Какие существовали должности по управлению полисом сколько людей могли их занимать

Опубликовано: 02.10.2024

Первичной единицей ощества была семья. Семьи объединялись в рода. Во главе рода стоял басилевс. Помимо басилевса определенную власть имели старейшины, которые образовывали совет старейшин (у римлян — сенат, у греков — герусий) и народной собрание (у римлян — форум, у тюрок — майдан, у греков — агора).

У басилевса было три фукнции:

- сакральная власть (исполнял обязанности главного жреца)

- судебная власть (выполнял функцию верховного судьи либо в особых, очень серьезных случаях, либо когда было неэффективно решение суда)

Атрибуты басилевса — одежда, крашенная пурпуром. Власть басилевса могла передаваться по наследству, но это было не обязательно. Если наследник не соответствовал по каким-либо параметрам, народное собрание выбирало басилевса из другой семьи. В этом было отличие греческого басилевса от соседнего востока, где существует диспотичная власть царя — абсолютная власть, где подданные рассматриваются как рабы. Важнейшая из трех функций у басилевса была сакральная функция. Когда установилась полисная система, при демократии избирали опр.количество должностных лиц. Одно из них называлось басилевсом. Оно было ответственно за религиозную жизнь государства.

Полисы. С момента начала формирования системы государства на территории Греции, постепенно формируются города-государства — полисы. Полис возникает из того, что существовало определенное количество обрабатываемой земледельцами земли. Было укрепленное место, на котором стоял царский дом, религиозные святыни. Это место использовалось земледельцами для защиты. Затем в этом месте начинают селиться люди, по каким-то причинам выбывающие из земледельческой среды. Возникает класс ремесленников, торговцев. Вокруг царского дома формируется ядро, являющееся городом. Туда входят все земельные наделы. Во главе городов стояли землевладельцы. Они формировали управление городом. Сельское население было более влиятельным, чем городское население.

Прогрессивное античное рабство — это рабство позволяет грекам сделать скачок в духовном и культурном развитии. Постепенно с развитием рабства освобождаются какие-то силы. Это рабство позволяет им иметь схоле — досуг. Изначально рабы были членами семьи — они питались и спали вместе со всеми. Те рабы, которые использовались в сельском хозяйстве, всегда были такими — они работали вместе с хозяевами. На гос.уровне возникает система гос.рабов. Государство использует их на общественных работах, напр.на рудниках. Рабы — военнопленные, свои сородичи (особенно в родовом обществе, когда были древние законы).

Когда возникает система полиса, каждый город со своими законами, обычаями, культами. Когда греки заимствуют у финикийцев алфавит, каждый город делает это практически одновременно, но сами по себе.

Возникает институт гражданства. В первую очередь гражданами становятся люди, входящие в родовые объединения, которые формировали полис. Институт гражданства был очень закрытым. Чужеземец, переселяющийся даже из соседнего полиса, подчиняется законам, платит налоги, но при этом не получает гражданства. Его дети, рождающиеся в этом городе, тоже не получают гражданства. Как правило, гражданство давали за заслуги перед городом. Тогда решением на народном собрании этому человеку и его потомкам (если это оговаривалось) присваивалось гражданство. Любой человек, который был гражданином, принимал участие в управлении государством.

Формирование полисной системы — начиная с 1 тыс.до н.э.

До VII в до н.э. во главе стоит аристократия. Со временем имущественный ценз начинает преобладать. После из них остается некая группа в полисе, которая имеет деньги, власть, влияние. Это называлось олигархия - «власть немногих». Власть сосредотачивается в руках небольшого количества людей. В Спарте было два царя, деливших между собой функции.

Два типа полисов. Аграрный, в основном занимающийся сельским хозяйством, где слабо развито ремесло и торговля. Слабо выраженные денежные отношения. Слабое внедрение рабского труда. Эти полисы более отсталые во всех отношениях — экономически, политически, в культурном развитии. В них позже всего устанавливается демократия. Таким полисом была Спарта, хотя она не была аграрным полисом, скорее военным, но они ничего не производили. Фивы были аграрным полисом с сильными пережитками патриархальной старины.

Неаграрные полисы. В них большой удельный вес занимала торговля и ремесло. Развита денежная система, применение рабского труда. Население принимало активнейшее участие в управлении своим городом. И это приводило к развитию демократического строя. Это Афины, Коринф, Милет. Когда начинается рост сословия неземледельцев, эта масса не может оставаться в стороне от управления своей жизнью. Возникает некое недовольство, напряженная политическая борьба. Отсюда возникает движение за перемену власти, когда на плечах недовольных — не слишком имущих масс - к власти приходят личности, которые изначально имеют благие намерения.

Этих людей греки называли тиранами - «правителями». VII – VI вв. до н.э. - время тираний. Тираны сразу же меняли законодательство. Резкий переворот в законодательной системе. До этого было родовое право. При тираниях первым делом отменялись долги, наказания за долги. Возникают некие цивилизованные законы. Тираны стараются, чтобы их город становился богаче и привлекательнее для других. Резкий скачок роста культуры и искусства особенно. В Сиракузах Дионисий и его потомки несколько поколений были тиранами. Платон ездил на Сицилию к Дионисию.

Тираны приходили к неограниченной власти, поэтому было достаточно одного поколения, которое понимали, что изменения возможны. Поэтому одного поколения тиранов достаточно для перехода к демократии.

В VI в. до н.э. - переход к демократии, когда граждане берут власть в свои руки. У греков не приживается система парламентаризма. Они лично участвуют в управлении государства. В Афинах в эпоху расцвета демократии было около 200 тысяч жителей. Демократия – это власть народа, противоположность олигархии (власть немногих), власть бедных и свободных, тех, кому за 30. Демократия давала поголовное равенство граждан в управлении государством, равенство перед законом, равенство высказывания своего времени. Право участия в гос.управлении, право и обязанность в защите своего полиса. Кроме Спарты, ни у одного полиса не было своей армии. Существует народное ополчение

Высшая власть – народное собрание – общая сходка, где обсуждались государственные дела и вообще любые дела, а затем решения утверждались голосованием – поднятием рук. В Афинах народное собрание сходилось раз в полторы недели на горе Пникс.

Было народное собрание. В собраниях были люди, руководившие общим процессом. Любой гражданин старше 20 лет мог вставать и вносить предложения в нар.собрания. Глашатай произносил фразу «Кто из граждан старше сорока лет имеет что-нибудь полезное сказать для народа?» Отсюда резкий рост публичного красноречия. Формируются группы людей, достаточно часто выступающих, проявляющих полит.активность. Возникает их роль в этой общей массой — их называли демагоги - «человек, который ведет народ». Из среды демагогов вырастают политики, чьи имена остались в истории. Например, Перикл, в эпоху которого Афины становятся ведущим государством, достигает пика расцвета искусств. Аристид, Фемистокл внесли огромный вклад в судьбу Греции. Выступая в нар.собрании, такой оратор показывал, что он исполняет некую общественную обязанность, поэтому на голову во время выступления надевали венок. Гражданин мог свободно говорить обо всем, кроме вещей, которые не касаются предмета, не мог повторяться, не могу позволять себе брань или неприличные действия в адрес собрания. За такие действия могли оштрафовать. Все должности были коллегиальными. От каждой общины был представитель, занимающий данную должность. Большинство должностей были выборными. Могло быть открытое голосование - «рукопротягивание». Было такое голосование, когда голос подается. Могло проводиться по-разному в зависимости от того, какое решение принималось. Если ответ Да или Нет, то голосование производилось черными и белыми бобами. Когда существовало несколько вариантов ответа, писалось имя на осколках старых горшков — на остроках.

В течение года занимающий должность человек мог сложить свои полномочия. Когда срок заканчивался, чиновники давали отчет о проделанной работе перед нар.собранием. В первую очередь это были люди, занимающиеся деньгами. Когда избирали на должности, был разный подход. На некоторые должности могли избрать кого угодно. В некоторых случаях нужно было иметь определенные задатки, умения, природные данные и т.п. (напр.глашатай).

Нар.собрание вносило предложение. Далее был совет пятисот, который разбирал их и решал, что с ними делать. Во главе стояли девять архантов - «начальников», которые делились по функциям.

Архант эпоним — по его имени назывался год.

Архант василевс — отвечал за религиозную жизнь в гос.

Архант полемарх — отвечал за военную сторону жизни гос.

Шесть архантов-законодателей. Они работали над законами. Принимали замечания нар.собрания, пересматривали законы. Затем свои решения, предложения выносили на обсуждение нар.собрания.

Особую роль в политическом устройстве играло народное собрание. За пять дней до начала собрания в городе объявляли повестку этого собрания. В Афинах существовала полиция, состоявшая не из граждан Афин (роль полицейский выполняли скифские стрелки), которая загоняла народ на народное собрание. Скифы также следили за порядком. Процедура профилактического изгнания - остракизма (от острака - "черепки) - была направлена на то, чтобы людей, поднимающихся в общественном мнении, изгоняли из города. Если человека изгоняли за преступление, его лишали прав, гражданства, могли отобрать имущество. Когда человека подвергали остракизму, его просто удаляли из города, у него ничего не отбирали. Государство призывало их обратно. Со временем остракизм превращается в борьбу партий. В античности это были политические группировки, которые по определенным полит.убеждениям объединялась в группу людей. Партии были двух видов: те, кто выражал интересы большинства, и те, кто ратовал за повышение налогов, ужесточение правил и т.д. В обеих партиях есть лидеры. Задача противоборствующих группировок - удалить лидера противника. На процедуру нельзя было выставить одну личность. Народу предлагалось несколько кандидатов, из которых нужно было выбрать одного, которого нужно удалить. Однажды народ подверг остракизму человека, не принадлежащего ни к одной партии, которого в качестве статиста привлекли в процедуру голосования. После этого афиняне отказались от процедуры остракизма.

Была область, в которой все греки любили участвовать - судебная область. С одной стороны существовал суд присяжных, состоявший из огромного количества людей. Были суды разного уровня. Суды присяжных рассматривали дела, относящиеся к гос., частным делам. Процесс тяжб был стихийным. Любой человек мог возбудить дело: государственное дело - любой гражданин, частное дело - могло возбуждаться человеком, которого оно касается. Если чел.возбуждает гос.дело, он в случае выигрыша ничего не получает. Если чел.выигрывал частное дело, он получал определенное материальное вознаграждение.

Позже были введены некоторые ограничения. Если человек возбудил иск три раза и проиграл его, то он не имеет права возбуждать никаких исков. После суд становится способом зарабатывания на жизнь благодаря мат.помощи выигравшим дело. В тяжелое время гос.запрещало экспорт оливок из Афин и то же самое могло быть с другими продуктами - например, с инжиром. В такие времена существовали люди, пытающиеся экспортировать продукты во время запрета. Люди, видевшие это, доносили об этом власти и получали за это денежное вознаграждение. Они назывались сикофантами - "докладывающие об инжире".

Другой способ зарабатывания денег - судебный шантаж. Шантажируют богатых граждан тем, что собираются подать на них в суд. Человек может судиться либо откупиться от них.

Поэтому количество судов было огромным. Каждый год избиралось 6000 присяжных - 5000 присяжных и 1000 запасных. Закон требовал, что защищающийся или обвиняемый человек делал это само, но не запрещалось, чтобы речь была написана кем-то. Возникает класс людей, пишущих судебные речи.

Получается, что судебная система кормит всех.

Постепенно доходят до того, что разрешают приглашать адвокатов.

Два решения: виновен или не виновен. Второй этап решения - какое наказания. Не было четко разработанной системы наказаний. Оно могло быть каким угодно.

Смертная казнь: яд, веревка, меч. Существовала должность палача. Как правило, граждане не занимали эту должность. Обычно это был раб. Палач жил за чертой города. Старались переложить эту обязанность на осужденного. Давали возможность осужденному принять яд. Ему давали на это три дня.

Помимо смертной казни и изгнания, были разные виды наказания. Продажа в рабство (для граждан было страшнее смертной казни) крайне редко применялась к согражданам. Так наказывали человека, неправомочно присвоившего себе гражданство. Так могли наказать за неуплату налогов.

У богатых граждан были особые обязанности. Если у них было очень много денег по сравнению с согражданами, он должен был произвести затратные работы на благо государства. Это называлось литургией. К таким проектам относилась постройка кораблей, хоррегия - на великих дионисиях, когда проводились испытания трагиков, к которым готовились год, богатый человек содержал хор, тратил деньги на костюмы, декорации, машины. Он мог спонсировать спортивные атлетические состязания.

Государство заботилось о своих гражданах. Идеологически. Деньги выдавались каждому гражданину на театр. Государство платило пенсии людям, раненным на полях сражения, инвалидам. Если человек погибал на войне, а у него оставались дети, государство содержало этих детей.

Вдова оставалась без кормильца. Поэтому государство пыталось выдать вдову замуж. Если это не удавалось, тогда, когда дочери подрастали, их пытались также быстро выдать замуж, а сыновей содержали до наступления определенного возраста.

Спартанское государство было другим. Все было направлено на жесткую дисциплину. Там оставалось два царя. Власть держали в руках пять чиновников эфоров - "надзирателей". В том числе они надзирали за властью царей. Эфоры были самой действенной властью, которой все боялись. Народное собрание выбирало из кандидатов пятерых кандидатов по реакции собрания (они не видели кандидатов, слышали только реакцию собрания).

Ребенка с шести лет забирали из дома и до тридцати лет воспитывали в военизированных школах-общинах. Почиталась Артемида. На ее алтаре раз в году мальчиков секли до первой крови. В старшем возрасте им разрешалось охотиться на жителей области, которые изначально не были дорийцами. (местное население было поделено дорийцами на две части: рабы и сельскохозяйственные рабы). В Спарте было более свободное положение женщины, т.к.они были достаточно физически подготовленными, потому что участвовали наравне с юношами на состязаниях. Женщины иногда принимали участие в политической жизни Спарты. Спартанцы не развивались в плане материальной культуры.

Греки дают практически всю политическую терминологию. У них были десятки видов политического устройства городов.

Греческая цивилизация имела много особенностей. Одной из них был полис. Это не просто город-государство, а уникальный тип политической жизни.

Сколько полисов было в Древней Греции?

Полис — одна из основ цивилизации Древней Греции. Первые из них появились в самой Греции и на соседних островах. В ходе колонизации полисы были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, в Причерноморье, на Сицилии, в Южной Италии, на Крите и Кипре. Самыми удаленными полисами были колонии на средиземноморском побережье Испании и Массилия в южной Галлии, а также Кирена в Северной Африке.

Учеными Копенгагенского центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах, существовавших в Архаическую и Классическую эпохи. Не все они существовали одновременно. Какие-то были основаны позже, уже в Классическую эпоху. Другие, наоборот, перестали существовать до конца Классической эпохи.

1.jpg

Мир полисов был динамичным. В IV веке до н. э. на Эвбее осталось 4 полиса вместо 12, существовавших на рубеже Архаической и Классической эпох. В том же столетии сицилийский правитель Дионисий I основал несколько новых полисов. Полисами становились также общины народов, соседствовавших с греками и перенимавших их культуру. Так после кампаний Тимолеонта на Сицилии в IV веке до н. э. полисами стал ряд общин сикулов, коренного населения острова. Полисное устройство и эллинскую культуру переняло несколько десятков общин карийцев (народ, живший на юго-западе Малой Азии).

Сущность полиса

Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов. Прежде всего, полис — это не город-государство. Полис — это гражданская община. Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство. Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис. Российский ученый И. Е. Суриков считает важным для сущности полиса дополнение — городская гражданская община.

2.jpg

В Античности не было противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией (хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.

Чтобы считаться полисом, община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.

Подразделения полиса, например демы в Афинах, представляли собой полисы в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.

Процесс формирования полиса начался в Архаическую эпоху и развивался постепенно. В ходе Архаической эпохи в полисах формировались магистратуры (должности). На примере Афин можно увидеть, что сначала на место царской власти пришли должность пожизненного архонта. Постепенно срок этой должности сократился до года, число архонтов — до 9, а право на доступ к ней получили все аристократы.

3.jpg

В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил. Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.

Территория и население

Полис был маленьким государством. Ученые Копенгагенского центра по изучению полиса выявили сведения о территории 636 полисов. Территория около 40 полисов из этого списка не превышала 25 кв2, а территория большей части из них не превышала 200 кв2. Только 13 полисов владели территорией, превышавшей 1000 кв2. В основном, это были колонии, основанные за пределами материковой Греции.

Один из самых маленьких полисов, остров Бельбина (сейчас — остров Святого Георгия), владел территорией 8 километров в квадрате. Территория Афинского полиса, контролировавшего всю Аттику, достигала 2500 км², а территория Спарты, владевшей Лаконикой и Мессенией, — 8400 км².
Крупнейшие полисы, такие как Пантикапей, Сиракузы и Кирена, включали в свою территорию общины местного населения и другие города, становившиеся зависимыми от них.

У полиса были территории за пределами. В годы Афинского морского союза афинские колонии (клерухии) размещали по всей Эгеиде. Много лет владениями Афинского полиса были остров Лемнос, Имброс и Скирос.

Большинство островных полисов у побережья Малой Азии владели территориями на материке. На этих территориях находились общины местного населения или даже другие полисы.

Полисы вели учет своих граждан и метеков. В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог. Иногда списки граждан писали на каменных стелах. Это были списки совершеннолетних мужчин, подлежащих призыву в полисное ополчение. Например, на стеле в полисе Эретрия на острове Эвбея были перечислены 4000 мужчин-граждан.

4.jpg

Данные о численности населения полисов спорные и дискуссионные, потому что полных списков не велось. Исследователь феномена полиса М. Хансен опирается в своих выкладках на данные полисных ополчений. По его мнению, численность граждан, служащих в ополчении гоплитами, составляет 10% от населения. На основании этого предполагает, что население крупных материковых полисов Мегар и Коринфа в эпоху Греко-персидских войн составляло 30 и 50 тысяч соответственно.

Определяющей для эллина была принадлежность к гражданскому коллективу того или иного полиса. При существовании союзов полисов у их жителей было двойное гражданство — родного полиса и союза. Так было, например, в Ахейском союзе.

Переселившись в другой город, эллин мог жить на правах метека — свободного человека, не являющегося гражданином. Метеки не имели права напрямую участвовать в политической жизни. За какие-либо заслуги метек мог получить гражданство полиса. В качестве жеста дружбы гражданство даровали знатным и влиятельным иностранцам.

Полис мог быть зависимым от другого полиса или государства. На это были разные причины. Он мог быть завоеван более крупным соседом и сохранить автономию. Зависимый полис мог находиться на материковой земле, принадлежащей островному полису. Колония могла быть основана и существовать, как полис, зависимый от метрополии.

Объединение греческих полисов: синойкизм

Словом синойкизм греки называли объединение нескольких общин в один полис. Он мог заключаться в переселении жителей нескольких полисов в специально построенный новый город или переселение жителей одной общины в уже существующий, где жители другого полиса присоединялись к старому гражданскому коллективу. Синойкизм предполагал объединение территорий полисов, но не означал уничтожение самих городов.

Примером первого типа синойкизма можно назвать основание Родоса гражданами полисов Линда, Камира и Иалиса. Примером второго — присоединение аркадского полиса Эваймона к Орхомену. Прежние граждане Эваймона становились гражданами Орхомена, но сам город Эваймон продолжал существовать. В 390 году до н. э. аргосцы с помощью коринфян-заговорщиков захватили Коринф. После этого они на короткое время присоединили Коринф к своему государству.

Еще один знаменитый пример синойкизма — основание Мегалополя в Аркадии в 370 году до н. э. по инициативе Эпаминонда. Город построили и переселились в него представители разных общин Аркадии.

Самым знаменитым синойкизмом было легендарное объединение Аттики Тесеем. В реальности процесс был более медленным и завершился присоединением к Афинскому полису Элевсина. Тем не менее, Аттика была единым полисом, на территории которой были отдельные города и полис Элевсин.

Перед персидским завоеванием в VI веке до н. э. философ Фалес советовал грекам Ионии объединиться в один полис. На собрании ионийцев Фалес предлагал создать единый совет, который бы заседал на острове Теос. Остальные полисы сохранись бы как городские центры, но стали бы демами нового полиса. Предложение не было принято.

Синойкизм мог быть мирным или стать результатом войны. Войны влекли за собой и уничтожение полисов с последующим разделом земли между победителями, а также истреблением и обращением в рабство населения. Иногда город не разрушали, а заселяли колонистами.

Уничтожение и порабощение населения разрушенного полиса называлось в греческих текстах словом «андраподизм». До конца Классической эпохи известно 46 примеров андраподизма.

5.jpg

Разрушение полиса не обязательно влекло за собой гибель населения. Иногда жителям разрешали уйти, иногда переселяли и присоединяли к своему полису, как это делали Дионисий Сиракузский и Фивы. Еще одним методом было изгнание населения без разрушения города. Например, в 431 году до н. э. афиняне изгнали жителей островного полиса Эгина и заселили остров своими колонистами. Изгнанников приютили спартанцы и поселили их в местности Фиреатида. После поражения Афин в войне жители Эгины вернулись на родину.

Мягким уничтожением полиса был диойкизм — расселение. Он переставал существовать как политический и городской центр, а население переселялось в деревни. Так поступили спартанцы с Мантинеей в 385 году до н. э. Жителям полиса было приказано переселиться в деревни, из которых когда-то был создан этот полис.

По данным М. Хансена, только 5 полисов исчезли навсегда. Другие со временем заселялись уцелевшими гражданами. Переселенцы нередко принимали идентичность, традиции и культы полиса, который заселили. Самый яркий пример полиса, восстановленного после андраподизма — Фивы. Город был разрушен Александром и его союзниками. Части жителей (кроме тех, кого пощадили завоеватели) удалось бежать. После смерти Александра царь Кассандр восстановил Фивы, куда вернулись беженцы и их потомки.

Древнегреческая религия: полис и его боги

С появлением полиса растет связь гражданской общины и религии. В Архаическую эпоху начали строить храмы на общественные средства. В Архаических Афинах жреческие должности были закреплены за отдельными семьями. В течение Классической эпохи доступ к большинству из них был открыт для других афинян.

Рост полисов сопровождался усилением его контроля над религиозной жизнью. В Греции не было Церкви, как силы, конкурирующей со светской властью. Религия была под контролем полисных магистратов и связана с ними. Религиозные фестивали проходили на полисные деньги. В ходе развития полисов у них появлялись новые религиозные культы, связанные с его полисными институтами.

У многих полисов были один или несколько богов-покровителей. С ними были связаны местные религиозные культы. Эти общины использовали символику своих богов-покровителей и проводили в честь них пышные празднества. Кроме богов были полисные культы героев. В полисах, основанных в ходе колонизации, статус героя получал ойкист (основатель) колонии.

В Потидее на щиты гоплитов наносили изображение Посейдона с трезубцем. В Афинах ежегодно пышный фестиваль Панафинеи, для которого девушки ткали священный пеплос для статуи богини. В Перинфе (район Проливов) главным культом был культ Геры — рядом с городом стоял ее храм. Покровителем Родоса считался Гелиос — его изображали на родосских монетах, в честь него раз в пять лет проводили фестиваль. Жрец Гелиоса был в Родосе эпонимом — счет годам вели по жрецам, занимавшим эту должность.

Полис был устойчивой формой государственности. Он сохранился в эпоху Эллинизма, когда полисы входили в состав территориальных государств. Позднее, эллинские полисы существовали внутри Римской империи.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание - верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д.

Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение.

Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть 1/5 афинян. Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Выступать и вносить проекты законов формально мог каждый участник. Практически же выступали главным образом профессиональные ораторы - демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Важным было право любого участника собрания, сославшись на незаконность законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными. Принятый законопроект становится законом в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать и вносить на рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечён к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьёвкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также обладала правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием. Важную роль играли должностные лица. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Все избранные подвергались проверке - докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадёжность и личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли стратеги).

После истечения срока должностные лица представляли отчёты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. Главными должностными лицами были стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Они распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных военных налогов, руководили доставкой продовольствия, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях, имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Падало значение архонтов. Девять архонтов избирались жребием из кандидатов, предложенных филами. Коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Специальные должностные лица (около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодёжь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

Гроция. никогда не была единым централизованным государством. Они представляла собой совокупность небольших, независимых и :шмкнут1>1х полисов, каждый из которых имел свою историю, законы, угтрмйггпо, органы управления и др. Самые сильные из них — Спарта и Афины — представляли два типа государственного устройства, во мно­гом противоположных друг другу. На всем протяжении древнегреческой Истории Афины и Спарта оставались главными соперниками в борьбе за гегемонию в Греции.

Спарту (Лакедемон), самый большой полис, основали в XI в. до н. э. в Южном Пелопоннесе дорийцы. Население Спарты состояло из спартиатов (равных между собой граждан полиса), периэков (дословно — «живущих вокруг» — жителей окружающих поселков, свободных, но не имевших гражданских прав) и илотов (потомков покоренного населения — ахейцев, соседних мессенцев и др., — превращенных в государственных рабов). Отношение к илотам было крайне жестоким, поскольку их количество в несколько раз превышало численность граждан, над Спартой постоянно висела угроза восстаний.

Создание государственного устройства Спарты приписывалось легендар­ному законодателю Ликургу. Высшим органом управления был пожиз­ненный совет старейшин (герусия) из 30 старцев (геронтов не моложе 60 лет). Они готовили решения для народного собрания (апёллы), в котором участвовали все спартиаты, достигшие 30 лет. Собрание не обсуждало решений, а лишь одобряло или отвергало их криками. За соблюдением законов следили 5 эфоров (наблюдателей). Таким образом, управляла полисом небольшая и постоянная группа спартиатской знати. Такой строй называют олигархией (от греч. олигой — немногие).

Спарта считалась «общиной равных». Полисная земля делилась на 9 тыс. одинаковых участков (по числу граждан), каждый из которых предо­ставлялся в пожизненное пользование спартиату. Надел обрабатывали б—6 семей илотов, закрепленных за участком. Отдавая часть урожая, они содержали спартиата и его семью. Земля и илоты — основа экономики Спарты — являлись собственностью не граждан, но полиса: они не могли ни продаваться, ни передаваться по наследству. Спартиатам запрещалось заниматься деятельностью, связанной с обогащением (сельским хозяйством, торговлей, ремеслом), а также искусствами. Единственным занятием, достойным гражданина, считалась война, поэтому большую часть жизни спартиаты проводили в походах и тренировке. Их армия, состоявшая из тяжеловооруженных гоплитов, была лучшей в Греции.

Воспитание детей в Спарте преследовало одну цель — подготовку гражда­нина, то есть воина. По решению старейшин в живых оставляли только здоровых детей (остальных бросали в пропасть). Мальчиков обучали чте­нию и письму, музыке и хоровому пению, но основное время отводили на военные упражнения. Их держали впроголодь, легко одетыми, вынуждая воровством добывать себе пищу и нередко подвергая порке. Юношей заставляли участвовать в криптиях — тайных расправах с илотами, представлявшими опасность. Главные принципы воспитания — «беспре­кословно слушаться, быть выносливым в беде и побеждать в борьбе».

Плутарх ( I —// вв.) о Спарте.

«Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где были установлены строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не лично себе, но отечеству». (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург. М., 1994. Т. I . С. 64.)

Государство спартиатов имело военизированный характер, и многие нидели в нем идеал «гоплитского государства». Впрочем, греческий исто­рик Ксенофонт ( V — IV в. до н. э.) замечал, что хотя все хвалят спартанское устройство, «подражать ему не желает ни один полис». В 550 г. до н. э. Спарта возглавила первый военный союз полисов — Пелопоннесский, кото­рый в дальнейшем стал оплотом консервативных, олигархических режимов. Спирта долго оставалась сильнейшим полисом Греции, но к середине V в. до п. :). гегемония постепенно перешла к Афинам.

В целом Спарта представляла собой тип полиса с абсолютным преоб-.млднпием сельского хозяйства, слабым развитием ремесла и торговли, олигархическим строем. Для него характерны архаичность и консерватизм социальной и политической организации. Его экономика основывалась на :нсгилунтнции илотов — подневольного населения, близкого по положению к рпПнм и принадлежавшего полису.

Афины — полис в области Аттика (в Средней Греции). Афинские гриждпно делились на эвпатридов (знатные семьи, доел. — «имеющие Плпгородиых отцов», т. е. родовых предков) и демос (простой народ, земледельцы и ремесленники). За пределами круга граждан находились метеки (переселенцы из других полисов), а также рабы, которых становилось всо !ыпе.

Полисом управляли 9 архонтов (начальников). Каждый избирался на год из числа эвпатридов, а затем входил в Ареопаг, высший контролирующий совет. В архаическое время управление полисом безраздельно принадле­жало знати. Народное собрание (экклесия) не играло существенной роли, демос не имел доступа к государственным должностям, значительная его часть находилась к тому же в долговом рабстве у знати. В VII — VI вв. дон. э. развернулась ожесточенная борьба против господства знати. В борьбе за демократию (т. е. народоправление) участвовали как бедней­шие крестьяне, так и богатые, претендовавшие на власть ремесленники и купцы.

Демократические изменения начались с реформ архонта Солона (594 г. до н. э.). Были отменены долговые обязательства, запрещено обращать афинских граждан в рабов за долги; выкуплены проданные за границу йфиняне. Был введен имущественный ценз (лат. сепзиз — оценка): граждан (в зависимости от размера имущества) разделили на 4 разряда, дававших Прнво занимать определенные должности и закреплявших за одним из ,родов войск в ополчении (конница, гоплиты, легкая пехота).

Завершили преобразование политического строя Афин реформы Клисфена (509—500 гг. до н. э.), лидера демоса. Он разделил Аттику по территори­альному (а не родовому) принципу. Каждый гражда­нин получил право быть избранным в Совет пятисот (Оуле). Был введен закон об остракизме — голосова­нии против граждан, подозреваемых в стремлении К смюржению демократии. «Бюллетенем» служил црршюк (греч. — остракон) с их именем. Осужден­ный большинством голосов удалялся в изгнание на 10 л «т. К концу VI в. до н. э. в Афинах в результате победы демоса утер дмлись основы демократического строя.

Таким образом, Афины представляли собой торгово-ремесленно-пгрпр ИМИ тип полиса, ориентированный на демократические формы управлении. ИйПрот на порабощение граждан стимулировал использование труди рмГнж Чужшюмцев — классическую форму рабства, определившую путь ршшитин (финской экономики. Для этого типа полиса характерен динамизм риишгшн сшцинлыю-политических институтов.

4. Греко-персидские войны

Войны с персами, длившиеся с большими перерывами свыше полувека (500—449 гг. до н. э.) и оставившие глубокий след в жизни двух поко­лений, воспринимались современниками и потомками как единое целое. В истории Древней Греции они составили совершенно особую эпоху — борь­бы молодой полисной цивилизации против мировой древневосточной деспо­тии Ахеменидов. Именно они вдохновили Геродота на написание первого исторического сочинения — «Истории». Поводом к началу войны послужило восстание в 500—494 гг. до н. э. М н лота, а затем и других греческих городов Малой Азии против персид­ского владычества. Афины и о. Эвбея оказали восставшим помощь, при­ели в корабли. Но греки были разбиты, Милет разрушен, жители частью перебиты, частью проданы в рабство. Помощь, оказанная балканскими греки ми восставшим соплеменникам, побудила Дария I к войне против игом Греции.

Битва при Марафоне. В 490 г. до н. э. огромная армия персов высади­лась с кораблей на побережье Аттики, у городка Марафон, всего лишь н 40 км от Афин. Небольшое войско афинян во главе со стратегом Мильша дом сражалось отчаянно. Персы бежали, преследуемые греками до самого Моря. Персидские корабли спешно отплыли. Значение этой победы для всего греческого мира было огромно: рухнул миф о непобедимости мировой персидской державы.

Согласно преданию один из греческих воинов побежал в Афины, чтобы передать радостную весть. Он преодолел 42 км 195 м от места битвы до афинской агоры, успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво. Теперь это расстояние — дистанция марафонского бега.

Фемистокл и флот. После победы у Марафона греки получили 10 лет передышки. Выдающийся государственный деятель, вождь демоса ар­хонт Фемистокл убедил афинян в необходимости создать военный флот. Удалось построить 200 быстроходных триер, благодаря которым Афи­ны превратились в сильнейшую морскую державу в Греции. Фемистокл приложил также много сил для создания союза 30 полисов: забыв распри, они сплотились против общей опасности.

Битва при Фермопилах. В 480 г. до н. э. огромная разноязычная армия Ксеркса (сына Дария I ) двинулась в Элладу по суше с севера, а его флот — вдоль берега моря. Объединенной армией греков командовал спартанский царь Леонид. В узком Фермопильском проходе, открывавшем путь в Сред­нюю Грецию, она смогла задержать персов, но предатель провел их в тыл грекам. Приказав союзникам отступить, Леонид вместе с 300 спартанцами остались. Все они полегли в жестоком бою. Над их братской могилой позд­нее поставили памятник с надписью: «Путник, весть отнеси гражданам Лакедемона: честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим».

Битва при Саламине. Персы, прорвавшись в Аттику, разграбили Афины, сожгли Парфенон. Стариков, женщин и детей греки успели заранее вывезти нн ближайшие острова. Бой с персами они приняли на море в узком проливе у о. Саламин (480 г. до н. э.). Огромный персидский флот из 1000 громоздких судов был полностью разгромлен греками, имевшими всего 380 быстроход­ных триер. Ксеркс с уцелевшими кораблями отступил в Малую Азию.

Эсхил ( V в. до н. э.). Трагедия «Персы».

Готовясь, пели эллины свой гимн Священный, но стремясь отважно в бой. Весь флот спешил, и слышен в то же время Был громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жен, Детей своих, богов отцовских храмы, Гробницы предков: бой теперь — за все!» Навстречу им неслись и персов крики. »

Великий драматург Эсхил участвовал в Марафонской и Саламинской битвах в качестве гоплита . Какие чувства и настроения греков он передает ? Становятся ли понятней истоки их героических подвигов ? Что представляла собой армия персов ? Можно ли предположить у нее похожую мотивацию ?

Битвы при Платеях и Микале. В Греции находилась еще 70-тысячная сухопутная армия персов. В 479 г. до н. э. у городка Платеи афиняне, спартанцы и их союзники разгромили ее в ходе кровопролитной битвы. В тот же самый день греческий флот у мыса Микале (в Малой Азии) унич­тожил остатки персидского флота, уцелевшие после Саламина.

Итоги. Война с персами длилась еще 30 лет, но уже на территории Азии. Н 449 г. до н. э. был заключен Каллиев мир, который закрепил господство греков в Эгейском море, гарантировал независимость греческим полисам н Малой Азии. Но для греков исход борьбы уже давно определился: они отстояли страну, цивилизацию, свой путь развития. Причинами поражения огромной персидской державы, располагавшей неограниченным экономи­ческим и людским потенциалом, оказались большая жизнеспособность общественно-политического строя греческих полисов и достигнутое ими единство.

Классический период ( V — IV вв. до н. э.) в истории Греции — вре­мя расцвета Афин как передового демократического полиса, как крупнейшего в Греции рабовладельческого государства, как морской державы, занявшей господствующее положение в Восточном Среди­земноморье. На него приходится также блестящий расцвет греческой культуры и искусства: это время творчества гениальных скульпторов (Мирона, Праксителя, Фидия), великих трагиков (Софокла, Эсхила,

1 Еврипида) и комедиографов (Аристофана, Менандра), выдающихся философов (Сократа, Платона, Аристотеля), первых историков (Геродота, Фукидида).

Афины — морская держава. В войне с персами сильнейшим флотом располагали Афины. В 478 г. до н. э. Афины основали морской союз, включав­ший до 200 членов. Крупные полисы поставляли корабли и команды, мелкие — деньги. Огромную союзную казну, сначала хранившуюся на о. Де­лос, позднее перенесли в Афины, которые стали ею распоряжаться по своему усмотрению, жестко подавляя недовольство союзников. Афинский морской союз превратился в мощную Афинскую морскую державу, а афинский порт Пирей — в главный центр средиземноморской торговли. Большую роль в этом сыграл Перикл — выда­ющийся государственный деятель Афин.

«Золотым веком» Афинского государства счи­тается время, когда во главе его стоял Перикл, происходивший из знатной семьи с демократи­ческими взглядами. Начиная с 443 г. до н. э. И точение 15 лет афиняне избирали его на высшую должность — первого стратега (военачальника).

Он был образованным, честнейшим человеком, блестящим полководцем И оратором, патриотом Афин. Современники прозвали его Олимпийцем.

Плутарх о Перикле.

«Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя могуществом превзошел многих царей и тиранов. ни на одну драхму не увеличил он своего состояния против того, которое досталось ему от отца». (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перикл. М., МММ. Т. 1. С. 186.)

Перикл стремился упрочить демократию, усилить политическое или Я ни о Афин и превратить их в центр просвещения и культуры. Ом инее ипжпые изменения в законы полиса. Согласно существовавшим ни копим кпждмй афинянин мог быть избран на любую должность, однако должности И«* оплачивались и потому оставались практически недоступ и 1,1 ми для бед-НМХ граждан. При Перикле государство ввело оплату для судей, других должностных лиц и всех, кто приходил (отвлекаясь от работ) на .чнседшшя Ниродиого собрания. Жалованье получили и многочисленные флотские — беднейшие граждане.

Перикл выступил инициатором широкого строительства общественных зданий (храмов, укреплений и др.), что дало заработок тыся­чам афинских ремесленников и бедняков. Самыми грандиозными работами — на афин­ском акрополе — руководил друг Перикла Фидий. Он изготовил прославленную 12-мет­ровую статую Афины из золота и слоновой кости для храма Афины-девы (Парфенона), возведенного тогда же архитекторами Икти-ном и Калликратом.

При Перикле афинская демократия до­стигла наивысшего расцвета: в управлении полисом могло принимать участие большин­ство граждан. Ни в одном полисе демос не имел столько прав, как в Афинах. Однако древнегреческое понятие «демократия» было гораздо уже современного. Оно распростра­нялось исключительно на граждан, в число которых не входили не только метеки и рабы, но и свободнорожденные женщины.

Рабство. Классический период отмечен широким распространением рабского труда в сельском хозяйстве, но особенно в ремес­ленных мастерских, на кораблях, рудниках, в домах граждан. Крупные рабовладельцы

имели сотни рабов, у среднего хозяина их количество доходило до 10—15. Основную массу рабов давала война, а также пиратство. Ксенофонт так ска-ллл об этом: «У всех людей существует извечный закон: когда захватывают город, то все, что там находится — люди и имущество, — принадлежит по­бедителю». А великий философ Аристотель ( IV в. до н. э.), выражая точку прения своих современников, обосновал «естественный взгляд» на рабство: он утверждал, что все негреки уже по природе есть рабы греков.

М Греции (в том числе в Афинах) действовало несколько крупных не­молы шчьих рынков. В V в. до н. э. они были переполнены рабами. Ученые считшот, что за время греко-персидских войн не менее 150 тыс. человек лишились свободы. Только после одной из своих побед греки продали более '.'А> тыс. пленных.

Пудучи абсолютно бесправным, раб не имел своего имущества, законной п-мьи, считался «одушевленным орудием». Наиболее частой формой протес-тл рлбон оставались побеги; например, во время войны из Афин перебежали к смлртшщлм 20 тыс. рабов. Известны и открытые выступления, такие

Статуя Афины . Фидий V в . до н . э . Реконструкция

( как восстание в 413 г. до н. э. на Сицилии. За побег и неповиновение рабон гНлеймили и казнили. В Греции в V в. до н. э. рабовладельческий строй [Приобрел выраженные классические формы. Общество впервые явственно ^разделилось на два класса — свободных и рабов.

Период развития древнеримской и древнегреческой цивилизации ученые называют античным временем. Эти государства сыграли в мировой истории значительную роль, прославились многочисленными экономическими и политическими открытиями, достижениями в области права, искусства, культуры. Выдающиеся деятели той эпохи смогли сформулировать идеи и понятия, которые впоследствии легли в основу европейских концепций.

Особенности развития древнегреческого общества определялись в основном географическим расположением и природно-климатическими факторами. На территории страны почти 80% занимали горные системы, пики и хребты, в то время как небольшая часть земель была отведена под земледельческие нужды.

Многочисленные заливы, которыми изрезано греческое побережье, стали существенным препятствием для объединения государства и сделали неактуальной систему централизованного управления. Именно это и стало главной причиной образования и развития городов-полисов. К другим факторам, повлиявшим на становление особой системы древнегреческого общества, можно отнести:

  • концентрация промышленных центров в отдельных районах;
  • заинтересованность в ведении торговли между городами, имеющими выход к морю, а также их обособление для удовлетворения собственных интересов, а не общегосударственных;
  • распад земельно-общественных отношений, образование первой гражданской общины, которая стала носителем публичной власти.

Полисная форма государства представляла собой развивающийся город и небольшую прилегающую сельскую местность, которая считалась независимой. Крупнейшим образованием выступали Афины, их территория занимала 2500 км². Остальные полисы были значительно меньше — не более 350 км². В больших городах насчитывалось по несколько тысяч проживающих.

Таким образом, древнегреческим полисом называлось небольшое государственное объединение закрытого типа, жители которого являлись частью общины и не имели права покидать ее. Центр был окружен кольцевыми оборонительными сооружениями, в нем сосредотачивалось большинство населения. На главной городской площади происходила торговля, устраивались торжества, проводились спортивные соревнования.

Структурные элементы и институт гражданства

Экономической базой греческих полисов являлась античная форма собственности — органическое сочетание государственной и частной. Обязательным условием владения земельным участком была принадлежность к гражданам конкретного общинного объединения. Верховное право распоряжения и контроля наделами, которые считались единственным средством производства в античную эпоху, принадлежало коллективу — гражданской общине.

Характерной чертой античной формы собственности было ее постоянное динамичное развитие. Вместе с ней все древнее государство и его экономика качественно изменялись, преобразовывались все структурные элементы полисной системы, в том числе и институт гражданства.

В числе населения были полноправные и неполноправные жители, а также лица, которые вообще не имели никаких привилегий. Однако люди, проживавшие в полисных общинах, обладали полным набором экономических, социальных и политических прав. Все наделялись еще и определенными обязанностями. Например, после отмены долгового рабовладения в Греции граждане не могли терять свою свободу ни при каких условиях, кроме попадания в плен.

Грекам присваивали гражданский статус после рождения. В олигархических полисах это означало ряд преимуществ:

  • получение земельной собственности;
  • имущественный ценз;
  • разрешение иметь элементы тяжелого вооружения.

Всякий полис существовал таким образом, что не предполагалось его обращение к внешним связям. Главным средством производства была земля, а основной привилегией гражданина — труд. Со временем появлялись замкнутые крестьянские хозяйства, автаркичные и самодостаточные. С учетом того, что плодородных территорий в Древней Греции было очень мало, численность участников коллективов строго контролировалась и ограничивалась. Только полис имел компетенцию вмешаться в отношения совладельцев земли. Ведущими отраслями хозяйства были:

  • огородничество;
  • виноградарство;
  • хлебопашество;
  • скотоводство;
  • оливководство;
  • садоводство.

Из структурных элементов полисного устройства античного государства можно выделить военную организацию. Граждане обязывались защищать территорию, на которой они проживали. Регулярной армии в стране не было, однако все считались потенциальными воинами, которые брали оружие, как только их землям угрожала какая-либо опасность.

Виды и сравнение

В Древней Греции основой демократии и залогом развития общества считалось не только соблюдение прав граждан. Население негативно относилось к тем, кто стремился к лидерству за счет накопленных богатств и ведения праздного образа жизни. На зажиточных греков накладывались литургии — обязанность отчислять часть средств на нужды государства (организацию праздничных мероприятий, поставку кораблей и т. д. ).

В Древней Греции выделяли 3 вида полисов. Подробно о них можно узнать, изучив сравнительную таблицу.

Демократический Все жители, независимо от материального и социального положения, участвовали в общественно-политической жизни, создании законов, голосовании
Аристократический К вопросам власти допускались только некоторые слои общества, их называли аристократами, они имели исключительное право заниматься правотворчеством и урегулированием дел в госорганах в силу своих талантов, ума и прочих способностей
Олигархический Носитель власти — не народ, а узкий круг лиц, обладающих богатством и экономической властью

Наиболее демократичным полисом являлись Афины, но достигли они этого статуса не сразу. Примером аристократического государства можно назвать Спарту. Во многих сферах это были две противоположные страны.

Если сравнить устройство власти в Афинах и Спарте, то можно сделать вывод о ее принадлежности лицам, избранным народом, в первом государстве и зажиточным людям — во втором. Однако основу социально-экономической системы в обоих случаях составлял коллектив граждан — община.

Говоря о роли народного собрания Афин и Спарты, стоит отметить, что в нем участвовали исключительно представители мужского пола. В их компетенции находились вопросы обороны полисов, голосование за должностных лиц, принятие законодательства. При этом афинская экклесия применяла открытые выборы посредством поднятия рук или закрытые (опускание камешков разного цвета в амфору). В спартанской апелле приверженность тому или иному кандидату на собрании определялась криком, по громкости которого председательствовавший принимал решение в пользу претендента.

С учетом анализа особенностей политического устройства Афин и Спарты можно сказать, что первые всегда стремились к завоеванию большого количества земель, а вторые стали настоящим военным оплотом. При этом оба имели общую религию и поклонялись одним и тем же греческим богам.

Крах системы

Постепенно полисная древнегреческая система, которую так долго строили эллины, начала приходить в упадок. В своих докладах историки называют главные причины ее краха:

  • слабость и несовершенство политического устройства;
  • сложности в обеспечении внутреннего гражданского единства;
  • регулярное восстание рабов и несогласных с действующей властью;
  • значительные различия и борьба между социальными слоями.

Однако вся европейская культура, существующая в наше время, сформировалась именно на базе античных достижений. Без знания и понимания древнегреческой истории сложно понять все последующие периоды становления мирового сообщества, искусства, архитектуры, художественных стилей, театральных жанров и даже многих научных терминов. Высокий уровень культуры, многообразие ее направлений, уникальные идеи и шедевры способствовали тому, что античная Греция признана сокровищницей всей мировой цивилизации.

С той же эпохи до нашего времени дошли суды присяжных (гелиэи в Греции), заложены основы юриспруденции и различных направлений права (собственности, семейное, уголовное, обязательственное). Существование античных государств — важнейший период в истории всей планеты.

Читайте также: