Иногда по фамилии человека можно узнать кем по профессии были его далекие предки аптекарев бондарев

Опубликовано: 04.07.2024

На Руси человека нередко могли называть по роду занятий. Некоторые забытые и неизвестные профессии до сих пор встречаются в разных современных фамилиях.

Самыми распространенными фамилиями из этого типа являются – Кузнецовы, Мельниковы, Рыбаковы. Но встречаются и менее понятные, происхождение которых забылось: некоторые свидетельствуют о четкой специализации и даже об отдельных стадиях технологического процесса прошлых веков.

Возьмем, например, выражаясь современно, текстильно-швейное производство. Потомки древних мастеров носят фамилии Ткачевы, Крашенинниковы, Красильниковы, Синельниковы, Шевцовы и Швецовы (от слова «швец», или «шевец»; украинский вариант – Шевченко), Кравцовы (кравец – закройщик; украинская фамилия Кравченко), Епанешниковы (епанча – род плаща), Шубниковы, Рукавишниковы, Голич-никовы (голицы – тоже рукавицы), Скатерщиковы, Тулупниковы и т.д.

Любопытна фамилия Пустовалов. Ее первоначальный корень – донское слово «полстовал», то есть валяльщик шерстяных покрывал – полстей. Слово это упростилось в «постовал», образовавшее фамилию Постовалов. Но значение слова «постовал» за пределами донских районов было непонятно, и фамилия Постовалов переосмыслялась или, вернее, обессмыслилась – стали говорить и писать Пустовалов.
Мастер, выделывавший «берда» (гребни у ткацких станков), назывался бердником – отсюда Бердниковы.

Кожевенным и шорным ремеслом занимались предки Кожевниковых, Кожемякиных, Сыромятниковых, Овчинниковых, Шорниковых, Рымаревых, Седелыциковых, Ременниковых.

Специалистами по головным уборам были родоначальники Колпашниковых, Шапошниковых, Шаповаловых, Шляпниковых.

Гончары, горшени, черепаны занимались керамическим промыслом. Впрочем, черепанами называли и жителей Череповца!

Бондарные изделия изготовляли предки Кадочниковых, Бондаревых, Бочаровых, Бочарниковых, Бочкаревых.

Широк круг «мукомольных» и «пекарских» фамилий. Это прежде всего Мельниковы, затем Мирошниковы, Прудниковы, Сухомлиновы, Хлебниковы, Калашниковы, Прянишниковы, Блинниковы, Проскурниковы и Просвирины (от проскура, просвира или просфора – хлебец особой формы, применяемый в православном богослужении). Любопытно, что фамилии Пекарев и Булочников сравнительно редки: оба исходных слова вошли в наш язык позднее, только в XVIII веке.

В фамилии Свешников уже не всякий догадывается об исходном – свеча; предки Воскобойниковых тоже сбивали из воска свечи и другие изделия.

Изготовлением и продажей масла занимались предки не только Масленниковых, но и Олейниковых или Алейниковых: олей – растительное масло.

Медиковых и Ветеринаровых вряд ли кто из нас встречал. Лечением людей в старину занимались предки Лекаревых и Балиевых (балий – врач, знахарь), лечением животных – предки Коноваловых.

Немало русских фамилий образовано и от различных наименований «торговых людей»: прасолы и шибаи торговали скотом; крамари, мосолы, щепетильники и коробейники – мелким товаром; барышники, маклаки и маяки ходили по деревням в качестве скупщиков, бурыги торговали старым платьем и т.п. Фамилия Расторгуев говорит сама за себя. Зато Тархановы кажутся потомками татар. Между тем «тархан» – слово хотя и татарского происхождения, но одно время широко бытовавшее в русской среде. Тарханами называли странствующих торговцев, обычно москвичей и коломенцев, и еще сто лет назад на Волге можно было слышать такую песенку:

Со чужой ли стороны
Наехали тарханы,
Подмосковные купцы,
Все ребята молодцы.

Фамилия Целовальников тоже «торговая». Целовальниками назывались люди, занимавшиеся казенной или откупной продажей вина в розницу. Естественно услышать вопрос: при чем же тут поцелуй? А вот при чем: получая право на эту весьма выгодную торговлю, целовальники были обязаны «целовать крест», присягая, что будут торговать честно и отдавать казне положенный процент.

А вот наиболее вероятное пояснение некоторых других «профессиональных» фамилий:

Аргунов – Аргун (так называли владимирских плотников)

Бортников – Бортник (человек, занимавшийся лесным пчеловодством)

Бронников – Бронник (оружейник, изготавливающий броню)

Булатников – Булатник (мастер, изготавливающий изделия из булатной стали)

Войтов – Войт (сельский староста в некоторых губерниях царской России)

Воротников – Воротник (привратник, сторож у ворот)

Гусельников – Гусельник (гусляр)

Живейнов – Живейный извозчик (в отличии от ломового возил не грузы, а людей)

Земцов – Земец (пчеловод, пасечник)

Кологривов – Кологрив (служитель у царских коней (стоял «около гривы») или от города Кологрив)

Коломийцев – Коломиец (в старину на Украине рабочий добывавший соль, но может быть житель города Коломыя)

Комиссаров – Комиссар (в старину чиновник, выполнявший полицейские функции)

Кухмистеров – Кухмистер (содержатель «кухмистерской», то есть столовой)

Мечников – Мечник (воин, вооруженный мечом)

Резников – Резник (мясник, забивающий скот)

Решетников – Решетник (мастер, изготавливающий решёта)

Ружников – Ружник (священник, получавший особое содержание от князя или прихожан)

Сопельников – Сопельник (играющий на сопели – старинной дудке)

Сердюков – Сердюк (казак из гвардии атамана)

Сотников – Сотник (командир воинского подразделения – сотни)

Стольников – Стольник (служитель за царским столом)

Сырейщиков – Сырейщик (скупщик сырого мяса)

Трубников – Трубник (трубач)

Фурманов – Фурман (извозчик)

Чумаков – Чумак (украинский крестьянин, возивший на Дон хлеб и привозивший оттуда соль и рыбу).

Следует добавить: к «профессиональным» фамилиям можно отнести и те, что произошли не от названия профессии, но и от самого объекта ремесла. Так, шапочника могли прозвать просто Шапкой, а потомки его стали Шапкиными, гончара – Горшком, кожевника – Скуратом (что означает лоскут кожи), бочара – Лагуном (бочкой). Иные же прозвища давались от орудия труда: сапожника могли называть Шилом, плотника – Топором и т.п.

Из уроков литературы вы знаете, что уподобление по сходству называется метафорой, а уподобление по смежности – метонимией. Разумеется, отделить метафорические фамилии от метонимических – задача не из легких. Ведь Бочкой могли прозвать и толстого человека, и бочара, Шилом – и сапожника, и острого на язык. А если нам известно, что, скажем, родоначальник Шиловых был и сапожником, и острословом, тут уж просто остается гадать: какое же из этих свойств привело к образованию фамилии. Может быть, оба сразу.

И в заключение закономерен вопрос: почему же в фамилиях в столь незначительной степени отражены названия новейших профессий? Да очень просто: в XVIII – XIX веках специалисты, как правило, уже имели свои наследственные фамилии и в новых не нуждались. Из более или менее современных фамилий этого рода чаще других встречаются Машинистовы. Но вряд ли это потомки первых паровозных машинистов. В конце XVIII века машинистом назывался человек, обслуживающий всякую машину, то есть машинный рабочий или механик.

Каждая фамилия – это история - история семьи, предков. И сегодня мы рассмотрим историю происхождения фамилии Бондарев. Эта фамилия известна еще со Средних веков, берет свои истоки в Древней Руси. Она относится к тому типу антропонимов, которые произошли от названия профессии или профессионального прозвища древнего предка.

Имена и мирские прозвища

После введения христианства на Руси люди при крещении стали получать имена. Однако вследствие боязни нашими предками колдовского воздействия, считалось, что крестильные имена лучше держать в тайне, ведь колдун, зная имя человека, может навести порчу на его владельца и даже на весь его род.

Древний колдун

Кроме того, так как имена были часто одинаковые, различать людей без дополнительных именований было очень сложно. Особенно это касалось официальных документов.

Прекрасным выходом в сложившейся ситуации стали мирские прозвища, существовавшие испокон веков. Источником для прозвища могло быть что угодно: местность, из которой родом был человек (давайте, например, вспомним знаменитого былинного богатыря Илью Муромца из славного города Мурома), животные или птицы, на которых был похож внешне носитель прозвища, и, конечно же, ремесла, которыми занимались люди.

Кто такой бондарь?

Многие фамилии были связаны с ремеслами - например Мельников, Хомутов и многие другие. Своим происхождением фамилия Бондарев обязана профессиональному прозвищу «бондарь». Сегодня это слово почти вышло из обихода. Итак, кто такой бондарь? Бондарь, или боднарь, – это мастер, изготавливающий деревянные емкости при помощи обручей и веревок.

Изделия бондаря

Традиционно считается, что название профессии происходит от слова «бодня» – «кадка, бочка» (от немецкого budin – кадка). Хочется отметить, что представление о том, что бондари занимались изготовлением исключительно бочек, в корне неверное. Эти ремесленники делали самую разнообразную утварь, скрепляя плотно подогнанное дерево обручами или веревкой. Хотя почему делали? Делают и по сей день, ведь деревянные емкости требуются и в наше время, например для производства коньяка и вина или изготовления качественных солений, а также по-прежнему широко используются в банях.

Современные бочки

Значение фамилии Бондарев

Но перенесемся вновь из наших дней в Древнюю Русь. Основная часть крестьян вела натуральное хозяйство, поэтому ремесленники всегда выделялись на фоне общей массы населения и были особо уважаемы. Поэтому мирские прозвища легко приживались в применении к ним, а впоследствии и к членам их семей. Таким вот образом мирское прозвище Бондарь легло в основу происхождения фамилии Бондарев.

В XV-XVI веках начинают закрепляться фамилии в их современной форме и понимании: они стали представлять собой прилагательные с суффиксами -ев/-ов/-ин, относящие владельца фамилии к мирскому прозвищу его предка, начали обозначать принадлежность к конкретной семье (англ. family – семья) и передаваться из поколения в поколение. На основании вышеизложенного становится понятно, что означает фамилия Бондарев: семью, глава которой был бондарем, ремесленником, изготавливавшим деревянные бочки и иные емкости.

Памятник бондарю

Известные представители фамилии Бондарев

Хоть происхождение фамилии Бондарев и идет от названия древнего ремесла, совершенно естественно, что не все Бондаревы пошли по стопам известного предка и стали бондарями. Представителями фамилии является немало известных личностей самых различных профессий. Так, среди Бондаревых немало людей творческих профессий:

  • Юрий Васильевич Бондарев – сценарист, советский писатель, он является Членом Союза писателей СССР, а также Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственных премий, Ленинской премии СССР, автором знаменитых романов «Горячий снег», «Батальоны просят огня» и многих других.
  • Бондарев Олег Александрович – советский и российский актер, режиссер, сценарист.
  • Бондарева Ольга Владимировна – российская актриса кино и театра.

Отметились Бондаревы и на военном поприще:

  • Бондарев Александр Митрофанович носил звание Героя Советского Союза.
  • Бондарев Андрей Леонтьевич был Героем Советского Союза, военачальником советской армии, также носил звание генерал-лейтенанта.
  • Бондарев Сергей Сергеевич – получил посмертное звание Героя Российской Федерации.

Конечно же, много среди представителей фамилии известных спортсменов, например:

Создать условия для формирования представлений детей о словах, называющих необычные и интересные профессии старой России.

Задачи урока

развивающие

воспитательные

Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом некоторых профессий;

- Познакомить детей с устаревшими и забытыми словами;

- Познакомить с прототипами современных профессий;

- Формировать представления о труде людей прошлого;

- Развивать образное и пространственное мышление, побуждать к творчеству и самостоятельности;

- Расширять кругозор, познавательный интерес;

- Развивать речь детей, обогащать словарь по данной теме;

Воспитывать уважительное отношение к труду.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Освоить и отработать новые лексические единицы по данной теме

Обучать поиску и выделению необходимой информации;

обучать использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, участия в диалоге, самовыражения.

- Личностные: Интерес к образу жизни наших предков. Понимание важности сохранения памятников культуры, созданных ими в давние времена. Важность бережного отношения к наследию прошлого.

• принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

• планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.

Регулятивные: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике.

•контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

•оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

•осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения.

•понимать информацию, определять основную и второстепенную информацию;

•применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения

Познавательные: сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, построение рассуждений и выводов;

•подводить под понятие на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

•наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде письма

Коммуникативные:

•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы

•вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах,

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом , чтобы каждый ученик имел возможность системно формировать весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и овладевая личностными, метапредметными и предметными результатами, достаточными для успешного продолжения образования в основной школе. При постановке целей и задач урока учитывается в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Работа, в основном, предусмотрена устная, это зависит от типа урока. Цель урока – научить учащихся употреблять в своей речи слова, называющие занятия людей. На уроке представлены такие формы работы, как выполнение различных упражнений на нахождение лексических значений слов, также на уроке даются творческие задания.

С этой целью урок построен на основе деятельностного метода обучения, основанного на приемах рефлексии и саморефлексии, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности —это урок открытия нового знания

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

- Поприветствуем друг друга улыбкой на уроке русского родного языка.

Настроимся на активную и плодотворную работу

Богат язык и выражать

Им можно каждую эпоху.

Любой оттенок распознать

Не просто «хорошо» иль «плохо».

- Как понимаете эти строки?

– Действительно, русский язык неисчерпаемо богат, красив, выразителен. В нём содержится мудрость народа, передаваемая из поколение в поколение.

Дети высказывают свои предположения.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Соедини стрелками пословицы.( Слайд 1, 2)

Землю солнце красит,

к тому и руки приложатся

а человека - труд

К чему душа лежит,

так и в глаза глядеть не совестно

- Какая тема объединяет данные пословицы?

- Придумайте синонимы к слову – труд.

- Синонимы к слову – мастер.

- Какие профессии вы знаете?

- Какие профессии были в ваших семьях?

- Можете назвать профессии, которых сейчас нет?

Дети на карточках соединяют стрелами пословицы

Дают ответы на вопросы ( работа, профессия, ремесло, дело)

( труженик, профессионал, умелец)

дети заранее собирают информацию

3. Формулировка темы. Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

-Какова тема урока?

- Тема: Дело мастера боится.( слайд 3)

На доске – вопрос.

- Как вы думаешь, чего больше профессий или слов, называющих профессии

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. В те далёкие времена всё было другим: одежда горожан, поведение, речь. По улицам ездили не машины, а экипажи, то и дело были слышны выкрики лоточников и разносчиков газет, а по дворам ходили шарманщики и старьёвщики.

Дети высказывают свои предположения.

Дети высказывают своё мнение

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Давайте вместе определим, какова будет цель нашего урока.

-Что мы должны узнать?

- Чему научиться на уроке?

Составим план, чему будем учиться.

1.Какие профессии существовали

2. Где сегодня мы можем найти упоминания об исчезнувших профессиях

3. Знакомство с новыми понятиями и терминами.

4. Вывод: чего же больше профессий или слов, называющих профессии

Дети определяют цель урока, составляют план работы

5. Реализация построенного проекта.

Мир развивается. Появляются новые профессии – а вместе с ними и новые слова. Человек полетел в космос – появилось слово космонавт. А сейчас в университетах уже готовят космогеологов – тех, кто будет исследовать полезные ископаемые на других планетах. Но много профессий и ремёсел кануло в прошлое

Где мы можем услышать упоминание сегодня несуществующих профессий?

1. Работа в группах. Каждая группа получает репродукцию.

- Рассмотрите репродукции картин. Подберите подходящую подпись.

А. Е. Архипов. Прачки

С.И. Грибков. Водовоз

Ф.С. Журавлёв. Пряха.

М.П. Клодт. Шорник

Материал для учителя (уточнение о профессиях)

Пряха– профессия, очень похожая на профессию ткача. Люди научились ткать еще до появления пряжи в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи. На первых ткацких станках основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к веткам деревьев. У земли нити закреплялись камнями и колышками. Нитки сплетались руками. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму

Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам.. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

Картина Михаила Клодта показывает шорника за работой. Ремесло это было трудоемкое и требовало искусных навыков. Чего только стоило правильно выбрать кожу! А еще нужно было прошить ремни, поставить заклепки. Делалось все вручную самыми простыми инструментами. Каждый ремесленник придерживался определенных правил. Например, гнуть дуги можно было только во время летнего сокодвижения, а сушить их исключительно в тени.

Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника.

Как и в наше время, перед стиркой бельё сортировали по цвету и степени загрязнения. Носки, кухонные фартуки, носовые платки, рабочую одежду и тому подобное намыливали и замачивали на ночь. Утром, пока грелись котлы с водой, щёткой удаляли грязь, деревянной доской-рубелем — выколачивали. На стиральной доске кулаком тёрли до желаемой чистоты. Платья из тонких тканей стирали руками во избежание повреждения. После бельё кипятили с мылом, а с развитием химической промышленности ещё и с содой, постоянно помешивая деревянной палкой. В начале XIX века мыло часто готовили дома из воды, золы и жира. Лучшая зола получалась из бука и дуба. Рецепты мыловарения существовали разные, в зависимости от ткани — для стирки кружев, шерсти, льна и т.д. Позже наладили массовое промышленное производство мыла.

- Вывод: слова, называющие профессии живут в картинах

На экране вы видите картину известного русского художника Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». А знаменитый поэт Николай Алексеевич Некрасов, чья жизнь неразрывно была связана с костромским краем, написал такие строки: (слайд 8)

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик,-

И сердце дрогнуло во мне.

- А кто такие бурлаки?

Бурлаки – это сезонные наёмные рабочие, объединенные в артели, перетягивали суда против течения, буквально на своих плечах. Тяжелый каторжный труд в России был отменен в 1929 году. Однако в некоторых странах он востребован и поныне.

Дети предлагают варианты

Дети работают в группах

Выбирает нужное название. Объясняет почему

П рачка – работница, занимающаяся ручной стиркой белья.

Водовоз – человек, разносивший или развозивший ёмкости с водой по домам.

Пряха – профессия, очень похожая на профессию ткача. Нити прялись из шерсти животных на специальном приспособлении – прялке. Готовая нить наматывалась на веретено.

Шорник – специалист по изготовлению конской упряжи, в том числе шор – боковых наглазников, которые надеваются на лошадь для ограничения поля зрения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь поработайте над упражнением №4 стр.53.

Далее следует проверка.

Дети работают в парах

Трубочист – рабочий, занимающийся чисткой дымоходов, печных труб.

Косарь – тот, кто косит траву, злаки.

Фонарщик – рабочий, зажигающий уличные фонари и наблюдающий за их исправностью.

Водовоз – возчик, доставляющий воду.

Пахарь – человек, который пашет землю, землепашец.

Газетчик – уличный продавец газет.

Лекарь – то же, что врач.

Трактор водит – тракторист ( крутят воображаемый руль)

Электричку – машинист( руки на поясе – пружинка)

Стены выкрасил – маляр( имитируют движение покраски)

Доску выстругал – столяр ( трут ладошки )

В доме свет провёл – монтёр( фонарики)

В шахте трудится шахтёр ( топают)

В жаркой кузнице – кузнец ( ударяют кулачками)

Кто всё знает – молодец. ( хлопки)

Учащиеся выполняют движения имитирующие действия текста

8. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (продолжение)

- Где мы можем услышать упоминание сегодня несуществующих профессий?

- Прослушайте несколько музыкальных произведений.(слайд 9)

(Ямщик – не гони лошадей, Степь, да степь кругом, Зимняя дорога)

Ямщик, не гони лошадей! Степь, да степь кругом Что-то слышится родное
Мне некуда больше спешить, Путь далек лежит В долгих песнях ямщика:
Мне некого больше любить, В той степи глухой То раздолье удалое,
Ямщик, не гони лошадей! Замерзал ямщик то Сердечная тоска.

- Какая профессия объединила эти музыкальные произведения

- Прочитайте информацию в учебнике с.54 (Рубрика «Из истории языка и культуры»).

- Кто такой извозчик и ямщик? (слайд 10,11) - Чем отличаются эти профессии? - Замените эти старые профессии новыми. - На стр.55 упр.№5 прочитаем фрагмент романа Пушкина «Евгений Онегин». - Выясним значения слов кибитка и облучок - Найдите иллюстрацию, которая точно соответствует тексту. - Почему не подходят другие? - Спишите стихотворные строки в тетрадь.

Вывод: слова, называющие профессии живут в музыкальных произведениях

-Какое слово пропущено: ямщик или извозчик (слайд 9)

- Из какого произведения?

Где мы можем услышать упоминание сегодня несуществующих профессий?

Вывод: О старинных профессиях упоминается в произведениях великих писателей и поэтов.

Слушают отрывки из произведений

Дети читают информацию

Дети отвечают на вопросы толкования слов даются на этой же странице учебника

Учащиеся записывают текст в тетрадь

Дети читают, отвечают на вопросы

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)

Учитель предлагает обучающимся выполнить задание на карточках. По итогу выполнения на экране появятся правильные ответы, по которым обучающиеся смогут себя проверить

– Спиши фамилии, рядом запиши профессию, от которой она образовалась.

1 ряд: Аптекарев , Бондарев, Звонарёв, Кузнецов

2ряд: Лекарев, Мельников, Плотников, Пряхин

3ряд: Рыбаков, Сапожников, Столяров, Ямщиков.

Проверка –(слайды 12-23)


- О каких профессиях вы не слышали?

- Бондарь. Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. . С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.

- Вывод: Иногда по фамилии человека можно было узнать, кем по профессии были его далёкие предки. Так что слово, называющее исчезнувшую профессию, живёт и в наших фамилиях.

Учащиеся записывают в тетрадь

11. Подведение итога урока.

- Итак, какая была тема урока?

- Что нового вы сегодня узнали? –За что бы вам хотелось себя похвалить? Вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока: - Как вы думаете, чего больше профессий или слов, называющих профессии ?

- Но слово, называющее профессию, живёт. Поэтому слов больше, чем существующих профессий.

Урок русского родного языка по теме "Дело мастера боится". 3-й класс

Карташова В.В.

МБОУ Верхнедонская гимназия

Создать условия для формирования представлений детей о словах, называющих необычные и интересные профессии старой России.

- Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом некоторых профессий;

- Познакомить детей с устаревшими и забытыми словами;

- Познакомить с прототипами современных профессий;

- Формировать представления о труде людей прошлого;

- Развивать образное и пространственное мышление, побуждать к творчеству и самостоятельности;

- Расширять кругозор, познавательный интерес;

- Развивать речь детей, обогащать словарь по данной теме;

- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Формирование УУД:

- Личностные: Интерес к образу жизни наших предков. Понимание важности сохранения памятников культуры, созданных ими в давние времена. Важность бережного отношения к наследию прошлого.

• принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

• планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.

Регулятивные: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике.

•контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

•оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

•осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения.

•понимать информацию, определять основную и второстепенную информацию;

•применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения

Познавательные: сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, построение рассуждений и выводов;

•подводить под понятие на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

•наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде письма

•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы

•вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах,

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение

1. Русский родной язык .Учебное пособие для общеобразовательных организаций . Авторы: О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая

2.Н.Волков, В.Волков. « Профессии старой России в рисунках и цифрах»

3. Г.М. Цыферов « Старинные профессии»

1. Организационный момент.

- Поприветствуем друг друга улыбкой на уроке русского родного языка.

Настроимся на активную и плодотворную работу

Богат язык и выражать

Им можно каждую эпоху.

Любой оттенок распознать

Не просто «хорошо» иль «плохо».

- Как понимаете эти строки?

– Действительно, русский язык неисчерпаемо богат, красив, выразителен. В нём содержится мудрость народа, передаваемая из поколение в поколение.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Соедини стрелками пословицы . ( Слайд 1, 2)

Землю солнце красит,

к тому и руки приложатся

а человека - труд

К чему душа лежит,

так и в глаза глядеть не совестно

- Какая тема объединяет данные пословицы?

- Придумайте синонимы к слову – труд ( работа, профессия, ремесло, дело)

- синонимы к слову - мастер ( труженик, профессионал, умелец)

- Какие профессии знаете?

- Какие профессии были в ваших семьях? (дети заранее собирают информацию)

- Можете назвать профессии, которых сейчас нет?

3. Формулировка темы. Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Тема: Дело мастера боится.( слайд 3)

На доске – вопрос.

- Как ты думаешь, чего больше профессий или слов, называющих профессии? ( Дети высказывают своё мнение)

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. В те далёкие времена всё было другим: одежда горожан, поведение, речь. По улицам ездили не машины, а экипажи, то и дело были слышны выкрики лоточников и разносчиков газет, а по дворам ходили шарманщики и старьёвщики.

- Давайте вместе определим, какова будет цель нашего урока.

Составим план, чему будем учиться.

1.Какие профессии существовали

2. Где сегодня мы можем найти упоминания об исчезнувших профессиях

3. Знакомство с новыми понятиями и терминами.

4. Вывод: чего же больше

4. Изучение нового материала

- Где мы можем услышать упоминание сегодня несуществующих профессий?

1. Работа в группах. ( Каждая группа получает репродукцию. Выбирает нужное название. Объясняет почему) ( слайд 4)

- Рассмотрите репродукции картин. Подберите подходящую подпись.

А. Е. Архипов. Прачки

С.И. Грибков. Водовоз

Ф.С. Журавлёв. Пряха.

М.П. Клодт. Шорник

2. Подготовленные ученики рассказывают. ( слайд 5,6,7, 8)

Пряха– профессия, очень похожая на профессию ткача. Люди научились ткать еще до появления пряжи в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи. На первых ткацких станках основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к веткам деревьев. У земли нити закреплялись камнями и колышками. Нитки сплетались руками. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму

Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам.. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

Картина Михаила Клодта показывает шорника за работой. Ремесло это было трудоемкое и требовало искусных навыков. Чего только стоило правильно выбрать кожу! А еще нужно было прошить ремни, поставить заклепки. Делалось все вручную самыми простыми инструментами. Каждый ремесленник придерживался определенных правил. Например, гнуть дуги можно было только во время летнего сокодвижения, а сушить их исключительно в тени.

Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника.

Как и в наше время, перед стиркой бельё сортировали по цвету и степени загрязнения. Носки, кухонные фартуки, носовые платки, рабочую одежду и тому подобное намыливали и замачивали на ночь. Утром, пока грелись котлы с водой, щёткой удаляли грязь, деревянной доской-рубелем — выколачивали. На стиральной доске кулаком тёрли до желаемой чистоты. Платья из тонких тканей стирали руками во избежание повреждения. После бельё кипятили с мылом, а с развитием химической промышленности ещё и с содой, постоянно помешивая деревянной палкой. В начале XIX века мыло часто готовили дома из воды, золы и жира. Лучшая зола получалась из бука и дуба. Рецепты мыловарения существовали разные, в зависимости от ткани — для стирки кружев, шерсти, льна и т.д. Позже наладили массовое промышленное производство мыла.

- Как сегодня выполняют работу пряхи, прачки, водовоза, шорника?

- Вывод: слова, называющие профессии живут в картинах .

Трактор водит – тракторист ( крутят воображаемый руль)

Электричку – машинист( руки на поясе – пружинка)

Стены выкрасил – маляр( имитируют движение покраски0

Доску выстругал – столяр ( трут ладошки )

В доме свет провёл – монтёр( фонарики)

В шахте трудится шахтёр ( топают)

В жаркой кузнице – кузнец ( ударяют кулачками)

Кто всё знает – молодец. ( хлопки)

2. Работа по учебнику. Рубрика « Толковый словарь»

1группа . с.55 упр.5

- Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина .

- Значение каких слов вы уточните по словарю? ( кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушак)

- Найдите иллюстрацию , которая соответствует тексту.

2 группа. С.56 упр.6

-Какое слово пропущено: ямщик или извозчик (слайд 9)

- Из какого произведения? ( Чук и Гек. А.П.Гайдар)

3 группа. С.56. упр.7

- Какое слово пропущено? ( купец) ( слайд 10)

- Начало какой сказки вы написали? ( С.Т. Аксаков. Аленький цветочек)

- Как сегодня добираются из одного города в другой?

- Какие сегодня профессии связаны с торговлей?

Вывод: О старинных профессиях упоминается в произведениях великих писателей и поэтов.

3. Работа по карточке

– Спиши фамилии, рядом запиши профессию, от которой она образовалась.

1 группа: Аптекарев , Бондарев, Звонарёв, Кузнецов

2 группа: Лекарев, Мельников, Плотников, Пряхин

3 группа: Рыбаков, Сапожников, Столяров, Ямщиков.


- О каких профессиях вы не слышали?( Слайд 11)

- Бондарь. Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. . С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.

- Вывод: Иногда по фамилии человека можно было узнать, кем по профессии были его далёкие предки. Так что слово, называющее исчезнувшую профессию живёт и в наших фамилиях.

5. Домашнее задание

Выполни по выбору одно из заданий из упр.11, стр.58

6. Итог урока. Рефлексия.

Вернёмся к вопросу.

- Как ты думаешь, чего больше профессий или слов, называющих профессии?

- Но слово, называющее профессию, живёт. Поэтому слов больше, чем существующих профессий.

Большинство не помнит имена предков в третьем поколении – прабабушек и прадедушек, не говоря уже дальних и более сложных связях. Хотя такие знания помогли бы узнать себя лучше, расширить мир и круг своих близких.

Как узнать свою родословную по фамилии

Зачем нужно знать о своих предках

Эти сведения усилят общность с семьей и дадут поводы для размышления. Генеалогия важна по следующим причинам:

  • Здоровье. Не зря врачи спрашивают о наличии определенных заболеваний. Имея перед глазами пример дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек легко отследить основные болезни, проявляющиеся с возрастом, и предупредить их развитие. А также предположить сложности, которые могут быть у ваших детей.
  • Судьба. Каждый человек – продукт воспитания. Главные модели, определяющие нашу жизнь, – те, что мы переняли у родителей. Поэтому рассказы пап и мам о вашем и их детстве, ценностях и взаимоотношениях внутри семьи прольют свет на причины образования многих ваших убеждений, помогут найти направление для изменения себя и своей жизни к лучшему.
  • Общность. Процесс поиска информации о своих корнях сближает. Люди, сознающие общность с кем-либо, не одиноки. У них всегда есть братья, сестры, племянники, похожие на них и способные понять.
  • Понимание себя и тех, кто вас окружает. Если большинство близких по отцовской или материнской линии имеют технический склад ума, работали и работают инженерами, программистами, технологами, вы тоже можете обнаружить в себе аналогичные способности, начать поиск приоритетных направлений для саморазвития, предпочесть нелюбимой профессии то дело, к которому вас всегда тянуло.
  • Построение самооценки. Этот аспект особенно важен для маленьких детей. Они намного острее ощущают общность и чувствуют себя увереннее, когда им есть чем гордиться, когда они могут восхищаться родными и приводить их в пример. Рассказы о достойных поступках представителей семейства очень полезны для формирования личности ребенка.

Истории о предках, их сильных сторонах и особенностях быта помогают лучше понять мир. Поступки этих людей оценивается иначе, через призму единства. Всё хорошее и плохое, касающееся близких людей, вызывает более яркие эмоции: гордость, восхищение или удивление, замешательство, разочарование. Опыт того, кто связан с вами кровными узами, намного сильнее влияет на мироощущение.

Знание своих кровных связей полезно с практической точки зрения. Поддержание отношений с людьми из других городов, разных профессий может стать хорошим поводом и подспорьем для путешествий, источником новых впечатлений и знакомств.

Поэтому даже если вы не ищете именитых предков и предпочитаете гордиться собственными достижениями, сведения о вашей семье во всей их полноте будут вам полезны.

Что означает фамилия с точки зрения родословной

Как узнать свою родословную по фамилии - схема

Эта информация поможет вам определить сословие, профессию, отличительную особенность или место жительства ваших предков. Люди именовали себя по определённым признакам. Например:

  • По названиям птиц или зверей: Сорокин, Орлов, Зайцев, Козлов, Лебедев.
  • По роду занятий: Мельников, Пономарев, Рыбаков, Плотников.
  • По имени отца: Васильев, Фёдоров, Егоров, Иванов, Никитин.
  • По территориальным признакам: Сибиряк, Донской, Карельцев, Уфимцев.
  • Выделяя ту или иную черту внешности: Белоусов, Щербаков, Носов, Рыжков.
  • По национальной принадлежности: Поляков, Татаринов, Греков.
  • Некоторые фамилии появлялись в процессе русификации: Саркисовы, Кальнины.
  • По названию православных праздников: Троицкий, Успенский, Преображенский.

Последние часто относились к церковнослужителям и обычно были связаны с приходом, возглавляемым священником. Существовали и «семинарские» обозначения рода. Их присваивали тем, кто окончил учебное заведение, придумывали на основе названий птиц, животных, растений, имен святых и философов, транслитов слов с латыни. Такие образования часто оканчивались на «ский/-цкий».

У крестьян, занятых отхожими промыслами, фамилии могли изменяться при смене деятельности. Прекрасным примером является история купеческой семьи Рябушинских. Родоначальник был Яковлевым – по имени отца. Но в процессе своей деятельности он получил право именоваться сначала Ребушинским, а потом Рябушинским. При этом его братья по отцовской линии звались Стекольщиковыми.

Боярские и княжеские династии именовались по территориальному признаку, с указанием на земли, которые им принадлежали: Тверской, Тюменский, Мещерский, Елецкий. Евреи тоже часто использовали в качестве основы для обозначения место жительства.

Как узнать родословную своей семьи по фамилии

Фамилия дает немало подсказок, но узнать о своих корнях, руководствуясь только этой информацией невозможно. Проще начинать поиски, когда сведения не ограничиваются только этими данными. Чем больше знаний у вас будет, тем проще организовать дальнейший процесс.

Как узнать свою родословную по фамилии фото

Для начала изучите семейный архив (фотографии, документы, наградные грамоты) и поговорите с матерью, отцом, бабушками и дедушками. Для дальнейших исследований вам наиболее важны следующие данные:

  • ФИО человека. Для женщин важна девичья фамилия.
  • Дата и место рождения. Если речь идет об умершем человеке, нужны данные о месте и дате смерти.
  • ФИО родителей.
  • Если человек рожден до революции – сословие.
  • Религиозная принадлежность.
  • Переезды на постоянное жительство в другие города по годам.
  • Образование. Где оно получено.
  • Место работы. Военнослужащим – место службы.
  • Премии и награды, полученные в результате профессиональной, научной или учебной деятельности.
  • ФИО и дата рождения супруга и детей.

Для наглядности к карточке личности прикрепите несколько фотографий или изображений в разном возрасте.

Как узнать свою родословную по фото

Еще один важный аспект – систематизация сведений. Количество людей в ваших списках с каждым поколением будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Даже если вы займетесь исследованием только своих прямых предков, к седьмому колену их будет насчитываться 126 человек и больше.
Вести записи в письменном виде к этому моменту будет сложно. Удобнее использовать электронные базы данных: Access или Excel. Или скачайте и установите специальные программы, чей функционал позволяет максимально просто и наглядно компоновать материалы по истории рода. Примеры такого ПО: Genbox Family History, Genopro, Ages, «Древо Жизни».

Как найти родословную своей семьи по фамилии: обзор полезных онлайн-сервисов

Большинство сайтов, предлагающих рассказать о ваших предках на основе фамилии, являются мошенническими. Но есть специализированные ресурсы, которые пригодятся в процессе поиска.

Многие программы для создания генеалогического древа при наличии доступа в интернет сверяют сведения других пользователей этого ПО и подают сигнал при наличии совпадений. К таким программам относится Family Tree Builder, являющийся оффлайн-версией MyHeritage.

  • MyHeritage. Израильский сайт насчитывающий 60 млн пользователей. Он позволяет различными способами структурировать информацию, различает лица на фотографиях и понимает коды мобильных устройств. Версия для использования на русскоязычном пространстве имеет некоторые недочеты из-за некачественной русификации: отсутствует поле «отчество», не всегда корректно загружаются файлы, встречаются участки текстов на английском языке.
  • FamilySpace. Этот ресурс, предназначенный для оформления родословного древа, по функционалу составляет конкуренцию социальным сетям. Здесь вы найдете городские справочники, адресные книги, списки студентов и почетных жителей различных населенных пунктов, результаты переписи и другую полезную информацию.

Также в сети можно встретить немало компаний, предлагающих платную помощь в исследовании ваших корней. Они проводят изыскания в архивах, на интернет-ресурсах на основе собранной информации о ваших предках. Полученные материалы оформляются в генеалогическое древо или книгу.

Как узнать родословную своей семьи в интернете бесплатно

    – содержит данные о попавших в плен, пропавших без вести или погибших солдатах времен ВОВ. Для большинства перечисленных указаны год и место рождения. Здесь вы сможете найти по фамилии деда или прадеда сведения о том, где он жил. Также там часто содержатся имена тех, кому приходило извещение о смерти военнослужащего. Благодаря этому вы уточните судьбу предка и узнаете имя его отца, матери или жены.
    – отдельные страницы этого сайта не отличаются красивым дизайном и удобной структурой, но здесь вы найдете немало интересных сведений по генеалогии, практических советов по работе с архивами и построению связей с новыми родственниками. Ресурс обладает проработанной базой знаний, позволяет искать людей по регионам и фамилиям, содержит данные из федеральных, ведомственных и региональных архивов России и ближнего зарубежья.
  • Тем, кто ищет жертв репрессий, будут полезны ресурсы «Последний адрес» и «Личное дело каждого». А также lists.memo.ru и stalin.memo.ru.
    – государственная публичная историческая библиотека. Содержит много справочников, полезных тем, кто интересуется дореволюционной эпохой. Здесь вы найдете памятные книжки для каждой губернии, в которых записаны люди, занимавшие более-менее важные посты, начиная от землемера. Благодаря справочникам «Весь Петербург» и «Вся Москва» данный ресурс поможет людям, чьи родственники жили в любой из этих двух столиц.
  • Google Books проведет поиск вашего предка по фамилии в сканах справочников и других изданий, оцифрованных и выложенных различными российскими архивами.
  • Сведения о жертвах Холокоста ищите в базе данных Яд Вашем и на сайте www.jewishgen.org.

Как узнать родословную своей семьи и найти ее в архиве бесплатно

Как узнать родословную своей семьи и найти ее в архиве бесплатно

Перед началом поиска стоит изучить различные руководство по проведению таких изысканий, так как это длительный процесс, требующий терпения и правильного подхода.

  • Помните: вы будете иметь дело с государственным организацией, которая существует для информационного обслуживания органов власти и простых граждан. Первоочередная обязанность таких учреждений – обеспечение сохранности документации. Ответы на запросы отдельных личностей не являются приоритетным направлением деятельности. Поэтому реакция на ваше письмо может последовать через несколько месяцев или полгода.
  • Для упрощения процесса вам нужно четко представлять, что именно вы ищете и в каких документах обычно содержатся такие сведения: в метрических, похозяйственных, домовых книгах, ревизских сказках, исповедальных ведомостях.
  • Работа с реальными бумагами сложна и технически. Бумага с годами сильно ветшает, поэтому в процессе использования документов придется соблюдать особую осторожность.
  • У вас могут быть проблемы с пониманием написанного. Машинописные тексты появились только в начале XX века, до того бумаги заполняли писари. При глубоком погружении в историю вам придется иметь дело с материалами, написанными от руки.

Если вы не проводите все изыскания самостоятельно, бесплатно узнать информацию о своей родословной в архиве трудно, так как его работники не берут оплату только за социально-правовые запросы. К ним относятся справки и документы, касающиеся:

  • Заработной платы.
  • Военной службы.
  • Участия в устранение последствий ЧС.
  • Миротворческой деятельности.
  • Трудового стажа.
  • Полученного образования.
  • Избрания на выборные должности.
  • Излечения и реабилитации.
  • Получения почетных званий и государственных наград.
  • Лиц, пострадавших в результате действий немецких войск в период Второй мировой войны, или жертв репрессий.

При соблюдении тематики возможно взимание платы, если требуется:

  • Срочное выполнение запроса (1-5 суток после обращения).
  • Копирование или переоформление справки взамен утерянной или испорченной по вине заявителя.
  • Изготовление нескольких дубликатов документов.

Как узнать родословную своей семьи и найти ее в архиве

Поиск тематической, библиографической, генеалогической информации относится к платным услугам. Поэтому перед тем как обращаться в архив, найдите его сайт, убедитесь в наличии необходимых документов и ознакомьтесь с прейскурантом.

Сотрудники архива помогут с поиском информации, если ваш запрос будет содержать следующие сведения:

  • ФИО гражданина или название учреждения, запрашивающего данные.
  • Обратный адрес.
  • Четко сформулированная тема: что конкретно вы хотите узнать, какие данные у вас уже есть.
  • Регион и период поиска. Искать конкретного человека по всем материалам бессмысленно, но просьба найти сведения при ограничении районом и временными рамками выполнима.

Если в вашем запросе не будет этой информации, то ответить на него не смогут. Также не стоит спешить и требовать данные сразу о всем роде. Продвигайтесь в своих исследованиях постепенно, от человека к человеку.

Если на ваше письмо длительное время нет реакции, стоит позвонить в архив и уточнить, пришел ли ваш запрос. А потом еще несколько раз созвониться с сотрудниками и узнать, как проходит поиск информации. В некоторых случаях это сокращает время ожидания ответа.

Изучение родословной – увлекательный процесс, напоминающий детективное расследование. Пройдя через все его этапы, вы узнаете много нового о самом себе, своих предках и истории страны.

И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram. Также наше сообщество есть в Telegram.

Читайте также: