Федеральный инспектор что за должность

Опубликовано: 03.10.2024

Черкасов К.В., заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Поволжского юридического института (филиала) ГОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации", кандидат юридических наук.

Напомним, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации преобразован в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах <1>.

<1> СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112, N 26. Ст. 2748, N 38. Ст. 3781; 2001. N 6. Ст. 551; 2004. N 15. Ст. 1395, N 41. Ст. 4021; 2005. N 13. Ст. 1135.

Непосредственное обеспечение деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах осуществляют аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее - аппараты полномочных представителей), главное назначение которых заключается в практической реализации полномочий полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, в содействии исполнению поставленных главой государства перед ними задач.

Особое место в структуре аппаратов полномочных представителей занимают главные федеральные инспекторы, а также федеральные инспекторы аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в субъектах Российской Федерации (далее - главный федеральный инспектор и федеральный инспектор). Их основное предназначение заключается в представлении интересов и обеспечении реализации функций аппаратов полномочных представителей на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Являясь федеральными государственными служащими аппаратов полномочных представителей и входя, как правило, в состав контрольных департаментов (реже в структуру иных департаментов, например в департамент по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления, административно-правовой департамент), главные федеральные инспекторы, федеральные инспекторы занимают должности в Администрации Президента Российской Федерации и относятся, соответственно, к высшей и главной группе должностей категории "специалисты" <2>. На них, как и на полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, распространяются нормы федерального законодательства о федеральной государственной гражданской службе.

<2> Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" // СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118, N 10. Ст. 1091, N 13. Ст. 1360, N 38. Ст. 3975, N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530, N 14. Ст. 1664, N 20. Ст. 2390, N 23. Ст. 2752, N 32. Ст. 4124, N 40. Ст. 4712, N 50. Ст. 6255, N 52. Ст. 6424.

Указ о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и иные правовые акты, регламентирующие деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, не содержат норм, фиксирующих правовой статус главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов. Сегодня в наиболее полном виде он закреплен в нормах распоряжения Администрации Президента Российской Федерации от 22 марта 2005 г. N 384 "Об утверждении Типового положения о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе" <3>, Типового положения о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата соответствующего полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, утверждаемого полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах по согласованию с помощником Президента Российской Федерации - начальником Контрольного управления Президента Российской Федерации <4>. Большое значение в фиксации правового статуса главных федеральных инспекторов имеют конкретные положения о главных федеральных инспекторах и федеральных инспекторах, а также положения о структурных подразделениях аппаратов полномочных представителей.

<3> См.: Президентский контроль. Информационный бюллетень. 2005. N 10. С. 3 - 5.
<4> См., например: распоряжение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе от 23 мая 2005 г. N А53-3347 "Об утверждении Положения о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе" // Интернет. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе: www.pfo.ru.

Назначение на должность и освобождение от должности главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов осуществляют полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах по представлению начальников департаментов аппаратов полномочных представителей, в составы которых они входят, и согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам. Главные федеральные инспекторы в свою очередь вносят предложения о назначении на должность и освобождении от должности федеральных инспекторов, а также о поощрении и применении к ним мер дисциплинарного взыскания начальникам департаментов аппаратов полномочных представителей, в составы которых они входят.

Главные федеральные инспекторы, федеральные инспекторы подотчетны полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, однако оперативное руководство их деятельностью осуществляют их заместители, курирующие соответствующие участки работы, непосредственное же руководство - начальники департаментов аппаратов полномочных представителей, в составы которых они входят. Осуществляя поставленные задачи, главные федеральные инспекторы руководствуются Конституцией России, федеральными законами, актами Президента России, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями и поручениями полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, положением о них, а федеральные инспекторы - также указаниями главных федеральных инспекторов. Главные федеральные инспекторы руководят деятельностью федеральных инспекторов. В целом должность федерального инспектора имеет все признаки заместителя главного федерального инспектора.

В настоящее время главный федеральный инспектор и федеральный инспектор назначаются в каждый субъект Российской Федерации одновременно. Однако ранее при небольших размерах территорий субъектов Российской Федерации и устойчивой общественно-политической обстановке главный федеральный инспектор мог отсутствовать. В этом случае полномочия главного федерального инспектора исполнял федеральный инспектор. Такая ситуация, например, имела место в Коми-Пермяцком автономном округе. До окончания объединительного процесса в некоторых субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа, полномочия ряда главных федеральных инспекторов распространялись на граничащие друг с другом субъекты Российской Федерации. Так, существовал один главный федеральный инспектор в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе.

Определенной особенностью долгое время отличалась организация деятельности главных федеральных инспекторов в Южном федеральном округе. Эта особенность заключалась в том, что работа главных федеральных инспекторов зачастую синхронно носила как совмещенный (объединяла несколько субъектов Российской Федерации или их части), так и одновременный характер. Так, главный федеральный инспектор действовал на Азово-Черноморском побережье и городе Сочи, в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия, в Кавминводах и Кабардино-Балкарской Республике, в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской Республике. Однако в Республике Дагестан действовали одновременно два федеральных инспектора <5>. Сложившуюся ситуацию, пожалуй, можно объяснить существованием в Северо-Кавказском регионе страны сразу двух объективных причин для этого - небольших по территории субъектов Российской Федерации и сложной общественно-политической ситуацией в них. Однако в связи с существенным изменением последней к лучшему сегодня функционирование главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе построено исключительно по субъектному принципу, они действуют в каждом субъекте Российской Федерации, расположенном на территории Южного федерального округа.

<5> См.: Саурин А.А. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе (на опыте Южного федерального округа). Дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 85.

В целях эффективного осуществления поставленных перед главными федеральными инспекторами и федеральными инспекторами задач и закрепленных функций при них созданы и функционируют небольшие аппараты, включающие помощников, специалистов, советников. Так, например, в состав аппарата главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по Кировской области входят два помощника по бюджетно-финансовым вопросам, помощник по финансово-экономическим вопросам, помощник по правовым вопросам и кадровому обеспечению, руководитель региональной общественной приемной, два специалиста региональной общественной приемной, руководитель пресс-центра, пресс-секретарь.

Первоначально задачи, функции, права, организация и обеспечение деятельности главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов были в основном схожи с аналогичными характеристиками правового статуса полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, с тем лишь отличием, что осуществлялись в подведомственных им субъектах Российской Федерации и в ряде случаев проецировались на полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Исключение составляли только полномочия, которые связаны с особенностями правового статуса полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и реализуются ими непосредственно <6>.

<6> См., например: распоряжение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе от 8 декабря 2000 г. "Об утверждении Временного положения о главном федеральном инспекторе аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе" // Архив аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. 2000; распоряжение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе от 15 сентября 2000 г. "Об утверждении Положения о главном федеральном инспекторе аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе" // Архив аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. 2000.

Сегодня основными задачами главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов являются: организация контроля за исполнением в субъектах Российской Федерации указов, распоряжений и иных решений главы государства; участие в организации контроля за реализацией в субъектах Российской Федерации ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации и иных программных документов главы государства; участие совместно с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей в соответствии со сводными планами контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента России и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, в организации контроля и проверки исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента России, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина).

В целях решения обозначенных задач главные федеральные инспекторы и федеральные инспекторы проводят мероприятия по организации контроля за исполнением в субъектах Российской Федерации указов, распоряжений и иных решений Президента России; регулярно информируют полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и контрольные департаменты аппаратов полномочных представителей о проведенных контрольных мероприятиях, вносят предложения о мерах, направленных на устранение вскрытых нарушений и повышение исполнительской дисциплины; участвуют в организации контроля за исполнением в субъектах Российской Федерации федеральных законов и за реализацией федеральных программ; вносят полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах предложения о совершенствовании контрольной деятельности в субъектах Российской Федерации; при организации проверок исполнения в субъектах Российской Федерации федеральных законов, правовых актов и иных решений главы государства взаимодействуют с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей, а также с органами прокуратуры Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; участвуют в работе органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, находящихся на территориях соответствующих субъектов России; осуществляют личный прием граждан и работу с обращениями граждан, учреждений и организаций; исполняют отдельные поручения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Для этого главные федеральные инспекторы и федеральные инспекторы наделены правами запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от подразделений аппаратов полномочных представителей, от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента России и федеральных органов государственной власти; использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации; организовывать по поручению полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и во взаимодействии с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей проверку исполнения в субъектах Российской Федерации указов, распоряжений и иных решений главы государства, реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета; подписывать служебную документацию в пределах своих полномочий; вносить предложения полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах о создании совещательных и консультативных органов и участии в их работе.

Отдельными полномочиями главные федеральные инспекторы и федеральные инспекторы наделяются, а имеющиеся полномочия детализируются нормами регионального законодательства. Так, в соответствии с Регламентом Саратовской областной Думы главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по Саратовской области вправе присутствовать на любом открытом и закрытом заседании Саратовской областной Думы, а также получать проекты законов Саратовской области, постановлений Саратовской областной Думы и необходимые материалы к ним <7>. Кроме того, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по Саратовской области является членом Антитеррористической комиссии в Саратовской области, Межведомственного совета Саратовской области по предметам совместного ведения, Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Правительстве Саратовской области <8>.

<7> Постановление Саратовской областной Думы от 29 апреля 1998 г. N 12-247 "О Регламенте Саратовской областной Думы" // Информационно-справочная правовая система "КонсультантПлюс".
<8> Постановление Губернатора Саратовской области от 19 октября 2006 г. N 182 "О создании Межведомственного совета Саратовской области по предметам совместного ведения" // Саратовская областная газета. 2006. 24 окт.; Постановление Губернатора Саратовской области от 28 мая 2007 г. N 75 "О дополнительном составе членов Антитеррористической комиссии в Саратовской области" // Саратовская областная газета. 2007. 19 июня, 17 авг.; Постановление Правительства Саратовской области от 26 декабря 2005 г. N 446-П "О реализации приоритетных национальных проектов на территории Саратовской области" // Саратовская областная газета. 2005. 30 дек.; 2006. 2 февр., 17 февр., 14 апр., 4 июля, 3 окт., 15 дек.; 2007. 17 авг.

В целом на сегодняшний день имеются достаточные основания полагать, что как часть аппаратов полномочных представителей институт главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов стал, по сути, преимущественно ориентированным на обеспечение реализации в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях осуществляемых в настоящее время в Российской Федерации приоритетных национальных проектов.

Грядущее 18-летие института полпредов президента в федеральных округах проходит в условиях неопределенности их дальнейшего статуса. Кроме того, в центре коррупционных скандалов оказываются их непосредственные подчиненные – главные федеральные инспектора в субъектах РФ.

Укрепление единства

Создание федеральных округов и института полномочных представителей президента стало первым управленческим решением Владимира Путина на посту главы государства. В мае 2000 года страна была поделена на семь федеральных округов, в каждом из которых был назначен полпред. В их задачу входила проверка соответствия региональной нормативно-правовой базы федеральному законодательству, контроль деятельности губернаторов и мониторинг социально-политической и экономической ситуации в регионах. Полпреды получили право назначать в регионах главных федеральных инспекторов, в задачи которых входил мониторинг исполнения президентских указов и поручений, а также негласный контроль работы региональных администраций.

Особая роль полпредов подчеркивалась биографией лиц, назначаемых на эту должность. Так, из первых семи полпредов, назначенных в мае 2000 года, пять были так или иначе связаны с силовыми структурами — с ФСБ, МВД и вооруженными силами.

После отмены губернаторских выборов и замены их фактическим назначением президентским указом влияние полпредов снизилось. В СМИ стали муссироваться слухи о ликвидации этой должности либо перепрофилировании, в том числе наделении назначенных статусом вице-премьера и перевода деятельности на решение социально-экономических вопросов и развитие территорий. Частично эти идеи были реализованы в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральном округах.

Не место красит человека

История свидетельствует, что роль и статус полпредов в федеральных округах зависят от человека, занимающего должность. Самыми успешными полпредами стали Сергей Кириенко, работавший в Приволжском федеральном округе в 2000—2005 годах, и Дмитрий Козак, занимавший этот пост в Южном федеральном округе в 2004—2007 годах. Оба, как известно, успешно ушли на повышение. Зато для преемника Козака — бывшего генпрокурора и министра юстиции Владимира Устинова — должность стала почетным пенсионом. Впрочем, Устинов дольше всех находится на этом посту — с мая 2008 года.

Для Валентины Матвиенко должность полпреда в Северо-Западном федеральном округе стала в 2003 году промежуточной перед назначением на пост губернатора Санкт-Петербурга. Такой же стартовой площадкой стало полпредство для Владимира Булавина, ставшего спустя три года главой Федеральной таможенной службы. А его преемник — бывший калининградский губернатор Николай Цуканов — рассматривался как техническая переходная фигура и не имел практически никакого политического и аппаратного влияния. Нынешний же полпред в СЗФО Александр Беглов, по мнению ряда экспертов, так же, как и Матвиенко, может пересесть в кресло губернатора Санкт-Петербурга.

По мнению инсайдеров в органах власти, одним из самых влиятельных полпредов является представитель президента в ПФО Михаил Бабич. Он имеет долгую историю, связанную с членством в «Единой России» и ролью в создании ОНФ. В активе Бабича — союзнические отношения со спикером Госдумы Вячеславом Володиным. В результате, по словам источников, Бабич играет ключевую роль в отставках и назначениях губернаторов в пределах округа. Единственным главой региона, с которым у него не сложились отношения, стал новый руководитель Пермского края Максим Решетников. По словам источников, это обусловлено тем, что тот считает своим аппаратным сюзереном мэра Москвы Сергея Собянина и поэтому позволяет себе выказывать пренебрежение непосредственному куратору. Так, в прошлом месяце, по сообщению интернет-издания NewsNN, Решетников «дал распоряжение своим подчиненным максимально ограничить информирование полпреда о делах в регионе».

Скорее всего, небольшим влиянием будет обладать вновь назначенный полпредом в Центральном федеральном округе Алексей Гордеев. По словам инсайдера, «сложно представить, как он будет отдавать приказы Сергею Собянину». Если раньше пост полпреда в ЦФО занимали люди из ближнего круга Владимира Путина — Георгий Полтавченко и Александр Беглов, но теперь, по словам источника, «статус полпреда становится заметно ниже».

Почетным отставником выглядит и представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, переведенный на этот пост после скандальной отставки с поста губернатора Севастополя.

Одним из наиболее влиятельных полпредов является представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, одновременно занимающий пост вице-премьера. В его полномочия, помимо стандартных функций, входит обеспечение социально-экономического развития региона, исправление демографической ситуации и ФИС «Дальний Восток». По мнению аналитиков и источников, знакомых с ситуацией, Трутнев может пойти на новое повышение — «вплоть до поста главы правительства».

Антикоррупционный фланг

О роли полпредов в борьбе с коррупцией известно очень мало. Открытых случаев выступления представителей президента в качестве основных инициаторов антикоррупционных мероприятий насчитывается несколько. Так, в 2006 году полпред в СибФО Анатолий Квашнин на пресс-конференции назвал мэра Томска Александра Макарова «взяточником», заявив, что это «доказано конкретными фактами». В тот же день мэр был отстранен от должности, а на следующий день главе города были предъявлены официальные обвинения. В итоге Томский областной суд 15 ноября 2010 года приговорил его к 12 годам колонии строгого режима.

В 2001 году полпред в ДФО Константин Пуликовский фактически принудил к отставке губернатора Приморского края Евгения Наздратенко, но на губернаторских выборах главой региона вопреки стараниям полпредства был избран Сергей Дарькин.

В 2006 года в ряде СМИ сообщалось, что полпред в СЗФО Илья Клебанов стал организатором отставки и ареста главы Ненецкого автономного округа Алексея Баринова.
В 2017 году, по сообщению ряда источников, полпред Михаил Бабич был одним из инициаторов увольнения и последующего уголовного преследования руководителей Удмуртии и Марий Эл Сергея Соловьева и Леонида Маркелова, которые после отставки сразу оказались в СИЗО.

За все время существования института полпреды не были замешаны в громких скандалах. А вот о нижестоящем звене вертикали — главных федеральных инспекторах — этого сказать нельзя.

Приватизация по-саратовски

По информации интернет-издания Медиаликс-64, главного федерального инспектора по Саратовской области Марину Алешину подозревают в том, что она оказала содействие сделке по отчуждению собственности Саратовского областного института развития образования.

Алешину назначили на пост ГФИ по Саратовской области в 2012 году. До этого она недолго занимала пост председателя Саратовской областной думы, в течение пяти лет была заместителем председателя, а еще раньше возглавляла департамент образования городской администрации Саратова под руководством Юрия Аксененко, впоследствии приговоренного к тюремному заключению по обвинению в коррупции и превышении полномочий.

Согласно данным Медиаликс-64, Алешину подозревают в причастности к сделке по выводу из собственности государства земельного участка на территории Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (СарИПКиПРО). По данным журналистов, участок сначала передали в аренду образовательному заведению, а спустя несколько лет поделили на две части, и право на аренду одной из них переуступили ООО «Андиана», владельцем которого числился Андрей Алымов. Алымов ранее работал в администрации Саратова на посту заместителя председателя городского комитета по земельным ресурсам под руководством мужа будущей ГФИ — Андрея Алешина. Затем аренду передали ООО «Индиго», директором которого тоже был Алымов. В свою очередь, «Индиго» передало право аренды бывшей институтской земли компании ООО «Алир Групп», зарегистрированной в городе Дудинке Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. Первым владельцем и директором этого ООО являлся бывший зять Алешиной Александр Кретов, который затем переуступил актив самому Андрею Алешину.

Попытки администрации Саратовской области вернуть участок в государственную собственность, предпринятые сначала областным министерством образования, а затем и областным комитетом по управлению имуществом, оказались безрезультатны. Арбитражный суд Саратовской области в 2011 и 2012 годах отклонил оба иска. Теперь саратовская общественность беспокоится, что отчужденный участок будет использован для высотной застройки в историческом центре города.

Убийство на охоте

Главного федерального инспектора по Ярославской области Василия Несветайлова минувшей осенью обвинили в убийстве по неосторожности. Согласно материалам уголовного дела, 19 сентября 2017 года Несветайлов во время охоты застрелил егеря Сергея Рябкова. По версии следствия, чиновник случайно убил егеря из ружья с тепловизионным прицелом, приняв того за кабана. Несветайлову грозило наказание в виде двух лет лишения свободы.

Но в итоге для федерального все обошлось. 22 января 2018 года Костромской областной суд чудесным образом освободил чиновника от уголовной ответственности. Ему было присуждено наказание — выплата штрафа в 100 тысяч рублей, а также конфисковано орудие убийства — карабин с тепловизором, глушителем, оптическим прицелом и подставкой для стрельбы. Кроме того, по состоянию на 22 января Несветайлов занимает должность ГФИ по Ярославской области.

От Кавказа до Тюмени

Одним из самых скандально известных персонажей на посту ГФИ стал Андрей Руцинский, в прошлом главный федеральный инспектор по Карачаево-Черкессии, Ставропольскому краю, а ныне — по Тюменской области.
Руцинский сделал карьеру в системе ФСБ, где дослужился до начальника УФСБ Карачаево-Черкессии. В 2006 г. стал главным федеральным инспектором по республике, а в 2008 г. перешел на должность ГФИ по Ставропольскому краю. В период своего пребывания в этих должностях Руцинский оказался в поле зрения СМИ из-за отношений с местным предпринимателем Валерием Герюговым, которого подозревали в криминальной деятельности. Так, в числе акционеров принадлежащей Герюгову ГК «Висма» был обнаружен отец ГФИ Иван Руцинский. По состоянию на 30 декабря 2004 года он числился владельцем 5,04% акций ГК «Висма». Правда, в следующем году Руцинский-старший из числа акционеров компании выбыл, зато там обнаружилась Екатерина Григорьевна Руцинская, являющаяся, по сообщениям интернет-изданий, родственницей Андрея Руцинского.

Особенно удачным для предпринимателя Герюгова стал период с 2006 года, когда Руцинский занял должность ГФИ по Карачаево-Черкессии, а затем и Ставропольскому краю. По информации местных изданий, в это время ни одно силовое ведомство не посмело взять предпринимателя в разработку, несмотря на информацию о нарушениях на производстве и якобы имевшее место пристрастие Герюгова к героину. Надо сказать, что в мае 2017 года Герюгов был задержан в Москве по обвинению в мошеннических действиях с кредитными ресурсами Сбербанка, выданными группе «Висма».

А Руцинский в 2009 году был переведен из солнечного Ставрополя в заснеженную Тюмень. На новом месте он привлек внимание общественности связями с компанией «Стеркорат», 25% которой принадлежит его сыну Михаилу Руцинскому. Кроме того, Руцинский оказался замешан в конфликте совладельцев агрохолдинга ООО «Маяк» Андрея Брандта и Николая Тришкина, якобы поддержав последнего во время его противостояния с Брандтом. По сообщениям местных источников, это было связано с общими интересами Тришкина и федерального инспектора — автогонками и охотой. Именно с Руцинским фермер Брандт связывает многие свои проблемы, такие как попытка возбуждения против него уголовного дела, многочисленные проверки бизнеса со стороны контрольно-надзорных инстанций, а также скандал с судебным решением выплатить 55 млн Сбербанку по фальшивому договору поручительства.

В то же время Николай Тришкин как будто пользуется большим расположением правоохранительных органов. По сообщениям местных источников, даже стрельба из ружья в своего приятеля в состоянии алкогольного опьянения сошла ему с рук, а суд ограничился назначением административного штрафа и изъятием ружья — орудия правонарушения.

А нужны ли полпреды?

По мнению экспертов, дальнейшая судьба полпредов и главных федеральных инспекторов пока выглядит неоднозначно. По словам члена экспертного совета комитета Госдумы по здравоохранению Татьяны Серпковой, «институт полпредов — это лишняя надстройка, он совершенно бесполезен и не эффективен, ничего не решает». Руководитель Центра политического консультирования Евгений Тищенко полагает, что полпреды сегодня «выполняют роль кураторов губернаторского корпуса и без них следить за ситуацией в регионах станет сложнее». Он считает вероятным наделение всех полпредов статусом вице-премьеров и передачу им полномочий по социально-экономическому развитию территорий.

При этом если функции и место полпредов президента в административной и политической системе сегодня прописаны довольно четко, то роль главных федеральных инспекторов пока остается довольно смутной, а их репутация часто оставляет желать лучшего. Возможно, проблема в том, что назначение ГФИ, являющихся фактически «оком государевым» в регионах, относится к компетенции полпредов, которые не всегда уделяют внимание отбору кадров. В этой связи выглядит целесообразной передача полномочий по их назначению и отставке непосредственно президенту, что позволит улучшить кадровый потенциал, а, возможно, и качество управления в регионах.

Главный федеральный инспектор Свердловской области Виктор Миненко побеседовал с корреспондентом «МК-Урал»

Виктор Миненко: Мы с Александром Сергеевичем Мишариным нашли конструктивный механизм взаимодействия, который позволяет нам эффективно двигаться вперед.

– Виктор Александрович, расскажите, какие функции выполняет главный федеральный инспектор в Свердловской области? Что это за должность? Каковы механизмы работы с командой Губернатора области?

– Я – официальное должностное лицо в аппарате Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Осуществляю контроль за исполнением в Свердловской области федеральных законов, Указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, распоряжений и поручений Полномочного Представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе.

В мой функционал входит и контроль соответствия региональных нормативных актов федеральному законодательству, и ежедневная работа по контролю исполнения федеральных программ и национальных проектов.

Моя работа способствует тому, чтобы все решения Президента страны и его полномочного представителя в округе исполнялись в сроки, безукоризненно и, несомненно, на пользу людям. А для этого нужно, чтобы все – и Губернатор, и главы муниципальных образований, и руководители предприятий работали единой командой, общими усилиями. Механизм взаимоотношений главного федерального инспектора с Губернатором, касающийся, в частности, разделения полномочий, выглядит следующим образом: главный федеральный инспектор является федеральным государственным служащим, а губернатор и его команда представляют власть субъекта федерации. Поэтому наши отношения выстраиваются на основе паритета, исполнения каждым своих обязанностей в рамках законодательства о разделении полномочий федеральной власти и власти субъекта федерации. Однако, несмотря на то, что должность главного федерального инспектора предполагает в основном контролирующие функции, мы с Александром Сергеевичем Мишариным нашли конструктивный механизм взаимодействия, который позволяет нам эффективно двигаться вперед. Ведь задача у нас одна: социально-экономическое развитие региона!

– Сколько человек трудится в аппарате ГФИ?

– На сегодня – 10 человек.

– Вы отслеживаете соблюдение федерального законодательства. Значит ли это, что граждане и представители организаций могут обращать Ваше внимание на возникающие нарушения? Будет ли реакция со стороны ГФИ на такие обращения?

– В случае, если в наш адрес поступают обращения от граждан и организаций – мы в установленные сроки рассматриваем такие обращения и обязательно реагируем на них.

– Каковы планы работы ГФИ на 2010-2011 год?

– У главного федерального инспектора разные направления деятельности, будь то противодействие коррупции, развитие экономики, банковского сектора или социальных программ, и везде нужна взвешенная, поэтапная и грамотная работа со всеми заинтересованными сторонами.

Например, в настоящее время, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев поставил задачу по модернизации экономики. Полномочным представителям Президента в округах поручено принимать активное участие в модернизации экономики субъектов. Мне, как главному федеральному инспектору в Свердловской области, необходимо не только осуществлять контроль, но и оказывать содействие в решении поставленных задач.

Свердловская область – субъект-донор, промышленный регион, однако и он подвергся влиянию кризиса, но устоял, сейчас идет подъем.

Еще одна наша задача – добиться того, чтобы малый и средний бизнес развивались, принимались программы поддержки малого и среднего предпринимательства, создавались рабочие места, повышалось качество продукции. Президентом России поставлены задачи по развитию малого и среднего предпринимательства, причем не только в сфере услуг, а также инновационного производства.

Есть важный момент, на который указали и Президент Российской Федерации, и полномочный представитель Президента Николай Александрович Винниченко – преодоление административных барьеров, поскольку он касается составляющих инвестиционной привлекательности – инфраструктуры и кадров. Это важная тема, над решением которой мы работаем совместно с Правительством Свердловской области.

Но мы не просто принимаем меры, касающиеся контроля, но и оказываем реальную помощь. Не случайно была создана группа по развитию банковского сектора региона, согласие на сотрудничество с которой выразил целый ряд крупнейших банков, работающих на территории области. На сегодняшний день представители банковских структур внесли свои предложения, которые будут систематизированы и на следующем совещании вынесены на обсуждение. А, это и возможность оказать помощь банковскому сообществу в его развитии, в том числе и в области преодоления административных барьеров, и хороший стимул для банковских структур вкладывать средства во все проекты по развитию экономики, чтобы деньги работали внутри субъекта.

Далее создан Совет малого и среднего предпринимательства при главном федеральном инспекторе, и уже сейчас поступают предложения от представителей бизнеса на еженедельных рабочих совещаниях. Они систематизируются, и это уже сейчас реальная возможность оказать помощь малому и среднему предпринимательству в дальнейшем развитии.

И то, что мы с Вами сегодня встречаемся не в первый раз, записываем это интервью, в рамках созданного Совета главных редакторов, я считаю верным признаком того, что у меня складываются отношения с вашими коллегами по «журналистскому цеху» вполне конструктивно, я бы сказал по-дружески!

– Можете привести несколько примеров из повседневной работы?

– Вот, например, постройка перинатального центра. Сегодня строительство центра осуществляется по федеральной программе и преимущественно за счет средств федерального бюджета.

Несмотря на трудности, строительство идет – под контролем Президента России и полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе. На сегодня освоено уже порядка 1,2 миллиарда рублей. Сдача намечена на 4 квартал 2010 года.

Еженедельно проходят совещания в областном правительстве на эту тему; 18 августа состоялась видео – конференция, в ходе которой Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин обсудил с представителями субъектов Федерации проблемы, связанные со строительством перинатальных центров. Была поставлена задача о введении перинатальных центров в эксплуатацию в установленные сроки.

Совместно с полномочным представителем Президента в УФО, Губернатором Свердловской области координируем все работы, связанные с ликвидацией последствий пожаров. Возьмем конкретный случай – ликвидацию последствий сильнейшего пожара в Ивдельском городском округе.

Могу отметить, что руководство области приняло все необходимые меры для обеспечения граждан жильем, продуктами и финансами. Уже 12 августа было принято Постановление Правительства Свердловской области, которое предусматривает оказание гражданам финансовой помощи из расчета 100 тысяч рублей на человека, деньги своевременно перечислены. Кроме того, администрация Ивдельского городского округа 13 августа выделила материальную помощь в размере 10 тысяч рублей каждому гражданину, пострадавшему от пожара. Организована помощь по предоставлению жилья пострадавшим. По заявке Ивдельского городского округа будет приобретено 11 квартир для 15 человек (2 человека из них – «переселенцы»)- 10 однокомнатных квартир, 1 двухкомнатная квартира. 6 человек проживают в школе- интернате при муниципальном образовательном учреждении №2 города Ивделя, остальные проживают у родственников, так, как отказались заселиться во временно предоставленные квартиры. По информации, предоставленной Правительством Свердловской области, заключены контракты на приобретение 10 квартир, контракт на приобретение оставшейся квартиры будет заключен до конца текущей недели.

По поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Николая Александровича Винниченко, мы провели расширенное выездное совещание в муниципальном образовании «городской округ Первоуральск».

В ходе визита я ознакомился с работой одного из градообразующих предприятий, Первоуральского Новотрубного завода, где мне понравился системный подход к вопросам и экологии и управления производством.

Провел рабочую встречу с руководством Управляющей компании «Уралагрострой».

В работе первоуральских коммунальщиков видны, скажем так «не вооруженным взглядом», многочисленные недоработки и упущения.

В ходе расширенного заседания, с участием представителей законодательных и исполнительных органов Свердловской области, по моему мнению, была дана объективная и ответственная оценку социально-экономической и общественно-политической ситуации в муниципальном образовании «городской округ Первоуральск».

Еще одна важная часть нашей работы – подготовка к осенне-зимнему отопительному сезону Начало сезона назначено на 15 сентября, сегодня можно с уверенностью говорить, что тепло в дома будет подано вовремя!

Продолжается выполнение программы в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, по обеспечению жильем ветеранов.

– Возвращаясь к такой важной теме, как строительство перинатального центра, хотелось бы задать несколько вопросов. Так, по нашей информации, у Роспотребнадзора был ряд серьезных претензий, из-за которых сроки сдачи центра в эксплуатацию могли быть сорваны. Какова ситуация сегодня?

– На сегодняшний день все формальности, связанные с замечаниями, выраженными представителями Роспотребнадзора, закрыты, претензий нет. Скажу больше – на сегодняшний день с уверенностью можно говорить о стопроцентной готовности коробки здания, канализации, отопления, наружных инженерных сетей и благоустройства территории, в завершающей стадии находятся отделочные работы и подготовка систем вентиляции и кондиционирования. Решены вопросы жизнеобеспечения и безопасности здания. Решаются вопросы по питанию будущих пациентов центра, составляется штатное расписание и просчитывается его финансово – экономическое содержание. ОАО «Корпорация «Атомстройкомплекс» произведена оплата высокотехнологического оборудования на сумму порядка 219862 тыс. рублей. Получено оборудования на сумму 188861 тыс. рублей. Объект должен быть передан для лицензирования до 1 октября 2010 года.

– Наши источники сообщают также, что при закупке оборудования не соблюдена федеральная норма, по которой 30% оборудования должно быть отечественного производства. В частности, два наших уральских производителя сообщили нашему изданию, что, несмотря на наличие подписанных договоров, оплата им не производится и поставки, соответственно не осуществляются. Можете ли вы это прокомментировать?

– На сегодняшний день поставлена задача, закупить самое современное оборудование. Если говорить о структуре поставок, насколько я информирован, все контракты заключены. Мы эту ситуацию будем отслеживать.

– Кстати, о закупленном оборудовании. Нам не так давно сообщили, что силовые структуры, прокуратура проводили проверку по данному вопросу. И не смогли обнаружить закупленное оборудование. Так ли это?

– Я знаю, что прокуратора проводила проверку, но окончательных выводов на сегодняшний день еще не сделано. Мы этим вопросом будем заниматься, и отслеживать эту ситуацию. Будем участвовать в совещаниях, на которых будем ставить вопрос об оборудовании.

– Возвращаясь к теме пожаров и здоровья граждан. Несколько дней назад сразу по нескольким федеральным телеканалам прошел сюжет о том, что в Свердловской области инвалиды не могут получить лекарства по бесплатным рецептам. В курсе ли вы происходящего?

– Что касается медикаментов, могу сказать следующее. Если бы такие сигналы поступали к нам, мы бы, конечно, на них реагировали. И по данной проблеме мы также намерены задать вопросы должностным лицам, которые отвечают за ее решение. Будем заниматься.

1. Главный федеральный инспектор в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе (далее - главный федеральный инспектор) является федеральным государственным служащим аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (далее - полномочный представитель).
2. Главный федеральный инспектор осуществляет контроль за исполнением указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации и принимает участие в обеспечении выполнения сводного плана контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, расположенного в пределах федерального округа (далее – субъект Российской Федерации).
3. Главный федеральный инспектор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями и поручениями полномочного представителя, а также настоящим Положением.

II. Основные задачи главного федерального инспектора

4. Основными задачами главного федерального инспектора являются:
- организация контроля за исполнением в субъекте Российской Федерации указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
- участие в организации контроля за реализацией в субъекте Российской Федерации ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации;
- участие совместно с контрольным департаментом аппарата полномочного представителя (далее - контрольный департамент) в соответствии со сводным планом контрольных мероприятий, в организации контроля и проверки исполнения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также организациями, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина).

III. Функции главного федерального инспектора

5. Главный федеральный инспектор в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
- проводит мероприятия по организации контроля за исполнением в субъекте Российской Федерации указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
- регулярно информирует полномочного представителя и контрольный департамент о проведенных контрольных мероприятиях;
- участвует в организации контроля за исполнением в субъекте Российской Федерации федеральных законов и за реализацией федеральных программ;
- вносит полномочному представителю предложения о совершенствовании контрольной деятельности в субъекте Российской Федерации;
- взаимодействует с контрольным департаментом, а также с органами прокуратуры Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, при организации проверок исполнения в субъекте Российской Федерации федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
- участвует в работе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- осуществляет личный прием граждан и работу с обращениями граждан, учреждений и организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

IV. Права главного федерального инспектора

6. Главный федеральный инспектор имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от подразделений аппарата полномочного представителя, от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, атакже от органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
- пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;
использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;
- организовывать по поручению полномочного представителя и во взаимодействии с контрольным департаментом проверку исполнения в субъекте Российской Федерации указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета;
- подписывать служебную документацию в пределах своих полномочий.

Аннотация: Предметом проведенного исследования является правовое положение и деятельность главного федерального инспектора в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции субъекта Российской Федерации.Объектом исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие деятельность главного федерального инспектора в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции субъекта Российской Федерации Методологической базой проведенного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение и другие. Научная новизна проведенного исследования и его практическая значимость заключаются в том, что впервые в российской юридической науке описываются основные полномочия главного федерального инспектора в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции субъекта Российской Федерации.


Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, контроль, федеральный инспектор, правовое регулирование, институт гражданского общества, комиссия, координация деятельности, антикоррупционная деятельность

Abstract: The research subject is the legal status and the activities of the Chief Federal Inspector in the Region of the Russian Federation of the Presidential Plenipotentiary Envoy Apparat in the work of Anti-Corruption Commission of the Russian Federation. The research object is the set of statutory instruments regulating the Chief Inspector’s activities. The research methodology is based on the dialectical materialism and the related general scientific methods of cognition: analysis, synthesis, comparison, and other methods. The scientific novelty of the study is explained by the fact that it is the first study in Russian legal science describing the main responsibilities of the Chief Federal Inspector in the Region of the Russian Federation of the Presidential Plenipotentiary Envoy Apparat in the work of Anti-Corruption Commission of the Russian Federation.

civil society institution, legal regulation, Federal inspector, control, anti-corruption policy, fight against corruption, Corruption, Commission, coordination, anti-corruption activities

а) по обеспечению координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

б) по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

в) по организации контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Однако основной целью деятельности главного федерального инспектора в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе является реализация контрольных полномочий Президента Российской Федерации.

- поиск, обнаружение и анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности комиссии и отражение в них роли главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;

- анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность главного федерального инспектора в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;

- анализ практики деятельности комиссий;

- выработка предложений по повышению эффективности деятельности главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе при исполнении ими обязанностей члена комиссии.

Эмпирическая база исследования включает в себя:

1) 124 нормативных правовых акта, регулирующих деятельность комиссий и деятельность главного федерального инспектора в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;

2) правовые акты не нормативного характера и иные документы, в том числе Поручения Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, отчеты (доклады) аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам противодействия коррупции 29.

Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 15 июля 2015 года по 1 марта 2016 года, то есть периодом формирования комиссий как специализированных региональных органов по координации деятельности различных субъектов противодействия коррупции в процессе реализации государственной политики противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. В отдельных случаях, вызванных интересами качества исследования, автором анализируются документы и более раннего периода.

Проведенный нами анализ региональных нормативных правовых актов о комиссиях по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации показал следующее. Из 85 субъектов Российской Федерации только в 68 главные федеральные инспектора (федеральные инспектора) в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе является членами комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации. Наименьшее количество представителей аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в составе комиссий оказалось в Дальневосточном федеральном округе, всего в трех из девяти сформированных в регионах комиссий.

Учитывая то обстоятельство, что региональными нормативными правовыми актами об организации и деятельности комиссии не определены полномочия всех членов комиссии, в том числе и главных федеральных инспекторов, то встает закономерный вопрос: Какова роль главного федерального инспектора как представителя аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в деятельности комиссии? Каким образом он может эффективно реализовать свои полномочия в деятельности комиссии? На эти вопросы трудно найти ответы в нормативных правовых актах, поскольку ни в типовом положении о главных федеральных инспекторах, ни в типовом положении о комиссии, о них не говорится. На наш взгляд, эти ответы следует искать в иных нормативных правовых актах, поручениях и указаниях Президента Российской Федерации, решениях Совета при Президенте Российской Федерации и его президиума, а также складывающейся практике деятельности комиссий.

Как нам представляется, главные федеральные инспекторы играют особую роль на всех стадиях организации, осуществления и прекращения деятельности комиссии.

На наш взгляд, на стадии организации (формирования) комиссии главные федеральные инспекторы обеспечивают контроль за:

- соответствием разрабатываемого проекта Положения о комиссии, требованиям Типового положения о ней;

- соответствием персонального состава комиссии, требованиям Типового положения о ней;

- своевременностью и качеством подготовки Регламента деятельности комиссии.

Для выполнения этих функций они осуществляют правовую и антикоррупционную экспертизу проекта положения о комиссии, проекта Регламента работы комиссии, проекта документа о персональном составе комиссии либо поручают их проведение компетентным на то специалистам. По итогам проведенных экспертиз, главный федеральный инспектор может вносить в установленном порядке предложения высшему должностному лицу органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по совершенствованию проекта положения о комиссии либо проекта регламента работы комиссии до его принятия. К тому же, главный федеральный инспектор, ознакомившись с предварительным списком кандидатов на включение в состав комиссии, может вносить предложения по персональному составу комиссии и её структурных подразделений (президиумов, подкомиссий, рабочих групп). Например, не включать в состав комиссии лиц, ранее привлекавшихся к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных служебных проступков из числа федеральных государственных служащих – руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, лиц замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, лиц, замещающих муниципальные должности, либо включать в состав комиссии известных в регионе квалифицированных специалистов по вопросам противодействия коррупции.

В процессе работы комиссии главный федеральный инспектор может вносить предложения о включении в повестку заседания комиссии дополнительных вопросов для рассмотрения , вызванных изменением федерального или регионального законодательства о противодействии коррупции или принятием очередного Национального плана противодействия коррупции на среднесрочный период либо иными обстоятельствами. По тем же основанием он вправе вносить предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность комиссии (Положение о комиссии, её состав и Регламент работы комиссии) и иные нормативные акты субъекта Российской Федерации, а также ежегодный план работы комиссии .

При рассмотрении наиболее важных вопросов заседания комиссии главный федеральный инспектор вправе вносить предложения на имя председателя комиссии о приглашении на заседание комиссии тех или иных лиц , в целях повышения качества работы комиссии и принимаемых ею решений. В числе приглашаемых главным федеральным инспектором лиц, могут оказаться специалисты федеральных органов государственной власти, обладающие достаточными знаниями по рассматриваемому вопросу либо независимые эксперты.

В процессе деятельности комиссии могут выявиться вопросы, не урегулированные Положением о комиссии и иными нормативными правовыми актами, в связи с этим главный федеральный инспектор вправе давать письменные рекомендации по разрешению этих сложных вопросов. Например, о порядке вывода членов комиссии из её состава, по основаниям не связанным с утратой занимаемой должности или профессиональных качеств. Такими, основаниями могут являться:

- привлечение члена комиссии к юридической ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

- наличие судимости за совершение преступления;

- наличие судебного решения вступившего в законную силу о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным;

- наличие иностранного гражданства.

По итогам работы комиссии за календарный год главный федеральный инспектор имеет право вносить предложения по подготовке комиссией ежегодного отчета (доклада) о результатах реализации мер по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации , а в последующем получать этот документ для использования в своей профессиональной деятельности.

Как показывает исторический опыт, каждая комиссия когда-то прекращает своё существование либо с достижением цели, ради которой она создавалась либо по иным основаниям. В связи с этим главный федеральный инспектор должен будет осуществить контроль за тем, что бы органами государственной власти субъекта Российской Федерации все документы комиссии были своевременно сданы на хранение в архив и определен порядок их хранения и выдачи .

Как показал анализ нормативных правовых актов для эффективного исполнения своих служебных полномочий главному федеральному инспектору не требуется ни дополнительных полномочий, ни изменений в Типовое положение о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Проведенное нами исследование роли главного федерального инспектора в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции субъекта Российской Федерации позволяет нам сформулировать следующие выводы.

Во-первых, главный федеральный инспектор в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе обладает достаточными полномочиями, чтобы одновременно осуществлять президентский контроль за деятельностью комиссии по координации работы по противодействию коррупции субъекта Российской Федерации и принимать участие в её деятельности.

Во-вторых, главный федеральный инспектор в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе обладает достаточными полномочиями, чтобы контролировать процесс формирования комиссии по координации работы по противодействию коррупции субъекта Российской Федерации и результативность её деятельности.

В-третьих, главный федеральный инспектор в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе являясь членом комиссии по координации работы по противодействию коррупции субъекта Российской Федерации не может входить в состав руководства комиссии в статусе заместителя председателя комиссии, поскольку такое совмещение статусов федерального государственного служащего и руководителя регионального координационного органа может привести к конфликту интересов между интересами Российской Федерации и интересами региона.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Читайте также: