Что значит развиваться в профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Успех — это постоянное движение вперед. Полностью достичь профессионального успеха невозможно, ведь никто не может сказать, что ему некуда дальше развиваться. Совершенство не имеет границ, и чем больше узнаешь нового, тем сильнее осознаешь, как много остается неизведанного. В этой статье пойдет речь о психологии профессиональной успешности, о факторах, оказывающих влияние на успех в профессии, а также о когнитивных и психологических особенностях личности.



Определение профессионального успеха

Успех притягателен, поэтому каждый непроизвольно к нему стремится. Популярный сегодня девиз гласит, что следует зарабатывать, а не работать. Стоит ли воспринимать эти слова как противопоставление терминов «успешность» и «успех» термину «труд»? Если раньше старательно прививалось уважение к труду, то теперь предлагают зарабатывать, не прилагая усилий.

В словаре «успешный» истолковывается как «сопровождаемый удачей». Если рассматривать конкретно профессиональный успех, можно привести в пример позитивные навыки, накопленные в течение всей рабочей деятельности, позволяющие заниматься прибыльным делом, при этом раскрывать свои способности и получать удовольствие.

Выделяют такие психологические предпосылки достижения успеха:

  • мысленный настрой исключительно на успех;
  • уверенность в себе, высокая самооценка;
  • установка на достижение успеха;
  • четкое определение целей;
  • позитивный настрой, планирование действий;
  • умение ценить даже небольшие достижения.

Если человек правильно выбрал будущую профессию, то успех наполовину предопределен. А чтобы полноценно реализовать свои амбиции в профессиональной деятельности и быть уверенным в завтрашнем дне, ему необходимо:

  • обозначить цели позитивного характера;
  • трезво оценить свои способности;
  • определить вероятность достижения цели.

Влияние психологических особенностей личности на успешность в профессии

Успешность в психологии — это такое качество, которое развивается в зависимости от многочисленных аспектов личности, сочетания ее черт и особенностей. Профессионализм — это, прежде всего, наличие специальных навыков и знаний, характеризующих действующего специалиста, чье развитие протекает в рамках профессиональной деятельности. Специалисты психологии заявляют, что психологические особенности личности непосредственно влияют на успешность в деятельности, без них, по их мнению, невозможно усвоение знаний и достижение эффективности труда. То есть, деятельность человека определяется личностными качествами, способствующими удачному старту и высоким достижениям.

В качестве критериев успешности приведены следующие психологические характеристики:

  • способность к активности в выбранной сфере;
  • развитие мотивационных способностей, стремление к мастерству;
  • поддержка «Я-концепции» и её составляющих, осознание собственной значимости;
  • амбициозность
  • коммуникативные навыки в ряде профессий становятся важной характеристикой личности и являются условием для взаимодействия людей;
  • самоконтроль, умение распределять приоритеты в списке дел;
  • эффективное управление временем, планирование.

Кроме того, большую роль играют профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональное самоопределение — это самостоятельный выбор и реализация профессиональных перспектив, предполагающие конкретную деятельность, определяемую условиями труда и спецификой производственных отношений. Личностное самоопределение — это постоянное саморазвитие, утверждение собственного «Я» среди окружающих.

Влияние когнитивных особенностей личности на успех

Несмотря на большой выбор профессий, можно определить степень влияния когнитивных способностей на успешность в той или иной профессиональной среде. В когнитивной сфере личности ключевая роль отведена памяти, как основному компоненту интеллекта. По временному критерию память разделяется на кратковременную, долговременную, рабочую и промежуточную. По содержанию память разделяют на следующие виды:

  • эмоциональной — запоминание чувств;
  • двигательной — воспроизведение движений, выступает как основа для обучения бытовым, трудовым и другим навыкам;
  • словесно-логическая — запоминание понятий, умозаключений, закономерностей;
  • образная — фиксация зрительных образов, звуков, запахов.

Но при этом все виды памяти взаимосвязаны.

Такой когнитивный навык, как память позволяет выделить конкретное из общего. Чтобы достичь успеха, необходимо развивать сосредоточенность, устойчивость, объемность и переключаемость внимания.

Не менее важно восприятие. Человеку необходимо целостно осознавать окружающий мир через различные опознавательные признаки. Благодаря восприятию выполняется координация и кодирование базовых ощущений для формирования значений и смыслов.

Главные факторы успеха

На успешность оказывают влияние много факторов, но следует выделить основные и самые важные:

  • Мотивация. Она способствует улучшению продуктивности труда, качественному выполнению работы.
  • Стрессоустойчивость. Это качество отвечает за умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, принимать быстрые решения.
  • Профессиональное мастерство. Представляет собой высший уровень развития личности, позволяющий реализовывать профессиональные задачи в полной мере.

Успех в профессиональной деятельности зависит от того, насколько серьезно человек настроен на самосовершенствование. Анализируйте любую информацию из внешнего мира. Поднимаясь все выше, вы не только добьетесь достатка, но и получите уверенность в своих силах и свободу самовыражения.

Чтобы быть успешным, необходимо постоянно развиваться и получать новые знания. Не останавливайтесь на достигнутом, используйте любую возможность для получения новых знаний. Источником могут быть лекции, тренинги, курсы дополнительного образования. Альтернативным путем может стать самостоятельное совершенствование знаний и умений. Можно пополнить копилку своих знаний с помощью чтения книг. Полки в магазинах периодически заполняются качественной профессиональной литературой.

Кроме того, необходимо постоянно развивать когнитивные навыки. И в этом помогут тренажеры Викиум. Они разработаны для улучшения памяти, внимания, концентрации и прочих когнитивных способностей, которые так нужны для достижения успеха.

Читатели Контур.Школы поделились личными историями о том, что им помогает расти и строить карьеру. Что мотивирует? Как избежать ошибок? На что обращать внимание? История первая — про любовь и смелость.

В одной из ежемесячных рассылок редакция Контур.Школы просила читателей поделиться советами с начинающими бухгалтерами и кадровиками о том, как развиваться в профессии. В этой статье мы собрали самые интересные и полезные отзывы самых настоящих практиков. Пусть эти истории вдохновят начинающих сотрудников, а специалистам с опытом подскажут новые возможности для развития.

История 1. Про любовь к своему делу и смелость

Начальник планово-экономического отдела Светлана Устинова:

«Со школьной скамьи понимала, что цифры — это мое все. Поэтому после школы не возникало вопроса, кем же мне быть. Окончила экономический факультет и начала карьеру экономиста. Быстро поняла, что экономика и бухгалтерский учет неразделимы. Начала самостоятельно осваивать бухучет, крутилась на работе, как белка.

Работа должна предоставлять возможности карьерного роста, и я доросла до начальника планово-экономического управления.

Работала в разных сферах: с международными банками, в бюджетных организациях, консалтинге, строительстве, ЖКХ. Недавно взяла на себя смелость вести небольшую фирму самостоятельно, продолжая при этом трудиться на своей основной работе. Да, это трудно. Но никто и не говорит, что карьера — легкое дело.

Достаточно много посещаю профессиональных семинаров и тренингов личностного роста.

Советы начинающим специалистам:

  1. Не бойтесь спрашивать. С первых же дней будьте смелее и не избегайте ответственности.
  2. Не обращайтесь к руководству с вопросом, как сделать, предлагайте свои варианты решения.
  3. Самое главное — любите свою работу, копите опыт и у вас все получится!»

Мы начали со слов о любви, потому что это наиболее популярный и естественный мотив развиваться в профессии. Многие из вас написали про искренний интерес к своему делу, умение видеть прекрасное в согласии цифр и стройности отчетов.

«Бухгалтер, как художник, постоянно пишет картину, создает произведение. Он творец и интеллектуал!» — такие строки прочитали мы в ваших ответах. Без вдохновения и образного мышления в бухгалтерии не обойтись. И это, действительно, здорово!

История 2. Про желание стать профи

Главный бухгалтер Наталья Кузнецова:

«Меня мотивирует необходимость быть профессионалом. Ответственность перед коллегами и семьей, позитивное мышление — все это и помогло построить карьеру.

Я начала трудовой путь бухгалтером в небольшой компании. Со временем накопила опыт, и в один прекрасный день директор поздравил меня с назначением на пост главного бухгалтера. Предварительного согласия на назначение я не давала, поэтому в ужасе и слезах убежала из кабинета, решив, что из меня ничего не получится. Поразмыслив, решила, что не боги горшки обжигают, а кроме меня никто так хорошо не знает специфику предприятия.

Первое время было трудно, но и интересно. Наша небольшая компания выросла, и я продолжаю с удовольствием трудиться главным бухгалтером. Ежегодно обучаюсь в Контур.Школе, слушаю вебинары и онлайн-курсы для бухгалтеров, читаю статьи — без этого невозможно быть профессионалом».


Многие специалисты признают, что становятся сильнее с каждой решенной проблемой. Они получают новые знания и опыт, которые позволяют сделать следующий шаг. Тем более если выбора нет и обстоятельства вынуждают, как это и случилось у нашей героини. Кроме того, работа бухгалтером позволяет развивать и личностные качества: гибкость ума, целеустремленность, усидчивость.

«Благодаря этой профессии вы учитесь обращать внимание на детали во всех сферах жизни, а значит, и жизнь видите полнее, четче, ярче многих», — вот на какие возможности обращают внимание наши подписчики.

История 3. Про прогресс

«Я всю свою жизнь работаю главным бухгалтером. Когда пришла в свою первую компанию, все считали на счетах, единственная большая электрическая счетная машинка была у бухгалтера по зарплате. Потом появились калькуляторы, компьютеры, дискеты, флешки, ноутбуки. Компьютерные программы очень быстро развивались от самых простых до современных, помогая бухгалтерам выполнять их нелегкие задачи. И с этим стремительным ростом техники пришлось также стремительно развиваться и мне.

Нужно постоянно быть в теме. Это и сложно, и интересно».

Главный бухгалтер Светлана Терентьева

Бухгалтеры признаются: в их работе многие расчеты, которые раньше вели на калькуляторе или в Excel, можно упростить, автоматизировать, один раз сделать шаблон, чтобы в дальнейшем не тратить много сил и времени на повторение однотипных шагов. На помощь приходят современные учетные программы и сервисы.

Новые знания позволяют более детально настроить уже автоматизированные процессы, упростить взаимодействие между отделами, тем самым освободить время на более приятные вещи. Например, на чашечку кофе с коллегами.

История 4. Про стремительные перемены

«Жизнь бухгалтера — это сплошные изменения законодательства и программ для бухгалтерского учета. Для того чтобы оставаться на плаву и быть востребованным в профессии, знаний в области бухучета недостаточно.

  • Нужно стремительно обучаться новому: работе с сайтами, электронными подписями, электронным документооборотом и многому другому.
  • Надо получать смежные знания, осваивать необходимые навыки. Например, если в штате организации нет программистов, формировать ЭП приходится бухгалтеру.
  • В спорных ситуациях бухгалтера всегда поддержат более опытные коллеги советом и решением вопроса, помогут информационные ресурсы справочно-информационных систем.
  • Главное — не бояться перемен, а учиться с ними работать».

Главный бухгалтер Татьяна Лукина

Постоянно меняющиеся законы — вызов. Уследить за всеми новшествами не в силах даже самый вовлеченный сотрудник. Именно поэтому многие наши подписчики отметили значимость профессионального обучения для бухгалтеров и кадровиков: вебинаров, семинаров, курсов.

История 5. Про сложный старт

«Мое первое высшее образование — агрономическое. Устроившись на работу офис-менеджером и по совместительству помощником бухгалтера, я абсолютно ничего не понимала. Мой главный бухгалтер, женщина старой советской закалки, частенько говорила мне: «Неужели не понимаешь? Это же элементарно!» Благодаря ей я пошла на курсы профессиональной переподготовки — чтобы начать понимать. И на этом не остановилась. Сейчас заканчиваю второе высшее по специальности «бухучет». Могу точно сказать, что получаю кайф от работы, от того, что каждый день выходит что-то новое в законодательстве, появляются интересные задачи, поэтому учиться нужно постоянно. Если вы, как и я, любите учиться круглыми сутками, то эта работа для вас!»

Бухгалтер Татьяна Крепких

По результатам опроса, который проводил портал hh.ru, об увольнении в первые месяцы работы на новом месте задумывается каждый пятый. Причиной тому могут стать тяжелая адаптация в коллективе, задачи, не соответствующие квалификации сотрудника, и, как следствие, промахи и ошибки. Кого-то эти факторы вгоняют в тоску, а кого-то, как и героиню нашей истории, мотивируют развиваться. Ей удалось понять, что гибкий ум важнее, чем годы стажа.

Желание разобраться в основах профессии, научиться действовать самостоятельно стало ее первым шагом к успешной карьере. И мы рады, что таких историй немало.

История 6. Про семью

«Мое мнение, что в любом возрасте надо развивать себя и постоянно повышать планку новыми целями и проектами. Развиваться и строить карьеру мне помогает моя семья — сильная, дружная, успешная. Мы много работаем и много отдыхаем. Мы любим лес, рыбалку и нашу реку Волгу. Любим отдавать, делиться своими знаниями, умениями, энергией. Мы любим жизнь!»

Главный бухгалтер Елена Кондратьева


Верим, что и у вас есть мотиваторы, которые помогают двигаться вперед и не отступать перед сложностями. Ставьте амбициозные цели, а Контур.Школа всегда поможет вам достичь их.

Благодарим участников опроса за интересные истории. Надеемся, что ваш опыт будет полезен всем читателям. Как мы и обещали, участники, которые дали самые лучшие, на взгляд редакции, советы, получат подарочные промокоды для бесплатного обучения на любом экспресс-курсе в Школе бухгалтера.

Карьерный рост и развитие в профессии
Вы успешно адаптировались на новой работе, стали своим в коллективе и, в принципе, уже достаточно легко справляетесь с текущими задачами. Что дальше? Это зависит от того, каковы ваши профессиональные цели и как вы себе представляете свой карьерный рост. Если не представляете пока никак, самое время разобраться с этим и понять, куда двигаться дальше.

Любой человек, даже сильно боящийся перемен, все равно хочет изменений к лучшему в своей жизни. Однако наступают они обычно лишь тогда, когда человек сам предпримет хоть что-то для того, чтобы стало лучше. Или хотя бы адекватно представляет себе, что лично для него лучше.

Пройдя этот урок, вы получите конкретные ориентиры и алгоритмы действий для достижения именно ваших профессиональных целей.

Содержание:

Прежде, чем перейти к основной части, скажем, что мы ни в коем случае не советуем стремиться к переменам сразу после того, как вы адаптировались на новом месте. Конечно же, следует сполна насладиться результатом своих усилий и изучить рабочий процесс до мелочей, что, как правило, занимает один календарный год, потому что в каждой профессии есть сезонные закономерности рабочего цикла. Речь пойдет исключительно о том, чтобы не останавливаться на достигнутом. Особенно, если вы пока достигли не всего, чего хотели.

Виды карьеры и варианты развития в профессии

Сама по себе идея, что нельзя останавливаться на достигнутом, конечно же, не нова. Пословицу «век живи – век учись» слышали все. Англосаксы со свойственной им сдержанностью оформляют эту мысль как long life learning, что, впрочем, не меняет сути: учиться нам приходится всю жизнь, даже если мы не очень-то стремились к этому изначально.

Чему и как учиться? В самом начале курса мы уже говорили о том, что бывает стандартная вертикальная карьера с повышением в должности и горизонтальная карьера, когда финансовый успех и признание приходят исключительно благодаря развитию профессиональных навыков.

Есть и так называемая диагональная карьера, когда повышение в должности происходит при переходе в другую компанию и человек последовательно проходит все карьерные уровни, меняя каждый раз место работы. Примеры такого варианта продвижения подробно описаны в книге «Живи по своим правилам! Поиск достойной работы», но, в принципе, это не более чем разновидность стандартной вертикальной карьеры, когда карьерная лестница ведет наверх [М. Бажова, 2004].

Какую карьеру выбрать: горизонтальную или вертикальную?

Таким образом, вам следует, как минимум, определиться, какая карьера для вас более предпочтительна: вертикальная или горизонтальная. Ключевой момент – предпочтительна для вас. При выборе вектора движения важно реализовать свои, а не навязанные извне ценности.

В социуме еще долго будет господствовать представление о том, что только должность дает престиж, большую зарплату и уважение, а достижения будут измеряться высотой ступеньки карьерной лестницы. Ваши жена/муж, мама и бабушка будут хотеть, скорее, чтобы муж/жена, сын или внук стал большим начальником, чем большим писателем или талантливым программистом.

Во-вторых, в эпоху всеобщей «удаленки», которая пока что, вероятно, надолго, формальные атрибуты должности и власти в виде отдельного кабинета и личной секретарши стали не столько актуальны. В качестве начальника вы, как и ваши подчиненные, будете работать из дома. И даже если вы как-то проберетесь в офис и кабинет, это смогут увидеть только охранник и уборщица.

В общем, формальное название должности имеет все меньшее значение, поэтому сейчас самый лучший момент услышать себя и понять, что оптимально лично для вас. Если мысли о повышении пока не отпускают, подумайте о том, что начальник – это всегда ответственность за дело и работу подчиненных, нервотрепки за провалы, которые далеко не всегда будут по вашей вине, и общение с компетентными органами, которые в случае наезда беседуют, в первую очередь, с топ-менеджментом.

Свои идеи он систематизировал в книге «Команды менеджеров», выдержавшей множество переизданий [Р. Белбин, 2007]. Необходимость доработки теста вызвана тем, что книга впервые увидела свет в далеком 1981 году, а материал книги базируется, соответственно, на еще более ранних исследованиях. С тех пор в мире вообще и в экономике в частности много чего изменилось, поэтому потребность в обновленном тесте продиктована временем. Прохождение этого теста приблизит вас к пониманию того, подходит ли вам вертикальная карьера, в принципе.

Кому подходит вертикальная карьера?

Продолжая тему командных ролей и вертикальной карьеры, следует учесть, что неотъемлемым качеством любого руководителя должна быть способность вести людей за собой. Проще говоря, у начальника любого уровня должны быть развиты лидерские качества. Мы не зря потребляем это понятие во множественном числе.

Лидерство – это вовсе не какая-то отдельная характеристика. Это совокупность множества качеств и их определенное сочетание, которое дает основание считать человека лидером. Подробно об этом можно почитать в книге «21 обязательное качество лидера» [Д. Максвелл, 2006]. Мы же просто перечислим, какие это качества с точки зрения автора книги.

Обязательные качества лидера по Масквеллу:

  1. Твердый характер.
  2. Харизматичность.
  3. Преданность идее.
  4. Коммуникабельность.
  5. Компетентность.
  6. Мужество.
  7. Проницательность.
  8. Сфокусированное внимание.
  9. Щедрость.
  10. Инициатива.
  11. Умение слушать.
  12. Страсть к жизни.
  13. Позитивный настрой.
  14. Умение решать проблемы.
  15. Способность ладить с людьми.
  16. Ответственность.
  17. Уверенность.
  18. Самодисциплина.
  19. Готовность помогать другим.
  20. Способность к обучению.
  21. Видение перспективы.

Таким образом, если у человека развиты эти два десятка лидерских качеств, он вполне может отдать предпочтение вертикальной карьере. И с высокой степенью вероятности через какое-то время он добьется успеха на данном поприще. Что делать, если наблюдается явный некомплект искомых качеств? Можно попытаться их у себя развить, можно сосредоточиться на горизонтальной карьере, можно то и другое делать параллельно. Тем не менее отдельные эксперты полагают, что при наличии определенного комплекта «антикачеств» от идеи вертикальной карьеры лучше отказаться.

Кому противопоказана вертикальная карьера?

Сразу уточним, что мы сосредоточимся исключительно на психологических аспектах личности. У среднестатистического HR-менеджера всегда есть множество своих аргументов, кого и почему стоит или не стоит «продвигать» [А. Тетерук, 2020]. Это предпочтения руководителя компании, лояльность сотрудника к компании, грядущий функционал на случай продвижения, о котором почему-либо нельзя сказать человеку прямо, но пригодность к которому и будет определять результат его карьерных усилий конкретно в этой компании.

Итак, как же понять, что вертикальная карьера для вас, если и не жестко противопоказана, то может быть сопряжена с весьма существенными трудностями? Карьерный консультант Кристина Першко предлагает для начала оценить самого себя по пяти параметрам: интроверт-экстраверт, доброжелательность-враждебность, целеустремленность-отсутствие четких целей, эмоциональная стабильность-тревожность, консерватизм-готовность обретать новый опыт [А. Тетерук, 2020].

Не стоит делать ставку на продвижение вверх, если вы:

Интроверт – любая карьера и руководящая должность сопряжена с большим количеством коммуникаций и взаимодействий с другими людьми, отчего интроверт быстро устает.
Враждебно настроены к людям и априори считаете, что вас хотят обмануть – руководитель должен быть настроен на взаимодействие и поиск вариантов взаимовыгодного сотрудничества, а не акцентировать различия и разногласия.
Не имеете четкой цели – руководитель должен понимать, куда он идет сам, куда движется компания и куда вести людей. Сложно вести за собой людей, не понимая, куда вы идете.
Имеете высокий уровень тревожности – руководящая должность постоянно генерирует поводы для стресса, поэтому в отсутствие стрессоустойчивости ошибочные решения и нервный срыв – дело времени, причем скорого.
Консервативны и стремитесь работать по старинке – если ваш девиз «лишь бы не было хуже», вы не сможете увидеть перспективы и новые возможности, внедрить инновации, вдохновить коллектив и рядовых сотрудников, которым свойственен страх перед будущим (потому они и рядовые).

Выше мы уже говорили о том, что вертикальная карьера давным-давно не сулит таких уж однозначных преимуществ, как раньше. И даже вожделенную табличку на отдельном кабинете в условиях карантина будет видеть очень узкий круг людей.

Высокая зарплата в нынешних условиях тоже не обязательна и не гарантирована. Более того, при каждом кризисе сокращения начинают с топ-менеджеров, справедливо полагая, что изрядная доля ответственности за кризис в компании лежит на них. Как говорят в Одессе: оно вам надо.

Кому подходит горизонтальная карьера?

Горизонтальная карьера чаще всего ассоциируется либо с рабочими специальностями, где рост квалификации предопределяет рост востребованности и доходов, либо с творческими профессиями, когда человек «сам себе режиссер», а еще сценарист, продюсер и т.д.

Для начала скажем пару слов о рабочих специальностях. В нынешних условиях, когда государство перестало быть единственным работодателем рабочего класса и гарантом роста доходов по мере повышения квалификации от низшего 1-го разряда до высшего 6-го разряда, для успеха в профессии стали важны soft skills.

Так, многие из тех, кому приходилось переезжать с квартиры на квартиру, видели объявления «услуги трезвых грузчиков». Те, кто переезжал более одного раза, именно на такие объявления и предпочитают откликаться, потому что собственно погрузка-разгрузка особого разнообразия не предполагает, а вот адекватность и обязательность грузчиков – дело принципиальное.

Точно так трезвый адекватный сантехник, пару-тройку лет поработавший в ЖЭКе, имеет достаточно мощную клиентскую базу, чтобы зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем и браться за ремонт сантехники совершенно на других условиях, нежели нищенская зарплата работника ЖЭКа + чаевые. В зависимости от престижности района, у жильцов подведомственных домов может быть еще дача и квартира, а то и не одна, и там тоже время от времени нужен ремонт старой или монтаж новой сантехники. Это справедливо и в отношении электриков, столяров, плотников, прочих специалистов рабочих профессий.

Теперь о профессиях творческих. Это тоже огромный пласт возможностей для горизонтальной профессиональной карьеры. Веб-дизайнер может выбирать, верстать ли ему исключительно интернет-магазины по шаблону или побороться за элитный заказ для элитной мебельной студии. Программист может сам решить, какие языки программирования он может освоить и за какие по сложности задачи браться. Музыкант может сосредоточиться исключительно на сольной карьере или же открыть свою музыкальную онлайн-школу, и в обоих случаях успех зависит лишь от его способностей.

В общем, дело за малым – обнаружить в себе творческий потенциал и поискать возможности для его реализации. С этой целью стоит пройти тест на творческие способности от 4brain (программа «Самопознание»). Это адаптация методики тестирования личностной креативности Елены Туник, целью которой является определить, насколько человек обладает качествами творческой личности: любознательностью, воображением, готовностью к сложностям и склонностью к риску.

Сразу уточним, что тест определяет, скорее, не сам факт наличия этих качеств, а самовосприятие человека в контексте обладания этими качествами. Другими словами, человек может считать себя любознательным, однако в реальности это качество может быть выражено не так уж и ярко.

Если вы все еще колеблетесь, какой тип карьерного развития вам предпочесть, горизонтальный или вертикальный, возможно, вам поможет узнать о себе больше тест MBTI или «Тест на тип личности по Майерс-Бриггс». Ответив на 20 вопросов, вы приблизитесь к пониманию, являетесь вы интровертом или экстравертом, руководствуетесь обычно интуицией или здравым смыслом, принимаете решения рационально или эмоционально, действуете по обстоятельствам или предпочитаете тщательную предварительную подготовку.

И, наконец, когда вы определились с типом карьеры, самое время выстроить свой профессиональный путь к обозначенной цели.

Как строить карьеру?

Независимо от того, в каком направлении вы решили двигаться, горизонтальном или вертикальном, вам нужно определить три пункта своего плана профессионального развития.

Каждый из нас, становясь профессионалом в новом для себя деле, проживает сложные моменты и преодолевает барьеры. Per Aspera Ad Astra.

Обобщая все истории из моей практики, я пришла к выводу, что на этом «пути героя» можно выделить 3 главных испытания-этапа:

1. Вера в профессию

2. Вера в свои способности

3. Вера в свою ценность

На этом этапе нашего пути мы растим внутри себя уверенность, что профессия важна и ценна.

В результате качественного прохождения этого этапа внутри появятся два утверждения:

  • Эта профессия полезна и ценна для общества.
  • То, что я делаю, имеет для меня смысл.

Казалось бы, все профессии в рамках правовой системы хороши для общества в той или иной степени. Главное то, как мы на них смотрим. Однако, здесь может возникать конфликт с нашими ценностями.

Например, мы идём работать в рекламу. А у нас в детстве сформировалось убеждение, что реклама — зло, манипуляция. В этом случае мы будем постоянно скатываться к этой мысли, развиваясь в профессии через усилие и думая: «да зачем оно мне надо!».

Или мы выбираем быть хореографом, а родители с детства нам говорили, что это не профессия и этим деньги не заработаешь. Сценариев развития событий множество. Один из них — мы будем доказывать им, что они неправы, ждать их похвалы и гордости за наши успехи и страдать, что мы её не получаем.

Так, когда я выбрала профессию психолога, то я стала обладателем взглядов с крутящимся пальцем у виска в моём IT окружении, где большинство математиков и психологию за науку не считали. В конце обучения на психологическом факультете, выбрав своей специализацией коучинг, я увидела недоверие со стороны людей вокруг: коучи – инфоцыгане, коучинг бессмысленная трата времени и денег. Эти утверждения абсолютно не верны для профессионального коучинга, но сформировались в обществе благодаря непрофессионалам и их поведению.

Я проделала работу внутри себя, чтобы продолжать двигаться и развиваться в профессии, несмотря на такое холодное отношение к ней большинства. И с уверенностью могу сейчас сказать, что моя деятельность по своему содержанию и результатам полезна для людей. И четко осознаю её смысл для себя: зажигать сердца людей их профессиональными смыслами и сопровождать их по дороге к мастерству. Несмотря на сложности моего пути и то, что говорят вокруг меня, я развиваюсь и буду развиваться в этой профессии. Это и есть результат качественного прохождения этапа веры в профессию.

На этом этапе важно сформировать смыслы своей деятельности: зачем вы в профессии?

Быть в профессии ради денег или ради ощущения «я могу» — это дорога к выгоранию. Рано или поздно мы просто не захотим ей заниматься, поскольку в этом не будет смысла. А нахождение в профессии по нужде рождает внутренние напряжение. Все дается с усилием.

Если мы отлавливаем ощущение «день сурка», нежелание вставать с кровати утром, раздражение на работе по мелочам, то это симптомы профессионального выгорания и лучше быстрее обратиться к специалистам.

Вопросы для самоанализа:

1. Насколько по шкале от 1 до 10 я верю в свою профессию, где 1 – бессмысленная деятельность, 10 – это профессия ценна на 200% и имеет ясный смысл для меня.

2. Если вы ответили не 10, чего вам не хватает, чтобы было 10?

3. Зачем вы в профессии?

На этом этапе мы растим веру в то, что мы можем быть профессионалом в этой деятельности.

Если ранее мы формировали веру в профессию: «содержание этой деятельности полезно для общества», то тут мы переключаем фокус внимания на себя: «а я то могу быть профессионалом в этой профессии? а у меня есть способности? насколько я смогу стать компетентным в этой деятельности?»

Результатом качественного прохождения этого этапа станет убеждение о себе: «я способный для этой деятельности».

Формирование такой веры в себя может занять время и будет зависеть от того, насколько мы уже готовы к той деятельности, в которой начинаем развиваться. Что мы уже умеем? Как быстро учимся? Как легко можем относиться к неудачам на своём пути развития?

Если вы в университете изучали биологию, а идёте работать менеджером в профильную организацию, то вероятность провалов будет намного выше, чем если у вас уже есть все необходимые зачатки умений управленца.

Когда я меняла деятельность с Data Scientist на коуча, то у меня было одно неоспоримое преимущество — аналитический склад ума. Я легко анализирую, синтезирую, обобщаю, выделяю главное, структурирую. Моё мышление заточено под логику, и мне легко увидеть конфликты и несоответствия в речи клиента.

Однако есть и другая сторона коучинга, связанная с умением замечать и отслеживать невербальные проявления клиента: как клиент говорит, с какой интонацией, с какими эмоциями, как жестикулирует, как меняется мимика и др. И этого я не умела делать на входе в профессию. Надо было учиться, пробовать и идти на риск замечать и отражать своим клиентам. А внутри были страхи: «А что, если я это скажу, и клиент не поймёт? Как мне тогда себя вести? А если то, что я отражаю ему не важно?».

А ещё у меня было убеждение о себе, что у меня плохая память. Как с таким убеждением работать, если клиенты говорят много и нужно всё важное запомнить? Конечно же по началу я всё конспектировала как стенографистка, чтобы не пропустить ни слова. Тем самым я подкармливала своё убеждение о плохой памяти, хотя это было не так. И сейчас я легко запоминаю и конспектирую по минимуму.

Мне потребовалось время и работа с коучами, менторами, супервизорами, чтобы разрушить все те убеждения о себе, которые мешали мне полноценно проявляться в профессии. В итоге, я сформировала у себя позицию «я способна» , «я могу делать то, что делает мастер в этой профессии», и отношение к трудностям как трамплин для дальнейшего развития.

На этапе формирования веры в свои способности могут всплывать разные убеждения о себе и сложности от того, что мы что-то пока ещё не умеем. Поэтому важна качественная поддерживающая среда. Это могут быть менторы, наставники, коучи, психологи, в зависимости от того, над чем мы сейчас работаем.

Нам важно организовать для себя качественную обратную связь для понимания того, что мы уже умеем, и что нам нужно ещё развить в себе. Сами себе на начальном этапе в профессии мы не можем дать объективную оценку.

Нам также важно убрать все внутренние препятствия, страхи, сомнения, работать со своим мышлением и отношением к себе. Так мы закладываем стабильную самооценку себя как профессионала и легкое ресурсное отношение к трудностям, которое нас будет мотивировать двигаться дальше.

Вопросы для самоанализа:

1. Насколько по шкале от 1 до 10 я верю, что я смогу быть профессионалом в этой деятельности, где 1 – не смогу никогда , 10 – у меня есть всё, чтобы я стал профессионалом и получал качественные результаты в этой деятельности.

2. Если вы ответили не 10, чего вам не хватает, чтобы было 10?

3. Как вы можете усилить свою поддерживающую среду?

4. Как я реагирую на сложные моменты в проявлении своих компетенций? А как хочу реагировать?

На этапе «вера в свою ценность» мы формируем уверенность, что мы можем быть востребованными профессионалами в этой профессии. Мало быть просто способным и видеть ценность своей профессии, важно почувствовать, что именно нас как профессионалов ценят или будут ценить.

Маркерами качественного прохождения этого этапа являются:

  • Уверенность, что я ценен как профессионал в данной области,
  • Выстроенная и приносящая доход система, в основе которой ваша ценность для общества.

Профессия — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования

Соответственно, профессионалом мы не сможем стать без тех, кто оценит нашу деятельность. И нам важно организовать систему, чтобы нас знали и наш труд запрашивали.

В случае работы по найму — это поиск своего работодателя и выстраивание отношений с ним. А в случае фриланса и своего бизнеса — это формирование сообщества целевых клиентов и донесение им ценности своей деятельности. В любом случае, это дополнительные знания технологий (написание резюме, прохождение собеседования, организации продаж и др.) и умения, которые тоже являются частью профессии.

Я работала как руководитель отдела аналитики в тот момент, когда решила перейти в коучинг. И для меня переход из найма в собственную практику был диковинкой. Я из обычной семьи, где родители и братья всегда работали на кого-то или с кем-то. Ни у кого из них никогда не было открыто ИП. И мне надо было с нуля учиться, чтобы построить свой собственный бизнес.

Самой первой сложностью для меня было научиться определять стоимость своих услуг и говорить об этом в лицо клиентам. Я первое время настолько робела, что работала за «насколько это вам ценно, столько и оплачивайте». Тем самым я перекладывала ответственность на другого человека. В один прекрасный момент, когда клиент ничего не заплатил, а работа была сделана, я поняла, что мыслю в корне не верно. Села и создала авторскую технологию по определению стоимости своих услуг . ООН-технология может помочь любому специалисту понять, из чего и как формируется стоимость именно его услуг, особенно когда она уникальна и не представлена на рынке.

Другой сложностью для меня стали продажи, из-за отсутствия понимания, как предлагать свои услуги. Что я предлагаю и кому? Как это сделать понятным для клиента? Нужна ли специализация? Как описать свои услуги? Где искать клиентов? Несколько лет я крутила эти вопросы в голове, не зная куда с ними податься. Я пробовала курсы по имиджу профессионала, где слышала общие советы из серии: сделайте свою презентацию, разработайте линейку продуктов, проведите вебинары, формируйте связи в профессиональном сообществе и т.д. Я честно пыталась, но меня внутри постоянно что-то сдерживало от действия. И как потом я поняла, основным стопором для меня стали несформированная вера в себя как профессионала и профессию. Когда я это проработала с коучем, знания о построение своей бизнес-модели начали переходить в конкретные результативные действия. И теперь я уже помогаю клиентам формировать свою линейку услуг и сопровождаю коучей как наставник в становлении их успешной и востребованной практики.

Первое, что важно сделать, понять критерии своей востребованности в данном моменте, когда вы начинаете двигаться, и в точке, когда вы уже стали мастером. Как вы поймете, что вы ценный профессионал? Что станет внешним показателем? А как вы при этом будете чувствовать себя?

Затем понять, каким образом вы можете двигаться в сторону востребованности? Что поможет вам почувствовать себя востребованным уже сейчас? А что поможет дойти до точки востребованного Мастера? И выстроить для себя систему донесения ценности себя как профессионала до целевой аудитории.

Если сейчас вам интересна работа по найму или в команде, то, что поможет вам устроиться в организацию или попасть в конкретную команду людей? Если это построение своего бизнеса, то какова ваша бизнес-модель и что поможет вам её воплотить в реальность? Чего вы не знаете и чему надо ещё научиться? Сформировать план шагов для своего развития.

Если же вас одолевают сомнения и вы боитесь делать конкретные действия из плана по разным причинам (неудачный прошлый опыт, никогда не делали, всегда боялись этого делать, это для вас не свойственно и т.д.), то обращайтесь за поддержкой к специалистам – коучам, наставникам, психологам. В профессиональном сопровождении вы пройдёте этот путь быстрее и экологичнее.

Вопросы для самоанализа:

1. Насколько по шкале от 1 до 10 я верю, что я ценен как профессионал в выбранной области, где 1 – меня никто не ценит , 10 – я ценен по максимуму и получаю ту обратную связь о своей ценности, которую хочу.

2. Если вы ответили не 10, чего вам не хватает, чтобы было 10?

3. Что нужно подкорректировать, чтобы построить максимально эффективную систему для финансового дохода и важной обратной связи для меня?

Исходя из моего опыта, самая главная ошибка в становление — бежать сразу выстраивать систему и искать основания своей ценности для рынка. Без веры в профессию и веры в свои способности в этой профессии, любая неудача положит нас на лопатки.

Например, как это выглядит в коучинге:

  • Кейс первый. Приходит платный клиент. Работа с ним выстраивается не так, как обычно: нет ощущения движения, результатов нет, есть недовольство с его стороны. Мы начинаем думать сразу, что что-то не так с нами как профессионалами. Испаряется вера в профессию и себя в ней. И чаще это совершенно неверные выводы. И без объективной обратной связи в этот момент сложно выбраться.
  • Второй кейс. Мы рассказываем о своих услугах всем подряд, а в ответ только ухмылки и никаких запросов на совместную работу. Мы начинаем думать, что с профессией что-то не то. Она не востребована. Общество не готово. Не стоит дальше даже развиваться в ней. Бросаем всё на полпути, снова делая неверные выводы.

Поэтому я за планомерное прохождение этапов: сначала устаканиться в том, что профессия ценна и я могу быть успешным профессионалом в ней. А потом уже искать способы того, как стать востребованным специалистом в этом деле.

Пройдя все три этапа, мы сформируем в себе основу для стабильного непробиваемого движения в профессии. Мы приходим к тому состоянию, когда с каждым шагом мы ощущаем «успешный успех» и наслаждаемся нашей деятельностью и результатами.

К моменту выхода из этих этапов мы знаем всё необходимое о своей профессии:

  • Зачем она нужна?
  • Зачем мы в ней?
  • Какие компетенции мы в ней развиваем? В чём мы уже сильны, а в чём нам важно расти?
  • И как мы выстраиваем систему своей ценности?

Это знание формирует наши действия: целенаправленные, регулярные, активные. Наш фокус теперь не на становление своего дела, а на его развитии и росте мастерства.

На этом этапе нашего пути также возникают свои сложности и вылезают новые страхи и сомнения. Однако они не могут нас свернуть с пути развития. У нас уже есть мощная поддерживающая среда для движения, основанная:

  • на наших внутренних установках о себе: в первую очередь, все три веры.
  • и внешних ресурсах: таких, как выстроенная система, учителя, наставники, коллеги, коучи, книги и другое.

И дальше – новые высоты, новые эмоции, новые результаты и новые мы!

Вопрос от коуча: Какой из этапов стал для вас наиболее сложным? и как вы поддерживали себя, чтобы не свернуть?

Копирование и цитирование этой статьи возможно только с указанием автора — Марина Некрестьянова

Успех — это непрерывное движение. Суть профессионального успеха состоит в том, что ни один человек осознанно не сможет сказать: «Я добился подлинной вершины своего профессионализма и больше развиваться и расти мне некуда». Известная каждому притча о мудреце, который молвил «Я знаю, что ничего не знаю» является истинной характеристикой мастера своего дела. Совершенство не имеет границ, и личность, стремящаяся к успеху, это отчётливо осознаёт. В этой статье мы расскажем вам о том, что такое профессиональный успех и от чего он зависит, рассмотрим психологические и когнитивные особенности личности, влияющие, на профессиональный успех, детально разберём факторы успеха и ответим на актуальный в наше время вопрос — как добиться успеха? Автор статьи - когнитивный психолог Кристина Кочеткова , специально для CogniFit .

Что такое профессиональный успех?

В современном мире нам непроизвольно насаждается культ «успешности», мы все желаем таковыми стать. Слово «успех» совсем не новое, ведь мы всегда говорили: успех, успехи, желали друг другу успехов. В наши дни считается авторитетным, когда про человека говорят «успешная личность».

Каждая вторая реклама на просторах сети Интернет внушает подрастающему поколению: «Хватит работать — пора зарабатывать». Призывают зарабатывать деньги, не работая — парадокс. Выходит, термины «успешность» и «успех» противопоставляются термину «труд». Из этого следует разрушение принятых в обществе представлений о труде. Если раньше, с самого детства, воспитывалось уважение к труду, как к источнику добывания средств существования, то сегодня нам предлагают зарабатывать, не работая.

Современные исследования акцентируют наше внимание на следующие психологические предпосылки достижения успеха :

  • мыслить категориями успеха — перезапустить свой «мыслительный процессор» и настроиться исключительно на успех;
  • быть уверенным в себе — верить своему собственному «Я», принимать и отстаивать свои собственные мнения и желания;
  • умение активизировать сильную мотивацию достижения — «запрограммировать» себя на действие, которое приведёт к достижению успеха;
  • твёрдо знать то, чего хотите добиться;
  • способность вооружать себя чётким планом действий, иметь позитивный настрой на предстоящее дело;
  • каждое препятствие превращать в трамплин для приближения к поставленной цели;
  • замечать и радоваться даже малейшим успешным шагам и достижениям.

Как добиться успеха: от чего зависит успех в профессиональной деятельности?

Достижение успеха в профессии и профессиональной деятельности, без сомнения, является одним из наиболее действенных мотивов на различных этапах профессионального становления. Прежде всего, профессиональный успех взаимосвязан с такими личностными качествами, как целеустремлённость и самодисциплина.

Недостаточно просто поставить перед собой цель — нужно уметь достигать её различными способами , для чего и потребуется самодисциплина, как способность к самоограничению, постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в работе над собой. Личности, у которых отсутствуют данные качества, в большинстве случаев, не приходят к успеху, даже если они полны энтузиазма или амбиций.

Если изначальный выбор профессии был верный, то у человека велика возможность полной реализации себя в профессиональной деятельности. Правильный выбор позволяет обойти стороной разочарования, иметь достойный заработок и быть уверенным в завтрашнем дне.

В самом начале пути выбора профессии необходимо :

  • обозначить перед собой цели, которые должны нести позитивный (умножать меру добра), конкретный и реалистичный характер;
  • адекватно оценить свои возможности (интеллектуальные, физические, возрастные, финансовые и т.д.);
  • соотнести способности со своими целями.

Успех профессионального выбора обеспечен, если:

  • учтено наличие набора необходимых профессионально значимых для профессиональной деятельности качеств (интеллектуальных, личностных, физических);
  • выбранная сфера деятельности пользуется спросом на рынке труда;
  • работа приносит удовольствие и удовлетворение, а не тяготит.

В качестве критериев успеха уже сложившейся профессиональной деятельности можно выделить следующие:

  • соответствие человека требованиям данной профессии, вносит ли работник ощутимый вклад в социальную практику;
  • соответствие профессии требованиям личности: её мотивам, склонностям, удовлетворённостью сферой деятельности;
  • использование человеком социально приемлемых способов, приёмов и технологий при достижении качественных результатов в работе;
  • стремление личности индивидуализировать свой труд, самореализовать в нём свои личные потребности;
  • достижение человеком высокого уровня профессионализма;
  • наличие в профессиональной деятельности перспектив роста;
  • готовность к принятию опыта других людей и проявление собственной профессиональной открытости;
  • стремление человека обогатить профессию своим личным творческим вкладом;
  • умение заинтересовать общество результатами своего труда;
  • умение человеком соблюдать честь и достоинство профессии, видеть в ней неповторимый вклад в социум.

Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессии

А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества, как проявления психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Успешность деятельности специалиста определяется качествами личности, которые призваны обеспечить её успешный трудовой старт и высокие производственные показатели.

В рамках сферы профессиональной деятельности в качестве критериев успешности рассматриваются нижеприведённые психологические характеристики:

Способность человека к активности в той или иной сфере. Посредством активности личность решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности; мобилизует свою активность в необходимых, а не в хаотичных формах, в нужное время, действую по собственному побуждению.

Степень развития мотивационной сферы , которая включает в себя увлечённость смыслом профессии на благо других людей, стремление развивать себя как профессионала и гармоничное прохождение всех этапов профессионализации — от адаптации к мастерству.

Развитость «Я-концепции» и её составляющи х. Успех в профессиональной деятельности является следствием не внешних, а именно внутренних причин. Это значит, что достижение успеха находится полностью в руках самой личности. Осознание собственной значимости даёт человеку возможность распространить вокруг себя ореол удовлетворённости. Умение стимулировать себя способствует формированию независимости от поддержки и одобрения окружающих. Инициативность и предприимчивость таких людей приводят в движение социальный механизм, поэтому им достаётся большая часть благ, которые предоставляет общество.

Высокие коммуникативные навыки являются неотъемлемым условием взаимодействия людей, частью коммуникативной культуры, и необходимы всем людям, а в ряде профессий они становятся профессиональной характеристикой личности.

Самодисциплина и самоконтроль . Подразумевают осознанность в характере своего поведения, позволяют выстраивать приоритеты в списке дел. Самоконтроль позволяет не вмешиваться в неприятные ситуации, а самодисциплина даёт возможность сосредотачиваться на решении наиболее актуальных задач.

Умение планировать и управлять временем . Точная последовательность действий снижает вероятность выполнения бесполезной работы.

На успешность в профессиональной деятельности непосредственно влияют профессиональное и личностное самоопределение .

В психолого-педагогической литературе данный термин употребляется в различных значениях. Наиболее распространённые понятия, отражающие различные типы самоопределения, — это профессиональное, личностное и жизненное самоопределение. Более подробно разберём первые два понятия.

Профессиональное самоопределение — самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение является частью самоопределения человека, в широком смысле этого слова. Оно предполагает конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу

Личностное самоопределение рассматривается как нахождение самобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей; как высший тип самоопределения, когда человеку удаётся стать хозяином ситуации и всей его жизни.

Н.С. Пряжников отмечает, что в современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением, с «главным делом» жизни. Поэтому главной (идеальной) целью профессионального самоопределения является постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития, постепенно формируя готовность рассматривать себя развивающимся в рамках определённого времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать.

Когнитивные особенности личности, влияющие на профессиональный успех

Когнитивные особенности относятся к особенностям познавательной сферы личности и включают в себя психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации: ощущение, восприятие, память , представление, воображение, речь, мышление и т.д.

Несмотря на разнообразие профессий, можно выделить значимые когнитивные способности, хорошее развитие которых играет значимую роль в профессиональном успехе.

Память играет ключевую роль в когнитивной сфере личности и является основным компонентом интеллекта, а её функции намного шире, чем «запомнить, как можно больше информации». По временному критерию выделяют кратковременную , долговременную , рабочую и промежуточную память. По критерию содержания память может быть:

  • эмоциональная — прочно сохраняет пережитые человеком чувства;
  • двигательная — запоминание и воспроизведение движений (лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам и т.д.);
  • словесно-логическая — запоминание мыслей, понятий, суждений, умозаключений, закономерностей;
  • образная — позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку (присуща художникам, писателям, музыкантам).

Отметим, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной степени взаимосвязаны.

Внимание является направленностью ума, позволяющей выделить конкретное из большого количества раздражителей. Внимание характеризуется такими свойствами как: сосредоточенность ( концентрация ), распределение, устойчивость, переключаемость и объём.

Восприятие характеризуется целостным отражением предметов окружающего мира посредством осознания их опознавательных признаков. Функция восприятия заключается в координации и кодировании базовых ощущений для формирования им значений и смысла, полученных не только из внешней, но и из внутренней среды.

Когнитивная ориентация позволяет личности видеть причины своего поведения во внешней среде или в себе самом.

Метакогнитивность проявляется способности человеком учитывать собственные знания, ощущения и другие мыслительные действия, с целью их урегулирования и контроля.

Узнайте больше о том, как когнитивные способности влияют на профессиональный успех здесь .

Как добиться успеха: факторы успеха

В качестве факторов успеха профессиональной деятельности можно выделить:

  • Мотивация — один из наиболее значимых факторов, обеспечивающий успех в профессиональной деятельности. Высокомотивированный сотрудник выполняет свою работу лучше, качественнее и эффективнее. С падением же уровня заинтересованности сотрудника наблюдается снижение эффективности труда.
  • Стрессоустойчивость позволяет человеку противостоять стрессовой ситуации, не испытав на себе отрицательных последствий. Стрессовые ситуации могут быть связаны как с выполнением трудовых действий, так и с условиями, в которых она протекает, поэтому современный специалист должен уметь принимать ответственные решение при дефиците информации и времени.
  • Профессиональное мастерство подразумевает наивысший уровень профессионального развития личности, который позволяет во всей полноте реализовывать профессиональные функции и решать профессиональные задачи.

Рассмотрим ряд показателей профессионального мастерств а:

  • прочные профессиональные знания;
  • комплекс сформированных профессиональных умений;
  • система ценностей и убеждений профессиональной деятельности;
  • наличие профессионально важных качеств (в разных областях деятельности они отличаются, но есть общие): ответственность , доброжелательность, толерантность, терпение, порядочность и др., которые сотрудник постоянно совершенствует в процессе профессионального развития;
  • оптимальный стиль общения или управления коллективом;
  • творческая направленность специалиста.

Профессиональное мастерство невозможно приобрести вместе с документом/сертификатом, подтверждающим образование. Это путь непрерывного развития и совершенствования личности, не имеющий конечной точки.

Принцип баланса и равновесия регулирует отношения людей не только в профессиональной, но и во всех сферах деятельности. Получая что-то для себя, всегда необходимо отдать взамен немного больше, будь это знания, физическая помощь, моральная поддержка, материальные блага и т.д. Данный принцип построен на принципе обратной связи, грамотное использование которого (в совокупности с другими факторами) обречёт человека на успех.

Когнитивные способности наиболее значимые для достижения профессионального успеха:

  • планирование является важнейшим когнитивным показателем, который выражается в умении человека спрогнозировать последствия, выбрать рациональный путь для достижения определённой цели;
  • мониторинг — это когнитивные навыки контроля своего поведения, благодаря чему человек утверждает правильность выбранных шагов к достижению цели;
  • ингибиция заключается в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравый смысл в любой ситуации;
  • принятие решений — определение способов на пути достижения цели;
  • когнитивная гибкость позволяет личности быстро приспосабливаться к новым условиям, подстраивать своё поведение под них;
  • рабочая память позволяет держать в голове необходимый набор информации для решения текущих задач.

Как добиться успеха и стать успешным? Практические советы

Станьте настоящим фанатом своей профессии ! Будьте увлечены своей профессиональной деятельностью, воспринимайте её не просто, как поход на работу, а как увлекательную миссию, в которой вы, являясь волшебником, воплощаете все свои идеи и задумки. Бессмысленно стремиться к успеху в том, что не вызывает у вас интерес и является простой обязанностью.

Энтузиазм может послужить качественным толчком на пути к успешной деятельности. Адекватный руководитель высоко оценит положительный настрой и проявление творческого потенциала на трудовую деятельность и не оставит это момент без поощрения.

Получив диплом об образовании, не останавливайтесь на достигнутом! Время не стоит на месте. С каждым днём находит своё распространение новая информация, которая приводит к обновлению подходов, сведений, задач и пр., поэтому полученных знаний вам вряд ли хватит для достижения наивысшего результата. Не стесняйтесь посещать лекции, тренинги, семинары, курсы дополнительного образования , предложенные руководством организации.

Иной путь развития — самостоятельное обогащение своих знаний и умений . Выделите часть своего личного времени и бюджета на поиск и посещение мероприятия, тесно связанного с профессиональной деятельностью. Единственное, помните, что злоупотреблять этим тоже не следует.

Обратите внимание на смежные профессии , овладев которыми вы пополните не только запас знаний, но и, возможно, кошелька. Например, изучить иностранный язык можно различными способами: посещение курсов, частные уроки с репетитором, онлайн занятия или же дистанционное обучение.

Самый простой способ обогатить свои знания — читать книги . Не забывайте, что книжные полки в магазинах периодически пополняются новыми качественными изданиями, относящимися именно к вашей профессии. Для нахождения нужной литературы необязательно идти в книжный магазин, достаточно открыть браузер на вашем компьютере или смартфоне, а далее заказать нужную книгу с доставкой на дом или купить её в онлайн-библиотеке.

Успех в профессиональной деятельности человека напрямую зависит от того, насколько хорошо человек знает самого себя. Поэтому начинайте совершенствоваться изнутри , постепенно подключая информацию из внешнего мира. Постигать придётся многое — общество не стоит на месте, а ваша цель стОит того! Поднявшись на ступеньку выше, вы обогатитесь не только финансово, но и получите уверенность и свободу в самореализации. Если профессиональная деятельность вносит в вашу жизнь положительные эмоции, уверенность в завтрашнем дне, а вы можете выбрать направление развития своего потенциала — что может быть лучше?

Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, мы будем рады вашим вопросам и комментариям.

Читайте также: