист».

Список использованной литературы

1. Капто А.С. Профессиональная этика. Ч.1. - М.: 1997. - С 4.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: 1990. - С. 777.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: 1988. -С. 10.

4. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. - Алма-Ата: 1990. - С. 89

5. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: 1987. - С. 76.

6. Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. - Киев: 1986. - С. 75.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретический анализ социально-психологических установок и факторов формирования их в юношеском возрасте. Стереотипы и предрассудки. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. Теоретические аспекты детско-родительских отношений.

дипломная работа [3,3 M], добавлен 15.12.2009

Пути формирования специалистов профессии "менеджер культуры". Портрет современного менеджера: темперамент, характер. Способности, навыки и умения менеджера культуры. Психологические аспекты профессии на примере управления галереей "арт-кафе Сафо".

курсовая работа [41,3 K], добавлен 19.09.2011

Особенности профессиональной направленности личности, её составляющие, факторы и условия формирования, методы изучения. Анализ отношения обучающихся к учебной деятельности и выбранной профессии, ее характеристика по разным основаниям классификации.

курсовая работа [94,4 K], добавлен 09.07.2010

Изучение психических свойств и интегральных характеристик психологических особенностей, необходимых для работы охранником. Основы психологической подготовки охранника и приемы психической саморегуляции в профессиональной деятельности специалиста охраны.

дипломная работа [329,2 K], добавлен 30.04.2012

Изучение социально-психологических аспектов оказания взаимопомощи в профессиональной группе барменов. Исследование применения активных методов обучения персонала. Анализ динамики образования стихийно-образованной и профессионально подготовленной команды.

Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия":
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой "отпечаток" на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился "хорошо зарабатывать" за свой труд, а кто-то даже не стремится к тому, обнаруживая иные "радости" в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых "доходов").
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал. Применительно к некоторым сферам, например, к психологии, можно заметить, что вся история психологии (и философии) - это непрекращающиеся попытки понять, что же такое "психика", и как, с помощью какого "метода" ее лучше исследовать и развивать.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный результат труда - это не производимые товары, а "сам человек в его общественных отношениях").
4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово "профессия" восходит к латинскому profiteri - "говорить публично". "Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии", - отмечает Е.А. Климов.

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную "миссию") в общественной системе, а не просто выполнять работу "по инструкции".

Можно выделить следующие основные характеристики профессии:

это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

- это общественно-полезная деятельность;

- это деятельность, предполагающая специальную подготовку;

- это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);

- это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная "визитная карточка");

3. Профессионально важные качества для группы профессий «человек-техника».

В настоящее время насчитывается свыше 50 тысяч профессий и эта цифра не остается неизменной. Мир профессий динамичен, появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий помогает их классификация, предложенная профессором МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Климовым, и построенная по четырем признакам:

- орудия (средства) труда;

По предмету труда профессии делятся на пять типов:

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА, ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА, ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ .

Профессии, относящиеся к категории “ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА” в качестве предмета труда имеют технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Профессионально важные качества для этой группы профессий: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.
Цель труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.

Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Примеры профессий: наладчик, автослесарь, водитель, радиомонтажник, инженер-конструктор, швея-мотористка.

4. Профессионально важные качества для группы профессий «человек-человек».

В настоящее время насчитывается свыше 50 тысяч профессий и эта цифра не остается неизменной. Мир профессий динамичен, появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий помогает их классификация, предложенная профессором МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Климовым, и построенная по четырем признакам:

- орудия (средства) труда;

По предмету труда профессии делятся на пять типов:

ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Профессии относящиеся к категории “ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК”:

Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т.д.).

Профессионально важные качества: высокие моральные качества, доброжелательность, вежливость, психологическая сдержанность, воспитанность, выдержка.

Цель труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Примеры профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод.

5. Профессионально важные качества для группы профессий «человек-знак».

В настоящее время насчитывается свыше 50 тысяч профессий и эта цифра не остается неизменной. Мир профессий динамичен, появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий помогает их классификация, предложенная профессором МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Климовым, и построенная по четырем признакам:

орудия (средства) труда;

По предмету труда профессии делятся на пять типов:

ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Профессии относящиеся к категории “ЧЕЛОВЕК - ЗНАК”:

Предмет труда:условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.
Профессионально важные качества: дисциплинированность, пунктуальность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устойчивое концентрированное внимание, способность оперировать представлениями.
Цель труда: разбираться проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.
Орудия труда:ручные, автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.
Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная ответственность.
Примеры профессий:технический редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, программист, экономист, кассир, лингвист, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стенографист, телефонист.

6. Профессионально важные качества для группы профессий «человек-художественный образ».

В настоящее время насчитывается свыше 50 тысяч профессий и эта цифра не остается неизменной. Мир профессий динамичен, появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий помогает их классификация, предложенная профессором МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Климовым, и построенная по четырем признакам:

орудия (средства) труда;

По предмету труда профессии делятся на пять типов:

ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Профессии относящиеся к категории “ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ”:

Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.
Профессионально важные качества : впечатлительность, эмоциональность, трудоспособность, оперирование средствами эстетического воздействия, художественные способности.
Цель труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.
Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Примеры профессий: художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, ювелир, актер, гравер, реставратор, цветовод-декоратор, живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню”.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .

Читайте также: