Есть ли должность водитель школьного автобуса

Опубликовано: 02.10.2024

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции водителя автобуса

1. Общий раздел

  1. Водитель автобуса подчиняется руководителю службы движения.
  2. Кандидат на эту работу обязан соответствовать нижеперечисленным требованиям:
    • среднее либо средне-специальное образование;
    • успешно пройденный медицинский осмотр;
    • водительский опыт от 1 года;
    • права категории «Д».
  3. Во время отсутствия водителя (отпуск, болезнь либо командировка) его обязанности по управлению автобусом переходят к другому шоферу, назначенному руководителем службы движения.
  4. Водитель автобуса принимается на работу и увольняется с неё руководителем транспортного предприятия, по рекомендации начальника службы движения.
  5. При трудоустройстве водитель должен пройти инструктаж по параметрам охраны труда и повторять его с периодичностью раз в квартал.
  6. Водитель обязан с установленной периодичностью проходить текущие и профилактические медосмотры.
  7. Водитель автобуса обязан понимать следующие моменты:
    • действующие ПДД, а также административные нормы, регулирующие перевозки пассажиров;
    • устройство автобуса и правила его эксплуатации;
    • принципы работы устройств автобуса;
    • нормативы расходования топлива и других ингредиентов;
    • стандарты работы с соответствующей документацией (графиком движения, путевыми листами и пр.);
    • сезонные особенности эксплуатации автобуса;
    • параметры, по которым производится оценка качества выполняемой им работы;
    • особенности основных марок автобусов;
    • правила приема платы от пассажиров;
    • трассы маршрута, остановки, трафик движения, опасные участки;
    • правила текущего устранения неисправностей;
    • правила подготовки автобуса к выезду на трассу;
    • нормативы ухода за автобусом и шоферским местом;
    • правила заправки топливом, ГСМ и другими ингредиентами.
    • стандарты обслуживания автобуса в гараже;
    • правила эксплуатации электронного оборудования (автоинформатора, системы связи с диспетчером и пр.);
    • правила действий при ДТП и других чрезвычайных ситуациях;
    • параметры трудовой дисциплины, охраны труда, пожарной и технической безопасности.
  8. Водитель автобуса руководствуется:
    • действующими административными актами и законодательными нормами;
    • стандартами ПДД;
    • документами предприятия;
    • параграфами этой инструкции.

2. Функции

За водителем автобуса закреплены следующие обязанности:

  1. Своевременно получить путевой лист, график движения; проставить подпись в путевом журнале.
  2. Проверять в установленном порядке готовность автобуса и его составляющих к эксплуатации.
  3. При движении соблюдать порядок остановок.
  4. Руководствоваться на маршруте приказами диспетчеров.
  5. Соблюдать нормы скорости при движении у остановки.
  6. Своевременно открывать и закрывать двери.
  7. Следить за движением потока пассажиров.
  8. Придерживаться норм корректности при взаимодействии с пассажирами.
  9. Своевременно обеспечивать заправку автобуса горючим и другими необходимыми веществами.
  10. Оперативно устранять мелкие неисправности в пределах своих знаний.
  11. Контролировать замену дефектных и изношенных частей.
  12. В положенном порядке делать объявления для пассажиров.
  13. Участвовать в текущем ремонте автобуса.
  14. Строго придерживаться графика движения, не отклоняясь по времени более, чем на 2 минуты (по опозданию либо нагону).
  15. Сдавать забытые в салоне вещи диспетчеру, с соблюдением предписанных стандартов.
  16. В конце смены сдавать выручку диспетчеру в установленном порядке.
  17. Сдавать автобус на проверку после окончания смены.
  18. Соблюдать нормативы ПДД, пожарной и технической безопасности, правила трудовой дисциплины.
  19. Участвовать в подготовке к работе водителей-стажеров.
  20. Корректно заполнять требуемую документацию.
  21. Вызывать техническую помощь в случае обнаружения серьезной неисправности.

3. Ответственность

Водитель автобуса несет следующую ответственность:

4. Права

Список прав водителя автобуса:

  1. Вносить руководству предложения по возможным улучшениям в сфере своей работы.
  2. Получать от служащих предприятия данные, необходимые для качественного выполнения закрепленных обязанностей.
  3. Требовать от руководства отмены приказов, нарушающих ПДД и установленные стандарты безопасности.
  4. Останавливать движение автобуса в случае возникновения серьезной неисправности.
  5. Иметь доступ к параметрам, по которым проводится оценка его деятельности.
  6. Требовать от руководства обеспечения мероприятий по поддержанию работоспособности автобуса.

5. Условия труда

Водитель автобуса имеет следующие особенности в работе:

  1. Перед выездом на трассу получает талоны на заправку топливом.
  2. Его перевод на другой маршрут происходит не чаще чем раз в 6 месяцев.
  3. При переполнении салона пассажирами он может останавливать их дальнейшую посадку.
  4. Посещает курсы профподготовки за счет работодателя, в соответствии с установленным на предприятии графиком.

Специфика составления должностной инструкции

В законодательстве не прописаны критерии, которым обязана соответствовать должностная инструкция. Однако имеются определенные деловые стандарты, которые учитываются при её создании. Так, структура документа включает следующие разделы:

  • Общая часть.
  • Должностные функции.
  • Меры возможной ответственности.
  • Права специалиста.

К базовым разделам некоторые наниматели, особенно из числа крупных компаний, добавляют:

  • Условия работы.
  • Отраслевые требования безопасности.
  • Параметры должностных связей.
  • Критерии оценки качества выполненных работ.

Смысл включения дополнительных частей состоит в формализации трудовых процедур, что особенно актуально в ситуациях с многочисленными сотрудниками, занятыми в разных областях.

Общие положения

В этом вводном разделе прописаны общие параметры работы. Сюда входит:

  • порядок замены сотрудника;
  • порядок его приема на работу и увольнения;
  • кому он непосредственно подчиняется на работе;
  • ожидаемые от него умения, опыт и образование.

Перечисленные здесь квалификационные требования должны обеспечивать эффективное выполнение функций, изложенных в следующей части.

Внимание! Профессиональные требования к водителям автобусов регулируются Приказом Минтранса №287 от 28.09.17. Порядок их приема на работу и дальнейшего профобучения регулируется Приказом №59 от 11.03.16 г.

Функции

Внимание! Детальность раздела зависит от работодателя. В ряде случаев он детально прописывает процесс работы, от проверки автобуса до порядка сдачи смены. Особенно подобная детализация распространена в муниципальных транспортных предприятиях.

Ответственность

Данный раздел включает несколько параграфов, в которых описаны нарушения и меры наказания. Описание дано в общем формате, поскольку конкретика определена в соответствующих разделах законодательства и внутренних корпоративных правилах.

Права

Список прав не должен повторять тот, который дан в ст. 21 ТК. Здешний перечень дополняет их путем прописывания дополнительных возможностей сотрудника. Конкретное наполнение раздела зависит от кадровой политики нанимателя, места сотрудника в иерархии и других моментов.

Условия труда

Этот раздел применяется, если у компании-работодателя есть желание описать особенности деятельности сотрудника. Поэтому сюда включают дополнительные льготы или требования к трудовым процессам. Так, сюда можно добавить нестандартный рабочий график, требования к прохождению медосмотров или компенсацию расходов на связь и транспорт.

Водитель автобуса не только отвечает за перевозки людей, но и обеспечивает их безопасность во время поездки. Это предъявляет серьезные требования к качеству его должностной инструкции. Поэтому её составляют с помощью юриста, кадровика, начальника отдела движения. Лишь после учета их замечаний инструкция подается на подпись к руководителю компании. Сам работник подписывает её в ходе трудоустройства, демонстрируя согласие с её положениями. Также могут потребоваться подписи других сотрудников, с которыми согласовывался документ, в соответствии с правилами применяемого документооборота.

ответственный за бдд в школе

В данной статье я отвечу на один конкретный вопрос, а также на самые распространенные вопросы (на самом деле их гораздо больше) в теме:

Специалист ответственный за БДД (безопасность дорожного движения) в школе.

Конкретный вопрос:

…Здравствуйте, наша школа имеет автобус и осуществляет на нем подвоз детей в школу.

Распространяются ли на нас требования приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287, о необходимости у лица, ответственного за безопасность дорожного движения, диплома о дополнительном образовании и аттестации, с учетом пункта 2 Правил организованной перевозки групп детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177?

Проверяющий УГАДН наложил на нас штраф в размере 100 тыс. рублей по ч. 1 ст.12.31.1 КоАП РФ в связи с отсутствием диплома

Остальные распространенные вопросы на которые я дам ответ:

Специалист по БДД в школе. Как избежать штрафа?

Итак, отвечаем сначала на конкретный вопрос (см. выше).

специалист по бдд в школе

И делаем начальный и простой вывод:

все что написано в пункте 1 статьи 20 – это требования ко всем юридическим лицам, эксплуатирующим транспортные средства.

Даже если у вас одно транспортное средство, которое вы взяли в аренду у своего сотрудника, это все равно требования про вас.

Теперь подходим к главному «школа имеет автобус и осуществляет на нем подвоз…».

Обращаем внимание на пункт 2 статьи 20.

ответственный за безопасность дорожного движения в школе

И цитируем:

…юридические лица, осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами без заключения договоров обязаны назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в установленном порядке…

А также читаем следующий абзац пункта 2 статьи 20.

бдд в школе

…юридические лица, осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами без заключения договоров обязаны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям…

Профессиональные и квалификационные требования утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287, где чётко написано, цитируем:

Теперь по поводу «…учета пункта 2 Правил организованной перевозки групп детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177…»

То есть понятие должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения идентично в обоих нормативных документах.

Вывод и ответ на конкретный вопрос.

Если школа владеет автобусом на праве собственности или аренды и осуществляет на нем подвоз детей в школу (перемещает лиц, кроме водителя с помощью автобуса), то требования Приказа Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 и требование Приказа Минтранса №106 от 20 марта 2017 г. необходимо выполнять.

То есть в школе должен быть назначен ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, который соответствует профессиональным и квалификационным требованиям (должен иметь соответствующее образование, а если не имеет, то должен быть обучен).

А также данное должностное лицо ответственное за обеспечение БДД должно быть аттестовано в установленном Порядке (Приказ Минтранса №106).

Статья 12.31.1 КоАП РФ в новой редакции.

1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам,

Штраф наложен правомерно.

  • Обучение специалиста ответственного за обеспечение БДД в школе

У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.

Ответственный за БДД в школе. Как быть если его в штате нет?

Исходя из конкретного вопроса, рассмотренного выше, мы поняли, что в школе должен быть ответственный за БДД.

Что же делать если его нет в штате.

Давайте внимательно прочитаем фабулу статьи 20 ФЗ-196 «О БДД»:

…Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств.

Кто у нас представляет юридическое лицо?

Тот самый который обозначен в Уставе организации. Именно к нему, по-умолчанию, предъявляются основные требования по обеспечению БДД в школе (в нашем случае).

То есть, по-умолчанию, руководитель школы и является ответственным за обеспечение БДД. Если он никого не назначит (забыл, не захотел, не знал), то он так и будет этим самым ответственным.

То есть надзорный орган именно к руководителю и будет предъявлять все требования.

Поэтому руководителю необходимо принять решение:

Для этого нужно знать две вещи:

  • 1. У специалиста ответственного за обеспечение БДД должно быть как минимум высшее образование (на сегодняшний день редакция Приказа Минтранса №287).
  • 2. Назначить ответственным по БДД можно как в рамках новой штатной должности (специалист по БДД, инженер по БДД и т.д.), так и в рамках существующей должности (механик, начальник АХО, зам. директора и т.д.)

Если нужен ответственный по БДД и есть кандидат, то надо ли его обучать?

Если руководитель определился с работником, который согласен быть ответственным за обеспечение БДД в школе (не забываем, что ответственным он может быть и сам), то появляется вопрос: «надо ли его обучать?».

Обращаюсь к руководителям школ.

Не ленитесь и загляните в Приказ Минтранса №287. Там очень подробно прописаны требования (в части образования) к ответственному за обеспечение БДД.

Вы просто спрашиваете у работника документы об образовании, которого рассматриваете как кандидата, и сравниваете с тем, что требует Приказ Минтранса №287.

Еще раз, цитирую:

Если, вы понимаете, что есть высшее образование и оно «не профильное», то добро пожаловать к нам.

  • Обучение специалиста ответственного за обеспечение БДД в школе

У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.

Мы обучим быстро и на очень выгодных условиях. Причем к вопросу обучения БДД подойдем комплексно.

Если надо обучать, то как быть, если у него нет высшего образования?

Многие руководители школ не могут позволить себе открыть новую штатную ставку.

И определившись с работником, которого рассматривают как кандидата на специалиста по БДД в школе, понимают, что у него нет высшего образования.

Бывает и такое, что руководитель или его заместитель сами готовы обеспечивать БДД, но у них нет высшего образования (и такое бывает).

Или высшее образование есть только у руководителя (и такое тоже бывает).

Давайте определимся с главным. На сегодняшний день (в нынешней редакции Приказа Минтранса №287) нужно только высшее образование как базовое.

Возможно, это требование пересмотрят (у законодателя есть проект соответствующей поправки).

Но факт остается фактом.

Поэтому, ничего не поделаешь, ищем работника только с высшим образованием. Если оно не профильное (автомобильное), то обучаем.

Нужна ли лицензия школе?

Давайте предметно и кратко ответим на этот вопрос.

Главное, что у нас есть, это школа, владеющая автобусом и перевозящая детей (пассажиров). Являются ли дети «пассажирами», с точки зрения Устава автомобильного транспорта, рассмотрим ниже.

Цитируем Главу 2, Статью 12 Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии:

…В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: 24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами…

То есть, школа, которая перевозит детей занимается деятельностью, на которую требуется лицензия.

В нем есть основные моменты:

  • 1. Требования к соискателю лицензии
  • 2. Требования к лицензиатам
  • 3. Порядок включения сведений об автобусах в реестр лицензии.

Итак, однозначный ответ: да, лицензия школе, которая владеет автобусом и перевозит детей, нужна!

Является ли школа перевозчиком?

В классическом понимании «перевозчик» на основе договора за услуги перевозки получает оплату.

В случае со школой мы видим, что обучающиеся (ученики) деньги за перевозку не платят.

Их перевозят бесплатно на транспортном средстве, которым владеет школа. Это делается в случае если обучающиеся живут в одном поселении, а школа в другом.

цитирую пункт 2 статьи 40 ФЗ-273:

…Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций…

И школа думает, что раз деньги с пассажиров (детей, родителей) не берут, то коммерческих целей не преследуют, а значит и перевозочной деятельностью не занимаются.

Но это не так. Давайте разберемся.

В данном случае перевозка для обучающихся бесплатная. Но за них платит учредитель образовательного учреждения.

Это ключевой момент!

И процитируем Статью 2. Основные понятия:

специалист ответственный за бдд в школе

Обращаю внимание!

И если вы сомневаетесь, что Ученик (обучающийся) является пассажиром, то достаточно заглянуть в Устав автомобильного транспорта,

цитирую Статью 2. Основные понятия:

То есть все встало на свои места в рамках Устава автомобильного транспорта:

Школа – Фрахтовщик и Перевозчик;

Учредитель школы (орган местного самоуправления) – Фрахтователь;

Ученик – Пассажир.

ИТОГ: Если школы (образовательные организации) владеют транспортным средством на праве собственности или аренды и перевозят учеников по заказу учредителей этих образовательных организаций, то Школа занимается перевозочной деятельностью и это лишний раз доказывает, что школе необходимо в обязательном порядке выполнять требования не только пункта 1 статьи 20, но и пункта 2 статьи 20 ФЗ-196.

Давайте я полностью процитирую требования пункта 2:

«…юридические лица, осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами без заключения договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны:

Некоторые Штрафы школам в области обеспечения БДД

Нарушение профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам.

То есть в школе нет обученного и аттестованного специалиста ответственного за обеспечение БДД.

Статья 12.31.1 КоАП РФ. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам,

Нарушение Правил организованной перевозки групп детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177

Статья 12.23 КОАП РФ. Нарушение правил перевозки людей.

3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения,

4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами,

5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами,

6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи,

  • Обучение специалиста ответственного за обеспечение БДД в школе

У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.

Комментарии можете оставлять внизу.

автор статьи, эксперт в области обеспечения БДД, идеолог и директор компании ООО «Транспортный консалтинг»

Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании Постановления Минтруда РФ от 10.11.1992г №31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» с изменениями на 24.11.2008г; с учетом Постановления Правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013г «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» в редакции от 8 августа 2018 г; Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 26 июля 2019 года; Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативных актов, регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем в Российской Федерации.

1.2. Данный локальный акт определяет основные функции, должностные обязанности водителя школьного автобуса, устанавливает права и ответственность, регламентирует взаимоотношения и связи по должности работника в образовательном учреждении.

1.3. К перевозке обучающихся школьным автобусом в качестве водителя допускаются лица в возрасте не моложе 20 лет, имеющие профессиональную подготовку, с непрерывным стажем вождения в категории «D» 1 год из 3-х последних лет и не имеющие в течение последнего года административного наказания в виде лишения прав управления или административного ареста.

1.4. Водитель школьного автобуса должен иметь медицинский допуск к рейсу, пройти обязательный инструктаж о транспортировке детей, инструктажи по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Водитель школьного автобуса назначается и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения. Выполняет обязанности под руководством заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза).

1.6. В своей деятельности водитель автобуса руководствуется настоящей инструкцией, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, а также Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, трудовым договором.

1.7. Водитель школьного автобуса должен знать:

назначение, основные технические характеристики и общее устройство обслуживаемого автобуса, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов;

правила дорожного движения и технической эксплуатации автобуса, штрафные санкции за нарушение правил дорожного движения;

причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации школьного автобуса;

порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автобусов в гаражах и на открытых стоянках;

правила содержания автобуса, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии;

правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;

правила обкатки новых автобусов и после капитального ремонта;

правила перевозки детей;

влияние погодных условий на безопасность вождения автобуса;

способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров;

порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях;

правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автобуса.

сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п., согласно инструкции эксплуатации автобуса.

1.8. Школьный автобус для организованной перевозки детей должен соответствовать требованиям ГОСТа - не старее десяти лет, оснащен ремнями безопасности, тахографом и спутниковой системой ГЛОНАСС, должен проходить техосмотр каждые 6 месяцев. Документом, подтверждающим прохождение техосмотра, является диагностическая карта.

1.9. Спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки «Перевозка детей». На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высоты. Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета. Автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

1.10. Автобус для перевозки обучающихся школы должен быть оборудован цветографическими знаками безопасности и аварийной остановки, кнопками подачи сигнала водителю, средствами громкоговорящей связи, а также двумя огнетушителями, двумя медицинскими аптечками с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств и двумя противооткатными упорами.

1.11. Водитель школьного автобуса должен строго соблюдать Конвенцию «О правах ребёнка», быть обучен и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации в салоне автобуса.

Основным направлением деятельности водителя школьного автобуса является:

2.1. Осуществление перевозки пассажиров - учащихся и работников общеобразовательного учреждения в соответствии с приказом и по установленным маршрутам.

2.2. Обеспечение сохранности транспортного средства, контроль его состояния и принятие мер к своевременному ремонту.

3. Должностные обязанности

Водитель школьного автобуса обязан:

3.1. Обеспечивать корректное плавное профессиональное вождение автобуса, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автобуса.

3.2. Не применять без крайней необходимости звуковые сигналы и обгоны впереди идущих автомобилей, предвидеть любую дорожную обстановку.

3.3. Выбирать скорость движения и дистанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.

3.4. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, должен устранить их, а если это невозможно, то следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

3.5. Ежедневно перед выходом в рейс проходить медицинское освидетельствование с отметкой в путевом листе.

3.6. При перевозке детей устанавливать на транспортном средстве спереди и сзади опознавательные знаки «Дети».

3.7. Перед началом перевозки детей убедиться в наличии сопровождающих взрослых у каждой из дверей транспортного средства.

3.8. Движение начинать при наличии приказа, путевого листа и двигаться по утвержденной схеме маршрута движения, проявляя особое внимание к опасным участкам.

3.9. Перевозку школьников осуществлять в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Выбирать скорость движения (а при сопровождении – старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но не превышая 60 км/ч.

3.10. Осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

3.11. Не выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, запрещается осуществлять движение задним ходом.

3.12. Сдавать забытые и потерянные пассажирами вещи на хранение ответственному за это работнику - педагогу-организатору общеобразовательного учреждения.

3.13. Не оставлять автобус без присмотра за пределами видимости на любой максимальный срок, дающий шанс его угона или кражи каких-либо вещей из салона. Парковать автобус лишь на охраняемых стоянках.

3.14. Во время движения и стоянки все двери школьного автобуса должны быть блокированы. При выходе из автобуса (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.

3.15. Следить за техническим состоянием автобуса, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание и технический осмотр.

3.16. Содержать двигатель и салон автобуса в чистоте, надлежащем санитарном порядке, защищать их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.

3.17. Строго выполнять все распоряжения директора школы и механика. Обеспечивать своевременную подачу школьного автобуса.

3.18. Сообщать своему непосредственному руководителю достоверную информацию о своем самочувствии.

3.19. Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессанты и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

3.20. Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автобуса в личных целях без разрешения директора школы. Всегда находиться на рабочем месте в автобусе или в непосредственной близости от него.

3.21. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива и количество времени.

3.22. Внимательно следить за окружающей дорожной обстановкой. Запоминать номера и приметы автомобилей в случае их длительного следования «на хвосте» автобуса. Сообщать директору образовательного учреждения все свои подозрения, касающиеся вопросов безопасности, вносить свои предложения по ее повышению.

3.23. Иметь при себе и по требованию сотрудников Госавтоинспекции передавать им для проверки документы, указанные в Правилах дорожного движения.

3.24. Проходить по требованию сотрудников Госавтоинспекции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

3.25. В пути следования запрещается:

отклоняться от графика и заданного маршрута движения;

отвлекаться от управления школьным автобусом;

курить, вести разговоры;

пользоваться мобильным телефоном.

3.26. Водитель автобуса обязан не допускать воздействия на пассажиров следующих опасных факторов:

резкое торможение автобуса (кроме экстренного для предотвращения ДТП);

удар при столкновении с другими транспортными средствами или препятствиями;

отравляющее воздействие угарного газа при нахождении в школьном автобусе с работающим двигателем во время длительных стоянок или при возникновении неисправности системы выпуска отработавших газов;

отравляющее воздействие паров бензина при подтекании топлива вследствие неисправности системы питания двигателя;

воздействие высокой температуры и продуктов горения при возникновении пожара;

наезд проходящих транспортных средств на детей при их выходе на проезжую часть дороги.

3.27. При дорожно-транспортном происшествии, в случае причастности к нему:

немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. Предварительно в этом случае, а также при необходимости доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение, зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

сообщить о случившемся в Госавтоинспекцию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД;

сообщить о случившемся директору общеобразовательного учреждения.

3.28. Соблюдать инструкцию по охране труда для водителя школьного автобуса, повышать профессиональную квалификацию, своевременно проходить периодические медицинские осмотры, соблюдать этические нормы поведения, права и свободы учащихся школы.

3.29. Не допускать случаев занятия посторонними делами в рабочее время. Проявлять творческий подход к своим непосредственным обязанностям, стараться быть полезным образовательному учреждению в ее текущей хозяйственной деятельности, проявлять разумную конструктивную инициативу.

Водитель школьного автобуса имеет право:

4.1. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.

4.2. Представлять на рассмотрение администрации общеобразовательного учреждения предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автобуса, а также по любым другим вопросам своей деятельности.

4.3. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.4. Отказаться от выполнения работ при возникновении угрозы жизни и здоровью своему и пассажиров автобуса вследствие нарушения требований охраны труда и пожарной безопасности, подготовки автотранспортного средства к эксплуатации, а также при не проведении инструктажа с учащимися о правилах поведения в автотранспортном средстве.

4.5. На моральное и материальное поощрение, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, а также на защиту собственных интересов и интересов сотрудников образовательной организации.

4.6. Знакомиться с жалобами и иными материалами, отражающими качество работы водителя школьного автобуса, давать по ним пояснения.

4.7. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.

4.8. На защиту своих интересов самостоятельно и/или с помощью представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением водителем автобуса норм профессиональной этики.

4.9. На неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, установленных законом.

4.10. На вступление в профсоюзы для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов. На получение социальных гарантий и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и локальными актами общеобразовательного учреждения.

4.11. На повышение своей квалификации.

4.12. На оказание содействия администрации общеобразовательного учреждения в исполнении своих должностных обязанностей.

5. Ответственность

5.1. Водитель школьного автобуса несет персональную ответственность:

за несоблюдение ПДД;

за неисполнение правил, предусмотренных нормативными актами, в том числе ответственность за исполнение правил перевозки пассажиров;

за безопасность пассажиров в пути следования;

за подвергание пассажиров опасности, а также за грубое обращение с ними;

за сохранность доверенного в управление транспортного средства;

за перерасход топлива по собственной вине, то есть в ситуации когда невозможно доказать обоснованность перерасхода нормы горючего;

за несоблюдение графика времени остановок или несоблюдение маршрута;

за самовольное использование автобуса не по назначению, например, в личных целях;

за несвоевременное прохождение медосмотра, медицинского допуска к рейсу, техосмотра автотранспортного средства.

за неоказание первой помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации школы несчастного случая.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностной инструкции, в том числе за не использование предоставленных ею прав, Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, работник несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном действующим Трудовым законодательством Российской Федерации.

5.3. За применение, даже однократно, способов воспитания, включающих в себя физическое и (или) психологическое насилие над личностью ребенка, водитель школьного автобуса может быть освобожден от занимаемой должности согласно трудовому законодательству и Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарной ответственности.

5.4. За нарушение правил охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенических правил и норм, водитель автобуса несет административную ответственность в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.

5.5. За виновное нанесение материального ущерба школе или участникам образовательного процесса в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей несет ответственность в пределах, установленных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.6. За совершенные в процессе выполнения своей трудовой деятельности и должностных обязанностей правонарушения водитель школьного автобуса несет ответственность в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Водитель школьного автобуса:

6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, и утверждённому директором общеобразовательного учреждения.

6.2. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3. Своевременно информирует заместителя директора по административно-хозяйственной работе о возникших трудностях в работе, поломке автобуса и повреждениях в салоне, о необходимости ремонта, замены запчастей, шин и т.д., выявленных замечаниях в области охраны труда и пожарной безопасности, безопасности осуществления перевозок.

6.4. Получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под подпись с соответствующими документами.

6.5. Проходит инструктажи по охране труда, пожарной и электробезопасности, медосмотры и медицинские допуски к рейсам. Согласно источнику http://ohrana-tryda.com/node/2402

6.6. Осуществляет обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями) учащихся.

6.7. Информирует директора образовательной организации о возникших трудностях в работе с сопровождающими учащихся педагогическими работниками.

6.8. Информирует директора общеобразовательного учреждения обо всех чрезвычайных происшествиях на маршруте, авариях и аварийных ситуациях, несчастных случаях.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у работника.

7.3. Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

_____________________________________

Протокол от «__»____________________20___г. №____

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) и обязуюсь хранить его на рабочем месте.


В наше время все большую популярность набирают школьные автобусы. Такое веяние Запада значительно упрощает вопрос с «доставкой» детей в школу, а также, снижает уровень опозданий и прогулов.

Целью школьного автобуса является завоз детей в место обучения, то есть, школу. Из цели выплывает несколько функций, которые выполняет школьный автобус.

Во-первых, это непосредственно доставка детей. Тут есть множество плюсов:

  • родителям не нужно «заморачиваться» по поводу того, как отвести ребенка в школу;
  • ребенок не опаздывает на занятия, так как автобус вовремя «ходит»;
  • родители могут проконтролировать, что ребенок пошел в школу, посадив его в автобус;
  • детям интересней ехать с одноклассниками в школу, чем с родителями;

То есть, такой автобус очень упрощает жизнь родителям, прежде всего.

Во-вторых, еще одной функцией школьного автобуса является возможность использовать его и для других целей. Например, для путешествий классом и различных экскурсий. Известно, что арендовать автобус стоит приличных денег, а, если есть «свой», то можно ездить на экскурсии значительно чаще. Стоит ли говорить о том, что такой досуг нравиться школьникам? Больше экскурсий – больше знаний и интереса к процессу обучения.

В-третьих, школьный автобус – это может быть и способ небольшого заработка для школы. Например, в выходные дни автобус можно сдавать в аренду для совершенно других целей.

Поэтому, наравне с основной задачей школьного автобуса, у него есть еще и другие положительные стороны. Следовательно, приобрести такой автобус для школы значит не только повысить уровень школы, но и привлечь новых учеников.


Схема выглядит примерно так. У водителя есть намеченный маршрут, на котором есть все основные точки остановки. Основные точки – это дома учеников, которых нужно забрать. Только забрав всех, водитель направляется в школу. Все это делается точно в назначенное время.

Оплата за расходы при доставке детей из дома в школу оплачивают родители. Для этого организовывается отдельный сбор средств, правда, он «символический». В итоге, все остаются довольны.

Обязанности водителя школьного автобуса

Водитель школьного автобуса – это не водитель маршрутки или такси. Здесь ответственности намного больше. Имея дело с детьми, следует быть очень аккуратным водителем, внимательным и наблюдательным человеком.

Для того, чтобы водитель четко осознавал все свои обязанности и задачи, составляется должностная инструкция водителя школьного автобуса. В ней указываются основные функции водителя с целью повысить эффективность такой услуги, а также, минимизации риска возникновения непредвиденных ситуаций, ошибок и несчастных случаев. Такие инструкции для водителя школьного автобуса составляются школой на основе типичной инструкции, которую можно найти в интернете, с личными дополнениями и особенностями.

Все, что должен делать водитель и каким образом, указывается в такой инструкции. Должностные обязанности водителя школьного автобуса можно разделить на такие аспекты:

В задачу водителя входит и уход за автобусом, соблюдение чистоты в нем, регулярная мойка и так далее.


Правила дорожного движения и их соблюдение – естественное, но важное условие, которое входит в обязанности водителя школьного автобуса.

Знание своих обязанностей. Водитель обязуется быть ознакомленным с должностной инструкцией и знать, что ему нужно делать на работе и чего делать нельзя. Это позволит избежать недоразумений и сбоев в работе, а также, конфликтов водителя с детьми, их родителями и коллегами из школы.

Соблюдать скорость. При перевозке детей водитель обязуется соблюдать скорость передвижения и обеспечить максимально комфортное передвижение учеников.

Родительский контроль. При каждой посадке учеников нужно убедиться в том, что его сопровождает взрослый.

Не оставлять автобус без присмотра, когда в нем находятся дети. Этого категорически нельзя делать, так как дети очень любопытные создания.

Собственное самочувствие. При возникновении слабости или симптомов болезни, садиться за руль автобуса запрещается. Ведь так, во-первых, можно заразить детей, а, во-вторых, вождение при плохом самочувствии чревато последствиями.


Естественно, что употребление алкоголя запрещено как в день развозки, так и накануне. То же самое касается и других веществ, влияющих на деятельность головного мозга (психотропные препараты, наркотики, снотворное и так далее). Также, нельзя курить в присутствии детей, а тем более, находясь за рулем или просто в салоне автобуса.

Отсутствие «левых» пассажиров. Водитель не имеет права подвозить любых других пассажиров, кроме учеников школы. Также, нельзя брать автобус для личных целей, даже в нерабочее время.

Документация. В обязательном порядке водитель обязан составить оптимальный маршрут, учитывая все основные точки остановки. При этом, стоит учитывать логистику, но и не заставлять учеников идти часть пути пешком.

Водитель обязан вести журнал, в котором фиксируется каждая остановка и количество детей, которое зашло. В конце пути желательно провести перекличку, чтобы отметить и проверить, все ли ученики приехали на занятия.

Кроме этого, нужно следить и за расходом бензина автобусом. Необходимо записывать ежедневный километраж и количество потраченного бензина, чтобы подавать данные в бухгалтерию.

Толерантность. Работая с детьми, нужно соблюдать этикет и культуру. Нельзя грубить и кричать на детей. Следует с пониманием относиться ко всем детям, даже к их «странностям». Категорически нельзя гноить детей, поощрять это со стороны других учеников и так далее. Также, стоит относиться ко всем ученикам одинаково, не выделять «любимчиков».

Дисциплина. Нельзя позволять детям кричать и шуметь в автобусе. Нужно сделать так, чтобы они соблюдали дисциплину и меры приличия. Воспитание школы начинается с автобуса, так что это очень важный пункт.


Хорошее настроение. Для того, чтобы дети прибыли в школу в хорошем настроении, следует обеспечить не только комфортную дорогу, но и веселую. Для этого можно включить музыку и телевизор (если ехать сравнительно долго).

ДТП. При возникновении транспортных происшествий следует действовать быстро. Нужно остановить автобус и включить аварийную сигнализацию. Детей следует сразу вывести из автобуса, а, если есть пострадавшие, то необходимо оказать первую помощь, после чего вызвать медицинских работников. После этого, нужно сообщить сотрудников милиции, а также, позвонить в школу.

Осторожность. Для того, чтобы снизить риск возникновения ДТП к нулю, стоит сосредоточиться на движении. Нельзя отвлекаться от дороги, заниматься одновременно посторонними вещами и так далее. Осторожность – залог безопасности.

В общем, такая услуга как подвозка детей в школу – это очень хороший метод для увеличения комфорта учеников и их родителей, а также, отличная профилактика против прогулов и опозданий.

Кроме очевидной выгоды, наличие школьного автобуса очень полезно и при организации внеклассных занятий, экскурсий, путешествий и прочего. Таким образом, интерес детей к школе возрастает.

Но, для того, чтобы такая услуга была полезной, водитель школьного автобуса должен ответственно подходить к своим обязанностям. Ему следует придерживаться всех пунктов должностной инструкции, а также, понимать всю ответственность, которую он несет.

Поэтому, выбирая водителя, администрация школы должна позаботиться о подборе подходящего специалиста. При этом нельзя забывать о человеческом факторе, так что лучше иметь несколько водителей, которые могли бы работать посменно.

Такая своеобразная «американизация» как школьный автобус – это сравнительно новинка для русских школ, но спрос на нее уже имеется давно. Так что актуальность такой услуги достаточно высока.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Должностная инструкция
водителя школьного автобуса

  • в возрасте не моложе 20 лет;
  • имеющие профессиональную подготовку, с непрерывным стажем вождения в категории «D» не менее 1 года из 2-х последних лет;
  • не привлекавшиеся в течение одного года до начала перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения;
  • прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
  • соответствующие требованиям, касающимся прохождения им предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинации и имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • к работе в образовательной организации не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

1.4. Водитель школьного автобуса должен иметь медицинский допуск к рейсу, пройти обязательный инструктаж о транспортировке детей, инструктажи по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Водитель школьного автобуса назначается и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения. Выполняет обязанности под руководством заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза).
1.6. В своей деятельности водитель автобуса в школе руководствуется настоящей должностной инструкцией, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, трудовым договором.
1.7.

  • назначение, основные технические характеристики и общее устройство обслуживаемого автобуса, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов;
  • правила дорожного движения и технической эксплуатации автобуса, штрафные санкции за нарушение правил дорожного движения;
  • причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации школьного автобуса;
  • порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автобусов в гаражах и на открытых стоянках;
  • правила содержания автобуса, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии;
  • правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;
  • правила обкатки новых автобусов и после капитального ремонта;
  • правила перевозки детей;
  • влияние погодных условий на безопасность вождения автобуса;
  • способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
  • правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров;
  • порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях;
  • правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автобуса.
  • сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п., согласно инструкции эксплуатации автобуса.

1.8. Школьный автобус для организованной перевозки детей должен соответствовать требованиям ГОСТа - не старее десяти лет, оснащен ремнями безопасности, тахографом и спутниковой системой ГЛОНАСС, должен проходить техосмотр каждые 6 месяцев. Документом, подтверждающим прохождение техосмотра, является диагностическая карта.
1.9. Спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки «Перевозка детей». На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высоты. Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета. Автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.
1.10. Автобус для перевозки обучающихся школы должен быть оборудован цветографическими знаками безопасности и аварийной остановки, кнопками подачи сигнала водителю, средствами громкоговорящей связи, а также двумя огнетушителями, двумя медицинскими аптечками с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств и двумя противооткатными упорами.
1.11. При движении автобуса, осуществляющего организованную перевозку группы детей, на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.
1.12. Водитель школьного автобуса должен строго соблюдать Конвенцию «О правах ребёнка», быть обучен и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации в салоне автобуса.


скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 1 марта 2021 г

2. Функции

2.1. Осуществление перевозки пассажиров - учащихся и работников общеобразовательного учреждения в соответствии с приказом и по установленным маршрутам.
2.2. Обеспечение сохранности транспортного средства, контроль его состояния и принятие мер к своевременному ремонту.

3. Должностные обязанности
Водитель школьного автобуса обязан:
3.1. Обеспечивать корректное плавное профессиональное вождение автобуса, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автобуса.
3.2. Не применять без крайней необходимости звуковые сигналы и обгоны впереди идущих автомобилей, предвидеть любую дорожную обстановку.
3.3. Выбирать скорость движения и дистанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.
3.4. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, должен устранить их, а если это невозможно, то следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
3.5. Ежедневно перед выходом в рейс проходить медицинское освидетельствование с отметкой в путевом листе.
3.6. При перевозке детей устанавливать на транспортном средстве спереди и сзади опознавательные знаки «Дети».
3.7. Перед началом перевозки детей убедиться в наличии сопровождающих взрослых у каждой из дверей транспортного средства.
3.8. Движение начинать при наличии приказа, путевого листа и двигаться по утвержденной схеме маршрута движения, проявляя особое внимание к опасным участкам.
3.9. При осуществлении организованной перевозки группы детей водитель обязан иметь при себе договор фрахтования (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования) и документ, составленный в произвольной форме, содержащий сведения о маршруте перевозки, в том числе о:
а) пункте отправления;
б) промежуточных пунктах посадки (высадки) (если имеются) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;
в) пункте назначения;
г) местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) - в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.
3.10. Перевозку школьников осуществлять в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Выбирать скорость движения (а при сопровождении – старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но не превышая 60 км/ч.
3.11. Осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
3.12. Не выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, запрещается осуществлять движение задним ходом.
3.13. Сдавать забытые и потерянные пассажирами вещи на хранение ответственному за это работнику - педагогу-организатору общеобразовательного учреждения.
3.14. Не оставлять автобус без присмотра за пределами видимости на любой максимальный срок, дающий шанс его угона или кражи каких-либо вещей из салона. Парковать автобус лишь на охраняемых стоянках.
3.15. Во время движения и стоянки все двери школьного автобуса должны быть блокированы. При выходе из автобуса (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.
3.16. Следить за техническим состоянием автобуса, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание и технический осмотр.
3.17. Содержать двигатель и салон автобуса в чистоте, надлежащем санитарном порядке, защищать их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.
3.18. Строго выполнять все распоряжения директора школы и механика. Обеспечивать своевременную подачу школьного автобуса.
3.19. Сообщать своему непосредственному руководителю достоверную информацию о своем самочувствии.
3.20. Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессанты и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.
3.21. Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автобуса в личных целях без разрешения директора школы. Всегда находиться на рабочем месте в автобусе или в непосредственной близости от него.
3.22. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива и количество времени.
3.23. Внимательно следить за окружающей дорожной обстановкой. Запоминать номера и приметы автомобилей в случае их длительного следования «на хвосте» автобуса. Сообщать директору образовательного учреждения все свои подозрения, касающиеся вопросов безопасности, вносить свои предложения по ее повышению.
3.24. Иметь при себе и по требованию сотрудников Госавтоинспекции передавать им для проверки документы, указанные в Правилах дорожного движения.
3.25. Проходить по требованию сотрудников Госавтоинспекции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.
3.26.

  • отклоняться от графика и заданного маршрута движения;
  • отвлекаться от управления школьным автобусом;
  • курить, вести разговоры;
  • пользоваться мобильным телефоном.
  • резкое торможение автобуса (кроме экстренного для предотвращения ДТП);
  • удар при столкновении с другими транспортными средствами или препятствиями;
  • отравляющее воздействие угарного газа при нахождении в школьном автобусе с работающим двигателем во время длительных стоянок или при возникновении неисправности системы выпуска отработавших газов;
  • отравляющее воздействие паров бензина при подтекании топлива вследствие неисправности системы питания двигателя;
  • воздействие высокой температуры и продуктов горения при возникновении пожара;
  • наезд проходящих транспортных средств на детей при их выходе на проезжую часть дороги.

3.29. Соблюдать должностную инструкцию водителя школьного автобуса, инструкцию по охране труда, повышать профессиональную квалификацию, своевременно проходить периодические медицинские осмотры, соблюдать этические нормы поведения, права и свободы учащихся школы.
3.30. Не допускать случаев занятия посторонними делами в рабочее время. Проявлять творческий подход к своим непосредственным обязанностям, стараться быть полезным образовательному учреждению в ее текущей хозяйственной деятельности, проявлять разумную конструктивную инициативу.


скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 15 апреля 2021 года

5. Ответственность
5.1.

  • за несоблюдение ПДД;
  • за неисполнение правил, предусмотренных нормативными актами, в том числе ответственность за исполнение правил перевозки пассажиров;
  • за безопасность пассажиров в пути следования;
  • за подвергание пассажиров опасности, а также за грубое обращение с ними;
  • за сохранность доверенного в управление транспортного средства;
  • за перерасход топлива по собственной вине, то есть в ситуации когда невозможно доказать обоснованность перерасхода нормы горючего;
  • за несоблюдение графика времени остановок или несоблюдение маршрута;
  • за самовольное использование автобуса не по назначению, например, в личных целях;
  • за несвоевременное прохождение медосмотра, медицинского допуска к рейсу, техосмотра автотранспортного средства.
  • за неоказание первой помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации школы несчастного случая.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностной инструкции, в том числе за не использование предоставленных ею прав, Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, водитель автобуса несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном действующим Трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За применение, даже однократно, способов воспитания, включающих в себя физическое и (или) психологическое насилие над личностью ребенка, водитель школьного автобуса может быть освобожден от занимаемой должности согласно трудовому законодательству Российской Федерации. Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарной ответственности.
5.4. За нарушение правил охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенических правил и норм, водитель автобуса несет административную ответственность в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За виновное нанесение материального ущерба школе или участникам образовательных отношений в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей несет ответственность в пределах, установленных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За совершенные в процессе выполнения своей трудовой деятельности и должностных обязанностей правонарушения водитель школьного автобуса несет ответственность в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности
Водитель школьного автобуса:
6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, и утверждённому директором общеобразовательного учреждения.
6.2. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.3. Своевременно информирует заместителя директора по административно-хозяйственной работе о возникших трудностях в работе, поломке автобуса и повреждениях в салоне, о необходимости ремонта, замены запчастей, шин и т.д., выявленных замечаниях в области охраны труда и пожарной безопасности, безопасности осуществления перевозок.
6.4. Получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под подпись с соответствующими документами.
6.5. Проходит инструктажи по охране труда, пожарной и электробезопасности, медосмотры и медицинские допуски к рейсам.
6.6. Осуществляет обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями) учащихся.
6.7. Информирует директора образовательной организации о возникших трудностях в работе с сопровождающими учащихся педагогическими работниками.
6.8. Информирует директора общеобразовательного учреждения обо всех чрезвычайных происшествиях на маршруте, авариях и аварийных ситуациях, несчастных случаях.
6.9. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление водителя школьного автобуса с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у работника.
7.3. Факт ознакомления водителя автобуса школы с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/


скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 1 марта 2021 г

Читайте также: