Должности которые может занимать врач общей практики

Опубликовано: 02.10.2024

1. Квалификация, присваиваемая при получении образования

В силу ч.1 ст.12 Закона об образовании содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

То есть, с точки зрения законодательства об образовании, квалификация – это готовность к профессиональной деятельности.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение профессионального образования соответствующего уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки (ч.7 ст.60 Закона об образовании).

На основании ч.8 ст.11 Закона об образовании Министерство науки и высшего образования РФ утверждает перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 N 1061 утверждены, перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования.

При получении высшего медицинского образования документами об образовании и о квалификации являются диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра и диплом об окончании ординатуры. Указанные документы подтверждают присвоение квалификации по специальности, указанной в приказе Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061.

Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников (ч.9 ст.82 Закона об образовании).

На основании ч.8 ст.60 Закона об образовании уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

То есть общему правилу документ об образовании и квалификации подтверждает права осуществлять профессиональную деятельности. Гражданин, завершив образовательные отношения, имеет правовую возможность, вступить в трудовые отношения с работодателем. Однако это справедливо, если федеральным законом не установлено иное.

2. Соответствие требованиям к медицинской специальности

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.

То есть, после завершения образования в медицинском вузе гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.

3. Квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием

Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.

Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:

  1. Уровень профессионального образования
  2. Дополнительное профессиональное образование
  3. Должности

В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:

1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре вместо прохождения интернатуры/ординатуры по новой специальности. Это удобный инструмент, позволяющий врачу переквалифицироваться и работать в новой должности без длительного обучения в ординатуре.

Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Торакальная хирургия» возможно только через подготовку в ординатуре по специальности «Торакальная хирургия».

2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.

В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В подавляющем большинстве случаев для занятия одной должности медицинского работника предусмотрены единые квалификационные требования.

4. Квалификация работника и квалификационные требования

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

То есть квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.

Вместе с тем, в письме Минздравсоцразвития России от 20.10.2011 N 16-1/10/2-10354 до введения специальности «Водолазная медицина» диагностику и профилактику острых и хронических заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью водолазов, а также медицинское обеспечение водолазных спусков осуществляли служащие в Вооруженных Силах Российской Федерации офицеры медицинской службы и лица из числа гражданского персонала.

Продолжительность прохождения военной службы в указанных воинских должностях и (или) в должностях с указанными ВУС должна быть подтверждена выписками из личного дела офицера, выданного кадровыми органами Вооруженных Сил Российской Федерации или военными комиссариатами.

Таким образом, при отсутствии утвержденного профессионального стандарта для врача по водолазной медицине необходимо руководствоваться квалификационными требованиями, а также дополнительными нормами и разъяснениями Минздрава России.

Приведем также в качестве примера должность «Судовой врач». Такая должность предусмотрена номенклатурой должностей, однако соответствующая медицинская специальность отсутствует. Профстандарт для судового врача не утвержден.

Приказ 707н разрешает занимать должность «Судовой врач» при соответствии квалификационным требованиям по одной из трех медицинских специальностей:

Таким образом, при отсутствии утвержденного профессионального стандарта для судового врача необходимо руководствоваться квалификационными требованиями.

5. Квалификационные требования и квалификационные характеристики должностей

Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Согласно п.2 Приказа 541н наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России, то есть в соответствии с приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. При этом по общему правилу наименование должности соответствует наименованию медицинской специальности.

Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 707н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 707н.

В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

6. Квалификационные требования как лицензионные требования

Обязательность соблюдения квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием устанавливается лицензионным законодательством.

Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Согласно пп. «д» п.4 Положения к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности отнесено наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Несмотря на отсутствие прямого упоминания квалификационных требований, профессиональное образование, необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определяется именно квалификационными требованиями. Как мы выяснили выше, квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела: уровень профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, должности.

Стоит обратить внимание, что лицензионное законодательство, включив квалификационные требования в состав лицензионных, тем не менее не гармонизировано с нормами приказа Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. В частности, лицензионные требования указывают на обязательное наличие сертификата специалиста для специалистов с медицинским образованием, в то время как последние несколько лет медицинские специалисты получают свидетельства об аккредитации. По поводу данного противоречия в письме Минздрава России от 14.12.2015 N 16-5/10/2-7567 были даны следующие разъяснения: право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

Невыполнение медицинской организацией требований пп. «д» п.4 Положения является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5.2.7. Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников согласно приложению.

Министр В. Скворцова

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

I. Медицинские работники

1.1. Должности руководителей:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

1.2. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):

а) врачи-специалисты, в том числе:

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач мануальной терапии;

врач общей практики (семейный врач);

врач-педиатр городской (районный);

врач по авиационной и космической медицине;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской профилактике;

врач по медицинской реабилитации;

врач по общей гигиене;

врач по паллиативной медицинской помощи;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач скорой медицинской помощи;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач ультразвуковой диагностики;

врач функциональной диагностики;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

1.3. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (немедицинским) образованием:

инструктор-методист по лечебной физкультуре;

судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);

химик-эксперт медицинской организации;

эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):

заведующий молочной кухней;

заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушер, медицинская сестра);

заведующий кабинетом медицинской профилактики - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

инструктор по трудовой терапии;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);

операционная медицинская сестра;

помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене;

старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.

1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

II. Фармацевтические работники

2.1. Должности руководителей:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):

2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):

2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):

1. Должности "главный врач (начальник) медицинской организации", "заместитель руководителя (начальника) медицинской организации", "заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации" относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности;

2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, "заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части", "заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части", "заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе", "заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом" и другое.

3. Должности "заместитель директора (заведующего) аптечной организации", "заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации" относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, "врач-терапевт".

5. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, "заведующий хирургическим отделением - врач-хирург".

6. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности "врач приемного отделения" дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, "врач приемного отделения - врач скорой медицинской помощи".

7. Наименования должностей "акушер", "санитар", "фасовщик", замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: "акушерка", "санитарка", "фасовщица"; а наименование должности "медицинская сестра", замещаемой лицами мужского пола, именуется - "медицинский брат (медбрат)".

[<]*[>] Наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

Приказом Минздрава РФ до 1 января 2021 года объявлен мораторий на проведение аккредитации:

На каких должностях могут работать выпускники лечебного факультета медицинских ВУЗов 2020 года, у которых в дипломе стоит специальность «врач-лечебник»? На каких условиях можно принимать их на работу?

Могут ли указанные лица при желании работать на должностях среднего медицинского персонала по оказанию медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией, если да, то какие документы они должны предъявлять для оформления трудового договора?

Проанализировав положения действующего законодательства, сообщаем, что выпускники 2020 года по специальности «Врач-лечебник» могут занимать должность врача-терапевта участкового, а также, после сдачи отдельного экзамена или прохождения обучения не менее 36 часов, ряд должностей среднего медицинского персонала. До начала работы с коронавирусной инфекцией нужно ознакомиться с материалами по коронавирусу на Портале непрерывного медицинского образования и пройти тестирование.

Согласно п.1 Приказа Минздрава России от 14.04.2020 N 327н в период моратория на получение свидетельств об аккредитации допускается допуск по определенной специальности лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:

  1. наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
  2. соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по данной специальности.

Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утв. приказом Минтруда России от 21.03.2017 N 293н, предусматривает только одну должность по указанной специальности: «Врач-терапевт участковый».

Данный специалист должен иметь высшее образование:

  • специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 года;
  • специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»;
  • подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
  • дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
  • сертификат специалиста по специальности «Терапия» и (или) свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Лечебное дело» (неактуально до 2021 года).

Следовательно, в 2020 г. для занятия должности врача-терапевта участкового специалисту «Врач-лечебник» достаточно предъявить диплом.

Согласно п.2 Приказа N 327н допуск к оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста осуществляется при условии соблюдения требований пунктов 5 и 6 приложения N 10 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Пункт 5 Приложения 10 к приказу N 198н прямо разрешает допускать к лечению больных с коронавирусной инфекцией лиц с высшим медицинским образованием для работы на должностях среднего медицинского персонала.

Такой допуск осуществляется в порядке, установленном приказом Минздрава от 27 июня 2016 года N 419н. Так, лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Лечебное дело» в объеме трех курсов и более либо имеющие диплом специалиста (диплом бакалавра) по специальности «Лечебное дело» могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:

  • медицинская сестра;
  • медицинская сестра палатная (постовая);
  • медицинская сестра перевязочной;
  • медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;
  • медицинская сестра процедурной;
  • медицинская сестра приемного отделения;
  • медицинская сестра участковая;
  • медицинский регистратор.

Для занятия какой-либо из указанных должностей лица с высшим медицинским образованием должны предъявить:

  1. диплом;
  2. положительный результат сдачи экзамена, подтвержденный выпиской из протокола сдачи экзамена (п.3 приказа N 419н).

Экзамен проводится специальной комиссией при образовательной организации, имеющей свидетельство о государственной аккредитации реализуемых образовательных программ высшего медицинского образования.

Без экзамена лица с высшим медицинским образованием могут быть допущены к работе по какой-либо из вышеуказанных должностей среднего персонала на следующих условиях:

  • прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);
  • под контролем старшей медицинской сестры.

До начала работы с COVID-19 нужно пройти дополнительную подготовку по реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, предусмотренную приложением N 9 к приказу N 198н, — зарегистрироваться на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, ознакомиться с разделом «Материалы по новой коронавирусной инфекции COVID-19» и пройти тестирование.

Эксперт Наумова Анастасия Александровна

Больше консультаций экспертов по медицине ищите в системе «Медицина. Премиум»!

Ещё не работаете с «Медицина. Премиум»? Попробуйте бесплатный доступ!

Профессиональная переподготовка по программе Общая врачебная практика (Семейная медицина) (550 ч.)

Современная научно-техническая Академия приглашает врачей с высшим образованием на курс «Профессиональная переподготовка по общей врачебной практике». После его прохождения Вы сможете работать семейным доктором, участковым-врачом-терапевтом, судовым врачом или займете должность заведующего/начальника структурного подразделения медицинской организации.

Врач общей практики – востребованная специальность в коммерческих и государственных лечебно-профилактических учреждениях. Он оказывает первичную медицинскую помощь больным, ставит диагноз, назначает лечение и при необходимости направляет к узкопрофильным специалистам.

Профессиональная переподготовка по направлению «Общая врачебная практика»

Если Вам необходимо сменить специальность, чтобы заняться новой профессиональной деятельностью, то курсы переподготовки – это отличное решение. Согласно ФЗ №273 «Об образовании» на момент прохождения подобных курсов у Вас уже должно быть высшее образование. Но в отличие от второго высшего образования, курсы можно освоить за более короткий срок, потратить меньше денег, а в итоге занять такую же должность.

Согласно приказам Министерства здравоохранения РФ № 707Н (от 8 октября 2015 года) и № 328Н (от 15 июня 2017 года) попасть на курсы профессиональной переподготовки могут специалисты с высшим медицинским образованием, которые окончили интернатуру/ординатуру по специальности «Педиатрия» или «Терапия». Если Вы проходите по этим условиям, мы предлагаем удобный и экономичный вариант – обучение по направлению «Общая врачебная практика (семейная медицина) в очно-заочном формате с применением дистанционных образовательных технологий».

Освоить новый вид деятельности Вы можете за 500 академических часов – это примерно 3 месяца обучения в нормальном режиме. Каждый слушатель получает доступ к лекционным материалам и методическим пособиям для самостоятельной работы. Причем Вы можете выбрать наиболее подходящий режим:

  • Пройти программу в ускоренном темпе – подходит для врачей, которые хотят выйти на работу после перерыва в трудовой деятельности или смена специальности не требует отлагательств (например, смена должности или новое назначение).
  • Нормальный или замедленный режим – решение для тех, кому нужно сменить специальность без отрыва от основной работы. Вы можете учиться в вечернее время, выходные дни и сопоставлять график со своей работой.

Программа разработана с учетом ФГОС и соответствует международным требованиям качества. Плюс в том, что по всем вопросам слушатели курса могут обратиться за помощью к кураторам Академии или в круглосуточную службу поддержки. После прохождения всех материалов нужно сдать тест. При успешном прохождении итогового контроля Вы получаете диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Преимущества СНТА

Если Вы хотите получить диплом по общей врачебной практике, для этого достаточно заключить договор с Академией, и предоставить сканы следующих документов:

  • диплом о высшем медицинском образовании;
  • документ о прохождении интернатуры/ординатуры («Педиатрия» или «Терапия»);
  • трудовая книжка (только заверенная копия);
  • заполненная заявка.

После заключения договора и оплаты Вы можете сразу приступить к обучению, не дожидаясь формирования групп. По итогу прохождения учебно-методического материала и успешной сдачи контрольного тестирования, мы высылаем курьерской службой диплом врача общей врачебной практики. С такими документами можно заниматься семейной медициной в течение 5 лет до следующего повышения квалификации.

Если хотите узнать содержание программы, подобрать удобный темп обучения на кафедре или уточнить какие-либо другие подробности, напишите в службу поддержки на сайте или позвоните по горячей линии.

Обучение по направлению «Общая врачебная практика (Семейная медицина) (550 ч.)» дает возможность получить диплом о переподготовке. Также для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если их требуют ведомственные нормативно-правовые акты: сертификаты, книжки и т.д.

Для того чтобы стать студентом академии, необходимо соответствовать нескольким требованиям и выполнить некоторые действия:

ISSN 2071-5021

Главное меню

Экспорт новостей

Журнал в базах данных





GoogleАкадемия

С 2019 года, в направляемых в журнал статьях, ссылки на источники в разделах Библиография и References должны быть составлены в порядке их упоминания в тексте и независимо от того, имеются ли среди них переводные источники или источники на иностранных языках.

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.73.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

Главная Архив номеров №1 2010 (13) Кадровое обеспечение лечебно-профилактических учреждений в условиях структурных преобразований в здравоохранении России

Коротков Ю.А. 1 , Манин Р.А. 2 , Мирошникова Ю.В. 3
1 - ФГУ ЦНИИОИЗ, Москва.
2 - Ершовская врачебная амбулатория, Московская область.
3 - Федеральное медико-биологическое агентство, Москва

Staffing level in health care facilities in conditions of structural changes in public health system in Russia
Korotkov Yu.A. 1 , Manin R.A. 2 , Miroshnikova Yu.V. 3
1 - Federal Public Health Institute, Moscow.
2 - Ershovo out-patient clinic, Moscow region
3 - Federal Medical and Biological Agency, Moscow

Ключевые слова: кадры, кадровая политика, динамика кадровых ресурсов, укомплектованность, лечебно-профилактические учреждения.

Key words:health resources, health resources policy, dynamics of health resources, staffing level, health care facilities.

Медицинский персонал относится к дорогостоящим ресурсам, требующим больших затрат на подготовку квалифицированных специалистов. В отличие от большинства ресурсов, ценность которых со временем снижается, ценность кадровых ресурсов с накоплением профессионализма и опыта увеличивается [1, 5, 6]. На протяжении нескольких десятилетий общей стратегической линией кадровой политики здравоохранения являлось неуклонное наращивание численности медицинских кадров. В тоже время качественному уровню специалистов уделялось намного меньше внимания. Этому способствовало множество проблемных ситуаций в самой системе здравоохранения, а также внешних факторов, связанных со снижением уровня жизни народа, социально-экономической нестабильностью, проблемами с качеством подготовки специалистов и т.д. [3, 4, 5, 6, 7].

Актуальными направлениями развития кадровых технологий в здравоохранении являются вопросы разработки кадровой политики, планирования и подбора кадров, обеспечение профессионального и карьерного роста, создание оптимальных условий труда и т.д. [2, 5, 8, 9].

Кроме того, важное значение организаторами здравоохранения придается отслеживанию процесса кадрового обеспечения лечебно-профилактических учреждений.

Уровень обеспеченности врачебными кадрами в целом по России за последние годы возрастал, но по субъектам Федерации отмечалась диспропорция этого роста более чем вдвое. Так, отмечена несбалансированность подготовки кадров по специальностям, а именно рост численности врачей-специалистов «узкого» профиля и уменьшение врачей терапевтического профиля (на 20,4%), педиатров (на 5,3%), санитарных врачей (на 30,7%), врачей скорой помощи (на 8,8%) и др. Асимметрия показателей обеспеченности кадрами в субъектах Федерации, разнонаправленность имеющихся тенденций не в состоянии обеспечить равную доступность и качество медицинской помощи всех категорий населения.

Отмечены проблемы в сестринской службе: снижение обеспеченности здравоохранения средним медицинским персоналом, ухудшение соотношения числа врачей и медсестер, медсестер и младшего персонала, отток среднего персонала из отрасли и др. Особенно остро эти проблемы проявляются в сельском здравоохранении.

Оценка состояния укомплектованности медицинских лечебно –профилактических учреждений была проведена на основании данных форм федерального статистического наблюдения всех субъектов Российской Федерации за 2000-2008гг.: отчетной формы №17 «Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах»; а также форм №14, №30 и №47.

Укомплектованность врачебными должностями лечебно-профилактических учреждений разных типов. Наименее всего укомплектованы врачебными должностями федеральные учреждения – 86,56% и учреждения в сельской местности – 88,55%. Учреждения подчинения субъекта РФ и муниципального подчинения укомплектованы примерно на одном уровне (

По степени укомплектованности врачебными должностями на первом месте (100,0%) стоят больницы сестринского, ухода, далее следуют гериатрические больницы (96,59%), областные (краевые, республиканские) больницы (96,53%), родильные дома (96,06%) и др. Наименьшая укомплектованность врачами отмечена (81,37 - 84,39%) в хозрасчетных больничных учреждениях, лепрозориях, прочих больничных учреждениях и участковых больницах.

Если рассматривать укомплектованность в разрезе стационар-поликлиника, то можно отметить как общую тенденцию - лучшую укомплектованность стационарного сектора. Поликлинический сектор наиболее укомплектован врачебными кадрами (100-95%) в таких учреждениях, как: гериатрические больницы (100%), туберкулезные для взрослых (98,0%), инфекционные для детей (97,6%), областные, краевые, республиканские больницы (включая клинические) (96,44%) и др., Низкая укомплектованность врачебными кадрами (до 85%) отмечена в поликлинических отделениях участковых больниц (79,75%), прочих больниц (78,78%), хосписов (74,36%).

Укомплектованность по специальностям. В стационарах, наибольшая укомплектованность в пределах 98%-95%, отмечена у таких специалистов, как: дерматовенерологи, гастроэнтерологи, детские онкологи, акушеры-гинекологи, гематологи, урологи, онкологи, травматологи-ортопеды, пульмонологи, кардиологи и др. Наиболее низкая укомплектованность стационаров (89,77% - 74,08%) наблюдалась по таким специальностям, как: физиотерапевты, гериатры, диабетологи, профпатологи, статистики, стоматологи, трансфузиологи, методисты, врачи по лечебной физкультуре, рефлексотерапевты и др. В поликлинике (амбулатории) диспансере, консультации укомплектованность на уровне 96,95% - 91,9% была среди таких специалистов, как: лаборанты-генетики, руководители учреждений и их заместители, акушеры-гинекологи, детские хирурги, патологоанатомы, педиатры, хирурги, психиатры участковые и подростковые, врачи общей практики (семейные) и др. Наиболее низкая укомплектованность на уровне 77,41%-52,0% наблюдалась среди таких специалистов, как: сексологи, психотерапевты, токсикологи, анестезиологи-реаниматологи, клинические фармакологи, диетологи.

Доля занятых врачебных должностей в центральных районных больницах по специальностям. Наиболее высокий процент занятых врачебных должностей наблюдается в ЦРБ по таким специальностям, как: городские (районные) педиатры (81,19%), терапевты врачебных амбулаторий (64,24%), стоматологи (51,77%), врачи общей практики (50,23%), фтизиатры (48,52%), участковые психиатры (47,03%), наркологи (47,53%).

Среди специальностей врачей в ЦРБ, составляющих менее 40% от всех занятых должностей по учреждениям муниципального здравоохранения следует отметить такие, как: профпатологи (40,41%), руководители и их заместители (39,91%), дерматовенерологи (37,83%), хирурги (36,34%), психиатры (34,87%), инфекционисты (34,85%) и т.д. Более редкие (менее 10%) специальности в ЦРБ – это диабетологи (9,09%), детские эндокринологи (9,09%), врачи мануальной терапии (9,03%), рефлексотерапевты (9,0%), аллергологи-иммунологи (8,68%). Совсем редкие (менее 5%) специальности, представленные в ЦРБ, – это: гематологи (4,31%), сурдологи-оториноларингологи (3,62%), нейрохирурги (2,97%), терапевты цеховых участков (2,92%), сексологи (2,86%), судебно-психиатрические эксперты (2,53%), генетики (2,46%), токсикологи (1,52%), сердечно-сосудистые хирурги (0,49%).

Доля занятых должностей врачей в учреждениях амбулаторной службы. На муниципальном уровне доля занятых должностей врачей в поликлиниках равна 49,85%, в федеральных учреждениях эта доля составляет 22,77%, в учреждениях подчинения субъекта РФ - 17,51%, а в амбулаторных службах сельской местности она равна 60,73%. При анализе этого показателя по типам учреждений, наиболее высокий процент занятости врачебных должностей в амбулаторной службе наблюдается в участковых (66,6%), центральных районных (59,21%) и районных (55,43%), детских городских больницах (53,75%). Наименее обеспечен врачами амбулаторный сектор в инфекционных больницах для взрослых (7,1%), городских больницах скорой помощи (8,88%), туберкулезных больницах для детей (9,94%), областных, краевых, республиканских больницах для взрослых и детей (14,54 и 16,34% соответственно).

Доля занятых врачебных должностей амбулаторной службы по специальностям от врачебных должностей в целом по учреждению. Прежде всего, имеются специальности, которые функционируют только (в 100%) в амбулаторных условиях. Это - терапевты (участковые, врачебных амбулаторий, цеховых участков, подростковых кабинетов), врачи по спортивной медицине, акушеры-гинекологи цеховых участков, психиатры (участковые, подростковые, подростковые участковые, детские), наркологи участковые.

Среди специальностей, преимущественно представленных в поликлинике (доля более 50%), следует отметить такие, как: врачи общей практики (99,86%), стоматологи разного профиля (93,03-99,07%), детские эндокринологи (90,65%), дерматовенерологи (90,32%), диабетологи педиатры, аллергологи-иммунологи, эндокринологи, сексологи, генетики, профпатологи (80,0-87,88%) и т.д.

Реже всего (доля менее 10%) в поликлинике работают врачи таких специальностей, как челюстно-лицевые хирурги (9,62%), сердечно-сосудистые хирурги (8,66%), радиологи (7,1%), трансфузиологи (4,93%), нейрохирурги (4,17%), торакальные хирурги (3,04%), неонатологи, токсикологи, диетологи, анестезиологи-реаниматологи, патологоанатомы (менее 2%).

Коэффициент совместительства врачей. В целом по Российской Федерации он составляет 1,509. Однако, этот показатель значительно варьирует по врачебным специальностям. Практически не совмещают участковые педиатры (1,088), руководители учреждений и их заместители (1,088), врачи общей практики (семейные) (1,131), терапевты участковые (1,191).

До полутора ставок (от 1,217 до 1,499) имеют врачи таких специальностей, как: стоматологи , акушеры-гинекологи, дерматовенерологи, гастроэнтерологи, ревматологи, терапевты, педиатры и т.д. Наиболее широко представлено совместительство в пределах 1,515 – 1,990 у врачей таких специальностей, как: хирурги, радиологи, неонатологи, инфекционисты, врачи мануальной терапии, онкологи, детские эндокринологи, нейрохирурги, детские онкологи, детские хирурги и т.д.

Более 2 ставок (2,011-2,852) отмечены у таких специалистов, как: эндоскописты (2,011), диетологи (2,017), судебно-психиатрические эксперты (2,096), профпатологи (2,138), диабетологи (2,174), педиатры городские (районные) (2,175), методисты (2,22), психотерапевты (2,245), токсикологи (2,345), лаборанты-генетики (2,369), врачи приемного покоя (2,401); врачи клинической лабораторной диагностики (2,636), трансфузиологии (2,642), клинические фармакологи (2,81), патологоанатомы (2,852).

Средний медицинский персонал. В 2008 г. в системе Минздравсоцразвития России работало 621835 врачей и 1336173 (1,34 млн.) специалистов со средним медицинским образованием. За период 2000-2008 г.г. численность врачей увеличилась на 2,2%, а число среднего медицинского персонала сократилось на 4,4%. В структуре среднего медицинского персонала в 2008 г. 68,4% составили медицинские сестры, 10,7% - фельдшеры (лечебное дело), 4,8% – акушерки, 1,4% - зубные врачи, 1,3% - зубные техники, 1,1% - организаторы сестринского дела и др.

Укомплектованность средним медицинским персоналом в учреждениях муниципального подчинения составила 97,08%, в учреждениях подчинения субъекта Российской Федерации -94,75% и федеральных учреждениях -86,68%. В сельской местности укомплектованность средним медицинским персоналом - 96,32%.

Преобладает укомплектованность средним медицинским персоналом выше 90%, а по некоторым типам учреждений, например, в лепрозориях и участковых больницах в составе других ЛПУ она составляет 100%. Менее 90% укомплектованность отмечается в больницах восстановительного лечения (87,8%), клиниках ВУЗов (87,41%), хосписах (84,04%), наркологических реабилитационных центрах (74,47%).

Однако, следует отметить значительные различия в поликлинической доле занятых должностей среднего медицинского персонала в разных типах больничных учреждений. Наиболее высокая доля занятых поликлинических должностей отмечена в участковых больницах (60,44%), центральных районных (52,99%) и районных (47,94%) больницах, детских городских больницах (43,63%), хозрасчетных больницах (40,76%). Наименьшие показатели наблюдаются в инфекционных больницах для взрослых (3,02%), туберкулезных больницах для детей (4,03%), хосписах (8,06%), психиатрических и психоневрологических больницах (8,90%), городских больницах скорой медицинской помощи (8,39%).

Соотношение врачей и сестринского персонала по занятым должностям. В процессе оказания медицинской помощи населению большое значение придается соотношению врачей и сестринского персонала. В Российской Федерации за 2000-2008 г.г. этот показатель уменьшился с 2,3 до 2,15, в то время, как в большинстве развитых зарубежных стран этот показатель значительно выше (в Канаде - 4,7; Норвегии – 4,4; Ирландии – 4,7; Дании – 5,6). В нашей стране в учреждениях федерального подчинения он составляет 2,01, учреждениях подчинения субъекта РФ – 2,16, муниципального подчинения 2,49, в сельской местности - 3,25.

При анализе этого показателя по типам учреждений обращают на себя внимание больницы сестринского ухода, где это соотношение равно 7,38, что связано со спецификой такого типа учреждения, где преобладают элементы сестринского ухода. Далее идут участковые больницы (4,17), хосписы (3,29), туберкулезные больницы для детей (3,15), гериатрические больницы (2,91), психиатрические и психоневрологические больницы (2,91), центральные районные больницы (2,88). Наименее низкие показатели в наркологических клиниках (1,88), областных, краевых, республиканских больницах (1,81), клиниках ВУЗов (1,80), хозрасчетных больничных учреждениях (1,61) (рисунок 1).

Рис. 1

Рисунок 1. Соотношение врачей и среднего медицинского персонал в областных, городских, центральных районных и участковых больницах Российской Федерации в 2008 г. (по занятым должностям) (в %)

Диспропорции между числом штатных должностей и физических лиц. При анализе численности физических лиц и штатных должностей выявлено, что эти показатели не всегда находятся в оптимальном соотношении. Как правило, в ЛПУ большее количество штатных должностей по сравнению с числом физических лиц. Но отмечается и противоположная тенденция, заключающаяся в превышении числа физических лиц медицинского персонала над числом штатных должностей.

По таким специальностям, как: гематологи, генетики, сердечно-сосудистые хирурги, терапевты, врачи общей практики, ревматологи, кардиологи, эндокринологи, акушеры-гинекологи, дерматовенерологи, акушерки и др., число физических лиц почти равно числу штатных должностей.

В то же время в таких специальностях, как: врачи функциональной диагностики, эндоскописты, патологоанатомы, врачи клинической лабораторной диагностики и др. - число физических лиц меньше в 2 раза числа штатных должностей.

Но еще более парадоксальная ситуация складывается у таких медицинских работников, как трансфузиологи, стоматологи-ортопеды, интерны, а также фельдшера, зубные врачи, зубные техники, медицинские технологи, провизоры и фармацевты, где число физических лиц превышает число штатных должностей (рисунок 2). Так, по специальности провизора насчитывалось 12009 человек при наличии штатных должностей в количестве 8835, по трансфузиологам – 2085 и 1471, а по стоматологам-ортопедам 8053 и 905 соответственно.


Рисунок 2. Врачебные специальности, по которым число штатных должностей меньше числа физических лиц.

На рисунке 3 обозначены специальности среднего медицинского и фармацевтического персонала, по которым число физических лиц больше штатных должностей. Так, среди фармацевтов отмечено 11120 физических лиц и 9794 штатных должностей, по зубным техникам 16967 и 2954 соответственно, по фельдшерам - 143410 физических лиц и только 75136 штатных должностей.


Рисунок 3. Специальности среднего медицинского и фармацевтического персонала, по которым число штатных должностей меньше числа физических лиц.

Читайте также: