Раскройте сущность воображения и его роль в творческих профессиях какие виды памяти вы знаете

Опубликовано: 02.10.2024

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство — воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Воображение — это психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях неопределенности наличной проблемной ситуации.

Воображение состоит в мысленном отходе за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, оживляет полученный ранее опыт и имеющуюся информацию в новом контексте познания.

Если мышление отражает в основном объективную реальность, то воображение отражает субъективный мир человека, его видение этой реальности. Действие воображения актуализируется в тех моментах, когда для осуществления мыслительных операций не хватает информации, оно позволяет как бы «перескочить» этапы мыслительных действий, априори представить промежуточные и конечные результаты деятельности.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.

Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в данный момент. Работе мысли и познанию нет границ.

В повседневной деятельности (работа, отдых, общение с другими людьми) перед человеком возникает масса задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создает новое сочетание имеющихся сведений и таким образом хотя и временно, но восполняет пробел в знаниях.

Психические процессы — мышление, восприятие, воображение — нередко определяют как «динамические модели действительности». Данным термином подчеркивается тот факт, что познавательная сторона психики моделирует мир, находящийся вне нас, а также создает образы вещей, процессов, которых пока нет, но которые могут быть получены человеческим трудом. Воображение как раз и призвано создавать новую модель мира вещей, конечный результат деятельности человека.

Различают два вида воображения — воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Ярким примером может служить чтение художественной литературы, чертежа детали, агрегата, плана сооружения. Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от ряда причин. Во-первых, от исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание. Во-вторых, от суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками сущность явлений. В-третьих, от наличия установки.

Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении учебного материала. Немыслимо изучать географию, не опираясь на воссоздающее воображение. История оказывается безликой схемой, если в процесс учения не включено воссоздание. При этом используются знания, накопленные в предшествующей жизни. Школьник при изучении истории пользуется небогатым запасом знаний и жизненного опыта, поэтому для него бывает затруднительно, а порой и невозможно воссоздать историческую ситуацию в образах прошлого. Подчас он опирается на представления современности и переносит их в прошлое. А это ошибка, искажение исторической перспективы, нарушение логики истории. Задача педагогического процесса — накапливать у учащихся яркие образы в ходе изучения истории, географии и других учебных предметов, с тем чтобы, опираясь на них, они могли воссоздавать соответствующие действительности картины, ситуации, события.

Творческое воображение — создание нового, оригинального образа, идеи. Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т.е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать в практике невозможно.

Принято различать несколько приемов создания творческих образов. Наиболее простым является агглютинация (в переводе с греческого — склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр, сфинкс, грифон и т.п.)

Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела — бионика, которая выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор — аналог с органами ориентации летучей мыши).

Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения (преуменьшения ). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, облике человека неповторимые, присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет.

Если акцентирование — подчеркивание — относится к части объекта, заострению, обнажению ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

Наиболее сложный прием творческого воображения — типизация. Так, автор произведения должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация — сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми).

Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.

Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. В психологии принято выделять непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) воображение. Первое характеризуется неучастием или незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображения считается сновидение. Непреднамеренным видом воображения являются грезы.

Для произвольного воображения характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение. Волевое напряжение при создании творческих образов не менее сильно, чем при воссоздании. Вспомним ребенка, который, желая избежать порицания или наказания за проступок, начинает сочинять. Он мучительно фантазирует, пытаясь найти реабилитирующее его и приемлемое для взрослых объяснение. Он порой искренне верит в созданную его воображением ситуацию, которая должна заменить подлинную, но неприятную для него.

Особое место в структуре воображения занимает мечта — образ желаемого будущего. Мечтает человек о том, что привлекает, что доставляет радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. О неприятном, безрадостном человек не мечтает. В мечте может быть выражен смысл всей жизни. Она может быть реальной и нереальной.

Творчество — психологически сложный процесс. Однако при всей его многогранности особое место в нем занимает воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности.

Творчество — это высший уровень познания. Оно не может совершаться без предварительного накопления знаний. Открывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знаниями в данной области.

Исследования творчества свидетельствуют о том, что оно имеет общие принципы и этапы вне зависимости от вида деятельности. Вместе с тем этим не исключаются закономерности и этапы, характерные для творчества в пределах конкретного содержания.

Перечислим этапы творческого процесса, взятого в общем виде:

  • 1-й этап. Зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.
  • 2-й этап. Концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.
  • 3-й этап. Сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.
  • 4-й этап. Проверка и доработка.

Успешный процесс обучения во многом опирается на воображение детей и способствует его развитию. Как показывают исследования В. В.Давыдова, воображение порождает потребность в учебной деятельности у детей 6—7-летнего возраста. Игра уже не удовлетворяет полностью познавательных стремлений ребенка, поскольку в ней преобладает предметное содержание, а достаточно жесткие правила ограничивают активность ребенка. Воображение заставляет обращаться к познанию отдаленных объектов и предметов (другие страны, люди, жизнь в будущем и т.д.). Игра всегда статична по содержанию и не дает возможности развернуться плану воображения ребенка. Такая возможность появляется в учебной деятельности.

При построении обучения необходимо учитывать ряд особенностей, обусловленных самой природой детского воображения, за счет которого и происходит постижение новых знаний.

Воображение — это всегда способность охватить целое раньше частностей. Поэтому в обучении необходимо раскрывать общие понятия явления раньше его частных свойств и проявлений. Необходимо предоставлять не сам ответ, а демонстрировать его генезис, подталкивать ребенка к поиску условий происхождения объектов. Дидактически это выражается в раскрытии перед ребенком процесса происхождения явлений и объектов, в уяснении их смысла и взаимосвязи с другими процессами. Например, когда объясняется понятие «паровоз», необходимо говорить о том, что такое движение и как возникли различные движущиеся искусственные аппараты. Тогда, как показывают исследования В.В.Давыдова, происходит овладение понятием. Объяснение этого же понятия в логике индуктивного описания признаков и свойств (корпус, котел, колеса, труба и т.д.) не дает возможности овладеть понятием.

В этой связи основное дидактическое требование к обучению при опоре на воображение — не давать готовых знаний , поскольку готовое знание сужает воображение, притупляет его возможности и развитие.

Это важно еще и потому, что воображение лежит в основе рефлексии. Известно, что рефлексия как способность рассмотреть основание своих мыслей, идей, повторно проследить их ход для обоснования новых идей и мыслей разворачивается в плане воображения.

Вместе с тем преобладание в школе (особенно в начальных классах) эмпирического обучения, по мысли В.В.Давыдова, приводит к тому, что снижаются фантазийность детей, их творческие способности.

Как показывают исследования, развитие воображения обеспечивается следующим рядом дидактических условий:

  • — обучение теоретическим знаниям и проблематизация обучения;
  • — применение дедуктивной логики в построении содержания обучения;
  • — использование диалогово-дискуссионных форм обучения;
  • — внедрение в обучение предметов художественно-искусствоведческого цикла.

Велика роль воображения в творческой деятельности учителя. Казалось бы, воспитательная деятельность учителя построена на знании фактов поведения ученика, на их анализе и выводах для педагогического воздействия. Однако это не так. Педагогическая деятельность предполагает и строгое мышление, и воображение как основу антиципирования (предвосхищения будущего). Предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение ребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности и личности ребенка — едва ли не важнейшая задача учителя-воспитателя. Во всем этом на процесс воображения ложится немалая нагрузка.

Сложность антиципирования в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что слишком многое обуславливает поведение и развитие школьника. В поведении ребенка нет однозначности, т. е. одна и та же причина необязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Один и тот же стимул может по-разному переработаться в сознании школьника и выразиться в поведении. Это зависит от степени понимания, состояния в данный момент, отношения к учителю, влияния сверстников и т.д. Педагог должен быть готов к тому, чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакции ученика, а также его поведение в ближайшем будущем.

Отмечая необходимость воображения в учительском труде, вместе с тем следует предупредить об одной опасности. Оценка школьника должна строиться на достоверных фактах поведения. У учителя-воспитателя не должно быть сомнения в подлинности этих фактов. Если же подлинность поведения школьника оценивается не на основе восприятия, а на основе воображения, то допускается серьезная ошибка. Выдача предполагаемого, нафантазированного факта за реальное поведение и действие чревата самыми неприятными и нежелательными последствиями как для учащегося, так и для учителя. Оценка школьника и его дел, каждый поступок и проступок должны быть поставлены в логически связанную цепочку. В этой части учительский труд ничем не отличается от творческого труда ученого.

Одухотворенность — одно из важнейших и ценнейших качеств личности педагога. Учителя, который рассказывает учащимся давно известный ему материал, всегда подстерегает опасность соскользнуть во время урока в плоскость обыденного, прозаического переживания фактов. В этом одна из причин серых, сухих, неинтересных уроков. И учитель, и ученики видят во взаимном общении лишь скучную обязанность. Этого не должно быть. Лишь тот урок захватывает учащихся, на котором учитель вместе с учениками как бы впервые открывает неизвестное им, но давно известное ему как нечто новое и для него самого. Одухотворенность в работе учителя достигается не деланным воодушевлением. Она есть результат, с одной стороны, все более глубокого познания предмета, а с другой — не менее вдумчивого изучения интеллектуальных запросов учеников.

  1. Ананьев Б. Г. Воспитание внимания школьников. — 2-е изд. — М., 1946.
  2. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. — Л., 1961.
  3. Ананьев Б. Г., Веккер JI.M., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессе познания и труда. — М., 1959.
  4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. — М., 1960.
  5. Арнаудов М. Психология литературного творчества. — М., 1970.
  6. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. — М., 1969.
  7. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под ред. Ю.М.Забродина, Б.Ф.Ломова. — М., 1979.
  8. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. — М., 1968.
  9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  10. Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек, может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.

Воображение - это познавательный процесс, который заключается в создании новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы (И. В. Дубровина).

По-мнению В. А. Крутецкого воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

По Петровскому А. В. воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Анализ существующих понятий позволяет сделать вывод, что воображение - это создание образов чего-то необычного, ранее не воспринимавшихся человеком с использованием творческих процессов.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. Изучением процесса воображения занимались Р. С. Немов, А. В. Петровский, И. В. Дубровина, В. А. Крутецкий, Л. С. Выготский.

Данные психологи классифицируют виды воображения по следующим основаниям.

1.Степень активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновиде-ния, галлюцинации, грезы, состояния “бездумного отдыха”.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение

2. По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее или репродуктивное, и творческое.

По мнению Л. С. Выготского воссоздающее или репродуктивное воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые ори-гинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.

По мнению И. В. Дубровиной особый вид воображения - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности кон-кретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности.

Исходя из позиции Р. С. Немова, творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания.

И. В. Дубровина считает, что сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы.

И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан выделяют несколько приёмов воображения.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Например, в произведениях А. С. Пушкина.

Частный случай комбинирования - агглютинация - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет.Это сказочный образ: не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к по-лету на другие тела - оправдано. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - появился самолет. Минотавр - чудовище с туловищем человека и головой быка, русалка. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве,но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия и т. д.

Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);

в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения. A.M. Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее харак-терных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо. «Как строятся типы в литературе? - спрашивал A.M. Горький. - Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенно какого-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д. Все это - обобщенные типы».

Индивидуальные особенности воображения определяются:

1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается во-ображение;

2)характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или ориги-нальная находка решения;

3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).

По мнению И. В. Дубровиной, Е. Е. Даниловой и А. М. Прихожан можно выделить основные функции воображения. Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности. Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а, только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. В-третьих, воображение помогает человеку выйти за пределы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в прошлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие действия. У человеческого воображения есть и две специальные, психологические функции. Одна из них называется психодиагностической, а другая – психотерапевтической. Психо-диагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно судить о его психологии. Эта функция активно используется в психологических тестах, где человеку предлагается что-либо придумать, сочинить рассказ, усмотреть что-либо определенное в беспорядочном нагромождении линий, красок, фигур и т. п. Предполагается, что в продуктах фантазии человека непосредственно отражаются его психологические особенности. Психодиагностическая функция воображения в свою очередь состоит в том, что через него можно оказывать положительное состояние и поведение человека. Воображение в этой функции широко используется во многих методах практической психологии.

По мнению В. А. Крутецкого основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы (не только такие, как история, биология, география, литература, но и такие, как математика, язык) не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения. Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Практика — критерий правильности образов воображения. Практика позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации. Творческий замысел обогащается, проверяется и выясняется в процессе реального осуществления. Пока замысел только в голове он еще не до конца ясен человеку. Аналогичный процесс реализации образов воображения происходит и в творческой работе художника, музыканта, писателя.

Таким образом, всякий новый образ, новая идея соотносятся с действительностью и в случае несоответствия отбрасываются как ложные или исправляются.Ученый проверяет гипотезу реальными: фактами, наблюдениями, экспериментом. Конструктор-изобретатель выясняет полезность изобретения, соответствие изобретения требованиям, которые к нему предъявляют, возможность его практического применения. Художник, скульптор, писатель стремятся к жизненной правдивости произведения, так как отображение жизненной правды есть необходимое, условие воздействия на людей. Учитель, проектируя личность ученика, представляя себе, предвидя результаты воспитательных воздействий, всегда очень внимательно присматривается к результатам этих воздействий и в случае необходимости изменяет их. Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существо-вать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникно-вению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен. При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображениесвязано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Все представления воображения на взгляд И. В. Дубровиной строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой – звуков). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов деятельности.

По мнению Г. А. Урунтаевой, показателями развития воображения в игре преддошкольников являются разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета-заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещением партнёра.

Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрывании и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы.

Показатели оценки воображения:

• оригинальность – способность продуцировать необычные ответы,

• беглость - способность быстро адаптироваться в сложной ситуации и спо-собность к генерированию большого числа идей;

• гибкость - способность изменить форму таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

• сила (яркость образов,

• широта (их количество,

• критичность (приближенность к действительности). Однако, эти парамет-ры, по мнению автора книги, не поддаются точной оценке.

Таким образом, воображение – это познавательный творческий процесс, в результате которого возникают новые, ранее не воспринимавшиеся человеком образы. Воображение классифицируется по видам, имеет свои индивидуальные особенности, приемы и основные функции. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Невозможно представить развития в науке, искусстве, технике без воображения.

1. Дубровина, И. В. Психология [Текст] : Учебник для студ. сред. пед. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - Москва. : Академия, 2003. – 464 с.

2. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] : Учеб. для учащихся пед. уч-щ. / В. А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. –Москва. : Просвещение, 1986. – 336 с.

3. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] : Учеб. для студ. образоват. учереждений сред. проф. Образования. / Р. С. Немов. -Москва. : ВЛАДОС, 2003. –400 с.

4. Петровский, А. В. Общая психология [Текст] : Учеб. для студентов пед. институтов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; под ред. А. В. Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. -Москва. : Просвещение, 1986. –464 с., ил.

5. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учебник для студентов сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. –Москва. : Академия, 2006. -368 с.

6. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. С. 52 - 59.

7. Безруких, М. М. Ступеньки к школе [Текст] : Книга для педагогов и родителей / М. М. Безруких. –Москва. : Дрофа, 2001. –362 с.

8. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : Учебное пособиедля студентов пед. учеб. завед. / Г. А. Урунтаева. – 5-е изд. стереотип. -Москва. : Академия, – 2001. -336 с.

9. Венгер, А. А. Домашняя школа мышления [Текст] / А. А. Венгер, Л. А. Венгер. - Москва. : Знания, 1994. –150 с.

10. Житникова, Л. А. Учите детей запоминать [Текст] / Л. А. Житникова. – Москва. : Просвещение, 1978. –112 с.

11. Выгодский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выгодский. –СПб. : Союз, 1997. – 144 с.

12. Мухина, В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : Учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. -Москва. : Академия, 1999. –456 с.

13. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л. Ю. Субботина. –Ярославль: Академия развития, 1996. –240 с., ил.

14. Шмелева, А. Г. Основы психодиагностики [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / под общ. редакцией А. Г. Шмелева. —Москва, Ростов-на-Дону. : Феникс, 1996. - 544 с.

Дидактические игры на закрепление понятия «Величина» «Построй дорожку» Цель игры: выявить уровень восприятия величины. Оборудование: конструктор «Лего», игрушка маленький зайчик, большой медвежонок.

Доклад «Сущность и методы воспитания толерантности» В научном обиходе «терпимость» часто заменяют синонимом «толерантность». Рассмотрим этимологические корни данных понятий. В «Современном.

Сущность педагогической деятельности «Я — воспитатель» Почему каждый из нас вновь и вновь размышляет о сущности педагогической деятельности? Причина проста – хочется понять тот мотив, который.

Конспект занятия «Маленькие капитаны. Понятия легкий — тяжелый» Цели занятия Дать детям понятия “легкий”, “тяжелый”; Предоставить возможность детям на своем опыте удостовериться,.

Педагогическая сущность использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей Педагогическая сущность и содержание использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей младшего дошкольного возраста.

Педагогический процесс «Сущность. Структура. Движущие силы» Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта.

Познавательные процессы (виды, понятия, свойства) Познавательные процессы (виды, понятия, свойства). Понятие восприятия. Свойства и виды восприятия Восприятие – это процесс непосредственного.

Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации».

Сущность и содержание наблюдения Тема: Сущность и содержание наблюдения Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного.

Эссе «Теоретический анализ понятия «Гармония» Е. В. Котова, М. С. Романова, А. И. Калюжная В современном мире душевной гармонии не хватает почти каждому из нас. Гармоничного человека.

Сущность и виды воображения

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующей объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно – образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

Воображение может функционировать на различных уровнях. Их различие определяется, прежде всего, активностью человека.

Непроизвольное воображение его называют пассивным или непреднамеренным воображением – это создание новых образов без каких - либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение – это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта или мечтание – это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
1. ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
2. слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции;
3. эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
4. стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.
5.
Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отображается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отображаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.


Сущность и виды воображения


Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Оно является отражением действительности и служит средством ее познания.

Особенность воображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов, ранее не воспринимавшихся субъектом. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет. Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные связи явлений, событий, предметов. Они способны вызвать свободную игру ассоциаций.

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. Дадим классификацию некоторых форм воображения.

На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной.

Воображение также может быть: активное, пассивное, продуктивное (преобразующее) и репродуктивное (воспроизводящее).

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Творческое активное воображение - самостоятельное создание новых по отношению к субъекту образов. Проявляется в продуктах деятельности, воплощаемых в практике. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно констатируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Различают также воображение воссоздающее и творческое.

В первом случае – это воссоздание заданных образов. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Базой для воссоздающего воображения являются знания. Например, человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире. Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности.

Второе выражается в самостоятельной разработке новейших образов. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, будь то искусство, наука или техническая деятельность. Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности.

Открытия, изобретения, создание произведений искусства, литературы - все это творческая деятельность, которая является общественной необходимостью. Творческое воображение значительно сложнее, чем воссоздающее: одно дело представить себе чертеж машины и совсем другое - сделать ее.

Выделяют и такие формы воображения, как грезы, дремотные состояния, сновидения, галлюцинации, мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие никакой связи с окружающей человека действительностью. Грезы в отличие от галлюцинаций - это нормальное состояние психики, и представляет из себя фантазию, связанную с желанием.

Особое место в воображения занимает мечта, которая выступает как реальная или абстрактная возможность желаемого будущего. Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью.

Установлено, что люди так много мечтают потому, что их разум не может быть безработным, он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает никакая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Кроме того, выявлено, что по своему желанию человек не в состоянии остановить воображение или прекратить поток мыслей.

Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Сущность воображения заключается в создании новых образов на основе существующих. Оно имеет практическую направленность и возникает в процессе какой-либо активности человека, когда появляется необходимость в прогнозировании результата.

Интенсивность, полнота воображения зависит от опыта и знаний, оно тесно связано с памятью, мышлением, вниманием. Воображение относится к познавательным процессам, которые отражают объективную действительность. Механизм отражения основывается на образах памяти, представления, восприятия. То есть несмотря на то, что воображение подразумевает под собой некий отход от действительности, источником для него всегда является объективная реальность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Функции воображения:

  • Познавательная — расширение и углубление знаний об окружающей действительности. помощь в ситуациях неопределенности через достраивание, домысливание недостающей информации.
  • Предвосхищение результата деятельности — формирование результата будущего продукта деятельности.
  • Понимание другого человека — представление мыслей и чувств другого человека.
  • Формирование мечты — мечта как одна из разновидностей воображения может выступать в качестве мотивации, побуждать человека к деятельности.
  • Защитная — подготовка к реальным трудностям и защита от стресса через переживание будущих возможных неприятностей в воображении.

Классификация видов воображения:

  • Активное (произвольное) — преднамеренное построение образов с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности, развивается в процессе труда.
  • Пассивное (непроизвольное) — возникновение новых представлений при ослаблении сознательного контроля со стороны личности и без непосредственного ее намерения.

Активное воображение

Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.

В процессе активного воображения большую роль играет осознанность человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и изменять необходимые представления.

Задачи активного воображения:

  • Передача действительности через фантазии — воспроизведение увиденных явлений, запоминание их, преобразование действительности.
  • Регуляция поведения — прогнозирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установка взаимосвязи между деятельностью и ее результатами.
  • Управление эмоциями — снятие напряжение через успокаивающие образы.

В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:

  • продуктивное (творческое);
  • репродуктивное (воссоздающее);
  • мечта.

Продуктивное (творческое) воображение

Данный тип отвечает за формирование представлений, не имеющий прообразов в реальном мире. В сознании человека формируется модель определенной ситуации, явления или объекта на основе жизненного опыта и знаний. Трудность заключается в объединении имеющихся элементов в единое целое, благодаря чему создается уникальность итогового образа.

Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: искусстве, науке, технической деятельности.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение

В ходе репродуктивного воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа.

Воссоздающее воображение играет важную роль в обучении, позволяя уяснить суть изучаемого через создаваемые образы.

Мечта

Является особой формой активного воображения, которая заключается в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта направлена в будущее и выступает как причина, мотив той или иной деятельности человека.

Пассивное воображение

Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей младшего возраста. Наиболее ярко — в сновидениях, в полусонном состоянии, когда представления возникают, сменяются, соединяются самопроизвольно. Однако пассивное воображение имеет место и в состоянии бодрствования.

Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:

  • преднамеренном (грезы);
  • непреднамеренном.

Преднамеренное воображение (грезы)

Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как неосуществимые, нереальные. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания. При этом контроль проявляется в отборе образов, которые вызвали бы у человека определенное эмоциональное состояние.

Непреднамеренное воображение

Проявляется при особых состояниях личности или организма, когда человек не управляет процессом создания образов. Разновидностями являются сновидения и галлюцинации.

Сновидения — образы, возникающие у человека в фазе быстрого сна, представляют собой создание новых образов в результате сочетания информации из долговременной памяти, а также информации, полученной в течение дня.

Во время галлюцинаций образ возникает без реального внешнего раздражителя. Специфика заключается в том, что этот образ оценивается человеком без критики, как истинно существующий объект. Причинами возникновения галлюцинаций могут быть как органические факторы (воздействие наркотиков, алкоголя, температура, недостаток кислорода), так и психогенные (состояние аффекта).

Воображение в литературе

Писатели через свое искусство отображают жизнь, используя воображение. Они не просто копируют ее, но прибегают к созданию художественных образов, в которых жизнь отражается в своих наиболее ярких чертах. Также в образах отражается личность писателя, его установки, взгляды.

Создание произведения включает в себя три основных этапа:

  • Подготовка — в этом периоде продумывается замысел произведения, собираются, изучаются и обдумываются материалы.
  • Создание — на этом этапе специально собранная и уже имеющаяся информация перерабатывается.
  • Окончательная отделка.

Воображение при работе с литературой проявляется не только у писателей, но и у читателей. В зависимости от жизненного опыта, образованности, индивидуальных особенностей выделяют четыре типа литературного воображения:

Примеры воображения, воплотившегося в жизнь

Любое техническое изобретение можно назвать воображением, воплотившимся в жизнь, так как изначально это является образом в сознании ученого. Также практически все девайсы, транспорт, бытовые приборы были когда-то описаны в книгах писателей-фантастов, а сегодня эти предметы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Например, электронная книга была описана в романе «Возвращение со звезд» Станислава Лема как электронное средство с одной страницей, содержимое которой меняется от прикосновения.

В одном из своих произведений Жюль Верн описал аппарат, который передвигается по воздуху с помощью горизонтальных и вертикальных винтов, — современный вертолет.

Наушники-вкладыши в романе «451 градус по Фаренгейту» описал Рэй Брэдбери, в фильме «Космическая одиссея 2001 года» показан планшет, а об использовании солнечной энергии говорил Хьюго Гернсбек в романе «Ральф 124С 41+».

Читайте также: