Хорошая ли это профессия для женщин космонавт

Опубликовано: 02.10.2024

Почему в российском отряде космонавтов мало женщин, что надо учить тому, кто хочет полететь на орбиту, почему врачи, отбирающие будущих космонавтов, не жалуют спортсменов. Обо всем этом накануне Дня космонавтики мы побеседовали с Героем России, летчиком-космонавтом, депутатом Госдумы РФ Александром Самокутяевым.

Дважды летавший на орбиту Александр Самокутяев рассказал, что нужно, для того, чтобы полететь в космос

Справка «МК». Александр Самокутяев – российский лётчик-космонавт. Совершил два космических полёта в качестве командира космических кораблей «Союз ТМА-21» (2011) и «Союз ТМА-14М» (2014—2015). Герой Российской Федерации (2012). Депутат ГД РФ седьмого созыва (с сентября 2020).

– Александр, в 2014 году вы летали в космос с представительницей прекрасного пола в данной профессии – Еленой Серовой. Как вы считаете, почему все-таки россиянок там меньше, чем американок?

– Тема, действительно, актуальная. Всего советских и российских женщин в космос слетало четверо, начиная с Валентины Терешковой. Я, действительно, был командиром экипажа, в котором летала Елена Серова. После нее, увы, вот уже который год наших женщин на орбите мы не видим. Не так давно руководитель Роскосмоса актуализировал этот вопрос, СМИ анонсировали специальный отбор в женский отряд, но ничего не получилось. Несмотря на то, что желающих конкурсанток было много, ни одна не добралась до финала.

– На чем же они срезаются?

– В основном у них отстает физическая культура. Девчонки приходят совершенно неподготовленные: ни пробежать, ни подтянуться не могут. Английский все знают, что тоже приветствуется, а вот с физкультурой проблема. Я являются членом одной из подкомиссий, и сам был тому свидетелем.

- У американских женщин, получается, все с физкультурой в порядке?

- У них много женщин приходит в космос из армии. Это все, как правило, летающие женщины, хорошо подготовленные. Я много общаюсь с ними и в космосе тоже сталкивался. Вы знаете, их порой трудно бывает «сепарировать» от мужчин, – у многих даже повадки мужские. Нашим дамам это не свойственно. Они у нас больше нежные, домашние. У нас другой образ женщины, другая культура. Не будем сейчас говорить об эмансипации, мы просто будем надеяться, что в отряде все-таки будет побольше женщин.

– Почему в России нет частной космонавтики?

- Нельзя сказать, что у нас совсем нет частной космонавтики. Например, есть компания S7, которая до пандемии плотно взялась за продвижение своего проекта, со своим космодромом, кораблем. Но случилась трагедия, – один из руководителей погиб в авиакатастрофе (речь идет о Наталье Филевой, погибшей при катастрофе частного самолета во Франкфурте в марте 2019 года – прим. Авт.). Ну а потом пришла пандемия, которая многим перекрыла кислород. Недавно пришла новость, что в Нижегородской области компания «Космокурс» прекратила свой проект по созданию суборбитального корабля. Тут причиной стали бюрократические проволочки, когда специалисты должны были согласовывать каждый шаг. О чем мы говорим! Мы до сих пор малую авиацию не можем поставить на крыло! При наших-то российских просторах! Тем не менее, энтузиасты еще не все вывелись. Наверное, как всегда ждут, хотят посмотреть, что сначала получится у западных коллег, а потом и они подтянутся (улыбается).

- Что вы можете посоветовать школьникам, которые мечтают стать космонавтами?

- В 12 лет я четко знал, кем буду. Тогда я однозначно для себя решил, что я буду военным летчиком. Это после уже захотелось полететь в космос.

– Что же вы делаете все это время?

– Мы — вечные студенты (улыбается), мы все время учимся. Несмотря на то, сколько тебе лет - 25-30 или около 60 — требования к космонавту одинаковые: и к знаниям, и к физической форме. И отметки нам ставят, но не так, как в обычных учебных заведениях. Если мы набираем меньше четверки, считай, - дисциплину тебе не засчитывают. Я как член отборочной комиссии, часто сразу вижу, понимает человек, куда идет, или нет.

– По каким признакам?

– Случайные люди, как правило, имеют поверхностные представления о будущей профессии, они чересчур уверены в себе: «Да, что я экзамены никогда не сдавал, все у меня получится!». «Не сдавал», – говорю я таким. Экзамены бывают разными. У нас даже билетов нет. Сидит в помещения человек 20 или 30 экзаменаторов, ты входишь в комнату, и на тебя начинают сыпаться вопросы от конструкторов, инструкторов, разработчиков систем, от опытных космонавтов и даже иностранных представителей. У тебя есть стенд, компьютер, ты можешь что-то показать, доказать, поспорить. Но ты должен понимать, что ты никогда не переспоришь разработчика космического корабля, по которому сдаешь экзамен. Ему, в свою очередь, важно понять, насколько глубоко ты внедрился в суть системы, чтобы тебе можно было дать ее на эксплуатацию.

– Итак, на какие же предметы надо делать упор с детства, чтобы стать космонавтом?

– Основное, базовые знания – это, конечно, физика и математика. Дополнительные знания по биологии и другим наукам, конечно, тоже приветствуются, но после точных наук. Плюс физическая подготовка, без нее – никуда. Не надо быть профессиональным спортсменом, они у нас, как правило, отсеиваются на этапе отбора по медицине.

- Почему?

- У них совершенно другие физические инстинкты выработаны, и по-другому работает сердце.

- Серьезно, спортивное сердце для космоса не подходит? Что с ним не так?

- Спортсмены привыкли работать со сверхнагрузками, которые влияют на сердце. Работающие в ЦПК врачи видят в этом патологию. По их нормативам такое сердце является не проходным критерием. Бывают, конечно, исключения. Вот я, к примеру, 10 лет серьезно занимался хоккеем, но меня взяли в космонавты. Так везет не многим.

- Интересно.

- Да, много тонкостей. Еще у нас не очень любят ребят, которые серьезно занимались жесткими единоборствами по типу бокса. Как правило, все они за время своей карьеры получали травмы головного мозга, сотрясения. На МРТ это сразу выявляется.

Из общих рекомендаций можно посоветовать следить за своим здоровьем. Когда молодые, кажется, что оно никогда не кончится. Но это не так. Если не придерживаться режима, правильного питания, можно быстро потерять хороший потенциал.

– Ученые долго не могли разобраться, почему в космосе именно у американских астронавтов страдает зрение, в то время как у российских членов экипажа вроде все с этим нормально. Сейчас ответ получен?

– Я могу сказать, что слышал по этому поводу от врачей у нас и в NASA. На станции имеются тренажерные комплексы — бегущая дорожка, велосипед и силовой нагружатель. Это три основных методических элемента, к которым каждый день подходят космонавты. Мы больше отдаем предпочтение динамическим упражнениям. Американцы тоже динамику поддерживают, но все-таки больший упор делают на статику — силовой нагружатель, или попросту - штангу. Кровь при работе со штангой интенсивно притекает к голове, повышается внутриглазное давление, внутричерепное давление. Так вот существует версия, что из-за этого и «садится» зрение. Однако научного обоснования этой гипотезы я пока не слышал.

На МКС вылетел новый экипаж. В его составе женщина-астронавт Саманта Кристоферетти. С учетом того, что на станции находится еще одна космическая женщина - Елена Серова, - впервые в истории здесь окажутся сразу две дамы. Символично ли это? Или обычно и скоро такое станет нормой? Об этом в интервью агентству ТАСС размышляет научный руководитель Института медико-биологических проблем, вице-президент РАН Анатолий Григорьев.

- На борту МКС сразу две женщины. Конечно, они из разных стран, они работают в разных отсеках. Но все же впервые можно констатировать нечто историческое: в космическом доме запахло домом настоящим, ибо дома без женщины не бывает.

- С другой стороны, ловлю себя на некотором сексизме: эти женщины пришли в космос не дом обустраивать, а на работу. И тут возникает вопрос: а для чего, собственно, женщина на работе в космосе? Что она там может сделать такого, что не сделает мужчина?

- А я не разделяю в данном случае - женщина, мужчина… Есть специалист, есть член экипажа, который выполняет определенную программу и ради этого был отправлен в экспедицию.

- Программа эта формируется специалистами различных организаций, она разработана, взаимоувязана, и для ее выполнения пол космонавта, как правило, не имеет значения. Ну если дело не касается каких-то конкретных медицинских тем. Так что космонавт-женщина так же реализует свою программу, как и космонавт-мужчина. Она к этому готовилась, у нее есть личные желания и амбиции, научные и профессиональные интересы. Ибо, повторюсь, прежде всего это специалист.

Второй вопрос, что для нас, космических медиков, есть, конечно, интерес к особенностям поведения женского организма в космосе. Это и гормональная сфера, и особенности эмоциональной сферы, и ряд других важных тем. Этот интерес был с самого начала космической эры, с самого первого полета Валентины Терешковой. Уже там была специальная программа, которая наряду с общими задачами была направлена на то, чтобы оценить особенности влияния факторов полета именно на женский организм.

Так вот наши исследования за прошедшие полвека, уже даже больше, показывают, что принципиальных отличий между мужчинами и женщинами в этом смысле нет.

- Так же тошнит при невесомости?

- Так же есть проблемы укачивания. И те же средства, которые годятся для мужчин, годятся и для женщин, те же средства профилактики, которые мы применяем в длительных полетах для мужских экипажей, с успехом используют и женщины.

То есть ничем особенным в своих реакциях женщина-космонавт от коллеги-мужчины не отличается. Хотя, конечно, у отечественной науки статистика по этому направлению невелика.

Впрочем, конечно, у женщины и в космосе есть свои особенности. В частности, это особенности санитарно-гигиенического обеспечения.

Это и особые средства ухода за лицом, кожей, это же касается и одежды, и прочего. Конечно, все это приспосабливается для женщины, заранее планируется, конструируется, создается. Обсуждается в том числе и с ними самими. И с учетом их мнения готовится и экипировка, чтобы было удобнее работать и жить. В частности, это очень важно в длительном полете.

Вот Елена Кондакова была в космосе 169 суток. И при этом никаких скидок на то, что это женщина, по программе не было. Она была полноправным и, так сказать, полнообязанным членом экипажа.

Иное дело, что мужчины, конечно, брали на себя основную тяжесть практических процедур. Я имел однажды долгий разговор с Валерием Поляковым. Великолепный наш космонавт, который участвовал в длительных полетах, налетал 678 суток, в том числе 438 за одну экспедицию. Это, кстати, до сих пор не побитый мировой рекорд по продолжительности одного полета.

Так вот он летал некоторое время с Еленой Кондаковой. Он говорил: "Это большое удовольствие - оказывать женщине какие-то знаки внимания. Например, поздравить с 8 Марта. Она тоже нам пекла пирог. И мы со своей стороны как-то подтягивались. Понимали, что каждый день надо побриться, что расслабляться нельзя. Лишний раз свой лексикон контролируешь".

То есть мужчины и в космосе, как и на Земле, в присутствии женщин подтягиваются и немного хорохорятся. Это, кстати, хорошо. Это хорошо потому, что распускаться во всякой ситуации негоже, а там тем более, когда нужно принимать порой сложные решения. Как, например, тот же Валера действовал во время возгорания на станции.

В общем, присутствие женщин в космосе, как мне кажется, мужчин стимулирует.

И у американцев есть совершенно уникальная женщина-астронавт, совершившая полетов, в том числе один длительный, на 188 суток, - Люсид Шеннон. Она полетела в немолодом возрасте, у нее уже были особенности в состоянии здоровья, но она великолепно отлетала. При этом она летала с нашими космонавтами на станции "Мир" Юрием Онуфриенко и Юрием Усачеым, как она их называла, мальчиками. Ребята относились к ней с очень большим уважением, почитали ее, потому что она была достойным членом экипажа! С ней не было никаких проблем. Психологически она была очень устойчива.

- Да, но была еще канадка, которая отравила жизнь нашим ребятам во время эксперимента "Марс", кстати, у вас же в институте. Обвинила одного парня в сексуальных домогательствах, но, главное, и до этого она раскалывала экипаж. Или вон англичанка Хелен Шарман на станции "Мир" изрядно потрепала нервы нашим ребятам отстаиванием своего полового равенства и к месту и не к месту… Может быть, этого и боятся те, кто принимает решения? Среди женщин ведь такие бывают… психологические типы…

- Среди мужчин тоже бывают… Проблемы с ними случаются подчас еще большие, когда они летают. Высокая мотивация во время полета, конечно, удерживает негатив внутри человека, не позволяет ему выплеснуться. Но потом…

Поверьте, далеко не все, кто делил время длительного полета, остаются друзьями, особенно после возвращения на землю. Не все, к сожалению. И были у нас случаи, когда люди после завершения полета не только не общались - они даже не здоровались. Накопилось во время полета. И это было как раз в экипаже мужском. Высочайшая мотивация на орбите позволила провести все работы на прекрасном уровне, ну а потом - вот… Во время реабилитации они выбирали различные маршруты, они не садились за один стол во время обеда, они старались ездить в различном транспорте, чтобы как-то лишний раз не общаться.

Это бывает. Потому что психологические особенности человека - это не следствие того, к какому полу он принадлежит. Они не диктуются гендерной принадлежностью. Это следствие его характера. И это выявляется при отборе четко - внимательные психологи это видят.

- Все мировые специалисты высоко ставят российскую школу психологической подготовки к космическим полетам…

- Да, это так. Школа хорошая, опыт богатый.

- Так почему же у нас при таком опыте психологической подготовки к работе на орбите так мало женщин отправляли в космос?

- Сложный вопрос… Готовили-то существенно больше, нежели летало. Вот, например, в конце 1970-х годов был целый отряд космонавтов-женщин, которые проходили амбулаторное и стационарное медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем. Допуск к спецподготовке получили около десяти претенденток.

В 1980 году в отряд космонавтов ИМБП были зачислены четверо - Лена Доброквашина, Тамара Захарова, Галя Амелькина и Лариса Пожарская. Это были настоящие профессиональные врачи, которые работали в различных клиниках. Например, Доброквашина - великолепный гастроэнтеролог. Амелькина - эндокринолог. Захарова - врач интенсивной терапии. А вот Пожарская, с которой мне посчастливилось работать в одной лаборатории и быть ее научным руководителем, она специалист в области гормональной регуляции кальциевого обмена. А это очень важная проблема для длительных полетов.

Кроме того, готовились не только медики. Там была, например, и Катя Иванова из Ленинградского механического института. Правда, она пришла попозже, когда у Валентина Петровича Глушко, в ту пору директора и генерального конструктора НПО "Энергия", возникли замыслы по развитию женской космонавтики. Он хотел даже запустить полностью женский экипаж, в ходе полета которого был бы осуществлен выход женщины-космонавта в открытый космос. Были и другие женщины, которые готовились к полету. Словом, желание иметь как можно больше женщин в космосе у нашего генерального конструктора имелось, и мы ему в этом активно помогали.

Это была середина 1980-х годов. Как раз тогда готовился женский полет. Командиром экипажа должна была стать Светлана Савицкая, а Лена Доброквашина должна была быть включена в состав экипажа в качестве врача. И была довольно хорошая научная программа.

Но девушкам не повезло. Случилась неприятность на орбитальной станции - заболел Владимир Васютин. И женский полет был как-то свернут, а в течение трех-четырех последующих лет эта программа вообще была закрыта. А в начале 1990-х годов это желание и вовсе прошло.

- Ну почему же все-таки? Ведь американцы запустили в космос просто несравнимое с нами число женщин - 45 против наших 4! Причем отправляли не только медиков или механиков, но даже учительниц…

- Не было в то время… Ну нет, не знаю! Я слышал, у американцев неважно, кто проходит отбор, мужчина или женщина. И если по медицине человек готов, по профессиональным качествам проходит, то зачисляется в команду. Независимо от пола. Готовится его или ее программа, и он, она летит.

У нас запуск женщины, в начальный период, конечно, был политической задачей. Советская женщина в космосе! И когда Валентина Владимировна готовилась, отбирали ее не только по психофизиологическим качествам… Она, кстати, была в этом плане прекрасно устойчивой. Она была отлично подготовлена физически, занималась парашютным спортом. В общем, она годилась для такого полета. Но тогда учитывались и иные факторы - социальное происхождение, биография, партийность и так далее. Такое было время.

К слову, отлично подготовленной была также Светлана Савицкая. Я был причастен к ее отбору, подготовке, помню ее хорошо. Великолепный, сильный физически, хорошо подготовленный кандидат в полет, профессионал высокого уровня, многократный чемпион мира по высшему пилотажу. Она по всем параметрам подходила для самого сложного полета, причем именно как специалист. У нее была большая научная программа. Кроме того, она первой из женщин выходила в открытый космос.

И все же полет женщины в космос в то время это рассматривался у нас как эксклюзив, как необычное явление.

- Может быть, женщина летит, имея с собою какие-то специальные женские задания? А таких немного, потому и смысла запускать ее нет?

- Нет, она летит как полноправный член экипажа. Она летит, естественно, со своей программой. Но это обычная научная программа, так сказать, без половых признаков…

- А если взять объективные факторы космоса - все эти космические частицы, протонные обстрелы, рентгеновские излучения, - есть ли какая-либо разница в реакции на их воздействие у женского организма и у мужского?

- Пока не заметили. Те наблюдения, которые мы проводили, не показали чего-либо в этом отношении. И с американцами мы обсуждали этот вопрос, у них то же самое.

К тому же мы не проводили длительных полетов на столь высоких орбитах, где такое излучение проявляет себя полностью, не отражаемое магнитными поясами Земли. Облучение, которое на нынешних орбитах получает космонавт, не очень велико. Даже в длительном полете, который выполнил Валера Поляков, а он провел на орбите 438 суток, за это время он получил порядка 14 радов. Но это в несколько раз меньше допустимой нормы. Так что не было таких экстремальных ситуаций, когда могло проявиться более выраженное воздействие космических излучений на организм космонавта, как, например, при сильных солнечных вспышках.

Я не знаю точно, что будет, когда человек полетит к Марсу, к Луне. Но при тех орбитах, при тех высотах, где вращается сейчас орбитальная станция, - порядка 300 - 400 км, а это ниже магнитных поясов, - каких-то различий пока не видно. Но этот важнейший вопрос требует дальнейшего изучения.

Пономарева В. Л.

Участие женщин в космических полетах: мифы и реальность

А необходимо ли участие женщин в космических полетах?

Проблему участия женщин в космических полетах нельзя рассматривать в отрыве от социальных условий и состояния массового сознания. Это вопрос не только необходимости и целесообразности, но морально-этический и даже, пожалуй, философский.

Если говорить о сегодняшнем дне, то необходимость участия женщин в космических полетах, скорее, отсутствует: как показал опыт космических полетов, мужчины в основном справляются сами. А целесообразность? Есть ли сейчас на орбите такие задачи, которые могут быть решены только с участием женщин? Или решены более эффективно при их участии? Боюсь, что нет. Однако в длительных полетах, которые, несомненно, предстоят человечеству, без женщин никак нельзя - это вопрос безопасности. Я не рассматриваю здесь "эфирные поселения" или полеты к другим Галактикам, я имею в виду проблемы не столь отдаленного будущего, для решения которых почву нужно готовить уже сейчас.

Надежность человека в экстремальных условиях - ключевая проблема длительных космических полетов. Для условий работы (и жизни) при всей напряженности, сложности и ответственности деятельности характерны монотония в крайне ограниченном и мало меняющемся физическом пространстве, ограничение социальных связей внутри корабля и с Землей, их деформация, преобладание стрессоров хронического характера; постоянный контакт с опасностью и высокая вероятность возникновения непредвиденных нештатных ситуаций, которые могут потребовать мгновенного переключения сознания. Понятно, что в условиях постоянно и длительно действующих разнообразных стрессоров первостепенную важность на корабле приобретает благоприятный психологический климат, и наличие женщин будет способствовать его формированию и поддержанию - эта мысль лежит на поверхности.

И еще. Человек - существо преимущественно земное, космическая компонента его природы пока еще как следует не осознана, а отрыв от привычных земных условий не может не оказывать на психику человека отрицательного воздействия. И пока Человек остается таким, каков он есть, условия существования в космосе должны быть наиболее приближены к земным. Мысль эта очень проста и очевидна: мужчина и женщина-две "половинки" человека, и уж, конечно, в дальние и опасные путешествия человек должен отправляться в своей целостности. Эти две "половинки" существенно разнятся: природа положила в удел женщине материнство, и поэтому женская мораль - мораль заботы, ответственности, сопереживания, самоотверженности, подчинения своих интересов потребностям другого. Мужская мораль утверждает иные ценности: автономность, рациональность, ориентацию на профессиональный успех. Для устойчивого и успешного функционирования любой человеческой общности, в том числе космического экипажа в длительном полете, необходим полный набор качеств, которые представлены мужской и женской половиной человечества.

Женская психика более устойчива к неблагоприятным воздействиям, женщины более терпеливы, и это их качество будет особенно ценно в условиях монотонии. Женщины более чувствительны к отклонениям от нормы и раньше чувствуют опасность. А что касается интеллекта, в наличии которого общественное мнение по привычке отказывает женщинам, и "бойцовских качеств", которых требует профессия, то если уж они прошли все "препоны и рогатки" при отборе и все страхи и тяготы при подготовке, эти качества у них присутствуют не в меньшей мере, чем у коллег-мужчин. Если же иметь в виду дискриминацию женщин, которая, видимо, еще долго будет проявляться на всех ступенях преодоления - от первоначальной медкомиссии до подножия ракеты,- наверняка, все упомянутые качества будут выше "среднего показателя".

Кроме того, и это очень важный момент, женщина может оказаться - и, скорее всего, окажется - источником повышения резервов и устойчивости экипажа в сложных обстоятельствах: мужчина как существо "высшего сорта", каковым он привык себя считать, не позволит себе проявить слабость в присутствии женщины. Самолюбие и способность к напряжению всех сил до самого крайнего предела вообще характерны для поведенческих реакций космонавтов: космонавт - профессия публичная, в процессе подготовки к полету наличествует соревновательный элемент, а деятельность происходит, можно сказать, на глазах у всей планеты. И присутствие женщин среди зрителей, а тем более участников процесса, способно в значительной степени повысить мотивацию на положительные действия и мобилизовать скрытые резервы.

Этого уже достаточно, чтобы обосновать необходимость участия женщин в космических полетах. Главное же заключается в том, что общение человека с космосом имеет колоссальное мировоззренческое значение.

Человечество на протяжении многих веков ищет ответ на вечные вопросы: кто мы, откуда пришли и зачем? Сейчас, на фоне грядущих экологических катастроф, это становится насущно необходимым: очевидно, что наша цивилизация не найдет в своем технологическом арсенале эффективных средств для выхода из экологического тупика. "В космосе - ключ к открытию психического кода, который был по неизвестным причинам человечеством утрачен, и нам досталась лишь частичка витальных, репродуктивных и эгоистических потребностей", - пишет В. Пономаренко. Он полагает, что чем более человек отдаляется от своей планеты и чем больше его организм испытывает воздействие факторов, не известных на Земле, тем ближе человечество к открытию факта космического происхождения живого вещества. Среди многообразных реакций организма и психики будут "новые эволюционные знаки", которые человечество должно увидеть и расшифровать. "И женщина их прочтет и спасет человечество" [4].

Даже кратковременные озарения, которые случались у космонавтов в дальних полетах, имеют для человечества колоссальное значение. Это необходимо для формирования космического сознания - сознания человека XXI века. И участие женщин обязательно, ибо они видят и понимают мир не так, как мужчины, и данную компоненту сознания никак нельзя упустить. Но для того чтобы участвовать в будущих космических полетах, женщины должны летать уже сейчас, и не при чрезвычайных обстоятельствах или в процессе выдающихся экспериментов, а просто работать. Не надо искать какие-то специальные "ниши" и требовать доказательств, что они "не хуже мужчин". И не надо развивать в них жесткость искусственными препятствиями на пути к цели - в длительных полетах нужны будут как раз сущностные черты женской природы.

Доктор Я. Сикора, чешский исследователь, пишет, что философия отбора и составления экипажей для длительных космических полетов должна быть изменена: в принципе это должен быть женский экипаж, ". его руководитель - женщина подвижного типа руководства. Необходимость участия возможного маскулинного участника и его положение нам предстоит обсудить" [5].

Отношение общества

Общество тем не менее оказывает противодействие стремлению женщин приобрести ту или иную престижную профессию, отступая от этой позиции, как было в космонавтике, только для установления рекордов и решения политических задач. Ничего нового в этом нет: устоявшиеся стереотипы общественного сознания, сформировавшиеся в процессе развития нашей техногенной цивилизации, отождествляют маскулинную систему ценностей с ценностями общечеловеческими, а женская система ценностей признается ущербной, вследствие чего весь женский пол общественным сознанием признается "второсортным". И это, если сулить по активизации феминистского движения в странах Запада, характерно не только для нашей страны. Но в России на эти общие тенденции мирового развития наложились особенности развития нашего социума в последние 70 лет.

Процесс эмансипации проходил под жизнерадостные гимны и марши - "освободить", "раскрепостить" женщину, "дать творческий простор, возможность полноценного творческого труда" - и на самом деле означал, по удачному выражению одного из современных западных психологов, стремление "смастерить женщину из мужского материала". "Лучшие мужчины - это женщины!" - строчка из стихотворения Ю. Друниной, женщины, прожившей нелегкую и "не женскую" жизнь. Это было сказано очень искренне и с гордостью.

Официальная пропаганда утверждает, что у нас нет дискриминации женщин в профессиональной сфере. Это неправда: существует перечень профессий, запретных для женщин (профессия дорожного рабочего, видимо, в этот перечень не входит). Есть постановление правительства, принятое в 30-х годах, о запрете для женщин на летную профессию, и оно не отменено до сих пор. В авиацию женщинам всегда приходилось пробиваться с боем, и это не вызывало социального протеста: женщины, которые "пробились", боролись не против социальной несправедливости, а за то, чтобы стать исключением из правил. Однако установка "женщин не берем!" уживалась с призывом "комсомол, на самолет!" и с рекордами знаменитых советских летчиц. Когда государству бывает нужно, оно призывает женщин потрудиться на благо Отечества и даже рискнуть головой, и женщины охотно откликаются на этот призыв. Так было всегда, начиная с полета В. Гризодубовой [Гризодубова], М. Расковой,[Раскова] П. Осипенко и кончая полетом В. Терешковой. С действующими лицами событий государство расплачивалось щедро и широковещательно объявляло, что событие олицетворяет и о чем свидетельствует. А "сотни миллионов женщин", к которым апеллировала официальная пропаганда, оставались там, где они и были - при своих "три К" по-советски: кастрюлях, корытах и конторах.

Советские женщины, которые первыми в мире послали свою представительницу в космос, оказались в худшем положении: сейчас у нас женщин, слетавших в космос, всего трое, а у американцев - уже более 20. Я не могу отделаться от мысли, что "у них" женский вопрос решен гораздо лучше, чем у нас, по крайней мере в космонавтике. Там летают не мужчины и женщины, а специалисты, которые в одних случаях оказываются мужчинами, в других - женщинами. И критерием при выборе кандидата на полет является профессионализм.

Когда по программе международного сотрудничества в Космосе Англия и Япония в качестве кандидатов на полет прислали к нам женщин, представление о том, что в капиталистических странах они "закрепощены и бесправны", которое упорно насаждалось нашей пропагандой и было составляющей моего мироощущения, рухнуло окончательно. И очень было обидно - и за себя, и за державу.

Женщины летали, летают и будут летать несмотря на все препоны и рогатки: такова динамика развития любой профессии. Так всегда и было - новую профессию осваивают мужчины, и она остается чисто мужской какое-то время, иногда длительное. А потом в нее начинают "проникать" женщины. Так было, например, с полярниками. Иногда профессия полностью переходит в женские руки, как было у нас с учителями и врачами. А как будет с космонавтикой? Разумеется, речь не идет о массовом притоке женщин в эту профессию, а лишь об "отдельных личностях".

Любая профессия накладывает отпечаток на облик и внутренний мир человека. Но профессия космонавта перестраивает внутренний мир человека существенным образом, формируя личность в соответствии со своими требованиями. В космонавтику приходят женщины, которых природа и общество "смастерили" в основном из "мужского материала", что понятно и на данном этапе естественно. И эти их качества в процессе профессиональной деятельности развиваются и усиливаются. Как выразился один из психологов, имея в виду "обобщенный образ женщины-космонавта", "это будет не совсем женщина - человек женского рода". Что поделаешь, когда имеешь мужскую профессию, приходится вести себя как мужчина, это входит в плоть и кровь, становится второй натурой.

Альтернатива - семья или возможность полноценного профессионального труда - для " эмансипирующихся" женщин всегда была и будет актуальной: обязанность рожать и растить детей не может снять с них и сам Господь Бог, даже если женщины и пожелают отказаться от материнства. Правда, в разнообразных картинах будущего, которые рисуют философы, социологи, психологи, встречается мысль, что совершенный человек - человек андрогинный. Это значит, что не станет ни мужчин, ни женщин, а просто люди, и воспроизводство рода человеческого будет происходить, наверное, методом почкования, как на Тау Кита. Лично мне такая перспектива не кажется радужной: мир должен быть разнообразным, и если не будет в нем любви мужчины и женщины, то о чем же будут писать поэты? Однако в обозримом будущем это нам не грозит, и совместить материнство с участием в длительных космических полетах весьма затруднительно, от чего-то придется отказываться. Но если женщина сознательно идет на ущемление других сторон своей жизни ради обладания профессией, это ее выбор. Если она предъявляет права на профессию, как бы ни была эта профессия престижна и элитарна и насколько бы ни признавалась общественным сознанием "мужской", и если личностные качества претендентки не входят в противоречие с требованиями профессии, нет никаких оснований подвергать сомнению ее право на эту профессию.

1. Обращение ЦК КПСС. Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР к Коммунистической партии и народам Советского Союза, к народам и правительствам всех стран, ко всему прогрессивному человечеству//Правда. 1962. 17 августа.

2. Жуков С. А., Кричевский С. В. Гуманитарные цели полетов в космос и требования к космонавтам //Труды XXIX чтений К. Э. Циолковского. Секция "К. Э. Циолковский и профессиональная деятельность космонавтов". М ., 1995. С. 83-89.

3. Р1утаtе D. А Women's Р1асе in Sраsе//Sрасе Worlds. 1988. Nov.

4. Пономаренко В. А. О космической поддержке духа земного человека//Тезисы докладов на Международном семинаре по проблемам космонавтики. М., 1995.

5. Сикора Я. Роль женщины в космосе после 2000 года//Тезисы докладов на Х Международном симпозиуме по истории авиации и космонавтики. М., 1995. С. 207.

На борту - интернациональный экипаж, двое россиян и американец. Но самое главное: в одной команде с Александром Самокутяевым и Барри Уилмором на работу в невесомость летит бортинженер Елена Серова. После 17-летнего перерыва в космос наконец-то летит россиянка!

Отличный профессионал, умница - отзываются о ней коллеги-мужчины. И добавляют: а еще и красавица. Елена не просто четвертая в стране женщина-космонавт, которая наравне с ними будет делить все тяготы сложной, хотя и в прямом смысле слова звездной жизни. Именно она станет первой россиянкой, которая переступит порог МКС и пропишется на станции на 170 суток.

Накануне старта Елена Серова дала эксклюзивное интервью корреспонденту "РГ".

Елена, россиянки не летали на орбиту последние семнадцать лет. Правда, что Светлана Савицкая, первая женщина-космонавт, которая вышла в открытый космос, сказала вам: "Держись, палки в колеса могут до последнего ставить!"?

Елена Серова: Да, это правда. Светлана Евгеньевна велела мне "держаться до последнего". И я ей очень благодарна за моральную поддержку.

А вы встречались с Валентиной Терешковой? Какое ее напутственное слово?

Елена Серова: Валентина Владимировна приходила на проводы нашего экипажа в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке. Она пожелала нам успешного старта, хорошей работы на станции и легкой посадки.

Есть ли у вас "персональный" позывной? Или он такой же, как для всего экипажа?

Елена Серова: Да, у меня есть свой собственный позывной. Но у нашего экипажа позывной командира "Тарханы", и я буду работать с позывным "Тарханы-2". Это закон.

Что самое интересное для вас в программе полета?

Елена Серова: Мне все безумно интересно. У экипажа большая научная программа - 59 экспериментов. Выделить что-либо трудно. Например, очень важные исследования по изучению влияния микрогравитации на человеческий организм. Их результаты будут крайне полезны при планировании миссий к другим планетам.

Мы будем следить за динамикой радиационной обстановки на трассе полета и в отсеках станции. В частности, накоплением дозы в шаровом и антропоморфном фантомах, которые размещены внутри и снаружи станции. Вообще, не побоюсь сказать, предстоят просто уникальные биотехнологические и геофизические эксперименты.

Свой блог или дневник будете вести на орбите?

Елена Серова: Обязательно. И то и другое.

Разработаны ли какие-то особые элементы психологической поддержки для женщины-космонавта?

Елена Серова: Нет такой профессии - женщина-космонавт. Есть профессия космонавт-испытатель. В космонавты очень жесткий отбор. Должны быть заложены определенные способности, чтобы мы могли качественно выполнить программу полета. И пол здесь совсем ни при чем.

А "элементы психологической поддержки" одинаковы для всех членов экипажа. Это регулярные видеоконференции с близкими, общение с друзьями и родными по IP-телефонии. Это просмотр на борту любимых фильмов и чтение интересных книг в свободное от работы время. Я, к примеру, очень люблю отечественную научную фантастику.

Не планируется ли проведение урока из космоса для школьников?

Елена Серова: Будет нескольких сеансов радиолюбительской связи со школьниками. Для ребят это прекрасная возможность узнать больше о работе и жизни космонавтов на борту станции, задать вопросы и получить исчерпывающие ответы. Кроме того, будут сниматься образовательные фильмы в рамках проекта "Великое начало". Наш экипаж расскажет о назначении некоторых экспериментов и продемонстрирует, как они реализуются в условиях невесомости.

Будет ли у вас выход в открытый космос?

Елена Серова: Нет. Программа полета не предусматривает такой возможности для меня.

Знаю, что космонавт может взять с собой на станцию 1 кг "личного" груза. Что взяли вы?

Елена Серова: У меня, кажется, даже меньше. Взяла в основном фотографии, различные записки, подарки для других космонавтов.

Вы восемь лет готовились к этому полету, тренировались. Ждать своего звездного часа - это очень сложно?

Елена Серова: Да, действительно, прошло уже много лет с момента начала подготовки в отряде космонавтов. Но когда ты работаешь, вкладывая все силы и душу в свою работу, время летит очень быстро.

Одни космонавты рассказывают, что самое сложное в космической подготовке - тренировки на выживание. Другие - борьба со сном в сурдокамере и переодевание в скафандр в спускаемой капсуле, когда, кажется, невозможно пошевелиться. А что было самым сложным для вас?

Елена Серова: Я всегда говорю так: любая работа не может быть легкой. Для достижения наилучшего результата необходимо постоянно работать над собой, преодолевать самого себя. Это и есть самое трудное испытание.

У вас два диплома: инженера и экономиста. А теперь вы космонавт. Что больше всего привлекает в работе? Инженерное начало? Математическая четкость? Возможность испытать себя на выносливость в экстремальных условиях?

Елена Серова: Возможность реализовать в себе интеллектуальную и физическую составляющую на все сто процентов. Я получаю огромное удовольствие от своей работы. Профессия космонавта предполагает работу со сложной и специализированной техникой. Нужно уметь быстро и грамотно анализировать любые ситуации для решения самых сложных задач. Нужно держать в голове огромные объемы информации. Но я знаю, что это очень важная информация, поэтому усваивается легко.

У нас была программа выживания в пустыне. Я получила неоценимый опыт выживания практически в любых экстремальных условиях. Теперь, например, знаю, что в пустыне можно добыть воду даже из верблюжьей колючки.

На орбите побывали более 50 американок и только три россиянки. Вы будете четвертой. Волнуетесь? Гордитесь?

Елена Серова: Дело в том, что на борту МКС не было ни одной российской женщины. И я очень благодарна Богу за то, что я буду жить и работать на борту Международной космической станции.

Полет в космос - вершина карьеры космонавта?

Елена Серова: Вершина любой карьеры - это уход на заслуженный отдых. А для космонавта, как и для любого летчика, влюбленного в небо, очень важно как можно дольше и чаще летать.

Говорят, что для вас космические кутюрье сшили очень красивую космическую одежду. Расскажите, что входит в ваш "звездный" гардероб.

Елена Серова: Да, действительно, скафандр "Сокол", который всегда шьется индивидуально на каждого космонавта, просто идеален. Я лично испытывала его два часа в барокамере и не чувствовала никакого дискомфорта. По действующему регламенту эту процедуру выполняет каждый космонавт. Пожалуй, это самый стильный "костюм" моего звездного гардероба.

Фото: depositphotos.com

У вас длинные волосы. Как вы будете за ними ухаживать на станции, где нет не только душа, но и "вольной" воды?

Елена Серова: Так же, как и мои американские коллеги-астронавтки. Они даже сняли пятиминутный обучающий фильм, который ясно дает представление о том, как выполнить эту процедуру для длинных волос быстро и качественно.

Как вы думаете, женщина войдет в первый экипаж, который полетит к Марсу?

Елена Серова: Есть отличная поговорка: человек предполагает, а Бог располагает. Поживем - увидим.

О чем говорят на космической кухне

Елена, ваш муж тоже космонавт. В космической семье о чем больше разговоры по вечерам на кухне? О новых кораблях, об отметках ребенка, о квартплате.

Елена Серова: Да обо всем понемногу. Не нужно думать, что у нас какие-то особые разговоры. Обсуждаем прошедший рабочий день, планируем выходные дни, оплачиваем коммунальные услуги и т.п. Живем, работаем, решаем будничные проблемы. Все как у всех.

Признайтесь, вы мечтали о том, чтобы полететь в космос вместе с мужем?

Елена Серова: Очень хорошая мысль, но полет в космос - это не увеселительная прогулка. Космонавты каждый день в буквальном смысле рискуют своей жизнью. Работа в космосе - это ежедневный тяжелый труд, огромная ответственность.

Вашей дочке, которую тоже зовут Лена, одиннадцать лет. Что она вам сказала перед полетом?

Елена Серова: Она очень мудрая девочка для своих лет, с прекрасным чувством юмора. А сказала мне то же, что говорит с самых ранних лет: "Мамочка, я тебя очень, очень люблю!"

Вы строгая мама? Есть у вас какая-то программа воспитания дочки? Или - как пойдет?

Елена Серова: Я считаю, что нельзя управлять ребенком. С ним нужно дружить и разговаривать, поддерживать в трудную минуту. Зачастую, собственный эгоизм родителей не позволяет понять элементарные вещи: ребенка нужно уметь услышать, рассмотреть в нем потенциал и помочь его раскрыть.

Чем вы увлекаетесь в свободное время?

Елена Серова: У меня очень мало свободного времени. Я люблю читать научно-популярную литературу, например журнал "Наука и жизнь". Смотреть различные научно-популярные документальные фильмы. Увлекаюсь астрономией, историей, археологией. Я вообще люблю все познавательное и новое. Мир не стоит на месте, наука движется вперед, делая все новые и новые открытия. А мне интересно каждый раз открывать для себя мир, в котором я живу, узнавать больше об истории Земли. Кто знает свое прошлое, тот знает свое будущее.

Олег Остапенко, руководитель Роскосмоса:

Говорят, что в свое время американцы добровольно уступили нам пальму первенства в женской космонавтике. Еще в 1960 году выдающаяся летчица Джерри Кобб первой прошла первоначальный барьер космических испытаний, но в июле 1961 года НАСА закрыло программу подготовки женского полета.

Зато сейчас американки летают вовсю: на орбите работали более пятидесяти астронавток.

А вот у нас за минувшие более чем полвека в космосе побывали только трое женщин. Зато, конечно, какие!


Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом. Свой космический полет она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6". Он продолжался почти трое суток. Во время старта Валентина произнесла знаменитую фразу: "Эй, небо! Сними шляпу!".

Светлана Савицкая первая из женщин дважды, в 1982 и 1984 годах, работала на орбите. Она же первая в мире представительница прекрасного пола, которая вышла в открытый космос. Савицкая вместе с космонавтом Владимиром Джанибековым провели за бортом станции первые работы по резке, сварке и пайке, имеющие важное прикладное значение для развития космонавтики.

Дважды, в 1994 и 1997 годах, летала Елена Кондакова: провела в невесомости 178 суток и стала первой звездной "долгожительницей". Причем второй раз она летала в качестве специалиста на американском корабле "Атлантис".

Елена Серова попала в отряд космонавтов в 2006 году. До нее десять лет к полету готовилась Надежда Кужельная, но с космосом она была вынуждена распрощаться, так и не поработав на орбите.

А всего в стране к космическому полету готовились 16 женщин. Наравне с мужчинами, без поблажек. Как, впрочем, и сейчас.

Среди нынешних кандидатов в космонавты также есть одна девушка - Анна Кикина.

С самого начала женщины-космонавты проходили жесткие испытания наравне с мужчинами. И для них было тем более обидно не попасть потом в космос. Женщины заваливали письмами-просьбами ЦК КПСС, шли на прием к президенту США, однако на орбиту их не пускали. Почему так мало женщин побывало в космическом пространстве?

Статистика во многих странах примерно одинаковая: полеты представительниц прекрасного пола можно пересчитать по пальцам. Женщин не хотели пускать в космос. Первым об этом прямо заявил Сергей Королев, который после полета Валентины Терешковой произнес фразу, определившую дальнейшее отношение к дамам: «Пока я жив, ни одна женщина больше в космос не полетит».


Подготовка была жесткой: женщин-космонавтов помещали в сурдокамеру на 10 суток, потом отправляли без передышки в термокамеру, где была нестерпимая жара, заставляли совершать немыслимое количество прыжков с парашютом, крутили в центрифуге наравне с мужчинами. Несмотря на все это, первый полет женщины прошел с большим количеством ошибок. Валентина не смогла вовремя выйти на связь, вяло докладывала о своем самочувствии, ее сильно тошнило, она ничего не ела и тем самым подвергла свой организм тяжелому испытанию. Иногда женщина теряла ориентацию в пространстве, не смогла найти карандаш и не начала вовремя делать записи. Несколько часов ушло на то, чтобы найти второй карандаш. Она заснула в тот момент, когда надо было выходить на связь. Еще одна ошибка ей едва не стоила жизни: в нарушение инструкции Валентина подняла голову вверх, когда происходил спуск космического аппарата на Землю, в результате чего получила очень сильный удар в висок. Женщину обнаружили колхозники в бессознательном состоянии.

Этого было достаточно для того, чтобы наложить табу на женское присутствие в космосе на многие годы. Валентина Пономарева, которая готовилась полететь на орбиту вместе с тремя другими женщинами, оказалась «за бортом»: их отправили в отпуск и забыли. Горечь от неосуществимой мечты звучала в откровенном письме Пономаревой. С нескрываемой обидой она обвинила космические власти в дискриминации. По ее словам, мужчины не смогли пережить, что были всего лишь дублерами женского отряда. Валентина Пономарева обвинила Светлану Савицкую и Елену Кондакову в том, что они попали в космос «по блату»: Савицкая была дочерью маршала Советского Союза, а Кондакова — женой космонавта. Страсти кипели нешуточные.

Впрочем, Николай Каманин, руководитель первого отряда женщин-космонавтов, предъявлял претензии к моральному облику Пономаревой, которая могла уйти в самоволку, что категорически воспрещалось, так как все женщины были офицерами. В характеристике упоминалось также о начавшейся «звездной» болезни у Пономаревой. Она, даже еще не побывав в космосе, заявляла, что возьмет от жизни все самое лучшее. Кроме того, женщина периодически курила, нарушая режим.

В США подготовка к запуску в космос женщины началась почти одновременно с СССР. Главной претенденткой на эту почетную роль считалась Джеральдина Кобб. Она была не только опытным пилотом, но и преподавала мужчинам сложную технику полетов на различных типах самолетов. Джерри смогла пройти трехступенчатую систему медицинских тестов, которые, по сути, были идентичны советским: те же психологические манипуляции, оценка состояния при нахождении в полной изоляции, неоднократные полеты на реактивных самолетах, создание нештатных ситуаций. Еще 12 американок прошли первый этап тестирования и были зачислены в отряд под названием «Меркурий-13». Но главное препятствие женщины не смогли преодолеть — они должны были получить квалификацию военных летчиков-испытателей, а дам не допускали к обучению в школах ВВС. Впоследствии многие говорили, что представители NASA могли бы пойти на встречу и отменить это обязательное правило, как это неоднократно делалось в случае с мужчинами-астронавтами. Но этого не произошло, и первый американский женский отряд астронавтов остался на земле. В СМИ их называли разными обидными прозвищами, «астродурочки» среди которых — самое нейтральное. И только через много лет общественное мнение изменилось.

Салли Райд, первая женщина-астронавт США, полетела в космос в 1983 году — на год раньше Светланы Савицкой. Обе женщины смогли, наконец, пробить все негласные запреты 60-х и 70-х годов, но в корне изменить ситуацию им так и не удалось. В мире по-прежнему главенствует крайне предосудительное отношение к полетам женщин.

Ярким примером тому послужили дневниковые записи американского астронавта Майкла Маллейна, который в составе мужского отряда проходил подготовку вместе с женщинами. Однажды он высказался в крайне оскорбительной форме о женской груди, сказав, что она мешает в космосе. Были и другие не менее презрительные шутки. Этим он навлек на себя полное игнорирование со стороны женского экипажа. Но постепенно Маллейн переменил свое отношение, наблюдая, как беременная женщина-астронавт не бросила свою подготовку и занималась многими упражнениями, чтобы доказать, что даже в таком положении представительницы прекрасного пола могут выполнить задачу. Здоровым ли родился после этих экспериментов ребенок, широкой общественности не сообщалось. Другие женщины-астронавты вполне благополучно разрешились от бремени: Анна Фишер родила дочь, а через полтора года улетела в космос. «Я осознал, что они — такие же люди с мечтами и амбициями, и им нужна только возможность, чтобы доказать, на что они способны», — написал в конце своего дневника Маллейн.

Еще один факт потряс всех мужчин, когда они узнали, что в погибающем шаттле «Челленджер» Джудит Резник включила дыхательный аппарат Майка Смита. Мужчина и женщина смогли действовать заодно в минуту наивысшей опасности, тем самым подтвердив теорию, которую ранее выдвинула Валентина Пономарева: мужчина и женщина — две «половинки» человека, они должны быть всегда вместе, чтобы преодолеть трудности, потому что они думают по-разному, но дополняют друг друга, образуя надежный сплав мысли и воли.

Сейчас женщин в космосе по-прежнему можно пересчитать по пальцам. По мнению исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, дело вовсе не в особенностях психики или физиологии. «История авиации знает множество примеров, когда женщины отлично справлялись и со стрессовыми ситуациями в полете, и с перегрузками, и с огромным количеством других негативных факторов. Полагаю, что причину этого явления нужно искать в другом. Летная работа едва ли совместима со статусом заботливой матери и хранительницы домашнего очага», — считает эксперт.

Читайте также: